Высадка союзников в Нормандии.
История в историях
Высадка в Нормандии (англ. Normandy landings, фр. Débarquement de Normandie) или Опера́ция «Непту́н» (англ. Operation Neptune, фр. Opération Neptune) — морская десантная операция. Задержка высадки в Нормандии из-за погоды. Главнокомандующий силами союзников Дуайт Эйзенхауэр считал, что самое важное — скрыть от немцев время и место высадки, ведь успех операции «Оверлорд» зависел от дезинформации. Главная» Новости» Высадка в нормандии операция.
Запад исключает Россию из исторической памяти о победе над фашизмом
Германия же такими резервами похвастаться не могла. План операции Американское командование начало готовиться к высадке во Франции задолго до самого «Дня Д» первоначальный проект высадки был рассмотрен за 3 года до нее — в 1941 — и имел кодовое название «Раундап». Для того чтобы опробовать свои силы в войне в Европе, американцы, совместно с английскими войсками высадились в Северной Африке операция «Факел» , а затем и в Италии. Операция много раз переносилась и изменялась потому что США не могли решить, какой из театров военных действий для них важнее — Европейский или же Тихоокеанский.
После того как было принято решение основным соперником выбрать Германию, а на Тихом океане ограничиться тактической защитой, начался план разработки операции «Оверлорд». Операция состояла из двух фаз: первая получила кодовое название «Нептун», вторая — «Кобра». Первая часть операции длилась с 6 июня 1944 года по 1 июля 1944; вторая началась сразу же после окончания первой, то есть с 1 июля 1944 года и до 31 августа того же года.
Операция готовилась в строжайшей секретности, все войска, которые должны были высаживаться во Франции, переводились в специальные изолированные военные базы, которые было запрещено покидать, велась информационная пропаганда относительно места и времени проведения операции. Помимо войск США и Англии в операции принимали участие канадские, австралийские и новозеландские солдаты, а в самой Франции активную деятельность вели силы французского сопротивления. На протяжении очень долгого времени командование союзными войсками не могло точно определиться со временем и местом начала операции.
Наиболее предпочтительными местами для высадки десанта были Нормандия, Бретань и Па-де-Кале. Всем известно, что выбор был остановлен на Нормандии. На выбор влияли такие факторы, как расстояние до портов Англии, эшелонированность и мощность оборонительных укреплений, радиус действия авиации сил союзников.
Совокупность этих факторов и определила выбор командования союзников. Немецкое же командование до самого последнего момента считало, что высадка будет происходить в районе Па-де-Кале, так как это место ближе всего к Англии, а, значит, требуется меньше всего времени для перевозки грузов, техники, новых солдат. В Па-де-Кале был создан знаменитый «Атлантический Вал» — неприступная линия обороны фашистов, в то время как в районе высадки укрепления едва ли были готовы наполовину.
Высадка проходила на пяти пляжах, которые получили кодовые названии «Юта», «Омаха», «Голд», «Сорд», «Юнона». Время же начала операции определялось соотношением уровня прилива воды и временем восхода солнца. Эти факторы рассматривались для того, чтобы десантные суда не сели на мель и не получили повреждений от подводных заграждений, была возможность высадить технику и десант как можно ближе к берегу.
В итоге днем начала операции стало 6 июня, этот день и получил название «День Д». За ночь до высадки основных сил в тыл врага был скинут парашютный десант, который должен был помочь основным силам, а непосредственно перед началом основной атаки немецкие укрепления подверглись массированному авианалету и обстрелу кораблями союзников. Ход операции Такой план был разработан в штабе.
Таким образом, в случае обнаружения ошибки он мог переложить ответственность на нерадивых сообщников. Мужчина убедил немецкое командование в том, что высадка десанта должна произойти в проливе Па-де-Кале. Войска Третьего Рейха были сосредоточены в районе Кале, и это сыграло существенную роль в успехе вторжения союзных частей. Спланированная утечка информации сопровождалась размещением макетов кораблей в местах, далеких от реальных мест загрузки. Нормандская операция. Одной из сложностей стало сильное течение в выбранном районе. Были оборудованы плавучие пирсы, которые поднимались и опускались вместе с приливом.
Высадка союзников в Нормандии По плану командования союзных войск на захваченных участках требовалось как можно быстрее разместить танки и многочисленную пехоту, чтобы отразить контрудар немцев. Ранним утром 6 июня, когда вода ушла до минимальной точки, началась высадка десанта.
Имевший значительный опыт войны с союзниками командующий группой армий "Б" Эрвин Роммель считал, что вопрос об успешности высадки будет решен в первые 24 часа сражения. Поэтому он выступал за удержание прочной обороны на побережье и предлагал создать вдоль него "жемчужное ожерелье" танковых частей. Другого мнения придерживались главнокомандующий немецкими войсками на Западе Герд фон Рундштедт и командующий танковой группой "Запад" Гейр фон Швеппенбург. Они предлагали держать танки в глубине континента, а в случае высадки разгромить противника в маневренном сражении.
Фон Швеппенбург указывал, что на побережье танки попадут под огонь корабельной артиллерии. Роммель в ответ напоминал о господстве союзников в воздухе висящие над головой истребители-бомбардировщики затрудняли любые перемещения войск. В итоге Адольфом Гитлером было принято компромиссное решение: три танковые дивизии получил Роммель, три - Рундштедт и Гейр, и еще четыре находились в резерве верховного командования. Серьезным препятствием на пути реализации обоих вариантов было то, что многие немецкие подвижные соединения в Нормандии были недавно выведены с Восточного фронта на переформирование и мало боеспособны. Из вышеупомянутых десяти дивизий в Западной Европе только две были полностью боеготовы. Наихудшим для немцев было соотношение сил в воздухе.
В распоряжении 3-го воздушного флота находилось около 500 самолетов. Союзники же могли противопоставить им более 7 тыс. Высадке предшествовало воздушное наступление, длившееся несколько недель и приведшее к сильным разрушениям на севере Франции. Авиаударам подвергалась дорожная сеть, но одновременно разрушались жилые постройки, под бомбами союзников гибли французские мирные жители. Определенные надежды на успех немцам давал строившийся с 1942 года "Атлантический вал" - полоса укреплений вдоль побережья. Однако в первую очередь укреплялись порты и прилежащее к ним побережье.
Снабжение бетоном строительства "Атлантического вала" на других участках осуществлялось по остаточному принципу. Поэтому идея союзников с сооружением искусственной гавани открывала им дорогу для атаки наименее укрепленных позиций. Помимо препятствий и ДОТов на берегу немцами были построены заграждения в море. Металлические ежи, бетонные пирамиды должны были пробивать днища десантных кораблей. Поэтому союзным командованием было решено высаживаться во время отлива, когда все эти препятствия показывались из-под воды. За время до прилива саперы должны были подорвать заграждения, мешающие подойти к берегу.
Первоначально датой высадки было назначено 5 июня 1944 года. Утром 4 июня высадка была задержана на сутки в ожидании улучшения погодных условий. Вечером того же дня Эйзенхауэр принял решение - вторжение на континент должно начаться во вторник 6 июня. В пользу союзников сработал кажущийся малозначительным факт вытеснения немецких метеостанций из Северной Атлантики.
Солдат вооружен уложенным в целлофановый пакет карабином М1, справа — гранатомет «Базука». Десантный катер подорвался на мине и получил сильные повреждения. На борту погибли 15 и были ранены 30 человек, на судне возник пожар. Британский танк М4 «Шерман» на барже перед высадкой. W Десантный катер с группой солдат передового отряда 1-й пехотной дивизии армии США приближается к зоне высадки "Омаха". Солдаты 16-го полка 1-й пехотной дивизии США выбираются на пляж "Омаха" под обстрелом. Фотокорреспондент Роберт Капа сошел на берег "Омаха" вместе с первыми десантниками, высаживавшимися здесь под ураганным огнем береговой обороны немцев. Оказавшись под обстрелом, Капа был вынужден нырять под воду вместе с камерой, чтобы не попасть в прицел немецких пулеметчиков. Он чудом не погиб. Из снятых в тяжелейших условиях ста с небольшим кадров получилось только восемь — остальные испортил лаборант журнала, спешивший поскорее проявить пленку для нового номера. Но эти восемь нерезких снимков десантников, выбирающихся из воды на берег под обстрелом, стали знамениты на весь мир. Через пятьдесят лет режиссер Стивен Спилберг, снимая свой фильм «Спасение рядового Райна», не только воспроизвел эти кадры на экране, но и попытался передать эффект размытости изображения, снимая некоторые сцены трясущейся камерой и убрав с объективов защитную пленку от брызг Высадка.
Подготовка войск к высадке в Нормандии
- Генерал Эйзенхауэр: «Наша высадка не привела к удержанию плацдарма, и я отвел войска»
- General Eisenhower D-Day Speech - YouTube
- Эйзенхауэр
- Нормандская операция: как освобождали Францию
- General Dwight D. Eisenhower's Order of the Day (1944)
"И третья часть моря сделалась кровью"
- 30 фото высадки союзников в Нормандии - (День Д) операция "Оверлорд" в 1944 году - Шаг за Шагом
- День «Д» — время «повелителя»
- 75 лет назад в годы Второй мировой войны был открыт второй фронт в Европе 3
- Операция «Оверлорд». Большая российская энциклопедия
- На помощь Сталину: как открывали Второй фронт
Кровавое лето 44-го. Нормандский вариант
Тренировки транспортных судов в высадке десанта с применением средств имитации. Американские войска должны были высадиться в западном секторе на двух плацдармах, английские и канадские — в восточном секторе на трёх участках. Планируя высадку войск, союзники учли такой важный фактор, как разграничительные линии между зонами ответственности войск противника. Удар был нанесён в стык разграничительной линии между 7-й и 15-й немецкими армиями , что создало большие проблемы с организацией взаимодействия между командованиями двух немецких армий. Подготовка войск к операции[ править править код ] Британские коммандос перед погрузкой на десантные корабли. Подготовка к самой масштабной десантной операции в истории войн шла не только путём тренировки войск и сил, которые должны были непосредственно участвовать в операции, но и за счёт наращивания темпов производства вооружения и расширения строительства специальных десантных и противолодочных средств. Специально для проведения операции судостроительными компаниями Англии и США в сжатые сроки было построено около 30 тысяч единиц разнородных десантных судов , а также десантно-высадочных средств. Были разработаны и запущены в массовое производство специальные средства для обеспечения пехотных подразделений в бою во время высадки: плавающие и огнемётные танки, специализированные бронированные инженерные машины для создания проходов в минных полях, мостоукладчики, специальные баржи с реактивными установками залпового огня и т. Для ускорения темпов загрузки техники на морской транспорт на юге Англии была оборудована разветвлённая сеть специальных подъездных дорог, которые спускались к морю. Оригинальным решением проблемы с портовой инфраструктурой для высадки войск и выгрузки грузов стала идея создания временных искусственных портов. Планировщики операции исходили из того, что в зоне высадки в течение 90 дней после начала вторжения не будет больших портов, а каждый день надо будет выгружать для снабжения войск и перевозки подкреплений около 12 тысяч тонн различных грузов и около 2,5 тыс.
Для решения этой проблемы они предложили создать возле захваченных берегов две искусственные гавани, которые получили название гавань «Малберри» , и которые не уступали по размеру большому торговому порту. Для этих целей на юге Англии втайне были сооружены гигантские кессоны для создания двух искусственных гаваней «Малберри» по одной в английском и американском секторах. Гавань «Малберри» состояла из внешних — плавающих — и внутренних — стационарных — волнорезов и из плавающих пирсов от берега до свайных причалов, к которым могли швартоваться суда [20]. Железобетонные кессоны, из которых делались стационарные волнорезы, устанавливали на глубине не более 10—11 м, что было достаточно для небольших судов типа «Либерти» ; судна большего размера пользовались акваторией, защищённой плавающими волнорезами. Много кессонов было оборудовано кранами, складами, кубриками для экипажей, имели собственные пушки, боезапас и даже средства ПВО, что усиливало противовоздушную оборону района высадки. Для каждого порта «Малберри» нужно было 146 кессонов различных размеров, весом от 1672 до 6044 т, в зависимости от глубины их затопления [21]. Параллельно с кессонами строились плавающие пирсы, или, как их иначе называли, «наплавные мосты» общей протяжённостью около 7 миль, которые держались на понтонах. Автомашины с грузом, после разгрузки с транспортных средств, ехали по «наплавному» мосту, что соединял свайные причалы, на берег. С первых дней высадки и до окончания строительства портов «Малберри», для обеспечения временной стоянки транспортных судов, предполагалось создать в сравнительно мелководных районах Ароманша и Сен-Лорана пять искусственных гаваней «Гузберри». Эти укрытия, созданные путём затопления старых судов, защищали гавань от ветра и волн, предназначались для стоянки и разгрузки большого количества малых судов и одновременно должны были служить продолжением портов «Малберри».
Для затопления было выделено 60 судов в том числе старые линкоры и крейсеры , которые образовали волнолом длиной около 7300 м [22]. Прибуксированные и установленные в районе высадки кессоны создавали гавань, равную по размерам гавани Дувра. С целью обеспечения горюче-смазочными материалами войск, которые должны высаживаться на побережье Нормандии, была подготовлена, а с началом высадки осуществлена прокладка по дну моря через пролив Ла-Манш 20 нефтепроводов для бесперебойного питания войск горючим. Операция «Плуто» была реализована британскими учёными, экспертами нефтяных компаний и представителями вооружённых сил. Создание трубопроводной системы, которая пролегала по дну Ла-Манша прямо на плацдармы, позволяло избавиться от необходимости привлекать в угрожающих условиях боевых действий танкеры, очень уязвимые для уничтожения немецкими подводными лодками. Десант готовится для посадки на десантные корабли. Десантные формирования проходили специальную подготовку в нескольких районах: английские — в юго-восточной части Англии, американские — в юго-западной. Районы сосредоточения войск, в которых проводилась боевая подготовка этих войск, располагались за 100—150 км от южного побережья. При этом тренировки войск осуществлялись в нескольких различных по характеру ландшафта районах. Для сокрытия намерений вторжения лишь один из 10 районов по своим географическим свойствам был похож на настоящий район высадки.
После трёх месяцев напряжённой подготовки, в конце мая — в начале июня, войска были передислоцированы в районы сбора — по 20—25 км от пунктов посадки на транспортные судна. Около 7 тысяч зенитных пушек и свыше 1 тысячи аэростатов защищали это огромное скопление людей и машин от нападений с воздуха [23].
Немецкое командование также признавало тот факт, что противнику в случае их вторжения в континентальную Европу будет необходимо иметь порты, через которые должны снабжаться войска. Поэтому немцы считали, что лучшего варианта, чем Па-де-Кале , где существовало множество отличных портов, не существует. Исходя из этого, Верховное командование Вермахта и, в частности, командование войск «Запад» концентрировало свои главные силы в этом регионе. Позже выяснилось, что немцы менее всего ожидали высадки союзников именно на нормандском участке « Атлантического вала ». Это объясняется тем, что немецкое командование считало Нормандию непригодной для высадки из-за отсутствия соответствующей морской береговой инфраструктуры для выгрузки войск и военных запасов, и не догадывалось, что союзники на начальном этапе вторжения рассчитывали обойтись без захвата морских портов, вместо этого планировалось задействовать искусственные гавани «Малберри» , которые должны были компенсировать эти недостатки. Соответственно, союзному руководству пришлось направить своё внимание на менее привлекательную, но гораздо более безопасную зону Нормандии и Бретани. Полуостров Бретань имел много преимуществ, в частности, отличные мощные порты, такие как Брест , однако общее расстояние от морского побережья южной Англии и возможности дальнейшего снабжения войск и сил были крайне ограничены. К тому же высадка на побережье Бретани могла привести к тому, что немцы просто заблокировали бы союзников и лишили их возможности прорваться на оперативный простор.
Нормандское побережье практически не имело удобных портов, которые бы удовлетворяли потребность союзников в выгрузке войск, техники и имущества, за исключением Шербура , который к тому же находился почти в тупике полуострова Котантен. Возможности остальных портовых структур, которые имелись на этом направлении, были незначительны и в планах вторжения они не играли существенной роли. Плацдарм, прилегающий к побережью Сенской бухты, можно было изолировать от контратак наземных войск противника, расположенных на территории Франции и Германии , разрушая мосты и переправы и устанавливая контроль над многочисленными путями, которые вели к Сенской бухте. Кроме того, Сенская бухта не имела островов, банок , отмелей или рифов у берега. От постоянных западных ветров её прикрывал полуостров Котантен. Просторные песчаные пляжи давали возможность одновременно высаживать большое количество войск и боевой техники. Также определённую роль играло то, что глубина Сенской бухты исключала действие немецких крупных и средних подводных лодок [13]. Правда, порты Шербур и Гавр были базами для вражеских торпедных катеров и подводных лодок, однако отсутствие в полосе вторжения других крупных городов не давало возможности создать устойчивые очаги обороны войскам Вермахта. Рассматривая вариант с Нормандией , планировщики пришли к выводу, что это направление более привлекательно прежде всего из-за близости побережья к британским портам. Проблема портов имела два аспекта её решения: первый — создание временных портов, второй — наращивание сил на плацдармах и захват крупных портов, прежде всего Шербура [14].
Исходя из этого, возникла задача обеспечить условия для успешного захвата этого порта. Фельдмаршал Бернард Монтгомери настоял на том, чтобы включить в план вторжения пятый плацдарм, расположенный за водной преградой реки Орн , который впоследствии получил название «Юта». После дальнейшего всестороннего анализа данных разведки и оценки сил противника районом проведения десантной операции в конце концов стало побережье Нормандии — там укрепления были мощнее, чем в Бретани , но не так глубоко эшелонированы, как в Па-де-Кале. Расстояние от Англии было больше, чем в Па-де-Кале , но меньше, чем в Бретани. Значительную роль также сыграли большое количество военно-морских баз и портов на южном побережье Великобритании, относительно малые расстояния от них до побережья Франции и господство авиации союзников в воздухе — благодаря этому можно было спокойно осуществлять посадку войск на транспортные средства и переход армады морем ночью. Боевая подготовка десанта. Наконец, было решено воспользоваться отрезком времени между приливом и отливом и осуществить высадку первого эшелона на берег через 40 минут после рассвета. Но поскольку разница времени между моментами полной воды на восточном и западном берегах сенской бухты составляла 40 минут, то для каждого плацдарма было установлено своё время начала высадки, максимальный интервал между которыми достигал 85 минут. Это было нужно, чтобы десантные суда не сели на мель и не получили повреждений от немецких подводных заграждений во время прилива [15]. Первоначально союзники планировали начать операцию в мае 1944 года.
Однако, по настоянию Б. Монтгомери , было решено дополнительно высадить ещё один десант на полуострове Котантен сектор «Юта». Из-за внесения изменений в план высадки дату вынужденно перенесли с мая на июнь. На июнь приходилось несколько подходящих режимом приливов дней, в первую очередь — 5, 6 и 7 июня. Если бы не получилось начать вторжение в эти дни, то его пришлось бы отложить на 18, 19 или 20 июня [16]. Учения морского десанта с высадкой на берег с малого десантного корабля LCI. Утром 5 июня главнокомандующий провёл заключительное совещание, на котором главный метеоролог армии предоставил прогноз на кратковременное улучшение погоды 6 июня. Мнения командования разделились, но Эйзенхауэр после некоторых колебаний отдал решительный приказ — вторжение союзных войск в Западную Европу начать утром 6 июня [18] , именно этот день и вошёл в историю, как День «Д». Общий замысел морской десантной операции В разделе не хватает ссылок на источники см. Предварительный план получил название «Скайскрепер» и предусматривал одновременную высадку в районе Кана десанта силами до трёх дивизий, за которыми следовал второй эшелон с шестью дивизиями [19].
В дальнейшем, после захвата и удержания плацдарма, союзники планировали сосредоточить значительное количество войск на берегу и, мощным ударом прорвав оборону Вермахта, развить наступление по территории Франции в двух направлениях: на запад и восток от нормандского побережья.
Выбор союзников пал на северное побережье Нормандии. Американский генерал Эйзенхауэр как главнокомандующий всеми союзными войсками и английский генерал Монтгомери как командующий сухопутными силами решили высадить сразу пять дивизий. Предполагалось, что такой район высадки, как полуостров Котантен, до участка побережья восточнее Курсель вплоть до устья реки Орн не даст немцам возможности создать прочную оборону.
Командование союзников стремилось прежде всего не допустить, чтобы боевые действия высадившихся на континенте войск приняли позиционный характер. Эйзенхауэр считал, что самый верный путь избежать этого - высадиться одновременно в Нормандии и в Южной Франции на побережье Средиземного моря. Но для двух одновременных операций не хватало транспортных и десантных средств. Поэтому высадка на юге была отложена до августа 1944 г.
Одной из главных проблем десантирования была проблема портов. Предпринимавшиеся до сих пор высадки в Северной Африке, Сицилии и Южной Италии показали, что без портов высадка и снабжение крупных соединений неосуществима. Совершенно иными были условия высадки во Франции, так как здесь порты были сильно укреплены и овладеть ими с моря не представлялось возможным. Задача осложнялась еще и тем, что в Атлантике даже летом свирепствуют сильные штормы.
Из всего этого был найден поистине гениальный выход, явившись в высшей степени неприятным сюрпризом для немецкой обороны. Решение заключалось в сооружении искусственных портов в районах высадки. Было разработано и подготовлено два вида портов, которым союзники дали условное обозначение "Гузбери" крыжовник и "Малбери" тутовая ягода. Основу этого порта составляли крупные железобетонные кессоны, также затоплявшиеся вплотную друг к другу.
На них монтировались все необходимые для разгрузки судов приспособления. Для обеих, предназначавшихся для высадки армий было подготовлено по одному порту такого типа: кроме того, для каждого из пяти пунктов высадки предусматривался один "Гузбери". Этих сооружений было достаточно, чтобы обеспечить высадку и снабжение всех перебрасывавшихся в первую очередь сил, пока не будет захвачен первый порт. Другим техническим совершенным сооружением явилась прокладка летом 1944 г.
Образцово, учитывая трудности, постоянно присущие всякой коалиции, была организована и система командования. Генералу Эйзенхауэру безо всяких ограничений подчинялись все выделенные для высадки и последующих операций сухопутные, военно-морские и военно-воздушные силы, в том числе и стратегические ВВС. Разработанный Монтгомери план высадки предусматривал высадку в пяти пунктах. В районах залива Гран-Ве у Карантана должны были высадиться в двух пунктах части американской 1-й армии, а восточнее нее на побережье вплоть до реки Орн - 2-я английская армия в трех пунктах.
Захваченные таким образом плацдармы предполагалось как можно быстрее соединить в один общий. Для обеспечения высадки этих армий предполагалось высадить три воздушно-десантные дивизии. Высадка должна была последовать в ночь перед самой операцией. Согласно поставленной перед Монтгомери задаче, цель высадки заключалась в захвате района, необходимого для сосредоточения и развертывания сил для дальнейших наступательных операций.
По мере расширения района высадки вслед за высадившимися армиями на континент должны были быть переброшены на американском участке высадки 3-я американская армия и на английском участке - 2-я канадская армия, после чего обе американские армии предполагалось объединить в 12-ю группу армий под командованием генерала Брэдли, а британскую и канадскую армии - в 21-ю группу армий под командованием Монтгомери. Одновременно Эйзенхауэр должен был принять от Монтгомери командование сухопутными войсками. Сложной задачей было определение времени начала операции. Высадку воздушно-десантных дивизий нужно было проводить в ясную лунную ночь во второй ее половине.
Задержка высадки в Нормандии из-за погоды 5 июня 1944 года был назначен днем вторжения, но природа внесла свои коррективы в планы Эйзенхаура, настпуление отложили на сутки. Ранним утром 5 июня штатный метеоролог союзных войск сообщил об улучшении метеоусловий, эти новости стали определяющими и Эйзенхауэр дал добро на операцию «Оверлорд». Он сказал войскам: «Вы отправляетесь в Великий Крестовый поход, который все мы готовили много месяцев. Взгляды всего мира устремлены на Вас». Позже в тот же день более 5 тысяч кораблей и десантно-высадочных средств, перевозящих войска и орудия, вышли из Англии по проливу во Францию, а для прикрытия и поддержки вторжения с воздуха вылетело более 11 тысяч самолетов. Десантирование в День-Д На рассвете 6 июня десятки тысячи десантников и парашютистов были заброшены во вражеский тыл, перекрыв мосты и выезды. Десант высадился в 6:30 утра. Армия США и союзников столкнулась с ожесточенным сопротивление немецких солдат на участке «Омаха», где потеряли более 2 тысяч человек. Несмотря на это концу дня 156 тысяч союзных войск успешно штурмовали пляжи Нормандии.
По некоторым оценкам, в День-Д погибло более 4 тысяч солдат союзников, и около тысячи были ранены или пропали без вести. Нацисты отчаянно сопротивлялись,но 11 июня, пляжи полностью перешли под контроль армии США, и в Нормандию огромными потоками хлынули солдаты Американской армии 326 тысяч челоек, 50 тысяч автомобилей и около 100 тысяч тонн снаряжения.
Учитесь воевать, или Высадка в Нормандии. Эйзенхауэр, Монтгомери, Брэдли – редкостные бездарности
Король Георг VI, узнав о намерениях Черчилля, в свою очередь, объявил, что если премьер-министр считает необходимым направиться к месту событий, то и он, король, тоже полагает, что его долг — принять участие в войне и встать во главе своих войск. Лишь после этого Черчилль уступил. В течение всей ночи до 2600 бомбардировщиков наносили последовательные удары волнами по 150—200 самолетов. Для орудийного обстрела с моря было выделено шесть линкоров, два больших монитора, 22 крейсера и большое число миноносцев и мелких судов. Несмотря на то, что союзникам было хорошо известно расположение войск неприятеля, его основные оборонительные сооружения, артиллерийские позиции, огневые точки и траншеи вдоль побережья, большого урона немцам авиационные и артиллерийские удары не нанесли. Густой туман, скрывавший побережье и часть Ла-Манша, мешал прицельному бомбометанию. План высадки союзников Lenta. В их задачу входило разъединение базирующихся в районе пляжей "Юта" и "Омаха" немецких частей и установление контроля над находящимися в тылу дорогами и мостами. Десантная операция, в которой принимали участие более 18 тысяч парашютистов, стала самой крупной за всю Вторую мировую войну. Однако началась она поистине драматически. Из-за плохих погодных условий десант был рассеян на площади почти в 150 квадратных километров.
Предварительно затопленные немцами участки полуострова Котантен превратились в болота, где утонули десятки солдат, экипировка которых весила от 40 до 60 килограммов. Дивизии как организованные формирования перестали существовать. Однако рассеянность десанта сыграла неожиданную положительную роль. Немцы, пытаясь определить место высадки основной группы, провели несколько контратак фактически в пустоту. После этого в их тылу началась настоящая паника. В свою очередь, американские и британские командиры, успешно манипулируя небольшими отрядами, добились выполнения всех поставленных задач - побережье было надежно отрезано от континентальной группировки. Американские парашютисты перед высадкой в Нормандии Lenta. Первыми на берег переправились штурмовые группы, в задачу которых входило пройти сквозь заграждения, обеспечить своим огнем высадку инженерно-саперных групп и последующую их работу по расчистке заграждений. После захвата прибрежных участков началась высадка первого атакующего эшелона. Высадка осуществлялась с большими смещениями от намеченных пунктов.
Спущенные на воду в 3—4 километрах от берега танки-амфибии нередко тонули. Так, в американской зоне на участке 5-го армейского корпуса из 32 танков-амфибий только два достигли берега. Самые тяжелые потери союзники понесли на пляже "Омаха". Частям 352-й немецкой дивизии удалось почти полностью уничтожить первые две волны десанта 1-й и 29-й американских дивизий. Ситуация была настолько тяжелая, что командующий сухопутными войсками генерал Бредли начал подготовку к отступлению. Однако подошедшим к берегу эсминцам удалось подавить огневые позиции немцев, и высадка продолжилась. В течение первых часов боя американцы потеряли на пляже "Омаха" от двух до трех тысяч человек. Тяжелый бой произошел и на самом западном участке высадки - в так называемом "Золотом" секторе, в зоне ответственности британской 50-й Нортумберлендской дивизии. Несмотря на то, что британцам удалось десантироваться с тяжелой техникой и даже танками, к моменту окончательного захвата немецких позиций потери наступающих составили около тысячи человек.
Это хорошо, что мы их помним, но воспоминания это бремя. Спустя два дня после того, как союзники освободили Рим, генерал Дуайт Эйзенхауэр, бывший в то время верховным главнокомандующим войсками союзников, начал операцию «Оверлорд». Американским солдатам надо было взять пляж Омаха протяженностью восемь километров, восточнее которого высадились британцы, а западнее на пляже Юта американцы. В тот день в секторе Омаха погибли 1 465 американских военнослужащих. Чтобы взять штурмом пляж Омаха, надо было выжить во время высадки с десантного судна, добраться по воде до берега, пересечь 200 метров открытой территории которую вскоре усеяли тела погибших , затем взобраться на высокие скалы Нормандская скальная стена и захватить подготовленные немецкие позиции с блиндажами. Все это надо было сделать под градом минометных и артиллерийских снарядов, под перекрестным пулеметным огнем и под автоматными пулями. Люди шли на выполнение этой страшной задачи с полным пониманием того, что их ждет, шли с немыслимой храбростью и отвагой. Так поступали и те, кто погиб, и те, кто выжил, которые всегда считали героями не вернувшихся домой и похороненных возле тех пляжей под рядами белых крестов и звезд Давида. Многим из нас повезло, потому что мы выросли среди тех парней Второй мировой войны, которые вернулись домой, повзрослели, стали отцами, построили Америку, восстановили Европу и состарились, став дедами. Те, кто живы по сей день, это пожилые люди, обладающие ценнейшими знаниями. И об этих их знаниях я хочу поговорить. Стоя на пляже Омаха 40 лет спустя после высадки союзников, я был молод. Я пытался увидеть то, что видели они; пытался представить, что сделали эти мальчишки, которые были моложе меня, как они страдали, что чувствовали, что пережили и что совершили. Откровенно говоря, мне это не удалось. У них есть такие знания, которые не в силах передать Голливуд и книги. Учась в колледже, я одно лето работал в Ассоциации молодых христиан. За этим местом присматривал тихий ветеран Второй мировой войны, который был глуховат. Как-то раз я попросил его рассказать про войну.
Немецкая группировка численностью примерно в 240 тысяч человек успешно атаковала в течение восьми дней американскую армию, состоявшую из 840 тысяч человек да, в три с половиной раза большую! При этом генерал Эйзенхауэр писал в мемуарах, что он знал о готовящемся наступлении немцев и «подготовился». Несмотря на его «подготовку», немцы за неделю продвинулись на фронте примерно в 100 км шириной вперёд на 80-100 км, уничтожив около 800 танков и 90 тысяч американских солдат ещё 30 тысяч взяли в плен. Ситуация складывалась для сил союзников критически, и американскому правительству пришлось обратиться к Сталину с просьбой начать наступление быстрее запланированного. Спешно начатое успешное наступление советских войск заставило немцев существенно ослабить свою арденнскую группировку, перебросив на восточный фронт 6-ю танковую армию Дитриха и ещё 16 дивизий. И тогда, когда от немецкой группировки почти ничего не осталось, союзники начали «успешное контрнаступление». Оборона Бастони. Отдельно стоит отметить «героическую» оборону городка Бастони 101-й воздушно-десантной дивизией США которых после битвы газеты называли «побитыми бастонскими ублюдками». Защищали Бастони американские парашютисты от немецкой Учебной танковой дивизии. Учебной она называлась не зря, потому что комплектовалась из курсантов танковых училищ, не закончивших обучение. И, насколько я знаю, к моменту битвы у Бастони у этой дивизии оставалось половина личного состава и менее трети танков. А сколько фильмов было снято про эту «героическую» оборону! Почти как про хероев под Крутами.
День «Д» Под общим командованием американского генерала Дуайта Эйзенхауэра 6 июня 1944 года войска союзников численностью 2 миллиона 876 тысяч человек начали высадку в Нормандии на береговом участке Шербур-Кан. Операцией, названной «Оверлорд», был открыт второй фронт в Европе. Высадка войск продолжалась до 21 июня. К концу июня удалось расширить плацдарм до 100 км в ширину и 20-40 км в глубину. Дата начала десантирования вошла в историю как День «Д». Высадка войск американской 1-й пехотной дивизии. Пляж «Омаха». Все они были готовы к десантированию, однако день операции несколько раз откладывали. Статья по теме: Река Эльба — рубеж зон влияния, определенный Сталиным и Черчиллем. Рукопожатие союзников Три четверти сухопутных армий союзников являлись американскими, и потому Верховным главнокомандующим операции был назначен техасец, генерал армии США Дуайт Эйзенхауэр, его заместителем — шотландец, маршал авиации сэр Артур Теддер. Командование объединенными сухопутными силами англичан и американцев было поручено британскому генералу Бернарду Монтгомери.
General Dwight D. Eisenhower's Order of the Day (1944)
это морская десантная операция, проведённая 6 июня 1944 года (в День Д) во французской Нормандии во время Второй. Успех высадки в Нормандии 6 июня 1944 года превзошел все ожидания. Уточненный план высадки Союзников в Нормандии Фото. Высадка в Нормандии является крупнейшей десантной операцией в истории – в ней приняли участие более 3 миллионов человек, которые пересекли пролив Ла-Манш из Англии в Нормандию. Аннотация издательства: Книга представляет собой мемуарный труд бывшего верховного командующего союзными войсками при высадке в Нормандии в июне 1944 года, впоследствии президента США. Именно Дуайт возглавлял крупную наступательную операцию союзников: вторжение во Францию, начавшееся высадкой десанта в Нормандии в июне 1944 года.
Американские учения "Тигр", ставшие катастрофой
Главная» Новости» Высадка союзников в нормандии. На этой неделе мы будем отмечать 75-ю годовщину высадки в Нормандии, которая стала переломным моментом во Второй мировой войне. настоящие реальные кадры высадки» на канале «Эпоха войны» в хорошем качестве и бесплатно, опубликованное 5 июня 2022 года в 18:21, длительностью 00:09.
General Dwight D. Eisenhower's Order of the Day (1944)
Уточненный план высадки Союзников в Нормандии Фото. Генерал Дуайт Эйзенхауэр, верховный главнокомандующий экспедиционных сил союзников, отдает последние приказы перед погрузкой десантников в транспортные самолеты, готовые к вторжению в Нормандию. День «Д» (Высадка в Нормандии) / Clah of Warriors (2000). Ранним утром 4 июня Эйзенхауэр должен был решить, предпримет ли он высадку утром следующего дня – первого из трех намеченных для этой цели дней.
Нормандская операция: как освобождали Францию
Высадка на секторе "Омаха" оказалась самой кровопролитной. В зоне Easy Red и Fox Green потери были самыми большими. Немцы, засев в крепких бетонных дотах, поливали высаживавшихся солдат шквальным огнём из MG-42, вода окрасилась в красный цвет. Американские солдаты буквально вгрызались в землю, стремясь закрепиться на плацдарме. Прорыву мешали и проволочные заграждения. Для их ликвидации американские войска использовали торпеду "Бангалор" их можно заметить в художественном фильме "Спасти рядового Райана". Мы должны были высадиться на Поинт-дю-Хок, но нас перебросили восточнее. Я видел, как люди штабелями падают на окровавленный песок. Трупы лежали на трупах. Без защиты нас бы всех перестреляли в считанные минуты. Перед бункерами были заграждения из колючей проволки, через которые нам было не прорваться.
За три года в Британии было построено 4600 десантных судов. Уже после высадки англичане и американцы стали, по словам Маршалля, сооружать "искусственные порты, использовав для этого 60 специально оборудованных торговых пароходов, 146 гигантских 6000-тонных плавучих кессонов и до 100 плавучих волноломов и пристаней. Все это было опущено на дно неподалеку от берега и превращено в искусственный заслон длиной 8 км". Руководители операции долго выбирали наиболее подходящие условия для десанта, сообразуясь с состоянием моря, лунного света и многими другими обстоятельствами. Казалось, все было подготовлено для блистательной победы. Преобладание в военной технике и материальном обеспечении, постоянные многомесячные тренировки, в ходе которых солдаты были ознакомлены с условиями десанта, убеждали многих из них, что победа над немецкими войсками будет быстрой и сокрушительной. Рядовой Линдли Хиггинс вспоминал, что до начала вторжения "мы действительно считали, что в любой момент весь рейх вот-вот рухнет. Мы верили, что стоит нам только высадиться на тот берег, как все фрицы поднимут руки". Уверенность в скорой победе разделяли и генералы.
Они, кроме того, полагали, что эта победа должна была привести к новому триумфу США и Великобритании. Как вспоминал О. Брэдли, в марте 1944 года генерал Джордж Паттон, поддержав предложение о создании англо-американских клубов, сказал: "Идея, положенная в основу организации таких клубов, как нельзя своевременна, ибо, несомненно, нам предначертано судьбой править всем миром". Слова Паттона получили широкую огласку. День-Д Руководство экспедиционного корпуса назначило "день-Д" - день начала операции - на 5 июня. Эйзенхауэр вспоминал: "Вся Южная Англия была забита войсками, ожидающими последней команды. Вокруг стояли груды военных материалов и масса боевой техники, приготовленные для переброски через Ла-Манш... Вся эта мощная сила была напряжена, подобно сжатой пружине, готовая в нужный момент устремиться через Ла-Манш для осуществления величайшей в истории десантной операции". Однако, "по мере того как перспективы на приличную погоду становились все хуже и хуже, напряженность среди командного состава нарастала".
С утра 5 июня, как вспоминал Эйзенхауэр, "наш небольшой лагерь сотрясался под порывами ветра, достигавшего почти ураганной силы, а дождь, казалось, шел сплошной стеной". О начале операции нельзя было и думать. Однако метеорологи обещали: "К следующему утру наступит до сих пор совершенно непредвиденный период относительно хорошей погоды продолжительностью около тридцати шести часов". Эйзенхауэр вспоминал: "Возможные последствия дальнейшей задержки оправдывали большой риск и я быстро объявил решение приступить к десантированию 6 июня... Никто из присутствовавших не выразил своего несогласия, наоборот, на их лицах проявилось определенное просветление, и каждый без лишних слов направился на командный пункт, чтобы немедленно радировать своим войскам решение, которые приведет их в движение". Описывая первые часы после начала операции "Оверлорд" утром 6 июня 1944 г. Они подавляли немецкие батареи, разрушали оборонительные сооружения, сметали проволочные заграждения, уничтожали минные поля и повреждали минные линии связи. Под прикрытием этого адского огня к берегу подошли десантные суда". Однако, вопреки прогнозу, погода оставалась скверной.
Типпельскирх писал: "Штормовой силы норд-вест поднял уровень прилива выше, чем предполагалось, волны стали захлестывать заграждения у берега. Разбушевавшееся море швыряло, как скорлупки, мелкие десантные суда, немало их было выброшено на рифы или опрокинуты. Лишь в двух пунктах удалось спустить на воду танки-амфибии, при поддержке которых пехота должна была выходить на сушу. Заграждения, поставленные у самого берега, в условиях шторма, невозможно было полностью устранить, поэтому они причинили значительные потери. Изнуренные морской болезнью американские, канадские и английские пехотинцы с трудом выбирались на берег". Типпельскирх признавал, что "восемь полков, полностью укомплектованных по штату военного времени и сосредоточенных в пяти пунктах высадки, перешли в наступление против в полтора раза более слабых, растянутых по всему побережью Нормандии немецких дивизий, из которых только часть могла вступить в бой в районах непосредственно атакованных пунктов". И все же, несмотря на явное преобладание англо-американских сил, немцы сумели организовать контратаки. Благодаря этому, как отмечал Типпельскирх, "американцы в своих районах высадки в течение всего дня не вышли за пределы захваченных узких плацдармов. Особенно тяжело пришлось двум полкам, наступавшим в районе Вьервиля: они натолкнулись здесь на 352-ю дивизию...
Наступавшие американцы понесли тяжелые потери, и временами даже казалось, что они не смогут удержаться". Однако в своих воспоминаниях Дуйат Эйзенхауэр утверждал: "Десантирование проходило довольно успешно". Он лишь глухо упомянул плохую погоду в день вторжения и "исключительно ожесточенное сражение", развернувшееся на одном участке фронта. Хотя боевые задания в целом были выполнены, многие солдаты впервые поняли, как велика разница между теми, кто планировал операцию, и теми, кто ее выполнял. Их мысли отразил писатель Ирвин Шоу в своем романе "Молодые львы".
Десант высадился в 6:30 утра. Армия США и союзников столкнулась с ожесточенным сопротивление немецких солдат на участке «Омаха», где потеряли более 2 тысяч человек. Несмотря на это концу дня 156 тысяч союзных войск успешно штурмовали пляжи Нормандии. По некоторым оценкам, в День-Д погибло более 4 тысяч солдат союзников, и около тысячи были ранены или пропали без вести. Нацисты отчаянно сопротивлялись,но 11 июня, пляжи полностью перешли под контроль армии США, и в Нормандию огромными потоками хлынули солдаты Американской армии 326 тысяч челоек, 50 тысяч автомобилей и около 100 тысяч тонн снаряжения. Гитлер предполагал что это хитроумный маневр, которым Эйзенхаур хочет отвлечь Германию от атаки к северу от Сены и отказался направить близлежащие дивизии, для контратакующих действий. Подкрепления находились слишком далеко, что вызвало бы задержку. Он также колебался, подтягивать ли на помощь танковые дивизии. Эффективная авиационная поддержка наступления союзников, не давала немцем поднять головы, а подрыв ключевых мостов заставил немцев сделать крюк в несколько сотен километров. Огромную помощь оказала корабельная артиллерия, которая беспрестанно утюжила берег. В последующие дни и недели союзная армия с боями пробивались через залив Нормандии, фашисты уже тогда понимали всю плачевность своего положения, поэтому сопротивлялись невероятно отчаянно.
Архивные фото Карта высадки в Нормандии, или Операция «Нептун» 6 июня 1944 г. Архивные фото Слайд 4 Погрузка на корабли, июнь 1944 года. Архивные фото Слайд 5 Американские войска первого эшелона приближаются к сектору Омаха. Архивные фото Слайд 6 Высадка войск первого эшелона. Сектор Омаха, 6 июня 1944 года. Архивные фото Слайд 7 Высадка войск первого эшелона.
Учитесь воевать, или Высадка в Нормандии. Эйзенхауэр, Монтгомери, Брэдли – редкостные бездарности
Но лишь к 1 февраля американские войска приступили к высадке на побережье. Главная» Новости» Высадка союзников в нормандии. Гитлер считал, что высадка в Нормандии или на полуострове Котантен явится лишь отвлекающим маневром, за которым последует основная десантная операция в другом пункте, возможно, в районе Па-де-Кале.