Новости московское восстание при иване грозном

В Новгороде, Пскове, а затем в Москве начались недовольства, назревали восстания. Московское восстание 1547. Антифеодальное городское восстание в Русском государстве. Царь Иван IV укрылся в с. Воробьёво. Новости Новости. Главная» Москва» Бунты» Новости» Восстание в Москве в 1547 году. Иван Грозный умер в 1584 году, оставив двух наследников – Федора и Дмитрия.

Ровно 340 лет назад в Москве начался стрелецкий бунт и короткая эпоха хованщины

МОСКОВСКОЕ ВОССТАНИЕ 1547 года — МОСКОВСКОЕ ВОССТАНИЕ 1547 года, мятеж горожан против засилья при дворе клана Глинских (см. ГЛИНСКИЕ). Главную силу восставших составляли московские «тяглые» люди, несшие основное налоговое бремя. Восстание при иване 4. Иван Грозный пожар в Москве 1547. В Новгороде, Пскове, а затем в Москве начались недовольства, назревали восстания. Еще одним свидетельством крайне напряженной обстановки в стране после смерти Ивана Грозного стало восстание в Угличе, случившееся сразу после трагической кончины малолетнего царевича Дмитрия 15 (25) мая 1591 года. 19 марта 1611 года в Москве вспыхнуло восстание против поляков. Как вскоре выяснилось — преждевременное.

Краткий курс истории. Хованщина

Московская хованщина — еще один трагический символ нехитрой манипуляции, благодаря которой невинные простолюдины оказываются жертвами власти. К 70-м годам XVI века противостояние русских князей и крымских ханов длилось уже несколько десятков лет. В 1571 году во время очередного набега на южнорусски. Еще одним свидетельством крайне напряженной обстановки в стране после смерти Ивана Грозного стало восстание в Угличе, случившееся сразу после трагической кончины малолетнего царевича Дмитрия 15 (25) мая 1591 года. Московское восстание 1547 года — волнения средних и низших слоёв городского населения, произошедшие в Москве после засухи и пожаров 1547 года.

5. Московское восстание в первый год царствования Ивана IV (1547 год) и другие волнения XVI века

Начался второй период правления Грозного, когда он стал править абсолютно самодержавно, не слушая ничьих советов. В 1563 году русские войска овладели Полоцком, в то время крупной литовской крепостью. Царь был горд этой победой, одержанной уже после разрыва с «Избранной радой». Однако уже в 1564 году Россия потерпела серьезные поражения.

Царь стал искать «виноватых», начались массовые опалы и казни. В 1564 году доверенный и ближайший друг Ивана Грозного, член «Избранной рады» князь Андрей Курбский тайно, ночью, оставив жену и девятилетнего сына, ушел к литовцам. Мало того, что он изменил царю, — Курбский предал родину, став во главе литовских отрядов в войне с собственным народом.

Стараясь изобразить себя пострадавшим, Курбский написал царю письмо, оправдывая свою измену «смятением горести сердечной» и обвиняя Ивана в «мучительстве». Между царем и Курбским завязалась переписка. В письмах оба обвиняли и упрекали друг друга.

Царь обвинял Курбского в измене и оправдывал жестокость своих действий интересами государства. Курбский оправдывался тем, что был вынужден бежать ради спасения собственной жизни. Опричнина Чтобы покончить с недовольными боярами, царь решился на демонстративную «обиду».

Вместе с семьей он в декабре 1564 года покинул Москву, как бы отрекаясь от престола, и выехал в Александровскую слободу. Народ, придя в смятение, потребовал от бояр и высшего духовенства умолить царя вернуться. Грозный принял депутацию и согласился вернуться, но на определенных условиях.

Их он изложил, приехав в столицу в феврале 1565 года. По сути, это было требование предоставить ему диктаторские полномочия, чтобы царь мог по своему усмотрению казнить и миловать изменников, забирать их имущество. Специальным указом царь провозгласил учреждение опричнины название происходит от древнерусского слова опричь — «кроме».

Иван Грозный такое прозвище было присвоено Ивану IV народом потребовал в свое распоряжение земельные владения, составленные из конфискованных земель его политических недругов, и вновь перераспределил среди тех, кто был предан царю. Каждый опричник приносил клятву на верность царю и обязывался не общаться с «земскими». Земли, не попадающие под перераспределение, именовались «земщиной» , на них самодержец не претендовал.

Но реальной властью обладали опричники, выполнявшие функции государственной полиции. Под перераспределение земель попали около 20 городов и несколько волостей. Из преданных «друзей» царь создал особое войско — опричное — и сформировал дворы со слугами для их содержания.

В Москве для опричников было выделено несколько улиц и слобод. Число опричников быстро возросло до 6 тысяч. Для них отнимали все новые поместья, а прежних владельцев изгоняли.

Опричники получили от царя неограниченные права, и правда в суде всегда была на их стороне. Опричник Одетые в черное, на вороных конях с черной сбруей и привязанными к седлу собачьей головой и метлой символами их должности , эти беспощадные исполнители царевой воли наводили на людей ужас массовыми убийствами, грабежами и поборами. Множество боярских родов тогда были полностью истреблены опричниками, среди них были и родственники царя.

В 1570 году опричное войско обрушилось на Новгород и Псков. Иван IV обвинил эти города в стремлении «перейти в подданство» литовскому королю. Царь лично руководил походом.

Были разграблены все города по дороге от Москвы до Новгорода. Во время этого похода в декабре 1569 года Малюта Скуратов задушил в тверском Отроческом монастыре первоиерарха Русской православной церкви митрополита Филиппа , публично выступавшего против опричнины и казней Ивана IV. В Новгороде, где тогда проживало не более 30 тысяч человек, были уничтожены 10-15 тысяч человек, безвинные новгородцы были преданы мучительным казням по подозрению в измене.

Однако, расправляясь со своим народом, опричники не смогли отразить от Москвы врагов внешних. В мае 1571 года войско опричников показало себя неспособным оказать сопротивление «крымцам» во главе с ханом Девлет-Гереем , тогда Москва была подожжена нападавшими и выгорела. В 1572 году Иван Грозный упразднил опричнину и восстановил прежний порядок, но казни в Москве продолжались.

В 1575 году на площади у Успенского собора в Московском Кремле были казнены 40 человек, участники Земского собора , выступившие с «особым мнением», в котором Иван IV увидел «мятеж» и «заговор». Несмотря на очевидные промахи в борьбе за выход к Балтийскому морю, правительство Ивана Грозного сумело наладить в эти годы торговые связи через Архангельск с Англией и Нидерландами. Весьма успешным было и продвижение русского войска в земли сибирского хана, завершившееся уже при сыне Грозного — царе Федоре Ивановиче.

Но Иван IV Грозный был не только жестоким тираном, он являлся одним из самых образованных людей своего времени. Он обладал феноменальной памятью и был эрудитом в вопросах богословия.

Это настраивало местных жителей против ополченцев, и Прокопий Ляпунов обещал сурово карать марадеров. Когда Ляпунову сообщили о безчинствах 28 казаков в одной подмосковной деревни, он приказал дворянам утопить провинившихся. Казнь возмутила остальных казаков.

Круг завершился убийством вождя рязанских дворян. После этого дворяне и дети боярские начали покидать ополчение, и оно фактически распалось. Незадолго до этого произошли еще два печальных для русских людей события. Осада Смоленска длилась почти два года - 624 дня. Воевода Михаил Шеин был захвачен в плен, закован в кандалы и отправлен в Польшу.

Оно было вассалом Швеции. В дальнейшем шведы рассчитывали добиться избрания на московский трон сына короля Карла IX - принца Карла Филиппа. Под Москвой в полной растерянности стояли казаки Заруцкого и Трубецкого. Это окончательно дискредитировало в глазах большинства русских людей казачьи отряды бывшего Первого ополчения и их вождей. Население России уже устало от самозванства.

Оно искало иной символ сплочения русских людей. Таким символом стала идея освобождения Москвы и созыва в ней Земского собора для выбора законного монарха. Эту идею высказал в своем призыве к согражданам Кузьма Минин, зажиточный посадский житель Нижнего Новгорода. До осени 1611 г. Кузьма Минин, имея мясную лавку, вел торг.

Это был уже пожилой человек. Его прозвище -«Сухорук», наводит на мысль о серьезном недуге. Но, будучи выбранным горожанами земским старостой, Кузьма проявил талант государственного деятеля. Все свои мысли и дела Кузьма сконцентрировал на идее освобождения Москвы. Там - в Москве после изгнания поляков должны были собраться выбранные от всех русских сословий люди и выбрать царя.

Восстановленная центральная власть соберет страну. Нижегородский земский староста получил необычный «чин» - «выборный всей землей человек». Кузьма Минин начал сбор пожертвований на новое ополчение. Сам он отдал все свои сбережения и часть имущества. Потом в нижегородской земле ввели чрезвычайный военный налог.

В Нижний Новгород потянулись служилые люди, стрельцы и казаки. Стали формироваться полки. Ополченцев разделили на 4 разряда — конных дворян, стрельцов и пушкарей, казаков и «посоху» ополченцев, не знавших военного дела, но помогавших тянуть пушки и вести обоз. Самое высокое жалование платили дворянам. Потом шли стрельцы и казаки.

Посоха жалования не имела, но людей из посохи кормили за счет ополчения. Верховным воеводой и руководителем внешних связей Второго ополчения нижегородская земская изба пригласила князя Дмитрия Михайловича Пожарского. Этот человек был известен личной храбростью и честностью. В то время он лечился от ран в родном Суздале, но не отказал послам Нижнего Новгорода. К весне 1612 г.

Второе ополчение взяло под контроль Верхнее Поволжье, дороги из северных и заволжских городов. Около 4-х месяцев провели ополченцы в крупном поволжском городе Ярославле, серьезно готовясь к походу на Москву. Казачьи предводители Первого ополчения, особенно Дмитрий Трубецкой, выражали готовность к соединению сил. Но Дмитрий Пожарский не доверял им и отказывался вести переговоры. Узнав о том, атаман Иван Заруцкий организовал покушение на Пожарского.

Убить князя не удалось. Тогда Заруцкий с 2 тысячами казаков, взяв Марину Мнишек и ее сына «воренка», ушел от Москвы к Коломне. Казаки Дмитрия Трубецкого остались у стен столицы одни. В июле 1612 г. Он вел 15 тыс.

Ходкевич был прославленный полководец, стяжавший себе славу победами над шведами в Ливонии… Пожарский и Минин понимали, что они должны подойти к Москве раньше Ходкевича. Ополченцы устремились к столице. Ополченцы перехватывали гонцов, которых посылал к Ходкевичу польский гарнизон, находившийся в Московском Кремле. В ночь с 19 на 20 августа к Москве подошли главные силы Второго ополчения - примерно 15 тыс. Они остановились на востоке от Кремля - у впадения Яузы в Москву-реку, и на западе и севере - от Никитских ворот Земляного города до Алексеевской башни у Москвы-реки.

В Замоскворечье продолжали стоять остатки Первого ополчения - около 3-4 тыс. Ходкевич наступал по Смоленской дороге. Утром 22 августа 1612 г. Крылатые гусары с хода пытались пробиться в столицу со стороны Новодевичьего монастыря, но были отброшены ополченцами Пожарского. Тогда гетман ввел в бой все свои полки.

Через Чертопольские ворота поляки пробились к Арбату. К вечеру дворянские сотни Второго ополчения заставили их покинуть город. На следующий день, 23 августа, Ходкевич решил нанести удар по Замоскворечью, надеясь, что натянутые отношения Пожарского и Трубецкого не позволят русским действовать сообща. Но как только поляки двинулись на казаков Трубецкого, Пожарский переправил в Замоскворечье часть ополченцев. Решающее сражение произошло 24 августа.

Ходкевич атаковал и Пожарского, и Трубецкого, польский гарнизон из Кремля ударил русским в тыл. Ополченцы откатились за броды на Москве-реке, а казаки Трубецкого, бросив свой острожек в Замоскворечье, ускакали к Новодевичьему монастырю. В острожек поляки стали заводить продовольственные подводы. В этот напряженный момент Авраамий Палицын явился к казакам и стал их убеждать не бросать поле битвы. Вдохновленные им казаки, не дожидаясь команды Трубецкого, напали на острожек, захватили его и большую часть польского обоза.

Приближалась ночь.

Отмечу кстати, что данные о сгоревших дворах дают возможность составить представление об общей численности населения Москвы XVI века. Данные "Летописца" Никольского почему-то не были использованы составителем 1-го тома "Истории Москвы" см. VII, стр. В действительности дело было не в провокации и интригах. Враждебные Глинским бояре лишь пытались использовать для сведения счётов со своими политическими противниками стихийное возмущение народа "насильством и грабежом" в отношении московских "чёрных людей" со стороны Глинских и их челяди. Именно "насильство и грабёж" превратили Глинских в глазах москвичей в поджигателей Москвы, именно это послужило основанием для обвинения Анны Глинской в колдовстве.

Версия "Царственной книги", искажая общий характер восстания, вместе с тем даёт необходимый материал для выяснения позиций политических группировок среди правящих кругов Москвы, для выяснения того, как реагировали правящие круги на ситуацию в Москве после пожара 21 июня 1547 года. О поведении бояр после великого пожара говорит в своём первом послании Курбскому Иван Грозный. Он обвиняет "изменных бояр" в том, что они "аки время благополучно своей изменной злобе улучиша, наустиша народ художайших умов, будто матери нашея мать, княгина Анна Глинского, с своими детьми и людьми сердце человеческая выимали и таким чяродейством Москву попалили; да бутто и мы тот совет ведали" 16. Однако Иван Грозный отказывается назвать имена "изменных бояр" "их же имена волею премену" 17. Гораздо подробнее касается этого вопроса "Царственная книга". Она не только перечисляет бояр - противников Глинских, но и показывает, в чём выражались действия бояр, направленные к свержению Глинских. Первое выступление боярства против Глинских было уже на другой день после пожара 18.

Именно здесь, по описанию "Царственной книги", "вражиим наветом начаша глаголати, яко вълхъванием сердца человеческия вымаше и в воде мочиша и тою водою кропиша и оттого вся Москва погоре; начаша же словеса сия глаголати духовник царя и великого князя протопоп Благовещенской Федор да боярин князь Федор Скопин Шуйской да Иван Петров Федоров" 19. Описание инцидента заканчивается сообщением, что "царь и великий князь велел того бояром сыскати" 20. В этом рассказе "Царственной книги" всё важно: и время, и место, и состав участников, и, наконец, итоги того, что можно с полным основанием назвать чрезвычайным заседанием боярской думы. В самом деле, вряд ли приходится сомневаться, что приезд царя во временную резиденцию митрополита носил политический характер и никак не исчерпывался желанием Ивана IV узнать о состоянии здоровья Макария. Об этом свидетельствует прежде всего приезд вместе с царём в митрополичий Новинский монастырь и бояр. Об этом говорит и всё последующее развитие событий, завершившихся царским решением о сыске. Учитывая огромную политическую роль Макария в правительстве молодого Ивана Грозного, можно с большой степенью вероятности считать, что Иван IV с боярами приехал к Макарию обсудить на заседании боярской думы с участием митрополита политическое, положение в Москве после пожара.

Именно на этом заседании протопоп Фёдор, а за ним ряд бояр выступили с обвинением Глинских в колдовстве и поджигательстве. Итог заседания - предписание царя боярам произвести сыск по поводу обвинений против Глинских - свидетельствует о том, что ни сам Иван IV, ни бояре не захотели или не смогли отбросить эти обвинения как несостоятельные и оскорбительные, особенно по адресу ближайших родственников царя. Это означало, что большинство участников заседания заняло по отношению к Глинским враждебную позицию, тем самым возложив на них политическую ответственность за события, нараставшие в Москве. Однако состав враждебной Глинским группировки не исчерпывался этими лицами. И та же "Царственная книга", продолжая рассказ о восстании московских "чёрных людей", даёт другой, гораздо более полный перечень участников враждебной Глинским группировки. Упоминание говорит об активной роли Захарьиных в борьбе против Глинских. Несомненно, Г.

Захарьин был участником заседания в монастыре, равно как не вызывает сомнения и его позиция на заседании. Отрицательному для Глинских исходу заседания боярской 15 Там же, стр. Подготовка текста Д. Лихачёва и Я. Перевод и комментарии Я. Под редакцией В. Там же, стр.

Бахрушин отмечал, что, "повидимому, какое-то отношение к делу борьбы против Глинских - И. Вывод С. Бахрушина вполне подтверждается анализом рассказа "Царственной книги". Правда, здесь непосредственно о Макарии ничего не говорится. Но, во-первых, самый факт участия митрополита в заседании означал санкционирование им решения о сыске, а во-вторых, и это самое главное, инициатива в обвинении Глинских исходила от такого приближённого к Макарию лица, как благовещенский протопоп Фёдор Бармин. Из рассказа "Царственной книги" нельзя установить, каким образом Фёдор Бармин оказался на заседании: был ли он в монастыре или приехал с царём. Но в обоих случаях Бармин, несомненно, был политически связан с Макарием, был своего рода рупором митрополита, выразителем его мнений.

Итак, судьба Глинских как временщиков и правителей государства была предрешена уже на второй день после "великого пожара". Однако падение их произошло совсем в иной форме и иным путём, чем это предполагали осуществить враждебные Глинским бояре. Для изучения дальнейшей истории июньского восстания московских "чёрных людей" особенно важно рассмотреть обстоятельства, при которых произошло центральное событие восстания: убийство князя Юрия Глинского 26 июня 1547 г. Мы читаем: "Того же месяца 26 день, в неделю, на пятый день после великого пожару, бояре приехаша к Пречистой к соборной на площадь и собраша черных людей начаша въпрошати: хто зажигал Москву. Они же начаша глаголати, яко княгини Анна Глинская з своими детми и людми вълховала: вымала сердца человеческия да клала в воду, да тою водою ездячи по Москве да кропила, и оттого Москва выгорела. А сие глаголаху чернии людие того ради, что в те поры Глинские у государя в приближение и в жалование, а от людей их черным людям насильство и грабежи. Они же их то есть бояре "чёрных людей".

А князь Михайло Глинский тогда бяше и с материю на огосударском жалование на Ржеве; а князь Юрьи Глинской тогда приеха туто же, и как услыша про матерь и про себя такие неподобные речи, и пошел в церковь в Пречистую. Бояре же по своей к Глинским недружбе наустиша черни; они же взяша князя Юрия в церкви и убита его в церкви, извлекоша передними дверми на площадь и за город и положиша перед Торгом, иде же казнят" 23. Вслед за этим "Царственная книга" приводит цитированный выше перечень лиц, бывших "в совете сем", то есть в заговоре против Глинских. Итак, если верить "Царственной книге", события развивались следующим образом. В воскресенье 26 июня бояре собрали московских "чёрных людей" на площади в Кремле, перед Успенским собором, и, во исполнение решения царя и боярской думы от 23 июня, начали сыск по вопросу о виновниках "великого пожара". Когда "чёрные люди", озлобленные против Глинских за их "насильство и грабёж", стали обвинять в поджоге Москвы Анну Глинскую с детьми в том числе и находившегося здесь же на площади Юрия Глинского , бояре не только не стали "унимать" "чёрных людей", но, напротив, "по своей к Глинским недружбе наустиша черни". Пытавшегося спастись от расправы Юрия Глинского, укрывшегося в Успенском соборе, толпа разыскала, убила там же в церкви, а труп вытащила и положила на площади "перед Торгом", на месте казни преступников.

Версии "Царственной книги", однако, противостоят рассказы о событиях 26 июня в "Кратком летописце" по списку Н. Никольского и в "Продолжении хронографа редакции 1512 года". К сожалению, текст "Летописца" Никольского дефектный. Приводим его целиком в квадратных скобках - примечания издателей IV тома ПСРЛ : "На той же недели [далее на верхнем поле рукописи написана выноска в две строки, причем верхняя строка отрезана при переплете, а на нижней читается: в град ко двору к государеву] москвичи, болшие [это слово написано позднее, под строкой] и черные люди, изымаша князя Юрья Михайловича правильно: Васильевича. Глинского, дядю великого князя по матери, в церкве в Пречистей у митрополита в время обедни [далее было написано и затем зачёркнуто: перед великим князем], извлекше из церкви едва жива и скончаша злою смертию, извлекоша из града привязана ужем [слова: извлекше из церкви... Иван Грозный. Предлагаемое понимание текста расходится, с чтением С.

Платонова, который слова "Они же их от того не унимаху" истолковывает в том смысле, что это Глинские не унимали своих людей от насильства в отношении "чёрных людей" см. IV, в. Итак, перед нами первоначальный текст с последующей редакторской правкой того самого лица, которое составляло или переписывало основной текст о том, что вся рукопись "Летописца" Никольского писана "той же рукой", см. Предисловие, стр.

Не ожидавший наступления вооружённых москвичей, 17-летний царь пошёл на переговоры и обещал отставку воеводы Михаила Глинского. Толпа разошлась, но волнения в столице продолжались ещё около недели. После усмирения бунта царь приказал арестовать и казнить его зачинщиков. По мнению Шмидта, расправа над участниками июньского восстания не была суровой, поскольку «политическая ситуация лета 1547 года никак не подходила для совершения массовых казней» [16]. В тот период в ближайшем кругу Ивана IV появился священник Сильвестр , убедивший государя, что пожары — гнев Божий, обрушившийся на Ивана за его неправедные поступки [17] [18]. Впоследствии Грозный вспоминал об июньских событиях: «И от сего бо вниде страх в душу мою и трепет в кости моя» [3].

Московское восстание привело к падению рода Глинских и стремлению молодого царя укрепить абсолютную власть. Историк Александр Зимин считает, что, воспользовавшись волнениями 1547 года, из Москвы бежал религиозный вольнодумец Феодосий Косой с приспешниками [19] [20].

Московское восстание

Заговор против Русского государства, организованный в Речи Посполитой, смыкался с боярским заговором в Москве против Годунова. Когда в апреле 1605 года царь скончался, Москва присягнула его сыну — Феодору , но молодой царь вскоре был убит по приказу Лжедмитрия, поддерживаемого польским войском. Остатки царских войск перешли на сторону поляков, и в июле 1605 года Лжедмитрий венчался на царство. Стараясь найти поддержку у московской аристократии, Лжедмитрий возвратил из ссылки бояр, пострадавших при Годунове. Однако опереться на боярство Лжедмитрию не удалось. Он стал не нужен после того, как династия Годуновых была уничтожена. Все мероприятия нового царя носили ярко выраженный крепостнический характер.

Летописи сообщают: В лето 7055-го, апреля, после великого дня во вторник на святой неделе был пожар на Москве. Загорелось в ряду в Москотинном на девятом часу дня, и панский двор загорелся внутрь города Китая, и на низу все дворы выгорели от стены Соляной двор. От Соляного двора торги все погорели и дворы до Николы до Старого и Устретенской улицы. И монастырь Богоявленский сгорел, и в церкви иконы. Церквей же кирпичных много погорело и деревянных, и товару в торгу и по гостиным дворам. Отломились у него уши, слит был и поставлен на деревянной колоколице при великом князе Василье Ивановиче, русском самодержце. Глас его был Богу угоден. Таков колокол преж того не бывал на Москве. Месяца июня в 21 день на память святого священномученика Иульяна Тарсанина вторник в Петрово говеино, был второй великий пожар на Москве. Загорелось за городом на посаде, на Острову, в монастыре церковь от свечи. Начало гореть на все стороны. И пришел огнь на пожар к ямскому двору и Кубенского, бе бо тогда засуха велика и ветр силен, и пренесся огнь внутрь града на цареву и великого князя конюшню. Также огнь пошел на двор великого князя хоромы брусяные и на палаты, и загорелась кровля, бе бо крыты тесом деревянным, и загорелся верх Пречистой у церкви у соборной и на Иване Святом. Прочее же вкратце скажем: весь град выгорел. Монастыри и церкви, и дворы, и церковь кирпичная Благовещение на великого князя дворе, у казенного двора выгорели внутри чудные иконы Корсунские, иконы принесены были от древних лет, и кузнь златая и серебряная, и каменье дорогое, и жемчуг, и много мощей святых погорело. Не видеть иного ничего же, но токмо дым и земля и трупия мертвых многолежаще. Много церквей святых погорело, а каменные выгорели внутри, и сгоревшим в ней несть пения и звонения. И видели град погоревший от огня, и святые церкви и людей погорело много, лежащие трупия мертвых.

Иван Грозный и его опричники показали жуткую изобретательность в методах причинения боли и лишения жизни: отрубание конечностей, подвешивание, сажание на кол, утопление, обливание кипятком или ледяной водой. Иван Висковатый был казнён весьма изощрённым способом — от его тела палачи отрезали по кусочку. В изобретении методов истребления собственного населения помимо опричников принимал участие и сам царь, причём зачастую именно он назначал время и способ убиения очередной жертвы. Всего летом 1570 года в Москве были казнены несколько сотен человек. Страна в условиях бесконечного террора серьёзно ослабла — это привело к тому, что крымский хан Девлет-Гирей, несмотря на существование укреплений на юге России, организовал масштабное вторжение. Опричники фактически не явились на защиту своей страны, а земские войска в основном были заняты войной на западе. В мае 1571 года столица подверглась атаке крымчаков и была сожжена, как и ещё десяток городов. Иван Грозный бежал из столицы и укрылся в Новгороде. Эти события вновь привели к репрессиям, главной целью которых были сами опричники. Сыск и наказание осуществляли Малюта Скуратов и его доверенные лица. Многие опричники, столкнувшиеся с обвинением в государственной измене, добровольно принимали постриг и удалялись в монастыри. Отмена опричнины Недовольство земщины, голод и болезни, поразившие страну, и глубокий экономический кризис к 1571 году — такие итоги принесла опричнина за шесть лет своего существования. Эти обстоятельства заставили Ивана Грозного пересмотреть многие аспекты политического курса. Репрессии постепенно сходили на нет, отъём земских земель в пользу опричных уменьшился. Постепенно самодержец приступил к ликвидации разделения страны. В 1572 году были объединены земская и опричная казна. В разрядных книгах того времени служилые люди из обеих частей страны фиксировались вместе. Изменения пришли и в армию. Опричные отряды были распределены по земским полкам. В 1572 году такое войско под командованием Михаила Воротынского, чудом избежавшего репрессий, смогло одержать победу над крымчаками в битве при Молодях. Известие о поражении Девлет-Гирея достигло Новгорода, где укрывался Иван Грозный, в августе 1572 года. Примерно тогда царь принял решение об отмене опричнины. Это слово больше не употреблялось в государственных актах — опричники теперь назывались «дворовыми». Тем не менее юридически она продолжала существовать. Разделение территории страны никуда не ушло, как и деятельность особого двора при государе. Однако с 1572 года больше не будет таких массовых пыток и казней, которые имели место быть в Новгороде и Москве. Конечно, репрессии продолжились и после отмены опричнины — никуда не исчезла подозрительность Ивана Грозного. Юридически опричнина прекратила своё существование лишь после смерти царя в 1584 году. Террор Ивана Грозного и жертвы опричнины Исследователи до сих пор не могут установить точную численность людей, ставших жертвами политики опричнины и террора, развернувшегося в стране при Иване Грозном. По наиболее скромным оценкам, «слуги государевы» убили 4,5 тыс. Эти данные основаны на анализе «Синодика опальных» — церковному списку, составленному в последние годы жизни царя. В них вошли имена всех казнённых по приказу монарха клириков, аристократов и некоторых посадских людей. Список был составлен дьяками на основе реальных документов, оставшихся после периода опричнины. Другие исследователи считают, что цифра пострадавших значительно выше. По объективным причинам в «синодики» не вошли имена тех, кто не был под следствием, а стал случайной жертвой отрядов опричников, особенно во время похода на Великий Новгород. Таким образом, некоторые историки предполагают, что в это время погибли около 15 тыс. При этом в Российском царстве на тот момент проживали около 20 млн человек. Конечно, террор был направлен прежде всего на родовитое боярство, которому не нравился курс на укрепление централизации в стране. В первые годы царствования Ивана Грозного аристократы могли так или иначе влиять на политику царя, однако позднее крутой нрав монарха проявился во всей красе. Мнительность привела к тому, что боярская оппозиция, по всей видимости, стала рассматривать реальную возможность отстранения царя от власти и передачи трона Владимиру Старицкому. Все, кого так или иначе можно было связать с этим «заговором», поплатились: участвовали ли они в нём если, конечно, он действительно существовал активно или же просто были знакомы с основными действующими лицами. Пострадали и те, кто пытался открыто выступить против политики опричнины. Духовный сан не защитил митрополита Филиппа от убийства. Иван Висковатый, лично указавший на губительность для России политики опричнины, поплатился за свою честность ужасной смертью. Последствия и значение политики опричнины Опустошительные похода на свои же города, разгром поместий опальных аристократов, борьба с реальным и мнимым инакомыслием — все эти опричные мероприятия привели страну к глубокому экономическому кризису, который современники нарекли «порухой». Львиная доля обрабатывавшихся сельскохозяйственных земель опустела. В стране распространился голод и болезни, косившие деревни и города. Складывалось ощущение, что Россия так пострадала от нашествия врага — к сожалению, всё было сделано своими же соотечественниками в чёрных одеждах. Экономический кризис привёл к усилению крепостной зависимости. Было необходимо удерживать крестьян на помещичьих хозяйствах — основе экономики Российского царства. С 1581 года в стране были введены «заповедные лета» — годы, во время которых отменялось действие Юрьева дня, когда крестьяне могли переходить от одного хозяина к другому. Преемники Ивана Грозного в дальнейшем разовьют эту идею, которая уже в 17-м веке приведёт к окончательному формированию крепостной системы. Опричники, выдвинувшиеся в годы террора и умудрившиеся пережить преследования внутри самого «военно-монашеского ордена», смогли закрепиться на политическом олимпе и после смерти Ивана Грозного стали определять будущее страны. Одним из ярких примеров является Борис Годунов , служивший в опричнине, а впоследствии ставший царём. Иван Грозный. Wikimedia Commons Смерть Владимира Старицкого привела к исчезновению последнего феодального пережитка в истории России — удельных княжеств. В целом политика опричнины была призвана обеспечить централизацию страны, однако методы, которыми эта цель достигалась, оказались ужасными. Это губительным образом сказалось не только на внутреннем положении России, но и на внешнеполитической арене. Кризис, к которому привела опричнина, не позволил Ивану Грозному довести Ливонскую войну до желаемого конца. Напротив — в результате конфликта Россия лишилась земель на своих западных границах. Исправлять сложившееся положение пришлось его преемникам.

Итоги и последствия Московского восстания По возвращении в Москву царь нашел зачинщиков бунта и приказал казнить их. В основном это были те самые «подстрекатели», простых горожан и крестьян репрессии не коснулись. Также он отстранил от политических дел Михаила Глинского и еще ряд бояр, которых подозревал в мздоимстве. Позднее, Михаил Глинский с матерью и женой попробовал бежать в Великое княжество Литовское, предварительно отправив письмо Сигизмунду II, чем вызвал гнев царя, и что поспособствовало окончательной опале рода. Летописи также упоминают о глобальной «чистке» управленческого аппарата в ноябре 1547 года. Она проходила не только в Москве, но и в Новгороде, и в Пскове. Адашева, начал подготовку проекта масштабных реформ, которые привели к укреплению самодержавия, централизации государства и более эффективному управлению им. Также эти реформы разрешили социальные противоречия и укрепили положения служилого дворянства. Список литературы Шмидт С. О московском восстании 1547 г. Смирнов И. Очерки политической истории Русского государства 30-50 годов XVI века, 1958 год. Кобрин В.

Пепел королей. Как перуанский вулкан изменил историю России и сверг с трона Бориса Годунова

И кто не плачется погибели градной или кто не жалует, или кто не тужит толика народа… и во дворах мужей и жен, и детей, и отроков, и отроковиц, от огня изгоревших! Виновниками пожара объявили Глинских. В «Царственной книге» говорится, будто «Анна Глинская… вымала сердца человеческие, да клала в воду, да тою водою, ездячи по Москве, да кропила, и оттого Москва выгорела». Новгородская летопись гласит: На той же неделе москвичи, большие и черные люди, вытащили князя Юрия Михайловича Глинского, дядю великого князя по матери, из церкви у Пречистой у митрополита во время обедни, извлекли из церкви едва живого, и скончался он злой смертью, извлекли его из града привязанного ужом; был же князь великий в то время в Воробьеве, потому что на них наговор пришел, будто они велели зажигать Москву… норовя потакать приходу иноплеменных; ибо тогда же пришел со многою силою царь Крымский и стоял в полях. В то же время было смятение людям московским, и пошли многие люди черные к Воробьеву, со щитами и с сулицами, как по боевому кличу полагалось; князь же великий, того не ведая и узрев множество людей, удивился и ужаснулся… и не учинил им в том опалы, и положил ту опалу на повелевших народ скликать. Сам царь в послании к князю Курбскому так вспоминал об этих событиях: Когда же мы достигли пятнадцати лет, то взялись сами управлять своим царством, и, слава Богу, управление наше началось благополучно.

Но так как человеческие грехи всегда раздражают Бога, то случился за наши грехи по Божьему гневу в Москве пожар, и наши изменники-бояре, те, которых ты называешь мучениками я назову их имена, когда найду нужным , как бы улучив благоприятное время для своей измены, убедили скудоумных людей, что будто наша бабка княгиня Анна Глинская, со своими детьми и слугами, вынимала человеческие сердца и колдовала и таким образом спалила Москву и что будто мы знали об этом их замысле. И по наущению наших изменников народ, собравшись сонмищем иудейским, с криками захватил в церкви Дмитрия Селунского нашего боярина, князя Юрия Глинского; оттуда его выволокли и бесчеловечно убили в Успенском соборе напротив митрополичьего места, залив церковный помост кровью, и, вытащив его тело через церковные двери, положили его на торжище как осужденного преступника. Это убийство в святой церкви всем известно, а не то, о котором, ты, собака, лжешь. Такие измышления, право, достойны смеха! Чего ради нам самим в своем царстве быть поджигателем?

Из родительского имущества у нас сгорели такие вещи, каких во всей вселенной не найдешь. Кто же может быть так безумен и злобен, чтобы, гневаясь на своих рабов, спалить свое собственное имущество? Он бы тогда поджег их дома, а себя бы поберег! Во всем видна ваша собачья измена. Разве же можно кропить на такую высоту, как колокольня Ивана Великого?

Это — явное безумие! В этом ли состоит достойная служба: наших бояр и воевод, что они, собираясь без нашего ведома в такие собачьи сборища, убивают наших добрых бояр, да еще — наших родственников?

Речь не об этом. Речь о том, что это становится целью жизни. Наука ради науки, искусство ради искусства, образование ради образования, семья ради семьи — то есть когда какие-то определённые ценности или люди ставятся на то место, на котором должен быть только Бог. А если место Бога занимает что-то иное, то происходит глубокое искажение смысла жизни.

Как-то к священнику пришла женщина с обычными вопросами. Она была в состоянии удрученности от болезни. Священник высказал ей сочувствие и благословил, чтобы она уделила внимание здоровью. Но отметил, что ей нужно быть осторожней, потому что нет людей здоровых, и нет ни одного праведника, который был бы здоров: все они болели. Чем выше духовный подвиг, тем неотвратимее к нему добавляются некоторые немощи, являющиеся важным дополнением к совершенствованию человека, если он их правильно претерпевает. Иначе жизнь может превратиться в постоянное лечение, которое станет главной её целью.

И бесконечные разговоры только об этом: о самочувствии, о количестве лекарств, о посещении врачей... Бесконечные новости. А что ещё нового совершилось? А где ещё сейчас происходят события, которые человек должен осмыслить? А вдруг это что-то такое, что он пропустит, не узнает? Если же посмотреть, сколько времени в течение дня душа человека рассуждает о Небесном Царстве и идёт в ту сторону, то можно очень сильно разочароваться в своей жизни, потому что она может обессмыслиться вообще.

Остатки царских войск перешли на сторону поляков, и в июле 1605 года Лжедмитрий венчался на царство. Стараясь найти поддержку у московской аристократии, Лжедмитрий возвратил из ссылки бояр, пострадавших при Годунове. Однако опереться на боярство Лжедмитрию не удалось. Он стал не нужен после того, как династия Годуновых была уничтожена. Все мероприятия нового царя носили ярко выраженный крепостнический характер. Поэтому борьба городских низов и крестьянства, сначала направленная против Бориса Годунова , обратилась против Лжедмитрия. Развязка была ускорена поведением самого Лжедмитрия и прибывших вместе с ним польских авантюристов, которые вели себя в Москве, как в завоеванном городе, позволяли себе всякого рода насилия.

Наконец, исчислив все ужасы, Иов объявил «народу разрешение и прощение» в надежде, что тот будет отныне верен и покается. Каялись в тот день и архиереи, и бояре.

И действительно, часть правящей элиты на некоторое время сплотилась вокруг царя Василия. Но покаяние не стало спасительным рубежом в Смутное время, а Василию Шуйскому не удалось укрепить Московскую державу. Спустя два с небольшим месяца 15 тысяч царских воинов изменили царю и перешли под Калугою на сторону предводителя крестьянского восстания Ивана Болотникова.

Московское восстание.

Восстание Разрушительный пожар вызвал восстание, когда бунтовщики привлекли к ответственности правящую элиту, стремясь к справедливости и желая политических реформ. Немедленная реакция Иван IV немедленно предпринял шаги, чтобы взять ситуацию под контроль. Он истерично набросился на бояр, обвинив их в хаосе и обвинив в заговоре. Бурное событие московского восстания 1547 года означает, что эти события вызвали трансформацию в Иване, когда он осознал, что его правление хрупко и что его положению угрожают беспорядки и внутренние конфликты. Проведенные реформы и изменения Иван осуществил несколько реформ для поддержания стабильности и контроля, что привело к некоторым из самых значительных и действенных решений за все время его правления: Утверждение власти над боярами: Иван IV объявил бояр ответственными, таким образом стратегически обозначив свою власть над ними. Улучшение инфраструктуры Москвы: Извлекая уроки из разрушений, причиненных пожаром, Иван сосредоточился на восстановлении Москвы, вкладывая значительные средства в городское развитие и фортификацию. Продолжение следует… Уроки, которые извлек Иван IV После пожара и последующего восстания Иван IV извлек несколько суровых, но необходимых уроков, которые эффективно повлияли на ход его правления и будущее России. Важность сильной внутренней политики Ужасы пожара и восстания подчеркнули важность сильной внутренней политики для Ивана IV. Он понимал, что неспособность установить контроль и поддерживать порядок внутри страны может легко привести к хаосу и восстанию.

Восстание было явным показателем разочарования народа, и Иван понимал, что для предотвращения подобных событий в будущем ему необходимо повысить устойчивость инфраструктуры и администрации. Создание эффективного руководящего органа: инцидент заявил о необходимости авторитетного руководящего органа, способного управлять кризисными ситуациями. Участие общественности в разработке политики: Отсутствие общественного доверия, приведшее к восстанию, подчеркнуло необходимость политики, ставящей во главу угла общественное благосостояние и вовлекающей их в процесс принятия решений.

Воробьёво и потребовали от царя выдачи остальных Глинских; после переговоров они вернулись в Москву. Правительство перешло к репрессиям: некоторые участники восстания были казнены, другие бежали из Москвы. XVI в.

При этом, судя по всему, массовых расправ не было — не из-за милосердия Ивана Грозного, а потому, что он понимал, что время сложилось неблагоприятное для массовых репрессий, которые могут вызвать новый бунт. Оцените статью и поделитесь ей в соцсетях! Отправить оценку Средний рейтинг: 4. Количество оценок: 52 Оценок пока нет. Поставьте оценку первым. Читайте также:.

Пожар в Москве 1547 г Иван Грозный. Пожар в 1547 году при Иване Грозном. Московское восстание 1547 картины. Московское восстание 1547 картинки. Пострижение Василия Шуйского. Пострижение Василия Шуйского в монахи. Василий Шуйский насильственное пострижение Василия Шуйского. Причины Восстания 1547. Причины Московского Восстания в 1547 г. Восстание бояр в 1547 году. Московское восстание 1547 пожар. Московский бунт 1648. Московское восстание 1648. Московское воспитание1648. Московское восстание картина. Пожар в Москве при Иване Грозном 1547 картина. Пожар в Москве картина 1547 Иван Грозный Плешанов. Московское восстание 1547 г в миниатюрах лицевой летописи. Восстание бояр 1547. Москва гравюра 1812. Пожар Москвы 1812 гравюра. Пожар Москвы 15 сентября 1812. Гравюры Москвы до пожара 1812 года. Венчание на царство Ивана Грозного. Венчание на царство Ивана IV Грозного. Иван 4 Грозный венчание на царство. Венчание Ивана IV Грозного на царство - 1547 г. Пожар в Москве 1547. Московский пожар 1547. Московский пожар и бунт. Московский пожар 1547 миниатюра. Московский бунт 1547.

Московское восстание при иване 4

В период правления Ивана IV Грозного и его сына Фёдора Московское царство участвовало сразу в нескольких войнах. Реформы Ивана Грозного. Московское восстание при иване 4. Московское восстание 1547 г. Причины Московского Восстания 1547 года. Реформы Ивана Грозного.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий