Термин происходит от французского слова grotesque, что переводится как «причудливый» или «комичный». Гротеском как средством выразительности пользовались еще в Античности, в частности в изобразительном искусстве. Что такое гротеск кратко. Гротеск художественный прием. Гротеск примеры из литературы. Пример гротеска в литературе примеры.
Произношение слова
- Что такое гротеск? | База ответов на любые вопросы
- гротеск — Викисловарь
- Гротеск (Творческая Мастерская Алкоры) / Стихи.ру
- Слово «Гротеск»
- Значение слова «Гротеск»
- Определение термина «гротеск»
Что такое гротеск. Гротеск в «Истории одного города»
Только в XX веке гротеск становится характерной формой искусства целого ряда представителей художественной культуры Модернизма. Гротеск был призван сделать сюжет абсурдным, доведя ситуацию до крайности. причудливый, от grotta - грот).
Что такое гротеск в литературе? Определение и примеры
Этот приём сочетает также красоту и кошмар, мудрости и безумие, что ярко продемонстировать отношения. В литературе гротеск употребляется в виде реально-фантастических, ужасно-комических или сюрреалистических приёмов, может быть в виде описания искажённой реальности, так сказать, параллельной вселенной. Если говорить простыми словами, то сочетаются крайне полярные вещи — ужасное и смешное или прекрасное , безобразное и возвышенное, сочетаемое и несочетаемое. В русской литературе ярким примером гротеска является произведения Гоголя «Нос».
В мировой же литературой ярким примером может стать любое произведение Франца Кафки — он очень любил мрачный гротеск.
Памятник случайно обнаружили в XV веке, и исследователи обратили внимание на росписи. С тех пор художники стали использовать в своих работах сюжеты с выдуманными созданиями, подражая древнему живописцу.
Так, работая над лоджиями Апостольского дворца, Рафаэль изобразил на стенах гротескных сказочных существ — единорогов с драконьими крыльями и рыбьими хвостами, людей с чешуей и плавниками, грифонов. Позже возник целый жанр, построенный на гротеске, — карикатура. Его первооткрывателем исследователи считают Леонардо да Винчи.
Он делал наброски людей, намеренно уродуя их облик. Например, рисовал огромный нос, выдающуюся челюсть, искажал мимику.
Происхождение термина в этой области связывают со словом «грот», где и была обнаружена первая подобная лепнина.
Художники эпохи Возрождения переосмыслили приемы гротеска и использовали его в дальнейшем при отделке фресок Ватикана. Такие росписи применял Рафаэль и его последователи при оформлении апартаментов Борджиа в Апостольском дворце, вилл Мадама и Фарнезина. Впоследствии гротеск стал любимым жанром у художников эстетики маньеризма, экспрессионизма и сюрреализма.
Гротеск в литературе Под гротеском в литературоведении понимают один из способов сатирического изображения в жизни, отличающийся резким преувеличением, сочетанием реального и фантастического.
Он может использоваться для выражения критики и поддержки определенной идеи или концепции. Однако гротеск может также использоваться просто для создания комического эффекта или смешного настроения. В гротеске широко используются карикатурные фигуры и преувеличенные узоры, а также эксцентричные образы и необычные персонажи.
Он может быть представлен в разных формах, включая рисунки, скульптуру, литературу и музыку. Один из известных примеров гротеска — это работы художника Густава Доре, который создал серию иллюстраций к Данте Алигьери «Божественной комедии». В его работах преобладают преувеличенные и фантастические формы, а также живописные и насыщенные детали. Характеристики гротеска: 1.
Карикатурные и смешные элементы 2. Преувеличение и усиление форм 3. Эксцентричные образы и персонажи 4. Использование в целях сатиры и иронии 5.
Широкое применение в разных формах искусства Гротеск — это мощный и выразительный стиль, который может вызывать смех, удивление и размышления. Он открывает новые возможности для художников и авторов, чтобы исследовать идеи, формы и смыслы, используя язык смеха и иронии. Язык гротеска: выражение и эмоция Гротеск может быть использован в разных видах искусства, таких как литература, живопись, театр и кино. Он помогает авторам выразить свои мысли и идеи, создать эмоциональный контакт с аудиторией и вызвать у нее настроение или реакцию.
Основные черты языка гротеска — это перекосы искажений, карикатуры и преувеличения, абсурдность и нелепость. Все это способствует созданию комического эффекта и вызывает улыбку или смех у зрителей. Язык гротеска часто используется для выражения иронии, сатиры и сарказма. Он может использоваться для критики общественных явлений, политики или просто для создания юмористического эффекта.
Важно отметить, что гротеск как язык выражения и эмоции имеет свою специфику и свои правила использования. Он требует от авторов и художников творческого мышления и фантазии, умения играть с формами и образами. В заключение, язык гротеска — это мощный инструмент для выражения своих мыслей и эмоций. Он позволяет создавать необычные и запоминающиеся произведения и оставлять яркий след в искусстве.
Что такое гротеск в литературе? Определение и примеры
Давайте разбираться. Гротеск — это художественный прием, в основе которого лежит сочетание несочетаемого. Гротеск вносит в произведение элементы непредсказуемости, абсурдности и делает реальность похожей на сновидение. Гротеск нарушает границы правдоподобия, придаёт изображению условность и выводит образ за пределы вероятного, деформируя его. Часто гротеск в литературе отражает неполноценность и несовершенство мира, а также подчеркивает моральные и социальные проблемы.
Что такое гротеск в литературе? Определение и примеры
Узнайте из статьи, что такое гротеск, его особенностях, где и когда впервые появился в мировой культуре, как менялся и развивался до наших дней. Термин происходит от французского слова grotesque, что переводится как «причудливый» или «комичный». Гротеском как средством выразительности пользовались еще в Античности, в частности в изобразительном искусстве. Перенесение термина в область литературы и его расцвет происходит в эпоху романтизма, хотя обращение к приемам сатирического гротеска произошло в западной литературе гораздо раньше.
Что такое гротеск в литературе?
Гротеск обязательно нарушает границы правдоподобия, придает изображению некую условность и выводит художественный образ за пределы вероятного, осознанно деформируя его. Характерными примерами, позволяющими понять, что такое гротеск в литературе, можно считать. Гротеск — Изображение чего-нибудь в фантастическом, уродливо-комическом виде, основанное на резких контрастах и преувеличениях. Приёмы гротеска и гиперболы схожи в том, что оба они исходят из принципа преувеличения. Гротеск это в литературе кратко. Гротеск из произведений.
Что такое гротеск? Гротеск в литературе и других видах искусства
Литература для детей. Краузе, А. История греческой литературы. Краузе, М. Башмаков и Ко, 2018. Кусков, В. История древнерусской литературы. Литература и искусство западноевропейского Средневековья. Литература народов России. Учебное пособие. Найдыш, В.
Полтавец, Е. Мифопоэтика "Войны и мира" Л.
Вернемся к истории. Так, Рафаэль использовал стиль «гротеск» в качестве образца украшений лож Ватикана, его ученики — для росписи потолков, стен дворцов. Известный итальянский мастер эпохи Возрождения, Бенвенуто Челлини, гравировал гротеском на клинках мечей. Гротеск в мифологии первобытного и древнего мира достаточно сложен для понимания.
Если говорить с точки зрения современной эстетики, то здесь очевидны многочисленные гротескные элементы. Например, произведения — египетская сказка об обреченном царевиче, античные мотивы гарпий, сирен. Но также с уверенностью можно сказать — впечатление гротескного не только не было задачей автора подобных произведений, но и слушателем их гротескность воспринималась в меньшей степени. В искусстве Основная статья: Гротеск в изобразительном искусстве Ренессансные гротески коллаж Понятие гротеска может относиться к специфической разновидности орнамента, в котором сочетаются изобразительные и декоративные мотивы, имеющие, как правило, причудливый либо фантастический характер. Подобные мотивы разрабатывались в искусстве итальянского Возрождения на основе античных орнаментов. Так, гротески присутствуют в многочисленных росписях, созданных Рафаэлем и его учениками Лоджии Рафаэля в Ватиканском дворце, римские виллы Фарнезина и Мадама.
За пределами Италии гротеск также стал излюбленным жанром художников маньеризма. Позднее под влиянием гротеска возник такой жанр, как каприччио. В искусстве XX века к гротеску обращались дадаисты, экспрессионисты, сюрреалисты. Немного истории Гротеск имеет довольно старинное происхождение. Корни его уходят в древний Рим времён Нерона. Когда-то император, обладающий невероятной фантазией и художественным вкусом, пожелал, чтобы стены его дворца были украшены несуществующими в природе видами и изображениями.
Но судьба не слишком благосклонна и впоследствии дворец был разрушен императором Трояном. Текло время и вскоре, руины и подземные сооружения были случайно найдены во времена эпохи Возрождения. Найденные подземные развалины назвались гротами, что с итальянского переводится, как грот или подземелье. Роспись, украшавшая эти развалины, в дальнейшем стали называть гротеском. Литература Стремясь погрузить читателя в мир полный фантазии и невероятных явлений, автор использует множество приёмов и стилей. Одним из них является гротеск.
В нём совмещаются, казалось бы, не сочетаемое — это ужасное и смешное, возвышенное и отвратительное. В литературе гротеск и сатира идут рука об руку. Но это не одно и то же. Под маской неправдоподобия и фантастичности кроется своеобразный обобщающий взгляд художника на мир и важные события в нём. На основе этого причудливого стиля создаются пьесы, декор и костюмы. Он борется с обыденностью и позволяет авторам и художникам открыть неограниченные возможности своего таланта.
Стиль поможет расширить внутренние границы мировоззрения человека. Гротеск примеры использования стиля Яркий пример применения — это сказки. Если вспомнить, то всплывает образ Кощея Бессмертного. Создававшись, эта фигура сочетала в себе и человеческую природу, и неведомые силы, мистические возможности, делая его практически непобедимым. В сказках реальность и фантазия нередко переплетается между собой, но всё же границы остаются очевидными. Гротескные образы с первого взгляда проявляются как абсурдные, лишённые всякого смысла.
Усилителем этого образа представляет собой сочетание обыденных явлений. Повесть «Нос» Гоголя также считается ярким примером использования стиля в сюжете. Нос главного героя приобретает самостоятельную жизнь и отделяется от хозяина. В живописи В Средние века был характерен для народной культуры, выражавшей самобытный способ мышления. Стиль достиг пика своей популярности в эпоху Возрождения. Он наделяет работы великих художников того времени драматизмом и противоречивостью.
Специалисты каких областей науки обращаются к исследованию гротеска? В институте психологии РАН работает Ольга Владимировна Шапошникова, которая вступила в науку как специалист по гротеску и создала классификацию гротеска и его разновидностей. Гротеск в русской литературе исследуют Сергей Зуфарович Иткулов, посвятивший свою работу творчеству Гоголя, в широком контексте русской литературы ХХ века рассматривает гротеск Ольга Петриашвили Татьяна Николаевна Самойленко сосредоточила внимание на гротеске в прозе Булгакова. Покуда фантазия художников создает причудливые образы, смешные и устрашающие, покуда в грубоватых народных царствует веселье, в котором скорби и горести превращаются в смешные страшилища, будут работать серьезные ученые, изучающие гротеск и его метаморфозы, — непременно серьезные ученые, потому что исследование комического само по себе не есть что-то комическое. Тот, кто хочет веселиться, всегда остается внакладе. Что такое гротеск и история этого термина Конфликт что это?
В этих персонажах нет ничего традиционно кукольного.
Фантастика растворяется в городской реальности и, обрастая многочисленными вещественными деталями и подробностями, обретает правдоподобие. Продолжателем гоголевской традиции стал М.
Булгаков, в его сатирических повестях гротеск, то есть фантастическое преувеличение, тоже смешивается с абсурдом окружающей действительности. Замятина, — излюбленный приём писателя. Но гротесковые образы у Булгакова создаются не только на фантастической основе, многие из них легко соотнести с реальностью, ведь окружающая действительность настолько абсурдна, что сама порождает удивительные гротескные формы.
Гипербола — это образное выражение, стилистическая фигура, заключающаяся в намеренном преувеличении, употребляемая для большей выразительности. В бытовой речи мы используем гиперболы, чтобы передать наши чувства или впечатления, подчеркнуть размер того или иного явления или значимость события: сто раз говорил, прождать целую вечность, сто лет не виделись, надоел до смерти и т. В литературе гипербола — средство создания запоминающегося, впечатляющего образа: в сто сорок солнц закат пылал В.
Маяковский , шаровары шириною с Черное море Н. Гоголь , реки, озера, моря, океаны слез Ф. Достоевский , и дольше века длится день Б.
Иными словами, при помощи гиперболы мы преувеличиваем впечатление, произведенное на нас предметом или явлением, но не изображаем действительность в уродливо-комическом виде, искажая сами предметы или явления. Всё необычное, странное, выходящее за рамки обыденного, преувеличенное, искаженное, несочетаемое, парадоксальное привычно описывается этим термином.
Основа гротеска — это контраст. Ярким примером гротеска является повесть Н. Гоголя «Нос».
Человеческий орган отделяется от своего хозяина и начинает полностью самостоятельную жизнь: отправляется на работу, в собор, гуляет по Невскому проспекту. Что мы узнали? Данная статья поможет школьникам разобраться в таком понятии, как «гротеск». Здесь дается определение этого приема, разбираются его особенности, а также приводятся примеры литературных произведений, где присутствует этот художественный прием.
Гротеск: от античных фресок до сказок Гофмана
По утверждению Этимологического словаря М. Фасмера, «гротеск» произошёл от французских слов «причудливый и смешной»: «grotesque». Примеры гротеска в литературе Самые яркие примеры данного приёма представлены у Н. Гоголя в его повести «Нос», в которой нос, отделяясь от своего хозяина, живёт самостоятельно. Главное для окружающего общества, какого чина объявившийся нос. Образ гуляющего по проспекту носа является гротескным персонажем. Любителем этого необычного литературного приёма был Салтыков-Щедрин. Его сказки — яркий этому пример. Его герои вызывают смех, а вот образы М.
Булгакова призваны предостеречь человека от экспериментов над природой.
Словарь ориентирован на широкий круг читателей и будет полезен всем, интересующимся мировой архитектурой. Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению гротеск франц. Рб: язык.
Изобразительно-выразительные средства Эст: сарказм, сатира, фантастическое в литературе, фарс1, характерность в искусстве Перс: Ф. Рабле, Н. Гоголь, Ф. Кафка, М.
Булгаков, Е. С первого взгляда гротеск только остроумен и забавен, но он таит большие возможности" Л. Отношение к времени, к становлению — необходимая конститутивная определяющая черта гротескного образа" М. Рубрикаторы содержат ссылки на словарные статьи или отсылки к нужному термину, если подобный уже был растолкован.
В словаре дано толкование самых широко применяемых определений, используемых в современном литературоведении, даны биографические сведения об известных философах, теоретиках литературы, критиках. Словарь адресован широкому кругу читателей и будет полезен и школьникам, интересующимся литературой, и специалистам-филологам и преподавателям литературоведческих дисциплин. Резко смещая формы самой жизни, создает особый художественный мир, который нельзя понимать буквально или расшифровать однозначно, как в аллегории: гротеск устремлен к целостному и многогранному выражению основных, кардинальных проблем человеческой жизни. Издревле присущ художественному мышлению мифология, произведения Ф.
Девятнадцатый век обогатил литературу гротескным реализмом, воплощенным в произведениях Ч. Диккенса, М. Салтыкова-Щедрина и, конечно, Н. В двадцатом столетии наиболее известными мастерами гротеска, поднявшими его до уровня пронзительного трагизма, стали Ф. Кафка, М.
Булгаков, Б. Брехт, Е. Шварц и многие другие авторы. Современная литература широчайшим образом использует гротеск и как жанр, и как изобразительный прием. Трудно перечислить всех писателей и поэтов, работающих в этом жанре.
Сегодня элементы гротеска используют в серьезной литературе и в политических памфлетах, в романтических повестях и в юмористических произведениях. Гротеск и гипербола на первый взгляд имеют много общего. Однако различна сама суть этих литературных приемов. Если гипербола — это преувеличение одной реально существующей черты или детали, то гротеск использует совершенно фантастические сочетания образов, перенося нас в искаженный, не поддающийся никакому логическому объяснению мир. Гротеск — это плод воображения, переплетенное взаимодействие сознательного и бессознательного в психике человека.
Эта фантастичность, иррациональность служит для выражения важнейших, основополагающих явлений жизни. Гротескные произведения нередко сложны для понимания и поверхностных читателей или зрителей могут оттолкнуть нарочитой абсурдностью сюжета и неправдоподобием образов. Но в их основе лежит стройная система, порой не полностью понятная даже самому автору. Будоража воображение, они на протяжении многих поколений заставляют искать двойные и тройные смыслы, каждый раз живо откликаясь на события современности. Аксенова В традиции русского гротеска редко встречаются «чистые» реалистические варианты.
В случае Гоголя гротеск соединяет реалистический анализ с романтической иронией, в случае Щедрина гротеск служит целям просветительского дидактизма. В прозе Василия Аксенова род. Уже в рассказах Аксенова 1960-х годов появляются гротескные мотивы. Гротескные образы, как правило, окружают конфликт между романтическим модернистским героем — художником, творцом, в том или ином отношении исключительной личностью — и агрессивным хамством окружающих его посредственностей, как правило, победительных и уверенных в своей правоте. На этом конфликте строятся такие рассказы Аксенова, как «Местный хулиган Абрамашвили», «Любителям баскетбола», «На полпути к Луне», «Жаль, что вас не было с нами».
Наиболее показателен в этом плане рассказ «»Победа»» 1965. Вокруг этого рассказа скопилось уже достаточно большое количество интерпретаций от А. Макарова до П. Майер, Г. Слобин, А.
Жолковского, Н. Отмечалось безусловное влияние набоковского «Лужина», обсуждался вопрос о том, силен или слаб аксеновский гроссмейстер, «проигравший» шахматную партию настырному вагонному попутчику а на- самом деле выигравший — только соперник не заметил поставленный ему мат , предлагались различные интерпретации татуировки Г. Обыкновенная шахматная партия, сыгранная в купе со случайным попутчиком, наполнена для гроссмейстера, во-первых, философией художественного поступка — поиском единственно возможного варианта гармонии, то есть красоты, то есть истины «вспоминая море и подражая ему, он начал разбираться в позиции, гармонизировать ее. На душе вдруг стало чисто и светло. Логично, как баховская coda, наступил мат черным».
Во-вторых, игра для гроссмейстера равнозначна жизни, и потому вбирает в себя воспоминания детства, подсознательные страхи, и многое другое, в том числе и переживание смерти, точнее, казни «Человек в черной шинели с эсэсовскими молниями ждал его впереди». Игра же Г. Это была не-лю-бовь, не-встреча, не-надежда, не-привет, не-жизнь». Гротескный принцип проявляется в том, как происходит совмещение малозначительного, казалось бы, эпизода с почти мифологическим по масштабу столкновением сил гармонии и хаоса. Столкновением, завершающимся нарочито амбивалентно как показал в своем разборе аксеновского рассказа А.
Жолковский : с одной стороны, неясно, поставил ли гроссмейстер мат на доске или только увидел неизбежность этой комбинации; с другой стороны, гроссмейстер удостоверяет победу Г. На наш взгляд, рассказ «»Победа»» демонстрирует основную коллизию и основной путь ее разрешения, характерные для бывшей «молодежной», «исповедальной» прозы на исходе «оттепельной» эпохи — накануне исторических заморозков. Эта коллизия явно восходит к традиции романтической иронии, поскольку герой Аксенова уже убедился в горестной невозможности изменить заскорузлый порядок вещей и, внешне признавая свою капитуляцию, он избирает путь внутренних, скрытых от толпы и очевидных для «своих», для посвященных, побед. Победа и поражение осуществляются одновременно — в этом гротескный и иронический парадокс аксеновского рассказа. Идеалисты, одним словом.
Парадокс аксеновского стиля состоит в том, что он и читателя вовлекает в это «тайное общество» — так, в «»Победе»» о мате, не замеченном Г. В процессе чтения рассказа читатель тоже становится «своим», «посвященным». Из этой коллизии вытекают многие особенности последующего творчества Аксенова. Это и нарастающее одиночество его героя, ведь его соратники по «тайному обществу» свободы все чаще предпочитают побеждать в социальном мире и проигрывать в тайном — иначе говоря, становятся предателями. Это и расширяющаяся пропасть между тайными дон кихотами и коррумпированной средой, их окружающей: нарастающая изоляция проявляется и в том, как герой-творец наделяется все более экзотическими талантами вершиной экзотичности становится профессия Павла Дурова из «Поисков жанра» — он волшебник , увеличивается и пространственная дистанция, отделяющая героев Аксенова от «совка» — опять-таки с предельной силой этот мотив выразился в создании фантастического Острова Крым, не затронутой социалистической революцией части России, и в эмиграции самого Аксенова после скандала с независимым альманахом «МетрОполь» — тайное общество творцов в действии!
С другой стороны, стиль Аксенова становится все более насыщен игровыми элементами. Во-первых, его герой постоянно играет самого себя на театре социальной жизни, скрывая свою романтическую иронию и свои тайные победы под масками плейбоя, шута, деградирующего интеллигента. Во-вторых, аксеновский повествователь быстро устанавливает и настойчиво поддерживает игровые отношения с читателем: в этом контексте равно значимы апелляция к знакомым цитатам, именам, фирменным названиям, полунамеки, каламбуры, пародии и автопародии, шутки для «своих», легкий «матерок», как в компании старых знакомых, — все это создает атмосферу посвященности, которую читатель Аксенова либо должен принять, либо раздраженно отбросить книгу. Сам акт чтения превращается в игровой испытательный тест, отсекающий «чужаков» и греющий лестным чувством фамильярного родства со всеми, кто остался верен ценностям романтической свободы во все менее романтическое время. Главным же двигателем аксеновского мира становится изменения категории свободы: свобода от чего?
Ярчайшим художественным манифестом аксеновской поэтики игры стала его повесть «Затоваренная бочкотара» 1968. Чем она замечательна? Не только непривычной для тогдашней прозы стилистической раскованностью, хотя и ею, конечно, тоже. Гораздо важнее иное: принципиально новое осмысление советского утопического сознания. Стилистика этой повести может показаться пародийной: и в самом деле, каждый ее герой в утрированном виде воспроизводит некую типовую модель соцреалистической литературы сельская учительница, бравый моряк, пенсионер-активист, он же сутяга; советский ученый — лучший друг народа Халигалии, забубенный поклонник Есенина, старушка — научная подвижница.
Причем каждый из персонажей обладает своей неповторимой и узнаваемой языковой палитрой. А сны этих героев представляют собой пародийные сгущения целых ответвлений соцреализма, эксплуатирующих эти образные модели. Так, сны Вадима Афанасьевича — это «политический роман-фельетон-разоблачение язв империализма»: «Кривя бледные губы в дипломатической улыбке, появилась Хунта. На ногах у нее были туфли-шпильки, на шее вытертая лисья горжетка. Остальное все свисало, наливаясь синим.
Дрожали под огромным телом колосса слабые глиняные ножки». Героически-производственную советскую литературу про «ветер дальних странствий» пародируют сны Глеба Шустикова: «Входит любимый мичман Рейнвольф Козьма Елистратович. Сегодня манная каша, финальное соревнование по перетягиванию канатов с подводниками. Всем двойное масло, двойное мясо, тройной компот. А пончики будут, товарищ мичман?
Помните, у Дрюона? Помните, у Жуховицкого? Да ой! Нахалы какие, за какой-то коктейль «Мутный таран» я все должна помнить. А сверху летят, как опахала, польские журналы всех стран».
Причем не только в снах, но и собственно в повествовании каждый герой предстает в определенном, «цитатном», стилистическом ореоле: в повести, в сущности, отсутствует не-чужое слово. Сфера гротеска в искусстве включает многозначные образы, созданные фантазией художника, в которых жизнь получает сложное и противоречивое преломление. Гротескные образы не допускают ни их буквального толкования, ни их однозначной расшифровки, сохраняя черты загадочности и непостижимости. Ярчайшее воплощение стихия гротеска получила в искусстве Средних веков орнаментика звериного стиля, химеры соборов, рисунки на полях рукописей. Мастера эпохи Возрождения, сохранившие средневековое пристрастие к гротеску Хиеронимус Босх, Питер Брейгель, Альбрехт Дюрер , сделали гротеск средством выражения моральных и социальных взглядов своего переломного времени.
Войны, революции и политические катаклизмы XX в. Изобразительное и декоративное искусство. Архитектура: Тематический словарь. Читайте также: Игры с внутренним родителем - психология Источник: Символы, знаки, эмблемы: энциклопедия фр.
Если пересказать книгу Бахтина одним словом, это слово будет «карнавал». Карнавал — особая форма существования человека со всеми его горестями и страхами. Представьте, что мы устроим карнавал. Это игра, и, как у всякой игры, у нее будет игровое пространство скажем, актовый зал , игровое время например, до половины первого часа, чтобы успеть на метро и правила: все должны быть в хорошем настроении и все будут стараться , все должны надеть маски и тогда я — это уже не совсем я со своими унылыми проблемами, а Карлсон, Винни Пух или Фредди Крюгер. Еще мы должны хорошо выпивать и закусывать, не волнуясь, что вино и закуски кончатся. А я приду, нарядившись в Смерть. Надену тренировочный костюм с нарисованными костями, сделаю себе косу из картонной коробки и буду гоняться за вами. Я — уважаемый человек, деятель науки и просвещения. А вы, уважаемые люди, мои коллеги, будете с визгом разбегаться, но если я уж кого настигну, то непременно заколдую. Я — Смерть? И да и нет. Я — смешной карнавальный гротеск. Смерть такой не бывает, у нее тысячи лиц, и нет своего лица. Она вселяет ужас, и неизвестно, откуда она придет. Но вот она пришла — в трениках, с игрушечной косой. Ей даже можно отвесить пинка но безболезненного, тоже игрушечного. Это будет прекрасный праздник! Мы совместно переживем апокалипсис, и смерть будет высмеяна, а значит, на один день она будет побеждена. Карнавал — это защита от страха смерти, он превращает тяготы жизни в комические гротески, и участнику карнавала вновь открывается истина, что жизнь сильнее смерти. В каждом отдельном случае смерть берет верх над жизнью, но ей никогда не победить жизнь как процесс. Жизнь — это мощный поток, а смерть — только серые искорки в этом потоке. Вот о чем говорит нам радостный гротеск Средневековья и Ренессанса. То, что было после Ренессанса, Бахтин не любил — просветителей, рационалистов. Особенное омерзение у него вызывал гротеск у романтиков XIX века. Бахтин считал его болезненным вырождением ренессансной идеи торжества жизни над смертью. Что можно считать классическим примером гротеска? Нельзя сказать, что вилла Палагония — это «классический гротеск», потому что такая постановка вопроса невозможна. Чтобы назвать что-либо классикой, должны быть нормы, установленные временем, исторической эстетикой и поэтикой. А гротеск — это разрушение всех норм. Невозможен гротеск хорошего тона или хорошего вкуса. Сомневаюсь в существовании изящного гротеска если забыть опять же про древние орнаменты и их подобия в стиле рококо. Категория вкуса к нему просто неприменима. Гротеск — это узаконенная форма безвкусицы в искусстве. Ему не покровительствуют музы и грации, гротеск — любимец Диониса. Гротеск нестабилен, он постоянно меняется, рушит все представления о пространстве и времени. Гротескные тела сжимаются, раздуваются, лопаются, рассыпаются на части, которые способны вновь соединяться в произвольные смешения. Вот почему пластические искусства, если они обращаются к гротеску, оказываются слишком ограниченными в средствах. Полную свободу гротеску может предоставить только литература. Понятие гротеск Термин «гротеск» взят из живописи. Так называлась роспись стен, найденная в «гротах» — подвалах Тита, во время археологических раскопок. В засыпанных землей помещениях, известный итальянский художник Рафаэль со своими учениками нашли необычную живопись, которая впоследствии была названа «гротеск» от итальянского слова grotta — «грот», «подземелье». В дальнейшем, термин «гротеск» был распространен и на другие виды искусства — музыку, литературу. Само определение «гротеск» звучит как тип образности, который основан на причудливом, контрастном сочетании фантастики и реальности, комичного и трагичного, прекрасного и безобразного. В искусстве сфера гротеска включает в себя многозначные образы, которые созданны фантазией художника, в них жизнь получает довольно противоречивое преломление. Гротескные образы не допускают их буквального толкования, сохраняя черты загадочности. Существуют и другие значения термина «гротеск»: Гротеск — это вид художественной образности; орнамент, где причудливо сочетаются изобразительные и декоративные мотивы животные, растения, человеческие формы, маски. Рубленый шрифт гротеск, sans serif, gothic type — это шрифт без засечек.