Когда понимаем, что клиенту нужна данная техника, то ставим перед ним пустой стул.
Теория и практика гештальт терапии. Техника пустого стула.
Техники психодрамы | В гештальт-терапии иногда используется известная психотерапевтическая техника (монодрама), разработанная Перлзом, под названием «Горячий стул» (иногда её называют «Пустой стул»). |
Техника «пустого стула»: как простить близких | Журнал Интроверта | Техника "Пустой стул" является одним из ключевых инструментов гештальт-терапии, когда в процессе сеанса психотерапии пустой стул представляет собой метафору для важного человека или аспекта клиента. |
От «пустого стула» к «круглому столу» — техника работы с субличностями (1/2) | Пикабу | Техника «Пустой стул» состоит в том, что клиенту предлагается на пустой стул перед собой посадить воображаемого собеседника. |
Пустое кресло: методика гештальт-терапии | Эксперимент «пустой стул» – это встреча «лицом к лицу» на стульях двух конфликтующих частей личности (полярностей) или клиента и другого человека (других людей). |
Техники в гештальт подходе. Эксперимент | Эксперимент «пустой стул» – это встреча «лицом к лицу» на стульях двух конфликтующих частей личности (полярностей) или клиента и другого человека (других людей). |
Техника «Пустой стул» Ф. Перлза: особенности и применение в психологии
Дети, которые не успели сказать родителям о своей любви, супруги, не поблагодарившие друг друга за совместно прожитые годы, — эти гештальты настолько мучительны, что способны вызывать тяжелую депрессию. Как закрыть гештальт Для завершения гештальта отношения приходится выяснять не с родителями, партнерами и окружением, а с самим собой. Закрыть гештальт — это значит проработать собственные чувства, травмы и обиды, вернувшись к их истокам и прочувствовав боль сполна. Для этого существуют следующие техники. Письмо себе Писать нужно ручкой на бумаге — гаджеты не подойдут. Для начала стоит рассказать о своих чувствах и погрузиться в образ из прошлого. Нельзя останавливаться — эмоции должны проявиться до конца, даже если придется идти по второму и третьему кругу. Важно говорить о себе, не обвиняя других людей и не возлагая на них ответственность.
Следующий шаг — максимально искренне сформулировать благодарность человеку или ситуации, забыть которые не получается. Описать, чему удалось научиться, благодаря им, какой опыт извлечь. Что делать с письмом дальше — сжечь, оставить на память, смастерить кораблик и пустить его по воде — уже неважно. Это шанс рассказать человеку все, что «за душой», не переживая о последствиях. Кричать и плакать — нормально, эмоции должны быть прожиты. Затем, пересев на место собеседника, нужно ответить на претензии от его лица. Потом пересесть обратно и договорить.
И так до тех пор, пока «диалог» не сойдет на нет естественным образом. Заканчивается практика словами благодарности: «Спасибо, что ты был в моей жизни. Благодаря тебе я научилась…».
Книга знакомит клиницистов с основными методами диалога и помогает организовывать терапевтические противостояния и инсценировки. Книга рассчитана на психологов, психотерапевтов, профессиональных консультантов, а также на широкий круг читателей, интересующихся современными направлениями психологии.
Такие конфликты часто порождаются внутренним диалогом долга, требований общества, совести, с одной стороны, и желаний, эмоций, спонтанности, с другой. Разворачивание этого диалога вовне оказывает терапевтическое воздействие. Ради справедливости стоит отметить, что «пустой стул» был перенят из психодрамы Морено, а не возник в рамках гештальт-терапевтического подхода.
Она должна связываться с тем, что клиент уже знает. Действенность интерпретации тоже определяется своевременностью, готовностью клиента ее принять.
Какой бы мудрой и точной ни была интерпретация — если она представлена в неподходящее время, эффект будет нулевым, поскольку клиент не сможет понять объяснений консультанта. Эффективность интерпретации зависит и от личности клиента. По данным S. Spiegel и С. Hill 1989 , клиенты, имеющие высокий уровень самоуважения и образованности, более чувствительны к интерпретациям и даже в случае несогласия принимают их во внимание. Консультант обязан уметь понимать реакции клиентов на суть интерпретаций. Эмоциональное равнодушие клиента должно заставить консультанта подумать о соответствии интерпретации действительности. Однако, если клиент прореагировал враждебно и сразу отверг интерпретацию как неправдоподобную, есть основание предполагать, что интерпретация затронула корень проблемы. Конфронтация Каждый консультант время от времени вынужден в терапевтических целях вступать в конфронтацию с клиентами. Egan 1986 определяет конфронтацию как всякую реакцию консультанта, противоречащую поведению клиента.
Чаще всего противостояние бывает направлено на двойственное поведение клиента: увертки, "игры", хитрости, извинения, "пускание пыли в глаза", то есть на все то, что мешает клиенту увидеть и решать свои насущные проблемы. Конфронтацией добиваются показа клиенту способов психологической защиты, используемых в стремлении приспособиться к жизненным ситуациям, но которые угнетают, ограничивают становление личности. В центре конфронтации обычно оказывается стиль межличностного общения клиента, отражающийся в консультативном контакте. Консультант обращает внимание на приемы, с помощью которых клиент старается избежать обсуждения важных в консультировании тем, искажает злободневность своих жизненных ситуаций и т. Конфронтация является сложной техникой, требующей от консультанта утонченности и опытности. Она часто воспринимается как обвинение, поэтому применима лишь при достаточном взаимном доверии, когда клиент чувствует, что консультант понимает его и заботится о нем.
Психологическая интервенция
От «пустого стула» к «круглому столу» — техника работы с субличностями (1/2) | Пикабу | Техника «пустого стула»Одной из самых популярных в психологии, а именно в гештальт-терапии, является техника "Пустой стул".Это упражнение поможет справиться с трудностями, завершить какую-либо ситуацию, закрыть гештальт или просто разобраться в себе. |
Укрощение строптивой, или техника пустого стула и терапия письмами | Когда понимаем, что клиенту нужна данная техника, то ставим перед ним пустой стул. |
Техника «Пустой стул»
Рекомендуется использовать технику "пустого стула" неоднократно, несколько раз в неделю, чтобы установить контакт со страхом и постепенно обнаружить смысл, который он несет. Пустой стул помогает организовать пространство эксперимента, способствует оживлению представлений, облегчает и катализирует работу воображения. Основные приемы работы и техники гештальт-терапии — осознавание, фокусировка энергии, принятие ответственности, работа с полярностями, монодрама, техника «горячий стул» или «пустой стул». Техника гештальт-терапии "Пустой стул". Мы, команда психологов Клиники Роса с бережностью готовы поставить перед вами ваш "пустой стул" и предоставить вам "билет" на воздушный шар с гордым названием "Образ жизни". Пустой стул помогает организовать пространство эксперимента, способствует оживлению представлений, облегчает и катализирует работу воображения. В связи с тем, что техника пустого стула работает, я ее использую.
Научиться прощать: техника «Пустой стул»
Чем меньше люди "общаются", или "вербализуют", или абстрактно мыслят, тем больше вероятность, что терапевты будут использовать это как выразительную технику. Оно не используется для клиентов, чья эмоциональность уже драматична и которые, возможно, уже подвержены эмоциональному "наводнению". На что это похоже? Как впервые популяризировал Фриц Перлз, один из основателей гештальт-терапии, пустой стул был обращен к клиенту. Клиент представлял кого-то или себя, себя или части себя в нем и говорил, жестикулировал или иным образом общался с "пустым стулом", который теперь не был таким пустым. Затем клиент садился на стул, продолжая разговор, на этот раз поменявшись ролями. Вариации "пустого стула" развивались на протяжении десятилетий, чтобы соответствовать клиническим потребностям ситуации - и по мере развития гештальт-терапии. Клиент может участвовать в этой технике без "поддержки" в виде фактического пустого стула. Важно отметить, что техника сегодня всегда включает в себя внимание к динамике отношений между клиентом и психотерапевтом. Как это помогает клиенту?
Если, к примеру, это «дубль», которого я, как у Стругацких в «Понедельнике», послал за зарплатой, то он знает по крайней мере, сколько денег мне должны были выписать, и если мне выписали меньше, он искренне возмутится. Перлозовская «часть» должна быть реальной частью человека, со своими видами на жизнь, со своими заморочками, и нужно, чтобы ей было что сказать, в том числе в нештатных ситуациях. У субличности, у реальной «части» должны быть реальные интересы. С другой стороны, для этих частей-субличностей нужно приготовить «стулья». Чтобы субличность могла проявиться, нужно организовать особую, психотехническую коммуникацию, важным свойством которой является «свободный интерес». Рассаживание субличностей по стульям «субличностный анализ» потому и оказывается психотехническим действием часто очень эффективным , что в до-техническом состоянии они в человеке склеены, находятся в клинче, и между ними должен войти «рефери», разнять этот клинч, чтобы они могли начать взаимодействовать.
Пока они в клинче, они так друг друга держат, что вроде их и нет, а есть единый «кластер»: и хочется, и колется, и не знаю, что решить, и не делаю ничего. Проявление субличностей требует рассаживания их по стульям в присутствии «рефери». Технически говоря, терапевт должен договориться с клиентом, что сейчас мы его субличности усаживаем на отдельные стулья, и при этом мы не будем их критиковать, бить по голове, переделывать — по крайней мере для начала мы будем их выслушивать и выспрашивать здесь клиенту очень пригодятся приобретенные на «бейсике» навыки. Причем ведь субличности «там внутри» все время что-то друг с другом делают. И видимо что-то не то, что клиенту «самому», как целому, нужно. Чтобы их рассадить по стульям, чтобы устроить эту процедуру разделения субличностей, нужно обеспечить им гарантии неприкосновенности на переговорах, как в большой политике: Рейган приезжает к Горбачеву и встречается здесь с каким-то представителем московских диссидентов.
Он, Рейган, договорился с Горбачевым, и их договоренность является гарантом того, что этому диссиденту дадут сказать то, что он хочет сказать, и потом его не тюкнут, потому что команда Рейгана за этим проследит. В обычном положении дела отношения между диссидентом и Горбачевым таковы, что если этот диссидент вылезет на поверхность, то Горбачев собирательный , хочет он этого или не хочет, обязан его тюкнуть. Приезжает Рейган, и устраивается коммуникация, когда этот говорит, а тот ему — по делу! Главное, что мы должны сделать — сохранить субличность с ее интересом, чтобы не дать соседке, с которой она раньше была в клинче, снова ее затюкать или снова войти с ней в клинч. Мы должны посмотреть и дать увидеть клиенту , что эта субличность думает, какие у нее интересы, какие у нее опасения и т. Допустим, мы это сделали: посадили эти субличности, обеспечили их аутентичность, невыдуманность, наличие у каждой из них реального интереса.
Мы обеспечили их безопасность, теперь эти субличности имеют возможность высказывать свои интересы, настаивать на своем. Но, как вы помните, и как мы все с вами знаем практически, это возможно только в тех условиях и как раз потому, что это чисто коммуникативная ситуация: действие приостановлено, все сидят и разговаривают. Горбачев с Рейганом могут договориться, что дадут слово диссиденту, как раз потому, что они дадут ему высказаться, но при этом не дадут ему возможности действовать, осуществлять реальную политику, — на это бы никто не пошел. Так что пока, за «круглым столом», у субличности не будет возможности действия, будет только возможность высказаться. Что же дальше? Вот они сидят, высказываются, мы поняли, какие у них интересы.
И что теперь с этими субличностями и их интересами делать? Первую из имеющихся здесь возможностей можно назвать методом «круглого стола» или меж-субличностных переговоров. При действительном желании часто оказывается возможным так договориться, что все интересы будут удовлетворены. Если не цепляться за «позиции», а смотреть на реальные интересы, нередко оказывается, что материя реальности достаточно пластична, чтобы допустить необходимые трансформации. Психотерапевт выступает здесь в роли «рефери», который, не вмешиваясь в сам процесс достижения консенсуса, является гарантом объективности и безопасности переговоров. Позже клиент может научиться сам удерживать эту позицию, интериоризовать ее, создавая в себе собственного «рефери»-интегратора.
Эффективная договоренность требует, чтобы все заинтересованные стороны удовлетворили свой интерес, и даже в большей степени, чем рассчитывали. Для этого нужен творческий подход к ситуации. По сути дела это сделать нетрудно, — если это действительно делать, но для этого нужно во время всей этой дискуссии держать субличности на стульях, то есть, с одной стороны, не дать им вскочить со стульев и опять войти в клинч или подраться, а с другой стороны, — что еще труднее — не дать им «рассосаться», убраться под лавку. Нужно, чтобы они настаивали на своих интересах, отстаивали их. Это самая важная вещь: обеспечить не только наличие интересов, но мотивированность к поддержанию переговоров и обеспечение «творческой части» энергией. Обеспечивается это целым набором условий.
Во-первых, важна актуальность для человека самой проблемы. Если проблему можно не решать, а отложить ну встаю я в десять часов, и Бог с ним, если по условиям жизни я могу себе это позволить , то оно так и будет продолжаться. Но если проблема действительно актуальна, если решать ее надо, если мотив достаточно силен, то это составит необходимое условие того, что субличности на стульях будут продолжать вести переговоры. Второе условие, столь же необходимое: чтобы заинтересованные субличности продолжали участие в переговорах, у них должна быть обоснованная надежда на то, что из этого что-то выйдет. Чем больше у клиента либо собственного, либо чужого опыта, что это действительно происходит, тем легче обеспечить заинтересованность субличностей в продолжении переговоров. В этом преимущество групповых форм работы, даже если терапевт работает с одним клиентом «горячем стуле», а не с группой в целом.
Кроме того важен опыт клиента в отношении межличностных переговоров и психотехнической коммуникации. Еще одно обязательное условие, которое требует специального аналитического искусства, — участие в переговорах всех или хотя бы основных заинтересованных субличностей. Я вернусь здесь к примеру со своим утренним вставанием и немного его разверну. Реально вопрос был вовсе не в том, что мне лень было вставать. Раннее вставание для определенной моей «части» было накрепко связано с состоянием унизительного школьного рабства, когда меня заставляли рано вставать и могли отругать за опоздание, — и все это ради того, чтобы сидеть и слушать, как мой сосед по парте вяло бубнит то, что я и так уже давно знаю. Когда мне удалось объяснить этой своей субличности, что теперь я волен вставать или не вставать по собственному желанию, и ждут меня, когда я встану, интересные и приятные дела, — ситуация сильно изменилась.
Когда наконец достигнуто соглашение о том, как «мы» субличности будем вести «себя» в определенных ситуациях, необходима так называемая «пристройка к будущему». Нужно определить условия соблюдения достигнутого соглашения, установить санкции, напомнить каждой из сторон, что она получает при этом все, что ей нужно, и т. Возможны и более сложные ситуации. Например, может оказаться, что выделенная нами субличность представляет не один интерес, а группу противоречивых интересов.
Рассказать, как именно она выглядит? Клиент выражает своё отношение к сидящей напротив него проблеме, отреагируя скопившиеся эмоции. Запущенный диалог может быть продолжен с противоположной позиции, с места актуальной проблемы, куда клиент по готовности пересядет, отвечая с позиции конкретной проблемы. Диалог продлится столько, сколько необходимо, пока не будет исчерпан. По ходу диалога проблема потихоньку раскроется, а решение как минимум, промежуточное будет найдено. При условии окончательного решения, с проблемой можно попрощаться, отпустив её навсегда.
Чем эмоциональнее получится «разговор», тем лучше. Чем больше у тебя получится сказать, тем, соответственно, тоже. Закончи разговор прощанием, завершением ситуации. Даже если с первого раза закрыть гештальт не получится например, если тебе было сложно, ты не смогла высказать все , после пары разговоров тебе точно станет легче. Наконец у тебя получится простить и отпустить, сконцентрироваться на собственной жизни и себе как главной ее ценности. Как писать терапевтическое письмо Еще, если говорить о реальных психологических техниках, ты можешь попробовать терапевтические письма. Этот метод используют психологи и психотерапевты для контроля за состоянием своих клиентов, но тебе они помогут выплеснуть эмоции, которые съедают изнутри, или. Простой пример: не можешь забыть бывшего и постоянно мониторишь его страницу? Каждый раз, когда тебе хочется ему написать, пиши все на бумаге и складывай в дальний ящик стола. Можешь делать это регулярно например, два раза в неделю , а можешь только тогда, когда почувствуешь необходимость высказаться; Лучше писать ручкой на бумаге, но если очень нужно, а под рукой только телефон, можешь делать это в заметках; Важно соблюдать последовательность настоящего письма. То есть, сначала поздороваться, затем описать ситуацию, после высказать претензии, а потом завершить словами прощения; Писать терапевтические письма можно настолько часто, насколько тебе это необходимо. По сути, этот все та же техника «Пустой стул», только в более доступном и упрощенном варианте. В конечном итоге неотправленные письма помогут относиться к ситуации все легче, а ты, если захочешь, сможешь посмотреть, как менялось свое состояние, просто прочитав их. Визуализация положительной динамики — отличная мотивация двигаться дальше по этому пути. И здесь это тоже будет работать, поэтому обязательно попробуй. А если ты понимаешь, что мысли о прошлом тебя поглощают, ты стала зависима от человека и, кажется, не в состоянии справиться с происходящим сама, подумай о визите к психологу. Онлайн-платформы позволяют немного сэкономить, а уже после одного сеанса тебе может стать значительно легче. Источник Способ забыть человека со стулом Институт практической психологии Ольги Гаркавец запись закреплена Техника «пустого стула» — прием, часто используемый в гештальттерапии. Известно, что техника эта возникла под влиянием психодрамы Морено, которая произвела на Перлза большое впечатление. На нем размещается значимый человек, с которым клиент осуществляет диалог, причем это может быть даже умерший человек, с которым остались непроясненные отношения или что-то невысказанное. Экспериментальную игру, связанную с диалогом частей личности, терапевт предлагает тогда, когда у пациента имеются противоположные установки, борющиеся между собой, порождая внутриличностный конфликт. На стул можно «посадить» Любое качество, чувство клиента для того, чтобы понять, от чего оно защищает, чему хочет помочь, выявляются вторичные выгоды. Боли и психосоматические проявления также могут стать собеседниками, для поиска причин и вторичных выгод. Техника «Пустой стул» состоит в том, что клиенту предлагается на пустой стул перед собой посадить воображаемого собеседника. Затем организуется диалог между тем «я», которое сидит на первоначальном стуле, и посаженным на пустой стул «собеседником», причем роль этого собеседника исполняет, — пересаживаясь на пустой стул, — сам клиент. Так как обе роли или больше, если необходимо исполняет сам клиент, становится очевидным, что диалог ведут его собственные «части», даже если «собеседником» представляется человек. Оказывается, что каждая из этих «частей» может говорить, думать, чувствовать, иметь свою точку зрения, отличную от точки зрения других «частей». Эта ролевая техника достаточно популярна на только у гештальтистов. Работу с пустым стулом можно применять в индивидуальной и групповой работе. Подобный принцип работы можно использовать с метафорическими картами, когда клиент выбирает себя и «собеседника». Здесь хорошо подойдут портретные, сюжетные колоды, а также абстрактные для обозначения чувства, боли и т. Используете ли вы технику «пустого стула» в своей работе? Источник Цель: научиться признавать и выражать собственные эмоции и чувства, порожденные внутриличностными конфликтами и разрешать их. Техника стульев используется, когда участник выражает две или более противоборствующих тенденции в какой-либо межличностной ситуации. Стулья используются для того, чтобы представлять собой каждую из альтернатив. Участник принимает на себя разные роли, садясь на разные стулья, а тренер интервьюирует его в каждой из ролей. Эта техника может помочь участнику принять решение в значимой ситуации.
«Пустой стул» в гештальте
Техника "Пустого стула" поможет вам прояснить, исследовать и понять любую проблему психологического порядка, потихоньку подбираясь к её решению, получая возможность её закрыть, завершив незавершённый гештальт. 2. Техника диалога: пустой стул. Многие знакомы с этим психологическим приемом. Это хорошо известная и полезная техника очень хорошо представляет суть гештальта. Техника «пустого стула» позволяет выразить накопившиеся чувства, когда невозможно поговорить с человеком напрямую. Техника «пустого стула»Одной из самых популярных в психологии, а именно в гештальт-терапии, является техника "Пустой стул".Это упражнение поможет справиться с трудностями, завершить какую-либо ситуацию, закрыть гештальт или просто разобраться в себе. Техника "Пустой стул" является одним из ключевых инструментов гештальт-терапии, когда в процессе сеанса психотерапии пустой стул представляет собой метафору для важного человека или аспекта клиента.
Что значит закрыть гештальт на самом деле
Я магистр психологии, сертифицированный гештальт-терапевт и семейный консультант. Более 7 лет я веду частную психотерапевтическую практику и специализируюсь на личностных расстройствах. Данный метод гештальт-терапии (т.е. техника «Пустого стула»), предлагает клиентам вообразить себе значимого человека рядом с ними и напрямую обратиться к этой личности. «Пустой стул». Ставятся два стула друг напротив друга — для себя и воображаемого собеседника. «Пустой стул». Ставятся два стула друг напротив друга — для себя и воображаемого собеседника. Эффективная техника «Пустой стул». Технику пустого стула разработал Fritz Peris как один из способов внесения большей осознанности в терапевтическую работу.
Техники в гештальт подходе. Эксперимент
Такие мысленные баталии могут продолжаться очень долго. И человек растрачивает свою энергию на эту мыслительную жевачку, вместо того, чтобы потратить эту энергию на себя и на свою деятельность. Основоположник гештальт-терапии Фредерик Перлз назвал такие полярные свойства личности, которые бесконечно спорят друг с другом «собакой сверху» и «собакой снизу». Голос сверху все время изводит «нижний» своими замечаниями и придирками: «Ты должен это сделать», «Ты должен это сказать», «Ты не можешь это есть» и т. Эта «собака» командует и относится пренебрежительно к «собаке снизу», которая отвечает «я не могу», «мне тяжело» и т. Такие полярности существуют постоянно, когда человек находится в состоянии неудовлетворенности, разочарования, сомнения, фрустрации. Эта схватка ведет к состоянию, когда человек полностью уходит «в голову», не осознает настоящий момент, не может функционировать.
Люди часто страдают от таких конфликтов «собак», которые обуславливают постоянное состояние фрустрации. Они испытывают проблемы в своей деятельности, потому что не могут сконцентрироваться. Например, человек встречается со своими друзьями, но не получает удовольствия, т. Приведу вам понятный пример. Вот есть девушка и она страдает от лишнего веса.
Узнайте прямо сейчас. Гештальт-терапия: Техника «Пустой стул» Эта техника может использоваться для завершения каких-либо ситуаций из прошлого. Например, если у человека есть обида к кому-то, например, к бывшему парню, или к подруге, или к коллеге по работе, к маме или папе, к сестре илибрату и т. Такие мысленные баталии могут продолжаться очень долго. И человек растрачивает свою энергию на эту мыслительную жевачку, вместо того, чтобы потратить эту энергию на себя и на свою деятельность. Основоположник гештальт-терапии Фредерик Перлз назвал такие полярные свойства личности, которые бесконечно спорят друг с другом «собакой сверху» и «собакой снизу». Голос сверху все время изводит «нижний» своими замечаниями и придирками: «Ты должен это сделать», «Ты должен это сказать», «Ты не можешь это есть» и т. Эта «собака» командует и относится пренебрежительно к «собаке снизу», которая отвечает «я не могу», «мне тяжело» и т. Такие полярности существуют постоянно, когда человек находится в состоянии неудовлетворенности, разочарования, сомнения, фрустрации. Эта схватка ведет к состоянию, когда человек полностью уходит «в голову», не осознает настоящий момент, не может функционировать. Люди часто страдают от таких конфликтов «собак», которые обуславливают постоянное состояние фрустрации. Они испытывают проблемы в своей деятельности, потому что не могут сконцентрироваться.
Он осуществляет супервизию и обучает терапевтов в Нью-Йорке и за рубежом. Он любезно делится своими мыслями о пустом стуле: 1. Когда врач должен использовать технику пустого стула? Техника пустого стула характерна для некоторых стилей гештальт-терапии. Это часто эффективно для облегчения интеграции клиентами различных аспектов или "непризнаваемых частей" их личности с целью дальнейшего психотерапевтического понимания. Это одно из множества вмешательств, которые помогают людям перейти от разговоров о чем-то к полноте непосредственного, настоящего опыта - ощущений, аффектов, познания, движения. Чем меньше люди "общаются", или "вербализуют", или абстрактно мыслят, тем больше вероятность, что терапевты будут использовать это как выразительную технику. Оно не используется для клиентов, чья эмоциональность уже драматична и которые, возможно, уже подвержены эмоциональному "наводнению". На что это похоже? Как впервые популяризировал Фриц Перлз, один из основателей гештальт-терапии, пустой стул был обращен к клиенту.
Здесь протагонист действует без помощи вспомогательных лиц. Вернее, протагонист в этой технике взаимодействует с воображаемым кем-то или чем-то, представленным одним или несколькими пустыми стульями. Стулья служат заместителями отсутствующих лиц, предметов, явлений и т. Они могут представлять неодушевленные объекты, такие, как комната, стойка, дом. Они могут представлять точку зрения, черту характера, навык или помехи имеются в виду место в служебной иерархии, преобладание, профессия или род занятий, страх, чувство собственной неполноценности, препятствия, камень преткновения. Чаще, однако, пустой стул вводится, чтобы представлять человека, с которым протагонист эмоционально связан. Этот человек может быть живым или мертвым, кем-то еще, чьим-то "я" или частью этого "я".
КРУТАЯ ТЕРАПЕВТИЧЕСКАЯ ИНТЕРВЕНЦИЯ 9. ПУСТОЙ СТУЛ
Спектакль начинается. Вы видите себя в младенчестве. Кто и что вас окружает? Что вы чувствуете?
Затем идет вторая сцена, теперь вам 3—6 лет. Кто и что окружает вас теперь? Кто и что говорит вам?
Что вы отвечаете? Аналогично представьте свой школьный возраст, юность и последующие периоды жизни до сегодняшнего дня. Последняя сцена — ваша смерть.
Во сколько лет и как вы умрете? Что и кто вас окружает? Вернитесь в настоящее.
Как вам то, что вы увидели? Нравится ли вам ваш сценарий жизни? Вы хотели бы что-то изменить в нем?
Если да, то что? Кроме специальных техник из транзактного анализа, психолог использует общие методы консультирования. Например, активное слушание, перефразирование, резюмирование.
Читайте также Психолог и психотерапевт — в чем разница? Может ли консультант использовать методы психотерапии Минусы транзактного анализа Это бережный метод работы с клиентом, но важно учитывать потенциальные опасности. С одной стороны, язык транзактного анализа понятный и житейский, но с другой — это и создает риски.
Важно избегать навешивания ярлыков, например, токсичного употребления слов «жертва», «спаситель», «ребенок». Какие еще опасности скрыты и как их нейтрализовать: психолог может начать «играть» с клиентом — важно ответственно подходить к личной терапии; клиент может начать «играть» с психологом — важно не пренебрегать супервизией; человек неправильно истолковывает концепцию транзактного анализа — важно внимательно выбирать психолога, остерегаться мошенников.
Терапевт должен следить за диалогом и перенаправлять его так, чтобы не было отклонений, ухудшающих ситуацию, не ограничивая поток мыслей индивида. Хотя в некоторых вариантах этой техники она не применяется, полезно, чтобы пациент поменял свое кресло на место проекции, ставя себя на место другого, чтобы облегчить эмоциональное выражение. Этот обмен будет происходить столько раз, сколько будет сочтено необходимым, если переход необходим и согласуется с проблемой, которую необходимо решить. И, наконец, это указано, и это помогает отразить пациенту ощущения, которые он показывает так, чтобы субъект мог определить и понять свои эмоциональные реакции, как событие повлияло на него, и как это влияет на его жизнь. Чтобы завершить технику, терапевт инструктирует пациента закрыть глаза и вообразить, что проекция снова входит в нее, чтобы впоследствии исключить все созданные изображения, обращая внимание только на реальный контекст в консультации. Сложности в использовании пустого стула Хотя этот метод показал свою полезность для эмоциональной разблокировки, самопринятия и разрешения скорбящих процессов, его применение может быть затруднено рядом сопротивлений. Начнем с того, что этот тип техники требует умения представлять и проецировать образ человека, независимо от того, присутствует ли существо или является частью человека.
То есть тот, кто не имеет возможности точно представить человека или аспект рассматриваемой личности, не сможет получить уровень предполагаемой прибыли от техники. Пациент может руководствоваться в технике с помощью вопросов, чтобы облегчить проекцию. Вторая трудность заключается в том, что пациент отказывается использовать его, потому что считает это нелепым, или из-за страха или сложности высказывать свои мысли вслух. Третья и последняя проблема может быть связана со способностью обнаруживать заблокированный элемент, так что пациент не может найти другую точку зрения на возникшую ситуацию, над которой нужно работать. Иногда элемент, вызывающий дискомфорт, трудно идентифицировать. Заключительные соображения Важно помнить, что эта техника должна использоваться только под наблюдением терапевта, который может направить ситуацию. Кроме того, хотя оно имеет много возможных применений, Пустое кресло используется с перерывами, только когда оно имеет отношение к облегчению эмоционального контакта с частью сам пациента или исследовать проблемную ситуацию. Библиографические ссылки: Кастанедо, C. Фромм - Райхманн Ф.
Полученный опыт может встраиваться индивидом в свою жизнь. Основной целью гештальт-подхода в психологии является возвращение человеку собственных границ, свободы действия и обращения с жизнью. Клиент в терапевтическом процессе - равноправный участник и творец, а не объект анализа. Именно он знает, где находится выход из сложившейся ситуации. Киты гештальт-терапии Психоанализ такого типа строится на нескольких китах: Осознавание. Переживание самого себя, чувственный опыт, получаемый в результате контакта. Один из моментов, когда у человека имеется внутреннее знание того, кто он такой и что с ним происходит. В определенный момент времени осознавание, воспринимаемое как инсайт, становится непрерывным.
Оно влечет за собой ответственность как понимание того, что человек сам выбирает свой образ жизни. Изначально это вызывает сопротивление, поскольку лишает выгоды от психологической игры и демонстрирует всю изнанку страданий и подвигов. Вознаграждением после встречи с собственной "тенью" в результате сеанса терапии является понимание того, что власть над жизнью и отношениями с другими людьми принадлежит только нам. Принцип реальности. Его принятие крайне трудно, в отличие от объяснения. Определенная реальность складывается на основе ощущений, однако одновременно с ней формируется мнение человека о ней и ее интерпретация. Подобные реакции более разнообразны, чем факты, и в большинстве случаев оказываются сильнее ощущений. В разговорах о том, что это такое, гештальт-терапию часто именуют терапией очевидным: специалист при формировании суждений опирается на то, что слышит и видит, а не на собственные обобщения и мысли клиента.
Терапевт старается избегать интерпретаций и оценок, но задает пациенту вопросы "как? Многолетняя практика применения гештальтов в психотерапии показала, что человеку для понимания ситуации достаточно сосредоточить внимание на процессе, а не на его содержании. Встреча с реальностью лишает индивида всех иллюзий, на что он реагирует сопротивлением. Некоторые участники групп признают, что такой опыт был правдой, но вероломной для них. Реальность зачастую вынуждает признать действительность и полностью изменить свою жизнь, что пугает. Здесь и сейчас. Все мы живем настоящим. Прошлое уже закончилось, будущее еще не наступило.
Изменение возможно только здесь и сейчас, как и любые другие действия. Данный принцип гештальт-терапии не подразумевает под собой отрицания прошлого: накопленный клиентом опыт остается с ним и определяет его поведение и реакции в конкретный момент времени, в том числе и на сеансе психотерапии. Несмотря на это, здесь и сейчас пациент общается с терапевтом на конкретную тему, что провоцирует вопрос - почему именно сейчас и именно об этом? Столкновение двух миров - терапевта и клиента - в гештальт-терапии. При их контакте можно исследовать границы, возникающие между "не-мной" и "мной".
Пациент осознанно погружает себя в ситуацию, которая волнует его много лет, и пытается справиться с ней таким способом, как если бы она происходила в настоящем. В процессе терапии человек должен осознать, что все действия, совершаемые им в настоящем, могут привести к той или иной проблеме, поэтому он должен быть не только осознанным, но и научиться переживать свои реальные эмоции, не скрываясь, не задвигая их в дальний «угол» своего сознания. Одна из основных задач гештальт-терапии — научиться присваивать себе собственный опыт.
Иными словами, доводить контакт с миром до полного завершения, не откладывая свои побуждения на потом. Такое контактирование с окружающим миром гештальт-терапевты называют «цикл-контактом». Каждый цикл-контакт состоит из шести этапов: возникновение желания, его осознавание, выделение энергии для его реализации, действие, непосредственно сам контакт и последующие отступление, сопровождаемое чувством глубокой удовлетворенности. Остановка этого цикла на начальных этапах порождает проблему. Например, человек не может решиться на важный разговор, и это стремление превращается в проблему. Три вышеперечисленных аспекта направлены на воссоздание целостного образа человека, достижение им гармонии в пяти основных сферах: эмоциональной, физической, рациональной сфере мышления и творчества , социальной и духовной. Достигается такая интеграция различными приемами и техниками, такими как фокусировка внимания в здесь-и-сейчас, принятие пациентом ответственности за свою жизнь, подведение человека к осознаванию проблемы, работа с полярностями его психики, применение метафор в разговоре, использование арт-терапии, монодрамы психодраматической техники, в которой для разыгрывания ситуации задействуются различные предметы — стулья, игрушки и т. Техника «Горячий стул» В гештальт-терапии иногда используется известная психотерапевтическая техника монодрама , разработанная Перлзом, под названием «Горячий стул» иногда её называют «Пустой стул».
На середину комнаты, друг напротив друга, ставятся два стула. На один из них садится пациент, смотрит на пустой стул и задает вслух вопрос, как бы обращаясь к невидимому человеку.
Полезные гештальт-упражнения / Встреча 5 / Задание 5 / Техника "Пустого стула"
Это рукопожатие длиной в несколько сотен миллисекунд и будет гештальтом. Мозг необязательно будет менять предсказания. Он может и проигнорировать реальность. Вспомните гештальт-терапию и потребности: они могут существовать и на самом примитивном уровне. В далеком прошлом распознать какой-то объект означало вовремя увидеть хищника и не быть съеденным или найти что-то съедобное и не умереть с голоду. В обоих случаях цель — адаптироваться к реальности, а не описать ее с высокой точностью. Предсказательная модель — прорывная модель для гештальтпсихологии Если предсказательная модель работает, организм получает положительное подкрепление. Отсюда две возможных ситуации, когда может проявляться эффект гештальта: Предсказание корректируется — у нас вдруг складывается цельный образ, возникает «ага-эффект». Это подкрепляется выбросом дофамина. Когда вы узнали знакомое лицо в толпе или наконец поняли то, что долго не могли понять — это тот самый «ага-эффект». На нем построено искусство, которое постоянно нарушает наши ожидания.
Предсказание остается прежним — мы как бы на автомате видим воображаемые объекты, тот же треугольник. В этом тоже есть логика — мозг не тратит лишнюю энергию, чтобы корректировать модель мира. Это было показано в экспериментах. Гештальт-эффекты совпадали со снижением активности в соответствующих областях зрительной коры. Изображения, демонстрирующие эффект гештальта, как и многие другие оптические иллюзии, используют эти механики. Они как бы взламывают нашу систему восприятия. Воображаемые треугольники, объемы, перспективы, наоборот, настолько глубоко укоренены в восприятии и настолько хорошо работали в прошлом, что мозг предпочитает полагаться на них, а не на реальность. Рисунки, отображающие эффект гештальта Идея гештальта приоткрывает окно в устройство нашего восприятия. Последние достижения в исследованиях мозга говорят о том, что мир для каждого из нас — это своего рода управляемая галлюцинация. Не так важно, согласуется ли наша внутренняя «карта местности» с территорией реальности, если она позволяет нам удовлетворять все потребности.
Если не позволяет — мозг вносит нужные корректировки. Ученый Анил Сет рассказывает о так называемых «управляемых галлюцинациях» Гештальты возникают на границе контакта нашей модели мира с реальностью. Они помогают воспринимать мир в его целостности. О цельном восприятии реальности и границе контакта с миром говорит и гештальт-терапия. Но в отличие от гештальтпсихологии, в ней идет речь не о восприятии треугольников или даже лиц, а о более сложных феноменах — поведении, потребностях и проблемах с их удовлетворением. Благодаря последним достижениям в исследованиях мозга и сложным вычислительным моделям мы стали лучше понимать природу гештальтов. Есть шанс, что в обозримом будущем это поможет людям решать действительно важные для них проблемы и закрывать давние гештальты. Что нужно знать о гештальтах Гештальт — это целостный образ, создаваемый нашим восприятием. Изображение, лицо человека, мелодию или абстрактную идею мы воспринимаем сразу и целиком. Гештальтпсихология еще в начале XX века описала многие особенности нашего восприятия.
К примеру, как мы группируем объекты, которые похожи друг на друга или просто близко расположены.
Вы можете меняться местами с "пустым" стулом и "вашим" стулом несколько раз, чтобы полностью исследовать свои чувства и мысли. Завершение: По завершении диалога, попробуйте сделать выводы и понять, какие действия или изменения вы можете внести в свою жизнь, чтобы принять или преодолеть свой страх. Техника "пустого стула" позволяет человеку более глубоко и осознанно исследовать свои эмоции и конфликты, что может помочь в принятии страха или разрешении внутренних конфликтов. Рекомендуется использовать технику "пустого стула" неоднократно, несколько раз в неделю, чтобы установить контакт со страхом и постепенно обнаружить смысл, который он несет. Это позволит глубоко преодолеть страх и использовать освободившуюся энергию для достижения поставленных целей. Кажется, особенно если вы просто прочитали технику, не пробуя , что это какое-то баловство, но эта техника доказана и работает, если отнестись к ней серьёзно и искренне выложиться. Так происходит работа с сознанием и подсознанием - образами, игрой, воображением. Понимание и принятие страха является важным шагом в пути преодоления его.
Техника "пустого стула" может быть полезным инструментом для установления контакта со страхом и поиска смысла в нем.
Человек обращается к этой части, выражая свои чувства, эмоции, претензии. Затем он меняет место и отвечает от лица этой части, стараясь вжиться в ее роль и понять ее позицию. Таким образом он создает беседу, в которой имеет возможность выслушать и высказать все, что у него накопилось. Цель этой беседы — исцелить обиды и достичь понимания, примирения, интеграции, изменения. Суть техники Суть техники «Пустого стула» заключается в том, что вы сами становитесь своим терапевтом и учителем. Вы сами себя исследуете, сами себя лечите, сами себя развиваете. Этот метод активизирует ваши внутренние ресурсы, помогает вам осознать свой потенциал, ограничения. Эта техника способствует расширению сознания, восприятия себя и мира.
Вы учитесь видеть ситуацию с разных точек зрения, слышать и слушать себя и других, беседовать и молчать, действовать и отпускать. Упражнение основано на нескольких важных принципах, таких как: Принцип здесь и сейчас. Вы фокусируетесь на том, что происходит с вами в данный момент, на своих ощущениях, эмоциях, страхах, поведении. Вы не уходите в прошлое или будущее, не анализируете, не интерпретируете, а просто наблюдаете и описываете свой опыт. Принцип ответственности. Вы берете на себя ответственность за вашу жизнь, выбор, действия. Вы не вините других, не ждете и не требуете ничего от них, независимы от них и не подчиняетесь им. Вы признаете свою свободу и ответственность. Принцип контакта.
Вы устанавливаете контакт с собой и с окружающим миром, с разными частями своей личности и с другими людьми. Вы выражаете свои потребности, желания, чувства, эмоции и мысли, учитываете потребности, желания, чувства, эмоции и мысли других. Вы стремитесь к гармонии, сотрудничеству, взаимопониманию. Принцип эксперимента. Вы экспериментируете с разными способами быть, думать, чувствовать, реагировать. Вы пробуете новые роли, варианты. Вы открываетесь для нового опыта, знаний, изменений. Как ее применять? Методика «Пустого стула» применяется как в индивидуальной, так и в групповой или семейной терапии.
В индивидуальной терапии клиент работает под руководством и с помощью психотерапевта. В процессе психотерапевт помогает ему выбрать тему, задать важные вопросы, поддерживать разговор, давать обратную связь.
Предполагается, что они наделены особым психологическим статусом: оказывается, что такая «часть» может говорить, думать, чувствовать, иметь свою точку зрения, отличную от точки зрения других «частей». Может показаться, что это противоречит постоянно утверждаемому психологами-гуманистами принципу целостности психики. Однако же нетрудно заметить, что как основатель гештальттерапии Фриц Перлз, так и многие другие классики гуманистической психотерапии на деле придерживались лежащего за обсуждаемой техникой представления — что психика человека, как бы к этому ни относиться, разделена. Например, у основателя психосинтеза Роберто Ассаджоли мы обнаруживаем понятие субличности. А вот цитата из книги еще одного из «отцов» гуманистической психотерапии Эрика Берна, где феномен субличности или «части» описывается с предельной отчетливостью хотя и под другим именем : «Наблюдения за спонтанной социальной деятельностью... Поведенческие изменения обычно сопровождаются эмоциональными.
У каждого человека свой набор поведенческих схем соотносится с определенным состоянием его сознания. А с другим психическим состоянием, часто несовместимым с первым, бывает связан уже другой набор схем. Эти различия и изменения приводят нас к мысли о существовании различных эго-состояний. На языке психологии эго-состояния можно описывать как систему чувств, определяя ее как набор согласованных поведенческих схем. По-видимому, каждый человек располагает определенным, чаще всего ограниченным репертуаром эго-состояний, которые суть не роли, а психологическая реальность». Берн имеет в виду, разумеется, свою знаменитую триаду Р-В-Д именно их он называет «эго-состояниями» , но приведенная цитата фиксирует интересующий нас психологический феномен более обобщенно. Под берновское описание вполне подпадают и «части», и субличности. От описанного представления возможны два направления движения: одно из них акцентирует интер-субъективные межличностные , другое — интра-субъективные внутри-личностные аспекты возникающей ситуации.
Что касается первого, то практически полезно иметь в виду, что «ведет себя», участвуя в разнообразных социальных ситуациях, не «человек-как-целое», а различные субличности. Как замечает придерживающийся аналогичной концепции Г. Гурджиев, одно «я» в человеке может подписать вексель, по которому и всем другим его «я» придется расплачиваться всю оставшуюся жизнь. Берновские схемы трансакций два столбика, состоящие из кружочков, и стрелки между ними также описывают эту, — межличностную, — сторону дела. Во втором направлении особый психотехнический и психотерапевтический интерес могут представлять взаимоотношения субличностей «внутри» человека. Техника «пустого стула» занята тем, чтобы выявить, экстериоризовать те субличности, из бесконечных диалогов, конфликтов, схваток и клинчей которых подчас состоит внутренняя жизнь «здорового невротика». Рассмотрим несколько примеров, чтобы практически прочувствовать разделенность «частей» или субличностей в человеке. Вот одна из часто встречающихся проблем, с которыми сталкивается «здоровый невротик»: как заставить себя делать то, чего делать не хочется?
Например, писать курсовую работу, учить английский язык, мыть посуду, гулять с собакой в плохую погоду… Попробуем разложить ситуацию на составляющие. Прежде всего, долженствование всегда имеет собственную коммуникативную структуру: кто-то должен кому-то. Адресатом долженствования тем, кому должны может быть внешний человек, а может быть собственная субличность: «Я должен сам себе», — говорит клиент. Таким образом, «исполнитель долженствования» оказывается разделенным на «собственно исполнителя» и «прораба» он же — надсмотрщик. В случае, если человек должен «сам себе», мы можем рассадить по отдельным стульям «самого» и «себя». Как очевидно из рассматриваемой ситуации, отношения между ними далеко не просты. Чаще всего, доводы, в соответствии с которыми человек должен нечто сделать, могут быть вполне понятны надсмотрщику, но совершенно непонятны исполнителю. А работать-то нужно иметь последнему.
То «я», которое знает, что нужно писать курсовую работу, — это совершенно не то «я», которое будет если будет реально ее писать. У того «я», которое должно это делать, в голове — отношения с преподавателем или мамой, или деканатом , а вовсе не формы английского герундия, о которых нужно писать. А у того «я», которому нужно было бы писать про формы герундия, в голове если не ветер, то приглянувшаяся студентка-однокурсница. Возможно, отношения между этими фигурами подобны отношениям известных перлзовских «собак» — собаки снизу и собаки сверху topdog и underdog. Одна приказывает, не очень рассчитывая на исполнение, другая чувствует себя виноватой, но не собирается ничего с этим делать. Впрочем, это уже интериоризованная то есть перенесенная «вовнутрь» берновская «игра», об этом у нас пойдет речь в другом месте. Так или иначе, для того, чтобы курсовая была или не была написана, то есть для того, чтобы субличности могли выйти из клинча, нужно наладить между этими фигурами реальное взаимодействие. Другой пример субличностного расклада — «и хочется, и колется».
Наивному человеку может показаться, что это про реальную розу с шипами: дескать, с одной стороны, определенной вещи хочется, а с другой стороны это связано с какой-то опасностью в самой реальности. Но чаще дело обстоит гораздо сложнее. Есть некое «я», которому чего-то хочется, — например, подарить розу замечательно красивой Маше из восьмого «б», и это порождает одно представление о реальности со своей линией рассуждений. И одновременно, в том же Васе из седьмого «а», есть другое «я», вполне солидарное с компанией сорванцов, готовых улюлюкать и вопить «тили-тили-тесто», что, как нетрудно догадаться, создает другое представление о реальности и другую линию рассуждений. Бедный Вася переживает при этом состояние, которое еще психоаналитики назвали «амбивалентным»: одна его субличность явно враждебно настроена по отношению к желаниям другой. Еще один пример, где проявляются разные субличности. Когда я уже совсем проснулся, пришел в свою наилучшую дневную форму, я начинаю думать, как хорошо было бы вставать пораньше, часов, допустим, в восемь, а не спать до десяти: как бы много я успел сделать. Но на следующий день, когда наступает этот момент, — восемь часов, — и звонит будильник, я открываю полглаза и обнаруживаю, что человек, который сейчас решает, вставать или не вставать, относится к этому совершенно иным образом.
У него другая жизнь и другие доводы. Эта ситуация часто отрабатывается в виде представления о «состояниях»: я был в таком состоянии, я был в другом состоянии. Но можно сказать, что «состояния» — либо следствие, либо условие выхода на передний план той или иной субличности. Совершенно бессмысленно здесь говорить о том, как «правильно» рассматривать этот пример, — в категории состояний или в категории субличностей. Достаточно сказать, что, если рассматривать его в категории субличностей, то это ведет к определенной психотехнической практике: субличности можно посадить рядом, попросить их обсудить подвопросную тему, и тогда, может быть, у той субличности, которая говорит, что хорошо бы мне вставать в семь часов утра даже еще лучше, чем в восемь поубавится энтузиазма, и она согласится, скажем, на девять, а у субличности, которой в момент пробуждения надо решать, встану я или посплю еще, поубавится негативизма. По форме это пример из Гурджиева-по-Успенскому, но на самом деле я рассказываю о своем личном опыте, потому что я так и сделал: посадил эти две на самом деле больше, как мы позже увидим субличности рядом, и им много чего нашлось сказать друг другу, а в результате моя ситуация по этому поводу сильно изменилась.
Пустое кресло: методика гештальт-терапии
К основным гештальт-терапевтическим техникам относится техника «пустого стула». один из наиболее часто используемых инструментов работы в рамках теории гештальт. В связи с тем, что техника пустого стула работает, я ее использую. Техника стульев используется, когда участник выражает две или более противоборствующих тенденции в какой-либо межличностной ситуации.
Техника "пустой стул" в психологии: суть, использование на практике
Descubre en TikTok videos relacionados con пустой стул техника. Как закрыть гештальт и почему это важно, какие существуют техники гештальттерапии, последствия незавершенных гештальтов в отношениях — в материале Forbes Life. Для этого нужно действительно поставить пустой стул для воображаемого собеседника, к примеру бывшего партнера, отношения с которым закончились болезненным разрывом. Техника пустой стул в психологии | 7 способов закрыть гештальт. В целом, техника «Пустой стул» остается ценным инструментом в гештальт-терапии, который способствует эмоциональному выражению, самопознанию и внутренней интеграции.