Узнай немного больше о двух тоталитарных режимах и идеологиях! 00:00 Начало видео0:00 Введение0:25 Временной контекст 1:46 Разбор понятий3:20 1 отличие: Расо. Первым отличием нацизма от фашизма можно считать элементы псевдонаучного антисемитизма и расизма. Нацизм и фашизм иделогически разные явления, хотя оба являются мелкобуржуазной реакцией на издержки и кризисные проявления так называемого "либерализма". Нацизм является альтернативой международному социализму и очень удобен для подчинения определенной нации интересам «общего блага». Классический нацизм является основой для фашизма, который создается на почве ультраправых и командированных режимов правления.
Фашизм и нацизм. Есть ли разница?
отличие нацизма от национализма отличие нациста от националиста отличие между правыми и левыми Чем отличается демократия от либерализма. Сегодня для меня понимание РАЗНИЦЫ между фашизмом и нацизмом, стало "лакмусовой бумажкой" интеллектуального уровня развития. Нацизм и фашизм иделогически разные явления, хотя оба являются мелкобуржуазной реакцией на издержки и кризисные проявления так называемого "либерализма". Главные отличия нацизма от национализма состоят в том, что представители второго более терпимо относятся к другим этносам, но не стремятся с ними сближаться. Ключевая цель нацизма состоит в создании и объединении «чистой» расы, которая впоследствии приведёт страну к процветанию. На самом деле идеологии фашизма и нацизма отличаются друг от друга.
Различия нацизма, национализма и фашизма
Бенито Муссолини проводит смотр боевых отрядов фашистов после «похода на Рим». Октябрь 1922. Муссолини к власти в Италии началась трансформация фашизма в одну из форм тоталитарного режима. Под руководством дуче были созданы Большой фашистский совет БФС , ставший фактическим средоточием законодательной власти, и Добровольная милиция национальной безопасности, сформированная на основе фашистских сквадр. Трансформация государства ускорилась после преодоления фашизмом острого политического кризиса «кризис Маттеотти » и принятия в 1926 г. В Италии были упразднены демократические права граждан, разогнаны нефашистские организации и партии, запрещены стачки, ликвидирована свобода печати, установлен жёсткий полицейский контроль над гражданским обществом, создана государственная система подавления оппозиционных настроений и деятельности. Были учреждены Особый трибунал для суда над антифашистами и тайная политическая полиция. Основным направлением реформы государственного устройства стала фашизация институтов власти. Госаппарат в обязательном порядке формировался из членов фашистской партии, правительство во главе с Муссолини отчитывалось перед королём, а не перед парламентом, который также был реформирован: список кандидатов в депутаты утверждался БФС, право их выдвижения получили лишь фашистские организации. В 1939 г. Взамен создана т.
Государство, по замыслу фашистов, должно было стать корпоративным, т. Корпоративизм явился способом энергичного вмешательства государства в рыночную экономику и социальные отношения и позволил установить над ними контроль без покушения на принципы частной собственности. Создание государственного института промышленной реконструкции, организация общественных работ, активная тарифная политика, финансовая помощь национальным монополиям, образование смешанных частно-государственных предприятий и другие меры были нацелены на преодоление последствий мирового экономического кризиса , больно ударившего и по Италии. На основе этих мер сложилась тоталитарная модель регулирования экономики и социальных отношений. В одобренной БФС «Хартии труда» 1927 содержалось определение нации как «морального, политического и экономического единства» итальянцев, реализованного в фашистском государстве, якобы выражавшем совокупную волю нации и каждого индивида. В Италии именно государство стало главным инструментом в руках фашистов в достижении основной цели — тотальной фашизации общества и индивида. Курс на полное подчинение общества выражался ёмкой формулой: «Всё — в государстве, ничего — вне государства, ничего — против государства». Вопреки устоявшемуся в Новое время либеральному идеалу свободы и равенства «доктрина фашизма» утверждала некую «свободу» через её отрицание, ибо её гарантом выступало само тоталитарное государство. Его характерными чертами стали: унитарная идеология — фашистская, корпоративная; культ дуче — харизматичного вождя, обожествление которого достигает пика в середине 1930-х гг. Члены детской фашистской организации проходят строем перед Бенито Муссолини.
На это была нацелена многопрофильная система фашистского воспитания в стране, включавшая присягу на верность преподавателей высшей школы и обязательное членство в партии школьных учителей, насаждение «фашистской культуры» и новых правил поведения «фашистские субботы», «фашистские свадьбы», разные «битвы», фашистский стиль, атрибутика Древнего Рима , массовая военно-спортивная подготовка и милитаризация быта. Под нажимом нацистской Германии в Италии были приняты расовые законы 1938 , ущемлявшие права еврейского населения страны. Фашистская пропаганда и репрессии не сломили, однако, демократические силы Италии, подтачивавшие режим изнутри. Осенью 1943 г. Итальянское движение Сопротивления и созданная им партизанская армия в значительной степени способствовали поражению фашизма, вступившего в тесный союз с германским нацизмом и отважившегося на внешнеполитические авантюры. После окончания Второй мировой войны в Италии была принята демократическая Конституция 1947 , запретившая восстановление в стране «в какой бы то ни было форме фашистской партии». Фашизм как идеология основан на воинствующем национализме , социальном дарвинизме , корпоративизме , расизме , милитаризме , решительном неприятии либерализма , социал-демократии и коммунизма. Фашизм как форма государственного правления предстаёт в виде тоталитарной системы, использующей для поддержания своего господства методы насилия и принудительный консенсус, опирающейся на силовые структуры и многопрофильные массовые организации, активно насаждающей ненависть к внутренним и внешним врагам и культ вождя, претендующей на формирование нового типа отношений в обществе и воспитание «нового человека», жёстко регулирующей экономику и социальные отношения, стремящейся к территориальной экспансии и мировому господству. На этапе зарождения фашизм опирается преимущественно на средние слои населения, а также часть рабочего класса и крестьянства, черпает резервы в маргинальной среде, получает поддержку части консервативной элиты и некоторых финансово-промышленных кругов. Существует множество определений фашизма и подходов к его изучению.
Создание Национальной фашистской партии в 1921 году. Занятие Муссолини должности премьер-министра 30 октября 1922 после вооруженного похода фашистов на Рим. Создание системы тоталитарного фашистского государства. После захвата власти, Муссолини все силы бросил на укрепление идеологии и уничтожение всех возможных политических противников. Спустя пару лет Италия стала тоталитарной державой с лидером Муссолини. Фото: идиология.
Фашизм: Муссолини определял идеологию так: фашизм это учение об абсолюте государства, при котором личность человека и его потребности относительны и невозможны вне страны. Главная идея была сформулирована в лозунге Муссолини в 1927 году: «Все в государстве, ничего вне государства и ничего против государства». Иерархия демократии и идеи равенства считались опасными. Приверженцы строя выступали против коммунистов и их идей о всеобщем равенстве.
Для фашизма характерен культ личности правителя, однопартийной системы управления и превосходства титульной нации над другими народами.
В Италии фашизм пришел к власти в 1922 году после победы Муссолини на выборах, до этого партия фашистов имела места в парламенте. По сути своей фашизм, как политическое явление, был создан Б. Муссолини и его объединением "Союз борьбы" в Италии. А вот национал-социализм, более известный как нацизм, является смешением идеологии нацизма и социализма. Для нацизма высшей ценностью был народ в Германии это была арийская раса , а фашисты ставили выше всего государство.
Нацизм национал-социализм - детище А. Чемберлен - премьер-министра Великобритании в канун Второй мировой войны. В чем разница двух идеологий? В теории нацизма расовая принадлежность является принципиальной. Враг определяется в соответствии с его национальностью.
Утверждается невозможность его переубеждения и воспитания, требуется только полное физическое устранение. В фашизме ничего подобного не было. Во времена Третьего Рейха нацисты серьезно конфликтовали с Церковью, в то же время в Италии при фашистах Церковь даже укрепила свои позиции.
Нацизм национал-социализм — это симбиоз националистической идеологии с социалистической формой правления, в результате которого формируется крайне правое по своим взглядам правительство, враждебно относящееся не только к конкурентам в борьбе за власть, но и другим нациям. Нацизм в чистом виде был реализован лишь в Германии времён Третьего Рейха и в настоящий момент находится вне закона как политическая идеология. Фашизм появился несколько раньше нацизма и в начале своего существования являлся теоретической концепцией. Нацизм скорее сформировался на практике за счёт преломления фашистских идей на территории Германии. Фашизм, как и национализм, ставил во главу угла государство, его нужды и интересы. На этом фоне права человека и личности нивелировались, теряя свою остроту.
Несмотря на то, что обе идеологии относятся к человеку как к расходному материалу, подходы к оценке роли народов значительно различаются. Так, если нацизм ставит превосходство одной расы на верхнюю ступень и объявляет остальные недоразвитыми, то фашизм в принципе не против сотрудничества любых стран.
Ущербная идеология
- Больше ответов на важные вопросы:
- Что такое нацизм и чем он отличается от национализма
- В чём отличие фашизма от нацизма
- Виновники величайшей трагедии ХХ века: об определении понятий «фашизм» и «нацизм»
- Что такое фашизм — когда он зародился и чем отличался от нацизма
Что такое нацизм: отличия от фашизма и национализма
Приставка нео означает Новый, возрождение. Поэтому неонацизм - это новый виток нацизма. Его возрождение в новом фюрере, который под видом объединения собственной нации под одной общей идеей нападает на другие народы с целью их истребления или порабощения.
Обеспечение духовного здоровья общества есть одна из главных задач государства, его обязательная функция, предназначение. Гитлер, Б. Муссолини, С. Бандера, Р. Шухевич, И. В немалой степени это объясняется тем, что в XXI веке семена фашизма дали новые опасные всходы. В целом ряде государств, в том числе и на постсоветском пространстве, заметно возросло влияние политических сил, в открытой или латентной форме связанных с фашистской идеологией и практикой. При этом, фашизм, умело маскируясь под знамёнами толерантности, либерализма, демократии, обретает сегодня своё второе дыхание и вновь становится глобальной угрозой.
События Украинского кризиса подтверждают это со всей ясностью. Демонстративный отказ Запада от принципа равной безопасности в ущерб России; его постоянная военно-политическая и экономическая экспансия; попытки пересмотра истории и итогов Второй мировой войны; русофобия, активно разжигаемая США и их сателлитами; массовые нацистские практики бандеровцев и их пособников; разжигание и стимулирование западными государствами конфликта на Украине — всё это звенья одной цепи. Генеральная Ассамблея ООН 120-ю голосами приняла внесённую Россией резолюцию «Борьба с героизацией нацизма, неонацизмом и другими видами практики, которые способствуют эскалации современных форм расизма, расовой дискриминации, ксенофобии и связанной с ними нетерпимости». В документе, соавторами которого выступило ещё 16 государств, осуждаются «случаи осквернения или разрушения памятников, воздвигнутых в честь тех, кто боролся против нацизма в годы Второй мировой войны, а также незаконной эксгумации или переноса их останков»; выражается обеспокоенность по поводу «героизации в любой форме нацистского движения и неонацизма»; содержится призыв «разработать и осуществлять национальные планы действий по ликвидации расизма, расовой дискриминации, ксенофобии и связанной с ними нетерпимости». Казалось бы, что из этого может вызвать возражения со стороны «демократических сил»? Однако, 50 государств выступили против. Кузьмин по этому поводу справедливо заметил: «Выступившие против резолюции государства, в первую очередь Германия, Япония, Италия, проявили откровенное кощунство в отношении памяти жертв германского нацизма, итальянского фашизма и японского милитаризма» и особо подчеркнул: «Голосуя против, вы думаете вы тем самым осудили СВО России на Украине? На самом деле вы показали свою истинную сущность и господствующие воззрения в правящих элитах» [5]. Однако они сделали прямо противоположное. Они предали своих предков, которые должны восстать из могил, чтобы покарать своих детей и внуков за это зло», — заявил в связи с итогами голосования в ООН американский политолог С.
По его мнению, США и их союзники тем самым говорят: «Мы за нацизм, мы его поддерживаем, мы поощряем его, мы спонсируем его, мы забираем деньги из могил своих предков и отдаем их нацистам и Украине» [12]. Исследование генезиса фашизма, изучение механизмов его влияния на массы, выяснение взаимосвязей с нацизмом и тоталитаризмом — по-прежнему остаются важнейшими научными задачами. А тот факт, что это жизненно необходимо сделать, не вызывает никаких сомнений. Не заглядывая далеко вглубь веков, отметим, что даже учение Чарльза Дарвина о естественном отборе и философия сверхчеловека Фридриха Ницше, весьма вольно толкуемые и ловко препарированные идеологами фашизма, были использованы ими в качестве интеллектуальной базы своего «учения». В советских энциклопедических изданиях фашизм характеризовался как политическое течение и режим, основанные на крайнем национализме и насилии [21, с. В документе Российской академии наук [1], подготовленном по указанию Президента Российской Федерации в 1995 г. И здесь сразу следует отметить существующую разницу трактовок понятия «национализм». Если на Западе этот термин широко используется почти в том же самом значении, что и патриотизм, то в отечественной культуре понятия «национализм» и «патриотизм» имеют принципиально разное содержание и различную оценочную окраску. Понятно, что данное обстоятельство необходимо учитывать в том числе в контексте проведения специальной военной операции Вооружённых Сил Российской Федерации спецоперация, СВО на Украине и заявленного стремления к её денацификации. Патриотизм многонационального российского народа, как осознанное социальное чувство любви к Родине и поведенческий принцип, традиционно сочетается с уважением интересов, культуры и патриотических чувств народов других стран, а национализм, особенно в его крайних, радикальных формах — шовинизма, фашизма, нацизма осуждается как идеология и практика, противопоставляющие друг другу народы и государства, сеющие вражду и служащие агрессивной политике 2.
Эти негативные черты присущи, например, радикальному украинскому национализму — в своей основе не столько идеалистическому, сколько расчётливому и своекорыстному. Мы отнюдь не исключаем наличия искренних патриотических мотивов у отдельных членов украинских националистических организаций, но не они определяли реальную политическую линию. Например, лидеры организации украинских националистов ОУН в начале 1930-х годов декларировали своей главной целью — создание «самостiйного» украинского государства. Но, поняв, что эти вожделения недостижимы, поскольку не получили поддержки Третьего рейха, ограничили свои желания статусом украинской колонии Германии, в надежде выслужить для себя у будущих хозяев роль подручных. Запад купил Украину вместе с продавцами. Ради борьбы против России и её уничтожения… 3 В наше время многие отечественные учёные и публицисты справедливо трактуют фашизм как явление не только прошлого, но и настоящего. В числе примеров тому — две коллективные работы, вышедшие в последние годы: «Современный фашизм: новые облики и проявления» [3] и «Современный фашизм» [17]. Их отличают яркий публицистический стиль изложения и оригинальность выводов. Незаурядной попыткой исследования фашизма во всём его многообразии стал сборник «Фашизм, неофашизм и их преступная практика» [20], вышедший в свет в 2021 году. Его основу составили материалы одноимённой Всероссийской научно-теоретической конференции, прошедшей в Военном учебно-научном центре Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н.
Жуковского и Ю. Гагарина» Воронеж. Появление сборника работ специалистов по проблематике фашизма, на наш взгляд, стало заметным событием современной российской историографии. Подробнее с его содержанием можно ознакомиться на страницах «Военно-исторического журнала» [2]. В западной историографии при определении фашизма выраженный акцент традиционно делается на его тоталитарную природу 4 , что имея под собой определённые основания, вольно или невольно способствует упрощению, примитивизации как термина, так и самого явления, поскольку «приглушает» значение специфических характеристик фашизма. Есть в этой практике и определённый спекулятивный момент: избыточное внимание к недемократической составляющей фашизма даёт возможность на том же основании «пристегивать» к нему иные авторитарные тоталитарные политические режимы, даже включая антиподов. Вместе с тем, для лучших образцов современной зарубежной историографии, как и для историографии отечественной, характерно разделение всей совокупности признаков фашизма на две группы: отличительных именно для фашизма, и черт, присущих всем разновидностям тоталитаризма. К первой группе относятся: расизм, в своих практических проявлениях доходящий до геноцида других народов; диктатура «национальной элиты» во главе с вождём; создание военизированной партии с жёсткой дисциплиной; определение внутренних и внешних «врагов нации»; абсолютная идеологическая монополия; идея построения тоталитарного государства на основе принципа корпоративности; имперская идея, экспансионизм, глобализм; особый политический стиль лексика; специальные приветствия, символика, униформа и др. Группа признаков, характерных не только для фашизма, но и для других видов тоталитаризма включает: культ вождя; отрицание демократии, подавление оппозиции, репрессивная политика; политическая и социальная демагогия; милитаризация экономики и общественной жизни и др. Надо сказать, что хотя эта классификация далеко не безупречна и содержит в себе определённые пересечения, она, тем не менее, позволяет составить достаточно полное и объёмное представление о феномене фашизма.
Тем не менее, постоянно появляются всё новые его определения и трактовки, причём в большинстве случаев, они носят весьма общий и размытый в смысловом отношении характер. Если опираться на них, то к фашизму можно отнести едва ли не всё, что не отвечает либеральным представлениям о демократии 5. В последние годы на Западе оформилась тенденция к проведению смысловой демаркации между фашизмом и нацизмом. Предпринимаются такие попытки и в нашей стране. В общественное сознание настойчиво внедряется мысль, что фашизм является де всего лишь одной из многочисленных форм национализма. Утверждается, что он далеко не столь опасен, как нацизм, с неизбежностью порождающий расизм, геноцид и войну 6. Сегодня даже нередки заявления о большем различии, нежели сходстве между фашизмом и нацизмом. При этом авторы подобных воззрений апеллируют как к генезису этих явлений, так и к соответствующей практике конкретных фашистских режимов [22]. Проблема соотношения понятий «фашизм» и «нацизм» действительно существует. Никто не спорит: это не синонимы.
Но и тесную связь между ними отрицать нельзя. Феномен фашизма вовсе не предполагает полного единообразия его проявлений. Итальянская, немецкая, испанская, венгерская, румынская, польская, японская и иные версии фашизма несомненно имеют как общие, так и особенные черты. При этом итальянский фашизм, германский нацизм, испанский фалангизм и т. Об этом, например, говорил Муссолини в 1937 г. Подход предполагающий, что между фашизмом и нацизмом существуют различия принципиального характера, в лучшем случае ошибочен, в худшем —своекорыстен. Цель подобных «интеллектуальных» конструкций состоит в том, чтобы, отделив фашизм от нацизма, добиться его частичной реабилитации. Фашизм — это родовое понятие, а итальянский, немецкий, португальский, украинский и другие виды фашизма — его частные случаи, разновидности. Очевидно также, что термин «фашизм», начиная уже с 30-х годов ХХ в. Узкая трактовка неразрывно связана с итальянским фашизмом, ассоциирующимся прежде всего с именем Бенито Муссолини.
В широком смысле, под фашизмом изначально было принято понимать все родственные итальянскому образцу политические режимы, близкие ему в теоретическом и практическом выражении. Термин «нацизм» изначально применяли для обозначения фашистской по своей природе, национал-социалистической идеологии и политического режима в гитлеровской Германии. Таким образом, с исторической точки зрения, нацизм — это немецкий фашизм, обретший государственную форму в 1933—1945 годах. Радикальный террористический характер нацизма национал-социализма , как и формальное признание им примата нации, а не государства, не дают сколько-нибудь серьёзных оснований для того, чтобы противопоставлять его фашизму, а тем более утверждать, что фашизма в Германии будто бы вообще не было [14].
Они первые — съехавшись со всего мира, — вступили в вооруженную схватку с фашизмом в Испании. В тесной связи с политикой единого рабочего фронта была обоснована политика Народного фронта, имевшая целью создание широкого объединения антифашистских сил либо в форме боевого массового движения, либо в лице демократических режимов. Наконец, программа создания широкого фронта мира заключалась в объединении всех миролюбивых сил, включая СССР, ряд буржуазно-демократических государств, все антифашистские и антивоенные движения. Конгресс пересмотрел прежнюю негативную оценку роли пацифистов. Исторической заслугой антивоенного коммунистического движения стал вывод о возможности предотвращения войны.
Положение о возможности предотвращения мировой войны отражало объективно существовавшие тенденции общественного развития. Поллит, характеризуя положение в пацифистском движении, подчеркивал, что внутри его «неясности по вопросу о путях и методах борьбы за мир. Все желают мира. Военный насильственный отпор агрессии отвергался рядом влиятельных пацифистских организаций Интернационал противников войны, Международное братство примирения , большинством религиозно-пацифистских организаций как метод, несовместимый с главным ненасильственным принципом пацифистской доктрины. Одновременно во второй половине 30-х годов выявилась другая тенденция: тысячи пацифистов активно выступили против фашизма и политики войны, осудили «невмешательство». В главном позиции коммунистов и пацифистов совпадали, так как основная цель — предотвращение войны, защита цивилизации от фашизма, будучи ценностью общечеловеческого значения, была единой. Поэтому идеи [176] о широком фронте мира получили распространение и в пацифистских кругах, способствуя усилению демократических и антифашистских тенденций. Брюссельский конгресс 3—6 сентября 1936 г. Мы должны спасти его!
В нем участвовали 4900 делегатов и 950 гостей, включавших коммунистов, социалистов, либералов, консерваторов. Были представлены пацифистские организации различных направлений, в том числе из тех стран, которым угрожала фашистская агрессия, делегаты из полуколониальных и колониальных стран, представители 15 национальных профсоюзных центров, 12 социалистических партий. Этот форум принял важные и позитивные решения. Вместе с тем их слабостью было то, что не указывались конкретные поджигатели войны, еще нечетко была выражена связь с антифашистской борьбой. Сесиль и П.
Главным примером нацизма в истории является Третий рейх 24 марта 1933 — 23 мая 1945 , в котором главным идеологом был Адольф Гитлер. Если отбросить все сложные политические, военные и социальные явления, которые характерны для нацизма и фашизма, то объяснить разницу между этими понятиями можно следующим образом. Идеология фашизма предполагала, что государством должны править особые лучшие люди, которыми фашисты в разных странах самих себя и считали.
Это приводит к появлению диктатуры и других негативных для государства и общества последствий. Идеология же нацизма продвинулась намного дальше: нацисты считали, что не только государством должны править особые люди, но и всем миром должны повелевать особые нации. В нацистской идеологии Третьего рейха такой особой нацией считалась германская. Как фашизм, так и нацизм являются крайними проявлениями национализма — идеологии о ценности нации, верности, преданности и духовном объединении самосознания народа.
Фашизм и нацизм – разница, чем отличается нацист от фашиста
В классическом фашизме нет никакого упоминания о превосходстве конкретной расы, а к представителям других народов относятся терпимо и спокойно. Адольф Гитлер и Бенитто Муссолини в 1940 году. В фашистских режимах всё делается исключительно в интересах государства, а не для народа. Что касается нацистов, то основной упор они делали именно на народе, а государство использовали в качестве средства защиты и обеспечения помощи народу. Лозунгом фашизма было: «Народ для государства».
В этом же время, нацисты воспринимали другой тезис: «Государство для народа». К примеру, в Австрии, до присоединения к Третьему Рейху был фашистский режим, в котором не было места расизму. Режим Виши во Франции, который опирался на традиционные ценности, тоже был фашистским.
Гитлеровцы, оказывается, считают это неправильным и упорно продолжают называть себя «национал-социалистами».
Следовательно, немцы хотят уверить нас, что партия гитлеровцев, партия немецких захватчиков, грабящая Европу и организовавшая злодейское нападение на наше социалистическое государство, является партией социалистической. Возможно ли это? Что может быть общего между социализмом и гитлеровскими озверелыми захватчиками, грабящими и угнетающими народы Европы? Можно ли считать гитлеровцев националистами?
Нет, нельзя. На самом деле гитлеровцы являются теперь не националистами, а империалистами. Пока гитлеровцы занимались собиранием немецких земель и воссоединением Рейнской области, Австрии и т. Но после того как они захватили чужие территории и поработили европейские нации — чехов, словаков, поляков, норвежцев, датчан, голландцев, бельгийцев, французов, сербов, греков, украинцев, белорусов, прибалтов и т.
Партия гитлеровцев есть партия империалистов, притом наиболее хищнических и разбойничьих империалистов среди всех империалистов мира. Можно ли считать гитлеровцев социалистами? На самом деле гитлеровцы являются заклятыми врагами социализма, злейшими реакционерами и черносотенцами, лишившими рабочий класс и народы Европы элементарных демократических свобод. Чтобы прикрыть свою реакционно-черносотенную сущность, гитлеровцы ругают англо-американский внутренний режим плутократическим режимом.
Но в Англии и США имеются элементарные демократические свободы, существуют профсоюзы рабочих и служащих, существуют рабочие партии, существует парламент, а в Германии при гитлеровском режиме уничтожены все эти институты. Стоит только сопоставить эти два ряда фактов, чтобы понять реакционную сущность гитлеровского режима и всю фальшь болтовни немецких фашистов об англо-американском плутократическом режиме. По сути дела, гитлеровский режим является копией того реакционного режима, который существовал в России при царизме. Известно, что гитлеровцы так же охотно попирают права рабочих, права интеллигенции и права народов, как попирал их царский режим, что они так же охотно устраивают средневековые еврейские погромы, как устраивал их царский режим.
Гитлеровская партия есть партия врагов демократических свобод, партия средневековой реакции и черносотенных погромов. И если эти оголтелые империалисты и злейшие реакционеры все еще продолжают рядиться в тогу «националистов» и «социалистов», то это они делают для того, чтобы обмануть народ, одурачить простаков и прикрыть флагом «национализма» и «социализма» свою разбойничью империалистическую сущность». При всех пропагандистских упрощениях «гитлеровский режим является копией того реакционного режима, который существовал в России при царизме» в речи Сталина есть констатация факта, что «гитлеровская партия есть партия врагов демократических свобод, партия средневековой реакции и черносотенных погромов». Речь Сталина призывала к борьбе врагами — немецкими фашистами.
Однако немецкие национал-социалисты никогда не называли себя фашистами. Между итальянским фашизмом и германским национал-социализмом были существенные различия. Если итальянский фашизм «видел свою цель прежде всего в строительстве сильного государства, Stato Totalitario как основы обновленной Impero Romano, то главной гитлеровской идеей была ведущая роль расы, расистские основания будущей империи, в создании которой сильное государство было только средством, но никак не самоцелью», — писал историк Карл Дитрих Брахер ФРГ. Национал-социализм — это в первую очередь реакция на проигранную Германией Первую мировую войну.
С приходом в 1933 году к власти германского нацизма его идеология и политическая практика не стали в одночасье государственной политикой. Однако быстро развивавшийся процесс тоталитаризации и унификации превратил государство казарм в одну государственную казарму. Именно в этом и состояла его новизна, связанная с тотальной мобилизацией общества на поиск внутреннего и внешнего врага. Этим врагом были объявлены евреи.
Большевистская Россия отождествлялась Гитлером с еврейством, захватившим власть. Цель «еврейского заговора», по Гитлеру, — создание всемирного государства под контролем евреев, что грозит суверенитету других стран, в особенности Германии, нуждающейся в расширении жизненного пространства. Отсюда берет начало использование теории «жизненного пространства» как аргумента в пользу завоевательных войн и установления «мирового господства» с целью освобождения мира «от еврейско-христианско-марксистского учения». Таким образом, цель национал-социалистического движения — завоевание и утверждение в перманентной войне безусловного суверенитета для осуществления германского расового господства.
Как утверждал немецкий историк Эрнст Нольте, приход национал-социалистов к власти легальным путем в условиях Веймарской республики — единственная в своем роде консервативная революция, революция против революции. Специфический тоталитарный германский вариант фашизма должен был обязательно приобрести милитаристский характер и всю свою ударную мощь обрушить на великого соседа на востоке — Советскую Россию. Гитлер поверил сам и смог убедить Германию в том, что приход к власти нацистов убережет страну от победы коммунизма. В то же время Нольте предложил версию о «вторичности» гитлеровской диктатуры и ее преступлений, которая якобы была лишь вынужденным «ответом на большевизм».
По его словам, гитлеровская идеология видела в евреях основных носителей большевизма и агентов темных сил, враждебных самой природе, поэтому считала необходимым уничтожить их ради «спасения» человечества. По Нольте, суверенитет Германии ассоциировался с расширением жизненного пространства для «высшей расы», завоевательными войнами, освобождением от «всемирного еврейско-христианско-марксистского заговора». Западногерманский историк Фриц Фишер подверг тезисы Нольте резкой критике и напомнил о связи версии Нольте «о вторичной природе» гитлеризма с прежними тезисами консервативных историков. Так начался знаменитый «спор немецких историков» 1980-х годов о фашизме, нацизме и войне», отголоски которого слышны до сих пор.
Вера в господство элит и естественную социальную иерархию. Лидер фашистского движения в Италии, Муссолини, говорил, что это учение об абсолюте государства, где личность и потребности человека относительны и ограничены пределами страны. Основная идея была им сформулирована в 1927 году: все в государстве, ничего вне государства и ничего против государства.
Враг определяется в соответствии с его национальностью. Утверждается невозможность его переубеждения и воспитания, требуется только полное физическое устранение. В фашизме ничего подобного не было. Фашизм основан на тоталитарной власти государства и полного подчинения ему личности. Для фашизма характерен культ личности правителя, однопартийной системы управления и превосходства титульной нации над другими народами. Фашизм, активно сосуществуя и взаимодействуя с нацизмом, объединяет собой все крайне правые политические движения. Он не ставит во главу угла некую одну нацию. Его задачей является не возрождение одной нации, а создание из множества близких течений одной сверхнации с базовой фашистской идеологией. По сути, именно эта тонкость и является главным различием между нацизмом и фашизмом.
фашизм, нацизм, национализм?
Фашизм нацизм национализм. Отличие фашизма от нацизма. 8. Сторонники фашизма должны чувствовать себя оскорбленными из-за того, что враги выставляют напоказ богатство, бравируют силой. Классические фашисты родят десяток невнятных, но яростных по форме определений в духе итальянского футуризма, после чего сами же признают, что дать фашизму чёткого определения невозможно. СК намерен установить всех причастных к гибели военкора «Известий» Ерeмина. отличие нацизма от национализма отличие нациста от националиста отличие между правыми и левыми Чем отличается демократия от либерализма. отличий немецкого нацизма и итальянского фашизма.
Фашизм и нацизм. Есть ли разница?
Ничем включая уничтожение больших групп людей убьем украинцев хоть всех. Было еще смешнее. Там Володарский ереводчик фильмов он теперь большой путриот имеет кучу эфирного времени по выходным, и вот он пригласил какого-то историка, чтобы тот объяснил про германский нацизм кстати, в СССР слово нацизм не употребляли, там был германский фашизм - тоже тема интересная, отчего такая словесная эквилибристика. Мне было очень интересно, как истик будет выкручиваться Историк заявил, что для нацизма необходимо моноэтническое общество и большое количество организованных милитаризованных военизированных людей - в смысле, это не про расеюшку. Хотя в расеюшке куча разных ЧВК и патриотических организаций, у которых, такое впечатление, гоп-сто прям в уставе прописан. Но от главного историк уворачиваться не стал - так и сказал, что, согласно определению АН СССР, необходимым элементом нацизма является подавление демократии.
Максим МаксимовУченик 21 1 год назад У вас какая-то неприязнь к русским, судя по последним строчкам?
Национализм, основанный на социальном дарвинизме и приверженности мужественным и героическим качествам. Корпоративизм, который заключается в том, что группы и корпорации должны представляться на уровне государственного руководства и сотрудничать в интересах экономики.
Агрессивный милитаризм, который заключается в том, что государство должно вести войны, чтобы укрепить свой авторитаризм и подкупить национальный патриотизм. Культ индивидуальной личности, или лидерского культа, где лидер государства является непогрешимым и неоспоримым. Что такое Нацизм Нацизм — это идеология, возникшая в Германии в 1920-е годы, завершила своё становление после прихода к власти Адольфа Гитлера в 1933 году.
Основные идеи нацизма — это национализм, расизм, антисемитизм, социальный дарвинизм и милитаризм. Нацизм возник как ответ на поражение Германии в Первой мировой войне и революцию в 1918-1919 годах.
Исторической заслугой антивоенного коммунистического движения стал вывод о возможности предотвращения войны.
Положение о возможности предотвращения мировой войны отражало объективно существовавшие тенденции общественного развития. Поллит, характеризуя положение в пацифистском движении, подчеркивал, что внутри его «неясности по вопросу о путях и методах борьбы за мир. Все желают мира.
Военный насильственный отпор агрессии отвергался рядом влиятельных пацифистских организаций Интернационал противников войны, Международное братство примирения , большинством религиозно-пацифистских организаций как метод, несовместимый с главным ненасильственным принципом пацифистской доктрины. Одновременно во второй половине 30-х годов выявилась другая тенденция: тысячи пацифистов активно выступили против фашизма и политики войны, осудили «невмешательство». В главном позиции коммунистов и пацифистов совпадали, так как основная цель — предотвращение войны, защита цивилизации от фашизма, будучи ценностью общечеловеческого значения, была единой.
Поэтому идеи [176] о широком фронте мира получили распространение и в пацифистских кругах, способствуя усилению демократических и антифашистских тенденций. Брюссельский конгресс 3—6 сентября 1936 г. Мы должны спасти его!
В нем участвовали 4900 делегатов и 950 гостей, включавших коммунистов, социалистов, либералов, консерваторов. Были представлены пацифистские организации различных направлений, в том числе из тех стран, которым угрожала фашистская агрессия, делегаты из полуколониальных и колониальных стран, представители 15 национальных профсоюзных центров, 12 социалистических партий. Этот форум принял важные и позитивные решения.
Вместе с тем их слабостью было то, что не указывались конкретные поджигатели войны, еще нечетко была выражена связь с антифашистской борьбой. Сесиль и П. Кот, вице-президентами — Ф.
Ноэль-Бейкер и пастор Жезекиль. Важнейшим итогом Брюссельского конгресса мира был выход на авансцену истории нового движения социального протеста против войны — Всемирного объединения за мир, в котором впервые коммунистические, демократические и пацифистские силы готовы были совместно бороться за предотвращение войны. Московский конгресс Коминтерна и Брюссельский конгресс мира заложили серьезную основу для того, чтобы объединить приверженцев мира различной ориентации, создали предпосылки для формирования широкой антивоенной коалиции.
Поэтому в Киеве имени Степана Бандеры — проспект. А улиц «нового героя» на Украине — больше сорока. Не за горами, значит и улица Адольфа Гитлера… Может ли что-то остановить этот опасный процесс?
В мае 2013 года в немецком городе Торгау, где в 1945 году произошла историческая встреча советских и американских войск на Эльбе, была подписана Всемирная антинацистская хартия. И вот в конце прошлого года ее, наконец, приняла Генеральная ассамблея. Понемногу и как бы с опаской все же создаются в мире общественные организации, объединяющие неравнодушных людей, которые хранят память об ужасах той войны, не приемлют нацистскую идею, в какие одежды она бы не рядилась, сохранили уважение и признательность к освободителям.
Из частных инициатив своей результативностью выделяется издание «Белая книга нацизма», которая была представлена еще в 2014 году во время встречи Владимира Путина с лидерами международных организаций и наряду с Всемирной антинацистской хартией официально была признана ОБСЕ одним из основных источников объективной информации. Она выпущена международным правозащитным движением «Мир без нацизма» под руководством Бориса Шпигеля, которое объединяет и поддерживает более 140 антифашистских организаций по всему миру Учитывая, что в некоторых странах Европы, вставших на путь переписывания своей истории, антифашистская деятельность приравнивается к подрывной, без поддержки международного движения, активистов просто задавят. При всей неоднозначности личности Шпигеля, эксперты признают: эта книга - самое основательное исследование проблемы нацизма в современной истории.
Хотелось бы верить, что это только начало. Нацизм меняет свою внешность, прикрывается патриотизмом, активно заигрывает с молодежью.
Фашизм и франкизм
- Отличие фашизма от нацизма (Александр Щербаков 5) / Проза.ру
- Разница между фашизмом и нацизмом – Telegraph
- 11.07.2023г. Чем отличается нацизм от фашизма и как с ними бороться на современном этапе
- Нацизм и организованная преступность
Суть фашизма
- Что такое Нацизм
- Фашизм и нацизм: в чем разница?
- Фашизм Нацизм Национализм В чем отличие Отличие фашизма от нацизма, и нацизма от
- Фашизм и нацизм, в чем разница
В чем разница между «неонацизмом» и «классическим нацизмом»?
Отличается ли фашизм от нацизма или это одно и то же | Нацизм и фашизм, отличия и общность. |
В чем разница между «неонацизмом» и «классическим нацизмом»? | Шовинизм, фашизм и нацизм подпитываются ксенофобией — нетерпимостью к чужому, восприятием его как чего-то вредного, опасного или враждебного. |
Фашизм. Большая российская энциклопедия | Как фашизм, так и нацизм являются крайними проявлениями национализма — идеологии о ценности нации, верности, преданности и духовном объединении самосознания народа. |
Фашизм Нацизм Национализм В чем отличие Отличие фашизма от нацизма, и нацизма от
Различия нацизма, национализма и фашизма | Смотрите видео онлайн «Чем отличается нацизм от фашизма?» на канале «Особое мнение» в хорошем качестве и бесплатно, опубликованное 18 апреля 2022 года в 10:02, длительностью 00:02:09, на видеохостинге RUTUBE. |
В чем разница между «неонацизмом» и «классическим нацизмом»? | Нацизм и фашизм иделогически разные явления, хотя оба являются мелкобуржуазной реакцией на издержки и кризисные проявления так называемого "либерализма". |
«НАУКА. ОБЩЕСТВО. ОБОРОНА»
Классические фашисты родят десяток невнятных, но яростных по форме определений в духе итальянского футуризма, после чего сами же признают, что дать фашизму чёткого определения невозможно. В этом конечно состоит основное отличие нацизма от фашизма (который перед собой такую цель не ставит). НАЦИЗМ (от назв. Несмотря на некоторое сходство между двумя идеологиями, следует понимать, чем фашизм отличается от нацизма. Простыми словами, отличие фашизма от нацизма можно выразить следующим образом.
Фашизм и нацизм: в чем разница?
Свастика — символ фашизма? И снова нет. Фасции, первоначально, атрибут власти царей. Предоставлял собой, по сути, топор — перетянутые красным шнуром либо связанные ремнями пучки вязовых или берёзовых прутьев, в которые был вставлен боёк лезвие. Свастика же — символика, использованная Гитлером для своей национал-социалистической партии не фашистской!
Более того, он её не придумал. Свастика в тех или иных формах существовала во всех культурах мира, а до войны была распространена как орнамент и украшала пуговицы, платки, тюль и т. Фашисты кричали «Хайль Гитлер» и тянули руки кверху? Вновь мимо.
Так приветствовали друг друга члены национал-социалистической партии.
Контент доступен только автору оплаченного проекта Фашизм в Италии и нацизм в Германии Сравнительный анализ истории и особенностей фашизма в Италии под руководством Муссолини и нацизма в Германии при Гитлере. Контент доступен только автору оплаченного проекта Трактовки нацизма и фашизма в гуманитарных науках Обзор различных подходов и интерпретаций нацизма и фашизма в исторической, философской, социологической и политологической литературе. Контент доступен только автору оплаченного проекта Сравнительный анализ идеологий нацизма и фашизма Подробное сопоставление идеологических основ нацизма и фашизма с целью выявления сходств и различий между этими политическими движениями. Контент доступен только автору оплаченного проекта Репрессии и пропаганда в нацизме и фашизме Анализ методов репрессий и пропаганды, используемых нацистским и фашистским режимами для удержания власти и формирования общественного мнения. Контент доступен только автору оплаченного проекта Заключение Описание результатов работы, выводов. Контент доступен только автору оплаченного проекта Список литературы Список литературы. Контент доступен только автору оплаченного проекта Нужен проект на эту тему?
После этого разочарованной Муссолини собрал еще два еврофашистских конгресса оба в 1935 г. С 1938 г. Еще на конгрессе в Монтрё лидер норвежских национал-социалистов В.
Квислинг выразил сомнения в способности Италии быть лидером союза фашистских движений. По его словам Рим нуждался в поддержке нордической цивилизации. В противоположность национал-социалистам, которые подорвали национальный дух армии подчинением ее политическим вождям и формированием тоталитарной элиты, фашисты, напротив, использовали армию для упрочения собственного положения, отождествляли себя с ней, также как себя с государством. Муссолини хотел фашистскую армию и фашистское государство, но все же это были те самые обычные институты нормального общества — армия и государство.
В нацистской Германии армия стала подчиненной функцией движения, Гитлер никогда не отождествлял себя с ней. Муссолини, пусть и в качестве диктатора, оставался своеобразным выразителем воли народа, правящих кругов, проводил в жизнь некие решения, сообразуясь с их интересами. В гитлеровской Германии фюрер никогда не был выразителем воли народа, но всесильным пастырем, ведущим его за собой, классы. Государство по версии нацистов есть лишь препятствие на пути тоталитаризма.
Следует заметить, что итальянский фашизм, несмотря на свои агрессивные жесты и вопреки своей жажде войны, не сумел придать нового измерения самому понятию войны. Поле действий Муссолини, благодаря сильной позиции итальянских консерваторов, оказалось сильно ограничено, да и военные силы Италии были весьма скромны. Консерваторам, поддерживавшим Муссолини, удалось взять под контроль процесс радикализации фашистской диктатуры и ввести режим в институциональные, прежде всего династические рамки. Поэтому многие историки справедливо оценивают итальянский фашизм как «незаконченный тоталитаризм».
Массовых убийств, ставших конститутивной чертой национал-социализма здесь не было. Как заметил в 1941 г. Нойманн, итальянский фашизм, несмотря на свою манию величия, не начал мировой революции; это сделал лишь национал-социализм. Например, Геббельс так отзывался о различии между фашизмом и национал-социализмом: «фашизм ничем не похож на национальный социализм.
Он так привязан к своему итальянскому народу, что ему не хватает широты мирового революционера и мятежника». Гитлер в начале 20-х годов признавал родство между нацистским и коммунистическим движением: «В нашем движении сходятся две крайности: коммунисты слева и офицеры и студенты справа. Обе они всегда были наиболее активными элементами общества... Рем, шеф штурмовиков, только повторял расхожее мнение, когда писал в конце 1920-х годов: «Многое разделяет нас с коммунистами, но мы уважаем искренность их убеждений и их готовность добровольно приносить жертвы, и это объединяет нас с ними».
С этим было связано и характерное для идеологии нацизма подразделение на идеологию масс и идеологию элиты. Итальянский фашизм в формализме упражнялся не сильно, отдавая предпочтение зрелищной стороне вопроса. Если для нацистской идеологии важно было рационализировать то или иное положение, объяснить его массам с позиции рассудка, то итальянцам, чтобы убедить массы, необходимо было их «зажечь». Отсюда так любимые Муссолини массовые мероприятия, обращения к публике с балкона, появления в народе на фоне имперской архитектуры.
Театральность, игра на публику ярко проявилась в характере Муссолини и нашла отражение в высказываниях дуче о себе: он говорит о себе как об одновременно «аристократе и демократе, революционере и реакционере, пролетарии и антипролетарии, пацифисте и антипацифисте». Нольте, итальянский фашизм в самом начале был призван противостоять ощутимой опасности социалистической революции, предпосылки которой сложились в тогдашней Италии. Несмотря на это он парадоксальным образом слился с группой бывших марксистских и синдикалистских революционеров во главе с Муссолини. Национал-социализм в противоположность, был прежде всего реакцией на проигранную войну, поэтому участие солдат было в нем с самого начала сильнее, а социалистические элементы были выходцами из мелкобуржуазной и разночинной среды.
Гитлеру было глубоко чуждо такое понимание. Напротив, оно бы помешало возвышению его партии. В промышленном отношении Германия опережала Италию даже несмотря на послевоенную разруху , поэтому большая часть немецкого социалистического движения уже сделала тот шаг к сотрудничеству с капиталистическим государством. Это сотрудничество очень мешало Гитлеру, и именно для его уничтожения или замалчивания , по мнению Э.
Нольте, фюреру понадобился антисемитизм. Так появился новый враг, не буржуазия, но евреи, главной особенностью которых как расы а не как религиозной общины является их материальная настроенность на «пляску вокруг золотого тельца», их «мышление и стремление, направленное на деньги и на защищающую их власть». Еврей, по мнению Гитлера, без усилий и без конца укрепляет свою власть с помощью процента и таким образом угнетает германскую нацию, надевает на нее непосильное ярмо. Антисемитизм разума должен прежде всего подчинить евреев законодательству об иностранцах всех, даже тех, чьи предки жили на немецкой земле испокон веков и были большими немцами, чем некоторые «арийцы».
На первом массовом собрании национал-социалистов, 24 февраля 1920 г. В ней затребовано право на самоопределение всех немцев, равноправие немецкой нации и отмена условий Версальского договора. Отмечается также, что Германии просто необходимо расширение «жизненного пространства», то есть колоний, чтобы растущее немецкое население смогло разместиться и найти себе пропитание. В программе указывается, что право на гражданство имеют только лица с немецкой кровью, и ни под каким видом евреи.
Отдельным пунктом программы стоит уничтожение процентного рабства и устранение нетрудовых доходов. Как видно из перечисленного, уже в этом раннем документе отчетливо содержится три основные тенденции позднейшей национал-социалистической идеологии: национальное восстановление, завоевание пространства и исцеление мира. В первой программе итальянского фашизма большую часть занимают социалистические требования, и содержатся всего лишь намерение защитить окончательно достигнутое в Первой мировой войне национальное единство. С исторической точки зрения подобные различия легко объяснимы, ведь Германия потерпела поражение в Великой войне , тогда как Италия, будучи союзником Антанты получила помимо аннексированных Южного Тироля и Истрии значительные суммы в виде репараций.
Различие между рассматриваемыми феноменами еще и в личности их вождей. Гитлер был одержим своей идей, в каком-то смысле его можно назвать идеалистом, поскольку он поставил все свои политические и личностные ресурсы ей на службу. Эта одержимость фюрера имела для национал-социализма большое значение, можно сказать являлась его активной и всеобъемлющей предпосылкой. Личность Муссолини для итальянского фашизма таковой не являлась, и уж тем более не была предпосылкой для его формирования.
Пассионарная часть украинцев последние 30 лет молилась на Третий рейх... Не стоит удивляться, что преобразившуюся ментально в Третий рейх, записавшую в учебники по истории имена иуд и нацистских прихвостней Украину, его же судьба и постигнет» [10]. Кравцов сообщил, что более 50 экспертов, педагогов и историков провели анализ учебников, методических пособий, по которым работали учителя, учились дети на территории Украины. Оказалось, что в них целенаправленно фальсифицировались целые главы истории.
Приведу лишь одну оценку министра: «В учебниках истории Бандера и Шухевич названы героями, которые культивируются. В ней впрямую нацизм возводился в абсолют» [19]. И всё это «творчество» финансировалось иностранными государствами. К этому добавим, что осуществлялась эта информационно-идеологическая кампания ещё с конца 1980-х годов.
Напомним, что в январе 1989 г. Как наставлял своих эсэсовских «прихожан» Г. Гиммлер, «недочеловек — духовно гораздо ниже, чем зверь — следовательно расизм может принять форму геноцида в отношении советского народа». А Гитлер так ориентировал своего румынского визави Антонеску: «моя миссия — уничтожить славян».
Безусловно, нормальный человек, с образованием и воспитанием, в здравом уме никогда не воспримет столь бредовые идеи как правду, и тем более не станет участвовать в их реализации. Лестницей, ведущей человека вниз к такому звериному состоянию, является путь постепенного отказа от принятых в обществе правил и морали. Соблазн облегчения постоянно действующих ограничительно-сдерживающих установок — фактор относительной лёгкости восприятия «безумных» содержаний идей , преобладающих в этих содержаниях деструктивных и автодеструктивных тенденций, средним «нормальным» человеком. Вот, почему коллективный Запад так настойчиво разрушал Советский Союз изнутри, разлагая мораль и нравственность советского человека начиная с партийной и государственной «элиты».
Вот, почему ЦРУ США в холодной войне делало главную ставку в политическом противостоянии с СССР на разрушение его образования, науки и культуры щедро поощряя «лучших» «печеньками», вплоть до Нобелевской премии. Ими стали Россия, Украина, Беларусь и другие государства Русского мира. Владислав Дутчак — главный идеолог и вербовщик запрещённого в РФ «Азова» по прозвищу «доцент», начал свою трудовую деятельность в 1992 г. Будучи пленён в ходе спецоперации, этот профессиональный историк-этнограф, кандидат философских наук, доцент, с 2017 г.
Поэтому для коллективного Запада так важен глобальный хаос, нравственное падение и фрагментарное мышление современного человека. В этой связи справедливо замечено, что «праворадикальные движения пытаются собрать под свои знамёна… разочарованных и дезориентированных людей, оказавшихся на обочине процессов глобализации… У них вновь появился шанс соблазнить этих людей проектом, ущербность и преступность которого история однажды уже доказала» [20, c. Путь к победе лежит через денацификацию государств обществ , поражённых «коричневой чумой». А ещё эта борьба должна быть честной.
Она не терпит лукавства, фальши, двойных стандартов. Нужны верные, взвешенные, умные решения в сфере науки и образования: просвещения, обучения, воспитания, развития личности. В этой связи необходимо особо выделить проблему сохранения исторической памяти и эффективного противодействия фальсификациям истории. Скажем прямо — начиная с эпохи пресловутой «перестройки», на историческое сознание нашего народа оказывается постоянное и мощное деформирующее воздействие, основными субъектами которого выступают как внешние силы, так и аффилированная с ними, и потому по сути своей предательская, внутренняя оппозиция.
Следует также признать, что в последние годы существования СССР ряд государственных институтов, «с лёгкой руки» М. Горбачёва, фактически потворствовал этой деструктивной деятельности. В «лихие девяностые годы» ситуация не была переломлена, негативные последствия чего сущностные и формальные, в том числе организационно-кадровые мы ощущаем до сих пор. Нередко и сейчас правильные слова плохо подкрепляются практическими действиями, которые, даже в самых лучших случаях, производят впечатление разрозненных и паллиативных.
История может и должна стать мощным фактором духовной и материальной силы российского общества. Нам не обойтись без соответствующих решений, принятых на высшем государственном уровне. Например, давно назрела потребность в максимально объективных историко-юридических оценках таких событий, как «Куропаты», «Катынь», «Советско-германский договор 1939-го года» и др. Как долго ещё мы будем в ущерб себе игнорировать факты и признавать ложные перестроечно-горбачёвские трактовки истории?
Собственно сказанное относится ко всему советскому периоду отечественной истории. История есть единый, неразрывный процесс. Наше дальнейшее движение вперёд невозможно без адекватного освоения опыта прошлого, что включает как знание ошибок, так и опору на достижения, среди которых важнейшее место занимает выстраданное понимание того, что общественный интерес выше личного, а все люди равны в главном — в своём праве на достойную и счастливую жизнь. Без этого нам не защитить себя и других от фашистской заразы, без этого невозможно победить фашизм.
Примечания В данном контексте фашизм рассматривается как идеология, общественное движение и форма политического режима. Подробнее см. Антироссийская Украина: от марионетки Германии и Австро-Венгрии до американской оккупации и войны против России. Украинский фронт войны против России.
Интересно, что термин «тоталитаризм» от позднелатинского totalitas — целостный , причем в позитивном ключе — как характеристика сильного государства, был впервые использован Б. Муссолини вскоре после его прихода к власти в Италии, в середине 1920-х годов. Однако уже через несколько лет это понятие взяли на вооружение антифашисты, которые стали применять его в выраженном негативном контексте, резко критикуя порядки, установленные в гитлеровской Германии. Например: «Фашизм — социально-политические движения, идеологии и политические режимы тоталитарного типа.
В любых своих разновидностях фашизм противопоставляет институтам и ценностям демократии, так называемый новый порядок и предельно жёсткие средства его утверждения. Опирается на массовую тоталитарную партию и непререкаемый авторитет вождя» Современная энциклопедия. Минск, 1999 ; «Фашизм — крайне правые националистические идеология и движение с тоталитарной и иерархической структурой диаметрально противоположные демократии и либерализму» Политология. Толковый словарь.
Аналогичные и близкие определения даны в Большом юридическом словаре М. В этой связи необходимо подчеркнуть одно важное обстоятельство. Практически во всех определениях нацизма акцент делается на такую его характерную черту, как расизм, под которым, прежде всего, понимается антисемитизм, действительно занимающий в «теории» и практике германского нацизма весьма заметное место. Однако не только евреи рассматривались в Третьем рейхе как «недочеловеки».
В эту категорию, со всеми соответствующими последствиями, были включены и славянские народы, которых в «новом мире» ожидала трагическая судьба. Показательно, что юридическая база для проведения расистской политики была создана уже в первые годы нахождения нацистов у власти. В 1935 г. Согласно этим правовым актам, на германское гражданство, а значит даже на относительную безопасность, не могли претендовать все, кто не относился к немцам или родственным им «нордическим народам».
Программные книги нацистских идеологов А. Гитлера «Майн кампф» и А. Розенберга «Будущий путь германской внешней политики» и «Миф XX века» буквально пронизаны духом расизма и агрессии. Основное внимание в них уделено определению путей укрепления мощи Германии «посредством завоевания новых земель в Европе».
Мы прекращаем вечное германское движение на юг и запад Европы и обращаем взор на земли на востоке… И если мы сегодня говорим о новых землях в Европе, то думаем в первую очередь только о России и подвластных ей окраинных государствах». Сталин говорил: «Немецких захватчиков, то есть гитлеровцев, у нас обычно называют фашистами. Следовательно, немцы хотят уверить нас, что партия гитлеровцев, партия немецких захватчиков, грабящая Европу и организовавшая злодейское нападение на наше социалистическое государство, является партией социалистической. Возможно ли это?
Что может быть общего между социализмом и гитлеровскими озверелыми захватчиками, грабящими и угнетающими народы Европы? Можно ли считать гитлеровцев националистами? Нет, нельзя.
Фашизм и нацизм, в чем разница
Различия нацизма, национализма и фашизма | Шовинизм, фашизм и нацизм подпитываются ксенофобией — нетерпимостью к чужому, восприятием его как чего-то вредного, опасного или враждебного. |
«НАУКА. ОБЩЕСТВО. ОБОРОНА» | отличий немецкого нацизма и итальянского фашизма. |