Поговорим о том, каким бывает бизнес-план и как составить документ. Основы бизнес планирования: как составить план, его разделы, можно ли выполнить все расчёты самому.
Бизнес-план: зачем нужен и как правильно его составить
Сделать бизнес-план можно самостоятельно, но для этого нужны обширные знания в разных областях предпринимательства. Если же у вас родилась собственная необычная бизнес-идея, придется составить бизнес-план самостоятельно. Поговорим о том, каким бывает бизнес-план и как составить документ. пошаговая инструкция. Разработка бизнес-плана развития — неотъемлемая часть стратегического управления, позволяющая определить перспективные направления роста и добиться устойчивых результатов.
Как составить бизнес-план: какие в нём основные разделы и что в них писать
Рассказываем, как составить бизнес-план, благодаря которому можно структурировать всю информацию и предугадать риски. Составить краткий бизнес-план можно в качестве первого подхода к написанию подробной стратегии. это чёткая программа действий предприятия, рассчитанная на определённый срок. Вы узнаете, как написать бизнес-план самостоятельно и на какой срок ориентироваться. Как составить бизнес-план: какие в нём основные разделы и что в них писать. Как составить бизнес-план: практические рекомендации, лайфхаки, необходимые шаги.
Как составить бизнес-план для успешного старта?
Бизнес-план: как составить самому и какую информацию включить. Перед тем, как составлять финансовый план вашего будущего бизнеса, нужно определить две цели. Что такое бизнес-план и как его правильно составить – пошаговая инструкция от эксперта.
Планировали-планировали да невыпланировали: что такое бизнес-план и зачем он нужен?
Бизнес-план осуществления предпринимательской деятельности (далее — бизнес-план) имеет следующую структуру. В статье рассказываем, что такое бизнес-план и как составить его самостоятельно. Составить бизнес-план самостоятельно, без помощи квалифицированных специалистов очень сложно. Рассказываем, как правильно составить бизнес-план по стандарту и на что обратить внимание при его составлении. Независимо от масштабов задуманного дела бизнес-план должен содержать в себе следующие основные сведения.
Зачем фирме бизнес-план и как его составить
Стандарт составления бизнес-плана задан системой UNIDO. Бизнес-план помогает собрать всю информацию о бизнесе в одном месте, даёт возможность составить финансовую модель, найти точку окупаемости, выстроить стратегию и понять, стоит ли начинать дело. Написать бизнес-план так, чтобы он был понятным, грамотным и с точными расчетами —для многих начинающих предпринимателей эта задача кажется невыполнимой.
Бизнес-план: как его написать?
Бизнес-планирование имеет следующие отличия от планирования [7] : Бизнес-планирование включает лишь одну из важнейших задач планирования нового вида деятельности или бизнес-проекта, а не весь комплекс деятельности предприятия. Бизнес-план разрабатывает лишь новую стратегию или тактику развития предприятия, а план может включать различные виды совместной текущей и перспективной деятельности. Бизнес-планы разрабатываются в основном на инновационные проекты, и они ограниченны чёткими сроками их выполнения, по истечении которых работа над данным бизнес-проектом завершается. Планирование производится непрерывно по всем видам деятельности предприятия: по мере выполнения одного годового плана предприятие переходят к осуществлению следующего плана и т.
К бизнес-плану предъявляются повышенные требования к наиболее тщательного обоснования финансовых показателей с учетом существующей степени риска.
Что самое главное надо сделать, чтобы стартаперу составить бизнес-план? Выбирая золотую середину между тем, составлять подробный бизнес-план или нет, предлагаю остановиться на таком варианте. Он подходит начинающим предпринимателям. Суть в том, что бизнес-план составляется, но не слишком подробный. Что обязательно должно быть в бизнес-плане? Разберем по порядку: Что продаем. Тут надеюсь все понятно. Какой наш продукт, что продаем. Ожидаемые доходы, которые складываются из цены продаваемого продукта и количества продаж за период.
Все расходы. На рекламу, доставку, производство и так далее. Каких результатов хотим достичь. Обычно это результат в деньгах, в чистой прибыли, то есть все продажи минус все расходы. Это один из самых важных пунктов, на основании которого надо делать декомпозицию. Рассмотрим подробнее. Декомпозиция Декомпозиция — это, по сути, главное, ради чего делается этот примерный бизнес-план. Суть ее в том, чтобы в обратном порядке, «от результата» разложить весь наш бизнес на составные части. К примеру, мы хотим получить в месяц 100 000 рублей. С одной продажи мы посчитали, что получаем 10 00 рублей чистыми.
Следовательно, чтобы сделать 100 тысяч, нужно будет совершить продажу всего 10 раз. Это реально в нашем бизнесе, сможем?
В плане нужно прописать заранее свои задачи и цели. Например, вы хотите открыть сеть пекарен. Представьте и опишите, сколько магазинов хотите открыть, где они будут находиться, каким будет формат торговли — только офлайн или с доставкой через интернет. Какую информацию собрать для бизнес-плана Составление бизнес-плана предполагает много предварительной работы. Вот с чем нужно определиться: Подсчитать инвестиционные расходы — например, на строительство или аренду здания, ремонт помещений, закупку производственного оборудования или компьютерной и оргтехники для офиса.
Определить возможные источники поступления денег — собственные накопления, банковский кредит, частные инвестиции. Плюс просчитать период их возврата. Определить количество сотрудников и рассчитать, сколько будете тратить ежемесячно на оплату их труда. Подсчитать другие регулярные затраты — например, на оплату коммунальных услуг, корпоративной связи и интернета, на услуги эквайринга и онлайн-кассу, налоги.
Как составить бизнес-план Есть несколько правил, которые стоит соблюдать при составлении бизнес-плана. Они помогут привлечь внимание инвестора и построить устойчивую компанию, которая будет приносить прибыль.
План должен быть коротким и информативным. Ни один инвестор не станет читать план на сто страниц. Если у проекта сложная структура, требуется крупное финансирование и план необходимо снабдить сопроводительной документацией, ее стоит включить в приложение, к которому можно обратиться по желанию инвестора. План должен быть понятным. Нужно осознавать, к какому инвестору вы идете. Люди, которые вкладывают деньги в исследования, не всегда разбираются в научной терминологии.
Также и инвесторы, которые помогают молодежным стартапам, могут не понимать сленг и интересы нового поколения. План должен быть написан простым языком, который наглядно объясняет что, как и почему. Элементы плана стоит тестировать. Прежде чем идти к инвестору, проверьте свою идею на практике. Опросите потенциальную аудиторию и узнайте ее мнение о продукте, протестируйте различные элементы бизнеса, попросите экспертов проверить ваши данные и гипотезы. Чем лучше проработан план на начальном этапе, тем выше его жизнеспособность.
Нужно определить цели и задачи. Предположим, что у вас есть идея создать свой магазин украшений. Определитесь, какой будет ваша цель на ближайшие 3-5 лет. Один магазин в торговом центре, сеть магазинов, онлайн-магазин или выход на рынок СНГ. Конкретизация целей поможет показать инвестору, на какую прибыль он может рассчитывать, а компании — увидеть свои возможные перспективы и выстраивать к ним пошаговые ходы. Плана не стоит бояться.
Написание бизнес-плана может казаться большой и сложной работой, которая доступна только профессионалам. Для начала рекомендуем представить свою идею в голове и кратко расписать ее на бумаге. Затем стоит обратиться к каждой маленькой цели и продумывать, как ее можно достичь. Пошаговый подход к составлению плана сделает работу проще. Помните, что вы не первый человек, который садится за план без необходимого опыта. Экономика инноваций Что такое стартап и как развить его в успешный бизнес Какие ошибки допускают при составлении бизнес-плана Елена Малькова, бизнес-тренер, консультант по организационному развитию в компании Malkova , выделяет две ключевые ошибки, которые могут испортить весь план.
Пропуск нулевого шага при подготовке бизнес-плана Речь идет о работе с задачами, интересами и предпочтениями инвестора. Руководители компаний и предприниматели сегодня хорошо ориентируются в вопросах управления и развития бизнеса. Однако, несмотря на багаж знаний и опыта, часто спотыкаются на вопросе: «Зачем мы готовим бизнес-план? Он отвечает на вопрос, каким образом предприниматель сможет заработать деньги и избежать критических финансовых угроз. Важно поставить себя на место инвестора и изучить его интересы. С этой точки зрения не так важно, кто выступает инвестором — банк, венчурный фонд, бизнес-агент или круг родственников.
У каждой группы инвесторов своя картина мира, в которой есть ключ к позитивному решению.
Как составить финансовый план для бизнеса на год
В инвестиционном плане требуется указать сумму вложений, тип деятельности, конкурентные преимущества проекта, период окупаемости и доходность. Для получения кредита. Ориентированы на кредиторов компании и поиске выхода из кризисной ситуации. Направленными на получение поддержки от государства. При составлении нужно ознакомиться с требованиями конкретной программы субсидий. Разберем каждый из них: 1. Анализ рынка и конкурентов.
Высокий профессионализм — Наши эксперты выступают в ведущих деловых СМИ страны например, "Коммерсантъ" и "Секрет фирмы" ; — Являемся официальным партнером государства в сфере бизнес-планирования в целом ряде субъектов РФ; — Получили официальный статус партнера РБК АО "Росбизнесконсалтинг" — Имеем высокий индекс лояльности и удовлетворенности клиентов, что подтверждается большим количеством рекомендательных писем. Тарифы на разработку бизнес-плана.
Заказать работу 10. Прямые налоги взимаются непосредственно с физического или юридического лица, обязанного выплачивать налог. Окончательный плательщик прямых налогов — тот, кто получает доход, владеет имуществом. Например, получая заработную плута или прибыль, предприниматель обязан платить соответственно подоходный налог на прибыль. Косвенные налоги — это налоги на товары и услуги, взимаемые путем установления надбавки к их цене или тарифу.
Окончательным плательщиком косвенных налогов выступает потребитель товара. Покупая любой товар в магазине или на рынке, мы всегда платим косвенный налог, даже не подозревая об этом. Фиксированными постоянными называют такие затраты, величина которых не меняется при небольших изменениях объема производства.
Только так можно найти «путь к сердцу» инвестора, а также заранее увидеть подводные камни, на которые вы можете налететь в процессе реализации своей идеи. Из чего состоит бизнес-план Итак, бизнес-план все-таки необходим.
Но как его составить? В классической формуле бизнес-плана содержатся следующие элементы: Mission statement — Ваше видение того, как ваш продукт сможет улучшить мир и изменить общество. Business description — Описание бизнеса, раскрытие его сути. В этой части вы объясняете, почему продукт является основой вашего бизнеса. Business environment analysis — Анализ того, что способствует или мешает развитию вашего продукта в той среде, где вы собираетесь его продавать.
Industry background analysis — Анализ потребностей отрасли, в которой вы позиционируете свой продукт. Market segments analysis — Рыночный анализ и сегментация рынка, которые помогают найти нишу, идеально подходящую для вашего продукта. Мы об этом говорили здесь. Competitor analysis — Анализ конкурентной среды, о котором мы уже говорили здесь. А так же я об этом рассказывал в отдельном вебинаре.
Financial plan — Ваши финансовые ожидания, о которых поговорим в следующем посте. Go-To-Market plan — Ваша стратегия выхода на рынок. Этой темы мы тоже коснемся в продолжение курса. Operations plan actions list — Конкретный список действий, которые нужно совершить, чтобы ваш продукт постепенно развивался и эволюционировал. Roadmap, milestones and achievements — Дорожная карта о которой мы уже говорили.
Эта часть помогает сформировать темпы и этапы развития продуктов. Не буду спорить, такой подход тоже имеет право на жизнь. Часто источник дохода бывает неочевидным. Например, Google предлагает услугу поиска, но зарабатывает на рекламе. Составление бизнес-плана из этих двух пунктов попросту является актом здравого смысла.
К вопросу о стоимости, или Сколько стоит бизнес-план
Но проблема бизнеса в его неповторимости. Воспользоваться чьими-то наработками, пусть даже они работали, не выйдет. Однако полностью отказываться от такой возможности тоже неправильно. Используйте бизнес-план для упрощения собственной работы. Так вы узнаете, какие разделы заполнять и какие данные вносить. А еще вы поймете, где брать ту или иную информацию. Шаблоны бизнес-планов необходимы, когда документ нужен вам для внутреннего пользования или для «галочки». Например, для строительства птицефабрики нужен земельный участок. Предприниматель идет в орган местной власти и просит в аренду землю. Взамен от него требуют бизнес-план.
Если муниципальные служащие хотят познакомиться с вашей идеей, не углубляясь в процесс, шаблона из интернета будет достаточно. Если такой документ их не устроит, придется его переделать.
Но тут есть еще одна большая проблема: кого может убедить ваш бизнес-план, если он не убеждает вас самих? Жизнеспособный бизнес-план должен доказывать, что ваше время, ваши деньги и ваши усилия тратятся эффективно. А если вы не уверены в вашем бизнес-плане, к нему есть вопросы и возникают сомнения например, если не сходятся экономические параметры , стоит сделать шаг назад, чтобы уточнить свои идеи и планы.
Только так можно найти «путь к сердцу» инвестора, а также заранее увидеть подводные камни, на которые вы можете налететь в процессе реализации своей идеи. Из чего состоит бизнес-план Итак, бизнес-план все-таки необходим. Но как его составить? В классической формуле бизнес-плана содержатся следующие элементы: Mission statement — Ваше видение того, как ваш продукт сможет улучшить мир и изменить общество. Business description — Описание бизнеса, раскрытие его сути.
В этой части вы объясняете, почему продукт является основой вашего бизнеса. Business environment analysis — Анализ того, что способствует или мешает развитию вашего продукта в той среде, где вы собираетесь его продавать. Industry background analysis — Анализ потребностей отрасли, в которой вы позиционируете свой продукт. Market segments analysis — Рыночный анализ и сегментация рынка, которые помогают найти нишу, идеально подходящую для вашего продукта. Мы об этом говорили здесь.
Competitor analysis — Анализ конкурентной среды, о котором мы уже говорили здесь. А так же я об этом рассказывал в отдельном вебинаре. Financial plan — Ваши финансовые ожидания, о которых поговорим в следующем посте. Go-To-Market plan — Ваша стратегия выхода на рынок. Этой темы мы тоже коснемся в продолжение курса.
Operations plan actions list — Конкретный список действий, которые нужно совершить, чтобы ваш продукт постепенно развивался и эволюционировал. Roadmap, milestones and achievements — Дорожная карта о которой мы уже говорили. Эта часть помогает сформировать темпы и этапы развития продуктов. Не буду спорить, такой подход тоже имеет право на жизнь.
Чтобы сэкономить на доставке, рассматривайте поставщиков, которые расположены максимально близко к вашей местности; не сливайте много денег в платные рекламные каналы. Перед тем, как планировать маркетинговый бюджет, протестируйте разные форматы и постарайтесь определить, что работает в нише эффективнее всего. Развиваем и продвигаем бизнес Если выбранная идея оказалась рабочей и пошли первые продажи, начинайте активно вкладывать силы в дальнейшее развитие и продвижение. Чистая прибыль должна быть выше нуля. Тогда можно ставить более глобальные цели и реинвестировать доходы в: улучшение сайта, доработку функционала и дизайна; аренду или увеличение офиса и склада; закупку оборудования; найм квалифицированного персонала; расширение ассортимента. Отдельным пунктом идет продвижение. Прежде всего, это планирование маркетинговых стратегий и запуск рекламных кампаний, которые жизненно необходимы для привлечения новых покупателей и наращивания клиентской базы. Подключайте весь возможный рекламный потенциал и по максимуму присутствуйте в местах, где есть целевая аудитория. Минимальный набор действий для продвижения: постепенно, по мере финансовых возможностей, запускать контекстную рекламу , таргет , email-маркетинг , размещаться на прайс-агрегаторах; заниматься SEO-оптимизацией сайта, которая улучшает видимость в поисковых системах и способствует привлечению бесплатного органического трафика; создавать и активно вести страницы компании в популярных социальных сетях. Также можно пробовать продвигаться через ведение блога , вирусную рекламу , обмен ссылками и статьями. Кроме того, важно фиксировать результаты текущих маркетинговых активностей и отсеивать методы, которые не приносят значимого эффекта. Типичные ошибки новичков Многие новички, которые хотят открыть бизнес с нуля практически без денег, допускают похожие ошибки: Придумывают много самооправданий и отговорок. Самые частые убеждения, препятствующие на старте — это дорого, а у меня нет денег; нет времени; это сложно и страшно; нет связей; на рынке нет места, все идеи уже реализованы; не хочу рисковать; не умею вести бизнес. Нужно отбрасывать страхи и действовать, иначе никак. Уделяют мало внимания деталям. Обычно начинающие предприниматели отталкиваются от базовых представлений о проекте и личной мотивации. Следует мыслить шире и не сводить планирование к минимальным подсчетам. Некорректно ставят цели. Ставя цель, стоит понимать, что добиться всего и сразу не выйдет. Из целей вытекают KPI — ключевые показатели эффективности , на которые вы будете ориентироваться в процессе работы. Поэтому необходимо четко ответить на вопрос, зачем вам нужен бизнес. Формулировки по типу хочу обеспечить себе старость или стать свободным человеком, не подходят. Игнорируют этап составления бизнес-плана. Финансы любят счет. Если не просчитывать прибыльность вложений, можно быстро прогореть и разориться.
Это довольно узкая специализация, и тут придётся поискать. Хорошо, когда кто-то может порекомендовать вам надёжного человека. А если нет? Как видите, нюансов много. Если вы попали на эту статью и ищете специалиста по разработке бизнес-планов, то готов предложить вам свои услуги. Свой первый бизнес-план я составил для получения субсидии от центра занятости населения. Второй — для получения гранта 300 000 рублей. После этого я глубоко изучил данную тему и стал помогать другим людям. Уже более 8 лет ко мне обращаются из различных уголков России за бизнес-планами для различных целей. Что входит в мои услуги: Полное «погружение» в ваш проект. Составление бизнес-плана в соответствии с требованиями, которые к нему предъявляются для получения кредита — одни требования, для получения гранта — другие. Сроки выполнения — 7 рабочих дней. Работа по договору. Полная оплата по факту выполнения. Чтобы заказать расчёт стоимости, оставьте заявку на странице услуги.
Готовые бизнес-планы
Финансовые показатели можно предположить. В Skillbox Media есть статьи о видах прибыли и о рентабельности. Прочитайте их, чтобы узнать, как рассчитывать показатели. Лучше разбить этот раздел на две части — анализ мирового рынка и анализ рынка страны. Анализ мирового рынка. В этот раздел нужно включить информацию о его размерах и динамике, крупнейших участниках, основных трендах и ключевых событиях. Основное назначение этого подраздела — показать читателям бизнес-плана, что ваш проект соответствует глобальным трендам и вы учли все важные факторы. Как правило, если проект идёт вразрез с мировыми трендами, он рано или поздно разоряется. Поэтому нужно заранее избавить инвесторов от опасений.
Анализ рынка страны. Этот подраздел носит более практический характер. В него нужно включить: Показатели динамики рынка — в натуральных и финансовых показателях. Данные о российском рынке можно взять на сайте Росстата. Данные об импорте и экспорте — тоже в деньгах и натуральных показателях. Их можно взять в таможенной статистике. Данные о финансовой деятельности конкурентов — их можно посмотреть, например, в базе налоговой.
Если вы запланируете увольнения или прием новых сотрудников — этот факт отразится в строке «Изменения за месяц» В нашем плане нет выделенного рабочего места для руководителя кафе на автомойке. Предположим, что поначалу мы не будем выделять для него кабинет, покупать мебель и компьютер — на старте он может выполнять бумажную работу удаленно. Это позволит снизить расходы.
Лист-справочник «Ресурсы» Еще один подготовительный этап — лист-справочник «Ресурсы». Важно заранее определить, какие ресурсы вам понадобятся и сколько это стоит. Как определить список ресурсов? Сесть и подумать. Как узнать стоимость? Найти в интернете. Чтобы облегчить задачу, разделите ресурсы на категории и занесите в лист-справочник со ссылками на магазины либо компании-поставщики и ценами. Категории ресурсов: человеческие ресурсы — это необходимые проекту сотрудники: программисты, менеджеры, операторы, кассиры, специалисты по продажам, бухгалтер, системный администратор, уборщица и пр. Пример «Справочника Ресурсов». Ресурсы поделены на категории вертикально, чтобы каждый список можно было бесконечно пополнять.
Маркет Дальше при расчете расходов мы будем строить формулы, ссылаясь на ячейки с ценами из «Справочника ресурсов». Тогда, если какие-то цены поменяются, вам достаточно будет поменять это в «Справочнике ресурсов», а данные в расходах и бюджете пересчитаются автоматически. Вывод: чтобы расходы было удобно считать в любое время, сделайте лист «Справочник ресурсов». Считаем расходы Итак, необходимо посчитать все единовременные и периодические расходы по месяцам. Данные берем из заранее составленного «Справочника ресурсов». Некоторые вещи нужно купить для каждого сотрудника: компьютер, письменный стол, рабочий стул, в нашем примере — форменную одежду кассира. В этом случае умножьте нужные позиции расходов ячейки на листе «Ресурсы» на общее количество сотрудников в месяц ячейки листа «Сотрудники и рабочие места». Единовременные расходы Запланируйте единовременные расходы и отразите их в плане в нужном месяце. Формулы включают в себя ссылки на ячейки из вспомогательных листов — так проще работать с изменениями Периодические расходы Периодические траты учитываем тогда, когда их необходимо оплачивать. Благодаря тому, что таблица построена по месяцам, легко учитывать не только ежемесячные, но и ежеквартальные платежи, и платежи раз 6 месяцев.
Чтобы правильно и быстро заполнить таблицу периодических расходов, скопируйте список позиций из листа «Справочник ресурсов» и вставьте в крайний левый столбец. В нашем примере это чековая лента, арендная плата за помещение, абонентская плата за интернет и т. Если требуются комментарии — впишите их в специальный столбец. В ячейке с расходом сделайте ссылку на ячейку с ценой из «Справочника ресурсов». В этом примере мы учитываем оплату подписки на hh. Учитываем повышение ЗП руководителя через 6 месяцев работы. Расчет заработной платы Если все просуммировать, то обобщенно результат по расходам будет выглядеть вот так: Всего за год вы потратите 7 111 952,41 семь миллионов сто одиннадцать тысяч девятьсот пятьдесят два рубля, 76 коп. Теперь давайте попробуем посчитать, сколько можно заработать на этом бизнесе. Доходы и мониторинг рынка Прогнозирование доходов — самая сложная часть финансового плана.
Общее описание компании Здесь вы делаете обзор компании и деятельности, которой она занимается. Обзор включает в себя название компании, формулировку миссии, цели, задачи и сильные стороны. Если имеется зарегистрированное название компании, торговые марки, патенты или номер плательщика НДС, то включите эти данные в этот раздел. Возможность отрасли и рынка На основе исследования, проведенного вами до написания бизнес-плана, вы опишете найденную вами возможность, «пробел» на существующей рынке. Вам нужно объяснить, почему существует этот пробел, как вы его определили и как вы закроете его. При описании отрасли вы должны ответить на следующие вопросы: Порог входа — насколько легко или сложно будущим конкурентам выйти на этот же рынок и предложить тот же продукт или услугу, что и вы. Кто ваши клиенты и как они влияют на цены. Кто ваши поставщики и как они влияют на цены. Кто ваши конкуренты, насколько сильны их продукты или услуги и основные изменения, влияющие на отрасль. Что касается рынка, вам необходимо указать общий размер рынка, какую долю рынка вы будете иметь и основные тенденции. Бизнес модель Бизнес-модель, которую вы выберете, станет решающим фактором будущего успеха вашего бизнеса. Бизнес-модель должна включать информацию о том, что ваша компания предлагает с точки зрения продуктов или услуг, что делает ваше предложение уникальным, кто целевая аудитория и вы зарабатываете деньги. Вы должны принять во внимание источник дохода, основные затраты, понесенные при получении дохода, прибыльность бизнеса, инвестиции, необходимые для запуска бизнеса и его работы и критические факторы успеха для работы модели. Стратегия Напишите в бизнес-плане, как компания будет конкурировать на своем конкретном рынке. Объясните стратегические выборы, которые вы сделали, включая приоритеты бизнеса, как вы создадите уникальное и ценностное предложение, что уникального в вашем бизнесе и какая ценность для клиентов.
А привлечение эксперта - дело затратное, но необходимое. Такая необходимость возникает не часто, но, тем не менее, возникает. Сроки составления бизнес-плана Хороший бизнес-план не может быть сделан за 3 дня! Его написание - процесс достаточно трудоемкий и обычно занимает от 2-3 до 4-8 недель, в зависимости от сложности и масштабности самого проекта. Никаких нормативов по срокам составления нет, однако в одной из методичек, я встречал цифру трудозатрат в бизнес-планировании. Там было написано, что на составление добротного бизнес-плана необходимо от 70 до 120 человеко-часов. Исходя из своего опыта работы могу сказать, что данная цифра вполне адекватна. Однако, как показывает личный опыт, несложные проекты могут быть сделаны гораздо быстрее, но… при наличии всей необходимой информации! Почему я акцентирую внимание на этих вопросах? Лишь потому, что при разработке бизнес-планов, всплывает достаточно много нюансов. Нюансов, о наличии которых заказчик может даже и не подозревать, но мне как разработчику их надо учитывать. Учитывать и согласовывать с заказчиком, разумеется. Подведем итог Из всех вышеперечисленных факторов и будет складываться стоимость бизнес-плана инвестиционного проекта и сроки его составления. Все это я написал совсем не для того, чтобы вам вспомнился старый «прорабский анекдот» о стоимости ремонта… В нем, прораб был достаточно конкретен и спрашивал у заказчиков: «Вам как отремонтировать квартиру: быстро, дешево или качественно? Выбирайте одно из трех…».