Ришон-ле-Цион отметит Пурим в честь 140-летия города праздничным пуримским карнавалом во вторник, начиная с 10:00.
Еврейский календарь 5783 (2022-2023 гг.)
На свою беду Аман в это время проник к царице и припал к её ногам, моля о заступничестве. В это время вернулся Ксеркс и застал вельможу в столь двусмысленном положении. Царь решил, что тот покушался на честь его жены, и немедленно приказал повесить Амана, причём на том самом дереве, на котором тот собирался повесить Мордехая. Но как поступить с евреями? Царь не мог отменить свой указ, таковы были обычаи того времени. И Ксеркс нашёл выход — разрешил евреям оказать сопротивление!
Евреям даже предписывалось защищать свою жизнь и своё имущество любыми способами и забирать в случае победы имущество того, кто на них нападал. Впрочем, евреи не стали ждать, они восстали и убили множество врагов около 70 тыс. Так коварный замысел Амана обернулся против него самого и всех, кто выступал против евреев, а 13-е число месяца Адар стало основой для праздника Пурим. Картина Рембрандта "Артаксеркс, Аман и Есфирь" 1660. Во время Пурима проводятся театрализованные представления, карнавальные шествия, а также традиционно отправляются праздничные угощения знакомым.
Из угощений особенно популярны маленькие треугольные пирожки с джемом — гоменташи "уши Амана". Хотя в целом еврейская традиция относится сдержанно к употреблению алкоголя, в Талмуде говорится, что на Пурим надо выпить так, чтобы не различать "проклятия Амана" и "благословения Мордехая". В ночь перед праздником в синагогах читают Свиток Эстер, а при каждом упоминании имени Аман звучат трещотки. В городах, которые в прошлом были окружены крепостными стенами, включая древнюю персидскую столицу Шушан, Пурим отмечается на следующий день, 14-й день месяца Адар, и называется Шушан-Пурим.
Также принято надевать карнавальные костюмы и разыгрывать спектакли - "пуримшпили". Поддержка малоимущих в Пурим является одной из центральных его заповедей, и каждый год ФЕОР устраивает праздничные акции, в рамках которых в 2023 году около 40 000 семей по всей России получили праздничные наборы, а также оказана адресная помощь малоимущим. Особое внимание уделяется мероприятиям для детей - концертам, спектаклям, представлениям - и угощениям.
В это время может быть карнавал. Фото: pixabay.
Стоит разобраться, почему. Известно, что встречать Пурим нужно красочно и радостно. В этот день бывают карнавалы и театрализованные представления. Так почему же настолько счастливы евреи в этот день? Они наряжаются в карнавальные костюмы и маски и дарят подарки друг другу. Стоит углубиться в историю. В 586 году до н. Иерусалим был разрушен Вавилонским царем. Так вышло, что в это время евреи оказались в рабстве и провели в нем затем более, чем полвека.
Ситуация не изменилась и тогда, когда к власти пришел Ксеркс.
В конце концов, Аман встретил свой конец на той самой виселице, которую приготовил для Мордехая, а Мордехай занял пост первого министра вместо Амана. И эта идея переворота очень актуальна и сегодня, когда мы видим множество угроз самого разного плана и для Израиля, и для России.
И мы видим много ненавистников наших стран и народов. И да, мы боремся с этими угрозами. Но нам даже в голову не приходит, что может все перевернуться — враги могут стать друзьями, а то, что несло опасность, наоборот, станет источником поддержки и помощи.
И именно этому нас учит праздник Пурим. Про необычное название праздника Еще одна важная деталь — название праздника очень необычно. В самом Свитке Эстер говорится, что слово «пур» — это жребий, а «пурим» — жребии.
Дело в том, что Аман настолько был уверен в своей безнаказанности и силе, что бросал жребий, когда устроить погром. Он бы мог просто назначить дату, но решил сыграть с Б-гом в кости. И жребий выпал на день, когда мы теперь отмечаем Пурим.
Вот только Аман вместо триумфа потерпел фиаско. В Пурим мы радуемся не гибели наших врагов, а спасению, тому, что Всевышний очередной раз пришел к нам на помощь и спас свой народ. Творец дает нам возможность даже в самый отчаянный момент все перевернуть в нашу пользу.
Но для этого, конечно, нужно и самим постараться, обрести единство, вспомнить о нем. И тогда Г-сподь Б-г изменит ход событий. Так, например, есть наши традиционные гоменташи треугольные пирожки с маком и различной начинкой — прим.
Не очень понятно, что означает это слово, но оно созвучно словосочетанию «уши Амана». Но вообще угощение может быть любым. Хорошо, если там будет еще спиртное.
И, конечно, мы устраиваем застолья. Они очень специфические и немного не вяжутся с образом еврея, тем более, иудея, религиозного человека. В этот день положено напиться.
Календарь еврейских праздников и памятных дат на 2024 год
Еврейский культурный центр - Статьи | Пурим в 2024 году: Какого числа праздник и можно ли работать в этот день. |
Что за праздник Пурим и как отважная еврейская девушка спасла свой народ | В Иерусалиме отметили иудейский праздник Пурим, посвященный спасению евреев от истребления в Древней Персии. |
Тель-Авив готовит персам ядерный «Пурим»
Совсем много... Так что покушаем и поулыбаемся: от нас всё равно ни... All rights reserved. Все права на материалы, опубликованные на сайте opentv.
Задача есть максимально веселиться, кому-то для этого необходимо немного горячительного.
Есть такое понимание, что нужно выпить так, чтобы не отличить "Проклят Аман" от "Благословен Мордехай" — грубо говоря, не отличить добро от зла», — пояснил собеседник «Мосленты». В праздник не нужно напиваться до того, чтобы «терять человеческое лицо», подчеркнул герой интервью. Убрать из своего сердца восприятие границы добра и зла, но только в восприятии, не в поведении», — описал он допустимую степень опьянения.
Особенно воинствующим был Аман-амаликитянин, который с помощью хитрости и интриг сумел получить позволение Артаксеркса на убийство Мордехая и его сыновей, а заодно и на уничтожение всех евреев. Узнав об этом, Эсфирь устроила роскошный пир, во время которого обратилась к мужу с просьбой защитить ее народ. Она также раскрыла покушение, которое готовилось на царя, чем спасла ему жизнь. Артаксеркс был так благодарен жене, что не мог ответить отказом на ее просьбу. Однако и отменить собственное решение оказалось ему не под силу — таковы были юридические правила того времени. Тогда царь нашел выход из положения и разрешил евреям защищаться во время нападения.
Поэтому при атаке персов они сумели не только выстоять, но и истребили множество врагов. Что касается Амана, то его казнили на виселице, которая предназначалась для Мордехая. В ознаменование спасения от истребления евреи и установили праздник Пурим. Его название — отсылка к слову «жребий», который Аман бросал, чтобы выбрать месяц для своей кровавой расправы. Даты празднования В Израиле дату празднования Пурима определяют по лунному календарю. Празднику предшествует так называемый «пост Эстер или Эсфирь» , который обычно выпадает на февраль—март.
В Йом-Кипур действуют те же правила, что и на 9 ава, включая сухой пост, отказ от мытья, косметики, ношения кожаной обуви. Литургия Йом-Кипура на вечерней службе начинается с молитвы «Кол нидрей», которая должна быть прочитана до захода солнца, после которой читается маарив вечерняя молитва , включающая в себя дополнительные молитвы, — слихот. После службы принято облачаться в белое и выходить на прогулку. Улицы в эти дни в Израиле пустуют. Не ездят машины и общественный транспорт, прекращается теле- и радиовещание. Суккот Суккот или Праздник кущей продолжается семь дней. Он посвящен памяти о блуждании евреев по Синайской пустыне, поэтому главный «вещный элемент» праздника — сукка. Это шалаши или шатры, в которых израильтяне отмечают праздник, а иногда и ночуют. На праздничном столе на седьмой день Хошана Раба обязательно должны находиться этрог, лулав, мирт, ива. Каждое из этих плодов и растений символизирует определенную группу людей: этрог, имеющий и вкус и запах - праведников, лулав, имеющий только вкус-людей, соблюдающих все законы Торы, мирт, обладающий лишь запахом - людей, совершающих благие поступки, а ива, лишенная обоих компонентов — людей неправедных. Лулав и этрог используются мужчинами и на протяжении всего праздника - во время ежедневных благословений они держат их в руках. Но особое празднование началось в Средневековье, когда трехгодичный цикл чтения Торы был заменен годичным. С тех пор в этот день, завершая годичный цикл, читается последний раздел Торы — 33 и 34 главы книги Дварим. Симхат-Тора, как и Пурим, веселый праздник. Вечером и утром на синагогальных службах проводится Акфот: шествие со свитками Торы вокруг возвышения в центре, с которого читается Тора. Действие сопровождается танцами, пением, и прочими способами выражения радости. На Симхат - Тора упомянутые главы читают непрерывно, а к чтению Торы вызывают не только всех мужчин, но и маленьких мальчиков. Но по Талмуду он является отдельным праздником — уже не обязательно сидеть в сукке. Ханука Праздник посвящен победе евреев над греками 23 кислева в 164 году до н. В этот день был повторно освящён жертвенник в Иерусалимском храме, ровно за 3 года до того оскверненный идолопоклонниками, и Маккавеи возобновили храмовую службу. После очищения Храма Иехуда Маккавей и его воины не могли найти ритуально чистое масло, чтобы зажечь менору и освятить Храм. В результате кувшин был найден, но масла в нем было на донышке, максимум на день горения. Но менору зажгли, и она горела восемь дней — ровно столько, сколько требовалось для приготовления нового масла. В память о великом чуде Хануку отмечают в течение восьми дней, зажигая каждый из них свечи в ханукии: в первый день — одну, во второй — две и так до конца. Все свечи в течение праздника зажигают специальной свечой-шамаш. Иногда Хануку называют детским праздником — младшему поколению дарят ханике-гелт ханукальные деньги , а любимая забава детей в праздник — ханукальный волчок дрейдл на идише и севивон на иврите.
Еврейские праздники в 2024 году
Крокус, весенний цветок, хлюпает нашей кровью - цветок русского горя. Все русские раны от древних времён, от ордынских сабель, турецких ятаганов, тевтонских мечей, весь ужас нашествий польских рейтар, полков Наполеона, чёрных дивизий СС, кошмар "Норд-Оста", рыдания Беслана, все старые рубцы, все запекшиеся раны открылись и сочатся, брызжут кровью. А ведь кровь людская не водица. Русь-матушка, облекись в чёрные одежды, поверх надень бронежилет, надвинь каску и из всех гаубиц, из всех "Солнцепёков", всеми "Аллигаторами", всем "Уралвагонзаводом", всеми "Калибрами" и "Цирконами" отомсти людоедам перед их вратами ада. Достань их в змеиных гнездах, секретных бункерах, в масонских ложах, в синагогах Израиля,в Бильдербергских клубах. Чтобы каждая кровинка убитого в Крокус Сити ребёнка обрушила небоскрёбы ублюдочного Нью-Йорка, расплавила Эйфелеву башню кровавых лягушатников, рассыпала на камни Кёльнский собор потомков гитлеровцев, стёрла в пыль Вестминстерское аббатство, и кровавый картавый карлик Зеленский превратился в каплю липкого вонючего трупного яда.
Что это за праздник Нападение ХАМАС на Израиль пришлось на 7 октября — день, когда иудеи отмечали праздник Симхат Тора в 2023 году Свое нападение боевики приурочили к иудейскому празднику Симхат Тора, который в этом году в Израиле отмечали с вечера 6 октября. На этот же день в еврейском государстве и в диаспоре приходится праздник Шмини Ацерет. Двойной праздник имеет особое значение для еврейского народа по нескольким причинам. Во-первых, он знаменует завершение праздника Суккот, который длится семь дней и отмечает память о времени, проведенном евреями в пустыне после исхода из Египта.
Шмини Ацерет, что в переводе означает «восьмой день после собрания», является дополнительным днем, который добавляется к Суккоту. Симхат Тора «Радость Торы» отмечается в день, когда евреи заканчивают годовой цикл чтения Торы и сразу же начинают его снова — с первой главы, повествующей о сотворении мира. Традиция годового цикла публичного чтения свитка Торы появилась по еврейским меркам не так уж и давно — лишь в конце V века до н.
Красочный карнавал с грандиозным празднованием, мультмедийные комплексы со сказочными героями: Ами и Тами, Алладин, Алиса из страны чудес, Питер Пен, Ледниковый период и много других, а также в ярком празднике будут учавствовать юные артисты, и циркачи. Когда: 7 марта Время: с 10:30 до 14:30 Место: площадь Независимости, Нетания.
В Книге Эстер рассказывается, как Мордехай не прошел мимо, услышав о готовящемся заговоре против царя, выполнив это не для награды, а из справедливого и неравнодушного сердца. Царица Эстер, несмотря на страх идти к царю, проявила силу веры, прибегла к очарованию и мудрости, чтобы спасти свой народ. Иногда сострадание требует от нас действовать вопреки житейской логике и жертвовать своим комфортом, но именно о таких поступках говорили мудрецы: «Благодеяния — защита от бедствий». И когда мы идем путями Всевышнего, когда по-настоящему слышим других, тогда и Всевышний слышит нас и слышит наши молитвы. Мудрейший урок, который мы можем извлечь из традиций праздника: нет лучшего ответа бедам, чем укрепление дружбы, чем умение радоваться жизни, дарованной нам Богом, чем старания помочь тем, кому нужна помощь.
Пусть в этот Пурим ничто не помешает вам достойно соблюсти все его заповеди и встретить праздник в кругу друзей и близких! Пусть этот и все последующие дни будут наполнены счастьем и радостью! Пусть Всевышний благословит все ваши начинания, пусть благополучие и гармония царят в вашем доме! Хаг Пурим самеах!
Пурим – 2023: история и традиции еврейского праздника
еврейский праздник, отмечаемый в 14-й день месяца Адар по еврейскому календарю, который приходится на февраль или март по григорианскому календарю. Праздник Пурим в Израиле начался в 18:42 с заходом солнца 19 марта 2011г. В дни праздника 25-28 февраля по всему Израилю будет действовать ночной комендантский час.
Тель-Авив готовит персам ядерный «Пурим»
Жребий он же — Пур уничтожения выпал на тринадцатое адара. В то же время против Ксеркса плелся заговор, но Эсфирь сумела предотвратить покушение на мужа. Как в сказках со счастливым концом, все в итоге раскрылось. Трёхсуточные молитвы Эсфири возымели действие. Ксеркс Первый поверил супруге, однако не в силах отменить свой указ об уничтожении евреев, он позволил им защищаться. При нападении персов тринадцатого числа евреи стойко оборонялись и одержали победу. На следующий день началось празднование освобождения еврейского народа из персидского плена, которое получило название Пурим от множественного числа. Современные израильтяне и евреи всего мира, почитающие богатую древнюю историю своего народа, отмечают чудесное спасение нации. Традиции Пурима У праздника Пурим есть четкие правила, которые, впрочем, легко выполнять.
Законы праздника Таанит Эстер День, предшествующий празднику Пурим, это день поста. Он установлен в память о том, что евреи Персии по призыву Мордехая постились и просили Всевышнего об избавлении от нависшей угрозы. Этот свиток читается в течение праздника дважды — вечером и утром. Каждый обязан внимательно слушать чтеца, не пропуская ни одного слова. Подарки бедным В Пурим принято давать больше, чем обычно, денег на цдаку благотворительные цели. Чтобы выполнить заповедь, необходимо дать некоторую сумму хотя бы двум нуждающимся, но стараются помочь как можно большему числу людей. Мишлоах манот посылка яств Посылают друг другу угощение. Оно должно состоять не менее чем из двух готовых блюд, посланных одному человеку. Праздничная трапеза. Устраивают веселое застолье, на которое приглашают близких и друзей. Принято пить много вина и веселиться.
Взрывы меняют русла рек, управляют потоками вод. Террористические акты меняют русла истории. Буквы Z и V на броне отныне будут написаны кровью. Война с салорейхом завершится не раньше, чем русский танкист остановит свой танк перед Софией Киевской, выйдет из танка и припадёт устами к золотой чудотворной фреске. Война перехлёстывает украино-российскую границу. Она двигается в глубь России.
Ксеркс, уже проникшийся симпатией к Мордехаю, страшно разгневался на Амана за его наговоры на евреев. Он сказал, что ему нужно подумать, и вышел в сад. На свою беду Аман в это время проник к царице и припал к её ногам, моля о заступничестве. В это время вернулся Ксеркс и застал вельможу в столь двусмысленном положении. Царь решил, что тот покушался на честь его жены, и немедленно приказал повесить Амана, причём на том самом дереве, на котором тот собирался повесить Мордехая. Но как поступить с евреями? Царь не мог отменить свой указ, таковы были обычаи того времени. И Ксеркс нашёл выход — разрешил евреям оказать сопротивление! Евреям даже предписывалось защищать свою жизнь и своё имущество любыми способами и забирать в случае победы имущество того, кто на них нападал. Впрочем, евреи не стали ждать, они восстали и убили множество врагов около 70 тыс. Так коварный замысел Амана обернулся против него самого и всех, кто выступал против евреев, а 13-е число месяца Адар стало основой для праздника Пурим. Картина Рембрандта "Артаксеркс, Аман и Есфирь" 1660. Во время Пурима проводятся театрализованные представления, карнавальные шествия, а также традиционно отправляются праздничные угощения знакомым. Из угощений особенно популярны маленькие треугольные пирожки с джемом — гоменташи "уши Амана". Хотя в целом еврейская традиция относится сдержанно к употреблению алкоголя, в Талмуде говорится, что на Пурим надо выпить так, чтобы не различать "проклятия Амана" и "благословения Мордехая".
С вечера 23 марта евреи отмечают Пурим
День, предшествующий празднику Пурим, это день поста. Он установлен в память о том, что евреи Персии по призыву Мордехая постились и просили Всевышнего об избавлении от нависшей угрозы. В день траура в Израиле закрыты магазины и кафе, не работают развлекательные центры, телеканалы прекращают вещание. Израиль готовится отметить праздник Пурим – день избавления еврейского народа от уничтожения.
В Иерусалиме отметили иудейский праздник Пурим.
Пурим не является в Израиле государственным праздником, но многие офисы, магазины и государственные учреждения будут работать по сокращенной программе. Рав Михоэль Ставропольский рассказал о правильном опьянении евреев на праздник Пурим. ик Пурим в Израиле начался в 18:42 с заходом солнца 19 звезд начинается в 19:19 в ИзраилеБомбовые удары по Ливии начались в 19:45 по Московскому времени – это 18:45 по израильскому времени. История и традиции иудейского праздника Пурим: когда его отмечают в 2023 году.
Еврейский календарь 5783 (2022-2023 гг.)
За Международный женский день стоит сказать спасибо активисткам Кларе Цеткин и Розе Люксембург, по инициативе которых учрежден этот праздник, заявил министр обороны РФ Сергей Шойгу, выступая в Центральном академическом театре Российской армии. Шойгу отметил, что в этот день вспоминают бабушек, мам, дочерей, сестер. Кто-то забыть не может. Кстати, тещ тоже вспоминаем», - пошутил министр. Когда отмечается Пурим в 2023 году Как и многие еврейские красные дни календаря, долгожданный для всех иудеев Пурим берет свое начало из другой памятной для иудеев даты — поста Эстер, или, правильнее сказать, поста Эсфири. Пурим относится к категории религиозных еврейских торжеств. Ими чрезвычайно богата история иудеев. Постятся евреи в двенадцатом месяце своего календаря.
Сообщая, что прячется, он тем самым объявляет, что он есть: «Может быть, вы не видите меня, но уверяю вас, что я где-то здесь». Этот подход противоположен позиции некоторых философов, утверждавших, что если проявления Б-жественного незаметны и неощутимы, для нас это означает, что Его не существует. Наша позиция является обратной: мы Его действительно не видим и не воспринимаем, но это не значит, что Он присутствует меньше — напротив, Он присутствует в большей степени.
В этом одновременно и проблематичность, и сила Пурима по сравнению с другими праздниками, в которые мы отмечаем не Его удаленность от нас, а Его присутствие — то, что вопреки и благодаря сокрытию Он с нами. Потому что невидимое, спрятанное наверняка важнее того, что у всех на виду. Как ни странно, это не грустный напев, выражающий тоску разлуки, но мелодия, полная веселья и радости. Она говорит: в самом деле, Ты — Б-г скрывающийся, но мы-то знаем: Ты с нами! Пурим — это праздник изгнания, поскольку смысл его в том, что Всевышний с нами, вопреки сокрытию, среди тьмы и теней, несмотря на бедствия и неизвестность. Это противоречие создает атмосферу бурного веселья в Пурим. Когда Всевышний открывается нам, это тихий, последовательный процесс продвижения — ступень за ступенью: мы видим, слышим и постигаем. В Пурим, когда Б-жественное присутствие сокрыто и мы пребываем в изгнании, все основано на сюрпризах. Мы чувствуем, что не видим и не слышим, ищем — и вдруг обнаруживаем. И это вызывает вспышку радости, которая не свойственна спокойной, размеренной жизни.
Так рассказ о влюбленных порой особенно трогает нас, оттого что в нем есть период разлуки и неизвестности. С этой точки зрения книга Эстер — это рассказ об изгнании, который сопровождает нас в изгнании и доходит с нами до самого его конца. Изгнание предстает в виде процесса, длительного периода сокрытия, на протяжении которого мы ищем в темноте и время от времени находим нечто, что вызывает особую радость, поскольку это не просто удаление сокрытия, но сокрытое само раскрывает себя перед нами. Только особая прозорливость, предвидение будущего еврейского народа на много поколений вперед вместе с непоколебимой верой привели к решению включить Мегилат Эстер в Писание. Ведь она выражает самую сущность жизни евреев в изгнании и веру в то, что за внешними причинно-следственными связями стоит Страж Израиля. Книга Эстер преподносит урок, заключающийся в том, что народ Израиля должен научиться жить такой жизнью и рассчитывать на чудеса этого типа. Не чудеса Исхода и рассечения моря, совершенные «рукою сильною и мышцею простертою», но чудеса, возникающие в хитросплетениях и изгибах истории. И мы верим в то, что «спасение и избавление придут к евреям» Эстер, 4:14 , ибо в трудные времена даже обитателей царских дворцов не спасут ассимиляция и маскировка, а с другой стороны, несмотря на все это, есть надежда. Рассказ Мегилат Эстер продолжается, пока существует изгнание и пока все происходит так, как в наши дни — при сокрытии лика Святого, благословен Он, и незримой работе Провидения. И да наступят скорее дни, в которые мы не будем воспринимать серьезно смысл книги Эстер, а сможем от души веселиться, читая ее как предание, дошедшее из времен, которые никогда не вернутся.
Установили иудеи и приняли на себя Странный праздник У праздника Пурим — два проявления, которые не вяжутся друг с другом. С одной стороны — и это сразу приходит в голову — он выглядит праздником менее высокого ранга, чем остальные еврейские праздники. Большинство праздников установлены Торой, и в ней отмечены основные особенности их празднования, в то время как Пурим берет начало в Мегилат Эстер, и его законы и обычаи установлены мудрецами. Даже при более пристальном рассмотрении трудно сравнивать чудо Пурима с чудесами, описанными в Торе. В чуде Пурима нет ничего сверхъестественного. Оно облечено в оболочку обыденного, естественного и материального, оно выглядит как последовательность обычных событий, лишенных направленного вмешательства Провидения. С другой стороны, мудрецы чрезвычайно высоко оценивали Пурим, вплоть до того, что, по их утверждению, приведенному в Иерусалимском Талмуде, в будущем упразднят все книги пророков и Писания, за исключением Свитка Эстер Иерусалимский Талмуд, Мегила, 1:5. А мидраш сообщает, что, даже если все праздники отменят, Хануку и Пурим будут праздновать всегда Мишлей раба. Как мы видим, статус праздника Пурим чрезвычайно высок. Более того, вызывают удивление некоторые законы Пурима.
Во все праздники нам заповедано Торой радоваться, однако ни в один праздник, кроме Пурима, нет предписания пить, «пока не перестанет отличать Мордехая от Амана». Что именно в Пуриме вызывает столь особое, исключительное веселье? На основании этих вызывающих удивление особенностей можно заключить, что внутренний смысл Пурима куда глубже, чем кажется на первый взгляд, это не только праздник избавления сынов Израиля от вполне вещественной, ощутимой опасности, которая нависла над их головами; последовательности внешних событий в дни Пурима присущ тайный, глубоко скрытый смысл. Избавление от египетского рабства Для того чтобы понять во всей полноте значение озарения Свыше, которое свершилось и свершается в дни Пурима, следует сравнить его с духовным откровением в дни «первого Избавления», когда наши предки были спасены во время Исхода из Египта. С одной стороны, народ Израиля в Египте не утратил ее, с другой стороны, она не препятствовала «идолопоклонству». И все же у евреев была и готовность, и способность воспринять духовное влияние в тот момент, когда оно на них изольется. И этот момент наступил. В тот час, когда благодаря заслугам праотцев Всевышний пожелал приблизить избавление и вывести свой народ из Египта, пролился поток духовного света и откровение было явлено во всех мирах. Не одно лишь море Суф расступилось перед народом Израиля, но завесы всех миров приподнялись, раскрывая сокровенные тайны. Всевышний спустился, чтобы вывести Свой народ из Египта.
На земле открылся непостижимый и неизмеримый свет Творца. У моря и простая рабыня внезапно удостоилась чести лицезреть возвышенные видения, которые в иные времена выпадают лишь на долю пророков. Вершина всех откровений — это Дарование Торы, когда Всевышний нисходит и открывается всему Своему народу и когда каждому дарована возможность достичь уровня пророков. Водрузил над ними гору Мудрецы, благословенной памяти, рассказывают в мидраше, будто Святой, благословен Он, сделал так, что гора Синай нависла над сыновьями Израиля как пресс, чтобы побудить их принять Тору Шабат, 88а. Не следует понимать этот мидраш буквально, ведь и в молитве мы произносим: «И добровольно признали Его царскую власть» Из вечерней молитвы. Народ Израиля, находящийся на высочайшем уровне видения, подобного которому не было и не будет, добровольно и с любовью принял власть Всевышнего и Его заповеди. И тем не менее в этом было принуждение, ибо кто способен оказаться столь близко к Нему и не принять Его по собственной воле? Кто может в пламени видеть Б-га живого — и не стушеваться перед Ним полностью, лишившись всех собственных качеств, утратив самого себя в процессе слияния с Б-жественным. Это принуждение любовью и Откровением, когда «гора» любви довлеет над нами. Понятно также, отчего принуждение было необходимо.
Без него, двигаясь прямо, медленно и постепенно, евреи не смогли бы достичь высшего уровня Откровения. Для того чтобы народ Израиля поднялся на ступень, намного превышающую их подлинный уровень, ему должна была помочь рука Всевышнего. Однако этот духовный «прыжок» остается в силе, только пока действует содержащееся в Откровении «принуждение». Когда озарение Дарования Торы немного померкло, люди того поколения не смогли удержаться на той ступени, на которой находились, и падение — изготовление тельца — последовало мгновенно. Это однозначно доказывает, что даже когда приходят самые возвышенные откровения с Неба и люди откликаются и принимают их, это не создает устойчивую опору в отношении к Творцу само по себе. Связь между Ним и людьми не обретает прочности и полноты, само ее существование зависит от продолжения эманации Свыше. А поскольку наш мир основан на сокрытии и исчезновении, эта подпитка откровения не может продолжаться бесконечно. После света раскрытия наступает темнота, а с ней приходят неустойчивость и падение. Пробуждение снизу Совсем иначе обстояло дело во времена Персии и Мидии. И там большая часть народа пребывала в изгнании а оно всегда представляет собой сравнительно низкую ступень состояния , и тогда тоже начался период пробуждения.
Однако на этот раз происходящее носило совсем другой характер. Указы Амана и Ахашвероша должны были привести к истреблению евреев. Но это была даже не столь физическая, сколь духовная война — война потомков Амалека против духа народа Израиля. Час, когда в полной мере исполняется сказанное: «А Я совершенно скрою лицо Мое» Дварим, 31:18. В дни Мордехая и Эстер Амалек-Аман находился на пике своего могущества. Аман, высказывавший вслух тайные пожелания Ахашвероша, был всесильным правителем. Амалек, правивший в мире, стремился сломить народ Израиля, оторвать его от его духовных корней.
Иногда это вещи, которые не соответствуют правилам вежливости и некрасиво выглядят, а иногда мы не уверены, что они действительно выражают наше мнение. Когда наступает Пурим, из нас внезапно выходят слова, которые мы обычно не произносим, высказывания, имеющие особое значение. Мне хотелось бы сказать кому-то: «Когда я вижу тебя, мне делается тепло на душе», но у меня не получается, потому что мы слишком давно и хорошо знакомы и уже както неудобно выразить словами тот факт, что мы закадычные друзья. В Пурим можно высказать самые разные вещи. Возможно, назавтра мы оба забудем эту хмельную беседу, но где-то внутри навсегда останется какой-то след. Откуда выходят эти слова? Подобно тому, как в Йом Кипур человек может сказать: «Сегодня времени не существует, можно вернуться в прошлое и вести себя так, как будто грех не был совершен», в Пурим возможно все, любые слова и поступки, как будто бы мир только что был сотворен. Пурим — это праздник, когда скидывают маски, и заранее нельзя узнать, что окажется под ними. Что именно обнаружится, зависит в основном от ответа на вопрос, как мы вступаем в этот праздник. В жеребьевке какого сорта мы участвуем? Что определяется в ней — получим ли мы приз побольше или поменьше или же сколько мы потеряем — много или очень много? Выбор правильного жребия, выходящий за рамки человеческого рассудка и логики, позволяет нам принять решения, превосходящие обычные наши возможности. Пурим — это день неудержимого веселья и буйства, единственный день, в который еврею дозволяется выйти из равновесия, день, в который намзаповедано отключить сознание для того, чтобы перед нами открылись новые горизонты. Что откроется нам там? Это зависит от того, кем мы были до этого. Стереть Амалека Сотри память об Амалеке На протяжении всей своей истории народ Израиля страдал от ударов, нанесенных его многочисленными ненавистниками, которые его притесняли и преследовали. Тем не менее полное неприятие и месть заповеданы только по отношению к Амалеку, подобное отношение не предписано даже по отношению к семи кнаанейским народам. Амалек заслужил столь особенное отношение к себе высочайшей степенью ненависти к Израилю — ненавистью, у которой нет ни смысла, ни причины. В нападении Амалека во время Исхода из Египта невозможно углядеть логику. У евреев, скитавшихся в пустыне, была стоянка столь огромных размеров, что напасть на нее можно было только под влиянием иррациональной ненависти; эта сила, лишающая ненавидящего способности мыслить, является самим воплощением ненависти. В пророчестве Билама: «Первый из народов — Амалек» Бемидбар, 24:20 — содержится намек на то, что Амалека характеризует не обычная, фоновая ненависть, соответствующая сказанному: «Известное правило: Эсав ненавидит Яакова» Сифрей , а ненависть, побуждающая к активному действию, к агрессии. Ненависть, которую испытывает Амалек к Израилю, проистекает из противостояния между двумя силами, находящимися в вечном противоборстве. На какой бы ступени ни находился Израиль, он сохраняет самосознание и внутреннюю веру. Даже когда кажется, что все потеряно, в мире царит полный произвол, и тогда Израиль продолжает верить простой, нерассуждающей верой, без доводов — сам не зная почему. Это упорство проникающей в самую суть «жестоковыйного народа» Шмот, 32:9, и во многих других местах. Антитеза Израиля — Амалек. Амалек воплощает крайнюю степень низости, это самая низшая ступень в иерархии сил зла. Всюду, где только есть какая-то слабость и неуверенность, в момент, когда еврей не видит перед собой пути, указанного Всевышним, появляется Амалек. Особенно велика его опасность там, где человек движется вперед, ведомый лишь верой, лишенной понимания. Война эта продолжается до тех пор, пока Амалек существует в мире в какой-либо форме; пока всходы посеянных Амалеком семян сомнения в вере и охлаждения порывов сердца не искоренены из сердец. Ненависть Амана произрастает из того же корня. Хотя Книга Эстер рассказывает о том, как Мордехай вызвал гнев Амана, обобщение, которое делает последний, распространяя свой гнев на весь «народ Мордехая» Эстер, 3:6. Аргументы Амана схожие высказывали антисемиты во все времена : «Есть один народ, рассеянный среди народов и обособленный от них; и законы у них иные, чем у всех народов» Эстер, 3:8 — верны, если смотреть на факты, но не они лежат в основе борьбы Амана с евреями — теми, кто, в отличие от всех остальных, находится на противоположной стороне: на стороне веры. Корень зла Есть такая книга воспоминаний — «Беседы с Гитлером», написанная бывшим членом партии нацистов и другом диктатора. В одной из бесед заходит речь о евреях, и автор книги говорит Гитлеру: «Между нами, мы оба знаем, что большинство обвинений против евреев несостоятельны, почему же тогда ты их так ненавидишь? Этот ответ можно назвать архетипическим для Амалека: это не неприязнь, вызванная личной обидой, но сопротивление внутренней сущности евреев, символизирующей в его глазах Всевышнего: «Они — народ Г-спода» Йехезкель, 36:20. Ведь Амалек хотел бы уничтожить все, что связано с Всевышним, а поскольку это принципиально невозможно, он обращает свою ненависть на Его представителей на земле — на народ Израиля. Ишмаэля злит запрет «не укради», для Эсава мучителен запрет «не убий»; однако Амалек, в отличие от них, противится принципу: «Я — Г-сподь». Каждый народ символизирует тот или иной недостаток или порок, но Амалек, «первый из них», олицетворяет корень всех пороков — антитезу святости. Ненависть Амалека вне соображений здравого смысла, ни от чего не зависящая, и поэтому она не проходит никогда Аналогично сказанному в Мишне о любви Авот, 5:16 : «Любовь, которая ни от чего не зависит, не проходит никогда». Почему человек грешит? Как правило, потому, что считает нечто запрещенное хорошим, по глупости или недостатку понимания, но не потому, что его тянет ко злу как таковому. Амалек, «ненавидящий ради ненависти», относится к категории абсолютного зла, его существование — порок нашего мира. У всех войн, которые заповеданы Израилю, есть причины, но война с Амалеком — война на истребление — превыше конкретных причин. До тех пор пока в мире существует воплощенное зло, мир не совершенен. Только когда стирают зло — семя Амалека — возникает другой мир, в котором «Г-сподь один для всех , и имя Его едино» Зхарья, 14:9. Война внутри нас И внутри каждого из нас постоянно, во всех поколениях должно происходить стирание Амалека. Эта внутренняя война ничем не отличается от внешней. Гематрия слова «Амалек», намекающая, как известно, на его скрытое содержание, равна гематрии слова «сомнение». Сомнение бывает двух видов. Первый вид — это сомнение, вызванное тем, что человек не имеет о чем-то точных сведений; оно устраняется прояснением вопроса, его вызвавшего. С сомнением такого рода, а также с порожденными им проблемами вполне можно справиться. Но на стадии, когда человек старается справиться с охватившим его недоумением и разрешить возникшие проблемы, вмешивается Амалек, усиливая сомнение и стремясь закрепить его навечно. Сомнение, порождаемое Амалеком, вызвано размыканием связи между мыслями и чувствами. Если бы сердце могло почувствовать все, что понимает разум, не осталось бы места для сомнений. Однако то, что воспринимается разумом во всей ясности, тускнеет, когда спускается вниз, в сферу чувств, и именно там находится точка, уязвимая для сомнения. Вся человеческая жизнь наполнена высокими идеями и возвышенными чувствами, однако переход от мысли к живому чувству, а от него — к поступку связан с существенными трудностями — с внутренней борьбой против Амалека. Размыкание связи между чувствами и мыслями — это не только работа Амалека. Это общечеловеческая проблема, которая в терминах каббалы определяется как «узкое горло». Два центра — мозг и сердце — разнесены друг от друга. Между ними располагаются препятствия В хасидизме они именуются «министры фараона»: начальник виночерпиев и начальник пекарей. Разрыв между мыслью и чувством лежит в основе дурных поступков, совершаемых людьми. Иногда человеку со всей определенностью известно, что поступок нехорош, однако он все же совершает его; бывает и наоборот: мы знаем, что следовало бы сделать нечто, однако чувства наши безмолвствуют и не побуждают разум к действию. Это базовая, сущностная проблема, у которой нет принципиального решения, поскольку в некоторых случаях этот разрыв также служит нам защитой. Если бы все, что приходит нам в голову, моментально переводилось бы на язык действия, вокруг нас воцарились бы бедлам и сумятица. Эта преграда, с одной стороны, является помехой, а с другой — функционирует как средство защиты. Амалек стремится закрепить размыкание связи и таким образом породить вечное сомнение. А вот и нет! Сомнение второго вида, связанное с одним лишь Амалеком, происходит от так называемого «корня Амалека». Это сомнение, которое не нуждается в доводах, выражающееся в словах: «А вот и нет!
И откликнулись на призыв поститься, молясь о спасении захваченных террористами заложников — так же как и 23 века назад евреи в Персии постились по просьбе царицы Эстер, молясь об успехе её спасительной миссии. Год назад ничего подобного в Израиле и близко нельзя было себе вообразить, но после «кровавой субботы» 7 октября многое в нашей жизни стало восприниматься иначе. История Пурима в этом смысле не стала исключением. Долго, слишком долго мы принадлежали к счастливому поколению, которое дожило до седин, ни разу не столкнувшись на своём веку с настоящей, серьёзной войной. И нам верилось, что так будет и дальше. И ещё год назад содержание перечитываемой в этот праздник «Книги Эстер» воспринималось нами исключительно как «дела давно минувших дней, преданья старины глубокой». Ну да, жил когда-то патологический антисемит Аман, уговоривший персидского царя Ахашвероша издать и разослать во все концы империи указ, повелевающий «истреблять, убивать и губить всех иудеев от отрока до старца, малых детей и жён в тринадцатый день месяца адар». Ну да, наши мудрецы предупреждали, что в каждом поколении — каждом! И какие только народы не отметились в подобных «подвигах». Но казалось, что это всё осталось в прошлом и нашего поколения не коснётся — мир не позволит. Это точно не про нас!
Иудеи в понедельник начнут отмечать Пурим
главный государственный праздник Израиля. Праздник Пурим в Израиле (в этом году 23-24 марта) – один из самых ярких и радостных еврейских праздников в году. В день перед Пуримом (или в четверг на неделе перед постом, когда Пурим приходится на воскресенье) принято поститься. #праздник #церковь #израиль#община #шабатшалом #шабат #евреи #пурим#молитва.