Многие страны по всему миру сталкиваются с ростом долгов и дефицитом, в то время как другие страны стараются выполнять свои обязательства по долгам, что. Долг европейских стран с начала года составил $32 млрд, что в три раза больше, чем за аналогичный срок в прошлом году, сообщает издание Bloomberg 25 данным издания, впервые за 10 лет три восточноевропейские страны — Польша ($9 млрд), Румыния ($6 млрд) и. Суммарный глобальный долг корпораций, домохозяйств, правительств и финансового сектора по итогам октября вырос до $307 трлн, подсчитали в Institute of International Finance.
Основное меню РБК Инвестиций
- Почему США могут позволить себе жить в долг у всего мира? |
- Debt Statistics
- Что такое госдолг и сколько задолжала Россия. Объясняем простыми словами
- Какие страны имеют самый большой госдолг? Инфографика
Список стран по размеру внешнего долга
По данным отчета, общий внешний долг государственного и частного секторов всех стран с низким и средним уровнем дохода достиг $9,3 трлн в 2021 году по сравнению с $8,2 трлн в 2019 году и $8,6 трлн в 2020 году. Внешний долг России по итогам 2022 года увеличился только перед Индией. Уровень общего долга всех стран, в который входят государственные и частные задолженности, составил в прошлом году $235 трлн, достигнув 238% мирового ВВП. Государственный долг к ВВП — это макроэкономический показатель, который рассчитывается как отношение величины государственного долга страны к её валовому внутреннему продукту (ВВП). 8 стран с наибольшим внешним долгом.
Государственный долг - Классация стран
Отметим, что ОЭСР фиксирует продолжающийся рост рынка «устойчивых» облигаций для экологических и социальных проектов. Как полагают в организации, заметно выросший рынок «устойчивого» долга теперь требует более детальной оценки его функционирования.
Список стран по внешнему долгу Материал из Википедии — свободной энциклопедии Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии , проверенной 2 декабря 2023 года; проверки требуют 3 правки. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии , проверенной 2 декабря 2023 года; проверки требуют 3 правки.
При этом он заявил, что мировой госдолг будет расти, однако неизвестно, "возобновится ли тенденция роста [общего] совокупного долга", в который, помимо прочего, входят и частные задолженности. В итоге мировой госдолг стал значительно выше и, по прогнозам, будет расти значительно быстрее, чем в прогнозах до пандемии", - указал Гаспар. Тем не менее, добавил он, "риск системной волны дефолтов по суверенному долгу остается низким". Государственным комитетом Российской Федерации по печати.
Эти займы в основном привлекало правительство для финансирования инфраструктурных проектов.
Последние становятся ценными активами — с равной или большей стоимостью, чем размер долга. Также в стране двузначная инфляция из-за высоких цен на импорт и нехватки иностранной валюты. Судан в затяжном кризисе из-за гражданской войны и военных переворотов.
Список стран по размеру внешнего долга
Госдолг России в 2022 году составлял 22,8 трлн рублей (324,4 млрд долларов), количество россиян — 146,5 млн человек. По данным Нацбанка, за первые три месяца текущего года объем внешнего долга страны увеличился на 1 млрд долларов и на 1 апреля составил 161,4 млрд долларов. Центробанк России опубликовал актуальные данные о размере госдолга страны. Мировой долг в настоящее время составляет 305 триллионов долларов, что на 45 триллионов долларов больше, чем до пандемии COVID-19, говорится в исследовании Института международных финансов (IIF). Структура госдолга США по странам. Согласно последним оценкам, суммарный внешний долг всех стран мира в 2023 году достиг величины 76,56 трлн долл., что составило 80 процентов мирового ВВП.
Мир пухнет: к чему приведет рост госдолга развитых стран
Внешний долг стран с развивающейся экономикой составил 38.333.662.870.418 долларов или 35,9 % от совокупного долга. Под спойлером таблица всех стран мира, отсортированная по отношению внешнего долга к ВВП (в процентах). Главная Новости Лента новостей Всемирный банк раскрыл, какие страны и сколько должны России. Внешний долг 50 крупнейших стран мира достиг 65 трлн долл» Элитный трейдер. В 2023 году общий суверенный государственный долг всех стран может достигнуть $97,1 трлн.
8 стран с наибольшим внешним долгом
В стране очень высокая инфляция, дефолты по внешним долгам и, как следствие, низкое доверие у иностранных кредиторов. Разберемся, что представляет собой внешний долг, почему он снизился, как это повлияет на экономику Российской Федерации и какая ситуация с госдолгом в других странах. К концу 2023 года госдолг страны увеличился до 210,5 миллиарда евро.
Экономисты IIF подсчитали сумму мирового долга
Сама по себе ситуация не была экстраординарной: обычно Конгресс просто одобряет очередное повышение лимита, и история продолжается. Такое было в истории США десятки раз. Но в прошлом году решение затянулось из-за споров между демократами и республиканцами. Повышение потолка госдолга должен одобрить Конгресс, нижняя палата которого Палата представителей контролируется республиканцами. Демократы, в их числе президент Джо Байден и министр финансов Джанет Йеллен, призывали конгрессменов поднять потолок без каких-либо условий. Республиканцы настаивали , что повышение лимита госдолга должно сопровождаться сокращением бюджетных расходов. Споры длились почти полгода, и все это время Минфин США не имел права выпускать гособлигации, то есть наращивать госдолг. Американская казна лишилась важного источника пополнения.
Ситуация осложнялась тем, что налоговые поступления в бюджет США весной 2023 оказались ниже прогнозов. Поэтому казначейство ввело «чрезвычайные меры» : например, были приостановлены взносы в государственные пенсионные фонды. Фактически Минфин США покрывал бюджетные расходы за счет текущих налоговых поступлений и остатков со своего баланса. Но самое главное: денег могло не хватить на важнейшую статью бюджетных расходов — на обслуживание госдолга на купоны держателям бондов и на погашение облигаций в срок , тем более что процентные выплаты держателям облигаций в 2023 году существенно выросли.
Благоприятная послекризисная среда открыла облигационные рынки для более широкого круга эмитентов, включая государства и компании с низкими рейтингами. На США будет приходиться примерно половина этого долга, что вдвое больше, чем в 2008 году. При этом прогнозируется снижение в Японии, Португалии и Испании.
По его словам, часть должников перед компаниями из санкционных списков могла попросить отсрочки из-за рисков вторичных санкций в случае платежей в адрес подсанкционных предприятий. Часть отсрочек и переносов может быть связана с ухудшением положения заемщиков России, например, Белоруссии , из-за шоков энергетических и продовольственных цен. Согласно отчету, по итогам 2022 года 14,5 млрд рублей Россия получила по межправительственным соглашениям о предоставлении государственных экспортных кредитов в качестве оплаты товаров, работ, услуг , еще 14,1 млрд рублей — по соглашениям о предоставлении иностранным заемщикам государственных финансовых кредитов. Эффект санкций прежде всего выражается в нарушении платежной инфраструктуры, которое затрудняет обслуживание долгов перед Россией, указывает экономист по России и СНГ ИК « Ренессанс Капитал » Софья Донец.
Однако по опыту прошлого года видно, что эти проблемы решаемы. Россия и так не предоставляла большие средства тем государствам, которые сейчас считаются недружественными. Поэтому трудности в сфере платежной инфраструктуры и платежных возможностей — временная история, не означающая, что должники хотят разорвать финансовые отношения с Россией, — констатирует она. Об этом говорится в опубликованных в марте 2023 года материалах о реализации плана-графика мероприятий Министерства финансов по выполнению документов стратегического планирования за 2022 год.
Как пишет РБК со ссылкой на этот документ, в 2021 году проценты по государственным кредитам, предоставленным Россией правительствам иностранных государств и их юридическим лицам, составляли чуть более 52 млрд рублей, в 2020-м - более 64 млрд рублей. Из-за санкций Россия получила вчетверо меньше по долгам других стран В документе Минфина отмечается, что некоторые иностранные заемщики не выполнили запланированные переводы из-за санкций. После начала российской военной операции на территории Украины американское Министерство финансов запретило проводить операции с Центробанком , Минфином и Фондом национального благосостояния России. На 2023 год за правительством в Бюджетном кодексе закрепили право использовать механизм уступки прав требований по долговым обязательствам.
Уступка прав требований фактически их продажа может быть реализована в пользу юридических лиц, ведущих деятельность на территории страны-должника и не попавших под санкции. Власти смогут таким образом быстро принять решения, необходимые для обеспечения поступления в федеральный бюджет задолженности иностранных государств перед Россией. По мнению директора Центра исследования экономической политики экономического факультета МГУ Олега Буклемишева, взыскание госдолгов требует политических усилий, а Россия в нынешних условиях «не оказывает политического давления на «дружественные» страны». Оценивая возможный механизм уступки долговых требований, Буклемишев допускает, что препятствием для его реализации могут стать условия кредитных соглашений, прямо запрещающие подобные действия.
Однако саму схему он считает жизнеспособной.
Отмечается, что суммы в счет основного долга стали минимальными с 2012 года, когда по межгосударственным кредитам было направлено 25,3 млрд рублей. В 2021 году долги выплатили на сумму 114 млрд рублей, в 2020 году — на 117 млрд рублей. Экономист Bloomberg Economics по России и Центральной и Восточной Европе Александр Исаков объяснил сокращение выплат в счет основного долга по межгосударственным кредитам прямым и косвенным эффектов санкций. По его словам, часть должников перед компаниями из санкционных списков могла попросить отсрочки из-за рисков вторичных санкций в случае платежей в адрес подсанкционных предприятий.
Часть отсрочек и переносов может быть связана с ухудшением положения заемщиков России, например, Белоруссии , из-за шоков энергетических и продовольственных цен. Согласно отчету, по итогам 2022 года 14,5 млрд рублей Россия получила по межправительственным соглашениям о предоставлении государственных экспортных кредитов в качестве оплаты товаров, работ, услуг , еще 14,1 млрд рублей — по соглашениям о предоставлении иностранным заемщикам государственных финансовых кредитов. Эффект санкций прежде всего выражается в нарушении платежной инфраструктуры, которое затрудняет обслуживание долгов перед Россией, указывает экономист по России и СНГ ИК « Ренессанс Капитал » Софья Донец. Однако по опыту прошлого года видно, что эти проблемы решаемы. Россия и так не предоставляла большие средства тем государствам, которые сейчас считаются недружественными.
Поэтому трудности в сфере платежной инфраструктуры и платежных возможностей — временная история, не означающая, что должники хотят разорвать финансовые отношения с Россией, — констатирует она. Об этом говорится в опубликованных в марте 2023 года материалах о реализации плана-графика мероприятий Министерства финансов по выполнению документов стратегического планирования за 2022 год. Как пишет РБК со ссылкой на этот документ, в 2021 году проценты по государственным кредитам, предоставленным Россией правительствам иностранных государств и их юридическим лицам, составляли чуть более 52 млрд рублей, в 2020-м - более 64 млрд рублей. Из-за санкций Россия получила вчетверо меньше по долгам других стран В документе Минфина отмечается, что некоторые иностранные заемщики не выполнили запланированные переводы из-за санкций. После начала российской военной операции на территории Украины американское Министерство финансов запретило проводить операции с Центробанком , Минфином и Фондом национального благосостояния России.
На 2023 год за правительством в Бюджетном кодексе закрепили право использовать механизм уступки прав требований по долговым обязательствам. Уступка прав требований фактически их продажа может быть реализована в пользу юридических лиц, ведущих деятельность на территории страны-должника и не попавших под санкции. Власти смогут таким образом быстро принять решения, необходимые для обеспечения поступления в федеральный бюджет задолженности иностранных государств перед Россией.
Внешний долг
Покупателями облигаций могут быть коммерческие банки, пенсионные фонды, частные лица, а также центробанки других стран. Поэтому «внешний» долг также относится к публичному. Всего по казначейским облигациям Минфин США должен выплатить 16,15 трлн долларов. Почему США могут спокойно жить в долг, а другие страны нет? Потому что у американских ценных бумаг высокая ликвидность их можно быстро продать по рыночной цене , а у США хорошая кредитная история. Штаты еще ни разу не объявляли дефолт по своим долговым обязательствам технические дефолты не в счет, потому что они возникали из-за проблем, не связанных с финансовыми трудностями. Поэтому Минфин США может продавать много облигаций со сравнительно низкой доходностью.
Большая часть совокупных долгов 28 млрд долларов на конец 2022 года приходилась на долгосрочный долг, то есть подлежащий уплате через год или более с 2024 года. В то же время подавляющая часть совокупной задолженности почти 28 млрд представляет собой «государственные и гарантированные государством двусторонние долги, включающие кредиты от правительства и их агентств, автономных органов и официальных экспортно-кредитных агентств». В общей сложности в прошлом году российские частные кредиторы предоставили займы примерно на 4,26 млрд долларов.
Но все это не пошло впрок: Африка, которой простили навес задолженности, постепенно начала накапливать долги по новой. В результате резкого падения темпов роста экономики сократился сбор налогов, выросли расходы и дефицит бюджетов. Дело усугубилось тем, что в следующие два года рост инфляции привел к резкому ужесточению денежной политики в развитых странах, прежде всего в США и еврозоне. Учитывая глобальный рост процентных ставок и повышенную волатильность цен на продовольствие и сырьевые товары, африканским странам стало еще труднее обслуживать свои долги. Долговая петля затягивается вновь: долг не дает расти, отсутствие экономического роста не дает возможности выплатить долг. Круг замыкается. На повестку дня вновь встала проблема реструктуризации долгов африканских государств. IMF, April 2023 Чтобы лучше понять динамику процесса, можно посмотреть на то, как развивались события в Гане — стране, которая часто считалась образцом для подражания для других стран континента. Гана — это одновременно и пример африканской демократии: страна не управлялась военными диктаторами или пожизненными президентами, как это часто бывает в Африке, — и в то же время пример достаточно успешного экономического развития. Гана получила независимость первой из африканских стран — в 1957 году. Хотя ее развитие не всегда было гладким, Гане повезло в том, что в отличие от многих соседей ей удалось избежать гражданских конфликтов и войн. С середины 2000-х, пережив в разное время и периоды успеха, и периоды упадка, Гана вступает на путь быстрого экономического роста. Это ускорение было отчасти связано с благоприятными ценами на основные экспортные товары Ганы — золото и какао, и с началом добычи нефти в 2011 году, но во многом благодаря созданию стимулирующего делового климата и усилиями по развитию человеческого капитала. В результате Гана — один из лидеров среди стран Африки по доходу на душу населения, который по паритету покупательной способности превышает 6000 долларов, что почти в полтора раза выше среднеафриканского уровня. При этом Гана сумела распределять плоды экономического роста более или менее равномерно, что тоже не всегда характерно для Африки. Экономические достижения Ганы и относительная политическая стабильность позволили ей стать первой страной Черной Африки помимо ЮАР, получившей доступ к международному рынку капитала. В 2007 году Гана вышла на рынок суверенных облигаций и впоследствии разместила еще несколько выпусков.
Дефицит бюджета возникает, когда расходы государства превышают его доходы. Всё как в жизни: мы получили зарплату в размере 50 000 рублей, а за месяц предстоит потратить не меньше 55 000 рублей. Получается, денег покрыть все расходы не хватит. Придётся идти к соседке и занимать 5000 рублей. Разумеется, с процентами. В следующем месяце денег снова не хватило и долг мы не отдали, а проценты капают. Но это не единственная причина возникновения госдолга. Также к ним относят : увеличение государственных расходов в периоды военных действий или других непредвиденных ситуаций; периоды экономического спада, когда необходимо привлечение ресурсов для стабилизации экономики; сокращение источников доходов, например, от налогообложения. Однако, существуют и более позитивные цели выпуска облигаций, формирующих внутренний госдолг. Так, в 2017 году Минфин разместил дебютный выпуск облигаций федерального займа для населения ОФЗ-н , основной целью которого было дать людям возможность инвестировать свои накопления без особого риска. Способы финансирования государственного долга Государственный долг может быть профинансирован разными способами. Вот некоторые из них: Эмиссия государственных облигаций Эмиссия — процесс выпуска облигаций в обращение. Облигация — это ценная бумага, которая подтверждает, что государство одолжило у инвестора деньги и должно вернуть их с процентами к определённому сроку. Можно назвать облигацию аналогом долговой расписки. Деньги берутся в долг на несколько лет и под определённый процент. Когда приходит срок возврата облигационного займа погашения облигации , её владельцу возвращают всю одолженную сумму. До этого инвестор с определённой периодичностью обычно каждые полгода или год получает проценты за пользование его деньгами. Это общепринятая мировая практика. Инструмент хорош тем, что не приводит к росту цен. Займы у международных финансовых институтов Например, государство может обратиться за кредитом к международным финансовым институтам: Международному валютному фонду МВФ или Всемирному банку. Эти институты оказывают финансовую поддержку тем странам, кто оказался в трудной экономической ситуации. Как правило, займы в международных финансовых институтах имеют низкие процентные ставки и более длительные сроки погашения по сравнению с другими источниками финансирования. Но с получателей требуют провести демократические реформы и принять антикоррупционные законы.