Петр Петрович Кащенко родился 28 декабря 1858 года (по новому стилю – 9 января 1859 г.) в -ве в семье военного лекаря. В Комитете по здравоохранению Петербурга прокомментировали фотографии, которые распространяют в телеграм-каналах, после проведения в петербургской психиатрической больнице имени Кащенко ремонтных работ по переустановке и доработке системы. Врача нашего, Петра Петровича Кащенко, во всей Нижегородской губернии знают!
Видео дня: фильм-биография легендарного психиатра Петра Кащенко
Да тот же самый-в оригинале речи Кащенко, вроде как-"критик Корней Чуковский", коим стал Николай Корнейчуков. Родился Пётр Петрович в семье военного врача Петра Фёдоровича Кащенко в городе Ейск 9 января 1859 года. Его брат Всеволод стал известным дефектологом. 9 января 1859 г.) в -ве в семье военного лекаря. Во многих современных публикациях местом его рождения называют город Ейск Краснодарского края. На формирование мировоззрения В. П. Кащенко большое влияние оказывал его старший брат Петр Петрович Кащенко (1858—1920) — известный деятель отечественной психиатрии. Петр Петрович написал, по-жалуй, гораздо больше отчетов, статистических докумен-тов и практических соображений, чем собственно научных трудов по психиатрии.
Петр Петрович Кащенко
психиатр и общественный деятель. Встреча психиатров четырех стран прошла в больнице им. П.П. Кащенко. VIII Научно-практическая конференция с международным участием «Психотерапия и психосоциальная работа в психиатрии» собрала в психиатрической больнице им. П.П. Кащенко около 300. Отец — Пётр Фёдорович Кащенко (?—1875[1]), потомственный казак, выпускник Санкт-Петербургской медико-хирургической академии, военный врач. Лиманкин Олег Васильевич. Заглавие. Петр Петрович Кащенко. Жизнь и судьба. Место издания. Женщина неадекватно себя вела и целилась в прохожих. Статьи/10 цитат Петра Кащенко, которые уберегут вас от психиатрического диспансера.
Ссылка за отсутствие скорби
- "Кащенко" в книгах
- Ссылка за отсутствие скорби
- 5 фактов о Кащенко Петре Петровиче
- Если б Кащенко, к примеру, лёг лечиться к Пирогову...
- В Комздраве прокомментировали «завершение» ремонта в петербургской психбольнице
- Факты из жизни выдающегося психиатра Петра Петровича Кащенко |
Революционер, музыкант, психиатр. Анна Ветлугина, Дмитрий Максименко: «Кащенко
По иронии судьбы, в годы расцвета карательной психиатрии фамилия доктора-гуманиста, считавшего смирительную рубашку крайней мерой, стала синонимом крайне незавидной участи. По крайней мере, именно это означает крылатое московское выражение "попасть в кащенко". О жизненном и профессиональном пути доктора-революционера пишет "Вечерняя Москва". От студента-народовольца до психиатра-гуманиста Сын военного лекаря и потомственного казака, Петр Петрович Кащенко родился в городе Ейске на Кубани. Кроме него в семье было шесть детей. Увлекшись делом отца, после гимназии юноша легко поступил на медицинский факультет Киевского университета, а после за блестящую учебу был переведен в Московский университет. Там молодой человек организовал народовольческий кружок, а за два месяца до диплома был исключен из университета и отправлен в ссылку в Ставрополь. Поводом для столь жестких мер стала публичная речь Кащенко перед студентами, которую власти сочли отказом выразить скорбь по поводу убийства императора Александра II. Вместе с "неблагонадежным" студентом уехала его юная жена Вера Горенкина.
Впрочем, спустя три года Кащенко смог продолжить обучение в Казанском университете.
После завершения образования в Казанском университете, специализировался по психиатрии у директора Казанской психиатрической больницы Льва Рагозина. В 1885 году Пётр Кащенко получил степень лекаря и звание уездного врача. Переехав в Тверскую губернию, устроился на работу врачом-психиатром в первую в России психиатрическую больницу-колонию в селе Бурашево, основанную М. Это была больница с самыми передовыми для России того времени методами лечения, где сочетались медикаментозная и трудовая терапия. В 1889 году Пётр Кащенко стал заведующим психиатрическим отделением Нижегородской земской больницы. В 1891 году Петр Кащенко стал членом-корреспондентом Московского общества невропатологов и психиатров.
В дальнейшей работе уникального врача-психиатра очень сильно помогла зарубежная командировка. В 1913 году Пётр Кащенко, участвуя в комиссии по пересмотру медицинского законодательства, впервые выдвинул тезис, что при разработке закона в области охраны психического здоровья приоритетными должны быть интересы больного, а не принцип «опасности больного для общества».
Порой это пугало его коллег, особенно представителей младшего персонала, которые были уверены, что доктор Кащенко владеет гипнозом.
В его гипнотические способности верили даже родственники. Возможно, нечто подобное действительно имело место, но больные любили Петра Петровича по другой причине. Его всегда отличало человечное отношение к своим пациентам.
Для него было неприемлемо ущемление прав и ухудшение условий жизни целой группы людей только за то, что они тяжело больны. Поэтому, конечно же, заняв пост заведующего, он тут же начал бороться с несправедливостью. Первым шагом стала замена мрачных оконных решеток на рамы с более прочным стеклом.
Двери в палаты больше не запирали, в вестибюле повесили шторы и картины. Больничные помещения проветрили и высушили, а после получения ссуды из городской казны заменили постельное и нательное белье. У каждого больного появились пуховые подушки с двумя одеялами.
Некоторые корпуса, по бурашевской традиции, переоборудовали под мастерские, чтобы проводить трудовую терапию. Не забыл новый заведующий и про развлечения больных — для этой цели купили «волшебный фонарь» и стереоскоп. И снова наш герой занялся художественной самодеятельностью в терапевтических целях и, конечно, сам охотно принимал участие в музыкальных посиделках — пел и играл на фортепиано.
В больницу закупили струнные музыкальные инструменты, стали устраивать вечера, на которые приглашали родственников больных. На территории разбили сад и огород, стали проводиться прогулки и устраиваться праздники. Кащенко подчеркивал, что свобода — это не вседозволенность, она должна быть ограничена пределами больничного режима.
Для трудовой терапии он отбирал больных после предварительной беседы, учитывал психическое, физическое состояние, профессию, интересы — и все это для того, чтобы труд был не просто занятостью, а лечебным фактором, отвлекающим больных от болезненных переживаний. По опыту, приобретенному в Бурашевской колонии, он знал, что правильно подобранные трудовые процессы позволяют побороть заторможенность и агрессию и даже повлиять на бредовые идеи. Памяти друга, товарища и учителя П.
Кащенко и его общественно-психиатрическая деятельность.
Краткий курс истории. Он считал, что грань между безумием и гениальностью, между бредом и одаренностью очень тонкая. Кащенко-старшего можно считать основателем врачебной династии, ведь его младший сын Всеволод также пошел по стези медика и педагога, став одним из основателей отечественной школы дефектологии. От отца же Петр Петрович воспринял демократические взгляды.
В период с 1876 по 1881 год Кащенко учился сначала в Киевском университете, а затем за блестящую учебу был переведен в Московский университет. В России в период правления Александра II массово возникали студенческие кружки. В одном из них оказался Кащенко.
Революционер, музыкант, психиатр. Анна Ветлугина, Дмитрий Максименко: «Кащенко»
Кащенко начала свое существование и превратилась в своеобразный научный центр. Впервые в России Кащенко создал так называемую «поэтапную систему психиатрической помощи» и систему психиатрического патронажа в Балахнинском районе Нижегородской области. Многое из его теоретических и практических разработок применяется при оказании психиатрической помощи и в настоящее время, в частности, - это децентрализация и оказание многообразных форм психиатрической помощи, развитие психосоциальной реабилитации, повышение качества жизни психически больных. В 1904 году Петр Петрович был переведен в Москву, где он явился инициатором создания Центрального бюро для учета психических больных. В 1904-1906 годах Кащенко был заведующим Московской психиатрической больницы, а в 1907-1917 годах — заведующим Петербургской психиатрической больницы.
А вот этот, что сидит на диване, прямой как палка — критик Чуковский. Мы с врачами часто приходим послушать. А как получит бумагу, то марает и марает целыми часами. Измарает сто листов бессмысленными гадостями, в чернилах вымажется — и сидит довольный. Одно слово — критик!
Алексеева в Москве. В 1905 году принимал участие в революционных событиях в Москве, оказывая помощь раненым во время восстания на Пресне. В 1905—1906 годах возглавил нелегальный межпартийный Красный крест. Организатор и председатель первого в России Центрального статистического бюро для учёта психических больных. Весной 1907 года Санкт-Петербургское губернское земство пригласило Кащенко возглавить руководство и наблюдение за строительством новой психиатрической больницы, в разработке проекта которой он принимал личное участие. В 1913 году возглавляемая Кащенко больница как образцовая отмечена Малой золотой медалью на Всероссийской гигиенической выставке в Санкт-Петербурге, а сам Кащенко удостоен почётного диплома за разработку сведений о переписи душевнобольных в Санкт-Петербургском земстве. В 1915 году Санкт-Петербургская больница получила многочисленные положительные отзывы на Дрезденской международной гигиенической выставке [4].
В 1885 году Пётр Кащенко получил степень лекаря и звание уездного врача. Переехав в Тверскую губернию, устроился на работу врачом-психиатром в первую в России психиатрическую больницу-колонию в селе Бурашево, основанную М. Это была больница с самыми передовыми для России того времени методами лечения, где сочетались медикаментозная и трудовая терапия. В 1889 году Пётр Кащенко стал заведующим психиатрическим отделением Нижегородской земской больницы. В 1891 году Петр Кащенко стал членом-корреспондентом Московского общества невропатологов и психиатров. В дальнейшей работе уникального врача-психиатра очень сильно помогла зарубежная командировка. В 1913 году Пётр Кащенко, участвуя в комиссии по пересмотру медицинского законодательства, впервые выдвинул тезис, что при разработке закона в области охраны психического здоровья приоритетными должны быть интересы больного, а не принцип «опасности больного для общества». В годы Первой мировой войны он активно занимался вопросами помощи «душевнобольным воинам» и учета психической заболеваемости среди военнослужащих.
Три главные клиники в жизни доктора Кащенко
Пётр Кащенко родился на Кубани в 1859 году. Петр Петрович Кащенко. Джондо: литературный дневник. премию имени Константина Александровича Москаленко - получил заведующий кафедрой физики и биомедицинской техники ЛГТУ, кандидат технических наук, доцент Кащенко Андрей Петрович. На улице Кащенко в Нижнем Новгороде находится областная психиатрическая больница. Врача нашего, Петра Петровича Кащенко, во всей Нижегородской губернии знают! Пётр Петро́вич Ка́щенко — русский врач-психиатр, общественный и земский деятель, автор статей по психиатрии и организации психиатрической помощи.
Сегодня — 161-я годовщина со дня рождения знаменитого ейчанина, врача-психиатра Петра Кащенко
И самое интересное: врач сумел договориться о «семейном» патронаже для пациентов. Теперь некоторых больных переводили за плату в крестьянские семьи, где обеспечивали пациентам домашний уход, чтобы им стало лучше. Психиатр отмечал положительное воздействие этих методов на психическое здоровье пациентов. Деньги на новаторские нововведения врача в больнице щедро жертвовали нижегородские предприниматели. Благодаря своему деятельному участию в общественной жизни, известности в медицинских кругах в 1904 году врача единогласно избрали на должность главного врача психиатрической больницы имени Алексеева в Москве знаменитой Канатчиковой дачи , а вскоре предложили стать заведующим отделения Петербургской психиатрической больницы. Петр Кащенко основал и возглавил первое в России Центральное статистическое бюро по учёту больных с психическими заболеваниями. Опыт и достижения Кащенко учитывались советскими врачами, когда они разрабатывали проект по открытию сети психоневрологических диспансеров. Заслуги Петра Кащенко в развитии отечественной психиатрии неоценимы. Больница имени Николая Алексеева в Москве, где в свое время работал психиатр, в 1990-е годы была переименована в больницу имени Петра Кащенко. Со всеми упомянутыми документами Петра Кащенко из фондов Главархива можно познакомиться в читальном зале Главархива Москвы по адресу: Профсоюзная улица, дом 80.
В Главархиве Москвы сохранились ценные документы о юности и учебе в Московском университете в будущем известного в России врача-психиатра.
Из-за службы отца семья часто переезжала. Среднее образование юноша получил в городе Ейске в Кубанской войсковой гимназии, которую окончил почти круглым отличником в 1876 году, получив лишь две четверки. Аттестат о среднем образовании сохранился в Главархиве. Петр поступил на медицинский факультет в университет Святого Владимира в Киеве, но после того, как отец Петра умер, его матери удалось выхлопотать стипендию для сына в Московском университете. Вскоре студент подал прошение на имя ректора Московского университета с просьбой о переводе в Москву и зачислении на медицинский факультет. Это прошение хранится в Главархиве. Почти пять лет проучился Кащенко в Москве. Будучи студентом пятого курса, Петр Кащенко решает жениться на дочери коллежского секретаря Вере Горенкиной, на что в феврале 1881 года ему было дано разрешение от университетского начальства и родителей невесты до 1917 года студентам без этого запрещено было вступать в брак. Соответствующие документы представлены в Главархиве Москвы.
Однако имя Кащенко значится в разосланном по всей России Министерством внутренних дел циркуляре, запрещающем принимать на государственную и общественную службу политически неблагонадежных.
Едва попав штатным врачом в Новоторжский уезд Тверской губернии, я снова по хорошо известному распоряжению министра внутренних дел Плеве лишаюсь права работать в земстве…». В 1904 году В. Кащенко стал главным врачом больницы в Рогачеве Дмитровского уезда Московской губернии. Он ведет культурно-просветительскую деятельность среди обслуживающих работников, чем навлекает на себя неприязнь со стороны местного купечества. В итоге однажды морозной зимней ночью ему пришлось вместе со всем своим медицинским персоналом спасаться бегством в Москву и вновь перебиваться случайными заработками. Революция 1905 года вовлекла Всеволода Петровича в свой поток. Во время Декабрьского вооруженного восстания он возглавил Московский комитет помощи раненым революционерам. Генерал-губернатор Дубасов объявил комитет вне закона, угрожал всем входящим в него расстрелом и подверг артиллерийскому огню здание управы московского губернского земства, в котором расположился комитет угол Воротниковского переулка и Садовой улицы. После поражения революции В. Кащенко, лишенный права где-либо служить, задумал создать лечебно-педагогическое учреждение для дефективных, нервных и трудных детей.
По этому поводу он советуется с приват-доцентом Московского университета Григорием Ивановичем Россолимо, врачом, обретшим к тому времени известность в качестве специалиста по клинической невропатологии и психиатрии. Всеволод Петрович взялся за основательное освоение детской психологии и психопатологии под руководством А. Берштейна, талантливого ученика знаменитого профессора психиатрии С. Корсакова; занимался в его кружке при Московском педагогическом собрании. Первые практические навыки в области детской патологии он приобрел в экспериментально-психологической лаборатории Россолимо. Для изучения индивидуальных особенностей ребенка Григорий Иванович разработал методику, составленную на основе так называемых психологических профилей. Впоследствии В. Кащенко, исходя из положения о ведущей роли социальной среды в ходе психического развития ребенка, создал социальные профили. По рекомендации Россолимо Всеволод Петрович вошел в Московское общество экспериментальной психологии. В 1907 году в Петербурге В.
Кащенко знакомится с исследовательской и педагогической работой профессоров А. Нечаева и А. Особенно тесные отношения сложились у Всеволода Петровича с профессором Адрианом Сергеевичем Грибоедовым, руководившим в Петербурге хорошо организованной невропатологической клиникой. Основательно изучив детскую психологию, психопатологию и лечебную педагогику, как они были тогда представлены в России, он отправился в 1908 году за границу, чтобы познакомиться там с лучшими специалистами и их учреждениями по интересующим его вопросам. Побывал в Германии, Швейцарии, Италии и Бельгии. Эта поездка заняла у него полгода. По возвращении Кащенко тотчас же приступил к осуществлению своей идеи. Он взял в аренду подходящий дом в уютном уголке Москвы и приступил к формированию по задуманному плану лечебно-воспитательного коллектива, оповестив об условиях приема в санаторий-школу для дефективных детей. Так возникло оригинальное детское учреждение, сочетавшее в себе педагогические, лечебные и исследовательские цели. По своим задачам и постановке дела оно было новым не только для России, но и вообще в мире.
Опыт обучения детей с нарушениями центральной нервной системы и задержкой в развитии был еще довольно скромен как у нас в стране, так и за рубежом. В основном дело сводилось к отдельным попыткам создания специальных вспомогательных классов и вспомогательных школ для умственно отсталых, к разрозненным усилиям по обеспечению призрения и воспитания ненормальных детей. Царское правительство относилось к подобного рода инициативам равнодушно. С докладом о воспитании и обучении дефективных детей Всеволод Петрович выступил на состоявшемся в 1909 году III съезде отечественных психиатров. Не менее энергичным было его заявление на XII съезде естествоиспытателей и врачей 1910 : объединить усилия медицины, педагогики и широкой общественности в помощь дефективным детям; с таким же призывом он обращался и на представительных собраниях и в газетных статьях. Всеволод Петрович прекрасно сочетал в себе ипостаси обеих профессий. Высокая квалификация, сознательно и непрерывно усиливаемая им обращением ко всему передовому и прогрессивному, что имелось в то время в медицине и педагогике, питала его интуицию. Свет положительных эмоций пронизывал атмосферу жизни санатория-школы Кащенко.
Согласна с вами, это сплошное издевательство».
В кащенке? И это не шутка? Некоторые комментарии, впрочем, сквозят насмешками над пациентами подобных учреждений. В 1920 году ее переименовали в честь выдающегося врача. Основная клиническая база находится в селе Никольском под Гатчиной.
Петербуржцев возмутило странное расположение труб в психбольнице имени Кащенко
Доктор Кащенко стал народной легендой. | Жители Петербурга выразили недоумение по поводу нетипичного расположения труб в городской психиатрической больнице № 1 имени П. П. Кащенко. |
Краткий курс истории. Великий психиатр | Сегодня на 94-м году жизни скончался Петр Иванович Кащенко – Почетный гражданин Липецка, участник Великой Отечественной войны, инициатор установки в Липецке народного памятника Победы. |
Три главные клиники в жизни доктора Кащенко | Статьи/10 цитат Петра Кащенко, которые уберегут вас от психиатрического диспансера. |
Петр Кащенко: тонкая грань между безумием и гениальностью | Одновременно с ним активно включился в строительство новой жизни и его брат Пётр Петрович Кащенко, возглавивший психиатрическую секцию Народного комиссариата здравоохранения. |
Видео дня: фильм-биография легендарного психиатра Петра Кащенко
Революционер, музыкант, психиатр. Анна Ветлугина, Дмитрий Максименко: «Кащенко» | К сожалению, Петр Кащенко-старший умер достаточно рано. |
150-летие Петра Петровича Кащенко | Биография Всеволода Петровича Кащенко, рассказывающая о том как он создал лечебно-педагогическое учреждение для дефективных, нервных и трудных детей и его понимании особенностей их развития. |
Психология трудного детства. К 150-летию со дня рождения В.П. Кащенко (1870–1943)
Научное наследие П. П. Кащенко (к 100-летию со дня смерти) | Библиотека Института психологии РАН | Аннотация. Предметом обсуждения данной публикации выступил психологический анализ системы педагогической коррекции (лечебной педагогики) известного отечественного педагога, специалиста в области воспитания и обучения трудных детей Всеволода Петровича Кащенко. |
Петр Петрович Кащенко, известный русский врач-психиатр: биография | Петр Петрович Кащенко родился 28 декабря 1858 года (по новому стилю – 9 января 1859 г.) в -ве в семье военного лекаря. |
Петербуржцев возмутило странное расположение труб в психбольнице имени Кащенко | Психиатр из казаков. Петр Петрович Кащенко родился в семье потомственного казака, военного врача Петра Федоровича Кащенко, и дочери коллежского асессора, мелкого чиновника — Александры Павловны Черниковой. |
Краткий курс истории. Великий психиатр
Шашки и шахматы. Футбол и гимнастика. Диетическое питание — этому аспекту Кащенко посвятил книгу под названием «Здоровый стол». Эксперименты в области гипноза. Конечно, трудотерапия. Пётр Петрович писал: «Работа отвлекает больного от бреда, внося в его духовный мир новые ощущения и представления, приучает к порядку и дисциплине; без работы больной большей частью валяется на постели, привыкает к лени, опускается».
Дошло до того, что заведующий начал подписывать договоры с местными мужиками. За определенную плату он определял пациентов в деревенские семьи.
Биография [ править править код ] Могила Кащенко на Новодевичьем кладбище Москвы. Отец — Пётр Фёдорович Кащенко? Мать — Александра Павловна Черникова, дочь коллежского асессора. В семье было семеро детей. Младший брат — Всеволод , врач- дефектолог [2]. В 1876 году окончил Ейскую кубанскую войсковую гимназию. В 1876—1881 годах учился в Киевском , затем — в Московском университете [2] , откуда был исключён за участие в студенческом революционном движении и выслан из Москвы в Ставрополь.
Многое из его теоретических и практических разработок применяется при оказании психиатрической помощи и в настоящее время, в частности, - это децентрализация и оказание многообразных форм психиатрической помощи, развитие психосоциальной реабилитации, повышение качества жизни психически больных. В 1904 году Петр Петрович был переведен в Москву, где он явился инициатором создания Центрального бюро для учета психических больных. В 1904-1906 годах Кащенко был заведующим Московской психиатрической больницы, а в 1907-1917 годах — заведующим Петербургской психиатрической больницы. Обе эти больницы носили его имя, которое вскоре стало нарицательным. С мая 1917 года заведовал нервно-психиатрической секцией Совета врачебных коллегий, в 1918-1920 годах руководил подотделом нервно-психиатрической помощи Наркомздрава РСФСР.
Теперь некоторых больных переводили за плату в крестьянские семьи, где обеспечивали пациентам домашний уход, чтобы им стало лучше. Психиатр отмечал положительное воздействие этих методов на психическое здоровье пациентов. Деньги на новаторские нововведения врача в больнице щедро жертвовали нижегородские предприниматели. Благодаря своему деятельному участию в общественной жизни, известности в медицинских кругах в 1904 году врача единогласно избрали на должность главного врача психиатрической больницы имени Алексеева в Москве знаменитой Канатчиковой дачи , а вскоре предложили стать заведующим отделения Петербургской психиатрической больницы. Пётр Кащенко основал и возглавил первое в России Центральное статистическое бюро по учёту больных с психическими заболеваниями. Опыт и достижения Кащенко учитывались советскими врачами, когда они разрабатывали проект по открытию сети психоневрологических диспансеров. Заслуги Петра Кащенко в развитии отечественной психиатрии неоценимы. Больница имени Николая Алексеева в Москве, где в своё время работал психиатр, в 1990-е годы была переименована в больницу имени Петра Кащенко. Со всеми упомянутыми документами Петра Кащенко из фондов Главархива можно познакомиться в читальном зале Главархива Москвы по адресу: Профсоюзная улица, дом 80. Читальный зал открыт по понедельникам с 9:30 до 16:30, по вторникам и четвергам — с 12:00 до 20:00, по пятницам — с 9:30 до 15:00. Рассказать об этом друзьям Уважаемые посетители!
Революционер, музыкант, психиатр. Анна Ветлугина, Дмитрий Максименко: «Кащенко
«Врач должен смотреть на смирительную рубашку как на страшилище, а на себя, ежели применяет ее, как на палача», — это слова Петра Петровича Кащенко, 159 лет со дня рождения которого исполняется 9 января. Во многих справочных и энциклопедических изданиях советского периода местом рождения Петра Петровича Кащенко ошибочно назван город Ейск. Петр Кащенко родился 9 января 1859 года в Тамбове в семье потомственного казака, военного врача Петра Федоровича Кащенко. [19.02.1920] Умер Кащенко Петр Петрович – известный русский врач-психиатр.
Кащенко П.П. — 100 лет спустя
Отец — Пётр Фёдорович Кащенко (? — 1875), потомственный казак, выпускник Санкт-Петербургской медико-хирургической академии, военный врач. Жизнь Петра Петровича Кащенко необыкновенна: родился в Тамбове 28 декабря 1858 (9 января 1859 года), но вырос на Кубани в Ейске. статья из «Большой Медицинской Энциклопедии».
Вы точно человек?
С 1876 по 1881 год Петр Кащенко учился в Киевском университете. Позже за отличную учёбу был переведен в Московский университет. Но несмотря на успешную студенческую жизнь попал под наказания, и за несколько месяцев до выпуска был отправлен в ставропольскую ссылку, где провел 4 года. После возвращения ему разрешили продолжить обучение в Казанском университете. Здесь Петр Кащенко начал увлекаться психиатрией под руководством В. Бехтерева и Л.
К приезду Кащенко старые флигели уже отремонтировали, два новых здания построили и вроде бы подготовили к размещению больных.
Но после осмотра помещений новый заведующий нашел, что «они не во всех своих частях соответствовали требованиям современной психиатрической науки и практики». Коллега Кащенко П. Трайнин вспоминал, что после образцовой колонии в Бурашеве больничные корпуса в Нижегородской больнице показались Петру Петровичу мрачными. Новые, пока еще пустые корпуса выглядели более современно и были лучше оснащены, но все отделение даже отдаленно не напоминало современное, по мнению Кащенко. Больные всецело были предоставлены служительскому и надзирательному персоналу, совершенно не приспособленному к уходу за душевнобольными. О каком-либо лечении не было и речи.
Алексеева в Москве уникальную коллекцию материалов о нашем герое, опубликовала яркие воспоминания его родственников. Первый визит Петра Петровича в Нижегородскую больницу описан очень подробно: «В сопровождении надзирателя и служителей Кащенко начал обход в мужском отделении. Многие больные находились в коридоре и ходили взад-вперед с отрешенным выражением лица, занятые своими мыслями. Некоторые были в смирительных рубашках с завязанными рукавами. Одна группа больных сразу же окружила его. Они стояли около него в своих длинных халатах-балахонах, как дети возле своей матери, с надеждой в глазах, и наперебой торопились высказать накопившиеся мысли.
А он слушал их внимательно и отвечал с серьезностью на все их вопросы, даже самые нелепые. Из коридора Кащенко прошел в изолятор, служивший для содержания наиболее опасных больных. То, что он там увидел, вызвало у него настоящий шок. На полу лежал скованный наручниками и прикованный к полу крупный мужчина с затравленным и одичавшим взглядом. Петр Петрович считал насилие над душевнобольными преступлением против личности и потребовал немедленно снять с больного цепи и наручники. Но никто не решался приблизиться к нему, а надзиратель предупредил, что это крайне опасный, агрессивный больной, который нанес тяжкие побои смотрителю, и что подходить к нему близко нельзя.
Но Петр Петрович взял у служителя ключи от цепей и наручников и сам начал их снимать.
В ее заключительных словах, в частности, подчеркивалось, что полноценное решение данной проблемы возможно лишь с изменением общих условий русской жизни в смысле повышения общественной самодеятельности, раскрепощения личности и широкого демократизма. После февральской революции, казалось, «повеяло весной». Кащенко пытался привлечь внимание Временного правительства к судьбе исключительных детей. В августе 1917 года на совещании при Министерстве государственного призрения он выступил с докладом «О психически дефективных воспитанниках средних учебных заведений».
По докладу была принята резолюция о целесообразности создания сети специальных школ, о пропаганде борьбы с детской смертностью. Увы, этот глас отчаяния мог показаться «комариным писком» на фоне тогдашних грозовых политических раскатов. Никакого интереса со стороны тогдашних инстанций резолюция не вызвала. Заметим, что одновременно с ним активно включился в строительство новой жизни и его брат Петр Петрович Кащенко, возглавивший психиатрическую секцию Народного комиссариата здравоохранения. Эта сознательная созидательная позиция положительным образом характеризует братьев.
Санаторий-школа был превращен в государственное учреждение. На основе его в 1918 году организуется Дом изучения ребенка. На базе медико-педагогической консультации развилась педагогическая клиника, аналогов которой до того практика не знала. Тут же в 1919 году возник Музей детской дефектологии позднее названный Музеем педологии и педагогики исключительного детства , подобных которому также не было ни в одной стране. В нем было три основных отдела: изучения ребенка, лечебной коррективной педагогики и детского труда и творчества.
Идеи В. Кащенко о единой сети специальных школ для аномальных детей стали воплощаться в жизнь. Постановлением Совнаркома от 5 июня 1918 года подобного рода школы включались в систему народного просвещения как государственные учреждения. Дальнейшие организационные преобразования в сети специальных детских учреждений были направлены на размежевание функций между тремя комиссариатами: Наркомпросом, Наркомздравом и Наркомсобесом. Это было определено декретом Совета Народных Комиссаров от 10 декабря 1919 года.
Последовательно изживался инвалидно-призренческий подход в построении дела обучения и воспитания дефективных детей. Начало 1920 года было ознаменовано подготовкой к I Всероссийскому съезду деятелей по борьбе с детской дефективностью. Председателем оргкомитета был назначен В. Большая нагрузка легла на его плечи. Помимо выработки программы съезда ему пришлось провести немало совещаний и консультаций с представителями советских ведомств, научных и педагогических учреждений, с видными специалистами, а также обеспечить пропагандистскую и информационную подготовку.
Съезд проходил в Москве с 24 июня по 2 июля 1920 года. Вела его Анна Ильинична Ульянова-Елизарова. Шла гражданская война, хозяйство было разорено, повсеместно свирепствовали голод и эпидемии, настоящим социальным бедствием стала детская беспризорность. Статистика исключительных детей угрожающе росла. Чтобы успешно решать вопросы воспитания и обучения детей с различными недостатками в физическом и умственном развитии, требовалось объединить усилия органов народного образования, учителей специальных школ и представителей общественности.
Обращаясь к участникам съезда, нарком просвещения А. Луначарский сказал, что «в борьбе с дефективностью нужна тесная связь всех элементов русского общества и государства». Всеволод Петрович рассказал о причинах детской дефективности, о разграничении функций Наркомпроса, Наркомздрава и Наркомюстиции в вопросах борьбы с детской дефективностью, заботе о выпускниках специальных школ, дефектологическом образовании и, наконец, дошкольном воспитании и обучении детей с физическими и психическими недостатками. На пленарных заседаниях и секциях были обсуждены перспективы учета аномальных детей, пути и средства предупреждения детской дефективности, проблемы дифференцированного подхода к организации соответствующих учреждений, осуществления всеобщего обучения глухонемых, слепых и умственно отсталых детей, особо шла речь о дошкольном возрасте. В итоговом документе съезда обосновывались система и типы специальных учреждений, определялись общепедагогические принципы учебно-воспитательного процесса в них, было заявлено о необходимости государственной подготовки специалистов-дефектологов.
В связи с последним заметим, что еще в 1918 году Всеволод Петрович проявил инициативу, организовав на базе своего бывшего санатория-школы, а ныне Дома изучения ребенка, шестимесячные курсы по обучению работников-дефектологов. С 1919 года эти курсы стали годичными. Однако подобные меры в условиях стремительного развертывания широкой дефектологической деятельности в стране не могли быть достаточными. И вот по поручению Наркомпроса Кащенко создал специальное высшее учебное заведение — Педагогический институт детской дефективности — и стал первым ректором и профессором этого института. Он пробыл на этом посту вплоть до 1924 года включительно, пока вуз не вошел в качестве дефектологического отделения педагогического факультета во II Московский государственный университет; в 1930 году отделение было преобразовано в самостоятельный факультет Московского педагогического института имени А.
Бубнова ныне Московский педагогический государственный университет — здесь Всеволод Петрович до 1931 года заведовал кафедрой лечебной педагогики. Одновременно с этим вузом возник и Педагогический институт нормального и дефективного ребенка, организованный в Петрограде профессором А. Оба учебных заведения положили начало высшему образованию педагогов-дефектологов. Институт, возглавлявшийся Кащенко, имел следующие отделения: интеллектуальной дефективности, по работе с трудновоспитуемыми детьми, сурдопедагогики, тифлопедагогики и социально-правовой охраны ребенка. Принципиальной особенностью становления советской высшей школы, помимо качественно нового состава контингента ее учащихся, был переход на новые методологические основы преподавания учебных предметов.
Об этом Всеволод Петрович говорил своим коллегам, подчеркивая, что переживаемый ими период в области психологии, педагогики, дефектологии, науки о ребенке вообще может быть назван периодом генеральной ревизии всего до сих пор созданного под углом зрения объективной психологии как науки о поведении, строящейся на общефилософском основании. Вопросы изучения и воспитания ребенка, особенно если это касается исключительных, аномальных детей, требуют от врачей и педагогов не просто огромного напряжения человеческих сил, но, главным образом, действий, адекватных природе самого объекта изучения и воспитания. А природа человека социальна, и биологическое в нем проявляется в преобразованном виде, оно как бы «снимается» в гегелевском смысле слова сугубо человеческим, то есть социальным. В той мере, в какой это социальное развито в ребенке, не деформировано физическими дефектами, физиологической или психологической недостаточностью, не искажено неблагоприятными внешними обстоятельствами, мы и судим о нем как о личности. В какой мере осуществлен в ребенке скачок от биологического к социальному, в такой и предстает перед нами результат целеустремленных педагогических влияний.
В реализации такого скачка по всему спектру характеристик личности в ее становлении и состоит, по сути дела, содержание воспитания. Педагог-дефектолог должен понимать сущность различных психофизиологических проявлений и их социальной трансформации в ребенке. Дефекты и отклонения вносят свои акценты в отдельные его особенности и стороны, которые нуждаются в доведении их до нормы в органическом единстве со всеми другими сторонами и особенностями. Педагогический персонал должен своевременно выяснять, что в детях нормально, а что уклонилось от нормы или недоразвито, на что нужно обратить внимание в первую очередь, с чем бороться безотлагательно, а с чем позднее, каковы должны быть мероприятия медико-педагогической коррекции ребенка. В свете сказанного Кащенко ставил вопрос и о психосоциальной гигиене детского возраста.
Между прочим, наблюдение за дефективными детьми способствует более глубокому уяснению нормы физически и психически здорового ребенка. Не потому ли многие психологи, изучавшие только нормальных детей, бывали вынуждены перейти к изучению дефективных? Напротив, занимавшиеся дефективностью не раз обращались затем к исследованию нормального ребенка. В детской исключительности Кащенко не столько винил биологическое, сколько видел дефективную социальность, борьбу с которой можно и должно вести на базе широких социальных мероприятий. Дорогу им открывали социальные преобразования в стране.
И если не все в дальнейшем складывалось так, как это поначалу представлялось в идеале, то все равно молодое направление в познании и практике, движимое самой общественной необходимостью, последовательно завоевывало рубежи. Уместно, кроме того, заметить, что на переломных этапах истории всегда возникали модные течения и умозрительные спекуляции с конъюнктурной терминологической игрой, не обогащающей сознание и не приближающей его к истине, но зато плодящей теоретических нуворишей, чья профессиональная глубина обратно пропорциональна их предприимчивости. На это тактично указывал и Всеволод Петрович: «В вопросах изучения ребенка и его воспитания-образования выдвигаются проблемы, разрешение которых потребует огромного напряжения сил многих исследователей. В таких условиях самым опасным является излишне скороспелое перекраивание старого по новой мерке, когда в новую терминологию особенно в области психологии вкладываются без достаточно критического подхода самые старые понятия, когда уверенность, основывающаяся на словесной принадлежности к самым новым «ортодоксальным» направлениям, прикрывает грубое невежество». Нетрудно догадаться, что такая принципиальная позиция вызвала скрытую неприязнь среди представителей ведомственных органов и некоторых ученых.
В том же году Дом изучения ребенка, точнее, теперь уже комплекс, выполнявший функции лечебно-педагогического, исследовательского и учебно-просветительского заведения, был преобразован в соответствии с рекомендациями I Всероссийского съезда деятелей по борьбе с детской дефективностью в Медико-педагогическую станцию во главе с ее создателем. Можно было бы назвать ее головным учреждением, если бы оно не было единственным центральным и опытно-показательным в системе Главсоцвоса. Сюда потянулись со всех концов страны и из-за рубежа специалисты разного уровня, озабоченные исследованием и устранением причин детской дефективности. Здесь, можно сказать, был и практический полигон высшего дефектологического образования, предоставленный в распоряжение будущих специалистов. Популярность Медико-педагогической станции росла.
Этому способствовало и личное обаяние Всеволода Петровича. В письме Анне Всеволодовне, дочери ученого-педагога, его бывшая сотрудница писала: «Все в нем было гармонично: и прекрасная внешность, и поступки, достойные истинного интеллектуала. Был он очень собранный человек, его рабочий день был всегда точно регламентирован... Вокруг Всеволода Петровича всегда царило какое-то необыкновенно чистое, детское настроение». В конце 1923 года Народный комиссариат просвещения РСФСР командировал Кащенко за границу для ознакомления там с практическими и теоретическими достижениями в деле борьбы с детской дефективностью, безнадзорностью и правонарушениями.
Мировой и гражданской войнами были нарушены научные связи нашей страны с заграницей. Поездка Кащенко в Германию способствовала восстановлению такого рода сношений. Помимо ознакомления в течение пяти месяцев с деятельностью дефектологических, психоневрологических и лечебно-педагогических учреждений он изучал и достижения логотерапии у детей и взрослых. Личные контакты с видными специалистами способствовали в дальнейшем систематическому обмену опытом. Его избрали почетным членом Немецкого дефектологического общества.
Затем последовали избрания в члены научных обществ Франции, Бельгии. А весной 1924 года состоялся первый выпуск специалистов-дефектологов Педагогического института детской дефективности. Напутствуя своих питомцев, Всеволод Петрович подчеркивал их особое призвание — сочетать в себе педагогов и врачей. И дальнейшая перспектива развития основанного им дела в масштабах страны требовала сочетания, координации усилий общеобразовательной школы и медицины. Главная роль здесь принадлежит не врачу, а педагогу, получившему солидную дефектологическую подготовку».
Остальных уничтожали поэтапно. До освобождения Сивориц в 1944-м дожили всего шестеро больных, прятавшихся у местных жителей. Восстанавливать усадьбу после этого стали лишь из уважения к личности Кащенко. Долгое время сюда направляли лишь пациентов, которым предстояло провести в больнице всю оставшуюся жизнь. Развитие больницы началось лишь с 1970-го. Попасть туда больные могли, лишь отстояв большую очередь.
Они вернутся в общество Именно реабилитационная деятельность стала главной для больницы в последние годы. Поправить здоровье в исторической усадьбе с красивым парком могут как жертвы насилия, так и люди с суицидальными наклонностями. Кроме того, в больнице им. Кащенко действует единственное на Северо-Западе России реабилитационное отделение с общежитием. Рассчитано оно на людей, утративших социальные связи из-за долгого нахождения в лечебных учреждениях. Те, кто десятилетиями жил в изоляции, заново учатся обслуживать себя и совершать поступки, кажущиеся нам обыденными, - ходить в магазины, ездить в общественном транспорте, пользоваться телефоном и телевизором.
В перспективе покинуть больницу могли бы около половины пациентов. Олег Лиманкин и его коллеги уверены в том, что будущее психиатрии - во внебольничной медицине. Большинству пациентов вовсе не требуется находиться в палате круглый год. При грамотно организованной внебольничной помощи они могли бы жить в обществе. В Италии, к примеру, последняя спецбольница закрылась в 1992-м. Сейчас там выросло поколение врачей, которые ни разу не были в психиатрической клинике.
Пациентов с отклонениями лечат в соответствующих отделениях обычных больниц.