Автор книги о Ленине "Пантократор солнечных пылинок" Лев Данилкин подсчитал, что в 1904 году Крупская и Ленин вместе прошли по горам Швейцарии 400 километров за 2 месяца.
Ленин и крестьяне в Сибири — как всё было на самом деле — фоторепортаж
Автор книги о Ленине "Пантократор солнечных пылинок" Лев Данилкин подсчитал, что в 1904 году Крупская и Ленин вместе прошли по горам Швейцарии 400 километров за 2 месяца. Крупская и Ленин не только работали вместе, делали революцию, у них были свои взаимоотношения. Петербургский фонарь установят на горе Цюрихберг, на участке, где отдыхал Ленин. 4. До романа с Надеждой Константиновной Крупской Ленин увлекался ее подругой Аполлинарией Якубовой. А Крупская с Лениным заняли кухню, горницу и ещё одну комнату, в которой спали и работали. Крупская в своих воспоминаниях, насколько я знаю, нигде не описывала, как они с товарищами собирались, чтобы торжественно, за столом отметить день рождения Владимира Ильича.
Фото Ленина и Крупской в цвете показали их реальные лица
Поэтому когда Ильича отправили в ссылку в Шушенское в студёной Енисейской губернии, а Крупскую — в Башкирию с вполне мягким климатом, она немедленно подала прошение о переводе ее к мужу. Правда, там чуть было все не испортил местный полицмейстер. Тамошний «анискин» узнал, что пара ссыльных живет вместе не венчано, и поставил условие — или идете в церковь, или жить вместе не будете. Вот так глубоко убежденные атеисты Ленина и Крупская были вынуждены пройти обряд венчания. Очевидцы тех лет утверждают, что их брак на самом деле был настоящим. Как союз мужчины и женщины, а не только собрание революционеров. Единственное, что огорчало, Крупская не могла родить. Тюрьмы, ссылки, допросы… Надежда Константиновна сгубила свое здоровье ради революции и лишила себя счастья стать матерью. Позднее и без того не очень симпатичная, она перенесла так называемую базедову болезнь. Именно такой, с выпученными глазами и зобом, она и изображена на большинстве фотографий тех лет.
Но что еще хуже, пошли слухи о том, что Владимир Ильич крутит шашни с красивой коммунисткой Инессой Арманд. Они были знакомы, в общем-то, давно. Но роман возник лишь спустя много лет.
Вот как описал свои впечатления корреспондент американской газеты The Pittsburg Press Ричард Халибертон: «За столом в маленьком, но очень удобном кабинете сидит первая леди России. Это гражданка Крупская, вдова Ленина. Нет женщины, которая столько бы сделала, сколько она… Когда она улыбалась, усталое лицо её оживлялось, а когда она заговорила, можно было сбросить ей 40 лет. Ясность её мысли, сила характера сразу же захватили меня, как они захватывают каждого, кто сталкивается с этой чудесной пожилой леди. Теперь я понимаю, почему как оратор и как руководитель она представляла собой одну из самых мощных сил революции. Мне разрешили поговорить с миссис Ленин около часа к счастью, она говорит по-английски. Теперь она занимается образованием и эмансипацией женщин.
В этом уважаемая гражданка Крупская и её министерство совершили переворот». Он описывал то, что было на самом деле. Единственное, в чём Халибертон допустил неточность, так это в должности Крупской. Вообще-то министерство, а точнее, Наркомат просвещения в 1934 году она не возглавляла. Наркомпросом ещё в 1929 году стал Андрей Бубнов, сменивший на этом посту Анатолия Луначарского. Но если разобраться, то выйдет, что американец не так уж и ошибся. До 11 лет она училась в обычной женской гимназии, но тамошние наставники довели девочку до нервного срыва. И тогда родители перевели её в частную гимназию княгини Оболенской, где была совсем другая атмосфера: «Никто на нас не кричал, дети держали себя свободно, были дружны между собой, и я со многими подружилась.
Много позже Надежда Константиновна вспоминала: до брака Ленин пел ей романс Даргомыжского «Нас венчали не в церкви, не в венцах со свечами…. Как все меняет время! Сейчас чаще вспоминается популярный позднесоветский анекдот.
Преподавание каждого предмета насквозь «пропитывалось» общими задачамиатеистического коммунистического воспитания. Для этой цели Крупская предлагала преподавать в первую очередь естественнонаучные дисциплины, которые в силу исследовательского метода познания приводили к установлению взаимосвязей и закономерностей явлений. Так воспитывалось умение наблюдать, ничего не брать на веру и все проверять опытным путем. Крупская требовала, чтобы такой подход пронизывал всю жизнь ребенка. Даже знаменитые юные натуралисты изначально были частью плана правильно поставленной антирелигиозной пропаганды, и на юннатах Крупская особенно настаивала, как и на технических кружках. Участвуя в них, дети выходили за пределы свой школы, делясь опытом со сверстниками из других школ, и кружок превращался «в очаг пропаганды определенных методов естествознания». Гуманитарные предметы пострадали наиболее сильно. Исторические факты брали только для изучения современности. Литература стала иллюстрацией обществоведения. Крупская настаивала на преподавании обоих предметов на марксисткой основе. Правильное преподавание истории как этапов развития человечества и классовой борьбы даст понимание основ исторического материализма и взаимосвязей общественных процессов «вместо длинных анекдотов какого-нибудь Иловайского». Для правильного преподавания литературы она предлагала, во-первых, «вытащить из подполья» все прежде запрещенное — Радищева, Герцена, Чернышевского, Белинского, Добролюбова, Писарева и Льва Толстого, который может быть доступен читателю «только в результате установления социалистического строя». Во-вторых, пересмотреть отношение к классикам, многие из которых сами были дворянами, и подойти «к оценке произведений наших писателей с точки зрения масс», то есть провести новых подбор программных литературных произведений. Классиков нужно изучать, чтобы они способствовали пониманию текущего момента. Оттого фон преподавания литературы должен оставаться обществоведческим». Вот характерное наставление Крупской. Как надо проходить «Ссору Ивана Ивановича с Иваном Никифоровичем», чтобы ребенок понял слова Гоголя «оба — прекрасные люди» и «такие разные люди»? Тогда он поймет, какая коренная разница между жизнью тунеядствующего мелкого местного обывателя времен крепостного права и жизнью рабочего. После такой работы ученик совсем по-другому начнет смотреть на Ивана Ивановича и поймет, что между Иваном Ивановичем и Иваном Никифоровичем ничтожная разница, что это люди одного класса. После такой самостоятельной работы он по-новому подойдет к творчеству Гоголя». Естественно о России — даже в освещении Щедрина — нет ни слова. Так гуманитарное образование было фактически сведено к нулю. То же касается и искусства. Старое следует осмыслить по-марксистски, как продукт идеологического творчества данного класса в определенный исторический период, и преподать его в том виде, в каком оно подобает задачам современности. Вместо наполненных слезами глаз Марии Магдалины надо показать верещагинские картины, демонстрирующие неравенство на войне «выхоленного офицерья» и простого солдата. Детское изобразительное творчество само подчиняется насущным вопросам современности, например индустриализации. Крупская отмечала возрастание темы труда в детском рисунке. Если дореволюционные школьники рисовали цветочки и самоварчики, то «наши рисуют плуги и тракторы». Так мы подошли ко второму разделу школьной темы — организации учебно-воспитательной работы. За походом на православную религию неминуемо следовал поход на личность. Из коммунистической морали вытекал важнейший принцип построения советской школы — коллективизм, сколько бы его теоретики не твердили, что и задачи индивидуального воспитания ребенка имеют огромное значение. Да, но в пределах служения коллективу. Как уже говорилось, коммунистическая мораль была призвана переродить индивидуалистскую психологию, сообщаемую капиталистическим частным хозяйством, в коллективистскую психологию, вытекающую из потребностей коллективного труда. Социализм строит общественную жизнь на началах коллектива, и также «во образ» должна быть устроена школа. Крупской надо отдать должное. Иные советские педагоги и вовсе уверяли, что школа — это буржуазный метод воспитания, а истинно социалистический — народные детские дома. Не согласившись с таким мнением, Крупская стала внедрять в школу коллективизм — то есть воспитание людей, умеющих «подходить ко всякому вопросу с точки зрения целого», умеющих подчинять свою волю коллективу. Коллективизм распространялся на все сферы школьной жизни, от методов ведения занятий до введения школьного самоуправления. Построение учебного процесса в противовес старой школе становится коллективным. Если раньше школьный мир был разделен на два враждебных лагеря — учитель и ученики, где каждый всячески выгораживал товарища перед педагогом, то теперь эти миры объединялись. В старой школе каждый учился сам, сам делал уроки, отчитывался за пройденный материал, получал свои оценки, то есть отвечал сам за себя… Это воспитывало индивидуализм. В старой школе на первое и главное место была поставлена учеба, простое получение знаний, имеющее целью подготовить к поступлению в университет или просто дать хорошее среднее образование. В советской «школе жизни» вводился коллективный метод усвоения знаний и отчета по ним, чтобы приучить ребят работать вместе и помогать друг другу, кто в чем сильнее. Но Крупская не была бы Крупской, если бы все так было просто. Она учитывала наличие в школах детей «лишенцев» священников, жандармов, буржуазии и указывала на программу партии, обязывающей ко всеобщему обучению детей до 17 лет, и на поставленную советской школе задачу быть проводником «идейного, организационного, воспитательного влияния пролетариата на полупролетарские и непролетарские слои трудящихся масс», чтобы воспитать поколение строителей коммунизма. Таким образом, по мысли Крупской, школа должна воспитывать и детей «лишенцев», а это может сделать только такая школа, где все ребята связаны в один дружный товарищеский коллектив. Воспитывать из них надо строителей социализма. А это, уж, какое воспитание! Педагогическая мечта Крупской о единой трудовой школе включала в себя три тезиса: всестороннее изучение человеческого труда в прошлом и настоящем, построение процесса обучения на принципе политехнизма и организация детского коллективного производительного труда. Это было увязано не только с идеологией, но и с прямыми потребностями страны — электрификацией, индустриализацией, развитием сельской техники. Школа должна была готовить не только в вузы, но и на производства. Отсюда вытекает всесторонняя прямая связь школы с фабриками и заводами. Политехнизм есть система обучения, при которой подростки знакомятся в теории и на практике с главными отраслями производства, учатся понимать связь между отдельными отраслями, изучают технику во всех формах, от сельского хозяйства до промышленности, плюс учатся видеть применение полученных в школе знаний. В результате появляется представление о народном хозяйстве, а также личная заинтересованность в нем учащегося, и в коммунистической перспективе — стирание грани между физическим и умственным трудом. Важен и моральный момент: социализм, по словам Крупской, не терпит барчат и белоручек в республике труда. Отсюда логически вытекает следующий принцип советской школы — тесная связь обучения с детским трудом как условие всестороннего развития личности и воспитания коллективизма. Он имел целью приучить детей к коммунистическому труду — бесплатному, добровольному и производительному на общую пользу, как «потребность здорового организма». При этом Крупская запрещала использовать бытовой детский труд ради заводских нужд в отрыве от учебно-воспитательных целей. Труд осуществлялся в различных школьных мастерских или на пришкольных земельных участках, где выращивались овощи для завтраков, но главной была школьная кооперация, основанная на ленинском учении о социалистической кооперации. Практика тут же выявила опасный момент: не все ученики могли внести первоначальный пай, поскольку кому-то родители не дали денег, а ребенку взять негде.
Вторая половина первого. Была ли Крупская «довеском» к фигуре Ленина?
В Чулпанове Нурлатского района за поправки к Конституции РФ проголосовали Ленин и Крупская | Ленин стал наносить визиты к Крупским по воскресеньям, а Крупская угадала в нем лидера. |
Женщины, которых любил Ленин | В письмах к Надежде Крупской Владимир Ленин проявлял заботу о ее здоровье, делился последними новостями и рассказывал о знакомых. |
Женщины, которых любил Ленин
Почему у Ленина не было детей? Малоизвестные факты | Основной причиной смерти Ленина явился жесточайший атеросклероз, практически разрушивший сосуды головного мозга. |
53 необычных факта о Ленине: Все не знает даже историк | Ленин — был псевдоним сына издателя Сытина, а литературовед Ульянов был однофамильцем его старшего брата (неудавшегося цареубийцы). |
Жорес Трофимов: любовный треугольник «Ленин, Крупская, Арманд». Правда или вымысел?
Н.К. Крупская: революционер, просветитель, созидатель | Причина отсутствия детей у Ленина и Крупской связана с их здоровьем. |
Брак Ленина и Крупской: зачем вождь революции завёл любовницу | Причина отсутствия детей у Ленина и Крупской связана с их здоровьем. |
Что изъяли из квартиры Надежды Крупской при обыске после ее смерти
Школьная политика Крупской формировалась под влиянием марксизма, педагогического образования и идей Ленина. В 1887 году Крупская окончила частную гимназию, получив звание домашней учительницы, и ударилась в толстовство. Увлечение было недолгим — на смену всем заблуждениям навсегда пришел марксизм, который дал ей «величайшее счастье, какого только может желать человек: знание, куда надо идти, спокойную уверенность в конечном исходе дела, с которым связала свою жизнь. Путь не всегда был легок, но сомнения в том, что он правилен, никогда не было». Это отдаленно напоминало веру. Потом Крупская, всецело поддерживая Ленина, боролась с убеждением, что марксизм — это новая коммунистическая религия, хотя эти убеждения и подтвердила созданная ей система советского обучения. В 1889 году Крупская поступила на Высшие женские курсы в Петербурге, но, познакомившись там с марксистками, через год бросила учебу.
И поступила учительницей в вечерне-воскресную школу для рабочих не только ради преподавания, но и ради пропаганды, целенаправленно выбивая из слушателей религиозные убеждения и проповедуя марксизм. Кому же тогда его было проповедовать, как не рабочим? Там она серьезно усовершенствовала свой педагогический опыт: увидев, что рабочая масса насквозь пропитана «религиозными предрассудками», она стала оттачивать методы антирелигиозной пропаганды, внимательно изучая, что привлекает рабочих к вере, дабы знать, «с какой стороны подойти», и усилено разъясняла именно «классовую сущность» религии. Надо признать, что ей многое удалось. Из ее учеников никто не посещал уроки закона Божия, которые вел священник. Она даже уговорила рабочих ходить туда по очереди, в порядке повинности, чтобы не закрыли школу, да заодно и узнать «аргументацию попа», чтобы знать, как ей противостоять.
Рабочие, возвращаясь с этих уроков с улыбкой, рассказывали, как священник опровергает эволюционную теорию Дарвина: «Брось, говорит, курицу в воду, разве у нее вырастут перепонки? Другой ее ученик, прежде искавший у Бога защиты от капиталистов и узнав, что «Бога нет», решил, что «рабом человечьим быть легче», ибо с таким рабством возможна борьба, — и ударил ножом особо ненавистного, издевавшегося над рабочими мастера. Опытом преподавания в этой школе Крупская очень дорожила, потому что он позволил ей на практике исследовать религиозное сознание и уяснить его происхождение. Таким образом, ко времени встречи с Лениным, Крупская была человеком вполне сформировавшихся убеждений. Только близкая по духу женщина могла стать его женой, а сложно было отыскать женщину, более преданную делу революции, чем Крупская. Их знакомство с Лениным состоялось в феврале 1894 года в Петербурге на квартире инженера Классона.
Была масленица, и встречу петербургских марксистов в целях конспирации устроили под предлогом «блинов». Чувства оказались взаимными. Ленин стал наносить визиты к Крупским по воскресеньям, а Крупская угадала в нем лидера. Вместе с ним она создавала «Союз борьбы за освобождение рабочего класса», за что оба были арестованы. Из тюрьмы Ленин сделал ей предложение. Критику буржуазной «классовой» школы начал Ленин.
В самом начале XX века были разработаны три базисных постулата школьной реформы, которые после революции легли в основу советской школы: требование придать школе светский характер, сделать ее общедоступной бесплатной и трудовой — соединить процесс обучения с производительным трудом, что стало основой будущего политехнизма. Уже тогда преподавание религии в школе было под огнем сильнейшей критики, потому что религия воспитывала у подростков монархическое и национально-патриотическое сознание, которое называлось «проповедью великодержавного шовинизма», и мешала критически относиться к окружающей действительности, то есть серьезно препятствовала революционной пропаганде. Национально-патриотическое воспитание порицалось как чуждое «истинному классовому» и как присущее «буржуазной культуре попов и капиталистов», призванное растить их покорных прислужников, а не человеческую личность. В будущем о человеческой личности тоже будут выражаться в ином ключе, и старой школе, которую уже назовут «школой учебы», решительно противопоставят «школу жизни», но в ту пору Ленин призывал взять из нее все хорошее, что необходимо для коммунизма. Ленинские идеи были основой педагогического учения Крупской. В эмиграции она профессионально изучала педагогику и школьное дело в Европе с марксистской точки зрения.
В 1915 году появился ее первый капитальный труд «Народное образование и демократия», в котором она доказывала свою вожделенную идею «трудового метода обучения», то есть создания трудовой школы, где учащиеся могли бы приобретать трудовые навыки и применять полученные знания на практике. Существовавшая школа повергалась критике, помимо вышеизложенного, за ее изолированность, за одиночество детей, которые никому не интересны, за индивидуалистический характер воспитания и за оторванность от реальной жизни. Школа с «полноценным воспитанием» и принципиально новой задачей могла быть создана только при социализме. Дети имеют право на счастье Н. Крупская среди пионеров После Октябрьской революции большевики смогли приступить к воплощению своих педагогических идей. Перед советской школой, устроенной на марксистских основах, отныне ставилась глобальная задача воспитания нового человека, и школа должна была стать «орудием коммунистического перерождения общества в целях воспитания поколения, способного окончательно установить коммунизм».
Крупской с товарищами отчасти удалось сделать то, что совсем не удалось Екатерине Великой с ее просветительскими помыслами — взращивать в Воспитательном доме третье сословие свободных граждан. Школа превратилась в питомник по выращиванию «нового человека», которому предстоит завершить строительство коммунизма, поэтому ему следует овладеть всеми навыками от материалистического мировоззрения до трудовой специальности. Так антирелигиозная проповедь вышла на первый план, исходя из главной задачи воспитания, сформулированной Крупской: «Воспитывать — значит планомерно воздействовать на подрастающее поколение с целью получить определенный тип человека». Революция только что свершилась, и социализм только начинали строить. А «необходимой предпосылкой социализма является человек, способный осуществить социализм». Отсюда следовало, прежде всего, изменить его мировоззрение и воспитать в коммунистической морали, которая пришла на смену религии.
Обычно, рассуждая об антирелигиозном советском воспитании, забывают эту вторую важнейшую идеологическую составляющую. Согласно ленинскому учению, вечной морали не существует, а существует только классовая. И если буржуазная мораль гласит: «Либо ты работаешь на другого, либо он на тебя», то в основе коммунистической морали лежит борьба за разрушение старой жизни и за построение коммунизма. Оттого коммунистическая нравственность должна быть направлена «против эгоистов и мелких собственников», то есть против индивидуалистской психологии. Таким образом были заложены основы атеистической, следовательно тоталитарной, коллективистской и антинациональной системы советского воспитания. Перед ее творцами стояла грандиозная задача: уничтожив на корню старую школу с ее методами, выработать кардинально новые принципы обучения.
Таковыми стали воинствующий атеизм, внедрение в умы материалистического мировоззрения, коллективизм, политехнизм знакомство в теории и на практике с главными отраслями производства , детский труд, школьное самоуправление, физвоспитание, имеющее целью подготовить молодежь к трудовой деятельности и защите социалистического отечества. Эти памятные многим громкие абстракции изначально были полны конкретного содержания. Требовалось решить проблемы с учебниками, школьными программами и дисциплинами, с методикой их преподавания и с учителями. За время жизни Ленина и Крупской сущность текущего политического момента менялась неоднократно — гражданская война, военный коммунизм, электрификация, мирное строительство, НЭП, индустриализация, коллективизация и т. Оттого видоизменялись со временем и некие конкретные педагогические установки, но концепция образования оставалась неизменной: «школа должна не только обучать, она должна быть центром коммунистического воспитания». Генеральная стратегия образования определялась марксизмом и Лениным.
Крупская вкупе с Луначарским и другими коллегами только интерпретировала ее на практике со своими конкретными добавлениями. Ей выделили под контроль школу именно как основоположнику марксисткой педагогики. С первых дней революции Крупская работала в Наркомпросе, заведовала внешкольным отделом, являлась членом Государственной комиссии по просвещению, стала председателем Главного политико-просветительного комитета Главполитпросвета и затем председателем научно-методической педагогической секции Государственного ученого совета ГУСа , занимавшегося в числе прочего и разработкой новых школьных программ. Для ясности упомянем, что осенью 1918 года была одобрена система единой школы с двумя ступенями: I ступень — 5 лет начальная школа и II ступень — 4 года средняя школа. Вместе обе ступени составляли девятилетнюю среднюю общеобразовательную школу, что обеспечивало единство школьной реформы, которую можно условно разделить на два больших раздела: собственно преподавание и устройство школы как детского коммунистического коллектива.
Крупская писала : «Уютнее, веселее становилось, когда приходила Инесса». Та, в свою очередь, с любовью говорила о Крупской: «Я ее полюбила почти с первого знакомства. По отношению к товарищам в ней есть какая-то особая чарующая мягкость и нежность».
Надежда Крупская, жена Ленина. РИА Новости Лев Данилкин, автор недавней биографии Ленина, напоминает , что документальных свидетельств романа Ленина и Арманд если не считать воспоминаний современников не существует, но предполагает, что отношения между Лениным, Арманд и Крупской могли развиваться в соответствии с новой социалистической моралью, описанной Чернышевским в романе «Что делать? Именно поэтому, считает Данилкин, и Крупская, и Арманд смогли отложить ревность в сторону —они были единомышленницами, уважавшими друг друга. Печальный финал Отношения между Лениным и Арманд не продлились долго: в конечном итоге революционер предпочёл сохранить верность жене, с которой прожил много лет. В письме 1913 г. Инесса с мукой писала : «Расстались, расстались мы, дорогой, с тобой! Ленин с женой Надеждой Крупской, 1922 год.
Ульянов NB: Слушайся доктора: ешь и спи больше, тогда к зиме будешь вполне работоспособна. Пользуюсь поездкой Крестинского в Пермь, чтобы написать тебе. Авось догонит. Вчера получил телеграмму Молотова из Казани и ответил ему так, что ты должна была получить до отхода из Казани, назначенного, как мне сказали, в 3 часа ночи. От Молотова узнал, что приступ болезни сердца у тебя все же был. Значит, ты работаешь не в меру. Надо строже соблюдать правила и слушаться врача хорошенько. Иначе не будешь работоспособна к зиме! Не забывай этого! О делах в Народном комиссариате просвещения телеграфировал тебе уже.
Крупская не только свидетель, но и непосредственный участник событий, которые она описывает, и потому ее работы являются одним из самых достоверных источников сведений о жизни и деятельности В. Ее «Воспоминания о Ленине», выпущенные Политиздатом в 1908 и 1972 годах, дают яркую картину жизни и деятельности Владимира Ильича, показывают с необычайной простотой и правдивостью образ великого вождя и человека. В Политиздате уже трижды выходил сборник статей и выступлений Н. Крупской «О Ленине» в 1960, 1965 и 1971 годах. Его целью было ознакомление широкого круга читателей с избранными работами Н. Крупской, посвященными Владимиру Ильичу. Эти работы, дополняющие и расширяющие ее «Воспоминания о Ленине», пропагандируют идеи Ленина, раскрывают его роль как организатора и вождя Коммунистической партии и Советского государства. В сборниках содержались также биографические подробности, помогающие читателю ближе ознакомиться с обаятельным образом Владимира Ильича, его привычками, вкусами, думами и переживаниями. Все три издания были хорошо приняты читателями и прессой и быстро разошлись.
Надежда. Искры будущего
Крупская в своих воспоминаниях, насколько я знаю, нигде не описывала, как они с товарищами собирались, чтобы торжественно, за столом отметить день рождения Владимира Ильича. Когда Ленин заболел воспалением легких, за ним ухаживала Крупская, чем и добилась его расположения. Апполинария была хорошей подругой Надежды Крупской и через Апполинарию Ленин познакомился со своей будущей женой. 34. Свидетелями на венчании Ленина и Крупской стали крестьяне поселка Шушенское, где пара отбывала ссылку.
Ум против красоты: как Надежда Крупская отстояла Ленина у Инессы Арманд
Затем арестовывалась также в 1937, 1946 и 1951 годах и была освобождена только в 1954 году, будучи тяжело больной. Умерла в доме престарелых. В 1934 году арестован, исключён из партии и вскоре осуждён на десять лет тюрьмы по делу «Московского центра». В 1936 году приговорён к высшей мере наказания по делу Антисоветского объединенного троцкистско-зиновьевского центра. Сын Г. В 1934 году после убийства С.
Кирова арестован в рамках дел «Кировского потока» и осуждён на 2 года ссылки. В 1936 году за «контрреволюционную троцкистскую деятельность» приговорён к 5 годам лишения свободы. Наказание отбывал в Воркуте. Расстрелян в 1942 году в Саратове. В 1927 году за выступление против курса партии на коллективизацию исключается из членов ВКП б.
В 1930-м восстановлен в партии. В 1936 году вновь исключён из ВКП б и арестован. В качестве одного из главных обвиняемых проходил по делу «Параллельного антисоветского троцкистского центра». Приговорён к 10 годам тюрьмы и отправлен в Верхнеуральский политизолятор, где был убит 19 мая 1939 года по указанию Лаврентия Берии. В 1938 году арестован за «участие в контрреволюционной террористической организации».
Однако уже в конце сентября он вернулся в Петроград и подготовил вооруженный переворот — Октябрьскую революцию, которая произошла 25 октября по старому стилю 7 ноября по новому. Временное правительство пало. Власть перешла к Совету народных комиссаров во главе с Лениным. Они вскоре переехали в Москву и заняли Кремль. Первые годы советской власти В 1918 году началась Гражданская война. Почти сразу после образования Совета народных комиссаров большевиков пытались отстранить от власти с одной стороны — сторонники Временного правительства, а с другой — представители Всероссийского исполнительного комитета профсоюза железнодорожников Викжеля. Последние требовали под угрозой всеобщей забастовки на железных дорогах создания "однородного социалистического правительства" из представителей всех социалистических партий. В конечном счете Ленин и его соратники установили в России однопартийную диктатуру.
Созванное Учредительное собрание разогнали уже в январе 1918 года. По его предложению в декабре 1917-го была создана Всероссийская чрезвычайная комиссия ВЧК , в январе 1918-го он возглавил разработку декрета об организации Рабоче-крестьянской Красной армии. Одобрил произведенный в Екатеринбурге расстрел бывшего императора Николая II и его семьи. Новая государственная структура, вопреки заявлениям Ленина о полном разрыве с прошлым, постепенно приобретала черты традиционного государства, однако при этом уничтожались сложившиеся к 1917 году элементы гражданского общества и правовые основы государственности. Ленин характеризовал советское государство того периода как "ничем не ограниченную, никакими законами, никакими абсолютно правилами не стесненную, непосредственно на насилие опирающуюся власть". В марте 1918 года Ленин добился подписания сепаратного Брестского мира с Германией, Австро-Венгрией и Турцией, который сам же называл "похабным". Когда в ноябре 1918 года Германия проиграла войну, советские власти в одностороннем порядке разорвали договор. Введение военного коммунизма В мае 1918 года Ленин вел в стране продовольственную диктатуру — положил начало военному коммунизму.
Под запрет попала частная торговля, также было завершена национализация всей промышленности, которую начали еще при Временном правительстве. Красный террор 5 сентября 1918 года советское правительство утвердило декрет "О красном терроре" — он был объявлен большевиками против своих политических противников. Однако его жертвами стали не только политические оппоненты, но и нелояльные большевикам группы — от интеллигенции до казаков и духовенства. Одним из поводом для введения красного террора стало покушение на Ленина. Через несколько дней ее расстреляли без суда. В 1902 году, еще до формального разделения членов Российской социал-демократической рабочей партии РСДРП на большевиков и меньшевиков, Владимир Ульянов писал : "Нисколько не отрицая в принципе насилия и террора, мы требовали работы над подготовкой таких форм насилия, которые бы рассчитывали на непосредственное участие массы и обеспечивали бы это участие". Специалисты отмечают , что репрессиями занималось не только большевистское правительство, но и все стороны, участвовавшие в Гражданской войне — как националисты из отделившихся окраин империи, так и анархисты, сторонники белого движения, интервенты и другие. Однако ни у одной из этих сторон уничтожение людей по сословному, классовому, этническому признакам или даже по принципу образованности на страшнейший конвейер поставлено не было.
К 1921 году войны и политика военного коммунизма разрушили народное хозяйство России: страна страдала от дезорганизации, голода, эпидемий, безработицы и растущего недовольства рабочих, крестьян и солдат. Чтобы спасти ситуацию, но сохранить за своей партией полноту власти, Ленин отменил военный коммунизм и провозгласил так называемую новую экономическую политику НЭП. Продовольственная разверстка была заменена продовольственным налогом; было разрешено частное предпринимательство; денежная реформа возвратила полновесный рубль. Также развивалась кооперация, был разработан проект электрификации России. Болезнь В 1922 году здоровье Ленина пошатнулось. В ночь на 26 мая у него случился первый инсульт. Врач-невролог, профессор Василий Крамер навестит его только 28 мая. В этот же день начинается дневник, который до смерти Ленина, кроме Крамера, будут вести еще двое врачей — Виктор Осипов и Алексей Кожевников.
В первой записи говорится, что пациент не может говорить сложными фразами, не в состоянии назвать многие предметы. Он читает, но "не может усвоить смысл прочитанного", не может писать, а также считать — ни в уме, ни на бумаге. Врачи, как местные, так и приглашенные иностранные, приходят к выводу, что прежде всего нужно изолировать пациента от политической жизни. Летом 1922-го приступы паралича происходят у Ленина с периодичностью раз в несколько дней. Ленин переносит несколько временных параличей, но все еще работает — диктует почти каждый день. Это его последние публицистические и политические выступления. Рано утром 9 марта 1923 года Надежда Крупская снова вызвала врачей: Ленин заговаривается, бредит. Медики говорят о третьем инсульте.
Как бы то ни было, как пишет в своей книге «К суду истории. О Сталине и сталинизме» Рой Медведев, через сутки после внезапной кончины Надежды Константиновны на ее квартире и даче были снова проведены очередные обыски. Как утверждает Медведев, в результате этих обысков у уже покойной Крупской были изъяты архивы. Что содержалось в упомянутых архивах и что, вообще, искали у Крупской, Медведев не уточняет. Однако, по свидетельству гостей Надежды Константиновны, та во время празднования своего юбилея была решительно настроена, собираясь выступить на предстоявшем съезде партии с разоблачениями и осуждением репрессий. Кроме того, до сих пор историкам не дает покоя так называемое «Завещание Ленина» и сама смерть вождя. Существует версия, что Ильич был убит. Сам Ленин, по всей видимости, нечто подобное допускал. По крайней мере, в книге Н.
Валентинова «Малознакомый Ленин» приведен отрывок из записки Ульянова Каменеву, в которой вождь просит: «…если меня укокошат, я Вас прошу издать мою тетрадку «Маркс о государстве»». Впрочем, это не проливает свет на то, какие именно документы забрали из квартиры Крупской.
В будущем о человеческой личности тоже будут выражаться в ином ключе, и старой школе, которую уже назовут «школой учебы», решительно противопоставят «школу жизни», но в ту пору Ленин призывал взять из нее все хорошее, что необходимо для коммунизма. Ленинские идеи были основой педагогического учения Крупской.
В эмиграции она профессионально изучала педагогику и школьное дело в Европе с марксистской точки зрения. В 1915 году появился ее первый капитальный труд «Народное образование и демократия», в котором она доказывала свою вожделенную идею «трудового метода обучения», то есть создания трудовой школы, где учащиеся могли бы приобретать трудовые навыки и применять полученные знания на практике. Существовавшая школа повергалась критике, помимо вышеизложенного, за ее изолированность, за одиночество детей, которые никому не интересны, за индивидуалистический характер воспитания и за оторванность от реальной жизни. Школа с «полноценным воспитанием» и принципиально новой задачей могла быть создана только при социализме. Дети имеют право на счастье Н.
Крупская среди пионеров После Октябрьской революции большевики смогли приступить к воплощению своих педагогических идей. Перед советской школой, устроенной на марксистских основах, отныне ставилась глобальная задача воспитания нового человека, и школа должна была стать «орудием коммунистического перерождения общества в целях воспитания поколения, способного окончательно установить коммунизм». Крупской с товарищами отчасти удалось сделать то, что совсем не удалось Екатерине Великой с ее просветительскими помыслами — взращивать в Воспитательном доме третье сословие свободных граждан. Школа превратилась в питомник по выращиванию «нового человека», которому предстоит завершить строительство коммунизма, поэтому ему следует овладеть всеми навыками от материалистического мировоззрения до трудовой специальности. Так антирелигиозная проповедь вышла на первый план, исходя из главной задачи воспитания, сформулированной Крупской: «Воспитывать — значит планомерно воздействовать на подрастающее поколение с целью получить определенный тип человека».
Революция только что свершилась, и социализм только начинали строить. А «необходимой предпосылкой социализма является человек, способный осуществить социализм». Отсюда следовало, прежде всего, изменить его мировоззрение и воспитать в коммунистической морали, которая пришла на смену религии. Обычно, рассуждая об антирелигиозном советском воспитании, забывают эту вторую важнейшую идеологическую составляющую. Согласно ленинскому учению, вечной морали не существует, а существует только классовая.
И если буржуазная мораль гласит: «Либо ты работаешь на другого, либо он на тебя», то в основе коммунистической морали лежит борьба за разрушение старой жизни и за построение коммунизма. Оттого коммунистическая нравственность должна быть направлена «против эгоистов и мелких собственников», то есть против индивидуалистской психологии. Таким образом были заложены основы атеистической, следовательно тоталитарной, коллективистской и антинациональной системы советского воспитания. Перед ее творцами стояла грандиозная задача: уничтожив на корню старую школу с ее методами, выработать кардинально новые принципы обучения. Таковыми стали воинствующий атеизм, внедрение в умы материалистического мировоззрения, коллективизм, политехнизм знакомство в теории и на практике с главными отраслями производства , детский труд, школьное самоуправление, физвоспитание, имеющее целью подготовить молодежь к трудовой деятельности и защите социалистического отечества.
Эти памятные многим громкие абстракции изначально были полны конкретного содержания. Требовалось решить проблемы с учебниками, школьными программами и дисциплинами, с методикой их преподавания и с учителями. За время жизни Ленина и Крупской сущность текущего политического момента менялась неоднократно — гражданская война, военный коммунизм, электрификация, мирное строительство, НЭП, индустриализация, коллективизация и т. Оттого видоизменялись со временем и некие конкретные педагогические установки, но концепция образования оставалась неизменной: «школа должна не только обучать, она должна быть центром коммунистического воспитания». Генеральная стратегия образования определялась марксизмом и Лениным.
Крупская вкупе с Луначарским и другими коллегами только интерпретировала ее на практике со своими конкретными добавлениями. Ей выделили под контроль школу именно как основоположнику марксисткой педагогики. С первых дней революции Крупская работала в Наркомпросе, заведовала внешкольным отделом, являлась членом Государственной комиссии по просвещению, стала председателем Главного политико-просветительного комитета Главполитпросвета и затем председателем научно-методической педагогической секции Государственного ученого совета ГУСа , занимавшегося в числе прочего и разработкой новых школьных программ. Для ясности упомянем, что осенью 1918 года была одобрена система единой школы с двумя ступенями: I ступень — 5 лет начальная школа и II ступень — 4 года средняя школа. Вместе обе ступени составляли девятилетнюю среднюю общеобразовательную школу, что обеспечивало единство школьной реформы, которую можно условно разделить на два больших раздела: собственно преподавание и устройство школы как детского коммунистического коллектива.
Основополагающему педагогическому принципу — воинствующему атеизму — было подчинено все образование в силу идеологического характера советской школы. Даже попытки создания просто «безрелигиозной» школы были приняты Крупской и иже с нею в штыки. Крупская считала, что антирелигиозная пропаганда должна начинаться в дошкольном возрасте, когда эти вопросы только начинают интересовать детей, однако настаивала на крайней осторожности ее проведения среди учащихся, потому что иначе можно добиться противоположного результата — религиозности. Оттого методы расстрела икон в школах или насильственного снятия нательных крестов она строго порицала, так как после этого многие крестьяне забирали детей из советских школ, и учила обращаться с «орудием насмешки» правильно. Во-первых, полным изгнанием прежних учебников и хрестоматий, написанием новых детских книжек и учебников, созданием «правильных» библиотек и учебных программ.
Во-вторых, воспитанием материалистического мировоззрения за счет широкого преподавания эволюционной теории, естественнонаучных дисциплин и марксистского обществоведения и изучения всех предметов в диалектической связи: то есть исследование явлений в их причинно-следственной связи, уяснение их взаимозависимости и итоговое понимание закономерности. А там, где есть это понимание, там нет места религии». В-третьих — воспитанием в духе коммунистической морали и, следовательно, усиленным внедрением коллективизма, призванного развивать детские общественные инстинкты, учить детей понимать и творить окружающую жизнь. Тут явилась ее любимая идея, выношенная из личного опыта: не будет детского одиночества — не будет у подростка ипотребности в религии, а значит и антирелигиозная пропаганда со временем станет ненужной: «некого будет пропагандировать». По мысли Крупской, ведь и рабочий безбожнее крестьянина потому, что он член коллектива — «ему Бога не нужно».
Тогда как крестьянин пока еще мелкий единоличник, и его дети приходят в школу религиозными, но школа должна их перевоспитать. Разумеется, что от самого учителя требовались активные атеистические взгляды, но и старого квалифицированного преподавателя, «зараженного религией», Крупская призывала пока не отстранять от дел в силу острого дефицита учительских кадров. Пусть он оставит свои религиозные воззрения при себе и займется обучением ребят в той области, в которой он хороший специалист, например садоводству. К новому же учителю, подготовленному советской властью, предъявлялось категорическое требование — быть убежденным антирелигиозником, то есть лично не сомневаться в отсутствии Бога. Теперь о практике.
После революции вопросе о детской книжке стал больным. Старые учебники были противопоказаны для советского преподавания, хотя на первых порах их пытались как-то садаптировать к новым условиям, например, заменить некрасовскую фразу «по своей и Божьей воле» на «по своей мужичьей воле» и т. Однако такие фразы не были единичными, поскольку в старой школе, по словам Крупской, все было проникнуто религиозным духом, особенно литература и история. Например, книга для чтения весьма почитаемого ею К. Ушинского «Родное слово», предназначенная для детей в возрасте от 9 до 11 лет, была буквально испещрена напоминаниями о Боге, вроде: «Мама, мама!
В Божьем небе Божьи ангелы поют, ходят розовые зори, ночи звездные плывут», и иллюстрациями на тему сочельника, Рождества, Пасхи. Книжка по истории для детей старшего возраста содержала рассказы на тему «Крещение Руси», «Владимир-христианин», «Основание Киево-Печерской лавры». Классики тоже подавались в религиозном ключе — «Всенощная в деревне» Аксакова, «Песня бедняка» Жуковского. Отсюда вывод: все советские декреты сводятся на нет, если дети продолжают учиться по таким учебникам. Учебники отменили, новых пока не было, и детская книжка стала самым востребованным средством коммунистического воспитания.
Крупская всегда придавала колоссальное значение книге, которая может быть «организующая» или «дезорганизующая», может формировать мировоззрение, тем более у детей. Старая школа страдала разрывом книги с практикой жизни. Известен поход Крупской на сказки, большинство которых она отмела столь же категорически, как и старые учебники, отнюдь не настаивая на полной замене сказок былями, но призывая отделять форму от содержания.
Женщины, которых любил Ленин
Неудачливый адвокат Ульянов, решивший стать революционером, как известно, сначала по юношеской любви женился на Надежде Крупской. С миловидной Наденькой он встретился в 1893 году на нелегальной сходке подпольных революционеров. Потом они оба по очереди немного посидели в уютной царской тюрьме, а в ссылке — в селе Шушенское, в 1898-м — обвенчались. Жили в мире и любви. Она прекрасно танцевала и пела, знала несколько языков, сводила с ума поклонников. Любовь женатого Владимира Ульянова и Инессы началась в 1909 году.
Она к тому времени успела прожить девять лет в браке с купеческим сыном из богатой семьи Александром Армандом, родить ему двух девочек и двух мальчиков. И даже уйти от мужа к его 18-летнему брату Владимиру, от которого тоже родила сына и с которым ее объединяла не только любовь, но и общее дело — социал-демократия… Инессу влекла революция — как сексуальная, так и политическая. Сначала она стала суфражисткой — одним из идеологов движения женщин за равные права с мужчинами, членом Общества улучшения участи женщин, потом сошлась с социалистами в Швейцарии… Примерно в то время в дневнике Арманд появилась запись, самым роковым образом предопределившая ее будущие отношения с вождем русской революции: «После короткого колебания между эсерами и эсдеками, под влиянием книги Ильина «Развитие капитализма в России», становлюсь большевичкой». Ильин — это один из псевдонимов Ульянова-Ленина. Под влиянием нового любовника Инесса Арманд окончательно становится революционной экстремисткой.
В том числе и в вопросах брака и семьи. В 1912 году она даже издала брошюру «О женском вопросе», где основной мыслью было: свобода от брака! Понятно, что Надежда Крупская не разделяла эти призывы, находясь в законном браке с ее любовником. Однако, что не сделаешь ради великой цели — революции! Мы с женой гуляли по той дороге, по которой — помните — мы так чудесно гуляли однажды втроем.
Я все вспоминал и жалел, что Вас нет.
Однако, на самом деле Крупская далеко не в последнюю очередь была именно женой Ильича. Женой верной, готовой на жертвы ради любимого, и способной смести со своего пути любые преграды на пути к счастью. Примером тому является соперничество Крупской с Инессой Арманд, которую принято считать любовницей Ленина, покусившейся не только на постель вождя революции, но и на его сердце. Однако, битву за Ленина красавица Арманд проиграла. Ленин и Крупская были знакомы с 1893 года, но поначалу виделись лишь на общих тайных собраниях революционеров, и видели в друг друге исключительно единомышленников.
Поговаривают, что другими глазами Ленина взглянул на Крупскую после того, как она фактически выходила его, когда будущий вождь пролетариата подхватил острое воспаление легких. В итоге они стали мужем и женой, и в этом браке роли супругов были четко распределены. Ленин вел революционную борьбу, так сказать, на передовой. А Крупская надежно охраняла его тылы, делая всю черновую работу. Вела не только хозяйства, но и была незаменимой помощницей в его делах. Только Надежда Константиновна знала, насколько Владимир Ильич был малоприспособленным в бытовом плане.
Поэтому когда Ильича отправили в ссылку в Шушенское в студёной Енисейской губернии, а Крупскую — в Башкирию с вполне мягким климатом, она немедленно подала прошение о переводе ее к мужу. Правда, там чуть было все не испортил местный полицмейстер.
Он постоянно сражался не с монархистами, а с либералами так называемым «друзьями народа» и партийными товарищами «иудушкой» Троцким, «отзовистами», «махистами» и прочими неправильными людьми из его же партийной среды.
В моем представлении Ленин - жесточайший сектант, для которого лидерство важнее «истины». Это качество в Ленине и Горький заметил. Да и само выражение «партия нового типа» - чистой воды сектантское.
Я не прав? Лев Данилкин: Ленин был манипулятором и знал, как провоцировать дискуссии и дискредитировать оппонентов, навязывая им - в глазах публики - точку зрения, которой те, возможно, и не придерживались. Это его, ленинское, боевое искусство.
Но он не был одержимым личной властью и не считал, что у него есть монополия на истину. Его можно было переубедить, предложить экзотический союз, странную роль, поиронизировать над ним. Ленин был убежден, что абсолютная истина существует, но «правда» всегда конкретна, и действительно, как сумасшедший, каждый раз искал ее заново, много раз корректировал в зависимости от обстоятельств.
В последний приезд в Москву не говорил уже полгода, читал через пень-колоду единственное, что он забрал из квартиры, - трехтомник Гегеля. Доказательство того, что он не был чокнутым деспотом, очень простое: его не развратила абсолютная власть, он остался философом у власти, таким Сократом. Про сектантов есть другой любопытный аспект.
Мало кто помнит, что РСДРП очень активно взаимодействовала с сектантами, издавала газету для них, «Рассвет», ей занимался Бонч-Бруевич, специалист по сектантам. И после 1917 года Ленин очень пытался привлечь сектантов, потому что у них культура труда была выше. Александр Эткинд в книге «Хлыст» замечательно описал этот симбиоз.
Съездите в «Лесные поляны» рядом с Королевом, по Ярославке, интереснейшее место, памятник сотрудничеству большевистско-сектантскому, совхоз. Там еще сырки как раз глазированные придумали - отчасти тоже благодаря Ленину. Народный мессия У него были какие-то особые счеты с религией?
Всякая вера - «труположество», его слова. Более страшных слов о религии я не знаю. Лев Данилкин: Задним числом эти пометки на полях Гегеля - сугубо личные, мало ли что мы бормочем про себя.
Стали «продавать» как едва ли не революционные лозунги от Ленина: «Вся власть Советам» и «Всякий боженька есть труположество». Разумеется, он никогда не давал разрешения публиковать это - понимая, что это «оскорбление чувств верующих», в политическом смысле от этого ничего, кроме ущерба, не будет. Даже в проекте программы партии 1919 года был пункт про то, что таких оскорблений необходимо избегать.
Кстати, Ленин разрешал достраивать начатые до революции храмы, в разгар Гражданской войны подписал декрет, освобождавший от воинской повинности «по религиозным убеждениям». И в народе Ленин с его аскетизмом не воспринимался как антихрист, наоборот. Сначала как тот, кто очистит церковь от собственности, стяжательства, изгонит торгующих из храма.
После 1924 года споры о том, кто больше сделал для человечества - Христос или Ленин, - и аналогии Ленина с Моисеем станут в крестьянской среде обычной темой для разговоров. Ленин воспринимался как Спаситель, большевики - как кто-то вроде первых христиан, занимающихся, пусть неосознанно, строительством Нового Иерусалима. Ленин был прагматиком и атеистом, но хорошо знал Библию.
Для него религия - это побочный продукт, который вырабатывает общество в процессе исторического развития. В чужие дела - если религия была фактом частной жизни - не лез. Членам партии - да, запрещалось, потому что это был вопрос влияния: кому он будет подчиняться в экстремальной ситуации, попу или секретарю ячейки?
Реквизировать имущество у культовых учреждений стали только через пять лет после революции, в беспрецедентной ситуации, когда голод был страшный, до каннибализма. Был эпизод: Ленин должен был выступать на каком-то предприятии и углядел самодельный плакат: «Царству рабочих и крестьян не будет конца». Он его дико разозлил!
Будет, еще как будет! Коммунизм — это бесклассовое общество, а не вечная диктатура какого-то одного класса, даже пролетариата. Ленин с сомнением относился к обожествлению пролетариата - класс-мессия, который освободит мир от капитализма.
Освободит, да, но затем должен будет исчезнуть. Ленин практически не писал о том, как именно будет устроена жизнь при коммунизме, - потому что ненаучно прогнозировать. Смерть титана Кто в него все-таки стрелял?
Каплан, не Каплан? Почему ее так спешно казнили прямо в Кремле? И сожгли - б-рр!
Лев Данилкин: Есть много свидетелей, был следственный эксперимент - им, интересно, руководил Юровский, тот самый, который за полтора месяца до того занимался расстрелом семьи Романовых, а потом долго был директором Политехнического музея. Стреляла Каплан. Казнили ее потому, что тогда был критический момент, видных большевиков подкарауливали и расстреливали на улицах - и им пришлось ответить тем же, а одновременно шли бои с белочехами за Казань и Свияжск, немцы могли взять Петроград и на Москву пойти.
Большевики на ниточке висели, уже фабриковали документы поддельные на случай свержения, разрабатывали пароли, явки. Даже в Кремле опасно было. Хотели Ленина отправить в Тушино болеть, под видом отца какого-то рабочего, потом остановились на Горках, но тоже отвезли его туда конспиративно.
Некогда было с Каплан разбираться, чего ждать, ради чего судить? Вывозить тело, наверно, сложно, а где ее хоронить - в Кремле? Нравы были простые, на рыбалку с динамитом ходили.
Александровский сад был полузаброшен, там была свалка, его восстановили как культурный объект только к 7 ноября 1918 года, 1-й годовщине революции, памятники новые поставили революционные. Ленину повезло, что выжил. Каплан - что вошла в историю, в массовое сознание.
Другим повезло меньше - например, биографу Ленина Герману Ушакову, который участвовал в покушении на своего будущего героя 1 января 1918 года.
Во вторник, 22 июля — малоизвестная, но вполне романтическая дата, сообщает НТВ. В знак любви и согласия супруги обменялись медными кольцами, переплавленными из пятака. Венчаться Ленин и Крупская не хотели — они были за свободную революционную любовь.
Неподвижные звезды. Владимир Ленин, Надежда Крупская и Инесса Арманд
Окулист Адамюк неоднократно говорил матери будущего вождя о том, что мальчик не видит левым глазом. Врач обнаружил на глазном дне странные изменения, поэтому и сделал такие выводы. Только в сознательном возрасте вождь узнал о своей близорукости. Отношение к алкоголю и курению Несмотря на достаточно слабое здоровье, Ленин в молодом возрасте пытался курить. Он рассказывал соратникам о том, как после того, как он накурился махорки в гимназии, ему стало плохо. В период казанской ссылки он попытался вернуться к этой вредной привычке, не слушая уговоры матери. Только после того, как родительница напомнила ему о том, что он приобретает сигареты на ее пенсию, Ленин потерял интерес к этой вредной привычке. После отъезда в Мюнхен он стал злоупотреблять пивом, мог часами сидеть в ресторане, дегустируя новые сорта этого напитка. Заключение Владимир Ульянов Ленин является одним из тех немногочисленных политических деятелей, которые практически не имеют автобиографии. В архивах был обнаружен только один листок, в котором он попытался описать часть своей жизнедеятельности, но на этом попытка была завершена.
Например, ему никогда не принадлежала фраза о том, что управлять государством может любая кухарка. Он писал о том, что чернорабочий и кухарка не способны управлять государством. Есть предположения о том, что во время обучения в гимназии, Ульянов дружил с Александром Керенским. Факт их проживания в одном городе не оспаривается, но существенная разница в возрасте не могла способствовать подобному тандему. По праву Владимира Ульянова можно считать самым молодым адвокатом России. В 21 год он, сдав экзамены экстерном, он стал адвокатом. Ленин был православным христианином, он венчался в церкви. Малоизвестным фактом считается информация о том, что в 1905 году вождь мирового пролетариата встречался с попом Гапоном, подарил ему книгу с автографом. Слухи ходят и о связи Ленина с Инессой Арманд.
Такая широкая, чтобы огонь не мог перекинуться с одного дома на другой при пожаре и чтобы могли разойтись повозки с тройками лошадей Первый дом, в котором жил Ленин в Шушенском с 7 мая 1897 года по 10 июля 1898 года, принадлежал крестьянину А. Впоследствии я ему сделал полки для книг». Ульянов в ссылке занимался литературной деятельностью. Книги и журналы для него выписывали и пересылали в Шушенское родные.
У Евгения Евгеньевича было два сына: Александр и Владимир. Хорошенькая Инесса вскоре вышла замуж за Александра. Темпераментная француженка родила четверых детей. А затем начался ее роман с собственным деверем — Владимиром. Они страстно полюбили друг друга.
Инесса покинула Александра Арманда и начала новую жизнь с новым мужем Владимиром и четырьмя детьми. Вскоре у них появился еще один ребенок. Судьба Владимира сложилась трагически: увлеченный революционным порывом Инессы, он постоянно находился то в ссылке, то в тюрьме, то в эмиграции. Здоровье его было подорвано. В 1907 году Владимир умер, а Инесса переехала в Париж, где хотела «поближе познакомиться с французской социалистической партией». Там она и познакомилась с Лениным и Крупской. Инесса всюду следовала за четой Ульяновых. Умная Крупская видела, что ее муж проникся к «товарищу Инессе» отнюдь не дружескими чувствами. Но нужно отдать должное обеим: Крупская не закатывала скандалов, а Арманд по-дружески относилась к Надежде.
И все-таки отношения должны были как-то разрешиться.
Эмиграция, ссылка? И врачи не смогли помочь". О непроходящей боли из-за невозможности стать матерью говорят и письма Крупской. В одном из них — Варваре Арманд, родившей дочь, — она написала: "Так я хотела когда-то ребёнка". Ленин никогда публично не высказывал сожаления по поводу отсутствия у них с Крупской детей, однако этот вопрос также был весьма болезненным для него. По воспоминаниям супруги Г. Зиновьева, Владимир Ильич всегда любил играть с их сыном Степаном: бегал с ним наперегонки, носил на плечах, исполнял все его детские капризы. А когда в комнате становилось слишком шумно, она пыталась их успокаивать, однако Ленин на это неизменно отвечал: "Мы играем — не мешайте".
Когда однажды она шла с Лениным и своим сыном, бежавшим впереди, вождь революции сказал: "Жаль, у нас нет такого Стёпы". Ленин и Крупская очень сильно, но тщетно хотели детей, искренне радуясь за тех, у кого они были. Кроме того, Владимир Ильич старался сделать всё, что от него зависит, чтобы помочь товарищу по партии, Г. Соломону, в семье которого ждали рождения ребёнка. Последствия многомесячного тюремного заключения, сказавшиеся на здоровье Крупской Спустя короткое время после замужества Надежда Константиновна тяжело заболела по женской части: дали знать о себе месяцы тюремного заключения.
«Она похожа на селедку». История любви Ленина и Крупской
Надежда Константиновна Крупская несколько раз порывалась уехать, но Ленин ее удерживал. Крупская была арестована в 1896 году и после семимесячного заключения в 1898 году приговорена к ссылке на три года в Уфимскую губернию. Даже после смерти Крупскую, которая некогда противостояла Сталину и заступалась за репрессированных соратников Ленина, не оставили в покое. на тот момент ей было 25 лет.