И, конечно, в масленичную неделю не обходилось без золотистых горячих блинов.
Масленица 2023: Что можно и нельзя делать в масленичную неделю с 20 по 26 февраля
Южане, у которых снега уже не осталось, выбираются на загородную прогулку. Угощать гостей в четверг можно не только блинами, но любой сдобной выпечкой. Это единственный день, когда хозяйка может купить готовую сдобу без страха прослыть лентяйкой. Супруги отправляют детей к свекрови, зять со всей душой принимает тёщу, благодарит за радушный приём во вторник. В субботу хозяйка зовёт в гости сестёр мужа и свекровь. Если таковых не имеется, в гости приглашают других родственников. Одинокие девушки могут погадать на суженого. Предпоследний день масленичной недели — благоприятное время, чтобы побаловать себя шопингом. Покупки для дома тоже в чести.
Название дню дали соответствующее — Разгул. Хороводы, песни, пляски, кулачные бои, традиционное для регионов, где есть снег, строительство и взятие снежного городка и блины-блины-блины… А куда же без них. Приходит пятница, а вместе с ней «час расплаты» для зятя, который до отвала наелся в среду. Пятница зовется Тещиными вечерками. В этот день теща идет в гости к дочке и ее мужу. Кстати, взять с собой подружек традициями не возбраняется и даже поощряется. В общем, мужчины, пеките блины, улыбайтесь и не ударьте в грязь лицом. В субботу устраивались Золовкины посиделки. Молодые женщины приглашали в гости сестер мужа. Для моральной поддержки и большего веселья можно было позвать и своих подружек. Важный момент: если золовка не замужем, то приглашали незамужних подруг, если замужем — только семейных дам. Завершается неделя проводами Масленицы и Прощеным воскресеньем. В этот день принято просить прощения у близких и поминать умерших. В этот день устраивают сожжение чучела Масленицы, а пепел развеивают над полем, чтобы год был урожайным. Больших застолий уже не устраивают — готовятся к Великому посту. Например, можно гадать на блинах.
Сырной она именуется потому, что, согласно уставу, на этой неделе уже не вкушается мясная пища, но дозволяются молоко, яйца и рыба. Следует особо рассмотреть саму традицию подготовки к Великому посту. Для этого необходимо проследить историю развития самого Великого поста. Первоначально Пасхальный пост длился всего один или два дня, был установлен апостолами по заповеди Христа о посте в тот день, когда отнимется Жених Мф. О таком посте писал священномученик Ириней Лионский: «По мнению одних, следует поститься один день, по мнению других — два дня, по мнению третьих — даже больше; некоторые продолжают пост сорок часов дня и ночи». В конце III века на Востоке возникает новая традиция, увеличивающая количество дней Пасхального поста, прибавляя к обозначенному времени еще семь дней. В дальнейшем длительность поста еще более увеличивалась, это обусловливалось стремлением к более достойному приготовлению к Пасхе. Таким образом, в Древней Церкви Великий пост мог длиться три, шесть, семь или даже восемь недель. В итоге закрепился 40-дневный пост. Однако, в Древних Восточных Церквях, в частности, у еретиков-монофизитов, где наиболее авторитетным стал восьминедельный пост, появилась практика предварительных малых постов перед началом Великого поста. Яковитская монофизитская Церковь совершала трехдневный Ниневийский пост, а Армянская — пятидневный Арцивур. Православным ответом было установление сплошной седмицы после Недели о мытаре и фарисее, а позже — Сырной седмицы. Существует версия, что Сырная седмица или мясопуст была установлена императором Ираклием в Сирии — после успешного возвращения из персидского похода при посещении Иерусалима в 629 году — как особое дополнительное покаянное время. Об этом повествует Никифор Каллист Ксанфопул XIV век в Синаксаре Субботы сырной, который помещён в Постной Триоди: византийский император Ираклий I после шестилетней изнурительной войны с персидским царём Хосроем дал обет не вкушать мясо в последнюю седмицу перед Великим постом. Была одержана победа. Приняв благочестивый обет и ходатайство царя, Церковь ввела это в свой богослужебный устав. В начале X века Патриарх Николай Мистик в сочинении «О монашеской жизни» писал о том, что веком ранее его предшественник святой Никифор Константинопольский ввел Сырную седмицу в противовес яковитам, которые всю эту неделю вкушали только хлеб и воду. Следовательно, Сырная седмица появилась при святителе Никифоре Константинопольском в начале IX века как противовес ересям. Таким образом, установление Сырной седмицы было не просто желанием исключить мясную пищу из рациона накануне поста, но, в первую очередь, было рациональным ответом на еретические практики. К тому же и богослужения Сырной седмицы получили свои особенности, свойственные постному уставу. Так, в среду и пятницу не совершается Божественная литургия, в эти дни на богослужении произносится молитва прп. Ефрема Сирина с коленопреклонением. Последняя подготовительная неделя перед началом поста заканчивается воспоминанием изгнания Адама из рая, что было следствием его грехопадения. Об этом поется и читается на вечерни и утрени воскресного дня. В песнопениях говорится, что греховное состояние человечества подобно состоянию изгнанного из Рая Адама. Перед началом Великого поста, подготавливая к нему, Православная церковь призывает плакать и сокрушаться о своих грехах, как это делал изгнанный Адам. Также этот день именуется Прощенным воскресением. В храмах совершается особый Чин прощения. По древней традиции в этот день православные христиане просят друг у друга прощения за все приключившиеся грехи и обиды, чтобы войти в спасительные дни поста, находясь со всеми в мире. Родился этот обычай среди древних египетских пустынников, которые собирались в последний день перед постом в храме для совместной молитвы. После они расходились в уединенные места обширной пустыни и проводили весь пост в аскетических подвигах. Врата монастыря запирались до Недели Ваий Вербного Воскресения. Пустыня — место весьма опасное и подвижники могли просто не вернуться оттуда, поэтому просили друг у друга прощения как перед смертью. Так и появился в Церкви этот благочестивый обычай. Таким образом, Сырная седмица весьма своеобразна — с одной стороны это еще не пост, но уже есть признаки приближающегося Великого поста, выраженные особым образом. Характер седмицы, если говорить об уставной его части, покаянный, а не праздничный. Сырная седмица пришла на Русь из Византии вместе с церковным уставом. Здесь она получила свое осмысление, известное нам сейчас как Масленица. Рядом исследователей высказывается мнение, что Масленица — это традиционные народные гуляния перед началом Великого поста, подобные карнавалам в западных, католических странах. Стоит немного остановиться на карнавале. Это прямой отсыл к мясопусту. Основной мотив карнавала — изобилие, которым надо насытиться перед Великим постом. Для этого собственно и устраиваются праздничные гуляния и обильные трапезы. Карнавалы и фестивали в различных формах существовали и существуют во многих странах Европы и Нового Света. Приурочены они к различным праздникам и событиям, в том числе, к мясопусту перед Великим постом. Главнейшая часть любого карнавала — шествие по главным улицам города. Всё происходящее во время шествия носит подчёркнуто игровой характер. Основная фигура на карнавале — шут. Он задаёт тон и шествию, и представлению, которое затем развёртывается на центральной площади города. Действительно, очень похоже на Масленицу. Но есть интересная особенность. По определению М. Бахтина, главная отличительная черта карнавала — это выход из обычной жизни, «жизнь наизнанку, мир наоборот». Во время карнавала отменялись все законы и запреты, господствующие в повседневной жизни. Одна из особенностей карнавала — профанация, направленная на снижение традиционно высоких образов, карнавальные кощунства, непристойности, связанные с половыми органами и испражнением, и даже пародии на священные тексты. Аналогичные особенности отмечались и на Руси на Масленицу. Так, в Онежском уезде Архангельской губернии в последний день праздника по селу таскали поставленную на старые дровни шлюпку в которой лежал заголенный сзади вымазанный суриком мужик. На реке Тавде распорядители проводов — Масленица и Воевода, совершали после объезда деревни пародию на очистительный от напасти обряд. Они раздевались догола и в присутствии всех собравшихся зрителей имитировали своими движениями мытье в бане. В других местностях «король» праздника иногда произносил положенные ему по чину торжественные речи на морозе в полностью обнажённом виде или, кривляясь, оголял при всех «срамные» части тела. В других губерниях прощание с Масленицей выступало как пародия похоронной процессии. Её участники носили по деревне чучело в корыте, люльке или специальном ящике-гробе. В процессии участвовали «поп» девушка в ситцевой ризе с бородой из пеньки или шерсти; роль мог исполнять и мужчина , «дьякон» с «дьячком», а также группа плакальщиц, замыкавшая шествие. Подобные непотребства в западных карнавалах и на Масленице вряд ли можно назвать благочестивыми христианскими традициями. Тем не менее, некоторые исследователи даже в обнажении на Масленицу видят глубокий христианский символизм. Выше было отмечено, что Сырная седмица заканчивается воспоминанием Адамова изгнания. В связи с этим предлагается рассматривать Масленицу как предшествующую этому событию жизнь первых людей в раю, передаваемую через игровые и иные формы. Так обильные трапезы символизировали изобилие плодов земных, которое было у первозданной четы в Эдемском саду. Игры и гуляния призваны олицетворять беззаботное состояния Адама в Эдеме, где не было нужды трудиться «в поте своем» Быт3:19. Обряд величания молодоженов стоит понимать как символизм, связанный с созданием первой семьи в раю и наставлением от Творца: «плодитесь и размножайтесь» Быт. Обнажение же на Масленицу символизирует «костюм Адама», который до своего изгнания из рая не имел никаких одежд. Особо стоит отметить символизм сжигания чучела.
В церкви радостные дни называют строже - Сырная седмица, то есть Сырная неделя, Мясопустная неделя. О том, что это значит, чуть позже. Сначала про фейки, которыми успела обрасти Масленица. Тут же изобретательные журналисты расписывают праздничные заботы наших предков буквально по дням: мол, на Заигрыши холостые парни знакомились с девушками, в среду, на Лакомку - женатые ходили к теще на блины, в четверг начинались кулачные бои и так далее. Этнографы считают: подобное жесткое расписание Масленицы надуманно, следовать присочиненным рекомендациям не стоит. Да, на Масленицу было принято ходить в гости и принимать у себя дома гостей, было и сватовство для холостых, и катание на конях или с ледяных горок, ритуальные кулачные бои. Но все эти "праздничные мероприятия" не имели четкой привязки к дням недели. Кроме дня заключительного - Прощеного воскресенья. И если кулачные бои, ритуальное сжигание чучела Масленицы и уж тем более похороны зимы не были явлениями повсеместными и обязательными, особенно в городах, то без блинов и благотворительности Масленица была немыслима. Так же, как и без усердного посещения богослужений. Про блины чуть позже, сначала о том, зачем нам нужен этот праздник весны. Все просто: семь дней Масленицы готовят нас к Великому посту 18 марта - 4 мая. И церковное название праздника - Мясопустная неделя - от слова мясопуст, которое означает, что мы "отпускаем" мясо и больше его уже не едим.
Когда, почему и как празднуют Масленицу
Масленичная неделя — названия по дням недели | Люди верили, что дождь, пасмурная погода и обилие сосулек в канун Масленичной недели сулят богатый урожай. |
Традиции празднования русской Масленицы Lifestyle | В 2022 году масленичная неделя будет отмечаться с 28 февраля по 6 марта. |
Масленица 2023: какого числа, традиции, что можно и что нельзя делать | Церковь ввела запрет на мясные блюда в Масленичную неделю и убрала откровенный языческий подтекст праздника. |
Масленичная неделя по дням: традиции и популярные приметы
Печется первый блин, собирается солома для чучела зимы. Возводятся снежные горки и крепости, заготавливаются яства. Вторник — Заигрыш. Начало гуляний и установка праздничного чучела, а также смотрины невест. Среда — Лакомка. В этот день принято принимать гостей. Зятья должны ходить к теще на блины. Четверг — Разгуляй, начало Широкой Масленицы.
В этот день принято устраивать кулачные бои. По деревням отправлялись ряженые, которых нужно было щедро угощать блинами — ведь под маской может скрываться и умерший родственник. Пятница — Тещины вечерки. Теперь зять должен звать тещу в гости.
Продолжались народные гуляния, массовые катания на санях, всюду звучало пение и смех. Одной из широко распространенных традиций стало катание на санях вокруг деревни, причем катались обязательно «по солнышку» — по часовой стрелке. Еще одной массовой народной забавой была оборона и взятие снежной крепости, в ней принимало участие все взрослое население. Зять отправлялся к теще на блины, а она старалась как можно лучше встретить и угостить его. В этот день отправлялись в гости к родне, а невестки обязательно приглашали в гости сестер мужа с семьями. Прощеное воскресенье — одна из традиций православной церкви.
В последний день перед началом Великого поста следовало обязательно попросить прощения у родных и близких, а также самому простить все обиды. В церкви проводилась специальная служба, а в деревнях и городах устраивали проводы Масленицы. Этот обряд чаще всего сопровождался ритуальным сжиганием чучела или его похоронами. В праздновании Масленицы тесно переплетены христианские и языческие традиции, и это не мешает ей оставаться по-настоящему народным любимым праздником. Ее с удовольствием отмечают дети и взрослые, а для хозяек это отличный повод порадовать близких вкусными блинами. Для этого уже давно не нужно стоять у жаркой русской печи: современные блинницы с антипригарным покрытием позволяют творить настоящие кулинарные шедевры, используя десятки рецептов. Интересные масленичные традиции в разных регионах страны Хотя существовали общероссийские традиции, в каждом регионе было принято отмечать Масленицу по-своему. Это было связано и с особенностями календаря, и с отголосками сохранившихся местных верований. Некоторые традиции существуют и сейчас, хотя мало кто помнит об их символическом смысле. На Севере и в Поволжье снаряжали масленичный поезд — цепочку саней, на одних из которых по деревне возили чучело Масленицы.
Иногда в таком поезде оказывалось до сотни лошадей.
Да, на Масленицу было принято ходить в гости и принимать у себя дома гостей, было и сватовство для холостых, и катание на конях или с ледяных горок, ритуальные кулачные бои. Но все эти "праздничные мероприятия" не имели четкой привязки к дням недели. Кроме дня заключительного - Прощеного воскресенья. И если кулачные бои, ритуальное сжигание чучела Масленицы и уж тем более похороны зимы не были явлениями повсеместными и обязательными, особенно в городах, то без блинов и благотворительности Масленица была немыслима. Так же, как и без усердного посещения богослужений. Про блины чуть позже, сначала о том, зачем нам нужен этот праздник весны. Все просто: семь дней Масленицы готовят нас к Великому посту 18 марта - 4 мая. И церковное название праздника - Мясопустная неделя - от слова мясопуст, которое означает, что мы "отпускаем" мясо и больше его уже не едим.
Другое имя Масленицы - Сырная седмица неделя - говорит о том, что это время, когда еще можно есть молочное и яйца. Но радость Масленицы - это не праздник желудка, а ликование щедрой души. Вспомним, что в субботу, предшествующую Масленице, в храмах поминают усопших, причем не только родных и близких, но всех "усопших в благочестии и правой вере" - от Адама до наших дней. А особенно тех, кто погиб смертью внезапной, не получив церковного отпевания. Молясь за них, верующие включались в общую историю человечества, становились сопричастными к миллионам тех, кто жил до них.
Для этого выпекали первый блин, его называли поминальным. Его либо клали на подоконник, как подношение усопшим, либо отдавали нищим за помин душ умерших.
Все последующие блины можно было с чистой совестью есть и угощать соседей и друзей. Также в этот день было принято ходить в гости. Вторник Масленичной недели носит название Заигрыши. В этот день полагалось устраивать смотрины, договариваться о сватовстве и знакомить потенциальных женихов с невестами. Как раз пока Великий пост, пока Пасха — успеют присмотреться и все обдумать, а там уже можно и свадьбу планировать. Среда — это Лакомка. И это особый день для тещ, ведь им нужно готовить застолье и закармливать любимого зятя блинами.
Чем любимее зять, тем лучше его полагается кормить. В принципе, постараться стоит еще и потому, что к концу недели придется нанести зятю ответный визит. Фото pixabay. Название дню дали соответствующее — Разгул. Хороводы, песни, пляски, кулачные бои, традиционное для регионов, где есть снег, строительство и взятие снежного городка и блины-блины-блины… А куда же без них. Приходит пятница, а вместе с ней «час расплаты» для зятя, который до отвала наелся в среду. Пятница зовется Тещиными вечерками.
Масленичная неделя по дням: традиции и популярные приметы
Праздничные дни выпадают на неделю перед Великим постом — в это время нельзя есть мясо, но можно молочные продукты. Считается, что свое название Масленица получила потому, что люди пекли блины и обильно поливали их маслом. За семь дней Масленицы люди хотели успеть не только наесться впрок перед Великим постом, но и вдоволь повеселиться. Поэтому они строили снежные крепости, горки и катки, ходили в гости друг к другу, катались на санях, а также гуляли и пели песни. Во время гуляний совершали различные ритуалы, которые помогали «убить» зиму и привлечь хороший урожай, задобрив красавицу-весну. Одна из популярных традиций — сжигание соломенного чучела, которое тоже называли Масленицей. В первые дни масленичной недели его встречали и задабривали, а в последний день — сжигали на большом костре.
Пепел чучела закапывали на полях, чтобы там вырос хороший урожай. Со временем традиции потеряли языческое значение, хоть и сохранились до наших времен. Например, сжигание чучела осталось символом проводов зимы и прихода весны, а не жертвой ради плодородия земель и хорошего урожая. Еще один атрибут Масленицы, который сохранился до наших дней — блины. Раньше это угощение готовили, чтобы поминать усопших, затем оно стало символизировать солнце. Сейчас тоже пекут блины, чтобы поминать предков, но на Масленицу для большинства это просто вкусное угощение Масленицу празднуют не только в России и странах СНГ.
У каждого дня Сырной седмицы были свои традиции и ритуалы, которые люди строго соблюдали. Многие сохранились до сих пор. Традиции Масленичной недели 1. Понедельник: встреча. В первый день или даже накануне заканчивали строить снежные крепости и горы, сбивать качели и балаганы, а также делать чучело уходящей Зимы. Его возили по улицам, встречая Масленицу.
Тем временем свекор и свекровь по традиции отправляли невестку к ее родителям, а вечером приходили туда, чтобы обсудить будущие празднества. Во время встречи решали, где и когда состоятся гулянья, кого на них пригласят.
Вторник: заигрыши Во вторник проводили смотрины невест — родня старалась сговориться до Великого поста, чтобы после Пасхи, на Красную горку, обвенчать молодых. В связи с этим под Тамбовом существовал интересный обычай, который нашёл своё отражение в сказке "Морозко" — засидевшихся в невестах девиц ещё в понедельник тайком увозили в зимний лес и оставляли их там "у пенька". В этот момент мать его жены должна проявить особую доброжелательность и любезность по отношению к гостю, так как от этого зависят ее будущие отношения с дочерью. Четверг-Разгуляй Четверг-Разгуляй — это начало широкой Масленицы. С этого дня начинаются различные гуляния, в городах и деревнях проводятся праздничные шествия и ярмарки. Одной из ярких традиций Разгуляя является участие в костюмированных карнавалах. Люди наряжаются в разнообразных персонажей, таких как животные, сказочные герои, исторические фигуры и другие интересные костюмы.
Старики и дети катались с горок, а парни постарше устраивали на реках карусель — вмораживали в лёд бревно, к которому крепили колесо, за колесо цепляли санки и крутили его, катая по льду детей и девушек. Традиционным развлечением были конные скачки. Крестьяне соревновались и верхом, и в санях, а в самых богатых уездах запрягали лошадей тройками, пятёрками или семёрками. В гривы коням вплетали яркие ленты. На Масленицу молодёжи позволялось вести себя более вольно, чем в другие дни: девушки позволяли целовать себя в губы и катались с парнями с горок и на лошадях. Всё это требовало немалых средств, и в народе праздник характеризовали так: "Масленица-объедуха, деньгам приберуха! Сама жена зятя пекла блины к приходу своей матери. А чтобы похвастаться перед своими подругами, за какого хорошего парня выдала свою дочь, она приводила их с собой. Именно поэтому пятница и называлась Тещины вечерки.
Кустодиев "Масленица" Суббота была посвящена посиделкам и общению молодых невесток с их золовками - сестрами и родственницами мужа. Девушки встречались, чтобы поесть, поговорить и поделиться сплетнями. На такие сборы приглашались не только золовки, но и подруги и родня. Если сестры мужа были замужем, то приглашались замужние подруги, а если нет, то свободные. К тому же, хорошим тоном было делать всем гостям маленькие, но приятные подарки. Прощеное воскресенье В конце масленичной недели наступало Прощеное воскресенье. Люди просили прощения за все обиды, которые они причинили друг другу в течение года. Интересно, что эта традиция дошла до наших дней. Также в последний день масленичной недели люди могли есть непостные продукты.
Всё, что осталось после праздника, нужно было съесть или поделиться с бедными.
А также в последний день масленичной недели обязательно проводился ритуал с сожжением чучела. Что можно делать на Масленицу Нужно напечь как можно больше блинов, тогда весь год проживешь в богатстве. В течение дня нужно сохранять позитив и отличное настроение, тогда и весь год проживешь счастливо. Что нельзя делать на Масленицу Нельзя есть мясо. Масленицу в древности называли мясопустной неделей или сырной седмицей. На Руси так готовились к Великому посту. Нельзя ругаться с близкими, обижаться, не прощать обиды. Нельзя резать блины ножом и употреблять алкоголь в течение Масленичной недели.
Есть и иные версии происхождения названия. Так, академик Б. Сам праздник Рыбаковым возводился ко временам каменного века и связывался с охотничьим культом медведя. По мнению профессора Л. Клейна, название праздника — это «позднее заимствование из латинизированной польской культуры, поэтому его и нет восточнее, у русских». Название, действительно, может быть связано с греческой комедией, но не как древний родственник, а как заимствование в белорусский из греческого через латинское посредство. Чтобы объяснить это название, появился обычай есть гороховые комы, а поскольку комоедицы совпадали с первым выгоном скота, ряженые «шуты гороховые» стали изображать медведя — «скотьего бога» в славянских представлениях. Праздник Комоедицы выглядит локальным, но и у Масленицы с культом Велеса определенно есть связь. Об этом говорит обычай «пробуждения медведя» - инсценировка, которую разыгрывали в один из дней праздника. В яме, укрывшись валежником, лежал ряженый, изображающий спящего медведя. Участники праздника водили вокруг берлоги хоровод, крича, что есть мочи, стараясь разбудить косолапого. Затем начинали бросать в него ветки, снежки и прутья. Вот тогда «медведь» начинал просыпаться. Девушка убегала, оторвав кусок медвежьей шкуры или медвежью ногу. Ряженый вставал и начинал плясать, подражая пробуждению медведя, затем шел искать свою потерю, опираясь на костыль. Поймав свою обидчицу, «медведь» тискал её в объятиях медвежьей хваткой. Таким образом, версия о Комоедице, как о предшественнице Масленицы, пусть и не являясь документально подтвержденной, все же представляет интерес для дальнейших исследований. Празднование Масленицы сопровождается целым циклом обрядов, одним из которых является сожжение соломенного чучела. Существует несколько версий происхождения этого обряда. Наиболее распространенная и популярная версия — славяне сжигали чучело Морены Мораны , богини бесплодной, болезненной дряхлости, увядания жизни и неизбежного конца ее — смерти. В образе Морены воплотилась идея ежегодного умирания и последующего возрождения природы. Это самое страшное, враждебное человеку божество — богиня ночи, зимы. Славяне верили, что Морена заведует навью и подземным миром, где правит вместе с Чернобогом. По поверьям, каждое утро она подстерегает Солнце, чтобы погубить его, но всякий раз отступает перед его могуществом. Каждую весну сражается с силами света, олицетворением которых является Ярило, чтобы как можно дольше продлить на Земле зиму. Но, в конце концов, она, будучи побеждена, сжигается на символическом костре на Масленицу. Эта версия, на первый взгляд, видится вполне подходящей для принятия ее за основную. Однако, подробное изучение вопроса показывает некоторую несостоятельность этой версии, поскольку до 15 в. Нет и упоминаний о культе этой богини. Об этом пишет сербский филолог, этнолингвист, литературовед, фольклорист Деян Айдачич в своей работе «Морана в представлениях славянский исследователей мифологии и некоторых славянских писателей». Марцаны нет между бронзовыми идолами полабских славян, изготовленных ювелиром Якобом Шпонхольцeм в XVIII веке, и потому ее нет также в книге Андреаса Готлиба Маша о якобы найденных статуэтках Ретры — прильвицких идолах. В списках кумиров и идолов, которых уничтожали, согласно летописям восточных славян, нет упоминаний о Море, Маре или Морене как о богинях, которым поклонялись язычники». Впервые богиня с созвучным именем Марзана упомянута в хронике Яна Длугоша «Анналы, или хроники великих королей Польши», написанной в 1460 г. Длугош отождествляет Марзану с древнеримской Цецерой древнегреческой Деметрой , богиней урожая, плодородия и жатвы. Это сильно разнится с образом Мораны как богини смерти. Таковой она становится в 18 в. Позже Вацлав Ганка, чешский славист, поэт и деятель Чешского возрождения, в подделке «Краледворской рукописи», опубликованной в 1819 году, указывает Морену в некоторых местах — Морану как богиню смерти. Во второй половине 19 века подделки Ганки были разоблачены, но именно благодаря его патриотическим фантазиям польская форма Марзана Марцана была вытеснена чешским Морена Морана. Так это закрепилось и в переводах на русский язык, также на Ганку ссылались русские исследователи. Русский фольклорист Александр Афанасьев в трехтомнике «Поэтические воззрения славян на природу» 1865-1869 также напрямую связывает богиню смерти со сжиганием чучела на Масленицу, при этом полагает, что вместо имени забытой богини используется название народного праздника. Интересно, что у западных славян чучела Мораны не сжигали, а в основном топили в близлежащем болоте или другом водоеме. Примечательно, что Длугош, не ассоциируя Морану со смертью и увяданием, а, наоборот, отождествляя ее с плодородием и урожаем, отмечает, что поляки топили чучело в дни Великого поста. Русский публицист, поэт и филолог Андрей Кайсаров в своем труде «Мифология славянская и российская», увидевшем свет в начале 19 в. Тут Зивония, она же Зевана, согласно Длугошу — богиня охоты, которую он ассоциирует с римской Дианой. Получается довольно интересный обряд — через потопление чучел богинь плодородия и охоты люди пытались избавиться от болезней и смерти. Возможно, отчасти в этом и кроется поздняя трансформация Морены из богини плодородия в богиню смерти. А с дней Великого поста обряд перекочевал в дни, ему предшествующие — Масленицу. Тем не менее, как было отмечено выше, древние славяне не знали культа Морены, и вся эта обрядность, вероятно, возникла в средневековье. Возможно, тому были предпосылки в более ранних культах языческих богов, но в каких именно вряд ли сейчас возможно доподлинно установить. Каковым бы не было происхождение первого упоминания Морены у Длугоша, версия со сжиганием на Масленицу чучела богини смерти прочно укрепилась в обществе благодаря трудам разных авторов, некоторые из них перечислены выше. Версия эта нашла свой отклик и в современности. Она чрезвычайно популярна у славянских неоязычников, почитающих Морену как богиню смерти. Не лишним будет сказать, что в России обрядность, связанная со сжиганием чучела вовсе не обязательно ассоциированное с Мореной на Масленицу, довольно разнообразна и разнится в зависимости от местности. Вплоть до того, что местами чучело отсутствует совершенно, а вместо него жгут костры. Так происходило, например, в Новгородской губернии в конце 19 — начале 20 века, где костры были основной формой проводов Масленицы, чучело же использовали эпизодически. При этом в соседних Ярославской и Тверской губерниях доминировала форма сжигания чучела. В Воронежской же губернии жгли и костры и чучела. В целом разжигание огня на Масленицу и сжигание в нем чего-либо — повсеместно распространенный обычай. Могли сжигать наряженное в ветхие одежды чучело или просто бросать в костер старые вещи. Подобные ритуальные костры разжигали и тюрки-язычники на праздник Новруз — день весеннего равноденствия. Эта традиция сохранилась у тюркских народов до сих пор, а Новруз, как и Масленица превратился из религиозного в народный праздник. Другим, не менее популярным, масленичным обрядом является выпекание блинов. С подачи Александра Афанасьева в конце 19 века утвердился взгляд, что традиция печь на Масленицу блины была связана с солярным культом, они символизировали солнце. Афанасьев полагал, что само название «Масленица» происходит от «масло», которое раннее звучало как «мазало», то есть то, чем мазали блин. Смазать блин маслом — значит поднести дар солнцу, задобрить его. Масло в данном случае служило символом достатка, сулило богатый и сытый новый год. Эта версия выглядит не слишком убедительной, поскольку традиционные русские блины в большинстве областей несколько отличались от тех блинов, что есть сейчас. Блины пекли не из пшеничной муки, поэтому они были темными и размером были меньше, приблизительно как оладьи. Размер был обусловлен тем, что пекли блины в печи, а не жарили на сковороде, как это делают сейчас. Маленькие и темные блины вряд ли можно назвать достойным олицетворением Ярилы. А те блины, что мы знаем, появились в России гораздо позже, вероятно в петровскую эпоху или позже, и именовались блинами на немецкий манер. Есть другая версия появления блинов на масленичном столе, которая выглядит более достоверной.
Масленичная неделя: традиции по дням
Примета: чем дружелюбнее теща к зятю, чем больше блинов он съест у нее в доме, тем счастливее будет супружеская жизнь молодых. Также в среду проводились кулачные бои. Готовить просто: нежный блинный торт к Масленице Четверг, 23 февраля, «Разгуляй». С четвертого дня начинается широкая Масленица, которая сопровождается играми в снежки, катанием на санках, веселыми хороводами и песнопениями. Пятница, 24 февраля, «Тещины вечерки». В этот день по традиции зятья должны пригласить своих тещ в дом и угощать блинами. Примета та же: чем дружелюбнее и щедрее будет зять, тем лучше сложится жизнь молодой семьи. Суббота, 25 февраля, «Золовкины посиделки». Невестки в этот день должны позвать в свой дом сестер мужа, угощать блинами и дарить им подарки. Незамужние родственницы в этот день приходили одни и проводили масленичные гадания на суженого.
Воскресенье, 26 февраля, «Прощеное воскресенье». В воскресенье было принято провожать зиму и сжигать чучело Масленицы, что символизировало наступление весны. Сожжение чучела всегда сопровождалось хороводами, песнями и плясками.
Чаще всего рядились цыганами. Иногда рядом с ним садилась в сани женщина, изображающая Масленицу, которая за прядильным станком крутит масло. Поезд под смех и шутки односельчан проезжал по всей деревне и затем отправлялся в соседнее село.
Веселым обычаем и в то же время древним обрядом считается катание на санях. Чьи сани укатывались дальше, того ждал урожайный год. После забав празднующие идут друг к другу в гости и вкусно ужинают. Самое главное угощение стола в масленичную неделю — блины. Также на Масленицу обязательно пекли хворост, пирожные, печенье, пироги, готовили разные творожные смеси.
До четверга можно заниматься всеми видами хозяйственной деятельности, а с четверга — только необходимыми.
С четверга начинали праздновать Широкую Масленицу. Причем, каждый день масленичной недели имеет свое название Масленичная неделя по дням Понедельник — встреча Это первый день Масленицы. Про утру свекор и свекровь отсылали невестку до вечера к её родителям, а вечером приходили к сватам гостями. К такому понедельнику в определенном месте для гулянья строились качели и балаганы, сооружались снежные горы. Начинали печь масленичные блины, первый из которых подавался бедным на помин усопших. В этот день и сооружали чучело Масленицы.
На специальный кол надевались старые одежды, их набивали соломой. Для забавы такую Масленицу возили по селению на санях. Вторник масленицы — заигрыши Масленичный вторник — это день смотрин невест. В дом невест зазывались молодые люди, родственники и знакомые угоститься блинами, а затем предстояла забава катания на санках. Зазывающие в свой дом гостей говорили: «У нас горы снежные готовы и блины испечены — просим жаловать! Среда — Лакомка или Скоромная середа По народной традиции в этот день зять приходит к теще на блины , ею специально как угощение испеченные.
Это тещино гостеприимство свидетельствует об уважении к дочернему мужу, которое она проявляла к нему в кругу других гостей этого блинного застолья. Именно с Масленого четверга завершались все хозяйственные работы и хлопоты, а празднование набирало полную мощь. Проводились массовые народные гулянья: катания на санях, потешные кулачные бои, всевозможные игровые соревнования. Главная праздничная потеха четверга — взятие снежного городка. Все праздничные победы и поражения отмечались шумными пирушками.
На Сырной седмице, конечно, можно проводить культурные мероприятия, творческие вечера православного содержания, если речь идет о том, чтобы уйти от грубых развлечений и увеселений и постепенно через душевное прийти к духовному. Алексеевского монастыря, что в Красном Селе : Масленицей, или Сырной седмицей, называется последняя неделя пред Великим постом. Готовясь к нему, христиане уже не употребляют на масленице мясной пищи, зато вкушают молочное в том числе, в среду и пятницу. Многие находят затруднительным совмещение веселых хлебосольных застолий масленицы с пронизывающей церковное богослужение этих дней мыслью о Страшном суде Господнем. Иным видятся в русской традиции печь блины чуть ли не рудименты языческого самосознания. Спешим развеять это мнимое противоречие. Дело в том, что готовиться к встрече с Человеколюбцем Христом нужно, свершая шесть дел евангельского милосердия: жаждущего напоить, голодного накормить, странника ввести в дом, нагого одеть, посетить больного и навестить томящегося в темнице. Масленица с ее русским гостеприимством и дает нам возможность потрудиться в деятельном милосердии. Общая трапеза имеет свойство смягчать и примирять сердца. А ведь не случайно последнее воскресенье перед Великим постом именуется прощеным! Будем готовиться к нему, взаимно прощая и утешая всех ближних и дальних во славу Божию! Протоиерей Димитрий Мерцев председатель жюри Кубанского православного кинофестиваля «Вечевой колокол» : — Несмотря на то, что в наше время масленица — уже больше этнография, народная традиция, не имеющая языческого ритуального значения, тем не менее к христианству она никого отношения не имеет. Проводить масленичную а, вернее, Сырную, или мясопустную неделю надо в динамике настроя на покаяние, и эта динамика как раз дается церковным уставом. Церковь уже загодя готовит нас к Великому посту евангельскими притчами о мытаре и фарисее, о блудном сыне и, наконец, напоминанием о Страшном суде. И хотя на неделе о мытаре и фарисее мы еще вкушаем скоромное, Церковь нам уже напоминает, что надо настраиваться на такую молитву, как у мытаря, чтобы она была принята Богом. В этом смысле и масленица не исключает умеренного веселья, и в то же время она уже озарена приближением Великого поста. В этот период православным можно, к примеру, провести литературно-музыкальный вечер: почитать стихи христианского содержания, послушать духовные песнопения с настроем на покаяние допустим, балладу о Кудеяре — о двенадцати разбойниках. Такого рода развлечения перед Великим постом вполне уместны. Отношение нецерковных людей к этому празднику известно: «Скоро масленицы звонкой закипит веселый пир…». Однако верующим на масленицу недопустимо участвовать во всеобщем разгуле, объедении и пьянстве. Святитель Тихон Задонский говорил: «Стыд лицо мое покрывает, когда говорю о том, как православные христиане празднуют масленицу». В эту неделю, последнюю перед Великим постом, хорошо бы помнить совет преподобного Сергия Радонежского: «Воздержания держитесь». Начало поста немыслимо без подготовки телесной, которую предлагает нам Православная Церковь. Понедельник 1-й седмицы Великого поста называется Чистым понедельником: чистая совесть, чистая душа — потому что было Прощеное воскресенье. Также надо быть чистым и в телесном составе, если человек — Божий, поэтому должно быть воздержание. По слову святых отцов, Великий пост — это весна духа, ведь когда мы себя ограничиваем телесно, расцветает наш дух. Кто вкусил эту радость Великого поста, тот уже дорожит этими днями, ждет их. Только невоздержанная душа, человек, ублажающий свою плоть, воспринимает пост как нечто тягостное. Когда человек держится церковного устава, проникается духом богослужения, готовит себя ко вступлению в Четыредесятницу, тогда и те ограничения, которые связаны с великопостным периодом, воспринимаются им органично. Церковь по отношению к своим чадам имеет характер материнский. Это и ласковость, и строгость педагогики, чтобы довести нас до Христа. Церковь всегда во всем дает нам постепенность. В то время, как уже начинается постепенное введение в покаянные образы церковным богослужением «Покаяния отверзи мне двери…», молитва преподобного Ефрема Сирина «Господи и Владыко живота моего…» , еще дается возможность подкреплять себя скоромной пищей, и только потом наступает уже Великий пост. Есть люди, которые имеют навык поста: им легко, они с радостью вступают в Великий пост. А есть те, кто только начинает воцерковляться: им трудно, и Церковь их очень ласково и нежно ведет. Как сказал преподобный Серафим Саровский, «не может человек вступить в подвиг, пока не очистит чувства», поэтому и нам нельзя воспринимать Великий пост как только ограничения, запреты. Это, с одной стороны, аскеза, ограничивающая нашу телесность, а с другой — особый характер богослужения, которое возвышает душу. И одно дополняет другое. Так действует любящая мать по отношению к чаду: она и приласкает, и пожурит, даст уже видимое какое-то задание и следит за тем, чтобы чадо послушалось. Так же нас ведет и Церковь. Думаю, что та антиномия, которая существует и ярко выражается в масленичные дни, объясняется этим характером. Священник Алексий Зайцев клирик Свято-Троицкого храма г. Челябинска, член Союза писателей России, член Международного клуба православных литераторов «Омилия» : — История празднования масленицы в жизни русского народа насчитывает уже несколько столетий. Говоря о масленице точнее, Сырной неделе , мы должны помнить: изначально существовали две принципиально разные традиции провождения этого особого времени года, которые условно можно обозначить так: «чисто церковная» и «чисто светская».
"Встреча". Что принято делать в первый день масленичной недели?
В понедельник начинали печь блины. Первый блин дарили бедным соседям, чтобы те помянули усопших. Исключительно языческими и никак не связанными с Православием были все традиции связанные с чучелом Масленицы. Его мастерили из соломы и старой одежды, возили по улицам на санях.
Вторник — 12 марта — Заигрыши В этот день проходили смотрины невест. Родителям надо было успеть сосватать молодых до начала Великого поста, ведь венчаться в пост Церковь не разрешает. Если все складывалось удачно, то сразу после Пасхи, на Красную горку, игралась свадьба.
Поэтому во вторник Сырной седмицы парни и девушки знакомились, вместе катались с горок, приходили друг к другу на блины. Среда — 13 марта — Лакомки В среду зять приходил к теще на блины и приводил с собой других гостей. Теща пристально наблюдала, как зять ведет себя за столом.
В народе говорили, что если мужчина выбирает блины с соленой начинкой, значит он упрямый и с непростым характером.
А это обозначает, что зять в пятницу должен был угощать тещу и показывать всяческое расположение к ней и уважение. Кстати, теща могла прийти в гости со своими родственницами, подругами и праздновать наступление Масленицы вместе с ними в гостях у дочери и зятя. Суббота Название «Золовкины посиделки» говорит само за себя. Невестка приглашала в гости сестер мужа, кроме того, и своих подруг. Причем если сестры мужа незамужние, можно было звать только незамужних подруг, и наоборот. Но в наши дни, конечно, можно немного расширить грани, попросту этот день можно превратить в чудесные девичьи посиделки, поделиться радостями и проблемами, просто встретиться и поговорить по душам.
На такие беседы частенько не хватает времени, а масленичная неделя — прекрасный повод. Воскресенье Ну и, пожалуй, самый главный день, который получил название «Прощеное воскресенье». Конечно, для верующих людей этот день особенно важен. Посещение церкви — обязательное условие, молитвы перед Великим постом, поминовение усопших со всеми ритуалами, молитва о прощении. Но в наши дни традиция обрела вторую жизнь. Просить друг у друга прощение стало привычным явлением в эти дни. Главное, чтобы это было искренне, от чистого сердца.
Прекрасный повод для многих помириться, забыть старые обиды, начать все с чистого листа. Еще очень важные моменты этого дня — помянуть усопших, посетить баню. Итогом станет сжигание чучела, а затем предстоит развеять его прах над водой или полем, прощаясь со всем плохим таким образом и готовясь к встрече хорошего. Замечательная традиция, дающая шанс каждому из нас отпустить плохие мысли, и освободить место для новых положительных моментов. Кроме того, в этот день можно сжигать старые вещи, прощаясь со всем ненужным и плохим. При этом нужно, конечно же, учитывать крайне важный момент. При всех этих манипуляциях нужно обязательно помнить обо всех мерах противопожарной безопасности, чтобы веселые гуляния оставили позитивные воспоминания и не превратились в беду.
В этот день не только сжигают чучело, но и демонстрируют свои самые разнообразные таланты: поют, танцуют, показывают всевозможные сценки, читают стихи. Организовывают выставки прикладного творчества. Мастерицы устраивают кулинарные поединки, предлагая разную выпечку. Мужчины соревнуются в силе, ловкости, и, конечно, в поедании блинов. Для детей проводятся веселые конкурсы и игры.
В первый день начинали готовить чучело. Его катали в санях или ставили на вершину снежной горки, на которой резвилась детвора.
Хозяйки пекли первые блины. О чём расскажет первый блин В первый день Масленицы особое внимание обращали на первый блин. Люди были уверены, что он подскажет, чего ждать в новом году. Если он получился румяным, ровным, то болезни не будут одолевать семью. Если скомкается или порвётся - недугов не избежать.
Соль — щепотка Сахар — 1 ст. Ванилин — по вкусу Смешиваем крахмал, муку, соль, сахар и ванилин. Добавляем яйца. Постепенно вливаем теплое молоко и замешиваем тесто. Последним добавляем растительное масло.
Оставляем тесто на 20 минут. Жарим с обеих сторон на разогретой, смазанной растительным маслом, сковороде. Любимые забавы на Масленицу: катание на санках, качелях, рукопашные бои. Молодые девушки собираются в компании и устраивают гадания. Верующие христиане посещают службы в храмах. В последний день Масленицы происходит ритуальное сожжение чучела. Чучело на Масленицу Важным ритуалом праздника считается сжигание чучела Масленицы. Его делают в виде большой куклы из соломы, наряжают старой одеждой, платком. Чучело символизирует зиму, все старое, болезни, неудачи. Сжигая его, прощаются со всем плохим и приветствуют весну — время обновления и приятных перемен.
Перед сожжением устраиваются игры, хороводы, песни и пляски, угощения блинами. Каждый день Масленицы имеет свое имя и ритуалы. Понедельник — «Встреча» В этот день хозяйки начинали печь блины, первый из которых отдавали нищим для почтения памяти умерших. В некоторых регионах было принято готовить вареники с сыром и сметаной, ватрушки, оладьи. Хозяйки угощали ими приглашенных родственников и гостей. Жители сел ходили по дворам, держа в руках чучело Масленицы, пели песни. Дети посещали дома, хозяева давали им вещи для дальнейшего сжигания. На площадях населенных пунктов устанавливались горки, качели. Утром свекровь со свекровью отправляли невестку в дом ее родителей, а вечером сами навещали их. Вторник — «Заигрыши» В этот день молодежь начинала устраивать катания на санках, снежные забавы, соревнования на протяженность спуска с ледяных горок.
Проводились смотрины невест. Среда — «Лакомка» День сопровождался поеданием традиционного блюда — блинов, изготовленных из различных сортов теста с разнообразными начинками. Устраивались блинные соревнования — определяли, у кого они получились вкуснее всего. Также в среду было принято ходить в гости к теще с угощениями. Четверг — «Перелом Масленицы Широкий разгуляй » День был наполнен гуляниями с утра до вечера, вождением хороводов, кулачными боями.
Стартовала Масленичная неделя: что можно и нельзя в первый день Масленицы
В 2022 году масленичная неделя будет отмечаться с 28 февраля по 6 марта. Железногорск Новости Новости обществаМасленица-2023: история, традиции, что можно и нельзя делать в масленичную неделю. рассказывает о днях масленичной недели, повествуя о том, что принято делать в каждый из них. Мало кто знает, что в масленичную неделю стоит воздерживаться от мясных блюд. Рассказываем вам о том, как называется начало масленичной недели и что принято делать в этот день.
Масленица: Что можно и чего нельзя делать с 11 по 17 марта
В понедельник делали чучело Масленицы, надевали на него старую одежду и с пением возили по селу, затем ставили на снежной горе, где начиналось катание на санях и на заледенелых рогожках. Ну а завершится масленичная неделя Прощеным воскресеньем, это последний день перед началом Великого поста. Каждому дню масленичной недели дано было своё имя: Понедельник — Встреча; Вторник — Заигрыши; Среда — Лакомка; Четверг — Разгул; Пятница — Тёщины вечерни; Суббота — Золовкины посиделки; Воскресенье —.
Масленица: сколько блинов нужно съесть и кого нельзя прогонять
Масленица на Руси: история и традиции | Если перед Масленичной неделей в воскресенье ненастно, то летом будет много грибов. |
Начинается Масленица: как и в какие дни ее отмечать и что нужно делать | И, конечно, в масленичную неделю не обходилось без золотистых горячих блинов. |
Масленица: сколько блинов нужно съесть и кого нельзя прогонять | Готовые наборы для обрядов Онлайн тесты и гадания здесь Сайт интернет-лавки «Северная Ск. |
Масленица придет, блин да мед принесет. История и традиции праздника | Для правильного отмечания Масленицы рекомендуется следующее: В Масленичной неделе есть приметы, связанные с каждым днем. |
Масленица 2023: какого числа, традиции, что можно и что нельзя делать
Остальные дни масленичной недели (с четверга по воскресенье) — это Широкая Масленица, которая пройдет 14, 15, 16 и 17 марта. Масленичную неделю принято делить на две части — узкая Масленица и широкая. Всю масленичную неделю люди ходили в гости, угощали друг друга и дарили подарки. Биоэнерготерапевт Галина Янко, которая почти 50 лет помогает людям обрести свой жизненный путь, напомнила, что не нужно делать в масленичную неделю. Масленичную неделю принято делить на две части — узкая Масленица и широкая. Расскажем о том, как отметить дни масленичной недели, и что, согласно обычаям, не стоит делать в период Масленицы.