Фильм, посвященный легендарному шахматному поединку, стартует в прокате 30 декабря.
Назад в прошлое: рецензия на фильм «Чемпион мира»
Все актеры фильма, исполняющие роли шахматистов, прошли серьезную шахматную подготовку: читали специализированную литературу, беседовали с тренерами-консультантами и разбирали с ними партии. матче за звание чемпиона мира между действующим чемпионом мира Анатолием Карповым и претендентом на этот титул - гроссмейстером Виктором Корчным, эмигрировавшим из СССР за несколько лет до этого матча. Сюжет фильма основан на драматичном поединке в истории шахмат: матче за звание чемпиона мира между действующим чемпионом мира Анатолием Карповым и претендентом на этот титул — гроссмейстером Виктором Корчным.
Вышел трейлер фильма «Чемпион мира» с Хабенским в роли гроссмейстера Виктора Корчного
Город - 21 сентября 2022 - Новости Казани - Фильм "Чемпион мира" основан на матче за мировую шахматную корону между действующим чемпионом мира из СССР Карповым и эмигрировавшим в Швейцарию советским гроссмейстером Корчным. Это один из самых легендарных поединков в истории шахмат, в котором действующий чемпион мира Анатолий Карпов отстоял свой титул в схватке с гроссмейстером Виктором Корчным, эмигрировавшим из СССР за несколько лет до этого.
Чемпион мира (2021)
рассказывает о самых громких кинопремьерах этой недели: спортивная драма о шахматистах «Чемпион мира», приключения героев русских народных былин в мультфильме «Три богатыря и Конь на троне». Опытный, амбициозный и обиженный на Советский Союз шахматист-перебежчик Корчной и юный гений-идеалист, едва взлетевший на шахматный олимп, Карпов. Студия «Тритэ» запускает в производство биографическую ленту «Чемпион мира» о самом драматичном шахматном поединке в истории этого вида спорта. Сюжет фильма основан на драматичном поединке в истории шахмат: матче за звание чемпиона мира между действующим чемпионом мира Анатолием Карповым и претендентом на этот титул — гроссмейстером Виктором Корчным.
«Чемпион мира» покажет битву титанов: как восстановили самый драматичный шахматный поединок XX века
В прокат выходит фильм Алексея Сидорова «Чемпион мира» — спортивная драма о том, как молодой Анатолий Карпов доказывал себе и Виктору Корчному, что именно он лучше всех играет в шахматы. Смотреть фильм «Чемпион мира» (драма, исторический, спорт 2021, Россия) в онлайн-кинотеатре KION без регистрации и рекламы. Китайский гроссмейстер Дин Лижэнь обыграл россиянина Яна Непомнящего на тай-брейке за шахматную корону и стал 17-м чемпионом мира по шахматам. Драма, история. Режиссер: Алексей Сидоров. В ролях: Константин Хабенский, Иван Янковский, Владимир Вдовиченков и др. Описание. История матча за звание чемпиона мира, который прошел на Филиппинах в 1978 году.
"Чемпион мира": на экраны вышла кинокартина о самом легендарном поединке в истории шахмат
Александр Катаев ответил Ивану Иван , по поводу личности 12-го чемпиона у меня уже давно нет никаких иллюзий, он среди прочих бывших великих личностей, а ныне едросовского сборища - Третьяка, Родниной, Терешковой, Боярского - удивил меньше всех, интервью, где он поливал грязью Белявского, ссылался на гипноз, как когда-то Корчной, а также его кидалово в отношении Гика показали его истинное лицо. Суть в том, что Михалков наверняка в очередной раз покажет, каким хреновым государством был СССР, как он мешал своим спортсменам на пути к достижению цели а то, что учил бесплатно, тренировал, что Зайцев и прочие исследователи бескорыстно для Карпова новые дебютные идеи подносили на блюдечке и что он зарубежные счета имел, что вообще-то было запрещено - это так, пустяки, дело житейское.
И здесь подобная история: мало пространства для реализации себя в шахматах. Человек мыслил себя не территориальными категориями, а большой игрой. При этом во главе угла для него сама игра, не результат. Насколько я успел заметить по общению с консультантами и по книгам, которые читал, шахматы - это другой мир.
Это другой уровень погружения и восприятия этого мира. Я, возможно, сейчас грубо скажу, но шахматисты - лунные люди. Люди, у которых другие ориентиры. Когда они садятся за шахматную доску - это как боксеры, которые выходят на ринг. Им неважно, кто перед ними.
Важен сам момент боя и то, как они идут к своей цели. Сам я благодаря съемкам приобрел агрессивность и наглость с точки зрения игры. Сказать, что я очень сильно продвинулся в комбинациях и знаниях, не могу. Чтобы погрузиться в шахматы, надо жизнь положить, а не как я - на уровне старшей группы детского сада.
Игра на пределе интеллектуальных, физических и эмоциональных возможностей. Интересно, что шахматная партия в кино стала судьбоносной для исполнителя главной роли — Ивана Янковского — в жизни. Сделал большую работу. Работать с ним мне как артистке было очень интересно. В любой семье от супруги, как и от супруга, многое зависит. Самая главная команда.
Как признался продюсер проекта Леонид Верещагин, «Чемпион мира» — картина «больше, чем про шахматы, она про поиск человеком самого себя». Главная идея фильма, по его мнению, состоит в том, чтобы найти «кристальную ясность шахматного состязания в тумане эмоций, амбиций и страстей». Премьера экшн-драмы «Чемпион мира» назначена на 30 декабря 2021 года. Ранее в Москве первым зрителям представили фильм режиссёра Владимира Аленикова «Небесная команда».
19 лучших фильмов про шахматы
Схватка выдающихся шахматистов — прежде всего поединок характеров. Против юного гения, едва взлетевшего на шахматный Олимп, вундеркинда и идеалиста — закаленный боец, одержимый и непредсказуемый, готовый сражаться любым оружием: шахматы для него — война. Виртуозная игра, максимальная психологическая напряженность и личное, человеческое противостояние двух сильнейших шахматистов планеты.
Виктора Корчного блестяще сыграл Константин Хабенский, создав на экране противоречивый и эмоциональный портрет опытного соперника с непростой судьбой. Оба актера провели немало времени над шахматной доской, а первую партию матча из 18 ходов разобрали, выучили и сыграли на экране по памяти. В дни, когда миллионы зрителей переживают за наших на зимних Олимпийских играх, киноистория великой шахматной победы станет вдохновляющим примером и для спортсменов, и для болельщиков», — отметил директор по контентной политике «Ростелекома» Александр Косарим.
Главные роли в картине сыграли Константин Хабенский и Иван Янковский. Лента кинокомпании Central Partnership рассказывает об одном из самых драматичных шахматных поединков в истории между Анатолием Карповым и Виктором Корчным. Режиссером картины выступил Алексей Сидоров «Т-34», «Бой с тенью».
Константин Хабенский играет Корчного, и это совсем уж стыдно, как заправскую антисемитскую карикатуру — просто «Еврей Зюсс». Невротичный актер, способный сыграть очень многое, и сыграть оригинально и ярко, здесь вынужден заниматься сбором всех клише, связанных с образом евреев и условных «либералов». Про исполнителей всех без исключения остальных ролей и говорить нечего: они вполне ожидаемо заняты ровно тем же — созданием нелепых карикатур. Слишком плохо, спустя рукава эта идеологическая линия здесь прописана и воплощена. До политического триллера из времен холодной войны «Чемпион» очевидно не дотягивает — как ни старается режиссер, наряжая героев в бежевые плащи и устраивая им бесконечные встречи с «информаторами». Ну, Сидоров не Джон Ле Карре, что поделать. Опускаться до совсем уж очевидной агитки и проводить яркие параллели с сегодняшним днем, похоже, совесть не позволяет.
Самый знаменитый шахматный поединок: Wink покажет фильм «Чемпион мира», снятый режиссером «Бригады»
Облегчился доступ к информации, просчет вариантов, подготовка стала более глубокой. Но шахматисты теперь идут на острое продолжение, если абсолютно уверены в мощности своего компьютера, и это плохо — это обедняет шахматы. Я думаю, что повлияло также изменение правил, например, раньше на 40 ходов у нас было два с половиной часа, сейчас примерно два часа десять минут. И потеря этих 20 минут очень важна. То, что мы отказались от доигрывания, от анализа отложенных позиций — это плохо. Это была фантастическая школа, школа изучения эндшпиля, поиска скрытых возможностей. Сейчас во время партий до эндшпиля время не доходит, и это серьезный урон для подготовки шахматистов. На вас сразу обрушились слава, бремя высоких ожиданий, необходимость участвовать в мероприятиях. Как вам удалось, условно, не сломаться?
Я занимал себя делом и, даже выиграв очередной матч, праздновал максимум от двух до пяти дней, а потом окунался в работу. В отличие, например, от Спасского, который мог праздновать целый год. Чем знаменит матч Карпов — Фишер 1975 года? Узнать Тем, что он не состоялся. Действующий чемпион мира, американец Бобби Фишер, должен был выступать против молодого гроссмейстера из Советского Союза Анатолия Карпова, звезда которого взошла очень быстро: сам Карпов говорил, что в то время прогрессировал не год от года, а месяц от месяца. Перед матчем за звание чемпиона мира Фишер выставил множество условий, и шахматная федерация удовлетворила все, кроме одного касалось сохранения чемпионства при счете 9:9. Результат предсказуемо породил массу споров, но своей дальнейшей карьерой советский гроссмейстер доказал, что является лучшим игроком мира того времени. С Бобби Фишером Карпов так и не сыграл.
И сам же с этой задачей не справился, то есть загнал себя. После его отказа от матча и присуждения мне чемпионства многие встали на его сторону, особенно журналисты, но всё было сделано по правилам: с 1949 года они гласили, что, если чемпион мира отказывается защищать звание, чемпионом становится претендент. Поэтому я, например, не понимаю, для чего нужен сейчас матч Непомнящего против китайца после отказа Карлсена играть хотя я еще не видел письменного доказательства, что он отказался. Непомнящий обошел китайского игрока в турнире: для чего нужен этот матч? Программы имеют большие изъяны, расскажу самое вопиющее, с чем сталкивался пару раз. У нас в шахматах есть правило: что бы ни случилось с флажком на шахматных часах при игре на время.
Все великие замыслы могут рухнуть уже на монтажном столе! Мне кажется, после этого я смог отказаться от каких-то излишеств как актер. Скажем, стал предлагать режиссерам только две свои придумки, а не двадцать две. Мне кажется, чего в нашем цеху так не хватает, так это работы режиссера с актером — фантазирования, объяснения задач Импровизация, в которую нас часто бросают, зачастую не подкреплена введением в обстоятельства. Режиссер должен увлекать своей идеей — и когда ты выходишь в импровизационное пространство театра или киноплощадки, то вы уже о чем-то договорились, чем-то горите, вместе что-то хотите сделать. И еще есть важное правило взаимодействия актера с режиссером — сделай сначала, что он говорит, а потом предложи свое. Но у нас зачастую режиссер ничего не предлагает, и ты вынужден болтаться сам. Поэтому в работе над «Собибором» я старался всех коллег наделить какими-то мыслями и соображениями по поводу их персонажей. У вас в 2021 году вышло много проектов. Пандемия вообще на вашей жизни как-нибудь сказалась? Сперва это было болезненно, а затем я понял, что и так можно. Чем занимались? Готовился к фильму «Чемпион мира»: я пытался разучить партии, которые затрагивались в сценарии, но, выучив наизусть первую, — а там их было порядка восьми — понял, что это бессмысленное занятие. Нужно обладать огромным объемом знаний разных комбинаций и шахматных партий, чтобы понимать логику ходов. У меня таких знаний не было, и поэтому я просто все тупо зазубрил — это как китайский язык для меня — и ничего так и не понял в красоте и легкости этого вида спорта. А разучивание партий я быстро забросил. Вы только нашу игру не бросайте. Мне, видимо, нужно съесть что-нибудь. У вас есть фонд, который помогает больным раком детям — как у него в этот период складывались дела? Сначала мы схватились за голову, потому что фонд изначально рассчитывал на активности в режиме офлайн — спектакли, концерты, где проходили фандрайзинги. Решили было, что планы на 2020-й год просто рухнут. Но произошло какое-то чудо — видимо, большое число людей, в том числе и я, в какой-то момент прекратили свой бег и подумали о других людях, которым еще труднее. В результате в тот непростой год, когда мы все сидели по домам, фонд превысил планку сборов! Это было для нас чем-то из области фантастики. Видимо, какой-то человеческий фактор сработал. Сегодня фонд достаточно мощно работает. И я рад, что у меня такая команда. Сейчас офлайн мероприятия возобновились, и я видел, у вас в рамках фонда даже спектакль про Маугли со знаменитостями есть — расскажите о нем. Этот проект появился очень давно, еще в 2014 году. Он вырос из движения «Оперение», которое я тогда возглавлял, — это детские студии творческого развития. Появилась заявка на спектакль по Киплингу, переложенный на современную почву. Мы не планировали делать его благотворительным, но в процессе создания я подумал, может, это будет мостик, который соединит наших мальчишек и девчонок из студий с подопечными фонда. Эта история превратилась в большую благотворительную кампанию — я поставил этот спектакль в пяти городах. Наш проект благословил Олег Павлович Табаков , когда я предложил занять в нем всех учащихся его колледжа. Планы по запуску спектакля на сцене МХТ со студентами не реализовались, но я парень упрямый — сделал фактически уличный набор, подключился музыкальный детский театр юного актера. Все выдержали благодаря выпускникам наших студий, которые на свои плечи взвалили работу с актерами. Вместе сделали премьеру, спустя год сыграли спектакль в «Крокусе», потом в Московском художественном театре, а сейчас сцену нам предоставил Театр российской армии. Спектакль благотворительный, и все наши молодые дарования понимают, для чего они в нем работают — ставки очень высоки, ведь от успеха спектакля зависит, соберем ли мы достаточное количество денег, чтобы помочь справиться с болезнью другим ребятам. И у нас бывают не только известные актеры — еще шоумены, спортсмены. Не медийные, а знаковые персоны нашей страны в этот спектакль с удовольствием входят. Я просто звоню им и спрашиваю: «Хотите? Так и должно быть. У меня уже заканчиваются вопросы, а игру мы так и не доиграли. Я предлагаю так сделать — блиц, как у Юрия Дудя, и две секунды на ход. Давайте, я все равно здесь проиграл.
Относиться к «Чемпиону мира» как к серьёзной исторической хронике было бы странно; я по возрасту застал звёздные годы Карпова, помню его совсем не героическую внешность и своеобразный высокий голос — конечно, сильно польстили Анатолию Евгеньевичу, пригласив на роль красавчика Янковского. Есть и другие сторонние «расперчители» — вроде экстрасенсов, которых якобы подверженный мистике Корчной пытается усадить в первый ряд для воздействия на мозг противника. Экстрасенсы как раз к месту, потому что «Чемпион» — полноценный кинокомикс о встрече двух мифологических супергероев. Один, по определению, хороший, «наш», сомнений в том, за кого болеть, не возникает; и даже при том, что результат известен, брошенная Градовым фразочка «Как бы нас сейчас не закорчнили», вызывает трепет. Другой — плохой и злой; тут даже современники событий подсобили, дав Корчному прозвище Злодей. Но и Янковский, и Хабенский — артисты выдающиеся, играть шаблоны не смогли бы, даже под дулом Т-34; их экспрессия, неврозы, психофизика не достижимы для Спайдермена и всей бригады Вечных ; тут комикс обретает жизнь и не постижимую умом душу. Сидоров знает, что и боги, и дьяволы кино кроются в деталях: рифмует кровь из носа с грозой, заставляет пальцы сохраняющего видимое хладнокровие министра Градова ломать карандаш и выстраивает цепкую визуальную параллель между шариковыми ручками соперников и карандашиком умирающего отца Карпова Виктор Добронравов , которым он записывает те же судьбоносные ходы. Есть толика комизма, возложенная на характерный персонаж Виктора Сухорукова; ему же доверена и отвечающая реалиям уже сегодняшнего времени реплика «Латыши сильны в дебютах, украинцы — мастера осложнений».
И поэтому проехались по Корчному со всей ответственностью. Весь он у них какой-то дерганый, неприятно гримасничающий и причмокивающий, с вечно потной блестящей лысиной. При каждом удобном случае Корчной выходит из себя, скандалит и истерично орет, и вообще ведет себя не спортивно — включает в команду каких-то гипнотизеров и магов, чтобы те с помощью телепатии мешали Карпову играть в полную силу. Изменяет Родине из мелких меркантильных соображений — что-то ему там недодали в кассе в день зарплаты. В момент этой самой измены Корчной становится еще более гадким и зловещим — костюмеры студии «Три Тэ» наряжают его, как Чикатило, — темно-серый плащ, шляпа, толстые роговые очки. Запомните дети, просить политического убежища в капиталистической стране может только больной человек, опасный маньяк. Возможно, если бы Михалков и Сидоров так не отвлекались на борьбу с Западом, а сосредоточились на спортивной части своей драмы, получился бы другой, менее конъюнктурный фильм, что было бы лучше. Но и тот «Чемпион мира», который есть сейчас, кино небезынтересное. Это канонический для путинского кинематографа фильм про предателя. А большая часть положительных персонажей — разнообразные чиновники и агенты КГБ. Что-то подобное, конечно, уже снимали в сталинские годы, но у них не было сегодняшней фактуры и технических возможностей. Жутковатое, очень темное кино. В кадре — постоянная ночь, проливной дождь или снег и толпы седоватых и полноватых встревоженных мужчин в прокуренных кабинетах два с половиной часа карают изменника Родины. Подлинный документ эпохи.
Норма патриотизма
Виртуозная игра, максимальная психологическая напряженность и личное, человеческое противостояние двух сильнейших шахматистов планеты. Цена победы в этом матче неизмеримо высока. Съемочная группа работала в Москве, Сочи, Сербии и Черногории.
Ежегодная премия "Золотой орел", победителей которой выбирает Национальная академия кинематографических искусств и наук России, вручается с 2002 года. Напомним, лучшим фильмом 2021 года признали картину "Серебряные коньки" режиссера Михаи ла Локшина.
Но придуман он хорошо». Вслепую сыграв в шахматы с приятелями Лены, Сергей отказался идти с ними в горы: «Не люблю большого общества». Мне бы это мешало — я слишком люблю шахматы». Важна только победа». Но не любой ценой». Иначе пропадешь». После свадьбы Лена пытается вести Сергея к первому месту. Перед городским полуфиналом напоминает: достаточно ничьей для выхода в финал. Лена уже планирует празднование успеха, но, приехав к концу поединка, видит: Сергей отказался от ничьей, задумался над победной комбинацией и просрочил время.
Он остается играть «на интерес», а она едет на вечеринку «к успешным людям», откуда уезжает со старым другом, дипломатом Орловым Эммануил Виторган. Вернувшись ночью домой, Лена встречает радостного мужа. Он наконец вычислил: в его партии все же был выигрышный вариант, не зря он отказался от ничьей и так долго думал. А то, что просрочил время и проиграл, — ерунда. В гневе Лена кидается к шахматному журналу, в котором заметила опечатку: шахматист Митчелл скончался на 68-м «ходу» жизни. Это же про тебя. Вот так и движется время — ход за ходом. А ты все там же — в конце таблицы». В мемуарном романе «Авансцена» он писал, что в 1963-м, когда его пьесы терзались критиками и главным советским идеологом Ильичевым, он поднимал себе настроение успешной игрой в писательском чемпионате по шахматам.
Поистине — другая планета, где живы еще законы разума, а тлеющая в душе агрессия находит выход в борьбе интеллектов. Шахматы учат свежести взгляда, когда одолевает рутина. Они дают тебе воспарить, они же тебе дают убежище. За этой монастырской стеной можно укрыться в час безнадежности». Летом 1968-го рецензент издательства «Советский писатель» зарубил зоринские мемуары «Монолог», и драматург укатил в Юрмалу, где в разгар пражских событий облегчал свое бытие написанием киноповести о стареющем форварде Лаврове. Спустя два года она оформилась в фильм Резо Эсадзе «Секундомер», в котором сыграли жена Бескова Валерия и легендарный нападающий «Спартака» Сергей Сальников. В конце семидесятого Зорин узнал, что его пьесу «Медная бабушка» запретили ставить новому худруку МХАТа Олегу Ефремову, и — «чтоб не свихнуться от черных мыслей» — взялся за сценарий «Гроссмейстера». Весной Ефремов, наорав на нового главного идеолога Демичева, все же спас «Медную бабушку», чем здорово воодушевил Зорина. Чевелев «Мне, как и Зорину, нравились шахматы, — говорил в интервью журналу «Сеанс» режиссер «Гроссмейстера» Сергей Микаэлян.
Режиссер «Гроссмейстера» ушел на фронт в восемнадцать лет. Вскоре после того, как его репрессированный отец, армянский писатель Карен Герасим Микаэлян умер на пересылке. На войне Сергей Герасимович логически доказал себе бесполезность трусости: «На слабо приседал и вставал под трассирующими пулями, я ведь математик, шахматист, все рассчитал: пуля проходила примерно через каждые три-четыре секунды, на уровне живота, и она видна — красивые оранжевые огоньки», — вспоминал Микаэлян в интервью «Аргументам и фактам». После двух ранений он демобилизовался и устроился шлифовщиком на автозавод. Удалял там лишний слой металла с грубо обработанных деталей, а в свободные минуты учил «Мцыри», «Полтаву», «Евгений Онегина» и «Медного всадника». На режиссера он выучился дважды.
Виртуозная игра, максимальная психологическая напряженность и личное, человеческое противостояние двух сильнейших шахматистов планеты.
Цена победы в этом матче неизмеримо высока. Съемочная группа работала в Москве, Сочи, Сербии и Черногории.
Премьера фильма "Чемпион мира" состоится 30 декабря на телеканале "Россия 1"
Уютный, ухоженный, милый. Много цветов, лавочек, амфитеатр есть. В нем часто проводятся городские праздники. Есть аттракционы и кафе.
Есть зоны стритфуда», «Облагородили парк, летом гулять — одно удовольствие. Свежий воздух посреди большого города! Среди минусов парка они выделяют его запущенность, отсутствие туалетов, «убитые» ступеньки, нерабочие фонтаны и бюджетные скамейки, портящие весь вид.
Отзывы оставили более 2000 человек. Ростовчане считают его отличным местом для прогулок и активных видов спорта, таких как бег, ходьба, велосипед, скандинавская ходьба, маунтинбайк. При этом есть и негативные отзывы, в которых жители города сообщают об отсутствии лавочек, освещения, туалетов и большом количестве мусора.
Левобережный парк В оценке парка на левом берегу приняли участие более 13 тысяч пользователей. Он получил оценку в 4,8 звезды. Мои впечатления от посещения этого места исключительно положительные.
Прекрасно ухоженные зеленые насаждения создают атмосферу умиротворения и природной гармонии, что так необходимо в бурной городской среде», «Красивая набережная! Летом можно освежиться, посидев возле фонтана и посмотрев небольшое шоу», «Отличный парк, красивые места, множество активностей и аттракционов.
Точно так же хочется, чтобы Карпов имел право на ошибку — и его срыв на членов команды, кажется, в недостаточной степени выполняет эту функцию. И все-таки визуально фильм получился очаровательно советским со своим тепло-желтым цветом картинки и вниманием к деталям. Актерский состав будто вышел из 70-х не только костюмами, но и лицами за парой досадных исключений. И несмотря на то что поверить в историческую достоверность сюжета местами достаточно сложно, в достоверность атмосферы верится легко. Янковский приятно выразительный, Хабенский, как всегда, поражающе фактурный, двое Добронравовых, Вдовиченков и Сухоруков замечательно органичные. Наверное, главное очарование «Чемпиона мира» в итоге и кроется в его эстетической атмосфере — в нее хочется возвращаться. Возможно, получившийся у создателей салат и может стать приятным аккомпанементом праздничных зимних каникул и даже стоит того, чтобы единожды его посмотреть. Но хотелось бы большего, а это российский кино-спортивный мир предложить пока не готов.
Чемпион мира 2021 смотреть онлайн бесплатно Сюжет Борьба двух сильнейших гроссмейстеров за шахматную корону. В 1978 году на Филиппинах ожидается легендарный шахматный поединок за звание чемпиона мира. Противостояние двух сильнейших гроссмейстеров планеты далеко выходит за пределы шахматной доски: опытный претендент на титул Виктор Корчной, дискредитированный на родине, против молодого действующего чемпиона Анатолия Карпова.
Но придуман он хорошо». Вслепую сыграв в шахматы с приятелями Лены, Сергей отказался идти с ними в горы: «Не люблю большого общества». Мне бы это мешало — я слишком люблю шахматы». Важна только победа». Но не любой ценой». Иначе пропадешь». После свадьбы Лена пытается вести Сергея к первому месту. Перед городским полуфиналом напоминает: достаточно ничьей для выхода в финал. Лена уже планирует празднование успеха, но, приехав к концу поединка, видит: Сергей отказался от ничьей, задумался над победной комбинацией и просрочил время. Он остается играть «на интерес», а она едет на вечеринку «к успешным людям», откуда уезжает со старым другом, дипломатом Орловым Эммануил Виторган. Вернувшись ночью домой, Лена встречает радостного мужа. Он наконец вычислил: в его партии все же был выигрышный вариант, не зря он отказался от ничьей и так долго думал. А то, что просрочил время и проиграл, — ерунда. В гневе Лена кидается к шахматному журналу, в котором заметила опечатку: шахматист Митчелл скончался на 68-м «ходу» жизни. Это же про тебя. Вот так и движется время — ход за ходом. А ты все там же — в конце таблицы». В мемуарном романе «Авансцена» он писал, что в 1963-м, когда его пьесы терзались критиками и главным советским идеологом Ильичевым, он поднимал себе настроение успешной игрой в писательском чемпионате по шахматам. Поистине — другая планета, где живы еще законы разума, а тлеющая в душе агрессия находит выход в борьбе интеллектов. Шахматы учат свежести взгляда, когда одолевает рутина. Они дают тебе воспарить, они же тебе дают убежище. За этой монастырской стеной можно укрыться в час безнадежности». Летом 1968-го рецензент издательства «Советский писатель» зарубил зоринские мемуары «Монолог», и драматург укатил в Юрмалу, где в разгар пражских событий облегчал свое бытие написанием киноповести о стареющем форварде Лаврове. Спустя два года она оформилась в фильм Резо Эсадзе «Секундомер», в котором сыграли жена Бескова Валерия и легендарный нападающий «Спартака» Сергей Сальников. В конце семидесятого Зорин узнал, что его пьесу «Медная бабушка» запретили ставить новому худруку МХАТа Олегу Ефремову, и — «чтоб не свихнуться от черных мыслей» — взялся за сценарий «Гроссмейстера». Весной Ефремов, наорав на нового главного идеолога Демичева, все же спас «Медную бабушку», чем здорово воодушевил Зорина. Чевелев «Мне, как и Зорину, нравились шахматы, — говорил в интервью журналу «Сеанс» режиссер «Гроссмейстера» Сергей Микаэлян. Режиссер «Гроссмейстера» ушел на фронт в восемнадцать лет. Вскоре после того, как его репрессированный отец, армянский писатель Карен Герасим Микаэлян умер на пересылке. На войне Сергей Герасимович логически доказал себе бесполезность трусости: «На слабо приседал и вставал под трассирующими пулями, я ведь математик, шахматист, все рассчитал: пуля проходила примерно через каждые три-четыре секунды, на уровне живота, и она видна — красивые оранжевые огоньки», — вспоминал Микаэлян в интервью «Аргументам и фактам». После двух ранений он демобилизовался и устроился шлифовщиком на автозавод. Удалял там лишний слой металла с грубо обработанных деталей, а в свободные минуты учил «Мцыри», «Полтаву», «Евгений Онегина» и «Медного всадника». На режиссера он выучился дважды.