Большой проект в Государственном музее изобразительных искусств им. а играет с этим ощущением, используя работы иностранцев, то есть россиян, и в то же время пытается по-академически развенчать мифы, демонстрируя подлинное искусство испанских мастеров. Марина Лошак, возглавлявшая 10 лет Государственный музей изобразительных искусств имени Пушкина, 20 марта написала заявление на увольнение по собственному желанию.
Пушкинский музей
Здание Государственного музея изящных искусств (ныне — Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина). Метро Кропоткинская – Музей изобразительных искусств имени Пушкина. В ГМИИ им. А. С. Пушкина открылась выставка «После импрессионизма». Свежий взгляд на хорошо известные шедевры живописи предлагает Пушкинский музей. 17 мая 2024 года в Доме И.С. Остроухова в Трубниках Государственного музея истории российской литературы им. В.И. Даля (ГМИРЛИ) откроется выставка «Уроки Золотой рыбки», приуроченная к 225-летию со дня рождения Александра Пушкина. Челябинский музей изобразительных искусств будет сотрудничать со знаменитым музеем имени Пушкина. О достигнутой в рамках «Российской креативной недели» договоренности сообщил министр культуры области Алексей Бетехтин. ГМИИ имени А.С. Пушкина — все самые свежие новости по теме.
В Музее Москвы открылась выставка «Москвичка»
Марина Лошак, возглавлявшая 10 лет Государственный музей изобразительных искусств имени Пушкина, 20 марта написала заявление на увольнение по собственному желанию. Наследие Марии Владимировны Ломакиной в музеях Москвы. Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина возобновил работу. Об этом сообщает пресс-служба музея. Биография директора музея им. Пушкина Елизаветы Лихачевой: образование и карьера, работа директором музея архитектуры им. Щусева, скандал с домом Мельникова. Личная жизнь, семья и последние новости в 2023 году на 24СМИ.
Цикл лекций «Пространство образа»
Пушкина Елизавета Лихачева. В США призвали отменить антироссийские санкции ради мира на Украине 24 ноября 2023, 02:52 Она отметила, что музей продолжает сотрудничать с коллегами по всему миру. Никакими санкциями невозможно отменить научный и культурный обмен.
Кузнецова, нанес существенный репутационный урон Музею архитектуры, от которого отвернулась значительная часть профессионального архитектурного сообщества».
Нота протеста набрала 1416 подписей и не была удовлетворена. За что хвалят нового директора «Московский комсомолец», опубликовал текст о назначении Лихачевой еще вечером 20 марта. В нем сказано, что новая директор музея находится «в приятельских отношениях» с Мариной Лошак и является довольно известной фигурой в культурной среде.
Журналисты, освещающие культурную повестку, называют Лихачеву открытым, демократичным управленцем. Искусствовед Ксения Коробейникова, например, в своем телеграм-канале пишет о ней, как о человеке, которого «все любят», а админ канала «Антиглянец», журналистка с архитектурным образованием Наталия Архангельская называет ее женщиной очень конкретной, самоироничной, харизматичной, с реальными знаниями. За время работы директором Музея архитектуры Елизавета Лихачева значительно приумножила аудиторию учреждения — она выросла, по данным Минкульта, с 27 до 110 тысяч человек в год.
При ней в Музее архитектуры было организовано более 80 выставочных проектов, среди которых выставки «Архитектура стадионов», «Матвей Казаков и допожарная Москва», «Эпоха Модерна», «Шухов. Кроме того, в 2021 году по инициативе Лихачевой были начаты работы по реставрации и сохранению экспериментального дома-мастерской архитектора К. Мельникова в Кривоарбатском переулке — работы планируют завершить к концу 2024 года.
Я никогда не забуду ни свою работу в музее, ни своих коллег, которым я безмерно благодарна за то, что они поверили в меня 6 лет назад, пошли на поводу у совершенно безумных, на первый взгляд, идей, и помогли. Во многом, без них то, что произошло в музее за последние 6 лет, было бы невозможно». Елизавета Лихачева известна не только как директор Музея архитектуры, но и искусствовед, регулярно выступающий в качестве лектора, эксперта в медиа и так далее.
Пушкина: «Пока не готова говорить о каких-то идеях, не готова говорить о своих планах.
Тот факт, что в собрании Пушкинского музея находятся два полотна из серии «Руанский собор», позволил глубже погрузиться в широкий диапазон технических приемов мастера и узнать важные детали истории создания произведений. В Италии большую роль играли местные художественные центры, каждый из которых обладал своим неповторимым «лицом». В Неаполе живописцы специализировались на цветочных натюрмортах и «рыбных уловах», в Бергамо — на изображении музыкальных инструментов, а в Риме в моде были декоративные полотна с цветами и фруктами на фоне парков, которые нередко дополнялись скульптурными изображениями либо фигурками играющих путти. Куратором первой выставки итальянского натюрморта в России выступила Виктория Маркова. В экспозиции будет представлено свыше 60 произведений выдающихся мастеров эпохи барокко, представляющих разные местные школы и направления, из крупнейших российских собраний. В разные эпохи художники наблюдали разный Рим — и видели его по-разному.
Кураторы выставки Елизавета Лихачева и Максим Атаянц собрали материал для выставки архитектурной графики и живописи, посвященной изменению римского архитектурного ландшафта и смещению акцентов в его изображении. Проект организован совместно с архитектором, графиком, историком античной архитектуры Максимом Атаянцем. Экспозиция будет дополнена картинами и рисунками его предшественников, современников и последователей. Вадиму Садкову, куратору выставки, впервые удалось собрать все работы Снейдерса, хранящиеся в России. К показу будет представлено более 80 экспонатов, отражающих основные этапы развития фламандского натюрморта, разнообразие его типов, а также все многообразие индивидуальных манер разных авторов. Существенную часть экспозиции составят живописные произведения из отечественных региональных художественных музеев и московских частных коллекций. Практически неизвестные широкой зрительской аудитории, они не только украсят залы выставки, но и продемонстрируют «преемственность поколений» в трехсотлетней истории коллекционирования фламандской живописи в России.
Я говорю: «Нам ничего не нужно. Музей — это юридическое лицо, музей — это люди, а дом — это объект. Музей может владеть домом Мельникова, а может не владеть домом — вообще десятое дело».
В общем, в итоге дочке дали другой объект вместо этого? Мы создали музей, предложили ей пойти по пути исполнения завещания. Она не пошла.
И дальше я ее выгнала. Вы не жалеете? Меня часто спрашивают об этом — ни секунды не жалею.
Вопрос состоит в том, что там всякие почти уголовные, околоуголовные дела крутились. Она писала заявление в милицию, Следственный комитет, прокуратуру последовательно. То есть я первый год после 2014 года, после «захвата дома Мельникова рейдерского», я последовательно ходила… Отбивались по судам?
Она пыталась раздуть уголовное дело, но она не могла добиться возбуждения, потому что Музей архитектуры, чьим представителем я была, был абсолютно в своем праве. Она не собственник. Давайте мы плавно из прошлого перетечем в настоящее — про ваши текущие планы уже на новом посту.
Есть четверка крупнейших, топовых музеев страны: Эрмитаж, Третьяковка, Пушкинский, Русский… На ваш взгляд, какое в ней место Пушкинского музея? Чем он отличается от других, в чем его уникальность? Есть музей русского, национального искусства, и есть музей общемирового искусства.
Есть исключения типа Лувра. В Италии такого нет, потому что итальянское искусство — это и есть общемировой музей. Но в целом это везде так: есть национальный музей изобразительных искусств, и есть музей не национальный — мировой.
В России за национальные музеи сначала отвечала Третьяковская галерея, потом Русский музей и Государственный Эрмитаж, то есть императорская коллекция. В Москве не было западноевропейской коллекции за исключением всем нам хорошо известных частных коллекций, которые все посчитаны, все известны. Но профессор Московского университета [Иван] Цветаев 1847—1913 создает образовательный музей — это музей, который создается при кафедре, точнее отделении всеобщей теории и истории искусства Московского государственного университета.
Тогда она была на другом факультете — на философском, но тем не менее это кафедральный музей, где студенты могут изучать по слепкам памятники европейской культуры. Дальше музей переезжает, случается революция, частные коллекции начинают передаваться государству, создается музей нового западного искусства, всем хорошо известный. А дальше приходит понимание, что в Москве нет хорошей коллекции западноевропейского искусства, и начинают на базе Пушкинского музея эту коллекцию формировать.
Пушкинский усиливают еще рядом вещей из того же Эрмитажа. И этот процесс идет. И тут музей закрывают и открывают Музей подарков Сталину.
И Музей подарков Сталину в здании Романа Клейна, который был построен на Волхонке, 10, по-моему, существовал, собственно говоря, до смерти Иосифа Виссарионовича — до 1954 года. В 1953 году умирает Сталин, в 1954 году Музей подарков Сталину ликвидируется. А вы как к нему относитесь?
В Twitter широко обсуждалась история, что из соцсетей корреспондента The Associated Press был удален пост со съемкой вашего кабинета, где вы сидите и за вами портрет Сталина, вернее фото. Это табличка, которую мне подарили коллеги, когда я стала директором музея. Фигура Сталина сложная, неоднозначная, и я приверженец очень простой позиции: он сдох — все, проехали.
Мы не можем мерить нашу сегодняшнюю жизнь Сталиным, это смешно просто. Что не Иваном Грозным? Еще Петр I был тоже довольно такой персонаж сомнительный… Вы серьезно, ребят?
Граждане, вы там совсем, что ли, кукухой поехали? Вообще больше обсудить нечего? То есть там Украина, экономический кризис, санкции — это никому не интересно, теперь все обсуждают смерть Сталина — острополитический момент.
И для нас Сталин всегда был таким, я бы сказала, маркером, что ли… Маркером чего? Это Микки-Маус. Изображений Сталина много, и он в итоге и есть предмет поп-культуры.
То есть каждый раз, когда людей надо отвлечь от чего-то серьезного, важного, достается Сталин. И это очень четко было видно, когда заходили люди в кабинет, это правда: люди заходят в кабинет, видят эту несчастную табличку, которая, кстати, была инсталляцией, потому что у нас был Сталин с ушками. И по реакции было всё понятно: будем мы работать или нет.
У людей полностью исчезло чувство юмора. Я даже не знала, что там это кто-то обсуждал. Но вообще у меня в кабинете какое-то время было три изображения Сталина: один был куском мыла, который я купила в одном из европейских музеев, и мне это так понравилось… Мы его смылили.
Смылить Сталина — это круто, по-моему. А еще у меня было изображение, которое мне мои коллеги подарили, — это фотография из фондов Музея архитектуры. Разумеется, отпечаток с негатива.
Это панно на станции метро «Таганская» кольцевая. Это было «белье». И там был товарищ Сталин: народы несут ему цветы — вот это все.
Вещь совершенно потрясающая. Поскольку я с Таганки, мне коллеги на день рождения подарили эту картинку. Она у меня по всем кабинетам уже поездила.
То есть серьезно? Вам что, заняться в жизни нечем? Еще вопрос про дуумвират Антонова и Лошак, если это можно так назвать.
Вы с обеими лично знакомы? Как-то обсуждали это? Она меня знала, и я ее знала, мы здоровались периодически, иногда даже беседовали на общие темы.
Но так сказать, что я ее знала, я не могу. С Мариной Девовной [Лошак] я знакома гораздо лучше, потому что моя карьера директора Музея [архитектуры] пришлась уже на ее карьеру в Пушкинском музее. Мы делали несколько проектов, давали им вещи, они нам кое-что давали, то есть какая-то работа такая шла.
Мне кажется, что Пушкинский музей неоднороден, и это плохо. Это то, с чего мы начали. Я бы не назвала это дуумвиратом.
Просто, конечно, я могу только посочувствовать Марине Девовне: сидеть довольно долгое время на коленях у Ирины Александровны —это такое…Ирина Александровна была кремень. В интернете тоже часто обсуждается, что Лошак сняли, потому что ее признанная иноагентом Анна Монгайт работает на либеральном, признанном иноагентом телеканале «Дожде». Это политическая чистка в сфере искусства идет?
Как вы относитесь к таким теориям? Я, скажем так, предполагаю, и у меня на это есть основания, поверьте, что дочь ни при чем. И сама по себе эта ситуация довольно сложная для Министерства культуры, я могу это понять по-человечески.
Но причиной ухода Марины Девовны Лошак было ее заявление, она написала заявление. А что вы в целом думаете про вот этот вот вектор Минкульта сейчас на смену руководителей? Чем она вызвана?
А их не нужно было перезаключать? У людей еще оставались какие-то сроки, он всех просто загнал… Считайте, с конца декабря по середину апреля контракты заканчиваются у Зельфиры Трегуловой, Марины Лошак, у Владимира Гусева директора Русского музея в Санкт-Петербурге , у Алексея Левыкина директора Государственного исторического музея , в ноябре закончился контракт у [Михаила] Пиотровского директора Государственного Эрмитажа. Как вы думаете, ждать ли смены, на посту главы Эрмитажа?
Насколько мне известно, контракт Михаилу Борисовичу был продлен, но я не могу сказать, ждать нам смены [или нет]. Я не могу комментировать кадровую политику министерства. Тут у меня нет никаких догадок.
Меня это, честно говоря, мало интересует. Вопрос напрямую: есть ли в этих заменах политика, как вы считаете? Если мы говорим о таких институциях, как Третьяковская галерея, Лувр, [музей изобразительных искусств в Париже] Орсе, [художественный музей в Потсдаме] Барберини, музей Виктории и Альберта или Национальная галерея в Лондоне — любая институция, которая живет на государственные деньги, независимо от того, в какой стране мира дело происходит, политика есть всегда.
Потому что директора таких музеев — это не просто директора музеев, это политическая история, потому что культура строит мосты, по которым ходит потом бизнес, а потом политика уже настоящая, поэтому всегда есть политика. Причины снятия Зельфиры Исмаиловны с должности или причины, по которым Марина Девовна ушла с работы, я не могу комментировать, потому что я не знаю, что двигало этими людьми. Коллектив вы как-то будете перетряхивать, омоложать?
То есть какая-то кадровая политика? Мне кажется, что есть три вещи. Первое — это повышение зарплат.
В Пушкинском традиционно самые низкие зарплаты в городе, и это просто несправедливо, правда несправедливо. Для того чтобы повысить зарплаты, надо разобраться, понять, что с деньгами. Вы имеете в виду, насколько они эффективно расходуются?
Потому что нельзя просто прийти и сказать: «Так, ребята, с завтрашнего дня всем поднимают зарплату на 100 условных рублей». Можно сказать, вас назначили как эффективного менеджера? Да, наверное, меня назначили как эффективного менеджера.
Вероятно, да. У меня искусствоведческое образование, я специалист по раннему итальянскому барокко, и больше всего на свете, честно вам скажу, по секрету, я бы хотела заниматься своей научной темой. Но я не могу сейчас это делать.
Я сейчас скажу вещь, за которую опять в комментариях мне обязательно кто-нибудь расскажет, насколько я не права: я люблю свою страну — по-настоящему. Я считаю, что Россия — это лучшее место на Земле, самое свободное. И эта свобода, вы не представляете, насколько она велика.
Ты когда немножко отвлекаешься от этого всего обвеса, которым вас там пичкают про отсутствие демократии, вот про все, то, что обычно мои коллеги, в том числе либерально настроенные, говорят, просто выезжаешь за пределы любого большого города русского и попадаешь в Бурятию, например: выезжаешь из Улан-Удэ, едешь по направлению к монгольской границе на север, вдоль Байкала — ты эту свободу чувствуешь. Ее столько — не унесешь. Россия — это удивительное место.
Круче страны, чем Россия, нет, это я могу сказать совершенно ответственно. И моя страна переживает один из самых тяжелых периодов в истории, и началось это не вчера — это началось приблизительно, когда я родилась, то есть 40 лет назад, и я не могу смотреть на то, что с ней происходит. Если у меня есть возможность что-то делать: я не могу условно взять автомат и сесть в окоп, я не могу продвигать политические инициативы — я не политик, я не могу лечить людей — я не врач, но я искусствовед.
То есть у вас свой культурный фронт? Музей — это важнейший фактор существования, нормального существования страны. Музей — это признак цивилизации, музей — это и есть цивилизация.
Вы никогда не задумывались, почему уничтожение культурных ценностей в Нюрнберге было признано преступлением против человечества? Фактически стирание нации с лица земли… — Конечно. Это стирание исторической памяти, это уничтожение культуры — той самой потребности.
Это как человека лишить хлеба или воды, или сна — это пытка. Оставить человека без искусства — это пытка. И что я могу сделать с тем, что вокруг меня происходит?
Я не могу влиять на политику страны? Нет, не могу. Я не могу определять какие-то вещи — не могу.
Но зато я могу хорошо делать свою работу, и я ее просто хорошо стараюсь делать, вот и все, что я делаю.
Директор Пушкинского музея рассказала о будущей реставрации главного здания
Новым директором Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина (ГМИИ) после увольнения Марины Лошак назначена Елизавета Лихачева. Об этом сообщили в Министерстве культуры Российской Федерации, передает РИА Новости. В Музее Москвы открылась масштабная выставка «Москвичка», посвященная образу советской женщины первой половины прошлого века. С октября 2023 по май 2024 в музее изобразительных искусств имени Александра Пушкина пройдут встречи видеоклуба «Пространство образа», посвященного медиаискусству в коллекции музея. Государственный музей изобразительных искусств (ГМИИ) имени Пушкина закрыт для посещений по техническим причинам, сообщается в телеграм-канале учреждения. Русский музей — Таганрогу» в Мраморном дворце позволит узнать, как сотрудники Русского музея отреставрировали двадцать два предмета, пострадавших при ракетной атаке в Таганроге в 2023 году.
Выставки в Пушкинском музее
В хозяйственных строениях располагалась мастерская по изготовлению «русского платья», которым и торговали братья Стуловы. В 1919—1920 годах в одной из квартир находилось возглавляемое В. Ходасевичем московское отделение издательства «Всемирная литература». Здание выполнено в неоклассическом стиле с элементами модерна. Декоративная отделка внутренних помещений сохранилась до сих пор, а именно первоначальная лепнина потолков, витражи на лестничных клетках, небольшие барельефные вставки, высокие готические расписные своды помещений верхних этажей. После завершения реконструкции здание будет функционировать как Дом текста. В нем разместится научная библиотека ГМИИ им.
Пушкина, читальный зал, аудитории для проведения лекций и других мероприятий, выставочные площадки, кафе, книжный магазин, а также фондохранилище и административные помещения. Депозитарно-реставрационный и выставочный центр Единственное здание на территории Государственного музея изобразительных искусств, которое будет построено с нуля — это Депозитарно-реставрационный и выставочный центр. С момента открытия Музея в 1912 году у него не было собственного помещения для хранения коллекций, и это при том, что на данный момент в фондах ГМИИ им. Пушкина насчитывается около 700 000 музейных экспонатов. Именно поэтому появление такого хранилища можно считать прорывом. Помещения центра будут адаптированы согласно современным стандартам хранения музейных экспонатов, будет настроена система контроля температуры, влажности и света, подходящих для каждого вида произведений искусства: живописи, скульптуры, нумизматики, графики, декоративно-прикладного искусства.
Здание хранилища будет разделено на два корпуса. В одном из них будет технический центр, в котором будут расположены реставрационные мастерские, помещения для работы хранителей, химические лаборатории и открытое хранилище, доступное для посетителей. Во втором корпусе откроются новые многофункциональные выставочные пространства для временных экспозиций. Здания корпусов будут объединены подземным общественным пространством как между собой, так и с Главным Зданием Музея, а также с Галереей искусства старых мастеров и Галереей искусства импрессионистов и постимпрессионистов. Как итог наc ждет крупнейший музейный комплекс, открытый для посетителей, в том смысле, что каждый сможет решить для себя сам, насколько глубоко он хочет погрузиться в мир искусства, а уж музей предоставит для этого все возможности. Теперь в распоряжении каждого посетителя комплекса ГМИИ им.
Пушкина будут как выставки, так и открытое хранилище, и реставрационный комплекс, где можно будет увидеть ранее скрытые от зрителей шедевры, а также посмотреть на труд реставраторов и узнать все тонкости работы с памятниками культуры и искусства. Депозитарно-реставрационный и выставочный центр приоткроет нам тайны музейного мира и позволит лучше понимать принципы его работы. Автор: Мария Зыбина.
Но, несмотря на расстояние, взаимное желание быть партнерами решило все проблемы. Наверное, эта выставка для нас про то, что искусство 20-30 годов XX века — это очень многогранная история. Мы хотели показать через образ москвички, насколько отличные были позиции, представления как эстетические, так и идеологические, политические и что очень сложно на самом деле охарактеризовать время 1920-1930-е.
Оно очень многослойное — сплетаются позиции дореволюционной эстетики и новые представления. И мы этой выставкой показываем, что нельзя однозначно смотреть на это время, и, несмотря на то что у нас есть какие-то конкретные залы, например «Работница» или «Героиня НЭПа», тем не менее вы попадаете в зал и видите, что очень сложно однозначно охарактеризовать. И что даже какие-то очевидные и яркие фигуры в советском искусстве могут тоже очень по-разному восприниматься».
В феврале 2023 года Марина Лошак опровергла появившиеся в СМИ сообщения о своём уходе с поста директора Пушкинского музея. Известно, что Елизавета Лихачева с 2017 года руководит Музеем архитектуры имени А. Она отказалась комментировать информацию о её возможном назначении на должность директора Пушкинского музея.
Зачастую, проходя по бесконечной веренице залов музеев и галерей, мы не задумываемся над сложностью создания хотя бы одной картины. Сколько физических и эмоциональных сил было потрачено художником во время ее создания? Каким же приемом наиболее точно донести до зрителя настроение библейского персонажа или же стоящей перед мольбертом герцогини, желающей получить собственный портрет? Теперь же он не просто сотворен богом, что надо принять, стараясь быть подобием всевышнего. Это эмоциональное состояние.
Гигантский мир, который можно пытаться познавать, что вносит дополнительный фон. Как и «Академия вставших на праведный путь», мы продолжаем создавать устойчивые образы, но появляются тучи, которые сгущаются за Себастьяном. Все это начинает работать со зрителем, чтобы он не только знакомился с историей героев, но и эмоционально присоединялся ко всему происходящему. Со временем эмоция для художника становится центром повествования». Джованни Франческо Барбьери, прозванный Гверчино «Святой Себастьян», 1641 год Искусство — это манифестация человеческих чувств и эмоций, которые являются основами художественного творчества.
Читайте также:
- Цикл лекций «Пространство образа» 2023, Москва — дата и место проведения, программа мероприятия.
- Выставки в Пушкинском музее
- Государственный музей изобразительных искусств имени Пушкина
- ГМИИ им. А. С. Пушкина анонсировал план на 2023 год
Музей изобразительных искусств имени Пушкина
Пушкинский музей — последние и свежие новости сегодня и за 2024 год на | Известия | Пушкинский музей объявил выставочные планы на 2024-й год. |
Новый директор Пушкинского музея Лихачева ответила на вопрос о рабочих планах | Пушкинский музей рассказал о некоторых выставочных планах на 2024 год. |
Государственный музей изобразительных искусств имени Пушкина | Купить билеты в «ГМИИ им. Пушкина» на Яндекс Афише: расписание интересных выступлений, полная афиша на 2024 год с возможностью покупки билета онлайн. |
Какие выставки Пушкинский музей проведёт в 2024 году? | Новым директором Государственного музея изобразительных искусств имени Пушкина назначена Елизавета Лихачева — глава Музея архитектуры им. А. В. Щусева. |
Минкультуры РФ: Елизавета Лихачева возглавила Пушкинский музей вместо Марины Лошак
- лучшие идеи для вас
- Глава Пушкинского музея Лихачева: санкции не отменят научный и культурный обмен
- Поделиться
- Временные выставки Пушкинского музея
Просто Новости
- Cookie is Disabled in your browser. Please Enable the Cookie to continue.
- The Pushkin State Museum of Fine Arts
- Музеи Московского Кремля: ГЛАВНАЯ
- Пожар в здании музея изобразительных искусств имени Пушкина произошел в Москве
- ГМИИ им. А.С. Пушкина
- Пушкинский музей планирует вернуть старую версию постоянной экспозиции