Председатель ревкома Павел Николаевич Филонов, второй справа, в свои 34 года, действительно, выглядел молодо. Председатель ревкома Павел Николаевич Филонов, второй справа, в свои 34 года, действительно, выглядел молодо.
СОЧИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ ИСКУССТВ
Картина художника Павла Филонова «Победитель города» 1914-15 г. Картон, масло. Павел Филонов родился в 1883 году в крестьянской семье, которая перебралась в Москву тремя годами ранее. Павел Николаевич Филонов в воспоминаниях современников, документальный фильм, 1987, Россия.
Очевидец незримого
Павел Николаевич Филонов родился в 1883году в Москве,в многодетной семье рязанских мещан Николая Иванова, бывшего дворового графа Головина, «бесфамильного», и его законной супруги, Любови Николаевны, бывшей намного его моложе. Павел Николаевич Филонов родился в 1883году в Москве,в многодетной семье рязанских мещан Николая Иванова, бывшего дворового графа Головина, «бесфамильного», и его законной супруги, Любови Николаевны, бывшей намного его моложе. Картина художника Павла Филонова «Победитель города» 1914-15 г. Картон, масло.
Павел Филонов
Собственно, главное, фундаментальное, революционное изобретение в области изобразительного художественного языка было совершенно задолго до Филонова — французскими импрессионистами. Вся изобразительная история человечества до них вступала в сделки с цветом и формой вещей. Если считалось, что помидор красный и что крест на церкви — крестообразный и золотой, то они и рисовались художниками так, чтобы изображение их опознавалось быстро и просто, независимо от того, что художники и все окружающие — сквозь свет, пьянь и туман — видели на самом деле: красным, крестообразным и золотым. Формула весны. И в пуантилизме дошли до предельного расчленения цвета и формы до изобразительных «молекул». В ХХ веке сезаннисты и кубисты предельно разрушили и формы, врезая в любой объём его невидимое измерение, вторую жизнь предмета, которую художнику мог бы рассказать его сосед, смотрящий на предметы с иной, неведомой стороны. Так и «аналитическое» искусство Павла Филонова — объявило и показало, что под «кожей» цвета и предмета есть иная жизнь формы-цвета, что видимая «форма [буквально] изобретается» зрителями и художниками, как и любым человеком.
Что всё кругом — от формы до цвета — изобретение, идущее после разрушения формы и снятия «кожи» цвета. Так простой человек с социального дна художнически понял самое главное в том, что к концу ХХ века узнало о себе человеческое знание. Белая картина. Мне понятна и дорога эта моя общая с ними личная и этнографическая тульско-рязанская народная природа.
Рано осиротев, он перебрался к сестре в Петербург. Подростка пристроили в живописно-малярные мастерские Общества поощрения художеств на ученье. Пятнадцати лет он начал ходить в вечерние классы рисования того же общества, в 1901 году получил диплом «маляра-уборщика». В 1903 году, после неудачной попытки поступить в Академию художеств, стал заниматься в частной мастерской А. Дмитриева-Кавказского, а на жизнь зарабатывал, рисуя картинки на конфетные коробки. Лишь в 1908 году, после неоднократных провалов, Филонов поступил вольнослушателем в Академию.
Пробыл там недолго и расстался с ней уже в 1910 году, оказавшись в конфликте с преподавателями. Работы Филонова, академические и сделанные для себя, могли поставить в тупик не только консерваторов-староверов из академического Ареопага. Когда-то ему отказывали в приеме, обвиняя в незнании анатомии. Еще у Дмитриева-Кавказского он овладел ею основательно, почти дотошно, но вот в живописи своей использовал это уменье вразрез со всеми традициями. Это интересно: 230 лет со дня рождения одного из самых известных австрийских художников Ф. Вальдмюллера Павел Филонов — Коровницы, 1914 фрагмент В картинах Филонова предстают мир образов и изобразительная система весьма своеобразного мыслителя и живописца. В картине «Пир королей», в которой Хлебников увидел «пир трупов, пир мести», потрясает беспощадность, физиологизм.
Мегаполисы и столицы, пожирая несметное множество судеб и подчиняя себе массы мигрантов и «отходников», ищущих счастья и достатка, по крайней мере, открывают перед подвижниками и талантами гораздо более прямой путь, чем простые губернские города. Их особая культурная и карьерная жизнь тоже богата, но не сравнима по скорости с беспрецедентным аферизмом столиц. Но одни парвеню повторяют карьеры Жюльена Сореля из стендалевского «Красного и чёрного» или Жоржа Дюруа из мопассановского «Милого друга», а другие становятся рабами своего дара, отдавая ему всю жизнь и все её столичные шансы. Филонов выбрал последнее. Наверное, он просто не имел такого выбора и просто никогда не колебался, ибо по главным чертам своего характера был идеократом, учителем и столпником, который вне искусства превратился бы в создателя секты. Павел Филонов быстро вошёл в столичную среду нового русского искусства, особенно в круг его тогда самых радикальных борцов — Хлебникова и Маяковского. И в этой новой среде стал в ряду не эпигонов, а изобретателей. Собственно, главное, фундаментальное, революционное изобретение в области изобразительного художественного языка было совершенно задолго до Филонова — французскими импрессионистами. Вся изобразительная история человечества до них вступала в сделки с цветом и формой вещей. Если считалось, что помидор красный и что крест на церкви — крестообразный и золотой, то они и рисовались художниками так, чтобы изображение их опознавалось быстро и просто, независимо от того, что художники и все окружающие — сквозь свет, пьянь и туман — видели на самом деле: красным, крестообразным и золотым. Именно импрессионисты показали, что в природе и, значит, в искусстве «привязанного» к предмету цвета нет, нет и несомненного предмета: они предполагаются, но изображаться должны так, как живут в сознании, зрении зрителя в зависимости от дистанции между ним и предметом.
Большое впечатление на Филонова произвела его поездка в Палестину и Новый Афон, где Павел вместе с паломниками посетил святые места. Похоже, именно это поломничество и положило окончанию отношениям учителя и ученика… С четвертого раза! Филонову, наконец, удается поступить в Академию художеств. Но уже через два года его исключили за участие в волнениях. Однако это не очень расстроило художника-авангардиста. Вместе со своими друзьями и последователями он создает петербургское общество художников «Союз молодежи», на выставке которого демонстрирует свои первые работы. Одна из самых ярких черт Павла Николаевича — его колоссальное трудолюбие. И его работа «Мужчина и женщина» становится тем произведением, о которых говорят в столице. Другое дело, что далеко не все зрители были готовы воспринимать мир таким, каким он виделся Филонову. В чем-то он удивительно напоминает Маяковского в литературе, и не случайно Владимир Владимирович пригласил Павла Николаевича оформить декорации для своего футуристического спектакля. А чуть позже перед зрителями выступил один из литераторов с докладом « П. Филонов — завершитель психологического интимизма». Конечно, буржуа и далекие от всякого искусства обыватели реагировали на работы Филонова с известной долей брезгливости, а вот молодежи нравился этот символизм, этот плевок в душу сытого общества. Они были уверены, Филонов выражает тревожные мысли, сгущающиеся над предвоенной Европой, очень правильно… Война не обошла стороной художника, два года он провел в действующей армии, сражавшейся в Румынии. И этот период стал определяющим — Павел Николаевич уловил сермяжную правду жизни: бравирование отсутствием интереса к достижениям научной мысли, изучению классиков — это путь в тупик. И не случайно после возвращения с фронта он активно изучает труды таких разноплановых «классиков», как Линней, Дарвин, Менделеев, Мичурина, Пастер.
Павел Филонов
Рассказала в эфире "России-24" руководитель регионального штаба Комитета семей воинов Отечества Мария Филонова. Павел Николаевич Филонов прожил свою жизнь даже не в бедности — в нищете. Главные новости о персоне Павел Филонов на Меня же вдохновляет Павел Николаевич Филонов. Я нахожу в его картинах глубокий родной смысл. 3 января 1941 года: блокадный Ленинград, в ледяной комнате в окружении сотен картин умер от истощения Павел Николаевич Филонов – уникальный художник-исследователь, лидер русского авангарда, создатель. Новости Фотогалереи Видео Совет молодых депутатов СМИ о нас.
Павел Филонов
Это значит, что Филонов невольно реализовал мечту старых русских гениев о том, что только подлинно национальная русская культура становится общечеловеческой и вселенской. Филонов воевал рядовым в Первую мировую войну, делал революцию и был революционным вождём-командиром. Он прямо делал Советскую власть в изобразительном искусстве и, конечно же, был бескомпромиссным коммунистом. Именно поэтому, когда имя и школа Филонова достигли зрелости, он сам отказался от компромиссов и все 1930-е годы столпнически голодал, нестяжательски отказывался от денег. И — разделив жизнь и смерть со своим народом — умер от голода в блокадном Ленинграде 3 декабря 1941 года. Человек в мире. Я помню впечатление от первого альбома-каталога «возвращённого» Филонова в конце 1980-х, когда официальный советский коммунизм уже задыхался и предавал сам себя, не имея ни пафоса, ни аргументов: Филонов был очень труден и, прямо сказать, неуместен в той «перестройке».
Он, одна из жертв сталинизма, должен был бы находить себе дополнительные стимулы в разоблачениях. А он — презирал их вместе с их разоблачениями. Он ведь великий. Он не договаривается и не идёт на сделки.
На ней стоял его стол — большой, кухонный». На втором курсе Павел Филонов постепенно отошел от академизма. Художник начал экспериментировать с цветами: натурщики на холсте становились зелеными, а их руки, по выражению сокурсника Петра Бучкина, «поголубели как ручьи». Работы Филонова заинтересовали его сокурсника Вольдемара Матвейса, который организовал «Союз молодежи» — общество художников-экспериментаторов. Преподаватели эксперименты Филонова не одобряли. А в 1910 году художника и вовсе исключили «за то, что своими работами развращал товарищей».
Поводом стала проделка Филонова: в ночь перед выставкой с участием президента Академии Художеств он тайно раскрасил свою картину «Натурщик» в сине-лиловый цвет. Павел Филонов опротестовал свое исключение, но через несколько недель, когда его восстановили, «добровольно вышел» сам. Аналитическое искусство Филонова: первые картины После ухода из академии Павел Филонов переехал в деревню Ваганово. Его сестра Евдокия Глебова вспоминала: «Почему он выбрал эту деревню — не знаю. Я была у него там. Жил он в небольшой темной избе, с маленьким окошком, с соответствующей обстановкой. Была осень — сыро, холодно… Как он мог там работать? В темноте, с керосиновой лампой? Зимой 1910 года Филонов закончил картину «Головы». Ее представили на второй выставке «Союза молодежи» как «Картину без названия».
Среди лиц он изобразил и себя в левом нижнем углу. Через семь месяцев было готово еще одно полотно — снова «Картина без названия». В 1912 году обе работы участвовали в московской выставке «Ослиный хвост», которую организовали авангардисты Михаил Ларионов и Наталья Гончарова. Творчество Филонова высоко оценили критики. Картину «Головы» за большую сумму приобрел коллекционер Левкий Жевержеев. В 1912 году вышла статья Павла Филонова «Канон и закон», в которой художник выступил с резкой критикой кубизма и изложил свое видение искусства. Он утверждал, что кроме формы и цвета есть целый мир невидимых явлений и взаимодействий. Живописцу недостаточно изобразить только внешнее восприятие объекта — ему нужно выявить законы его развития, эволюции. Филонов писал: «Позволь вещи развиваться из частных, до последней степени развитых, тогда ты увидишь настоящее общее, какого не ожидал». По мнению художника, картина должна была развиваться из точки, как произрастающее зерно.
В статье Филонов впервые ввел термин «аналитическое искусство». Он вспоминал: «Сам себе сделал «заграничную поездку», которую получали ученики-конкуренты, кончавшие академию, чтобы ознакомиться с западным искусством». Художник изучал фрески эпохи Возрождения, побывал в Лувре, где увлекся творчеством живописца Иеронима Босха. В 1913 году Филонов вернулся в Россию и написал сразу несколько картин: «Ночь на Лиговке», «Россия после 1905», «Мужчина и женщина». В этом же году на «Выставке картин внепартийного Общества художников» вывесили большое полотно Филонова «Пир королей». Темные краски с красноватым свечением, костяные руки и пустые глазницы, люди-призраки на тронах и скрюченные фигура раба — современники восприняли работу как предзнаменование войны. Расположение фигур отсылало к «Тайной вечере» Леонардо да Винчи. Мертвецы величаво и важно ели овощи, озаренные подобным лучу месяца бешенством скорби». Евдокия Глебова вспоминала: «Сестра Мария Николаевна и я помогали брату. Хорошо помню, как мы трудились над какой-то огромной слезой».
Однако сразу же после выпуска тираж изъяли: цензура усмотрела в рисунках порнографию. В 1914 году художник попробовал себя в роли оформителя еще раз и создал иллюстрации к сборнику Хлебникова «Изборник». В 1914 году Филонов выпустил манифест «Интимная мастерская живописцев и рисовальщиков «Сделанные картины» с лозунгом «Мировой расцвет». Художник писал от имени апостола, зовущего к новой вере: «Делайте картины и рисунки, равные нечеловеческим напряжениям воли, каменным храмам Юго-Востока, Запада и России, они решат вашу участь в день страшного суда искусства и знайте, день этот близок». Лето того же года художник провел у сестры на даче. Он закончил картину «Крестьянская семья» и даже начал писать стихи. Весной 1915 года вышла книга живописца «Пропевень о проросли мировой» — с фольклорными историями на языке, который придумал он сам.
Но мы уверены, что выставка в художественном музее найдет своего зрителя и для многих новосибирцев станет настоящим открытием, — отмечает куратор выставки Сергей Тиханов.
В экспозицию войдут 18 живописных работ мастера и 41 графическая. Второй раздел 48 работ знакомит с творчеством самых преданных его учеников и последователей, которые самоотверженно шли за ним, поддерживая его мастерскую аналитического искусства, среди них — Татьяна Глебова, Алиса Порет, Борис Гурвич, Софья Закликовская, Всеволод Сулимо-Самуйло, Павел Кондратьев и другие. Выставка проходит в рамках Национального проекта «Культура» до 14 марта 2021 года.
Например, благодаря куки, в следующий раз вы этого сообщения не увидите.
Работы учеников авангардиста Павла Филонова представили в Русском музее
Их особая культурная и карьерная жизнь тоже богата, но не сравнима по скорости с беспрецедентным аферизмом столиц. Но одни парвеню повторяют карьеры Жюльена Сореля из стендалевского «Красного и чёрного» или Жоржа Дюруа из мопассановского «Милого друга», а другие становятся рабами своего дара, отдавая ему всю жизнь и все её столичные шансы. Филонов выбрал последнее. Наверное, он просто не имел такого выбора и просто никогда не колебался, ибо по главным чертам своего характера был идеократом, учителем и столпником, который вне искусства превратился бы в создателя секты. Павел Филонов быстро вошёл в столичную среду нового русского искусства, особенно в круг его тогда самых радикальных борцов — Хлебникова и Маяковского. И в этой новой среде стал в ряду не эпигонов, а изобретателей. Собственно, главное, фундаментальное, революционное изобретение в области изобразительного художественного языка было совершенно задолго до Филонова — французскими импрессионистами. Вся изобразительная история человечества до них вступала в сделки с цветом и формой вещей.
Если считалось, что помидор красный и что крест на церкви — крестообразный и золотой, то они и рисовались художниками так, чтобы изображение их опознавалось быстро и просто, независимо от того, что художники и все окружающие — сквозь свет, пьянь и туман — видели на самом деле: красным, крестообразным и золотым. Именно импрессионисты показали, что в природе и, значит, в искусстве «привязанного» к предмету цвета нет, нет и несомненного предмета: они предполагаются, но изображаться должны так, как живут в сознании, зрении зрителя в зависимости от дистанции между ним и предметом. И в пуантилизме дошли до предельного расчленения цвета и формы до изобразительных «молекул».
Что там смотреть — цветные пятна? А я вот люблю авангардиста Павла Филонова. Потому как авангардист Павел Филонов очень нетипичный.
В отличие от двух других представителей «большой тройки» русского авангарда, Малевича и Кандинского, он до сих пор не канонизирован и, по большому счету, малоизвестен. И исключительно по своей вине. Дело в том, что Филонов практически никогда не продавал своих работ, а уж тем более — на Запад. Сам не продавал, и ученикам запрещал. Как считал сам художник, творчество нового мира должно принадлежать исключительно России, стране победившего пролетариата, а вовсе не каким-то буржуям. Головы, 1910.
Так и писал в своем дневнике: "Все мои работы, являющиеся моей собственностью, я берёг годами, отклоняя многие предложения о продаже их, берёг с тем, чтобы подарить партии и правительству, с тем, чтобы сделать из них и из работ моих учеников отдельный музей или особый отдел в Русском музее, если партия и правительство сделают мне честь — примут их". Филонов вообще был странным человеком. Человеком, который мог появиться и вызреть только в эпицентре той мировой бури, тех экспериментов поистине космического масштаба, которые развернулись в начале XX века на одной шестой. Крестьянская семья, 1914. Он родился в многодетной семье кучера, рано ушел из дому и единственным его дипломом было свидетельство об окончании малярно-живописной мастерской при школе Общества поощрения художеств.
Подростка пристроили в живописно-малярные мастерские Общества поощрения художеств на ученье. Пятнадцати лет он начал ходить в вечерние классы рисования того же общества, в 1901 году получил диплом «маляра-уборщика». В 1903 году, после неудачной попытки поступить в Академию художеств, стал заниматься в частной мастерской А. Дмитриева-Кавказского, а на жизнь зарабатывал, рисуя картинки на конфетные коробки. Лишь в 1908 году, после неоднократных провалов, Филонов поступил вольнослушателем в Академию. Пробыл там недолго и расстался с ней уже в 1910 году, оказавшись в конфликте с преподавателями. Работы Филонова, академические и сделанные для себя, могли поставить в тупик не только консерваторов-староверов из академического Ареопага. Когда-то ему отказывали в приеме, обвиняя в незнании анатомии. Еще у Дмитриева-Кавказского он овладел ею основательно, почти дотошно, но вот в живописи своей использовал это уменье вразрез со всеми традициями. Это интересно: 230 лет со дня рождения одного из самых известных австрийских художников Ф. Вальдмюллера Павел Филонов — Коровницы, 1914 фрагмент В картинах Филонова предстают мир образов и изобразительная система весьма своеобразного мыслителя и живописца. В картине «Пир королей», в которой Хлебников увидел «пир трупов, пир мести», потрясает беспощадность, физиологизм. В мировоззренческой посылке и приемах экспрессии холст сопоставим лишь со средневековым готическим натурализмом.
Они были уверены, Филонов выражает тревожные мысли, сгущающиеся над предвоенной Европой, очень правильно… Война не обошла стороной художника, два года он провел в действующей армии, сражавшейся в Румынии. И этот период стал определяющим — Павел Николаевич уловил сермяжную правду жизни: бравирование отсутствием интереса к достижениям научной мысли, изучению классиков — это путь в тупик. И не случайно после возвращения с фронта он активно изучает труды таких разноплановых «классиков», как Линней, Дарвин, Менделеев, Мичурина, Пастер. Павел Николаевич начинает «выращивать» жизнь на своих полотнах, как ростки… После революции 1917 года Филонов работал над завершением своей работы «Аналитическая живопись». При этом он опять уделял большое внимание поиску своего особого стиля. В 1925 году он, обнаружив много последователей, основал школу в Петрограде. Эта школа была закрыта правительством в 1928 году вместе со всеми частными художественными и культурными организациями. Сталинская власть не очень-то жаловала художника, который меньше всего озабочен пропагандой побед социалистического строя и его вождей. Несколько раз выставки его работ были развернуты, но так и не открыты. И хотя сам Филонов не был репрессирован, но к нему подобрались слишком близко, арестовав мужей двух сестер. Но это было скорее исключение, чем правило. Заказы художнику брать запрещали, пенсии лишили, а после ареста родных и близких, он, по сути, оказался предоставленным самому себе. Но, перебиваясь с хлеба на квас, Филонов верил в лучшее будущее. К сожалению, он так и не дождался окончания «черной полосы судьбы». Началась Великая Отечественная война, Ленинград был взят в блокаду. Павел Николаевич Филонов скончался от истощения в первую же блокадную зиму — 3 декабря 1941 года.
Павел Филонов — последние новости
Несомненно, Павел Филонов такому сравнению бы не обрадовался– для пролетарского художника-аналитика, каким он себя считал, сравнение с певцами мещанских красивостей– оскорбительно. Он стал одной из последних работ художника-авангардиста Павла Николаевича Филонова. Павел Николаевич Филонов родился в рабочей семье, как сам говорил, «рязанских мещан». В годы моей юности Павел Николаевич Филонов был очень популярен, особенно среди молодёжи, настроенной воинственно по отношению к академизму. Павел Николаевич Филонов в воспоминаниях современников, документальный фильм, 1987, Россия. Павел Николаевич Филонов. Год. 1926-1928.