Новости экономика россии что происходит и что делать

Они проглядели новые источники роста экономики России, которая даже при заградительных ключевых ставках продирается вперед, к новым рубежам производительности. Наши коллеги из решили разобраться, почему это происходит, как долго будет продолжаться такая экономическая ситуация и что делать, чтобы не потерять свои сбережения в нынешних условиях.

Регионы РФ переводят на мобилизационную экономику: что это значит для россиян

Последние экономические новости и события, происходящие в России и мире, а также комментарии экспертов, актуальные интервью, аналитика и прямой эфир. Подписывайтесь на телеграм-канал RTVI: экономика России упала не так сильно, как предполагали многие? Новости и события в сфере экономики и финансов в России и мире сегодня. — Если вы хотите готовиться к войне, хотите милитаризации экономики, то там та же проблема, что у России: нужен переток ресурсов из гражданских отраслей в военные, надо просадить гражданское потребление. — С нашей экономикой происходит то, что и должно, когда ею управляет человек, производящий впечатление слепоглухонемого. — Если вы хотите готовиться к войне, хотите милитаризации экономики, то там та же проблема, что у России: нужен переток ресурсов из гражданских отраслей в военные, надо просадить гражданское потребление.

Что происходит с российской экономикой?

Почему я считаю, что экономика и фондовый рынок РФ начнёт трещать по швам и рушиться уже во 2-3 квартале. Структурная перестройка российской экономики происходит быстрее, чем ожидал Банк России, а худшие прогнозы не оправдались. — Если вы хотите готовиться к войне, хотите милитаризации экономики, то там та же проблема, что у России: нужен переток ресурсов из гражданских отраслей в военные, надо просадить гражданское потребление. Читайте последние новости на экономические темы в ленте новостей на сайте

Экономика – последние новости

После начала спецоперации Запад ввёл против нашей страны тотальные санкции, поэтому весной звучали самые разные прогнозы о крахе экономической системы РФ. Не менее пугающей виделась и ситуация с инфляцией. Однако катастрофы не произошло. Это, конечно, далеко не идеальная ситуация, но и не столь драматичная, как это выглядело в начале весны. Одновременно власти дают прогнозы на 2023 год.

Накануне, 27 декабря, вице-премьер Андрей Белоусов пообещал, что 2023 год будет точно легче для экономики России. По его словам, фатальных факторов, которые могли бы ухудшить её состояние, сейчас нет. ForPost попросил экономистов оценить, насколько тяжёлым будет предстоящий год для нашей экономики. И получил два противоположных ответа.

При этом никаких предпосылок для новых финансовых рекордов в торговле нет: нефтегазовые доходы России начинают устойчиво сокращаться, а правительство прогнозирует дефицитный госбюджет на ближайшие три года — то есть на весь горизонт планирования. До сих пор российские монетарные власти не сталкивались с необходимостью балансировать бюджет в ситуации непонятной по срокам и масштабам расходов специальной военной операции при практически неизбежном как минимум среднесрочном, в горизонте нескольких лет, падении доходов казны. Россия надолго, а по мнению главы Международного энергетического агентства, кстати, представителя вполне дружественной нам Турции Фатиха Бирола, даже навсегда потеряла свой главный энергетический рынок — европейский. Переориентация экспортных поставок нефти на Восток, по оценкам Бирола, займет у России до десяти лет и будет проходить в условиях нехватки инвестиций из-за санкций. Впрочем, проверить это невозможно: сейчас нет привычки, да и особого смысла, следить за прогнозами на столь длинный срок.

Мировая экономическая и политическая конъюнктура меняется стремительно, поэтому достоверно предсказать, что произойдет с российским нефтегазовым экспортом даже через год или три года, не говоря уже про десятилетний отрезок, невозможно. Можно с большой долей уверенности говорить лишь о том, что нефтегазовые доходы России в ближайшие год-два, независимо от хода и последствий специальной военной операции, не будут расти, а, скорее, наоборот, продолжат сокращаться.

Встанет вопрос, что нужно вкладывать очень много денег в новые территории, социализировать, трудоустраивать, реабилитировать людей, вернувшихся с фронта. Сейчас все при деле — СВО наполнила смыслом жизнь многих людей, и ВПК работает на СВО, та часть населения, которая не имела возможности зарабатывать деньги, получает эту возможность пусть даже с автоматом в руках. Но что потом? Не будет ли потом ломки, когда выяснится, что денег этих никто платить не собирается, их просто нет? Сейчас понятно, движение — всё, конечная цель — ничто. Мы в процессе, и он создает смыслы.

Но процесс подходит к своему логическому завершению. Как будет выглядеть мирная Россия будущего? Этот вопрос, мне кажется, остается открытым», — уточнил он. Горизонт планирования скатился — фактически живем от понедельника до понедельника, или до Нового года или до следующего. Тут трудно говорить о стратегическом планировании... В среднесрочной, долгосрочной перспективе Россия может стать просто вассалом Китая со всеми вытекающими последствиями», — отметил эксперт. В этой связи политолог назвал главным риском «иранизацию» России. А мы общество стареющее, средний возраст россиян подходит к 42 годам, пенсионеров будет всё больше… И как в дальнейшем государство будет выполнять свои социальные обязательства, какие в дальнейшем получит возможности молодежь?

Вообще когда-нибудь молодое поколение сможет определять правила, по которым живет страна или мы обречены на геронтократию? Это на самом деле серьезная проблема», — констатировал Калачев.

В ближайшие месяцы нашу экономику ожидают сразу три негативные перемены: резкий спад бюджетных расходов, ожидаемое повышение ключевой ставки ЦБ, а также снижение потребления и рост инфляции из-за девальвации рубля.

Минфин уже начал решительное сокращение государственного финансирования. А общие госрасходы второго полугодия могут оказаться почти на четверть ниже, чем были в прошлом году. Таким образом, наша экономика скорее всего лишится основного драйвера в виде бюджетного финансирования.

В конце прошлой недели российский Минфин выступил с принципиально важным сообщением о своей бюджетной политике. При этом Минфин заявил, что текущий объем расходов федерального бюджета за шесть месяцев 2023 года составил 14,98 трлн руб. Ведь по факту в прошлом году бюджетные расходы превысили 31,19 трлн руб.

Отсюда ясно, что на вторую половину 2023 года в казне осталось значительно меньше денег, чем было истрачено во втором полугодии 2022 года.

Бюджет худеет, но силовикам и малоимущим дали триллионы. Что ждет экономику РФ в 2023-м

Что происходит в экономике? Подписывайтесь на телеграм-канал RTVI: экономика России упала не так сильно, как предполагали многие? Что будет с экономикой России в 2024 году: прогнозы правительства, ЦБ и аналитиков финрынка.

Экономику России ожидает холодный душ

Цена отсечения, заложенная в бюджетное правило, была опущена со ста до семидесяти долларов за баррель и ниже — с каждого проданного барреля в экономику поступало ещё меньше средств. Темпы государственных расходов замедлились, зарплаты росли медленнее цен, сокращался спрос, исчезали рабочие места. Кейнсианские рецепты были забыты. Государство усугубляло кризис.

Несмотря на заявленную цель, бюджетное правило не стабилизировало государственные расходы, а поддерживало их процикличность. Хоть нефтегазовые доходы и отсекались по воображаемой цене, не-нефтегазовые налоги собирались в полном объёме. В периоды высоких цен на нефть рос и не-сырьевой сектор экономики, а вместе с ним государственные доходы.

Бюджетное правило обязывало государство вливать полученные средства в уже растущую экономику — ведь бюджет должен был оставаться сбалансированным. При этом бюджетная политика не рассматривала собственных инфляционных эффектов, управление инфляцией было переложено на денежно-кредитную политику. Банк России, в докрымский период управлявший курсом рубля с помощью накопленных средств, отказался от политики валютного коридора и сосредоточился на таргетировании инфляции.

До 2014 года стабильный рубль улучшал инвестиционный климат и облегчал жизнь потребителям, но защита курса от геополитического кризиса оказалась слишком дорогой с точки зрения финансовых ресурсов. Резервный фонд больше не стабилизировал даже курс рубля. Он стал неприкосновенной копилкой в 200 миллиардов долларов.

Триада стабильности — сбалансированный бюджет, низкий государственный долг и таргетирование инфляции — ставила своей целью накопление финансовых ресурсов за счёт драматического снижения темпов роста реальной экономики. Отдельно отметим, что именно период экономического застоя внёс наибольший вклад в ослабление геополитического положения России, её амбиций регионального лидерства. Политика воздействия на реальные переменные — занятость и спрос — посредством финансовых инструментов.

Инструменты денежно-кредитной политики включают изменение ключевой ставки, нормативы резервирования банковского сектора и управление денежным предложением в экономике. Денежно-кредитную политику также называют монетарной политикой. Резервные фонды за это время несколько раз делились и заново объединялись Валютный коридор появился в 1995 году, когда Центральный Банк привязал рубль к курсу доллара, определив границы его колебания.

До начала крымского кризиса ЦБ обязывался держать курс в диапазоне 36 — 43 рубля за доллар. Как сейчас Экономическая история знает мало шоков подобных тому, который переживает Россия. Беспрецедентные санкции и добровольный уход частных иностранных компаний делают технически невозможным сохранение прежней отраслевой структуры экономики.

Накопленные десятилетиями финансовые ресурсы оказались до смешного бесполезными: часть накопленных средств была арестована «недружественными странами» , а возможности использования оставшейся валюты сокращаются день ото дня. Теория международных отношений часто классифицирует санкции как альтернативу насилию. В данном случае массовые санкции безоговорочно стали формой насилия над населением России.

Исчерпывающее описание их эффектов вышло бы за пределы данного текста, они слишком объёмны и разнообразны. Однако вполне уместен вопрос о том, насколько традиционные рецепты стабилизационной политики способны защитить российскую экономику от подобного удара. Не говоря уже о возможностях послевоенного восстановления.

Запрет на импорт наукоёмкой продукции и техническое сопровождение. Многие из подсанкционных товаров — в частности, высокотехнологичные средства производства — представляют собой продукты штучного выпуска, изготавливаемые под конкретные инвестиционные проекты. Выпуск таких товаров не подлежит стандартизации и индивидуален в зависимости от условий дальнейшей эксплуатации.

Их предложение на рынке контролируется небольшим числом транснациональных компаний. Это касается в том числе и оборудования для добычи минеральных ресурсов. Российские компании будут вынуждены полагаться на вторичный рынок и оборудование, пересобранное в дружественных странах.

Результатом станут рост издержек, падение производительности предприятий и снижение конкурентоспособности российских предприятий на мировых рынках. А также в случае Ирака, Ирана, Кубы и ряда других стран. В том случае, если им будет позволено хотя бы частично на них вернуться.

Импортозамещение высокотехнологичных областей невозможно без финансовых издержек. Инновации требуют вложений в основной капитал, что предполагает заёмное финансирование и долгие периоды окупаемости. Согласно триаде стабильности, инновационное развитие не требует особых усилий — частный бизнес проявит инициативу, почувствовав под ногами достаточно надёжную почву.

Но в текущей ситуации это едва ли сработает. В самом начале весны Правительство заявило, что ответом на ограничения станет развитие импорта из дружественных стран и локальное импортозамещение. Как показали последние полгода, оба направления действий всё больше походят на тупиковые.

Запрет на экспорт российской продукции. В силу своей технологической ограниченности Россия практически не поставляет наукоёмкую продукцию и потребительские товары в недружественные страны. Европейская энергозависимость временно защищает сырьевой экспорт, составляющий половину товарного потока.

Не ясно, будут ли этим потери как-то компенсированы в будущем. Бюджетная политика здесь не единственный, но полностью доступный для контроля фактор. Торговое партнёрство с дружественными странами осложняется опасением вторичных санкций.

Отечественные программы замещения рискуют быть сорванными из-за массового отъезда значительного числа квалифицированных специалистов. Сокращение экспорта рискует повысить безработицу и сократить доходы населения. Эффективность экономики упадёт в силу узости рынка сбыта и невозможности реализовать эффекты масштаба.

Резкое ухудшение финансовых балансов отечественных компаний приведёт к нарастанию рисков в банковском секторе, что в свою очередь негативно повлияет на благосостояние населения. Ради сохранения ответственной фискальной политики триада стабильности требует сокращения или заморозки государственных расходов в том числе сокращения социальных расходов в период кризиса. Наибольшее, что допускается — временный транзитный период, с выходом на заданные параметры нормализации к середине 2020-х годов.

Перестройка логистических цепочек. Далеко не все подсанкционные товары и средства производства окончательно исчезли с российского рынка, но доступный импорт значительно подорожал. Необходимость перевозить грузы через «третьи страны» увеличила затраты на транспорт, а риски санкций существенно увеличили сроки поставок и порой сделали невозможным страхование грузов.

Каждое новое обострение ведёт к росту цен и ухудшению условий со стороны частных поставщиков. Подобный шок спровоцирует очередной этап роста цен. Ограничения на стороне предложения будут сохраняться как долгоиграющий проинфляционный фактор, а неоднородные всплески с ярко выраженной отраслевой спецификой могут серьёзно дестабилизировать экономику.

Триада стабильности рекомендует реагировать на всплеск инфляции в первую очередь повышением ключевой ставки. В условиях дефицита товаров, простоя производств и организационного хаоса текущая экономическая политика предлагает усложнять доступ к кредиту, компенсируя это набором льготных кредитных программ и списанием выплат отдельным категориям мобилизованных граждан. Безработица и дефицит кадров Иностранные компании, годами пользовавшиеся относительно дешёвой, но при этом образованной рабочей силой в России, уходят с рынка, забирая с собой сотни тысяч рабочих мест и сложившуюся управленческую культуру.

Местные предприятия постепенно сокращают и переводят на неполную рабочую неделю многих сотрудников, хотя по традиции это не приводит к резким скачкам занятости. За несколько первых месяцев ведения боевых действий Россию покинули десятки тысяч высококвалифицированных специалистов, часть из них вернулась летом. Запущенная мобилизация привела к моментальному отъезду уже сотен тысяч высокопроизводительных работников.

Подобный отток рабочей силы критически усложняет задачи импортозамещения, которое практически исчезло из официальной риторики, уступив место уголовному наказанию за невыполнение оборонного заказа. Падение зарплат сократит доходы населения, и, если верить кривой Филлипса , замедлит рост цен. Бегство людей из страны также очевидным образом сократит и текущий спрос.

Разворачивающийся кризис на рынке труда означает, что процесс примитивизации российской экономики будет лишь набирать обороты, а качество человеческого капитала падать опережающими темпами. Впрочем, и сам процесс импортозамещения во многом предполагает замену более прогрессивных технологических процессов на устаревшие отечественные. В случае отмены санкций такая «импортозамещённая» промышленность не выдержит конкуренции с иностранным производителем, что вызовет новый всплеск напряжённости на рынке труда и в экономике в целом.

Эффекты экономии при массовом производстве товаров на крупный рынок, позволяющие задействовать передовые трудо- и энергосберегающие технологии. В России, в отличие от ряда западных стран, показатели безработицы не очень чувствительны к экономической ситуации. Ответом на который стали серьёзные ограничения на движение капитала со стороны ЦБ.

Английский экономист Уильям Филлипс 1914 — 1975 предполагал, что существует обратная связь между безработицей и уровнем зарплат; позже экономисты распространили эту логику на общий уровень цен. Когда безработица падает ниже определённого уровня, высокая занятость провоцируют рост цен. Таким образом предлагалось регулировать уровень инфляции через уровень безработицы и наоборот.

Позже кривая Филлипса подвергалась серьёзной критике. В настоящее время экономистами обычно признаётся определённая зависимость между ситуацией на рынке труда и инфляцией, однако попытки вывести строгую и неизменную функцию такого рода окончились неудачей. Что делать?

Вводные замечания. Первоначальные действия Правительства были направлены на сокращение вмешательства государственного сектора и предоставление мнимой свободы бизнесу. Отчасти это совпало с реальностью — реальные частные инвестиции, с учётом сезонности, упали заметно меньше ожидаемого, что привело к оптимистичному пересмотру годовых темпов падения экономики.

В сторону повышения регулярно пересматривались и планы по бюджетным расходам. С точки зрения некоторых консервативных экономистов, государство и правда ограничено в денежных средствах и потому вынуждено оптимизировать расходы в период кризиса. Мы уверены, что этот тезис попросту неверен для современной российской экономики и её финансовой системы.

Предлагаемые нами меры основаны на следующих принципах: Деньги есть. Необходимо осознавать разницу между реальными и финансовыми ресурсами. Заявления вроде «денег нет, но вы держитесь» заведомо ложны в монетарно суверенной стране.

У Российской Федерации всегда есть доступ к бесконечному запасу рублей — мы их печатаем. Фискальная политика ограничена лишь доступностью реальных ресурсов: работоспособного населения, накопленного реального капитала и инфраструктуры. При наличии незанятых реальных ресурсов что для капиталистической экономики является правилом, а отнюдь не исключением государство имеет возможность «покупать» такие ресурсы — создавать рабочие места и поддерживать производство государственными заказами.

Курс на процветание. Стабильность должна быть приятным последствием, а не приоритетом здоровой экономической политики. Приоритетами должны стать благополучие населения, сбалансированное с экологической точки зрения использование природных ресурсов и обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого.

Придерживаясь прежнего курса на стабильность, страна рискует оказаться на новой, существенно более низкой и пологой траектории долгосрочного роста. Не только экономика. Экономические меры по природе своей ограничены.

Данный текст не претендует на звание политической программы — перед вами скорее набор механизмов, доступных заинтересованным политическим силам. Прогрессивные преобразования в экономике невозможны без сопутствующих преобразований в обществе и политике. Авторский коллектив с сожалением признаёт, что неограниченные финансовые ресурсы бесполезны в отсутствие функционирующего политического аппарата, активных граждан и видения будущего, которое мы стремимся создать.

Не Zаменим. Представленные ниже меры не помогут преодолеть последствия санкций: такого железного занавеса не выдержала бы ни одна страна. Риторика полного и оперативного импортозамещения изначально являлась скорее оптимистичной бравадой, чем руководством к действию, а сейчас и вовсе осталась в прошлом.

Наша задача в том, чтобы избежать худшего при текущих ограничениях, а также способствовать скорейшему восстановлению после окончания военного конфликта. Терять больше нечего. Мы не утверждаем, что знаем, как выглядит идеальная экономика.

Однако сегодняшняя ситуация требует радикальных экспериментов и нестандартных подходов; кризисы стирают грань между теорией и практикой. Заимствуя фразу у иностранных коллег, нам остаётся лишь переходить реку, нащупывая камни. Данный текст стремится дать представление о некоторых инструментах, доступных в рамках подобного подхода.

При желании Страна, которая выпускает собственную валюту, собирает налоги в собственной валюте и не обязуется обменивать свою валюту на товары или другие валюты по фиксированному курсу обладает монетарным суверенитетом. Греция и остальные страны Еврозоны не являются монетарно суверенными, так как не контролируют выпуск евро, в то время как Иордания и Ирак отказались от монетарного суверенитета в пользу привязки своей валюты к доллару США. Французские колонии в Западной Африке обрели де-юре суверенитет в процессе деколонизации, однако остались монетарными колониями: восемь стран продолжают пользоваться франком КФА, чей выпуск контролируется казначейством Франции.

Почему дыра в казне растет так быстро? Если сравнить его с предыдущим который с этой точки зрения также не был образцовым , то получится, что объем государственных расходов в январе — феврале этого года почти в полтора раза превышает аналогичный период 2022 г. В итоге на сегодняшний день в российской казне наблюдается такой «финансовый кратер», по сравнению с которым дефицит эпохи пандемии коронавируса может показаться небольшой ямочкой. Одной из причин подобной динамики, естественно, является существенное сокращение нефтегазовых доходов, произошедшее в результате введения нефтяного эмбарго и резкого сокращения экспорта в Европу и другие страны Запада. Однако не только это наносит существенный ущерб российскому бюджету. Так, согласно опубликованным данным, поступления от налога на прибыль за первые два месяца 2023 г. Сейчас они составили лишь 22 млрд руб. Понятно, что одним из главных факторов, который приводит к столь стремительному росту бюджетного дефицита, является необходимость постоянного финансирования СВО.

Данные о том, сколько именно денег на это уходит, являются засекреченными, однако если проанализировать информацию из открытых источников, то можно сделать вывод, что в день на СВО уходит порядка 200-300 млн руб. Согласно данным того же Минфина, аномальный размер бюджетных расходов в январе — феврале этого года был обусловлен ускоренным авансированием контрактов для госзакупок, на которые было потрачено 2,1 трлн рублей.

Поэтому сегодня будут потенциально проблемы с добычей нефти и газа. В определенной степени дефицит бюджета будет покрываться за счет заимствований и ремиссии. Минфин занимает у Центробанка, ЦБ печатает деньги. На сегодня у нас 300 млрд долларов золотовалютных резервов. И еще у нас есть 70 трлн средств юридических лиц на депозитах в России — это 1 трлн долларов. Это же неприкосновенный запас. Могут встать вопросы: «Что планирует делать государство с этой денежной массой?

Хочет ли государство предложить какой-то инструмент инвестирования? Например, ту же потребкооперацию. Причем, если все это будет делаться под гарантией государства, это будет интересный вариант и большое оживление нашего фондового рынка. Как эти трансформации в данных секторах экономики могут повлиять на благополучие республики? Что в одном месте убудет, в другом прибудет. Можно назвать плюсы для того же «КАМАЗа»: ушли поставщики из недружественных стран, рынок в какой-то степени стал более свободным для того, чтобы «КАМАЗу» заполнить его своей продукцией. Но, с другой стороны, уменьшилась возможность по покупке определенных комплектующих для производства автомобилей, оборудования, станков. Это затормозит предполагаемый сценарий импортозамещения. То же самое и по добыче нефти, нефтепереработке.

Определенные продукты завозились из-за рубежа по импорту, а что-то мы сами отправляли на экспорт. И тут две задачи — как сделать так, чтобы мы сами производили то, что завозили по импорту, и чтобы то, что мы поставляли по импорту в один сектор, направить, например, на Восток или Юг. Поэтому логистика сейчас должна быть отработана по-новому. Будет определенный спад на этапе налаживания этих цепочек. Но перспектива здесь есть для того, чтобы стабилизировать ситуацию, конечно, с большими издержками, это неизбежно. Как будет выстраиваться это межбюджетное отношение регионов и центра сейчас, учитывая дефицитный бюджет РФ? Есть регионы-доноры, есть регионы-получатели финансовых средств. Согласно последней статистике, в республике было собрано налоговых платежей на сумму около 900 млрд рублей — В общегосударственном масштабе достаточно странно выглядело бы, если в Татарстане учителя получали один уровень зарплаты, а в Чувашии, например, в два раза меньше. Как раз на это и направлен процесс выравнивания бюджетных ресурсов — обеспечить примерно сопоставимые условия жизни для всех граждан России.

Другое дело, что есть отдельные программы. Где-то необходимо применить навыки лоббизма, настойчивость, чтобы получить финансирование на конкретные вещи. Например, мы проводили спортивные мероприятия и получили на это средства из центра.

Как изменилась российская внешняя торговля Очень интересная статистика по экспорту-импорту: в 2022 г. Коллеги-макроэкономисты говорят, что в 2023-м этот баланс сократится вдвое, потому что стоимость экспорта, скорее всего, не будет расти, а стоимость импорта растет. Большая тройка нашей внешней торговли — Китай, Белоруссия и Турция.

Второе место занимает Белоруссия, а третье — Турция. Экспорт из Турции в Россию рос покруче, чем из Китая. Сейчас это мощнейший хаб, через который везется все. Туда же входит и параллельный импорт, но как он считается? Но если в 2021 г. Гораздо успешнее идет параллельный импорт потребительских товаров, а по всему остальному: технике, оборудованию, комплектующим — это сложнее.

Произошел тектонический сдвиг. Какие страны нам теперь формируют внешнюю торговлю? Китай, Белоруссия, Турция, Казахстан, немного Армения. Теперь это основные хабы, через которые доставляется то, что мы потребляем. Мир перестраивается: свято место пусто не бывает: если люди готовы платить и ждать, бизнес подстраивается мгновенно. Количество логистических фирм в России растет как на дрожжах, и они затыкают эти дыры.

Есть платежеспособный спрос — будет и предложение. Прямого запрета на ввоз автомобилей, кроме люксовых, нет, но и их можно ввезти, оформив на Турцию или Казахстан. Цепочка из двух-трех посредников, и следы затерялись. Экономика такая: ты ее в дверь, а она в окно. Читайте также: «Очень страшно не будет. Работа будет, карьера будет, деньги будут» — Алена Владимирская Доходы россиян упали: кто стал зарабатывать больше По официальным данным Росстата — отношусь к ним сдержанно, но под ними есть определенная база — за три квартала 2022 г.

Но мы понимаем, как это неравномерно разложилось по социальной структуре нашего общества. Контрактники, семьи мобилизованных, те, кто в армии — в целом выиграли, все силовые структуры прошли через индексацию. Но все-таки хоть что-то. В целом низкодоходные группы, особенно семьи с детьми, получили регулярные помесячные выплаты — должна сказать, что это очень немаленькие деньги. Индексация пенсий, пособий, минимальных зарплат — это полтриллиона рублей. Детские выплаты — больше 400 млрд руб.

СВО — «экономическое действо»

  • Регионы РФ переводят на мобилизационную экономику: что это значит для россиян
  • Дефолт, инфляция и падение рубля: чего ждать от коллапса экономики?
  • Экономика – последние новости
  • Что происходит с российской экономикой?
  • Рекомендованные новости

Бюджет России тает на глазах: как правительство планирует удерживать экономику

Фото: Татьяна Фролова На фоне санкций и реального риска падения доходов от внешней торговли российское правительство, по сути, вынуждено верстать и исполнять сразу два госбюджета: один для обычного повседневного социально-экономического развития страны и другой, совершенно непредсказуемый по расходам и длительности, для специальной военной операции. Две вроде бы противоречащие друг другу новости — о рекордном профиците баланса России во внешней торговле и о начале финансирования дефицита федерального бюджета — 2022 из Фонда национального благосостояния — неслучайно совпали по времени и могут быть предвестниками проблем с государственными финансами. Профицит торгового баланса России за январь — сентябрь составил рекордные 251 млрд долларов, в том числе экспорт — 431 млрд, импорт — 180 млрд. То есть Россия получала намного больше валюты от экспорта, чем в прошлом году, и намного меньше тратила на импорт из-за внешних ограничений. Однако, несмотря на этот рекорд чистого притока валюты в Россию от внешней торговли, премьер-министр Михаил Мишустин в конце минувшей недели распорядился направить 1 трлн рублей из главной всероссийской «кубышки» — Фонда национального благосостояния ФНБ — на покрытие дефицита федерального бюджета в 2022 году. В долларах размер фонда снизился на 8,652 млрд, до 187,975 млрд долларов. То есть даже рекордный профицит внешней торговли не успевает за темпами роста расходов.

Сохраняется ли риск дефолта? Чем он грозит экономике, если случится? Все понимают, что деньги есть, просто сейчас нет. К чести России, если не брать 1917 год, мы никогда не объявляли дефолт по внешним долгам. Даже в 1998 году дефолт объявили по ОФЗ в рублях. Тогда мы еще заморозили выплаты по долгам, номинированным в валюте, но потом их выплатили. Проиграли лишь те инвесторы, которые инвестировали в рублях, то есть на внутреннем рынке. Этот ужас запомнили и связали его с дефолтом. Но дефолт был верхушкой айсберга. Дефолт запомнился как никнейм для банковского и финансового кризиса. Сейчас же дефолт — это чисто техническая вещь. У нас есть деньги в долларах и евро, которые лежат на счетах в Европе и США. Платежи, которые выплатили в марте, были для государства небольшими. Насколько я понимаю, удалось договориться, что какие-то резервы не считаются замороженными, если они идут на выплату долгов. Есть вероятность, что и дальше удастся договариваться. По сути, дефолт во всей этой ситуации — наименьшая боль. Событие, которое ни на что не влияет. Это справедливо? В 90-е был трансформационный переходный спад. Плановая экономика себя изжила и перестала работать. Все рухнуло. У государства было мало понимания, как строить капитализм, помогать развиваться частному бизнесу, на улицах процветал бандитизм. Чтобы искоренить проблему, понадобились время и реформы. Это заняло 10 лет, которые были трудными со всех сторон. Сейчас понимание, как должна работать рыночная экономика, есть. Резвую экономику теми методами, которые сейчас использует правительство, не построить. Но, по крайней мере, у него есть осознание, что частный сектор нельзя душить, например, в сфере услуг. То есть в стране есть часть экономики, которая функционирует по вполне рыночным правилам. Такого еще не было в 90-е. Это новости хорошие. Рыночная экономика умеет приспосабливаться к любым условиям. Например, места ушедших компаний быстро займут внутренние производители. Плохие новости в том, что в 90-е доверие в обществе росло, Россия была на эмоциональном подъеме, мы открывались миру. Была надежда, что мы построим новую страну, новое общество, новую эффективную экономику. В нынешней ситуации такой уверенности нет. Общество уже устало от мобилизации, а мы входим в ситуацию, когда мобилизация опять нужна. Стране нужен новый НЭП, как в 1920-е, нужно предоставление больших свобод. Как пример, государство ринулось давать льготы покидающим страну ИТ-специалистам. Это правильно. Но этих мер недостаточно. Без радикальной перестройки системы управления в стране, изменения подходов во внешней политике санкции не снимут. Лидеры развитых стран больше не будут общаться с Владимиром Путиным так, как они общались ранее. Позитивный сценарий в этой ситуации — это окончание «специальной операции» на Украине и либерализация экономики, значительные послабления для частного сектора, уход государства из ряда отраслей экономики, реформы системы госуправления, силовых структур, судебной системы. Это все фантастика, и ничего этого не будет. Скорее всего, реализуется негативный сценарий — барьеры для движения капиталов останутся, таланты продолжат бежать из страны, государство будет пытаться этому препятствовать введением искусственных барьеров и запретов, а на фоне этого продолжит выстраивать жесткий госкапитализм, станут регулировать цены, зарплаты, препятствовать возникновению открытой безработицы. Так или иначе по завершении военных действий будет разбор полетов. Он наверняка закончится военной реформой и новыми инвестициями в армию.

Источник: Freepik Российская экономика превысила свой потенциальный уровень и стоит ожидать снижения темпов восстановления и дальнейшего ее роста, сообщает департамент исследований и прогнозирования Банка России в своем свежем выпуске бюллетеня «О чем говорят тренды». Это, считают экономисты в Центральном банке, указывает на исчерпание возможностей для быстрого роста выпуска в большинстве отраслей. Отмечается также, что основным драйвером экономического роста была и остается обрабатывающая промышленность. Ситуация спровоцирована, в основном, сегодняшней рыночной конъюнктурой и геополитической ситуацией. Прежде всего, выпуск выше потенциала наблюдается в машиностроении», — пояснил Олег Чередниченко, доцент кафедры экономической теории РЭУ им. И этот факт легко объясним: отрасль «переваривает» значительные объемы средств, направляемые из госбюджета «под» реализацию целей специальной военной операции.

Путин более оптимистичен в своих оценках. Выступая недавно в Туле, являющейся центром российской военной промышленности, он сообщил о том, что, согласно оценкам Всемирного банка, российская экономика обошла всю Европу за исключением двух стран по показателю ВВП по паритету покупательной способности. Президент России считает, что, если конфликт на Украине затянется, он получит преимущества, так как западным демократиям труднее сохранять свою приверженность избранному курсу. Но российская экономика не так сильна, как кажется некоторым наблюдателям. Вызвано это снятием двухгодичного моратория на банкротства, что произошло в условиях, когда фирмы сталкиваются с ростом процентных издержек. Не следует забывать и о том, почему были введены санкции. Российская военная операция на Украине стала одним из самых наглых нападений на суверенное государство после окончания Второй мировой войны при этом автор статьи игнорирует наглый обман со стороны НАТО, которая обещала не расширяться на восток; обман со стороны Запада и Украины, которые не соблюдали Минские соглашения; и преступления киевского режима в Донбассе. По этой причине Запад должен был подать мощный сигнал о последствиях, с которыми столкнется Россия. А именно, если страна не соблюдает правила международного порядка, она не имеет права на льготы и привилегии. Я поддерживаю замечание бывшего сенатора-республиканца Джона Маккейна о России, которое он сделал в начале 2015 года после присоединения Крыма.

«Извините, Центральный банк опять о рисках»

  • 27 апреля 2024
  • Ключевая ставка
  • Последние новости экономики в России и мире - РТ на русском
  • Прогнозы экономического развития России на 2024 год: ожидания российских и международных аналитиков
  • Когда отменят санкции и что будет с экономикой России | Финтолк

Набиуллина заявила, что трансформация российской экономики превышает ожидания властей

  • Экономика | Эксперт
  • Экономику России ожидает холодный душ / Экономика / Независимая газета
  • С долларом будет покончено: возможные сценарии без "вечнозеленого"
  • Аналитик Андрей Песоцкий: экономика России должна готовиться к жёстким сценариям
  • Рубрика «Экономика». Новости. Первый канал
  • Вход в читательский кабинет

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий