По его словам, Кант положил начало немецкой классической философии, прокачал немецкую волю, одновременно отрезав ее от высших ценностей. Родоначальник немецкой классической философии Иммануил Кант родился 22 апреля в 1724 году в Кенигсберге (Калининград). Читайте последние новости на тему в ленте новостей на сайте РИА Новости. Участники дискуссионного клуба "Валдай" в рамках международного Кантовского конгресса провели.
Шольц попытался запретить Путину ссылаться на Канта
Эммануил Кант был сторонником идеи, что вечный мир может быть обеспечен посредством всеобщей демократии и международного сотрудничества. Читайте последние новости на тему в ленте новостей на сайте РИА Новости. Участники дискуссионного клуба "Валдай" в рамках международного Кантовского конгресса провели. Родоначальник немецкой классической философии Иммануил Кант родился 22 апреля в 1724 году в Кенигсберге (Калининград). После учебы в Высшем институте кинематографии Канте выпустил комедийную драму «Человеческие ресурсы» в 1999 году. 1804) - немецкий (прусский) философ. В рамках международного Кантовского конгресса в Калининграде инициаторы развития «Балтийской платформы» – ИМЭМО РАН, МГИМО МИД России, БФУ имени И. Канта при.
Иммануил Кант
Тот факт, что Кант до конца жизни оставался подданным Российской империи, говорит о выбранной философом политической позиции, отметил он. В романе так же не указывается суть доказательства Иммануила Канта. Канцлер ФРГ Олаф Шольц одарил мир бессмертным соображением: мол, власти России не имеют никакого права присваивать Иммануила Канта. Тот факт, что Кант до конца жизни оставался подданным Российской империи, говорит о выбранной философом политической позиции, отметил он.
Политолог объяснил, почему Шольц обвинил Путина в «присвоении Канта»
Ранее губернатор Калининградской области Антон Алиханов заявил, что немецкий философ Иммануил Кант причастен к мировому хаосу и конфликту на Украине. Ранее губернатор Калининградской области Антон Алиханов заявил, что немецкий философ Иммануил Кант причастен к мировому хаосу и конфликту на Украине. Все самое интересное и актуальное по теме "Кант Иммануил". Рассказываем о науке достоверно и доступно. РИА Новости. Ни одна другая страна не сделала больше, чем Россия, для увековечения памяти философа Иммануила Канта, а то, что сам.
Искусственный интеллект «оживил» Иммануила Канта в Калининграде
Собор и могила Иммануила Канта расположены на одноименном острове. Иммануил Кант — немецкий философ и один из центральных мыслителей эпохи Просвещения. 34-летний Иммануил Кант, уже имевший к тому времени докторскую степень и приступивший к преподавательской деятельности, как и все его земляки, присягнул. 34-летний Иммануил Кант, уже имевший к тому времени докторскую степень и приступивший к преподавательской деятельности, как и все его земляки, присягнул. Свежие новости из жизни Калининграда за сегодня. Термин «категорический» императив появился благодаря немецкому философу Иммануилу Канту, который разрабатывал концепцию автономной этики.
300 лет с Иммануилом Кантом: открываем музей Ночью
Боровским, Э. На русском языке пока издан труд только последнего, остальные работы планируются к публикации в этом году. Данные тексты, увы, несвободны от субъективизма. Вместе с тем они позволяют составить какое-то общее представление о Канте или как минимум о том, каким бы его хотели видеть друзья-богословы — все трое авторов были теологами. В этих биографиях Кант больше похож на какого-нибудь легендарного благочестивого мудреца, который родился сразу стариком. Отчего образ философа кажется немного плоским и тусклым. Он едва ли не раньше других вскоре после смерти Канта в 1804 году опубликовал анонимную брошюру, где представил своего коллегу по Альбертине не таким уж хорошим человеком, гражданином и ученым. С тех пор обе крайности в восприятии Канта сосуществуют, причем не только в биографической литературе, но также в научной и художественной. Друзья, враги и книги Реального Канта нужно искать где-то между крайностями идеализации и демонизации. Канта, который не сразу состарился, а до того ходил в школу, дурачился с друзьями, посещал театр и маскарады, прекрасно играл в бильярд и карты, умудрялся выживать на жалование домашнего учителя, много преподавал, конкурировал с коллегами и при этом совершал открытия — сначала в области естественных наук, а потом в философии. Именно такими поисками занимаются ученые, которые по крупицам собирают и критически оценивают данные о жизни философа.
В качестве примера можно привести биографии А. Гулыги «Кант» и М. Кюна «Кант: биография». При этом не стоит сильно переживать из-за каких-то нестыковок в разных источниках. С одной стороны, наука не стоит на месте. Появляются новые методы, открываются новые сведения, возникают новые интерпретации старых данных. С другой стороны, не так уж важно, в каком именно году Кант после окончания университета покинул Кенигсберг или где конкретно познакомился с семейством Кайзерлинг. В конце концов, он же не современный селебрити или блогер, у которого кроме биографии ничего нет!
Поэтому он злится, так как чувствует себя неполноценным. Видно, что у канцлера также растёт русофобия и бессилие», — отметил политолог. По словам Шольца, российские власти якобы стремятся «присвоить любой ценой» наследие философа. Представления Канта о мире якобы идут вразрез с позицией Москвы по конфликту на Украине. Пресс-секретарь губернатора Калининградской области Дмитрий Лысков заявил, что ни одна другая страна не сделала для увековечивания памяти Канта больше, чем Россия. Тот факт, что Кант до конца жизни оставался подданным Российской империи, говорит о выбранной философом политической позиции, отметил он.
В январе Путин назвал Канта великим мыслителем, чьи призывы жить своим умом актуальны и сегодня. При этом журналисты Die Zeit назвали Канта кёнигсбергским философом - по городу, в котором он родился, работал и похоронен Калининград, Россия. По словам немецкого канцлера, российские власти пытаются практически любой ценой присвоить Канта и его работы. На слова Шольца отреагировали в правительстве Калининградской области. Он также подчеркнул, что ни одна другая страна не сделала больше России для увековечивания памяти великого философа и его учения. Накануне, 22 апреля, в день рождения Канта президент России Владимир Путин направил приветствие участникам и гостям Международного Кантовского конгресса "Мировое понятие философии". Российский президент отметил неугасающий интерес к личности философа и его трудам.
В итоге Кант пришел к выводу, что философия должна вести к поиску ответов на главные вопросы жизни: 1. За этим должна была последовать четвёртая задача — «что такое человек? Кант никогда не был женат и, возможно, до конца жизни оставался девственен. Он не сторонился женщин, просто всегда был не уверен в силах обеспечить семью. А когда с деньгами стало хорошо, интерес к созданию семьи уже пропал. Кант был сторонником жесткого распорядка дня, он не терял ни минуты и создал для себя множество ритуалов. В его доме было только шесть столовых приборов, на прогулки философ ходил строго в одиночестве, считая, что холодный воздух при открытии рта плохо действует не суставы. Лекарства он считал вредными и никогда ими не пользовался, не доверяя медицине свое драгоценное тело, при этом изучая медицинскую литературу и находя у себя симптомы всех болезней. Знакомо, да? Иммануил Кант почти всю жизнь прожил без болезней, но за 4 месяца до смерти сильно сдал. Здоровье стремительно ухудшалось.
«Больше любых слов»: Шольцу напомнили о вкладе России в увековечивание памяти Канта
Кроме того, он принял «присягу российской императрице и до конца своих дней был подданным Российской империи». Несмотря на то, что Кант писал на немецком, отметил Климов, он преподавал полководцу Александру Суворову. Ранее 5-tv. В нем представлены более двух тысяч экспонатов, современные решения и новые экспозиции.
В своем телеграм-канале он написал : «Канта можно отдать Шольцу, а себе мы возьмем Гегеля, все равно современным либеральным немцам он совершенно не нужен».
Губернатор Антон Алиханов на Кантовском конгрессе заявлял : философ имел смелость размышлять самостоятельно, выходя за рамки навязанных обществом шаблонов и ограничений. В Германии, как и в России, по случаю 300-летия со дня рождения немецкого философа проходят научные мероприятия, посвященные этой дате. Родоначальник немецкой классической философии Иммануил Кант родился 22 апреля в 1724 году в Кенигсберге Калининград. В своих трудах он выдвинул гипотезы о существовании других галактик, образовании Солнечной системы из газового облака, а также доказал замедление суточного вращения Земли.
Он имел звание почетного члена Российской академии наук, в том числе за свои лекции по географии.
Иммануил Кант, не доживший десять лет до Венского конгресса, который после наполеоновских войн впервые попытался создать единую систему международных отношений, в которой можно усмотреть и влияние кантовских мыслей, выступил провозвестником многих идей. Так, ключевой особенностью его учения о правовом государстве является то, что оно основано на идее категорического императива — следуя которому и личность, и государство самоограничивают себя для достижения всеобщего блага.
По Канту личность и власть должны быть равноправными партнерами, заключившими договор о сотрудничестве и ответственности. Центральным субъектом учения Канта о правовом государстве является именно личность. По мнению философа, люди должны участвовать в установлении правопорядка посредством принятия конституции.
Именно под влиянием Канта и других философов Просвещения конституционные идеи затем охватили весь мир. Что касается трактата «К вечному миру», который структурно оформлен как договор между государствами-республиками , то, по сути, там можно усмотреть призыв к созданию своего рода мировой конфедерации.
Он добавил, что любой рачительный хозяин должен разобраться с полученным наследством, и сообщил, что русская мысль часто оппонировала Канту. Более того, губернатор Калининградской области предложил поразмышлять о том, что было бы, если бы Семилетняя война закончилась иначе и в итоге Восточная Пруссия стала бы нашей уже тогда. Очевидно, что для испытывающей серьезные реваншистские настроения Германии высказывания российского губернатора пришлись как серпом по известному месту. Тем более что немецких трофеев у РФ сейчас предостаточно. Недавно вот вывезли с поля боя слегка поврежденный танк Leopard 2А5.
Медведев: «Не ублюдочному подсвинку Шольцу рассуждать о нашем великом калининградце Канте»
Проект исторической реконструкции места обитания философа И. Канта, его жилища, улиц, по которым он ходил, облика домов, которые он наблюдал или посещал, имеет важное значение в ряду современного движения по воспроизведению бытовой и художественной культуры. Актуальность Приближающийся юбилей И. Канта стимулирует не только всестороннее изучение его научного наследия, но тщательность изучения различных сторон жизни, развенчания или подтверждения мифов, сложившихся вокруг философии — возможность апробировать и использовать инструменты современных цифровых технологий для создания экскурсий трехмерных моделей локаций, применимых с научной и образовательной деятельностью. Канта Востребованность И.
Почему история философии делится на «до» и «после» Канта?
И как учения философа помогут современному человеку бороться с фейками и информационными атаками? Гости: Александр Федоров, ректор Балтийского федерального университета имени Иммануила Канта, и Алексей Козырев, исполняющий обязанности декана философского факультета Московского государственного университета имени М.
Мол, в этом труде не найти практических рекомендаций по разрешению военных конфликтов современности, но стоило бы почерпнуть некоторые советы: «Тот, на кого напали, имеет право защищаться», и еще: «Настоящий мир всегда выходит за рамки простого прекращения огня и отсрочки боевых действий». Разумеется, Олаф Шольц прямым образом говорил о России и Украине.
Но вот уж что было совсем неожиданным, так это то, что немецкий канцлер запретил президенту Владимиру Путину ссылаться на Канта. Правда, откуда у господина Шольца взялось право что-либо и кому-либо запрещать, да ещё и главе другого государства — большой вопрос. Но над этим, видимо, придётся поразмыслить уже современным философам.
И вряд ли бы его хоть в какой-то мере заинтересовал мелкий в исторических масштабах конфликт двух государств — благо, Европа пережила их сотни. Но что действительно остаётся фактом — мало какое государство сделало столько же, чтобы увековечить память Канта и популяризовать его труды, как Россия. Кант родился, напомню, в Кёнигсберге, городке восточной Пруссии, сейчас это Калининградская область в составе Российской Федерации. И эта мысль, похоже, не даёт Олафу Шольцу покоя. А лучше бы книгу почитал, ей-богу. Того же Канта. Всё бы какая-то польза вышла.
Всё, что нужно знать о философии Канта
Основы категорического императива: Человек должен поступать в жизни по правилам, которые имеют силу закона, как для него, так и для других; Человек должен относиться к людям так, как хочет, чтобы они относились к нему; Человек не должен рассматривать другого человека как средство для извлечения личной выгоды. Теория Канта говорит нам о том, что человек, выбирая, как ему действовать, должен брать во внимание не только свои желания, но и общечеловеческие правила, которые являются для него безусловным повелением категорическим императивом. Вообще, взаимосвязь основ категорического императива в особенности, второй и третьей представляет собой базу отношений между социумом и человеком, между государством и его гражданином. Первая же основа является абсолютным нравственным требованием, состоящим в осознании человеком своего долга перед самим собой и другими людьми, основывающегося на свободной и разумной воле. Ведь любая вещь в мире, как говорит исследователь, обладает относительной ценностью; лишь только разумная и свободная личность ценна сама по себе. Мораль категорического императива содержит причину в самой себе, а не является результатом чего-либо. Философ возвышает её над миром, отделяет от множества жизненных связей и противопоставляет реальной действительности, ведь она говорит не о том, что есть на сегодняшний день, а том, как должно быть.
И настоящее уважение к личности — это нравственная основа морали и права. Но в реальной жизни это практически невыполнимо, так как в человеческой природе присутствует, как говорит Кант, «изначальное зло» — это эгоизм, стремление лишь к собственному счастью, себялюбие и т. Но, в любом случае, отличие категорического императива от любой подобной предшествующей теории заключается в том, что основа нравственности зиждется не только на счастье и пользе человека, но ещё и в требованиях его разума и принципе гуманизма, который наиболее ярко выражается в «золотом правиле» нравственности. В том значении, в котором «золотое правило» принято рассматривать сейчас, оно начало применяться в XVIII веке. Первоначально, ещё при первобытно-общинном строе, был так называемый обычай кровной мести, суть которого заключалась в идее равноценного воздания. Сегодня это кажется жестоким, но в то время именно кровная месть регулировала вражду между родами и обуславливала рамки поведения.
После того как родоплеменные отношения были разрушены, разделение людей на «чужих» и «своих» перестало иметь чёткую грань. Связи людей из разных родов по каким-либо причинам могли быть даже сильнее, чем внутриродовые связи.
Речь идёт не об ограничении познания природы или общества, а об ограничении претензий разума на познание метафизической реальности, которая принципиально недоступна познанию. Одним из важнейших разделов трансцендентальной диалектики является учение об антиномиях , т. Каждая антиномия состоит из тезиса и антитезиса, причём оба эти положения в равной мере доказуемы. Так, тезис одной из антиномий утверждает, что существует «свободная причинность», т.
Антитезис, напротив, утверждает, что нет никакой свободы, и всё совершается по законам природы. Антиномии кажутся неразрешимыми противоречиями, однако Кант полагает, что они вполне разрешимы, если учесть, что, кроме чувственно воспринимаемой реальности, существует трансцендентный мир «вещей в себе» и человек представляет собой не только явление природы, но и «вещь в себе». В таком случае антиномия свободы и необходимости вполне разрешима: человек как «вещь в себе» свободен, но он же подчинён необходимости как явление, природное существо. Все главные проблемы критической философии Канта сводятся к вопросу: «Что такое человек? В центре «Критики практического разума» — понятие чистого нравственного сознания, не признающего никаких иных побудительных мотивов поступков человека, кроме свободного от всяких предпочтений сознания долга. Это означает, что нравственное сознание, в силу своей автономии, свободы, независимо также от религии.
Такое воздаяние, как правило, неосуществимо в земной человеческой жизни. Но поскольку справедливость не знает границ во времени и пространстве, необходимо верить в загробную жизнь людей. Это доказательство, обосновывая разумность и необходимость религиозной веры, не утверждает, однако, что Бог и бессмертие души действительно существуют, ибо трансцендентное абсолютно непознаваемо. Всеобъемлющим нравственным законом является, по Канту, категорический императив безусловное повеление , который гласит: поступай так, чтобы максима т. Теория практического разума включает в себя и учение о праве, правовом государстве. Право является реализацией свободы члена общества, ограниченной лишь свободой других его членов.
Республика, принцип которой составляет разделение властей, — постулат чистого практического разума. Поэтому человек лишь постольку морален, поскольку он признаёт равенство всех других индивидов перед законом, отрицая тем самым любые сословные привилегии. Философско-исторические воззрения Канта непосредственно связаны с его философией права , т. В философии истории Канта придаётся первостепенное значение не только развитию нравственности и права, но и объективному «механизму» человеческой природы. Каждый индивид, сообразуясь только со своим разумением, неизбежно сталкивается с сопротивлением со стороны других индивидов. Это взаимное сопротивление характеризуется Кантом как антагонизм, становящийся движущей силой социального прогресса.
Кант отвергает убеждение Ж. Руссо , будто в предшествующем цивилизации «естественном состоянии» отношения между индивидами носили мирный, идиллический характер: «Люди столь же кроткие, как овцы, которых они пасут, вряд ли сделали бы своё существование более достойным, чем существование домашних животных... Поэтому да будет благословенна природа за неуживчивость, за завистливо соперничающее тщеславие, за ненасытную жажду обладать и господствовать! Без них все превосходные природные задатки человечества остались бы навсегда неразвитыми.
Следовательно, понятия о добре и зле перешли к человеку от бога, так как он единственно является их носителем. В нравственном сознании человека должна закрепиться идея о боге, как об идеале и нравственном совершенстве. Согласно определению, человек является главной нравственной ценностью. Бог же для него является нравственным идеалом для самосовершенствования. Учёный сформулировал свой закон так, чтобы он стал основой, на которой строятся человеческие взаимоотношения.
Этот закон и называется категорическим императивом. Основы категорического императива: Человек должен поступать в жизни по правилам, которые имеют силу закона, как для него, так и для других; Человек должен относиться к людям так, как хочет, чтобы они относились к нему; Человек не должен рассматривать другого человека как средство для извлечения личной выгоды. Теория Канта говорит нам о том, что человек, выбирая, как ему действовать, должен брать во внимание не только свои желания, но и общечеловеческие правила, которые являются для него безусловным повелением категорическим императивом. Вообще, взаимосвязь основ категорического императива в особенности, второй и третьей представляет собой базу отношений между социумом и человеком, между государством и его гражданином. Первая же основа является абсолютным нравственным требованием, состоящим в осознании человеком своего долга перед самим собой и другими людьми, основывающегося на свободной и разумной воле. Ведь любая вещь в мире, как говорит исследователь, обладает относительной ценностью; лишь только разумная и свободная личность ценна сама по себе. Мораль категорического императива содержит причину в самой себе, а не является результатом чего-либо. Философ возвышает её над миром, отделяет от множества жизненных связей и противопоставляет реальной действительности, ведь она говорит не о том, что есть на сегодняшний день, а том, как должно быть. И настоящее уважение к личности — это нравственная основа морали и права.
Но в реальной жизни это практически невыполнимо, так как в человеческой природе присутствует, как говорит Кант, «изначальное зло» — это эгоизм, стремление лишь к собственному счастью, себялюбие и т.
Прошло уже 300 лет со дня его рождения. Подумать только! Самая известная работа Канта - "Критика чистого разума" 1781 год. Интересно, сколько из читающих эти строки читали эту выдающуюся работу?
Кант придерживался идеи, что люди обладают сильной интуицией, интуитивный опыт он ставил выше знания. Размышляя о пределах истины и правоты каждого индивидуума, философ приходил к выводу, что никакой правоты не существует. Потому что истина - непознаваема. Он был уверен, что пространство и время — это просто «формы интуиции», которые структурируют весь опыт, а вечный мир может быть обеспечен посредством всеобщей демократии и международного сотрудничества, и что, возможно, это может быть кульминационным этапом мировой истории. Отец Иммануила - Иоганн Георг Кант был шорником, специалистом по изготовлению конской упряжи.
Мать - Анна Регина Рейтер умерла в возрасте 40 лет, когда мальчику было 14. Кант описывал своих родителей как честных, «нравственных и порядочных людей».
Собрались с мыслями. 300 лет Иммануилу Канту. В чем причины русского "антикантианства"? 25.04.2024
Что ж, это свойственно людям, привыкшим работать ежедневно, а думать о своих трудах постоянно. К странностям Канта относят и его манеру засыпать, обернувшись в одеяло, как в кокон, и произнося одно слово: «Цицерон». Имя римского оратора помогало ему благополучно уснуть. Но однажды — лет через 30 после прихода русских в Константинополь — Кант за обедом сказал очередным собеседникам-пруссакам: «Наши главные противники — русские». Впрочем, об этом мы знаем не достоверно, а только по записям свидетелей.
Сказано это было в то время, когда Пруссия была союзницей России, и наши страны вместе делили Польшу… Но вообще-то философ в отличие, например, от Гегеля политикой не интересовался. Хотя… В его книгах есть рассуждение о национальном характере. Он никогда не бывал в России как, впрочем, нигде, кроме Германии , но любил читать книги путешественников и географов — и делал выводы на основе прочитанного. Кант на картине Иоганна Готлиба Беккера 1768.
Фото: Wikimedia О жестком русском характере Он любил рассуждать о национальном характере. Но сперва нужно было доказать, что такой феномен вообще существует. И Кант утверждал, что тот, кто видел русскую армию, точно знает, что национальный характер — это не химера: ведь все русские солдаты как будто из одной закваски, примерно одинаковые на лицо, а по характеру — бравые, терпеливые парни. Он считал, что в России принято жестко воспитывать детей — и те, кто выживает, получают невиданную закалку.
Он сравнивал мягкотелых поляков с твердыми русскими. И, видимо, побаивался воинственных соплеменников Петра Великого. Кстати, Кант взял на вооружение одну русскую поговорку: «Гостя встречают по одёжке, а провожают по уму». Видимо, он слыхал ее от своих гостей или студентов.
Философ сетовал, что в России нет или почти нет самостоятельных мыслителей. Что ж, в те времена так считали почти все европейцы, да и наши соотечественники. Зато он придерживался высокого мнения о русских землепашцах. Они не ведали грамоты, не знали элементарной техники, но кое-чего добились.
По крайней мере, выжили. Русский крестьянин по Канту — это самоучка, который владеет разными ремеслами и может все сделать своими силами, будь то дом или телега. Он отдавал должное русской смекалке. Хотя, судя по своим студентам, считал, что из всех наук наши соотечественники могут ярко проявить себя только в математике.
Для занятия другими науками и искусствами русским, по мнению Канта, не хватает свободного полета ума. Он читал научные труды российских академиков — например, в исследовании одного из них было сказано, что в Калмыкии живут люди с мохнатыми хвостами. Кант поверил петербургскому ученому и воспользовался его информацией в одной из своих географических книг. Все-таки трудно писать о далеких странах, не покидая родного Кенигсберга.
Но Кант умел это! Кант с друзьями. Эмиль Дерстлинг 1859-1940. Фото: Wikimedia Поздние регалии Кант все-таки стал профессором — но это случилось через много лет после ухода русских из Кенигсберга.
Ему стали платить крупное жалованье. К философу пришла слава. Ученики открыто называли его гением, ловили каждое слово мэтра. Между тем, Кант постарел, стал терять зрение и, что было наиболее печальным для него, цепкую память.
В преклонном возрасте он не раз говорил, что потерял смысл к жизни. Он ждал смерти с тех пор, как понял, что больше не напишет ничего великого. Да и ученики говорили, что гений почти впал в детство и стал рассуждать, как ребенок.
В продолжение своего трактата в 1788 году Кант выпускает «Критику практического разума». Каждому, кто изучал в университете философию, известно о разделении учёным разума на теоретический и практический, о необходимости сдерживать теорию при доброкачественной культивации практики. Ещё более Кант в этой своей работе определил разум как основоположник познания в целом. Наконец, третья основополагающая философская работе Канта вышла в 1790 году, и получила название «Критика способности суждения». Здесь он окончательно подводит итоги своим мыслям, высказанным в двух вышерассмотренных трудах. Кант делит философию на практическую и теоретическую, в основе которых лежит не метод, а предмет познания; а также выделяет царство свободы и царство природы, каждое из которых обладает своими собственными законами, только первое — физическими, основанными на принципах естествознания, то второй — человеческой моралью и нравственностью. В этой же своей работе он выделяет фундаментальные способности человеческой души — к познанию, к желанию и к удовольствию; а также подводит базу под принцип целесообразности природного многообразия, подчинения его некоей закономерности. Кроме того, Кант выделяет такие важные для его философской школы виды способности суждения — эстетическую и телеологическую. Это далеко не полный обзор научного наследия Канта, мы прошлись лишь по самым известным его произведениям, составивших скелет кантианства — философского течения, последователи которого или же его образовавшихся в процессе ответвлений есть и по сей день. А его мысли нашли своё применение в философии науки, причём любой, даже той, которая выделилась как самостоятельное направление уже много позже смерти самого Канта. Конечно, реальные заслуги Канта намного шире. В частности, именно он первым среди классических немецких философов осмыслил необходимость существования университетов, а также как никто метко дал характеристику своей эпохе. Просвещение он характеризовал как выход человека из состояния своего несовершеннолетия, то есть из невозможности пользоваться разумом без помощи кого-то другого. Это был в высшей степени оригинальный мыслитель, которого ставят в один ряд по значению для с Платоном, Коперником или Ньютоном. Немалая его заслуга и в развитии педагогики, в своих работах он вывел собственные идеалы, цели и задачи этой науки, не потерявшие своей актуальности и по сей день. Научные заслуги Канта признавали и его почитатели, и его противники. Наверное, потому и задержалось его продвижение по карьерной лестнице, что было у него много завистников. Лишь в 1770 году он наконец стал профессором. Сам Кант никогда не церемонился со своими критиками, как среди коллег-учёных, обзывая их неспособными понять его лентяями, а их претензии — существующими только в их головах; так и среди власть предержащих и духовенства, которым не нравился излишний материализм учёного. Было немало людей, считавших его сумасбродом. Но всем приходилось мириться с масштабом личности учёного, который уже при жизни стал иконой для молодых философов во многих странах. На рубеже XIX века здоровье уже немолодого учёного пошатнулось. К тому времени он уже дважды избирался ректором Кёнигсбергского университета — в 1786 году и в 1788 году. Учёный реагировал на всё более прогрессирующие болезни в своём духе, жалуясь, что не знает, зачем и как ему жить, если он больше ничего не может принести в этот мир. Но, даже находясь при смерти, из-за деменции мало что соображая, он преображался на глазах, когда с ним пытались заговорить на научные темы, пытаясь вести диспуты с приходившими его навестить коллегами и учениками. Философ тихо отошёл в мир иной 12 февраля 1804 года. На похороны учёного пришли тысячи людей, одних только студентов были сотни — столь велик был авторитет Канта. Похоронили его у северной стены Кафедрального собора Кёнигсберга. Несмотря на все перипетии истории, в том числе разрушительные бои за Кёнигсберг 1945 года, могила сохранилась до наших дней, и является одним из мест паломничества в современном Калининграде. Кант в советской и российской науке Хотя сочинения Канта проникли в Россию ещё при жизни автора, достаточно долгое время массово они не издавались на русском языке. А в первые десятилетия Советской власти к нему стало иметь место довольно настороженное отношение, как и вообще ко всем классикам немецкой философии.
Уже тогда мог бы состояться русский философ Кант, как он повлиял на нашу мысль, на нашу культуру, и как она повлияла бы свою очередь на него. Сейчас мы находимся в центре мощнейшей когнитивной войны, где отчасти наш противник пытается прикрыться кантовским наследием». Мол, в этом труде не найти практических рекомендаций по разрешению военных конфликтов современности, но стоило бы почерпнуть некоторые советы: «Тот, на кого напали, имеет право защищаться», и еще: «Настоящий мир всегда выходит за рамки простого прекращения огня и отсрочки боевых действий». Разумеется, Олаф Шольц прямым образом говорил о России и Украине. Но вот уж что было совсем неожиданным, так это то, что немецкий канцлер запретил президенту Владимиру Путину ссылаться на Канта.
Опубликованные в трёх книгах тексты проясняют исторический контекст размышлений кёнигсбергского философа. Так библиографическую новинку охарактеризовала её ответственный редактор Нина Дмитриева. К выпущенному БФУ им. Канта трёхтомнику подготовлено ещё 6 томов приложений.