Похожие новости. А закон о навозе действительно существует в России, при этом действует он уже достаточно давно. С 3 мая 2024 года вступает в силу закон, ужесточающий контроль за хранением, транспортировкой, обработкой, переработкой и реализацией навоза и помета. В случае, если животновод решил, что навоз и помет – это побочные продукты животноводства, он в соответствии с законом уведомляет Россельхознадзор о принятом решении.
10 правил: как не нарушить закон об обращении с навозом
В Совфеде планируют разработать законопроект о навозе, сообщил глава комитета Совфеда по бюджету и финрынкам. В Совфеде планируют разработать законопроект о навозе, сообщил глава комитета Совфеда по бюджету и финрынкам. По наводке Константина Гультяева обратил внимание на внесенный перед самым Новым годом в парламент законопроект, регулирующий правоотношения по поводу экскрементов домашних животных, сиречь проект разработан и внесен сенаторами (!).
Навоз и птичий помет разрешили использовать в качестве удобрений
Президент России Владимир Путин утвердил закон, который вводит штрафы в размере до 600 тысяч рублей за неправильное обращение с побочными продуктами животноводства, в том числе навозом, в том случае, если это привело к возникновению эпидемии. После вступления закона в силу навоз будет относиться к побочным продуктам животноводства, которые призваны повышать плодородие земель. Как отмечает РИА Новости. "Закон был устроен так, что, например, использование перепревшего навоза V класса опасности от вашей коровы, как удобрения для поля, подпадает под понятие утилизации, поэтому обязательно требует лицензирования. А закон о навозе действительно существует в России, при этом действует он уже достаточно давно. Путин подписал закон, вносящий поправки в КоПА и устанавливающий серьезные административные штрафы для тех, кто неправильно хранит, перевозит, перерабатывает и продает навоз или помет.
Навоз предлагают считать товаром, а не отходами
Если же неправильное обращение с навозом и пометом навредило здоровью людей или природе, а также повлекло эпидемию или эпизоотию, санкции ужесточаются до 50—60, 80—90 и 500—600 тысяч рублей. Владимир Путин подписал Федеральный закон «О побочных продуктах животноводства и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Данным законом вносятся изменения в часть 2 статьи 8.6 КоАП РФ, устанавливающие административную ответственность за уничтожение плодородного слоя почвы, а также порчу земель в результате нарушения требований к обращению ППЖ при их использовании. Кроме того, новый «закон о навозе», как выяснила «СП», необходим России и по ряду других причин. «Закон не распространяется на личные подсобные хозяйства, потому что проблема, на решение которой направлен новый закон, распространяется на правоотношения по обращению с навозом и помётом, которые возникают у юридических лиц. -Из закона следует, что свежий навоз или подстилку на почву вносить нельзя, как запрещено и их вывоз на поля.
Закон о побочных продуктах животноводства: что нужно знать
В России с 1 июля вступил в действие закон «о навозе». Согласно требованиям № 248-ФЗ, для отнесения навоза или помета к побочным продуктам животноводства, производству нужно соответствовать ряду критериев. Несмотря на важность данного законопроекта, сама идея закона о навозе россиянам показалась забавной.
Объясняем новые правила обращения с навозом: кого коснется закон и как избежать штрафа
Частичное цитирование возможно только при условии гиперссылки на iz. Сайт функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации. Ответственность за содержание любых рекламных материалов, размещенных на портале, несет рекламодатель.
За счет перемешивания происходит ускорение процесса компостирования, и срок переработки сокращается до 1,5—2 месяцев. Но самое главное — изготовитель должен подтвердить, что его продукт готов для внесения, проверив его в лаборатории на показатели, которые установлены в подзаконных актах. Технологию и сроки переработки навоза нужно отразить в технических условиях, утверждаемых на предприятии. Каких-либо согласований для этих ТУ - при условии, что они не противоречат требованиям закона - не нужно. Как перерабатывать? К ним относится и выдерживание, и компостирование, и переработка с применением специальных препаратов.
Способ переработки для себя определяет каждый владелец животных самостоятельно. В нормативном регулировании установлены показатели безопасности к переработанному продукту. Главное - исключить превышение по тяжелым металлам и патогенной микрофлоре. Таким образом, какой бы способ животновод ни выбрал, он должен достичь этих показателей безопасности. Чтобы подтвердить соответствие показателям безопасности, нужно провести исследования в аккредитованной лаборатории и запротоколировать их. Причем это необходимо сделать до внесения веществ в почву. Какие штрафы? Несоблюдение требований к обращению ППЖ при хранении, транспортировании, обработке, переработке и реализации повлечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от 30 тыс.
Или административное приостановление предпринимательской и юридической деятельности на срок до 90 дней. Повторное правонарушение в течение года грозит штрафами для должностных лиц — от 40 до 50 тыс. Где брать информацию? Минсельхоз России при участии Союзмолоко и других животноводческих союзов подготовил комментарии касательно наиболее популярных вопросов обращения с побочными продуктами животноводства. Россельхознадзор собирает все документы, касающиеся нового закона, на отдельной странице своего официального сайта. Помимо этого ВНИИЗЖ предложил сельхозпроизводителям комплекс услуг: от разработки проекта технических условий на побочные продукты животноводства до получения экспертного заключения на готовый продукт. Что говорят эксперты?
Специализированные площадки не являются объектами размещения отходов и не подлежат включению в государственный реестр объектов размещения отходов. Передача побочных продуктов животноводства допускается только юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, крестьянским фермерским хозяйствам без образования юридического лица, осуществляющим производство сельскохозяйственной продукции. Требования к обращению побочных продуктов животноводства устанавливаются Правительством Российской Федерации. Статья 8. Оценка соблюдения обязательных требований в области обращения побочных продуктов животноводства 1. Оценка соблюдения обязательных требований, установленных в требованиях к обращению побочных продуктов животноводства, установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, при хранении, обработке, переработке, транспортировке и реализации побочных продуктов животноводства осуществляется в рамках федерального государственного ветеринарного контроля надзора. Оценка соблюдения обязательных требований, установленных в требованиях к обращению побочных продуктов животноводства, установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, при использовании побочных продуктов животноводства осуществляется в рамках федерального государственного земельного контроля надзора на землях сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения". Статья 9. Ответственность за нарушение законодательства в области обращения побочных продуктов животноводства За нарушение законодательства в области обращения побочных продуктов животноводства устанавливается ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Статья 10. Статья 11. О внесении изменения в Федеральный закон "О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами" Абзац третий статьи 1 Федерального закона от 19 июля 1997 года N 109-ФЗ "О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами" Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 29, ст.
Уведомление на период использования и реализации побочных продуктов животноводства с 1 марта по 31 декабря 2023 года направляется до 1 мая 2023 года. С 1 марта 2023 года уведомление подается лично, посредством почтовой связи с уведомлением о вручении, а с 1 марта 2024 года будет возможно подать уведомление в форме электронного документа с использованием федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг». В территориальных управлениях Россельхознадзора уведомление будут регистрировать в течение трех рабочих дней после поступления. Как хранить? Такие площадки могут быть, например, бетонированными, выполнены из герметично сваренных пленочных материалов, также это может быть площадка с глиняной подушкой толщиной не менее 20 см. Главное, чтобы эксплуатация такой площадки не приводила к загрязнению окружающей среды, в том числе попаданию загрязняющих веществ в водоносный горизонт. Переполнение также не допускается. К оборудованию специализированных площадок не установлены технические требования. Допускается пользоваться техническими требованиями к оборудованию специализированной площадки, указанными в строительных нормах и правилах. Фактически процесс хранения побочных продуктов животноводства одновременно является и процессом обработки, потому что одним из наиболее распространенных способов переработки является компостирование. То есть после образования сразу начинается процесс переработки. Практика сельхозпроизводства такова, что срок переработки зависит от сезонных факторов, поскольку удобрения в почву вносятся 2 раза в год: весной и осенью. Обычно компостирование длится около 5—6 месяцев. Кто-то выбирает более быстрый способ. Тогда используется специальная техника и оборудование. За счет перемешивания происходит ускорение процесса компостирования, и срок переработки сокращается до 1,5—2 месяцев. Но самое главное — изготовитель должен подтвердить, что его продукт готов для внесения, проверив его в лаборатории на показатели, которые установлены в подзаконных актах. Технологию и сроки переработки навоза нужно отразить в технических условиях, утверждаемых на предприятии. Каких-либо согласований для этих ТУ — при условии, что они не противоречат требованиям закона — не нужно. Как перерабатывать? К ним относится и выдерживание, и компостирование, и переработка с применением специальных препаратов.
Навоз предлагают считать товаром, а не отходами
Для организаций и предпринимателей по всем составам предусмотрено альтернативное наказание: их деятельность могут приостановить на срок до 90 суток. Документ: Федеральный закон от 22.
Отходы или ППЖ? Перечень таких нарушений утвержден распоряжением правительства РФ от 31 октября 2022 г.
В первую очередь речь идет о нарушениях обращения хранение, обработка, переработка побочных продуктов животноводства вне специально оборудованных сооружений. Не допускается наличие в обработанных и переработанных ППЖ патогенных и болезнетворных микроорганизмов и паразитов. Содержание токсичных элементов, пестицидов в обработанных и переработанных побочных отходах животноводства не должно превышать нормативы, указанные в приложении к требованиям к обращению ППЖ, утвержденных правительства РФ постановление от 31 октября 2022 г. N 1940 «Об утверждении требований к обращению побочных продуктов животноводства».
Нарушением является хранение, обработка, переработка побочных продуктов животноводства вместе с хозяйственно-бытовыми, производственными и смешанными сточными водами, в том числе сточными водами от населенных пунктов в случае их поступления на объект содержания сельскохозяйственных животных , и или необеспечение предотвращения попадания загрязняющих веществ в водоносный горизонт. Также нельзя осуществлять транспортировку ППЖ с применением гидромеханического оборудования шланговых, оросительных систем , не обеспечивающего предотвращения загрязнения среды обитания человека, окружающей среды и компонентов природной среды, в том числе почв, водных объектов, лесов. При выявлении в рамках государственного контроля хотя бы одного из перечисленных нарушений побочные продукты животноводства признаются отходами. В случае, если побочные продукты животноводства были признаны отходами, компания должна будет исчислить и внести плату за негативное воздействие на окружающую среду.
Сделать это нужно будет с учетом следующих особенностей: -плата за негативное воздействие на окружающую среду вносится по месту выявления нарушений; - платежной базой для исчисления платы за негативное воздействие на окружающую среду является объем или масса побочных продуктов животноводства, признанных отходами; - размер платы за негативное воздействие на окружающую среду исчисляется в порядке, установленном п. Есть вопросы Новым законом и подзаконными актами к нему установлены требования к обращению побочных продуктов животноводства, которые являются основными документами для контролирующих органов и агропредприятий, и в соответствии с которыми будет организована работа с ППЖ. К сожалению, требования предусматривают относительно небольшой перечень, в результате некоторые важные вопросы, с которыми в своей работе сталкиваются агропредприятия, остались нерешенными. Ранее основными документами, регулирующими накопление, переработку и использование навоза и помета, являлись ГОСТы, санитарные правила и методические рекомендации.
Выбирая этот вариант, предприятию не потребуется вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду. А если не уведомить Россельхознадзор? В таком случае, автоматически действует закон о навозе или побочных продуктах — 1, 2 ст. То есть навоз будет считаться опасной субстанцией, загрязняющей окружающую среду. В соответствии с законом, работа с такими отходами должна проводится безопасными способами для окружающей среды. Еще один статус — можно сразу признать навоз и помет отходами, оформив лицензию на обращение с ними. Данный статус подразумевает внесение пошлины за негативное воздействие на окружающую среду и выполнять иные требования, установленные в отношении отходов.
Во-первых, изменения в законе предоставляют более простой способ утилизации отходов животноводства и инструмент для получения стабильного дохода.
Их внесение в непереработанном виде будет считаться нарушением закона. Для хранения побочных продуктов животноводства должны быть оборудованы специализированные площадки бетонированные или с глиняной подушкой толщиной не менее 20 см. Главное, чтобы эксплуатация такой площадки не приводила к загрязнению окружающей среды. Способ переработки каждый владелец животных также определяет самостоятельно. Это могут быть выдерживание, компостирование или переработка с применением специальных препаратов.
Легализация навоза: куда девать отходы с фермы, не нарушая закон
Данный статус подразумевает внесение пошлины за негативное воздействие на окружающую среду и выполнять иные требования, установленные в отношении отходов. Во-первых, изменения в законе предоставляют более простой способ утилизации отходов животноводства и инструмент для получения стабильного дохода. Важным плюсом является поддержка российского рынка органических удобрений. Теперь фермеры могут минимизировать собственные затраты на удобрения и легально использовать навоз бесплатно. Как следствие, более широкое использование органических удобрений в растениеводстве может повысить урожайность и плодородие почвы. Сельхозпроизводителям можно будет начать экспорт органических удобрений.
За счет перестройки подхода к работе с навозом снижается нагрузка на себестоимость сельскохозяйственной продукции. Отмена системы лицензирования и огромных штрафов за несоблюдение требований снизит нагрузку на сельскохозяйственный сектор в целом.
Что еще немаловажно, это работа с Россельхознадзором, который уже сегодня контролирует содержание животных с точки зрения ветеринарии, использование удобрений на землях сельхозназначения, поэтому очевидно, что надзор за побочными продуктами животноводства должен быть в руках этого ведомства. На официальном сайте Россельхознадзора размещены все нормативные акты и закон, а также пояснения Минсельхоза России о реализации требований к обращению побочных продуктов животноводства. В каком случае внесение навоза будет считаться нарушением? Максим Синельников: Если побочные продукты животноводства вносятся в непереработанном виде. По требованиям, прописанным в постановлении правительства, непереработанный навоз и помет нельзя вносить в почву. Какие технологии и методы переработки существуют?
К ним относится и выдерживание, и компостирование, и переработка с применением специальных препаратов. Способ переработки для себя определяет каждый владелец животных самостоятельно. Отмечу, что теперь в нормативном регулировании установлены нормативные показатели безопасности к переработанному продукту. Таким образом, какой бы способ животновод ни выбрал, он должен достичь этих показателей безопасности. Чтобы подтвердить соответствие показателям безопасности, нужно провести исследования в аккредитованной лаборатории и запротоколировать их. Причем это необходимо сделать до внесения веществ в почву. Какие требования предъявляются к местам хранения побочных продуктов животноводства? Максим Синельников: Места хранения — это специализированные площадки, требования к ним установлены подзаконными актами.
Такие площадки могут быть, например, бетонированными, выполнены из герметично сваренных пленочных материалов, также это может быть площадка с глиняной подушкой толщиной не менее 20 см. Главное, чтобы эксплуатация такой площадки не приводила к загрязнению окружающей среды, в том числе попаданию загрязняющих веществ в водоносный горизонт. Естественно, переполнение не допускается. К оборудованию специализированных площадок не установлены технические требования. Допускается пользоваться техническими требованиями к оборудованию специализированной площадки, указанными в строительных нормах и правилах.
Фото "Про Город" Читайте нас в 22 апреля Владимир Путин подписал закон, который вводит ответственность за нарушение правил обращения с навозом и птичьим пометом. Эти новые статьи добавлены в Кодекс об административных правонарушениях. Об этом пишет "Парламентская газета". Согласно новому закону, неправильное хранение, транспортировка, обработка и продажа навоза и птичьего помета теперь могут привести к штрафам.
До обработки, переработки побочные продукты животноводства должны храниться только на специализированных площадках навозохранилищах, пометохранилищах. Побочные продукты животноводства могут быть переданы только хозяйствующим субъектам, осуществляющим производство сельскохозяйственной продукции. Использование побочных продуктов животноводства предусмотрено законом путём внесения их в почву после обработки, переработки в целях обеспечения плодородия сельскохозяйственных земель. Следовательно, эти отходы, все же, нужно перерабатывать. На сегодняшний день лучшими средствами для этой цели показали себя препараты на микробиологической основе. Например, запатентован микробиологический биодеструктор навоза «Навобакт», который применяется для разложения органических отходов быта человека, животноводства и птицеводства в навозохранилищах, лагунах, картах для отстаивания канализационных стоков и т.
В России появится штраф за неправильное обращение с навозом, повлекшее эпидемии
Путин утвердил штрафы до 600 тысяч рублей за неправильное обращение с навозом | -Нет, закон не распространяется на личные подсобные хозяйства, потому что проблема, на решение которой направлен новый закон, распространяется на правоотношения по обращению с навозом и пометом, которые возникают у юридических лиц. |
Путин подписал закон о штрафах за работу с навозом: Госэкономика: Экономика: | Между тем в прошлом году был принят закон о правилах хранения и использования навоза, который фермеры очень ждали. |
Какие риски несет животноводам новый «закон о навозе» — РБК | Североморское межрегиональное управление Россельхознадзора информирует о новом законе об использовании навоза. |
Легализация навоза: куда девать отходы с фермы, не нарушая закон | Согласно ст. 2 Закона № 248 побочные продукты животноводства – вещества, образуемые при содержании сельскохозяйственных животных, включая навоз, помет, подстилку, стоки, и используемые в сельскохозяйственном производстве. |
Россельхознадзор разъясняет, как будет действовать новый закон о побочных продуктах животноводства | Кроме того, новый «закон о навозе», как выяснила «СП», необходим России и по ряду других причин. |
Штраф за неправильное обращение с навозом в 2023 году – что говорит закон?
Как разъяснили в управлении Россельхознадзора по Амурской области и Якутии, животноводы должны принять решение до 1 мая 2023 года и направить уведомление об отнесении веществ, образуемых при содержании сельскохозяйственных животных, к побочным продуктам. При отсутствии заявления в этот срок навоз и помет признают отходами, а их хранение и использование приравняют к загрязнению почвы. Кого коснется закон? Но остальным не стоит расслабляться, потому что в документе вместе с юридическими лицами указаны индивидуальные предприниматели, должностные лица и крестьянские фермерские хозяйства.
То есть контроль за их деятельностью тоже усилится», — прокомментировал народный депутат Андрей Находкин. Однако утверждать о том, что нововведение никак не отразится на них, преждевременно», — подчеркнул собеседник. Такого же мнения придерживается руководитель департамента животноводства, племенного дела, кооперации и фермерства Минсельхоза Якутии Николай Питимко.
По его словам, теперь ЛПХ должны будут учитывать новый документ при переходе в организованный сектор, что в Якутии не редкость. За последние годы количество подобных малых предприятий в республике увеличилось, и есть тенденция к дальнейшему росту. Речь идет о физлицах, которые оформляют ИП, чтобы получать субсидии, например, на молоко или для участия в грантовых конкурсах.
Какая ответственность за нарушение закона? Предлагается установить размер взысканий: для должностных лиц — от 30 до 40 тысяч рублей; для ИП — от 50 до 60 тысяч рублей; для компаний — от 250 до 350 тысяч рублей. За повторное нарушение в течение года предусматривается увеличение штрафа: для должностных лиц — от 40 до 50 тысяч рублей; для ИП — от 60 до 70 тысяч рублей; для компаний — от 350 до 450 тысяч рублей.
Эксперты, опрошенные ЯСИА, сообщили, что первый год действия закона будет переходным. Этот год будет посвящен профилактическим работам, проведению консультаций и разъяснений.
Требования не распространяются на случаи содержания животных в условиях круглогодичного или сезонного пастбищного содержания. Проблема обращения навоза и помета, решаемая законом, стоит только перед хозяйствами, где концентрируются, собираются и перерабатываются побочные продукты животноводства. Что теперь будет? Согласно новому закону, сельхозпроизводители получили право самостоятельно принимать решение, что делать с навозом и пометом.
Если они не будут перерабатывать навоз и помет, то обращение с этими веществами контролируется законом «Об отходах производства и потребления», а это значит, надо будет вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду». Если же навоз и помет перерабатываются для использования в сельхозпроизводстве, тогда они признаются побочными продуктами животноводства и обращение с ними регулируется уже новым законом и соответствующими постановлениями правительства. Главное, что в этом случае навоз и помет уже не считаются отходами и плату за негативное воздействие вносить не нужно. Как было до этого? Причиной принятия закона стала правовая неопределенность при отнесении навоза и помета сельхозживотных то ли к отходам производства III—V класса опасности, то ли к продукции для повышения плодородия почв. С одной стороны, существуют разъяснения Минсельхоза и Минприроды, согласно которым, если предприятие перерабатывает навоз в органические удобрения по всем стандартам и техническим условиям, то не нужно лицензировать эту деятельность и платить за негативное воздействие на окружающую среду, поскольку в этом случае де-факто навоз не является отходом.
С другой стороны, существует точка зрения Росприроднадзора, согласно которой навоз в любом случае признается отходом, а значит, нужно получать лицензию и вносить плату за вредное воздействие на окружающую среду. В противном случае хозяйство может быть оштрафовано. А что в мире? Навоз и помет исключены из Директивы ЕС по отходам — они регулируются отдельно как «побочные продукты животноводства» animal by-products. При этом свежий навоз может вноситься в почву без предварительной обработки. Те же правила действуют и в Великобритании.
В США навоз и помет регулируются отдельно. Они могут вноситься в почву без обработки в следующих случаях: если вносится в поля, где выращивается культура не предназначенная для потребления в пищу человеком; если вносится в почву не менее чем за 120 дней до сбора урожая, если съедобная часть растения касается почвы; вносится в почву не менее, чем за 90 дней до сбора урожая — если съедобная часть растения не касается почвы. Как оформлять документы? О побочных продуктах животноводства сельхозпроизводители должны будут уведомлять Россельхознадзор. Уведомление о предполагаемом использовании побочных продуктов животноводства надо будет направлять в территориальное управление ведомства по месту работы предприятия.
Чтобы подтвердить соответствие показателям безопасности, нужно провести исследования в аккредитованной лаборатории и запротоколировать их. Причем это необходимо сделать до внесения веществ в почву. Какие штрафы? Несоблюдение требований к обращению ППЖ при хранении, транспортировании, обработке, переработке и реализации повлечет наложение административного штрафа на должностных лиц — от 30 тыс. Или административное приостановление предпринимательской и юридической деятельности на срок до 90 дней.
Повторное правонарушение в течение года грозит штрафами для должностных лиц — от 40 до 50 тыс. Где брать информацию? Минсельхоз России при участии Союзмолоко и других животноводческих союзов подготовил комментарии касательно наиболее популярных вопросов обращения с побочными продуктами животноводства. Россельхознадзор собирает все документы, касающиеся нового закона, на отдельной странице своего официального сайта. Помимо этого, ВНИИЗЖ предложил сельхозпроизводителям комплекс услуг: от разработки проекта технических условий на побочные продукты животноводства до получения экспертного заключения на готовый продукт. Что говорят эксперты? По мнению экспертов Россельхозбанка, новый закон будет стимулировать развитие рынка органических удобрений в России и даст животноводам дополнительный источник доходов. Аналитики банка подсчитали: небольшое предприятие по разведению крупного рогатого скота на 20 голов производит за год 292 тонны навоза. Если владелец животных решит, что перерабатывать навоз он не собирается, то ему придется вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду. По подсчетам аналитиков, расходы за год составят 418,5 тыс.
Если же животновод решит перерабатывать навоз и помет, он сможет не только сэкономить, но еще и заработать. По оценкам экспертов, из 300 млн тонн навоза, которые образуются в стране за год, можно получить 60 млн тонн органических удобрений. Это еще и экспортный продукт. Стоимость такой «органики» на зарубежных рынках составляет от 150 долларов за тонну. К тому же 60 млн тонн органических удобрений, по подсчетам экспертов, хватит на 140 млн гектаров сельхозугодий. С учетом того, что общая площадь российских сельхозугодий около 80 млн гектаров, российские аграрии смогут полностью заместить применение минеральных удобрений.
То есть, по-прежнему, образующийся помет и навоз не допускаются сразу к внесению в почву.
ППЖ нужно сначала переработать, чтобы они соответствовали требованиям закона, и только после этого вносить в почву. Он как оказывал негативное воздействие на окружающую среду, так и продолжит. К слову, по разным оценкам экспертов, в том числе по данным ВНИИ органических удобрений и торфа и Росстата, в России ежегодно образуется порядка 300 млн тонн навоза и помета. К 2030 году их объем может достичь 314 млн тонн в год. Увеличение ППЖ, на мой взгляд, связано с открытием новых или реконструкцией старых предприятий. Но прирост новых комплексов не такой большой, чтобы можно было говорить о стабильном увеличении ППЖ из года в год, поэтому я бы, скорее, ориентировалась на цифру в 300 млн тонн ППЖ в год. ППЖ не являются отходами.
При обращении с побочными продуктами животноводства не допускается загрязнение окружающей среды и ее компонентов, в том числе почв, водных объектов, лесов. Собственники ППЖ освобождаются от обязанности получения лицензии на обращение с побочными продуктами, их паспортизации и выполнения иных обязательных требований законодательства по обращению с отходами. Вводится механизм уведомления о работе с побочными продуктами животноводства. Уведомление направляется в Россельхознадзор. Если уведомление не направляется, то деятельность подлежит контролю Росприроднадзором в рамках законодательства об отходах.