В это время Федор Достоевский познакомился с Михаилом Петрашевским, сторонником утопического социализма, и начал посещать собрания его кружка. Федор Михайлович Достоевский – один из величайших литераторов в истории человечества, мыслитель, тонко и точно раскрывавший комплекс нравственных вопросов, противоречий и проблем человеческого бытия. Достоевский Федор Михайлович (1821-1881) – великий русский писатель, его творчество оказало огромное влияние на других писателей и общественную мысль. Детство Фёдора Михайловича Достоевского прошло в большой семье, которая принадлежала к дворянскому классу.
Достоевский, Федор Михайлович
Родился он 30 октября (11 ноября) 1821 года в первопрестольной, в семье Михаила Андреевича Достоевского и Марии Федоровны Нечаевой. Подписывайтесь на канал Лекторий Dостоевский:?sub_confirmation=111 ноября 1821 года родился Федор Мих. Вид северного флигеля Мариинской больницы для бедных в Москве, в котором располагалась квартира Достоевского, и где Ф. М. Достоевский провел первые годы своей жизни с 1823 по 1837 годы / Фото П. Фокина. Достоевский стал общепризнанным писателем после публикации романа «Преступление и наказание» в 1866 году. Достоевский Федор Михайлович (1821-1881) – великий русский писатель, его творчество оказало огромное влияние на других писателей и общественную мысль.
Интервью с правнуком Ф.М. Достоевского – Дмитрием Достоевским
Федор Михайлович Достоевский – один из величайших литераторов в истории человечества, мыслитель, тонко и точно раскрывавший комплекс нравственных вопросов, противоречий и проблем человеческого бытия. В 25 лет Достоевский опубликовал свой первый роман "Бедные люди", и на него обратили внимание. Гений Достоевского заключается в нескольких важных «открытиях», о которых нужно было не только рассказать читателям, но и заставить их пережить этот опыт. В это время Федор Достоевский познакомился с Михаилом Петрашевским, сторонником утопического социализма, и начал посещать собрания его кружка. Мать Достоевского, Мария Фёдоровна (из купеческого звания; урождённая Нечаева, 1800–1837), была натурой поэтической и религиозной.
Достоевский, Федор Михайлович
День Фёдора Михайловича Достоевского | Достоевский также пробовал себя на поприще переводчика, его перевод романа Бальзака «Евгения Гранде» был опубликован анонимно в 1844 году в журнале «Репертуар и пантеон». |
День Достоевского 2023 состоялся! | самые актуальные и последние новости сегодня. |
10 фактов из жизни Федора Достоевского | Издательство АСТ | Утром во всех петербургских газетах появилось сообщение о смерти Достоевского. |
Символ российской литературы. 200 лет со дня рождения Ф.М.Достоевского | Фёдор Михайлович Достоевский родился 30 октября (11 ноября) 1821 года в Москве в Мариинской больнице для бедных Московского воспитательного дома. |
11 ноября исполнилось 202 года со дня рождения Достоевского
Выступавшие говорили лишь об огромном таланте Достоевского, о том, что он своим творчеством внёс великий вклад в русскую культуру. Публика накрыла принесёнными венками гроб почти до верхней части могилы. Остальные венки разрывались на части, и присутствовавшие уносили листочки и цветки на память. Говорилось много стихотворений, посвящённых памяти Фёдора Михайловича. Некоторые из них, а также высказывания ораторов, процитированы на сохранившемся в архиве фотомонтаже. Навстречу нам попадались группы людей, которые после службы шли отдать последний долг писателю. Это поклонение памяти Достоевского продолжалось вплоть до 1 марта». Похороны в силу своей исключительности для России, жившей в разочаровании от половинчатых реформ Александра II, получили огромный общественный резонанс и энергично обсуждались в среде либеральной интеллигенции и студенчества. Скорбная, почти торжественная сторона проводов Достоевского, участие в них сановных лиц, внимательных людей не обманула, они справедливо увидели в событии провозвестника грядущих больших перемен в России. Похороны обратили на себя внимание и иностранных посольств в Петербурге. Посол Франции генерал Антуан Эжен Альфред Шанзи сообщал: «Русское общество находится под глубоким впечатлением от события, на первый взгляд, лишённого политического значения, но которое тем не менее беспокоит руководителей этой страны как свидетельство новых веяний в России… Значительное большинство участников этой молчаливой манифестации собрались, чтобы почтить память скорее бывшего политического каторжанина, нежели писателя».
Поведение министра внутренних дел графа Лорис-Меликова в этих обстоятельствах было, по мнению Шанзи, предельно разумным. Он не поддался давлению тех, кто настаивал на запрещении манифестации, так как понимал необходимость дать выход искренним чувствам части молодёжи, и не вывел на улицы полицию и солдат. Больше того, Лорис-Меликов постарался придать манифестации полуофициальный характер. Один непреложный вывод со всей очевидностью проистекает из последнего события, — подчеркнул Шанзи. Генерал-посол проиллюстрировал эту мысль сравнением проводов Достоевского с прошедшими похоронами видного царского сановника и дипломата, тайного советника барона Андрея Фёдоровича Будберга: «В тот же день и в тот же час высшие сановники империи отдавали последние почести барону Будбергу, бывшему послу в Париже. Уже в день погребения на углу против Александро-Невской лавры кто-то продавал по полтиннику маленькие пятикопеечные портреты писателя на визитном паспарту, ранее сделанные и распространявшиеся в Петербурге модной тогда фотографической фирмой «Везенберг и Ко». В Петербурге к началу 1880-х годов насчитывалось примерно три десятка фотографических заведений. Похоже, откликаясь на потребности общества, по примеру везенбергского фотоателье некоего Б. Ясевича на Васильевском острове, вскоре после прощания с писателем сделало фотомонтаж в формате «кабинет-портрет» — 135 х 220 мм, а заодно и увидело в том определённый коммерческий интерес в его распространении на память о событии. Такая наклеенная на картон фотография, как правило в рамке, ставилась на стол или каминную полку.
Внизу на паспарту стоял штамп с выходными данными ателье. Дело в том, что закон о печати от 6 апреля 1865 года требовал «объявить с подписками всем содержателям фотографических заведений, чтобы они, под опасением ответственности по закону, не выпускали бы из своих заведений произведений светописи без обозначения фирмы фотографии, и, во-вторых, чтобы снимки с картин и эстампов печатали не иначе как с цензурного дозволения». Наиболее ходовыми были два небольших формата паспарту — визитный и кабинетный. На их полях или на обороте указывалось происхождение снимка. Для надзора в каждом фотоателье ввели альбомы или прошнурованные книги, в которые вставлялись по одному экземпляру всех исполняемых работ. Мера эта, полагали авторы закона, «может оказаться полезною для полиции при разыскании некоторых подозрительных лиц». Можно предположить, что в архивной коллекции фотопортретов лиц, проходящих по делам полицейских учреждений, снимок появился отнюдь не случайно. Прощание с Достоевским, несмотря на известную благопристойность события, похожего на национальный траур, как бы обострило настроения в российском обществе. Как верно подметил в своей депеше французский посол, в траурной манифестации симпатий было больше к бывшему политкаторжанину, и свидетельствовало о новых веяниях в жизни страны, о «нравственном беспокойстве» молодого поколения. От цареубийства смерть Достоевского отделяла меньше месяца.
Социальная напряжённость в стране, растущее недовольство крестьян и рабочих, недружественное внешнее окружение государства заставили нового молодого царя опасаться закончить как отец и взять жёсткий курс на возвращение к абсолютной монархии, усиление русификации. По высочайшему манифесту от 29 апреля 1881 года самодержавный строй провозглашался в Российской империи незыблемым.
Похоже, откликаясь на потребности общества, по примеру везенбергского фотоателье некоего Б.
Ясевича на Васильевском острове, вскоре после прощания с писателем сделало фотомонтаж в формате «кабинет-портрет» — 135 х 220 мм, а заодно и увидело в том определённый коммерческий интерес в его распространении на память о событии. Такая наклеенная на картон фотография, как правило в рамке, ставилась на стол или каминную полку. Внизу на паспарту стоял штамп с выходными данными ателье.
Дело в том, что закон о печати от 6 апреля 1865 года требовал «объявить с подписками всем содержателям фотографических заведений, чтобы они, под опасением ответственности по закону, не выпускали бы из своих заведений произведений светописи без обозначения фирмы фотографии, и, во-вторых, чтобы снимки с картин и эстампов печатали не иначе как с цензурного дозволения». Наиболее ходовыми были два небольших формата паспарту — визитный и кабинетный. На их полях или на обороте указывалось происхождение снимка.
Для надзора в каждом фотоателье ввели альбомы или прошнурованные книги, в которые вставлялись по одному экземпляру всех исполняемых работ. Мера эта, полагали авторы закона, «может оказаться полезною для полиции при разыскании некоторых подозрительных лиц». Можно предположить, что в архивной коллекции фотопортретов лиц, проходящих по делам полицейских учреждений, снимок появился отнюдь не случайно.
Прощание с Достоевским, несмотря на известную благопристойность события, похожего на национальный траур, как бы обострило настроения в российском обществе. Как верно подметил в своей депеше французский посол, в траурной манифестации симпатий было больше к бывшему политкаторжанину, и свидетельствовало о новых веяниях в жизни страны, о «нравственном беспокойстве» молодого поколения. От цареубийства смерть Достоевского отделяла меньше месяца.
Социальная напряжённость в стране, растущее недовольство крестьян и рабочих, недружественное внешнее окружение государства заставили нового молодого царя опасаться закончить как отец и взять жёсткий курс на возвращение к абсолютной монархии, усиление русификации. По высочайшему манифесту от 29 апреля 1881 года самодержавный строй провозглашался в Российской империи незыблемым. По своему служебному долгу сотрудники политического сыска не видеть того не могли.
Они просто были обязаны собирать материалы, так или иначе несущие хотя бы тень оппозиционности или свидетельствующие о нелояльности каких-либо фигурантов, способных проявить себя враждебными самодержавию и государственному порядку. Нет сомнения, что многие молодые участники похорон писателя в последующие годы оказались членами разных политических партий, познали тюрьмы и ссылки, участвовали в социальных потрясениях России на рубеже столетий, пережили сомнения и разочарования, разошлись по противоположным сторонам идеологических баррикад. С другой стороны, совсем не исключено, что «кабинет-портрет» с фотографией, это памятный знак из личного архива почитателя писателя, — возможно, кого-нибудь из участников революционного движения, бывшего свидетелем похорон, ставших событием в жизни России.
При всём том надо видеть и вероятность того, что фотомонтаж пережил некую драматическую коллизию, поскольку был грубо разорван надвое, но всё-таки не был уничтожен. Что же было на самом деле, мы уже никогда не узнаем. Спустя два года, в 1883 году, на могиле великого русского писателя был установлен надгробный памятник, выполненный по проекту архитектора Хрисанфа Васильева и скульптора Николая Лаверецкого.
В эпитафии приведены слова, указанные в качестве эпиграфа к последнему крупному произведению Достоевского «Братья Карамазовы», сосредоточившего все его итоговые размышления о человеке и о мире. Надпись на камне сделана на церковнославянском языке. Слова Иисуса Христа из Евангелия от Иоанна глава 12, стих 24 в русском синодальном переводе звучат так: «Истинно, истинно говорю вам: если пшеничное зерно, пав в землю, не умрёт, то останется одно; а если умрёт, то принесёт много плода».
Святитель Тихон Задонский, оказавший огромное влияние на творчество Достоевского и в ком писатель видел выражение «реальной русской души», истолковывал библейское изречение как пример того, что «тела наши, хотя умирают и погребаются, однако Божией силой в своё время опять оживут и облекутся в одежду бессмертия. О чём апостол так проповедует: Сеется в тлении, восстаёт в нетлении; сеется в уничижении, восстаёт в славе; сеется в немощи, восстаёт в силе; сеется тело душевное, восстаёт тело духовное. И так стой, утверждайся в вере, чая воскресения мёртвых и жизни будущего века».
Его ещё при жизни называли русским пророком. Действительно, из всех знаменитых писателей Достоевский ближе всех подходил к пророческому облику. Но по-настоящему всемирная слава к Фёдору Михайловичу, назвавшему себя «дитём века, дитём неверия и сомнения», пришла уже после смерти.
Его преждевременный уход 9 февраля 1881 года стал символическим рубежом в оценке места русского писателя и мыслителя в мировой культуре. Текст: Вячеслав Тарбеев,.
Прозаик и драматург Дмитрий Мережковский писал, что романы Федора Михайловича очень похожи на античные трагедии, где главный герой борется либо с богами, либо с самим собой, либо с нависшим над ним Роком, который ни он, ни кто-либо другой изменить не в силах. Но в отличие от древних греков, герои Достоевского — люди с нашими, почти современными проблемами. Раскольников не просто убивает. Убивать — это нехорошо, это понимает каждый читатель, каждый зритель. Нищий, бедный Раскольников пытается доказать самому себе, что его жизнь имеет смысл. Разве это нам не знакомо? И так — почти в каждом тексте. Еще при жизни прозаика французский актер писал Достоевскому с просьбой разрешить поставить его тексты во Франции.
Разрешения он тогда не получил, зато после смерти его тексты стали появляться на сцене один за другим. Так, в 1878 году вышла комедия «Очаровательный сон» по повести Достоевского «Дядюшкин сон», в 1891 году будущий отец русского режиссерского театра Константин Станиславский ставит спектакль «Фома» по повести «Село Степанчиково и его обитатели». Вообще, как увидим далее, постановки текстов Достоевского станут поворотными, эпохальными в истории театра. Итак, 1910 год, Москва. Русский театр совершает коренной поворот в сторону психологизма, режиссерского взгляда даже пусть с точки зрения истинного литератора Немировича. Осип Бескин, известный русский и советский театральный критик отмечал, что надрыв Достоевского, его нутро и эмоции может передать в полной мере только мастерство актера. И он был прав. Зал был поражен, и тексты Достоевского обрели свое право на сценическое воплощение. Следующим поворотным спектаклем по Достоевскому стал «Идиот» в постановке Георгия Товстоногова. Во-первых, именно в нем заявил о себе как о большом артисте Иннокентий Смоктуновский.
У Володарского-то, конечно, всё по-другому. Я, кстати, этот сериал называю "Похождения господина Д. А наш сценарий так и лежит где-то под сукном. Между прочим, Анна Кумачёва сейчас живёт за границей, и там успешно снимаются фильмы по её сценариям", — добавил Дмитрий Андреевич.
Опубликовано возможное новое фото Пелевина, 20 лет не появляющегося на публике Два года назад во время посещения кладбища Достоевского его правнук обнаружил, что могила просела. Причём ему даже показалось, будто он видит крышку урны. Дмитрий Андреевич сразу же сообщил об этом в Музей городской скульптуры. Однако ему ответили, что причин для беспокойства нет: мол, торопиться некуда — скоро 200-летие со дня рождения Достоевского, всё сделают как надо.
Потомок писателя надеется, что всё действительно восстановили, ведь он не был на кладбище родственника с тех пор, потому что по состоянию здоровья редко теперь выходит из дома. Ранее Лайф сообщал, что автобус с портретом Достоевского запустят в Петербурге к 200-летию писателя. Это не первая подобная акция в Северной столице, ранее к юбилею Александра Невского там ходил особо оформленный трамвай.
«ВКонтакте» отпразднует юбилей Достоевского показом спектакля, квестом и разделом с видео
То есть он хотел сказать, пожалуйста, не веди себя так, как это делают все русские, как вы любите, вы любите все усложнять». Знакомый нам как петербургский автор, он сам родился в Москве в семье больничного лекаря. До 16 лет жил с семьей в этом небольшом флигеле Марииинской больницы. А потом и сам, невольно, начал врачевать умы и души. На Достоевском научные труды строят психологи и психиатры.
Самый цитируемый из русских классиков, Достоевский FM звучит на всех языках. Кэрол Аполлонио, профессор Дьюкского университета, председатель Североамериканского общества Достоевского: «Я влюблена в его тексты. Я раздражаюсь иногда. Зачем он так много писал в этом месте, зачем этот человек так долго говорит.
Я злюсь на него. Но разве это недостаток? Специалисты насчитали в романе классика минимум 50 придуманных слов, «достовизмов», как забытых, так и вполне «сейчашных». Станислав Чернышев, преподаватель русского языка как иностранного: «Слово "срамец" мне прекрасно легло к "шлепохвостнице", потому что они составляют отличную пару.
Слово "обшмыга" мы не используем часто, но мы все понимаем, что оно значит».
Существует как минимум три свидетельства о том, что Достоевский принял грех Свидригайлова и Ставрогина на себя. Один из случаев пересказал Дмитрий Григорович: автор «Преступления и наказания» и «Бесов» присутствовал на суде по делу об изнасиловании несовершеннолетней, а затем для чего-то отправился искать адрес девочки. Вторым свидетельством стало письмо бульварной писательницы Капиталины Назарьевой, где она пересказала признание Достоевского. Согласно этому тексту, известный литератор увлек за собой и девочку, и ее гувернантку. И третьим свидетелем стал Иван Тургенев. Ему Федор Михайлович тоже «признался», что взял на воспитание малышку, а впоследствии ее развратил. Сам Тургенев считал этот случай мистификацией: не было у его коллеги по перу никакой приемной дочери. Современные исследователи считают вымыслом и все остальные признания в педофилии.
Видимо, и тут Достоевский попытался пережить душевные терзания своих героев. Гораздо более похожа на правду история о смерти девятилетней девочки, с которой писатель дружил в детстве: «И вот какой-то мерзавец, в пьяном виде, изнасиловал эту девочку, и она умерла, истекая кровью. Всю жизнь это воспоминание меня преследует как самое ужасное преступление, как самый страшный грех, для которого прощения нет и быть не может». Читайте также: «Дописался до чертиков»: нечисть в романах Достоевского Еще при жизни был очень популярен, но сводил концы с концами Как мы уже говорили, популярность Достоевского после «Записок из Мертвого дома» била все рекорды. Однако денег ему это не принесло. Свою роль тут сыграло и пристрастие автора к рулетке в Баден-Бадене он проигрывал огромные деньги , и писательская ставка: за печатный лист Достоевскому платили 150 рублей, в то время как Льву Толстому — все 500. Однажды не повезло и с контрактом. Согласно драконовским условиям «Русского вестника», Федор Достоевский должен был за 26 дней написать и передать редакции новый роман.
Главный вопрос, на который предстоит ответить посетителю: действительно ли, как считал Достоевский, «лучше ошибка в милосердии, чем в казни»? Посетителям будет представлена история первого издания романа Фёдора Михайловича «Бесы»: будут показаны редкие книги, документы, рукописи, иллюстрации к роману известных художников.
Посетив мероприятие, можно будет познакомиться с миром героев произведения, погрузиться в трагический мир пророческого романа писателя. Мероприятие продлится до 25 декабря 2023 года. Мероприятия в Лектории Музея Достоевского: В программе Лектория Музея Достоевского - цикл лекций, посвященных разным аспектам жизни и творчества великого русского писателя. Слушая известных литературоведов, историков, краеведов и других ученых Петербурга, а также научных сотрудников музея, гости лектория смогут открыть для себя неизведанного классика, углубиться в тайны творческого метода писателя, увидеть его личность и окружение в необычном ракурсе, заглянуть на малоизвестные страницы биографии писателя и узнать о том, как Достоевский повлиял на дальнейшее развитие мировой культуры. Художник более известен благодаря своим скульптурам, среди которых образы Бетховена, Баха, Шостаковича, Мравинского, Комиссаржевской, Пушкина и, конечно, Достоевского. В фондах Музея Достоевского хранится 16 работ Гликмана, среди которых скульптурные и живописные образы писателя и его героев. С работ Гавриила в 1970-х годах началась коллекция живописи и скульптуры Музея Достоевского. Последние годы художник провел в Германии, где в Висбадене установлен выполненный им бюст классика. В первой части лекции исследователь Анна Климович расскажет о семье Гликманов.
Самое смешное, что раньше я думала: "Зачем нам нужны эти уроки литературы. Прочитала книгу и все. А нет же, мы дотошно каждый листик разбираем. Если он там сказал что-то - все, это знак! Ну что за брееед.
Биография Достоевского - кратко, самое главное и интересное (3 варианта)
Интересно, что поначалу Военно-судебная комиссия приговорила писателя к лишению всех прав состояния и «смертной казни расстрелянием». Но 19 ноября 1849 года смертный приговор был отменен по заключению генерал-аудиториата «ввиду несоответствия его вине осужденного». В конце ноября император Николай I утвердил данное решение. Однако самим петрашевцам об этом сказали только в день, назначенный для казни, 22 декабря 1849 года.
Сначала им на Семёновском плацу зачитали приговор о «смертной казни расстрелянием» с переломлением над головой шпаги, а затем уведомили о помиловании. Один из осужденных сошел с ума.
Ты подол старинушки возьми, перетряси! Люди волевые шли сквозь бури в рост. В их них именах — становая кость… Пахари и воины — это не отнять, И в моря ходили не за пядью пядь. И в морской пучине честь не утопили — Подвиги и ныне — кругосветок мили.
Каждому ль вот, отчество — на роду — судьбой… Век у человечества короткий, не простой. Были для отечества верные сыны — Сила вся купечества — для Руси тылы. Так державной стала некогда страна, Правды не коснёмся — сути всей и дна. Что-то и чернилось, подменялось злом… Свет нам открывался познанием — окном. Что подарить? Актуальными подарками в этот день станет книга с автором, а также различные сувениры, например кружка «Фёдор Достоевский» или футболка «Читанные дни».
Задание на день Прочитайте любимую книгу автора или просмотрите документальный фильм ниже. Интересные факты Достоевский имел дворянское происхождение, но он об этом так никогда и не узнал — этот факт обнаружился, когда составлять генеалогическое древо писателя начала его жена уже после его смерти. Юный Достоевский учился читать по религиозным книгам. Своим любимым литератором Фёдор Достоевский считал Пушкина.
Публикация анонимна, и об авторстве Достоевского биографы узнали из писем писателя брату Михаилу. Через два года Достоевский дебютировал как автор эпистолярного романа «Бедные люди». Удачное начало литературной карьеры было ознаменовано крылатым некрасовским восклицанием: «Новый Гоголь явился! Участие в антиправительственном кружке петрашевцев привело Достоевского к приговору к смертной казни. Над осуждённым уже переломили шпагу в знак потери дворянской чести. Внезапно был оглашён другой приговор: 4 года каторги и солдатская служба.
Избавленный от смерти, Достоевский восклицал: «Каждая минута могла быть веком счастья». Это событие повлекло за собой радикальный перелом писательского мировосприятия. А весь эмоциональный спектр, вся гамма чувств, испытанных перед ликом смерти, воплощены в знаменитом монологе князя Мышкина в романе «Идиот» 1869 год. Фёдор Михайлович Достоевский прожил 60 лет, создал 11 повестей и 8 романов. Последним романом писателя стали «Братья Карамазовы», самое мрачное произведение из библиографии Достоевского. А 9 февраля 1881 года писатель скончался из-за обострившейся болезни. Его похоронили в Санкт-Петербурге на Тихвинском кладбище. Траурная процессия растянулась больше чем на километр. В честь памятной даты в центре Калининграда писателю установили бронзовый памятник. Как годы в Казахстане изменили мнение Достоевского о степи Источник: ru.
В период его учебы крепостные крестьяне убивают отца Достоевского. Впоследствии он отказывается от наследственных прав на это имение. В 1843 году поступает на службу в корпус при Санкт-Петербургской инженерной команде. В этот период писатель переводит на русский язык Бальзака и пишет свой первый роман «Бедные люди», который сразу же обращает на себя внимание критиков и публики. В 1849 году Достоевского приговаривают к смертной казни по делу Петрашевского.
Однако казнь в последний момент была заменена каторгой. Эти впечатления легли в основу одного из монологов князя Мышкина, знаменитого романа «Идиот».
Достоевский, Федор Михайлович
В России и во всем мире отмечают 190-летие Федора Достоевского. В ноябре 2021 года исполнилось 200 лет со дня рождения великого русского писателя Федора Достоевского. Откуда черпал вдохновение Достоевский, книги которого до сих пор потрясают сознание читателей, ответит биография писателя, в которой немало интригующих поворотов. Отец — Михаил Андреевич Достоевский — происходил из рода шляхтичей Достоевских герба Радван.