Это те, кто не только был свидетелем героических событий, но и сам творил историю: Евгений Халдей, Дмитрий Бальтерманц, Макс Альперт и многие другие. Особая благодарность Анне Ефимовне Халдей.
Евгений Халдей: автор фотосимволов Второй Мировой
Среди убитых — подпольщики, родственники военнослужащих Красной Армии, недовольные новым режимом, нарушители комендантского часа. Оказавшимся в освобожденном Ростове военкорам удалось сделать несколько трагичных кадров: ростовчане ищут среди убитых своих родных. Первому было 26 лет, второму — 32 года. Именно им пришлось делать фото, от которых кровь стынет. Этим снимкам суждено было снова стать свидетельствами вины немецких оккупантов на состоявшемся в марте 2022 года суде по признанию геноцида населения Ростовской области. Не осталось живых свидетелей, зато есть кадры фотохроники, сделанные военными корреспондентами ТАСС.
Евгению Халдею в 2021 году на родине установили памятник, автором которого стал донецкий скульптор Равиль Акмаев. Отливали памятник в колокольном цех е Донецкого металлургического завода, бригада мастера Сергея Самойлова.
Халдей ухватил момент, когда конь всеми ногами оторвался от земли — возникло впечатление, будто он летит в воздухе. На выставке нашлось место и фотографиям, сделанным в мирное время. На них запечатлены лица советской эпохи, природа Донбасса и виды Донецка. Без преувеличения можно сказать, что Евгений Халдей летописец не только Великой Отечественной войны, но и целой эпохи в жизни страны.
Этим годам принадлежат сделанные в репортажной манере фотографии Алексея Стаханова и Паши Ангелиной, классические портреты молодого М. Растроповича и Д. Шостаковича — одни из самых знаменитых работ Халдея мирного времени. Но мирное время подходило к концу. Один мальчик читал стихи: «Скажи-ка, дядя, ведь недаром Москва, спаленная пожаром...
Если бы знать! И вот приехал утром в Москву, подхожу к дому - а жил я неподалеку от германского посольства, смотрю - немцы из машин выгружают узлы с вещами и заносят в посольство. Я не мог понять, что происходит. А в 10 утра позвонили из фотохроники и приказали срочно явиться на работу. В 11 Левитан начал говорить по радио «Внимание, говорит Москва, работают все радиостанции...
В 12 часов будет передано важное правительственное сообщение». Он твердил это в течение целого часа - нервы у всех были на пределе. В 12 раздался голос Молотова. Он слегка заикался. И тут мы услышали страшное: «...
Он попал на Северный флот и потом всю войну носил черную морскую форму. Со своей камерой Leica он прошел всю войну, все 1418 дней и расстояние от Мурманска до Берлина. Халдей запечатлел Парижское совещание министров иностранных дел, поражение японцев на Дальнем Востоке, конференцию глав союзных держав в Потсдаме, подписание акта капитуляции Германии. Он участвовал в освобождении Севастополя, штурме Новороссийска, Керчи, освобождении Румынии, Болгарии, Югославии, Австрии, Венгрии, а на Нюрнбергском процессе его фотографии были представлены в числе вещественных доказательств. Интересная история связана со знаменитой фотографией «Знамя над Рейхстагом».
Вдруг шеф вызывает и говорит, что нужно срочно лететь в Берлин. Там штурмуют центр, надо это заснять, а еще лучше сфотографировать, как бойцы водружают красный флаг над рейхстагом. Но ведь в Берлине я красный флаг не найду! Полковое знамя, раз там еще идут бои, мне не дадут... Решил пойти к завхозу фотохроники.
Там работал друг Каплинский. Срочное задание, лечу в Берлин, нужно достать красный материал для знамени. Так это ж нужно для торжественных случаев... Не беспокойся, я тебе его верну... C этим красным материалом я пошел к знакомому портному: "Моисей, - говорю,- есть срочная работа"!
И я считаю, что это очень символично, - сказал Владимир Соловьёв. Данила Булатов, куратор Еврейского музея и центра толерантности отметил, что это большая честь, организовать в наших стенах такую экспозицию, и выразил надежду, что демонстрация послевоенных работ откроет ещё одну страницу многогранного творчества Евгения Халдея. В экспозиции были представлены уникальные снимки времен Великой Отечественной Войны и послевоенные работы, в том числе фотоотпечаток с оригинального негатива - фотографии "Знамя Победы над Рейхстагом". Анна Халдей, дочь легендарного фото художника вспоминала, что отец был очень скромным: - Он не стремился к славе, он хотел запечатлеть моменты истории, он понимал, насколько это важно. Несмотря на то, что это снимок "Знамя Победы над Рейхстагом" известен во всем мире, стал символом Великой Победы, жизнь у отца не всегда была гладкой. Но несмотря на трудности, он до конца своих дней оставался предан любимому делу.
Содержание
- Сообщение отправлено
- Самое интересное в виде мозаики
- Главные новости
- Корреспондент Победы
«ОСВОБОЖДЕНИЕ. ПУТЬ К ПОБЕДЕ. ГЕРОИ КРЫМА»
Три фоторепортажа Евгения Халдея стали свидетельствами зверств фашизма на процессе в Нюрнберге. В эти дни проходит масштабная выставка, посвященная творчеству легендарного советского фотографа Евгения Халдея. Ефим (Евгений — творческий псевдоним) Халдей — известнейший отечественный фотограф, хроникёр ключевых событий советской эпохи.
Самый знаменитый летописец войны
Благодаря их героической работе стали известны многие моменты военной истории Крыма и Керчи. У каждой эпохи есть знаковые имена. Это те, кто не только был свидетелем героических событий, но и сам творил историю: Евгений Халдей, Дмитрий Бальтерманц, Макс Альперт и многие другие. Свой наказ на открытии фотовыставки военнослужащим срочной службы дал 99-летний участник Великой Отечественной войны Георгий Федорович Пырков. Перед началом мероприятия участники возложили цветы к Мемориальному комплексу и почтили память павших Минутой молчания.
Это отразилось на мальчике. Когда Евгению Халдею был всего лишь год, во время еврейских погромов убили его мать она прикрывала собой сына, получившего всего одно ранение от пули. Воспитывала Женю бабушка. Проучившись до 13-летнего возраста в хедере, он начал работать. В качестве объектива использовал линзу, которую стащил из бабушкиных очков. Первым снимком фотомастера стала городская церковь.
Юный обладатель исторического свидетельства стал задумываться о карьере фотографа, но из-за голода, который свирепствовал в регионе в 30-е годы, был вынужден начать работу в паровозном депо. На фотографии, которыми юноша щедро делился, обратил внимание редактор одной из заводских газет. Вскоре Халдей стал сотрудничать с ней на постоянной основе, делая фоторепортажи из жизни агитбригад и рабочих в цехах и на стройках. При этом он часто был вынужден работать примитивнейшей, чуть ли не самодельной техникой, учиться на ходу. В двадцатилетнем возрасте он уже получал премии на выставках, стал объектом интереса агентства «Союзфото» и в 1936 году переехал в Москву. На пике карьеры Халдея, вместе со всей страной, настигла война.
После очередной бомбёжки Евгений Халдей встретил на улице пожилую женщину с единственным чемоданом за спиной — то немногое, что осталось от её домашнего очага.
Он сделал несколько фотографий, после чего женщина остановилась и с упрёком произнесла: «Что ж ты, сынок, фотографируешь моё горе, наше несчастье? Вот если б сфотографировал, как наши бомбят Германию! Халдей ответил, что если дойдёт до Берлина, то обязательно исполнит её просьбу. Июнь 1942. Собрание Мультимедиа Арт Музея, Москва Спустя три страшных года он выполнил своё обещание и запечатлел разбитый советской армией рейхстаг. Война окончена. Он снимал сражения в Новороссийске, Феодосии, Симферополе, Бахчисарае и Севастополе, а за участие в освобождении Керчи был даже награждён орденом Красной Звезды.
На одном из наиболее известных снимков «крымского периода» фотограф запечатлел снятие свастики советскими солдатами с керченского завода имени Войкова, который в период наступления фашистов в 1942 году стал ареной жестоких боёв. Первая поездка Халдея в Керчь в качестве военного фотокорреспондента состоялась ещё в 1941 году. Тогда же он создал серию фотографий в Багеровском противотанковом рву — месте зверского расстрела нескольких тысяч мирных жителей. Вместе с советскими войсками Евгений Халдей прошёл Румынию, Болгарию, Югославию, Венгрию, Австрию и, наконец, Германию, сделав сотни снимков сражений и побед советской армии. Фотография под названием «Ликующая Болгария» была сделана осенью 1944 года в городе Ловеч, жители которого праздновали освобождение от немецких захватчиков. Собрание Мультимедиа Арт Музея, Москва «Здесь наш «студебеккер» тысячная толпа жителей приподняла и понесла на руках», — писал Халдей. В центре снимка — болгарский партизан, а в послевоенное время — директор птицефабрики Коча Караджов.
Халдей старался записывать имена тех, кого снимал, поэтому спустя тридцать лет с момента создания фотографии он смог отыскать Караджова и, как и в случае с героями своего первого военного снимка, сфотографировал его на том же месте, что и в 1944 году. Директор птицефабрики Коча Караджев со своей фотографией, сделанной в 1944 году. Собрание Мультимедиа Арт Музея, Москва Освобождение Будапешта 13 февраля 1945 года после 108 дней кровопролитных боёв советские войска освободили Будапешт. Во время съёмки в кварталах гетто Евгений Халдей заметил идущую по улице еврейскую семейную пару — его поразило, что на их одежде всё ещё были нашиты шестиконечные жёлтые звёзды Давида — отличительный знак, который по приказу нацистов должны были носить евреи. Жители гетто не решались снять их даже после освобождения города. Халдей подошёл к паре, чтобы сделать фотографию, но они испугались, приняв его за эсэсовца, так как он был одет в чёрное кожаное пальто. Когда Халдей «на немецко-еврейском» языке объяснил, что он советский солдат, женщина расплакалась и упала ему на грудь со словами благодарности за освобождение.
Освобождённые из будапештского гетто. Венгрия, Будапешт. Собрание Мультимедиа Арт Музея, Москва Фотограф рассказывал, что, сделав снимок, он сорвал с пальто нашивки со звёздами.
Важно, что куратором этой коллекции был сам мастер - он лично отбирал произведения, которые хотел оставить малой родине. Некоторые из них - дубли, близкие по содержанию и композиции фотографии, полностью или частично повторяющие друг друга и позволяющие проникнуть в творческую кухню мастера. Так, на некоторых портретах можно увидеть тень самого автора. Для фотографа это брак, а для исследователей творчества Халдея - ценный с исторической точки зрения материал. Возможно, символическое значение этих фотографий понимал и сам фотограф, когда отбирал их для коллекции.
Халдей - автор "первой" военной фотографии - "Москвичи у репродуктора на улице 25 Октября слушают радиосообщение о нападении гитлеровской германии на Советский Союз", и "последнего" кадра Великой Отечественной - "Знамя Победы над Рейхстагом". Андрей Олегович Кондрашов, генеральный директор информационного агентства России ТАСС: "Удивительная связь времен: Евгений Халдей снимал преступления нацистов, так же как и сегодня тассовцы снимают зверства неонацистов. Советские военкоры тоже гибли, как гибнут сегодня наши коллеги. Снимки Евгения Халдея вошли в материалы обвинений Нюрнбергского процесса, и мы тоже надеемся, что внесем свой вклад в будущий трибунал над преступниками, долгие годы уничтожавшими Донбасс.
Корреспондент Победы
Новости по тегу Евгений Халдей – последняя и полезная информация на информационном портале Горских евреев – СТМЭГИ. Известность к Евгению Халдею пришла уже как к военному фотокорреспонденту. Три фоторепортажа Евгения Халдея стали свидетельствами зверств фашизма на процессе в Нюрнберге. В эти дни проходит масштабная выставка, посвященная творчеству легендарного советского фотографа Евгения Халдея.
0 комментариев
- 26.04.–31.05.2023. Москва. «Евгений Халдей. Эпоха в кадрах»
- Главные новости
- В «Мультимедиа-арт-музее» открылась выставка фоторабот Евгения Халдея
- Свидетель двадцатого века с камерой |
- Британия начинает готовиться к войне: ru_polit — LiveJournal
- Евгений Халдей – советский военный фотокорреспондент, прошедший войну от начала и до конца
Новороссийский музей приглашает на выставку «Евгений Халдей. Их называли «ночные ведьмы»
Кроме берлинских событий, Евгений Халдей фотографировал Нюрнбергский процесс: работа на нем осложнялась тем, что корреспондентам не разрешалось перемещаться по залу суда. Евгений Халдей с 1959 по 1972 годы работал в газете «Правда» – туда помог устроиться Константин Михайлович Симонов, который высоко ценил творчество Халдея. 32 портрета были переданы в дар Новороссийскому музею 5 мая 2022 года дочерью военного фотокорреспондента ТАСС Евгения (Ефима) Халдея Анной Ефимовной Халдей.
Евгений Халдей
Без преувеличения можно сказать, что Евгений Халдей летописец не только Великой Отечественной войны, но и целой эпохи в жизни страны. Масштабная ретроспектива работ фотокорреспондента ТАСС Евгения Халдея, кадры военной фотохроники которого видел весь мир и снимки которого стали свидетельствами обвинения на. Дочь автора фотографии «Знамя Победы над Рейхстагом» Евгения Халдея передала его ордена и медали музею Керчи. © Фото: предоставлено Анной Халдей, дочерью Евгения Халдея Евгений Халдей дома МОСКВА, 10 мар — РИА Новости.
ОСТАВЬТЕ ОТЗЫВ
- Новороссийский музей приглашает на выставку «Евгений Халдей. Их называли «ночные ведьмы»
- Самое интересное в виде мозаики
- Евгений Халдей. Великие фотографы великой страны. Документальный фильм @SMOTRIM_KULTURA - YouTube
- Обратите внимание:
- Выставка фотографий Евгения Халдея пройдет в Art of Foto
- Союз журналистов России открыл экспозицию фоторабот Евгения Халдея
Союз журналистов России открыл экспозицию фоторабот Евгения Халдея
В мультимедийной части выставочного проекта особое внимание будет уделено творческому методу и авторскому стилю Евгения Халдея. Из тысячи снимков Евгения Халдея именно портрет десантника Никиты Панина для его дочери Анны Ефимовны особенный. На ретроспективе в честь 100-летия Евгения Халдея, которая идет в МАММ, среди военных снимков представлены разные варианты «Знамени». Ефим (Евгений — творческий псевдоним) Халдей — известнейший отечественный фотограф, хроникер ключевых событий советской эпохи. Вооруженный фотокамерой, Евгений Халдей несокрушимой мощью своего художественного таланта неизменно бил наповал — даже если целился с расстояния. В Витебске открылась фотовыставка военного фотокорреспондента ТАСС Евгения Халдея «Знамя Победы».