Постараюсь ответить на некоторые «почему», касающиеся Ленинграда. 3) Почему немцы не уничтожили ледовую трассу артиллерией?
Причины невзятия Ленинграда немцами
Несложно догадаться, что, не зная заранее времени подхода караванов ПС-84, немцы не могли бы дежурить в воздухе по ночам. Ожидая «свободного прохода» с неизвестно какой стороны в неизвестно каком часу, они тратили бы много боевых вылетов напрасно. Поэтому следующей осенью, 1942 года, полеты ночью в ограниченном масштабе в Ленинград начались — и не показали ожидавшихся проблем. Красной ниткой на карте показана военно-автомобильная дорога 102, кусок которой проходил по льду Ладожского озера.
Лед достиг 20 сантиметров толщины, достаточной для пропуска грузовиков, всего за месяц до конца года, поэтому за 1941 год по этой Дороге жизни перевезли всего 16,5 тысяч тонн грузов. Но к концу декабря лед окреп, и темпы поднялись до 1000 тонн в сутки машины могли идти полными и часто. Мы знаем об этом потому, что в ноябре были редкие случаи сплошной облачности, в которой эти машины летали свободно, без противодействия немцев истребители малоэффективны в таких условиях.
В такие сутки доставлялось до 216 тонн продовольствия. Но это могло лишь чуть смягчить голод, а не ликвидировать его. Что 100, что 200 тонн еды в сутки — для двух миллионов человек недостаточно.
Существенную разницу по числу погибших могли бы обеспечить хотя бы несколько сотен тонн в сутки или тысяча-две. Было ли это возможно? В теории — да.
В СССР еще в 1935 году был создан деревянный САМ-5, самолет с мотором и стоимостью У-2, но при этом в полтора раза быстрее, и с нормальной нагрузкой 400 килограммов или пять пассажиров. Ничто не мешало выпустить вместо них САМ-5. Учитывая, что по полезной нагрузке, перевозимой в единицу времени, четыре такие машины заменяли один ПС-84 и при этом работали с коротких взлетных полос , они могли бы дать нормальный воздушный мост.
По маршруту Ленинград — Новая Ладога такой самолет перевозил бы пару тонн грузов в одну ночь. Следовательно, всего тысяча подобных машин закрыла бы потребности Ленинграда без голода. Но это было возможно только в теории.
На практике конструктор САМ-5 перешел дорогу Яковлеву, у которого был свой серийный самолет под мотор М-11.
Их упреки мне ясны. Войска Маннергейма составляли часть блокадного кольца. Но есть и другое очень важное обстоятельство, о котором многие забывают. Финны со своей стороны обстрел города не производили, и, несмотря на требование Гитлера, Маннергейм запретил обстреливать Ленинград из орудий", — пояснил свою позицию писатель. Цитата Спешу заверить вас, что наука не располагает доказательствами такого утверждения.
Московский исследователь Олег Киселев сделал подробный разбор того, чем располагала финская артиллерия в период блокады Ленинграда и подробно доказал, что в 1941-1944 годах полевая артиллерия финской армии не могла достать до Ленинграда. Никто из отечественных или зарубежных ученых не оспаривает этот тезис. Единственное, о чем могут идти споры — так это о захваченных финнами советских железнодорожных транспортерах Т-I-180 и Т-III-12, которые, на первый взгляд, действительно перекрывали огнем весь город. Попробуем разобраться, чем занимались финские железнодорожники-артиллеристы в 1941-1944 годах, могли ли они достать до Ленинграда своим огнем, и слал ли им на огневые позиции финский маршал телеграммы с просьбами прекратить обстрел. Перед эвакуацией советские орудия были выведены из строя. Вспоминает Самуил Владимирович Тиркельтауб, ветеран обороны Ханко: …А с орудиями нашими — я знаю про мое орудие.
Первое, что было сделано — слили с амортизаторов спирт. Спирт хоть и технический, но по тем временам... Дальше работать было уже некому фактически. Тем не менее, все системы наводки, все электрические схемы были разломаны. В ствол заложили два полузаряда — через дульную часть ввели, засыпали песком, разбежались и подорвали. В результате ствол был погнут и разорван.
Правда, финны потом восстановили эти орудия. И потом нам после войны нам их вернули. Одно из них стоит в Музее на Варшавском вокзале, второе на Красной горке в сильно разоренном виде, а третье в Москве на Поклонной горе. Так что они не действуют, но как музейные экспонаты сохранились. Фото 1. Захваченный транспортер 305 мм на огневой позиции в Тактёме, Ханко.
Зима 1941-1942 годов. Источник: фотобанк Оборонительных сил Финляндии. Финны два года восстанавливали эти гигантские орудия, и к октябрю 1942 года довели их до ума, сделав первые пробные выстрелы. Учебные стрельбы и выезды на гигантских транспортерах продолжались до сентября 1943 года. Фото 2. Пробный выстрел из отремонтированного транспортера 305 мм, 15 октября 1942 года, Ханко.
Однако ни в одном финском документе нет указаний на то, что эти орудия были введены в строй и поступили на вооружение финской армии. Таким образом, можно утверждать, что 305 мм транспортеры всю войну провели на Ханко, а после перемирия 1944 года были возвращены советской стороне. Фото 3. Выезд на транспортере 305 мм, 18 февраля 1943 года, Ханко.
Эти аргументы четко показывают, что стратегия голода преследовала уже не военную цель, целью было уничтожение города и его жителей при помощи геноцида. И то, что обеспокоенность фюрера распространялась только на моральную сторону его войск, показывает характер немецкого ведения войны, считает военный историк Роль-Дитер Мюллер.
То, что эти планы не были реализованы, связано с мужеством и готовностью нести жертвы защитников, а также бессердечной жесткостью Сталина. Он направил генерала Жукова, которого из-за критики в свой адрес до этого освободил от должности начальника Генштаба, в город с указанием, удержать его любыми способами. В духе Сталина, который запрещал какую-либо сентиментальность, Жуков разъяснил солдатам, что семьи всех, кто сдастся врагу, будут расстреляны, как и они сами, если вернутся из плена. Полмиллиона гражданского населения была обязана участвовать в возведении укрепительных сооружений. В то же время НКВД установил в городе террористический режим, который грозил смертью каждому, кто будет идентифицирован как вражеский агент, пораженец или контрреволюционер. Шпиономания зашла так далеко, что продовольственные резервы не распределялись, а хранились централизованно на складах, чтобы их можно было лучше охранять.
Это сделало их легкой мишенью для немецких бомбардировщиков. Результатом стала голодная зима, в которого ежедневный рацион был снижен до125 г хлеба, который наполовину состоял из древесной муки и целлюлозы. Люди ели кору, крыс и кошек. Не было ни электричества, ни дров для печей. А лежащие рядом люди этого и не замечали.
Важную роль сыграло то что в город отступили войска со Пскова и других мест, что город обеспечивал себя полностью патронами и снарядами любого калибра, а также грамотная организация и совместное управление войск и тылов. Невозможно было перерезать связь между войско и тылом. Город был огромный монолит, все жители были героями вносившими свою лепту в победу. Даже дети ставшие у станков, скидывающие зажигательные снаряды с крыш, ходившие за водой и дровами, присматривающие за маленькими или просто старающиемя хорошо себя вести чтобы взрослым было легче.
ПОЧЕМУ НЕЛЬЗЯ БЫЛО СДАВАТЬ ЛЕНИНГРАД НЕМЦАМ
Ну ладно, ещё можно понять, что функционирование военных заводов в Ленинграде было необходимостью — но почему не вывезли полностью всех остальных горожан, вроде музыкантов, конторских работников и прочих подобных категорий граждан? Почему они не вошли? Постараюсь ответить на некоторые «почему», касающиеся Ленинграда. Однако в случае с Ленинградом сделать это не получится, ведь найти воспоминания немцев о той блокаде будет очень непросто даже при хорошем знании языка. Единственной попыткой активных действий немцев под Ленинградом в 1942 году стал провалившийся десант на остров Сухо в Ладожском озере.
«Это, безусловно, геноцид» Планы немцев на Ленинград и ленинградцев во время блокады
Но это могло лишь чуть смягчить голод, а не ликвидировать его. Что 100, что 200 тонн еды в сутки — для двух миллионов человек недостаточно. Существенную разницу по числу погибших могли бы обеспечить хотя бы несколько сотен тонн в сутки или тысяча-две. Было ли это возможно? В теории — да. В СССР еще в 1935 году был создан деревянный САМ-5, самолет с мотором и стоимостью У-2, но при этом в полтора раза быстрее, и с нормальной нагрузкой 400 килограммов или пять пассажиров. Ничто не мешало выпустить вместо них САМ-5. Учитывая, что по полезной нагрузке, перевозимой в единицу времени, четыре такие машины заменяли один ПС-84 и при этом работали с коротких взлетных полос , они могли бы дать нормальный воздушный мост. По маршруту Ленинград — Новая Ладога такой самолет перевозил бы пару тонн грузов в одну ночь.
Следовательно, всего тысяча подобных машин закрыла бы потребности Ленинграда без голода. Но это было возможно только в теории. На практике конструктор САМ-5 перешел дорогу Яковлеву, у которого был свой серийный самолет под мотор М-11. Да, он был медленнее САМ-5, а полезной нагрузки брал меньше, но он был свой, а не чужой. Поэтому «на вопрос Сталина Яковлеву, который у него был консультантом по авиации… тот ответил , что самолет [САМ-5-2 бис] неплохой, но его внешняя отделка желает лучшего». Конструктор продолжал дорабатывать машину и далее, в 1943 году выпустив более дальнюю модификацию САМ-25. Опытная машина успешно летала к партизанам, но в целом эти усилия были бесполезны, потому что разработчик самолета не сумел угодить Яковлеву, хотя тот прямо объяснил, как именно это сделать. Обеспечить с его помощью воздушный мост было малореально.
Так подковерная грызня 1930-х годов сделала возможной смерть миллиона человек. И все-таки кое-какие ошибки можно было не допустить и в тех условиях. Серьезный промах в снабжении Ленинграда произошел уже сильно после роковой для города осени 1941 года.
Продуктов питания в Ленинграде осталось всего на 30—60 суток.
За время блокады по городу было выпушено около 150 тыс. На улице блокадного Ленинграда после артобстрела РИА Новости С октября 1941 года советские войска безуспешно предпринимали попытки деблокировать город. Нормы выдачи продовольствия в Ленинграде снижались. С 20 ноября рабочие получали по 250 граммов хлеба в день, а все остальные категории жителей города — по 125 граммов.
При этом в блокадном Ленинграде остались около 2,5 млн человек, включая 400 тыс. Самым тяжёлым периодом блокады стала осень—зима 1941—1942 годов. От голода и холода люди умирали тысячами. Продуктов катастрофически не хватало, общественный транспорт стоял, ленинградцы отапливали жильё мебелью и разобранными деревянными постройками.
При этом промышленные предприятия, административные структуры и даже учреждения культуры продолжали работать. Подростки сменяли на рабочем месте ушедших на фронт отцов и старших братьев. Предприятия города изготовили и отремонтировали около 2 тыс. Продолжались работы по укреплению Ленинграда.
Всего на территории города было возведено 4100 дотов и дзотов, оборудовано 22 тыс. Карточка на хлеб времён блокады Ленинграда. Из Ленинграда в тыл по ней эвакуировали мирное население. А в блокадный город по Дороге жизни под нацистскими авиационными и артиллерийскими ударами направляли продукты питания, боеприпасы, топливо и бойцов для пополнения оборонявшей Ленинград группировки.
За всё время блокады по Дороге жизни в город было доставлено 1615 тыс. По словам Сергея Перелыгина, в первую очередь из города старались эвакуировать детей. С конца декабря 1941 года нормы выдачи продовольствия начали медленно расти. За время блокады в Ленинграде от голода, холода, болезней, обстрелов и бомбардировок погибли от 640 тыс.
Те, кто жил на набережных, ходили за водой на реки. А как жить без туалета, без канализации? Это были страшные картины, я их видел, когда приходил в город с фронта. Представьте пятиэтажный дом. Куда сваливать нечистоты? В лестничный пролет? Там вырастали горы. А как ходить по этой обледенелой лестнице, как таскать воду? Не стесняясь, ничего не смягчая, не взваливая вину на потомков, сидящих передо мною. Я говорил, что блокаду устроило немецкое командование, которое сознательно по приказу Гитлера не вводило войска в город, потому что они считали, что войти в город — значит понести огромные потери от уличных боев: ленинградцы сдаваться не будут.
Проще удушить город голодом, за них будет воевать голод, он заставит ленинградцев капитулировать. Это было простое, бесчеловечное, очень страшное решение. Оно начало воплощаться в жизнь с конца сентября — начала октября 1941 года. В дневниках люди писали: «…дожить бы до травы». Зеленая трава представлялась спасением. Я старался более или менее спокойно, без всяких ораторских приемов и повышения голоса, просто рассказать, во что превращали людей месяцы и годы блокадной жизни. Как люди старались нерасчеловечиться в этих условиях, сохранить основы взаимопомощи, любви. Выживали, как ни странно, те, кто спасал других. Деятельная любовь, доброжелательность и сострадание помогали человеку выжить. Это нравственное содержание блокадной жизни.
Весной 1942 года наша воинская часть была призвана помочь освободить город от трупов умерших от голода людей, так как боялись эпидемии. И вот, загрузили мы машину, и вдруг подходит старая женщина и спрашивает: «Ребята, вы куда? Когда мы вышли оттуда, нас штурмовики накрыли по дороге в Шушарах, и полк разбежался. Я пришел в Ленинград, сел на трамвай у Средней Рогатки и поехал. Город был открыт настежь. Я понимал, что через несколько часов немцы войдут в город.
Всё это, конечно, далеко не правда. На самом деле, финская армия перешла старую границу, захватив такие населённые пункты, как Старый Белоостров, Александровка. Дальнейшему их продвижению к городу помешала не какая-то любовь главнокомандующего к городу, а отчаянное сопротивление Красной Армии. Кроме того, свою роль сыграло решение, принятое немецкой армией из-за безостановочной обороны советской армии: немцы решили отказаться от идеи штурма города и остановили своё продвижение. Вот цитата о намерениях фельдмаршала: «Тогда 25 июня 1941 года в Хельсинки поступила секретная телеграмма из Берлина от финского посланника Т. Кивимяки, в которой последний сообщал о том, что Г. Геринг уведомил его о роли Финляндии в блокировании и осаде Ленинграда. Рейхсмаршал заверял финское руководство, что Финляндия получит территориально с лихвой всё то, «что захочет». При этом особо подчёркивалось: Финляндия «может взять и Петербург, который всё-таки, как и Москву, лучше уничтожить… Россию надо разбить на небольшие государства». Из статьи Николая Барышникова «Добиться официально от Германии, чтобы Петербург полностью уничтожить…». В тот же день Маннергейм издал приказ войскам о начале боевых действий против СССР, в котором говорилось: «Призываю на священную войну с врагом нашей нации… Мы с мощными военными силами Германии, как братья по оружию, с решительностью отправляемся в крестовый поход против врага, чтобы обеспечить Финляндии надёжное будущее»». Высказывание Маннергейма даёт понять, что во время войны он руководствовался вопросами военной необходимости своей страны и армии. И ни о какой любви к России и к Ленинграду речи не шло, да и не могло идти. Пока ленинградцы умирали от голода, элита и руководство Ленинграда устраивали пиры и ели деликатесы Такие слухи распространялись во время блокады среди горожан, это подробно отражено в отчётах НКВД. Вот примеры высказываний, сделанных уже в ноябре 1941 года, вскоре после того как начался голод первые случаи каннибализма были в начале декабря 1941 года : »…Население Петербурга, видимо, брошено на произвол судьбы, на вымирание от голода, холода, снарядов и бомб… Счастье — это когда удалось достать какую-нибудь еду, но в магазинах пусто, «заведующие в них говорят, что и на продовольственных базах тоже пусто. Что дальше будет?!.. Некоторые «готовы «уйти» и думают о самоубийстве». Марти С. Из книги историка Никиты Ломагина «Неизвестная блокада» Голод в Ленинграде начался не из-за руководителей Ленинграда, а из-за плохого снабжения города: серьёзных запасов продуктов питания в городе не было, а логистические цепочки были разрушены немцами. Незаконное получение продуктов идёт за счёт государства, на что ежемесячно расходуется 2-2,5 тысячи рублей, а в ноябре месяце было израсходовано 4 тысячи рублей. Это последним было выполнено.
Блокада Ленинграда: можно ли было предотвратить крупнейшую гуманитарную катастрофу в истории?
«На территории Ленинграда было пять ТЭС, они входили в состав Энергосистемы Ленинградской области. Ну ладно, ещё можно понять, что функционирование военных заводов в Ленинграде было необходимостью — но почему не вывезли полностью всех остальных горожан, вроде музыкантов, конторских работников и прочих подобных категорий граждан? Во-вторых, взять Ленинград вместе с живыми жителями в планы немцев не входило по экономическим причинам. Немцы только чудом не вошли в Ленинград, остановленные обнесённой вокруг города иконой.
Блокада Ленинграда: историческая хроника событий, потери, итоги и значение
Несмотря на упорное сопротивление немцев и их постоянные попытки контратак, после шести дней боёв передовые части Волховского и Ленинградского фронтов встретились на окраине рабочего посёлка № 1. 18 января стало днём прорыва блокады Ленинграда. немцы не вошли, потому что их там не было, советы увязли в финской войне, а потом был окупирован Ленинград силами иностранного легиона и финами с минированием прохода к финскому заливу. Следует упомянуть о дезе пущенной НКВД с преувеличением количества неких резервных войск в городе и о реальном минировании буквально каждого камня в Ленинграде, немцы "боялись" входить в город ожидая тотального взрыва, который их же похоронит. Представления о морали в Ленинграде 1941-1942 гг., отношения между друзьями во время блокады неизбежно менялись. Немцы и их союзники надеялись, что Ленинград вымрет т голода, а вначале они к тому же опасалиись уличных боев. Несмотря на упорное сопротивление немцев и их постоянные попытки контратак, после шести дней боёв передовые части Волховского и Ленинградского фронтов встретились на окраине рабочего посёлка № 1. 18 января стало днём прорыва блокады Ленинграда.
ПОЧЕМУ НЕЛЬЗЯ БЫЛО СДАВАТЬ ЛЕНИНГРАД НЕМЦАМ
Почему немцы не стали захватывать Ленинград?8 июля 1941 года германское верховное командование поставило задачу группе армий «Север» продолжать стремительно. Несмотря на все старания московских прокуроров, обвинение в блокаде Ленинграда было снято с Германии в Нюрнберге. Следует упомянуть о дезе пущенной НКВД с преувеличением количества неких резервных войск в городе и о реальном минировании буквально каждого камня в Ленинграде, немцы "боялись" входить в город ожидая тотального взрыва, который их же похоронит.
Почему гитлер не разбомбил ленинград. Кому была нужна блокада ленинграда
А пока думали, просто разбавили суперфосфат, обмазали им дерево и попытались поджечь. Дерево не горело, только обугливалось после многократных попыток. Спирт, бензин - ничто не могло зажечь обработанные деревяшки. Оставался вопрос, как быстро обработать все стропила этим раствором.
Оборонительная линия была создана с учетом географических особенностей местности и условий битвы. Она охватывала ключевые участки и направления атаки, обеспечивая обширный контроль над территорией. Эти меры позволили Красной Армии удержать Ленинград от вражеской агрессии.
Защита Ленинграда против фашистской армии на протяжении более чем двух лет стала символом сопротивления и героизма Красной Армии и советского народа. Роль фортификаций и оборонительной линии Красной Армии неоценима в предотвращении захвата Ленинграда немецкими войсками. Укрепление города перед началом блокады Перед началом блокады Ленинграда были предприняты значительные усилия по укреплению города, чтобы противостоять немецким войскам. Изначально была создана система оборонительных сооружений, включающая в себя ряд фортификационных объектов и укреплений. Одной из главных мер по укреплению города было создание кольцевой линии обороны, включающей в себя ряд опорных пунктов, бункеров, рвов и заграждений. Были также улучшены городские укрепления, включая установку дополнительного препятствия и усиление обороны на ключевых участках города.
Особое внимание было уделено укреплению портовых и индустриальных зон, которые были важными стратегическими целями для немецких войск. Были созданы укрепленные положения, оборонительные сооружения и линии обороны, чтобы предотвратить проникновение противника в эти районы. Также были предприняты меры по эвакуации населения, включая эвакуацию детей, пожилых людей и больных, чтобы снизить нагрузку на городские ресурсы и облегчить защиту Ленинграда. Однако, несмотря на все предпринятые меры, немецкие войска не смогли взять Ленинград. Долгое время город успешно сопротивлялся блокаде, благодаря смелости и героизму его защитников. Препятствия для продвижения немецких войск Продвижение немецких войск в направлении Ленинграда столкнулось с рядом серьезных препятствий, которые оказали решающее влияние на исход битвы.
Мощная оборонительная система Ленинград был окружен сильными укреплениями, которые сопротивлялись немецким атакам. Город был защищен рядом оборонительных линий, включающих окопы, рвы, заброшенные танки и прочие препятствия. Противодействие советских войск Советские войска активно сопротивлялись немецкому наступлению. Были проведены контратаки и оборонительные операции, которые осложнили продвижение противника и нанесли ему серьезные потери. Неблагоприятные погодные условия Осенью и зимой на северо-западе СССР царили суровые погодные условия, такие как сильные морозы, гололед и снегопады. Это создавало серьезные трудности для немецких войск, замедляло движение техники и их возможность ведения боевых действий.
Снабжение и коммуникации Немецким войскам было сложно обеспечить надлежащее снабжение и подвоз необходимых ресурсов из-за непостоянности линий снабжения. Подрывные акции советских партизан также создавали проблемы в районе полевой связи и транспорта. Все эти факторы совместно способствовали форсированию немецкими войсками Ленинграда и предоставили возможность советским войскам успешно оборонять город. Эффективность оборонительной системы Одной из основных причин, по которым немецким войскам не удалось взять Ленинград, была эффективность оборонительной системы города. Защита Ленинграда была организована на высшем уровне, что создавало значительные проблемы для врага. Во время блокады Ленинграда советская сторона разработала и активно использовала различные меры обороны.
В СССР еще в 1935 году был создан деревянный САМ-5, самолет с мотором и стоимостью У-2, но при этом в полтора раза быстрее, и с нормальной нагрузкой 400 килограммов или пять пассажиров. Ничто не мешало выпустить вместо них САМ-5. Учитывая, что по полезной нагрузке, перевозимой в единицу времени, четыре такие машины заменяли один ПС-84 и при этом работали с коротких взлетных полос , они могли бы дать нормальный воздушный мост. По маршруту Ленинград — Новая Ладога такой самолет перевозил бы пару тонн грузов в одну ночь.
Следовательно, всего тысяча подобных машин закрыла бы потребности Ленинграда без голода. Но это было возможно только в теории. На практике конструктор САМ-5 перешел дорогу Яковлеву, у которого был свой серийный самолет под мотор М-11. Да, он был медленнее САМ-5, а полезной нагрузки брал меньше, но он был свой, а не чужой.
Поэтому «на вопрос Сталина Яковлеву, который у него был консультантом по авиации… тот ответил , что самолет [САМ-5-2 бис] неплохой, но его внешняя отделка желает лучшего». Конструктор продолжал дорабатывать машину и далее, в 1943 году выпустив более дальнюю модификацию САМ-25. Опытная машина успешно летала к партизанам, но в целом эти усилия были бесполезны, потому что разработчик самолета не сумел угодить Яковлеву, хотя тот прямо объяснил, как именно это сделать. Обеспечить с его помощью воздушный мост было малореально.
Так подковерная грызня 1930-х годов сделала возможной смерть миллиона человек. И все-таки кое-какие ошибки можно было не допустить и в тех условиях. Серьезный промах в снабжении Ленинграда произошел уже сильно после роковой для города осени 1941 года. А именно: в озерную навигацию 1942 года по Ладоге было вывезено 310 тысяч тонн промышленного оборудования и другого имущества для ВПК, благо в осажденном городе они простаивали.
Однако после 8 сентября 1941 года обеспечивать работу заводов сырьем стало невозможно. Основную массу оборудования вывезли, работников тоже эвакуировали. Оставшееся производство часто велось людьми того возраста, что на этом фото. Ясно, что 0,3 миллиона тонн перевозок хватило бы для вывоза из города хоть всего мирного населения вместе взятого.
Особые трудности немцы испытали по направлению "Центр", то есть к Москве. Хоть советские войска и понесли большие потери, но все же они еще имели резервы и были готовы сражаться с немцами за каждый дом. Немецкая армия группы "Центр" понесла большие потери, в следствии чего, для дальнейшего похода на Москву требовалась незапланированная поддержка.
Поддержка прибыла с армий других направлений, в том числе с группы армии "Север", которая как раз направлялась на Ленинград. Генерал-фельдмаршал - Вильгельма фон Лееба - на подходе к Ленинграду столкнулся с нехваткой сил для штурма города. Но вместо подкрепления он получил как раз приказ о переводе части своих войск группе армии "Центр".
Таким образом, немецких сил на Ленинградском направлении не хватало для наступления на город, единственно, что они могли сделать - блокировать его и устраивать налеты. Немецкие танка К тому же, у немецких генералов возник вопрос, хватить ли мужества у их солдат уничтожать мирных жителей города. Поскольку дальнейшее наступление на город Ленинград было невозможно из-за нехватки сил, то единственным выходом для немцев оставалось блокировать город, который был практически без защитников, а так же авиацией уничтожать склады с продовольствием.
Без права на капитуляцию
В итоге немцы не смогли уничтожить боевое ядро Балтфлота, и советский флот укрепил оборону Ленинграда. Рассматривать Ленинград в отрыве от Ленинградского фронта – это значит заведомо совершать ошибку и приходить к не соответствующим действительности выводам. Санкт-Петербургский городской суд 20 октября признал блокаду Ленинграда в годы Великой Отечественной войны преступлением против человечности, геноцидом советского народа. Когда немцам удалось подойти к Ленинграду с востока, они планировали форсировать Неву и сжать кольцо окружения вокруг города.