Зрителю предоставляются лучшие произведения художника. 4 января выдающийся грузинский и российский живописец, известный скульптор и педагог Зураб Церетели отмечает 90-летие. Последние новости о персоне Зураб Церетели новости онлайн, личная жизнь, сплетни, биография, события, факты, карьера, слухи, информация, фото, видео. В экспозиции представлены работы художников и скульпторов СКФО – участников конкурса. Зураб Церетели родился 4 января 1934 года в Тбилиси в грузинской семье. С конца 1960-х годов Зураб Церетели начал активно работать в области монументального искусства.
ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ РАЗДЕЛА "МУЗЕИ"
- Зураб Церетели — биография знаменитости, личная жизнь, дети
- «Зураб Церетели. Солнечный сад» в Московском музее современного искусства
- 4 скандальных работы Церетели, от которых отказались жители
- Церетели, Зураб Константинович — Википедия Переиздание // WIKI 2
- Церетели, Зураб Константинович - ПЕРСОНА ТАСС
Зураб Константинович Церетели (художник) - краткая биография
Нету такого. У меня наоборот — я фотографию все откладываю. Это самореклама, нельзя. Надо в жизни много отдавать, чем получать", — сказал он.
Вы не думайте, они не лодыри.
Просто когда у девочек появились свои семьи, я чувствовал себя перед ними обязанным. У меня какой-то странный характер в этом плане. Я всегда чувствовал ответственность за тех, кто рядом, чувствовал, как будто я виноват перед ними, и начинал опекать. Знаете, вот с Высоцким я дружил.
Так вот, с холодильником — это я был. Или взять свадьбу Марины с Высоцким. Лиля сделала пирог яблочный. Андрей Вознесенский две бутылки шампанского купил...
А свадьба — я знаю, какая должна быть. Грузины стихи читают, поют — не дают возможности Высоцкому спеть. Марина — умирает от смеха. А она в центре сидела и случайно задела один из столов.
Они вдруг опрокинулись. И все фамильные андрониковские сервизы — бр-р-ра-м на пол. Эта мысль-заноза все сидела во мне, я все беды ждал, и раз — действительно, жизнь у Марины с Володей не состоялась... Если подумать, у меня много детей оказалось.
Люда родила двух девочек. В честь моей жены и дочери назвала их Инессой и Ликой. Люда с мужем все шесть лет помогали моей супруге, когда она болела и лежала в американском госпитале. Там Инессе давали серьезные лекарства и благодаря этому продлили жизнь...
Удивительное наследство Помню, у нас во дворе жила иранская подданная, женщина в летах. Она уже даже ходить не могла. Когда я возвращался из школы, я кушал, потом сверху смотрел на ее окна: если там горел свет — спускался и занимался с ней немецким языком. У меня получалось очень хорошо.
Я даже пел на немецком: тогда такая мода была в Грузии. А однажды вижу: возле нашего дома стоит машина — началась ссылка иранских подданных и евреев. Моя учительница только и успела помахать мне. Я плакал.
Я так ее любил! Никто не мог занять ее место. Так постепенно немецкий у меня атрофировался... С супругой мы разговаривали на русском.
А с дочкой я говорил и по-русски, и по-грузински. Сейчас я понял, что обязательно надо было выучить иностранный язык. Хочу, чтобы дети получили то, чего не хватало мне в жизни. Мой старший внук Вася учился в Америке.
Сначала он занимался английским в Тбилиси. И я оставил Васю за границей: там можно узнать язык лучше, чем здесь через педагога. Моя супруга осталась там с внуком как раз тогда она параллельно проверяла свое здоровье в американском госпитале. Поскольку Инесса очень хотела, чтобы все дети были с ней, то постепенно мне пришлось перебросить в Америку и младшего внука Зуку, и остальных.
Сейчас Василий — исполнительный директор музея в Москве. Его жена — дизайнер. Зука закончит школу в Америке и вернется... Меня воспитывали те русские педагоги, которых после революции сослали в Сибирь, а оттуда на Кавказ.
В то время нельзя было имя Пастернака произносить, но они мне еще в школе заложили, что это — великий человек. Они отдали свой талант, образование, чтобы мы, их ученики, твердо стояли на ногах. Я как будто жил в России и получал российское образование. Своей грузинской учительнице я обязан хорошим знанием образов Петра I, Екатерины, Шувалова.
Старые грузины немножко цинично относились к советской Конституции, и мой педагог через пять минут после чтения закона тонко переходила к истории царей, истории наших предков.
Он много ездит и заводит знакомства с иностранными художниками. В 80-тые годы с проведением Олимпиады в Москве Зураб Церетели был назначен главным художником. За проделанную работу получил звание Народного художника. В 1983 году он создал монумент «Дружба навеки» в Москве, посвященный 200-летнему юбилею со дня подписания Георгиевского трактата между Грузией и Россией. В том же году было открыто мозаичное панно на Крестовом перевале у Военно-Грузинской дороги — Арка дружбы.
С 1997 года Зураб Церетели Президент Российской академии художеств. В 2003 году за особые заслуги президент России Владимир Путин предоставил ему российское гражданство. В 2017 году в Москве открылась Аллея правителей Российского государства с эпохи Рюрика до революции 1917 года. В браке родилась дочь Елена в 1959 году. Нынче она искусствовед.
За кисточки и краски берется после ледяного душа, а пару лет назад по утрам Зураб Церетели еще и штангу поднимал. Не могу успокоиться", — отметил мастер. На стенах дачи в Переделкине для картин почти не осталось места. Он создал больше 5 тыс.
ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ РАЗДЕЛА "МУЗЕИ"
- Скандалы вокруг творчества Церетели
- Зураб Церетели - биография, новости, личная жизнь
- Человеку-эпохе Зурабу Церетели — 85!
- ГЕНИЙ КИТЧА: КАК ЗУРАБ ЦЕРЕТЕЛИ СТАЛ ГЛАВНЫМ СКУЛЬПТОРОМ МОСКВЫ
Зураб Константинович Церетели
Недавно Зураб Церетели закончил работу над серией скульптур, запечатлевших представителей династии Романовых. Зураб Церетели (скульптор) биография, фото, новости 2024 | Узнай Всё. На днях ребят, за создание мозаичного панно «Спас на троне», поблагодарил и наградил Президент Российской академии художеств Зураб Церетели. Зураб Церетели — все новости о персоне на сайте издания Всего-то полмиллиарда! Зура́б Константи́нович Церете́ли — советский, грузинский и российский художник-монументалист, скульптор, живописец, педагог.
Зураб Церетели отметил 85-летний юбилей
Харизма Зураба Церетели | Зураб Церетели биография персоны на РБК: фото, информация по личной жизни и семье, дата рождения, деятельность и карьера. |
ЦЕРЕТЕ́ЛИ ЗУРАБ КОНСТАНТИНОВИЧ | В данном случае хотелось бы сказать, что биография Зураба Церетели так же монументальна и основательна, как и все его творчество. |
Человеку-эпохе Зурабу Церетели — 85!
Зураб Церетели родился 4 января 1934 года в Тифлисе (ныне — Тбилиси) в грузинской семье. Галерея искусств Церетели О его родителях Родился Зураб Константинович Церетели в семье известного грузинского инженера-строителя. Церетели Константин Иванович – отец Зураба получил профессию горный инженер в Политехническом институте. До начала военного. Прославленный скульптор, художник, педагог Зураб Церетели принимает поздравления с днем рождения — ему 90! Тбилиси) в грузинской семье. Гигантомания Зураба Церетели давно стала легендарной, а сам мастер часто из-за нее попадает в анекдотичные ситуации.
90-летний Зураб Церетели раскрыл секрет долголетия и планы на будущее
Зураб Церетели окончил живописный факультет Тбилисской академии художеств, работал в Институте истории, археологии и этнографии. Биография. Зураб Церетели родился 4 января 1934 года в Тифлисе (с 20 августа 1936 года — Тбилиси) в грузинской семье. Содержание Работы Церетели почитают во всех уголках мира Биография Зураба Церетели Признание великого скульптора и художника Российский и советский художник Зураб Церетели является автором известных во всем мире работ.
Зураб Церетели: «Всегда надо больше отдавать, чем получать»
За свою долгую жизнь он написал более 5000 полотен на различные темы. Его работы находятся во многих частных и государственных собраниях мира. Религиозная тема в творчестве Церетели Важнейшей темой в искусстве Зураба Церетели является вера. Он активно участвовал в восстановлении храма Христа Спасителя, изменив первоначальный план. Это вызвало возмущения историков, но Юрий Лужков принял сторону художника, и коррективы скульптора остались. Зураб Константинович неоднократно обращался к религиозной тематике.
Но самой масштабной стала скульптура Иисуса Христа. Художник задумал ее для олимпийского Сочи, но установить там монумент не удалось. Это неудивительно, ведь высота монумента вместе с постаментом составляет 80 метров. Петр Первый Скульптор Церетели всегда тяготел к масштабным сооружениям, и в 1997 году он получил от Московского правительства грандиозный заказ. На искусственном острове на Москве-реке ему было поручено возвести масштабную скульптуру.
Так появился памятник Петру Первому. Его высота составляет 98 метров. Возведение монумента вызвало огромные возмущения у общественности, и после ухода Лужкова с поста мэра поступали предложения убрать памятник. Однако никто не взял на себя такой ответственности и расходов, и монумент до сих пор стоит в Москве. Знаменитые работы В огромном наследии Церетели трудно выявить самые значительные работы: их перечень получается очень длинным.
Однако к наиболее резонансным и масштабным творениям можно отнести следующие: - мемориальный монумент на Поклонной горе в Москве; - торгово-развлекательный комплекс «Охотный ряд» в Москве; - монумент «Дружба навеки», посвящённый русско-грузинской дружбе Москва ; - скульптуры на Манежной площади в Москве; - композиция «Добро побеждает зло» в Нью-Йорке; - две версии скульптуры «Рождение Нового Человека» в Париже и в Севилье; - скульптура «Заяц» в Баден-Бадене; - памятник Зое Космодемьянской в Рузе. Общественное мнение и критика Нередко памятники Церетели вызывают очень большой резонанс, критику и даже неприятие.
Кроме того, памятник уж очень не понравился обычным москвичам. Жители столицы устраивали пикеты, митинги, акции протеста, расклеивали объявления со словами "Вас здесь не стояло" и с просьбами демонтировать 98-метровую скульптуру первого российского императора с набережной Москва-реки. А в 2008 году монумент вошел в список самых уродливых строений мира. Рейтинг был составлен по итогам голосования на сайте "Виртуальный турист". Монумент задумывался как подарок, однако Париж вежливо от него отказался. Но зато на открытие памятника Шарль де Голлю у "Космоса" в 2005 году приехал президент Жак Ширак, которому впоследствии сочувствовали многие французские СМИ. Например "Le Figaro" опубликовала такую заметку: "… опустив руки и сгорбившись, возвышается косолапый генерал, больше похожий на пугало. Или на робота.
Вся российская пресса уже вдоволь поиздевалась над памятником. Издалека его силуэт комичен. Один из журналистов, Дмитрий Кафанов, говорит, что памятник напоминает ему Луи де Фюнеса в фильме про жандармов.
Зураб Церетели: Кто учился в Париже?! Мария Кравцова: В вашей биографии написано, что начиная с 1964 года вы обучались во Франции.
Зураб Церетели: Нет, не учился, но мне действительно удалось попасть в Париж в 1964-м. У моей супруги, Инессы Андроникашвили, там жила тетя, уехавшая после революции из Петербурга в Париж. Когда закрыли границы, почти все из первой волны эмиграции оказывались в Париже через Грузию. Даже Марк Шагал так уехал! Они тогда друг друга не знали, разница у них была 20 лет.
В общем, из Грузии уезжали все. Княгиня Андроникашвили пригласила нас с супругой к себе. Меня пустили, а мою супругу в последний момент нет. Потому что у нее не было родителей. Власти подумали, что мы хотим остаться в Париже.
Зураб Церетели. Декоративное панно. Санаторно-оздоровительный комплекс, Пицунда, Абхазия. Courtesy автор Мария Кравцова: А вы хотели? Зураб Церетели: Идеи такой у меня не было.
Я родился в Грузии, трудился, занимался искусством, никаких проблем у меня не было. Андроникашвили, тете и дяде моей супруги, сначала не понравилось, что она не приехала, немного не так поначалу на меня они смотрели, но потом полюбили, принимали хорошо. Мария Кравцова: Насколько важно для вас аристократическое происхождение вашей семьи? Имеет ли это сегодня какое-то значение? Зураб Церетели: Никакого значения не имеет, никакого.
Я люблю искусство. Мария Кравцова: Вы помните свои первые впечатления от Парижа? Зураб Церетели: Как не помнить! Что понравилось? Безусловно, Елисейские Поля, понравилось место, где собирались художники.
Мария Кравцова: В разные времена парижские художники собирались в разных местах, где это было в 1960-х? Зураб Церетели: На Монпарнасе. Потом я посмотрел музеи, и для меня это было грандиозное событие. Дядя и тетя Андроникашвили устроили мне встречу с Шарлем де Голлем. Я потом свои впечатления от этой встречи — как он вышел, как стоял, — воплотил в памятнике.
Памятник генералу Шарлю де Голлю. Проспект Мира, Москва. Courtesy автор Мария Кравцова: А о чем вы говорили с де Голлем? Зураб Церетели: Ничего не обсуждали, просто познакомились, он дал команду показать мне хорошие места в Париже. Мне показали музеи, познакомили с художниками, которых я любил.
Мои грузинские педагоги рассказывали мне о том, какими гигантами были Матисс и Пикассо. Я видел их работы, хотя показывать их у нас было запрещено. Попав в мастерскую Пикассо, я понял, что художник может заниматься одновременно и скульптурой, и живописью, и графикой. А у нас так не разрешали! Говорили: «Ты — живописец, вот и занимайся живописью.
Ты скульптор? Занимайся скульптурой! Я с Шагалом еще познакомился. Он потом, когда в Москву приезжал, бывал у меня. За три месяца до смерти я был у него в последний раз.
После его смерти умолял Ваву поехать со мной. Она очень переживала, плохо чувствовала себя. Потом она тоже ушла из жизни. Какие требования предъявлялись к тем художникам, которые получали такие ответственные государственные заказы? Зураб Церетели: Я не знаю, почему меня выбрали, но я прошел хорошую школу, может, поэтому.
Школу синтеза архитектуры и монументального искусства! У меня были хорошие учителя. Осака, Токио, Нью-Йорк, Вашингтон... Ипатьевская ночь. Галерея искусств Зураба Церетели, Москва.
Courtesy автор Мария Кравцова: Какая идеологическая программа перед вами стояла? Вид Москвы. Начиная с Петровской эпохи рука художника касалась всего. Посмотрите на Санкт-Петербург, на его фасады, орнаменты, барельефы...
Это реклама». Но если ты так видишь — спасибо! Действительно, краски должны полюбить друг друга на холсте, тогда получится цельная работа. Любовь вообще самое главное в нашей жизни. Я верующий человек, с детства бабушка читала мне Библию, когда это еще было запрещено. Она уводила меня гулять в лес и там рассказывала разные истории.
Позже я понял, что это и были библейские сюжеты. Она повесила мне крест на шею. И с тех пор крест я не снимаю. Каждая моя работа — о любви к миру, к людям, к жизни.
Зураб Церетели биография кратко и интересные факты
Эта скульптура вошла в цикл, посвященный гениям и совести России. В упомянутых ранее произведениях необходимо отметить характер и уровень художественного обобщения, принципиально новое решение пластических фигур в пространстве, одновременно напоминающее архитектурный портал и раму, подобную оформлению модели. Они представляют собой большие композиции, в которых персонажи изображены в разных ракурсах, благодаря чему создается впечатление незримого, внутреннего движения в зависимости от угла зрения смотрящего. Это объемные фигуры в рост с тщательно проработанной поверхностью скульптуры, где живописно сочетаются отполированные и фактурные элементы, создающие определенную игру света. Этот цикл и портретно достоверен, и романтически или драматически возвышен. Художник наделяет своих героев как определенными психологическими характеристиками, так и собирательными чертами творческой личности. При всей индивидуальности каждого из запечатленных в бронзе деятелей отечественной культуры в этих образах заложены и те духовные, нравственные качества, которые внутренне роднят автора с его гражданской позицией и поступками, а также нравственными, эстетическими принципами и взглядами. Дмитрий Шостакович.
Его натюрморты, подобные то всплеску неожиданных радостных чувств, то откровенной исповеди, передают бесконечное множество эмоциональных нюансов и обладают особой притягательностью, поскольку живой вибрацией фактуры и полнозвучным многоголосьем красок у каждого зрителя вызывают свои собственные впечатления и ассоциации. Нередко живописец пишет несколько холстов с одним и тем же букетом одновременно, объясняя эту особенность видения и изменением света, и всплесками настроения, что придает его аутентичным работам магическую привлекательность оттенков чувств и смысла. Казалось бы, что может быть общего в букетах цветов с философским, метафорическим, медитативным восприятием многоликой действительности? Это одна из необъяснимых тайн магии искусства Церетели. Тем самым он дает простор незамутненному сознанию зрителя вступить в незримый диалог с художником, вовлекая его в акт сотворчества. Торжественное открытие выставки произведений З. Церетели «Больше чем жизнь» в Национальном художественном музее Китая Пекин осенью 2023 года.
На снимке: директор Национального музея изобразительных искусств Китая У Вейшань, Чрезвычайный и Полномочный Посол РФ в КНР Игорь Моргулов, вице-президенты Российской академии художеств Андрей Золотов, Василий Церетели и Татьяна Кочемасова, академик и член Президиума РАХ Андрей Ковальчук, деятели искусства Китая и России Фото: Серги Шагулашвили, 2023 У Церетели «снайперский глаз», он пишет большинство работ в один сеанс хотя этот «сеанс» беспрерывен , достигая убедительности образного воплощения характеров и судеб, остроты передачи эмоционально-психологического состояния моделей. В его живописи есть и лирический романтизм, и брутальная чувственность. Эти качества проявились как в портретах, так и в жанровых, сюжетных полотнах, пейзажах и натюрмортах. Человек одержимый, Церетели никогда не останавливается на достигнутом: он любит неожиданные ракурсы и композиционные ходы, постоянно экспериментируя, открывает новые горизонты искусства будущего. Эмоциональная, широкая натура Церетели раскрывается буквально во всем, но более и ярче всего, конечно, в искусстве, и особенно в живописи. Именно живопись - его страсть и стихия. Здесь он принадлежит только самому себе.
В живописи безудержная энергия художника находит адекватный его темпераменту выход. Звонкие краски на большой палитре не успевают сохнуть, стоящие рядом с мольбертом чистые холсты быстро и почти одновременно наполняются цветом жизни и времени. Для него уже не имеет значения, пишет он пейзаж или натюрморт, портрет или жанровую композицию; он пишет реальный и воображаемый мир, а каждая законченная работа, независимо от жанра, становится «автопортретом» внутреннего состояния автора, его чувств и размышлений. Меняется свет, маэстро снимает с мольберта начатый холст и ставит другой, чистый.
Удержаться рядом с шедевром Миро — задача не из легких. Да и вообще, выставиться в Париже, где все — Нотр-Дам и Сен-Шапель, Лувр, Музей Орсе, Дома-музеи Родена, Пикассо, сам город — буквально пропитано искусством; где реально живут, присутствуют все эпохи, все стили, все крупнейшие мастера. Кажется, вот сейчас подойдут и сядут рядом с вами за столик уличного кафе Дега, Ван Гог, Сезанн, Матисс; предстать с ними на равных… Скажу прямо: мало кто еще из современных художников выдержал бы такой экзамен. Искусство против терроризма Специальный выпуск 1.
По ее окончанию работал в Институте истории, археологии и этнографии Академии наук Грузии. Решив развиваться с направление искусства, он в 1964 году обучается во Франции, где общается с такими выдающимися художниками как Марк Шагал и Пабло Пикассо. В конце 1960-х годов активно работает в области монументального искусства. Некоторое время он занимался художественным оформлением курортных комплексов Грузии — Сухуми, Боржоми, Гагры, Пицунда. Понемногу создается его неповторимый стиль мозаичной живописи. Яркий пример тому автобусные остановки в Абхазии, которые он создал в 60-х годах. Остановки представляли собой арт-объекты в виде морских фантастических обитателей. Вместе с художественно-декоративной деятельностью Зураб Церетели берет участие в выставках. Полотно «На страже мира» принесло ему первый успех. В 1967 году состоялась персональная выставка мастера в Тбилиси.
Она повесила мне крест на шею. И с тех пор крест я не снимаю. Каждая моя работа — о любви к миру, к людям, к жизни. Надо изучить мозги художника! Тогда что-то будет понятно. Хотя иногда самому сложно объяснить, почему делаешь так или иначе. А образ рождается по-разному: иногда увидел что-то интересное и держишь это в голове, чтобы скорее перенести на холст или на бумагу, в скульптуру. Иногда что-то само вдруг приходит в голову, иногда во сне. Бывает, в процессе работы рождается целая серия образов. Вижу интересный цветок в необычном горшке, растущее в парке дерево — смотришь, прямо готовая скульптура, так необычно собирается все в композицию.
Информация о событии
- Дата рождения
- Зураб Церетели — биография знаменитости, личная жизнь, дети
- Зураб Церетели: «Всегда надо больше отдавать, чем получать»
- Зураб Церетели: Я и мама, и папа, и тёща, и свекровь - МК
- Зураб Церетели: Биография, образование, семья |
ГЕНИЙ КИТЧА: КАК ЗУРАБ ЦЕРЕТЕЛИ СТАЛ ГЛАВНЫМ СКУЛЬПТОРОМ МОСКВЫ
Зураб Церетели не нуждается в долгих представлениях. Выставка к 90-летию Зураба Церетели "Солнечный сад", которая расположилась на двух этажах Московского музея современного искусства (ММОМА), получилась жизнерадостной и витальной. Амбивалентное отношение к искусству Зураба Церетели является неоспоримым подтверждением судьбоносности его принадлежности к этой редкой когорте великих мастеров ХХ-ХХ1 столетий.
«Зураб Церетели. Солнечный сад» в Московском музее современного искусства
Там учился в молодости дед. Книги давал читать друзьям и знакомым, вместе они обсуждали прочитанное, проводили время в разговорах. За разговоры и арестовали. Донес на него пекарь. Тот, как считает Церетели, прочитавший после «перестройки» заведенное карателями «Дело», хотел занять место хозяина.
Деда расстреляли, а пекарню закрыли. Слез много помню. Эта бабушка надела внуку на шею нательный крест, рассказывала о Христе, его учениках, читала Евангелие. Однажды, будучи наедине, шепотом и по большому секрету сказала: — Запомни, самые большие наши враги — это Сталин и Орджоникидзе… Бабушка так тихо мне говорила: "Бандиты", — и перечисляла фамилии всего тогдашнего Политбюро.
Я выяснил все обстоятельства гибели деда, даже не смог рассказать дома, как их всех вывезли, остановили поезд между Тбилиси и Кутаиси и — тра-та-та-та. В том месте вообще очень много грузин расстреляли. Знаете, бабушку я очень любил. Она в деревне жила около Кутаиси.
Хотя образование получила в Петербурге. Самая большая радость в жизни была поехать на каникулы в деревню. К бабушке. Я рвался туда потому, что там для меня была абсолютная вольница.
Гонял с мальчишками в футбол. На велосипеде катался, по деревьям лазил. А еще бабушка рассказывала мне очень интересные сказки. Хотя потом я понял, что они были совсем даже не сказки.
В сказочную форму она облачала разные жизненные истории, которые должны были мне преподнести правду жизни. А перепугана она была в те годы очень сильно. Она долго ждала, что мой дед вернется, и даже не подозревала, что его практически сразу расстреляли. Так вот бабушка уводила меня куда-нибудь подальше от домов и рассказывала свои истории, намекая, кто есть кто из известных и неизвестных мне людей.
А я помню, что даже оглядывался по сторонам, чтобы кто-нибудь случайно не подслушал ее откровений. Отец говорил: "Будешь хорошо учиться, — отпустим к бабушке". Старался хорошо учиться. Не очень.
Математику, физику, химию особенно не любил. Химию полюбил, когда эмалями стал заниматься… Наши педагоги цинично относились к тому, что от них требовали. Например, у нас была такая учительница Лордкипанидзе, если я не ошибаюсь, она конституцию читала. Потом я понял, когда взрослый стал, какое благородное дело она делала.
Начинала она три минуты, пять минут про конституцию, а потом тонко переходила на историю России, на историю Грузии. Откуда хорошо знал про Петра, про Екатерину, чей образ я сейчас стараюсь создать? Это все учителя, тонко и грамотно учили нас наши педагоги. Они хотели, чтобы наше поколение не забыло прошлое, знало правду.
Поэтому наша грузинская интеллигенция огромную роль сыграла в советскую эпоху и в живописи, и в киноискусстве, и в скульптуре, и в литературе. Эта традиция, отношение к Пушкину, Лермонтову, отношение с Пастернаку, огромную роль сыграла в Грузии. Это у меня заложено. Я так шагаю и буду шагать.
Заполненный людьми и машинами неширокий проспект Плеханова, где растут деревья, скрывающие фасады домов, застроен и в наши дни в основном старыми двухэтажными зданиями. На нем — двухэтажный детский сад, откуда из окон верхнего этажа Зураб смотрел, что творится за окном. На нем — двухэтажный дом школы. На проспекте продавали горячие сладкие пончики, чей вкус не забыт поныне.
Улица Крылова — такая же узкая, как проспект. Все рядом с домом. На работу Тамара ходила пешком, никуда не требовалось ехать. По описанию кинодраматурга Анатолия Гребнева, земляка Церетели: "То был наш Тбилиси отзывчивый, благородный и нищий, приноровившийся к своей обшарпанной бедности, но все еще с замашками князя.
Тбилиси галерей, обращенных внутрь дворов, очередей за керосином, отдельно мужских и женских, огромных полупустых комнат, где в старой качалке бабушка с вязаньем, а с улицы голоса зовущих друзей". У бабушки Зураба не было отдельной комнаты в тбилисской квартире. Ее топили дровами. Печь в коридоре согревала все комнаты.
По коридору носились дети. Жизнь протекала, как во всех южных городах, во дворе. То был общий дом грузин, курдов, армян, русских, азербайджанцев… Старики сидели на верандах, на виду у взрослых играли дети, не рискуя попасть в руки маньяков и насильников. Тишину двора нарушала музыка похоронных оркестров.
По давней традиции покойных везли на кладбище на катафалках, запряженных черными лошадьми. Во главе траурной процессии шел с флагом высокий черный как вакса человек. В довоенном Тбилиси каким-то образом прижились два негра. Один служил в похоронной команде.
Другой — в пожарной команде, поэтому пожарный постоянно ходил в блестящей каске. Черного пожарного обожали все мальчишки. За ним по улице тянулись дети, в свите негра пребывал и Зураб, ему казалось, что он очень добрый и сильный, готов защитить всех маленьких. Зураб рос отнюдь не тихим и послушным ребенком.
Часами играл с мальчишками в футбол, когда ни мячи, ни форма в магазине не продавались. И мяч у нас был самодельный. Набитый песком чулок. Купить билеты на стадион денег у нас не было.
Но была своя дырка в заборе. Так что на всех матчах бывали. Помните знаменитого вратаря Хомича? Как раз мы играли на улице, а он вышел из гостиницы, остановился и долго молча смотрел на нас.
А через полчаса вернулся и принес нам настоящий мяч. Это было радостно! После этого мы еще больше футбол полюбили. Как всех советских детей, его водили в детский сад.
Там ему в руки попали цветные карандаши и акварельные краски. Во всяком случае, на вопрос, где начал рисовать, Зураб Константинович отвечает: — Рисовать начал в детском саду. Самой моей любимой игрушкой был карандаш. Квартира инженера Церетели часто заполнялась гостями.
Приходили сослуживцы. Но не только они. У дяди Георгия, в соседней комнате, собирались друзья. А были они известными художниками, удостоенными высших наград и званий, их знали все, кто ходил на выставки, любил искусство.
Они часто бывали в доме моего дяди, родного брата мамы. Там они часами говорили об искусстве, спорили о разных направлениях в живописи. Эти люди казались мне богами. Они же были друзьями моего отца.
И в нашем открытом доме мне часто приходилось их видеть. Я слушал их молча, затаив дыхание. Тогда родилась у меня мысль быть таким всемогущим, как они, стать художником. Зураб учился в грузинской 12-й средней школе, как я уже сказал, расположенной на проспекте Плеханова.
Эта одна из главных магистралей протянулась на левом берегу Куры. За фасадами домов росли старинные сады, вечером на проспекте становилось шумно и весело. Люди шли в филармонию и театр оперетты, заполняли кинозалы, расположенные вблизи студии «Грузия-фильм». Сюда пригласят Церетели, чтобы украсить фасад монументальной картиной, выполненной резьбой по камню… А на проспекте Плеханова, на фасаде двухэтажного дома алеет самая поразительная абстрактная мозаика Зураба, украшающая бывший Дом политпросвещения, занятый ныне другим учреждением.
После уроков в школе рисовал. И на этот вопрос получил детальный ответ. Потом разъединились. Там в классе девочка сидела.
Нравилась мне эта девочка. Я все время смотрел на нее, а все в классе смеялись, потому что я все забывал, когда смотрел, ручка у меня застывала в руке, с нее капали чернила, я их не замечал. Все смеялись. Когда я хоронил отца, она пришла.
Я ее узнал, но это была не девочка, а дама. Еще раз я влюбился летом в деревне, когда жил у бабушки. Там строилась фабрика чая. На стройке работали, а мы рядом играли в футбол.
Увидел я там маленькую девочку. Ее мама работал на стройке маляром. Она бросила мяч, я бросил мяч. Ну, вечером назначил первое свидание.
Какой это был класс? Не помню. Маленький был. Я пошел на стройку на свидание.
Говорили много. На второй день снова там встретились. Я все бабушке рассказывал. Она была блондинка, чудная такая.
Вот это была моя первая любовь, с тех пор такие типы мне нравятся. Я спросил у бабушки, как ее поцеловать? А ты ее в это время поцелуй. Я жду, когда луна выйдет.
Наконец, в два часа ночи поднялась. Я и сказал, ой, луна поднялась! Она повернула голову, и я уткнулся ей в затылок. Но, конечно, потом я ее поцеловал, безусловно.
Она заплакала и убежала. На следующий день пришла Наташа с мамой вместе за ручку. Другой рукой мама держала мою руку. И гуляем, и гуляем.
Мама какие-то рассказы говорила, потом стихи, потом начала петь. Мы ее тоже поддерживали, вот такая вечеринка, чудная женщина была мама.
Художник стал применять новую технику работы по металлу. Он разработал приёмы, позволяющие создавать крупные рельефы. Церетели изображал на листовой меди рельеф, после выколачивал его, а затем все фигуры вырезал и выдвигал вперед, так их было лучше видно с большого расстояния. Фото: sony-club. Оно стало возможным лишь благодаря упорной многолетней работе, бесконечным технологическим поискам. Во время перестройки и в современной России творчество Церетели широко известно и распространено уже по всему миру.
Монумент, созданный из фрагментов демонтированных американских и советских ракет "Першинг-2" и SS-20 говорил об эпохе разоружения. Также художник откликнулся на трагедию Башен Близнецов, произошедшую 9 сентября 2001 года. Он создал монумент "Слеза скорби" установленный в Нью-Джерси. Церетели — транслятор, он остро реагирует на события в мире, как на современные, так и на исторические. Фото: ktelegraf. Конечно, как и любой творец, Церетели не избежал критики, например, против московского памятника Петру I даже собирали подписи. Но разве Эйфелева башня сразу полюбилась парижанам, и стала одной из главных достопримечательностей Франции? Широко известен пример — Ги де Мопассан терпеть не мог Эйфелеву башню, но каждый раз обедал именно в ресторане Эйфелевой башни.
Писатель объяснял это тем, что в Париже нет другого места, откуда не было бы видно этого сооружения.
В 1967 году была организована уже персональная выставка Церетели в родном Тбилиси, что для мастера было символично. Тогда же его удостоили почетного звания «Заслуженный художник Грузии». В эти же годы не забывает Церители и о расширении географии своего творчества. Заказы на него сыплются один за одним. В Москве это Дом кино в период с 1967 по 1968 год. Одновременно с этими заказами, Зураб Церетели, занимая с 1970 года пост главного художника Министерства иностранных дел в СССР работает над оформлением зданий посольств в различных зарубежных странах. Для этого ему приходится много путешествовать, а также знакомиться с известными в мире искусства художниками и скульпторами.
В родной стране работы также не становится меньше, а особенности в преддверии Олимпиады, которая должна была пройти в Москве в 1980 году. В том же году Зураба Церетели удостоили звания «народный художник» Советского союза. Тогда же начался процесс их создания, который завершился представлением работы под названием «Счастье детям всего мира». Спустя время, в 1983 году автор представлял свой второй шедевр — «Дружба навеки», который был приурочен к двухсотлетию подписания Георгиевского трактата между Грузией и Россией. В этот же год открыта «Арка дружбы» в родной Грузии. Работа представляла собой панно из мозаики, которое сохранилось до сегодняшнего дня, и как прежде радует местных жителей и гостей страны проезжающих по Военного-Грузинской дороге у Крестового перевала. Монумент Дружба навеки Есть в биографии мэтра несколько работ посвященных известным деятелям искусства. Все многочисленные бюсты из бронзы были выполнены скульптором Зурабом Церетели.
Были в творческой жизни мастера и скандалы и один из них связан с памятником посвященным великому русскому императору Петру Первому. Общественность и жители столицы к появлению скульптуры отнеслись крайне отрицательно, заявив, что она ортит вид города.
Символический монумент «Трагедия Народов» в свое время вызвал немалый резонанс среди общественности, хотя искусствоведы положительно оценили изваяние, назвав его лучшей работой Зураба Церетели. Москвичи же, протестуя и пикетируя здания мэрии, были категорически против его водружения.
Они называли шествующих «зомби» «гробами» и требовали перенести этот «ужас» куда подальше. На этот раз власти города услышали глас народа - монумент был демонтирован и перенесен вглубь парка на Поклонной Горе. Местные жители провели акции протеста и подали даже иск против местной администрации, мотивируя, что открытие монумента не соответствует закону об отделении церкви от государства, согласно которому запрещено устанавливать религиозные сооружения в публичном месте и, что такой шаг властей противоречит свободе совести и свободе вероисповедания Памятник все же открыли, а мэр города Поль Анселен во время церемонии назвал Иоанна Павла II «историческим гигантом XX века», внесшим огромный вклад в падение «железного занавеса». К слову, площадь, на которой был установлен памятник понтифику, теперь носит имя Церетели.
Однако противники возведения монумента, обещали добиться демонтажа статуи через суд, а в случае неудачи избавиться от «гиганта XX века» собственными силами. И совсем недавно они все же добились переноса монумента. Скульптурное изваяние Папы Римского, выполненное в бронзе, общей высотой 7,5 метров высота фигуры 3,2 метра летом прошлого года демонтировано и перенесено на новое место в 30 метрах от прежней площадки. Казалось бы, непростая инженерная операция по перемещению скульптурной композиции, состоящей из арки с крестом и фигуры понтифика общей массой 13 тонн обошлась Ваннской епархии в сумму 100 тысяч евро.
Что ни говори, действительно дорогого стоят подарки Зураба Церетели. Этот памятник был возведен к 200-летию присоединения Грузии к России. Монумент, в народе прозванный «шашлыком», представляет собой композицию, составленную из русских и грузинских букв, образующих слова «Мир», «Труд», «Единство», «Братство». А вот после конфликта с Грузией в августе 2008-го отношение к монументу стало и вовсе неоднозначным.
Кстати, памятник этот был парным. Вторая часть «Узы дружбы» была установлена в Тбилиси, но в 1991 году памятник взорвали. Церетели изначально планировал установить его в Ялте. Однако власти, тогда еще украинского Крыма, не пожелали видеть на своей земле статую Сталина, пусть даже в компании президентов Америки и Англии.
Через десятилетие бронзовая композиция пришлась ко двору уже российским властям Ялты.