Новости характеристика римской семьи агнатическое и когнатическое родство

Агнатическое и когнатическое родство. Римский семейный строй Гай считал настолько нетипичным, что называл его "исключительным достижением" римского народа. Агнатическое родство – родство, определяемое подчиненностью главе семьи, отцу семейства, первоначальное родство (по римской терминологии – юридическая связь). Агнатическое и когнатическое родство в семейном праве Древнего Рима. это родство по крови. В начале имелось в виду родство по женской линии, но затем cognatio стало означать родство только по крови.

Агнатическое и когнатическое родство в семейном праве Древнего Рима

АГНАТИЧЕСКОЕ И КОГНАТИЧЕСКОЕ РОДСТВО Наследование — которое следует из общности крови.
Римская семья. Агнатское т когнатское родство Разберитесь с понятиями агнатического и когнатического родства, их роли в структуре римской семьи.
Римская семья. Агнатическое и когнатическое родство. ~ 10 простых правил ства, первоначальное родство по римской терминологии — юридическая связь.

Родство в рамках римской семьи

  • § 43. агнатическое и когнатическое родство • Римское частное право, И.Б. Новицкий, 2002
  • § 43. агнатическое и когнатическое родство
  • Правовые черты Римской семьи. Агнатическое и когнатическое родство
  • Родство в рамках римской семьи | Конспект юриста
  • Римская семья. Виды родства.
  • Семья в римском праве: виды родства, какую роль занимал отец, свойство | ФемидаКлио | Дзен

Семейно-правовые отношения в римском праве

Дочь paterfamilias, вступив в брак cum manu, тем самым вступала в агна-тическую семью своего мужа или его paterfamilias, если муж был in patria potestate, и переставала быть агнаткой своих отца, братьев, сестер. Ее дети становились агнатами братьев ее мужа, но так же, как и она сама, считались юридически чужими ее родителям, братьям, сестрам. Степени агнатического родства по прямой линии определялись числом рождений, отделявших данное лицо от его paterfamilias. Так сын — агнат отца первой степени, внук — агнат деда второй степени.

Родство по боковой линии определялось общим числом рождений, отделявших двух данных лиц от общего для них носителя patria potestas, так что при исчислении степени бокового родства между двумя лицами восходили от первого из них к общему paterfamilias, а затем от этого последнего нисходили ко второму лицу, после чего складывали число рождений, отделявших каждое из этих лиц от общего Paterfamilias. Род gens. Но если agnati — это лица, связанные общей влас тью, которую осуществляет или осуществлял бы, не помешай этому смерть, определенный paterfamilias, то в дошедших до нас памятниках есть и следы когда-то несомненно, значительно более сильного влияния другого, более обширного союза, также основанного на единстве власти рода — gens.

Для полной гражданской правоспособности требовалось, чтобы лицо занимало в семье независимое, самостоятельное положение, то есть ею обладали только домовладыки. Их сыновья независимо от возраста, семейного и общественного положения при жизни отца или деда всегда были подвластными с весьма ограниченной гражданской правоспособностью. Они не могли первоначально быть собственниками имущества. Приобретенное ими имущество автоматически становилось собственностью домовладыки. Подвластные могли заключать гражданско-правовые сделки только от имени и в пользу домовладыки, власть которого над семьей практически не ограничивалась. Он был единственным носителем и имущественных прав в семье.

Семья, основанная на подчинении власти домовладыки, называлась агнатской. Все подвластные, подчиненные власти одного домовладыки, считались родственниками, то есть агнатами. Кровная связь в то время не имела правового значения. Поэтому девушка, вышедшая замуж и перешедшая жить в семью мужа, занимала в ней положение дочери его родителей, то есть становилась сестрой братьев и сестер мужа, утрачивая при этом родственные связи с кровными родителями со всеми вытекающими из этого последствиями например, она уже не могла стать наследницей после их смерти. Агнатское родство сохранялось и после смерти домовладыки.

Стороны опеки: 1. Опекун tutor — законный представитель подопечного, отношения с которым строились на принципах совести и под предоставление подопечному необходимого обеспечения. Опекунами и попечителями не могли быть — несовершеннолетние, лица, не являющиеся гражданами Рима, расточители, безумные, глухие, немые, нездоровые, рабы, женщины, солдаты и др.

У заимодавца после передачи вещи не было никаких обязанностей перед заемщиком, было лишь право требовать от заемщика возврата определенной договором суммы или вещи.

Договор займа являлся беспроцентным договором, однако проценты могли устанавливаться путем специального указания в договоре или заключения отдельного соглашения. Начисление процентов на проценты в римском праве было запрещено. В римском праве договор займа мог заключаться как на определенный срок, так и без указания срока, так как срок не являлся существенным условием договора. Заключение договора займа могло происходить в форме сделки ne Виды коллизионных норм Деление коллизионных норм на виды зависит от критериев их классификации и от особенностей их коллизионных привязок, регулируемых коллизий, источников происхождения коллизионных норм, действию коллизионной нормы во времени и пространстве. По способу выражения воли законодателя различают следующие виды коллизионных норм - это императивные, альтернативные и диспозитивные коллизионные нормы. Императивная коллизионная норма— это властное предписание законодателя о применении права только одного конкретного государства, устанавливаемого на основании какого-либо объективного критерия.

агнатическое и когнатическое родство в римском праве

Но в семье он всецело подчинен отцовской власти, притом возраст значения не имеет, и даже когда он уже состоит в браке и имеет детей. Важно подчеркнуть, что власть над детьми принадлежит именно отцу, а не обоим родителям. Исключительность положения детей определялась двумя обстоятельствами: они не только были в чисто семейной по основаниям власти родителя, но и состояли «под властью» особого рода, которой предполагались дополнительные правовые возможности родителя по отношению к детям. Под отцовскую власть дети попадали тремя путями: Через рождение в законном браке Через усыновление Через узаконение В Риме действовало правило, согласно которому всякий ребенок, рожденный замужней женщиной, считался сыном или дочерью ее мужа, пока не будет доказано противное. Следует подчеркнуть, что отцом ребенка, рожденного в браке, считается муж. Эта формула будет затем усвоена кодексом Наполеона, как и многое другое. Отцовская власть могла быть установлена путем узаконения детей только от конкубины.

Узаконение можно определить как признание законными детей данных родителей, рожденных ими вне законного брака. Существовало несколько путей способов узаконения: Путем представления внебрачного сына в ordo местных декурионов с наделением его известным имущественным цензом; Путем последующего брака родителей; Путем издания специального императорского указа. В отличие от узаконения, дававшего положение законных детей лица, рожденных от данных родителей, но вне брака, усыновление устанавливало отцовскую власть над посторонним лицом. Узаконение различалось двух видов: Arrogatio, если усыновлялась persona sui iuris. В древнейшие времена arrogatio производилась на народном собрании при участии верховного жреца и в присутствии как усыновителя, так и усыновляемого. Однако, в более поздние времена, с окончательным прекращением созыва народных собраний, arrogatio производилась путем получения на то императорского рескрипта.

Adoptio, если усыновлялась persona alieni iuris. Adoptio производилась первоначально сложным обрядом манципации, только Юстиниан заменил эту сложную процедуру простым заявлением перед судом. Теперь этот вид усыновления совершался путем занесения в судебный протокол соглашения прежнего домовладыки усыновляемого с усыновителем в присутствии усыновляемого. До Юстиниана adoptio, как и arrogatio, вводила усыновленного в агнатическую семью усыновителя, но Юстиниан ослабил ее значение: она не уничтожала patria potestas кровного отца, лишь устанавливая право наследования усыновленного после усыновителя. Можно выделить общие необходимые условия усыновления: Усыновлять мог, как правило, мужчина; Усыновитель должен быть persona sui iuris Усыновляемый должен быть младше усыновителя на 18 лет и больше. Личные права и обязанности родителей и детей коренным образом были различны на разных этапах римской истории.

Власть отца семейства предполагала следующие права в отношении детей: право распоряжаться жизнью ребенка в любом возрасте до достижения им совершеннолетия, но это право регулировалось нравами и обычаями, а также требовало участия семейного совета; право оставить новорожденного безнадзорным; право- обязанность отвечать за правонарушения, совершенные детьми. Ответственность могла быть личной или же отцу предоставлялось право выдать ребенка истцу головой; продать сына или дочь в рабство; право на виндикационный иск в отношении удерживающих его детей. С течением времени столь суровая власть смягчилась. В конце концов власть отца свелась к его праву применять домашние меры наказания детей, к обязанности детей оказывать уважение родителям. В сфере имущественных отношений дети были, по- видимому, рано допущены к совершению сделок от своего имени, т. Но все права из таких сделок возникали для paterfamilias.

Обязанности же из этих сделок для него не возникали. Одновременно с последовательным ограничением власти мужа над женой и расширением круга юридических последствий из сделок рабов осуществляется процесс постепенного признания право- и дееспособности подвластных детей. В Риме вошло в обычай выделять подвластному сыну, а равно и рабу имущество в самостоятельное управление. Такое имущество называлось peculium. Следует подчеркнуть, что пекулий- имущество, предоставляемое подвластному только в управление и пользование; собственником пекулия остается домовладыка. Пекулиарные отношения отца и сына во многом похожи на отношения по поводу рабского пекулия.

Равным образом третьи лица, вступившие в сделки с подвластными, имели к домовладыке такие же дополнительные иски, какие давались из сделок рабов. В случае смерти подвластного пекулий не переходит по наследству, а просто возвращается в непосредственное обладание отца. В случае смерти домовладыки пекулий переходит к его наследникам наряду со всем остальным имуществом. Если подвластный сын освобождается от отцовской власти, и отец при этом не потребовал пекулий, то последний считается подаренным сыну. В связи с выделением пекулия подвластному произошли и некоторые другие изменения. В связи с данной практикой было признано возможным установление «натуральных» обязательственных отношений между членами одной семьи.

С течением времени наряду с этим видом пекулия появились иные, значительно расширившие имущественную самостоятельность подвластных и сделавшие их полноценными участниками гражданского оборота. Например, военный пекулий состоял не только в фактическом управлении подвластного, но и принадлежал ему на праве собственности за некоторыми ограничениями и исключениями. С начала 4 века н. Наконец, с признанием права наследования детей после матери, состоявшей в браке sine manu, невозможно было не оградить от притязаний со стороны paterfamilias имущество, унаследованное детьми от матери. Развитие завершилось постановлением, что paterfamilias сохраняет право собственности лишь на то состоящее в обладании детей имущество, которое либо приобретено на средства отца, либо получено от третьего лица, желающего создать известную выгоду для paterfamilias, а также на имущество, которое отец передал подвластным, желая подарить его, но которое осталось собственностью отца в силу недействительности сделок между ним и подвластными детьми. Все остальные имущества принадлежат подвластному.

Отцовская власть над детьми прекращалась только со смертью домовладыки или посредством особого высвобождения из- под власти. Высвобождение было либо добровольным актом домовладыки manumissio , который приравнивался к высвобождению раба на свободу; или принудительно- правовым за нарушение обязанности родителя в отношении детей ; или по силе частного права. После emantipatio отец сохранял право на пользование половиной имущества сына. Наконец, стоит кратко рассказать об опеке и попечительстве. Лицо sui iuris в связи с возрастом, состоянием здоровья или некоторым особым положением может нуждаться в помощи и охране при осуществлении своей гражданской правоспособности. Этим целям служили в римском праве опека tutela над несовершеннолетними, над расточителями, а также рано утратившая практическое значение опека над женщинами, и попечительство cura над безумными, над минорами, над расточителями.

Различие между опекой и попечительством выражалось в порядке деятельности опекуна и попечителя. Опекун формальным актом согласия придает юридическую силу сделкам, к совершению которых подопечный неспособен; попечитель же выражает свое согласие неформально, возможно даже неодновременно со сделкой. Например, женщина, которая оставалась в зависимости от опекуна, не может составлять завещания без его согласия; в противном случае, завещание ее по гражданскому праву, будет недействительно. Список источников и литературы Новицкий И. Римское право. Омельченко О.

Основы римского права. Новицкого и проф. Черниловский З. Лекции по римскому частному праву. Косарев А. Хрестоматия по всеобщей истории государства и права.

Описание предмета: «Социология» Социология фр. Societas — общество и греч. Современная социология — это множество течений и научных школ, которые по-разному объясняют ее предмет и роль, по-разному отвечают и на вопрос что такое социология. Существуют различные определения социологии как науки об обществе.

Римский юрист Ульпиан писал: "Брак является законным, если между теми, кто его заключил, существует право на законный брак, если и мужчина, и женщина достигли брачного возраста, если получено их согласие как лиц "своего права" или же если они являются подвластными лицами, то и согласие их родителей" Ульпиан, Ер. В разные исторические периоды законами вводились различные ограничения для заключения некоторыми лицами законного брака.

Так, до Закона Канулея 445 г. До Закона Августа 18 г. Препятствием к заключению брака являлось родство по прямой линии без ограничений и по боковой с различными ограничениями в зависимости от изменявшегося законодательства. Запрещались браки между сенаторами и либертинами, сенаторами и актрисами; между опекуном и подопечной; между проконсулом провинции и жительницей этой провинции; Браки, заключенные в нарушение установленных запретов, подлежали аннулированию. Никаких правовых последствий такие браки не влекли. В постклассическом праве термин ius conubii теряет свое значение и перестает употребляться.

Брачный возраст был установлен с 12 лет - для женщин, с 14 лет - для мужчин. Согласие на брак в древнейшее время требовалось от домовладыки и жениха в том случае, если он являлся persona sui iuris. Позже стало требоваться согласие подвластных жениха и невесты, их домовладык, а со стороны жениха дополнительно согласие того лица, под отеческой властью которого он мог оказаться в случае смерти paterfamilias. Позже в ряде случаев детям было предоставлено право вступать в брак и без согласия paterfamilias. Заключению брака предшествовала помолвка, которая, по определению Флорентина, "есть предложение и обещание будущего брака" D. Совершалась она посредством двух стипуляций.

Как писал Ульпиан: "Помолвка sponsalia так называется от слова обещать spondere ; поскольку у древних был обычай стипулировать и через торжественное обещание приобретать себе жен" D. Заключалась она между paterfamilias невесты и женихом или его paterfamilias. В случае нарушения соглашения виновный мог быть подвергнут наказанию за нанесенный ущерб. В постклассический период при помолвке была введена практика внесения залога или свадебного задатка. По Юстинианову праву расторжение помолвки без достаточного основания влекло за собой для виновного имущественную ответственность в виде потери данного задатка или обязанности возврата задатка в двойном размере. Древнейшим браком, характерным для патриархального строя, был cum manu.

Жена в этом браке подпадала полностью под власть мужа или его домовладыки, если муж был подвластным лицом. Это распространялось как на ее личность, так и на ее имущество. Юридически она становится дочерью. Она перестает быть агнаткой своей прежней семьи и становится агнаткой мужа и его семьи.

Расторжение брака стало возможно как по воле мужа repudium , так и по воле жены, а также по взаимному согласию супругов. Формы развода: объявление о разводе перед свидетелями в эпоху Августа количество свидетелей было установлено в количестве семи человек ; письменное соглашение; Существовали следующие виды разводов: 1. Такой развод карался строгими санкциями — от изъятия приданого до высылки, но брак считался расторгнутым; 2. Такой развод был возможен только по уважительной причине: импотенция, уход в монастырь и др.

Следует отметить, что с введением христианской морали на разводы наложили строгие запреты. Таковы основные явления в общей истории римского брака. В ряду других народов не только старого, но и нового мира Рим занимает в этом отношении совершенно исключительное место. Везде развитие брачных отношений начиналось с патриархальной семьи, в которой муж имеет неограниченную власть над женой, и везде это историческое развитие сводилось к постепенному ослаблению этой власти: идея права мужа над личностью жены сменяется идеей опеки над нею; а эта последняя — идеей главенства мужа в общесемейных делах. Римское право, знавшее в начале также только патриархальный брак брак с властью мужа cum manu mariti созданием брака без власти мужа sine manu , совершило сразу огромный исторический прыжок: оно сразу создало брак, в котором ни о каких правах мужа над личностью жены, даже ни о какой опеке над нею нет речи; оба супруга равны друг другу и независимы один от другого. С другой стороны, римское право смотрит на этот брак, как на союз совершенно свободный, основанный только на продолжающемся согласии супругов; по желанию каждого он может быть расторгнут. Всякий контроль государства, приводящий по необходимости — то в большем, то в меньшем количестве случаев при отсутствии законных причин развода — к принудительному продолжению брака, римскому праву был противен. Здесь римское право далеко оставляет за собою все, даже самые современные, законодательства и свидетельствует о том, что признание полной свободы разводов отнюдь не ведет ни к разрушению семьи, ни к гибели общества.

Такова общая основная идея римского свободного брака от первого момента его появления в истории до законодательства Юстиниана, и даже христианская религия в Риме этого принципа не уничтожила. Таким последовательным проведением принципа равенства и свободы обеих сторон в браке римское право явило чрезвычайно любопытный пример разрешения трудной и острой проблемы. Список использованной литературы: 1. Хрестоматия по всеобщей истории государства и права. Институции Гая. Дигесты Юстиниана. Косарев А. Римское право.

Новицкий И. Омельченко О. Основы римского права. Покровский И. История римского права. Новицкого и И. Черниловский З. Лекции по римскому частному праву.

Просмотров работы: 16826.

Степени агнатического родства по прямой линии определялись числом рождений, отделявших данное лицо от его paterfamilias.

Так сын — агнат отца первой степени, внук — агнат деда второй степени. Родство по боковой линии определялось общим числом рождений, отделявших двух данных лиц от общего для них носителя patria potestas, так что при исчислении степени бокового родства между двумя лицами восходили от первого из них к общему paterfamilias, а затем от этого последнего нисходили ко второму лицу, после чего складывали число рождений, отделявших каждое из этих лиц от общего Paterfamilias. Род gens.

Но если agnati — это лица, связанные общей влас тью, которую осуществляет или осуществлял бы, не помешай этому смерть, определенный paterfamilias, то в дошедших до нас памятниках есть и следы когда-то несомненно, значительно более сильного влияния другого, более обширного союза, также основанного на единстве власти рода — gens. Gens — по взгляду римлян — это союз людей, которые уже не в состоянии назвать paterfamilias, некогда осуществлявшего власть над их общими предками, но которые продолжают носить общее имя, nomen gentilicium, осуществляют общий родовой культ, sacr gentilicia, и, при отсутствии агнатов, призываются к наследованию опеке. Quintus Mucius Scaevola, по свидетельству Цицерона, говорил: Gentiles sunt inter se qui eodem nomine sunt...

Результат поиска

§ 43. Агнатическое и когнатическое родство. Агнатическое и когнатическое родство 2.1. Агнатическое родство основано на единстве семьи: домовладыка возглавляет семью и все, кто в нее входит, юридически являются родственниками.

римское право.docx

  • Семейно-правовые отношения в римском праве
  • Список источников и литературы
  • Правовые черты римской семьи. Агнатическое и когнатическое родство. Отцовская власть.
  • Агнатическое родство
  • Глава 6. Когнатическое и агнатическое родство — Мегаобучалка
  • Римская семья - какой она была

Римская семья. Агнатское и когнатское родство

Агнатическое родство устанавливалось в силу традиционных представлений о составе римской семьи: наследниками (agnati) в этом случае считались не только собственно кровные родственники, по мужской линии. Агнатическое и когнатическое родство. Римский семейный строй Гай считал настолько нетипичным, что называл его «исключительным достижением» римского народа. Агнатское родство – родство, определяемое подчиненностью главе семьи, отцу семейства, первоначальное родство (по римской терминологии – юридическая связь). Тут найдется полное раскрытие темы -Агнатическое и когнатическое родство в семейном праве Древнего Рима, Загружено: 2014-03-20. Римская семья: общая характеристика, виды родства (2 уровень).

Тема 4.Брак и семья в Древнем Риме.

Общий строй римской семьи. Агнатическое и когнатическое родство. законное родство, а когнатическое родство (или кровное) следует из общности. § 43. Агнатическое и когнатическое родство.

Агнатическое родство

  • Реферат на тему «Римская семья. Римский брак» | Рефераты «Социология»
  • Результат поиска
  • Агаатическое и когнатическое родство
  • 2.1 Имущественные отношения между супругами

Глава 6. Когнатическое и агнатическое родство

Разберитесь с понятиями агнатического и когнатического родства, их роли в структуре римской семьи. Особенность преторской системы очередности призвания к наследованию состояла в том, что она учитывала не только агнатическое родство (т. е. законных наследников по отцовской линии родства), но и когнатическое родство (кровное родство как по отцовской. законное родство, а когнатическое родство (или кровное) следует из общности. Агнатическое и когнатическое родство. Римский семейный строй Гай считал настолько нетипичным, что называл его «исключительным достижением» римского народа.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий