В книге Иезекииля, Господь предупреждает, народ Израиля, о грядущем разрушении Храма Соломона царём Навуходоносором, о пленении Вавилонском и о строительстве Второго Храма. После освящения храма царем Соломоном, Слава Божия присутствовала в Святая святых в виде облака. По другой версии, царь последовал совету пророка Натана и оставил великую миссию своему сыну Соломону.
Израильские археологи нашли тайный вход в сокровищницу Храма царя Соломона
Став царём, Соломон сделал его Первосвященником, так как тот по отцовской линии происходил от первого первосвященника Лазаря. Соломонов храм в иерусалиме сегодня. В книге Иезекииля, Господь предупреждает, народ Израиля, о грядущем разрушении Храма Соломона царём Навуходоносором, о пленении Вавилонском и о строительстве Второго Храма. Первый храм, согласно Танаху, был воздвигнут в правление царя Соломона и разрушен вавилонянами в 586 году до нашей эры.
Иерусалимский храм
Первый храм, согласно Танаху, был воздвигнут в правление царя Соломона и разрушен вавилонянами в 586 году до нашей эры. Соломонов храм в иерусалиме сегодня. Так предположительно выглядел Первый храм Соломона (960-70 год до н.э.). Фото: BAO/Glоballооkprеss.
Почему евреи не могут построить Третий храм?
Главные ворота храма были на восточной стороне; кроме того, трое ворот было на севере, трое на юге. Первая часть двора носила название двора женщин, откуда переходили во двор мужчин. Затем следовал третий — для священнослужителей. Таков был храм во время правления Ирода и ко времени рождения Иисуса Христа.
Ветхозаветный храм в евангельские времена Согласно древнему общехристианскому преданию, Богоотроковица Мария была введена в храм первосвященником. Здесь Учитель мира наставлял народ, толковал Священное Писание; Он назвал этот храм домом Отца Своего; из двора этого храма Он изгнал торгующих Ин 2:13—22. Именно здесь Он похвалил усердие бедной вдовы Лк 21:1—4.
Иисус сказал ему: написано также: не искушай Господа Бога Твоего Мф 4:5—7. Как отмечал этот путникиз Бордо ныне — южн. Именно этот камень, говорит предание, имел в виду Спаситель в своих словах о камне, пренебреженном зиждущими см.
Мк 12:10. Мф 16:18. В местных арабских сказаниях есть также упоминание о каком-то забытом камне, вопиявшем к небу о мщении пренебрегшим им зиждителям 2.
И наконец, с этим храмом связаны самые страшные моменты в земной жизни Спасителя, когда здесь завеса церковная раздралась с верхнего края до нижнего, когда совершилось искупление мира Лк 23:45. Ученики и последователи Господа также имели прямое отношение к ветхозаветному храму. Об этом говорится в книге Деяний апостольских, где сообщается о том, что Петр и Иоанн шли вместе в храм в час молитвы девятый Деян 3:1 ; со ступеней храма апостол Павел обратился к народу с речью Деян 21:40.
Разрушение иерусалимского храма 70 г. Иерусалим был разорен войсками римского императора Тита Флавия 41—81 гг. Такое место, как место храма Иеговы, не могло быть забыто после разрушения ветхозаветного святилища.
Известность этого места заставила императора Адриана 117—138 гг. Внутри этого храма Адриан распорядился поставить свою статую. В начале IV в.
Но в 363 году при императоре Юлиане Отступнике евреям было разрешено начать восстановление храма Соломона на его древнем месте. В юго-западной части территории, занимаемой некогда иерусалимским храмом, находится Стена Плача. Плач евреев у подножия разрушенного храма Соломона начался еще с древних времен.
Один из русских паломников так описывал во 2-й половине ХIХ в. Он попытался сблизиться с евреями, принимая некоторые их обряды и учения и делая Иерусалим киблой — местом, к которому верующий обращает лицо во время молитвы. Но евреи отвергли его учение, и тогда он признал за главную святыню не Иерусалим, а мекканскую Каабу, и после 622 года — времени переселения из Мекки в Медину хиджра , Мухаммед повелел своим последователям обращаться на молитве не к Иерусалиму, а к Мекке.
Но верующие были недовольны этим, и, как повествует арабский историк Ал-Мекин ум. Постепенно Иерусалим сделался третьим по значению после Мекки и Медины религиозным центром всего исламского мира, и мечеть аль-Акса стала рассматриваться как величайшая мусульманская святыня. С конца VII в.
Согласно преданию, Мухаммед спал около Каабы, когда к нему явился архангел Джибрил Гавриил с крылатым конем Бураком. В сопровождении Джибрила Мухаммед отправился на Бураке в Палестину. Как свидетельствовал в начале ХХ в.
Поэтому вполне понятно, что мусульмане отождествили отдаленнейшую мечеть аль-Масджид аль-Акса , упоминаемую в Коране, с иерусалимской, которая стала называться аль-Акса. По преданию, именно сюда Мухаммед был якобы чудесным образом перенесен на Бураке перед вознесением мираджем на небо. И в ХI веке арабский писатель Насир-и-Хосров ум.
По этим представлениям, после ночного путешествия в Иерусалим, Мухаммед был возведен Джибрилом Гавриилом на небеса. Местом поклонения, связанного с вознесением Мухаммеда, стала скала, находящаяся вблизи мечети аль-Акса. Именно здесь в 687—691 гг.
Причиной, побудившей халифа начать строительство мечети, явилось политическое соперничество с мекканским правителем, о чем речь шла выше. И, как продолжает другой арабский историк — Абу-л-Махасин-ибн-Тагриберди ум. Следует отметить, что часто Куббат-ас-Сахру ошибочно называют мечетью Омара, полагая, что она возведена в 637 году во время правления этого халифа.
Но тем не менее с именем Омара связаны события, имевшие отношение к истории этой мечети. Патриарх показал ему несколько священных мест на Сионе и Акре, но халиф оставался недоволен. Халиф, осмотрев это место, определил его как место будущего мусульманского храма.
Первоначально построенная здесь мечеть Омара вмещала в своих стенах 3000 человек. В 686 году халиф Абд ал-Малик в связи с постоянным притоком пилигримов-мусульман в Иерусалим задумал постройку новой мечети на этом месте — восьмиугольной в плане. Формы здания мечети необычны.
Деревянный купол 20,44 м в диаметре покоится на высоком барабане, прорезанном шестнадцатью окнами; барабан стоит на четырех пилонах и двенадцати колоннах, окружающих скалу. Внешние стены образуют восьмиугольник со стороной около 20,6 м. Покатая деревянная крытая свинцом кровля опирается на систему из восьми промежуточных пилонов и шестнадцати колонн.
Вокруг скалы обеспечен таким образом ритуальный ход паломников. Но этот запрет не всегда соблюдался даже в среде мусульман. Когда турецкий эмир Атсиз-ибн-Аук ал-Хаваризли в 1068 г.
Легкая конструкция мечети не могла противостоять частым землетрясениям и не один раз разрушалась. Скала была покрыта мрамором в виде возвышенной площади или пола, на котором стоял алтарь и хоры. В третий день Пасхи 1136 года папский легат Альберих совершил торжественное освящение бывшей мечети в качестве христианской церкви.
В этот храм трехлетняя отроковица Мария была принесена Богу. Без сомнения, Дева получила здесь небесные утешения: Pascitur angelico virgo ministerio Дева охраняется ангельским попечением. Из притвора этого храма Иисус Христос изгнал торгующих.
В воспоминание этого события на правой стороне храма показывали камень, освященный стопами Спасителя, окруженный множеством лампад. К этому камню присоединяли другой, на который Иисус Христос был принесен во храм в первый раз, как на алтарь. Близ этого храма Иисус Христос оправдал блудницу, сказав ее обвинителям: Кто без греха, тот пусть первый бросит в нее камень.
На изображавшей этот эпизод картине имелась надпись: Absolvo gentes sua crimina corde fatentes Я освобождаю от грехов народы, исповедующие сердцем грехи свои. Сюда входил и выходил Захария, когда ему было возвещено о рождении сына. Надпись при этом изображении говорила: Ne timeas Zacharia exaudita est oratio tua Не бойся, Захария, услышана молитва твоя.
Над четырьмя воротами храма с наружной стороны были особые надписи. И верх исписан издну мусиею художником — а. В 1187 г.
Но это продолжалось недолго, и около 1250 года мусульмане снова безраздельно завладели мечетью и перестроили ее. По свидетельствам ХV века, мечеть Скалы своей красотой привлекала многие тысячи паломников и путешественников 18. Крестоносцы снова превратили ее в христианскую церковь.
Иерусалимский король Балдуин II ум. Аль-Акса стала главным центром тамплиеров.
Таким образом мы приходим к той мере толщины стен, которую указывает пророк Иезекииль Иез. Но это еще не весь объем здания храма. Боковые постройки вокруг храма обращают на себя, прежде всего, внимание тем, что они состояли из трех этажей, весьма определенно различаемых в тексте: нижнего, среднего и третьего 3Цар. Это различие отдельных ярусов, кроме того что оно выясняет для нас вид самых боковых построек, важно еще в двух отношениях: во-первых, оно показывает, что на самом корпусе храма верхних ярусов не было, потому что, в противном случае, они были бы также определенно указаны; во-вторых, оно свидетельствует о независимости архитектуры Соломонова храма от египетских храмов, хотя имевших боковые пристройки к корпусу храма, но всегда только одноэтажные.
Так как трех-ярусные боковые пристройки Соломона непосредственно примыкали к храму, то они состояли только из одной наружной стены, проведенной параллельно стене храма в расстоянии 5 локтей от нее и имевшей, по изображению прор. Иезекииля Иез. Другою же внутреннею стеною построек служила готовая уже стена самого храма. Весьма замечательно в этом случае то уважительное отношение к храму, какое, по описанию библейского текста, соблюдалось при возведении боковых зданий. Запрещалось нарушать чем либо цельность стены храма, даже в той части ее, которая не была на виду, особенно же вгонять в стену перекладины и балки для утверждения потолков в отдельных этажах пристроек. Для этой последней цели предписывалось воспользоваться уступами, бывшими в стене храма, так как мы уже знаем, что наружная сторона корпуса храма возвышалась не отвесно, но с сокращениями своей толщины в виде трех уступов.
Так как такие уступы были очень значительны, целого локтя ширины, то на них удобно было расположить кедровые потолки отдельных этажей и крышу всего бокового здания. Вследствие того, что расстояние между уступами было 5 локтей, все три этажа имели такую именно высоту. Такую же норму 5 локтей должна была иметь и широта этажей; но она была удержана только в нижнем этаже. Средний этаж, вследствие локтевого уступа в стене храма, имел 6 локтей ширины. Точно также верхний этаж, вследствие нового уступа стены храма, расширялся еще более на один локоть. Общую высоту всех трех этажей, включая сюда и их крышу с перилами, нужно полагать в 20 локтей.
Во всяком случае корпус самого храма, среди опоясывавших его построек, возвышался целою третью своей высоты, и в этой части его стены уже не было уступов. Так как платформа под храмом сама по себе имела по Иосифу 60 локтей высоты, то такую же высоту имели и окружавшие ее трех-ярусные пристройки. Таким образом каждый ярус имел сам по себе высоты 20 локтей. Возможна-ли такая высота при 5 локтях ширины ярусов?.. Не говоря уже о том, что такое представление противно библейскому тексту, из него возникает много практических неудобств при составлении плана храма. Например, где в таком случае будут окна храма?
Напрасно Гирт думает, что в таком виде, охватывая храм во всю его высоту, боковые пристройки лучше всего могли способствовать к утверждению стен храма. Сейчас мы увидим, что боковые пристройки имели укрепляющее значение для стен храма вовсе не своею высотою. Что представляли собою в частности трех-этажные пристройки вокруг храма? Неосновательно некоторые исследователи Михаэлис, Дерезер считали их открытыми галереями, возвышавшимися, одни на других, тремя ярусами. Библейский текст ясно говорит, что этажи делились на отдельные камеры, что этажи имели особые двери, чего нельзя сказать об открытой галерее. Здесь, вероятно, хранились сокровища дома Божия 3Цар.
Здесь могли храниться и те принадлежности древней скинии, для которых, как мы видели, некоторые воздвигали верхний этаж на самом храме 3Цар. Мало того, в древних свидетельствах указывается даже количество келий или закрытых камер всех трех этажей. Впрочем по этому вопросу находим у исследователей некоторое недоразумение. Свидетельство прор. Но это едвали согласно с тем значением, какое могли иметь при храме боковые пристройки. В таком случае между фундаментальною стеною боковых построек и стеною храма не будет никакого соприкосновения и боковые пристройки потеряют свое главное назначение — служить опорою стенам храма, потому что как только сокровищницы, они удобнее могли быть построены в другом месте, не заслоняя собою стен храма.
И вообще в древней архитектуре не употреблялись деревянные перегородки в таких массивных постройках. Да и трудно было бы подыскать назначение для образуемого с таким произволом лабиринта 100 келий. На этом основании мы полагаем, что указываемое у пророка Иезекииля и Иосифа количество келий 30 и 33 есть общее количество всех келий всех трех ярусов вместе, и что, следовательно, в каждом ярусе было только 10 или 11 келий См. В таком случае каждой келье, при 5 локтях высоты, можно дать длину вдвое большую, 10 локтей, и все еще между кельями будут оставаться такие промежутки, что в них можно будет поместить каменные стены по толщине равные стенам храма. Но есть еще другое свидетельство: в переводе LXX Иез. Принимая это свидетельство при распределении келий на плане храма, мы должны будем сократить их длину до 5 локтей, оставляя Рисунок 38.
План храма Соломона по Вогюэ промежуточные между келиями пространства все-таки равными толщине стены храма и занятыми не деревянными, а каменными стенами. Только в таком случае будет понятно, каким образом боковые пристройки могли служить для храма опорою особенно на случай землетрясения. В переводе Вульгаты Иез. Для большей ясности прилагаем здесь план стен храма и его боковых построек, сделанный в указанном смысле, из сочинения Пайллу: Monographic du Temple de Salomon, pl. Показанные на плане числа 1, 2, 3 и т. Буквы a, b, c, d, e, f, g, h, i, k суть 11 больших келий каждого этажа, указываемых прор.
Остальные камеры, неотмеченные буквами, не идут в счет, по своей незначительности. Буквы РРР указывают наружные стены боковых пристроек. Буквы HHH суть стены самого храма. Только по недоразумению к описанию этих комнат относили свидетельство 2Пар. Из дальнейшего описания храма будет ясно, что такое богатство могло быть только внутри самого храма. По описанию Иосифа Флавия, между камерами было сообщение, вероятно в виде узких проходов, в массиве поперечных каменных стен.
Несомненно, что в Рисунок 39. План храма Соломона по Вилляльпанду-Пайлу камерах были и окна. Что же касается общего главного входа в боковые камеры, то кн. Напротив нынешний еврейский текст 3Цар. Это масоретское чтение одни объясняли в том смысле, что нижний этаж действительно не имел прямого входа со двора, подобно нынешним подвальным этажам, а только спуск с среднего этажа Гринейзен ; другие указывали на то, что вход в нижний этаж мог сам собою подразумеваться и потому только не указан в тексте Мейер ; третьи полагали, что нижний этаж был изолирован от остальных и имел не внешний ход, а внутренний из самого храма Гирт, Тений. Но все эти объяснения нужно считать лишними после указанного нами исправления данного места в переводе LXX.
К этому нужно прибавить, что вход в боковые кельи мог быть только со двора, а не из храма, потому что стены храма не могли терять своей цельности для боковых ходов. Может быть, кроме южного хода, был еще другой, параллельный ему, северный, но также наружный, а не внутренний Иез. Мы сказали, что во всех камерах всех этажей были окна. Окна были и в стенах храма, в верхней их части, возвышавшейся над боковыми пристройками, между крышею храма и крышею боковых пристроек, впрочем только в первом отделении храма, а не во святом святых, куда не было доступа вещественному свету, так как Иегова благоволил окружить себя мраком для ветхозаветного общества 3Цар. По преданию, передаваемому бл. Иеронимом на Иезек.
По свидетельству талмудического предания Baba bathra 58:2 , у древних евреев было два вида окон: окна так называемые египетские малого размера и окна тирские большие. Какие окна предполагать в храме и его боковых пристройках? Что касается последних, то, если они, как свидетельствует Иезекииль, были, между прочим, местом приготовления священников к богослужению, они могли иметь более значительные окна, хотя и не настолько значительные, какими они представляются в реставрациях Пайллу. Самый же храм должен был иметь менее значительные или по крайней мере менее светлые окна. Если во святом святых был полный таинственный мрак, то во святом был полумрак 76. Уже постоянное горение здесь светильника не только ночью, но и днем показывает, что солнечного освещения здесь было недостаточно.
В противоположность более обыкновенным окнам, решетки которых поднимались или отворялись 4Цар. По объяснению халдейского парафраста, амбразуры окон храма были шире с внутренней стороны и уже с наружной 77. Но само собою понятно, что сравнительно небольшие отверстия, закрытые густою решеткою, и притом сделанные на высоте 25 локтей от пола, не могли давать большого света. Это были скорее отдушины, имевшие назначением выводить случайный угар от зажжения ламп или излишек кадильного дыма, чем вводить дневной свет. Поэтому пророк Иезекииль Иез. Утверждать, что окна были застекленные Lundins, 262:302 , нет никакого основания; не только стекло, но и слюда вошла в употребление гораздо позже.
И в нынешнем Иерусалиме большею частию окна не застеклены. Не менее произвольно доказывать, что окна храма снаружи защищались еще особенным навесом, образовавшим открытую галерею на крыше боковых пристроек, как это делает Пайллу. Конечно, для реставрации принятой Пайллу такой навес безусловно необходим, потому что иначе зимние дожди залили бы храм водою при тех огромных окнах, которые придумал Пайллу, с широкими трубообразно склоняющимися сверху вниз амбразурами. Точно также мы не считаем правильным расположение окон в прилагаемом виде храма Ширера Riehm, Bibl. Три окна верхнего ряда с левой стороны, соответствующие отделению святого святых, должны считаться разве мнимыми окнами. В действительности их не должно быть при том представлении о положении святого святых, какое мы составили.
Окна боковых пристроек расположены Ширером на основании гипотезы 90 келий при храме. Но уже эта, совершенно необычная у древних и даже невозможная при огромной величине строевых камней и толщине стены, густота окон решительно говорит против этой теории. Применительно к указанному нами выше плану расположения камер Пайллу, правильнее будет полагать по 6 окон в каждом ярусе продольных стен и по 3 окна в каждом ярусе задней стороны, полагая окно между каждыми двумя выступами, которые обозначены цифрами. Тем не менее приводимый нами здесь вид храма Ширера, Кейля, Тения и др. Можно сказать, что это — лучший из существующих видов Соломонова храма. Рисунок 40.
Как фронтовая и наиболее заметная для входящих во дворы храма, эта часть святилища была предметом особенной заботливости строителей храма. Впрочем сохранившиеся ее описания всё-таки не совсем ясны и вызывают много спорных пунктов, не говоря уже о том спорном пункте, который рассмотрен нами выше, в вопросе о высоте храма. Предполагая вполне решенным вопрос об измерениях притвора 20 локтей высоты, 20 локтей широты в направлений с севера на юг и 10 локтей глубины в направлении с востока на запад , посмотрим теперь, какой вид мог иметь притвор при таких размерах. Большею частию вид притвора исследователи определяют на основании 3Цар. Эти три ряда камней некоторые понимали о рядах лежащих один на другом, следовательно о высоте стены, которой потому давали около 4 локтей Мерц. На этой невысокой каменной части стены притвора одни предполагали деревянные перила или решетку из отвесно стоявших кедровых брусьев Мерц ; другие не предполагали никакой стены, и притвору, как и боковым трех-ярусным пристройкам, давали вид открытой галереи Мейер.
Но сличая многие другие библейские указания на притвор храма, мы приходим к противоположному заключению, что притвор был закрытою частию храма см. Пророк Иезекииль Иез. В описании пророка Иезекииля Иез. V, 5:4. Новейшие исследователи выводят разные заключения из самого существования этой лестницы. Особенно же присутствие этой лестницы подавало повод к сближению храма Соломонова с памятниками мидоперсидской архитектуры, отличавшимися высокими основаниями и цоколями Гринейзен.
Мы думаем однакож, что такие второстепенные части здания, как платформы, цоколи с лестницами, не могут характеризовать собою все здание и устанавливать сходство или несходство данного памятника с произведениями архитектур других народов 81. Ниже мы озаботимся показать действительное отношение архитектуры Соломонова храма к другим древнеязыческим храмам. Здесь же нам достаточно заметить, что возвышенная платформа для храма, как места Богоявления среди народа, могла иметь для себя достаточное основание в воспоминании Синая, с вершины которого Бог говорил Моисею. На входной широкой лестнице, ведущей к притвору, на несколько ступеней ниже грунта притвора, по ту и другую сторону лестницы, стояли одна против другой, на особых основаниях, две монументальных колонны, как видно из их довольно подробного описания в разных книгах 3Цар. Так как по поводу этих колонн существует ныне много споров и так как колонны в архитектурных памятниках считаются главными показателями вкуса и характера строителей, то и нам необходимо рассмотреть их подробнее. Колонны эти, носившие особенные имена, были отлиты из меди 82 не в Иерусалиме, а в Иорданской долине, в временной мастерской художника Хирама, в недре земли 3Цар.
На колоннах были капители 5 локтей. Таким образом вся высота той и другой колонны была 23 локтя. Такая мера колонн указана в кн. Напротив в кн. Паралипоменон толщина или окружность колонн вовсе не указаны, но длина или высота колонн увеличена до 35 локтей. Были разные попытки объяснения этого несогласия.
По одному объяснению, 35 локтей кн. Паралипоменон показаны как общая сумма всех тех частных измерений, которые даются в кн. По другому объяснению, число 35 в кн. По третьему объяснению, в тексте кн. Мы, с своей стороны, приходим к предположению, что разность в определении высоты колонн по книгам Царств и Паралипоменон могла быть следствием их положения не на ровной площади, а на самой лестнице притвора. Писатель кн.
Паралипоменон к высоте колонны прибавляет высоту самой лестницы от уровня окружавшего двора, а также особенные еще базы колонн, упоминаемые пророком Иезекиилем Иез. Царств указывает независимую и точную высоту одних только колонн. Не думаем, чтобы такого вида колонна могла отзываться специально египетским искусством, как некоторые думают, потому что в Египте такие колонны являются как крайняя редкость. Любопытно, что среди сохранившихся доныне памятников на месте ветхозаветного храма, в так называемых золотых воротах, есть пилястры с такими же углубленными линиями четырех пальцев ширины, сходящими вниз начиная от их коринфских капителей. Если согласиться с теми исследователями, которые относят эту отделку золотых ворот к ветхозаветному храму, то их желобчатые пилястры можно считать некоторым отражением того вида, какой имели центральные колонны храма. В позднейшем предании Евполем у Евсевия, «Praeparatio Evangelica» IX, 34 рассматриваемые колонны Соломона являются даже золотыми или обложенными золотом в палец толщины, что, при данной величине колонн, как вычислил Вилляльпанд, потребовало бы 5,758 талантов золота.
Но главную часть колонн представляли венчавшие их капители. Из прямого библейского свидетельства: «он сделал две капители, чтобы возложить их на головы колонн» 3Цар. Обыкновенно в самых капителях различают две отдельных части Рисунок 41. Капитель колонны храма Соломона по Вогюэ на следующих основаниях: а В 3Цар. Это якобы значит, что одна верхняя часть капители была 3 локтей высоты, а верхняя вместе с нижнею 5 локтей, б Указание на двухчастный состав капители находят в расположении ее орнаментов: плетеницы снурков или цепей, 200 гранатовых яблок и работы в виде лилии. Плетеница цепочек якобы образовала нижнюю часть капители 2 локтей, а лилия верхнюю 3 локтей.
На основании такого толкования сделано много реставраций Соломоновой колонны, между которыми обращает на себя особенное внимание приведенная на рис. Гагариным и друг. В самое последнее время такое представление капители несколько видоизменилось в сочинении Пэна, не переставая однакож по-прежнему оставаться двойственным в разграничении сетчатообразной и лилиеобразной части капители. По мнению Пэна, из двух капителей, лежавших на каждой колонне Соломона, большую величину, 5 локтей, имела нижняя сетчатая часть; напротив верхняя была меньше и имела не 3 локтя, а 4, каковая мера для капители указана 3Цар. Возможность двух капителей на одной колонне у Пэна примиряется тем, что нижняя капитель не была в собственном смысле капителью, и по размерам не отличалась от остального ствола колонны. Это были 5 локтей верхней части того же ствола, но отлитые отдельно и получившие особенное украшение в виде сетчатого пояса трех локтей ширины такая мера капители указывается 4Цар.
Особенно же Пэн сосредоточивает свое внимание на расположении 200 гранатовых яблок, которые у Вогюэ, как показывает приведенный сейчас рисунок, были расположены двумя рядами по сто яблок выше и ниже сетчатой части капители. По мнению Пэна, такое простое расположение гранатовых яблок невозможно, потому что хотя яблок для каждой колонны назначается 200, но они должны быть расположены так, чтобы наблюдающий колонну видел одновременно 96 яблок, как это требуется свидетельством Иеремии, Иер. После многолетних опытов и соображений Пэн пришел к такому объяснению. Возьмем, говорит он, сеть трех локтей широты с семью рядами квадратных клеток в тексте семь снурков , имеющих каждая 37 локтя в квадрате, и окружим ею цилиндр такого диаметра, какой имели колонны Соломона. На данном протяжении такая сеть будет иметь ровно 200 узлов или 200 встреч продольных и поперечных снурков, из которых она составлена. Если на этих 200 узлах растыкать 200 гранатовых яблок, назначенных текстом для каждой капители, то наблюдающий колонну будет видеть разом конечно не все яблоки и даже не половину их, но из каждого ряда продольных снурков сети будет видеть только 12 узлов с 12 яблоками из общего числа 25 яблок.
Но так как, при семи рядах квадратов, продольных рядов с яблоками было 8, то 12 умноженное на 8 даст 96 яблок. При этом требуется, чтобы гранатовые яблоки были больше своей натуральной величины и имели выпуклость 50,265 линий. В своем сочинении от 1861 года, говорит Пэн, я изображал клетки сети на капители в виде ромбов, но, после повторительных опытов, я нашел, что в таком случае из 200 яблок на 200 узлах сети наблюдатель видел бы разом не 96, а только 92 яблока. Только при квадратных клетках указанным выше способом можно видеть число яблок указанное в книге Иеремии. Впрочем, заключает Пэн, и теперь наблюдатель Соломоновой колонны, поставленной на свое место, не со всякого пункта мог видеть разом 96 яблок; таких пунктов во дворе храма можно было найти 13. Рисунок 42.
Колонна храма Соломона по Пэну Не можем отказать в уважении такому сериозному и дорого стоившему автору разъяснению, но принять его, тем не менее, не можем. Верхняя часть ствола его колонны, ничем не отличающаяся в своей окружности от всей нижней части ствола, не может назваться капителью потому только, что она обмотана сетью 86. Занявшись исканием 96 яблок, Пэн упустил из виду, что яблоки должны были располагаться при каждой капители не 8 рядами, а только двумя, в каждом ряду по 100 яблок. Далее Пэн, равно как и другие исследователи, неосновательно различают две капители на каждой колонне, и следовательно всего четыре капители, когда библейский текст 3Цар. Наконец, чем могут убедить нас Рисунок 43. Без всякого сомнения лилии Вогюэ и Пэна так же произвольны, как и их сети.
Мыслимое ли дело, чтобы первая, попавшаяся Вогюэ в Лукзоре или Карнаке, египетская капитель оказалась как раз капителью царя Соломона? Да и чем она напоминала лилию? Цветочная чаша лилии имеет лепестки глубже разделенные и вверху оканчивающиеся не таким искусственным полукругом. Расположение гранатовых яблок у Вогюэ, повидимому, сообразнее с текстом, чем Пэново, но и оно не может быть принято. Сто яблок в таком круге, если даже они будут непосредственно касаться одно другого, не могут быть шире 6 сантиметров. На той высоте, на которой они должны были помещаться по Вогюэ, они сливались бы для глаза в неразличимую нитку перлов.
VI делают ее ассиро-финикийскою, руководствуясь, главным образом, указаниями Штаде Greschichte des Volkes Israel, 1:332. В реставрации Перро и Шипие колонна Соломона имеет сфероидальную капитель формы встречающейся в Ассирии 87. Капитель украшается двумя поясами, криволинейными или дугообразными, усыпанными гранатовыми яблоками и имеющими вид фестонов; на местах встречи дугообразных линий помещаются в том и другом поясе по 4 дополнительных гранатовых яблока большего размера, так как в линиях того и другого пояса поставлено не 100 яблок, а только 96 соответственно Иер. В соединении же с 4 дополнительными яблоками тот и другой пояс имеют ровно 100 яблок. Так как яблоки расположены на изогнутой линии, то им можно было дать гораздо 60-лее крупные формы, чем какие показаны в реставрации Вогюэ. Место же между поясами является весьма удобным для расположения сетчатой работы капители.
Реставрированная в таком виде капитель, представляя из себя, с одной стороны, требуемую текстом 3Цар. Но эта капитель еще не имеет высоты 5 локтей. Подобно другим исследователям, Перро и Шипие к описанной основной капители прибавляют еще другую второстепенную или вспомогательную часть, но помещают ее не под главною частию, а на ее вершине, в виде полукруглого бутона, украшенного лепестками лотоса. Но и этого мало. В рассматриваемой реставрации преобразуется самый ствол колонны. Так как, говорит Перро, о капители замечено, что она выливалась отдельно, то нужно думать, что и громадный ствол колонны не был одно целое, но был вылит отдельными тамбурами, которые потом укладывались один на другой.
Места соединения тамбуров маскировались покрывавшими их металлическими поясами; в этом случае значение орнаментов получали и металлические головки гвоздей, прикреплявших пояса тамбуров. Но известен оптический закон, по которому горизонтальные перевязки уменьшают для глаза высоту колонны.
А крупнейший комментатор Торы и Талмуда Раши считает, что Храм чудесным образом спустится на землю уже в готовом виде. Некоторые комментаторы сочетают обе эти точки зрения: например, великий мудрец Саадия Гаон считает, что вначале народ построит Храм, а потом на него опустится Шехина, Б-жественное присутствие — ведь именно так это случилось во времена Моисея и царя Соломона. Джеймс Тиссо. Несложно догадаться, что место, столь святое как для евреев, так и для мусульман, давно стало причиной напряжения и даже вооружённых конфликтов. Территория Храмовой горы, известная мусульманам как Харам аш-Шариф, находится сейчас под суверенитетом Израиля, однако контролируется Исламским Вакфом, совместным палестинско-иорданским религиозным органом. В XX веке радикальные еврейские группы не раз пытались избавиться от мусульманских святынь, чтобы построить на их месте тот самый Третий храм. Так, в 1984 году службы безопасности Израиля остановили группу еврейских террористов, задумавших взорвать Аль-Аксу.
С тех пор власти внимательно следят за любыми попытками нарушить статус-кво. Согласно правилам Вакфа, евреи, желающие подняться на Храмовую гору, должны соблюдать ряд правил: не молиться, не преклонять колени, не танцевать, не петь и не рвать на себе одежду. Они могут находиться там только 4,5 часа в день. Тем не менее приверженцы немедленного строительства Третьего храма то и дело нарушают эти правила. Модель Первого храма, включенная в библейское руководство для учителей. Институт не стесняется выступать за то, что многие израильтяне считают радикализмом: заменить мечеть Купол Скалы новым еврейским Храмом. В штаб-квартире организации в Старом городе Иерусалима есть макет того, как будет выглядеть Храм. А на картине, представленной на выставке института, изображён новый план города: линия трамвая доставит жителей прямиком к Храмовой горе. При поддержке некоторых членов кнессета и археологов члены организации пытаются добиться расширения прав евреев на посещение Храмовой горы — в частности, возможности молиться и снятия ограничений по времени.
Представители института также пытаются тайно читать молитвы на Храмовой горе, считая, что это приблизит приход Машиаха. Пожалуй, их самый экстравагантный проект — интенсивные попытки вывести ту самую красную телицу, пепел которой можно будет использовать для очищения нечистых.
Об этом сообщает сегодня, 25 июля, портал "Гаарец". Предполагается, что на завершение проекта понадобится четыре года, а его бюджет составит 113 миллионов долларов. Размер сооружения у основания составит 126 на 104 метра габариты оригинального сооружения были заметно меньше. Высота достигнет 55 метров.
«Когда на Песах и Пасху проливается кровь, самое время строить Храм»
Царь Соломон обратился ко Господу с молитвой стоя лицом к храму (это вошло в обычай: где бы ни был израильтянин, он обращался при молитве лицом к храму). После освящения храма царем Соломоном, Слава Божия присутствовала в Святая святых в виде облака. Впрочем, это крайне вероятно, если процитировать Первую книгу Царств: «распоряжение о подати, которую наложил царь Соломон, чтобы построить храм Господень и дом свой, и Милло, и стену Иерусалимскую, Гацор, и Мегиддо, и Газер. ХРАМ СОЛОМОНА, культовое здание, возведённое царём Соломоном в нач.
Близ Иерусалима раскопали 3000-летний храм, противоречащий Библии
В святое святых первосвященник мог входить только раз в год в день очищения. Здесь находился ковчег завета. О размахе строительных работ можно судить по тому, что восемьдесят тысяч хананеев были бессменно заняты высеканием и обтесыванием камней в горах, а семьдесят тысяч человек — доставкой. Каждение в Святая Святых Ветхозаветный храм был прообразом тайн новозаветных. Когда пророки предсказывали будущую славу Христовой Церкви, они указывали на обширность и великолепие храма Соломонова. Например, в видении пророка Иезекииля изображается слава новозаветного храма под образами храма Иерусалимского см. Сам Иисус Христос, предсказывая Свою смерть и воскресение, указывал на Иерусалимский храм как образ храма Своего тела см. Храм Иерусалимский по отношению к Иисусу Христу был прообразом Его вочеловечения. Как храм устроен был по чертежу отца-строителя — царя Давида, — так воплотился Сын Божий согласно с волей Бога Отца.
Великолепие и богатство храма символически указывают на сокровища премудрости и разума в Иисусе Христе см. Освящение храма состоялось в седьмой месяц афаним еврейского календаря. Как и при освящении скинии, явилось облако — зримый образ славы Господней. Царь Соломон обратился ко Господу с молитвой стоя лицом к храму это вошло в обычай: где бы ни был израильтянин, он обращался при молитве лицом к храму. Во время освящения храма Соломон молился на медном амвоне высотой в три локтя, поставленном среди двора, воздев руки к небу и преклонив колени. Молитва царя была исполнена высоких чувств и твердого упования на Бога: Господи Боже Израилев! По словам преподобного Ефрема Сирина, многочисленные жертвы двадцать две тысячи крупного скота и сто двадцать тысяч мелкого , которые принес царь Соломон в день освящения храма, указывают на всемирную жертву Спасителя, которою Он освятил Свою Святую Церковь. О мудрости Соломона стало известно далеко за пределами Израиля.
Были разные попытки объяснения этого несогласия. По одному объяснению, 35 локтей кн. Паралипоменон показаны как общая сумма всех тех частных измерений, которые даются в кн. По другому объяснению, число 35 в кн.
По третьему объяснению, в тексте кн. Мы, с своей стороны, приходим к предположению, что разность в определении высоты колонн по книгам Царств и Паралипоменон могла быть следствием их положения не на ровной площади, а на самой лестнице притвора. Писатель кн. Паралипоменон к высоте колонны прибавляет высоту самой лестницы от уровня окружавшего двора, а также особенные еще базы колонн, упоминаемые пророком Иезекиилем Иез.
Царств указывает независимую и точную высоту одних только колонн. Не думаем, чтобы такого вида колонна могла отзываться специально египетским искусством, как некоторые думают, потому что в Египте такие колонны являются как крайняя редкость. Любопытно, что среди сохранившихся доныне памятников на месте ветхозаветного храма, в так называемых золотых воротах, есть пилястры с такими же углубленными линиями четырех пальцев ширины, сходящими вниз начиная от их коринфских капителей. Если согласиться с теми исследователями, которые относят эту отделку золотых ворот к ветхозаветному храму, то их желобчатые пилястры можно считать некоторым отражением того вида, какой имели центральные колонны храма.
В позднейшем предании Евполем у Евсевия, «Praeparatio Evangelica» IX, 34 рассматриваемые колонны Соломона являются даже золотыми или обложенными золотом в палец толщины, что, при данной величине колонн, как вычислил Вилляльпанд, потребовало бы 5,758 талантов золота. Но главную часть колонн представляли венчавшие их капители. Из прямого библейского свидетельства: «он сделал две капители, чтобы возложить их на головы колонн» 3Цар. Обыкновенно в самых капителях различают две отдельных части Рисунок 41.
Капитель колонны храма Соломона по Вогюэ на следующих основаниях: а В 3Цар. Это якобы значит, что одна верхняя часть капители была 3 локтей высоты, а верхняя вместе с нижнею 5 локтей, б Указание на двухчастный состав капители находят в расположении ее орнаментов: плетеницы снурков или цепей, 200 гранатовых яблок и работы в виде лилии. Плетеница цепочек якобы образовала нижнюю часть капители 2 локтей, а лилия верхнюю 3 локтей. На основании такого толкования сделано много реставраций Соломоновой колонны, между которыми обращает на себя особенное внимание приведенная на рис.
Гагариным и друг. В самое последнее время такое представление капители несколько видоизменилось в сочинении Пэна, не переставая однакож по-прежнему оставаться двойственным в разграничении сетчатообразной и лилиеобразной части капители. По мнению Пэна, из двух капителей, лежавших на каждой колонне Соломона, большую величину, 5 локтей, имела нижняя сетчатая часть; напротив верхняя была меньше и имела не 3 локтя, а 4, каковая мера для капители указана 3Цар. Возможность двух капителей на одной колонне у Пэна примиряется тем, что нижняя капитель не была в собственном смысле капителью, и по размерам не отличалась от остального ствола колонны.
Это были 5 локтей верхней части того же ствола, но отлитые отдельно и получившие особенное украшение в виде сетчатого пояса трех локтей ширины такая мера капители указывается 4Цар. Особенно же Пэн сосредоточивает свое внимание на расположении 200 гранатовых яблок, которые у Вогюэ, как показывает приведенный сейчас рисунок, были расположены двумя рядами по сто яблок выше и ниже сетчатой части капители. По мнению Пэна, такое простое расположение гранатовых яблок невозможно, потому что хотя яблок для каждой колонны назначается 200, но они должны быть расположены так, чтобы наблюдающий колонну видел одновременно 96 яблок, как это требуется свидетельством Иеремии, Иер. После многолетних опытов и соображений Пэн пришел к такому объяснению.
Возьмем, говорит он, сеть трех локтей широты с семью рядами квадратных клеток в тексте семь снурков , имеющих каждая 37 локтя в квадрате, и окружим ею цилиндр такого диаметра, какой имели колонны Соломона. На данном протяжении такая сеть будет иметь ровно 200 узлов или 200 встреч продольных и поперечных снурков, из которых она составлена. Если на этих 200 узлах растыкать 200 гранатовых яблок, назначенных текстом для каждой капители, то наблюдающий колонну будет видеть разом конечно не все яблоки и даже не половину их, но из каждого ряда продольных снурков сети будет видеть только 12 узлов с 12 яблоками из общего числа 25 яблок. Но так как, при семи рядах квадратов, продольных рядов с яблоками было 8, то 12 умноженное на 8 даст 96 яблок.
При этом требуется, чтобы гранатовые яблоки были больше своей натуральной величины и имели выпуклость 50,265 линий. В своем сочинении от 1861 года, говорит Пэн, я изображал клетки сети на капители в виде ромбов, но, после повторительных опытов, я нашел, что в таком случае из 200 яблок на 200 узлах сети наблюдатель видел бы разом не 96, а только 92 яблока. Только при квадратных клетках указанным выше способом можно видеть число яблок указанное в книге Иеремии. Впрочем, заключает Пэн, и теперь наблюдатель Соломоновой колонны, поставленной на свое место, не со всякого пункта мог видеть разом 96 яблок; таких пунктов во дворе храма можно было найти 13.
Рисунок 42. Колонна храма Соломона по Пэну Не можем отказать в уважении такому сериозному и дорого стоившему автору разъяснению, но принять его, тем не менее, не можем. Верхняя часть ствола его колонны, ничем не отличающаяся в своей окружности от всей нижней части ствола, не может назваться капителью потому только, что она обмотана сетью 86. Занявшись исканием 96 яблок, Пэн упустил из виду, что яблоки должны были располагаться при каждой капители не 8 рядами, а только двумя, в каждом ряду по 100 яблок.
Далее Пэн, равно как и другие исследователи, неосновательно различают две капители на каждой колонне, и следовательно всего четыре капители, когда библейский текст 3Цар. Наконец, чем могут убедить нас Рисунок 43. Без всякого сомнения лилии Вогюэ и Пэна так же произвольны, как и их сети. Мыслимое ли дело, чтобы первая, попавшаяся Вогюэ в Лукзоре или Карнаке, египетская капитель оказалась как раз капителью царя Соломона?
Да и чем она напоминала лилию? Цветочная чаша лилии имеет лепестки глубже разделенные и вверху оканчивающиеся не таким искусственным полукругом. Расположение гранатовых яблок у Вогюэ, повидимому, сообразнее с текстом, чем Пэново, но и оно не может быть принято. Сто яблок в таком круге, если даже они будут непосредственно касаться одно другого, не могут быть шире 6 сантиметров.
На той высоте, на которой они должны были помещаться по Вогюэ, они сливались бы для глаза в неразличимую нитку перлов. VI делают ее ассиро-финикийскою, руководствуясь, главным образом, указаниями Штаде Greschichte des Volkes Israel, 1:332. В реставрации Перро и Шипие колонна Соломона имеет сфероидальную капитель формы встречающейся в Ассирии 87. Капитель украшается двумя поясами, криволинейными или дугообразными, усыпанными гранатовыми яблоками и имеющими вид фестонов; на местах встречи дугообразных линий помещаются в том и другом поясе по 4 дополнительных гранатовых яблока большего размера, так как в линиях того и другого пояса поставлено не 100 яблок, а только 96 соответственно Иер.
В соединении же с 4 дополнительными яблоками тот и другой пояс имеют ровно 100 яблок. Так как яблоки расположены на изогнутой линии, то им можно было дать гораздо 60-лее крупные формы, чем какие показаны в реставрации Вогюэ. Место же между поясами является весьма удобным для расположения сетчатой работы капители. Реставрированная в таком виде капитель, представляя из себя, с одной стороны, требуемую текстом 3Цар.
Но эта капитель еще не имеет высоты 5 локтей. Подобно другим исследователям, Перро и Шипие к описанной основной капители прибавляют еще другую второстепенную или вспомогательную часть, но помещают ее не под главною частию, а на ее вершине, в виде полукруглого бутона, украшенного лепестками лотоса. Но и этого мало. В рассматриваемой реставрации преобразуется самый ствол колонны.
Так как, говорит Перро, о капители замечено, что она выливалась отдельно, то нужно думать, что и громадный ствол колонны не был одно целое, но был вылит отдельными тамбурами, которые потом укладывались один на другой. Места соединения тамбуров маскировались покрывавшими их металлическими поясами; в этом случае значение орнаментов получали и металлические головки гвоздей, прикреплявших пояса тамбуров. Но известен оптический закон, по которому горизонтальные перевязки уменьшают для глаза высоту колонны. Поэтому здесь необходимы были еще Рисунок 44.
Колонна Иахин по Шипие противоположные орнаменты в виде вертикальных линий, увеличивающих видимость колонны. Такими линиями на колонне являются длинные и тонкие стволы, опирающиеся внизу на растительные элементы в виде древесных корней, а вверху, под капителью, распускающиеся в цветочные чашечки. Между вертикальными линиями помещены еще орнаменты, часто встречающиеся на финикийских памятниках, так называемые palmette phenicienne. То и другое, пальметты и стволы, взяты из образцов финикийских, равно как и пьедестал, на котором стоит колонна.
По поводу этой колонны, реставрированной совокупными усилиями трех авторов, Штаде, Перро и Шипие, нужно сказать, что она имеет больше единства и цельности, чем колонны Вогюэ и Пэна, хотя ее основная мысль о неотделимости сетчатой работы от формы цветочной чаши не принадлежит названным реставраторам и взята ими у Винера В. Но кто же, знающий, что такое был ветхозаветный храм со стороны его богослужения, согласится принять эту искусственную реставрацию? При взгляде на эту колонну нам видится не лилия — символ жизни и духовной красоты, а надгробный памятник с погребальною урною. По всей вероятности финикийские элементы, из которых сложена эта композиция, взяты из древних гробниц.
Но при храме Бога Израилева не могло иметь места ничто напоминающее гроб или надгробный памятник. С другой стороны, длинные прутья вокруг ствола колонны не имеют для себя никакого основания в тексте. Между тем, если здесь необходимо было провести полосы, увеличивающие для глаза размеры колонны, то это гораздо удобнее было сделать применительно к разъясненному нами выше тексту LXX, в виде длинных каналов или углублений в стволе колонны. Наконец, сужение вершины колонны не есть оригинальная мысль.
Но Мерц имел при этом в виду некоторое кажущееся основание в тексте 3Цар. Но вершина колонны Перро и Шипие не имеет и кажущегося основания в библейском тексте. Неудачи всех описанных нами реставраций медных колонн Соломона имели две главных причины: а недостаточное разграничение в чтении библейского текста между тем, что непосредственно составляло самую капитель колонны и что хотя указано при капители, но не входило в ее состав; б произвольное перенесение в состав Соломоновой колонны разных случайных капителей, египетских или ассиро-финикийских, почему-либо обративших на себя внимание исследователей. До тех пор, пока не будут устранены эти причины, пока не будет ясно, при помощи древнего предания, понят библейский текст, касающийся колонн, и пока между развалинами самого иерусалимского храма не будет открыт образец капители, совпадающий с библейским описанием, до тех пор всякие попытки возобновить вид Соломоновой колонны будут напрасны.
Мы думаем, что в библейском тексте ничего не говорится о сетчатой части капители. Свидетельство, якобы относящееся к этой части, читается так: «сплетения плетеной работы, снурки в виде цепей он сделал для капителей, которые были на верху колонн, семь для капители одной и семь для капители другой» 3Цар. Где же здесь сетчатая капитель? Говорится о плетеной работе; но и толстый канат, да и всякая веревка есть плетеная работа.
Поэтому выражения: произведения плетеной работы и: веревки работы цепей совершенно тождественны. Снурки в виде цепей нельзя считать здесь элементами для какого-либо другого плетения в виде сети, потому что они названы в приведенном предложении уже на втором месте, следовательно, не как исходный пункт работы плетения. Таким образом, здесь говорится только о цепях, скрученных или сплетенных из многих составных нитей, представлявших вид толстых снурков. Что снурки не были как либо переплетены здесь в виде сети, ясно видно из того, что дальше указывается даже количество их: семь снурков дано для одной капители и семь снурков для другой.
Очевидно семью снурками нельзя было назвать сплетенную из них каким бы ни было образом сеть. Это, говорят, могло быть только в том случае, если они сами составляли часть капители. Нам представляется совершенно наоборот: о том, что само есть капитель или составная часть капители, никак нельзя сказать, что оно назначено для того, чтобы прикрывать капитель. Этим выражением несомненно плетеные работы противопоставляются капителям, как нечто совершенно стороннее.
Библейское выражение: покрывать не употребляется в значении нашего выводить фигуры; вместо: покрытый барельефами по-еврейски нужно сказать: наполненный барельефами, в Плетеная работа или снурки не могли входить в самую капитель, потому что они были сделаны только для капители, уже готовой или предполагавшейся готовою независимо от них 3Цар. Когда при колонне, имущей 35 локтей высоты, стоявшей независимо и уединенно, упоминаются цепи, и притом сложные, в виде плетеных канатов, то нам представляется самым естественным предположением, что они предназначались для неподвижного утверждения колонны на месте. Так как семь цепей, предназначавшихся для той и другой колонны, считаются как бы одним целым, одною цельною связкою цепей 3Цар. Поэтому уже можно было сказать, что связка цепей накрывала собою капитель, хотя это выражение никогда не может быть понимаемо здесь в строгом смысле, как понимал Винер, что капитель сначала была сделана в известном виде, а потом сокрыта под каким нибудь покровом в таком случае зачем же она была сделана?
Без всякого сомнения покрытием капители могло быть нечто а внешнее по отношению к капители, б на ней лежащее, в нечто осеняющее ее слегка, но не закрывающее от взоров зрителей 88. LXX толковников 3Цар. Прибавим к этому, что украшения в виде висящих на нитках шаров, яблок, страусовых яиц очень распространены на нынешнем востоке. Их можно встречать одинаково и в церквах, и в мечетях, и в синагогах.
Отделив таким образом то, что в библейском тексте указано независимо от капители, посмотрим теперь, какой вид библейские писатели и древнее предание дают Соломоновой капители. Книга 4Цар. Это выражение употреблено два раза ст. Других объяснений вида капители библия не дает.
Этот именно перевив цветочных лепестков и листьев пальмы Иосиф Флавий и считает тою сетью или сетчатою работою, которая была при колоннах. По крайней мере, кроме этой сети пальмовых листьев, Иосиф не полагает на капителях никакой другой сетеподобной работы. С объяснением Иосифа согласно и дальнейшее предание: одни еврейские толкователи видели на капители Соломона вообще древесные ветви Кимхи , другие пальмовые листья, третьи ветви тех дерев, которые евреи носили в праздник Кущей. Лигтфоот, на основании этих преданий, выводит такое определение Соломоновой капители: капитель слагалась из семи главных ветвей, которые переплетались побочными листьями и стволами Descr.
Templi XIII, 11. Хотя для таких переплетов листьев капители нет основания в библейском тексте, но приведенные предания правильно понимают текст в том смысле, что оставляют для капители уже одни растительные элементы. Но растительные элементы, указываемые Св. Где его искать?
По счастию библейские источники не оставили нас без руководства и в этом случае. Так как, указывая образец капители в уламе или притворе, текст не говорит, что здесь нужно разуметь исключительно притвор самого храма, как он называется в других местах ст. Впрочем это и само собою понятно, и едва ли кто либо станет доказывать существование разных типов капителей в Соломоновом храме. Кроме притворов храма, пророк Иезекииль указывает, и даже подробно описывает, притвор ворот или воротных башней во внешней ограде храма 40, 7 и дал.
Некоторые части этих воротных притворов сохранились до настоящего времени, и в одном из них, именно в притворе так называемых двойных ворот под нынешнею мечетью Ель-Акса, сохранилась древняя каменная колонна-монолит, 7 метров высоты и 1 метра том смысле, что оставляют для капители уже одни растительные элементы. Так как, указывая образец капители в Еламе или притворе, текст не говорит, что здесь нужно разуметь исключительно притвор самого храма, как он называется в других местах ст. Кроме притворов храма, пророк Иезекииль указывает, и даже подробно описывает, притвор ворот или воротных башней во внешней ограде храма Иез. Некоторые части этих воротных притворов сохранились до настоящего времени, и в одном из них, именно в притворе так называемых двойных ворот под нынешнею мечетью Ель-Акса, сохранилась древняя каменная колонна-монолит, 7 метров высоты и 1 метра 53 сант.
Вот капитель этой замечательной колонны. Рисунок 45. Капитель колонны под ел-Аксою По поводу этой капители граф де-Вогюэ высказал мнение, что она есть подражание коринфской капители, без завитков, такое же, как, например, капитель «башни ветров» в Афинах, и что потому она может принадлежать только реставрации храма Иродовой Le Temple de Jerusalem, 49. Сопоставляя образцы коринфской капители — с приведенною сейчас капителью монолита двойных ворот, мы однакож находим между ними резкое различие в самых существенных чертах.
Вогюэ ошибочно считает листья нашей капители листьями аканфа характеризующего коринфскую капитель. Верхний край листьев здесь не отделяется от вазы; выемки, разделяющие листья слишком резки и обличают произведение совершенно чуждое Греции. Листья возвышаются отдельными длинными отпрысками, во всю высоту капители, не имея при себе стеблей и ветвей менее высоких, окружающих их основание, как это бывает в коринфской капители. За то между листьями здесь виднеются другие листья, еще как бы не вполне сформировавшиеся, но совершенно такой же величины и гладкие, между тем как передние листья испещрены жилками и завитками.
Самая чаща или ваза капители слегка только расширяется вверху и имеет форму многоугольника, причем передние, отделанные листья занимают пространство между углами, а листья гладкие — самые углы. В таком виде коринфская капитель нигде не была известна. Между тем положение рассматриваемой колонны в подземном проходе иерусалимского храма не оставляет сомнения в том, что она сделана строителями этого самого храма. Первого или второго?
И так он принадлежит первому. Не признавая значительной древности за колонною и капителью под Ель-Акса, Пайллу отправляется путешествовать по Египту, ищет там капители подобной капители монолита под Ель-Акса, находит нечто повидимому подобное в развалинах Едфу и объявляет, что его находка должна быть поставлена там, где незаконно стоит капитель монолита, как представляющая действительный образец тех колонн, которые были в портиках Соломонова храма. Вот та, воспроизведенная по египетскому образцу, капитель, которая, по Пайллу, украшала портики Соломонова храма и по отношению к которой капитель монолита под Ель-Акса должна якобы считаться только дурною копиею. Капитель колонны портиков храма Соломона по Пайллу Но на этом Пайллу не останавливается.
Раз он находится среди египетских памятников, почему ему не поискать здесь другого специального образца для медных колонн Соломона. Таковой легко был найден в Есне. Он представлял следующий вид: Рисунок 47. Египетская капитель колонны в Есне по Пайллу Нужно сказать впрочем, что в основе такого выбора Пайллу лежало другое понимание библейской колонны, чем какое имели вышеуказанные исследователи, также искавшие образца Соломоновой колонны в Египте.
Тогда как Вогюэ выбрал египетский рисунок только для верхней половины капители, оставляя нижнюю в оригинальной сетчатой оболочке, Пайллу нашел египетский образец для цельной капители медной колонны. Мы видели, что Иосиф Флавий и некоторые представители иудейского предания плетеную работу библейского текста считали только переплетом растительных элементов в рисунке капители. Приведенная сейчас капитель из развалин Есне показалась Пайллу удовлетворяющею требованиям традиционного переплета стеблей и цветов, и он преобразовал ее в медную Соломонову капитель прибавлением еще двух рядов гранатовых яблок. Рисунок 48.
Капитель колонны Иахин по Пайллу Что сказать об этих операциях разыскания капителей и их преобразования в капители Соломона? Приготовившись, повидимому, удовлетворить обоим указанным нами выше условиям возможно правильного представления Соломоновой капители, автор неожиданно нарушает то и другое условие. Точкою отправления для суждения о Соломоновой колонне Пайллу берет действительную капитель, сохранившуюся на месте иерусалимского храма, но берет для того только, чтобы сказать, что эта капитель с своею колонною никуда не годится, что она не имеет никакого отношения не только к Соломонову, но и к Иродову храму, и что нужно искать другой подобной капители в Египте. Странный логический круг!
Если капитель под Ель-Акса не имеет никакого отношения к ветхозаветному храму, то она перестает быть и таким образцом, применительно к которому нужно было бы вести дальнейшие разыскания капители, и тогда капитель, найденная в Едфу, теряет всякое значение. Но этого мало. Пайллу описывает второй обратный логический круг, когда капитель, найденную в Едфу, преобразует чертами, взятыми из той же капители под Ель-Акса, чтобы сделать ее действительным образцом тех колонн, которые были в воротах и портиках Соломона. Автор чувствует, что египетская капитель слишком далеко отстоит от иерусалимского храма и вообще он старается держаться на строго догматической точке зрения и не допускать никаких иноземных заимствований для храма Соломонова; но в то же время и на площади иерусалимского храма он не видит ничего сохранившегося от его древних развалин.
Отсюда его постоянные перескакивания из Египта в Иерусалим и из Иерусалима в Египет. Что всего более удивительно, так это то, что, разыскивая капители в Египте, Пайллу успокаивает себя тем, что это все-таки не будет мешать представлению полной независимости Соломоновой колонны, так как найденные им в Египте капители не были образцами для Соломона, а, наоборот, копиями с его капителей 90. Давний прием Вилляльпанда! Повидимому соглашаясь с тем, что плетеной или сетчатой работы нельзя искать на самой капители, как это делали Вогюэ, Пэн, Перро и многие другие, предшествовавшие им, исследователи, Пайллу в заключение возвращается сам к той же плетеной работе капители, предполагая однакож, что под этой работой нужно разуметь не вторую часть капители в виде сетки, но сложную сеть сплетения между собою растительных элементов капители.
Значит ли это разрешать сложный узел капители предшествовавших исследователей? Если бы упоминаемый в библейском тексте переплет или сетчатую работу необходимо было относить к составу самой капители, тогда скорее всего нужно было бы согласиться с рисунком Вогюэ, потому что в этом переплете упоминаются снурки и цепи в определенном количестве, чего уже никак нельзя понимать о переплете стеблей и листьев в букете цветов. Правда, Пайллу мог основаться на Иосифе Флавии, у которого снурки и цепи впервые превратились в перевив стеблей и листьев. Но Иосиф Флавий не видел Соломоновых медных колонн и капителей, так как в храме Ирода их уже не было, и, с другой стороны, был проникнут заднею мыслию придать древнееврейскому искусству греческий характер.
То, что он описывает как медную Соломонову капитель, есть настоящая коринфская капитель с ее завитками и сложными перевивами стеблей и ветвей между основными листьями аканфа. Такой же прием в еще более сложном виде впоследствии употребил Вилляльпанд. Пайллу делает известный шаг вперед, сравнительно с Иосифом и Вилляльпандом, и перевивы греческой капители заменяет перевивами египетской капители, найденной им в Есне. Но в сущности это — одно и то же.
Мы думаем, что растительные элементы капители Соломона должны быть представляемы по возможности просто. Если в тексте указаны одни длинные листья лилии, то никаких других листьев нет надобности присоединять к капители. Поэтому, повторяем, капитель монолита в двойном проходе под мечетью Ель-Акса, в свой строгой простоте, есть лучшая модель для медных капителей Соломона. Повторяем также, что мы не видим никаких оснований отвергать мнение, решительно высказанное еще покойным Соси Voyage en Terre sainte, 2, 93:96 , что капитель монолита под мечетью Ель-Акса есть остаток первого иерусалимского храма и некогда принадлежала к системе тех колонн притворов, которые в библейском тексте по виду капителей поставлены в соотношение с медными колоннами Соломона: «капители на верху медных колонн были подобны капителям притворов».
Мы сказали, что описанные нами колонны стояли на лестнице, ведущей в притвор храма. За это последнее мнение высказался прежде всего Мейер der Tempel Sal. Вот основания, на которых названные писатели основываются: а Свидетельство 3Цар. Наконец е общее соображение, что капители на медных колоннах, по своему устройству, непосредственно отсылают к архитраву, лежавшему на них, и, следовательно, к потолку притвора, и что другого назначения подобная капитель иметь не может.
Но можно указать гораздо более имен таких исследователей, которые медным колоннам Соломона дают положение независимое от притвора. Сюда принадлежать следующие специалисты в истории искусства: Гирт d.
Храм был разрушен вавилонянами в первой половине VI века до нашей эры.
Позже на том же месте воздвигли Второй Иерусалимский Храм, который простоял до 70 года нашей эры и был разрушен римлянами. Стена плача, сохранившаяся до наших дней, является частью относившихся ко Второму Храму сооружений.
Когда пришло время строить Второй храм, евреи спроектировали его в соответствии с размерами Первого храма, включив лишь некоторые аспекты, прямо указанные в Книге Иезекииля. Aryeh Weiss. Существует и ряд других теологических препятствий. Так, на территорию Храма запрещено входить в состоянии ритуальной нечистоты.
А единственный способ стать ритуально чистым — это использовать пепел красной телицы, что сопряжено с определёнными трудностями: ведь красных коров в природе не бывает. Но, возможно, самая сложная на сегодняшний день проблема — размещение жертвенного алтаря, который должен находиться в очень конкретном месте. Согласно традиции, жертвенник должен быть установлен там, откуда была взята земля для сотворения Адама, где он впоследствии приносил жертвы Б-гу и где Авраам построил жертвенник для принесения в жертву Исаака. То есть на Храмовой горе.
И тут задачка со строительством заходит в тупик — ведь на Храмовой горе уже находятся важнейшие мусульманские святыни. Слово еврейским мудрецам После разрушения Второго храма и последовавшего за ним неудачного восстания Бар-Кохбы римляне дали провинции Иудее новое название Сирия Палестина, чтобы навсегда стереть память о еврейском присутствии. В IV веке эта территория отошла Византии, а в 638 году Иерусалим взяли арабы. На Храмовой горе была построена мечеть Аль-Акса и святилище Купол Скалы, которые находятся там и по сей день.
Потом Палестина была то в руках крестоносцев, то снова у арабов. Глядя на всё это, евреи диаспоры пришли к выводу, что о возвращении в Сион и строительстве Третьего храма остаётся пока только мечтать и молиться. Поэтому в Средние века большинство раввинов сошлись на мнении, что для восстановления Святого храма лучше дождаться Машиаха : ведь именно он займётся искуплением евреев и вернёт их на историческую родину. Маймонид учит, что Храм будет построен самим Машиахом и на самом деле это строительство будет одним из признаков того, что он действительно Машиах.
А крупнейший комментатор Торы и Талмуда Раши считает, что Храм чудесным образом спустится на землю уже в готовом виде. Некоторые комментаторы сочетают обе эти точки зрения: например, великий мудрец Саадия Гаон считает, что вначале народ построит Храм, а потом на него опустится Шехина, Б-жественное присутствие — ведь именно так это случилось во времена Моисея и царя Соломона.
Газета «Суть времени»
- Древние легенды об истории храма
- В Израиле найден храм времен правления царя Соломона
- Храм до Христа
- Близ Иерусалима раскопали 3000-летний храм, противоречащий Библии
- Как добраться до храма
- В Бразилии состоялось открытие «храма царя Соломона» (+фото и видео) |
Иерусалимский храм
София Премудрая. Храм Соломона воссоздадут перед концом света | Везде дается знать, что своим величием и красотою храм был обязан всесторонней мудрости царя Соломона, руководствовавшегося планом Давида. |
Утраченная святыня: о чем плачут у древней стены Иерусалима | это ритуал, восходящий к более чем 2500-летней давности, когда на том же месте стоял храм царя Соломона. |
Раскопки на Храмовой горе в Иерусалиме и доказательства существования Храма Соломона | Во время раскопок в Иерусалиме археологи обнаружили часть храма и артефакты, которые относятся к периоду правления царя Соломона. |
В Бразилии состоялось открытие «храма царя Соломона» (+фото и видео) | В 586 году до нашей эры царь Навуходоносор II захватил Иерусалим и сжёг храм Соломона. |
Древние легенды об истории храма
- Иерусалимский храм: место, где встречаются эпохи - Православный журнал «Фома»
- Расположение Храма Соломона в Иерусалиме
- Другие новости категории
- Археологи обнаружили дворец царя Соломона в Гезере
Древние легенды об истории храма
- Раскопки на Храмовой горе в Иерусалиме и доказательства существования Храма Соломона
- 20 любопытных фактов об Иерусалимском Храме
- Вопреки Библии? В Иерусалиме найден храм — современник храма Соломона | ИА Красная Весна
- Третий Храм Соломона построят... , и там, и где, и когда, никто не ожидал!
- Древние легенды об истории храма
- Храм, построенный Соломоном