Новости спасение челюскинцев 1934

13 февраля 1934 года был раздавлен льдами и ушел на дно пароход «Челюскин».

Несостоявшаяся челюскиниада

В самый разгар операции по спасению челюскинцев в конце марта 1934 года Леваневский и другие члены миссии вылетели из Нома в Ванкарем. об этом и так все известно, - рассказывал о войне и прочих событиях. 13 февраля 1934 года «Челюскин» сильно сжало льдами, в течение двух часов после того, как треснули листы обшивки, пароход затонул. За операцией по спасению челюскинцев следила вся страна, выходили статьи в газетах, репортажи на радио, кинодокументалистика.

Завершено спасение Челюскинцев в Арктике

В числе этих «путешественников поневоле» оказалась и Карина Васильева со своими родителями. Однажды во время трудного пути малютка едва не погибла. К счастью при этом падении девочка не пострадала, но вызволить ее из этой расселины было практически невозможно. Именно так показалось другим челюскинцам: трещина такая узкая, что взрослому человеку в нее не протиснуться, а сверху до Карины не дотянуться, — она лежала на глубине около двух метров. Нужно было расширить трещину, но на это ушло бы очень много времени, и девочка попросту замерзла бы насмерть. Ситуацию спас один из местных жителей, сопровождавших отряд челюскинцев. Погонщик выпряг из упряжки собаку и спустил ее на постромках в узкую расселину.

В результате катастрофы на льду оказалось 104 человека 8 человек по разным причинам покинули пароход ещё около острова Колючин ; в Карском море в семье геодезиста Васильева, который отправился в экспедицию с беременной женой, родилась дочь Карина [6] [7] ; один человек — завхоз Б. Могилевич — погиб во время затопления судна, будучи придавленным сместившимся палубным грузом. Эвакуация[ править править код ] «Челюскин», раздавленный льдами. Кинокадр из хроники А. Шафрана Через два дня после крушения судна в Москве была образована специальная комиссия, которую возглавил Валериан Куйбышев [8]. Эвакуация лагеря осуществлялась с помощью авиации. Следующий рейс был совершён только 7 апреля. Последний рейс был совершён 13 апреля 1934 года. Всего лётчики совершили 23 рейса, перевозя людей в чукотское становище Ванкарем , находящееся в 140—160 км от места ледовой стоянки. Лётчик Михаил Бабушкин и бортмеханик Георгий Валавин 2 апреля самостоятельно прилетели со льдины в Ванкарем на самолёте-амфибии Ш-2 , служившем «Челюскину» для ледовой разведки см. Записки лётчика М. Бабушкина, 1941.

В качестве темы было предложено решить проект «Памятник челюскинцам». Изучение работ, выполненных кандидатами, дало отрицательные результаты. Прежде всего, анализ представленных работ показал «несовершенство архитектурного образования прошлых лет и выявил отсутствие достаточного мастерства у большинства даже одаренных молодых архитекторов, несмотря на имеющийся у них строительный опыт». На клаузурном эскиз-идея проекте «Памятник челюскинцам» выяснилось, что у многих архитекторов «отсутствует ассоциативное мышление, мышление архитектурными символами, уменье компоновать». Большинство решений памятника не соответствовало теме. Архитектурное решение было представлено «либо беспредметной композицией архитектурных обломов, приемлемой для любого случая жизни, либо в виде литературного проекта, который слишком много и слишком подробно рассказывал о героической эпопее челюскинцев». Жюри заявили «о мертвящей рутине архитектурного проектирования и о дилетантизме». А все вместе - «недостаточную культуру у конкурсантов, слабое изобретательство и остроумие в вопросах архитектурной композиции». Так что испытания для поступающих на факультет аспирантов Всесоюзной Академии архитектуры выдержало всего 24 человека! Первые два варианта «Памятник челюскинцам» скульптора Веры Мухиной не сохранились. Еще два памятника - известны на бумаге. Свои варианты она делала в период с 1937 по 1940 годы. Известна ее статуэтка Борея - бога северного ветра, по ее замыслу, одного из главных фигур памятника «Спасение челюскинцев». Борей был частью третьего варианта памятника. По воспоминаниям Веры Мухиной, «композиция должна была состоять из двух групп: челюскинцев во главе с Отто Шмидтом и их спасателей, а между ними с глыбы льда облицованный стеклянными плитами пьедестал в виде огромного ледяного, просвечивающего по ребрам кристалла улетает 15-18-метровая фигура старика с развевающейся за плечами шкурой белого медведя - Борея, который, уступая мужеству людей, покидает свои северные владения». Место для памятника было выбрано на Стрелке острова на Москве-реке, на участке между Каменными и Крымским мостами, где сейчас стоит Петр I, - на пилонах еще одного, специально построенного моста, который должен был соединить набережную у Дворца Советов с Замоскворечьем.

Лагерь на льдине постоянно дрейфовал. Радиостанция, с помощью которой Кренкель передавал сигналы в Москву, выглядела, примерно, вот так по габаритам. И весит она около 100 килограммов. Но, до наших дней не сохранилась. Об этом мы можем судить только по архивным фотографиям. Зато, в музее имени Эрнеста Кренкеля вот такой интересный экспонат. Этот радиоприемник ему подарили в 1934 году, спустя пять месяцев после того, как челюскинцев спасли. Без навигационных карт, в сложнейших условиях на поиск лагеря челюскинцев лучшие полярные летчики потратили месяц. Ориентировка по местности. Все это белое, лед. Можно не увидеть эти торосы. Лететь там, конечно, я не представляю, как это можно лететь», — рассказывает внук советского летчика Михаила Водопьянова, участника операции по спасению экспедиции парохода «Челюскин» Михаил Болдырев. Первым рейсом из лагеря Шмидта вывезли женщин и детей. Прям такие очень большие.

Задачи экспедиции

  • Наперегонки со льдами: как советские лётчики предотвратили гибель челюскинцев –
  • Как спасали «челюскинцев» · Родина на Неве
  • 13 февраля 1934 года участники экспедиции Отто Шмидта высадились на лед
  • Обнародован неизвестный факт о спасении челюскинцев - МК
  • 90 лет назад - 13 апреля 1934 года, успешное окончание операции по спасению челюскинцев!
  • 13 февраля 1934 года участники экспедиции Отто Шмидта высадились на лед

ВОЗМОЖНО ВАМ БУДЕТ ИНТЕРЕСНО:

  • Гибель парохода, жизнь на льду и спасение
  • Трагедия, ставшая триумфом. «Челюскин» погиб из-за ошибки Отто Шмидта? | Аргументы и Факты
  • День в истории: Как спасали челюскинцев
  • 90 лет назад - 13 апреля 1934 года, успешное окончание операции по спасению челюскинцев!
  • Содержание
  • Экипаж парохода «Челюскин» прождал два месяца спасения во льдах

Другие материалы

  • «Челюскин»: катастрофа, спасение и чествование героев
  • «Челюскин»: катастрофа, спасение и чествование героев
  • НЕ СДАДИМСЯ! (К 90-ЛЕТИЮ СПАСЕНИЯ ЧЕЛЮСКИНЦЕВ)
  • ВОЗМОЖНО ВАМ БУДЕТ ИНТЕРЕСНО:
  • Завершено спасение Челюскинцев в Арктике - Знаменательное событие
  • Трагедия, ставшая триумфом. «Челюскин» погиб из-за ошибки Отто Шмидта? | Аргументы и Факты

Несостоявшаяся челюскиниада

В версии Э. Белимова родителями названы Кандыба без указания имени и отчества и Елизавета Борисовна без указания фамилии. Следует обратить также внимание на то, что во второй версии в цитируемой записи о рождении девочки вообще отсутствует упоминание о родителях. Во многих воспоминаниях говорится о рождении Карины в семье Васильевых. Особенно подробно, как о семье своего учителя, об этом пишет Илья Куксин. В соответствии с документальными данными и воспоминаниями нет места для появления на корабле другого ребенка у других родителей. Участников плавания по фамилии Кандыба или с именем Елизавета Борисовна не удалось найти ни в исследованных документах, ни в воспоминаниях.

Все это однозначно позволяет сделать вывод о неаргументированности версии Э. Белимова о рождении Карины. В подтверждение реальности девочки, родившейся на корабле у участников экспедиции Васильевых, мы приводим фотографию Карины Васильевой в наше время. Фотография предоставлена сайтом www. Для нее, прожившей всю жизнь со своими родителями, была особенно очевидна надуманность версии других родителей и иной жизни, описанная Белимовым. Очень серьезным является вопрос о численности зимовщиков на дрейфующей льдине с учетом плавания двух кораблей.

Этот вопрос не рассматривался ни в одной из известных мне публикаций. После гибели «Челюскина» на льду оказалось 104 человека. В их число входили 52 члена команды «Челюскина», 23 участников экспедиции О. Шмидта и 29 участников предполагавшейся зимовки на о. Врангеля, включая 2 детей. При этом штатное число членов команды парохода должно быть несколько больше, так как в преддверье зимовки в сентябре 1933 г.

Именно такое количество людей — 104 человека - было вывезено пилотами спасательной экспедиции на землю. Белимов делает намек, что количество переправленных на землю людей могло быть больше с учетом значительного количества самолетов, участвовавших в спасении. Поэтому мы сочли необходимым столь скрупулезно привести данные количества полетов и вывезенных людей каждым летчиком. Среди спасенных зимовщиков не находится места даже для мифического Кандыбы и его жены Елизаветы Борисовны. Вместе с тем для проводки второго корабля, подобного «Челюскину» была необходима команда той же численности. Мы не говорим уже об охране заключенных.

Какова их судьба при наличии второго парохода, затопленного по приказу, выполненному лично Кандыбой? Жестокость сталинского режима и методов обращения с заключенными сотрудников НКВД давно перестали быть тайной. Были опубликованы и документально подтверждены неоднократные случаи казни заключенных путем затопления их в трюмах старых барж. Допустим, что для уничтожения всех свидетелей транспортировки заключенных и их потопления, было принято трудно реализуемое одним человеком решение об уничтожении вместе с заключенными всех охранников и членов команды парохода. Но даже реализация такого решения не уничтожает опасных свидетелей. Северный морской путь в те годы уже совсем не был ледовой пустыней.

Многомесячное плавание сопровождалось неоднократными встречами с другими кораблями, периодическим участием ледоколов в проводке экспедиции. Мы указывали на встречу шести кораблей на мысе Челюскин, встречу с большой группой чукчей. Белимов описывает неоднократные контакты команд «Челюскина» и «Пижмы», как до гибели «Челюскина», так и после. Для уничтожения свидетелей пришлось бы принять столь же радикальные меры по отношению ко всем людям, которые были или могли быть свидетелями плавания второго корабля. Тем более не реальной с этих позиций является отправка О. Шмидта, старого интеллигента, человека с безупречной репутацией в научном мире, на лечение в США сразу после эвакуации с льдины.

Хорошо известно, что обладатели секретов ни в каком случае не имели возможности выезда за границу, тем более без надежного сопровождения. Флотилия насчитывала с дюжину судов. В одну навигацию они не успевали пройти до Лены и обратно, зимовали во льдах. Вполне возможно, что там есть сведения и о затонувшем пароходе. Но к челюскинской эпопее они вряд ли имеют отношение. Известный английский исследователь Роберт Конквест посвятил много лет изучению процессов насилия над собственным народом в СССР.

Отдельные работы посвящены лагерям смерти в Арктике и перевозкам заключенных. Им составлен полный перечень судов, использованных для транспортировки заключенных. Ни одного арктического рейса в 1933 г. Поиск дал возможность обнаружить фотографии гибели «Челюскина», координаты затонувшего корабля, ряд сообщений о дрейфующем ледовом лагере, этапах подготовки и спасения челюскинцев, об участие в этом американцев, транспортировке и лечении О. О других сигналах SOS из советской Арктики или нахождения спасшихся заключенных ни одного сообщения в газетах не было обнаружено. Единственным упоминанием о радиосигналах, связанных с заключенными, является заметка корреспондента «Труда» из Казани, относящаяся к 2001 году.

Не были обнаружены такие сообщения в зарубежных исследованиях о советской Арктике. За прошедшие 70 лет нам не известно ни об одной публикации в зарубежной печати о спасшихся или погибших в 1934 г. Советские руководители часто применяли принцип, что цель оправдывает средства. И в мирное и в военное время превращение людей в лагерную пыль было обычным делом. С этой стороны принесение в жертву массы людей для освоения Севера было бы обычным делом. Но при всей признанной жестокости власти в крупных начинаниях она не была глупой.

Для реализации той же задачи с большей выгодой бросается в глаза простой выход. С еще большей помпой анонсируется прохождение Северного морского пути за одну навигацию не одним, а двумя пароходами. Открыто, легально, под звуки оркестров, как сказано у Белимова, два парохода гордо идут по заданному маршруту. Они не боятся свидетелей и встреч с другими кораблями. Тайной остается только «начинка» одного из кораблей: вместо леса, продуктов и запаса угля в трюмах скрыт живой стройматериал. Нет исчезновения только что построенного корабля, нет многих проблем… Трудно представить, что вершители судеб избрали столь более уязвимый вариант, чем было возможно.

Все это заставляет предположить, что этих проблем не было, потому что в составе экспедиции не было второго корабля. Приведенные выше сведения из архивов судостроителя свидетельствуют, что в 1933 г. Регистрационные книги английского Ллойда позволяют установить наличие только этого корабля. К активному участию в поиске удалось привлечь коротковолновиков. По версии Белимова большая группа классных радиолюбителей — коротковолновиков была на «Пижме» и им была отведена существенная роль. Начало 30х годов было временем широкого увлечения коротковолновой связью.

Многие сотни и тысячи радиолюбителей в СССР и за рубежом получали личные позывные и выходили в эфир. Почетным было установление большого числа связей, проводились соревнования среди коротковолновиков.

Леваневский, В. Молоков и М. Не всё шло гладко, и они действительно проявили мужество и стали первыми Героями Советского Союза 20 апреля 1934 г. Все члены экипажей самолётов были награждены орденами и медалями, а все челюскинцы, кроме детей, орденом Красной Звезды. История экспедиции на пароходе «Челюскин» и операция по спасению его команды потрясли весь мир. Само спасение такого количества людей с льдины в тяжёлых полярных условиях не имело прецедентов в истории.

А сама страна чествовала челюскинцев как героев. Спасательная операция проходила после что закончившегося 10. По большому счёту, экспедиция «Челюскина» была авантюрой, а вернее, неудавшейся показухой. Но на официальном уровне было заявлено, что плавание «Челюскина» доказало реальность полного освоения Северного Морского пути, хотя это было не так. В Союзе поняли, что Арктика — это тяжёлый труд и, сделав надлежащие выводы, стали готовить арктические суда надлежащим образом.

РИА Новости 42 288 подписчиков Подписаться 13 апреля 1934 года в водах Чукотского моря были спасены экипаж и участники экспедиции парохода "Челюскин". Эта операция стала одной из самых героических и волнующих в истории нашей страны. Полгода почти сто человек боролись за жизнь в Арктике. Их судно попало в ледяной капкан.

Так, в 1553-54 годах, в царствование в России Ивана Грозного, англичанин Хью Уиллоби, обогнув мыс Нордкап, направился на восток, намереваясь найти северо-восточный проход в Китай. Однако его амбициозным планам не суждено было сбыться: корабль путешественника был затёрт льдами к северу от Кольского полуострова, а сам он погиб. Спустя почти полвека аналогичную попытку предпринял знаменитый голландский исследователь Вильям Баренц. В ходе трёх экспедиций, осуществлённых в 1594-97 годах, он открыл архипелаг Шпицберген и исследовал западное побережье Новой Земли, однако в ходе последнего путешествия его корабль тоже был затёрт во льдах, и Баренц скончался от цинги в лагере, разбитом командой на берегу Новой Земли. В 1648 году произошло важное событие, не замеченное современниками. Казак Семён Дежнев на своём коче русское мореходное парусное судно поморов и сибирских промышленников; деревянное, одномачтовое, однопалубное, промысловое, парусно-гребное , обогнув с севера Чукотский полуостров, вышел в Тихий океан через пролив, отделяющий Евразию от Америки. Большой вклад в исследование заполярных территорий России внесла Великая Северная экспедиция 1733-43 годах в ходе которой было изучено и закартографировано северное побережье России от устья Печоры до Чукотки. Также Витусом Берингом был повторно открыт пролив между Азией и Америкой, впоследствии названный его именем. Казак Семён Дежнев на своём коче, обогнув с севера Чукотский полуостров, вышел в Тихий океан через пролив, отделяющий Евразию от Америки В последней четверти XIX века исследования Северного морского пути активизируются, и в 1878-79 годах экспедиция шведского географа Норденшельда, в которой участвовал русский предприниматель и исследователь Севера Александр Сибиряков, прошла на парусно-паровом китобойном барке «Вега» от Норвегии до восточного побережья Чукотки, и после зимовки через Берингов пролив вышла в Тихий океан. Это стало сенсационным успехом. До сих пор еще никому не удавалось пройти весь Северный морской путь. В 1914-15 годах, в разгар Первой мировой войны, экспедиция под руководством первооткрывателя Северной Земли Бориса Вилькицкого, выйдя из Владивостока на ледокольных пароходах «Таймыр» и «Вайгач», совершила первое в истории сквозное плавание по Севморпути с востока на запад, дойдя до Архангельска. В 1914-15 годах экспедиция под руководством первооткрывателя Северной Земли Бориса Вилькицкого, выйдя из Владивостока на ледокольных пароходах «Таймыр и «Вайгач», совершила первое в истории сквозное плавание по Севморпути Гражданская война и последующая разруха в России, временно приостановили арктические исследования, однако уже в начале 1930-х годов они возобновились. Ещё в марте 1920 года Владимир Ленин ввиду важности Северного морского пути для экономики страны подписал декрет о создании Северной научно-промысловой экспедиции Севэкспедиция для изучения арктических территорий России «от Кольского полуострова до Берингова пролива».

13 апреля: спасение челюскинцев, освобождение Симферополя

13 апреля 1934 г. была завершена операция по спасению челюскинцев в Арктике. После получения радиограммы Москва создала правительственную комиссию, и с этого момента началась операция по спасению челюскинцев. 13 апреля 1934 завершилась операция по спасению челюскинцев. В операции по спасению челюскинцев приняли участие семь лётчиков, первым был Ляпидевский и в связке с ним были янов, н, н, вский, в и в.

Обнародован неизвестный факт о спасении челюскинцев

Митинг в честь прибытия челюскинцев в Москву открыл В.В. Куйбышев: «Сегодня знаменательный день: мы встречаем челюскинцев, исторический поход и спасение которых составляют героическую эпопею. 13 февраля 1934 года «Челюскин» был раздавлен льдами и затонул. 4 ноября 1934 г. благодаря удачному дрейфу «Челюскин» вошел в Берингов пролив. 85 лет назад, 13 апреля 1934 года, завершилась операция по спасению челюскинцев в Арктике. Научная экспедиция на пароходе «Челюскин» вышла в море из Мурманска летом 1933 года для проверки возможности прохода Северным морским путём. Все пилоты-спасатели за мужество и героизм, проявленные при спасении челюскинцев, первыми в стране были удостоены высокого звания Героев Советского Союза с вручением ордена Ленина. И такой разговор о спасении челюскинцев в 1934 году у правдистов получился.

Несостоявшаяся челюскиниада

Первым в лагере челюскинцев весной 1934 года приземлился экипаж Анатолия Ляпидевского на самолете АНТ-4. После получения радиограммы Москва создала правительственную комиссию, и с этого момента началась операция по спасению челюскинцев. В операции по спасению челюскинцев приняли участие семь лётчиков, первым был Ляпидевский и в связке с ним были янов, н, н, вский, в и в. В операциях по спасению челюскинцев было занято около 1000 собак. Все пилоты-спасатели за мужество и героизм, проявленные при спасении челюскинцев, первыми в стране были удостоены высокого звания Героев Советского Союза с вручением ордена Ленина.

"Челюскинцы! Звук - как сжатые челюсти..."

Спасение экипажа парохода "Челюскин" Цитата из книги "100 знаменитых катастроф" Валентины Скляренко: "Лагерь Шмидта верил, что Родина не оставит их в беде, и их надежды оправдались. К организации спасательной операции на Большой земле приступили уже на следующий день. Была создана правительственная комиссия по спасению челюскинцев, о действиях которой постоянно сообщалось в печати. Многие специалисты не верили в возможность спасения. Некоторые западные газеты писали, что люди на льду обречены и возбуждать в них надежду на спасение негуманно, так как это только усугубит их мучения. Ледоколов, которые могли бы плавать в зимних условиях Ледовитого океана, тогда еще не было. Надежда была только на летчиков тогда еще зарождавшейся полярной авиации" Первый самолет прилетел через три недели и забрал только детей и женщин, пишет w. Активная спасательная операция началась в апреле, когда за участниками экспедиции "Челюскина" отправили 24 самолета.

Без сомнения, операция, которую осуществили пилоты советской полярной авиации, была проведена блестяще. В связи с успешным окончанием эпопеи была учреждена высшая степень отличия — звание Героя Советского Союза", пишет Скляренко.

Однако, добравшись до рации, Леваневский дал радиограмму: «Москва. В высокопарных выражениях он высказал свою готовность к дальнейшему выполнению заданий правительства. Сейчас текста телеграммы нет, но ветераны-полярники говорили автору, что в те дни она была опубликована. Естественно, имея готовность, но не имея самолета, Леваневский ничем челюскинцам помочь не мог. Это была первая неудача Сигизмунда Леваневского. Возможно, она была причиной двух последующих, последняя из которых оказалась трагической. Но об этом несколько ниже. Слепнев с американским бортмехаником благополучно добрался до базового аэродрома Ванкарем и вторым после Ляпидевского прилетел в лагерь Шмидта.

С ним прилетел Ушаков с восьмью ездовыми собаками. Ушаков должен был руководить работами по устройству посадочной площадки, которая из-за движения льдов часто повреждалась, а собаки помогали перевозить людей и грузы от лагеря к аэродрому. При посадке у «Флейстера» Слепнева было повреждено шасси. Пока ремонтировали шасси, в лагерь прилетели Молоков и Каманин. Слепнев вывез со льдины пять человек. А в Ванкареме он получил задание вывести на Аляску тяжело больного Шмидта, которого привез со льдины Молоков. Самая большая группа самолетов и летчиков была подчинена Каманину. Это были военные летчики полка разведчиков на самолетах Р-5. Сначала их было четверо: Каманин, Пивенштейн, Демиров, Бестанжиев. Затем поступил приказ включить в группу полярных летчиков Молокова и Фариха.

Когда Каманин изложил свой план перелета, Фарих высказал свое несогласие, ссылаясь на незнание Каманиным условий полетов на севере. Так, Фарих был против полета всей группой вместе, поскольку в случае попадания в облака или в снегопад группа распадется, а ведомые не смогут продолжать полет самостоятельно. В более мелкой группе проще сохранять полет строем. Спор окончился тем, что Каманин отстранил Фариха от участия в экспедиции. Группа с пятью самолетами погрузилась во Владивостоке на пароход «Смоленск» и доплыла до северной части Камчатки. Далее самолеты были выгружены, и путь был продолжен по воздуху. Путь хотя и не очень дальний, но мало изученный, практически без информации о метеоусловиях и без радиосвязи. На маршруте приходилось преодолевать горные хребты, высота которых немногим уступала потолку самолетов Р-5. Осуществить полет пятерки строем из-за попадания в облака не удалось. Демиров и Бестанжиев от группы оторвались.

Затем они оба и находившиеся на борту механики потерпели аварии и чудом добрались до населенного пункта. Фарих оказался прав. При посадке в Анадыре Каманин подломал свой самолет. Не оказалось в Анадыре и бензина. Каманин приказал слить бензин из поврежденного самолета, оставив Пивенштейна для его ремонта, а сам в паре с Молоковым продолжил перелет. Автору приходилось слышать, что Каманин отнял у Пивенштейна не только самолет, но и лавры героя-спасителя.

Судно ледокольного типа было предназначено для арктического торгового мореплавания. Пароход ушёл на дно за два часа. Завхоз экспедиции Борис Могилевич был придавлен палубным грузом и погиб. Находившиеся на борту успели высадиться на льдину и сгрузить всё необходимое.

Под их руководством на льдине был обустроен лагерь.

Metro вместе с Российским государственным архивом кинофотодокументов вспоминает героическую историю Плавание грузового парохода "Челюскин" обещало быть очередным триумфальным этапом освоения советскими полярниками Северного морского пути. На протяжении 400 лет его пытались пройти в одну навигацию, без зимовки, и вот, наконец, 1 октября 1932 года это удалось, хоть и с потерей гребневого винта, советскому экипажу ледокольного парохода "Александр Сибиряков".

На волне этого успеха немедленно учредили Главное управление Северного морского пути и началось планомерное освоение Арктики. Следующим после "Сибирякова", 10 августа 1933 года, из Мурманска во Владивосток отправился "Челюскин": все были уверены, что он сможет повторить успех "Сибирякова" и доставит за одну навигацию грузы и новых зимовщиков на остров Врангеля. Начальником Главсевморпути и новой экспедиции стал руководитель научной группы на "Сибирякове" — полярник и математик Отто Шмидт, а капитаном судна — Владимир Воронин, который вёл и "Сибирякова".

Когда "Челюскин" был уже у цели и входил в Берингов пролив, тайфун отбросил его назад и льды унесли судно в океан на 150 миль к северу от побережья Чукотки. За час команда выгрузила на лёд всю необходимую для жизни поклажу и даже самолёт лётчика Бабушкина. Когда все уже покинули пароход, на верхней палубе замешкался завхоз Борис Могилевич.

Выпустив последний столб чёрного дыма, "Челюскин" задрал корму и в считанные секунды погрузился в морскую пучину вместе с несчастным. Все остальные остались живы: на льдине оказались 104 человека. Радист Эрнст Кренкель передал первую радиограмму с адресом "Чукотское море.

Лагерь Шмидта". Этот адрес не сходил с полос мировых газет на протяжении двух месяцев, пока шла операция спасения. На кадрах плёнки из Российского государственного архива кинофотодокументов подробно зафиксирована судьба "Челюскина" вплоть до последней секунды его жизни.

Съёмку вёл кинооператор Анатолий Шафран, который затем снимал будни ледового лагеря и все этапы героического спасения челюскинцев. На пароходе также был художник Фёдор Решетников, который позднее стал известен школьникам всей страны благодаря картине "Опять двойка". На следующий день после гибели парохода была создана комиссия по спасению пленников Чукотского моря.

Как это сделать — на тот момент было решительно непонятно. Затем получил имя в честь полярного мореплавателя XVIII века Семёна Челюскина — Спущен на воду 11 марта 1933 года, затонул 13 февраля 1934 года — В 2006 году обнаружен на дне, в 2020 году проведена первая съёмка парохода На льду делали стенгазету На судне были полярники с семьями, в том числе, 10 женщин и двое детей. Любимицей всей экспедиции была дочь начальника зимовки на острове Врангеля Аллочка Буйко, которой не исполнилось и двух лет — на кадрах кинохроники видно, как она спокойно сидит в саночках, пока вокруг суетятся взрослые.

А когда пароход был в Карском море, жена геодезиста Васильева родила дочь, которую назвали созвучным с названием моря именем — Карина. Прогнозы на спасение потерпевших мировая пресса давала мрачные: датская газета "Политикен" даже опубликовала некролог Шмидту: "На льдине Отто Шмидт встретил врага, которого ещё никто не мог победить. Он умер как герой".

Действительно, на ледовые торосы не мог сесть ни один из существовавших тогда самолётов. Дожидаться прибытия нового парохода было невозможно — льдина могла в любой момент расколоться. Отто Шмидт, которого уже похоронили, успокаивал всех, кто потерял присутствие духа и, в конце концов, вселил веру, что помощь обязательно придёт: советская Родина не может бросить в беде!

На кадрах кинохроники видно, как он бодро вылезает поутру из палатки, растирает лицо снегом и делает зарядку. Не впасть в уныние помогали дела: полярники хлопотали по хозяйству, вели наблюдения за температурой воздуха и силой ветра, даже выпускали стенгазету "Не сдадимся" и читали научные лекции. Всё это запечатлели кадры кинохроники.

А вот перед теми, кто должен был их спасать, стояли задачи поистине невыполнимые. Пилоты летели навстречу пурге в самолётах с открытой кабиной Попытки добраться до лагеря Шмидта на собачьих упряжках потерпели неудачу, и осталась авиация. Опыта дальних перелётов в Арктике ни у кого ещё не было.

Путь по воздуху к лагерю по маршруту Олюторка — Майна — Пыльгин — бухта Провидения — мыс Уэлен составлял более 2000 км, а самолёты в то время летали максимум на 500. Февраль и март — самое суровое время в Арктике: метель, темнота, взлётную полосу мгновенно заметает. На морозе то и дело отказывали приборы.

Эпопея челюскинцев без исторической и океанской мути

Самолет спасателя "челюскинцев" Анатолия Ляпидевского после приземления в бухте Провидения. После успешной эвакуации первых челюскинцев воздушные спасатели устремились к ледовому лагерю с трех направлений. Восемьдесят лет назад, 13 февраля 1934 года, в Чукотском море затонул раздавленный льдами пароход «Челюскин», члены команды сошли на дрейфующую льдину. 13 апреля 1934 года операция по спасению челюскинцев была завершена, и ледовый лагерь перестал существовать. 85 лет назад, 13 апреля 1934 года, завершилась операция по спасению челюскинцев в Арктике. Научная экспедиция на пароходе «Челюскин» вышла в море из Мурманска летом 1933 года для проверки возможности прохода Северным морским путём.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий