День Иверской иконы Божией Матери: о чем просить Богородицу 25 февраля. Иверская Икона Божией Матери Иверская икона достаточно большая – 137x87 см. У нее два оклада, которые меняют один на другой.
И́ВЕРСКАЯ ИКО́НА БО́ЖИЕЙ МА́ТЕРИ
По преданию, Иверская икона Божьей Матери, которая хранится сейчас в Иверском монастыре на Афоне, является списком с прижизненного изображения Богородицы. После молитвы перед иконой Божьей Матери Иверской случались многочисленные чудеса: исцеление хромых, слепых, болеющих. Иверская икона Божьей Матери: где находится, значение и история, о чем молятся перед ликом, сотворенные образом чудеса, иконография.
Иверская икона Божией Матери – в чем помогает?
Икона - окно в другое измерение. Какие тайны она хранит? По молитва Богородице останавливались войны, эпидемии, отступал голод и стихийные бедствия.
История, связанная с этим образом, не менее увлекательна, чем предыдущая. Было известно, что в Пятигорске есть образ, сохранившийся от старого разрушенного Спасского собора. Но где он хранится и что это за образ, были только догадки. По благословению владыки Феофилакта в собор был взят Иверский образ Божией Матери, хранившийся в Лазаревском храме. Когда его достали из кивота, обнаружили надпись, что этот образ был написан на Святой Горе Афон для пятигорского Спасского собора. В день Торжества православия очень торжественно в сопровождении духовенства, казачества, молящихся образ был доставлен из Лазаревского храма в Спасский кафедральный собор. Для Лазаревского храма был написан новый список. А правда ли, что второе название этой иконы, как мы все знаем, «Вратарница»?
Действительно ли она должна быть в каждом доме и для чего? Что касается того, что ее нужно повесить в определенное место или следует повесить именно такую икону, то, конечно, это глупость. Молись Богу, обращайся в своих молитвах к Пречистой Владычице Богородице. По этим молитвам Господь пошлет и мир, и духовное успокоение. Но это не значит, что нужно повесить именно какой-то образ. Очень легко заменить суть некоей видимостью, обрядом: сделай это — получишь то-то. Это нездоровая ситуация. Но если человеку нравится этот образ, ему легко раскрыть свое сердце в молитве перед ним, тогда, конечно, этот образ должен быть у него. Но он не должен быть где-то над входной дверью или на воротах загородного домика. Он должен быть там, где человек будет молиться перед ним.
Расскажите о них.
Но икона дважды покидала храм и оказывалась над вратами монастыря. Пресвятая Богородица, снова явившись преподобному Гавриилу, объяснила, что не монахи должны сторожить икону, а она является стражем монастыря. Вразумленная братия оставила икону Пречистой на месте, выбранном Ей Самой. Так икона получила название «Портаитисса», то есть «Вратарница» или «Привратница». Богородица по молитвам братии перед ее иконой много раз спасала монастырь от голода, пожаров, нашествия врагов. Со временем была построена специальная часовня у ворот, в которой икона пребывает по сей день. Иеромонах Ямвлих.
Благодаря этому до нас дошли все подробности истории появления образа в Москве. Укрепление греко-русских связей в конце XV - XVI веках вело к притоку из Греции, особенно с Афона, различных святынь и духовной литературы. Познакомившись с монахами-посланниками Иверского монастыря и узнав от них о чудотворной иконе, архимандрит Новоспасского монастыря Никон, будущий Патриарх Московский, попросил прислать ему список образа. Через год, 13 октября 1648 года икону уже встречали в Москве. В сопроводительных грамотах иверский игумен Пахомий подробно описал процесс создания иконы монастырским иконописцем Ямвлихом: «Вернувшись в свою обитель я собрал 365 братьев и сотворили великий молебен от вечера и до утра, а утром святили воду со святыми мощами, и той святой водой омывали святую и чудотворную древнюю икону Богородицы, и собрали ту святую воду в большой сосуд и ею омывали новую икону, которую я изготовил из кипарисового дерева, и вновь собрали ту святую воду. И так мы закончили святую литургию, и после литургии я вручил ту святую воду и святые мощи иконописцу преподобнейшему среди иеромонахов и духовных отцов господину Ямвлиху Романову, чтобы он, смешав святую воду и святые мощи с красками, написал святую икону, дабы все вещество святой иконы состояло из святой воды и святых мощей. И иконописец писал эту святую икону, принимая пищу лишь по субботам и воскресеньям, и со многим радением и бдением в великом молчании завершил ее. И все то время, пока писалась эта святая икона, мы с 365 братьями дважды в неделю пели великий молебен от вечера до утра и ежедневно служили святую литургию, пока не была завершена икона»[2].
По одной из версий после прибытия в Москву икона находилась в одной из церквей царского дворца. В 1654 — 1655 годах она сопровождала царя Алексея Михайловича в военном походе на Смоленск, тогда находившийся под властью Речи Посполитой. По возвращении из победоносного похода она была вложена царем в Смоленский собор Новодевичьего монастыря. Другая версия гласит, что сначала икона пребывала на подворье Иверского монастыря, потом в монастыре Святителя Николая «Большая глава», и по возвращении из похода была помещена при Воскресенских вратах Китай-города. Так икона вновь стала исполнять служение вратарницы, только теперь уже града Москвы. В конце XVIII века деревянная часовня была перестроена в камне, в 1929 году часовня вместе с воротами была разобрана. Список, выполненный в 1648 году не отличается от оригинала по размеру и основным чертам композиции. Но это и не точная копия: художник добавил изображения ангелов в углах средника и полуфигуры апостолов на полях.
Некоторые детали изображения воспроизводят особенности грузинского оклада начала XVI века, которым украшен оригинал. Этот список Иверской хранится в собрании Государственного Исторического музея, в наше время он несколько раз в дни празднования передавался в Успенскую церковь Новодевичьего монастыря для поклонения верующих. Второй список с Иверской был выполнен на Афоне около 1655 года по просьбе Патриарха Никона для основанного им Валдайского Иверского монастыря. Икона была изготовлена по размерам афонской и «тем же образом», что и список 1648 года. Патриарх приказал украсить новую икону сплошным золотым окладом с драгоценными камнями и финифтью по образцу оклада древней иконы.
Так повторилось несколько раз. Икону решили оставить у ворот и назвали Вратарницей, или Привратницей наименование «Иверская» она получила от имени обители. Первоначально образ находился в киоте непосредственно над входом в монастырь, однако позднее был помещен в часовню у ворот, где и пребывает сегодня. Богородица с матерью и бабушкой Икона Богородицы с матерью и бабушкой Эту икону можно часто встретить в греческих храмах. По преданию, бабушка Богородицы отличалась глубоким благочестием, и Марией Пресвятую Деву назвали именно в честь прародительницы. Слезы в день рождения Встреча у Золотых ворот. Такой иконописный сюжет распространен в Греции и Румынии. Авторство иконы принадлежит сербскому иконописцу Marija Cumic. Богородица изображена совершающей путь с котомкой «слингом» в которой несет Младенца. Список, освященный в 2020 году, находится в Успенской Феклиной пустыни под Козельском. История создания иконы необычна.
Православный календарь
- История Иверской иконы
- Икона Иверской Божьей Матери фото значение, в чем помогает
- Праздник Иверской иконы Божией Матери в 2024 году — как появился образ
- Помощь телеканалу
Виртуальная экскурсия
- Православный календарь
- История Иверской иконы Божией Матери
- Иверская икона Божией Матери: в чем помогает, значение, когда празднуется день Вратарницы
- День Иверской иконы
- Иверская икона Божьей Матери, Панагия Горгона
Иверская икона Божией Матери «Вратарница» – с пронзенным ликом
Афонская Вратарница: Иверская икона Божией Матери | Главная святыня Иверского женского монастыря – Иверская икона Божией Матери афонского письма — список с чудотворного образа Богоматери, написанного, по преданию, апостолом и евангелистом Лукой. |
Иверская икона — Википедия | РИА Новости, 1920, 31.01.2024. |
Иверская икона Пресвятой Богородицы
Так повторялось несколько раз, пока Пресвятая Дева не открыла святому Гавриилу Свою волю во сне, сказав, что не желает быть хранимой иноками, а хочет быть их Хранительницей. После этого образ был поставлен в специально сооруженной малой церкви при монастырских воротах. Поэтому икона называется также Портаитиссой Вратарницей. Икона и по сей день хранится на Афоне.
Современная греческая икона. Древнейший сберегаемый на Руси список иконы был принесен с Афона в 1648 году. С 1654 года на протяжении трех с половиной столетий пребывал в Новодевичьем монастыре Москвы , а после закрытия обители в советские годы хранился в фондах Государственного исторического музея.
Духовенством Московской епархии Иверская икона была перенесена крестным ходом в Смоленский собор и установлена на солее, а по окончании молебного пения клир монастыря перенёс образ на постоянное пребывание в Московский Успенский собор.
В народном календаре — праздник, который называют и Агафонов, и Карпов день. В это время на Руси было принято ходить в баню, чтобы встретить зиму в полной готовности. Фото: Никита Чудин. RU 26 октября в православных храмах пройдут службы, посвященные обретению Иверской иконы Божией Матери. Икона, которая считается чудотворной, является одной из самых известных и почитаемых с давних времен. Святыне посвящено несколько праздников. В течение года их отмечают несколько раз. Люди обращаются к Иверской иконе Богоматери в самые сложные времена своей жизни. Говорят, что Иверская икона помогает исцелить болезни, решить вопросы, связанные с финансовыми трудностями, защищает от пожаров.
История Иверской иконы Божией Матери Начиная с XI столетия икона, автором которой стал врач, иконописец евангелист Лука, помощник апостола Павла, хранится на Святой горе Афон, в монастыре, названном в ее честь. Считается, что святого Луку благословила на создание образа сама Богородица. История иконы имеет глубокие корни, ее судьба складывалась непросто. Согласно писаниям, в IX веке она хранилась у благочестивой христианки. Однажды в дом вдовы, проживающей недалеко от Никеи, пришли язычники, уничтожавшие все святыни. Один из них бросил копье в икону. Из нее потекла кровь. Фото: pravoslavyy.
По-прежнему случаются чудесные исцеления, о которых свидетельствуют верующие. Принесенный в 1648 году с Афона список иконы Божией Матери «Иверская», с которого началось почитание чудотворного образа на Руси, более трех с половиной столетий находился в стенах Московского Новодевичьего монастыря. История его создания восходит к первым годам царствования Алексея Михайловича Романова 1645-1676 , когда в Москву за сбором пожертвований на обители Святой Горы прибыл игумен Афонского Иверского монастыря архимандрит Пахомий. Наслышанный о чудотворной Иверской иконе, именуемой Вратарница, архимандрит Московского Новоспасского монастыря Никон, будущий Всероссийский Патриарх, обратился к святогорцу с просьбой даровать святыню Московскому царству. Зная, что без воли Царицы Небесной Вратарница не покинет свою обитель, гость обещал сделать для российского государя точный ее список. По свидетельству архимандрита Пахомия, в течение всего времени работы иконописец иеромонах Ямвлих Романов строго постился, вкушая пищу по субботним и воскресным дням, а вся братия Иверской обители дважды в неделю совершали всенощные бдения и Литургии. Список полностью идентичен древнему чудотворному образу, не отличаясь от него ни размерами, ни изображением. На иконе сохранился автограф мастера на греческом языке: «Писал сию со тщанием Ямвлих Романов, в кельях Иверских живущий. Лета 7156 1648 », а также другая греческая надпись: «Старанием и иждивением Пахомия, архимандрита Иверского. Лета 1648». Над главой Богоматери между изображениями двух ангелов надпись «Вратарница Иверская», над правым Ее плечом — «Милующая», на правой ланите Пречистой — рана, нанесенная образу рукой иконоборца. На полях иконы — изображения 12-ти апостолов. Навстречу образу Богоматери к Воскресенским воротам Китай-города вышла торжественная процессия во главе с государем Алексеем Михайловичем и Патриархом Иосифом, духовенство, бояре и множество народа. Первоначально Вратарницу поставили в Успенском соборе Кремля, затем в домовой церкви царицы Марии Ильиничны Милославской. В 1654 году образ был взят государем в военный поход, завершившийся разгромом поляков под Вязьмой. Почитание Иверской иконы быстро распространилось по всей Руси. В 1656 году стараниями Патриарха Никона с Афона был доставлен второй список Вратарницы — для Валдайского Иверского монастыря. В 1669 году в Москве у Воскресенских ворот Китай-города появилась Иверская часовня, куда по царскому повелению был помещен третий список Вратарницы, сделанный уже в Москве с афонского образа из Новодевичьего монастыря, но большего размера. Ныне он находится в Воскресенской церкви в Сокольниках. Первый список Иверской иконы, принесенный в Россию в 1648 году, пребывал в стенах Московского Новодевичьего монастыря на протяжении трех с половиной столетий. Лишь однажды, в 1913 году, по случаю празднования 300-летия Дома Романовых образ выносили для всеобщего поклонения в Митрополичьи палаты Чудова монастыря в Московском Кремле.
Потому как все мы, грехами покрыты и горем сердца наполненные, смотрим на Твой лик, и Тебе живущей вместе с нами возносим покорно молитву нашу. Не у мамы просим поддержке, не у других представителей ищем помощи и утешения, только к Тебе, о Утешительница, всех просящих и немощных! Помоги нам, страждущим, развей горе наше, наставь на путь истинный нас, заблудших, исцели от недугов души и тела наши и спаси отчаянных, подари всем верующим остальное время жизни нашей в спокойствии и в молитвах проводить, и ожидать православную смерть и на Судном дне Отрока Господнего предстань перед нами небесная Защитница, и мы постоянно славим, восхваляем и молимся Тебе, как святой Предстательнице всего человечества, и всех Божьих Угодников, ныне и присно и во веки веков. Именно в этот день шесть лет назад этот образ был почетно отдан Русскому Христианскому Храму и привезен обратно в Новодевичью обитель, в которой он хранился с середины шестнадцатого века. Иверская икона Божьей Матери была вывезена с данной обители во времена советской власти, когда закрывались все храмы и монастыри, все эти годы святая реликвия хранилась в Государственном Историческом музее.
«Хочу Сама быть Хранительницей вашей». История Иверской иконы Божией Матери
Иверский образ Божьей Матери стал иконой прирастания России новыми землями. Икона Божьей Матери Иверская под старину (17 х 23 см), арт IDR-470. Иверский образ Божьей Матери стал иконой прирастания России новыми землями. Иверская икона Божьей Матери начинает свою историю с иконоборческого периода в Византийской империи (8-9 века).
Иверская Богоматерь. Что можно и чего нельзя 26 октября 2023 года?
Раба Божия, написав икону Иверской Божией Матери, принесла в дар Крестовоздвиженскому женскому монастырю. День Иверской иконы Божией Матери: о чем просить Богородицу 25 февраля. День Иверской иконы Божией Матери: о чем просить Богородицу 25 февраля.
Почему Иверскую икону называют "Вратарницей" и в чем она помогает
Еще просят о воцарении мира в доме и о помощи в начинании всякого дела. В древности крестьяне молились Деве Марии и воздавали молитвы о богатом урожаи. Не имеет значение с какой вы просьбой обратитесь к Деве Марии и совсем не обязательно подносить ей материальные ценности. Необходимо лишь помнить, что, вознося молитвы к Деве Марии с какой-либо просьбой нужно делать это с чистой душой и от всего сердца. В этом случае ваша просьба будет услышана.
В 1922 году монастырь был закрыт, и почти столетие чудотворная святыня оставалась недоступной для верующих.
Но в мае 2012 года президент Путин вернул первый русский список Иверской иконы Богородицы верующим, передав его Новодевичьему монастырю. Второй русский список Иверской прибыл в Россию в 1652 году, и в 1656-м он украсил вновь возведенный Валдайский Иверский монастырь. Этот образ тоже был прославлен множеством чудотворений, например спасением жителей Валдая от холеры 1848 года. К сожалению, после реквизиции 1918 года святыня был утеряна, а сам монастырь разорен. В 2001 году, посещая Валдай, Путин принял решение восстановить Валдайский Иверский монастырь из средств резервного президентского фонда и передал обители список Иверской, датированный 1854 годом.
Сейчас красивейший монастырь восстановлен. Иверский образ Божьей Матери стал иконой прирастания России новыми землями Что касается знаменитой московской Иверской, с которой я и начала свой рассказ, то это уже русский список с привезенной афонской копии. К сожалению, имя иконописца и дата письма неизвестны. Ясно только, что с 1699 года эта Иверская освящала вход на Красную площадь и дальше - в Кремль. Сегодня эти ворота называются Воскресенскими, а раньше их звали Триумфальными: ведь именно через них русские цари торжественно въезжали на Красную площадь.
Петр I, москвич по происхождению, из-за непочтения к Иверской однажды навлек на себя недовольство горожан.
Положение рук Богоматери, повторяющиеся параллельно полукруглые складки Ее мафория, зрительно создают некое вместилище — подобие трона для Христа, что соответствует византийским богословским и поэтическим представлениям об образе Богоматери. На правой щеке Божией Матери видна рана, из которой сочится кровь. Это главное отличие, по которому всегда можно узнать Иверскую икону.
Голова Спасителя приподнята, и лицо немного повернуто к Богоматери, склонившей к Нему голову. Правая рука младенца Иисуса вытянута вперед к руке Богоматери с благословляющим двуперстно жестом. В левой он держит свиток, вертикально опирающийся на колено. Икона в начале XVI века была украшена чеканным окладом из серебра с позолотой, сделанным грузинскими мастерами, о чем свидетельствует запись на языке изготовителя.
Оклад оставляет открытыми только лики Богоматери и Младенца. Она стала щитом для всех, кто день и ночь молиться на Святой горе за всех людей. Иверская икона проявляет самые разные действия Богородицы в земных пределах — Заступницы и Хранительницы, Целительницы и Защитницы от всех напастей, исходящих и от стихий, и от человеческих пороков. Она помогает людям, которые раскаялись в своих грехах.
Иверская икона помогает найти в себе силы и правильный путь к светлому будущему. Ей также молятся об избавлении от разных недугов и об утешении в бедах, от пожара, об умножении плодородия земли и хорошем урожае, об избавлении от скорби и печали, об исцелении недугов телесных и душевных, а также при разных при тяжелых обстоятельствах. Икону стоит держать в доме возле входа, поскольку второе название этого образа — «Вратарница» и тем самым получить прекрасную защиту от различных неприятностей. Что можно делать 26 октября В день Иверской иконы Богоматери нужно сходить в церковь и помолиться перед святым образом.
В народе 26 октября принято наводить порядок в бане: менять сгнившие доски и лавки, чистить печь и все емкости для воды. Поэтому день прозвали Банником. По суевериям, в бане обитает дух, которого называли банником, жихаркой, анчуткой. Это существо, согласно поверьям, очень любит париться и моется в четвертый или третий пар — то есть после двух или трех смен побывавших в бане людей.
Поэтому баннику оставляли чистое помещение, горячую воду и веник.
Фильм «Свадьба с приданым» вышел на экраны и имел такой успех, что Театр сатиры включил постановку одноимённой пьесы, по который и был снят фильм, в свой репертуар. Едва ли не каждый день Вера и Владимир играли на сцене жениха и невесту. Тогда-то Ушаков понял, что больше не может таиться. Однажды после очередного спектакля он признался Вере в любви и предложил ей руку и сердце. Васильевой казалось, что она испытывает к Володе лишь дружеские чувства. Но однажды вечером в квартире Веры раздался звонок. Девушка удивилась — она никого не ждала.
Открыла дверь. На пороге стоял Ушаков. Он был до крайности взволнован: «Вера, я пришёл, чтобы спросить тебя в последний раз — ты выйдешь за меня? Если ответишь "нет", я отступлюсь и больше беспокоить тебя не стану». Вера долго смотрела на него, а потом вдруг обернулась и крикнула вглубь квартиры, где гремела на кухне посудой её мать: «Мама! Я выхожу замуж за Володю Ушакова! Свадьба была очень скромной.
О земном и о небесном. Иверская икона Божией Матери
Предание[ править править код ] По преданию, возвещенному преподобным Нилом Мироточивым посмертно в XIX веке, перед концом света Афон погрузится в пучину страстей. Тогда икона таким же чудесным образом, как явилась, покинет Святую Гору [2]. Это будет одним из предзнаменований скорого Второго Пришествия Спасителя и знаком для святогорцев уходить с Афона [6].
Большая Ордынка, З9. Проезд: метро «Третьяковская», далее пешком, не переходя дороги по нечетной стороне, за храмом св. Николая Чудотворца.
Иверская икона Богородицы появилась довольно поздно: в 999 году. Первый образ Божией Матери написан в первом веке евангелистом Лукой на доске стола, за которым совершало трапезу Святое Семейство. Этот образ прославлен в России как Владимирский. О нем известны слова Богородицы: «С сим образом благодать Моя и силы да пребудут». К первому же веку относится появление нерукотворенного образа Пресвятой Богородицы в храме Лидды в Самарии. Произошло это так.
Святые апостолы Петр и Иоанн во время успешной проповеди в Самарии усердием новообращенных воздвигли храм во имя Пресвятой Богородицы и, вернувшись в Иерусалим, умоляли Ее освятить этот храм Своим присутствием. На это Она ответила: «Идите и радуйтесь: Я буду там с вами». Апостолы отправились в Лидду и, придя туда, обнаружили на одном из внутренних столпов храма неизвестно кем и как нарисованный образ Пресвятой Девы с необычным искусством и точностью. Вскоре и Она Сама прибыла туда и даровала Своему образу благодать и силу чудотворения. Об Иверской иконе известно следующее. В 1Х веке икона находилась в храме, построенном благочестивой вдовой рядом с ее домом, близ Никеи, пригорода Константинополя, в Малой Азии, там, где прошли два Вселенских собора: первый - в 325, седьмой — в 787 годах.
Иконоборцы, посланные уничтожать святые иконы при императоре Феофиле, 829 — 842 , пришли и в это место. Один воин ударил копьем в образ Богородицы в правую щеку, и тотчас из пораженного места потекла кровь. Потрясенный воин в раскаянии упал на колени перед образом. Отрекшись от ереси иконоборчества, впоследствии он стал подвижником. Вдова же, стремясь спасти икону, умолила других воинов подождать до утра, пообещав деньги. А сама со слезами и молитвою отнесла икону к морю и опустила ее на воду.
Икона не легла на поверхность, а стоя прямо, удалилась на запад. Сын вдовы стал афонским монахом и рассказал братии об иконе, пушенной его матерью по воде. Прошло полтора века. В основании столпа находилась стоящая на воде икона Божией Матери. Явление продолжалось несколько дней и ночей, но по приближении иноков икона удалялась. После усердной молитвы Пресвятая Богородица явилась во сне преподобному старцу Гавриилу Грузину и сказала: «Возвести настоятелю и братии, что Я хочу дать им икону Мою в покров и помощь, выйдя в море, иди смело по волнам, тогда все узнают Мою любовь и благоволение к вашей обители».
Старец безбоязненно ступил на воду и пошел по ней, как по суше, не замочив стопы, и сподобился принять на руки чудотворный образ. Его поставили в часовню на берегу моря, специально устроенную по этому случаю, и три дня совершали молитвы перед этой иконой. Потом перенесли ее в соборный храм обители и поставили в алтаре. На берегу, где находилась икона, открылся источник чистой сладкой воды. Икону же на другой день не обнаружили там, где ее поставили накануне. Нашли ее над монастырскими вратами.
Иноки опять перенесли ее в алтарь. Но она опять оказалась над вратами. Так продолжалось несколько раз. Тогда Пресвятая Дева явилась преподобному Гавриилу и сказала: «Иди в монастырь и скажи инокам, больше не искушали Меня. Не для того Я прибыла, чтобы Меня охраняли, но чтобы Я охраняла вас. Доколе икона Моя будет в обители вашей, дотоле благодать и милость Сына Моего к вам не оскудеет».
Иноки построили надвратную церковь в честь Богоматери, в которой чудотворная икона пребывает и поныне, поэтому икона называется Портаитисою, то есть Вратарницей. В истории Иверского монастыря есть множество случаев чудесной помощи Богоматери. Она избавляла обитель от варваров, чудесно восполняла запасы пшеницы, елея и вина, исцеляла больных. Однажды мусульмане приплыли в Афон и опустошили обитель. Грузинские иноки закрылись в монастырской башне и слезно молили Пресвятую Богородицу перед Иверской иконой о защите. И вдруг поднялась страшная буря и уничтожила все корабли разбойников, кроме того, на котором находился их предводитель.
Пораженный чудом, он раскаялся, просил монахов молиться о прощении его грехов и принес многие дары на восстановление обители. В книге «Посмертные вещания преп. Нила Мироточивого» собраны пророчества, данные в начале ХХ века, в том числе и о большом отступлении от веры в 1917 году. В этой книге судьба Афона прямо связана с пребыванием Иверской иконы на Святой горе: «До тех пор, пока Царица Спасения то есть Иверская икона будет находиться на Афоне, не покидайте и вы Святой горы. Но когда Царица Спасения удалится с Афона, тогда и монахи должны будут оставить это место, ибо оно будет обречено на погибель», - наставляет афонских монахов преп. Почему икона называется Иверской и почему она связана с Афоном?
Ответ на эти вопросы находим в земной жизни Пресвятой Богородицы. В 44 году Ирод Агриппа начала преследовать христиан и обезглавил Иакова, брата апостола Иоанна Богослова, арестовал апостола Петра и хотел предать его смерти. Апостолы, с соизволения Божией Матери, решили оставить Иерусалим и отправиться для апостольского служения в разные страны. Они кинула между собой жребий — кому куда идти, и Пречистая Богородица пожелала иметь в этом участие. Ей досталась земля Иверская, ныне Грузия. Матерь Божия стала готовиться к тому, чтобы отправиться туда, но ангел возвестил Ей: та страна просветится позже, а Ей нужно остаться в Иерусалиме, так как ей предназначен труд просвещения другой страны, о которой воля Сына и Бога Ее объявится в свое время.
На острове Кипр жил в то время Лазарь, чудесно воскрешенный Господом после четырех дней смерти. Он был епископом Кипра и давно сокрушался, что долго не видит Пресвятую Богородицу. Сам он не смел появляться в Иерусалиме ввиду гонений на Церковь. Матерь Божия написала ему утешительное послание с просьбой прислать за Ней корабль.
Отрок, вынужденный просить в родном городе милостыню, впосл. Придя на Афон, он стал обращаться в разные мон-ри с просьбой постричь его в монашество, однако по Божественному Промыслу ему повсеместно отказывали, чтобы впосл. Когда юноша достиг этого мон-ря, то, войдя в собор во время литургии, увидел икону и, узнав ее, пал перед ней на колени и начал с плачем молиться. После этого он поведал игумену и братии историю образа и свои злоключения, но ему не поверили, решив, что он хочет похитить драгоценную икону «Ты ходишь в нищетне образе, а сказываешь ся такова отца сын, да и икону сказываешь свою - неси ты добр человек. Мы того человека слыхали, а иныя от братья нашея и знали. Он бе от великих вельмож - того деля сказываешь себе отцем, нечто хочешь у нас икону сию украсть» , и выгнали его из мон-ря, «не поив, не кормив».
Юноша в печали обратился с плачем к Богоматери, упрекая Ее в том, что Она не заступилась за него. От усталости он заснул прямо на солнцепеке. Тогда чудотворная икона покинула храм и встала над ним на воздухе, защищая от солнечных лучей. Игумен и братия, пришедшие в собор на вечерню, обнаружили пропажу и решили, что икону похитил подозрительный паломник. Выйдя за стены мон-ря, они увидели чудо, раскаялись в своих подозрениях и приняли юношу в обитель. Со временем он стал игуменом, а мон-рь, бывший до этого беднейшим на Св. Горе, разбогател Шмидт. Происхождение И. В ряде списков, в т. Старший известный список сохранился в составе Сборника, переписанного в 1536 г.
Язык Сказания лишен выразительных южнославянизмов, текст производит впечатление рус. Боброва, что появление текста на Руси может быть связано с Герасимом Поповкой , а письменная фиксация - с Пахомием Логофетом Бобров. Сказание включено наряду с Повестью о Ватопедском мон-ре и «Воспоминанием отчасти Святыя горы Афонския... Максима Грека перечень списков см. Максим Грек в России. Переводы и послания Максима Грека: Неизд. Литературное наследие Максима Грека: Характеристика, атрибуции, библиография. Пересказ 1-й версии Сказания об И. Вероятно, не позднее сер. Лукьянова; список сделан в 1769 в Угличе служителем ц.
Эта версия, ограниченно распространенная даже в рус. Афон: История Афона. Третья версия Сказания об И. Ее слав. В этом варианте, озаглавленном «О священней обители Иверской и честней иконе Портаитской», Сказанию предшествует история основания Иверского мон-ря. Во всех вариантах этой версии Сказания происхождение И. Сюжет о ранении иконы и чудесном истечении крови Kretzenbacher. По словам Павла Алеппского , архидиакона Антиохийского патриарха Макария III , оставившего сочинение о путешествии иерарха в Россию, «Ея ланита поранена и кровь течет из нея, ибо, как рассказывают, магребиты, завладев Святой Горой, ударили по иконе ножом, и тотчас потекла из нея кровь» Павел Алеппский. Кутаисский Тимофей Габашвили , посетивший Иверский мон-рь в 1755 г. Григорович-Барский в 1744 г.
Это Сказание об И. Богородицы сб. В 1685-1686 гг. Самуилом Бакачичем. Перевод известен не менее чем в 39 южнослав. Начиная с 1808 г. Хотя сборник Агапия был переведен в кон. Известна книга и в румын. Румынские легенды о Богородице. В 1658-1659 гг.
Валдайское издание «Рая мысленного» получило широкое распространение не только в России и среди православного населения Речи Посполитой, но и у юж. В 1665 г. Богородицей Афона, истории И. Иоанникием Галятовским в качестве отдельной главы «Чуда Пресвятой Богородицы Иверской», разделенной на 17 «чудес», в книгу сказаний о чудесах Богоматери «Небо Новое с новыми звездами», изданную во Львове 2-е изд. Подробный пересказ версий «Рая мысленного» и «Спасения грешников» с добавлением ряда чудес от И. Дополнительно здесь помещены чудо о монахе-сребролюбце, избавленном от мук заступничеством Богоматери, и 2 случая, записанные отшельником иеродиак. Лукой Никейским: о видении демона неким иверским иноком в 1701 г. В преданиях о чудотворном образе нашло отражение изменение состояния красочного слоя и олифы образование комков на иконе в области шеи Богоматери , отмечавшееся паломниками и путешественниками. В рассказе из «Солнца Пресветлого» при упоминании ранения образа сообщается характерная деталь: «В лице рана от иконоборцев, запеклась кровь грудой» ГИМ. Григорович-Барский пишет: «Имат же еще святая она икона знамение или шрам язвы на вые» Григорович-Барский.
По наблюдению архим. Антонина Капустина , сделанному в 1859 г. Заметки поклонника Святой Горы. Это в свою очередь повлияло и на иконографию позднейших списков И. XIX в. Небо Новое. Львов, 1665. Странствования Василия Григоровича-Барского по св. Афонской горы, им самим описанное; То же: М. Сказания об афонских мон-рях в новгородской рукописи XVI в.
Das verletzte Kultbild. Очерки рус. Београд, 1997. Вршац, 2000; Бобров А. Београд, 2005. Турилов Афонские списки И. Комплекс сведений привлекал внимание исследователей в прошлом Сергий Спасский. XVI - нач. XVIII вв. В истории привоза 1-го списка И.
Московского Патриархата, с другой - возложением христ.
Там же иноки увидели столб огня, спустились к морю и увидели икону. Ее забрали в храм, но Святая Дева во сне пришла к иноку Гавриилу Грузину и сказала, что не желает быть хранимой, а хочет быть их Хранительницей. После этого икону поставили над монастырскими воротами, где она находится и сейчас. В этот день верующие проводят время за чтением духовной литературы.
Стараются не ругаться и не сквернословить.
Иверская икона Божией Матери – в чем помогает?
Икона Богородицы Иверская – одна из важнейших православных святынь. Иверская икона Божией Матери — это Заступница нашего жилища от различных бедствий: грабежа, наводнений, пожаров и других напастей. Иверская икона Божией Матери Иверская икона Божией Матери Эгейское море волновалось весь день и всю долгую беззвёздную ночь.