Жизнь и подвиги новомучеников для наших современников являются той реальностью, которая может быть изучена или исследована доподлинно по эпистолярным и архивным документам, воспоминаниям очевидцев. Те, кто пострадали за веру в годы гонений во время Советской власти, называются «новомучениками». Икона Собора новомучеников и исповедников Российских была создана иконописцами Православного Свято-Тихоновского Богословского института.
Почему Новомученики Российские становятся «неудобными святыми»
5 февраля — Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской - Екатеринбургская епархия | Новому́ченики — термин в православии, которым характеризовались святые, принявшие мученическую кончину в относительно недавнее время. |
Собор новомучеников и исповедников Российских, за Христа пострадавших, явленных и неявленных | Поминовение всех усопших, пострадавших в годину гонений за веру Христову в 2023 году В 2023 году Собор новомучеников и исповедников Российских отмечается 5 февраля 2023 года. |
Виктор Саулкин: «Оптинские новомученики, молите Бога о нас!»
Кто такие новомученики. Поминовение всех усопших, пострадавших в годину гонений за веру Христову в 2023 году В 2023 году Собор новомучеников и исповедников Российских отмечается 5 февраля 2023 года. Новомученики Московские – кто они? Собор новомучеников и исповедников Российских, за Христа пострадавших, явленных и неявленных (переходящее празднование в неделю.
Иконография новомучеников
Иконография новомучеников | Православный портал Покров | Новомученики Московские – кто они? |
«Святые примеры всегда зовут к подражанию» (память о новомучениках в Валаамском монастыре) | Владыка заключил эту проповедь призывом «бережно хранить память о подвиге новомучеников и исповедников, брать с них пример твердой веры во Христа и преданности Его Святой Церкви». |
Новомученики и исповедники Российские | Правмир | Поминовение всех усопших, пострадавших в годину гонений за веру Христову в 2023 году В 2023 году Собор новомучеников и исповедников Российских отмечается 5 февраля 2023 года. |
НОВОМУЧЕНИКИ • Большая российская энциклопедия - электронная версия | Самым первым по времени новомучеником стал протоиерей Иоанн Кочуров, служивший в Царском Селе под Петроградом и убитый раздраженными красногвардейцами за то, что призывал народ не поддерживать большевиков, уже через несколько дней после революции. |
Паломничество к стенам тюрьмы: как и зачем сегодня хранить память о новомучениках
Наличие храма или монастыря, где святой просиял, наличие мощей в этом монастыре делают его центром притяжения и паломничества. А расстрельный полигон так не работает. Это такая травма — в буквальном значении слова, то есть рана. Это место, где нашу землю, наш народ, наше общество поранили. Это боль. Мы стараемся ее пластырем заклеить, мы не хотим про это вспоминать. А помнить об этом очень важно даже просто с общегуманистической точки зрения — что людей не стоит убивать, людей стоит любить и принимать разными. Кроме того, это люди, явившие нам пример своего человеческого героизма, своей верности убеждениям, и многие из них — наши братья по вере. Поэтому очень важно, приехав в Петербург на Смоленское кладбище или в Александро-Невскую лавру, не забыть про Левашовскую пустошь.
Приехав в Донской или Данилов монастырь, не забыть про Бутово и Коммунарку. В Твери не забыть про полигон Медное, в Карелии — про Сандармох. Этих мест огромное количество по всей России, даже там, где нет древних святых. Во всех этих местах есть новомученики. Посетить непосредственные места их смерти, их мученической кончины — это важный христианский акт, такое неочевидное паломничество. Конечно, многие из этих мест расстрелов далеко от наших наиболее населенных городов. Наш проект помогает дистанционно к этим местам прикоснуться, почувствовать их, совершить мысленное паломничество. Но если у кого-то после просмотра наших выпусков возникнет желание прикоснуться к этим местам своими ногами, руками, глазами, то это будет значить, что мы достигли своей цели.
С местами заключения все еще сложнее, потому что если мы говорим про большие города, то на этих местах в основном остаются СИЗО. Но можно попробовать совершить паломничество в Бутырскую тюрьму, если вы в Москве. На Шпалерку или в Кресты, если вы и в Питере. Конечно, внутрь вас никто не пустит, но вы можете подойти к стенам, посмотреть на них, подумать. Если это Кресты, можно почитать «Реквием» Ахматовой, представить себя на ее месте. Это тоже важный опыт, хоть текст и не мученический. В большинстве городских СИЗО были старые действующие тюрьмы. Там страдали люди и страдают сейчас, вечная история.
Но если вы перед этим читали жития, воспоминания об эпохе гонений, письма мучеников, то, когда вы окажетесь у этих стен, это вызовет у вас гораздо больше размышлений. Я помню, как оказался в такой ситуации максимально бытовым образом. Моя дорогая супруга просила меня забрать какой-то товар, который купила на «Авито». Дело было на улице Лесной. Захожу я во двор дома, смотрю — красная стена. Понимаю, что это Бутырская тюрьма. И тут на меня нахлынуло… я вспомнил, как читал воспоминания Сергея Фуделя, такого замечательного, хотя и не прославленного, но выдающегося духовного писателя.
И что это такое «образцовый святой»? И кто может доказать, что святитель Василий Кинешемский не покаялся если предположить даже, что он оговорил арестованную вместе с ним Ираиду Тихову? Хотя, как справедливо писал в 2004 году в ответ конкретно на это обвинение в адрес святителя, выдвинутое П. Проценко, иеромонах Макарий Маркиш «Владыка Василий был знаком с Тиховой в течение нескольких лет, жил у нее в доме и служил в храме, тайно устроенном у нее на участке. Арестованы они были одновременно, все эти факты следствию были известны, и ничего нового о ней из показаний епископа извлечь было невозможно»[24]. Возникал еще существенный вопрос. Протодиакон Андрей Кураев писал: «ФСБ больше не допускает церковных историков к архивам, разрешая знакомиться лишь с отдельными выписками из дела по усмотрению ФСБ »[25]. Так кто же конкретно видел документы, согласно которым следует, что святитель Василий «не соответствует» «требованиям» для его канонизации? Я лично работал в архиве УФСБ России по Ивановской области с несколькими томами его архивных уголовных дел за разные годы, так вот я там не видел ничего порочащего епископа Василия. Почему мы априори должны доверять какому-то исследователю, утверждающему обратное? И, если на то пошло, где гарантии, что подпись святителя под протоколами, на основании которых кого-то осудили если вообще есть такие протоколы подлинная? Например, игумен Дамаскин Орловский , много потрудившийся для прославления новомучеников и исповедников, как видно из его последних публикаций, чересчур доверяет советской репрессивной машине, что она якобы работала предельно точно, как часы, и архивные уголовные дела содержат только правду, хотя и преломленную особым образом в сознании тех, кто их вел. А это иногда могло быть так, а иногда могло быть и не так. В стране, где Конституция значила меньше закрытых постановлений, где высшие меры наказания назначали внесудебные органы, где писанные законы легко могли попираться волей тех, кто в этот момент мог это сделать перед тем, как потом самому стать жертвой этой же машины репрессий, где ложь и предательство были негласными добродетелями — откуда мы можем знать, достоверны какие-то конкретные уголовные дела или нет? Если, например, судебные процессы против бывших первых лиц государства в 1930-е годы носили показательный характер, на них были иностранные журналисты, пресса всего мира свидетельствовала о подлинности их признаний, то кто может подтвердить подлинность признаний безвестных и, в силу этого, «малозначимых», даже с точки зрения современного православного публициста мучеников и исповедников? И даже бывшие первые лица страны — что стояло за их признаниями? Оруэлла в его романе «1984» есть интересная версия на этот счет. Действительно, формы психологического воздействия на человека, способные изменить его восприятие окружающего, говорить не то, что он думает, очень многообразны. С другой стороны: раз выявилось, что в работе комиссий по канонизации были ошибки, то значит правильно, что процесс дальнейших прославлений приостановлен. Но это совсем не повод говорить о «деканонизации». Потому что у Бога совсем другая логика, чем у людей. Но дальше протодиакон Андрей Кураев написал еще более странную вещь: «Древние мученики страдали и умирали прилюдно. На глазах всего города. Потому и прославлялись христианами немедленно и бесспорно. Новомученики допрашивались и казнились потаенно. Получается, что по его мнению именно публичность, иногда сопровождаемая театральными эффектами в казни первых христианских мучеников, стала причиной того, что они стали «семенем Церкви». А казни, совершенные не на публике, получается, ничего не значат? То есть, если чью-то казнь транслируют по телевидению по всему миру, то она значима, а если палач — это единственный свидетель, то нет? Представляется, что в таком взгляде на это очень много от прививаемого сегодня массам взгляда на жизнь, как на шоу, и ничего от христианства. Только клиповым взглядом на историю Церкви можно объяснить следующую его цитату: «Очевидной личностной связи «я видел смерть мученика — был поражен его мужеством и верой — хочу стать таким же» почти не было. Церковная жизнь угасала с нарастанием числа мучеников, а не разгоралась. Потому сегодня приходится создавать малоубедительные для неверов «мистико-историософские схемы» — мол, хотя страна и не заметила подвига новомучеников, но возрождение церковной жизни 90-х было вымолено мучениками, убитыми в 30-х…«[27] Для меня, как специалиста по истории Русской Православной Церкви 20 века, эти «мистико-историософские схемы» совсем не выглядят неубедительно. Игумен Дамаскин Орловский большое внимание уделяет архивным уголовным делам, именно их, как представляется из общей направленности его рассуждений, видит своего рода «актами мученическими» хотя сравнивать уровень судопроизводства Древнего Рима времен гонений на христиан и Советского Союза времен массовых репрессий некорректно , и, соответственно, основанием для принятия решения о возможности канонизации: «Фактически Федеральный закон о государственной безопасности, как он звучит в настоящее время, предполагает наличие государственных секретов в деятельности органов государственной безопасности с конца 1917 года, что является абсолютным препятствием для изучения судебно-следственных дел с целью включения новых имен в Собор новомучеников и исповедников Российских. Эти же препятствия ясно сформулированы и в вышеназванном Положении, не допускающем ни в каком виде ознакомления ни исследователей, ни родственников репрессированных с делами и фактами в них, которые свидетельствуют о сотрудничестве человека с органами ЧК-ОГПУ-НКВД-МГБ. Бычков; однако нашлись и те, кто смог возразить ему по существу, на основании не меньшего опыта работы с архивными уголовными делами советского периода. Научный сотрудник ПСТГУ Лидия Головкова просмотрела более 20 тысяч следственных дел пострадавших за веру: причисленных к лику новомучеников и нет. Она уверена, что судить о святости человека по следственному делу — ошибка[29].
Многие монастыри и храмы закрывались и рушились. Духовенство подвергалось гонениям. Были многочисленные случаи убийств не только духовенства, но и простых людей, исповедавших православную веру. Несколько тысяч верующих людей как в священном сане, так и мирян пострадали от советских властей. Среди убиенных духовных и лиц и мирян выделялись люди, известные своей святой жизнью. Таковых православная Церковь именует новомучениками российскими. Исповдниками российскими являются те, кто не принял смерть из-за мучений, но изрядно пострадал в годы гонений. Таковых святых людей также было множество.
Они также почитаются святыми. Значение понятия Те христиане, которые были убиты в 20 веке во время политических репрессий, носят название новомучеников и исповедников Росийских. Мученический чин разделяется на несколько категорий: Мученики — христиане, отдавшие жизнь за Христа. Новомученики новые мученики — это люди, которые пострадали за веру сравнительно недавно. Священномученик — человек в священническом сане, который принял мученическую смерть. Преподобномученик — монах, который принял мученическую смерть. Великомученик — мученик высокого рода или сана, который претерпел великие мучения. Для христиан принять мученическую смерть является радостью, так как умирая, они воскрешают для вечной жизни. Новомученики России После прихода большевиков к власти, их главной целью было ее сохранение и устранение врагов. Врагами они считали не только структуры, напрямую нацеленные на свержение советской власти белая армия, народные восстания и пр. Поскольку марксизм-ленинизм предполагал атеизм и материализм, то православная Церковь как самая многочисленная сразу стала их противником. Историческая справка Поскольку духовенство имело авторитет среди людей, оно могло, как думали большевики, натравить народ на свержение власти, а значит, представляли угрозу для них. Сразу после октябрьского восстания начались гонения. Так как большевики не укрепились окончательно и не хотели, чтобы их правительство выглядело тоталитарным, устранения представителей Церкви не обусловливалась их религиозными убеждениями, а представлялась в виде наказания за «контрреволюционную деятельность» или за другие выдуманные нарушения. Формулировка подчас была абсурдна, например: «затягивал церковную службу с целью срыва полевых работ в колхозе» или «он умышленно придерживал у себя разменную серебряную монету, преследуя цель подрыва правильного денежного обращения». Ярость и жестокость, с которой убивались ни в чем не повинные люди, иногда превосходила ту, что была у римских гонителей в первые века. Вот только несколько таких примеров: епископа Соликамского Феофана на глазах у народа на сильном морозе раздели, привязали палку к волосам и опускали в прорубь до тех пор, пока он не покрылся льдом; епископа Исидора Михайловского посадили на кол; епископа Серапульского Амвросия привязали к хвосту лошади и пустили ее вскачь. Но чаще всего применялся массовый расстрел, а убитых закапывали в братских могилах.
Кого православная Церковь именует новомучениками и исповедниками российскими
Самым первым по времени новомучеником стал протоиерей Иоанн Кочуров, служивший в Царском Селе под Петроградом и убитый уже через несколько дней после революции, раздраженными красногвардейцами за то, что призывал народ не поддерживать большевиков. Собор новомучеников и исповедников Российских. Тем более надо стараться как можно больше узнавать о том, как жили те, кто сохранил веру, чтобы передать ее нам: читать жития новомучеников и исповедников Церкви Русской. Причислен к лику святых новомучеников и исповедников Церкви Русской постановлением Священного Синода от 26 декабря 2002 года для общецерковного почитания. Обращение к подвигу новомучеников и исповедников Российских – путь к восстановлению исторической памяти народа.
Новомученики и исповедники РПЦ XX века
НОВОМУЧЕНИКИ. принятое в правосл. традиции условное наименование мучеников пострадавших за веру в период после окончания гонений на христиан в Римской империи. Да, среди новомучеников были и такие, кто активно воспротивился очередному глумлению большевиков над святынями, — например, «вскрытию мощей» или изъятию церковных ценностей «в помощь голодающим». Почему новомученики, лучшие люди России, святые люди, так кроваво пострадали? Новомученики церкви русской о воинском служении.
Кого православная Церковь именует новомучениками и исповедниками российскими
СОБОР НОВОМУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ ЦЕРКВИ РУССКОЙ | Подробнее о жизни Сергия Крестникова – в очередном выпуске нашей постоянной рубрики “Новомученик дня”. |
Значение слова «новомученик» | Кто такие новомученики. Как становится ясно уже из самого названия, новомученики — это люди, которые приняли мученическую кончину за веру не так давно. |
Новомученики в России: история канонизации | Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской празднуется в воскресный день, если он выпадает на 7 февраля, или на ближайшее к этой дате воскресенье. |
Новомученики и исповедники Российские | Правмир | – Многие дети новомучеников из соображений безопасности скрывали, что они дети священников, меняли свои фамилии. Некоторые из них даже не знают, что их предки репрессированы и кто-то даже причислен к лику святых. |
КОНТАКТЫ ПОРТАЛА
Воскресший Господь, явившись Апостолам, говорит им: «Вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый, и будьте мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли» Деян. Господь Иисус Христос, совершенный свидетель Отца нашего Небесного, принявший смерть из любви к нам и ради нашего спасения, действительно может быть назван Мучеником, - более того, Он - Образец и Пример всякого иного христианского мученичества. С самого начала Церковь сопровождали гонения. Уже в Священном Писании мы находим первые примеры мученической смерти за Христа. Например, историю первомученика Стефана. Предстоя осудившему его на смерть синедриону, Св.
Стефан «воззрев на небо, увидел славу Божию и Иисуса, стоящего одесную Бога и сказал: вот я вижу небеса отверстыми и Сына Человеческого, стоящего одесную Бога» Деян. Из самих этих слов видно, как мученичество, особым образом устремленное к торжеству Божьего Царствия, тесно соединяет мученика со Христом, вводит в особые отношения с Ним. Когда Св. Стефана побивали камнями, он воскликнул громким голосом: Господи! Не вмени им греха сего.
И, сказал сие, почил» Деян. Мы видим, что в своем мученичестве Св. Стефан до конца следует образцу и примеру, данному Самим Христом, молившим Отца: «Прости им, ибо они не ведают, что творят» Лк. Последующие гонения на Церковь со стороны римских властей также привели к мученичеству многих христиан. Со своей стороны церковь, встречаясь с этим опытом, могла яснее и глубже осознать его смысл и ценность, а также его значение для себя.
В ранний период истории Церкви мученичество, сильнейшее свидетельство истинности христианской веры, оказалось особенно действенным в ее распространении. Иногда ко Христу обращались даже палачи и гонители, потрясенные примером необъяснимого мужества мучеников перед лицом страданий и смерти. Именно это, в подлинном смысле слова миссионерское значение мученического подвига имел в виду христианский писатель III века Тертуллиан, писавший, что кровь мученика есть семя новых христиан». В последующем Церковь еще не раз бывала гонима. Справедливо было бы сказать, что эти гонения продолжались всегда - в разной форме и на разных территориях.
Поэтому свидетельство мученичества никогда не прекращалось, и мученики всегда подтверждали истинность христианской веры своим подвигом, заключающим в себе самое очевидное и непосредственное подражание Христу. Почитание и подвиг мучеников в истории Православной Вселенской Церкви С самого начала своей истории христиане придавали особое значение мученикам и признавали их особую святость. Мученичество рассматривалось, как торжество благодати над смертью, Града Божьего над градом дьявола. Именно мученичество - первая форма святости, признанная Церковью - и на основе развития понимания смысла мученичества в последующем развивается всякое иное почитание святых. Весьма рано возникает традиция благоговейного сохранения памяти о мучениках и окружения ее благочестивым почитанием.
В дни смерти мучеников, которые рассматривались как дни их рождения к новой жизни в Царстве Небесном. Христиане собирались на их могилах, совершая в память о них молитвы и богослужение. К ним обращаются в молитвах, видя в них друзей Божиих, наделенных особым даром ходатайством о членах Земной Церкви перед престолом Всевышнего. Особое почитание воздавалось их могилам и останкам мощам. Записывались описания их мученической кончины и собирались документы о них так называемые, «акты мучеников».
По свидетельству «Мученичества Поликарпа Смирнского», ежегодно, в годовщину его смерти, община собиралась на его могиле. Совершалась Евхаристия и раздавалась милостыня нищим. Так постепенно появлялись те формы, в которые облекается почитание мучеников, а затем и других святых. К III веку устанавливается определенная традиция повсеместного почитания мучеников. Следует молить мучеников, чьей защиты, ценой их тела, мы удостоились.
Они могут замаливать наши грехи, ибо смыли их своею кровью, даже если сами каким-либо образом их совершили. Они - мученики Божии, покровители наши, им ведомы наша жизнь и наши дела. Мы не постыжаемся иметь их заступниками нашей слабости, ибо и они знавали слабости телесные, хотя и победили их». Итак, с древних времен Церковь верит в то, что ее святые мученики ходатайствуют за нее перед Богом. Над могилами мучеников возводились особые постройки в их память, и эта традиция приводит, после окончания первых гонений, к обычаю строить церкви вблизи мест упокоения тел святых.
Следует отметить, что языческие обычаи, как правило, предписывали сторониться мест захоронения мертвых. То, что у христиан могилы мучеников становятся центрами религиозной жизни общины, показывает, что они не воспринимались как мертвые, а скорее - живые и деятельные члены Церкви, особо соединенные со Христом и способные уделять Его благодать другим. После прекращения гонений, в IY-Y веке, в Церкви возникает необходимость определенным образом регламентировать почитание мучеников. С этого времени начинает свое существование процедура формального прославления мучеников - признания Церковью подлинности их святости, их мученической кончины. Празднование памяти мучеников перерастает из частного обряда, совершаемого над могилой, в торжественное событие всей Церкви - сначала поместной, а затем и вселенской.
Дни памяти мучеников записываются в специальные «мартирологи», на основе которых впоследствии создается неподвижный годовой цикл богослужения. Однако этот период продолжался до YII века, когда в Византийской империи к власти пришли императоры- иконоборцы и вновь начались государственные репрессии против христиан, которые не соглашались с официальной политикой Константинопольского двора. Если внимательно рассмотреть и изучить календарь Православной Церкви, то там можно обнаружить множество имен святых, пострадавших за веру уже не от рук язычников, а от еретиков. Это время можно назвать второй эпохой гонений, второй эпохой массового мученичества. Седьмой Вселенский и последовавшие за ним поместные соборы официально утвердили догмат о необходимости почитания икон святых.
Гонения прекратились. Однако в период с IX века вплоть до падения Константинополя мы встречаемся с единичными фактами мученичества, без которых не обходилась ни одна из «благополучных» эпох существования христианской цивилизации. Особо отметим, что сама вера в Спасителя и исполнение Его заповедей всегда являлись вызовом миру, «во зле лежащему», порою конфликт «града Божьего» и «града дьявола» доходит до высшей точки, когда перед христианином вставал выбор: верность Христу или Его заповедям или смерть. Если человек выбирал второе, то он становился мучеником. В определенной мере к этой группе исповедников Христа можно отнести и миссионеров, погибших во время проведения проповеди среди язычников например, св.
Войцех- Адальберт, архиепископ Пражский, убиенный в 997 г. Мисаил Рязанский, пострадавший во время проповеди в Поволжье ХУ1 веке. Ситуация изменилась после захвата Константинополя и порабощения турками славянского и греческого поселения на Балканском полуострове. Хотя официально целенаправленной политике государственного прозолетизма Стамбульское правительство не проводило, жизнь христиан в османской империи значительно осложнились. В частности, был наложен запрет на проповедь Евангелия среди мусульман; переход из ислама в Православие карался смертной казнью.
Встречались в этот период неоднократные случаи преследований за веру православную, зачастую оканчивавшиеся смертью подвижника. Само название «новомученики» мы восприняли с ХУ1, ХУ11, ХУ111, XIX веков в связи со страданиями на Балканах греческих и сербских христиан, которых убивали только за то, что они отказались похулить веру во Христа и принять магометанство.
Впоследствии об этом не раз вспомнят его биографы. Первое, о чем подумал сам Святейший, узнав, что избран Патриархом — видение прор. Иезеккииля, которому был вручен свиток надписью: «Плач, и стон, и горе» Иез.
Слова эти были написаны как бы о Русской Церкви времени его патриаршества: с момента прихода советской власти начинаются открытые гонения: массовые аресты, убийства священников, верующих; Широко известно воззвание Святейшего от 19 января 1918 г. Ведь то, что творите вы, не только жестокое дело, это поистине дело сатанинское, за которое подлежите вы огню геенскому в жизни будущей — загробной и страшному проклятию потомства в жизни настоящей земной. Властью, данною Нам от Бога, запрещаем вам приступать к Тайнам Христовым, анафематствуем вас, если только вы носите ещё имена христианские и хотя по рождению своему принадлежите к Церкви Православной». Патриарху пришлось пережить также собственный арест, убийство ближайших сподвижников. Святейший отошел ко Господу, до конца завершив земной подвиг.
Тихон, Патриарх Московский и всея России Новомученики из императорского дома Тяжелые времена гонений явили святость тех, кто волей Божией был поставлен у кормила власти. Святого Страстотерпца царя Николая 1894-1917 гг. Многие говорят о его ошибках, провалах, некомпетентности окружения. Но практически неизвестен остался его путь к святости: когда народ отрекся от своего царя, а его семья подверглась унизительному аресту, Николай ни словом, ни делом не показал оскорбленных амбиций, со смирением приняв свою участь. Ему, его семье ныне также прославленной как Страстотерпцы предстоял долгий путь — от ареста до Тобольской ссылки, затем — гибели в Екатеринбурге.
Через многие скорби шла к Царству Небесному сестра святой царицы Александры , великая княгиня Елисавета Феодоровна 1864-1918 гг. Ее муж, великий князь Сергей сейчас все чаще говорят также о его возможной канонизации был убит террористом 1905 г. Горе не сломило Елисавету: она покинула царский двор; основала Марфо-Мариинскую обитель, где монашеское делание сочеталось с социальным служением, помощью бедным. Матушку Елисавету арестовали 7 мая 1918 г. Ее крестный путь завершился под Алапаевском 18 июля того же года — на следующий день после гибели царской семьи.
Соловецкие новомученики Страшным для православных местом должна была стать всероссийская святыня — Соловецкая обитель, духовное сердце Русского Севера. С 1920-х, здесь появился концлагерь. Сюда верующих отправляли на «принудительные работы», на самом деле на смерть — от голода, холода, болезней. Некоторых расстреливали сразу по прибытии к месту заключения — просто ради устрашения остальных. Но смерть святых сделала святую землю Соловков еще более чтимой православным народом.
Ныне особо почитаема здесь Секирная гора — место массовых расстрелов. Интересный факт Собор Соловецких святых за 500 лет существования обители включает 52 имени. А Собор страдальцев за веру XX в. Среди них архиереи, монахи, священники, миряне. Вот лишь некоторые: сщмч.
Иларион Троицкий , епископ Верейский; образованнейший богослов, яркий проповедник; владыка считался главой находившегося в лагере духовенства — только архиереев здесь было 29; он — один из авторов «Записки» Соловецких епископов, обличавшей гонения власти на Церковь, призывавших верующих не мириться с богоборчеством; сщмч.
Это были лучшие христиане России... И как сохранялись в лагере уж мы видели не раз истые религиозные люди?...
Твёрдость, не виданная в XX веке! И как нисколько это не картинно, без декламации. Как не позавидовать этим людям?
В этой книжке мы попытаемся кратко раскрыть величие подвига этих людей. Например, некоторые люди считают, что мучеником можно назвать лишь того, кто погиб от руки гонителей, прямо декларирующих, что убивают его именно за христианские убеждения. А если же убийцы говорят, что убили его по каким-либо другим причинам, например, за преступления против государства, то это уже и не мученичество.
При поверхностном взгляде это может казаться убедительным, однако здесь кроется ошибка. Ведь такая постановка вопроса предполагает, что мученика делают мучеником не его слова и дела и состояние духа перед лицом смерти, мужество и верность Христу, — а намерения его убийцы, и что судить об этих намерениях будто бы следует по словам самих убийц. Подобный подход несостоятелен и сам по себе, — потому что нигде в церковном предании мы не найдём, чтобы Церковь, при определении мученического подвига, прерогативу в этом отдавала бы свидетельству мучителей, — но также он несостоятелен исторически.
Да, в древности бывало, что сами убийцы и гонители прямо декларировали, что они преследуют человека ни за что иное как за то, что он христианин, — как гласил один из эдиктов Диоклетиана: «да погибнет имя христиан». В Римской империи христианствобыло вне закона и являлось государственным преступлением. В советское время христианство формально не было запрещено и поэтому нужно было искать другую форму для преследований.
Если посмотреть на то, как объясняли свои действия вдохновители убийства Христа, то в их словах мы увидим ту же самую риторику о политической неблагонадёжности и преступлении против государственной власти: «если отпустишь Его, ты не друг кесарю; всякий, делающий себя царем, противник кесарю» Ин. В этом русле шли и коммунистические гонители ХХ века. Они старались оформить своё чёрное дело так, чтобы оно не выглядело как гонения по религиозному признаку, для чего обвинения новомучеников оформлялись как преследования за государственные преступления.
Поэтому, например, в делах российских новомучеников самые часто повторяемые словосочетания: «враг народа», «контрреволюционная деятельность», «противодействие мероприятиям советской власти» и т. О том, как именно коммунисты умудрялись инкриминировать христианам разнообразные «государственные преступления», можно получить представление, обратившись к житиям российских новомучеников. Ниже мы приведём несколько реальных примеров, закончившихся тюремными сроками, а иногда и расстрелами.
Священномученик Матфей Александров был бессребренником и за требы денег не брал, и вообще о деньгах говорил пренебрежительно. Когда его арестовали, то на основании этого обвинили, что он «в церкви ведёт контрреволюционную пропаганду против советских денег и отказывается их брать» 23, C. Священномученика Михаила Самсонова обвинили в том, что он колокольным звоном хотел «отвлечь избирателей от участия в выборах» и что он «отдельных активистов села вовлекал в Церковь через опаивание водкой» 20, C.
Священномученика Петра Рождествина обвинили в том, что он подолгу служил, и тем самым будто бы «затягивал церковную службу с целью срыва полевых работ в колхозе» 18, C. При аресте священномученика Илии Бенеманского ничего компрометирующего не обнаружили, но нашли сорок пять рублей мелкой серебряной монетой и на основании этого обвинили священника в том, что «он умышленно придерживал у себя разменную серебряную монету, преследуя цель подрыва правильного денежного обращения» 10, С. Священномученику Константину Некрасову поставили в вину то, что он, отмечая в календаре числа по старому стилю, случайно поставил цифру «8» на фотографию Сталина, что было расценено как «враждебное отношение к советской власти и руководителям партии» 14, С.
Узнав, что священномученик Димитрий Остроумов давал некоторым прихожанам лекарства, его обвинили в том, что он «занимался нелегальным лечением больных» 5, С. Про священномученика Иоанна Покровского сказали, что его дом посещают странствующие священники, и что будто бы в результате этого была занесена заразная болезнь на колхозных лошадей и свиней 14, С. Преподобноисповедник Рафаил Шейченко , говоря на проповеди о жизни преподобного Иоанна Дамаскина при дворе халифа, сказал, что «мы не можем представить себе той восточной древней роскоши, которой окружали себя...
И эта фраза была поставлена ему в вину, когда следователь заявил: «В этой своей проповеди вы, сравнивая жизнь Иоанна с советской действительностью, высказывали клеветнические измышления на материальное благосостояние трудящихся в СССР» 3, С. Как нетрудно видеть, обвинения эти носят явно надуманный характер и являются лишь прикрытием подлинного стремления коммунистов: уничтожить Церковь, лишить её священства и монашества под любым предлогом. Мы намеренно привели столь много примеров, чтобы стало видно, что речь идёт не об исключениях, а о систематическом явлении.
Реальность заключалась в том, что арестовывались в то время все подряд и иуды, сотрудники НКВД, и отреченцы, и те, кто снял сан, но продолжал служить иногда по распоряжению НКВД , и те, кто сам выступал лжесвидетелем. Обвинения, предъявляемые им, являлись ложными, но лишь те показали себя христианами, кто не согласился с этими ложными обвинениями. Как указывал священномученик Григорий Раевский , «если нас задумают посадить, то посадят и найдут материалы для обвинения, несмотря ни на какие законы» 10, С.
Относиться всерьёз к этим трафаретным, тенденциозным, наспех составленным обвинениям в адрес новомучеников — означает верить сознательно возводимой на них лжи. А если, восприняв эти обвинения за чистую монету, начать сомневаться в мученическом венце пострадавших, — то цель, ради которой эта ложь возводилась, будет достигнута. Священномученику Николаю Кобранову во время допроса следователь прямо сказал об этом, заметив с усмешкой: «Не беспокойтесь, святым вас не сделаем» 6, С.
А священномученику Варсонофию Лебедеву , когда вели на расстрел, конвоиры-красноармейцы говорили, издеваясь: «Не торопись, успеешь попасть в Царство Небесное! Через три года мощами объявится! В отличие от древних гонителей-иноверцев, коммунистические гонители ХХ века в России получили воспитание в православной среде, и они знали, что такое для Церкви — мученик.
Это, впрочем, касается больше превых послереволюционных лет. В 1937 г. Возвращаясь к теме обвинений, стоит указать и совсем циничные случаи, подобные тому, что сотворили со священномучеником Василием Преображенским , который был арестован и осуждён на десять лет лагерей за «клевету на политику советского правительства».
В качестве «клеветы» ему инкриминировали сказанные прихожанам слова: «Советская власть арестовывает виновных и невиновных и сажает в тюрьму ни за что, вот и меня задержат тоже, осудят и посадят» 7, С. Нередко следователи предъявляли православным традиционные для того времени обвинения. Так, священномученика Виктора Киранова с группой священников обвинили в подготовке теракта — будто бы они собирались в день выборов отравить колодцы 24, С.
Священномученика Сергия Покровского в 1937 году обвиняли в том, что он «проводя систематически контрреволюционную агитацию, в беседах с гражданами восхвалял Гитлера и фашистскую Германию» 14, С. Отношения новомучеников к обвинениям, выдвигаемым протих них коммунистической властью хорошо выражают строки, написанные священномучеником Сергием Гортинским на листе допроса: «Обвинение предъявленное я не признаю, ибо это явная ложь» 11, С. А священномученик Сергий Флоринский в конце допросного листа написал: «Считаю одно: вина моя в том, что я священник, в чём и расписываюсь» 21, С.
Мученики не соглашались признаваться в тех преступлениях, которые им приписывали гонители, потому что такое согласие было бы формой лжесвидетельства. Такой отказ требовал большого мужества, поскольку, как правило, в процессе следствия у подсудимых пытались выбить признание побоями и пытками, так что некоторые мученики даже не доживали до приговора, умирая от травм, полученных в кабинете следователя, как, например священномученик Василий Канделябров. К твёрдым и непреклонным заявлениям новомучеников об их невиновности советские суды и следственные органы относились без особого внимания, но для Церкви свидетельство самих мучеников о себе приобретает решающее значение, так как свидетельствует о верности новомученков Христу, не согласившихся нарушить заповеди, покривит душой, к чему подталкивали гонители.
Относительно коммунистической эпохи могут заметить: ведь тогда репрессиям подвергалось не только духовенство. Точно так же арестовывали тех, кто при прежнем режиме занимал офицерские чины в полиции и армии, тех, кто публично критиковал марксизм, и вообще всех, кого подозревали в политической неблагонадёжности. Их тоже пытали, бросали в тюрьмы, казнили, и некоторые из них проявляли при этом большое мужество и выдержку.
Разве означает это, что всех их тоже нужно канонизировать? Не означает, потому что мучеником в православном понимании становится не всякий, кто пострадал и был несправедливо убит, но только тот, кто проявил на этом пути искреннюю веру, предпочтя лучше умереть, чем повредить душе лжесвидетельством. Святые отцы говорят, что «Бог ценит дела по намерениям их» прп.
Марк Подвижник. Слова, 1. Максим Исповедник.
Главы о любви, 2. То есть, нравственное и духовное достоинство поступка определяется по тому намерению, с которым он совершается. Так христианская милостыня отличается от гуманистической филантропии именно тем что творится во имя Христа и ради Христа, хотя внешне может выглядеть одинаково — люди и в том и в другом случае дают свои деньги нуждающимся.
Так христианское целомудрие отличается от полового воздержания, совершаемого в силу психологических или физиологических причин именно тем что творится ради Христа, то есть, ради исполнения Его заповедей, — хотя формально мы видим одно и то же уклонение человека от блуда. Так пост отличается от вегетарианства именно тем, что совершается ради Христа, в память о Нём и в подражание Его посту. Вегетарианец, воздерживаясь от животной пищи, не посвящает это воздержание Христу, не ожидает от Него награды, и, соответственно, не получает никакой духовной пользы от своего воздержания ни в этой жизни, ни в будущей, — хотя, конечно, может получить временную телесную и душевную пользу.
Так и мученичество именно посвящением Христу отличается от всякой мужественной и героической смерти: «ибо кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее» Мк. Была определённая логика в том, кого коммунистическая власть выбирала на роль жертв. Бывших полицейских и армейских хватали отчасти в порядке мести, — как врагов, с которыми ещё недавно было вооружённое противостояние, а отчасти ради того, чтобы обезопасить свою власть от людей, которые в силу своей подготовки, могли бы возглавить восстание.
Интеллигенцию преследовали ради того, чтобы обезопасить себя от умных критиков, которые могли бы дать идеологическое обоснование свержению коммунистической власти. Сказанное выше в той или иной степени относится и к другим категориям репрессированных, за исключением случайных жертв. Но это не относится к духовенству1.
Как известно, Церковь, следуя заповеди «повиноваться и покоряться начальству и властям» Тит. Да, имели место случаи открытой критики действий властей со стороны тех или иных священнослужителей, но не это было подлинной причиной арестов, потому что репрессии затрагивали не только тех, кто критиковал. Можно привести пример священномученика Петра Петрикова , свидетельствовавшего на допросе: «Я всегда исполнял все касавшиеся меня законоположения, — не знаю ни одного случая нарушения мною таковых.
Пользуюсь свободой верить во что мне угодно, по основному закону страны — конституции... Церковь — «не от мира сего». Мои интересы — интересы чисто духовные: получение благодати и приобретение совершенств, которыми обладает Бог, в Которого верю.
Вопросами политики никогда не занимался и в политических вопросах не разбираюсь. Власти подчиняюсь по совести и готов пожертвовать для нее всем, чем только могу, если это будет нужно. Только верой в Бога не могу пожертвовать никому» 4, С.
То, что таких людей хватали, сажали и расстреливали, означает, что делали это именно ради того единственного, чем они не могли пожертвовать.
По его собственному признанию, идти по столь тернистому пути ему помогало почти реальное ощущение, что его поддерживает и укрепляет Сам Иисус Христос». Святитель Лука выжил, он почитается Церковью как священноисповедник. На сегодня в лике Новомучеников и Исповедников Российских прославлено более двух тысяч человек.
Это очень пёстрая по составу группа людей: мужчины и женщины, взрослые и дети, архиереи, священники, монахи, царская семья, дворяне, крестьяне, рабочие, писатели, учёные. Объединяет этих людей то, что они остались верны своей совести и Христу до конца. В древности мучеников принуждали к отречению от Христа в пользу богов языческого пантеона. В XX веке большевики считали врагами всех, кто отказывался разделить их фанатичную веру в коммунизм и материализм.
И горе было тому, кто осмеливался отстаивать свои убеждения. Наказание — лагеря или «высшая мера наказания» — расстрел. Логика была такой: не разделяешь веру в коммунизм, значит, ты неблагонадёжен, имеешь мужество отстаивать свои убеждения — значит, ты враг и подлежишь уничтожению. Обычно в ходе следствия человек проходил через многочисленные допросы, унижения, изощрённые пытки.
Выдвигались политические обвинения — контрреволюционная деятельность, шпионаж, участие в заговоре и т.