Странным образом, Михаил Врубель впервые стал писать Демона в то время, когда расписывал Кирилловскую церковь и делал эскизы для Владимирского собора в Киеве. Врубеля в состоянии маниакального возбуждения пришлось госпитализировать в психиатрическую клинику. В начале 1902 года, пожалуй, одна из самых известных картин Михаила Врубеля — «Демон поверженный» — была показана публике в Санкт-Петербурге на выставке «Мир искусства». 1902 Последние работы Михаила Врубеля «Демон сидящий» (1890 г.), «Демон летящий» (1899 г.) и «Демон поверженный» (1901−1902 гг.), сыграли печальную роль в судьбе художника. «Поверженный демон» Михаила Врубеля.
Михаил Александрович Врубель
Врубель целиком переносит поиски формы в область графики, стремясь передать всё многоцветье мира исключительно карандашом и углем», — рассказывает экскурсовод на выставке. Сильнейшие, эмоционально острые, они демонстрируют провидческий художественный дар мастера, предвосхищающий последующие открытия XX века. На экспозиции рисунки распределены по галереям, где можно проследить, как сменялось самочувствие художника. На выставке «Михаил Врубель». Раковина перламутровая «Морское ушко».
Михаил Врубель Михаил Врубель. Взгляд в бесконечное...
Как занесло на нашу землю эту совершенно «неземную душу»? По странному совпадению звёзд, ошибке? Михаил Александрович Врубель — художник, чьё творчество было для многих «дико и странно», с трудом воспринимал людскую посредственность мышления, равнодушие, бездарность. Он родился 17 марта 1856 года в заснеженном Омске, в семье военного юриста. Ранняя смерть матери не оборвала детство Миши. Вопреки всем мелодраматическим стереотипам судьбы, отец мальчика, женившись повторно, привёл в дом добрую женщину, всецело посвятившую себя заботе и воспитанию детей.
Впрочем, подрастающий Михаил и его сестра чаще стремились к уединению, избегая шумного общения с новыми родственниками. Встреча с Демоном Неподдающееся критике творчество художника словно существовало вне пространства и времени. Оно стало частью космически огромного, неведомого нам мира, занавесу которого Врубель откровенно приоткрыл. Лихорадочно и страстно художник искал ту запретную, потустороннюю грань, стремительно падая в манящую бездну.
Такого эффекта художник добился с помощью плоских мазков, выполненных мастихином - металлической лопаткой для удаления лишней краски. Композиция подчёркивает стеснённость фигуры лежащего демона.
Он будто зажат между верхней и нижней перекладинами рамы, как плитами карцера. А теперь представьте: пока шла выставка, Михаил Александрович приходил каждое утро к своему "Демону" и вплоть до прихода зрителей переписывал его. Стирал и заново накладывал краски, менял позу и фон, но больше всего изменений - в лице героя. Если изначальный демон — был печальным юношей неземной красоты, которому сочувствуешь и сопереживаешь, то теперь - это бунтарь, который повержен, но не покорен. И мы не понимаем до конца, что же перед нами - зло или неукротимое стремление к свободе?
Особенно возмутил критиков всех направлений небывалый принцип взаимодействия аллегорических женских фигур и пейзажа. Стасов восклицал: «Что это за женщины, на что они тут, зачем они так плохи, что собою изображают и, наконец, вообще зачем они писаны, когда все дело только в том, чтобы их нельзя было видеть, - кто разберет, кто объяснит эту неимоверную чепуху?.. Он очень проницательно обозначает это свойство врубелевской системы, прибегая к поэтической метафоре более позднего времени, что в случае с Врубелем кажется не анахронизмом, а точным попаданием в цель: «Художественный, композиционный сюжет в любой вещи Врубеля - изобразить то, по выражению Б. Действительно, кажется, что эти женские фигуры, олицетворяющие пробуждающиеся на рассвете землю и воду, «солнечный луч» и «улетающий туман»[20], расположенные как маркеры системы координат по всем сторонам панно, организуют, направляют, сдерживают невероятное буйство саморазвивающейся живописной субстанции в этом полотне. Но они - и естественное ее продолжение, ее неизбежное порождение. Подобный прием «одушевления» живописной материи Врубель использует неоднократно: в «Тридцати трех богатырях» 1901, ГРМ «горящие, как жар», фигурки богатырей органично венчают пенистые гребни волн; в «Жемчужине» 1904, ГТГ в беспредметном мерцании перламутра материализуются почти помимо воли художника фигурки плывущих морских царевен. Так, «духи сирени», проступающие из переливающейся подвижной животворной цветущей материи, кажутся естественным и неизбежным ее порождением, итогом развития формы. Иной аспект «очеловечивания» фантазии, игры на грани фантастического и реального миров являют собой произведения, исполненные по мотивам театральных постановок сказочных опер Н. Портретами Н. Забелы в роли царевны Волховы 1898, ГТГ, ГРМ начинается особый жанр, возникший в творчестве Врубеля на пересечении основных линий его творчества, на границе двух миров, в которых существовал художник, - настоящего и театрального, реального и фантастического. Создавая сценические костюмы для своей жены, Врубель в совершенстве освоил магию театрального перевоплощения, она стала привычной частью его повседневной жизни, его работой. Созданные художником и певицей фантастические образы были настолько выразительны и убедительны, что в восприятии современников Забела и ее персонажи были слиты в единое целое. Как сообщает аккомпаниатор певицы Б. Яновский, она прекрасно осознавала необычный, «неземной» характер своей внешности и умело использовала: «Я сама нахожу, что для изображения сверхъестественных существ у меня в голове и в движениях есть что-то особенное»[21]. В одном из писем Римского-Корсакова Врубелю содержится удивительное признание: «Конечно, вы тем самым сочинили Морскую царевну, что создали в пении и на сцене ее образ, который так за вами навсегда и останется в моем воображении... Эту особую грань врубелевского мышления метко подметил А. В процессе трансформаций виды искусства и техники обогащают пластическое звучание друг друга, на пересечении их рождаются новые приемы и формы[24]. Обсуждая в мае 1898 года свои керамические опыты с Н. Римским-Корсаковым, Врубель признавался, что работа в майолике «является искусом и подготовкой вообще моего живописного языка, который, как Вы знаете и я чувствую, хромает в ясности»[25]. Иванов пишет о единстве скульптурных и живописных форм Врубеля: «В живописи зоркий исследователь и вдохновенный певец форм, он не мог не быть прирожденным ваятелем: там - он созерцает их в одном неподвижном ракурсе, в скульптуре - он теми же формами любуется как бы со всех сторон, рукою ощупывает их знакомые изгибы и изломы»[26]. И наоборот, изображая в поздней акварели 1904 года ГРМ фигуру Морской царевны, он воспроизводит свою трехмерную «фигуринку» 1899 года в двух ракурсах, стараясь запечатлеть ее в самых выгодных поворотах. Кульминацией линии театрального портрета по традиции, сложившейся еще при жизни художника, является картина на самом деле уже совсем типологически иная. Знаменитый холст «Царевна-Лебедь» находится в довольно сложных отношениях и с портретным жанром в облике изображенного здесь существа многим чудились черты и Н. Забелы, и Э. Праховой - представленные на выставке эскизы подтверждают резонность обеих версий , и с постановкой оперы Н. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане». Образ Царевны Лебеди возник в воображении Врубеля и был запечатлен на его знаменитом полотне еще до того, как он мог получить целостное впечатление об опере «Римского-Корсакова. Свой экземпляр клавира Забела получила 10 августа 1900 года, а к 19 апреля картина «Царевна-Лебедь» была написана и продана М. Созданный Врубелем образ женщины-птицы - «чудо чудное, диво дивное» - произвел сильнейшее впечатление на Римского-Корсакова, впоследствии в письме к Забеле от 14 февраля 1901 года он называет ее «апокалипсической птицей»[29]. Тревожные отблески древних мифов видел в ней и А. Забелу в различных ролях или наделяя чертами портретности свои майоликовые «фигуринки», исполненные по мотивам оперных спектаклей, Врубель порождает особый класс мифологических, фольклорных существ, со своей особой «сказочной» анатомией. Он пишет много. Видно, что душа его волнуется. И, может быть, из этих волнений выкатятся драгоценные жемчужины»[32]. К убедительности вымысла, к этой особой власти над формой, художник шел всю свою жизнь. Пусть фигура неправильна в ваших глазах, но она красива и мне нравится. Этого довольно»[33]. Два самых таинственных врубелевских шедевра, в которых изображенные фантастические существа уже почти совсем не нуждаются в каких-либо импульсах-оправданиях, - это картины «Пан» 1899 и «К ночи» 1900, обе - ГТГ. И не случайно, что самобытность «Пана» была остро воспринята поэтами. Пожалуй, самые проникновенные строки о «Пане» принадлежат одному из ведущих представителей французского символизма Эмилю Верхарну: «... Картина полностью воплощает всю дикую и могучую природу Сильвана.
Михаил Врубель. Демон сидящий, Демон поверженный / История одного шедевра
«Демон поверженный», Михаил Врубель, 1902 год. Врубель оставляет «демоническую» тему почти на 10 лет и обращается к ней лишь в 1899 году. Он работал над «Демоном летящим», но не закончил картину и переключился на «Демона поверженного». В начале 1902 года одна из самых известных картин Михаила Врубеля Демон поверженный была показана публике на выставке в Санкт-Петербурге. В 1880 г. Михаил Врубель окончил Петербургский университет, после чего отбыл краткосрочную воинскую повинность, получив чин бомбардира запаса. 1901 год был отмечен крупным семейным событием — у Михаила Александровича Врубеля и его супруги Надежды Ивановны родился сын.
Михаил Александрович Врубель. Заметки врача
Ангелы и демоны Михаила Врубеля: почему великий художник был так несчастен? - Телеканал Доктор | Когда картина «Демон поверженный» была уже написана, Врубель продолжал работать над ней, словно зачарованный. |
10 неизвестных: демоны Михаила Врубеля | Михаил Врубель "Демон поверженный", 1902. |
Последние годы жизни Михаила Врубеля » | «Демон поверженный» — картина русского художника Михаила Врубеля, написанная в 1901–1902 годах. |
Загадка Михаила Врубеля: автор «Демонов» под конец жизни ослеп и оказался в психбольнице | В начале 1902 года одна из самых известных картин Михаила Врубеля Демон поверженный была показана публике на выставке в Санкт-Петербурге. |
«Похищено у вечности» — демоны, ангелы, раковины на выставке Врубеля: фото | Михаил Врубель решился на то, чего не мог себе позволить прежде ни один художник: он перешёл запретную черту, вторгся в потусторонний мир, всю жизнь изображая духов и демонов. |
«ДЕМОНЫ» МИХАИЛА ВРУБЕЛЯ
Еще тогда, в Киеве, в 1885 году, когда Демон впервые начинает намечаться на холстах, Врубель верил, что его идол составит ему имя. Тогда он делал десятки разных набросков и чувствовал — не то. Рвал, зарисовывал сделанное и начинал все с начала. Даже решил вылепить Демона из глины: «... В рисунке, в живописи, в глине развертывается целая галерея демонов, нескончаемая демоническая сюита. Демон летящий. Как часто на вершине льдистой Один меж небом и землей Под кровом радуги огнистой Сидел он мрачный и немой... Врубель часто цитировал Лермонтова наизусть. Слушал оперу «Демон» Рубинштейна.
Но ему важно было найти образ своего демона. Как будто он знал его мысли и желания. Демон сидящий. Врубель рисовал тоску. Надмирную тоску и одиночество. Его Демон всем и всему чужой. Но в нем нечеловеческая мощь. Он никому не уступит ни на земле, ни над землей.
Вокруг этой одинокой исполинской фигуры открывается неземной пейзаж. Сине-лиловый тон покрывает небо, освещает застывшие громады гор. Сумеречные цветовые гармонии создают особую изобразительную силу образа. Над толпой Для Врубеля творец, художник — всегда над толпой. Он избран «будить душу от мелочей будничного». А мелочами, чепухой и обыденностью и наполнена большей частью человеческая жизнь. Оттого обреченность на непонимание и бесконечное одиночество: «Я художник, но я никому не нужен. Никто не понимает, что я делаю, но я так хочу», — жаловался Врубель Коровину.
Отец Врубеля писал о сыне: «В разговорах обнаруживал неимоверное самомнение как о художнике, творце и вследствие этого не допускал никакого обобщения, никакой мерки, никакого сравнения его — художника — с людьми обыкновенными». Демон и Тамара. Может быть, здесь путь к Демону? Монументальность, мощь всей фигуры есть утверждение силы, гордыни. Неподвижный исполин. Ему безмерно тоскливо в безлюдном замкнутом царстве собственной души. Где же выход из этой замкнутости? Где тот единственный луч, который осветит душевный сумрак?
У большого художника Врубеля сквозь личное сквозит дыхание эпохи. Блок увидит во врубелевских демонах предсказание судьбы русской интеллигенции на переломе веков. Творцы Серебряного века, они знали переход света во тьму. Вся Россия спит. В столовой много народа. Наверное, здесь нет ни одного обывателя, человека вообще или просто человека. Всё наружу, всё почти бесстыдно. По сонным улицам мелкой рысцой бежит извозчичья лошадь.
Какое-то пьянство без вина. Пища, которая не насыщает. Опять тоска». Тоска врубелевского Демона. Интеллигенция на сломе веков. Они делали идола из искусства, обожествляли себя как творцов. Шестикрылый Серафим. Картина написана после духовного перелома Врубеля.
Демоническая пелена спадает, художник обретает вещее зрение. Забела стала для Врубеля светлым ангелом, который согревал, вдохновлял, спасал от одиночества. Когда они поженились, Врубелю было 39. Судьба открывала следующую страницу. Из его жизни ушло какое-то общее неустройство, о котором вспоминали многие. После встречи с Забелой Врубель перестал рисовать Демона. Развеялся лиловый сумрак. Он словно освободился от демонических чар и гнета.
И вокруг, и в нем самом все просветлело. И обычная ругань критиков воспринималась по-другому — легче. Когда он познакомился с Надеждой Забелой, разразился скандал по поводу панно «Принцесса Грёза» и «Микула Селянинович». Врубель представил эти громадные панно по заказу Мамонтова для украшения павильона искусств на Всероссийской выставке в Нижнем Новгороде. И «Микула Селянинович» — сила земли русской. Академическое жюри работы Врубеля не приняло. Критики утверждали: «декадентское уродство»! Разгневанный Мамонтов строит для этих панно отдельный павильон.
Михаил Александрович еще больше убедился в своем непризнании и еще больше почувствовал себя сиротой этой жизни». Так же ругали и «Демона сидящего», и врубелевские иллюстрации к поэме Лермонтова. Ругали многие, но были и те, которые чувствовали этот сильный, особый дар и не могли перед ним не преклоняться. Среди них был Савва Мамонтов, в частной опере которого пела Надежда Забела. И вскоре весь этот сказочный род оживет в картинах Врубеля, в сценических костюмах, в скульптурах.
Размышление — «Демон сидящий», битва — «Демон летящий» и поражение — «Демон поверженный». Символично, что последняя картина в этой трилогии должна была быть наиболее яркой. Врубль экспериментирует с красками на фосфорической основе. Ему хочется, чтобы его картина буквально светилась. Публика впервые увидит её на выставке 1902 года.
Но какого же будет удивление посетителей, когда перед ними предстанет не только полотно, но и мастер, дописывающий его. Михаилу Врубелю до самого последнего момента не нравился итоговый результат. Краски на картине становились всё ярче, но взгляд Демона тускнел и принимал все более и более гневное выражение. Демон был повержен, но повержен в блеске своего триумфа. Картина буквально светилась. Розовый венец на голове героя пылал ярким огнем, павлиньи перья мерцали и переливались. Но художник не рассчитал. Яркость красок была феноменальной, но они оказались недолговечны. В день закрытия выставки они уже начали темнеть. Картина и сейчас эффектна.
Но это только бледная тень того, что было раньше. Сразу после выставки он попал в психиатрическую больницу. Было небольшое улучшение после года лечения, но потеря единственного сына окончательно сломила живописца. Он все реже бывал в ясном сознании, а к концу 1906 года полностью ослеп. Но до этого, уже лежа в больнице, он создал ещё два шедевра. Это «Шестикрылый серафим» и «Видение пророка Иезекииля». Врубель снова вернулся к христианству, но теперь работы его пугали.
Причем, не в качестве зрителя. Он сам каждый раз одевал, гримировал и выводил ее на сцену, укутывая жену в полупрозрачные шелка — по его эскизам и при его участии создавались все костюмы, которые она носила и в театре, и в жизни. Так что можно сказать, что Врубель был одним из первых российских дизайнеров одежды. В 1901 году в семье Врубелей родился сын Савва. У мальчика был врожденный порок — «заячья губа». В то время патология считалась признаком вырождения, и Врубель счел себя виноватым. С этими мрачными мыслями он и начал писать новый портрет Демона, а параллельно — зарабатывал деньги: жена покинула сцену и сидела с ребенком. В этот период Врубель работает по 14 часов в сутки. Становится раздражительным, нетерпимым, постоянно сердится, перестает следить за собой, ест почти не жуя, практически не спит, по среди ночи возвращаясь к мольберту. Жена же надеется, что после окончания работы над полотном, все нормализуется. Но случилось непредвиденное. Поняв, что произошло, Врубель бросается переписывать «Демона» прямо на выставке, но полотно не оживает. Бенуа отметит, что «Демон» властвует над художником, а не художник властвует над своим произведением. И от сознания этой мистической зависимости от своего творения — Врубель сходит с ума. Клиника Даже после открытия выставки Врубель продолжает, не стесняясь публики, наносить последние штрихи, возвращаясь к своему «Демону» с первыми лучами солнца… Демон все больше лишает разума своего творца, пока в один из дней Врубеля не увозят в лечебницу, после того, как он пытается сам выйти на сцену и спеть арию вместо певца, исполнением которого был недоволен. Доктор находит все признаки прогрессивного паралича на почве сифилитического поражения сосудов головного мозга. Вся дальнейшая жизнь Врубеля — это история лечения под наблюдением и контролем разных психиатров. Впервые художника госпитализировали в апреле 1902 года в частную психиатрическую лечебницу доктора медицины Савей-Могилевича с манией величия, в случае с Врубелем точнее будет сказать — грандиозным бредом величия, когда пациент считает себя императором, властителем всех душ и миров. Это и есть главный и основной симптом прогрессивного паралича, который у него точно был, — Константин Ломоносов. Чуть позже Врубеля перевели в психиатрическую клинику профессора Сербского при Московском университете. После относительного спокойствия приходит подавленность. Мания величия сменяется глубокой депрессией. Он постоянно плачет и жалуется, что никуда больше не годен. Из этого состояния он так и не выйдет, проведя последние годы жизни на попечении жены и старшей сестры, и проходя лечение у разных психиатров. Дольше всех клиническим случаем талантливого художника занимался доктор медицины Федор Усольцев, практикующий принципы гуманного отношения к психически больным. В отличие от других лечебниц, в его клинике Врубелю предоставили все необходимое для работы. Сегодня эта методика называется «арт-терапия». Во время приступов Врубель рисовал на обоях, которые потихоньку снимали и отдавали его супруге. Живопись делала жизнь художника значимой, с кистью Врубель оживал. И даже написал на одной из работ: «Федору Арсеньевичу от воскресшего Врубеля». Последний удар Даже когда о психической болезни художника узнали все — заказы не прекратились.
В Киеве произошло первое обращение художника к теме Демона, образ которого стал ключевым в творческом мировоззрении Врубеля. Сделанные им эскизы росписи Владимирского собора «Надгробный плач», «Ангел с кадилом и свечой» показались комиссии неканоническими, и в работе Врубелю было отказано. В 1889 году художник приехал в Москву. Здесь он познакомился со знаменитым меценатом С. Мамонтовым, в доме которого жил и работал над «Демоном сидящим » 1890 и иллюстрациями к юбилейному изданию произведений М. Лермонтова 1891. Поначалу картины Врубеля враждебно восприняли даже образованные люди — настолько его искусство с острыми экспрессивными формами, отражающими трагизм авторского мироощущения и болезненный внутренний надлом, нарушало привычные нормы живописи. Непонимание его творчества сопровождало художника всю жизнь. Многие наиболее яркие впечатления Врубель черпал в музыке, под влиянием которой родилось немало его работ, в том числе майоликовые скульптуры на темы опер «Снегурочка» и «Садко», панно «Богатырь», «Царевна Лебедь». Символическими являются полотна «Сирень», «Пан», «К ночи», а также «Демон поверженный» 1902. С 1902 года начались долгие периоды его душевной болезни. В редкие просветы художник писал портреты, графические натюрморты, создал одну из лучших своих работ — пастель «Жемчужина» 1904. Неоконченным остался портрет поэта В. Брюсова 1906 — во время работы над ним Врубель ослеп. Последние годы жизни он провел на попечении жены и старшей сестры. Врубель почти постоянно был погружен в собственные галлюцинации. Он умер 14 апреля 1910 года, так и не узнав, что ему присвоили звание академика. Составитель текста: Миненко Евгения Владимировна. Развернуть полное описание.
«Он умер тяжко больным, но как художник он был глубоко здоров»
Не раз являясь художнику во снах и видениях — это сильное, красивое, но печальное существо — почти стало его продолжением. Они были пугающе похожи в своих мыслях и духовных исканиях, и также одинаково несчастливы. Эта мистическая одержимость началась от неразделённой любви Михаила Врубеля. В 1884 году 27-летний художник был приглашён в Киев для реставрации древних фресок Кирилловской церкви и создания новых алтарных композиций. Там он встретил Эмилию — жену своего заказчика, профессора А. С удивительными глазами василькового цвета, умная, яркая, но безнадёжно окружённая решительными и состоятельными поклонниками. Что мог предложить ей молодой, отчаянный Врубель, кроме своего чистого сердца и руки? Именно в этот период любовной безысходности, рвущей на части душу художника, рождается первый, нечёткий образ Демона с копной необузданных чёрных волос, развивающихся по ветру.
Глубокий взгляд больших, страдающих глаз, искажённые от боли чувственные губы — переходили из рисунка в рисунок, то пугающе меняясь, то, вдруг, застывая перед зрителем в сомнамбулическом трансе. Над пропастью Написав «Демона сидящего», художник почти десятилетие не обращался ко второму большому холсту. Ярко светилось кристаллическими гранями «живописных самоцветов» полотно мастера. Эта причудливая техника рисования , напоминающая сложную мозаичную конструкцию, сформировалась у Михаила ещё в Академии художеств под влиянием педагога Павла Чистякова.
Прахов, Врубель без памяти влюбился в эксцентричную жену Прахова — Эмилию Львовну. Коровин вспоминает, как во время купания в пруду увидел на груди Врубеля большие шрамы, на вопрос о них несчастный влюбленный ответил: «... Я страдал в невозможности объяснить ей это мешающее. Я страдал, но когда резал себя, страдания уменьшались». Демон пятый. В Одессе он впервые начинает работать над образом Демона сидящего. Серов вспоминал, что видел поясное изображение Демона на фоне гор: «... Картина создавалась лишь двумя масляными красками: белилами и сажей. Врубелю не было равных в передаче оттенков белого цвета. Отцу Михаила Александровича работа не понравилась: «Демон этот показался мне злою, чувственною... Художник уничтожил этот вариант, но вернулся к теме Демона позже, в Москве. Демон сидящий. В «Демоне сидящем» наиболее отчетливо проявилась «фирменная» врубелевская крупная «лепка» и кристаллобразность живописи. Примечательно, что Анна Врубель вспоминала об увлечении брата в гимназии естествознанием и выращиванием кристаллов. Демон шестой. Лермонтовский В 1891 году Врубелю предложили сделать иллюстрации к собранию сочинений Лермонтова, издаваемому фирмой Кушнерева. Конечно же, он начал с «Демона»! Художник рисовал его бесконечно, сделав множество набросков. Голова демона.
В этот день художника помещают в психбольницу Первого Московского университета в состоянии перевозбуждения, которое вызвала недавняя выставка. Жене и сестре было запрещено посещать его. Лечащий врач Бехтерев, проведя тесты, диагностировал у Врубеля прогрессивный паралич — заболевание, возникающее на фоне осложнения сифилиса. Одним из предписаний был отдых на природе, Михаила Александровича просили не браться за кисть хотя бы пару недель. Он и его семья послушались совета и отправились на отдых в Рязань, но по дороге у художника снова начались приступы бреда и галлюцинаций. Как только Врубель вернулся в Москву, он сразу же был отправлен в больницу Ф. Савей-Могилевича с манией величия. После того как врачи сделали все возможное для облегчения его состояния и художника выписали, он несколько месяцев совершенно не мог работать, плакал и убеждал всех в своей никчемности. Автопортрет художника, 1904 год Новым ударом для творца стала смерть сына Саввы в 1903 году. Потеря снова привела художника в больницу. В этот раз его регулярно посещали мысли о суициде; по некоторым источникам, он предпринимал попытки свести счеты с жизнью. Летом его отвезли в Рижскую психиатрическую больницу, где доктор Т. Тилинг диагностировал у художника биполярное расстройство. После Риги Михаил Александрович возвращается в Университетскую психбольницу, где ему становится лучше до начала 1904 года. С 1904 по 1905 год художник лечится в частной клинике Ф. Там Врубель снова начинает рисовать. Сначала наброски карандашом, портреты, после — полноценные картины, такие как «Жемчужина». Работа интересна тем, что написана художником в стабильном состоянии, но ярко выделяет особенность его таланта видеть в реальных, обычных вещах что-то фантастическое, за гранью стандартного мышления. Кроме интереса к высшим существам, возвращается и тема пророка, которой он вдохновился у Пушкина и в духовных исканиях. В это же время он утверждает, что сам приобрел образ «злого духа» и демон исказил его работы.
Жизнь мастера похожа на увлекательный и трагический роман, овеяна мифами и легендами. Выставка «Михаил Врубель» Михаил Врубель. После этого года художник почти не работал масляными красками. И это оказалось увлекательной и творческой задачей. Проходя через чистилище психиатрических клиник, Врубель напрягал все силы, чтобы упражнять руку и глаз.
Демоны Михаила Врубеля
В момент его написания Врубель находился в тяжелом финансовом положении. Несмотря на то, что слава его сильно возросла, платили ему довольно скромные суммы, при этом постоянно требуя эскизов для выставок. Душевная ситуация осложнялась и тем, что во время работы над «Демоном» родился его сын Савва, который появился с серьезным дефектом лица. Близкие рассказывали, что это сильно расстроило Михаила. Представьте в каком он был состоянии на тот момент.
Когда сам демон был уже закончен, художник вдруг неистово захотел получить фотографии кавказских гор, когда желанное оказалось у него, он за одну ночь возвысил рядом с демоном мрачные и загадочные вершины. Но со временем бронза потемнела, и до нас картина дошла совсем не в лучшем виде. Но самое главное откровение этого произведения то, что Михаил Врубель действовал не так, как предполагали мы. Его настоящей идеей и было возвышение демона, даже лёжа он должен был выглядеть великим и непобедимым.
Демон летящий, 1899 г. Врубель живет в клиниках, а в краткие моменты просветлений создает выдающиеся произведения, от которых веет чем-то потусторонним. Возможно, это и дало повод современникам утверждать, что художник продал душу дьяволу и поплатился за это собственным здоровьем. Шестикрылый серафим, 1904 г. Никто не знает, какие видения посещали Врубеля в конце жизни, и было ли это на самом деле мистическим откровением потусторонних сил — но это действительно свело его с ума. А в глазах демонов на его картинах написано больше, чем можно объяснить словами. Демон поверженный. Гениальность на грани безумия — так говорили и о Винсенте Ван Гоге, который также много лет провел в клинике для душевнобольных.
Приступ спровоцировал инцидент с Полем Гогеном: дружба, которая закончилась отрезанным ухом Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:.
Яремич, А. На протяжении ХХ века в исследованиях С. Дурылина, Н. Тарабукина, П. Суздалева оформился и более сложный ее извод[10], который включает в себя весь комплекс произведений на тему «Демона». Так, дополнением к этим основным трем частям можно считать в качестве вступления киевскую «демониану», сохранившуюся лишь в воспоминаниях, но тем не менее активно влияющую на текстовом уровне на восприятие более поздних произведений сюиты; своего рода интермедии - произведения, созданные между приступами демонических возбуждений: цикл иллюстраций к «Демону» М. Лермонтова 1890-1891 , скульптурный бюст 1894, ГРМ , а также графические эскизы - промежуточные варианты композиций между «Летящим» и «Поверженным»; наконец, код всей формы, последний живописный шедевр возродившегося после болезни художника - восставший Демон - «Шестикрылый серафим» 1904, ГРМ.
Феномен врубелевской демонианы в том, что, представляя разные состояния, разные грани образа, три главные картины одновременно и неразрывно связаны, и конфликтуют друг с другом. Между ними почти одинаково значимы и отчетливо ощутимы как притягивающие, так и отталкивающие их друг от друга силы. Стройная, привычная и абсолютно логичная на страницах биографических трудов и научных исследований теория поэтапной эволюции образа Демона подвергается серьезному испытанию ощущением - визуально картины не складываются в единый цикл, а скорее спорят друг с другом. Пластическое решение каждой из них настолько индивидуально, что их прямое сопоставление создает почти физическое ощущение очень напряженного и драматичного диалога. Каждый из «Демонов» является итогом формальных поисков, вбирает и трансформирует пластические импульсы от целого ряда сопутствующих произведений, не обязательно близких ему хронологически. При этом в каждом из «Демонов» достигается новое качество в понимании живописной материи, дающее почву для дальнейших поисков. Задачей экспозиции этого центрального зала было найти равновесие между центростремительными и центробежными силами, возникающими между тремя материализациями Демона. Экспозиция предполагает сосредоточенное восприятие каждой картины, она прорежена цезура ми и позволяет, ощущая присутствие всех трех полотен, одновременно видеть только два из них. Пространство зала посредством порталов и проемов раскрывается сразу в несколько смежных тематических зон. Первая - зал ранней графики, в котором представлены в том числе работы киевского периода, где появление московского «Демона» - первой живописной работы нового этапа в жизни художника - уже было подготовлено.
Тогда образ Демона еще не получил удовлетворившего Врубеля воплощения, но был почти найден, уже предчувствовался художником и проступал в целом ряде произведений, например, в этюде головы к иконе Богоматери для алтарной преграды Кирилловской церкви, исполненном с Э. Праховой, про который А. Иванов писал: «... В ее загадочном и глубоком взоре уже чувствуется характерная для Врубеля жуткая пристальность; и особенно - в эскизе углем ее головы с глазами светлыми, круглыми, с отблеском тайного ужаса вперенными в даль»[11]. Второй пространственный прорыв - из зала «Демонов» в зал иллюстраций к одноименной поэме М. Лермонтова и подготовительных рисунков к различным воплощениям образа Демона. Странные, не понятые современниками, «несвоевременные» иллюстрации Врубеля к произведениям Лермонтова воспринимаются сейчас как канонические благодаря Врубелю отныне так, и только так, мы видим многих персонажей произведений поэта. С другой стороны, они часть фантастического врубелевского мира. Они важный этап в развитии темы Демона, связующие звенья в цепи превращений этого образа, фиксирующие движение мысли художника от «Демона сидящего » к летящему и поверженному. Работая над иллюстрированием поэмы, художник проводит своего героя путем лермонтовского «Демона» и затем продолжает его судьбу уже как бы за пределами поэмы.
И если «Летящего Демона» еще можно рассматривать как некий итог постижения лермонтовской концепции, то «Демон поверженный» - освобождение от чар литературного первоисточника. Волошин писал: «У Врубеля есть глубокое, органическое сродство духа с Лермонтовым. Его иллюстрации к Лермонтову не повторяют, а продолжают мысль поэта. Он шел по той дороге, которая на полпути оборвалась под ногами Лермонтова. Но и он не дошел по ней до конца. Необычно большой по размеру лист бумаги тонирован так, что его поверхность уподоблена плоскости оштукатуренной стены, на которой проступает изображение. Легко поверить, что этот бесплотный лик был не сочинен, а «увиден» художником. Вся титаническая работа, предшествовавшая созданию образа, была проделана до того - на протяжении пяти лет, прошедших с тех пор, как Демон «явился» Врубелю впервые. Все эти годы он пытался разными способами воплотить, материализовать видение - вплоть до исполнения его трехмерной «модели», чтобы, осветив его по требованию картины, пользоваться им как «идеальной натурой»[13]. Возвращаясь в Москве к образу Демона, художник тщательно прорабатывает его пластику в целой серии монохромных иллюстраций к одноименной поэме Лермонтова.
В поисках визуального эквивалента лермонтовскому тексту Врубель «материализует» Демона - его мимику, позы, характер движений. И уже на этом, новом уровне познания образа вновь, как будто проверяя себя, воплощает его в трехмерной скульптуре. В качестве первоисточника гипсового бюста 1894 года ГРМ художник использует не вошедшую в юбилейное издание поэмы иллюстрацию - оплечный «портрет» Демона. Оттолкнувшись от нее, Врубель создает полихромную скульптуру - раскрашивает гипсовый бюст акварелью, добиваясь присущей этой технике тонкости нюансов.
Как и любой живописец, Врубель начал написание картины с подготовки эскиза. Тот был создан в 1890 году, а сегодня хранится в Третьяковской галерее. Без сомнения, работа над новым творением вдохновляла художника. Михаил Александрович Врубель «Автопортрет», 1904 год Местонахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия Особенности картины Сложно дать более точное описание картины, чем это сделал сам её автор. Практически всё полотно занимает могучая фигура Демона. Атлетически сложенный молодой мужчина сцепил руки и вглядывается вдаль.
Его глаза полны тревоги, поза крайне напряжённая, однако на фоне терзаний и сомнений чувствуется некая внутренняя сила, что заложена в нём. Вдали виднеются горы на фоне заката, но они не играют ведущей роли. Основа картины — фигура самого Демона. Кажется, она с трудом вмещается в рамки холста, которые слишком тесны для этого героя. После «Демона сидящего» живописец создаст «Демона летящего» со сверкающим горящим взглядом и «Демона поверженного» с опустошёнными глазами. В каждом из таких персонажей художник видел и стремился показать нечто большее, чем мифическую сущность и принадлежность к иному миру. Врубеля манило всё мистическое, и это прослеживается в его творчестве.
История одной картины. Демоны Михаила Врубеля
Михаил Александрович Врубель. Картина «Демон поверженный» была создана Михаилом Александровичем Врубелем в 1901-1902 годах. Михаил Врубель и Надежда Забела-Врубель. На протяжении ряда лет художник, мучимый душевными расстройствами, пытался воплотить в искусстве преследовавший его образ поверженного, сломленного, но непокорного Духа. Михаил Врубель. 1901 и 1902 гг. Холст, масло. «Демон поверженный» — картина русского художника Михаила Врубеля, написанная в 1901—1902 гг.
Демоны Михаила Врубеля
Биография художника Михаила Александровича Врубеля: личная жизнь, болезнь сына, книги о знаменитости. Демон поверженный, часть 2, 1901. 1901 год был отмечен крупным семейным событием — у Михаила Александровича Врубеля и его супруги Надежды Ивановны родился сын.
Врубель летящий и Врубель поверженный
«Демон поверженный» — картина кисти Михаила Александровича Врубеля (Mikhail Aleksandrovich Vrubel) — последний шедевр из «демонической» серии художника. Оставив незавершённой «Демона летящего», Михаил Врубель вдохновляется новым сюжетом: моментом превращения падшего ангела в демона. 1901 год был отмечен крупным семейным событием — у Михаила Александровича Врубеля и его супруги Надежды Ивановны родился сын.
Демон поверженный - Врубель Михаил Александрович
Демон Летящий Спустя 9 лет после создания первого образа Врубель возвращается к образу демона и пишет картину «Демон Летящий». По сравнению с первой работой эта не обладает детальной прорисовкой, не заслужила всемирного признания и так и осталась незавершённой. Однако картина была детально продумана — это можно судить по многочисленным эскизам, которые были сделаны для этого образа. Возможно, именно такое состояние было у художника — всё серо, непонятно и размыто. В это время к нему пришла слава, а картины активно продавались за рубежом. Демон поверженный Картина «Демон поверженный» была закончена в декабре 1901 года и несколько дней выставлялась в Москве. В начале 1902 года «Демона поверженного» привезли из Москвы на выставку, организованную объединением «Мир искусства» в Санкт-Петербурге. Полотно произвело огромное впечатление на публику.
Пока шла выставка, Врубель приходил к своему «Демону» каждое утро и до двенадцати часов, когда было мало посетителей, переписывал своего Демона. Демон менялся на глазах, принимал различные позы и с каждым разом его глаза становились безумнее, а поза менее пропорциональной. Романтизацией безумия Врубеля занимались символисты, которые придавали достоверным фактам мистицизм и создавали большую огласку творчества и жизни художника.
Голова Демона на фоне гор, 1890 г. В понимании Врубеля, Демон — это не черт и не дьявол, так как «черт» по-гречески означает просто «рогатый», «дьявол» — «клеветник», а «демон» означает «душа».
Это очень роднит его с лермонтовской трактовкой: «Он был похож на вечер ясный: ни день, ни ночь — ни мрак, ни свет! Тамара и Демон, 1891 г. Однако кроме нее, есть еще несколько полотен на ту же тему. И написаны они были в то время, когда художника начала одолевать болезнь. Первые признаки психического расстройства проявились в то время, когда Врубель работал над «Демоном поверженным», в 1902 г.
А в 1903 г. Демон поверженный и демон сидящий. Демон летящий, 1899 г. Врубель живет в клиниках, а в краткие моменты просветлений создает выдающиеся произведения, от которых веет чем-то потусторонним.
Но в оправдание художника можем сказать, что написав такую работу за год, не имея возможности работать над ней дольше, из-за уже упомянутой нами ситуации, он и так сделал многое. И пусть «Демон поверженный» во многом уступает другим работам Врубеля: в нём не хватает яркости, переходов цветов, не получилось передать настоящего художественного смысла. Первая выставка, которую она посетила, была «Мир искусства». Но уже во время неё и после окружающие стали замечать в поведении художника признаки психического расстройства. Но при этом сам он не выдавал явных признаков, его творческая активность, самостоятельность лишь усилилась. Уже после первой выставки, хотя картина уже была признана доработанной, он каждое утро дописывал её. Демон становился то более страшным, то черты его расплывались или становились чётче. В конце концов Врубель был госпитализирован в психиатрическую клинику. У него было обнаружено поражение нервной системы.
Они воспринимали Демона Врубеля как символ эпохи. Влияние «Демона» можно обнаружить в творчестве Блока, Анненского, Скрябина. Этот образ постоянно возрождался в литературе и искусстве XX века. До сих пор «Демон поверженный» вдохновляет художников смелым авторским видением, выразительностью образа, многозначностью символики. Но вскоре полотно было продано в Третьяковскую галерею. Это одна из жемчужин галереи. Она неизменно притягивает к себе внимание посетителей. Это произведение стало визитной карточкой художника. Образ Демона в массовой культуре Загадочный образ Демона Врубеля вышел далеко за пределы высокого искусства. Отсылки к «Демону поверженному» встречаются в массовой культуре. Этот персонаж появляется в фильмах, мультфильмах, книгах, компьютерных играх. Его изображают на обложках альбомов рок-групп. Порой Демон Врубеля используется в коммерческих целях, для оформления рекламы. Но даже такое вульгарное заимствование свидетельствует о знаковости этого образа в культуре. Актуальность «Демона поверженного» Несмотря на то, что с момента создания картины прошло более века, ее образы не утратили актуальности. Вечная тема борьбы Добра и Зла, воплощенная в «Демоне», по-прежнему волнует людей. А мятущаяся личность героя близка современному человеку. Загадочность и неоднозначность этого произведения оставляют простор для размышлений. Каждое новое поколение зрителей открывает в «Демоне поверженном» свой смысл. Неувядающий шедевр «Демон поверженный» Михаила Александровича Врубеля по праву считается одним из величайших произведений мирового искусства. За более чем вековую историю интерес к этому шедевру не угасал. Картина продолжает притягивать и волновать зрителей своей выразительностью, загадочностью и многомерностью художественных образов. Исследователи еще не разгадали все тайны этого удивительного произведения.
История одной картины. Демоны Михаила Врубеля
«Похищено у вечности» — демоны, ангелы, раковины на выставке Врубеля: фото | «Демон поверженный» — картина русского художника Михаила Врубеля, написанная в 1901—1902 гг. |
Картина «Демон поверженный» Михаила Александровича Врубеля — проклятье мастера | Этим пациентом оказался художник Михаил Александрович Врубель, который время от времени слышал голоса. |
Демоны Врубеля
Печали и демоны Михаила Врубеля | Демон поверженный (1902) Очерк. |
«Похищено у вечности» — демоны, ангелы, раковины на выставке Врубеля: фото | Михаил Врубель. 1901 и 1902 гг. Холст, масло. |
Тайна "Демона поверженного" Михаила Александровича Врубеля
В коллекции Третьяковской галереи хранятся картины «Демон сидящий» (1890) и «Демон поверженный» (1902), о которых мы сегодня и поговорим в Смотрите видео онлайн «Михаил Врубель. Михаил Врубель. 1901 и 1902 гг. Холст, масло. Михаил Врубель решился на то, чего не мог себе позволить прежде ни один художник: он перешёл запретную черту, вторгся в потусторонний мир, всю жизнь изображая духов и демонов. Несмотря на болезнь, Михаил Врубель оставил богатое творческое наследие, стал одним из наиболее известных российских художников.