Челкаш повеселел; он тихо посвистывал сквозь зубы и, засунув руки в карманы штанов, шел медленно, отпуская направо и налево колкие смешки и шутки. Книги из ролика и любые другие на ЛитРес со скидкой 20% по промокоду YOUTUBE: % на первую покупку на десятки тысяч топовых книг п. Творческая история рассказа «Челкаш» весьма необычна и включает в себя интересные факты из жизни молодого Максима Горького. челкаш это кто такой Писатель Максим Горький. Уже в 1895 году «Челкаш» был напечатан в журнале «Русское богатство» и принес автору широкую известность.
Челкаш краткое содержание
Подробную характеристику главных и второстепенных героев повести Челкаш читайте в этой статье. Напишите отзыв о статье "Челкаш". Читать онлайн книгу «Челкаш» автора Максим Горький. Впервые напечатано, при содействии Короленко, в журнале «Русское богатство», 1895, номер 6. Первое произведение Горького, напечатанное в журнале.
История создания челкаш кратко
Напишите отзыв о статье "Челкаш". Главный герой рассказа М. Горького «Челкаш» выделяется из толпы людей своей независимостью. это история о бывалом воре, поданная на фоне будней прибрежного города и размышлений о превратностях человеческой судьбы. Максим Горький, «Челкаш» – Самые лучшие и интересные новости по теме: Максим Горький, Россия, знания на развлекательном портале
Челкаш: кто это и чем знаменит — подробный обзор | Название сайта
Его герой живёт по своим собственным правилам, он устремлён к свободе и не признаёт общественных стереотипов. В русской литературе уже были такие люди-«сверхчеловеки»: Родион Раскольников, Иван Карамазов у Достоевского, Печорин у Лермонтова и другие, для которых свобода, дающая «полноту жизни», важнее традиционной морали — «рабской», по их мнению. Вера в Бога для них — также фактор ограничения их свободы. Челкаш, вор и пьяница, олицетворяет у Горького «свободного человека».
Для Гаврилы же понятие «свобода» ассоциируется с деньгами, что и делает его в глазах Челкаша «жадным рабом». Собственное отношение к свободе возвышает романтического героя в своих глазах и наполняет «жалостью и ненавистью» по отношению к «рабу». Но Гаврила «раб» считает Челкаша ненужным на земле.
Таким образом, идея сверхчеловека у Горького преломляется по-русски: с одной стороны, это понимание «человеческого превосходства», с другой — понимание ненужности таких людей. Вывод Челкаш — романтический герой со своими моральными ценностями. Он лишён такого качества, как жадность.
Может испытывать жалость и сочувствие: вначале он по-отечески жалеет молодого парня, попавшего «в его волчьи лапы», но затем, узнав его получше, испытывает к нему чувство брезгливости. Главный герой рассказа М. Горького «Челкаш» выделяется из толпы людей своей независимостью.
Он живет одним днём, не привязан ни к чему и ни к кому. Нет у него привязанности и к деньгам — он с лёгкостью отдаёт всю выручку напарнику. Любит природу, особенно море, которое символизирует для него настоящую свободу.
Но глубину своего падения Челкаш всё-таки осознаёт: он старается не вспоминать о своем прошлом, потому что эти мысли угнетают его и не дают покоя, разъедая душу. Образ Челкаша идеализирован писателем.
Из заработанных 540 рублей вор отдает Гавриле 40, остальное оставляя себе. Приплыв обратно на берег Гаврила бросается к Челкашу и начинает молить его отдать всю заработанную сумму. Он утверждает, что эти деньги ему нужнее и полезнее, а такой вор и пьяница, как Челкаш, спустит их за один день. Главному герою становится противна алчность и жадность парня, он с презрением бросает ему деньги. Гаврила, забрав деньги, сознается, что еще в лодке у него возникла мысль ударить веслом главного героя, забрать у него выручку и выбросить за борт, уверяя, что его бы никто и не хватился. Челкаша разозлило это, он отнимает деньги у напарника и собирается уходить. Тот же, не собираясь сдаваться, бросает в Челкаша камень и, испугавшись, убегает.
Но, одумавшись, он возвращается обратно и начинает слёзно умолять главного героя простить его. Челкаш испытывает презрение к корыстолюбивому парню, с отвращением он сует ему всю выручку, не желая быть таким же жадным до денег. Гаврила поначалу сопротивляется, но вскоре забирает деньги, и персонажи расходятся по разным сторонам. Главные герои и их характеристика Пейзаж. В рассказе огромную роль играет пейзаж. Природа является олицетворением истинной свободы и независимости. Пейзаж создает настроение и придает определенный окрас произведению, настроения героев передаются также при помощи описания погоды. Автор, хоть и сравнивает состояния персонажей и природы, но все же возвышает ее над человеческими чувствами, делает ее сильнее, мощнее и властнее по сравнению с мелкими и ничтожными людскими страстями. Свобода — основная тема рассказа.
Для каждого она своя. Для Челкаша свобода — это быть независимым ни от чего, жить одним днем, не заботясь о том, что будет завтра. В такой жизни кроется его моральное удовлетворение и успокоение. Для Гаврилы же свобода — иметь достаточно денег, чтобы обеспечить себя, свою мать и будущую жену. Оба героя борются за свою свободу.
Ему страшно в трактире одному без сильного хозяина, в море от страха прячется в лодке, прижимаясь к днищу. Ради денег готов унижаться, валяться в ногах, даже решиться на убийство. Получив деньги, Гаврила свободно и легко уходит. Его будущее определено, он получит свою землю и будет на ней работать до конца своих дней. Образ Челкаша автор создал более привлекательным, чем образ Гаврилы.
Смысл названия "Челкаш" В названии именем Челкаша определен главный герой повествования — босяк, деклассированная личность, не утратившая человеческого достоинства, благородства, духовности. Он противопоставлен обществу, в котором нивелировались духовные и нравственные ценности. Жанр и направление По жанру это произведение - рассказ. Поскольку ранним реалистическим рассказам Горького присущи черты романтизма, направление можно определить, как романтический реализм. Конфликт За внешним конфликтом героев проявляется более глубокий конфликт мировоззрений, проявляющийся в противоречивом отношении к деньгам, к образу жизни, свободе. Темы произведения М. Горького Какой теме посвящен рассказ «Челкаш»? Особое место в композиции рассказа отведено экспозиции, в которой определена основная тема. В описании портового пейзажа люди противопоставлены тому, что создано их умом и руками. Достижения технического прогресса порабощают человека, обезличивают, лишают духовности.
На этом фоне звучит тема драматизма судеб Челкаша и Гаврилы, героев со своими представлениями о свободе. У каждого своя правда, свои ценности. Гавриле для свободы нужны только материальные ценности, а Челкашу для того, чтобы быть свободным, не нужны блага цивилизации. Проблематика Основная проблема - выбор личной свободы и причины, делающие человека рабом. Внешняя причина — экономическая, просто нет денег, но есть еще и внутренняя — трусость. Потому Челкаш и Гаврила противопоставлены друг другу. Один становится хозяином другого, который готов быть порабощенным. Челкаш - хозяин собственной жизни, он не станет никогда рабом или жертвой. Он удивлен, что у его подельника тоже есть свои представления о свободе. Гаврила мечтает стать хозяином на своей земле, не зависеть от других.
Он стремится к тому, отчего Челкаш отказался.
Его охватила волна воспоминаний о своей деревеньке, сбегавшей по крутой горе вниз, к речке, скрытой в роще берез, ветел, рябин, черемухи... Гаврила глядел на него с любопытством и тоже воодушевлялся.
Он во время этого разговора успел уже забыть, с кем имеет дело, и видел пред собой такого же крестьянина, как и сам он, прилепленного навеки к земле потом многих поколений, связанного с ней воспоминаниями детства, самовольно отлучившегося от нее и от забот о ней и понесшего за эту отлучку должное наказание. Ах, как верно! Вот гляди-ка на себя, что ты теперь такое без земли?
Землю, брат, как мать, не забудешь надолго. Слайд 21 А перед Челкашем быстро неслись картины прошлого, далекого прошлого, отделенного от настоящего целой стеной из одиннадцати лет босяцкой жизни. Он успел посмотреть себя ребенком, свою деревню, свою мать, краснощекую, пухлую женщину, с добрыми серыми глазами, отца - рыжебородого гиганта с суровым лицом; видел себя женихом и видел жену, черноглазую Анфису, с длинной косой, полную, мягкую, веселую, снова себя, красавцем, гвардейским солдатом; снова отца, уже седого и согнутого работой, и мать, морщинистую, осевшую к земле; посмотрел и картину встречи его деревней, когда он возвратился со службы; видел, как гордился перед всей деревней отец своим Григорием, усатым, здоровым солдатом, ловким красавцем...
Память, этот бич несчастных, оживляет даже камни прошлого и даже в яд, выпитый некогда, подливает капли меда... Я тоже понимаю толк в этом деле. Было когда-то свое гнездо...
Отец-то был из первых богатеев в селе... Челкаш чувствовал себя овеянным примиряющей, ласковой струёй родного воздуха, донесшего с собой до его слуха и ласковые слова матери, и солидные речи истового крестьянина-отца, много забытых звуков и много сочного запаха матушки-земли, только что оттаявшей, только что вспаханной и только что покрытой изумрудным шелком озими...
«Челкаш» М.Горький
Рассказ о том, как опытный контрабандист, преступник и пьяница Челкаш идет «на дело» с молодым крестьянином Гаврилой. Челкаш — образ и характеристика героя рассказа М. Горького «Челкаш». Одним из таких суеверий было появление по закону Челкаша в доме, если кто-то приводил его имя по ошибке. Сегодня на уроке мы попытаемся выяснить, в чем успех одного из рассказов сборника – “Челкаш”, кто такие “босяки”, в чем они видели красоту и истину своего бытия. Челкаш назвался рыбаком и пригласил Гаврилу с собой править лодкой, пока Гришка будет рыбачить.
Образы героев в рассказе “Челкаш” М. Горького
Лодка проходит мимо охраны, и вор сообщает напарнику, что если бы их поймали, то им бы не поздоровилось. На этом приключения не заканчиваются: Перепуганный Гаврила умоляет Челкаша отпустить его, даже плачет. Вор отнимает у него паспорт и исчезает в воздухе. Вернувшись, он опускает на дно лодки тяжелый предмет.
Гаврила гребет изо всех сил обратно, чтобы миновать охрану и навсегда расстаться с новым знакомым. Из-за внезапного появления огромного огненно-голубого меча парень падает на дно лодки. Оказывается, что так светил фонарь на таможенном крейсере, и сообщники спокойно плывут дальше к берегу.
Челкаш увлеченно рассказывает Гавриле, что в эту ночь «тяпнул полтысячи», а то и больше. Парень при этих словах задумывается о своем убогом хозяйстве, а в Челкаше видит равного себе крестьянина. Вор также мысленно обращается к своему прошлому: вспоминает родные места, детство, родителей, супругу, как отец гордился им, гвардейским солдатом.
За разговорами мужчины добираются до барки и остаются в ней на ночлег. Разбудив Гаврилу, он сказал, что пора возвращаться на берег. Парень с интересом спросил о выручке.
Показав 540 рублей, Челкаш отдал 40 из них Гавриле, а остальное оставил себе. После того как сообщники сошли на берег, разыгрываются следующие события: Гаврила бросается Челкашу в ноги и валит того на землю, умоляя отдать ему все деньги. Вора охватывает изумление и злоба.
Он вскакивает и со смесью жалости и ненависти на лице бросает в парня купюры. Гаврила с восторгом прячет деньги за пазуху и признается, что на воде задумал ударить сообщника веслом, чтобы избавиться от него и отобрать добычу. Со злостью Челкаш хватает Гаврилу за горло, требуя деньги назад, отбирает их и уходит.
Парень вдогонку бросает в него камень, Челкаш падает, схватившись за голову.
История создания рассказа «Челкаш». Судьба главных героев в рассказе М. Образы «босяков» в литературной критике.
Так кто же Челкаш? Герой или жертва?.......................................................................... Жизнь сера, а русская в особенности, но зоркий глаз М. Горького скрашивал тусклость обыденщины.
Полный романтических порывов, Горький сумел найти живописную яркость там, где до него видели одну бесцветную грязь, и вывел перед изумлённым читателем целую галерею типов, мимо которых прежде равнодушно проходили, не подозревая, что в них столько захватывающего интереса. Неизменно воодушевляла его природа. Почти в каждом из удачных рассказов есть прекрасные и чрезвычайно своеобразные описания природы. Это не обычный пейзаж, связанный с чисто эстетической эмоцией.
Как только Горький прикасался к природе, он весь поддавался очарованию великого целого, которое ему менее всего казалось бесстрастным и равнодушно-холодным. В какой бы подвал судьба ни забросила героев Горького, они всегда подсмотрят «кусочек голубого неба». Чувство красоты природы захватывает автора и его героев, эта красота — самое светлое из доступных босяку наслаждений. Любовь к природе у Горького совершенно лишена сентиментальности; он изображал её всегда мажорно, природа его подбодряла и давала смысл жизни.
При таком глубоком отношении к красоте эстетизм писателя не может ограничиться сферой художественных эмоций. Как это ни удивительно для «босяка», но Горький через красоту приходит к правде. В пору почти бессознательного творчества, в самых ранних его произведениях — «Макаре Чудре», «Старухе Изергиль» - искренний порыв к красоте отнимает у творчества Горького главный недостаток всякой вычурности — искусственность. Конечно,он — романтик; но в этом главная причина, почему писатель обращается в своём творчестве к теме босячества.
Интерес к необычным героям, к необычным судьбам обусловил выбор мною темы данного исследования. Целью данной работы является исследование психологии людей, брошенных на «дно» жизни. Задачи: 1. Горький является одним из самых значительных и известных в мире русских писателей и мыслителей.
Рассказ «Челкаш» был написан в 1895 году и опубликован в журнале «Русское богатство». В нём описывается судьба Гришки Челкаша, босяка, вора и пьяницы. Он встречается с Гаврилой, простодушным крестьянином, после чего они идут на опасное дело, которое резко изменяет ход этой истории. В рассказе говорится о том, что босяки такие же люди, как и мы, они не жадные и не будут убивать ради своей же пользы.
Другие же, у которых довольно много богатства, готовы пойти на всё, чтобы заполучить деньги. Почему же Горький обращается к теме босячества? Потому что в 80-ые годы произошёл промышленный кризис, наступил тягчайший экономический гнёт, когда писатель проходил в Казани свои «университеты», там на 120 000 населения приходилось 20 000 босяков. Бродячий люд привлекал Горького свободолюбивым настроением, нежеланием подчиняться буржуазному строю, стихийным протестам, но он показывает, что это мнимая вольность, не борьба с буржуазным обществом, а уход из него.
Написание рассказа связано со следующим событием: в июле 1891 года Алексей Пешков в селе Кандыбово Херсонской области вступился за истязаемую женщину, за что сам был избит до полусмерти. Считая его мёртвым, мужики выбросили его в кусты, в грязь, где его подобрали проезжие люди история эта описана в рассказе Горького «Вывод». В больнице города Николаева будущий писатель встретился с лежащим там босяком, о котором потом вспоминал: «... Изумлён был я беззлобной насмешливостью одесского босяка, рассказавшего мне случай, описанный мною в рассказе «Челкаш».
Три года спустя Горький возвращался с поля, где гулял ночью, и встретил писателя В. Короленко у крыльца его квартиры. Прощаясь со мною, он мне напомнил: — Значит, пробуйте написать большой рассказ, решено?
Тут уж Челкаш не выдержал: повалил его, отобрал деньги и пошёл прочь. Гаврила кинул вслед ему крупный камень, который разбил Челкашу голову. Он упал лицом в песок, а Гаврила бросился бежать, но вскоре вернулся и начал просить прощения. Из пачки денег Челкаш только сотню положил себе, а остальную сумму отдал Гавриле со словами: «Бери, не бойсь!
Не стыдись, что человека чуть не убил! За таких людей, как я, никто не взыщет. Ещё спасибо скажут, как узнают». В этом повествовании смешаны два литературных направления: реализм с его правдивым описанием обыденной жизни и романтизм, явивший читателям героя-одиночку, бунтаря и индивидуалиста. Его герой живёт по своим собственным правилам, он устремлён к свободе и не признаёт общественных стереотипов. В русской литературе уже были такие люди-«сверхчеловеки»: Родион Раскольников, Иван Карамазов у Достоевского, Печорин у Лермонтова и другие, для которых свобода, дающая «полноту жизни», важнее традиционной морали — «рабской», по их мнению. Вера в Бога для них — также фактор ограничения их свободы.
Челкаш, вор и пьяница, олицетворяет у Горького «свободного человека». Для Гаврилы же понятие «свобода» ассоциируется с деньгами, что и делает его в глазах Челкаша «жадным рабом». Собственное отношение к свободе возвышает романтического героя в своих глазах и наполняет «жалостью и ненавистью» по отношению к «рабу». Но Гаврила «раб» считает Челкаша ненужным на земле. Таким образом, идея сверхчеловека у Горького преломляется по-русски: с одной стороны, это понимание «человеческого превосходства», с другой — понимание ненужности таких людей. Вывод Челкаш — романтический герой со своими моральными ценностями. Он лишён такого качества, как жадность.
Герои знакомятся. Гаврила рассказывает, что приехал в порт заработать денег и не жить в «зятьях», да и жениться пора. Челкаш, представляясь рыбаком, предлагает парню работу — грести в лодке и ловить рыбу. После согласования герои отправляются в трактир.
После наступления ночи они садятся в лодку и тихо, не привлекая внимания, отправляются «на работу». Пристав к стене, Челкаш исчезает, забрав паспорт Гаврилы, чтобы тот не сбежал, и возвращается с чем-то «кубическим и тяжёлым». Контрабандисты продолжают свой путь. Подплыв к барке, на которой их уже ждали напарники, забираются на палубу и скоро засыпают.
Проделанная противозаконная работа далась Гавриле с трудом, однако заработанные за ночь деньги и проснувшаяся в нём жадность заставляют задуматься о следующем подобном опыте.
Челкаш это кто такой?
Что-то странное будил этот простоватый телок в Челкаше - смесь жалости, ненависти, досады и отвращения. Может, вор увидел в Гавриле себя? Ведь когда-то и он жил на земле, строил быт, что ты имел. А теперь живёт сегодняшним днём, воровской удачей зарабатывать лёгкие деньги и легко их пропивает до последней копейки. Контрабандист отвёл нового напарника в кабак, крепко напоил и уложил спать на заднем дворе. Когда Гаврила проснулся, уже стемнело. Подельники сели в лодку, им предстояло бесшумно пробраться через кордон таможенников, взять ценный груз на борт и встретиться с покупателями. Перепуганный крестьянин налегал на вёсла всё ещё думая, что помогает рыбаку.
В море Челкаш чувствовал себя легко, только здесь он мог освободиться от тяжких дум о своём босяцком бытие. Но новый подельник не давал погрузиться в привычные мысли, и Гришка злился. Добравшись до места, контрабандист забрал у крестьянина паспорт, чтобы тот не сбежал и не исчез в темноте. Вернулся с тяжёлым коробом, и лодка отправилась в обратный путь. Товар сбыли с рук. Челкаш получил деньги и до утра забылся сном. Уснул и Гаврила, несмотря на тяжёлое душевное потрясение уже мечтающий о новом деле такого толка.
Слишком просто всё получилось, слишком хорошей оказалось награда. Утром Челкаш проснулся первым, раздобыл себе новую одежду и разбудил Гаврилу. Напарники сели в лодку и поплыли к берегу. Причалив, Гришка дал крестьянину его долю и собирался навсегда с ним проститься, но Гаврила упал в ноги своему благодетелю и стал умолять, чтобы вор отдал ему весь барыш.
Отец-то был из первых богатеев в селе... Теперь он чувствует себя навсегда оторванным от крестьянской жизни, в которой он давно разочаровался: "... Больно ты закомурист... Нет тебе пути...
Так например, он испытывает отеческую жалость к юному Гавриле: "И все чувства в конце концов слились у Челкаша в одно — нечто отеческое и хозяйственное. Малого было жалко, и малый был нужен. Так например, он не любит жадных людей, готовых унижаться ради денег: "... Он понимает, что общество не любит таких людей, как он: "За таких людей, как я, никто не взыщет.
Договор обмыли в полутёмном кабаке, полном странных личностей. Челкаш понимал, что сейчас жизнь парня в его руках, чувствовал себя его господином, думал, «что этот парень никогда не изопьёт такой чаши, какую судьба дала испить ему», и от этого немного завидовал Гавриле. Наконец все чувства Челкаша слились в одно, «отеческое и хозяйственное». II Ночью на шлюпке вышли в море.
Челкаш любил море, которое сейчас было чёрное, спокойное, густое как масло. Гаврилу же пугала эта тёмная масса воды, казавшаяся ещё страшнее из-за тяжёлых свинцовых туч. Парень спросил Челкаша, где рыболовная снасть. Вору было неловко лгать этому мальчишке, он рассердился и свирепо прикрикнул на Гаврилу. Тот понял, что им предстоит вовсе не рыбалка, сильно испугался и стал просить Челкаша отпустить его, не губить душу. Вор снова цыкнул на парня, и дальше тот грёб молча, только плакал и ёрзал от страха по лавке. Реклама Тем временем Челкаш подвёл лодку вплотную к уходящей в воду гранитной стене мола. Забрав вёсла и паспорт Гаврилы, чтобы тот не сбежал, Челкаш поднялся по гранитной стене и вскоре уже спускал в лодку тюки с украденными товарами.
Пережив такой большой страх, парень решил выполнять все приказы вора, чтобы поскорей расстаться с ним. Челкаш был доволен своей удачей, собой и этим парнем, так сильно запуганным им и превратившимся в его раба. Теперь подельникам надо было провести лодку через таможенные кордоны. Услыхав слово «кордоны», Гаврила решил позвать на помощь и уже открыл рот, как вдруг из воды поднялся огненно-голубой меч, «лёг на грудь моря» и его широкая полоса осветила невидимые в темноте суда. От страха Гаврила упал на дно лодки. Челкаш поднимал его и сердито шипел, что это всего лишь электрический фонарь с таможенного крейсера. Кордоны были пройдены. Расслабившись немного, Челкаш сказал, что за одну ночь «полтысячи тяпнул».
Гаврила размечтался о хозяйстве, которое можно было бы справить на эти деньги. Реклама Челкаш тоже увлёкся, вспомнил о своём отце, зажиточном крестьянине. Гаврила искренне пожалел его, самовольно отлучившегося от земли и «понёсшего за эту отлучку должное наказание».
Парень чувствует уважение к «рыбаку», а Челкаш опаивает его. В какой-то момент неприязнь к Гавриле постепенно переходит в чувство, похожее на отеческое. Парень боится воды, замечает отсутствие снасти и начинает нервничать. Челкаш прикрикивает на него и заставляет быстро грести. Лодка проходит мимо охраны, и вор сообщает напарнику, что если бы их поймали, то им бы не поздоровилось. На этом приключения не заканчиваются: Перепуганный Гаврила умоляет Челкаша отпустить его, даже плачет.
Вор отнимает у него паспорт и исчезает в воздухе. Вернувшись, он опускает на дно лодки тяжелый предмет. Гаврила гребет изо всех сил обратно, чтобы миновать охрану и навсегда расстаться с новым знакомым. Из-за внезапного появления огромного огненно-голубого меча парень падает на дно лодки. Оказывается, что так светил фонарь на таможенном крейсере, и сообщники спокойно плывут дальше к берегу. Челкаш увлеченно рассказывает Гавриле, что в эту ночь «тяпнул полтысячи», а то и больше. Парень при этих словах задумывается о своем убогом хозяйстве, а в Челкаше видит равного себе крестьянина. Вор также мысленно обращается к своему прошлому: вспоминает родные места, детство, родителей, супругу, как отец гордился им, гвардейским солдатом. За разговорами мужчины добираются до барки и остаются в ней на ночлег.
Разбудив Гаврилу, он сказал, что пора возвращаться на берег. Парень с интересом спросил о выручке. Показав 540 рублей, Челкаш отдал 40 из них Гавриле, а остальное оставил себе. После того как сообщники сошли на берег, разыгрываются следующие события: Гаврила бросается Челкашу в ноги и валит того на землю, умоляя отдать ему все деньги. Вора охватывает изумление и злоба.
Челкаш характеристика героев кратко
Челкаш — образ и характеристика героя рассказа М. Горького «Челкаш» Читать полностью». Книги из ролика и любые другие на ЛитРес со скидкой 20% по промокоду YOUTUBE: % на первую покупку на десятки тысяч топовых книг п. В ранних рассказах М. Горького преобладают герои, которых можно назвать «сильными личностями». Сегодня на уроке мы попытаемся выяснить, в чем успех одного из рассказов сборника – “Челкаш”, кто такие “босяки”, в чем они видели красоту и истину своего бытия.