Михаил Степанюк, директор департамента программного обеспечения и корпоративных систем, компания Merlion, рассказывает об ИТ-трендах на 2024 год.
Как меняется ИТ-ландшафт Северстали
Группа компаний ITMS — участник российского рынка табачной и никотинсодержащей продукции. В связи с реструктуризацией бизнеса и перестройкой процессов в 2022 г. ITMS требовалось не только выстроить новый ИТ-ландшафт преимущественно на основе локальных решений, но и оптимизировать его, сохранив функциональность и качество сервиса. Задача осложнялась сжатыми сроками проекта. Кроме того, проанализировав состояние ИТ-инфраструктуры, команда Axenix участвовала в формировании подхода к новым интеграциям и согласовании перечня аналогов на замену прежнего ПО.
Нижний Новгород. В основе расчетов — данные потребления электроэнергии серверным оборудованием с учетом региональных коэффициентов выбросов парниковых газов от потребления сетевого электричества. Компания провела расчет углеродного следа собственных IT-приложений исходя из энергопотребления оборудования, которое ими используется для работы. В расчетах применены региональные коэффициенты выбросов парниковых газов от сетевого электричества и тепла, определенные территориальным методом. Коэффициенты эмиссий были рассчитаны экспертами по климатическим рискам и парниковым газам - компанией HPBS.
РТУ-Коннект — современное решение для совместной работы с широким функционалом видео-, аудиоконференций, обменом контентом, интеграцией с календарем и внутренним справочником предприятия, чатами, записью конференций и многим другим. Система оперативно-диспетчерской связи — мощный эффективный комплекс оперативно-диспетчерской связи на базе единой сетевой платформы. Наша компания является производителем Российского диспетчерского пульта связи. Контакт-центр Атмосфера — омниканальный контакт-центр с единой системой личных кабинетов и автономных ботов, в том числе с синтезом и распознаванием речи. Она поддерживает как полностью удаленный, так и гибридный формат работы. Важным преимуществом является экономичность. Заказчик может минимизировать производственные затраты, в том числе благодаря снижению расходов на оборудование. Растет эффективность обслуживания клиентов, снижаются расходы на службу эксплуатации за счет управления услугами связи через облачные АТС. Также можно отметить гибкие модели владения CAPEX, OPEX, SaaS, PaaS , высокую степень выживаемости возможность резервирования платформы в нескольких ЦОД , соответствие требованиям безопасности и переход на полностью отечественное решение в рамках реализации программ импортозамещения и цифровой трансформации. Хочу сказать, что гости выставки «Связь — 2023» проявили большой интерес к разработкам нашей компании. На стенде САТЕЛ всегда были посетители, которым мы рассказывали о ключевых функциональных особенностях наших решений и возможностях их применения. По итогам работы на выставке мы получили большое количество запросов. А в чем специфика нижегородского подразделения? Мы реализуем полный цикл услуг: от предварительного обследования, проектирования и подготовки технического задания до создания, тестирования и сопровождения современных программных решений. Вы согласны с этой формулировкой? Как работается айтишникам в Нижнем Новгороде? В регионе, обладающим огромным потенциалом по развитию передовых технологий, консолидированы усилия научного сообщества и представителей бизнес-индустрии для решения ключевых задач цифровой трансформации.
Что вы можете сказать о международной выставке информационных и телекоммуникационных технологий «Связь-2023», в которой ваша компания принимала участие? Каковы ваши впечатления? Наша компания не первый год принимает участие в крупнейшем отраслевом мероприятии, и мы действительно наблюдаем, как стремительно развивается отрасль ИТ и телекоммуникаций. Что касается унифицированных коммуникаций, то можно отметить значительный рост в разработках инновационных российских решений. UC-технологии продолжают завоевывать новые рынки и находят свое применение не только в бизнесе и госсекторе, но и в других отраслях. Так, эти технологии уже прочно вошли в жизнь образовательной сферы все крупные игроки сегмента EdTech развивают платформы для удалённого обучения и медицины, где они используются в сервисах телемедицины. Удалось ли их преодолеть? Ландшафт, который формировался более 30 лет, полностью изменился, а новые цели, на которые ориентируются отрасль и государство, можно назвать амбициозными. Несмотря на уход ряда зарубежных поставщиков ПО и оборудования российский рынок не сократился, но пока не стал суверенным. Появились новые партнеры и поставщики, а также возможности для отечественных разработчиков занять ниши ушедших брендов. По разным оценкам этот процесс может занять от 4 до 5 лет. Вместе с тем, ИТ-отрасль будет развиваться не только посредством разработки продуктов, способных заменить импортные, но и в направлении поддержки существующих ИТ-инфраструктур. На выставке «Связь» компания САТЕЛ представила экосистему коммуникаций и продемонстрировала возможности собственных программных разработок: Российский телефонный узел РТУ — платформа унифицированных коммуникаций операторского класса надежности для предоставления широкого спектра услуг связи. Многокомпонентное решение, в составе которого реализованы модули голосовых роботов и чат-ботов с использованием искусственного интеллекта ZIAX, мобильное приложение, функционал личного кабинета абонента виртуальной АТС, а также собственный мессенджер для различных видов онлайн-коммуникаций. РТУ-Коннект — современное решение для совместной работы с широким функционалом видео-, аудиоконференций, обменом контентом, интеграцией с календарем и внутренним справочником предприятия, чатами, записью конференций и многим другим. Система оперативно-диспетчерской связи — мощный эффективный комплекс оперативно-диспетчерской связи на базе единой сетевой платформы. Наша компания является производителем Российского диспетчерского пульта связи.
Цифровая трансформация бизнеса в условиях обновленного ИТ-ландшафта
Модернизация ИТ-ландшафта в условиях омниканальности: опыт «Техносилы» | Михаил Степанюк, директор департамента программного обеспечения и корпоративных систем, компания Merlion, рассказывает об ИТ-трендах на 2024 год. |
Gartner: семь технологий, которые кардинально изменят ИТ-ландшафт | Термин Low-code (LC) буквально означает «низкий код» — технологию, позволяющую оперативно разрабатывать и развертывать ИТ-приложения c минимальным использованием. |
Кейс. ИТ-ландшафт с нуля для исследовательской компании | Блог | Nubes | Главная» Пресс-центр» Новости группы» NAUKA модернизирует ИТ-ландшафт группы компаний МЕЛКОМ. |
Ландшафтный ИТ-дизайн: как мы будем жить в 2024 году
В настоящий момент разработчики уже получили возможность прогнозировать углеродный след, расчет которого основывается на усредненных показателях по потреблению электроэнергии. В свою очередь эти показатели рассчитываются на основе модели, спроектированной силами команды, развивающей облачную платформу. В ближайших планах — внедрение моделей в платформу наблюдаемости для возможности произведения расчетов на основе мониторинга фактических данных и отслеживания динамики роста или снижения показателей по выбросам. Второй год подряд совместно с нашими партнерами мы считаем и раскрываем предотвращенный выброс СО2-экв от внедрения зеленых технологий и проекта по восстановлению клиентского оборудования. Решение, которое мы реализовали сейчас, стало последовательным шагом в развитии управления климатической повесткой».
В свою очередь эти показатели рассчитываются на основе модели, спроектированной силами команды, развивающей облачную платформу. В ближайших планах — внедрение моделей в платформу наблюдаемости для возможности произведения расчетов на основе мониторинга фактических данных и отслеживания динамики роста или снижения показателей по выбросам. Второй год подряд совместно с нашими партнерами мы считаем и раскрываем предотвращенный выброс СО2-экв от внедрения зеленых технологий и проекта по восстановлению клиентского оборудования.
Решение, которое мы реализовали сейчас, стало последовательным шагом в развитии управления климатической повесткой».
Опыт применения референсной модели Рассмотрим возможности использования референсной модели на конкретном примере.
На ИТ-ландшафт любой организации критическое влияние оказывает совокупность узлов нескольких компонентов. По нашим наблюдениям, в крупной компании их количество в среднем — от 5 до 10. При этом каждый компонент может иметь более десятка связей с другими.
Согласно логике референсной модели, узловые компоненты являются отправными точками программы миграции на новый ИТ-ландшафт. На следующем шаге эксперты формируют перечень информационных систем, где применяются эти компоненты. А дальше, руководствуясь базовыми критериями ранжирования этих информационных систем по уровню критичности, нагрузки и связанности с другими компонентами, определяют пул приоритетных систем, которые следует переводить на новый стек технологий, как можно быстрее.
Уже сейчас в портфеле проектов команды Rubytech есть реальный кейс, который реализуется совместно с заказчиком из финансового сектора. В рамках проекта мы вместе с ИТ-департаментом заказчика выбрали оптимальные решения для построения целевой модели. Далее была сформирована модель, которая оценивается с точки зрения применения для всего ИТ-ландшафта компании.
В текущей реализации это не абстрактный набор решений без подтверждённой информации о возможности их применения в каждом конкретном узле, а прикладная целевая модель, разработанная в соответствии с чёткими функциональными требованиями. На следующем этапе проведены пилотные тестирования выбранных ИТ-продуктов — уже в целевом ИТ-ландшафте в связке с другими выбранными решениями и под планируемой нагрузкой. Сейчас мы готовы приступать к проекту миграции на них информационных систем заказчика.
Таким образом, применение референсной модели позволяет нам получить детальный срез ИТ-ландшафта компании; понять, из каких компонентов он состоит; разработать план перехода на отечественные решения и сформировать своего рода технологический стандарт для дальнейшей реализации проектов миграции. Мы в Rubytech уверены, что в долгосрочной перспективе он будет принят в качестве архитектурного отраслевого стандарта по переводу заказчиков из финансовой отрасли на технологии для свободного цифрового развития. Импортозамещение в масштабах отрасли — это возможно Хотя сама по себе референсная модель является унифицированным инструментом, при взаимодействии с конкретным отраслеобразующим заказчиком её сегменты постепенно детализируют, либо разделяют по уровням нагрузки в зависимости от специфики ИТ-систем, которые используются в компании.
Так рождается отраслевая модель, содержащая конечный перечень продуктов. На следующем шаге классы оборудования и наборы ПО, применяемые в отрасли, конкретизируют до уровня конечных платформ, которые допустимо использовать в проектах миграции на защищённые технологии. При таком подходе каждый из центров принятия решений получает возможность подбирать доступные на рынке продукты, основываясь на базовом стеке технологий, который разрешён и рекомендован к применению в отрасли.
Такой отраслевой стандарт построения импортозамещённой архитектуры необходим компании, чтобы включать в перспективный план развития проекты по переводу ИТ-систем на отечественные технологии, планировать ресурсную загрузку и бюджеты.
В частности, капитальные затраты госзаказчиков на приобретение оборудования и ПО трансформируется в операционные расходы. Это существенно повлияет на роль крупнейших системных интеграторов, которым придется существенно пересматривать модель ведения бизнеса, а через них — и на других игроков рынка. Импортозамещение — это надолго 2024 год станет годом перехода к импортозамещению тяжелого ПО — средств виртуализации, систем резервного копирования, инфраструктурных продуктов, СУБД и аналитических решений. При этом надо учитывать, что доступность высокопроизводительных компьютеров стала меньше, так что российским разработчикам придется вспомнить подзабытое умение советских времен — создавать софт, максимально использующий возможности «железа». Да, и само «железо», кстати, тоже надо импортозамещать. Но тут такое непаханое поле, что его хватит на «тренды» ближайших лет пяти, а то и десяти. Пиратство — новые повороты вечной темы Про «обычное» пиратство, которое понемногу проникает даже на ведущие маркетплейсы, сказано за последние два десятка лет уже достаточно. Но теперь пираты гораздо чаще, чем ранее, воруют не у условного «Майкрософта», а «у своих», тормозя развитие российского рынка разработки и, конечно, с этим надо что-то делать более решительно, чем раньше.
Также появилось «вынужденное» пиратство. Не весь иностранный софт можно заменить «по щелчку пальцев», для некоторых решений полноценных аналогов нет. И многие российские компании пытаются «менять, ничего не меняя» — оставаться до последней возможности на привычных западных разработках.
Отраслевой ИТ-ландшафт: критической зависимости от зарубежных решений нет
Техника Hi-Tech. Другое Михаил Степанюк, директор департамента программного обеспечения и корпоративных систем, компания Merlion, рассказывает об ИТ-трендах на 2024 год. Составляя список трендов на следующий год, принято писать про «горячие» технологии — облака, искусственный интеллект, блокчейн...
Характерно для небольших компаний.
Архдолг не отслеживается. Виртуальный virtual — при отсутствии управления ИТ как такового ИТ ландшафт в принятом нами понимании отсутствует и рассматривается в основном только как ИТ инфраструктура серверы, хранилища и сетевые каналы. Таким образом, ИТ ландшафт в крупных компаниях является системой систем SoS со всеми присущими ей свойствами.
Измеряем сложность Несмотря на распространенность термина «сложность», на сегодняшний день для него не существует согласованного определения как в целом, так и в контексте управления архитектурой ИТ ландшафта, в частности. Кембриджский словарь, например, определяет сложность как «явление, при котором имеется множество связанных частей и которое сложно для понимания». Литература на эту тему предлагает самый широкий спектр концепций и способов измерения уровня сложности.
При этом рост сложности становится одним из ключевых факторов управляемости ИТ ландшафта, а, как известно, «невозможно управлять тем, что нельзя измерить». Попытки измерения сложности ИТ ландшафта в крупных компаниях на сегодняшний день сводятся, как правило, к подсчету: количества приложений; количества информационных потоков между приложениями; процента соответствия приложений стандартам; количества инфраструктурных компонентов, используемых приложениями; объема функционала приложений; уровня дублирования функционала в приложениях. Несмотря на то, что данные метрики являются интуитивно понятными и даже в определенной степени позволяют предсказывать затраты, они в то же время не позволяют на их основе вывести правдоподобный интегральный показатель сложности ИТ ландшафта и не имеют теоретического обоснования с точки зрения теории систем.
Питер Сенге предлагает считать, что системная сложность существует в двух основных формах: Структурная сложность возникает в результате большого количества систем, системных элементов и установленных связей в любой из двух основных топологий иерархия или сеть. Эта сложность связана с системами, как они есть; а именно, с их статическим существованием. Динамическая сложность связана с взаимосвязями, которые возникают между готовыми, функционирующими системами в процессе их работы, т.
Сет Ллойд собрал некоторые примеры количественных мер сложности, которые он отнес к попыткам ответа на три вопроса: Насколько трудно описать систему? Обычно это измеряется в битах информации, затрачиваемых на представление описания. Насколько трудно создать систему?
Сложность как трудность создания измеряется во времени, энергии, стоимости и т. Какова степень организованности системы? Эту тему можно разделить на два типа метрик: сложность описания организационной структуры, будь то корпоративная, химическая, клеточная и т.
Effective Complexity. Есть также понятия, которые сами по себе не являются количественными мерами сложности, но очень близки к ним: Long-Range Order; Self-Organization; Complex Adaptive Systems; Edge of Chaos. Применительно к ИТ ландшафту наибольший интерес представляют метрики, связанные с оценкой структурной сложности системы, основанные на неоднородности и топологии.
Так Александер Шютц и его соавторы предложили в качестве меры сложности ИТ ландшафта использовать количество и неоднородность его компонентов и их связей, где неоднородность ИТ ландшафта является статистическим свойством и относится к разнообразию атрибутов элементов ИТ ландшафта. Шютц применил концепцию меры концентрации, главным образом энтропии Шеннона, для количественной оценки неоднородности. Данный подход позволил авторам породить 10 количественных метрик сложности ИТ ландшафта, основанных на неоднородности: Сложность типа приложения — количество и неоднородность уровней кастомизации приложений домена make, buyAndCustomize, buy ; Сложность бизнес-функционала - количество и неоднородность бизнес-функций, поддерживаемых приложениями домена; Сложность категорий компонентов - количество и неоднородность инфраструктурных компонентов определенной категории ОС, СУБД и др.
Под доменами здесь понимаются оргзвенья предприятия кредитование, депозиты, HR, риски, маркетинг, закупки и др. Другой метод измерения сложности ИТ ландшафта - на основе топологии - был предложен Робертом Лагерстремом с использованием широко распространенного в дисциплине архитектуры программного обеспечения подходе — Design Structure Matrix DSM — для визуализации скрытой структуры ИТ ландшафта и, таким образом, выявления участков повышенной сложности. Метод, используемый для представления архитектуры сети, основан на классическом понятии связанности и расширяет его.
В частности, после определения связанности зависимости между элементами в сложной архитектуре метод анализирует архитектуру с точки зрения иерархической упорядоченности и цикличности, позволяя классифицировать элементы с точки зрения их положения в результирующей сети. Если DSM матрицу первого порядка возвести в последовательные степени, результат покажет прямые и косвенные зависимости, существующие для последовательных длин путей. Суммирование этих матриц дает матрицу видимости V, которая обозначает зависимости, существующие для всех возможных длин пути.
Далее для каждого приложения ИТ ландшафта в V матрице вычисляются метрики: Visibility Fan-In VFI — количество приложений, которые явно или неявно зависят от текущего приложения; Visibility Fan-Out VFO - количество приложений, от которых явно или неявно зависит текущее приложение. Для измерения видимости на уровне всего ИТ ландшафта определяется показатель стоимости распространения Propagation Cost как плотность матрицы видимости. Интуитивно понятно, что стоимость распространения равна доле архитектуры, затронутой изменением случайно выбранного элемента то есть по сути это чувствительность ландшафта к изменениям.
По определению каждый элемент внутри циклической группы прямо или косвенно зависит от любого другого члена группы. Найденные циклические группы называются «ядрами» системы. Самая большая циклическая группа «Ядро» играет особую роль в схеме архитектурной классификации ИТ ландшафта.
Обследование интеграционной инфраструктуры Опрос о практиках и регламентах использования средств захвата изменений, инструментов перемещения и преобразования данных; Анализ подходов к разделению слоёв данных, к проектированию моделей данных, предоставление рекомендаций; Опрос администраторов по выявленным пользовательским болевым точкам; Опрос по аппаратному обеспечению интеграционной инфраструктуры. Результат аудита цифрового ландшафта Презентация собранной информации и рекомендаций: Презентация в формате Power Point; Собранные факты по всем упомянутым пунктам; Три сценария развития: консервативный, идеальный и оптимальный. Базис программы проектов цифровой трансформации: Основа для плана программы проектов в формате Microsoft Project; Последовательность ключевых результатов и MVP; Планирование quick-win стратегий по каждому проекту программы. Предпосылки аудита Возможность отвечать на вызовы конкурентов в большой степени зависит от того, насколько быстро компания способна работать с новыми для неё данными: получать, обрабатывать, анализировать и принимать на их основе решения. Конкуренты в любой момент могут представить сервис или продукт, требующий принципиально новых бизнес-процессов, не встречавшихся до этого типов данных или скоростей реакции на действия клиента или других участников рынка.
Маркетплейсы ПО В настоящее время на рынке уже действуют программные экосистемы. Например, они предоставляют возможность получения доступа к множеству приложений через AWS или Salesforce. В этой связи видится перспектива единой абонентской платы для доступа ко всему многообразию софта. Пламмер считает, что наличие такой технологии стало бы революцией в распространении ПО на рынке, оцениваемом в 450 млрд. Способом реализации этой идеи он видит маркетплейсы, которые могут функционировать в режиме соблюдения текущих условий контрактов, обеспечивать динамические обновления или «заморозку» обновлений программ, упрощать закупки, предлагать большое разнообразие, революционизировать API и многое другое. Появление маркетплейсов нарушит текущую модель распространения и владения ПО. ИТ-директора не должны сбрасывать со счетов вероятность появления таких маркетплейсов. Для этого нужно проводить постоянный мониторинг рынков ПО, тестировать образцы ПО и пересмотреть свои планы аварийного восстановления. Дезинтермедиация смартфонов Современные смартфоны активируют и отслеживают все остальные устройства: с их помощью отдают распоряжения «умным» домам, сопрягаются с навигационным или аудиоприложением в автомобиле, ими можно расплатиться за покупки. Однако наблюдается ситуация, когда производители смартфонов постепенно перехватывают контроль за коммуникациями и мобильным доступом. Чтобы ослабить их хватку, избавившись от навязанного ими посредничества дезинтермедиация , ИТ-директорам следует обратить внимание на устройства, которые работают без привязки к определенным операторам услуг и сетей, а в качестве руководящего принципа мобильности руководствоваться уместностью применения технологии, а не приложениями. Нужно также поставить на поток процедуру тестирования личных девайсов, которые проникают через корпоративный брандмауэр.
Офисный ИТ-ландшафт для АКРА
технологии Тренд: BIG DATA 2011 Количество DDoS-атак в 2013 году 178% в 2012 году 15% Тренды ПО = Тренд: Мобильность 97% запросов Эволюция информации Новый ландшафт ИТ. После полного запуска системы ритейлер в автоматическом режиме сможет в режиме реального времени осуществлять мониторинг ИТ-ландшафта на всех уровнях. 8 апреля генеральный директор Группы компаний «БТП» Андрей Валерьевич Басаргин принял участие в конференции «ИТ-ландшафт регионов России». Вычислительный комплекс был принят в эксплуатацию ИТ-службой агенства и в данный момент работает в штатном режиме. «Сегодня наш ИТ-ландшафт включает порядка 15 подсистем. Важной частью обновленного ИТ-ландшафта является доработанная POS-система. * Целевой ландшафт ИТ-архитектуры.
Билайн разработал автоматизированное решение для расчета углеродного следа от ИТ-приложений
При этом многие ритейлеры до сих пор отчаянно держатся за собственные центры компетенций, будучи уверенными, что они все делают лучше, чем другие. На мой взгляд, это мнение ошибочно: гораздо выгоднее покупать успешные решения, чем инвестировать в их создание с нуля. Какие-то задачи, безусловно, должны оставаться в ведении ритйлера, но внедрение и поддержку многих сервисов можно спокойно передавать на аутосоринг. Бабаджанов: Поскольку «Техносила» на протяжении 20 лет воспринималась как чистый офлайн-игрок, к внедрению омниканальности пришлось подходить очень осторожно.
И одной из главных задач было постепенное изменение восприятия бренда в глазах покупателей. Необходимо было рассказать, что на место сети разрозненных офлайн-магазинов пришел крупный омниканальный ритейлер, с которым можно взаимодействовать по любому из доступных каналов из любой точки страны. Неслучайно в качестве основной идеи обновленного бренда компании был выбран слоган «Онлайн и рядом».
И хотя подводить итоги еще рано — прошло только полгода с момента запуска проекта, уже можно констатировать, что выбранная нами модель трансформации бизнеса и восприятия бренда покупателями оказалась жизнеспособной. Отмечу, что обновление затронуло не только наш бренд, но и сайт, и мобильную версию сайта, и, что остается незамеченным покупателями, но очень сильно влияет на продажи, — серьезным изменениям подверглись все наши бэк-системы. Бабаджанов: Если речь идет об интернет-серфинге, думаю, что это не совсем так.
Раньше покупатели точно так же гуляли по офлайновым магазинам и сейчас продолжают гулять в поисках лучшего товара за лучшую цену. Появление возможности делать это в режиме онлайн сути дела не изменило: спонтанность покупки в основном зависит от работы маркетинга, «подтолкнувшего» клиента выбрать товар именно в этом конкретном магазине. Другой вопрос, что в интернете человек, как правило, ищет конкретный товар, поэтому спонтанность, как правило, связана с выбором компании, а не вещи.
Развитие омниканальных продаж никоим образом не должно убивать спонтанные покупки, наоборот, при правильном подходе результатом должно стать расширение и перераспределение трафика из офлайна в онлайн В офлайновых магазинах вероятность спонтанных покупок по-прежнему велика, хотя действительно возникает риск, что, присмотрев товар на витрине, человек предпочтет заказать его по интернету в другом магазине. Здесь все надежды возлагаются на продавцов-консультантов, обладающих навыками кросс-сейла и «вооруженных» планшетами, с помощью которых они смогут переубедить клиента и помочь ему совершить выгодную покупку в данном магазине, а также подсказать, какие дополнительные аксессуары он мог бы приобрести. Развитие омниканальных продаж никоим образом не должно убивать спонтанные покупки, наоборот, при правильном подходе результатом должно стать расширение и перераспределение трафика из офлайна в онлайн.
Как реализуется эта задача в «Техносиле»? Бабаджанов: Хотя определенные сложности есть, в целом мы идем навстречу клиентам и гарантируем им возможность возврата в течение 60 дней вдвое дольше 30 дней, регламентированных российским законодательством , независимо от того, в каком из каналов он совершил покупку. Единственное затруднение возникает с возвратом безналичных платежей: клиенту приходится посещать магазин, чтобы написать заявление о возврате денежных средств.
Более подробно я хотел бы остановиться на таком моменте, как дальнейшая судьба возвращенного товара. Если товар в рабочем состоянии, его можно уценить и продать. Однако, к сожалению, у нас пока нет возможности продавать уцененный товар онлайн, и в этом направлении развития омниканальности нам еще предстоит проделать много работы.
Есть и еще одна проблема, связанная с совершенствованием системы обратной логистики: если возвращенный в магазин товар там и «зависает», продать его в ближайшее время через веб-сайт с доставкой будет проблематично — его необходимо вернуть на центральный склад, и только тогда клиенты смогут его купить. Возможность продажи через веб-сайт с доставкой из любого магазина пока еще остается одной из нереализованных задач. Какие задачи, связанные с развитием электронной коммерции, вы ставите перед собой на ближайшую перспективу?
Бабаджанов: Наша основная задача — распространение возможностей омниканальной торговли на всех покупателей. В числе наиболее актуальных направлений я бы выделил использование геолокационных технологий, позволяющих, во-первых, уведомлять покупателя о спецпредложениях именно в том магазине, в котором он находится, во-вторых, повысить уровень персонификации в общении с клиентами. Например, уже при входе постоянного покупателя в магазин продавец сможет увидеть на своем планшете информацию о нем, о его прежних покупках и пр.
Также, на мой взгляд, необходимо реализовать возможность считывания информации с ценников при помощи смартфонов, в т. Еще одной важной задачей является ускорение обслуживания покупателей в офлайн-магазинах, в т. Здесь на первый план выходят технологии приема мобильных платежей и автоматизация кассовых зон.
Системы Self Checkout становятся все более популярными в food-ритейле, покупатели постепенно к ним привыкают, и, на мой взгляд, их установка в «Техносиле» будет способствовать ускорению процесса покупки и снизит риски работы с наличностью. Хотя подводить итоги еще рано — прошло только полгода с момента запуска проекта, уже можно констатировать, что выбранная нами модель трансформации бизнеса и восприятия бренда покупателями оказалась жизнеспособной Что касается развития онлайн-платформы, здесь тоже есть множество нерешенных задач по улучшению клиентских сервисов.
Поэтому оценка достижения поставленных целей к 2030 году будет возможна только при последующих аналитических исследованиях и мониторинге прогресса отечественных разработчиков инженерного софта», — подчёркивает заместитель гендиректора ООО «Бизнес Система Телеком». Я думаю, что они способны это сделать.
Сложности могут возникнуть именно в части исполнения данной дорожной карты. Но если создать адекватную нормативную базу и обеспечить финансирование, то никаких проблем не будет», — считает Дмитрий Нор. Мыслите шире Что рациональнее в текущей ситуации: создавать максимально универсальное промышленное ПО или предлагать как можно больше специфических решений для разных областей промышленности и различных процессов? Как показал опрос участников нашей дискуссии, выбирать не обязательно.
Вторым этапом можно делать универсальные решения, потому что их можно продавать всем, в том числе на экспорт. Это экономически эффективно. Создание специфических решений может оказаться нерациональным с точки зрения экономики», — высказался Дмитрий Нор. Директор по проектному производству ООО «Кайрос Инжиниринг» отметил, что его компания придерживается срединного пути: использования универсальных программных решений с усилением в виде специфических решений для узких задач.
Это обусловлено во многом отсутствием стандартов бизнес-процессов: все бизнесы похожи в общем, но совершенно по-разному строят внутренние процессы и в большинстве случаев не готовы подстраивать их под программное обеспечение. Таким образом, целесообразно создавать максимально универсальное промышленное ПО, модульная структура которого позволит конструировать решение из нужного для конкретной отрасли функционала. А затем уже получившуюся конструкцию можно дорабатывать под специфику бизнес-процессов конкретного заказчика. Однако совсем не обязательно создавать монолитную архитектуру, контролирующую все функциональные блоки предприятия.
Современные инструменты для интеграции — шины данных позволяют выстраивать отказоустойчивые сервисные архитектуры с большим количеством источников и приёмников данных. Сервисная архитектура обуславливает возможность замены отдельных модулей, сервисов и подсистем оперативно и безболезненно для работы всей системы. В условиях динамично развивающегося рынка такая архитектура является конкурентным преимуществом бизнеса», — поясняет Сергей Локтев. Евгений Воякин считает, что обе заявленные стратегии имеют свои преимущества и недостатки.
С другой — такое ПО может не соответствовать уникальным требованиям отраслей или специфическим процессам. И тогда нужна стратегия разработки специфических решений для разных областей промышленности и процессов. Только она может обеспечить точное соответствие требованиям клиентов и уникальным особенностям каждой отрасли. Разумеется, такая стратегия может потребовать больших инвестиций в исследования и разработку, а также глубокого понимания конкретных отраслей и специфических процессов», — поделился мнением замруководителя ООО «Бизнес Система Телеком».
Степан Воробьёв согласен с коллегой: выбор стратегии во многом зависит от ресурсов производителя. Например, в «СиСофт Девелопмент» разработали подходы, которые успешно решают и ту, и другую задачу. Далеко не по всем направлениям их достаточно, это также касается разработчиков, но особенно — заказчиков. Так что, возможно, жизнеспособная стратегия — сопровождать решения на начальном этапе собственными квалифицированными внедренцами», — рассуждает эксперт.
Универсальное ПО всегда будет уступать специализированному и не сможет удовлетворить потребности каждой сферы с уникальной спецификой. И напротив, если каждое предприятие будет разрабатывать уникальное решение для собственных нужд, ресурсы будут слишком распылены. Важно соблюсти баланс между этими двумя стратегиями», — считает Егор Гуторов. Поддержка государства Для поддержки российских разработчиков промышленного программного обеспечения запущена грантовая система.
Однако ПО, как любой сложный продукт, требует тщательного планирования и поэтапного цикла работ. Может ли грантовая система обеспечить требуемое долговременное финансирование таких проектов? За такой срок разработать серьёзное ПО невозможно, а каждый год подавать документы заново непродуктивно. Необходимо выстроить структуру грантов таким образом, чтобы она включала в себя средне- и долгосрочные проекты.
Думаю, тогда можно будет говорить и о значительном, а не единичном, количестве прорывных ИТ-продуктов, разработанных в нашей стране», — комментирует Виктория Никитина. По мнению Дмитрия Нора, о долговременном финансировании речи, действительно, не идёт, но с помощью гранта разработчик сможет создать реальный продукт — для начала этого достаточно. Создание ПО — непростой процесс. Не видя реального продукта, никто не будет покупать идею или финансировать её, даже если она жизнеспособная.
Грантовая система финансирования — это большой шаг вперёд в решении данной проблемы», — считает директор ООО «Софт Скай Девелопмент». Евгений Воякин также считает, что различные меры поддержки могут помочь компаниям преодолеть начальные финансовые барьеры и ускорить процессы исследований, разработки и внедрения. Однако в случае сложных и длительных проектов разработки ПО, требующих тщательного планирования и поэтапного цикла работ, гранты могут предоставлять только изначальное финансирование. А для обеспечения долгосрочного финансирования проектов разработки ПО компании могут искать дополнительные источники, такие как венчурные инвестиции, кредиты, стартап-акселераторы или партнёрства с инвесторами.
Кроме того, по мнению эксперта, разработчики должны стремиться к коммерциализации своих продуктов и получению доходов от продажи лицензий или подписок на ПО. Степан Воробьёв отмечает, что грант может обеспечить некую поддержку на старте — содействие в доработке решения, представления его целевой аудитории и т. Но он не должен выступать «костылём», на который постоянно опирается разработка. Её адекватными стимулами должны быть конкуренция и реальные заказы.
Во многих случаях это требует реорганизации многих производственных процессов без остановки выпуска продукции, а значит, и существенных финансовых ресурсов. Различные субсидии и гранты могут стать реальной работающей поддержкой», — уверен представитель АО «СиСофт Девелопмент». Сергей Локтев тоже придерживается мнения, что для большей эффективности грантовую систему желательно комбинировать с работой на конечного заказчика. С одной стороны, в таком варианте организации реализация займёт больше времени, с другой — для конечного заказчика он выйдет однозначно дешевле, а проектная команда гарантированно получает возможность апробации результатов», — поясняет руководитель проектов ООО «Первый Бит».
Александр Готфрид предлагает субсидировать не разработчиков ПО, а потребителей, переходящих на отечественный продукт, в формате компенсации государством части стоимости лицензий. Вендоры отечественного ПО получат расчётную прибыль и средства для дальнейшей разработки своих решений.
Более того, саму эту стратегию уже невозможно представить в виде монолитного перечня проектов с двух-трехлетним горизонтом планирования, которые успешно реализовывались бы классическим waterfall-подходом.
Каждая компания, обладающая высоким уровнем цифровой зрелости, стремится реализовать у себя процессы цифровизации и цифровой трансформации, используя наиболее эффективные и гибкие методологии. При этом одной из ключевых целей трансформации, помимо достижения эффективности бизнес-процессов, остается обеспечение стабильности и устойчивости бизнеса в условиях возникающих эксплуатационных рисков. К таковым, например, могут относиться: санкционное давление на российскую экономику, уход с рынка зарубежных поставщиков ИТ-решений Microsoft, VMware, SAP, Oracle и многих других , жесткие требования регуляторов к госзакупкам, КИИ и не только.
Технологически независимый ландшафт как раз и понимается нами как некая совокупность информационных ресурсов систем, приложений, сервисов, продуктов , максимально защищенная от внешних и внутренних рисков и угроз. В актуализации ИТ-ландшафта с учетом современных вызовов очевидно заинтересован целый ряд компаний: те, которые испытывают влияние санкционных рисков; те, которые рассматривают стратегию цифровой трансформации как следующий шаг развития бизнеса; наконец — те, которые опасаются использовать импортное ПО от вендоров, покинувших российский рынок.
Система критериев также учитывает распространённость поставляемых решений среди потребителей из конкретного сектора экономики, наличие выстроенной системы поддержки и обучения специалистов — как для системных интеграторов, так и для тех, кто в дальнейшем будет отвечать за эксплуатацию решения на стороне заказчика. Методику проверяли на реальных кейсах, которые нам предоставляли заказчики. Это позволило в итоге создать применимый на практике и эффективный рабочий инструмент. Наши эксперты постоянно актуализируют референсную модель: исследуют рынок, фиксируют наличие доступных технологий по каждому из сегментов и проводят их специализированную оценку.
На её основе впоследствии формулируются функциональные требования к каждому продукту и делаются выводы о возможности применения того или иного стека ИТ-решений в инфраструктуре конкретного заказчика. Опыт применения референсной модели Рассмотрим возможности использования референсной модели на конкретном примере. На ИТ-ландшафт любой организации критическое влияние оказывает совокупность узлов нескольких компонентов. По нашим наблюдениям, в крупной компании их количество в среднем — от 5 до 10. При этом каждый компонент может иметь более десятка связей с другими. Согласно логике референсной модели, узловые компоненты являются отправными точками программы миграции на новый ИТ-ландшафт.
На следующем шаге эксперты формируют перечень информационных систем, где применяются эти компоненты. А дальше, руководствуясь базовыми критериями ранжирования этих информационных систем по уровню критичности, нагрузки и связанности с другими компонентами, определяют пул приоритетных систем, которые следует переводить на новый стек технологий, как можно быстрее. Уже сейчас в портфеле проектов команды Rubytech есть реальный кейс, который реализуется совместно с заказчиком из финансового сектора. В рамках проекта мы вместе с ИТ-департаментом заказчика выбрали оптимальные решения для построения целевой модели. Далее была сформирована модель, которая оценивается с точки зрения применения для всего ИТ-ландшафта компании. В текущей реализации это не абстрактный набор решений без подтверждённой информации о возможности их применения в каждом конкретном узле, а прикладная целевая модель, разработанная в соответствии с чёткими функциональными требованиями.
На следующем этапе проведены пилотные тестирования выбранных ИТ-продуктов — уже в целевом ИТ-ландшафте в связке с другими выбранными решениями и под планируемой нагрузкой. Сейчас мы готовы приступать к проекту миграции на них информационных систем заказчика. Таким образом, применение референсной модели позволяет нам получить детальный срез ИТ-ландшафта компании; понять, из каких компонентов он состоит; разработать план перехода на отечественные решения и сформировать своего рода технологический стандарт для дальнейшей реализации проектов миграции. Мы в Rubytech уверены, что в долгосрочной перспективе он будет принят в качестве архитектурного отраслевого стандарта по переводу заказчиков из финансовой отрасли на технологии для свободного цифрового развития.
NAUKA модернизирует ИТ-ландшафт группы компаний МЕЛКОМ
При этом собственные ИТ-решения «Транснефти» обогащают отраслевой ландшафт: это ЕЛИС — система обработки лабораторной информации, это решения на платформе «СКАДА». О сервисе Прессе Авторские права Связаться с нами Авторам Рекламодателям Разработчикам. Обсудим с заказчиками и российскими производителями актуальные темы и вместе определим ИТ-ландшафт 2023 года. ит-ландшафт организации saymon Самым важным этапом в построении правильного информационного ландшафта является определение концепции видения компании. * Целевой ландшафт ИТ-архитектуры. Последние новости по теме IT-ландшафт: Мишустин указал на белые пятна в российском IT-ландшафте.
Переход на технологически независимый ИТ-ландшафт
ИТ-ландшафты компаний классифицируют по различным критериям в зависимости от их характеристик и особенностей. В каких сегментах качественные отечественные аналоги зарубежных решений пока отсутствуют? Изучаем промышленный ИТ-ландшафт вместе с непосредственными участниками этого рынка. После полного запуска системы ритейлер в автоматическом режиме сможет в режиме реального времениосуществлять мониторинг ИТ-ландшафта на всех уровнях. — Олег Александрович, опыт работы ИЦК по формированию независимого от зарубежных решений отраслевого ИТ-ландшафта в нефтегазе может стать примером для других отраслей. Создание ИТ-ландшафта предприятия предполагает проведение сложного комплекса действий, направленных на структурирование и отображение элементов архитектуры ИТ-элементов. Совместная команда Axenix и «Синхро» (ИТ-компания, входящая в холдинг S8 Capital) выполнила первый этап проектов по локализации ИТ-ландшафта и внедрения ERP-системы.
Axenix и S8 Capital локализовали ИТ-ландшафт на заводах Meteor
Трансформация ИТ-ландшафта: «точка невозврата» пройдена - Ведомости | Новости. Разработка и ИТ-ландшафт. |
Управление ИТ ландшафтом — Dinord | По словам генерального директора Angara Security, основной технологий тренд – это миграция на отечественные решения ИТ, ИБ, средства виртуализации, контейнеризации и прочее. |
Об изменении ландшафта ИТ-рынка | Смотрите видео онлайн «Как изменился ландшафт ИТ-экосистем после ухода западных вендоров, и что выбрать заказчику» на канале «TAdviser» в хорошем качестве и бесплатно. |
Отраслевой ИТ-ландшафт: критической зависимости от зарубежных решений нет | Российская ИТ-отрасль стремительно растет и развивается, решаются непростые задачи своевременного обеспечения ее востребованными кадрами и специалистами. |
Как изменился ландшафт ИТ-экосистем после ухода западных вендоров, и что выбрать заказчику
Компания Axenix завершила разработку стратегии локализации ИТ-ландшафта логистической компании "Рулог" (ранее известной как HAVI). 6 декабря eXpress принял участие в ежегодной конференции «ИТ-ландшафт новой реальности», которая проходила в мультиформатном пространстве Community в Москве. Рассказываем, как компания разработала стратегию локализации ИТ-ландшафта логистической компании «Рулог» (ранее HAVI). После полного запуска системы ритейлер в автоматическом режиме сможет в режиме реального времениосуществлять мониторинг ИТ-ландшафта на всех уровнях. Смотрите онлайн Сессия ИТ-ландшафт. Формирование приоритетных. 2 ч 5 мин 47 с. Видео от 12 октября 2023 в хорошем качестве, без регистрации в бесплатном видеокаталоге ВКонтакте! Целью исследования CNews Analytics и «Инфосистемы Джет» было определить степень проникновения технологий контейнеризации в ИТ-ландшафт крупных российских компаний и.