Новости что такое святки

# У православных христиан 7 января начались Рождественские святки. Тем, кому интересно подробно узнать «что такое святки?» будет любопытно ознакомиться с нашей статьей. Святки часто упоминаются в классической литературе, есть даже такое понятие «святочные рассказы». 5 января - 43112967184 - Медиаплатформа МирТесен. Святки изобилуют народными традициями, приметами и запретами, которые передаются из поколения в поколение и призваны привлечь удачу, здоровье и благополучие в новом году.

Что такое Святки? Традиции празднования

Святки в 2022 году: что за праздник, традиции и обычаи Христианская традиция празднования Святок имеет давние традиции: известно, что уже в IV веке в Греции христиане отдыхали и веселились две недели после Рождества.
Святки 2024 В традиции празднования Святок можно увидеть присутствие некоторых языческих ритуалов, таких как гадания и колядования в виде ряженых.
Что такое Святки? Традиции празднования | Аргументы и Факты Святки часто упоминаются в классической литературе, есть даже такое понятие «святочные рассказы».
Что такое Святки: традиции и можно ли в эти дни работать? Зимние Святки на Руси: обряды, история и что такое Большие Велесовы Святки.
Святки: история и христианские традиции В июне 2024 года отмечается народный праздник Семик, или Зеленые святки.

Святки — что это за праздник? История с традициями и обрядами

В 2023 г. начало Святок приходится на ночь с 6 на 7 января. рассказываем в этом материале. Период Святок совпадал с православным праздником Рождества Христова. На Святках мы встречаем или видим странную смесь обычаев из языческого обряда, смешанных с некоторыми христианскими воспоминаниями о Спасителе мира.

Откуда пошла традиция Святок

  • Святки. Записки этнографа — Русская вера
  • Богослужебные и уставные особенности периода Святок
  • Значение слова «святки»
  • Святки — что это за праздник? История с традициями и обрядами
  • Святки в 2024 году — история

Семик (Зеленые святки) в 2024 году: история и традиции праздника

Семь дней Рождества и Святки: почему важно веселиться правильно - Российская газета праздник христианский, к нему примешались немало языческих традиций, унаследованных от самых древнейших времен.
Святки в 2024 году: история, традиции, гадания С первой звезды в канун Рождества и до самого Крещения в России в течение 12 дней длятся Святки.

Святки — что это за праздник? История с традициями и обрядами

Девушки 18 января готовили специальную кутью и гадали на ней на замужество. Также в этот день заканчивались колядования и святочные гуляния. В этот день верующие готовят кутью и соблюдают строгий пост. Считается, что в праздник нужно избегать споров и ссор, а также отказаться от домашних дел и тяжелой работы. Алкоголь 19 января тоже под строгим запретом. На Крещение девушки проводили обряд красоты: умывались освященной водой, чтобы кожа была молодой и чистой. Народные приметы на Святки С древних времен народ замечал на Святки разные приметы, которые передавались из поколения в поколение.

Например, славяне верили, что если небо в ночь на 14 января будет звездным, то год будет богатым. Пасмурная погода и сильный снегопад на Крещение предвещали хороший урожай и плодородие. Также на Руси существовала примета, связанная с охотой. Делать это в период Святок было очень нежелательно. Считалось, что такого охотника весь год будут преследовать беды и мелкие неудачи. Люди стали православными, а название праздника сохранилось.

Наши предки верили, что в Святки ведьмы летают на шабаш, по улицам ночами ходит нечисть. По старинному поверью, в Святки души усопших людей на время оказываются в нашем мире. Для защиты от нечистой силы славяне в Святки рисовали крест на дверях и окнах. Колядование на Святки — это в первую очередь песнопения о Спасителе. Если хозяин дома не хотел щедро угощать колядующих конфетами и пряниками, что считалось, что ему не видать в ближайшее время хорошего урожая и денежного достатка.

Чем угощают во время Рождественских Святок Основная задача святочных угощений у православных христиан состояла не в насыщении — скорее, еда была символом праздника. На стол подавали пряники и пироги , а также традиционную кутью в Рождественский сочельник и Крещенский сочельник — это блюдо обычно приготавливали из цельного зерна пшеницы, ячменя, пшена с добавлением лесных ягод и меда. Зажиточные семьи могли приготовить кутью с изюмом и орехами. А еще гостей угощали узваром — напитком из сухофруктов, подслащенным медом. Январь — время, когда световой день начинает медленно увеличиваться. А потому в Святки обычно пекли блины, издревле считавшиеся символом света и солнца. Нередко перед Рождеством хозяюшки готовили печенье, называемое колядками. Форма у такой выпечки могла быть разная, но вот тесто всегда изготавливали пресное — из ржаной муки. Это угощение могли есть и с квасом, и с чаем, и со щами. Зачастую к святочному столу, начиная с 7 января, подавали жареного поросенка — его почитали символом грядущего плодородия и благополучия. В праздник могли употреблять и другие мясные деликатесы: баранину, дичь, рябчиков, гуся или курицу. Православные приходили к замерзшим водоемам, дабы окунуться в студеную воду — для этого во льду проделывали крестообразную прорубь.

Когда Русь крестили, то зимние гулянья были приурочены к Рождеству Сына Божьего. Но отказываться от своих привычных традиций славяне не стали. Поэтому в Святках тесно переплелись языческие обычаи и церковные уставы. Народные приметы праздника Хозяйки на Святки накрывали более богатый стол, чем обычно. За ним собиралась вся семья, иногда приглашали друзей. Но за столом вели себя сдержанно. Считалось, что излишний шум отпугнет удачу и достаток. На Крещение также следили за погодой. Приметы говорят, что теплый день предвещает плохой урожай. Если же в крещенскую ночь будет много звезд, то в следующем году можно ожидать хорошего приплода скота. Какие запреты на Святки нельзя нарушать Славянские праздничные дни были временем для отдыха и развлечений. Всю работу откладывали.

История святок такова… В первые века христианства Церковь знала лишь один праздник — Богоявление Крещение Господне — второе название. В данном празднестве воспоминались сразу два события из земной жизни Спасителя — Рождество Христово и Его Крещение. Позже, в IV веке, эти два праздника были отделены друг от друга. Рождество Христово переносится на 25 декабря по старому стилю 7 января н. Но так как в церковном сознании два праздника все равно сливаются в один, то двенадцать дней, их теперь разделяющие, считаются одним беспрерывным праздником. Точно так же, как сорок дней после Воскресения Христова считаются Пасхой до Вознесения Господнего, потому что Спаситель продолжал на земле являться своим ученикам. Праздник продолжается… Он не закончился 7 января в день Рождества Христова. К тому же отдание Рождества Христова происходит только 13 января н. Но даже и после этого рождественско-крещальные празднества продолжаются. Они фактически заканчиваются 18 января, когда в сочельник Богоявления полагается строгий пост. И завершаются в праздник Крещения Господня. Потому задача всех православных — праздновать. По возможности отложить все дела земные и стать причастным к этой великой тайне — появления Бога на земле для нашего спасения. В этот период поста в среду и пятницу нет — можно употреблять пищу животного происхождения.

Святки 2024: что нужно сделать, чтобы потом не выплакать все глаза

Зимние Святки на Руси: обряды, история и что такое Большие Велесовы Святки Период Святок совпадал с православным праздником Рождества Христова.
Рождественские святки: даты, история праздника, приметы и традиции Святки – один из самых веселых и древних праздников, который отмечается в России и других странах.

Святки. Записки этнографа

Действительно, Святки существовали ещё задолго до пришествия христианства на Русь. 2) почему-то Крещение Господне включается в период Святок, тогда как равный ему по степени торжественности праздник Рождества Христова – нет. На Святках мы встречаем или видим странную смесь обычаев из языческого обряда, смешанных с некоторыми христианскими воспоминаниями о Спасителе мира. Святки часто упоминаются в классической литературе, есть даже такое понятие «святочные рассказы». Рассказываем, как проводят Святки, что такое святочные гуляния, что можно и нельзя делать с 7 января до Крещения.

Святки: что это за праздник, традиции и обычаи

Когда начинаются и заканчиваются Святки Зимние Святки в христианской традиции начинаются 7 и завершаются 17 января каждый год. Читайте последние актуальные новости главных событий Сахалина на тему "Святки 2024: сколько продлятся, традиции, чего категорически нельзя делать" в ленте новостей на сайте праздник христианский, к нему примешались немало языческих традиций, унаследованных от самых древнейших времен. Святки начинаются в Сочельник, в ночь с 6 на 7 января. Зимние Святки на Руси: обряды, история и что такое Большие Велесовы Святки.

Святки: что это за праздник, традиции и обычаи

Они называются также святыми вечерами. Святить период между Рождеством Христовым и Богоявлением Церковь начала с древних времен. Указанием на это могут служить 13 бесед св. Ефрема Сирина, произнесенных им от 25 декабря по 6 января, а также слова св. Амвросия Медиоланского и св. Григория Нисского. Продолжительность Святок Какова продолжительность Святок? Когда они начинаются и когда заканчиваются? На эти, казалось бы, простые вопросы в церковной литературе даются разные ответы. Фактически существует 4 точки зрения на продолжительность Святок: I.

Зимние Святки: традиции Святки, пожалуй, самые неоднозначные праздничные дни, в которых тесно переплетаются языческие и христианские традиции, а корни уходят аж в VI век и, возможно, еще в более раннее время. Но давайте по порядку. Кстати, у славян есть еще и так называемые Зеленые святки. Святки или Святые вечера можно разделить на две части, до Нового года, и после. Период времени до Нового года так и называется — Святые вечера, а промежуток от Нового года и до Крещения — Страшные вечера. В пору двоеверия на Руси Святки так же делили на Святые и Страшные вечера. Другими были только даты. Святые вечера — самое сакральное время, время почитания Христа, празднование его рождения. Вечером 24 декабря заканчивался Рождественский пост, который длился сорок дней. К этому моменту шла особая подготовка, готовилось особое блюдо — сочиво канун, коливо или же просто — кутья. Люди накрывали на стол, собирались семьями, вспоминали события из жизни Христа, и так далее. Страшные вечера — время гаданий и ворожбы. По народному поверью Бог так был рад рождению сына, что разрешил в эти дни нечистой силе гулять по земле, отсюда и название. И раз уж вся нечисть в эти дни так близко к людям, самое время воспользоваться ее «помощью» в ворожбе, ну и, естественно, защититься. Отсюда обычай рисовать мелом кресты на дверях, дабы защитить свое жилище в эти дни. Святки — являлся самым любимым праздником на Руси, особенно для молодежи. Ну, еще бы! Время плясок, песен, колядок, гаданий, вечерних посиделок.

Что это за праздник, история и традиции празднования рождественских Святок. Обряды на Святки, народные приметы, что можно и нель... РЕН ТВ.

Маска не была обязательным атрибутом ряженого, как полагали некоторые авторы. Более того, в некоторых местах крестьянская этика запрещала употребление масок при сохранении традиции ряженья. Об этом свидетельствует, например, описание, относящееся к Зарайскому у. Рязанской губ. Это наблюдения крестьянина с. Верхний Белоомут В. Материал он собрал в 1880—90-х в бывших дворцовых с. Дединово, Любичи, Ловцы, Белоомут и др. Во время Святок девушки наряжались здесь старухами, стариками, солдатами, но маски не надевали, так как это считалось грехом. Таким образом, для части крестьянской молодежи с ряженьем была связана определенная религиозно-нравственная проблема: ношение масок нечисти в первую очередь, а также масок вообще и, наконец, любое переодевание — принятие несоответствующего своей сути образа — воспринималось как грех, требующий очищения в освященной воде. Молодежь из семей со строгим религиозным воспитанием совсем не принимала участия в карнавальной части развлечений. Ряженые обычно ходили не по дворам, как славильщики, а по домам. Праздничные песнопения и колядки ряжеными, как правило, не исполнялись. Зато ими давалось театральное представление, развернутое в большей или меньшей степени. Обойти стремились дома побогаче; «за потеху» выпрашивали угощенье. Тогда допускались но тоже в определенных рамках озорство, напористость, даже развязность. Человек под маской, да и просто в карнавальном костюме, на время праздничных обходов дворов как бы выводился за рамки обычных норм поведения не только в силу исполняемой им роли, но и на основе традиционного отношения к ряженым, как лицам, исполнявшим некогда особую функцию. Ритуальный характер этой функции исчез, но обособленность, право на исключительные этические мерки сохраняется за ряжеными и при выполнении чисто развлекательной задачи. Вдруг святочные посиделки в какой-нибудь избе прерывались внезапным появлением ряженых. В этих случаях ряженье могло носить особенно озорной и «отчаянный» характер: вбегали персонажи с рогами, хвостом, помелом. Или вот в Тюменском у. Усть-Ницынского нарядчики ряженые часто причиняли «много хлопот и девицам, и хозяйке вечерки. Например, толпа нарядчиков, почему-либо не благоволящая к известной вечерке, вздумает погалиться поиздеваться над нею: наберет в мешки снегу и придет на вечерку «мукой торговать» , среди комнаты высыплет мешков пять снегу и уйдет, а вслед за этой толпой прибежит другая «с рыбой», то есть со всякой дрянью в мешках, и, подобно первой, оставит ее на полу». В Пошехонском у. Ярославской губ. Хождение с «конем» означало в этой местности представление по избам сцен с многочисленными действующими лицами. Спектакль имел постоянный традиционный сюжет, но разнообразился импровизацией. В условленный момент в избу входили «полицейские чины», «десятский». Эта новая партия ряженых обвиняла первых в том, что конь уведен цыганами. Теперь наступало время для исполнителя роли цыгана показать свои актерские возможности. В Шуйском у. Владимирская губ. В таком варианте тоже подбирались постоянные персонажи, что позволяло разыгрывать сцены. Например, «барыня», «горничная» и «цыганка». Участницы обхода пели и плясали. Хождение молодежи на Святки по избам ряжеными отмечено также в Калужской Тарусский у. Широко бытовало на Святки представление молодежью «Царя Максимильяна». Местами ставились в деревнях и другие народные драмы, развитие которых шло через творческое усвоение сходных элементов из литературы. Репетиции пьес начинались за несколько недель до рождественских праздников. Участники представления, «прячась от постороннего глаза по овинам, ригам и баням, под руководством опытного товарища, обыкновенно фабричного или отставного солдата, разучивают свои роли. В то же время несколько искусников из разноцветной, золотой и серебряной бумаги приготовляют принадлежности костюма, мечи, ордена и пр. В Царевококшайском у. Казанская губ. Веселились «с вечера до утра». Бытовал постоянный набор святочных игр. В него входили: «Кострома», «столб», «цепочка», «товар забирать», «выскочка», «в короли», «мост мостить». Игра «в женихи» включала элементы кукольного театра и комедийной импровизации. Делали куклу — жениха. Двое водили «жениха» за руки — подводили сватать к разным девушкам. Девушки отвечали отказом, перечисляя отрицательные качества жениха. Острота игры состояла в том, чтобы сатирически «раскарить» жениха: «не пойду за него: он сопливый, старый, табак нюхает» или «у него матка злая — ведьма» и пр. При этом не боялись называть недостатки и реальных женихов, и их родни. Бойким девушкам игра давала богатые возможности проявить острословие или выразить затаенные обиды и претензии. В игровой импровизации, как и в некоторых других формах фольклора в причетах, например, или масленичных сценах , крестьянская этика допускала открытое выражение критических суждений, которое было бы сочтено оскорбительным при других обстоятельствах. Отдельные игры на святочных посиделках давали возможность ведущему или ведущей блеснуть остроумием и выдумкой, а часто и настоящим комедийным талантом. Эту функцию обычно выполняли определенные лица, имевшие уже соответствующую репутацию. Так, в игре «в пряхи» в центр избы выходила молодая женщина, которая «хоть кого рассмешит» и старалась своей импровизацией добиться смеха или улыбки каждого из присутствующих поочередно, собирая за это от участников игры фанты — шапки, опояски и пр. Многие игры сопровождались песнями, связанными с игрой по содержанию. Во всех играх, включавших поцелуи, парень и девушка, прежде чем поцеловаться, кланялись друг другу в ноги. Примечательной чертой игровой этики было также обращение молодежи друг к другу по имени и отчеству, когда назвать партнера требовалось самими условиями игры.

Святки 2023 года уже начались, что это за праздник и как его отмечают

Это было нормой, правилом. Например, к канун Рождества Христова 1855 г. Имена особ, сделавших пожертвования, будут напечатаны в "Ставропольских губернских ведомостях" и разосланы на особых листах по городу". Те, кто читал "Лето Господне" Ивана Шмелева, наверняка запомнили главу о Святках, где рассказано, как на время святых дней барский дом открывал свои двери для люда самого разномастного, странного. Странниками и нищими не только не брезговали, не чурались, нет! Их приход был как подарок - еще бы! Накормить нуждающегося, подать милостыню - значит, сделать вклад туда, в жизнь вечную, получить возможность купить себе будущее там, в Царствии Небесном, и даже больше, милостыня - своего рода откуп от грядущих страданий. Была в ходу поговорка: пост приводит к воротам рая, а уж милостыня их отворит.

Наверное, такой прагматизм и упрощение заставят кого-то презрительно поморщиться. И пусть! Эта упрощённость как раз не искажает сути, просто учитывает всегдашний прагматизм и эгоизм самого человека. Но, удивительно, душа даже самого завзятого скареда, из года в год учившаяся получать радость от того, что отдает, воспитывалась. И если человек ловил себя на том, что устыдился, пожадничав, был шанс, что на следующий год его душа могла вспомнить это жгучее чувство стыда. Вспомнить и вдруг, неожиданно даже для скупердяя, вырваться из пут жадности, вырваться и птицей воспарить от радости быть щедрым! С праздниками!

Для них на окно ставили блюдца с сочивом и узваром. Второй день Святок — Рождество В православной традиции Рождество — один из самых значимых и светлых праздников. Все верующие 7 января посещали храмы и славили Христа. Придя домой, православные готовили пышный стол, пекли калачи и фигурки из теста. А встречали Рождество непременно в светлой и новой одежде. Христиане устраивали пышное застолье, готовили праздничные блюда из мяса и звали много гостей.

Народные гуляния, проходящие 13 января, назывались щедровки. Традиции 14 января В ночь на 14 января, по традиции, празднуют Старый Новый год. На Руси в этот день старались избавиться от всего старого: ненужную одежду и другие вещи сжигали. А еще существовал специальный обряд: женщины брали три свечи и обходили с ними дом, чтобы прогнать все плохое и увести беды прочь. Православные верующие запасались крещенской водой и купались в проруби, чтобы очиститься от грехов и болезней. Девушки 18 января готовили специальную кутью и гадали на ней на замужество.

Также в этот день заканчивались колядования и святочные гуляния. В этот день верующие готовят кутью и соблюдают строгий пост. Считается, что в праздник нужно избегать споров и ссор, а также отказаться от домашних дел и тяжелой работы. Алкоголь 19 января тоже под строгим запретом. На Крещение девушки проводили обряд красоты: умывались освященной водой, чтобы кожа была молодой и чистой. Народные приметы на Святки С древних времен народ замечал на Святки разные приметы, которые передавались из поколения в поколение.

Традиция колядовать и щедровать на Святки тоже сохранилась. Колядуют обычно на Рождество, славя младенца Иисуса, а щедруют на Старый Новый год, то есть 13 января, с пожеланиями благополучия и радости. Если к вам пришли колядовать или щедровать, обязательно пустите ряженых на порог, угостите чем-то вкусным можно конфетами и мандаринами и если есть возможность, дайте немного денег. Гадания на святки Еще один сохранившийся со времен дохристианской Руси обычай - это гадать на святки.

Святочные дни считались наиболее благоприятным для гадания временем, поскольку стиралась граница между миром реальным и потусторонним, то есть можно было просить помощь у духов, чтобы узнать свою судьбу. В основном гадали на то, будет ли хорошим будущий урожай, ожидает ли человека долгая жизнь или смерть, а также на суженого - будущего мужа. Церковь считает гадания грехом.

Так как пост был уже окончен, на столе появлялись и мясные блюда. При этом общее количество угощений обязательно было нечетным. Иногда на стол ставили приборы для родственников, умерших в прошлом году. После Святок в деревнях обычно заключалось много браков. Дело в том, что сватовство было неотъемлемой частью праздничных гуляний. Для юношей и девушек святочные дни были одной из немногих возможностей провести время вместе без строгого надзора со стороны старших членов семьи. В последние дни Святок люди начинали готовиться к Крещению.

Для этого на замерзших водоемах делали прорубь в форме креста. По краям деревенские мастера украшали ее ледяными кристаллами и деревянными узорами. Святки в 2024 году — колядование Одной из главных святочных традиций на Руси было колядование. Дети и подростки сооружали шест со звездой и ходили по домам, распевая песни в честь Христа и Богородицы. Не забывали упомянуть и хозяев дома, прославляя их доброту и щедрость. За это юные исполнители получали пряники в форме зверей, монеты, угощения со стола или небольшие подарки. Люди верили, что колядующих нужно непременно угостить, иначе год пройдет неудачно. Святки в 2024 году — гадания На Руси также существовали различные святочные гадания. Рождественский, Васильевский и Крещенский вечера считались наиболее благоприятными для того, чтобы заглянуть в будущее. Больше всего людей интересовали темы, связанные урожаем и семейной жизнью.

Гадания были одним из главных развлечений для незамужних девушек, поэтому чаще всего гадали «на суженого». При этом церковь строго запрещала проведение любых магических ритуалов в дни Святок, но желающих узнать судьбу это не останавливало. Одним из самых простых обрядов было гадание с валенком или сапогом.

Новости по теме

  • История появления Святок
  • Святки в 2024 году: когда празднуют, приметы, обычаи, традиции
  • Что такое Святки? Традиции празднования | Аргументы и Факты
  • Рождественские Святки-2024: в каких числах, история, традиции и гадания: Общество: Россия:
  • Святки — что это за праздник? История с традициями и обрядами

Святки в 2024 году — история

  • Святки. Записки этнографа
  • Святки 2024: гадания, суть, традиции, что можно и нельзя делать
  • Святки — что это за праздник? История с традициями и обрядами
  • Церковное богослужение
  • У россиян начались Святки
  • Курсы валюты:

Семик (Зеленые святки) в 2024 году: история и традиции праздника

По той же причине лучше отказаться от тяжёлой работы в эти дни. Нельзя, по христианской традиции, и отказывать в помощи нуждающимся. Есть и другие, народные традиции, с православными обычаями не связанные. Так, например, в дни Святок запрещается пересчитывать деньги, особенно мелочь, иначе это привлечёт в жизнь нищету.

Вообще в Святки лучше финансами или новыми делами не заниматься, поскольку разгул нечистой силы сведёт на нет все усилия. Приметы на Святки В народной памяти сохранилось большое количество связанных со Святками примет, благодаря которым, как считается, можно узнать или изменить будущее. Так, по примете, если на Святки потерять вещь, это сулит убытки в будущем году.

А вот найти вещь, особенно какое-то ювелирное изделие, — к денежному изобилию. На Святки следует воздержаться от охоты — наши предки верили, что в это время леший может завести незадачливого охотника в непроходимую глушь. Считалось, что кто охотится на Святки, домой не вернётся.

Чтобы год прошёл хорошо и в достатке, на Святки нужно надевать только лучшие вещи, а чтобы в семье царили мир и любовь, нужно говорить друг другу только ласковые слова. Также не рекомендовалось выметать сор из избы — сделать это можно только в самом конце праздников, и то его нужно собрать, вынести во двор и сжечь. Так, по поверью, можно избавиться от горестей и тревог.

Фото: unsplash. Причина — всё в том же разгуле нечистой силы. Есть и много примет, связанных с погодой.

Так, если на небе видно много звёзд, или в дни Святок часто идёт снег, или на деревьях выпадает много инея — это говорит о том, что год будет богатым и сытным. Гадания на Святки Хотя церковь не одобряет гадания — не только в святочные дни, но и в принципе, — изжить эту традицию ей не удалось. На Руси гадали много — узнать своё будущее хотелось всем.

Особенно это касается незамужних девушек: в святочные дни они много гадали на суженого, на то, скоро ли произойдёт замужество и какая будет жизнь в браке. Кроме того, гадали и просто на будущее, желая узнать, что ждёт в грядущем году. Однако гадание было делом непростым и опасным, поскольку предстояло связываться с нечистой силой.

Что нельзя делать в Рождественские святки У праздничных дней, которые начались сразу после Рождества Христова, есть свои запреты. К примеру, в это время запрещены земные поклоны. В Рождественские святки не разрешается: Венчаться и жениться.

У язычников в проруби во славу Велеса или Сварога купаться могли только богатыри — смелые и отважные воины, защитники родной земли и народа.

Изгнание святок Для восточных и западных славян особенным был ритуал изгнания праздника Святки. Требовалось как-то логично завершить торжества, символически разграничить период гуляний и возвращение к обычному режиму жизни. На Украине для этого выносили на улицу Дидуха из хаты и сжигали его. Вместе с ним жгли мусор, накопившийся за время безделья. Такой обычай бытует также в некоторых русских областях, он сохранился до наших дней.

В славянской языческой традиции этот ритуал назывался проводами Велесовых святок. Обряд окончательно запирал распахнутые ранее двери меж мирами. Девятнадцатого января на Водокрес в доме собирался весь мусор и солома. Все это выносили на улицу и складывали на сани. Их возили по деревне, размахивая кочергами и ухватами, выкрикивая угрозы, стуча сковородками и горшками.

Пословицы и поговорки с упоминанием Святок Ясные дни на Святки — полные зерна амбары. Ленивый все Святки знает. На Святки женятся только волки. Мокрые Святки — голодный год. О чем открытому небу на Святки помолишься, то сбудется.

Когда прорубь в Святки полна воды — разлив будет большой, а урожай хороший. На Святки году начало — зиме середка. Рождественские гадания Зимние Святки — это время не только массовых гуляний и сытных кушаний. Этот продолжительный праздник был наполнен магическим, колдовским смыслом. От потусторонних духов в это время можно было получить не только ответы на тревожащие вопросы, но и разнообразные подарки: от пророчеств и предсказаний до вполне материальных предметов денег, еды, одежды и прочего.

Среди девушек распространенными были гадания. Самым известным является гадание по обуви. Девушка брала валенок и бросала его на дорогу. Куда «смотрит» носок, туда она и замуж пойдет. Сейчас такие обряды стали больше символическими, а вместо валенка часто используют сапог или ботинок.

Девки выходят на улицу после полуночи и спрашивают имя у первого встретившегося им человека. Считается, что суженый будет таким же красивым и богатым, как прохожий, и будет носить то же имя. Популярностью до наших дней пользуется гадание на воске, при котором обращаются напрямую к домовому, «хозяину» дома. В кружке над свечой растапливается воск. В миску наливается немножко молока.

Посудина ставится у порога и произносится специальное заклинание: «Домовой, хозяин мой, приди под порог попить молочка, поесть воска». После этого воск выливается в молоко. Далее смотрят, на что похожа получившаяся фигурка. Крест — к болезни, полосы — к путешествиям, звездочки — к успеху, человечек — к новому другу, а цветок — к замужеству.

Карамзина, Коляда был бог пиршеств и мира, и хотя по созвучию можно производить Коляду от римских коленд и других, но римские праздники этого названия были празднуемы во всех месяцах. А если находят, что наш рождественский праздник был сходствен с Янусовым, то причиной тому было, вероятно, не что иное, как влияние римского владычества над славянскими народами. Причём, конечно, каждый народ, усваивая и принимая чуждые понятия и верования, всегда ищет в них внешнего или внутреннего сходства со своими коренными понятиями и верованиями. Коледа у словаков означает благословение домов, которое у них бывает около праздника трёх царей, a koledowat — «благословлять» дома. Богемская История объясняет Коледу набожным обычаем хождения священнослужителей по домам с крестом и мощами о Рождестве Христовом, который был утверждён чешским князем Бретиславом в XI веке после изгнания колдунов и оборотней из пределов своего княжества.

Босняки, кроаты и другие славянские народы под Коледою разумеют подарок на Новый год. Тогда в римско-католических церквах раздавались народу сделанные из теста ясли, пелёнки и другие принадлежности к месту рождения Исуса Христа, что называлось Колендами. Римское духовенство, по свидетельству Боэция, именовалось от Colendo, Coledei и Coldei — Богочтецы, то есть ублажавшие Бога песнопением. Знаменитый переводчик Гомера, Гнедич, производит Коледу от греч. Наконец, от слова «колядование» произошло слово «колдование».

Коляда не упоминается у Нестора как божество в числе богов Владимировых; но св. Димитрий Туптала митрополит Ростовский в своей Четьи-Минеи упоминает о Коляде как о шестом боге, боге празднеств. Но, скорее всего, это — не божество, а праздник, который олицетворяют сказания и народные песни. Коляда в Южной и Западной Руси, собственно, канун праздника Рождества Христова, который известен на северо-востоке России под именем Авсеня, или Таусеня, а у литовцев известен под именем вечера колодок, или Блоккова, в который почти везде в славянском мире готовится из зернового хлеба каша и из пшена и плодов кутья, напоминающая индийский Перун-Монгол и Угады, во время приготовления которых по варению пшена угадывали жребий в наступающем году. Колядки в Малороссии, 1864 г.

Считают две коледы: Васильевская, накануне Нового года, и крещенская, накануне Крещения или водокрещей. Первая — богатая, а вторая — бедная или постная. В Малороссии коледою называется хождение с вертепом и звездою, сделанной из бумаги, и пенье виноградья известно под именем Коледы. Даже в Москве и в Петербурге до сих пор существует обычай славления ребятишками Рождества Христова целыми группами под предводительством старшего, несущего звезду с фонариком; после каждого славления притом поется в доме молитва, говорится: «С праздником хозяина поздравляем, здравия вам желаем» и прочее. Иногда нечто в более шутливом тоне.

Ныне в столицах обычай этот выводится, но было время, когда не принять так называемых христославов считалось за грех для домовладыки и оскорбление для христославов. Профессор Снегирев говорит, что под Москвою был обычай назвать сочельник «коледою» и в ночь на Рождество возить в санях девушку, одетую поверх всей теплой одежды в рубашку, которую и выдавали за Коледу; есть ли такой обычай и по сей час — не знаем. Есть предположение, что как празднование Коледы, так и ее имени перешло из Новгорода в Костромскую и другие великороссийские губернии в XV и XVI веках, чему свидетельствует старинная песня, которую в некоторых местностях поют о святках так: «Шла Коледа из Ново-города…» и проч. У румын Святки называются Керечуном, у Карпата-Россов — канун Рождества, то есть наш сочельник, а коледование — за празднование. При этом же названием Керечуна у русских назывался рождественский пост или филипповки, такое название поста Карамзин объясняет короткостью дней зимних.

Однако же, по замечанию профессора Снегирева, Карачун сходствует с сербским «карачити», то есть ходить, и с русским словом «корчить» что-либо или кого, кривляться. Потом еще есть догадка, неразрешенная, однако ж, ничем, — не имеет ли слово «корачун» какого-нибудь сходства с упоминаемым в Стоглаве чародеянии над корчагами. В Великороссии Святки, кроме славления по домам, сопровождаются наряжением в маски и костюмы с целью не быть узнаваемыми, а также загадываниями. Как гадания, так равно и наряжания в разные костюмы производятся вечером, а гадают часто по ночам. Маски известны от глубокой древности, еще в оргиях Бахусовых надевали личины, чтобы избавить себя от чарования.

Между греками и латинами в Средние века было мнение, будто в продолжение 8 дней после Рождества Христова дьяволы скитаются по земле и по наступлении разрушения их царства, изгоняемые в тревоге и тоске, рыскают по улицам в мрачном и огнезрачном виде, терзая, муча и увлекая встречных и поперечных. Переряженные, или святочники, умышленно представляют воплощенных дьяволов, и история Тюрпеня называет их личинами брадатыми, рогастыми и похожими на демонов. Один древний писатель объясняет силу отвораживания масок тем, что они своим стройным и нелепым видом удаляют очарование от самых лиц, которые их носят. Но так как маски, по объяснению Нантского собора, — личины демонов и оскверняют людей, посему те, кто рядился на святках, имели обыкновение очищаться купаньем в реках в день Крещения Господня. В Новгороде Святки известны под именем Окрутников, которые со второго дня праздника Рождества Христова до Богоявления ходили ряжеными по городу в те дома, где выставляемы были зажженные свечи на окнах, и тешили хозяев шутками, карикатурными представлениями, песнями и плясками.

В Тихвине о Святках снаряжалась большая лодка, которая ставится на несколько саней и возится несколькими лошадьми по городу. Верхом на лошадях, везущих лодку, сидели окрутники. Те же окрутники и святочники сидели в лодке, украшенной разноцветными флагами. Все эти поезжане бывали в костюмах и масках. В Тихвине ряженые назывались то окрутниками, то кудесниками, то куликами, то щеголями.

Во время поезда они пели, играли на разных инструментах и выкидывали разные штуки. Разумеется, ряженых сопровождали толпы народа, а зажиточные граждане потчевали этих ряженых вином и кушаньем. Иван Федотов. Ряженые В Новгородской и Вологодской губерниях Святки до сих пор называются кудесами, так как в летописях чародеи, колдуны, арби — кудесники и кобники, которые гадали и, вероятно, кудесили, как колдуны, кобенились, как шаманы. В Троице Псковской губернии Святки слывут «субботками».

Тогда незамужние дочери обывателей этого городка собираются у бедных вдов, которые делают к тому нужные приготовления: для посетительниц делают скамьи уступами от полу до потолка в виде амфитеатра, потом среди комнаты к потолку подвешивается большой фонарь из цветной бумаги, украшенный лентами и множеством свечей. По сторонам этой же горницы ставятся скамейки для мужчин. Девушки, как богатые, так и бедные, непременно считают долгом быть на этих вечеринках или субботках и для сего одеваются как можно чисто, сообразно своему состоянию. Когда девушки собрались все до одной из числа приглашенных, тогда ворота, до сих пор запертые, отворяются, и начинается прибытие холостых молодых людей.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий