Башкирские народные праздники. Праздник по-башкирски называется байрам. Башкирские народные праздники Праздник по-башкирски называется байрам. Участники и гости праздника смогли ознакомиться с бытом и традиционным укладом жизни башкирского народа в юртах, отведать национальные блюда минских башкир. На один день и только один раз за свою историю традиционный для башкир летний праздник превратился в зимние народные забавы. Сабантуй — национальный татаро-башкирский праздник плуга, символизирующий завершение весенних посевных работ.
Фольклорный праздник «Зимний Нардуган»
Главный приз лучшему наезднику Пермского края учредил глава региона Максим Решетников. Кульминация праздника - борьба на поясах куреш. Абсолютному победителю — «батыру» вручается главный приз праздника — баран. Горького начал проводить «гендер-пати» В Перми парк им. Горького запустил новую услугу - проведение «гендер-пати». Это торжественное мероприятие, на котором будущие родители и их гости узнают о поле ребенка. Обычно для этого предлагается масса вариантов для определения пола ребенка, начиная с шариков розового или голубого цветов, конфетти, начинок торта и т.
Идея таких вечеринок принадлежит блогеру Дженне Карвунидис — она первая устроила гендер-пати в 2008 году. В парке им. Горького будущие родители смогут узнать пол ребёнка по цвету Колеса обозрения.
В селе Шигаево по традициям празднования фольклорно-обрядового праздника Нардуган проведено открытие сельской ёлки.
Во время праздника гостей угостили горячими блинами и чаем, также играли в национальные игры, водили хоровод и пели песни.
Такой обряд прошел и в деревне Карамалы Иглинского района, в личном подсобном хозяйстве семье Зуфара и Резеды Даяновых. Сегодня у нас праздник, день свежего мяса. Мы проводим его ежегодно. Приходят не только односельчане, приходят родные, братья, сёстры и мы проводим этот обряд.
Мы проводим его ежегодно. Приходят не только односельчане, приходят родные, братья, сёстры и мы проводим этот обряд. Рафаил Шарафутдинов, житель села Карамалы Мы любим говядину, из-за этого говядину держим.
Мусульмане все делают из говядины: и пельмени, и манты, элеш, татарское блюдо, чтобы мясо кусками лежало на столе.
В Бурзянском районе прошел национальный праздник «Сабантуй-2023»
Сабантуй — национальный татаро-башкирский праздник плуга, символизирующий завершение весенних посевных работ. Культура и традиции. Главная Наша деятельность Новости В Бурзянском районе прошел национальный праздник «Сабантуй-2023». В давние времена Нардуган был главным зимним праздником предков современных башкир. Из национальных праздников башкир особым почетом пользовался сабантуй праздник плуга, который справлялся с языческих времен и сохранился до наших дней. Традиционные национальные праздники Существуют 5 основных праздников у башкир, которые празднуются как издревле и так в настоящее время: Ураза-байрам Данный праздник связан с религией мусульманства.
Традиционный районный праздник башкирской культуры «Йыйын»
Кульминация праздника - борьба на поясах куреш. Абсолютному победителю — «батыру» вручается главный приз праздника — баран. Горького начал проводить «гендер-пати» В Перми парк им. Горького запустил новую услугу - проведение «гендер-пати». Это торжественное мероприятие, на котором будущие родители и их гости узнают о поле ребенка. Обычно для этого предлагается масса вариантов для определения пола ребенка, начиная с шариков розового или голубого цветов, конфетти, начинок торта и т. Идея таких вечеринок принадлежит блогеру Дженне Карвунидис — она первая устроила гендер-пати в 2008 году.
В парке им. Горького будущие родители смогут узнать пол ребёнка по цвету Колеса обозрения. Если аттракцион засияет голубым цветом, родители ждут мальчика, если розовым - девочку.
Звучали народные башкирские песни, исполнялись национальные танцы.
Неподалеку проходили традиционные соревнования: бег с яйцом на ложках, командные соревнования на лыжах, бой мешками на бревне, бег с коромыслом и ведрами с водой и другие национальные забавы. По словам председателя молодежного крыла Башкирского этнокультурного объединения «Акбузат» Закира Бикмухаметова, изначально «Йыйын» проводился как собрание башкирских родов. В рамках празднования люди могут насладиться концертной программой Учалинской филармонии Республики Башкортостан, поучаствовать в спортивных состязаниях и принять участие в мастер-классах», — сказал председатель молодежного крыла. На мероприятии также присутствовали гости из регионов Казахстана, Башкортостана и России.
Тимур Аюпов прибыл из Барнаула для участия в круглом столе и празднования «Йыйын» по приглашению Башкирского этнокультурного центра «Акбузат». Вчера во время круглого стола сделал обширный доклад на тему «Проблемы самоидентификации и самоорганизации башкир Казахстана», где использовал статистические данные, сделал исторический обзор, как башкиры появились на территории Казахстана и Центрально-азиатского региона, какими были особенности формирования башкирского этноса. Мой интерес не праздный, а научный, потому что тема моего исследования - «Башкиры Центральной Азии». Из всех пяти Центральноазиатских республик именно в Казахстане и Узбекистане были созданы отдельные башкирские этнокультурные объединения.
Традиционно кукушкин чай - это коллективное чаепитие, сопровождающееся играми, песнями, плясками, гаданиями. Жители деревни собирались на чаепитие в определенном месте на берегу реки, на склоне горы , или каждая хозяйка устраивала угощение на лужайке перед домом. Считалось, что чем больше радушия окажет хозяйка, тем благополучней сложится год для ее семьи. Кукушкин чай так же, как и карга - туй, восходит к архаичным верованиям и обрядам, связанным с почитанием птиц и предков. Этот праздник мы проводили вместе с родителями. Мы выезжали за город. Проводили эстафеты, где родители соревновались с детьми, играли в башкирские национальные игры, пили чай с травами, ели выпечку, которую приготовили родители сами. Праздник щавеля. Этот праздник проводится весной.
Как природа подарила первую пищу. Этот обычай весны на первые плоды природы - щавеля. У человека тоже есть такое время, когда впервые появляется первый зуб, первое слово, первый шаг, впервые садится верхом на лошадь и т. Поэтому дикий лук, щавель, дикую редьку, борщовку когда весной впервые пробуешь, выражаешь благодарность природе. Башкиры благодарили Весну, Осень, Лето за те продукты питания растения , которые получали от природы. Так же "суп из дикого лука" и "дикой редьки" посвящены благодарению природы за первые растения для пищи. Если поешь первую зелень весны, то не болеешь. Шесть майских трав спасают от шестидесяти болезней; - говорили предки. Народ ценил пользу лекарственных трав, ягод, плодов деревьев которые дает матушка-земля, природа.
Крапива от сердечной боли, девясил от желудка, кора березы - от боли суставов. От голода, засухи и бедствий людей спасала природа, а в праздники природа радовалась вместе с народом. От завоевателей, войны - дети, старики, женщины спасались в лесах, степях и пещерах. Мать природа - Жива, ведь она растет, цветет, стареет, плачет, смеется, умирает, а потом опять растет. Этот праздник мы планируем провести в этом году совместно с родителями. Российская Федеративная республика является многонациональным государством, здесь живут, работают и чтут свои традиции представители многих народов, одним из которых являются башкиры, проживающие в Республике Башкортостан столица Уфа на территории Приволжского Федерального округа. Надо сказать, что башкиры проживают не только на данной территории, их можно встретить повсеместно во всех уголках РФ, а также в Украине, Венгрии, Казахстане, Узбекистане, Туркмении и Киргизии. Башкиры или как они сами себя называют башкорты - коренное тюркское население Башкирии, по статистическим данным на территории автономной республики проживает около 1,6 миллиона человек данной национальности, значительное количество башкир проживает на территории Челябинска 166 тысяч , Оренбурга 52,8 тысячи , около 100 тысяч представителей данной народности размещаются в Пермском крае, Тюмени, Свердловской и Курганских областях. Их религия - исламский суннизм.
Башкирские традиции, их быт и обычаи очень интересны и отличаются от других традиций народов тюркской национальности. Культура и быт башкирского народа До конца 19 века башкиры вели полукочевой образ жизни, однако постепенно стали оседлыми и освоили земледелие, восточные башкиры еще некоторое время практиковали выезды на летнее кочевье и летом предпочитали жить в юртах, со временем, и они стали жить в деревянных срубах или глинобитных хижинах, а потом и в более современных сооружениях. Семейный быт и празднование народных праздников Башкиров практически до конца 19 столетия был подвержен строгим патриархальным устоям, в которых еще в дополнении присутствовали обычаи мусульманского шариата. В системе родства прослеживалась влияние арабских традиций, которые подразумевали четко деление линии родства на материнскую и отцовскую часть, это было необходимо впоследствии для определения статуса каждого члена семьи в наследственных вопросах. Действовало право минората преимущество прав младшего сына , когда дом и все имущество в нем после смерти отца переходило к младшему сыну, старшие братья должны были получить свою долю наследства еще при жизни отца, когда они женились, а дочери когда выходили замуж. Раньше башкиры довольно рано выдавали своих дочерей замуж, оптимальным возрастом для этого считалось 13-14 лет невеста , 15-16 лет жених. Картина Ф. Рубо "Охота башкир с соколами в присутствии императора Александра II" 1880-е г Богатые башкорты практиковали многоженство, ведь ислам разрешает иметь до 4-х жен одновременно, причем существовал обычай сговаривать детей еще в колыбелях, родители выпивали бата кумыс или разведенный мед из одной пиалы и таким образом заключали свадебный союз. При вступлении в брак за невесту было принято давать калым, который зависел от материального состояния родителей новобрачных.
Это могли быть 2-3 лошади, коровы, несколько нарядов, пары обуви, расписной платок или халат, матери невесты дарилась лисья шуба. В брачных отношениях чтили старинные традиции, действовало правило левирата младший брат должен жениться на жене старшего , сорората вдовец женится на младшей сестре своей покойной жены. Ислам играет огромную роль во всех сферах общественной жизни, отсюда и особое положение женщин в кругу семьи, в процессе женитьбы и развода, а также в наследственных отношениях. Традиции и обычаи башкирского народа Основные празднества башкирский народ проводит весной и летом. Народ Башкортостана отмечает Каргатуй «грачиный праздник» в то время когда весной прилетают грачи, смысл праздника - это празднование момента пробуждения природы от зимнего сна и также повод обратиться к силам природы кстати, башкиры считают, что именно грачи тесно с ними связаны с просьбой о благополучии и плодородии грядущего сельскохозяйственного сезона. Раньше участвовать в гулянии могли исключительно женщины и подрастающее поколение, сейчас эти ограничения сняты, и мужчины тоже могут водить хороводы, кушать ритуальную кашу и оставлять её остатки на специальных валунах для грачей. Праздник плуга Сабантуй посвящен началу работ в полях, все жители селения приходили на открытую местность и участвовали в различных соревнованиях, они боролись, состязались в беге, скакали наперегонки на лошадях и перетягивали друг друга на веревках. После определения и награждения победителей накрывали общий стол с различными кушаньями и угощениями, обычно это было традиционный бешбармак блюдо из крошеного отварного мяса и лапши. Раньше этот обычай проводился с целью задобрить духов природы, чтобы они сделали землю плодородной, и она дала хороший урожай, а со временем это стал обычный весенний праздник, знаменовавший начало тяжелых сельскохозяйственных работ.
Жители самарской области возродили традиции и Грачиного праздника и Сабантуя, которые они отмечают каждый год. Важный праздник для башкир носит название Джиин Йыйын , в нем участвовали жители сразу нескольких селений, во время его проведения проводились различные торговые операции, родители договаривались о браке детей, проходили ярмарочные распродажи. Также башкиры чтут и отмечают все мусульманские праздники, традиционные для всех приверженцев ислама: это и Ураза-байрам окончание поста , и Курбан-байрам праздник окончания хаджа, в который обязательно нужно приносить в жертву барана, верблюда или корову , и Маулид-байрам славится Пророк Мухаммад. На данное время башкирская культура не особо популярно среди национальной молодежи, да и старейшины не пиарят старинные праздники. Но наша культура и праздники не утраченны, не забыты и не запрещенны. Это статья не предназначен только для башкиров и татар, мы должны знать и уважать историю своих соседей я буду очень рад если смогу заитересовать ее и другии национальности нашей не обьятной родины, ведь мы живем на одной земле и ходим под одной луной Краткая история башкир. Государственность башкир восходит к IX - началу XIII веков - к этому времени относится образование союза башкирских племен. В 1219-1220 годах земли Башкортостана вошли в состав империи Чингисхана. В середине XVI века башкиры добровольно вошли в состав Российского государства.
К этому времени они жили в составе Ногайской орды, Казанского и Сибирского, частично, Астраханского ханств. Процесс вхождения края в состав России не был одномоментным, он охватил несколько десятилетий и затронул ареал, намного превосходящий территорию нынешнего Башкортостана. Жалованные грамоты Ивана Грозного башкирским племенам стали основой их договорных отношений с царским правительством. Несмотря на то, что сами первичные документы пока не найдены и, возможно, не сохранились, они упоминаются в шежере родословных башкир, на них в течение длительного времени ссылались обе стороны. О национальных и традиционных праздниках. Башкирские национальные праздники 1. Наиболее древний башкирский праздник йыйын народное собрание. На народных собраниях решались вопросы мира и войны, уточнялись границы родоплеменных территорий, улаживались споры. Завершались народные собрания праздником.
На йыйын приглашались жители из других дальних аулов. Делалось это для установления дружеских отношений с другими родами, а также завязывания знакомств. У башкир брак внутри рода был строго запрещен, а знакомства на йыйыне позволяли выбрать невесту из другого рода. Праздник способствовал формированию в подрастающем поколении экологической культуры, развивал потребность общения с природой, познания реального мира, определял в какой-то степени положительное поведение люден в природе. Нардуган, в переводе с тюркского - начало нового года, с персидского - новый год. Этот один из наиболее ярких и красочных древних праздников приходится на первый день месяца фарвардина по древнеиранскому солнечному календарю, а по григорианскому на 21-22 или реже на 23 марта в 2009 году - 22 марта. В первый день года принято ходят друг к другу с новогодними пожеланиями, пляшут. Гостей хозяева одаривают мелочью, сладостями. Если в первый день нового года первым в дом зайдёт мужчина, - значит, год будет щедрым, благополучным.
Гостя обильно угощают, подают брагу, медовуху и т. Иске ян, а ел девушки загадывают на жениха. Записываются приметы: если в новогодний вечер много звёзд на небе, то хороши будут ягоды и домашняя птица: гуси, утки, индюки, куры. Кар хэуые за талой водой -отмечается в апреле. Бабушки рассказывают, что эта вода очень полезна, ее растирались до пояса, лицо, они верели что вода снимает нездоровье, колдовские чары.
Льётся дивная музыка в исполнении этно-инструментального проекта «Седой Урал». Пермь и зрители начинают аплодировать и пританцовывать. Праздник начался!
Сабантуй открывали дружно! Среди гостей - Михаил Шинкарёв , заместитель главы города, а также председатель краевой национально-культурной автономии татар Пермского края Халил Фарвазетдинов. Оказалось, Халил очень любит наш город: — С этим городом у меня связано очень многое, я в него был всегда влюблён, и думал, что лучше Березников нет города на свете. Я считаю березниковцев счастливыми людьми и желаю, чтоб Сабантуй принёс всем большую радость. Для Венеры Ряшидовны этот праздник важен: — Я хорошо помню, как в детстве с родителями мы ждали Сабантуй и вместе с мамой и папой приходили в этот день в городской парк. Помню бабушкин чак-чак, который у меня до сих пор не получается повторить. Березники — многонациональный город, на нашей земле живут и трудятся многие народы. Мы чтим традиции каждого из них и относимся к ним с глубоким уважением.
Вот и мы провели наш праздник!"БАШКИРСКИЕ НАРОДНЫЕ ЗИМНИЕ ИГРЫ"
Национальные праздники башкирского народа Йыйын. Программа праздника включала в себя научно-практическую конференцию “Северо-западные башкиры”. В завершение дня хозяйка дома угощает гостей традиционными народными блюдами приготовленными из свежего мяса.
В Аскинском районе прошёл народный праздник «Шэжэре байрамы»
Смотрите видео онлайн «Башкиры отметили свой национальный праздник — Йыйын» на канале «Зимний покровитель» в хорошем качестве и бесплатно, опубликованное 11 декабря 2023 года в 5:06, длительностью 00:02:45, на видеохостинге RUTUBE. Напрашивается только один вывод – башкирский народ обладает уникальной способностью радоваться и отмечать как религиозные, так и национальные праздники. С удовольствием посетила праздник Венера Мухатаева, представитель компаний, депутат Березниковской городской Думы по округу №12.
В Пермском крае на празднике «Барда-зиен» гости познакомились с культурой башкир и татар
Сабантуй – ежегодный народный праздник окончания весенних полевых работ у татар и башкир – обычно отмечается в июне. Напрашивается только один вывод – башкирский народ обладает уникальной способностью радоваться и отмечать как религиозные, так и национальные праздники. 6 июля 2019 года в селе Башкирское Канчерово прошел национальный обрядовый праздник «Йыйын» (народное собрание).
НАРДУГАН, праздник
В городе его отмечают ежегодно. Танцы, песни, игры, угощения для гостей и, конечно, выставка даров осени, ведь именно им посвящён национальный праздник Сумбуля. Все башкиры собираются, проводят конкурсы, а также корэш. А также отдыхают, они все лето работали», - говорит руководитель молодежного крыла автономии башкир Нижнекамск Карлугач Киреева.
На празднике много говорили о культуре и традициях башкирского народа, пестрили национальные костюмы, звучали традиционные музыкальные инструменты.
Однако у башкирского сабантуя наблюдаются черты древних праздников йыйынов, майданов, туев , проводившихся перед началом откочевки на летние пастбища, а также массовых общенародных, общеродовых собраний по решению важнейших вопросов. Современные сабантуи проводятся по советской традиции после окончания сева, как своего рода отчетно-итоговые мероприятия весенней посевной кампании, то есть утратили полностью свое сакральное значение.
Башкиры как народ представляли собой союз более чем 45-50 родов, состоящих из более мелких родовых подразделений, вплоть до кланов, связанных уже кровными узами. Сабантуй устраивался в каждом роде, в каждой деревне либо в одной наиболее крупной и главной для данного конкретного рода, так как на него съезжалась вся округа. За несколько дней до начала праздника дети и подростки объезжали верхом или обходили каждый дом в деревне, объявляя о предстоящем сабантуе и собирая подарки для участников будущих состязаний.
На собранные общиной средства покупались крупные призы лошадь, корова, бараны , свой приз мог выставить какой-нибудь зажиточный башкир бай или представитель начальства туря. Площадка для проведения сабантуя называется «майдан» у зауральских башкир сам праздник назывался «майдан» , она обычно выбиралась рядом с деревней на открытом месте. Призы в виде полотенцев и платков привязывались на всеобщее обозрение в центре майдана, привлекая людей для участия в состязаниях и для оценки мастерства девушек и молодых снох, которые их сшили.
Отдельно состязались кураисты, сказители сэсэны , певцы. Праздник начинался с утра и подчас затягивался до позднего вечера, а участвовало все население, вне зависимости от пола и возраста, социального положения. Каждому хватало место, каждому находилось состязание для проверки своих способностей.
Неподалеку в тени деревьев или возле устроенных шалашей, юрт готовилась еда на всех в больших казанах. Праздник завершался принятием пищи, люди рассаживались рядом со своими родственниками возле котлов, читали молитвы и желали благополучия в будущем, здоровья себе и тучности своему скоту, богатого урожая.
На сцене городского Дворца культуры пр. Для руководителей фольклорных коллективов был организован семинар, на котором докладчики и слушатели смогли поделиться опытом организации фольклорно-обрядовых постановок. Кульминацией фестиваля стал Гала-концерт Республиканского праздника «Ашкадар тандары», на котором были представлены самые яркие номера и отрывки из фольклорных композиций. Каждый коллектив показал местный фольклор, особенности народной культуры, систему знаний и быта своего региона. В программе приняли участие и профессиональные артисты Стерлитамакского государственного театрально-концертного объединения. Призовые места были распределены следующим образом: Гран при Заслуженный коллектив народного творчества РБ, народный фольклорный ансамбль «Асанай» рук.
Возрастная категория до 16 лет Лауреат I степени Образцовый башкирский фольклорный коллектив «Ак тирма» рук. Лауреат II степени Образцовый фольклорный ансамбль «Йэйгор» рук. Загитова Лилия Чулпановна , г. Кунакбаева Айгуль Закиулловна , Архангельский район. Возрастная категория старше 16 лет Лауреат I степени рук.
В привязке к Рождеству, это все же «рожденный от трупа», в данном случае от духа. Середина V века это нашествие гуннов Атиллы. Папа римский Лев встретился с Атиллой. О чем договорились неизвестно, но тот период отмечен появлением символа христианства креста до этого была перекладина, буквой Т , и закрепилось на 25 декабря Рождество. Те же гиксосы напавшие на Др. Египет в период разложения общества, ахейцы в Др. Греции, сельджуки, татаро-монголы и мн. Еще один праздник приходящийся на Нардуган это Новый год. На праздник принято срубать ель. Дерево считалось обиталищем черта, у башкир ен. Упрямый, капризный , настырный, гнущий свою линию человек енмеш. Аналогично английскому tartar — человек из ада, шайтан. Но ен у северных соседей коми — пермяков и коми бог, создавший людей, демиург. Странно было бы считать, что есть народ, который ведет родословную от черта. Дело в том, что такая путаница присутствует присутствует у многих народов. Бог одних, демон для других. Это все, чтобы пояснить, для чего рубили на Новый год ель. Слово елка заимствование, стоит в дательном падеже. Для чего — елка. Во избежание путаницы филологи решили записывать слово год - йыл, не ел. Чем больше омонимов, тем древнее язык. В этом ряду есть слова с тем же корнем: елан — змей, ел - ветер, йелен — вымя. Из последнего образуется имена Елена, Айлин, Эвелин и имеет значение «свет луны». Имя Айлин, произносится и как Эйлин — это бретонский вариант еврейского имени Авель Хевель , означающее «дыхание». Есть библейский персонаж Авель, убитый своим братом Каином. Исходя из башкирского языка объясняется проще. Кайын это береза, в греческом языке — семит. Ель - шыршы оса либо пес. При освоении новых земель под пашни хвойные леса выкорчевывались. Лес использовался как строительный материал. Но когда земля истощается, их забрасывает. И такие поля зарастают березняком, кое-где вперемежку койне. Хвойные леса легкие планеты. Так произошло с Сибирью. Перейдем к Нардугану. Также известен как демиург, сопоставляется с шумеро-аккадским Мардуком. Чередование "Н" - "М". Это явление присутствует у жителей Британии. Валлийцы пошли дальше и сменяют звук «д» на «л». И Нардуган приобрел форму Мерлин. У древних римлян Марс март. Вкупе с празднованием Нового года в этот ряд надо поставить и деда Мороза. Кстати, слово мороз имеет те же фонемы, что и марс и нард, а также мард. Теперь сравним Нардуган и Ен черт. Вначале рассмотрим уган в значении с блеклый, тусклый в сочетании с ен, получим выражение "силы зла поблекли". Это может быть показателем, что болота замерзли.
Башкирия волнения народа
Сейчас же дата отмечается, в том числе, как символ национального единства и культурных традиций татарского и башкирского народов. Народный (национальный) праздник Сабантуй в Башкортостане обладает официальным статусом. Национальный башкирские праздники: история, описание и традиции Древний тюркский народ, башкиры, смогли за свою многовековую историю сохранить многие. Звучали народные башкирские песни, исполнялись национальные танцы. Народный (национальный) праздник Сабантуй в Башкортостане обладает официальным статусом. Йыйын является наиболее древним башкирским праздником. Общественные собрания в праздничной форме, отражающие обрядовую культуру и общественные отношения, сложились у башкир-кочевников в недрах первобытно-общинного строя.