Генеральный директор Ракетно-космического центра «Прогресс» (предприятие «Роскосмоса») Дмитрий Баранов в среду, 10 февраля, сообщил, что создание российской ракеты-носителя сверхтяжелого класса «Енисей» для полетов к Луне приостановлено. Глава Роскосмоса пояснил, что к созданию ракеты-носителя сверхтяжелого класса нужно подступать "исключительно на основе новейшего научно-технического задела". Предполагалось, что сверхтяжелая ракета-носитель «Енисей» будет создана к 2028 году.
От «Волги до «Енисея»: мощнейшие ракеты будущего
Научную программу для сверхтяжелой ракеты специалисты планируют представить в 2020 году, хотя жестких сроков им не поставили [103]. Рогозин сообщил СМИ, что эскизный проект сверхтяжелого носителя получил значительное число замечаний при обсуждении на расширенном заседании научно-технического совета Роскосмоса, однако они будут устранены в ходе технического проектирования, которое начнется в 2020 году [106]. Результаты технического проекта дополнят подготовленный в 2019 году эскизный проект ракеты. В частности, рассматривается возможность удлинения центрального блока носителя [108]. Пересмотр проекта в пользу перехода к метановым и композитным технологиям 15 декабря 2020 года глава Роскосмоса Дмитрий Рогозин на своей странице в социальной сети Facebook сообщил, что сверхтяжелая ракета-носитель должна создаваться на основе принципиально новых технических решений: должен быть разработан новый маршевый двигатель, позволяющий добиться «горячего резервирования» и многократного использования с целью удешевления серийного производства.
Также для сверхтяжёлой ракеты, уточнил Рогозин, нужны новые облегчённые материалы для обечаек и топливных баков, незатратное производство с минимизацией накладных расходов с продуманной логистикой доставки готовых изделий на космодром [109]. В техническом задании отмечается, что «Енисей» будет включать шесть боковых блоков — первых ступеней ракет « Союз-5 » с двигателями РД-171МВ — вокруг центрального блока — первой ступени ракеты « Союз-6 » с двигателями РД-180МВ, а также разгонный блок класса ДМ [110]. Рассматривается два варианта компоновки ракеты. Первый: блоки нижних ступеней будут использовать в качестве топливной пары метан-кислород и будут созданы на базе первой ступени ракеты « Амур-СПГ ».
Второй: центральный блок от « Амур-СПГ » и боковые блоки от первой ступени ракеты « Союз-5 » на паре кислород-керосин [111]. При создании ракеты ученые предлагают использовать прорывные, перспективные и экономически оправданные технологии [114] [115]. По словам источника, инициатива перехода на метановое топливо с керосин-кислорода принадлежит лично главе Роскосмоса Дмитрию Рогозину [120]. Баранов не исключил, что в будущем соответствующие работы могут быть возобновлены, если такое решение примет Роскосмос.
При этом предприятие совместно с госкорпорацией "ведет работу по уточнению программы создания космического ракетного комплекса ракеты-носителя сверхтяжелого класса" [123]. Программа как проект уже сверстана, разослана на согласование [129]. Создание сверхтяжелой ракеты займет 8-10 лет [130]. Критика метанового проекта[ править править код ] За 18 сентября 2021 года бывший генеральный конструктор КБХА 1993-2015 годы Владимир Рачук сообщил СМИ, что концепция кислородно-керосинового "Енисея" базируется на технологиях 40-летней давности и не предусматривает многоразового использования и включения в полете двигателей.
Применение метана вместо керосина позволит реализовать современные технологии многоразовости и многократного включения двигателей в полете [132]. В связи с низкой плотностью метана по сравнению с керосином, ракете потребуются более объемные баки, но за счет более высокого значения удельного импульса тяги у сжиженного природного газа, он полностью компенсирует проигрыш в габаритах и массе конструкции ракеты. Помимо того, метан обладает необходимыми именно для многоразовой ракеты качествами — оставляет после себя гораздо меньше сажи, облегчая работу по очистке двигателей в межполетный период, обладает охлаждающим камеру сгорания эффектом, повышая общую надежность двигателя. С финансовой стороны метан также выгоден.
Он широко используется в промышленности, доступен и является самым дешевым горючим [133]. Выигрыш, если он возможен, будет незначительным, особенно при использовании метана в двигателе первой ступени. Из-за того, что метан меньше по плотности, чем кислород-керосин, для него потребуется создание более крупных топливных баков, за счет чего возможно придется экономить на полезной массе. Требуется вложить значительные средства на создание не только самих метановых двигателей, но и ракеты для них, заправочных комплексов.
Все это сделает проект дороже при том, что особой выгоды от него будет не слишком много [134]. Кислородные двигатели тоже можно сделать многоразовыми. К примеру, Falcon Heavy у Маска имеет такие возвращаемые двигатели. Кстати, когда мы создавали двигатели РД-170 и РД-171 для ракеты-носителя «Энергия», тоже закладывали для них возможность неоднократного применения, до 20 раз [134].
Об этом написал в Twitter глава "Роскосмоса" Дмитрий Рогозин. Чиновник рассказал, что 4 января в "Роскосмосе" подписали детальный график строительства третьей ступени сверхтяжелой ракеты-носителя. В мае 2017 года президент Владимир Путин поручил ускорить разработку ракеты-носителя, которую собираются запустить вокруг Луны. Факт Ракеты-носители делятся на пять типов по массе нагрузки: нано-носители десятки кг , легкие носители до 5 тонн , ракеты-носители среднего класса от 5 до 20 тонн , тяжелые ракеты-носители от 20 до 50 тонн и сверхтяжелые носители от 50 тонн. Сейчас мире есть всего одна сверхтяжелая ракета - американская Falcon Heavy. В феврале 2018 года стало известно, что президент подписал указ о строительстве на космодроме «Восточный» специального комплекса исключительно для запуска новой ракеты. Первые летные испытания "Енисея" пройдут предположительно через десять лет.
В свою очередь, носитель сверхтяжелого класса больше всего напоминает «Роллс-Ройс»: статусную и очень дорогую игрушку. Которая в большинстве случаев не нужна. И все-таки есть одно направление, где без сверхтяжелого носителя обойтись не выйдет. Это освоение дальнего космоса.
Для запуска крупного космического корабля к Марсу или даже Луне, возможностей обычной ракеты будет уже недостаточно. Нужно будет, как минимум, «связать» несколько ступеней носителя тяжелого класса, получив, по сути, новую сверхтяжелую ракету. Сложную и дорогостоящую. Наперегонки с ветром В нынешних реалиях крайне нестабильной цены на энергоресурсы можно было предположить, что Россия «зарежет» проект сверхтяжелой ракеты.
Но этого не произошло. Еще в начале декабря прошлого года стало известно, что стартовал выбор технического облика российской сверхтяжелой ракеты будущего. А уже в январе нынешний руководитель Роскосмоса — Дмитрий Рогозин — заявил, что выбрано название будущей ракеты. Теперь все перспективы освоения Россией дальних космических рубежей будут связаны с именем «Енисей».
Хруничева Москва — в части создания третьей ступени», — заявил Рогозин в своем Twitter. Впрочем, это все нюансы. Куда важней характеристики будущего изделия. Вот что известно на сегодняшний день.
В рамках проекта предполагается применить трехступенчатую схему. Грузоподъемность ракеты-носителя составит 103 тонны. В качестве первой ступени выступают шесть боковых блоков, которые будут оснащены двигателями РД-171МВ. Они будут представлять собой модифицированные версии от первой ступени ракеты «Иртыш» он же — «Союз-5».
То есть, подтвердились ранее высказываемые предположения, что «сверхтяж» будет своего рода связкой перспективных «Союзов». Примерно, как Falcon Heavy стал, по сути, несколькими Falcon 9, которые объединили в одно целое. Наконец, третью ступень, согласно представленным ранее данным, намерены взять от «Ангара-А5В». На разгонном блоке возможно использование двух двигателей РД-0146 либо двух РД-0150.
По мнению главы «Роскосмоса», к созданию ракеты-носителя сверхтяжелого класса нужно подступать «исключительно на основе новейшего научно-технического задела». Комментирует научный руководитель Института космической политики Иван Моисеев: — С самого начала, когда появилась идея сверхтяжелой ракеты-носителя, было совершенно ясно, что это провальный проект, он не будет реализован. У нас есть большой опыт создания сверхтяжелых ракет, и, в общем-то, новая ракета попадала в те же самые неприятные условия, что и первая.
Но, тем не менее, этот проект начали продвигать, начали получать деньги. Сверхтяжелая ракета давно во всей отрасли — притча во языцех, как говорят, абсолютно бессмысленный проект, но на него уходят деньги большие, в то время как другие проекты, более осмысленные, более нужные, остаются, так сказать, на голодном пайке. Та же самая наука.
Сейчас мы просто подошли к логической развязке, когда это стало ясно даже и начальству. И тогда, чтобы не терять лица, он обратился к совету по космосу, который некомпетентен в этих вопросах, его компетенция — научные приборы.
Новости по теме
- В РФ приостановили создание сверхтяжелой ракеты для полетов к Луне
- От «Волги до «Енисея»: мощнейшие ракеты будущего » ОКО ПЛАНЕТЫ информационно-аналитический портал
- Названа дата создания российской ракеты-носителя сверхтяжёлого класса "Енисей"
- Рогозин анонсировал сроки готовности новой концепции для лунной ракеты «Енисей»
- Российская сверхтяжелая ракета получила название "Енисей"
- Сверхтяжёлая российская ракета-носитель получила официальное название "Енисей" | Ракетная техника
Роскосмос завершил первый этап создания сверхтяжелой лунной ракеты «Енисей»
"Что касается приостановки проектирования ракеты-носителя сверхтяжелого класса "Енисей", можно отметить следующее. Проект сверхтяжелой ракеты-носителя «Енисей» скоро отправят на согласование. "Енисей-1" будет в 15 раз мощнее, чем ракеты среднего класса типа "Союзов". А ещё «Союз-5» это реинкарнация боковых ускорителей ракеты носителя «Энергия» Как следствие, окончательная подготовка ракеты может сигнализировать и о скором появлении «Енисея». В России приостановили техническое проектирование сверхтяжелой ракеты «Енисей» для полетов на Луну.
«Малышка» на триллион: Зачем России сверхтяжелая ракета «Енисей»
В сентябре 2019 г. Он отметил, что ее ключевым элементом должна стать ракета-носитель сверхтяжелого класса, однако «Роскосмос» на тот момент еще не закончил эскизный технический проект. В ноябре 2020 г. Вместе с этим уже в 2019 г.
Я думаю, что это вопрос нескольких месяцев, я бы так сказал, до середины этого года", - сказал Баранов журналистам. Ранее сообщалось, что Совет по космосу РАН после доклада гендиректора "Роскосмоса" рекомендовал отложить создание предназначенной для полетов к Луне ракеты-носителя сверхтяжелого класса на неопределенный срок. Как отмечалось в документе, после докладов Рогозина и замгенконструктора по общему проектированию АО "НПО Лавочкина" Ивана Москатиньева Совет рекомендовал руководству РАН и "Роскосмоса" "обратиться к президенту с предложением скорректировать государственную космическую программу до 2030 года "в части переноса срока создания космического ракетного комплекса сверхтяжелого класса на более поздний срок".
Концепция ракеты «Енисей» базируется на технологиях 40-летней давности. Можно представить куда уйдут зарубежные технологии за это время», — говорится в письме Рачука, поступившем в РИА Новости. По словам специалиста, концепция ракеты на керосиновых технологиях не предусматривает многоразового использования и включения в полете двигателей.
В то же время все это можно реализовать при использовании метана в качестве ракетного топлива.
Это связано с временной остановкой разработки. Почему же это произошло? Переломный момент в работе над ракетой — конец 2020-го года, когда Дмитрий Рогозин предложил перевести «Енисей» на метан. Это более экологичный вид топлива, что важно при нынешних обстоятельствах. Загвоздка состоит в том, что неизбежно приходится менять сам концепт конструкции.
В 2021 году стал известен новый облик ракеты. Для второй ступени выбрали РД-0169, тоже на метане, только не столь мощный — 100 тонн тяги. Введенные санкции только еще больше способствовали появлению перспектив для разработки первой со времен СССР российской сверхтяжёлой ракеты-носителя. Иронично, что те, кто начал экономическую войну против России, рассчитывали на обратный эффект. Новое руководство «Роскосмоса» сфокусировано на развитии космической индустрии, а также на ее коммерциализации.
Рогозин назвал дату начала строительства стартового комплекса под «Енисей»
Также при разработке ракеты-носителя (РН) сверхтяжелого класса будут использованы основные элементы и технологии создаваемой в настоящее время РН среднего класса «Союз-5». Сегодня с «Байконура» ракета-носитель «Союз» вывела его на околоземную орбиту. В соответствии с Федеральной целевой программой, первый запуск сверхтяжелой ракеты "Енисей" должен состояться в 2028 году.
Сообщить об опечатке
- Российская сверхтяжелая ракета получила название «Енисей» — ЯСИА
- Другие новости
- Telegram: Contact @aviaru_news
- Работа по созданию сверхтяжелой ракеты "Енисей" никогда не прекращалась - Рогозин
Меню сайта
Проект сверхтяжелой ракеты-носителя «Енисей» скоро отправят на согласование. «Сегодня подписан детальный план-график создания к 2028 году ракеты-носителя сверхтяжелого класса (класс "Енисей"). С 2017 года в России официально разрабатывается сверхтяжёлая ракета-носитель «Енисей» грузоподъёмностью в 100 тонн. Специалисты Ракетно-космического центра «Прогресс» (Самара) начали изготавливать составные части российской сверхтяжелой ракеты-носителя «Енисей», передает ТАСС.
"Роскосмос" сообщил, что проект ракеты-носителя "Енисей" скоро отправят на согласование
Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос" планирует использовать новую российскую ракету-носитель сверхтяжелого класса "Енисей" не только для полётов на Луну, но и на Марс, Сатурн, Венеру и на Юпитер. Сверхтяжелая российская ракета-носитель получила название «Енисей». Руководитель Института космической политики Иван Моисеев рассказал в эфире НСН, почему на ракету-носитель «Енисей» для полета на Луну не стоило тратить ни копейки. Россия прекратила техническое проектирование сверхтяжелой ракеты для полетов на Луну, но не исключено, что работы могут возобновить после уточнения программы, сообщил РИА Новости гендиректор самарского Ракетно-космического центра (РКЦ) «Прогресс». Ракета «Енисей» станет третьей ракетой-носителем сверхтяжелого класса в России. Разработка российской сверхтяжелой ракеты-носителя «Енисей» приостановлена.
Содержание
- Рогозин назвал сроки первого запуска сверхтяжелой российской ракеты
- Что еще почитать
- Содержание
- Ракета-носитель "Енисей" полетит на Марс и Юпитер
- Ракета-носитель Енисей: фото, характеристики, видео
- Содержание
Рогозин анонсировал сроки готовности новой концепции для лунной ракеты «Енисей»
Сверхтяжелая новая ракета-носитель получила название «Енисей», сообщил в своём Twitter глава Роскосмоса Дмитрий Рогозин. «Енисей» — российская ракета-носитель сверхтяжёлого класса (РН СТК-1), первая сверхтяжёлая РН, разрабатываемая российской промышленностью в постсоветский период. 13 января об этом сообщило РИА «Новости». В России приостановили техническое проектирование сверхтяжелой ракеты «Енисей» для полетов на Луну.