Кто такие мушкетеры? Кто становился мушкетером? Прототипы героев романа Дюма "Три мушкетера" и что в романе правда, а что вымысел? Автор и ведущий программы, историк Сергей Виватенко.
Значение слова «мушкетёры»
В XVII веке в западноевропейских армиях вооружённые мушкетами пехотинцы — мушкетёры — составляли до половины от общей численности вооружённых сил. 14 марта 1844 года в парижской газете "Эпоха" были напечатаны первые главы романа Александра Дюма "Три мушкетера". Радио Sputnik, 14.03.2023. Глядя кино с д’Артаньяном, трудно было не задуматься — кто такие эти мушкетёры короля, что ходят без мушкетов и весь день свободно шляются по городу, и почему. В этом выпуске окинем кратким взглядом историю Франции и расскажем о жизни и деятельности элитного военного подразделения мушкетеров, которое играло важную роль в политической и социальной жизни стран.
Задаю себе вопрос
Всё верно: и гвардейцы, и мушкетёры несли службу непосредственно при дворе короля. Мушкетёры — в XVI—XVII веках солдаты вооружённые мушкетами (двойными аркебузами), как правило с фитильным замком, который из-за своей мощности позволял вести огонь только. начала 19 вв. название большой части пехоты, вооружённой кремнёвыми ружьями, по традиции именовавшимися мушкетами. Мушкетёры (мушкетеры) – это историческая группа французских военных, служивших во времена французского короля Людовика XIII и Людовика XIV. Тема этого выпуска программы: Мушкетеры. Кто такие мушкетеры? Кто становился мушкетером? Прототипы героев романа Дюма "Три мушкетера" и что в романе правда. Обычно мушкетеры несли службу внутри дворца, сопровождали короля во время выездов, прогулок.
Зачем Екатеринбургу мушкетеры?
Что тебе нравится в своем герое? Его наивность, открытость, правдивость. Если он не прав, он признает это сразу. И спрашивает: "Что сделать, чтобы все исправить? Он все время куда-то летит. Мне это нравится. Я тоже не люблю сидеть на месте. Есть такое выражение "активно ждать". Так вот оно не про меня. Про меня - "активно действовать". Я, как и мой герой, жадный до жизни.
Если постоянно откладывать, можно ведь и не успеть ничего. Я сто раз об этом думал: живешь-живешь, потом бах - и тебе 60 лет, а ты ничего не сделал. Надо все делать, как в последний раз. А есть что-то, что тебе в твоем герое не нравится? Или это герой мечты? Кумир из детства? Может быть, ты представлял себя на его месте, когда был маленьким? Я почему-то себя Арамисом представлял смеется. А что не нравится в д,Артаньяне... Он сначала делает, потом думает.
Эта черта нехорошая. С другой стороны, именно так он и получает важный жизненный урок. Начинает понимать, что все сложнее, чем кажется на первый взгляд. Как ты относишься к стереотипу - зачем ставить "Мушкетеров", когда есть фильм Юнгвальда-Хилькевича. А Михаила Боярского переиграть нельзя. Я не ставлю себе цели переиграть Боярского. Есть Боярский, а есть Бурукин. Я просто делаю то, что считаю нужным. Это дело критиков - обсуждать и сравнивать. К самому фильму я отношусь очень положительно.
Хотя там мало фехтования смеется. У вас, я так понимаю, его много. Расскажи, почему для тебя это так важно? Во-первых, фехтование - та же метафора. Наши диалоги в идеале должны быть такими же, как наши драки. Резкими, ранящими, острыми. Во-вторых, я этому самому фехтованию научился. Его преподают в вузе. Но то, что я умел после такого преподавания, можно сравнить с чтением по букварю. Благодаря Андрею Рыклину я "читаю запоем", а иногда и сам сочиняю смеется.
Я развил себя, как фехтовальщик. Мой профессонализм увеличился. Теперь я могу сказать - а я еще и так могу. И эдак. В моей профессии это очень важно. Ты еще и ставишь хореографию в этом спектакле. Как такое возможно? Я 13 лет занимался танцами - бальными в том числе. Джазом, модерном, работал в балете "Тодес". С недавнего времени начал сам преподавать бальные танцы.
У меня много хороших знакомых в этой среде: Олег Глушков, Егор Дружинин... Я снимался в картине Егора "Первая любовь" вместе с Юлей Савичевой и играю в его спектакле "Всюду жизнь". У него везде танец - один из смыслообразующих элементов действия. Но ведь есть разница - заниматься танцами и ставить их. Да нет. Нет разницы.
Вооружение мушкетера Вооружение мушкетера Но по-настоящему элитной эта часть королевской армии стала лишь в 1634 году, когда роту возглавил лично Людовик XIII. Гасконский граф Де Труевиль, известный нам по книге как граф Де Тревиль, получил чин капитан-лейтенанта. Начиная с этого момента, попасть в мушкетерскую роту для юного дворянина уже само по себе становилось поводом для гордости всей семьи. Нужно отметить, что уже к 40-м годам XVII века значительную часть роты мушкетеров составляли гасконцы, что неудивительно, ведь Гасконь по праву считалась «кузницей военных кадров». В скором времени, служба в рядах мушкетеров стала настолько престижной, что туда старались попасть представители дворянских семейств из других государств. Так, например, среди мушкетеров служил Ян Собеский, ставший впоследствии королем Польши. Утверждение новой униформы, 1688 год Утверждение новой униформы, 1688 год Но и недоброжелателей у элитных мушкетеров было в избытке. Опасаясь заговоров и желая укрепить свое положение кардинал Мазарини, приемник кардинала Ришелье, в 1646 году расформировывает роту. Однако разгоревшаяся смута т.
Чем, на твой взгляд, версия режиссера Андрея Рыклина будет отличаться от сотен других инсценировок романа Дюма? Первое отличие - это фехтование. Ни в одном театре вы не увидите постановки с таким количеством драк на шпагах. Кроме того, сама техника фехтования уникальна. Андрей ведь не только режиссер, он еще и педагог по сценическому фехтованию. Но главное, конечно, не это. Роман Дюма до конца еще не разгадан. Лично я считаю, что это глобальное произведение. Политическое и очень актуальное сегодня. Что ты имеешь в виду? Все привыкли думать, что "Три мушкетера" - это такая сказочка. У романа есть реальная историческая подоплека. Когда я читал книги о том времени, много чего нового узнал. Дюма, конечно, что-то придумал, но суть осталась. Не будь его, не было бы борьбы де Тревиля и кардинала за влияние на короля. Ведь кто тогда управлял страной? Формально - король, а фактически - кардинал. Помимо войны с Англией, Францию раздирала внутренняя борьба. С одной стороны, кардинал с его гвардейцами, с другой - Тревиль с мушкетерами. Цель у обоих была одна и та же - влияние на короля. Сейчас похожие вещи происходят у нас в стране. Ведь кто такие мушкетеры? По сути королевский спецназ. Люди по блату. У нас в стране их полно. Так или иначе, а "Три мушкетера" - роман и развлекательный тоже. Зритель пойдет смотреть спектакль, надеясь увидеть историю любви и дружбы... Тем, кто непременно ждет любовных историй, скажу: любовь - одна из главных составляющих и романа Дюма, и нашего спектакля. Тут такой масштаб чувств! И мы, надеюсь, сумеем его продемонстрировать публике. Хороши сцены встречи Миледи и Атоса спустя 10 лет. Я, кстати, верю в такую любовь и желаю ее нашему поколению. И такой дружбы, как у мушкетеров, желаю... Это же так важно, когда люди готовы отдать жизнь за друга, за любимую, за честь, за долг, за правду. Жаль, что сегодня все это куда-то ушло, мы стали забывать, как именно надо жить, любить и дружить. Наш спектакль, надеюсь, будет напоминанием. Ты сравниваешь, как любили-дружили-жили тогда и сейчас. Не веришь в свое поколение? А какие у нас сейчас ценности? Если отношения, то сразу постель. Если цель, то непременно кредит на дорогую машину. Главное - выставить себя напоказ. Мол, смотрите, какой я крутой. Я считаю, моему поколению пропагандируют ложные ценности. Есть очень хорошие, добрые и образованные люди. Но они в тени. Что тебе нравится в своем герое? Его наивность, открытость, правдивость. Если он не прав, он признает это сразу. И спрашивает: "Что сделать, чтобы все исправить? Он все время куда-то летит. Мне это нравится. Я тоже не люблю сидеть на месте. Есть такое выражение "активно ждать". Так вот оно не про меня. Про меня - "активно действовать". Я, как и мой герой, жадный до жизни.
Но захватывающие детали изложим опять-таки чуть позже, а пока расскажем о дальнейших карьерных успехах нашего героя. Фридрих Великий В 1740 году на прусский престол взошел кронпринц Фридрих, впоследствии названный Фридрихом Великим. Он считал себя философом и поэтом и обожал всё французское, даже писал на французском стихи. Править сочинения королю помогал вездесущий Вольтер. Он не гнушался прямой лестью — писал Фридриху хвалебные послания, называл его «северным Соломоном» — и был призван в Берлин и приближен ко двору. Некоторое время спустя Фридрих вознамерился перестроить свою академию наук на манер французской и, с подачи тогда еще благосклонного Вольтера, пригласил на должность ее президента Мопертюи. После недолгих переговоров тот согласился заняться академией и вскоре прибыл в Берлин, хотя не горел желанием особо там задерживаться. В 1741 году Фридрих затеял небольшую войнушку с Австрией и, заскучав на передовых позициях без интеллектуального общества, велел Мопертюи присоединиться к нему. Тот послушался — и в ходе ближайшего сражения попал в плен. Австрийские гусары обчистили его карманы, и дело могло бы обернуться совсем худо, если бы его не узнал австрийский генерал, который распорядился с почетом и под охраной отправить пленника в Вену. Эрцгерцогиня Мария-Терезия обошлась с ним очень ласково и вскоре отпустила с миром в Берлин. Разозленный и разобиженный на Фридриха за это приключение, Мопертюи отказался дальше заниматься его академией и вернулся в Париж. Он ожидал, что его встретят насмешками, но всё вышло наоборот. Его приняли если не как героя, то всё же с некоторым почетом. Пьер Луи расслабился и стал рассказывать о своих приключениях в плену в юмористических тонах, с гордостью демонстрируя усыпанные бриллиантами часы, подаренные эрцгерцогиней взамен отобранных гусарами. И тут выяснилось, что открылась вакансия в «большой» Французской академии. Она была создана в первую очередь для кодификации и охраны французского языка; с легкой руки кардинала Ришелье ее членов называют «бессмертными». Здесь может возникнуть путаница с Академией наук, но это два разных учреждения. Во Французскую академию, как правило, принимали литераторов и лишь изредка ученых, но друзья уговорили Мопертюи предложить себя в качестве кандидата, уверяя, что у него есть все шансы. И оказались правы. При их активной поддержке в 1743 году Мопертюи стал «бессмертным». А вот Вольтера годом раньше на выборах провалили. У него появилась еще одна причина для нападок на своего бывшего приятеля. А тут как раз подвернулся и подходящий повод. Коллега по Парижской академии наук швейцарский математик Иоганн Самуэль Кёниг, которого Мопертюи когда-то порекомендовал в учителя маркизе дю Шатле, а потом принял в свою Берлинскую академию в качестве иностранного члена, вдруг заявил, что видел письмо Лейбница, в котором тот сформулировал принцип наименьшего действия задолго до Мопертюи. Вольтер не упустил такой случай и тут же тиснул памфлет чуть ли не с обвинениями в плагиате. Предъявить оригинал этого письма Кёниг не смог, но памфлет известного скандальным нравом вольнодумного француза вызвал оживленные дебаты. Оказавшийся тогда в Берлине Мопертюи, естественно, жутко возмутился, что пригрел на груди даже не одну, а двух змей, и бросился за защитой к величайшему математику того времени Леонарду Эйлеру, который своим авторитетом подтвердил его приоритет, опубликовав на латыни двадцатистраничное опровержение клеветы. Не остался в стороне и Фридрих, который строго отчитал Вольтера, тоже пребывавшего тогда в Берлине. Вольтер не угомонился, это было не в его характере. У него был не такой уж редкий, но контрпродуктивный дар наживать себе могущественных врагов. А тут ему подвернулся недавний опус Мопертюи на почти трехстах страницах под названием «Эссе о космологии». В нем автор в очередной раз доказывал, что не только все законы физики, но и все химические элементы созданы Господом с определенной целью, в том числе для процветания человека. В скобках отмечу, что апологеты антропного принципа, утверждающие, что резонансный уровень атома углерода 7,82 МэВ как бы специально подобран так, чтобы производить необходимое для жизни количество углерода 1 , могут считать Мопертюи своим предтечей. Подделав выдававшееся только королем разрешение на публикацию, в 1751 году Вольтер тиснул желчное сочинение под названием «Диатриба доктора Акакия, врача Папы», где на шестидесяти страницах вволю поиздевался над Мопертюи лично, его методом руководства Берлинской академией и особенно над его взглядами. Пушкин в одной из своих заметок называл эту книгу самой язвительной из сатир Вольтера. Фридрих пришел в ярость. Александр Сергеевич так описывает дальнейшие события: «Сатира, по повелению Фридерика, сожжена была рукою палача. Вольтер уехал из Берлина, задержан был во Франкфурте прусскими приставами, несколько дней находился под арестом... Пушкин был точен в деталях. Фридрих действительно приказал палачу публично сжечь конфискованные экземпляры «Диатрибы», причем на церковной площади в день Рождества. На коробочке с горсткой собранного пепла, которую король послал Мопертюи, он приписал: «Этот порошок вас взбодрит». Мопертюи был тогда тяжело болен. Вероятно, во утешение Фридрих даже посвятил Мопертюи оду с бездонно глубоким подзаголовком «Жизнь есть сон». Ее прозаический перевод вошел в сборник «Читалагайских од» Державина, причем поэт опирался не на французский оригинал, а на немецкий перевод. Про знаменитого физика Гавриил Романович явно никогда не слышал и переделал его имя на свой лад 2. К тому же второпях то ли автор, то ли наборщик спутал последовательность букв. Так в русской литературе появился псевдодревний псевдогрек: «О Мовтерпий, дражайший Мовтерпий, как мала есть наша жизнь! Цвет сей, сегодня блистающий, едва только успел расцвесть, завтра увядает. И тому подобное. Мопертюи болел часто, но в короткие периоды улучшения все-таки выполнял поручения прусского короля. Северный климат не шел Мопертюи на пользу, и в 1756 году он уехал в родной городок, оставив академию на попечение Эйлера. Почти сразу после его отъезда началась Франко-прусская война, в итоге продлившаяся семь лет. На Пьера Луи война подействовала угнетающе, ведь он был близок к королям обеих враждующих держав. Бодрости духа такое положение дел больному не добавляло. Вскоре он отправился на юг Франции, в Бордо, откуда регулярно переписывался с оставшимся в Берлине Эйлером, который рассказывал ему о положении дел в академии и военных действиях; однажды даже пожаловался, что пруссаки заставляют его переводить с русского на немецкий перехваченные ими письма, адресованные во Францию. Даже больным Мопертюи продолжал писать о своем принципе. Его должно было порадовать сообщение Эйлера о том, что восходящая звезда французской математики молодой Жозеф Луи Лагранж вывел его принцип за узкие рамки дифференциального исчисления и сформулировал в строгом виде, сделав частью исчисления вариационного. Хворающий, неприкаянный, так и не обзаведшийся семьей Мопертюи мечтал добраться до Италии, где надеялся поправить здоровье; доехал до Тулузы, но потом решил отправиться в Берлин. По дороге он ненадолго остановился в швейцарском Нёшателе, где ему стало совсем худо.
Где и когда впервые появились мушкетеры
Тема этого выпуска программы: Мушкетеры. Кто такие мушкетеры? Кто становился мушкетером? Прототипы героев романа Дюма "Три мушкетера" и что в романе правда. Кто такие мушкетеры? Кто становился мушкетером? Прототипы героев романа Дюма "Три мушкетера" и что в романе правда, а что вымысел? Воодушевленный недавней статьей по творчеству Дюма, решил потратить некоторое время и в результате получил ответ на вопрос «Почему мушкетеры не такие мушкетеристые»? Во времена трёх мушкетёров игра в бильярд происходила на столах, не отличающихся внушительными размерами.
Дмитрий БУРУКИН: "Мушкетеры - королевский спецназ!"
В трубу вкладывали пулю или стрелу, дальше идея, я полагаю, понятна — изменили метод метания с тетивы на порох, оставив метод спуска прежним. Технически разницы между мушкетом и аркебузой практически никакой, по назначению же — примерно как между охотничьим ружьём и противотанковой винтовкой. Аркебуза появилась раньше и предназначалась как для охоты, так и для отстрела оборзевших недругов. Когда обнаружилось, что недруги закованы в сталь, то стали наращивать калибр, и так появился мушкет.
Ранний ствол мушкета изготовлялся из железного листа, который сгибали в трубу и заваривали кузнечной проковкой стык, затем заклёпывали один конец и сверлили запальное отверстие. Очевидно, что металл там был ужасающего качества учитывая, что осилить плавку железа в те времена не могли, всё оружие было кованым , железо было мягким чтобы в случае разрыва ствола было поменьше осколков , и разнообразные проблемы эксплуатации делали это оружие весьма негламурным. Порох представлял собой пороховую мякоть — сиречь измельчённые в пыль серу, селитру и уголь.
Понятное дело, этот порох очень страдал от влажности и не всегда загорался, обеспечивая множество осечек. Замок представлял собой рычаг с фитилём, который надлежало раздувать, дабы он не затух. Никакой речи о том чтобы стрелять в дождь идти не могло — порох отсыревал в момент.
Чуть позже от пистолетов к мушкетам перешел путем небольшой мутации из двух видов в один кремневый замок со всей своей гарнитурой. Качество ствола улучшилось, но самое главное — улучшился порох, ибо умные головы придумали сделать его гранулированным для чего он подвергался горячему прессованию в блин, а затем дробился на гранулы, которые затем сортировали: что покрупней — артиллеристам, что помельче — пехоте. Также качественно изменился состав пороха, от чего тот стал раза так в два мощнее.
Тяжелые доспехи стали исчезать, а следовательно, слонобойные калибры стали не нужны, и мушкет начали стремительно облегчать, снизив массу с пяти-семи кило до трёх-четырёх. На этом же этапе он обзавелся штыком и избавился от сошки, а заодно и от строя пикинеров перед мушкетёрами, задачей которых было не пускать никого в ближний бой к стрелкам, пока те перезаряжаются. По-русски это уже фузея [1].
И, наконец, последняя трансформация настигла мушкетёров в виде оружейной реформы, согласно которой мастерские, ранее делавшие мушкеты как бог на душу положит, теперь обязаны были делать их по образцу, представленному государством, а приёмка оружия сопровождалась испытаниями. Стандартизация сделала части мушкетов взаимозаменяемыми, упростила их изготовление, ввела некоторое единообразие и нормализовала более-менее баллистические качества, в результате чего линейная пехота начала стрелять немножко эффективнее, чем раньше. А ещё, века этак с пятнадцатого, существовала также такая интересная штука, как винтовальный штуцер то есть винтовка , делавшийся из мушкета при помощи копира деталь копировального станка, передающая движение инструменту, воспроизводящему нарезку по шаблону и однозубого резца.
В результате в стволе мушкета появлялись нарезы, в которые пулю надлежало забивать целую минуту с помощью шомпола и молотка.
Просто для справки: на весь этот шик тратилось денег размером с военный бюджет. Тут имеются в виду не только шмотки, но и балы и прочая роскошь. Однако следует учесть, что всё это финансировалось из государственного кармана, ибо зарплата, точнее содержание. В описываемое Дюма время, к примеру, Франция коллективно пухла с голоду.
Да, собственно, учитывая масштабы коррупции чтобы государственная машина хоть как-то работала, пришлось создать дублирующую систему , разнузданность дворянства и зажимание граждан низшего сорта в тиски совершенно чудовищных поборов, не удивительно, что от добровольцев в армию отбою не было — это был, по сути дела единственный шанс для очень многих хоть как-то выжить. Более того, мелкие дворянчики были рады даже вакансии офицера в обычном полку, а то и вербовались в иноземные войска. Аналогичная ситуация была в свое время в Англии, но там очень вовремя навели некоторое подобие порядка. Педаль в пол давила Испания — из-за переизбытка дворян знаменитые терции в значительной степени состояли из полунищих идальго. Воевали же королевские мушкетёры, не как пехота, а как драгуны, обученные не только стрелять из мушкетов, но и проводить настоящие кавалерийские атаки с тяжёлыми боевыми шпагами, которыми можно не только фехтовать, но и благодаря весу рубить с коня.
Где встречается link Немецкая группа, русская песня, французские мушкетёры. Мушкетёры в романах Дюма — кодификатор. Справедливости ради следует заметить, что королевские мушкетёры были чем-то средним между преторианцами и церемониальными войсками — но в любом случае они задавали тон в моде тех времен. На их фоне обычные мушкетёры — линейная пехота — смотрелись серым пушечным мясом. И вообще «королевские мушкетеры», несмотря на название, были скорее драгунами — ездящей на лошадях и сравнительно легко вооруженной пехотой.
А вот капитан Алатристе был как раз аркебузиром в испанской пехотной терции. Испанцы так называли застрельщиков с облегченными ружьями, дополнявших пикинеров и обычных мушкетеров. Народ туда выбирали более решительный и смекалистый, а капитан еще и знатным фехтоващик. Служил бы раньше — мог бы оказаться мечником-родельерос. Поэтому часто Алатристе и его товарищи выполняют диверсионные задачи порой далеко не на полях сражений , где есть место и бою на шпагах.
А тут вообще осталось в основном название.
И мушкетер вовсе не обязательно яркий красавец, джентльмен и герой-любовник. Слово мушкетер пошло от французского mousquetaire. Так, начиная с XVI века, назывался солдат, вооруженный мушкетом. У мушкетера была перевязь с 12 натрусками от глагола натрусить — насыпать : в одной была пороховая мякоть для передачи огня заряду, а в остальных — сами заряды.
На перевязи еще был мешок с пулями и фитиль.
Его служба окончилась в 1643-м, когда Атос был убит на дуэли вблизи рынка Прэ-о-Клер. Граф де Ла Фер — это настоящее имя Атоса — никакого отношения к мушкетеру не имел.
Более того, историки не смогли найти ни одного человека с такими же инициалами. Он отличался от остальных мушкетеров-гасконцев еще и продолжительностью жизни: 95 лет для того времени — далеко не шутки. Роту Порто расформировали 1646-м.
В 1650-м он уехал обратно в Беарн, где получил должность начальника арсенала крепости Наварран. Валлон, Брасье и Пьерфон — это названия владений во Франции, которые никакого отношения друг к другу не имеют. О нем почти ничего не известно: служил в роте, потом по состоянию здоровья покинул ее и вернулся на родину в Гасконь, где и женился.
Дальнейшая его судьба остается в тени. Он родился в 1611 году в Гасконии, к 30-м годам перебрался в Париж и поступил в мушкетерскую роту. Чуть позже мушкетер познакомился с Мазарини и стал его мелким помощником.
У реального прототипа героя Дюма и правда сложилась блестящая военная карьера, только вот он не отличался ни умом, ни хитростью персонажа. А вы читали знаменитые романы Дюма о мушкетерах?
Кто такие мушкетеры?
- Мушкетеры. Кто такие мушкетеры?
- Ассоциации для слова "мушкетёры"
- Из Википедии — свободной энциклопедии
- Мушкетёр — Неолурк, народный Lurkmore
Чем сейчас занимаются мушкетеры?
Когда будущему графу де Тревилю да, он вполне реальный исторический персонаж после осады Монтобана предложили чин прапорщика в Наваррском полку, он отказался, оставшись в перспективном гвардейском, где уже служил, — с надеждой когда-нибудь заслужить аналогичную должность среди мушкетеров. Этот случай показывает, насколько в действительности элитной считалась принадлежность к мушкетерам. А еще — романтизм и преданность графа де Тревиля, конечно. Он, кстати, свою мечту исполнил и закончил службу в должности капитана мушкетеров, заняв ее после самого Людовика XIII. Он, к слову, списан с одноименного исторического прототипа, который после де Тревиля тоже стал командиром мушкетеров. Мальчиков, набранных на службу, сначала 3—4 года обучали воинскому делу: учили фехтовать, стрелять, драться и вести боевые действия. Фраза эта относилась к навыкам стрельбы его подчиненных.
Они были настолько известны, что представители других государств отправляли своих военных пройти «стажировку» у мушкетеров. Так, в королевских мушкетерах некоторое время состоял Ян Собеский — польский полководец, ставший в 1674 году королем Речи Посполитой. В России мушкетерские полки были сформированы в 1756 году по приказу императрицы Елизаветы Петровны. Они не выполняли таких же функций, как и при французском дворе, оставаясь всего лишь элитной частью армии. Последние взлеты и падение Мушкетеры были для французской короны и секретной службой, и влиятельным военным подразделением, и правоохранительными органами. Вскоре после основания отряда появился второй аналогичный — гвардия кардинала Ришелье.
После смерти Ришелье новый кардинал, Мазарини, захотел подчинить себе мушкетеров, игравших роль противовеса кардиналу и его гвардейцам. Однако де Тревиль не захотел передать свою роту под командование племянника Мазарини. Пользуясь малолетством короля Людовика XIV, кардинал заявил, что средств у казны не хватает, и в 1646 году… распустил роту. Через 11 лет он воссоздал ее, все же отдав племяннику. Формально подчиненный кардиналу, де-факто лейтенант а затем и капитан был предан королю.
Главным отличие от личной гвардии Генриха было вооружение — более современные мушкеты вместо карабинов — и хорошая подготовка. Мушкетёры короля должны были одинаково метко стрелять и лихо фехтовать. От них требовалась идеальная физическая форма и бесконечная преданность королю. Мушкетёры короля должны были отлично стрелять, отлично фехтовать и быть абсолютно бесстрашными. Именно по этим критериям в королевские мушкетёры отбирали, во-первых, очень молодых дворян, во-вторых, из очень хороших, зарекомендовавших себя как всегда хранивших свою честь и преданностью королю семей, в-третьих, лучше с окраин — амбициозность и отсутствие связей со знатью центральной Франции были лучшей рекомендацией того, что мушкетёры на службе будут из шкуры вон вылезать. Хотя непосредственно службу королевским мушкетёрам доводилось нести далеко не каждый день, ожидалось, что свободные дни они будут тратить на то, чтобы поддерживать форму. Возможно, именно поэтому книжный Людовик сквозь пальцы смотрит на то, что его мушкетёры нарушают запрет на дуэли — ведь смертельная схватка подготовит их к настоящему сражению за короля лучше, чем дружеские поединки. Понятно также, почему в книге на каждого из положительных героев врагам приходилось нападать скопом, чтобы одолеть — ведь королевские мушкетёры были лучшими бойцами страны, чем-то вроде спецназа по уровню крутости. Три мушкетёра побеждали почти всех на своём пути не потому, что автор был далёк от реализма, а из-за того, что других в мушкетёры короля не брали. Самые современные и самые модные У мушкетёров короля была самая красивая во Франции форма — по желанию самого короля. Она представляла из себя лазоревую ярко-голубую накидку, расшитую серебряными галунами и большими белыми крестами. Крест нашивали из бархата, чтобы он красиво мерцал, и украшали золотыми королевскими лилиями на концах что больше не позволялось никому и алыми трилистниками в сердцевинке. Все королевские мушкетёры должны были ездить на «серебряных» — то есть серых в яблоко или белых — конях, поэтому в народе роту прозвали «Серыми мушкетерами». Во время выездов мушкетёры короля были вооружены до зубов. Во-первых, конечно, мушкет и два пистолета. Во-вторых, шпага на случай схватки на земле и палаш — если придётся сражаться верхом. В-третьих, дага — кинжал для левой руки, тоже для схватки на шпагах. Ну и, конечно, буйволовая перевязь, увешанная мешочками с пулями и порохом. Вооружение мушкетера.
Нету времени, мы все опаздываем, бежим, а хотелось бы, чтобы был один за всех, и все за одного", - говорит Валентин Юдашкин. Почти четыре тысячи мушкетеров по всему миру за полвека: присягнули на верность ордену "чести, доблести, отваги" и князь Монако Альбер Второй, и король Швеции Карл 16-й, и актер Леонардо Ди Каприо. Сегодня они чествуют своего короля. И вот сегодня — одного из самых достойных, Олега Табакова мы будем посвящать. Но вот все должно быть наоборот — это он может сыграть", - говорит Михаил Боярский. Сегодня эпопея с мушкетерами возвращается, только теперь вы и сами — мушкетер", - обратился ведущий церемонии к Олегу Табакову. Оружием героев были не шпаги, а визитные карточки, разговоры в полтона и тихий звон бокалов, скрепляющий новые договоренности между российскими и французскими мушкетерами. И даже трудности перевода обратили в язык дипломатии.
Тут, как водится, греховодники стали валить вину один на другого. Мопертюи, откровенно писавший маркизе дю Шатле из Лапландии о своей тамошней возлюбленной, заявил, что одна из скандалисток — дочь шведского негоцианта, а не его походно-полевая жена, которая осталась горевать дома. Алексис Клеро тоже открестился, и всё свалили на безответного художника экспедиции, который якобы наврал девицам с три короба о своем богатстве, хотя был беден как церковная мышь, и убедил, что все парижане сплошь богачи. В конце концов эта история завершилась более или менее благополучно — одну из девиц отправили в монастырь, а другую находчивый остроумец Мопертюи пристроил компаньонкой к одной из своих бывших любовниц. Следующие лет пять Пьер Луи провел в приятной праздности, купаясь в лучах славы, пописывая изящные литературные поделки и не помышляя о науке. Но тут что-то заставило его встрепенуться, и он внезапно решил заняться совершенно новой для себя темой — преломлением света. Он, конечно, знал о наблюдениях Пьера де Ферма, который еще около 1650 года установил свой принцип наименьшего времени: из всех возможных путей свет выбирает тот, где для его прохождения затрачивается минимальное время. Знал он и о результате своего коллеги по экспедиции Клеро, который установил, что закон тяготения Ньютона применим и к преломлению света. Знал и о том, что без помощи состарившегося Иоганна Бернулли вряд ли справится с математическими сложностями, — но всё же рискнул вторгнуться в эту новую для себя область. У него была грандиозная идея и гораздо более квалифицированный наставник, чем базельский старец: сам Господь! Похоже, у Мопертюи, как и у его вдохновителя Исаака Ньютона, с годами крыша сдвинулась от физики к метафизике и теологии. Он уверовал, что «законы, которым Природа следует по воле высшего Разума и являет себя нам согласно Его воле, всегда действуют так, чтобы все процессы протекали простейшим образом». В другой статье, озаглавленной «Гармония различных законов природы, представлявшихся доселе несовместимыми», он, похоже, впервые вводит понятие действия для процесса преломления, которое для этого случая определил как произведение скорости света на длину пути. Но это было лишь началом. Его целью было обобщить свой принцип на все механические явления. Природа, по его мнению, была «экономной», вела себя так, чтобы «расходы» были минимальны, — и он поставил себе цель объяснить, почему это так. Любопытной особенностью принципа Ферма, как и принципа наименьшего действия, является то, что эти принципы вроде бы представляются телеологическими — преследующими определенную заданную цель. Каждая частица света если следовать корпускулярной теории Ньютона должна заранее «знать», куда она должна попасть, чтобы потратить на это минимум времени. Мопертюи всячески подчеркивал методологическую роль «конечной цели» в установлении законов физики. Ответ на вопрос, почему частицы света ведут себя именно так, был ему кристально ясен — так повелел Господь. Он всегда знает конечную цель, и всё в природе подчиняется Его воле. Гармония этих атрибутов столь совершенна, что все природные явления можно вывести одно из другого, если рассматривать их по отдельности. Слепая механика с необходимостью подчиняется замыслу самого просвещенного и самого свободного Разума», — писал Мопертюи. Или: «... Он уверял, что своим принципом наименьшего действия решал триединую задачу: открывал истинные замыслы Господа, применял эти замыслы для решения конкретных проблем и пытался понять, в чем состоит смысл этих проблем. Со временем ярый безбожник Вольтер врезал ему по первое число. Ничего не забыл: ни всеведущего боженьку, ни связь со своей возлюбленной, ни путешествие в Лапландию. В последнем случае он поступил просто — взял свой панегирик, где называл Мопертюи «современным аргонавтом», и поменял в нем лишь последние строки, написав: «... А в 1752 году довольно издевательски описал экспедицию в повести «Микромегас», где с ее участниками беседует гигантский пришелец с планеты, вращающейся вокруг Сириуса. В общем, Вольтер сменил милость на гнев. И Мопертюи ощутил его на себе в полной мере... Но захватывающие детали изложим опять-таки чуть позже, а пока расскажем о дальнейших карьерных успехах нашего героя. Фридрих Великий В 1740 году на прусский престол взошел кронпринц Фридрих, впоследствии названный Фридрихом Великим. Он считал себя философом и поэтом и обожал всё французское, даже писал на французском стихи. Править сочинения королю помогал вездесущий Вольтер. Он не гнушался прямой лестью — писал Фридриху хвалебные послания, называл его «северным Соломоном» — и был призван в Берлин и приближен ко двору. Некоторое время спустя Фридрих вознамерился перестроить свою академию наук на манер французской и, с подачи тогда еще благосклонного Вольтера, пригласил на должность ее президента Мопертюи. После недолгих переговоров тот согласился заняться академией и вскоре прибыл в Берлин, хотя не горел желанием особо там задерживаться. В 1741 году Фридрих затеял небольшую войнушку с Австрией и, заскучав на передовых позициях без интеллектуального общества, велел Мопертюи присоединиться к нему. Тот послушался — и в ходе ближайшего сражения попал в плен. Австрийские гусары обчистили его карманы, и дело могло бы обернуться совсем худо, если бы его не узнал австрийский генерал, который распорядился с почетом и под охраной отправить пленника в Вену. Эрцгерцогиня Мария-Терезия обошлась с ним очень ласково и вскоре отпустила с миром в Берлин. Разозленный и разобиженный на Фридриха за это приключение, Мопертюи отказался дальше заниматься его академией и вернулся в Париж. Он ожидал, что его встретят насмешками, но всё вышло наоборот. Его приняли если не как героя, то всё же с некоторым почетом. Пьер Луи расслабился и стал рассказывать о своих приключениях в плену в юмористических тонах, с гордостью демонстрируя усыпанные бриллиантами часы, подаренные эрцгерцогиней взамен отобранных гусарами. И тут выяснилось, что открылась вакансия в «большой» Французской академии. Она была создана в первую очередь для кодификации и охраны французского языка; с легкой руки кардинала Ришелье ее членов называют «бессмертными». Здесь может возникнуть путаница с Академией наук, но это два разных учреждения. Во Французскую академию, как правило, принимали литераторов и лишь изредка ученых, но друзья уговорили Мопертюи предложить себя в качестве кандидата, уверяя, что у него есть все шансы. И оказались правы. При их активной поддержке в 1743 году Мопертюи стал «бессмертным». А вот Вольтера годом раньше на выборах провалили. У него появилась еще одна причина для нападок на своего бывшего приятеля. А тут как раз подвернулся и подходящий повод. Коллега по Парижской академии наук швейцарский математик Иоганн Самуэль Кёниг, которого Мопертюи когда-то порекомендовал в учителя маркизе дю Шатле, а потом принял в свою Берлинскую академию в качестве иностранного члена, вдруг заявил, что видел письмо Лейбница, в котором тот сформулировал принцип наименьшего действия задолго до Мопертюи. Вольтер не упустил такой случай и тут же тиснул памфлет чуть ли не с обвинениями в плагиате. Предъявить оригинал этого письма Кёниг не смог, но памфлет известного скандальным нравом вольнодумного француза вызвал оживленные дебаты. Оказавшийся тогда в Берлине Мопертюи, естественно, жутко возмутился, что пригрел на груди даже не одну, а двух змей, и бросился за защитой к величайшему математику того времени Леонарду Эйлеру, который своим авторитетом подтвердил его приоритет, опубликовав на латыни двадцатистраничное опровержение клеветы. Не остался в стороне и Фридрих, который строго отчитал Вольтера, тоже пребывавшего тогда в Берлине.
Новый покупатель
- Почему королевских мушкетеров не жаловали французы, а Дюма сделал из них героев
- Где жили три мушкетера (четыре, конечно), и какими они были на самом деле?
- Где жили три мушкетера (четыре, конечно), и какими они были на самом деле?
- Кто такие три мушкетера
- Мушкетер наименьшего действия
Военный дом короля
- Мушкетёр — Неолурк, народный Lurkmore
- Какими были настоящие мушкетеры: почему француженки не любили фаворитов короля
- Что такое мушкетёры?
- Найдено книг по теме — 4