Уровни доверия определяются в соответствии с Требованиями, утвержденными приказом ФСТЭК России от 2 июня 2020 г. N 76 (зарегистрирован Минюстом России 11 сентября 2020 г., регистрационный N 59772).
Архив блога
- Защита документов
- Популярные материалы
- Приказ ФСТЭК России от 14.03.2014 № 31 | Редакция действует с 12 июля 2021 | Главбух
- ДОКУМЕНТЫ ФСТЭК РОССИИ
- Читайте также:
Приказ ФСТЭК от 14 марта 2014 г. N 31
Понятие же ключевой системы информационной инфраструктуры обобщает в себе множество различных классов информационных, автоматизированных систем и информационно-телекоммуникационных сетей системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, географические и навигационные системы, системы управления водоснабжением, энергоснабжением, транспортом и др. Следующие методические документы ФСТЭК России могут применяться при защите АСУ ТП в качестве дополнительного методического материала, в части не противоречащей требованиям настоящего Приказа: «Базовая модель угроз безопасности информации в ключевых системах информационной инфраструктуры»; «Методика определения актуальных угроз безопасности информации в ключевых системах информационной инфраструктуры»; «Общие требования по обеспечению безопасности информации в ключевых системах информационной инфраструктуры»; «Рекомендации по обеспечению безопасности информации в ключевых системах информационной инфраструктуры». По концепции и структуре требований Приказ во многом является схожим с 21-ым и 17-ым приказом ФСТЭК России и включает в себя блок требований к организации защиты информации в АСУ ТП, а также требования к мерам защиты информации. Предложенная структура АСУ ТП включает три основных уровня, характеризующихся различным составом входящих в него компонентов. В качестве объектов защиты АСУ ТП выделяются: критически важная информация технологическая информация , включающая управляющую, контрольно-измерительную информацию и др. В соответствии с Приказом защита информации, обрабатываемая в АСУ ТП, является составной частью работ по ее созданию и эксплуатации и обеспечивается на всех стадиях ее создания и в ходе эксплуатации путем принятия организационных и технических мер защиты информации в рамках системы защиты. При этом меры защиты информации должны: обеспечивать, в первую очередь, доступность и целостность информации и при необходимости ее конфиденциальность; соотноситься с мерами по промышленной, физической, пожарной, и т.
Реализуемые в настоящее время на государственном уровне программы поддержки несырьевого экспорта нацелены на формирование широкого слоя активных экспортеров, в том числе из среды малого и среднего бизнеса, а также на устранение излишних административных барьеров во внешнеэкономической сфере, что должно позитивно отразиться на состоянии конкуренции и делового климата в стране. Вместе с тем начинающие внешнеэкономическую деятельность подконтрольные субъекты зачастую не в полной мере владеют тонкостями предконтрактной проработки планируемых к реализации внешнеэкономических сделок, не всегда способны провести идентификацию контролируемых товаров и технологий, что может привести к нарушению ими обязательных требований либо способствовать возникновению финансовых и репутационных издержек, связанных с отказом в выдаче лицензий разрешений на осуществление внешнеэкономических сделок с продукцией, подлежащей экспортному контролю. Продолжают иметь место отдельные случаи, когда подконтрольные субъекты для получения финансовых выгод от осуществления внешнеэкономических сделок с продукцией, подлежащей экспортному контролю, идут на нарушения обязательных требований. Такие нарушения выявляются и к нарушителям применяются меры, предусмотренные законодательством Российской Федерации. Анализ текущего состояния подконтрольной среды свидетельствует о том, что в условиях свободного обращения на внутреннем рынке значительной части номенклатуры продукции, подлежащей экспортному контролю, вышеуказанные негативные тенденции могут проявляться в действиях подконтрольных субъектов, находящихся в любом регионе Российской Федерации. К наиболее опасным проявлениям таких тенденций относятся нарушения подконтрольными субъектами обязательных требований, приводящие к возникновению рисков нанесения ущерба интересам безопасности государства. В этой связи работа по профилактике нарушений обязательных требований должна выстраиваться на регулярной основе и проводиться во всех регионах Российской Федерации.
Обучение и отработка действий пользователей в случае возникновения нештатных непредвиденных ситуаций ДНС. Повышение осведомленности персонала уменьшает как минимум риски, связанные с социальной инженерией. Репетиция «плана спасения» важна также для понимания сотрудниками своей роли в процессах управления инцидентами безопасности. Код в программном обеспечении АСУ ТП зачастую просто ужасен, а на большинстве критически значимых предприятий можно обнаружить уязвимости 10—15-летней давности. Обновления часто не устанавливаются в принципе, что обусловлено множеством факторов, начиная от непрерывности технологического процесса и заканчивая неосведомленностью сотрудников об угрозах. Поэтому наилучшее решение — принимать всевозможные меры для исправления ошибок в АСУ ТП на этапе разработки. Подобные требования практически не отражены в зарубежных стандартах, что еще раз говорит в пользу авторов российского документа. Их наличие означает формирование защиты на основании характерных для системы рисков: это позволяет учитывать новые угрозы и улучшать процессы обеспечения ИБ.
В том числе, например, это касается контроля за соблюдением лицензионных требований при осуществлении деятельности, связанной с государственной безопасностью. Я считаю, что это правильное решение. Вступил в силу профстандарт для специалистов по ИБ в кредитно-финансовой сфере С 01. Этот профстандарт имеет типовую структуру: общие сведения, описание трудовых функций и характеристика обобщенных трудовых функций. В отличие от других профстандартов для специалистов по ИБ спецы в кредитно-финансовой сфере у нас универсалы. К их трудовым функциям относятся и обеспечение функционирования СЗИ, и управление инцидентами ИБ, и управление рисками ИБ, и методологическое обеспечение процессов ИБ, и контроль обеспечения ИБ и обеспечение операционной надежности, и организация процессов обеспечения ИБ. В общем, спец по ИБ в кредитно-финансовой сфере — «и швец, и жнец, и на дуде игрец». Это доказывает высокие стандарты в области ИБ, установленные в кредитно-финансовой сфере регуляторами и Банком России в частности. Сам стандарт очень удобно использовать для формирования должностных обязанностей специалистов по ИБ разных направлений, в том числе перечисленных мной двумя абзацами выше.
Читайте также:
- Приказ ФСТЭК России от 14 марта 2014 г. N 31 - ФСТЭК России
- Обеспечение безопасной разработки ПО
- Изменения в НПА по информационной безопасности — Роман Быков на
- Класс защищённости АСУ ТП
Подходы к выполнению требований Приказа №31 ФСТЭК России
ПРИКАЗ. от 14 марта 2014 года N 31. Об утверждении Требований к обеспечению защиты информации в автоматизированных системах управления производственными и технологическими процессами на критически важных объектах, потенциально опасных. Приказ ФСТЭК России от 11.02.2013 N 17 "Об утверждении Требований о защите информации, не составляющей государственную тайну, содержащейся в государственных информационных системах" (Зарегистрировано в Минюсте России 31.05.2013 N 28608). Приказ ФСТЭК РФ от 14 марта 2014 г. N 31 "Об утверждении Требований к обеспечению защиты информации в автоматизированных системах управления производственными и технологическими процессами на критически важных объектах, потенциально опасных. Утверждены приказом ФСТЭК России от 14 марта 2014 г. N 31. Задать вопрос. Главная Новости НАЦ аттестовал информационную систему предприятия "Ростеха" по 31 Приказу ФСТЭК. - Выявление и оперативное устранение уязвимостей Astra Linux производится разработчиком в соответствии с «Требованиями к уровням доверия», утвержденным приказом ФСТЭК России №76, и ГОСТ Р 56939.
Защита документов
Приказ ФСТЭК России от 14 марта 2014 г. N 31 - ИБ | приказа ФСТЭК №31. |
Приказ ФСТЭК России от 14.03.2014 № 31 | Редакция действует с 12 июля 2021 | Главбух | Иными словами, Приказ ФСТЭК N 31 от 14.03.2014 позволяет легально применить требования для защиты тех АСУ ТП, которые не являются ЗОКИИ. |
Подходы к выполнению требований Приказа №31 ФСТЭК России
Презентация: Вебинар посвящён рассмотрению основных подходов к выполнению требований приказа ФСТЭК России от 14.03.2014 №31 «Об утверждении требований к обеспечению за. Утверждена приказом ФСТЭК России от 19 февраля 2018 г. N 31. С утверждением приказа ФСТЭК России № 31 мероприятия по защите информации в АСУ ТП стали носить обязательный характер, что говорит операторам о необходимости приведения процессов обработки информации в соответствие положениям данного. УТВЕРЖДЕНЫ приказом ФСТЭК России от «14» марта 2014 г. № 31. Требования к обеспечению защиты информации в автоматизированных системах управления производственными и технологическими процессами на критически важных объектах. Итак, 30 июня Минюстом был зарегистрирован долгожданный приказ ФСТЭК №31 от 14.03.2014 по защите АСУ ТП.
Приказ № 31
используемых Федеральной службой по техническому и экспортному контролю в процессе лицензирования деятельности по технической защите конфиденциальной информации, и признании утратившими силу приказа ФСТЭК России от 17 июля 2017 г. Утверждены приказом ФСТЭК России от 14 марта 2014 г. N 31. Приказ ФСТЭК РФ от 14 марта 2014 г. N 31 "Об утверждении Требований к обеспечению защиты информации в автоматизированных системах управления производственными и технологическими процессами на критически важных объектах, потенциально опасных. Сейчас приказ ФСТЭК № 31 — это достаточно высокоуровневый документ. приказ №31) в очередной раз обратил наше внимание на неоднозначный вопрос оценки соответствия СрЗИ, а точнее на вопрос есть ли жизнь без обязательной сертификации можно ли при.
НАЦ аттестовал информационную систему предприятия "Ростеха" по 31 Приказу ФСТЭК
Вместе с тем начинающие внешнеэкономическую деятельность подконтрольные субъекты зачастую не в полной мере владеют тонкостями предконтрактной проработки планируемых к реализации внешнеэкономических сделок, не всегда способны провести идентификацию контролируемых товаров и технологий, что может привести к нарушению ими обязательных требований либо способствовать возникновению финансовых и репутационных издержек, связанных с отказом в выдаче лицензий разрешений на осуществление внешнеэкономических сделок с продукцией, подлежащей экспортному контролю. Продолжают иметь место отдельные случаи, когда подконтрольные субъекты для получения финансовых выгод от осуществления внешнеэкономических сделок с продукцией, подлежащей экспортному контролю, идут на нарушения обязательных требований. Такие нарушения выявляются и к нарушителям применяются меры, предусмотренные законодательством Российской Федерации. Анализ текущего состояния подконтрольной среды свидетельствует о том, что в условиях свободного обращения на внутреннем рынке значительной части номенклатуры продукции, подлежащей экспортному контролю, вышеуказанные негативные тенденции могут проявляться в действиях подконтрольных субъектов, находящихся в любом регионе Российской Федерации. К наиболее опасным проявлениям таких тенденций относятся нарушения подконтрольными субъектами обязательных требований, приводящие к возникновению рисков нанесения ущерба интересам безопасности государства. В этой связи работа по профилактике нарушений обязательных требований должна выстраиваться на регулярной основе и проводиться во всех регионах Российской Федерации. Описание текущих и ожидаемых тенденций, которые могут оказать воздействие на состояние подконтрольной среды 9. На состояние подконтрольной среды может оказать воздействие дальнейшее увеличение количества подконтрольных субъектов за счет привлечения к внешнеэкономической деятельности субъектов малого и среднего бизнеса, а также изменение внешнеэкономической конъюнктуры вследствие улучшения политической ситуации в мире и связанной с ним поэтапной отменой санкционного давления на Россию со стороны ряда западных стран.
Требования к защите среды виртуализации ЗСВ. Технологии виртуализации позволяют оптимизировать ресурсы, однако порождают новые угрозы. Понятно, что снижение издержек интереснее борьбы за безопасность, поэтому критически важные системы в целом и АСУ ТП в частности очень быстро оказываются в не совсем безопасных облаках, и этот процесс необходимо как-то контролировать. Обучение и отработка действий пользователей в случае возникновения нештатных непредвиденных ситуаций ДНС. Повышение осведомленности персонала уменьшает как минимум риски, связанные с социальной инженерией. Репетиция «плана спасения» важна также для понимания сотрудниками своей роли в процессах управления инцидентами безопасности. Код в программном обеспечении АСУ ТП зачастую просто ужасен, а на большинстве критически значимых предприятий можно обнаружить уязвимости 10—15-летней давности. Обновления часто не устанавливаются в принципе, что обусловлено множеством факторов, начиная от непрерывности технологического процесса и заканчивая неосведомленностью сотрудников об угрозах.
Объекты критической информационной инфраструктуры — информационные системы, информационно-телекоммуникационные сети, автоматизированные системы управления субъектов критической информационной инфраструктуры. Краткое изложение Приказ N 31 ФСТЭК России определяет требования к обеспечению защиты информации в автоматизированных системах управления производственными и технологическими процессами АСУ ТП на критически важных объектах, потенциально опасных объектах, а также объектах, представляющих повышенную опасность для жизни и здоровья людей и для окружающей природной среды. Целью Приказа ФСТЭК России N 31 является обеспечение штатного функционирования системы и снижение рисков незаконного вмешательства в управляемые объекты, безопасность которых регулируется различными законодательными актами РФ. Действие требований распространяется на автоматизированные системы управления, обеспечивающие контроль и управление технологическим и производственным оборудованием и реализованными на нем технологическими и производственными процессами АСУ ТП.
Требования к организации защиты информации в автоматизированной системе управления 7. Автоматизированная система управления, как правило, имеет многоуровневую структуру: уровень операторского диспетчерского управления верхний уровень ; уровень автоматического управления средний уровень ; уровень ввода вывода данных, исполнительных устройств нижний полевой уровень. Количество уровней автоматизированной системы управления и ее состав на каждом из уровней зависит от назначения автоматизированной системы управления и выполняемых ею целевых функций. На каждом уровне автоматизированной системы управления по функциональным, территориальным или иным признакам могут выделяться дополнительные сегменты. В автоматизированной системе управления объектами защиты являются: информация данные о параметрах состоянии управляемого контролируемого объекта или процесса входная выходная информация, управляющая командная информация, контрольно-измерительная информация, иная критически важная технологическая информация ; программно-технический комплекс, включающий технические средства в том числе автоматизированные рабочие места, промышленные серверы, телекоммуникационное оборудование, каналы связи, программируемые логические контроллеры, исполнительные устройства , программное обеспечение в том числе микропрограммное, общесистемное, прикладное , а также средства защиты информации. Защита информации в автоматизированной системе управления является составной частью работ по созданию модернизации и эксплуатации автоматизированной системы управления и обеспечивается на всех стадиях этапах ее создания и в ходе эксплуатации. Защита информации в автоматизированной системе управления достигается путем принятия в рамках системы защиты автоматизированной системы управления совокупности организационных и технических мер защиты информации, направленных на блокирование нейтрализацию угроз безопасности информации, реализация которых может привести к нарушению штатного режима функционирования автоматизированной системы управления и управляемого контролируемого объекта и или процесса, на локализацию и минимизацию последствий от возможной реализации угроз безопасности информации, восстановление штатного режима функционирования автоматизированной системы управления в случае реализации угроз безопасности информации. Принимаемые организационные и технические меры защиты информации: должны обеспечивать доступность обрабатываемой в автоматизированной системе управления информации исключение неправомерного блокирования информации , ее целостность исключение неправомерного уничтожения, модифицирования информации , а также, при необходимости, конфиденциальность исключение неправомерного доступа, копирования, предоставления или распространения информации ; должны соотноситься с мерами по промышленной, физической, пожарной, экологической, радиационной безопасности, иными мерами по обеспечению безопасности автоматизированной системы управления и управляемого контролируемого объекта и или процесса; не должны оказывать отрицательного влияния на штатный режим функционирования автоматизированной системы управления. Для обеспечения защиты информации в автоматизированной системе управления оператором назначается структурное подразделение или должностное лицо работник , ответственные за защиту информации. В автоматизированной системе управления применяются средства защиты информации, прошедшие оценку соответствия в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Для обеспечения защиты информации в автоматизированной системе управления проводятся следующие мероприятия: формирование требований к защите информации в автоматизированной системе управления; разработка системы защиты автоматизированной системы управления; внедрение системы защиты автоматизированной системы управления и ввод ее в действие; обеспечение защиты информации в ходе эксплуатации автоматизированной системы управления; обеспечение защиты информации при выводе из эксплуатации автоматизированной системы управления. Формирование требований к защите информации в автоматизированной системе управления 13. Формирование требований к защите информации в автоматизированной системе управления осуществляется заказчиком. Формирование требований к защите информации в автоматизированной системе управления осуществляется с учетом ГОСТ Р 51583 "Защита информации. Порядок создания автоматизированных систем в защищенном исполнении. Автоматизированные системы в защищенном исполнении. Общие требования" далее - ГОСТ Р 51624 и стандартов организации и в том числе включает: принятие решения о необходимости защиты информации в автоматизированной системе управления; классификацию автоматизированной системы управления по требованиям защиты информации далее - классификация автоматизированной системы управления ; определение угроз безопасности информации, реализация которых может привести к нарушению штатного режима функционирования автоматизированной системы управления, и разработку на их основе модели угроз безопасности информации; определение требований к системе защиты автоматизированной системы управления. При принятии решения о необходимости защиты информации в автоматизированной системе управления осуществляются: анализ целей создания автоматизированной системы управления и задач, решаемых этой автоматизированной системой управления; определение информации, нарушение доступности, целостности или конфиденциальности которой может привести к нарушению штатного режима функционирования автоматизированной системы управления определение критически важной информации , и оценка возможных последствий такого нарушения; анализ нормативных правовых актов, локальных правовых актов, методических документов, национальных стандартов и стандартов организаций, которым должна соответствовать автоматизированная система управления; принятие решения о необходимости создания системы защиты автоматизированной системы управления и определение целей и задач защиты информации в автоматизированной системе управления. Классификация автоматизированной системы управления проводится заказчиком или оператором в зависимости от уровня значимости критичности информации, обработка которой осуществляется в автоматизированной системе управления. Устанавливаются три класса защищенности автоматизированной системы управления, определяющие уровни защищенности автоматизированной системы управления. Самый низкий класс - третий, самый высокий - первый. Класс защищенности может быть установлен отдельно для каждого из уровней автоматизированной системы управления или иных сегментов при их наличии. Результаты классификации автоматизированной системы управления оформляются актом классификации. Требование к классу защищенности включается в техническое задание на создание автоматизированной системы управления и или техническое задание частное техническое задание на создание системы защиты автоматизированной системы управления, разрабатываемые с учетом ГОСТ 34.
Приказ ФСТЭК России от 14.03.2014 № 31
Изображение Anti-Malware. При данном варианте исследований существуют риски ввода в эксплуатацию небезопасного программного обеспечения. Для того чтобы выполнить анализ, необходимо будет предоставить испытательным лабораториям исходный код программных решений или воспользоваться интегрируемыми СЗИ, установив их на испытательный стенд. В последнем случае выгрузка исходного кода не потребуется, если стенд будет развернут на рабочей станции разработчика программного обеспечения. Схема использования СЗИ для анализа кода после завершения разработки ПО Выявление уязвимостей и НДВ, согласно методике, необходимо выполнять посредством проведения статического анализа исходного кода программы, а также путем реализации процедуры, позволяющей выполнять отслеживание и исправление всех обнаруженных дефектов безопасности и уязвимостей исследуемой программы. Исследования по выявлению уязвимостей и НДВ состоят из следующих этапов: подготовка к проведению исследований; проведение исследований программы с привлечением СЗИ для анализа кода; разработка протокола исследований с привлечением СЗИ для подготовки отчетности по результатам исследований.
Вместе с тем начинающие внешнеэкономическую деятельность подконтрольные субъекты зачастую не в полной мере владеют тонкостями предконтрактной проработки планируемых к реализации внешнеэкономических сделок, не всегда способны провести идентификацию контролируемых товаров и технологий, что может привести к нарушению ими обязательных требований либо способствовать возникновению финансовых и репутационных издержек, связанных с отказом в выдаче лицензий разрешений на осуществление внешнеэкономических сделок с продукцией, подлежащей экспортному контролю. Продолжают иметь место отдельные случаи, когда подконтрольные субъекты для получения финансовых выгод от осуществления внешнеэкономических сделок с продукцией, подлежащей экспортному контролю, идут на нарушения обязательных требований.
Такие нарушения выявляются и к нарушителям применяются меры, предусмотренные законодательством Российской Федерации. Анализ текущего состояния подконтрольной среды свидетельствует о том, что в условиях свободного обращения на внутреннем рынке значительной части номенклатуры продукции, подлежащей экспортному контролю, вышеуказанные негативные тенденции могут проявляться в действиях подконтрольных субъектов, находящихся в любом регионе Российской Федерации. К наиболее опасным проявлениям таких тенденций относятся нарушения подконтрольными субъектами обязательных требований, приводящие к возникновению рисков нанесения ущерба интересам безопасности государства. В этой связи работа по профилактике нарушений обязательных требований должна выстраиваться на регулярной основе и проводиться во всех регионах Российской Федерации. Описание текущих и ожидаемых тенденций, которые могут оказать воздействие на состояние подконтрольной среды 9. На состояние подконтрольной среды может оказать воздействие дальнейшее увеличение количества подконтрольных субъектов за счет привлечения к внешнеэкономической деятельности субъектов малого и среднего бизнеса, а также изменение внешнеэкономической конъюнктуры вследствие улучшения политической ситуации в мире и связанной с ним поэтапной отменой санкционного давления на Россию со стороны ряда западных стран.
УК РФ. Присвоите вы категорию значимости КИИ или примете решение о "незначимости" - это никак не повлияет на необходимость выполнять меры безопасности от ФСТЭК. Будете 239 приказ выполнять или 31, а наборы мер в них одинаковые..
Вступил в силу профстандарт для специалистов по ИБ в кредитно-финансовой сфере С 01. Этот профстандарт имеет типовую структуру: общие сведения, описание трудовых функций и характеристика обобщенных трудовых функций. В отличие от других профстандартов для специалистов по ИБ спецы в кредитно-финансовой сфере у нас универсалы. К их трудовым функциям относятся и обеспечение функционирования СЗИ, и управление инцидентами ИБ, и управление рисками ИБ, и методологическое обеспечение процессов ИБ, и контроль обеспечения ИБ и обеспечение операционной надежности, и организация процессов обеспечения ИБ. В общем, спец по ИБ в кредитно-финансовой сфере — «и швец, и жнец, и на дуде игрец». Это доказывает высокие стандарты в области ИБ, установленные в кредитно-финансовой сфере регуляторами и Банком России в частности. Сам стандарт очень удобно использовать для формирования должностных обязанностей специалистов по ИБ разных направлений, в том числе перечисленных мной двумя абзацами выше. Порядок этих действий в общих чертах такой: при выявлении инцидента ИБ кредитная организация направляет уведомление по форме и в порядке Банка России и одновременно по форме и в порядке НКЦКИ. Если инцидент привел к утечке персональных данных, НКЦКИ надо дополнительно уведомить по еще одной форме в еще одном порядке ; кредитной организации рекомендуется сохранить следы компрометации.
Разъяснение ФСТЭК по 31-му приказу
Новости нормативки по ИБ. Сентябрь — октябрь 2023 года | Приказ ФСТЭК России № 229 от 11.12.2017 «Об утверждении формы акта проверки, составляемого по итогам проведения госконтроля в области обеспечения безопасности значимых объектов КИИ РФ». |
Защита документов | 31 приказ ФСТЭК, используется для незначимых ОКИИ. |
etherCUT для 31 приказа ФСТЭК | - Выявление и оперативное устранение уязвимостей Astra Linux производится разработчиком в соответствии с «Требованиями к уровням доверия», утвержденным приказом ФСТЭК России №76, и ГОСТ Р 56939. |
Разъяснение ФСТЭК по 31-му приказу
Сейчас приказ ФСТЭК № 31 — это достаточно высокоуровневый документ. Чтобы поверить это предположение, мы сравнили требования приказа ФСТЭК № 31 с ведущими зарубежными стандартами в области систем промышленной автоматизации, а именно. Ранее не встречал нормального доступного для всех соответствия между мерами защиты из всех приказов ФСТЭК между собой. - Выявление и оперативное устранение уязвимостей Astra Linux производится разработчиком в соответствии с «Требованиями к уровням доверия», утвержденным приказом ФСТЭК России №76, и ГОСТ Р 56939. Приказ ФСТЭК России № 229 от 11.12.2017 «Об утверждении формы акта проверки, составляемого по итогам проведения госконтроля в области обеспечения безопасности значимых объектов КИИ РФ».
etherCUT для приказа №31 ФСТЭК
N 31 "Об утверждении Требований к обеспечению защиты информации в автоматизированных системах управления производственными и технологическими процессами на критически важных объектах, потенциально опасных объектах, а также объектах, представляющих повышенную опасность для жизни и здоровья людей и для окружающей природной среды" Главные выдержки из Приказа ФСТЭК от 14 марта 2014 г. N 31: 1. Цель документа: утвердить требования к обеспечению защиты информации в АСУТП на критически важных объектах, потенциально опасных объектах, а также объектах, представляющих повышенную опасность для жизни и здоровья людей и для окружающей природной среды. В случае необходимости применение криптографических методов защиты информации и шифровальных криптографических средств защиты информации осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, то есть защищается с помощью сертифицированного программного обеспечения. При обработке в автоматизированной системе управления информации, составляющей государственную тайну, ее защита обеспечивается в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной тайне, то есть с использованием СКЗИ.
Такое внимание понятно и очевидно — любые сбои или несанкционированный доступ на эти объекты может привести к возникновению реальной угрозы жизни и здоровья людей, а также окружающей природной среды. При этом, речь идет не только о физической защите. Обеспечение информационной безопасности - не менее важная задача в комплексе работ по защите указанных объектов. В части обеспечения информационной безопасности критичных объектов выделяют защиту автоматизированных систем управления технологическим процессом АСУ ТП.
Цели, задачи и принципы проведения профилактических мероприятий 5.
Целями проведения профилактических мероприятий являются: предупреждение и сокращение количества нарушений подконтрольными субъектами обязательных требований; повышение прозрачности деятельности ФСТЭК России при осуществлении экспортного контроля; снижение административной нагрузки на подконтрольных субъектов; создание мотивации у подконтрольных субъектов к добросовестному поведению и, как следствие, снижение уровня ущерба охраняемым законом ценностям. Основными задачами профилактических мероприятий являются: формирование у всех подконтрольных субъектов единого понимания обязательных требований в области экспортного контроля и порядка их соблюдения; инвентаризация состава и особенностей подконтрольных субъектов, оценка состояния подконтрольной среды; выявление причин, факторов и условий, способствующих нарушению обязательных требований, определение способов устранения или снижения рисков их возникновения; установление зависимости видов, форм и интенсивности профилактических мероприятий от особенностей конкретных подконтрольных субъектов. Краткий анализ текущего состояния подконтрольной среды 8. Текущее состояние подконтрольной среды характеризуется увеличением количества подконтрольных субъектов, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность в отношении товаров работ, услуг , информации, результатов интеллектуальной деятельности, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники либо при подготовке и или совершении террористических актов. Реализуемые в настоящее время на государственном уровне программы поддержки несырьевого экспорта нацелены на формирование широкого слоя активных экспортеров, в том числе из среды малого и среднего бизнеса, а также на устранение излишних административных барьеров во внешнеэкономической сфере, что должно позитивно отразиться на состоянии конкуренции и делового климата в стране. Вместе с тем начинающие внешнеэкономическую деятельность подконтрольные субъекты зачастую не в полной мере владеют тонкостями предконтрактной проработки планируемых к реализации внешнеэкономических сделок, не всегда способны провести идентификацию контролируемых товаров и технологий, что может привести к нарушению ими обязательных требований либо способствовать возникновению финансовых и репутационных издержек, связанных с отказом в выдаче лицензий разрешений на осуществление внешнеэкономических сделок с продукцией, подлежащей экспортному контролю. Продолжают иметь место отдельные случаи, когда подконтрольные субъекты для получения финансовых выгод от осуществления внешнеэкономических сделок с продукцией, подлежащей экспортному контролю, идут на нарушения обязательных требований.
Продолжают иметь место отдельные случаи, когда подконтрольные субъекты для получения финансовых выгод от осуществления внешнеэкономических сделок с продукцией, подлежащей экспортному контролю, идут на нарушения обязательных требований. Такие нарушения выявляются и к нарушителям применяются меры, предусмотренные законодательством Российской Федерации. Анализ текущего состояния подконтрольной среды свидетельствует о том, что в условиях свободного обращения на внутреннем рынке значительной части номенклатуры продукции, подлежащей экспортному контролю, вышеуказанные негативные тенденции могут проявляться в действиях подконтрольных субъектов, находящихся в любом регионе Российской Федерации. К наиболее опасным проявлениям таких тенденций относятся нарушения подконтрольными субъектами обязательных требований, приводящие к возникновению рисков нанесения ущерба интересам безопасности государства. В этой связи работа по профилактике нарушений обязательных требований должна выстраиваться на регулярной основе и проводиться во всех регионах Российской Федерации. Описание текущих и ожидаемых тенденций, которые могут оказать воздействие на состояние подконтрольной среды 9. На состояние подконтрольной среды может оказать воздействие дальнейшее увеличение количества подконтрольных субъектов за счет привлечения к внешнеэкономической деятельности субъектов малого и среднего бизнеса, а также изменение внешнеэкономической конъюнктуры вследствие улучшения политической ситуации в мире и связанной с ним поэтапной отменой санкционного давления на Россию со стороны ряда западных стран. Несмотря на то, что развитие ситуации во внешнеэкономической сфере по указанным направлениям потребует со стороны Российской Федерации определенных дипломатических и организационных усилий, а также финансовых и временных затрат, при планировании профилактических мероприятий представляется целесообразным исходить из развития ситуации по этому оптимистическому сценарию.