Скорость X-59 достигнет 1488 км/ч, но благодаря дизайну не создаст хлопка, характерного для сверхзвуковых полетов. Экспериментальный сверхзвуковой реактивный самолет НАСА приближается к первому испытательному полету.
Ту-144: опережая звук и весь мир
Гиперзвуковой многоцелевой самолёт от Republic, используемый в том числе в качестве первой ступени для космических аппаратов. Переход на сверхзвуковую скорость – это скорость более 1200 км/ч. Например, европейский проект сверхзвукового/гиперзвукового (гиперзвуковыми называются самолеты, которые развивают скорость в районе 5 числа Маха) лайнера Zero Emission HyperSonic Transport (ZEHST) будет использовать два типа двигателей. Вчера появились данные о том, что отечественный сверхзвуковой пассажирский самолёт будет называться «Стриж», а сейчас приводим больше подробностей о нём. Обычно крейсерская скорость пассажирского самолета составляет примерно 925 км/ч. Грохот в небе, от которого задрожали стекла и взвыли автомобильные сигнализации в Ростове и Батайске, — это следствие пролета над городами военного самолета на сверхзвуковой скорости.
Когда мы будем летать на сверхзвуковых самолётах? Это в 2 раза быстрее обычного
«Ключевое преимущество сверхзвукового самолета заключается в скорости полета, что позволяет существенно сократить время в пути. Спустя 45 лет после прекращения эксплуатации Ту-144 на пассажирских авиалиниях, в России вновь на официальном уровне говорят о необходимости создания гражданского сверхзвукового самолета. Сверхзвук будет дорогим, ибо за скорость придется платить. Впоследствии при создании сверхзвуковых самолетов инженеры-проектировщики учитывали влияние воздушных потоков на конструкцию самолетов при достижении скорости звука. Новый гиперзвуковой самолет впервые испытан в полете и почти в пять раз превысил скорость звука.
Жители нескольких районов Подмосковья услышали звуки взрывов. Объясняем, что это было
Самолёт X-59 спроектирован для проверки дизайна, снижающего уровень шума в полёте. Почти треть 30,4-метрового фюзеляжа самолёта занимает нос. По этой причине кабина пилота находится почти в середине самолёта, что делает невозможным обзор по курсу. В этом направлении кабина даже не имеет остекления. Ориентироваться пилоту помогают внешние камеры высокого разрешения. Это серьёзно не дотягивает до крейсерских скоростей Ту-144 и «Конкордов», но всё равно более чем в два раза быстрее крейсерских скоростей современных авиалайнеров.
Число Маха, или число М, как его также называют — не самая очевидная вещь для понимания.
Одна из канонических трактовок звучит так: «отношение скорости течения в данной точке газового потока к местной скорости распространения звука в движущейся среде»… Впрочем, попробуем объяснить его понятными словами, «на пальцах». Запредельно упрощенно и весьма некорректно! Однако любой преподаватель газодинамики за такое объяснение отвесит вам полновесного «леща» учебником Абрамовича. Ибо число Маха — это не скорость в классическом понимании — в виде расстояния, пройденного за отрезок времени. Эта безразмерная единица, хотя и плотно привязана к скорости звука в воздухе, учитывает тот факт, что скорость звука — вовсе не постоянная величина! Большинство считает, что скорость звука в воздухе равна 340 метрам в секунду.
Но свойства-то воздуха могут быть разными. А значит, различна и скорость распространения звука в нем! В приземном слое она действительно равна тем самым 340 метрам в секунду, но, к примеру, на высотах около десяти километров, скорость из-за разреженности воздуха и низких температур — иная, и составляет уже около 300 метров в секунду. Разница около 13—14 процентов — это весьма немало и имеет существенное значение как для инженеров, проектирующих самолет, так и для пилотов, им управляющих.
Однако он является носителем тактических ядерных боеприпасов. Су-27 способен развивать максимальную скорость 2,35 Маха. Самолёт состоит на вооружении российской армии, а его модификации служат армиям стран СНГ, Индии и Китая. Базовый вариант J-11 собирается в Китае из российских комплектующих. Он был создан в 1980-х гг.
Сегодня он остаётся одним из самых быстрых истребителей в вооруженных силах. Самолёт способен развивать максимальную скорость в 2,5 Маха. Во время войны в Персидском заливе 1991 года американские F-15 заявили о 34 подтвержденных поражениях иракских ВВС. Есть у американцев ещё один уникальный самолет — разработанный компанией Lockheed Martin первый в мире стелс-истребитель вертикального взлета и посадки F-35B Lightning II. В настоящее время этот самолет является единственным в мире истребителем-невидимкой, способным взлетать и садиться вертикально. F-35B позволяет значительно расширить возможности ВМФ любой страны, так как благодаря ему появляется возможность использовать в качестве авианосцев универсальные десантные корабли или вертолетоносцы.
Я нахожусь в Москве, партнер находится в Бразилии, заключили договор, провели переговоры по видеосвязи.
Несколько десятилетий назад такого не было, поэтому «Конкорд» прежде всего был необходим для бизнесменов: например, надо слетать в Нью-Йорк, заключить договор. Билеты на «Конкорд», я сейчас не могу точную цифру сказать, но мне кажется, что полет Париж — Нью-Йорк на «Конкорде» был порядка 10 тысяч долларов. Полет Москва — Алма-Ата на Ту-144, по-моему, месяцев девять была эксплуатация, стоил примерно в два раза дороже, чем обычный билет. Разработка началась в 2019 году, сборка завершилась в 2021-м. Первый тестовый полет запланирован на конец весны или лето этого года. Это около 1,5 тысячи километров в час. Самолету предстоит совершить тестовые полеты над жилыми районами, чтобы специалисты могли оценить, как люди на земле реагируют на громкость звукового удара.
В США показали экспериментальный сверхзвуковой самолет X-59 QueSST
Уже 14 октября 1947 года на экспериментальном самолете Bell X-1 с ракетным двигателем XLR-11 была достигнута сверхзвуковая скорость в управляемом полете. Сверхзвуковой самолет НАСА X-59, способный преодолеть звуковой барьер "в тишине", скоро поднимется в небо. Сверхзвук будет дорогим, ибо за скорость придется платить. «Новый Конкорд»: сверхзвуковой самолет с максимальной скоростью 2700 км/ч уже готов к испытаниям 1. В январе 2018 г. президент России Владимир Путин предложил сделать гражданскую версию сверхзвукового самолёта на базе стратегического ракетоносца Ту-160. В итоге был разработан самолет, способный достигать скорости свыше 3000 км/час и вести бой на высоте около 20–25 км. Самолет был вооружен.
В США представили экспериментальный сверхзвуковой самолет X-59
Сегодня в 00:00 по московскому времени NASA и Lockheed Martin впервые показали экспериментальный сверхзвуковой самолёт проекта X-59. Александр Иошпа, кандидат географических наук и преподаватель климатологии, выпускник Воронежского высшего военного авиационного инженерного училища, рассказал нашим коллегам из «ДОН 24», что происходит при переходе самолета на сверхзвуковую скорость и почему. В NASA рассчитывают, что испытания нового самолета позволят в будущем отменить действующий в США и некоторых других странах запрет на полеты над сушей коммерческой сверхзвуковой авиации, введенный 50 лет назад. Самолет X-59, разработанный в рамках сотрудничества NASA с компанией Lockheed Martin, обещает стать прорывом в области сверхзвуковой авиации. Исследовательский самолёт NASA X-59 предназначен для демонстрации способности летать пассажирскому лайнеру на сверхзвуковой скорости (выше 1 Маха). Компания Boom провела первый испытательный полет аппарата XB-1, прототипа нового сверхзвукового пассажирского самолета.
Новый гиперзвуковой самолет впервые испытан в полете и почти в пять раз превысил скорость звука
А выпуск на тему «сверхзвук» грозил стать еще больше и уж неизвестно сколько бы времени мне пришлось бы его «творить» :-. Поэтому я решил попробовать сделать несколько статей. Этакую маленькую серию штуки три-четыре , в которой каждая составляющая будет посвящена одному-двум понятиям на тему сверхзвуковых скоростей. И мне будет проще, и читателям голову меньше буду забивать :- , и яндекс с гуглом будут более благосклонны что немаловажно, сами понимаете :-.
Ну а что из этого получится судить, конечно, Вам.. Само понятие «сверхзвук» в нашем языке тем более в превосходной степени мелькает гораздо чаще, чем термин «дозвук». С одной стороны это, вобщем-то, понятно.
Дозвуковые летательные аппараты давно стали в нашей жизни чем-то совсем обыденным. А сверхзвуковые самолеты, хоть и летают в воздушном пространстве вот уже 65 лет, но до сих пор представляются чем-то особенным, интересным и заслуживающим повышенного внимания. Говоря с другой стороны, это вполне справедливо.
Ведь полеты на сверхзвуке — это, можно сказать, отдельная, закрытая неким барьером область движения. Однако, у людей неискушенных вполне может возникнуть вопрос: «А чего, собственно, такого выдающегося в этом сверхзвуке? Дайте ему движок помощнее и все будет в порядке!
Скорость всегда была пределом мечтаний и первоначально эти устремления довольно успешно претворялись в жизнь. Уже в 1945 году летчик-испытатель фирмы Мессершмитт Л. Messerschmitt Me 262.
Однако, далее скорость расти не хотела. Даже при пологом пикировании. Более того проявились проблемы с управляемостью.
Хотя, казалось бы, на первый взгляд преград в достижении цели нет…. Однако, на самом деле все далеко не так просто. Ведь полет на сверхзвуке отличается от дозвукового не только величиной скорости и не столько ею.
Отличие здесь качественное. И ничего здесь, в принципе, неожиданного нет. Воздух — это газ.
А все газы, как известно, в отличие от жидкостей, сжимаемы. При сжатии меняются параметры газа, такие, например, как плотность, давление, температура. Из-за этого в сжатом газе уже по-другому могут протекать различные физические процессы, нежели в разреженном.
Чем быстрее летит самолет, тем больше он вместе со своими аэродинамическими поверхностями становится похожим на эдакий поршень, в определенном смысле сжимающий воздух перед собой. Утрированно, конечно, но в целом именно так :-. С ростом скорости аэродинамическая картина обтекания летательного аппарата меняется и чем быстрее, тем больше :-.
А на сверхзвуке она уже качественно другая. При этом на первый план выходят новые понятия аэродинамики, которые для малоскоростных самолетов зачастую просто не имеют никакого смысла. Для характеристики скорости полета теперь становится удобным и необходимым использование такого параметра, как число М число Маха, отношение скорости самолета относительно воздуха в данной точке к скорости звука в воздушном потоке в этой точке.
Появляется и становится ощутимым очень ощутимым! Становятся знаковыми такие явления, как волновой кризис с критическим числом М , сверхзвуковой барьер, скачки уплотнения и ударные волны. Кроме того ухудшаются управляемость и характеристики устойчивости самолета из-за смещения назад точки приложения аэродинамических сил.
При подходе к области околозвуковых скоростей самолет может испытывать сильную тряску это было более характерно для первых самолетов, штурмовавших тогда еще таинственный рубеж скорости звука , схожую по своим проявлениям с еще одним очень неприятным явлением, с которым пришлось столкнуться авиаторам в своем профессиональном развитии. Это явление называется флаттер тема для очередной статьи :-. Появляется такой неприятный момент, как разогрев воздуха в результате его резкого торможения перед самолетом так называемый кинетический нагрев , а также нагрев в результате вязкостного трения воздуха.
До таких температур разогревается обшивка самолета во время длительного сверхзвукового полета. Обо всех упомянутых выше понятиях и явлениях, а также причинах их возникновения мы обязательно поговорим в других статьях более подробно. Но сейчас итак, я думаю, вполне понятно, что сверхзвук — это уже нечто совсем другое, нежели полет на дозвуковой тем более малой скорости.
Для того, чтобы ужиться со всеми вновь возникающими эффектами и явлениями на больших скоростях и полностью соответствовать своему предназначению, летательный аппарат тоже должен качественно измениться. Теперь это должен быть сверхзвуковой самолет, то есть самолет, способный выполнять полет со скоростью, превышающей скорость звука на данном участке воздушного пространства. И для него недостаточно только лишь увеличения мощности двигателя хотя это тоже очень важная и обязательная деталь.
Такие самолеты обычно меняются и внешне. В их облике появляются острые углы и кромки, прямые линии, в отличие от «плавных» очертаний дозвуковых самолетов. Сверхзвуковые самолеты имеют стреловидное или треугольное в плане крыло.
Сверхзвуковой самолет с треугольным в плане крылом МИГ-21. Один из вариантов стреловидного — это крыло оживальной формы, имеющее повышенный коэффициент подъемной силы. У него имеется специальный наплыв около фюзеляжа, предназначенный для образования искусственных спиральных вихрей.
МИГ-21И с крылом оживальной формы. МИГ-21И - оживальное крыло. Оживальное крыло ТУ-144.
У супер транспорта возникала еще одна проблема — экологический шум. Гиперзвуковой воздушный транспорт На сегодняшний день продолжается модернизацию российской и американской авиации. Державы давно конкурируют в развитии гиперзвуковых технологий. Американцы пытаются сконструировать ракеты, оружие и прямоточный воздушный двигатель. У Российской Федерации уже в наличии ракетные гиперзвуковые комплексы «Кинжал». Самый ожидаемый и новый проект в области авиации РФ — это истребитель МиГ-41.
Ему предстоит стать новейшей технологией в авиационной промышленности. Ожидается что быстрота полета будет в 4 раза выше скорости звука. В России ведется разработка сверхзвукового пассажирского самолета нового поколения. На инновационной перспективной машиной работают инженеры и ученые. Проект реализовывается при поддержке Министерства науки и высшего образования РФ. Аэродинамические характеристики будущего летательного аппарата: Низкий уровень шума при взлете и посадке.
Незначительный звуковой удар во время крейсерского движения. Гиперзвуковой авиалайнер Boeing Модель многоразового гиперзвукового летательного аппарата представила компания «Боинг». Новый дизайн имеет плоский фюзеляж, короткие крылья и двойной хвост. Двигатели находятся внутри двух отдельных обтекателей, но еще неясно какие реактивные установки будет использовать компания для этой машины. Неизвестно, что именно побудило «Боинг» именно сейчас предоставить новую концепцию. Первая презентация компании под названием «Валькирия» состоялась в 2018 г.
Основное внимание компании уделяется разработке гиперзвуковых летательных аппаратов, способных выполнять задачи по нанесению ударов и разведке. Подведем итоги Сегодня сверхзвуковые пассажирские самолеты не эксплуатируются. Гонка авиаконструкторов различных держав стала источником надежд и разочарований. Скептики утверждают, что подобный вид летательных машин уже никогда не будет востребованным в гражданской авиации, потому что признан неэффективным и небезопасным. Изменилось время, поменялась скорость передачи информации. Электронные подписи, онлайн-конференции, скайп.
Использование таких самолётов позволяло не только уменьшить время перелёта на дальние расстояния, но и использовать незанятые воздушные линии на высотах около 20 км. Высоты 9-12 км, которые использовали другие пассажирские лайнеры, были сильно загруженными. Самолёты будущего были запоминающимися: узкий вытянутый корпус с заострённым носом, длинные крылья, снизу — еле заметные двигатели угловатой формы. Почему Ту-144 и «Конкорд» перестали летать Можно назвать три основные причины, по которым сверхзвуковые самолёты больше не используются в гражданской авиации. Самолёт взорвался во время демонстрационного полёта и упал на жилые районы городка Гуссенвиль. Расследование продолжалось больше года, но точную причину так и не смогли определить. Комиссия установила, что все системы лайнера были работоспособны.
Второй несчастный случай произошёл под Егорьевском в Московской области 23 мая 1978 года. Во время контрольного полёта на борту произошел пожар, и при посадке погибли 2 члена экипажа. Причиной стали недоработки топливной системы новых двигателей, а сам самолёт продемонстрировал хорошую управляемость и маневренность. Пилоты Ту-144 смогли посадить загоревшееся судно. После катастроф в Ле-Бурже и Подмосковье интерес государства к сверхзвуковым самолетам поугас. Коммерческих рейсов на них больше не было. Летом 2000 года произошла первая и единственная авария: у самолёта загорелся двигатель, и он рухнул на крышу отеля сразу после вылета из аэропорта Франции «Шарль Де Голль».
После той катастрофы пассажиропоток стал настолько маленьким, что последний гражданский рейс «Конкорд» совершил по маршруту Хитроу — Филтон 26 ноября 2003 года и также ушёл в историю.
Планер будет из металлокомпозита, аэродинамическая компоновка — с низким уровнем звукового удара. Пассажировместимость самолёта составит 20-25 человек. С максимальным количеством пассажиров он сможет пролететь до 11 тыс.