Новости эмоциональный интеллект состоит из

Эмоциональный интеллект (Emotional Intelligence или Emotional Quotient) — это способность распознавать эмоции, намерения, мотивацию, желания свои и других людей и управлять этим. В модели Гоулмана эмоциональный интеллект состоит из пяти компонентов. это способность личности распознать собственные эмоции, а также умение их контролировать (управлять). Гоулман доказывает, что эмоциональный интеллект важнее интеллекта умственного. Эмоциональный интеллект Психология, Психотерапия, Эмоции, Эмоциональный интеллект, Нормы, Любовь, Критика, Чувства, Длиннопост.

12 составляющих эмоционального интеллекта

Как развить эмоциональный интеллект у детей? Игры, упражнения и советы для развития эмоционального интеллекта. Опасность для окружающих состоит в том, что при низком эмоциональном интеллекте снижена эмпатия — осознанное сопереживание, умение встать на место другого человека. Модель эмоционального интеллекта, представленная Д.В. Люсиным, состоит из трех компонентов: когнитивные способности (скорость и точность обработки эмоциональной информации), представления об эмоциях (ценности, важная информация о себе и других. Сегодня эмоциональный интеллект в основном рассматривается как метод достижения определенных высот в карьере благодаря развитому навыку коммуникации, пониманию окружающих и главное — себя.

Я понимаю, что ты чувствуешь: что такое эмоциональный интеллект

Он показывает, насколько точно вы понимаете то, что означают эмоции например, что печаль, как правило, говорит об утрате и т. Эти способности требуют рассуждения об эмоциях, как они развиваются с течением времени, как ими можно управлять, и как эта регуляция эмоций должна соответствовать социальным ситуациям. Можно использовать такую информацию, чтобы наметить эмоциональный курс для себя и других в соответствии с личными потребностями. Показатель основан на вашем выполнении заданий по ветвям "Понимание эмоций" и "Управление эмоций" модели эмоционального интеллекта.

Здесь уже появляется шкала времени и требуется максимальное соотнесение мыслей и эмоций. Соотношение баллов Если балл опытного домена выше балла стратегического домена: Это означает, что клиент точно воспринимает эмоциональную информацию и успешно распоряжается ею «здесь и сейчас» в своей деятельности, но с трудом понимает причины эмоций, испытывает сложности с эффективным управлением своими эмоциями и эмоциями окружающих. Если балл стратегического домена выше балла опытного домена: Это означает, что клиент достоверно понимает причины эмоций, а также хорошо эмоционально планирует свое поведение и поведение других людей в долгосрочной перспективе, но воспринимать эмоциональную информацию и распоряжаться ею «здесь и сейчас» он может не столь успешно.

Сильные стороны и зоны роста: Если самый высокий балл — «Распознавание идентификация эмоций»: Это означает, что клиент практически всегда успешно определяет эмоции; обращает внимание на информацию, содержащую эмоции. Идентификация эмоций является его самой сильной стороной. Если самый низкий балл — «Распознавание идентификация эмоций»: Это означает, что у клиента очень часто возникают сложности в распознавании своих эмоции и эмоций окружающих, и нередки ситуации, когда он не может определить возникшую эмоцию.

Если самый высокий балл — «Использование эмоций для решения задач»: Это означает, что клиент практически всегда очень успешно использует эмоции свои и других людей для повышения эффективности деятельности и достижения результатов. Он хорошо чувствует других людей, у него на очень высоком уровне развита эмпатия. Использование эмоций является самой сильной стороной его ЭИ-профиля.

Если самый низкий балл — «Использование эмоций для решения задач»: Это означает, что для клиента задача соотнесения конкретных эмоций с эффективностью деятельности достаточно сложная, возможно, он не использует данные способности в своей деятельности. Если самый высокий балл — «Понимание эмоций»: Это означает, что клиент уверенно владеет навыком анализа и понимания причин эмоций и достаточно точно предсказывает последствия эмоций. Способность понимать эмоции и последствия эмоций, разбираться в чувствах — сильная сторона клиента.

Если самый низкий балл — «Понимание эмоций»: Это означает, что клиент с трудом предполагает, к каким последствиям может привести определенная эмоция, в большинстве ситуаций ему сложно предположить причину появления эмоций. Если самый высокий балл — «Управление эмоциями»: Это означает, что у клиента способность управлять эмоциями как своими, так и эмоциями других людей развита на достаточно высоком уровне, он очень хорошо регулирует свои эмоции и эмоции других людей — это его сильная сторона. Клиент эффективно выбирает стратегии управления эмоциями и таким образом успешно справляется со стрессом.

Если самый низкий балл — «Управление эмоциями»: Это означает, что управление своими эмоциями и эмоциями других людей для клиента представляет большую сложность.

Индивидуальность — последний кусочек мозаики. Это устойчивый стиль, который определяет каждого из нас. Индивидуальность — результат глубинных предпочтений, вроде склонности к сосредоточенности на себе или, наоборот, к экстравертарному поведению. Однако, как и IQ, индивидуальность не может использоваться, чтобы предсказать уровень эмоционального интеллекта. Как и IQ, индивидуальность устойчива и не изменяется в течение жизни. IQ, эмоциональный интеллект и индивидуальность — каждое из этих явлений представляет собой уникальную основу взаимодействия человека с самим собой и с окружающим миром. Эмоциональный интеллект затрагивает:? Эмоциональный интеллект помогает управлять контактами, что особенно важно, если человек работаете в коллективе или если его работа связана с общением а под эти критерии подходит подавляющее большинство занятий.

EQ помогает мотивировать людей, а если в работе есть элемент конкуренции, превосходить соперников. Общаясь с руководителями служб персонала крупных компаний, можно узнать, что, проводя отбор на работу, они рассматривают EQ так же, как профессиональные навыки, и нередко требуют проведения EQ-теста перед приемом кандидата;? Современная жизнь представляет собой стресс, это факт. Конечно, есть люди, у которых стресса меньше, но в целом дело не в том, у кого его больше, у кого меньше, а в том, насколько человек способен им управлять. Если вы неспособны управлять уровнем напряжения, это может привести к серьезным проблемам со здоровьем. Не зря говорят, что все болезни — от нервов: безудержное напряжение может поднять кровяное давление, подавить иммунную систему, увеличить риск сердечного приступа, внести свой вклад в бесплодие, ускорить процесс старения. Поэтому первый шаг к улучшению эмоционального интеллекта — это старание узнать и понять, как снизить стресс, как уменьшить напряжение;? Бесконтрольное напряжение может также воздействовать на умственное здоровье человека, делая его уязвимым для тревоги и депрессии. Не умея управлять своими эмоциями, мы оказываемся подвластны переменам настроения, а неумение управлять собой ведет к неспособности сформировать сильные отношения, что в итоге может заставить нас остро переживать одиночество;?

Понимая свои эмоции и умея управлять ими, мы способны лучше выразить свои чувства и понять, что и как ощущают другие люди. Это умение позволяет нам общаться более эффективно и создавать более прочные отношения и на работе, и в личной жизни. Итак, эмоциональный интеллект связан с успехом на работе. Подумайте: как сильно ваш эмоциональный интеллект влияет на профессиональный успех? Короткий ответ: очень сильно! Потому что он — это мощный способ сосредоточить энергию в одном направлении с огромным результатом. Социальные психологи из греческого Университета Аристотеля, будущие кандидаты наук, в ходе масштабного исследования, сопоставляя эмоциональный интеллект с тридцатью тремя другими важными для работы навыками, обнаружили, что именно эмоциональный интеллект — самый сильный предсказатель успеха на работе и именно он определяет пятьдесят восемь процентов успеха, причем во всех профессиональных сферах. Пятьдесят восемь процентов — задумайтесь, это больше половины! И получается, что на такие важнейшие факторы, как IQ, профильное образование, прежний опыт и пр.

Базовые знания о формировании эмоций, внимание к себе и окружающим в обычной повседневной жизни — основа для развития эмоционального интеллекта. Если орган получает то, что хочет, в нём вырабатываются «гормоны радости». Если нет — «гормоны стресса».

Давайте разберёмся в этих процессах детально. Дофамин отвечает за чувство радости. Когда мы достигаем поставленной цели, он мотивирует нас.

Как только мы что-то осознаём, переживаем восторг открытия. Это тоже действие гормона. Серотонин повышает нашу стрессоустойчивость, а его уровень зависит от того, в каких отношениях мы находимся со значимыми для нас людьми.

Если чувствуем поддержку, одобрение и уважение, серотонин увеличивается. Если нет, то снижается, и тогда мы ощущаем себя несчастными. Эндорфин — нейромедиатор активных действий.

Его выработку провоцируют смех, небольшие физические нагрузки, командные виды спорта и отдых. Окситоцин вызывает в нас чувство нежности и доброты. Атмосфера доверия, дружеского общения и психологической близости стимулирует выработку окситоцина и связанное с ним переживание внутренней радости.

Норадреналин, наоборот, усиливает чувство тревоги, бодрит, тонизирует. Он выделяется в экстремальных ситуациях.

В нашем материале рассказываем, что это такое, чем грозит его низкий уровень, а также как его все-таки прокачать. Что такое эмоциональный интеллект? Эмоциональный интеллект ЭИ — это способность человека понимать, управлять и выражать свои эмоции, а также воспринимать и понимать эмоции других людей. Структурно эмоциональный интеллект состоит из двух аспектов: внутриличностный — управление собой; межличностный — умение выстраивать отношения с другими.

Благодаря ЭИ человек понимает, что эмоции могут влиять как на его поведение, так и на окружающих — причем не только позитивно. В диалоге с «Постньюс» практикующий психолог Мурат Сефербеков объяснил, что эмоциональный интеллект в первую очередь помогает человеку налаживать продуктивное общение, эмоционально оценивать ситуацию и понимать самого себя. Среди компонентов ЭИ можно выделить восприятие, понимание, управление и использование. Восприятие эмоций — это основной навык, который позволяет распознавать собственные эмоции. Понимание эмоций — более сложный навык, который позволяет воспринимать эмоции других людей, чувствовать их настроение видеть взаимосвязи и противоречия, разграничивать определенный спектр эмоций. Управление эмоциями — позволяет контролировать и регулировать свои эмоции, не поддаваться негативным импульсам и в подходящий момент включать позитивные реакции.

Использование эмоций в мышлении — позволяет понимать мотивацию других людей и оценивать ситуацию с разных сторон, учитывая не только факты, но и реакции на события. На бытийном языке эмоциональный интеллект — это эмпатия не только межличностного характера, но и к ситуации. И это внутреннее понимание контекста позволяет человеку принимать решения.

Что было известно об эмоциях раньше?

  • Подкаст: эмоциональный интеллект — что это и зачем он нужен?
  • Популярное в блоге
  • Эмоциональный интеллект, или кто тут на самом деле умный
  • Введение в эмоциональный интеллект
  • Онлайн-курсы

Морфология эмоций

  • Пять составляющих эмоционального интеллекта.
  • Значение эмоционального интеллекта
  • Эмоциональный интеллект
  • Как эмоциональный интеллект стал самым востребованным навыком
  • Подкаст: эмоциональный интеллект — что это и зачем он нужен?

Почему именно сегодня тема исследования эмоционального интеллекта вновь приобрела актуальность

  • 12 составляющих эмоционального интеллекта
  • Морфология эмоций
  • Концепция эмоционального интеллекта – основные понятия
  • Эмоциональный интеллект

Эмоциональный интеллект (EQ)

Мы можем управлять эмоциями вместо того, чтобы подавлять их. Когда мы понимаем собственные эмоции, мы способны понимать и эмоции другого человека. Можем чувствовать эмоциональное состояние собеседника, предполагать причины его возникновения и замечать, как эмоции влияют на поведение человека. Это дает нам возможность поддерживать и вдохновлять других людей.

В России пока не существует официально признанных тестов для измерения эмоционального интеллекта, а тесты, которые можно найти в интернете, не достоверны. Женя Венина: — Эмоциональный интеллект — сложная конструкция, поэтому мы не можем оценивать его точно. На мой взгляд, мы можем лишь формулировать гипотезы с помощью диагностических инструментов и коммуникации.

Коммуникация — один из ключевых инструментов оценки. Мы задаем вопросы, но не просто анализируем ответы, а обращаем внимание на мимику, жесты, с какой скоростью человек говорит, насколько он уверен в своих словах, долго ли размышляет над ответом. Эти признаки позволяют предположить, насколько у человека развиты компетенции из области эмоционального интеллекта.

Есть разные диагностические инструменты, которые выглядят как шкалы оценки. С помощью них и специальных тестов мы можем предположить, насколько у человека развиты коммуникативность, сотрудничество, стрессоустойчивость. Например, в одном из диагностических инструментов есть шкала осознанности.

Если у человека высокий показатель по этой шкале, значит, он умеет рефлексировать и задумываться о том, как его поведение влияет на других людей. Так мы можем сформулировать гипотезу, что у этого человека развит эмоциональный интеллект. Юля Максина: — Существует много тестов, которые помогают оценить уровень эмоционального интеллекта, но у них есть одна проблема: если во время теста человек говорит, что поступит определенным образом, это не значит, что в реальной жизни он сделает так же.

Эмоциональный интеллект — это то, как человек ведет себя, а не то, как ему хотелось бы себя вести. Поэтому мне нравится метод включенного наблюдения, который можно использовать в диагностической игре.

Умение слушать себя» Джастина Барисо, предлагают практические советы и стратегии для развития эмоционального интеллекта. Кроме того, прохождение курсов актёрского мастерства может стать отличным инструментом для прокачки ЭИ. Такие курсы позволяют лучше понять и осознать свои эмоции, проявлять их и эффективно выражать через различные роли и ситуации. Они способствуют развитию эмоциональной открытости, умению насыщать эмоциями свои выступления и улучшают способность к коммуникации. Наконец, получение обратной связи от других людей также является важным инструментом развития ЭИ. Общение с окружающими позволяет лучше понять и оценить свои реакции и поведение, а также развивает способность к эмпатии и пониманию чувств других людей. Определяем уровень развития эмоционального интеллекта Для того, чтобы определить свой уровень развития интеллекта в эмоциональной сфере, вы можете применять разнообразные методы.

Один из них — это самооценка. Задайте себе ряд вопросов, чтобы оценить, насколько хорошо вы осознаете, регулируете и проявляете эмоции, а также насколько хорошо вы понимаете окружающих: близких, друзей, коллег. Примеры вопросов: Как часто вы замечаете свои эмоции? Можете ли вы их назвать? Как часто у вас меняется настроение? Как хорошо вы способны справляться со стрессом и фрустрацией? Как часто вы слушаете свою интуицию? Как хорошо вы можете адаптироваться к новым ситуациям? Как часто вы проявляете сочувствие к другим людям?

Как хорошо вы понимаете невербальные сигналы других людей? Насколько развита ваша способность к командной работе? Часто ли вы проявляете лидерские качества? Другой метод — это обратная связь от других людей. Вы можете попросить своих друзей, родственников, коллег или начальников оценить уровень вашего эмоционального интеллекта по разным параметрам. Вы можете попросить их дать вам примеры ситуаций, в которых вы проявили или не проявили ЭИ. Это поможет вам увидеть себя глазами других и узнать, какие аспекты вам нужно улучшить. Кроме того, для определения уровня развития ЭИ существуют различные методики и инструменты. Одним из инструментов является использование тестов, разработанных специалистами в области ЭИ.

Один из самых известных тестов — это тест Мэйера-Сэловея-Карузо MSCEIT , который предлагает задания, связанные с распознаванием эмоций, использованием их для решения задач, пониманием и контролем над эмоциями. Этот тест помогает определить степень развития конкретных компонентов ЭИ. Однако следует помнить, что методики, основанные на самооценке, могут быть менее достоверными, так как зависят от объективности ваших ответов. Поэтому рекомендуется дополнительное обсуждение результатов с психологом для более точной интерпретации.

Кроме того, развитый ЭИ способствует повышению стрессоустойчивости и профессиональному развитию. Важно также отметить, что эмоциональный интеллект оказывает влияние на физическое здоровье и состояние психики. Управление эмоциями снижает уровень стресса, предотвращает эмоциональное истощение и даже повышает уровень счастья. ЭИ является важным компонентом успешной жизни. Как работает эмоциональный интеллект? ЭИ основан на взаимодействии между двумя системами мозга: эмоциональной и рациональной. Первая отвечает за быструю автоматическую реакцию на стимулы, что может быть полезно в опасных или неожиданных ситуациях. Вторая отвечает за медленное и осознанное мышление, которое помогает анализировать информацию, планировать действия и достигать целей. Эти две системы постоянно взаимодействуют и влияют друг на друга. ЭИ помогает согласовывать и использовать их оптимально в разных ситуациях. Ключевые составляющие развития эмоционального интеллекта — это осознанность, самооценка, мотивация и адаптивность. Осознанность подразумевает внимательное и позитивное отношение к своим эмоциям. Такое отношение позволяет осознавать их и принимать сознательные решения. Самооценка — это ключевой аспект, определяющий способность понять свои достоинства и недостатки и принять себя таким, какой ты есть. Мотивация — это внутренняя сила, побуждающая вас к достижению целей и преодолению сложностей. Адаптивность позволяет эффективно реагировать на изменения и вызовы. Развитие эмоционального интеллекта обеспечивает более гармоничные отношения с другими людьми, лучшее управление стрессом и повышение качества жизни. Как развивать эмоциональный интеллект? Эмоциональный интеллект не является врожденным качеством. Это набор навыков, которые можно совершенствовать на протяжении всей жизни. Для этого необходимо постоянно работать над собой, обучаться, практиковаться и получать обратную связь. Вот некоторые способы развития интеллекта в эмоциональной сфере: Обращайте внимание на свои эмоции. Старайтесь чаще останавливаться и осознавать, что вы чувствуете в данный момент, какие факторы вызывают ваши эмоции, как они влияют на ваше поведение и мышление. Можно вести дневник, медитировать или делать дыхательные упражнения. Выражайте свои эмоции конструктивно. Не подавляйте и не игнорируйте свои чувства, но и не давайте им полностью контролировать вас. Научитесь выражать их так, чтобы они не наносили вреда вам или окружающим. Попробуйте использовать «Я-высказывания», например: «Я чувствую гнев, когда ты опаздываешь», а не «Ты всегда опаздываешь и раздражаешь меня». Также постарайтесь выбирать подходящее время и место для обсуждения своих чувств, а не высказываться под влиянием раздражения или гнева.

Российская практика» и «Эмоциональный интеллект в сложных коммуникациях». У них хорошо получилось адаптировать знания об эмоциональном интеллекте к российской действительности. Вот как эти авторы определяют эмоциональный интеллект и его составляющие. Эмоция — это обратная связь на любое изменение во внешнем или внутреннем мире, которую мы получаем от организма. Она содержит в себе информацию о том, как мы оцениваем это изменение и влияет ли оно на наши решения и действия. Модель эмоционального интеллекта Сергея Шабанова и Анны Алешиной состоит из четырех элементов: умение осознавать свои эмоции, умение осознавать эмоции других людей, умение управлять своими эмоциями, умение управлять эмоциями других людей. Это иерархическая модель, то есть каждый новый навык нарабатывается после того, как освоен предыдущий. Как оценить уровень развития эмоционального интеллекта Если у нас развит эмоциональный интеллект, мы способны замечать изменения своего состояния. Можем определить, какую эмоцию сейчас испытываем и насколько она интенсивна, а еще осознавать, как эта эмоция влияет на наши решения и действия. Мы можем управлять эмоциями вместо того, чтобы подавлять их. Когда мы понимаем собственные эмоции, мы способны понимать и эмоции другого человека. Можем чувствовать эмоциональное состояние собеседника, предполагать причины его возникновения и замечать, как эмоции влияют на поведение человека. Это дает нам возможность поддерживать и вдохновлять других людей. В России пока не существует официально признанных тестов для измерения эмоционального интеллекта, а тесты, которые можно найти в интернете, не достоверны. Женя Венина: — Эмоциональный интеллект — сложная конструкция, поэтому мы не можем оценивать его точно. На мой взгляд, мы можем лишь формулировать гипотезы с помощью диагностических инструментов и коммуникации. Коммуникация — один из ключевых инструментов оценки. Мы задаем вопросы, но не просто анализируем ответы, а обращаем внимание на мимику, жесты, с какой скоростью человек говорит, насколько он уверен в своих словах, долго ли размышляет над ответом.

Эмоциональный интеллект: что это такое и зачем он нужен

Основная цель настоящей статьи состоит в том, чтобы критичес ки проанализировать круг вопросов, обсуждаемых в современных научных работах по эмоциональному интеллекту, прежде всего пред ставления о его природе и структуре. Рассмотрим, что такое эмоциональный интеллект, почему он так важен для успеха человека, какие признаки свидетельствуют о его высоком и низком уровне. Рассмотрим, что такое эмоциональный интеллект, почему он так важен для успеха человека, какие признаки свидетельствуют о его высоком и низком уровне.

Полное руководство по эмоциональному интеллекту

Эмоциональный интеллект состоит из пяти компонентов: самосознания и самоконтроля, эмпатии, цели и видения, социальности, личного влияния. В 1988 г. Рувен Бар-Он (Reuven Bar-On) ввел понятие эмоционально-социальный интеллект и предположил, что он состоит из многих, как глубоко личных, так и межличностных способностей, навыков и умений, которые, объединяясь, определяют поведение человека. Как же эмоциональный интеллект влияет на нашу жизнь и как его развивать, рассказала Маргарита Кевац — клинический психолог и исследователь, сооснователь проекта аутентичного саморазвития Care Space. Согласно данной модели, эмоциональный интеллект состоит из 4 составляющих. Определение эмоционального интеллектаЭмоциональный интеллект — это способность осознавать, понимать, управлять и эффективно использовать собственные. Эмоциональный интеллект — это умение работать со своими и чужими эмоциями.

Введение в эмоциональный интеллект

Также важным в дискуссии об эмоциональном интеллекте является понятие «эмпатия». И с ним связано много путаницы: эмпатию зачастую путают с такими вещами, как сочувствие и сопереживание. В чем же разница между этими терминами? Сочувствие — самое простое из этих трех эмоциональных состояний. Чаще всего, говоря о сочувствии, мы подразумеваем, что человек испытывает жалость по отношению к другому — тому, кто пострадал, в особенности несправедливо. Сострадание — более глубокий процесс. Если взглянуть на строение и происхождение этого слова, становится понятно, что оно обозначает «совместное страдание»: способность понять, что человек рядом страдает, и попытки прожить это вместе с ним, как-то облегчить его состояние.

В отличие от сочувствия, это не просто чувство, но и активный процесс, включающий какие-то действия. Эмпатия же важна для того, чтобы правильно распознавать чужие эмоции, а затем адекватно реагировать на них. Эмпатичный человек в состоянии почувствовать себя на месте другого, испытать не те эмоции, которые он бы сам ожидал от себя, а именно те, которые испытывает в этой ситуации другой. Это комплексный навык, требующий интуиции, рефлексии и большой осознанности, — именно поэтому в разговорах об эмоциональном интеллекте чаще всего упоминается именно эмпатия. Она включает в себя навыки из разных областей, относящихся к ЭИ, а также врожденные способности и черты человека, которые могут способствовать «прокачке» эмоционального интеллекта — или, наоборот, мешать этому. В основании пирамиды — получение и производство эмоциональных стимулов.

Это довольно базовый для психики процесс, который обычно не требует дополнительного обучения. Человек получает из окружающего мира стимул, чаще сенсорный — звук голоса, вид чужого лица, и так далее, — и с помощью мыслительных способностей интерпретирует его. Дальше мозг решает, какую эмоциональную реакцию стоит выдать в этой ситуации. Эта реакция выступает эмоциональным стимулом для другого человека, и так далее по кругу. Следующая ступень — это осознание и распознавание эмоций. Реагировать эмоционально можно и совершенно несознательно.

Когда человек умеет определить, какую эмоцию испытывает он сам или люди вокруг него, он может лучше проконтролировать свою реакцию, — это уже более продвинутая ступень, зачатки эмоционального интеллекта. Дальше в модели развитии ЭИ идет осознанность, или знание себя. Это уже не просто про способность определить свою эмоцию в моменте — скорее, про понимание себя в целом, своих привычных эмоциональных реакций, сильных и слабых сторон. Осознанный человек может предугадать, как воспримет ту или иную ситуацию, и подготовить себя эмоционально. Логически за знанием себя следует способность контролировать свои эмоциональные реакции.

Она приводит несколько примеров сфер жизни, в которых развитый EQ будет особенно полезен. Как развить эмоциональный интеллект Изучение спектра чувств Для развития эмоционального интеллекта сначала будет неплохо познакомиться со спектром чувств, которые у нас есть, считает психолог. Она предлагает посмотреть на колесо эмоций, представленное ниже, и ответить себе на следующие вопросы. В каких жизненных ситуациях приходилось испытывать подобное? Чего в тот момент хотелось? Когда и при каких обстоятельствах такие эмоции испытывали наши близкие? Чего хотелось им и что именно предприняли мы в тот момент? Тогда вы усилили это чувство, постарались его ослабить, не придали значения или сделали вид, что ничего не произошло? Каковы были ваши эмоции? И какая потребность на самом деле стояла за вашими действиями? Самоанализ — самый первый и, пожалуй, самый важный шаг в освоении эмоционального интеллекта Христина Корляковакризисный психолог Пауза Умение брать паузу, казалось бы, слишком простое.

Ветровой была проведена работа по исследованию модели и издали книгу «Эмоциональный интеллект» Е. Ветрова, Эмоциональный интеллект Автоматизация, сделавшая EQ технологией Билл Боннстеттер из TTISI взяв за основу технологию доктора Джастиса Иззи, доработал ее и автоматизировал, дополнив пакет инструментов диагностики личности автоматизированным тестированием и генерацией описательного отчета об эмоциональном интеллекте. TTISI разработала также программу развития эмоционального интеллекта «TTI Professional», включающую 10 тренинговых модулей, видео, упражнения и пособия. Благодаря этому мы не только тестируем EQ, развиваем его с помощью коучинга и тренинга, но и передаем эту технологию бизнес-тренерам на основе франшизы. Показателями качества диагностики являются надежность — насколько надежно этот метод работает, насколько он воспроизводим и валидность — насколько метод измеряет именно то, что он на самом деле должен измерять. Одним из цифровых показателей надежности является коэффициент альфа Кронбаха. Он показывает внутреннюю согласованность опросника и является достаточно чувствительным учитывает влияние даже одного вопроса на общую достоверность. Коэффициент альфа Кронбаха колеблется в пределах от 0 до 1 и позволяет убедиться, что ни один вопрос не «выбивается» из критериев инструмента.

Жизнестойкость — это умение быть эффективным в условиях неопределенности, тревоги и стресса, поддерживать высокий уровень психологического и физического здоровья, оптимизм, умение совладать с трудностями и восстанавливать собственные ресурсы. Все это напрямую связано с развитие эмоционального интеллекта. Именно он влияет на нашу жизнестойкость. Исследователь Дэниел Гоулман еще в 1990-е годы доказал , что у людей с развитым эмоциональным интеллектом состояние психического здоровья лучше, они более эффективны на работе и у них более развиты лидерские навыки. Эмоциональный интеллект — это способность эффективно коммуницировать с другими людьми, умение отслеживать свои и чужие эмоции, осознавать свое внутреннее состояние и контролировать эмоции. Он помогает каждому из нас понять себя и других людей. Эмоциональный интеллект состоит из множества навыков, которые можно и нужно развивать, как и качества личности, которые помогают быть более устойчивыми к переменам. В числе таких навыков — способность выработать мотивацию «на ровном месте» без очевидных благоприятных для этого условий, умение не ждать мгновенного удовлетворения для достижения цели и настойчиво стремиться к результату. То есть умение привести себя в состояние вдохновения и быть продуктивным и успешным.

«Эмоциональный интеллект»: становление понятия в психологии

В 1995 году научный журналист Дэниел Гоулман Daniel Goleman опубликовал научно-популярную книгу Emotional Intelligence , в которой описал историю развития теории эмоционального интеллекта, дал обзор современных научных представлений об эмоциональном интеллекте и даже представил собственную модель эмоционального интеллекта, получившую впоследствии название смешанной модели. В 1996 году Рувен Бар-Он на собрании американской ассоциации психологов в Торонто представил свой новый тест EQ-i Emotional Quotient Inventory , содержавший перечень вопросов для определения коэффициента эмоционального интеллекта, из которого родилась «модель эмоционального интеллекта Бар-Она». Начинают накапливаться данные о мозговом обеспечении эмоционального интеллекта [8] [9]. Модель эмоционального интеллекта Майера-Саловея-Карузо модель способностей [ править править код ] Данная модель считается в психологии основной на данный момент, именно её, как правило, используют для описания понятия эмоционального интеллекта, хотя также большой популярностью пользуется основанная на этой модели смешанная модель Дэниэла Гоулмана см.

Модель способностей критиковалась некоторыми учёными, в частности Говардом Гарднером, за излишний психометрический уклон. Майер, Саловей и Карузо выделяют всего четыре составляющие эмоционального интеллекта [10] : Восприятие эмоций — способность распознавать эмоции по мимике, жестам, внешнему виду, походке, поведению, голосу других людей, а также идентифицировать свои собственные эмоции. Использование эмоций для стимуляции мышления — способность человека главным образом неосознанно активировать свой мыслительный процесс, пробуждать в себе креативность , используя эмоции как фактор мотивации.

Понимание эмоций — способность определять причину появления эмоции, распознавать связь между мыслями и эмоциями, определять переход от одной эмоции к другой, предсказывать развитие эмоции со временем, а также способность интерпретировать эмоции во взаимоотношениях, понимать сложные амбивалентные, неоднозначные чувства. Управление эмоциями — способность укрощать, пробуждать и направлять свои эмоции и эмоции других людей для достижения поставленных целей. Сюда также относится способность принимать эмоции во внимание при построении логических цепочек, решении различных задач, принятии решений и выборе своего поведения.

Смешанная модель[ править править код ] Модель эмоционального интеллекта, созданная научным журналистом Дэниэлом Гоулманом, приобрела большую популярность благодаря его книге, разошедшейся рекордными тиражами. В то же время многие учёные указывают на недостаточную научность этой модели. Саморегуляция — способность контролировать свои эмоции, сдерживать импульсы.

В отечественной психологии ключевые идеи, способствующие становлению понятия «эмоциональный интеллект», представлены в работах Л. Выготского, С. Рубинштейна, А. Леонтьева [7; 10; 14; 20; 21]. Выготский пришел к выводу о существовании динамической смысловой системы, представляющей собой единство аффективных и интеллектуальных процессов: «Как известно, отрыв интеллектуальной стороны нашего сознания от его аффективной, волевой стороны представляет один из основных и коренных пороков всей традиционной психологии», — писал он. Единство аффекта и интеллекта, по мнению Л. Выготского, обнаруживается, во-первых, во взаимосвязи и взаимовлиянии этих сторон психики на всех ступенях развития, во-вторых, в том, что эта связь является динамической, причем всякой ступени в развитии мышления соответствует своя ступень в развитии аффекта. Рубинштейн, развивая идеи Л.

Выготского, отмечал, что мышление уже само по себе является единством эмоционального и рационального[19; 20]. Однако описанные идеи Л. Выготского на современном этапе развития психологии не получили должного развития [23]. В подтверждение этого можно привести слова Д. Эльконина о том, что до настоящего времени существенным недостатком рассмотрения психического развития ребенка является разрыв между процессами умственного развития и развития личности в том числе и эмоционального [18]. А также мнение Е. Яковлевой, которая утверждала, что осознание собственной индивидуальности есть не что иное как осознание собственных эмоциональных реакций и состояний, указывающих на индивидуальное отношение к происходящему [27]. Современные исследования эмоционального интеллекта представлены в работах И.

Андреевой, Д. Ушакова, Д. Люсина, С. Деревянко, О. Гулевич, В. Овсянниковой, Е. Сергиенко, Т. А, Сысоевой, О.

Белоконь и многих других [16]. Андреева показывает, что уровень развития эмоционального интеллекта в юношеском возрасте взаимосвязан с индивидуальными проявлениями самоактуализации. Также этот автор отмечает, что высокоразвитый внутриличностный эмоциональный интеллект способствует естественности эмоциональных проявлений и позитивному самоотношению, которые, в свою очередь, дают возможность устанавливать глубокие и тесные взаимоотношения с другими людьми [6]. Ушаков указывает на то, что при проведении исследования эмоционального интеллекта следует использовать не опросники, которые лишь затуманивают измеряемые конструкты, а тесты, оценивающие переработку эмоциональной информации в реальном времени [25]. Как и зарубежные психологи, отечественные исследователи часто изучают эмоциональный интеллект в связи с возможностью его влияния на лидерские качества. Так, работы О. Белоконь показывают, что имеется связь между эмоциональным интеллектом и деловым стилем лидерства. Лидеры с высоким эмоциональным интеллектом не только способны создавать благоприятный психологический климат в коллективе, но и, в первую очередь, мотивировать сотрудников на выполнение задач организации [8].

Далее остановимся на отечественной модели эмоционального интеллекта, предложенной Д. Этот автор определяет «эмоциональный интеллект» как совокупность способностей для понимания своих и чужих эмоций и управления ими [15]. И способность к пониманию, и способность к управлению эмоциями могут быть направлены как на собственные эмоции, так и на эмоции других людей. Таким образом, можно говорить о внутриличностном и межличностном эмоциональном интеллекте. Эти два варианта предполагают актуализацию разных когнитивных процессов и навыков, однако должны быть связаны друг с другом [15]. По мнению Д. Люсина, способность к пониманию эмоций и управлению ими очень тесно связана с общей направленностью личности на эмоциональную сферу, т. Поэтому «эмоциональный интеллект» можно представить как конструкт, имеющий двойственную природу и связанный, с одной стороны, с когнитивными способностями, а с другой — с личностными характеристиками.

Следовательно, «эмоциональный интеллект» — это психическое свойство, формирующееся в ходе жизни человека под влиянием ряда факторов, которые обусловливают его уровень и специфические индивидуальные особенности [13]. Модель, предлагаемая Д. Люсиным, принципиально отличается от смешанных моделей тем, что в конструкт не вводятся личностные характеристики, которые являются коррелятами способности к пониманию и управлению эмоциями. Допускается введение только таких личностных характеристик, которые более или менее прямо влияют на уровень и индивидуальные особенности эмоционального интеллекта. Не представляется также возможным отождествить эту модель с трактовкой эмоционального интеллекта как черты. Для измерения предложенного конструкта могут использоваться задачи, характерные для интеллектуальных тестов, и опросники.

Например, в конце дня вы понимаете, что еще не все дела закончены. В этом случае можно легко убедить себя в том, что сегодня работа была полностью неэффективна. Это громко и отчетливо звучит голос Критика. Если вы разрешите ему доминировать, он сообщит вам, что все ваши сотрудники совершенно некомпетентны и даром едят свой хлеб. Все их недостатки внезапно выплывут на поверхность. Однако если вы взглянете на ситуацию с юмором и прислушаетесь к другим голосам, то обнаружите, что слова вашего внутреннего критика — полная чушь. Нет, это не значит, что вы должны снизить требования и выдавать низкую эффективность за триумф. Вместо этого постарайтесь разумно и объективно подойти к оценке ситуации. Прислушайтесь к некоторым другим голосам. Например, голос Позитивизма может рассказать вам, что ваши сотрудники делают правильно. Голос Благодарности сообщит, за какие достижения вы должны быть им признательны. Не бывает лишним также обратиться к голосу Изобилия, чтобы увидеть, как много у вас работы и как это здорово! Управление внутренним диалогом и сознательный выбор тех голосов, которые лучше всего служат нашим целям, — очень мощный инструмент развития эмоционального интеллекта. Эмпатия — ключ к плодотворным личным и профессиональным отношениям Эмпатия — важнейшая составляющая эмоционального интеллекта. Она необходима для общения с сотрудниками, клиентами и большинством представителей человечества. И она окупается с лихвой. Если вы стремитесь к пониманию окружающих, то они чувствуют, что их уважают и ценят, и, в свою очередь, отвечают взаимностью. Эмпатия — необходимый для успеха компонент, независимо от характера вашей деятельности. Источник На работе отсутствие эмпатии грозит потерей прибыли и возможностей. Разгневанные клиенты, не получив от вас должного внимания и помощи, уходят в компании-конкуренты. Более того, они рассказывают другим людям о том, что с вами не стоит иметь никаких дел. Слова «никакого понимания» напрямую присутствуют во многих негативных отзывах. Недостаток эмпатии порождает и массу этических проблем внутри организации. В коллективах, где руководители не стремятся выслушать своих подчиненных и понять их точку зрения, часто наблюдается текучка кадров. Это сказывается и на общей атмосфере. Важно понимать, что умение слушать — это еще далеко не сама эмпатия, как иногда ошибочно считают. Есть много людей, которые прекрасно слушают — исключительно чтобы раскритиковать, высказать неодобрение или выставить себя в лучшем свете. Эмпатия же возникает, когда слушание переходит в понимание необязательно согласие , умение представить себя на месте говорящего, полностью погрузиться в чувства другого человека, возможно, имеющего иные убеждения и ценности, в то же время оставаясь самим собой. Проявлять эмпатию — значит учитывать, что наш взгляд на ситуацию может измениться.

Здесь уже появляется шкала времени и требуется максимальное соотнесение мыслей и эмоций. Соотношение баллов Если балл опытного домена выше балла стратегического домена: Это означает, что клиент точно воспринимает эмоциональную информацию и успешно распоряжается ею «здесь и сейчас» в своей деятельности, но с трудом понимает причины эмоций, испытывает сложности с эффективным управлением своими эмоциями и эмоциями окружающих. Если балл стратегического домена выше балла опытного домена: Это означает, что клиент достоверно понимает причины эмоций, а также хорошо эмоционально планирует свое поведение и поведение других людей в долгосрочной перспективе, но воспринимать эмоциональную информацию и распоряжаться ею «здесь и сейчас» он может не столь успешно. Сильные стороны и зоны роста: Если самый высокий балл — «Распознавание идентификация эмоций»: Это означает, что клиент практически всегда успешно определяет эмоции; обращает внимание на информацию, содержащую эмоции. Идентификация эмоций является его самой сильной стороной. Если самый низкий балл — «Распознавание идентификация эмоций»: Это означает, что у клиента очень часто возникают сложности в распознавании своих эмоции и эмоций окружающих, и нередки ситуации, когда он не может определить возникшую эмоцию. Если самый высокий балл — «Использование эмоций для решения задач»: Это означает, что клиент практически всегда очень успешно использует эмоции свои и других людей для повышения эффективности деятельности и достижения результатов. Он хорошо чувствует других людей, у него на очень высоком уровне развита эмпатия. Использование эмоций является самой сильной стороной его ЭИ-профиля. Если самый низкий балл — «Использование эмоций для решения задач»: Это означает, что для клиента задача соотнесения конкретных эмоций с эффективностью деятельности достаточно сложная, возможно, он не использует данные способности в своей деятельности. Если самый высокий балл — «Понимание эмоций»: Это означает, что клиент уверенно владеет навыком анализа и понимания причин эмоций и достаточно точно предсказывает последствия эмоций. Способность понимать эмоции и последствия эмоций, разбираться в чувствах — сильная сторона клиента. Если самый низкий балл — «Понимание эмоций»: Это означает, что клиент с трудом предполагает, к каким последствиям может привести определенная эмоция, в большинстве ситуаций ему сложно предположить причину появления эмоций. Если самый высокий балл — «Управление эмоциями»: Это означает, что у клиента способность управлять эмоциями как своими, так и эмоциями других людей развита на достаточно высоком уровне, он очень хорошо регулирует свои эмоции и эмоции других людей — это его сильная сторона. Клиент эффективно выбирает стратегии управления эмоциями и таким образом успешно справляется со стрессом. Если самый низкий балл — «Управление эмоциями»: Это означает, что управление своими эмоциями и эмоциями других людей для клиента представляет большую сложность. Вероятно, он не использует данные способности в своей деятельности. Мы оцениваем какие-то события в нашей жизни также по переживаемым нами эмоциям. Эмоции - это универсальный язык, пользоваться которым, к сожалению, не обучают ни в школе, ни в ВУЗе. Надеемся, что данный курс, поможет повысить эффективность распознавания, понимания и использования эмоций.

Подкаст: эмоциональный интеллект — что это и зачем он нужен?

Опасность для окружающих состоит в том, что при низком эмоциональном интеллекте снижена эмпатия — осознанное сопереживание, умение встать на место другого человека. По всему миру эмоциональный интеллект внедряется в школьное и академическое образование в рамках так называемых SEL-программ (Social and Emotional Learning). Эмоциональный интеллект (EQ) – это способность воспринимать, контролировать и подвергать критической оценке эмоции. Эмоциональный интеллект (emotional intelligence, EQ) — умение определять, использовать, понимать и управлять собственными эмоциями в положительном ключе, например, чтобы снимать стресс, преодолевать трудности и разряжать конфликты. Термин “эмоциональный интеллект” был придуман в 1990-х годах, а затем популяризирован психологом и автором Дэниелом Гоулманом в его книге “Эмоциональный интеллект: Почему он может иметь большее значение, чем IQ.”. Он рассматривал эмоциональный интеллект с точки зрения разности преуспевания людей в жизни и выделил пять сфер.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий