Из художественных средств в сатирических произведениях искусства и литературы используется также гипербола, сарказм, аллегория, пародия, гротеск. Его перу принадлежит вольная обработка романа Рабле «Гаргантюа» — сатирическое произведение, содержащее всеобъемлющую критику социального строя и его недостатков.
Sorry, your request has been denied.
Сатира---высмеивает, вышучивает пороки, недостатки, упущения, едко и очень зло. Сатира---высмеивает, вышучивает пороки, недостатки, упущения, едко и очень зло. Определение ее как жанра можно лучше понять, обратившись к произведениям Персия, Горация и особенно Ювенала, в которых римская сатира дала самые высокие образцы. В итоге, сатирическое произведение имеет значительное значение в современном обществе, помогая осмысливать проблемы, отвергать властные структуры и обеиховывать насмешкой несправедливость, но имея в виду пределы разума и толерантности. сатира — сатира ж. 1. Произведение, осмеивающее какой-либо порок, недостаток (в литературе классицизма). Самым известным сатирическим произведением Бирса, вероятно, является "Словарь дьявола" (1906), в котором определения высмеивают косность, лицемерие и полученную мудрость.
История русского юмора: оружием сатиры
обличающее, бичующее осмеяние сатира художественное произведение, остро и беспощадно обличающее отрицательные явления действительности. 1. Обличительное литературное произведение, изображающее отрицательные явления действительности в смешном. уродливом виде (лит.). Сатиры Кантемира. небольшое сатирическое произведение назидательного характера, содержащее злободневную острую критику. От сатирических элементов этих, со стороны занесенных, произведений Веселовский пытался вести и народную сатиру. обличающее, бичующее осмеяние сатира художественное произведение, остро и беспощадно обличающее отрицательные явления действительности.
Sorry, your request has been denied.
Но зрители прекрасно понимали, что стёб идёт как раз над переживающими Великую депрессию США. И многие-премногие американцы на фильм обиделись, ибо так их родину не стебал ещё никто. Чего стоит только привлечение к власти сумасбродного авантюриста в обмен на погашение кредитов, назначение министром обороны иностранного шпиона или абсурдистски радостная песня «Мы идём воевать! В Штатах и по сей день подобные шутки позволительны исключительно над иностранцами, но никак не над собой. Телесериалы Sweet Tooth: мальчик с оленьими рогами — сериал, снятый по одноимённому комиксу. Действие происходит в постапокалиптическом мире, который поразила неизвестная болезнь, а за ней также последовало рождение гибридов детей полуживотных, полулюдей. Многие люди презрительно отнеслись к гибридам, считая их главным источником болезни, из-за чего на них начинают охотиться и ставить эксперименты. В сериале неоднократно высмеиваются пороки человека такие как меркантильность, жестокость, жадность и ксенофобия.
Последний министр — российская комедия, которая высмеивают российскую элиту и представителей власти. В мультфильме высмеивается лень, а также избалованность нынешнего поколения. В итоге зайцы остались с носом. Карикатура на план Маршалла! Является насмешкой над алчным капиталистическим обществом. Мультсериалы « Mr.
С началом Золотого XIX века русской литературы сатира выходит на новый уровень: теперь смех становится по-настоящему грозным орудием, нацеленным не исключительно в «изъяны» людей, но и в политическую сферу, императора и приспешников. Пьеса Н. Гоголя «Ревизор» получила «отражение» в сердцах у народа и очевидное негодование у императора и его приближенных. Писатели-сатирики XIX века оказались под «надзором» вышестоящих. Император понимая, что подобные пьесы — «камни в его огород » боялись. Сатирики бывали в ссылках, сидели в тюрьмах и столкнулись со сложностями в привычной литературной нише. Здесь писатель показывает своё время: маленький городок, в котором творится произвол, а власть — сборище мошенников.. Эпиграф — «На зеркало неча пенять, коли рожа крива» — обобщающий смысл «Ревизора». Захолустье — только лишь малая часть огромного бюрократического целого, словно капля в море. В комедии Гоголь сочетает реализм и смелую критику действительности. Смех помогает писателю обличить чинопочитание, взяточничество, произвол властей, невежество. В «Ревизоре» представлена целая «корпорация служебных воров», прекрасно живущих в уездном городе N, не зная ни беды, ни горя… Правдиво раскрыт и характер людей, нередко встречающийся в жизни повседневной, обычной и рутинной. Чиновничий мир — многолетняя бюрократическая система. Здесь ни у одного нет чувства гражданского долга, каждый занят только своими интересами.
На этом старшем этапе своего развития сатира пользуется уже готовыми литературными формами, всегда точно и обоснованно отбирая их из устоявшейся традиции. Выбирая средства для выражения сатирического замысла, демократические писатели имели перед собой полноценный образец в виде народной сатиры, также жанров о неоднородной. Сатирическая сказка и пословица, прибаутка и небылица сих своеобразным методом создания сатирических характеристик, обобщений нашли себе в литературе применение и в целом, и в отдельных своих элементах. В повестях о Шемякином суде, о куре и лисице, о крестьянском сыне, о Фоме и Ереме ведется рассказ приемами сатирической бытовой сказки, отчасти — сказки о животных. Но в «Азбуке о голом и небогатом человеке», «Службе кабаку», «Калязинской челобитной» сатирическая пословица и прибаутка являются лишь одним из элементов сатирического стиля. Народная небылица определила форму изложения таких жанрово различных произведений, как «Лечебник на иноземцев», «Роспись приданого» и «Сказание о роскошном житии и веселии». В народной сатире писатели XVII в. Стали пародироваться также литературные и документальные жанры. Выбор этих образцов, как и в фольклорной практике, всегда строго обоснован сатирическим замыслом. В XVII в. Коллективные и индивидуальные челобитные на царское имя или воеводам и другим властям, челобитные, подававшиеся земским соборам, пытались «законным» путем протестовать против «обид, насильств, продаж», против злоупотреблений и беззакония, против «московской волокиты» в судебных делах и т. Известны челобитные монахов, которые жаловались на свое монастырское начальство, разоряющее пьянством «монастырскую казну», доводящее до нищенства и «братию». На фоне этих челобитных с особой остротой выступает иронический замысел «Калязинской челобитной» — сетований пропойц-монахов на «лихого архимарита», который «почал монастырский чин разорять», т. Разнообразные способы пародирования и стилизации церковной и религиозно-учительной литературы употреблялись для разоблачения лицемерия, внешнего благочестия, распущенности духовенства; в «Службе кабаку» проведено смелое сопоставление «мученика за веру» с пьяницей, гибнущим от кабака. Даже мелочное стремление тянуться за богатыми, ни в чем не отставать от них, хотя бы средства и не позволяли этого, сказывавшееся в некоторых обычаях «меньшего» свадебного чина, было высмеяно в XVII в. Так мастерство сатириков XVII в. Умелому применению жанров деловой и церковной письменности способствовали профессиональные навыки той среды, из какой выдвигались создатели сатирических произведений, — мелкие приказные служащие, «плебейская» часть духовенства, примыкавшая к оппозиции посада и крестьянства. Необходимо сразу подчеркнуть, что в XVII в. Пародирование определенных образцов было, как мы видели, неразрывно связано с сатирическим замыслом, с темой общественного, а не узко литературного значения Как литературную пародию, может быть, следует рассматривать загадочную, условно названную издателем «Сказку о молодце, коне и сабло», сохранившуюся в отрывке в рукописи собр. Гиперболическое описание коня и оружия «доброго молодца», возможно, пародирует входившие в моду в XVII в. Это пародирование было лишь одним из средств, помогавших острее, ярче представить предмет обличения. И в этом отношении сатирическая литература XVII в. Выбор контрастирующего образца для пародирования сразу давал возможность заострить тему, нарушив привычные нормы применения данного жанра. В сопоставлении с теми реальными явлениями, для изображения которых служила в прямом своем назначении пародируемая форма, с теми задачами, какие она выполняла, обличаемое в сатире явление особенно резко обнаруживается в своих отрицательных сторонах. В этом легко убедиться на двух-трех примерах. Смелый замысел — заставить пьянствующих монахов направить самому архиепископу челобитную на строгого игумена, притом открыто назвать по имени лиц, действительно занимавших в годы написания пародии эти должности, — для читателя XVII в. Изложение истории «до нага» обобранного в кабаке пропойцы в форме церковной службы мученику, пострадавшему за веру, также нарушало все привычные ассоциации, связанные с этой литературной формой, сближало два резко противоположных образа, заостряя с помощью этого сближения сатирическое изображение и самого пьяницы, и «кабака шалного» — виновника его несчастий. Таким образом, пародирование определенных литературных и документальных форм в сатире XVII в. Преувеличение, гротеск служат той же цели. Обиженные «лихим» игуменом челобитчики в «Калязинской челобитной» стремятся доказать его вину тем, будто он монастырскую «казну не бережет», и в пояснение сообщают комически преувеличенные размеры убытков: звоном «ис колокол меди много вызвонили и железные языки перебили, три доски исколотили, шесть колокол разбили», на «уголье» для кадил сожгли «четыре овина», ладаном все «иконы закоптили», а монахам «оттого очи выело»; посты так строги, что «мыши с хлеба опухли, а мы с голоду мрем», и т. На гротескном нагромождении невероятных обстоятельств построена «Повесть о Шемякином суде»: чтобы разоблачить пристрастность судьи, автор сначала заставляет своего героя невольно совершить подряд целую цепь случайных преступлений, а затем комически отражает их в столь же невероятном судебном приговоре. Гротескно представлено «малоумие» «богатого мужика», принимающего вора за «ангела господня». Фантастическая ситуация лежит в основе сюжета «Повести о бражнике», который у «врат райских» ниспровергает церковные авторитеты, уличая в «грехах» апостолов, библейских царей, святых. На комическом преувеличении неудач в работе строится рассказ о Фоме и Ереме — сатира на неспособных к труду представителей господствующего класса; комически серьезная жалоба Осетра и Сома на обидевшего их маленького Ерша в «Судном деле Леща с Ершом» предстает как насмешка над «глупыми и неразсудными» богатыми и знатными людьми, и т. Так с помощью преувеличения, гротеска подчеркивается отрицательная характеристика темных сторон исторической действительности, заостряется сатирический смысл произведения. Выше отмечено, что теми же средствами пользуется и сатира трудового парода, отражающая его антикрепостнические настроения или борьбу с отрицательными явлениями в своем быту. Иронию, характерную черту сатирической стихии в народной поэзии, классики русской литературы расценивали как одну из форм протеста против несправедливостей жизни. Сатирическая литература XVII в. Старшая русская сатира в ее ведущих образцах никогда не снижается до простого вышучивания, поскольку, как мы видели, темой своей она берет не случайные мелкие факты, а явления широкого общественного значения. В применении того или иного оттенка иронии в сатире обнаруживается яснее всего мировоззрение автора, его отношение к изображаемым событиям; поэтому вопрос об иронии как одном из качеств сатирического стиля XVII в. Следует отметить, что в сатире XVII в. В сатирических произведениях XVII в. В ряде сатирических произведений авторская речь вообще отсутствует. Нет авторской речи и в таких произведениях, самая форма которых не оставляла места для нее, как «Лечебник на иноземцев», «Роспись о приданом», «Судное дело Ерша с Лещом». В сатирах, где рассказ ведется «по-сказочному», авторская речь по своей функции напоминает ремарки драматических произведений. Вначале автор сообщает кратко, в какой обстановке происходит действие: «Стоит древо высоко и прекрасно, а на том древо сидит кур велегласны, громкогласны, громко распевает, Христа прославляет, а християн от сна возбуждает. И под то древо, к тому седящему на древо к велегласному х куру пришла к нему ласковая лисица и стала ему говорить лестными словами, глядя на то высокое древо» «Повесть о куре и лисице» ; «Некий человек, пиющий рано велми в празники божия, за всяким ковшем господа бога своего прославляет. По неких днех реченаго дни прислал бог ангела своего по душу того человека; понесли душу того человека к божественным вратом, поставили того человека у врат; отиде прочь. Нача человек толкатися у врат. Прииде ко вратом Петр апостол» «Повесть о бражнике» ; «Бысть неки крестьянской сын у отца своего и матери. И отдан бысть родителми своими грамоте учитися, а не ленитися. Почал ево мастер болно бил, подымаючи на козел, за ево великое непослушание и за ленивство. И он, крестьянской сын, в то дело ся дал, а учения не возприял себе и учал себе размышлять» «Повесть о крестьянском сыне» , и т. В дальнейшем автор лишь связывает части диалога довольно однообразными «и рече», «и отвеща», добавляя иногда указание на эмоциональпый тон последующей реплики: «... В «Повести о крестьянском сыне» реплики вора предваряются кратким описанием его действий: «... Единственное произведение сатирической литературы XVII в. Обличение кабака и пьяниц от лица автора, а не только от лица «до нага» обобранных посетителей кабака обусловлено здесь самой формой, пародирующей церковные песнопения: лирические излияния молящегося и прославление им мученика в церковной службе превращаются в пародии в суровые обвинения и «злословие» кабака как со стороны пьющих в кабаке, так и самого автора. Однако, и не вмешиваясь прямо в рассказ, авторы сатир умели настроить читателя в тон своему отношению к изображаемым фактам, и делали они это с помощью всей интонации повествования через речевые характеристики героев. Нам всегда ясны авторские оценки, то, что Чернышевский называл «приговором» поэта или художнику над изображаемыми явлениями. Поэтому и нельзя относиться к старшей русской сатире лишь как к выявлению «особой стихии веселости» И. Домашний быт русских царей... Было бы исторической ошибкой искать уже в сатирических произведениях XVII в. Как и во всей допетровской литературе, в старшей сатире еще нет индивидуализированных героев. Они все в той или иной мере представляют собой только обобщения определенных типических черт данной общественной среды. Но если в положительном герое древнерусская литература показывала и «норму класса», т. В сатире XVII в. Первый герой — страдающий от гнета феодально-крепостнического строя; через его судьбу автор показывает отрицательные стороны этого строя и, обличая их, сочувствует обездоленному. Таков «голый», разоренный «богатыми мужиками», пьяница, «до нага» ограбленный целовальником и «шалным кабаком», ставленник, обобранный попом Савой, «крестьянин» Лещ, выгнанный «боярским сынчишкой» Ершом из Ростовского озера, бедняк, идущий на суд к Шемяке, бражник, которого не пускают во «врата божия». Другие герои сатир — непосредственные объекты сатирического обличения, насмешки. Это «богатые мужики», «бедняки», целовальник, «кабак», являющийся воплощением зла, судьи-взяточники, пьянствующие монахи, поп Сава, «воевода Осетр» и «окольничий Сом» и т. Отношение автора к герою иногда становится двойственным, противоречивым: он и глубоко жалеет пьяницу, доведенного до нищеты, а то и до тюрьмы «шалным кабаком», и в то же время осуждает его за потерю чувства собственного достоинства; он на стороне крестьянина Леща в его тяжбе с Ершом, но явно одобряет Ерша, когда тот издевается над воеводой и окольничьим, над судьями. Все герои сатиры показаны исключительно с точки зрения того явления, против которого сатира направлена. Все внимание сосредоточивается на этом осуждаемом явлении, а не на человеческом характере в целом. Безымянные герои сатирических произведений представляют собой художественные обобщения; не случайно поэтому они в своем огромном большинстве и называются по признаку этого, лежащего в основе авторского замысла, осуждаемого явления: «голый» — герой сатиры о разорении «богатыми мужиками» «младого» наследника; пьяница и все другие посетители кабака, названные только по профессии, — герои «кабацкого праздника»; «кростьянишка» Лещи «боярский сынчишка» Ерш — герои повествования о тяжбах в суде, «бедный» и «богатый брат» — повести о Шемякином суде, «иноземец» — «Лечебника», и т. Именами наделены дишь судья Шемяка, поп Сава приравненный этим именем к герою народных пословиц, в которых имя Сава взято как рифма к «слава»; эта рифма перенесена и в сатирическую повестушку о нем , ни к чему не пригодные Фома и Ерема. Герои сатир не имеют индивидуальных биографий, в описании их поведения, характеров, отношений с окружающими собраны типические черты данной общественной среды данного образа жизни. Однако следует в полной мере оценить то уменье, с каким авторы XVII в. Ничего особо примечательного авторы не сообщают о своих героях — и о тех, кому они сочувствуют, и о тех, кого осуждают. В сатире на первом плане представлена уродующая и самих людей, и их жизнь действительность феодально-крепостнического быта; в неразрывной связи героев с их бытовой обстановкой, с мелкими делишками, какими они заняты, вырисовываются и они сами как типы, которые читатель встречал на каждем шагу, и те явления жизни, суд над которыми произносит сатира. В том-то и заключается общественное значение этих первых опытов русской сатиры, что она умеет через изображение мелких, незначительных самих по себе фактов и поступков подвести читателя к большим и серьезным вопросам тогдашней жизни: порочной практике пристрастного суда, взяточничеству властей, распущенности «белого» и «черного» церковного сословий, бесправия неимущих, спаивания населения и т. В то время как в «большой» литературе прошлого, преимущественно исторической, герой-феодал, выразитель определенного общественного идеала, рисовался вне своего обычного бытового окружения, в обстоятельствах более или менее исключительных сражения, государственное строительство, дипломатическая деятельность и т. Поэтому в сатире гораздо больше, чем в других видах литературы, предметов этого быта, не случайно выхваченных из него, а подобранных так, что они помогают представить нам условия той конкретной, реальной жизни, в которой совершаются поступки, осуждаемые сатирой. Поэтому в лучших образцах сатиры мы действительно видим людей, уродующую их обстановку, зло, которое она приносит. Мы видим замоскворецкого «попа Саву», сутягу и ябедника, который «по приказам волочитца», вместо того чтобы служить в церкви, «по площади рыщет, ставленников ищет»; видим «ставленников», которые «капусту поливают», «баню топят» попу, вместо того чтобы учиться; слышим жену, которая пытается предостеречь беззаботного попа, вычитывает ему все «вины», грозит наказанием, выражая авторскую оценку его поведения; наконец, житво представляем наказанного попа — он сидит в «патриаршей хлебне» «на цепи», «сеет» муку и разливается в запоздалых сожалениях. С большим мастерством воспроизведены в «Службе кабаку» сцены кабацкого быта, на фоне которых показано постепенное нравственное падение пьющего, хотя в этих сценах немало и грубых натуралистических подробностей. Выразительные портреты калязинских челобитчиков проступают через их собственный рассказ о том, как они «до полуночи у пивного ведра» «утрудятся», «на утро встать» не могут, «где клобук с мантиею» не помнят, в церковь «к росходному началу» едва поспеют; как они просятся в слободу «благословение коровнице подать»; как жалуются, что от кадил им «очи выело, горло засадило», а от постов они «с голода мрут». В мечтах этих пьяниц о «добром архимарите», который «горазд лежа вино да пиво пить», о веселой жизни при нем раскрываются вполне реальные картины беспробудного монастырского пьянства, засвидетельствованного и в деловых донесениях московских надзирателей за монастырским бытом. Именно этот быт насытил литературные описания таким обилием «обиходных» слов — названий бытовых предметов, определений их качеств, положения бедняка и т. У «голенького», по каким бы причинам он не обнищал, — «земля пуста и травою поросла», «дом потешен, голодом изнавешан, робята пищать, ести хотят, а мы право божимся, что и сами не етчи ложимся»; его одолели «нагота и босота», одежда его — «балахонишко в полденьги», «лаптишки», «платье худое, и то чужое», «феризи рогоженные», «завязки мочалные», и т. Так сатира XVII в. Сатира распространила это изображение «стражущих тружающихся» и на различные слои трудового населения города-посада. И и этом отпошении сатира XVII в. Внутренний мир героев раскрывается в сатире в речевых характеристиках. Как уже отмечено выше, авторы сатир очень мало вмешиваются в рассказ. Не только мысли и настроения действующих лиц, но и самые события выясняются из собственных речей героев. Монолог или диалог своим содержанием и интонацией определяет и облик самого героя, и его отношение к окружающим, и авторскую оценку всего изображаемого. Забыв об обещанном прощении грехов, лисица уже не скрывает настоящих своих намерений: «А я теперь сама галадна, хочу я тебя скушать, чтоб мне с тебя здравой быть». Так автор наглядным образом представляет лицемерие, корыстолюбие духовенства. В монологе «голого» гневные интонации, когда он вспоминает о разорившем его «богатом мужике» и грозит тому «бедой», «дубиной», сменяются горько-ироническими размышлениями над своим безвыходным положением, и не случайно именно в этой части монолог полон народных пословиц о бедняке, грустно иронизирующем над своей судьбой. На частой смене интонаций, а соответственно и лексики, строится речь в «Службе кабаку», то вкладываемая в уста пьяницы, то ведущаяся от лица самого автора: гнев, презрение, сожаление, горькая ирония чередуются в этих речах, направленных к одной цели — осудить всеми средствами «шалной кабак», несущий народу «обнажение велие». Гротеск и преувеличение, проникающие в речи героев, лишь помогают острее выразить замысел, подчеркнуть самое характерное в нем. Вот почему калязинские монахи, в образе которых автор хотел осудить прежде всего распущенность нравов в монастырском быту, гротескно изображают именно строгую жизнь по монастырскому уставу, а описанию своей веселой пьяной жизни придают идиллическую окраску. Преувеличение есть в обоих картинах, но его тональность разная. Однако и за той и за другой картиной чувствуется ироническая оценка самого автора, который, осуждая нарушителей монастырского устава, не слишком, видимо, почтительно относился к нему и сам. Закономерно для времени возникновения старших русских сатир то, что, осуждая определенные явления общественной жизни, они еще не могут подсказать своим героям путей выхода из их тяжелого положения. Ни обнищавший через кабак пьяница, которого клянет голодающая семья, ни обездоленный богачами «голый», ни бедняк, идущий к судье Шемяке, не знают, чем помочь себе. Стихийные выступления трудового народа против феодально-крепостнического строя в XVII в. Поэтому понятно, что и в литературе осуждение отрицательпых сторон жизни не сопровождалось еще четким осознанием того, каким путем устранить эти отрицательные явления, в чем подлинные причины страданий угнетенных масс. В господствующей в стиле сатирических произведений общенародной языковой основе отчетливо выделяются отобранные с разными идейно-художественными целями, выполняющие разные функции слова, фразеологические сочетания и синтаксические конструкции — то официально-делового документального стиля, когда, например, воспроизводится внешняя форма судебного процесса «Судное дело Леща с Ершом», «Повесть о Шемякином суде» или челобитной «Калязинская челобитная» ; то стиля церковной службы или религиозно-дидактических жанров «Служба кабаку», «Повесть о куре и лисице», «Повесть о попе Саве», «Сказание о крестьянском сыне», «Повесть о бражнике» ; то эпистолярного стиля, в виде традиционных формул разного типа «посланий», закрепленных в «формулярниках», «письмовниках» «Послание дворительное» ; то учебно-дидактической «Азбука о голом» или естественнонаучной «Лечебник на иноземцев» формы изложения; то стиля закрепленных обычаем бытовых договорных «документов» «Роспись приданого». Выразительные средства общенародного языка широко входят в стиль сатирических произведений также в том виде, какой они приобрели к XVII в. Используя элементы той или иной системы словесного выражения, сатира XVII в. Фразеология челобитной, вложенная в уста пьянствующих монахов, подчеркивает комизм положения жалобщиков; в «Послании дворительном недругу» элементы эпистолярной фразеологии подчеркивают оценку адресата, противоположную той, какую давали «послания любительные другу» в «формулярниках» , и т.
Большой энциклопедический словарь сатира - орф. Способ проявления комического в искусстве, состоящий в уничтожающем осмеянии явлений, которые представляются автору порочными. Малый академический словарь сатира - Заимств. Сатира буквально - «блюдо после насыщения». Этимологический словарь Шанского сатира - Заимствование из французского, куда попало из латыни, где satira — "закуска, всякая всячина" от satur — "сытый". Этимологический словарь Крылова сатира - сущ. Произведение искусства остро и беспощадно обличающее отрицательные явления действительности. Толковый словарь Кузнецова сатира - Латинское — satira, satura. Французское — satire. Слово «сатира» получило широкое распространение в русском языке с 1729 г. В русских словарях слово отмечается с 1794... Морфемно-орфографический словарь сатира - Сатиры, ж. Обличительное литературное произведение, изображающее отрицательные явления действительности в смешном. Гневная сатира. Насмешка, обличение. Художественное произведение, остро и беспощадно обличающее отрицательные явления действительности. Обличающее, бичующее осмеяние. Толковый словарь Ожегова Сатира - Поэтическое обличение текущей действительности: таково наиболее полное определение той многообразной литературной формы, которую обиходная речь, а за нею иногда и теория, называют сатирой. В литературе классицизма - произведение обычно стихотворное , осмеивающее какой-л. Словарь галлицизмов русского языка сатира - Сочинение, осмеивающее слабости и пороки людские Ср. Ядовитая сатира... Фразеологический словарь Михельсона сатира - сатира ж. Произведение, осмеивающее какой-либо порок, недостаток в литературе классицизма. Произведение искусства, в котором резко, шаржированно изображаются, обличаются отрицательные явления действительности. Злая насмешка, резкое обличение. Толковый словарь Ефремовой Сатира - Ы, жен. Производные: Сатирка; Сатя Сата. Происхождение: Женск. Эстетика , отличающийся от других видов юмора, иронии резкостью обличения. Обличительное литературное произведение, изображающее отрицательные явления действительности в смешном, уродливом виде лит. Сатиры Кантемира. Шутливая сатира. Гневная сатира Ювенала. Бич сатиры. Сатирическое сочиненье. Сатирик такой писатель. Толковый словарь Даля В современном обществе юмор стал одним из способов борьбы с депрессией, грустью и разочарованием. Анекдоты и шутки могут спасти человека в неловкой ситуации, а иногда и привести к своей второй половинке. Однако следует отличать понятия «юморист» и «сатирик». Сатирик - это человек, который не просто шутит, а еще и высмеивает абсурдные вещи и события. Здесь же выплывает термин «сатира», который укрепился не только в политике и философии, но и в художественной литературе. Значение слова «сатирик» Юмор представляет собой веселые добродушные шутки и анекдоты, которые могут поднять настроение в компании друзей или коллег. Его нельзя путать с сатирой, которая стала сегодня отдельным жанром литературы, театра и песни. Сатирик - это художественных произведений. Это человек, который представляет данное направление в литературе, живописи, скульптуре и других направлениях искусства. Такие люди не всегда находят признание в массах, однако многие отечественные и зарубежные авторы стали известны именно благодаря своим комическим произведениям. В разговорной речи сатирик - это человек, которые описывает любое событие или действие со злой стороны. Он не упускает использование язвительной насмешки над каким-либо поступком или пороком своего товарища. Сатира - прогрессивный жанр литературы Любой сатирик - это разоблачитель нравственных и социальных пороков, которые высмеиваются в злой и осуждающей форме. Сатира представляет собой область литературы, театрального искусства, скульптуры и песни, которая использует эти качества для показа недостатков отдельных личностей политических деятелей, представителей другой религии или национальности, директоров предприятий, коллег по работе или друзей. Чтобы сатира не превратилась в нравоучительную проповедь, ее разбавляют элементами юмора и сарказма. Примеры сатиры На сцене артисты часто могут выступать со своими сатирическими представлениями или куплетами песни. Также к профессиональным сатирикам можно отнести пародистов, которые высмеивают недостатки людей с помощью жестов, мимики или язвительных фраз. В литературе примерами сатиры могут послужить произведения М. Твена, Дж.
Из истории жанра сатиры
Узнать, в каком языке зародилось слово «сатира», в каком году термин появился в мире и русском языке, что означает. Сатирическое произведение – это произведение небольшого объема, направленное на высмеивание, обличение общественных явлений и людских недостатков. Сатирические жанры журналистики отличаются от литературных достоверностью описания, адресностью фактов. В самом деле, достаточно припомнить и сравнить известные нам сатирические произведения, чтобы убедиться, что «свой» предмет у сатиры есть: это отрицательное в жизни, омертвевшее, косное; это людские пороки и недостатки; это существующее в мире зло. Его перу принадлежит вольная обработка романа Рабле «Гаргантюа» — сатирическое произведение, содержащее всеобъемлющую критику социального строя и его недостатков. Сатира была способом менять мир к лучшему и применялась в основном к тупорылым политикам, религиозным фанатикам и прочим классовым врагам рабочего класса.
У истоков русской сатиры
Что такое юмор? Понятие «юмор» имеет два значения: Чувство юмора — понимание комического, способность различать и демонстрировать смешную сторону какого-либо явления или события. Юмор, как разновидность комического в литературе, предполагает изображение героев в смешном виде. Это вид комичного, построенный в виде незлой шутки. Разница между юмором и сатирой заключается в мягкости и снисходительности критики. В юморе насмешка веселая, необидная. В ней отсутствует какая-либо злоба или ехидство. Под маской комического можно заметить серьезное отношение к объекту смеха. Юмор называют «изяществом ума, которое несет добро и отражает творческие способности интеллекта».
Примеры Самый простой пример сатиры, которую можно предложить детям — дразнилки. Они обидные, задевают за живое, несут цель высмеять тот или иной порок, и искоренить: «Плакса-вакса-гуталин, на носу горячий блин. На щеке помада, так тебе и надо! Так дразнят детей, которые могут долго обливаться слезами из-за пустяка. Жестокая дразнилка, высмеивающая полноту. По полу валяется, никто его не ест! Для жадин и ябед существуют похожие дразнилки. Жадность и ябедничество не любят в любом коллективе.
С примером юмора дети дошкольного и младшего школьного возраста могут познакомиться, посмотрев юмористический киножурнал «Ералаш».
Если говорить о средствах художественной выразительности, которые помогают сатирикам заострить оружие борьбы, то это гротеск, гипербола, литота, метонимия, синекдоха и другие способы создания контрастности. Чаще всего сатира используется для изобличения действующей власти, затрагивает какие-либо социальные проблемы или политические силы. Например, в эпоху Просвещения в Англии сатирические произведения позволяли высмеять борьбу политических партий тори и вигов. В XX веке в Европе этот жанр был направлен на шаржированное изображение Первой мировой войны, фашизма, Адольфа Гитлера. В первые годы существования Советского Союза — это сатира высмеивала буржуазию и диктаторский образ правления, а с наступлением периода «оттепели» стала изобличать недостатки правления Хрущева, Брежнева. Чем отличается сатира от юмора Сатира и юмор тесно связаны между собой, но имеют некоторые различия. Разница заключается, прежде всего, в степени оценивания этих комических жанров и реакции на них широкой публики. Юмор — это демонстрация насмешливо-добродушного отношения ко всевозможным нелепостям.
Он не имеет цели осудить пороки, но позволяет вызвать улыбку, принести удовольствие людям. Сатира же, напротив, высмеивает недостатки человека и общества. Ее можно назвать злым юмором, который не просто используется для достижения смехового эффекта, а несет в себе мораль и философию. Примеры сатиры в литературе Обычно сатира охватывает всё литературное произведение и лишь иногда отдельные его отрывки и сцены. Ярким образцом этого жанра вступает роман «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский», где Сервантес высмеивает отрешенного от жизни романтика, перепутавшего мечту с реальностью. Произведение «Приключения Гекльберри Финна» Марка Твена направлено на изобличение убеждений жителей довоенных регионов южной части Северной Америки, противоречивших моральным ценностям самого писателя. К числу первых сатирических произведений, направленных против политики, относится повесть «Скотный двор» Дж. Оруэлла, где автор описывает разговаривающих животных, задумавших управлять миром. Ярослав Гашек посмеялся над событиями Первой мировой войны в «Похождениях бравого солдата Швейка», продемонстрировав читателям недостатки немецкого милитаризма.
Если говорить об отдельных сатирических отрывках в произведениях, то хорошим примером выступают сцены во дворе гетмана во втором действии пьесы Булгакова «Дни Турбиных», где автор через героев показал свое отношение к правлению Скоропадского.
Другие известные римские сатирики — Луцилий и Персий. Первым, кто в Риме охарактеризовал сам жанр сатиры, был Квинтилиан , который использовал термин для того, чтобы описать сочинения Луцилия. Арабская сатира[ править править код ] В арабской поэзии жанр сатирической поэзии был известен как хижа. Сатира была введена в литературу прозы афро-арабским автором Аль-Джахизом в IX веке. Создавая сочинения о науках, которые мы назвали бы сегодня антропологией , социологией и психологией , он пользовался сатирическим подходом, «основанный на предпосылке, что хотя рассматривается серьёзный предмет, он может стать интереснее и таким образом достичь большего эффекта, если разбавить громаду серьёзности несколькими забавными историями или какими-нибудь остроумными или парадоксальными наблюдениями» [6]. Так, в одном из его трудов по зоологии встречается фраза: «Если бы длина пениса была поводом для гордости, то мул принадлежал бы к курайшитам » племя арабов, к которому принадлежал Мухаммед. Слова «комедия» и «сатира» стали синонимичными после того, как в средневековом исламском мире была переведена на арабский язык « Поэтика », которая далее разрабатывалась арабскими авторами и исламскими философами, такими как Абу Бишр, его учениками Аль-Фараби , Авиценной и Ибн-Рушдом.
Из-за культурных различий они отделяли комедию от греческого драматического представления и вместо этого отождествляли её с арабскими поэтическими темами и формами, такими как хижа сатирическая поэзия. Они рассматривали комедию только как «искусство осуждения» и не обращались к светлым радостным событиям либо конфликтным завязкам и счастливым развязкам, характерным для классической греческой комедии. После переводов на латынь в XII столетии термин «комедия», таким образом, получил новое значение в средневековой литературе. Его работы затрагивали политику, часто в похабной манере. Он написал «Этику аристократии» и известную басню «Мышь и кошка», которая была политической сатирой. Его несатирические серьёзные классические стихи также высоко ценятся в числе других произведений персидской литературы. Персидская конституционная революция совпала с появлением таких легендарных сатириков и литераторов, как Ирадж-Мирза , Али Акбар Деххода и Биби Хатун Астарабади. Большинство сатириков написало свои работы в форме поэзии.
Главным источником сатиры на сегодняшний день является пресса, сатирические журналы и анимационные программы. Этот жанр продолжает критиковать и обнаруживать недостатки в обществе, политике и культуре. Значение и влияние сатиры на общество Сатира, как литературный жанр, играет важную роль в обществе. Она позволяет авторам выражать свои мысли и критику по поводу различных аспектов жизни, в том числе политики, социальной сферы, межличностных отношений и других. Сатирические произведения часто используются для обращения внимания на проблемы и недостатки в обществе, а также для вызова общественной и политической активности. Важной особенностью сатиры является использование юмора и иронии для передачи своих мыслей и идей. Авторы сатирических произведений часто используют сарказм и пародию, чтобы вызвать смех и таким образом достигнуть своей цели. Сатира позволяет подчеркнуть некоторые аспекты поведения и деятельности людей, делая общество осознанным своих проблем и недостатков.
Сатира также способствует развитию критического мышления и активного обсуждения в обществе. Она вызывает реакцию у читателей и побуждает их задуматься над темами, выдвигаемыми авторами. Сатирические произведения стимулируют дискуссии и дебаты в обществе, что способствует лучшему пониманию различных точек зрения и развивает толерантность и открытость к иному мнению.
Что такое сатирические произведения в литературе, 7 класс
Вы мыслитель. Как ваша фамилия, мыслитель? Жан-Жак Руссо? Марк Аврелий? Ильф, Е. И сарказм, и ирония относятся к литературным тропам — средствам художественной выразительности языка. Но все же между этими приемами есть заметная разница: Ирония оставляет место для симпатии и сочувствия к осмеянному. В сарказме гораздо меньше веселья и игры, а больше злобы и возмущения. С помощью сарказма не столько смеются над недостатками, сколько обличают. Сарказм подразумевает особенно сильный контраст между явным и скрытым смыслом слов.
Ирония, с другой стороны, позволяет авторам сатиры играть на контрасте и двусмысленности, уходить от прямого высказывания и подводить аудиторию к смысловым открытиям и размышлениям. Ирония позволяет передать свою позицию, оставаясь в тени и не навязывая своих взглядов читателям или зрителям. Смешение гротеска и иронии в сатирических произведениях помогает усилить эффект критики, делает ее более заметной и запоминающейся. Авторы сатиры таким образом рисуют карикатуры на реальность и привлекают внимание к проблемам через смешное и иногда абсурдное изображение. Этот симбиоз гротеска и иронии позволяет сатирикам выделиться и оказать влияние на общество. Критика общественных явлений Сатира может быть эффективным инструментом для выражения критики и вызывания изменений. Она позволяет привлечь внимание к проблемам, которые могут быть игнорированы или замалчиваться в обществе. Критика общественных явлений может касаться различных аспектов жизни, таких как политика, религия, экономика, культура, нравы и мораль. В сатирических произведениях общественные явления часто выражаются через гротескные и саркастические ситуации и персонажей. Эти произведения часто содержат яркие и сильные символы, которые помогают подчеркнуть критику и произвести желаемый эффект.
В произведениях Н. Буало сохраняются черты личной сатиры, адресованной конкретным лицам. Также критикуется суетная жизнь в столице, поклонение ложным ценностям: богатству, славе, внешней красоте. В сатирических произведениях Кантемира, положивших начало русской истории жанра, высмеиваются щеголи, невежды и подражатели, порочащие свои семьи и весь народ. Сатирический роман возник в эпоху распада Римской империи. Его классический образец — «Сатирикон» Петрония. Можно назвать сатирическим великий роман Ф. Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль», а также книгу С. Бранта «Корабль дураков». В России жанр представлен романом М. Салтыкова-Щедрина «Господа Головлёвы». Басни также известны человеку с античности. Самые знаменитые баснописцы Эзоп, Лафонтен, Мольер, Крылов , безусловно, были сатириками. Эпиграмма — это малый сатирический жанр, который высмеивает отдельные черты характера или неблаговидные поступки. В русской лирике эпиграмму можно обнаружить в творчестве Жуковского, Пушкина, Языкова, Лермонтова, Баратынского, Батюшкова. В жанре памфлета работали, прежде всего, публицисты. Он прочно обосновался в журнальной литературе и стал любимой формой самовыражения в эпоху Просвещения.
История и жанры сатирической литературы Определение Сатирическое произведение — это литературный или художественный текст, который при помощи сатирических приемов исмеивает общественные недостатки, пороки и негативные явления в моделируемом мире. Цель Основной целью сатирического произведения является развлечение, вызывание смеха и сарказма, а также передача морального или социального послания. Сатирические произведения часто стремятся вызвать у читателя размышления и осознание социальных проблем. Характеристики Сатирические произведения часто характеризуются использованием искажений и преувеличений, гротеска и маскировки. Авторы сатирических текстов также часто используют иронию, сарказм, юмор и комические ситуации для достижения своих целей. Искажения и преувеличения: Сатира может представлять реальные людей и события в карикатурной форме, чтобы показать их недостатки и ошибки. Гротеск: Прием гротеска заключается в преувеличении некоторых аспектов, делая их экстремальными или комичными — это позволяет автору сатирического произведения вызвать у читателей смех и недоверие. Маскировка: Авторы сатирических текстов могут использовать вымышленные или аллегорические персонажи и события для передачи своих сообщений. Это позволяет им критиковать реальных людей и явления без прямой конфронтации.
Что такое сатира в литературе?
В XIX веке сатира зачастую вращалась вокруг политики. Жан-Ипполит Гийом, Александр Жерар и Мариус Жирард создали произведения, в которых смешали забавные и сатирические элементы с умной и глубокой критикой современного политического климата. В современном мире сатира остается популярным литературным жанром. Главным источником сатиры на сегодняшний день является пресса, сатирические журналы и анимационные программы. Этот жанр продолжает критиковать и обнаруживать недостатки в обществе, политике и культуре. Значение и влияние сатиры на общество Сатира, как литературный жанр, играет важную роль в обществе. Она позволяет авторам выражать свои мысли и критику по поводу различных аспектов жизни, в том числе политики, социальной сферы, межличностных отношений и других. Сатирические произведения часто используются для обращения внимания на проблемы и недостатки в обществе, а также для вызова общественной и политической активности. Важной особенностью сатиры является использование юмора и иронии для передачи своих мыслей и идей. Авторы сатирических произведений часто используют сарказм и пародию, чтобы вызвать смех и таким образом достигнуть своей цели. Сатира позволяет подчеркнуть некоторые аспекты поведения и деятельности людей, делая общество осознанным своих проблем и недостатков.
Сатирическая повесть — произведение, в котором изображаемые герои или события представляются через их осмеяние. Термин «сатирическая литература» применительно к повестям ХVII в. Что такое сатира и чем она отличается от юмора? Юмор — это не оценочная разновидность, которая не влечет за собой изобличения чего-либо. Сатира — это тонкая манера критики через призму комичности.
Цель последнего — выявить недостатки кого-либо или чего-либо. Кто такой писатель сатирик?
В России острый обличительный юмор зародился еще в Средние века, но тогда он еще блуждал среди народа в виде сказок и прибауток и передавался в устной форме. Авторы не называли себя, предпочитая анонимность, но в народе очень долго ходила и «Притча о бражнике», «Хождение Богородицы по мукам», «Сказание о Ерше Ершовиче» и другие.
Влияние этих рассказов было очень велико, ведь они показывали правду жизни и позволяли увидеть людям иную точку мировоззрения, отличную от церковной. Сумароков, А. Кантемир создавали произведения еще по образу и стилистике древнегреческих авторов. Истинно российская сатира начала свое восхождение с басен И.
Крылова и пьесы Д. Фонвизина «Недоросль». Последнее произведение буквально взорвало русское общество, до этого момента никто не пытался так остро высмеивать представителей дворянства. Популярность этого жанра становится необычайной, появляются десятки еженедельных журналов, на страницах которых печатаются памфлеты, басни, комедии, эпиграммы, раскрывающие ту или иную сторону реальности.
Сатирики XIX века С началом золотого века русской литературы сатира получает новое развитие. Смех становится по-настоящему грозным оружием, направленным уже не только на пороки отдельных людей или классов общества, а на государство и императора. Преобладает жанр фельетона, но и комедия получает особое звучание. Пьеса Н.
Гоголя «Ревизор» получила огромную популярность у народа и яростное негодование у властей. Писатели-сатирики XIX столетия вынуждены были постоянно находиться под пристальным присмотром руководства страны. Император и его министры чувствовали силу смеха и то, как доверяет авторам народ, потому боялись их, арестовывали, ссылали и чинили постоянные препятствия в литературной деятельности. И как показало время, это опасение не было беспочвенным, сатира и другие направления литературы несколько десятилетий формировали сознание русских людей, показывали им реальное положение дел и призывали к борьбе за другую жизнь.
А были и случаи, когда то, что на первый взгляд выглядит как сатира, по факту таковой не является. Тут примечательно «Двадцатое путешествие Ийона Тихого», из которого становится ясно, откуда пошли многие легенды и великие люди прошлого. Естественно, альтернативная история выдающихся личностей от Гомера до Эйнштейна выведена не для того, чтобы их выставить в дурном свете, а просто в интересах юмора. Единственный, над кем автор реально поиздевался — сам Ийон, нафантазировавший себе роль в абсолютно всей истории человечества, доисторической Земли, да и всей Солнечной системы тоже. Ну, и без самоиронии не обошлось, просто посмотрите, как Лем выставил в этом путешествии научных фантастов XX века, к которым сам же и относился. Впрочем, Муссолини тоже досталось. В фильмах Борат и Бруно он играл роль смешных иностранцев, чтобы через их образы высмеять Америку. Причём всё что он делал в фильмах — не постановка, а импровизация. Впрочем, немало людей считают, что Саша как сатирик не очень, и скорее его шутки не смешны.
Стэнли Кубрик люто ненавидел войну как таковую, и практически все его фильмы про боевые действия — антивоенные, где представители командного состава будут выведены в самых худших чертах в отличие от солдат, которые, скорее, просто орудие в их руках — впрочем, и их старина Стэнли зачастую не щадит. Французское офицерство в лице поехавшего военного социопата генерала Брулара и его непосредственного подчинённого Миро представляет собой трусливое и злобное начальство, неспособное видеть дальше собственного носа, да и более-менее положительный Дакс тоже весьма неоднозначен. Чего стоит только безумный генерал Потрошиллинг или сам герр доктор Стрейнджлав, который регулярно принимает президента за фюрера. Это «На тебе! Впрочем, самый яркий и запоминающийся символизм — в финальной сцене, где на фоне горящего города американские солдаты спускаются к реке с винтовками наперевес... Пародии на них там вкраплены в качестве шоу внутри шоу. Фрэнк Оз настолько ненавидел такие киноподелки называл их «раком Голливуда» , что вышло даже не смешно, а горько и мерзко. Тот же замысел — в очень камерных The Extendables от Брайана Томпсона. Но зрители прекрасно понимали, что стёб идёт как раз над переживающими Великую депрессию США.
И многие-премногие американцы на фильм обиделись, ибо так их родину не стебал ещё никто. Чего стоит только привлечение к власти сумасбродного авантюриста в обмен на погашение кредитов, назначение министром обороны иностранного шпиона или абсурдистски радостная песня «Мы идём воевать! В Штатах и по сей день подобные шутки позволительны исключительно над иностранцами, но никак не над собой. Телесериалы [ править ] Sweet Tooth: мальчик с оленьими рогами — сериал снятый по одноимённому комиксу, действие происходит в постапокалиптическом мире которую поразила неизвестная болезнь, а за ней также последовало рождение гибридов детей полуживотных, полулюдей , многие люди презрительно отнеслись к гибридам считая их главным источником болезни из-за чего на них начинают охотиться и ставить эксперименты. В сериале неоднократно высмеиваются пороки человека такие как меркантильность, жестокость, жадность и ксенофобия. Последний министр — российская комедия которая высмеивают российскую элиту и представителей власти Киножурнал «Фитиль» был создан для этого. Добрая половина выпусков и сейчас смотрится свежо. В мультфильме высмеивается лень, а также избалованность нынешнего поколения.
Что такое сатира в литературе?
Что такое сатирический рассказ? | К числу первых сатирических произведений, направленных против политики, относится повесть «Скотный двор» Дж. |
Что такое сатирическое произведение и как оно функционирует | Сатира характеризуется резко выраженной негативной оценкой пороков общественного значения подвергнутого осмеянию объекта. |
Смех сквозь слезы: что такое сатира в литературе и как она действует? | Самым известным сатирическим произведением Бирса, вероятно, является Словарь дьявола (1906), в котором определяют высмеивают ханжество, лицемерие и мудрость. |
«Сати́ра» — происхождение и значение слова | Сатирические романы – это произведения, в которых сатира используется для критики общества и его недостатков. |
Писатели-сатирики и их роль в обществе | От сатирических элементов этих, со стороны занесенных, произведений Веселовский пытался вести и народную сатиру. |
Из истории жанра сатиры
Сатирического эффекта добиваются с помощью разных выразительных средств: иронии , гротеска, сарказма, метафоры, гиперболы и так далее. Существует целый ряд литературных жанров, для которых сатира является основным признаком: басня, фельетон, эпиграмма, бурлеск, сатирический роман, пародия, комедия этот драматический жанр в наши дни существует не только на страницах книг и театральной сцене, но и в кино. В изобразительном искусстве сатирическими средствами пользуются при создании карикатур и жанровых сцен. Увлекались этим способом осмеяния и некоторые композиторы. А в 1965 году положил на музыку курьезные письма и заметки, присланные в советский сатирический журнал. Так родились «Пять романсов на слова из журнала «Крокодил».
Сатира присуща произведениям как фольклора, так и литературы, где может охватывать разные жанры — художественные лирические, прозаические, драматические и публицистические памфлет , фельетон. У истоков сатиры — древнейшие формы народно-праздничного смеха, первоначально имевшие ритуально-магическое значение. В античной литературе сатирическое начало наиболее отчётливо проявилось в жанрах мима и комедии, в жанре стихотворной и менипповой сатиры.
Традиции античной сатиры в сочетании с влиянием местного фольклора нашли продолжение в сатирической литературе Средневековья , отразившись в поэзии вагантов , в получивших широкое распространение жанрах фабльо , фацеции , фарса , соти , шванка , фастнахтшпиля его вершина — творчество Г. Яркий образец позднесредневековой сатиры — «Корабль дураков» С. Расцвет сатиры связан с эпохой Возрождения : «Корбаччо» Дж.
Аретино , романы Ф. Рабле , М. В литературе классицизма , наряду с обращением к римскому стихотворному жанру сатиры , сатирическое начало находит воплощение в комедиях Мольера , в романах Ш.
Сореля и П. Сатира эпохи Просвещения представлена прежде всего творчеством Д. Дефо , Дж.
Литературный приём отрицания через смех, применимый в рамках любого рода и жанра литературы. Первое и второе определение понять просто, а о третьем необходимо сказать следующее: если сравнивать художественное произведение с кулинарным шедевром, то: сатира может подаваться не только как основное блюдо, но и как приправа. К примеру, древнеримский автор Ювенал «подавал к столу» сатиру как основное блюдо — язвительные поэтические зарисовки о пороках современников. Когда же сатира подаётся в виде приправы в своём третьем значении , она может проникнуть и в лирическое , и в эпическое, и в драматическое произведение : например, в думу Рылеева, пьесу Островского или рассказ Чехова. История зарождения сатиры Литературоведы говорят, что природа сатиры исследована недостаточно. В школе принято рассуждать о том, кого высмеивает и кого защищает автор, как это связано с общественно-политической ситуацией и как отреагировало на сатирический выпад писателя правительство.
Без этого не проходит, к примеру, изучение комедии «Ревизор» и поэмы «Мёртвые души» Гоголя. Между тем, история сатиры очень интересна. Само слово происходит от латинского «satira» и связано с понятием «сатурналии». Так назывались ритуальные уличные празднества, которые были связаны со сменой времён года.
Некрасова "Размышления у парадного подъезда", "Современная ода " и др. Важным этапом в развитии русской сатиры начала 20 века стала деятельность журналов "Сатирикон" и "Новый сатирикон". В них публиковались крупнейшие писатели-сатирики эпохи: А.
Аверченко, Саша Черный А. Гликберг , Тэффи и др. Русская сатира первой половины 20 века представлена также в баснях-сатирах Д. Бедного, сатирах В. Маяковского, новеллах М. Зощенко, сатирических романах И. Ильфа и Е.
Петрова, драматических сказках Е. Шварца, очерках и фельетонах М. Кольцова, комедиях А.