Полуостров входит в состав Красноярского края, на полуострове расположен Таймырский Долгано-Ненецкий район, города Норильск и Дудинка. Полуостров Таймыр на карте России находится в самой северной части нашей большой страны. Таймыр. Читайте последние новости на тему в ленте новостей на сайте РИА Новости. Полуостров Таймыр — растения и животный мир.
Полуостров Таймыр: как добраться, транспорт и расстояния. Единственному Путешественнику посвящается
Животный мир Таймыра довольно разнообразен, многие виды животных и птиц приспособлены к суровому климату и скудной растительности полуострова. Географическое положение полуострова Таймыр на карте России. Занимающий весь полуостров Таймыр, район омывается водами двух морей Северного Ледовитого океана — Карского и Лаптевых. Таймыр – полуостров на карте России, характеризующийся достаточно суровым климатом, но все же он богат на флору. Карта-схема «Полуостров Таймыр» 2022 г. Размер карты: 100*180 см; Язык: русский. Полуостров Таймыр (Таймырский Долгано-ненецкий район) – самая северная часть суши Евразии, находится на севере Красноярского края, с запада омывается Карским морем, с востока – морем Лаптевых.
Таймырский автономный округ на карте, Россия
самое северное продолжение Евразийской суши, на севере центральной Сибири, в Красноярском крае, на северо-востоке центральной России. Таймыр, Таймырский полуостров — самый северный полуостров Азии, омываемый Карским морем и морем Лаптевых. 2ГИС — бесплатный справочник организаций с картой города Норильска Информация о полуострове Таймыр. Рассматривая полуостров Таймыр на карте, можно увидеть, что близ его берегов расположено множество небольших островков.
Полуостров Таймыр: как добраться, транспорт и расстояния. Единственному Путешественнику посвящается
Население полуострова в количестве примерно около 5 тысяч человек проживает в сёлах и посёлках городского типа. Крупные населённые пункты находятся немного южнее полуострова. С городов Дудинка, Норильска и села Хатанга осуществляется связь полуострова с внешним миром. С запада полуостров Таймыр омывается водами Карского моря, а с востока — водами моря Лаптевых.
Сейчас в районе Хатангского залива моря Лаптевых работают две мощные нефтегазодобывающие компании.
Значительную часть его территории занимают хвойные, а также лиственные леса, где обитают соболи, росомахи. Округ известен вечной мерзлотой и крайне низкой плотностью населения. Местные жители добывают каменный уголь, занимаются пушным промыслом и оленеводством, некоторые трудятся на Дудинском рыбозаводе.
Итоги О жизни местных народов, традициях и обычаях рассказывают экспонаты местных музеев. Дикая природа Таймыра не испытала разрушительного действия Приполярья и встречает путешественников первозданным величием и неброской красотой. Полуостров Таймыр Первое географическое исследование и описание Таймыра было сделано Харитоном Лаптевым в 1739—1741 гг. Скалы на Таймырском полуострове. Автор: Ольга Маслова.
Источник: официальный сайт Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района, www. Полуостров входит в состав Красноярского края, на полуострове расположен Таймырский Долгано-Ненецкий район, города Норильск и Дудинка. По характеру поверхности полуостров делится на три части: Северо-Сибирская низменность, горы Бырранга и прибрежная равнина вдоль побережья Карского моря. Южной границей полуострова считается северный уступ плато Путорана. Таймырский полуостров располагается в арктической и субарктической зоне, что определяет крайнюю суровость местного климата. Частым явлением бывает пурга, продолжающаяся иногда до нескольких недель. Практически всегда дуют сильные ветра. Территория Таймыра относится к зоне постоянной многолетней мерзлоты. Самой распространенной легендой о появлении названия полуострова является версия об эвенкийском происхождении от древнетунгусского «тамура» — «ценный, дорогой, богатый».
Так эвенки изначально называли реку Таймыру, изобиловавшую рыбой. По другой версии, название произошло от долганского «туой муора» — «солончаковое озеро», в переносном смысле — «благодатное», так как для жизнедеятельности оленей необходима соль. По третьей версии, название образовалось от долганского «тымыр» — «кровеносный сосуд». Кроме того, в ненецком языке существует фраза «тай мярей», что означает «плешивый», «лысый». Некоторые исследователи считают, что здесь имеет место сравнение с низкорослой таймырской тундрой. Также на нганасанском языке «таа мирэ» означает «оленьи тропы». Существует легенда, которую жители этой северной земли передают из поколения в поколение. Создал он первые растения, травы и цветы, а для защиты их от вредителей создал оленя. С одной стороны головы бог приставил ему мамонтовый бивень, с другой — каменную скалу, и этими рогами олень быстро перебил всех червей, уничтожавших растения.
Устал олень, тряхнул головой, и с его рогов свалилась шкура. Шкура с одного рога превратилась в южный хребет хребет Миддендорфа , а с другого — в северный хребет Бырранга. А олень все продолжал расти, росли и его рога. С тех пор спина этого огромного северного оленя стала землей, окруженной горами, и на нем стали жить люди». Таймыр ввиду сурового климата долгое время оставался необитаемым. Первые люди пришли сюда с территории Якутии в V—IV тыс. Во время Великой Северной экспедиции в 1736 г. Василием Прончищевым было исследовано восточное побережье полуострова от Хатангского залива до залива Фаддея. В 1739—1741 гг.
Он же составил и первую достаточно точную карту полуострова. В 1741 г. Челюскин продолжил исследование восточного побережья и в 1742 г. Растительность на Таймыре довольно скудная, большие территории заняты лесотундрой. На севере полуострова практически нет лишайниковых и моховых тундр, но присутствуют некоторые виды кустарников. На Таймыре водится довольно много видов животных: горностай, росомаха, соболь, песец. На морском побережье обитает белый медведь. В омывающих Таймыр морях водятся тюлень, нерпа, морской заяц, морж, белуха. Из птиц здесь можно увидеть гусей, уток, гагар, бакланов, белых куропаток, полярных сов, соколов.
В водах рек обитают сиг, осетр, хариус, таймень и другие виды. Кроме того, здесь распространены горный баран и северный олень, являющийся основой животноводческой культуры коренных народов севера. В середине 70-х гг. Таймыр Таймыр — самый большой полуостров в составе России, он вмещает в себя 400 000 квадратных километров почти нетронутой местности. Расположен полуостров на северной оконечности Евразии с суровым климатом, между Карским морем и морем Лаптевых. На западе его окаймляет знаменитый Енисей, начинающийся с залива, на востоке — река Хатанга и продолжающая ее река Хета. По южной стороне Таймыр заканчивается по достижении плато Путорана, на севере расположен другой полуостров — Челюскин. Рельеф Таймыра разнообразен: здесь с юго-востока на северо-запад проходят горы Бырранга с высотой до 1125 метров, равнинная местность встречается по берегу у Карского моря. Имеется также Северо-Сибирская низменность.
Местный край богат озерами, а Енисей имеет многочисленные разливы. Таймыр относится к Красноярскому краю. Крупнейшее поселение — село Караул — находится у берега Енисея ближе южной границе. Происхождение названия «Таймыр» Считается, что название полуострова происходит от древнетунгусского слова «тамура», что означает ценность, богатство. Имеются и другие версии. Река Таймыра богата рыбой, и название ее тоже соответствует логике старинного слова. Так ее называли эвенки, а исследователь Александр Миддендорф, путешествовавший по северному краю в 19-м веке, распространил это название уже на весь полуостров. Отмечают также другие версии происхождения названия: от ненецкого «тай мярей», то есть «лысый». Невысокая редкая растительность полуострова подтверждает смысл этого названия; от якутского «туой муора», в переводе «солончаковое озеро», подходящее для жизни оленей, которым необходима соль.
Олени — это жизнь для местных племен; от якутского «тымыр», похожего на предыдущее, но означающего «кровеносный сосуд». Читайте также: Где находятся Карлсбадские пещеры на карте, координаты Климат Климатические пояса полуострова Таймыр — субарктический и арктический — самые холодные на планете. Солнце освещает землю косыми лучами, лето очень короткое, а зима длинная и суровая. При наблюдении отмечались температуры до минус 62 градусов. Холодный ветер может дуть неделями. Жизнь в такой местности немыслима даже для стойких к морозам животных, которые уходят южнее или засыпают на долгие месяцы. Почвенные типы этой климатической зоны — глеевые, тундровые, арктические. Развиваться растительности, а вместе с ней и животному разнообразию мешает вечная мерзлота. Осадки на Таймыре преимущественно идут летом, что связано с розой ветров.
Северный ветер наблюдается именно летом, зимой преобладает южный. Интересно, что северный полуостров принимает ослабевшие циклоны с Атлантики. Здесь же циклоны затихают и сходят на нет. Зафиксированный минимум — 48,8 градусов. Население Таймыра Все население Таймыра сосредоточено в селах или поселках и составляет до 5 тысяч человек. Часть поселений были заброшены, многие из них расположены возле енисейского залива. Многие старые полярные станции, наблюдательные метеостанции тоже заброшены после советских времен. Растительность На севере Таймыра господствуют низкие кустарники и цветы, отсутствуют лишайниковые тундры, а моховые тундры распространены слабо. Произрастают ягодные кустарники — брусника и вороника, цветы и травы — багульник, куропаточья трава.
Низины занимает мох, и лишь летом там появляются цветы, местами растет карликовая полярная ива.
Крупные населённые пункты находятся немного южнее полуострова. С городов Дудинка, Норильска и села Хатанга осуществляется связь полуострова с внешним миром. С запада полуостров Таймыр омывается водами Карского моря, а с востока — водами моря Лаптевых. Сейчас в районе Хатангского залива моря Лаптевых работают две мощные нефтегазодобывающие компании. Изначально сейсмологические работы начались в 40 км от мыса Сибирский, расположенного на Таймырском полуострове.
Полуостров Таймыр на карте мира: где находтся и как выглядит
Полуостров Таймыр на физической карте мира. Таймырский Долгано-Ненецкий район относится к районам Крайнего Севера, асположен за Северным полярным кругом на полуострове Таймыр. ТАЙМЫР (Таймырский полуостров), один из самых северных полуостровов Евразии, в России, в Красноярском крае (Таймырский Долгано-Ненецкий р-н). полуостров таймыр на карте: 2 тыс изображений найдено в Яндекс Картинках. Таймырский полуостров располагается в арктической и субарктической зоне, что определяет крайнюю суровость местного климата.
Таймыр: полуостров, где и вправду не ступала нога человека
На карте со спутника отображены административные границы Таймырский Долгано-Ненецкий район Красноярского края, можно посмотреть реки и озера Таймырский Долгано-Ненецкий район на карте. Для предоставления информации используются онлайн-сервисы: Яндекс карты, гугл карты и OpenStreetMap карты.
Округ известен вечной мерзлотой и крайне низкой плотностью населения. Местные жители добывают каменный уголь, занимаются пушным промыслом и оленеводством, некоторые трудятся на Дудинском рыбозаводе.
Непрерывные онлайн видеотрансляции, которые осуществляются в интернете в режиме реального времени, предоставляют возможность виртуально передвигаться по различным городам без оформления документов. Ближайшие онлайн трансляции Онлайн трансляция переправы через Обь со стороны Лабытнанги Смотреть Онлайн трансляция демонстрирует переправу через Обь со стороны города Лабытнанги и смотрит на реку в юго-восточном направлении в сторону Салехарда.
Только оперируем мы не миллионами световых лет а, в лучшем случае, тысячелетиями. Но даже и двести, и триста лет назад названные так или иначе река или поселение могут многое нам рассказать о прошедшей эпохе. Значение иных географических названий не всегда можно распознать и идентифицировать с точки зрения принадлежности тому или иному языку, той или иной культуре. Далеко ходить не надо — по поводу изначального значения топонима «Москва» написана не одна научная работа. Это касается территорий, где шло активное взаимопроникновение различных культур, языков, экономики и пр. Полуостров Таймыр в этом смысле не является исключением. Хотя не вся его территория изобилует такими труднораспознаваемыми топонимами. Самый северный в мире полуостров материковой суши и осваивался в последнюю очередь — слишком суров климат и непреодолимо бездорожье. А топонимия полуострова, которая имеет практически чётко очерченные историко-культурные границы, позволяет понять структуру и характер его заселения. Более того, по ним можно увидеть направление заселения, приблизительную его очерёдность, ну, и наиболее «востребованные» участки полуострова, на которых варился тот самый цивилизационный котёл. Ойконимы -- названия населённых пунктов от др. Начнём с западной части полуострова. Её зафиксированное в письменном источнике толкование звучит следующим образом: Потакуй — река на восточном берегу Енисейского залива. Выявлена в 1866 г. По-долгански означает «дорожный мешок». Вероятно, кто-то из долган потерял у реки свой потакуй, почему и стали её так называть [1]. Следует отметить, что «потакуй» — не совсем точное воспроизведение этого долганского понятия, в русской транскрипции оно звучит как «матака». Мы вправе в данном конкретном случае говорить о топониме-палимпсесте — географическом названии, в происхождении которого наблюдается многослойность и искажения первоначального произношения носителями разных языковых групп [2]. Если мы примем за основу, что это действительно долганское слово, пусть и искажённое, тогда следует считать, что происхождение топонима нужно отнести к периоду не ранее XIX века: именно в этот период шли процессы, связанные с образованием нового народа — долган [3].
Полуостров Таймыр: как добраться, транспорт и расстояния. Единственному Путешественнику посвящается
Граница леса и тундры была на 300-400 км севернее современной - так что не только в южной, но и в центральной части Таймыра росли сосны и древовидные берёзы. Древние охотники пришли сюда с юго-востока, с реки Лена. Их сезонные стоянки найдены на р. Пясина и в бассейне рек Хеты и Хатанги. Они использовали орудия, изготовленные из тонких кремнистых пластинок, и ещё не знали глиняной посуды - такая культура называется мезолитической. Самое древнейшее из известных поселений жителей Таймыра обнаружено на левом берегу реки Тагенар, в 5км от её впадения в реку Волочанку, на пути, по которому очень удобно было переходить из бассейна р. Енисея в бассейн р. Люди, жившие здесь, были охотниками и рыболовами.
Основной объект охоты - северный олень, а рыбной ловли - нельма, сиг, чир. В конце 4-го и начале 3 тысячелетия до н. Эта культура называется неолитической. Неолит - новокаменный период - получил своё наименование от новой, по сравнению с палеолитом и мезолитом, техники изготовления каменных орудий с помощью шлифования, пиления, сверления камня. Люди неолитической культуры стали изготавливать глиняные горшки, с орнаментом в виде сеточки. На одной из стоянок Маймече 1 был раскопан округлый котлован их жилища - это конусообразное сооружение из деревянных шестов, прикрытое кусками дерна, перевернутого землёй наружу... В конце 1-го и в 1-ом тысячелетии н.
Бронза использовалась для украшения одежды. Из каменных орудий дольше всего использовались скрёбла для обработки шкур. Важным этапом древних жителей Таймыра было овладение технологией бронзового литья. На стоянке Абылаах 1 1150г до н. Очень интересными находками были сосуды тигли из песчаника для плавки бронзы, форма для антропоморфной фигурки. К концу 1 тысячелетия н. Памятником этой культуры является стоянка Дюна 3, на реке Пясина.
Там найдены круглодонные горшки, украшенные по горловине поясками узоров из проникающих треугольников и других композиций, сделанных гребенчатыми отпечатками. Во II тыс. В историческое время на юго-востоке полуострова здесь обитали тавги — самое западное племя юкагиров, ассимилированное самодийцами и вошедшее в состав нганасанов. В его состав вошли различные по происхождению племенные группы пясидская самоядь, кураки, тидирисы, тавги и др. На лето нганасаны на оленьих упряжках откочёвывали в глубь тундр полуострова Таймыр, к зиме ставили свои чумы на северной границе сибирской тайги. В письменных источниках сохранилось упоминание об одном морском походе, относящемся к 80-м годам XVII века, из Енисея вокруг Таймыра с целью достижения устья реки Лены. Голландец Н.
Витсен со слов Тобольского воеводы Головина сообщает, что в 1686 году посадский человек из Туруханска Иван Толстоухов на трёх кочах отправился в морскую экспедицию, но пропал без вести. Во время Великой Северной экспедиции в 1736 году Василием Прончищевым было исследовано восточное побережье полуострова от Хатангского залива до залива Фаддея. В 1739—1741 годах первое географическое исследование и описание Таймыра было сделано Харитоном Лаптевым. Он же составил и первую достаточно точную карту полуострова. В 1741 году Семён Челюскин продолжил исследование восточного побережья и в 1742 году открыл крайнюю северную точку Таймыра — мыс, получивший впоследствии его имя — мыс Челюскина. Таймырский полуостров также был глубоко исследован и научно описан российским исследователем А. Большой вклад в геологическое и топографическое исследование Таймыра внёс Н.
В тридцатых годах XX века свой вклад в исследование северной части полуострова внёс соратник Ивана Папанина, чувашский полярник и геодезист Константин Петров. Чин водружения креста владыка Антоний совершил в сослужении эконома Красноярской епархии, наместника Св. Красноярска архимандрита Нектария Селезнева , благочинного Таймырского благочиния протоиерея Михаила Гренадерова и духовенства Таймыра, сообщает сайт епархии. В связи с совершившимся благодатным событием, архипастырь вновь подчеркнул сугубый церковно-патриотический смысл этой, проведенной совместно с руководством Таймыра акции: «Крест на берегу Северного Ледовитого океана воздвигнут, дабы явственно было видно и на самых северных рубежах России: это - наше православное государство». Владыка поделился с участвовавшими в поездке своей духовной радостью: сбылось давнее его архиерейское намерение и мечта юности - посетить северные рубежи Отечества и совершить на них соборную молитву о дальнейшем духовном возрождении России. В этот же день архиерей посетил пограничную заставу, где преподал архипастырское благословение пограничникам, несущим ответственную государственную службу в экстремальных условиях севера. Участвующим в поездке Начальником регионального Понраничного управления полковником Владимиром Чмыхайло были вручены архиепископу Антонию, эконому Красноярской епархии архимандриту Нектарию Селезневу и представителям духовенства епархии юбилейные общественные медали к 90-летию пограничных войск России и памятные знаки.
Данные археологии показывают тесную связь первых жителей полуострова с населением бассейна Средней и Нижней Лены, откуда они проникли на Таймыр примерно 6 тыс. Основными занятиями нганасан была охота на диких оленей, песца, оленеводство и рыболовство. По сравнению со своими соседями, энцами и ненцами, нганасаны выделялись особым значением в их хозяйстве охоты на дикого северного оленя. Добывали диких оленей главным образом осенью путём коллективной охоты на речных переправах, закалывая их копьями с челноков. Также использовали ременные сети, в которые охотники загоняли диких оленей. Кроме того, летом и осенью нганасаны охотились на диких оленей пешком, в одиночку и небольшими группами. К середине XIX века нганасаны уже считались традиционными оленеводами.
Оленеводство нганасан было типично самоедским, санным. По количеству оленей нганасаны были едва ли не самые богатые среди других народностей, населяющих Таймыр. Олени у нганасан служили исключительно средством передвижения, поэтому чрезвычайно ценились и оберегались. На лето нганасаны откочёвывали в глубь тундр полуострова Таймыр, к зиме возвращались к северной границе лесной растительности. Наличие стад домашних и охота на диких оленей, расположение кочевий в наиболее северных пределах полуострова, пользование самодельными орудиями труда и охоты позволяли им быть совершенно независимыми почти до конца XIX века. Техника у нганасан, по сравнению с их соседями долганами, была на более низком уровне. Все производства носили почти потребительский характер, обслуживая внутрихозяйственные нужды.
Почти каждый в своём хозяйстве являлся одновременно и мастером по обработке дерева, и кузнецом, хотя нередко выделялись наиболее способные в какой-либо одной отрасли, например хорошие мастера по производству нарт, плетению маутов. Традиционную одежду шили из различных частей шкур оленей разных возрастов и разных сезонов года с различной высотой и крепостью меха. Верхняя мужская одежда цельнокроёная шилась мехом внутрь и мехом наружу. Внутренняя часть, без капюшона мехом к телу, изготовляется из 2-3 шкур осеннего или зимнего оленя, наружная часть с капюшоном - из короткошерстных шкур темных и светлых тонов. Чередование частей из темных и светлых шкурок на верхней одежде с четко обозначенным на спине темным или светлым прямоугольником и 2-3 орнаментированных полос ниже его - характерная особенность одежды нганасан. Женская зимняя одежда - того же вида, но с разрезом спереди, с небольшим воротником из меха белого песца, без капюшона, который заменяет двойная шапка с опушкой из длинного черного меха собаки. По подолу внутренняя и наружная части одежды также обшиваются опушкой из белого меха собаки.
К верхней линии спинного прямоугольника прикрепляются длинные раскрашенные ремешки. Зимой в сильные морозы поверх обычной одежды надевают еще одну сокуй из толстого меха зимнего оленя шерстью наружу с капюшоном, имеющим спереди белый стоячий султан, по которому соседи безошибочно узнают нганасан. Погребальную или обрядовую одежду шили из цветных сукон. Для украшения праздничной одежды нганасаны использовали геометрический полосовой орнамент сходный с ненецким, но более мелкий и выполненный не из меха, а из кожи. Назывался орнамент - моли. Чаще всего нганасанские женщины вырезали орнамент "от руки", без употребления каких-либо шаблонов и без предварительного вычерчивания. У нганасан довольно часто встречалась раскраска одежды.
Почитание земли, солнца, луны, огня, воды, дерева, важнейших промысловых и домашних олень, собака животных и их ипостасей под именем матерей, от которых зависят здоровье, промысел и сама жизнь людей и с которыми связана основная календарная и семейная обрядность - характерные черты традиционных верований нганасан. В них проявляются чрезвычайно архаичные черты представлений о природе и человеке, долгое время бытовавшие в относительно изолированных полярных коллективах. Они и сейчас сохраняются среди пожилых людей. Кормление огня и семейных культовых предметов - обязательный ритуал. В традиционном нганасанском обществе почти в каждой кочевой группе нганасан был свой шаман, который отстаивал интересы своего рода перед сверхъестественными силами. Шаман, как посредник между миром людей и миром духов, был фигурой выдающейся. Он обладал хорошим голосом, знал фольклор своего народа, обладал феноменальной памятью, был наблюдательным.
Главнейшие функции шамана были связаны с основными промыслами, обеспечением удачи в охоте и рыболовстве, шаман угадывал места и сроки охоты. Также важными функциями шамана были лечение больных, помощь при родах, предсказание будущего для членов рода, толкование снов. Она расположена на севере Сибирской платформы, в бассейне реки Хатанги, в долине ее правого притока реки Попигай. Административно - почти полностью относится к Якутии и, частично, к Таймырскому муниципальному району. Размеры внутреннего кратера составляют 75 км, а диаметр внешнего достигает 100 км. Катастрофа произошла 30 млн. Космическое тело с большой скоростью пробило толщу осадков в 1200 м и затормозилось в породах фундамента Сибирской платфоры.
Крупнейшие заливы: Миддендорфа, Пясинский, Симса. Таймырский, Терезы Клавенес, Фаддея, бухта Марии прончищевой. Важнейшие порты: Дудинка, Хатанга. Важнейшие аэропорты: в Норильске Алыкель и Дудинке. Цифры Площадь: самого полуострова — около 400 км2, Таймырского района — 879 900 кмг в него входят также арктические архипелаги Норденшельда и Северная Земля, острова Сибирякова, Уединения, Сергея Кирова и другие. Население: Таймырского района — 34 400 чел. Протяженность полуострова: с севера на юг — 1000 км, с запада на восток — более 500 км.
Самая высокая точка: находится в горном хребте Бырранга 1146 м. Экономика Промышленность Таймырского района в основном за пределами границ полуострова : пищевая, топливная, электроэнергетика. Сельское хозяйство: оленеводство, 18 государственных унитарных сельскохозяйственных предприятий и 159 крестьянско-фермерских хозяйств. На территории района открыто более 30 месторождений нефти и газа самые значительные из них — Мессояхское, Пеляткинское, Сузунское, Тагулское, Пайяхское, Ванкорское. Основные ресурсы золота относятся к геологической Таймыро-Североземельской золотоносной провинции в северной части полуострова. Климат и погода Резко континентальный, полуостров находится за Северным полярным кругом, над ним заканчивают свое существование многие атлантические циклоны. Среднегодовое количество осадков: 400 мм, зимой часто метет пурга, иногда продолжающаяся до двух недель.
Достопримечательности Дудинка: Таймырский краеведческий музей 74 тыс. Музей Огдуо Аксеновой, долганской поэтессы и автора долганского букваря; Природный заповедник Путоранский находится несколько южнее полуострова, основан в 1988 г. Любопытные факты В 1850 г у озера Туручедо на Таймыре произошла битва на луках Ненецкие племена сражались с энцами. Конфликт возник из-за мест обитания. Ненцы потерпели поражение, но было заключено мирное соглашение, по которому им разрешалось жить на небольшой территории на правом берегу Енисея. В переводе с нганасанского языка название гор Бырранга означает: торы, с которых текут речки с большими камнями, между которыми есть долины, где растут мхи и лишайники». Озеро Таймыр во время весеннего разлива становится четвертым по площади озером в России после Байкала, Ладожского и Онежского.
Мифическую «Золотую бабу предположительно, это статуя из золота богини Юноны, вывезенная из Рима варварами энтузиасты ищут по всей Сибири.
Однако бесспорно, и к этому пришли большинство историков и других специалистов, что ее участники, следуя с запада на восток, прошли на своем судне пролив между морями Карским и Лаптевых и обогнули мыс Челюскина. Что касается конечной цели похода, то, по-видимому, мореходы стремились достигнуть районов Хатанги и Лены. По данным древнейшей ясачной книги Ман-газеи, поморы и служилые люди вышли к устью Енисея уже к 1607 году. Жившие здесь родовым строем энцы были подчинены Москве. История открытия и освоения... Он с отрядом важан и печорцев одним из первых ходил в страну тунгусов и на реку Гету. Замечательный писатель и исследователь Сергей Марков считает, что это была река Кута, и воздает должное отважному Волку, «суровое имя которого должно войти в летопись важнейших открытий наших землепроходцев». Земной круг... Такими были упоминаемый в мангазейских делах Мотька Кирилов - «по морю староход и знатец», пинежанин Микитка Стахеев Мохнатка, которому «морской ход за обычай» и который «морем идти знает», знаменитый пинежанин Левка Плехан Шубин Лев Иванович , который упоминается в числе ходивших в Мангазею морем еще в царствование Бориса Годунова.
В документах 1633 года назван и его сын Клементий Плеханов. Научные труды... Весной 1610 года северодвинцы во главе с Кондратием Курочкиным и Осипом Шепуновым на судах, построенных под Туруханском, вышли к устью Енисея с намерением пройти дальше морем на восток. Сохранившиеся документы позволяют нам получить представление о руководителе похода Курочкине как о наблюдательном человеке, имевшем обширные морские знания и широкий географический кругозор. Вот только одна из сделанных им записей: «большими кораблями из моря в Енисею пройти было мочно; река угодна, боры и черный лиственный - В. История Сибири... В особенности, когда повседневная жизнь в большой степени зависела от сил природы, а технологии были недостаточно развиты. Вот почему в местах, куда современная цивилизация добралась с существенным запозданием, еще совсем недавно можно было встретить людей, обладающих исключительной силой и знаниями — шаманов. Мы расскажем об одном из них — последнем великом шамане нганасан Тубяку Костеркине. До недавнего времени они в полной мере сохранялись как генетически чистый народ, почти не подвергшийся ассимиляции, пользовались своим языком, стойко удерживая национальное самосознание и традиционные особенности культуры.
Этому способствовал складывавшийся веками архаичный уклад жизни этноса. Нганасаны жили большими семьями , старики пользовались огромным уважением, более молодые члены семьи беспрекословно подчинялись их решениям, младшие долгие годы учились у старших, а затем передавали свои знания следующему поколению. Согласно легенде, во время первой встречи с русскими их спросили: кто вы? И услышали ответ: нганасан, что означает «мужчины». Так их с тех пор и называют. Сами же нганасаны зовут себя «ня», что по значению ближе всего соотносится с русским словом «товарищи». Известный этнограф Л. Доброва-Ядринцева в книге «Туземцы Туруханского края» 1925 писала о нганасанах: «Они горды, замкнуты, чужды всему, что приходит к ним извне и, дорожа своей свободой, не признают никаких внешних обстоятельств». Нганасаны считались лучшими в Арктике пешими охотниками на дикого оленя. Они не только не использовали оленьих нарт, но и не держали домашних оленей вообще.
Стадо оленей выслеживалось, а затем загонялось в специально оборудованную засаду, где животных убивали копьями и стрелами. Первенство нганасанских шаманов признавали якуты, эвенки, долгане, лесные энцы и другие соседние народы. Их шаманы часто просили у нганасан помощи, старались не вступать с ними в конфликты и очень боялись их рассердить. Жесткая конкуренция шла и между нганасанскими шаманами, битвы которых стали элементом эпоса: «огромные камни слетали с утесов и катились с грохотом в бездны, сверкали молнии и грохотали громы»… Считалось, что самые сильные нганасанские шаманы могли «съесть человека» — то есть наслать на него смерть с помощью духов-помощников; убить соперника, порезав его след ножом или проткнув острым предметом фигурку-койка; навести болезни и излечить недуги; найти воров и потерянные предметы; отыскать заблудившихся в тундре людей; предсказать будущее; взлетать над землей и творить другие чудеса. В XIX веке русские миссионеры сообщали, что их рассказы о чудесных полетах святых не производили на нганасан никакого впечатления, так как, по их словам, для шаманов это не составляло особого труда. Путешествуя в нашем мире, шаман мог легко обращаться в птицу или смерч. Верхний мир населяют добрые божества и духи, в общении с которыми человек выступает лишь просящей стороной. Средний мир — это наша земля. Каждое растение или животное, гора или озеро, любое явление природы несет в себе жизненное начало, представленное самостоятельным духом. Духи бывают добрыми нгоу и злыми баруси.
Злые духи вредят человеку, защититься от них или повлиять на них можно, прибегнув к помощи шамана. Нижний мир находится под землей. В нем обитают души умерших и множество злых духов, вылезающих через отверстия в земле, чтобы всячески человеку вредить. Шаманы могут спускаться в нижний мир, чтобы провести туда душу умершего либо отнять у злого духа душу тяжелобольного человека и вернуть ее в средний мир. Одновременно шаман передавал волю и желание духов в людской мир. Путешествуя в верхнем мире, шаман мог принимать образ духа-помощника: небесного оленя или птицы. В нижний мир шаман проникал чаще всего в образе медведя или росомахи. Положение шамана в обществе зависело напрямую от его силы. Большой шаман вызывал страх и уважение. Благодаря помощи духов он мог указать лучшее место и время для охоты или рыбалки, лечить животных и людей, предвидеть и предсказывать события.
Общаясь с духами и путешествуя в верхнем и нижнем мирах, шаман впадал в состояние транса и совершал особый ритуал — камлание. Необходимые атрибуты камлания — бубен, колотушка и шаманский костюм, главный дух-помощник шамана. Лишь облачившись в него, шаман мог общаться с духами и перемещаться в другие миры. Чем больше железных подвесок украшало костюм шамана, тем сильнее он считался. В дело шло все: монеты, воинские награды «Знак Почета», «За победу над Германией» , вилки, крючки, металлические цепи, навесные замки , шестеренки… Иногда вес такого костюма достигал 30 и более килограммов. Состарившийся шаман передавал свой костюм, корону, бубен и знания старшему сыну, при этом считалось, что шаманов избирают духи, которые когда-то сами были шаманами — предками избранника. Известно, что еще ребенком Тубяку утонул. Его отец Дюхаде, который был великим шаманом нганасан, нашел его и оживил. Был я тогда совсем маленький. Еле труп мой нашли.
Отец меня оживил — отец был шаманом. Тогда отец сказал, что этот ребенок будет моей сменой. Отец говорил: как я жил, так и ты живи. И я отцовский приказ исполнял. Шаманил и днями, и ночами. Шаманил везде, куда меня приглашали… Любого больного, если возьмусь, хоть больной, хоть роженица, никого не отпускал то есть излечивал. Так вот и жил, плохого к людям у меня ничего не было…» Однако все это не помешало советской власти посчитать Тубяку идеологическим врагом и вредителем и отправить его за пропаганду языческого культа «на перековку» в лагеря. Говорят, что донос на Тубяку написал из зависти другой шаман, и ему тоже дали срок, посчитав, что это будет справедливо. И хотя завещанное отцом дело он не бросил, больше его не трогали. Неожиданную мягкость властей Тубяку объяснял тем, что на зоне он смастерил хорошего духа-помощника — «койка-закон», через которого ему удавалось улаживать в нижнем мире все сложности в отношениях с вредными духами советской власти.
Участковый даже не отнял у него бубен и колотушку, что в Советском Союзе со служителями культов происходило повсеместно. Тубяку Костеркин прожил славную жизнь: лечил болезни, предсказывал погоду, находил в тундре заблудившихся людей, останавливал пургу. Рассказывают, как 80-е годы к Тубяку зашли полярники, совершавшие переход по советскому северу. Они застали старика смотрящим по телевизору старт космического корабля. С его помощью были записаны сотни песен и сказаний, которые впоследствии расшифровала и перевела на русский язык дочь Тубяку, фольклорист Надежда Костеркина. ДУХ КОСТЮМА В 1982 году, после смерти жены, которая обычно помогала ему в камлании, Тубяку решил, что духи оставили его, и согласился на уговоры сотрудников Дудинского музея передать им шаманский костюм, бубен и другие предметы. Однако оговорил для себя возможность приезжать в музей для общения с костюмом, что не раз делал в последующие годы, сидя на полу у теплой батареи. Шаманский костюм Тубяку Костеркина, переданный ему когда-то отцом — Дюхаде, по-прежнему хранится в Дудинском музее. Здесь к нему совершенно особое отношение: костюм уважают и без особой необходимости стараются не беспокоить. И таких случаев было зафиксировано уже несколько.
Костюм действительно производит сильное и очень неоднозначное впечатление. Стоит он в затемненном павильоне, словно надетый на невидимку, прикованный цепью к стене чтобы не убежал? И если найти определенное положение, действительно ощущаешь волны энергии, словно крупный тремор пробегающие по телу. Говорят, Леня Костеркин, сын Тубяку, не раз приходил в музей спросить совета у духа костюма отца-шамана. Тихо шумел лес, копошились мурашки, и все разбегалось спать. Деревушка, в которой мне довелось жить в Таймырских краях, у своей подруги. Края там очень красивые. Сосед у них, Глеб, мужчина лет 35-40, пригласил нас на охоту, нам это было в диковинку и интересно, мы с радостью согласились. Знают его местные с самого детства и жену его с сыном тоже. И вот раннее утро, рассвет, мы уже собранные и готовые «к труду и обороне», как говориться.
Все в ожидании, в глазах интрига. Идем мы по лесу, трава зеленеет, впереди полянка, было уже часов 9 утра, Глеб пригнулся и нам жестом показал то же сделать, мы затихли, смотрим, под деревьями пасется олень молодой. Глеб нацелился с карабина выстрелить, тут сбоку от нас рычание. Мы оцепенели. Поворачиваемся - ВОЛК. На нас в упор смотрит, зубы скалит. Думаю: «Ну все, Титаник приплыл». Глеб только хотел ружье перевести, волк сделал выпад вперед, показав, что явно он будет быстрее. Матерый, черный, большой, клыки острые. Рычит, но не нападает.
Я вспомнила, как меня отец учил, что волки «хранители леса, и они прекрасно все понимают, лучше многих других животных». Я не придумала ничего лучше, чем начать разговаривать с ним, тихо, спокойно, скорее даже объяснять, что мы уйдем, никого не тронем, меня, наверное, за больную приняли, но начало получаться. Рычать он прекратил. Глянул такими большими жалостливыми глазами, отбежал и смотрит. Мы хотели медленно уйти, но не тут-то было. Он пробежал вперед нас и опять смотрит: - Может, он нас зовет? Девки, вы в своем уме, нет? Как бы странно не было, но он, казалось, понял и пошел вести, куда - то в сторону, в глушь. Мы так шли, наверное, с часа 2, без страха и ни на минуту не задумались, надо ли нам это, скорее наоборот, мы хотели этого, почему не понимаю, но нас туда тянуло. Пришли к болоту какому-то, а он дальше бежит через болото, мы следом за ним по пятам, болото перешли и уже на другой стороне поняли, что про палки из головы вылетело и откуда животное могло знать про дорогу в болоте?
А наш «проводник» нас подгоняет, зубами цокает, дергается, показывает, что спешить нужно. Мы за ним дальше идем, пришли к оврагу, метра 3 наверно глубиной. А внизу девочка с нашей деревни, вроде ей лет 12 или около того. На другой стороне оврага еще два волка сидят, нас увидели, встали и ушли. Глеб спустился в овраг, поднял на руках девчушку, а мы с Аней ее уже вдвоем вытянули наверх. Волк сидел, наблюдал за всем этим, потом, когда Глеб тоже выбрался, четвероногий подошел поближе, внимательно посмотрел на девочку и пошел в сторону болота, поглядывая на нас. Проведя нас через топь, он обернулся, бросил на нас взгляд и убежал. До деревни мы добирались часов 4-5.
Самой распространённой является версия об эвенкийском происхождении от древнетунгусского «тамура» «ценный, дорогой, богатый» — так эвенки называли сначала реку Таймыру, изобиловавшую рыбой. В XIX веке через географа и путешественника Александра Фёдоровича Миддендорфа 1815—1894 это название распространилось на весь полуостров.
Или также долганское «Тымыр» — «кровеносный сосуд». Ненецкое «тай мярей» — «плешивый», «лысый». Возможно, сравнение с низкорослой таймырской тундрой. На нганасанском языке «таа мирэ» — «оленьи тропы». Климат Таймырский полуостров располагается в арктической и субарктической зоне, что определяет крайнюю суровость местного климата. Частым явлением бывает пурга, продолжающаяся иногда до нескольких недель. Практически всегда дуют сильные ветра. На Таймырском полуострове преобладают тундровые, глеевые и арктические почвы. Территория Таймыра относится к зоне постоянной многолетней мерзлоты. Наибольшее количество осадков выпадает летом.
Летом преобладают северные ветры, зимой — южные. На Таймыре завершают свою жизнь многие атлантические циклоны, благодаря чему этот регион часто называют кладбищем циклонов. Растительность Для северной части Таймыра характерно почти полное отсутствие лишайниковых, малое распространение моховых тундр. Кустарники представлены здесь вороникой, брусникой, багульником, куропаточьей травой. В низинах тундры Таймыра покрыты мхом, на которых летом появляются цветковые растения, а кое-где встречаются кусты полярных ивняков. Травяной покров севера Таймыра довольно беден, однако на юге трава произрастает обильно. В южной части Таймырского полуострова растут также тундровые кустарники, состоящие из ивняка, хвощей, ерника. Встречаются мятлик, лисохвост, полярный мак. Наиболее ценными цветами на Таймыре считаются жарки в других районах их также называют огоньками. Лесотундра расположена южнее типичной тундры.
Деревья достигают высоты до 20 и более метров при толщине в комле до одного метра. Деревья в лесотундре имеют угнетённый вид «криволесье» , многие деревья имеют высохшие вершины, многие как бы жмутся к земле стланцы. Выше 300—350 метров над уровнем моря господствует горная тундра. В лесотундре огромные площади покрыты лишайниками, в том числе ягелем, который, наряду с кустарниками, является основной пищей северных оленей. Животный мир Животный мир Таймыра представлен различными видами зверей горностай, росомаха, соболь, песец, на морском побережье — белый медведь и др. Обитает северный олень, являющийся основой животноводческой культуры коренных народов севера, горный баран чубук. В середине 70-х годов XX века на Таймыре начался эксперимент по реакклиматизации ранее обитавших здесь овцебыков вымерших на севере Азии несколько тысяч лет назад. Сейчас, по некоторым оценкам, в таймырской тундре насчитывается около 4 тыс. В омывающих Таймыр морях водятся тюлени нерпа, морской заяц , моржи, белухи. История исследования Во время Великой Северной экспедиции в 1736 году Василием Прончищевым было исследовано восточное побережье полуострова от Хатангского залива до залива Фаддея.
В 1739—1741 годах первое географическое исследование и описание Таймыра было сделано Харитоном Лаптевым. Он же составил и первую достаточно точную карту полуострова. В 1741 году Челюскин продолжил исследование восточного побережья и в 1742 году открыл крайнюю северную точку Таймыра — мыс, получивший впоследствии его имя — мыс Челюскина. Таймырский полуостров также был глубоко исследован и научно описан российским исследователем А. Большой вклад в геологическое и топографическое исследование Таймыра внёс Н. В тридцатых годах XX века свой вклад в исследование северной части полуострова внёс соратник Папанина, чувашский полярник и геодезист Константин Петров.
Таймыр: полуостров, где и вправду не ступала нога человека
Самый северный в мире полуостров материковой суши и осваивался в последнюю очередь – слишком суров климат и непреодолимо бездорожье. Географическое положение полуострова Таймыр на карте России. Полуостров Таймыр: как добраться, транспорт и расстояния. Полуостров Таймыр — растения и животный мир. Находясь на Таймыре, он открыл и нанёс на карту несколько новых рек и полуостровов, дав им названия на родном языке[6][7]. Таймыр полуостров на карте мира и России: подробно.