На самом деле, в СССР на воспитание советского человека работала вся система.
Трудовое воспитание: советские традиции и современность. Часть 2
Как мне видится, причиной было утвердившееся в советской педагогике поверхностное представление о трудовом воспитании «по Макаренко». Советская же система воспитания детей и подростков казалась профессору спасительным маяком для решения проблем американской молодежи. По сути воспитание детей в советское время базировалось на основе христианских идеалов, хотя официально религия была отделена от государства и даже подвергалась жестоким. Что предлагают депутаты и в каком виде в российские школы может вернуться советское трудовое воспитание — в материале «». Сразу хочу оговориться, что советское воспитание не сильно-то и отличалось от способов воспитания детей на других континентах.
Как воспитывали детей в СССР или Что такое хорошо, что такое плохо
Рассказываем, благодаря каким привычкам советских бабушек и дедушек в СССР росли здоровые дети. Но те способы воспитания, которые были естественны для СССР, сегодня использовать просто нельзя. Ростки советского опыта в воспитании подрастающего поколения пробиваются в образовательную систему России сквозь толщу болонского ила и грязевую сель. Воспоминаниями о коллективном воспитании детей в СССР с «Мослентой» поделился журналист и писатель Александр Цыганов. Лилит Мазикина поразмыслила о вечном – воспитании детей – и определила, как и чем отличается советское воспитание восьмидесятых-девяностых и современное воспитание.
Два мира – два детства. Как воспитание СССР перевернули с ног на голову
Воспитание детей в СССР | Сущность воспитания в советской школе заключалась в подготовке полноценного и морально устойчивого советского гражданина. |
Трудовое воспитание | Российским школам необходимо перенять опыт советской школы и вернуть трудовое воспитание. |
Как большевики радикально реформировали школу, а потом устали от экспериментов / Skillbox Media | Фото: Руслан Полянин В советское время воспитание было официально провозглашено одной из целей школы, и педагоги добивались неплохих результатов. |
Назад в СССР: как в школах России будут внедрять трудовое воспитание | Одной из важнейших проблем практики нравственного воспитания в советской школе была проблема отставания практики нравственного воспитания от его теории. |
5 принципов советского воспитания, от которых нужно отказаться
Советская же система воспитания детей и подростков казалась профессору спасительным маяком для решения проблем американской молодежи. Только некоторые установки советского воспитания так плотно вошли в нашу жизнь, что мы и не задумываемся что-то менять. Советские методы воспитания, как наказывали детей в СССР. Между тем, именно советский менталитет и воспитание, не говоря уже об опыте советского офицера, позволили реальному Печерскому организовать знаменитый побег. С развалом СССР многие принципы воспитания подрастающего поколения подвергли справедливой критике.
17 установок советского воспитания, от которых мало пользы, но многие им по-прежнему следуют
Всегда нужно слушаться старших В СССР детей учили смотреть на старших, слушаться их и выполнять все их требования. Никто не интересовался мнением ребенка — это было не в почете. Сейчас все по-другому. Родители стараются приобщать своего ребенка к делам, и правильно делают, ведь только так можно вырастить самостоятельную личность! Важно уметь говорить своему ребенку, что взрослые тоже могут ошибаться, но чаще они лучше видят ситуацию, поэтому лучше прислушиваться. За проступки — наказание Во времена Советского Союза дети заранее знали, что их ждет за проступок — подзатыльник и наказание ремнем.
Отмечать недостатки, чтобы исправлялся Считается неприличным иронизировать над физическими особенностями, которые человек не в состоянии изменить. Тем не менее, некоторые дети узнавали, что они кривоногие или лопоухие, именно от мамы или папы. И сейчас кое-то из родителей отмечает недостатки внешности своих малышей, посмеиваясь над ними, думая, что прививает иммунитет ребенку к насмешкам от сверстников.
Дескать, дразнить так или иначе будут, пусть привыкает. Но если ежедневно повторять малышу, что он — гадкий утенок, превратиться в лебедя ему не удастся. Мнение других — в приоритете Помните? Абсолютно все оценивалось с точки зрения «людей» и «соседей», включая мечты и планы на отпуск. К сожалению, те, повзрослевшие мальчишки и девчонки, так и не могут позволить себе жить в удовольствие, боясь осуждения, не переставая оглядываться на общественное мнение. Старший всегда прав «Старших надо уважать и слушаться, они лучше знают», «не спорь с учителем» — кто из нас не слышал в детстве этих замечаний. Но возраст не дает привилегий по умолчанию, это не показатель высокой образованности, всем свойственно совершать ошибки. Абсолютное послушание перед взрослым, родившимся раньше, не сулит ничего хорошего.
А вдруг этим воспользуется бесчестный человек, которому ребенок не сможет перечить в силу возраста. Современное воспитание Детство сегодня, в отличие от неустроенных детских лет времен СССР, — внушительная инфраструктура: под мамочек и детей «заточены» бренды, медиа, политика.
Считалось, что все процессы в детской жизни должны были проходить строго по часам — кормление, сон, учеба и досуг. В СССР медработники ходили по домам и проверяли, как набирают вес грудные дети. В стране, где все строго подчинялось стандартам, регламент был даже в этой сфере жизни граждан. Режим поддерживался в яслях, детских садах и школах, а кроме этого дома родителям настоятельно рекомендовали организовывать жизнь ребенка в соответствии с одобренным светилами медицины и педагогики распорядком.
В частности, давать детям лакомства в перерывах между приемами пищи, считалось грубым нарушением. Закалка и сон на свежем воздухе Пребывание на свежем воздухе в СССР небезосновательно считалось одним из непременных условий крепкого иммунитета и здоровья ребенка. Поэтому многие мамы даже в трескучие морозы изыскивали способы хоть недолго, но гулять с коляской по улице. Старались организовать на свежем воздухе и дневной сон, причем в любое время года. В детских садах кровати выставляли на улицы и в них укладывали тепло одетых малышей. Кроме этого, организовывались закаливающие процедуры, такие как обливания и обтирания холодной водой на улице.
Это считалось полезным для сердечно-сосудистой системы. Советский лозунг «В здоровом теле — здоровый дух» был одним из основных в воспитании подрастающего поколения. Физкультура и спорт Физкультура и спорт была неотъемлемой частью воспитательного процесса. В детских садах и школах занятия физкультурой проводили в зависимости от погоды и сезона — в залах или на улице. Для уроков физического развития возле учебных заведений устраивали стадионы и спортивные площадки, на которых летом дети выполняли упражнения и играли в спортивные игры, а зимой катались на лыжах и санках. Социализация В Союзе родителей убеждали, что в детский сад малышей нужно отдавать в самом раннем, грудном возрасте.
Мамы должны были как можно быстрее выйти на работу из декретного отпуска и продолжить приносить пользу советскому народу.
Но процесс только запущен. Ничего из вышеперечисленного не исчезло и сейчас. Буллинг в школе, на работе, в соцсетях и домашнее насилие остаются общественной проблемой. Далеко не все родители знают, что такое психологическая травма, используя фразы типа «Если будешь плохо себя вести, дядька в мешке унесет». Что делать? Осознанно следить за своими реакциями и своим примером показывать, что можно проблемы общения и воспитания разрешать другими, более гуманными способами. Вещи важнее человека Психолог дала советы по общению с неприятными людьми Одна очень пожилая клиентка рассказала, как в 7 лет нажимала кнопки на новом радио, которое с большим трудом достал отец.
В итоге кнопки заклинило. Естественно, поломка была быстро обнаружена, как и виновница. Отец выпорол дочь до синевы. Мать при этом стояла рядом и с упреком смотрела на дочь, не вмешиваясь. Так учили детей ценить вещи, ведь все предметы быта, одежда и техника доставались большими усилиями, которые дети в силу возраста еще не могли оценить. Это привело к такому явлению, как синдром отложенной жизни. У многих еще свежи в памяти сервизы, красивые вещи и деньги в стеклянной банке, отложенные на «черный день». И не только бабушки берегут в шкафах свои сокровища.
У крайних поколений, в том числе и детей, это проявляется патологическим потребительством и желанием покупать все самое новое, быстро теряя интерес к старым вещам и не считая, сколько пришлось или придется ради этого, купленного в кредит, работать. Истина, как всегда, посередине. Когда разозлитесь на ребенка за разбитую чашку или купите своему чаду двадцатый телефон взамен потерянного, остановитесь и подумайте, а как бы вы хотели, чтобы с вами поговорили, и что бы вам помогло, будь вы на месте своего ребенка? Общественное важнее индивидуального Это означает отказ от собственного блага ради счастья всего человечества в будущем. В нормальных пределах такой настрой должен присутствовать как здоровый альтруизм. Но у многих идейных родителей он доходил до абсурда, когда жизнь и время клались на благо страны в послевоенное время это было оправданно, но в 70-е уже имело патологический характер. Этот настрой держится и сейчас, только уже в другой форме, когда матери выбирают разгребать завалы на работе во внеурочное время и не приходят на детские выступления. Компенсация этой ошибки — суперэгоизм, когда частенько всем на всех наплевать или, наоборот, в интернете нужно показать и донести свое мнение и позицию, чтобы показать свою важность.
При этом чувства и желания других абсолютно не учитываются. Обратная сторона «счастливого советского детства» Поколение 60-х росло в круглосуточных детских садах, а лето проводило в лагерях, где ходили строем и воспитанием личности особо никто не занимался. Далеко не все родители выстраивали связи и теплые отношения не только с детьми, но и друг с другом, ведь они сами — послевоенное поколение, кто их этому учил? В результате дети много времени проводили во дворе без присмотра, редко общались со старшими, часто на старших детей «вешали» младших. Сегодня имеется перекос в другую сторону, когда родители просто душат своих детей развивашками, театрами, спортом, пытаясь дать то, чего у них не было. И уже успело вырасти поколение детей реальный случай из практики коллеги , когда муж бросил семью после рождения первенца, сам не понимал, почему.
Педагогическое воспитание в советском плакате: подборка к 1 сентября
Тем не менее, некоторые дети узнавали, что они кривоногие или лопоухие, именно от мамы или папы. И сейчас кое-то из родителей отмечает недостатки внешности своих малышей, посмеиваясь над ними, думая, что прививает иммунитет ребенку к насмешкам от сверстников. Дескать, дразнить так или иначе будут, пусть привыкает. Но если ежедневно повторять малышу, что он — гадкий утенок, превратиться в лебедя ему не удастся.
Мнение других — в приоритете Помните? Абсолютно все оценивалось с точки зрения «людей» и «соседей», включая мечты и планы на отпуск. К сожалению, те, повзрослевшие мальчишки и девчонки, так и не могут позволить себе жить в удовольствие, боясь осуждения, не переставая оглядываться на общественное мнение.
Старший всегда прав «Старших надо уважать и слушаться, они лучше знают», «не спорь с учителем» — кто из нас не слышал в детстве этих замечаний. Но возраст не дает привилегий по умолчанию, это не показатель высокой образованности, всем свойственно совершать ошибки. Абсолютное послушание перед взрослым, родившимся раньше, не сулит ничего хорошего.
А вдруг этим воспользуется бесчестный человек, которому ребенок не сможет перечить в силу возраста. Современное воспитание Детство сегодня, в отличие от неустроенных детских лет времен СССР, — внушительная инфраструктура: под мамочек и детей «заточены» бренды, медиа, политика. Кстати, дети всех возрастов неплохо осознают свой статус и привилегии.
Мальчики осваивали ручные и электрические инструменты, а в старших классах даже промышленные станки, а девочки учились шить, вязать и готовить. Таким образом, почти каждый советский школьник мог решить элементарные домашние задачи, не прибегая к помощи взрослых. Минимум свободного времени Многие советские дети после школьных занятий оставались в группах продленного дня, в так называемой «продленке». Остальные после уроков спешили домой, чтобы пообедать и отправиться в кружок или спортивную секцию. В СССР работало огромное количество музыкальных и художественных школ, станций юных техников и спортивных секций на любой вкус. Многие дети не ограничивались одним кружком, а посещали несколько. Это было полезно для ребенка, а также существенно облегчало жизнь родителям — проблема присмотра за детьми в то время, как взрослые находились на работе, была решена. Не баловать детей Чтобы дети росли самостоятельными и трудолюбивыми, их категорически запрещали баловать. В СССР было не принято покупать детям много игрушек, наряжать их или закармливать сладостями. Этому, кстати, хорошо помогал дефицит, из-за которого не только излишества, но и хорошие вещи первой необходимости было достать непросто.
Родителей предупреждали, что избалованные дети превращаются в асоциальные элементы, а уж до совершения преступления после этого всего один шаг. Непритязательность в быту считалась одним из важных признаков сознательного советского человека. Любовь к природе Любовь к природе прививалась советским детям с самых ранних лет. В детских садах и школах были популярны уроки, проводимые на свежем воздухе, а кроме этого работали зоологические и ботанические кружки, туристические секции и станции юных натуралистов. Чтобы приблизить природу к городским детям, во многих школах организовывались живые уголки, в которых можно было встретить самую разную живность. Среди молодого поколения всячески поощрялись аквариумистика и любовь к котам и собакам. Моральные ценности Этическое воспитание было важной частью педагогического процесса.
Люди, которые сегодня уже сами стали родителями и уважаемыми членами общества, до сих пор с содроганием вспоминают испытанный ими в детстве ужас. Зачастую подобные воспитательные мероприятия переходили всякие разумные границы: известны случаи, когда учителя буквально унижали детей, полагая, что делают большое благо. В результате серьезная травма наносилась не только психике жертвы, но и детям, наблюдающим за этим процессом: выросши, такие обиженные жизнью личности до старости ощущают себя "грязными", униженными и беззащитными. Насилие Немало историй рассказывают бывшие советские дети и о бытовом насилии, в ходе которого их собственные родители били их за проступок ремнем, садовым шлангом, розгами или любыми другими предметами, попавшими под руку. Как правило, этот опаснейший метод наказания сочетался с одновременным навязыванием стыда ребенку. Современные психологи утверждают: битье блокирует развитие когнитивных способностей ребенка, подавляет интеллект и интерес к жизни, а также разрывает на корню связь между ним и его старшими членами семьи. Чем еще опасна подобная физическая расправа, мы уже писали здесь. К счастью, подверглись рукоприкладству далеко не все советские дети, но почти все они испытали насилие иного рода — психологическое. Вспомним распространенную в то время присказку: "есть слово "хочу", а есть — "надо". Или вот эту: "пока не доешь, из-за стола не выйдешь".
Так воспитывали детей в СССР: 5 золотых привычек бабушек — ностальгируем вместе 23. В частности, делался серьезный упор на здоровье. Рассказываем, благодаря каким привычкам советских бабушек и дедушек в СССР росли здоровые дети. Детей в Советском Союзе закаляли всегда и везде, даже в детсадах — поливали ноги холодной водой.
Как воспитывали детей в СССР: 10 основных правил
Этот менталитет даже за тридцать лет свирепого капитализма не искоренили, воспитание не убили. Плакаты 1950-60-х годов рисуют облик образцового советского школьника, выделяя наиболее яркие положительные черты, которыми он должен обладать. Лена Ека — о военно-патриотическом воспитании почти столетней давности и о том, как относились к нему самоотверженные советские школьники.