Жуань (имитация), просто аккуратно вкладывается в руку. От древних традиционных инструментов до современных новинок, музыкальные инструменты Китая представляют собой удивительное разнообразие.
Традиционные китайские музыкальные инструменты. Картины Ван Цундэ
Автор: rodaleksander в Струнные Метки: жуань , струнные Кунхоу — древняя цитра с 5 — 25 струнами. Это китайский старинный музыкальный инструмент. Согласно историческим записям, история кунхоу насчитывает более двух тысяч лет. В древности кунхоу широко использовался в различных народных представлениях. Кунхоу стал особенно популярен в эпоху правления династии Тан, поскольку часто использовался в качестве аккомпанимента при выступлениях придворных певцов и танцоров.
Флейты сяо обладают чистым звуком, подходящим для исполнения красивых, ласкающих слух мелодий. Они часто используются в сольном исполнении, в ансамбле и для аккомпанирования традиционной китайской опере. Со временем инструмент исчез из музыкального обихода. Его возрождение началось в 20 в. Пайсяо послужила прообразом для развития следующих поколений этого типа инструмента. Это важный инструмент в народной музыке северного Китая, особенно в провинциях Шаньдун и Хэнань. Суона часто используется на свадьбах и в похоронных процессиях. Арфа кунхоу часто встречается на фресках различных буддийских пещер эпохи Тан, что свидетельствует о широком распространении этого инструмента в тот период. Она исчезла во времена династии Мин, но в 20 в. О кунхоу было известно только по фрескам в буддийских пещерах, ритуальным похоронным статуэткам и гравюрам на камне и кирпичной кладке. Затем, в 1996 году, в гробнице в уезде Цемо Синьцзян-Уйгурский автономный район были обнаружены две целые лукообразные арфы кунхоу и некоторое количество их фрагментов. Однако современная версия этого инструмента больше напоминает не старинный кунхоу, а западную концертную арфу. Гуцинь и гучжэн схожи по форме, но их легко различить: в то время, как у гучжэна под каждой струной располагается подпорка, как и у японского кото, у гуциня подпорок нет. Звук гуциня очень тихий, диапазон - примерно 4 октавы. С древности гуцинь был излюбленным инструментом учёных и мыслителей, считался инструментом изысканным и утончённым и ассоциировался с Конфуцием. Его ещё называли "отцом китайской музыки" и "инструментом мудрецов".
Краткое описание музыкального инструмента «Жунь» Конструкция и устройство Жунь состоит из глухого барабана и рамы, на которой он установлен. Барабан имеет круглую форму и обычно выполнен из дерева или металла. Рама, сделанная из дерева или металла, обеспечивает устойчивость и поддержку для барабана. Основные элементы Пластины: Барабан покрыт одним или двумя пластинами, которые изготавливаются из материалов, таких как кожа или пластик. Эти пластины создают звук, когда на них ударяют палицами или руками. Переплёт: Переплёт, выполненный из кожи или шнура, крепит пластины к раме и обеспечивает натяжение и регулировку звука. Палицы: Для игры на жунь используются специальные палицы разной формы и материала. Их удары создают звуковые вибрации и ритмы. Звук и особенности Жунь создает глубокий и резонирующий звук, который может быть мощным и динамичным. Благодаря своей конструкции и материалам, используемым при изготовлении, он может производить разнообразные тональности и звуковые эффекты. Игра на жунь может быть очень выразительной и эмоциональной. Этот уникальный музыкальный инструмент имеет важное место в китайской культуре и традициях и продолжает быть популярным в современной музыке и искусстве Китая. Он служит не только для создания музыки, но и для передачи настроения и эмоций во время выступлений и представлений. Краткое описание музыкального инструмента жуань Этот инструмент включает в себя трубку из бамбука с отверстием внизу и двумя отверстиями вверху. Один конец трубки загнут, чтобы сформировать горлышко. На сгибе горлышка устанавливаются две металлические пластинки, известные как «язычки». Под действием воздушного потока, создаваемого музыкантом, язычки вибрируют и производят звук. Принцип извлечения звука у жуань Жуань относится к семейству духовых инструментов и работает по принципу аэрофона, то есть звук извлекается с помощью вибрации воздуха внутри инструмента. Музыкант, держа инструмент в горизонтальном положении и закрывая одно или оба отверстия вверху трубки, создает небольшое давление внутри жуань, задувая его. Воздушный поток, проходя через узкое горлышко, заставляет язычки вибрировать, производя тонкие звуки. В результате этих вибраций создается мелодия. Принцип извлечения звука у жуань основан на комбинации воздушного потока и вибрации металлических язычков — уникального и фасцинирующего способа генерации звуков. Жуань: краткое описание и особенности звучания Определение термина: Жуань Жуань — это традиционный китайский музыкальный инструмент, который представляет собой большой барабан с закрытыми кожей краями. Инструмент используется для создания ударных ритмических звуков в китайской музыке и народных традициях. Как звучит жуань? Звучание жуань можно описать как глубокое, полное и насыщенное. Его звук характеризуется громкостью, резонансом и хорошей декомпозицией. Когда играют на жуань, его звук заполняет пространство и создает энергичное и мощное впечатление. Жуань способен производить различные тоны, которые могут варьироваться от низких и глубоких до высоких и пронзительных. Зависит от того, как и где по поверхности инструмента ударяют. Кожаная оболочка на краях жуань придает звучанию инструмента особую яркость и теплоту. Вместе с тем, она позволяет контролировать затухание звука, создавая возможность для различных нюансов исполнения. Особенности звучания жуань Жуань является неотъемлемой частью китайской музыки и традиционных церемоний. Его звучание проникает в глубину души слушателей, создавая впечатление мощи, силы и аутентичности. Звук жуань уникален и неповторим. Этот музыкальный инструмент способен передать эмоции и настроение исполнителя, всегда оставляя след в сердцах слушателей. Жуань может использоваться как сольный инструмент, так и в качестве сопровождения других музыкальных инструментов.
И в этой истории есть доля правды: Лю Сицзюнь действительно существовала и действительно вышла замуж за предводителя кочевников-усуни; более того, принцесса из династии Хань вполне могла вспоминать о родине, играя на пипе, ведь именно во время правления Хань инструмент впервые появился в Южном Китае. Исследователи до сих пор не знают точно, как предок лютни оказался там: возможно, пипа или ее прообраз попали в Китай из Месопотамии по Шелковому пути, возможно - из соседних Индии и Гандхары сегодня -северо-запад Пакистана и северо-восток Афганистана , так как в древней Кушанской империи, охватывавшей эти территории, скульптуры грушевидных лютен встречались уже в I в. Дополнительную путаницу вносит то, что до появления «современной» пипы такое название носили сразу несколько щипковых струнных. Видимо, так произошло потому, что два иероглифа, составляющие слово «пипа» - движение вниз и движение вверх, - отражали саму технику игры на подобных инструментах. Жуань, старшая сестра всех китайских лютен, за грифом которой более 2000 лет истории, сначала тоже называлась не своим именем, да еще и с приставкой Цинь. По одной из легенд, во время царствования именно этой династии строители Великой Китайской стены смастерили Цинь пипу, чтобы разнообразить редкий досуг музыкой. В III веке звуки этой китайской лютни нашли нового слушателя под скалой Байцзяянь. Там собирались семь мудрецов бамбуковой рощи, чтобы пить вино, говорить о высоком и, конечно, музицировать. Среди них был Жуань Сянь - удалой поэт и виртуозный игрок на Цинь пипе.
Китайский струнный инструмент из драконьего дерева. Музыкальные инструменты китая
Жуань музыкальный инструмент сообщение | Образовательные документы для учителей, воспитателей, учеников и родителей. Честно говоря, в этом инструменте меня привлекло не столько звучание, сколько его внешний облик. Img214760607 (500x571, 59Kb) Жуань – щипковый музыкальный инструмент. Жуань музыкальный инструмент сообщение | Образовательные документы для учителей, воспитателей, учеников и родителей. Текст научной работы на тему «МУЗЫКАЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТ ДАНБАУ У КИТАЙСКОЙ НАРОДНОСТИ ЦЗИН: ОСПАРИВАЕМОЕ ТРАНСГРАНИЧНОЕ НАСЛЕДИЕ И ИЗОБРЕТЕНИЕ ТРАДИЦИИ». Текст научной работы на тему «МУЗЫКАЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТ ДАНБАУ У КИТАЙСКОЙ НАРОДНОСТИ ЦЗИН: ОСПАРИВАЕМОЕ ТРАНСГРАНИЧНОЕ НАСЛЕДИЕ И ИЗОБРЕТЕНИЕ ТРАДИЦИИ».
Балалайка, эрху, домра и жуань
Современный жуань бывает трёх размеров: большой дажуань кит. На практике чаще используются больший и средний [3]. Во время игры жуань держится вертикально на левом бедре, струнами вперёд; струны щипают ногтями или медиатором из панциря черепахи [5].
Как звучит жуань? Звучание жуань можно описать как глубокое, полное и насыщенное. Его звук характеризуется громкостью, резонансом и хорошей декомпозицией. Когда играют на жуань, его звук заполняет пространство и создает энергичное и мощное впечатление. Жуань способен производить различные тоны, которые могут варьироваться от низких и глубоких до высоких и пронзительных. Зависит от того, как и где по поверхности инструмента ударяют.
Кожаная оболочка на краях жуань придает звучанию инструмента особую яркость и теплоту. Вместе с тем, она позволяет контролировать затухание звука, создавая возможность для различных нюансов исполнения. Особенности звучания жуань Жуань является неотъемлемой частью китайской музыки и традиционных церемоний. Его звучание проникает в глубину души слушателей, создавая впечатление мощи, силы и аутентичности. Звук жуань уникален и неповторим. Этот музыкальный инструмент способен передать эмоции и настроение исполнителя, всегда оставляя след в сердцах слушателей. Жуань может использоваться как сольный инструмент, так и в качестве сопровождения других музыкальных инструментов. Благодаря своим уникальным характеристикам и звучанию, он добавляет особое очарование и аутентичность к китайской музыке.
Музыкальный инструмент жуань является важной частью китайской культуры и музыкального наследия. Его звук вдохновляет и переносит слушателей в иные времена и пространства, соединяя современность с историей. Музыкальный инструмент жуань: краткое описание Название «жуань» происходит от двух слов: «жу» — означает «дудка» или «дудка с отверстиями», а «ань» — это «дудочка» или «флейта». Благодаря своей истории, жуань стал неотъемлемой частью китайской культуры и традиций, имеющей глубокий символический и эмоциональный смысл. Существующие разновидности жуань и их особенности Существует несколько разновидностей жуань, отличающихся материалом, из которого они изготовлены, а также их формой. Наиболее распространены следующие виды: Тип жуань Описание Бамбуковая жуань Изготовлена из специально подготовленного бамбука. Обладает ярким, чистым звуком и обычно используется для сопровождения народных песен и танцевальной музыки. Каменная жуань Изготовлена из различных видов камня, таких как доломит, сланец или гранит.
Каменная жуань создает глубокий, меланхоличный звук и использовалась в древности в религиозных обрядах и погребальной музыке. Деревянная жуань Изготовлена из высококачественной древесины, например, сандалового дерева. Обладает теплым и мягким звучанием, используется как сольный инструмент для исполнения мелодий и импровизаций. Каждый тип жуань имеет свои уникальные звуковые характеристики и используется в разных музыкальных жанрах и ситуациях. Выбор конкретного вида жуань зависит от музыканта и его предпочтений, а также от желаемого эмоционального и музыкального эффекта. Таким образом, существует несколько разновидностей музыкального инструмента жуань, отличающихся материалом и формой, а также обладающих разными звуковыми характеристиками. Каждый тип жуань играет важную роль в китайской музыке, дополняя ее мелодии и создавая особую атмосферу выразительности и глубины. Похожие на жуань музыкальные инструменты?
Гучжен Гучжен — это еще один китайский инструмент, который может быть похож на жуань. У него также есть многострунная конструкция и использование пальцев для игры. Однако, гучжен имеет более широкий диапазон звучания и более сложную форму. Кора Кора — это традиционный африканский инструмент, который может быть схож с жуань в терминах звучания и техники игры. У обоих инструментов есть мембрана, которая создает звук, и игрок использует пальцы для производства музыки. Однако, кора имеет немного другую форму и конструкцию. Тамбура Тамбура — это индийский струнный инструмент, который имеет некоторые сходства с жуань по внешнему виду и способу игры.
В китайских СМИ можно прочитать, что на музыку китайского данбау, в целом, оказали влияние традиции народностей хань и чжуан11. Лэй Ин известна как мультиинструменталистка, она широко гастролирует в Китае и за рубежом, её сценический образ, как правило, предполагает европейское вечернее платье, а не этнический наряд, что способствует восприятию данбау не как элемента культуры народности цзин, а как одной из составляющих китайской культуры, амбассадором которой она выступает. Самый заметный вклад в популяризацию данбау и репрезентацию исполнительской культуры цзин в современном Китае вносит господин То Суан Фат кит. Су Чуньфа род. Как указано в статье, опубликованной в газете «Гуанси жибао», под его руководством искусство игры на дусяньцине стало визитной карточкой города Дунсин12. Жуань Шихэ. В 1993 г. Начиная с 1994 г. То Суан Фат начал бесплатно обучать всех желающих игре на дусяньцине и уже обучил более 300 человек13. В 2008 г. То Суан Фат получил официальный статус репрезентативного наследника традиции в рамках регионального проекта «Искусство игры на музыкальном инструменте дусяньцин народности цзин»14. Благодаря его усилиям культура игры на монохорде у народности цзин переживает взлёт: многие ученики То Суан Фата продолжают обучение в школах искусств, а созданный при его непосредственном участии праздник Хацзе в деревне Ванвэй, в сценарии кото- рого важная роль отводится данбау, стал важным элементом культурной жизни Гуанси-Чжуанского автономного региона. Господин То Суан Фат, хранитель традиции игры на данбау. Во время праздника Хацзе совершают обряды поклонения предкам и почитаемым духам, а также исполняют народные песни и танцы15. Хацзе отмечается в разные даты в каждой из трёх деревень, но наиболее известен праздник деревни Ванвэй, где важным элементом празднества является исполнение музыки данбау в честь Духа моря. В этой части праздника принимают участие более сотни девушек народности цзин, которые наряжаются в традиционное вьетнамское платье аозай и выстраиваются в линию вдоль побережья неподалеку от об- щинного дома Ха см. Эта традиция, без сомнения, появилась в новейшее время. Более сотни девушек играют на данбау. Справа - шестиметровый данбау. В 2001 г. Министерство образования Китая выпустило Стандарты музыкального образования, которые в том числе предполагают, что в дополнение к государственной обязательной школьной программе школьная программа в регионах должна отражать местные культурные традиции. В Гуанси-Чжуанском автономном регионе обучение игре на данбау включено в программу в соответствии с этим стандартом17. В 2011 г. Как пишет Э. Хобсбаум, изобретение традиций происходит тогда, когда быстрые изменения в обществе приводят к исчезновению или потере актуальности «старых» традиций19. Праздник Хацзе как раз является такой изобретенной традицией, которая, выражаясь в терминах Хобсбаума, устанавливает и символизирует связь в общине. Форма праздника дает место репрезентации и собирает воедино одновременно несколько важных аспектов культуры цзин: почитание Духа моря, игру на данбау, национальное платье аозай и конические шляпы нон, а также другие значимые элементы культуры. Тем не менее, массовая игра на данбау имеет очень косвенное отношение к аутентичному использованию этого народного инструмента. Исторически данбау использовался в качестве аккомпанирующего инструмента исполнителями жанра хатсам - пения бродячих, зачастую незрячих исполнителей за милостыню на площадях и рынках старого Вьетнама20. Артист жанра хатсам мог выступать сольно, аккомпанируя себе на данбау, нередко артисты выступали по двое, в таком случае один аккомпанировал на данбау, а второй - на двуструн-ной скрипке данни. Информации о том, чтобы в представлении участвовали одновременно два или более музыкантов с данбау, нам не встречалось, на многочисленных старинных открытках, изображающих труппы хатсам, никогда не встречается более одного данбау. До того, как данбау во второй половине XX в. Кроме того, подобная массовость, одновременное участие большого количества музыкантов, играющих на одном инструменте, в целом не свойственна вьетнамской культуре. Музыкальные ансамбли - будь то ансамбль традиционных театров тео или туонг или ансамбль дворцовой музыки - не предполагали участия более двух музыкантов, играющего на хордофонах одного вида например, ансамбль придворной музыки хюйенняк включал 26 инструментов, в том числе две цитры, а ансамбль дайняк - 42 инструмента, в основном, разные виды барабанов и других ударных. Хюйенняк и дайняк являются самыми крупными из придворных ансамблей 21. Отдельного упоминания заслуживает шестиметровый данбау, который так же является важным элементом празднества.
Это важный инструмент в народной музыке северного Китая, особенно в провинциях Шаньдун и Хэнань. Суона часто используется на свадьбах и в похоронных процессиях. Арфа кунхоу часто встречается на фресках различных буддийских пещер эпохи Тан, что свидетельствует о широком распространении этого инструмента в тот период. Она исчезла во времена династии Мин, но в 20 в. О кунхоу было известно только по фрескам в буддийских пещерах, ритуальным похоронным статуэткам и гравюрам на камне и кирпичной кладке. Затем, в 1996 году, в гробнице в уезде Цемо Синьцзян-Уйгурский автономный район были обнаружены две целые лукообразные арфы кунхоу и некоторое количество их фрагментов. Однако современная версия этого инструмента больше напоминает не старинный кунхоу, а западную концертную арфу. Гуцинь и гучжэн схожи по форме, но их легко различить: в то время, как у гучжэна под каждой струной располагается подпорка, как и у японского кото, у гуциня подпорок нет, а струн примерно в 3 раза меньше. Звук гуциня очень тихий, диапазон - примерно 4 октавы. С древности гуцинь был излюбленным инструментом учёных и мыслителей, считался инструментом изысканным и утончённым и ассоциировался с Конфуцием. Его ещё называли "отцом китайской музыки" и "инструментом мудрецов". Раньше инструмент назывался просто "цинь", но к 20му в. Иногда также можно встретить название "цисяцинь", то есть "семиструнный музыкальный инструмент".
Как и кем была придумана первая гитара. История инструмента
На протяжении долгого времени он был незаслуженно предан забвению. Современные же модификации жуаня вдохнули в инструмент новую жизнь, подарив ему более широкий диапазон звучания и богатую выразительность. Существуют большие, средние и малые жуани, а также жуани сопрано, которые могут быть вместе задействованы в ансамбле.
Описание Корпус жуаня имеет круглую форму, передняя и задняя стенки выпуклые [3]. К длинному грифу крепятся четыре колка, на шейке и верхней части деки размещается 24 хроматических лада [6] [7].
Современный жуань бывает трёх размеров: большой дажуань кит. На практике чаще используются больший и средний [3].
От правильной циркуляции ци зависит телесное и духовное здоровье человека. Именно для перенаправления ци в случае её неправильного движения служит традиционное китайское иглоукалывание. Ци музыканта воздействует на ци окружающего мира при помощи резонанса. Любая практика в рамках любой системы самосовершенствования, будь то кунфу или музыка, одинаково сильно воздействует и на физическое, и на психоэмоциональное в человеке.
В каждой из них на первом месте стоит работа с дыханием, которое представляет собой одно из воплощений ци в организме человека. Игра на сяо и дицзы в таком контексте также является психофизиологической практикой, направленной на оздоровление и самосовершенствование. Здесь нельзя не вспомнить японскую традицию медитации при помощи игры на флейте сякухати — суйдзэн, в противоположность традиционной медитации сидя — дзадзэн. На самосовершенствовании при помощи сякухати в Японии специализировалась буддийская школа Фукэ и её монахи-комусо. Комусо Есть мнение, что дицзы — это инструмент, обладающий сильно выраженным началом ян, а сяо — инь. Хотя некоторая поверхностность в таком разделении присутствует, тем не менее оно действительно имеет место быть.
Плавная, мелодичная, негромкая — «иньская» — сяо составляет пару гуциню, который, как было сказано выше, считается мощным вместилищем энергии ян. Вместе они дополняют и уравновешивают друг друга. Дицзы же обладает громким и резким голосом и прекрасно подходит для исполнения быстрых, энергичных, наполненных большим количеством украшений пьес. Она буквально излучает ян. В легендах Хань Сян выступает как маг и чародей, а все основные сказания о нём посвящены показу превосходства даосов над конфуцианцами. Хань Сян считается покровителем музыкантов: говорят, что от звуков его флейты всё вокруг расцветает.
Музыка для сяо — это, как правило, медленные и лиричные композиции, отражающие чувства человека или рисующие прекрасные картины природы. В поэзии и классической литературе сяо обычно символизирует скрытую грусть и одиночество сердца. С древних времён существует выражение, отражающее чудесную природу голоса флейты сяо: «Звуки сяо привлекают фениксов». Классическая сяо — это тонкая и длинная флейта, длиной примерно от 70 см до 1 м 25 см. Обладает сравнительно тихим звуком и мягким, приглушённым тембром. Такие сяо изготавливают из т.
Сяо из тёмного бамбука и южные сяо из жёлтого бамбука Южная сяо короче — около 60 см в длину — и шире по диаметру. Изготавливается она из прикорневой части жёлтого бамбука, как и более известная у нас японская флейта сякухати. Встречается ещё одно название южной сяо — чиба. Чиба появилась в Китае в эпоху Тан, став прообразом современной наньсяо, и тогда же вместе с буддизмом через Корею попала в Японию, где эволюционировала в сякухати. Некоторые исследователи объясняют это тем, что в Японии функции гуциня как сакрального и медитативного инструмента приняла на себя сякухати, ставшая инструментом буддийской школы Фукэ и её монахов-комусо. Сякухати Звук классической сяо негромкий, мягкий; воздуха требуется немного; играть на ней относительно легче но всё равно гораздо сложнее, чем на дицзы.
Южная сяо громче звучит, обладает глубоким тембром и требует большего расхода воздуха. Гуцинь — тихий инструмент, поэтому, чтобы не заглушать его звучание, для игры дуэтом используется, как правило, специальный тихий вариант сяо — циньсяо в ключе фа. Циньсяо длиннее, уже в диаметре и изготавливается из тонкостенного бамбука, что и обеспечивает её негромкий звук. В культуре сяо связана с небесными птицами — фениксами — и, следовательно, с бессмертием. По легенде, в руках умелого музыканта на звуки сяо прилетают фениксы и могут вознести его на Небеса, сделав бессмертным. Это сакральное животное, переносящее по земле даосских бессмертных и магов.
Белый олень являлся формой материализации их духа, символом стремления «странствовать в беспредельности». Выражение «пестовать Белого оленя» означит пестовать свой дух, чтобы стать вровень с бессмертными небожителями. По легенде, олень — единственное животное, способное отыскивать «гриб бессмертия», линчжи. Как говорилось выше, китайские источники объясняют связь фениксов с музыкой тем, что именно ноты, пропетые самцом и самкой феникса, — 6 иньских и 6 янских — легли в основу музыкальной системы Китая — 12 люй. На сяо играют соло, в составе народных оркестров южнокитайская традиция «Цзяннань сычжу» [28] , а также дуэтом с гуцинем. Гуцинь обладает очень тихим звучанием, и мелодичная и негромкая сяо — единственный инструмент, способный не заглушать его звуки.
Гуцинь не зря идёт здесь первым: именно он задаёт тон в этом ансамбле.
Круглые лютни Вьетнама и Камбоджи происходят от жуаня. Описание Корпус жуаня имеет круглую форму, передняя и задняя стенки выпуклые. К длинному грифу крепятся четыре колка, на шейке и верхней части деки размещается 24 хроматических лада. Современный жуань бывает трёх размеров: большой дажуань кит.
На практике чаще используются больший и средний. Во время игры жуань держится вертикально на левом бедре, струнами вперёд; струны щипают ногтями или медиатором из панциря черепахи. Этот китайский музыкальный инструмент был назван в честь музыканта, который на нем играл. Во времена династии Хань 206 до н. Это единственный случай, когда инструмент получил название человека, который на нем играл.
Его мелодичное и мягкое звучание напоминает голос человека. В древности жуань использовался в основном для игры в ансамбле и для аккомпанемента. Сегодня же у этого инструмента появились новые функции и теперь на жуане всё чаще играют сольно. На протяжении долгого времени он был незаслуженно предан забвению.
Балалайка, эрху, домра и жуань
Жуань (музыкальный инструмент). Губной орган Шэн (笙) является одним из древнейших музыкальных инструментов Китая и родоначальником множества язычково-духовых инструментов мира. Справа от Жуань Мэй заметна красная нить — символ в восточных культурах, часто называемый "нитью судьбы". красная нить часто ассоциируется с предопределением и судьбой. Жуань (кит. 阮, пиньинь: ruǎn) — традиционный китайский струнный щипковый музыкальный инструмент, использующийся в оркестрах народной музыки и китайского театра; происходит от пипы.
Музыкальные инструменты Китая: Жуань
История возникновения язычковых инструментов Слайд 2 Шэн — первый язычковый инструмент Первому язычковому музыкальному инструменту предположительно около 2 тысяч лет. От древних традиционных инструментов до современных новинок, музыкальные инструменты Китая представляют собой удивительное разнообразие. Современные же модификации жуаня вдохнули в инструмент новую жизнь, подарив ему более широкий диапазон звучания и богатую выразительность. #минутка_истории. Современные же модификации жуаня вдохнули в инструмент новую жизнь, подарив ему более широкий диапазон звучания и богатую выразительность. #минутка_истории.
Пайсяо картинки
Хотя монохорды достаточно широко представлены в музыкальной культуре разных народов, данбау не имеет аналогов в мире благодаря уникальной конструктивной особенности - рычагу для изменения натяжения струны. Современный данбау, оснащенный звукоусилителем, является солирующим инструментом, на котором можно исполнять как традиционную вьетнамскую, так и любую другую музыку. Он является одним из символов вьетнамской этнической культуры. Наличие автохтонного вьетнамского монохорда в ансамблях вьетнамских традиционных инструментов выделяет их из ряда ансамблей других стран Азии. В Китае данбау китайское название дусяньцинь распространен среди цзин - этнических вьетов, которые проживают в Китае на приграничных с Вьетнамом территориях с начала XVI в. Цзин в Китае, в основном, локально проживают в трёх деревнях, расположенных в Гуанси-Чжуанском автономном регионе - Ванвэй, Шаньсинь и Утоу, исторически расположенных на островных территориях. В 1970-х в результате строительства дамб и намывных территорий «три острова цзин» превратились в полуостров1. Исполнение музыки на данбау является важным элементом культуры цзин, который пользуется в Китае поддержкой на официаль- ном уровне. Придание данбау статуса нематериального культурного наследия в КНР и репрезентация этого музыкального инструмента в качестве элемента многонациональной культуры Китая вызывают напряжение во Вьетнаме. Беспокойство, вызванное тем, что Китай может «присвоить» вьетнамское культурное наследие, побудило вьетнамскую сторону ускорить процесс подачи досье в ЮНЕСКО с просьбой включить данбау в Список шедевров нематериального культурного наследия человечества.
Ситуация вокруг монохорда данбау является интересным, но не единственным случаем конфликта вокруг трансграничного наследия. Автор данной статьи ставит перед собой задачу рассмотреть эту ситуацию в трёх измерениях. Во-первых, интересна политика ЮНЕСКО в отношении трансграничного культурного наследия, а также восприятие как широкой общественностью, так и официальными лицами программы ЮНЕСКО по сохранению нематериального культурного наследия в качестве своеобразного института, утверждающего право какой-либо нации на обладание тем или иным наследием. Во-вторых, интересен дискурс, в рамках которого национальное наследие обсуждается и позиционируется в Китае. В 2003 г. В соответствии с Законом о нематериальном культурном наследии в КНР, «охрана нематериального культурного наследия способствует укреплению китайской национальной культурной идентичности, сохранению национальной самобытности и национального единства, а также охране социальной гармонии и устойчивого развития»2. Обширная тема проблем наследия в КНР достаточно широко освещается исследователями, в частности, в 2018 г. Однако народность цзин и проблемы, связанные со спорным трансграничным наследием у цзин, в этой работе не затронуты. В-третьих, практики, связанные с инструментом данбау, которые можно наблюдать среди народности цзин, являются, как мы подробно рассмотрим ниже, новой традицией.
Интерес для нас представляет то, как именно в современном Китае конструируются традиции, связанные с данбау, призванные, с одной стороны, выделить культуру цзин из ряда малых народностей Китая, а с другой - подчеркнуть её самобытность в сравнении с культурой Вьетнама. Вопросы, связанные с новыми традициями, мы будем рассматривать в соответствии с работой Э. Хобсбаума «Изобретение традиций»4. Монохорд данбау в Китае: история появления и известные музыканты Как пишет исследовательница культуры цзин Нгуен Тхи Фыонг Тям, традиционное исполнительское искусство у цзин, проживающих на трёх островах, наиболее ярко представлено в двух формах: народное пение и игра на данбау. В последнее время всё больше представителей народности цзин, включая детей и молодых людей, обучаются играть на данбау, этот музыкальный инструмент экспонируется в общинных и частных домах5. Тем не менее, проследить историю появления монохорда в Китае не представляется возможным. Нгуен Тхи Фыонг Тям отмечает, что её информанты-представители народности цзин в интервью говорят о любви к пению и о развитой народной песенной традиции. Все пожилые информанты сообщали, что раньше подростки с 13-14 лет уже умели петь и владели весьма широким репертуаром6. Однако сведений об истории появления данбау и о игре на данбау в недавнем и более отдаленном прошлом в материалах Нгуен Тхи Фыонг Тям, к сожалению, нет.
Можно с уверенностью сказать, что популяризация данбау в Китае связана с музыкантом То Тхиен Хюи кит. Су Шанхуэй , который первым вынес этот инструмент на большую сцену в конце 1950-х гг. Китайские СМИ называют его «мастером в шестом поколении»8, однако подробной биографии То Тхиен Хюи нам найти не удалось. В современном Китае данбау позиционируется как элемент культуры Гуанси-Чжуанского автономного региона, однако не слишком строго ассоциированный именно с народностью цзин. Чрезвычайно известен в качестве музыканта-исполнителя на данбау Хэ Шао, уроженец городского округа Фанчэнган, который был учеником То Тхиен Хюи в 1960-х гг. Хэ Шао стал первым в истории Китая исполнителем на данбау, не являвшимся членом диаспоры цзин9. Он, как отмечают китайские СМИ, внёс значительный вклад в исполнительское искусство, усовершенствовал технику игры на монохорде, сочинил ряд собственных мелодий на основе народных песен цзин. Хэ Шао удостоился награды Министерства культуры, его произведения получили многочисленные призы на всевозможных конкурсах и фестивалях, а его теоретические работы используются как учебные пособия теми, кто обучается игре на данбау10.
Хобсбаум, изобретение традиций происходит тогда, когда быстрые изменения в обществе приводят к исчезновению или потере актуальности «старых» традиций19. Праздник Хацзе как раз является такой изобретенной традицией, которая, выражаясь в терминах Хобсбаума, устанавливает и символизирует связь в общине. Форма праздника дает место репрезентации и собирает воедино одновременно несколько важных аспектов культуры цзин: почитание Духа моря, игру на данбау, национальное платье аозай и конические шляпы нон, а также другие значимые элементы культуры. Тем не менее, массовая игра на данбау имеет очень косвенное отношение к аутентичному использованию этого народного инструмента. Исторически данбау использовался в качестве аккомпанирующего инструмента исполнителями жанра хатсам - пения бродячих, зачастую незрячих исполнителей за милостыню на площадях и рынках старого Вьетнама20. Артист жанра хатсам мог выступать сольно, аккомпанируя себе на данбау, нередко артисты выступали по двое, в таком случае один аккомпанировал на данбау, а второй - на двуструн-ной скрипке данни. Информации о том, чтобы в представлении участвовали одновременно два или более музыкантов с данбау, нам не встречалось, на многочисленных старинных открытках, изображающих труппы хатсам, никогда не встречается более одного данбау. До того, как данбау во второй половине XX в. Кроме того, подобная массовость, одновременное участие большого количества музыкантов, играющих на одном инструменте, в целом не свойственна вьетнамской культуре. Музыкальные ансамбли - будь то ансамбль традиционных театров тео или туонг или ансамбль дворцовой музыки - не предполагали участия более двух музыкантов, играющего на хордофонах одного вида например, ансамбль придворной музыки хюйенняк включал 26 инструментов, в том числе две цитры, а ансамбль дайняк - 42 инструмента, в основном, разные виды барабанов и других ударных. Хюйенняк и дайняк являются самыми крупными из придворных ансамблей 21. Отдельного упоминания заслуживает шестиметровый данбау, который так же является важным элементом празднества. Этот инструмент является единственным в своём роде самым большим инструментом, однако связь этого инструмента-гиганта с аутентичной традицией игры на данбау, опять же, весьма косвенная. Полагаем, что популяризацию игры на данбау, включающую репрезентацию данбау на празднике Хацзе, можно назвать этнокультурным проектом. Этот проект конструирует образ культуры народности цзин, используя данбау в качестве своебразного этнического маркера, который, с одной стороны, делает культуру цзин заметной среди культур других народностей Гуанси-Чжуанского автономного региона и КНР в целом, а с другой стороны, посредством изобретенных традиций показывает отличность культуры цзин от вьетнамской. Одной из важных целей этого проекта, на наш взгляд, является повышение привлекательности «Трёх островов» как туристического направления. Как отмечает исследовательница Нгуен Тхи Фыонг Тям, праздник деревни Ванвэй является важным событием в культурной жизни Гуанси-Чжуанского автономного региона, в котором в течение 2010-2012 гг. Как указывает Тами Блюменфельд, рассматривая случай провинции Юньнань, официальные лица КНР на всех уровнях поддерживают и инвестируют в провозглашение и поддержку объектов нематериального наследия в регионах Китая, где этническая культура является одним из ключевых экономических ресурсов. Полагаем, что это замечание справедливо и для Гуанси-Чжуанского автономного регио- 23 на. Сто девушек, одновременно играющих на данбау, а также самый большой в мире данбау длиной 6 метров создают не просто репрезентацию традиционной культуры, но репрезентацию традиционной культуры в формате рекорда. Это безусловно делает игру на данбау видимым феноменом и позволяет утверждать, что в среде цзин есть уникальные традиции, связанные с данбау, нехарактерные для жителей Вьетнама. Однако для нас удивительно, что авторы этого этнокультурного проекта считают подходящей такую репрезентацию, которая не поддерживает аутентичный образ тихого и деликатного солирующего инструмента, а напротив, делает его максимально грандиозным и массовым. Репрезентация традиционной культуры в виде массового действа была лейтмотивом Церемонии открытия Олимпийских игр в Пекине в 2008 г. Полагаем, что архитектура праздника деревни Ванвэй была вдохновлена как раз этим культурным событием. Данбау как объект спора и политика ЮНЕСКО в отношении оспариваемого культурного наследия Присвоение данбау статуса нематериального культурного наследия в Китае вызывает настороженность исследователей и музыкантов во Вьетнаме. В октябре 2016 г. Ранее один из наиболее авторитетных вьетнамских музыковедов Чан Куанг Хай заявил, что Вьетнаму нужно как можно скорее предпринять соответствующие шаги к тому, чтобы «установить право собственности» на данбау, чтобы избежать «присвоения» вьетнамского культурного наследия Китаем25. В 2019 г. Вьетнам подал досье для включения данбау в Список мирового нематериального культурного наследия. Результаты рассмотрения этого досье пока неизвестны. Ситуация вокруг данбау является не первым случаем возникновения спорной ситуации вокруг включения в Список шедевров нематериального культурного наследия человечества ЮНЕСКО. Согласно тексту Конвенции об охране нематериального культурного наследия, принятой в 2003 г. Для многих стран Восточной и Юго-Восточной Азии включение того или иного культурного достояния в список нематериального культурного наследия ЮНЕСКО означает своеобразное установление права собственности на это культурное достояние. Однако многие культурные практики распространены в нескольких странах одновременно в силу их исторической, географической и культурной общности, что неизбежно вызывает спорные ситуации и конфликты. Например, несколько резонансных конфликтов, связанных с правом обладания культурным наследием, произошли между Индонезией и Малайзией. В Список шедевров нематериального культурного наследия ЮНЕСКО в качестве наследия Индонезии были включены четыре спорных объекта - театр ваянг кулит, технология росписи по ткани батик, музыкальный инструмент ангклунг и кинжал крис.
Корпус круглой формы с выпуклой передней и тыльной стенкой. Звук извлекается с помощью плектра. В зависимости от размеров жуань бывает трех видов: большой, средний и малый жуань.
В программе ансамбля собрано множество китайских и иностранных классических и современных произведений. Ансамбль сохраняет классическое звучание китайских народных инструментов, но в то же время обрабатывает музыку, делая ее более современной и насыщенной. Камерный оркестр исполнителей на жуане был удостоен награды Вэньхуа, награды конкурса народной музыки Китайского центрального телевидения и других китайских и международных конкурсов. За разнообразное высокохудожественное исполнение оркестр заслужил широкое общественное и профессиональное признание. Вечер закончится праздничным фуршетом.
Сообщение про инструмент орган шен китай
Это единственный случай, когда инструмент получил название человека, который на нем играл. Его мелодичное и мягкое звучание напоминает голос человека. В древности жуань использовался в основном для игры в ансамбле и для аккомпанемента.
Скрипка эрху часто выступает в качестве ведущего инструмента в оркестре традиционных китайских национальных инструментов и при исполнении струнно-духовой музыки. Слово "эрху" состоит из иероглифов "два" и "варвар", поскольку этот двухструнный инструмент попал в Китай примерно 1000 лет назад благодаря северным кочевым народностям. Современные эрху изготавливаются из ценных пород дерева, резонатор обтягивается кожей питона. Смычок делается из бамбука, на который натягивается тетива из конского волоса. Тетиву смычка во время игры музыкант натягивает пальцами правой руки, а сам смычок закреплен между двумя струнами, составляя с эрху единое целое. Один из самых распространённых и известных китайских музыкальных инструментов.
В Китае играют на пипа уже более 1500 лет: предок пипа, родиной которого является район Междуречья Тигра и Евфрата район «плодородного полумесяца» на Ближнем Востоке, попал в Китай по древнему Шелковому пути в 4-м в. Традиционно пипа использовалась в основном для игры соло, реже - в ансамблях народной музыки, как правило, на юго-востоке Китая, или при аккомпанементе сказителям. Название "пипа" связано со способом игры на инструменте: "пи" означает движение пальцев вниз по струнам, а "па" - обратное движение вверх. Звук извлекается плектром, но иногда и ногтем, которому придаётся специальная форма. Этот очень древний инструмент, по-видимому, происходит от флейты родственной тибетцам народности цян кяны из юго-западного Китая. Представление об этой флейте дают керамические погребальные статуэтки, относящиеся к эпохе династии Хань 202 г. Флейты сяо обладают чистым звуком, подходящим для исполнения красивых, ласкающих слух мелодий.
На практике чаще используются больший и средний [3]. Во время игры жуань держится вертикально на левом бедре, струнами вперёд; струны щипают ногтями или медиатором из панциря черепахи [5].
Они часто используются в сольном исполнении, в ансамбле и для аккомпанирования традиционной китайской опере. Со временем инструмент исчез из музыкального обихода. Его возрождение началось в 20 в. Пайсяо послужила прообразом для развития следующих поколений этого типа инструмента. Это важный инструмент в народной музыке северного Китая, особенно в провинциях Шаньдун и Хэнань.
Суона часто используется на свадьбах и в похоронных процессиях. Арфа кунхоу часто встречается на фресках различных буддийских пещер эпохи Тан, что свидетельствует о широком распространении этого инструмента в тот период. Она исчезла во времена династии Мин, но в 20 в. О кунхоу было известно только по фрескам в буддийских пещерах, ритуальным похоронным статуэткам и гравюрам на камне и кирпичной кладке. Затем, в 1996 году, в гробнице в уезде Цемо Синьцзян-Уйгурский автономный район были обнаружены две целые лукообразные арфы кунхоу и некоторое количество их фрагментов. Однако современная версия этого инструмента больше напоминает не старинный кунхоу, а западную концертную арфу.
Гуцинь и гучжэн схожи по форме, но их легко различить: в то время, как у гучжэна под каждой струной располагается подпорка, как и у японского кото, у гуциня подпорок нет, а струн примерно в 3 раза меньше. Звук гуциня очень тихий, диапазон - примерно 4 октавы.