Роды литературы: 1. Литературный род — одна из трех групп литературных произведений — эпос,лирика, драма, которые вычленяются по ряду общих признаков. Как подготовиться к ЕГЭ по литературе с нуля: советы репетиров, критерии оценки, план сочинения и подборки готовых аргументов к сочинениям. Разбираем новые термины из кодификатора ЕГЭ по литературе.
Рекомендации по подготовке к ЕГЭ по литературе с нуля и самостоятельно
Наш сайт предоставляет Вам прекрасную возможность закрыть все пробелы в литературе и сдать ЕГЭ на 100 баллов. Вам лишь необходимо будет читать литературу , решать варианты ЕГЭ по литературе , а также писать сочинения. Итак, необходимая теория литературы, которая встречается в ЕГЭ. Ну и перед тем, как вы приступите к подготовке, прочитайте статью, которая ответит на риторический вопрос о значении литературы в жизни человека , а также спецификацию ЕГЭ по литературе 2013 года.
Первый комплекс заданий относится к фрагменту эпического, или лироэпического, или драматического произведения: 7 заданий с кратким ответом 1—7 , требующих написания слова, или словосочетания, или последовательности цифр 2 задания с развернутым ответом в объеме 5—10 предложений 8, 9 Второй комплекс заданий относится к лирическому произведению: 5 заданий с кратким ответом 10—14 2 задания с развернутым ответом в объеме 5—10 предложений 15, 16 Художественные тексты, предлагаемые для анализа в первой части, позволяют проверить не только знание выпускниками конкретных произведений, но и способность анализировать текст с учетом его жанровой принадлежности. Вторая часть работы требует от участников ЕГЭ написания полноформатного развернутого сочинения на литературную тему. Нам предлагаются 3 вопроса, охватывающих важнейшие вехи отечественного историко-литературного процесса: 17. Выпускник выбирает только один из вопросов и дает на него ответ в форме сочинения, обосновывая свои суждения обращением к произведению по памяти.
Комментарии Что нужно знать КИМ ЕГЭ по литературе содержит задания трех видов: 12 заданий с кратким ответом, 4 задания, требующие развернутого ответа из 5—10 предложений, и сочинение объемом не менее 200 слов. Теория Прежде всего следует проанализировать демоверсию КИМ , чтобы выяснить, для выполнения каких заданий не требуется знать текст произведения, отрывок из которого предложен для анализа.
Как ни удивительно, но такие задания есть: 1—3, 5—7, 11—14. Они предусматривают проверку знаний по теории литературы. Текст в этом случае используется как иллюстративный материал. Список литературоведческих понятий представлен в первом разделе кодификатора он прилагается к демоверсии. Если в ходе подготовки к ЕГЭ подобрать примеры по каждому пункту, этого уже хватит, чтобы выполнить половину работы, пусть и не самую весомую по баллам. Надо учитывать, что знание терминологии пригодится при написании сочинения. Вопросы, требующие развернутого ответа Дальше надо выявить вопросы, для ответа на которые не надо демонстрировать глубокое знание текста произведения — достаточно знания проблематики. Это задания повышенного уровня сложности: 9 и 16. Они требуют краткого сопоставления нескольких произведений на одну тему или по одной проблеме либо объединенных общим мотивом.
Для их выполнения понадобится выучить сквозные темы русской литературы и составить список произведений, куда войдет как минимум по три примера на каждую из них: именно столько необходимо для написания развернутого ответа. Например, тема отцов и детей иначе — конфликта поколений раскрывается в «Горе от ума» Грибоедова, «Грозе» Островского и в «Отцах и детях» Тургенева. Глубокий пересказ не нужен и даже прямо запрещен: задание предполагает сравнение произведений по ключевым эпизодам и проблемам. Два других задания повышенной сложности — 8 и 15 — также не требуют детального знания текста, но при анализе эпизода из произведения и стихотворения необходимо учитывать позицию автора и проблематику его творчества. Наметив список произведений, можно приступить к отработке навыка написания развернутого ответа.
Если у вас нет проблем с лирикой, то вам проще, если есть, то обязательно тренируйтесь в комплексном анализе лирики, просто берете стих и по строчке выясняете, что тут произошло, что тут?
Составить банк тем по 6 и 11 заданию. Уже немного пробовать писать 6 сочинение.
Популярные вопросы и ответы
- Часть 2. Список литературы
- Очень кратко и очень просто
- Вся базовая теория для ЕГЭ за 1 урок | Литература ЕГЭ
- ЕГЭ по литературе
- ЕГЭ по литературе в 2024 — 6 советов по подготовке
Вся теория литературы для егэ
Главный фактор успеха ГИА по литературе — организация процесса качественной и удобной подготовки. С чего начать? С внимательного изучения литературной теории и ощутимого списка произведений, которые нужно уметь анализировать. Сложно, но возможно.
В справочниках даются и тезисы. Они пригодятся выпускнику для развернутых ответов и сочинения. Популярные вопросы и ответы Отвечает Наталья Новикова, учитель русского языка и литературы МБОУ «Великомихайловская средняя общеобразовательная школа Новооскольского района Белгородской области имени Г.
Ильченко»: Какие курсы для подготовки к ЕГЭ по литературе лучше выбрать? Большинство курсов есть в интернете. Они дают возможность учиться «у лучших преподавателей страны» офлайн или дистанционно. Занятия доступны в записи, к каждому есть теория, практика для отработки. С помощью таких курсов можно учиться в удобном для выпускника темпе. При желании школьник может пойти на курсы подготовки к ЕГЭ по литературе при университете.
Так проходит не только подготовка к экзамену, но и знакомство с будущим учебным заведением. В своей работе я использую образовательный портал для подготовки к экзаменам Д. На портале есть вся необходимая информация для подготовки: видеоуроки, каталог заданий, информация по экзамену для учеников и учителей. И все бесплатно. Пользователь самостоятельно может составить тест из вопросов, которые вызывают затруднение. Проверка выполняется в онлайн-режиме с подробным разъяснением по вопросам, в которых были допущены ошибки.
Когда стоит начинать подготовку к ЕГЭ по литературе с репетитором? Многие выпускники обращаются за помощью к репетиторам, поскольку хотят подготовиться максимально качественно.
Еще одной особенностью работы над сочинением в части 2 ЕГЭ будет необходимость в процессе написания соблюдать основные нормы русского языка: орфографические, пунктуационные, грамматические и речевые. Напомним, что с 2022 года сочинение 12. Если при написании сочинения в части 2 учащимся удается показать свое умение анализировать текст, привлекаемый для аргументации собственной точки зрения, не искажать при этом позицию автора и не допускать фактических ошибок, то результаты экзамена могут быть весьма высокими.
Полезные ресурсы для подготовки к экзамену Готовясь к ЕГЭ, очень важно внимательно изучать критерии оценивания развернутых ответов и пробовать пройти оценивание по этим критериям. Критерии открыты и доступны на сайте ФИПИ. Также хорошими помощниками на этапе подготовки к экзамену в формате ЕГЭ по литературе станут: материалы Московской электронной школы самодиагностики, тестовые задания, видеоуроки и др. Еще один полезный ресурс по подготовке к экзаменам, который предоставляется Московским центром качества образования, — независимые диагностики в формате ЕГЭ на базе Центра независимой диагностики ЦНД. Они проводятся по актуальным версиям КИМ — то есть уже в январе 2023 года участники смогут оценить свою готовность к экзаменам по заданиям КИМ 2023 года.
Диагностики проходят точно в соответствии с реальной процедурой ЕГЭ. Выпускники смогут не только оценить уровень своих знаний по литературе и степень готовности к экзамену, но и почувствовать себя в условиях реального экзамена, что поможет справиться с волнением перед ЕГЭ летом. Кроме того, в этом году выпускники смогут принять участие в единых городских контрольных работах.
Сдаем литературу на 100 баллов! Изучение художественной литературы — сложный творческий процесс, требующий внимательного отношения со стороны как обучающего, так и обучаемого. В процессе анализа литературных произведений происходит приобщение к искусству слова, более глубокое постижение авторской позиции. Традиционно такой иллюстративный материал, как таблицы и схемы, используется при изучении точных наук.
Курс для подготовки к ЕГЭ, ОГЭ по литературе онлайн
Драма — изобразительный род литературы. Драма: изображает человеческую личность в действии, в конфликте; проявляет бытие через характеры людей и их действия; драма цельная и законченная при следующих составляющих: декорации и актерская игра. Деление произведений на роды зависит от подхода писателя показать мир и человека: эпос изображает человека таким какой он есть, как бы со стороны; для лирики характерен субъективизм, то есть личные переживания, мысли автора; а драма изображает человека в действии: всё разворачивается "на глазах" читателя, причем авторская речь играет роль небольших пояснений, автор не показывает собственное отношение к происходящему. Эпические жанры Роды литературы в свою очередь делятся на жанры.
К эпическим жанрам относятся: Рассказ — небольшое произведение, изображающее какое-то одно событие из жизни; на примере частного показывается столкновение характеров, взглядов. Обычно писатель придает особое значение деталям. Очерк — маленькое повествование, показывающее нравы какой-либо среды, определенный человеческий тип.
Новелла — повествование о нетривиальном происшествии с быстроразвивающимся захватывающим сюжетом. Повесть — изложение истории о жизни человека, рассказанная от лица самого героя, либо автора; на примере героя показываются какие-либо закономерности самой жизни. Роман — крупное эпическое произведение о большом количестве действующих лиц, чьи судьбы переплетаются; жизнь изображается в ее сложности и противоречивости.
Лирические жанры Стихотворение — лирическое произведение, написанное по законам стихотворной речи.
Главный фактор успеха ГИА по литературе — организация процесса качественной и удобной подготовки. С чего начать? С внимательного изучения литературной теории и ощутимого списка произведений, которые нужно уметь анализировать. Сложно, но возможно.
Роман «Обломов» Н. Стихотворения: «Тройка», «Я не люблю иронии твоей…», «Железная дорога», «В дороге», «Вчерашний день, часу в шестом…», «Мы с тобой бестолковые люди…», «Поэт и Гражданин», «Элегия» «Пускай нам говорит изменчивая мода…» , «О Муза! Поэма «Кому на Руси жить хорошо» М. Сказки: «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Дикий помещик», «Премудрый пискарь» М. Роман «История одного города» обзорное изучение Л. Роман-эпопея «Война и мир» Ф. Роман «Преступление и наказание» Н.
Пьеса «Вишневый сад» Из литературы первой половины XX в. Рассказ «Старуха Изергиль» М. Пьеса «На дне» А. Стихотворения: «Незнакомка», «Россия», «Ночь, улица, фонарь, аптека…», «В ресторане», «Река раскинулась. Течет, грустит лениво…» из цикла «На поле Куликовом» , «На железной дороге», «Вхожу я в темные храмы…», «Фабрика», «Русь», «О доблестях, о подвигах, о славе…», «О, я хочу безумно жить…» А. Поэма «Двенадцать» В. Стихотворения: «А вы могли бы?
Поэма «Облако в штанах» С. Стихотворения: «Гой ты, Русь, моя родная!.. Равнина дорогая…», «Шаганэ ты моя, Шаганэ…», «Не жалею, не зову, не плачу…», «Русь Советская», «О красном вечере задумалась дорога…», «Запели тесаные дроги…», «Русь», «Пушкину», «Я иду долиной. На затылке кепи…», «Низкий дом с голубыми ставнями…» М. Стихотворения: «Моим стихам, написанным так рано…», «Стихи к Блоку» «Имя твое — птица в руке…» , «Кто создан из камня, кто создан из глины…», «Тоска по родине! Давно…», «Книги в красном переплете», «Бабушке», «Семь холмов — как семь колоколов!.. Стихотворения: «Notre Dame», «Бессонница.
Тугие паруса…», «За гремучую доблесть грядущих веков…», «Я вернулся в мой город, знакомый до слез…» А. Стихотворения: «Песня последней встречи», «Сжала руки под темной вуалью…», «Мне ни к чему одические рати…», «Мне голос был.
Это означает, что вопросов о творчестве писателей и поэтов первой половины XIX века не будет ни в тестовой части экзамена, ни в части с развернутыми ответами. При этом в своих сочинениях на одну из четырех предложенных в варианте тем школьники могут ссылаться на произведения любого из этих авторов, заявили в Рособрнадзоре.
Представители Рособрнадзора объяснили, что обновленный кодификатор опирается исключительно на программу старших классов, в то время как произведения золотого века изучают в средней школе. Исключение из программы авторов первой половины XIX века может существенно усложнить сдачу экзамена для старшеклассников, считает Татьяна Шипилова. По ее словам, прежде школьник мог рассчитывать на хороший балл, даже если не читал самые большие произведения — «Войну и мир» и «Тихий дон», а с 2024 года это будет невозможно.
Сайт учителя русского языка и литературы Захарьиной Елены Алексеевны
Следующей (основной) составляющей кодификатора ЕГЭ по литературе за 2022 год является непосредственно список произведений, которые должны быть прочитаны и проанализированы выпускником. Разбираем новые термины из кодификатора ЕГЭ по литературе. Study with Quizlet and memorize flashcards containing terms like Описание внешности, Описание природы, Описание природы and more. Экзамен по русской литературе, как и ЕГЭ по любому другому предмету школьной програм-мы, носит формализованный характер.
Задания ЕГЭ по литературе 2024
Еще одна группа тем задания 12 близка к литературному обзору, который дает учащимся возможность проявить собственный читательский выбор в рамках конкретного временного периода «Тема героизма в произведениях отечественной прозы ХХ — начала ХХI в. Еще одна тема ориентирована на связь литературы с другими видами искусства живописью, театром, кино и др. Участникам предложено включить текст художественного произведения в «диалог искусств» в конкретном направлении, которое указано в формулировке «Какие эпизоды вы бы выбрали для иллюстрирования романа-эпопеи Л. Из представленного многообразия тем 12. Еще одной особенностью работы над сочинением в части 2 ЕГЭ будет необходимость в процессе написания соблюдать основные нормы русского языка: орфографические, пунктуационные, грамматические и речевые. Напомним, что с 2022 года сочинение 12. Если при написании сочинения в части 2 учащимся удается показать свое умение анализировать текст, привлекаемый для аргументации собственной точки зрения, не искажать при этом позицию автора и не допускать фактических ошибок, то результаты экзамена могут быть весьма высокими. Полезные ресурсы для подготовки к экзамену Готовясь к ЕГЭ, очень важно внимательно изучать критерии оценивания развернутых ответов и пробовать пройти оценивание по этим критериям. Критерии открыты и доступны на сайте ФИПИ.
Также хорошими помощниками на этапе подготовки к экзамену в формате ЕГЭ по литературе станут: материалы Московской электронной школы самодиагностики, тестовые задания, видеоуроки и др. Еще один полезный ресурс по подготовке к экзаменам, который предоставляется Московским центром качества образования, — независимые диагностики в формате ЕГЭ на базе Центра независимой диагностики ЦНД.
Каждый день решаем по 1 тесту до тех пор, пока не убедитесь в знании теории. В принципе, если вы решите тестов 30, то теория у вас откристаллизуется. Решили тест — сразу поработайте над ошибками, чтоб они не кочевали из теста в тест. Примерно дней за 5 до начала экзамена вновь порешайте их.
Делаем карточки с цитатами. Носим их с собой. Учим везде: в дороге, в столовой, в кровати и т. Учим стихи. В предложенном сокращенном списке все стихи можно не учить. У каждого автора выберите хотя бы по 2-3 стихотворения.
Что-то вы учили ранее, поэтому просто повторите их. Таким образом, у вас получится примерно 30 стихотворений. Год назад, когда проходил в университете курс литературы второй половины XIX века, выучил за 2 месяца без каких-либо проблем 30 стихотворений. Учил в свое удовольствие, целенаправленно не выделял отдельные часы, а просто повторял их в свободное время. У всех вас получился «разного цвета» список литературы, поэтому давать рекомендацию, сколько отводить времени на каждодневное чтение я не могу. Но чтобы не переутомлять себя, предлагаю следующее: 3 дня занимаетесь по 2-2,5 часа в сутки, на 4й день отдыхаете от литературы вообще даже от карточек, но стихи можете повторять.
Так как перед вами стоят 2 наиболее важные задачи — прочитать произведения и наработать навык написания части С, поэтому и сделайте на это основной упор. Заведите, если еще этого не сделали, тетрадь для сочинений. Отправляться на экзамен с непрочитанными произведениями — большой риск, поэтому сведите свои риски к минимуму. Общие рекомендации по успешной сдаче ЕГЭ по литературе 1. Хорошее знание текстов, детали. Умение вчитываться в вопрос и Что нужно, чтобы успешно подготовиться и сдать литературу минимум на 60-70 баллов?
Умение вчитываться в вопрос и отвечать конкретно. Умение видеть и вычленять главное, существенное. Сначала писать о главном, потом о деталях. Не сбиваться на пересказ. Четкая формулировка авторской позиции. Когда формулируется точка зрения, то точка зрения, тезисы должны быть подкреплены текстом.
Убедительность аргументов, они должны быть продуманы. Нужно уметь обобщать, делать выводы, которые не дублируют те рассуждения, которые были приведены выше. Корректная подборка текстов, главное не констатировать, а показать, как та или иная проблема представлена в других произведениях. Выпускники не могут указать на уникальность автора. В чем уникальность того или иного автора. Неумение «вжиться в эпоху».
Несоответствие цитат выдвинутому тезису. Односторонняя и поверхностная трактовка текста. Неточное использование теоретико-литературного аппарата.
В справочном пособии схематично даны термины и тезисы, которые помогают в структурировать знания. Универсальный справочник», А. В пособии содержатся материалы по всем темам, которые нужно изучить для экзамена. По каждой из тем даны соответствующие задания ЕГЭ, есть тренировочные варианты экзамена. Пошаговая подготовка», Л. Скубачевская, Е.
Хадыко, Е. Сборник содержит теорию, тесты для самопроверки, пробные задания ЕГЭ и ответы на них. Я рекомендую ребятам для подготовки к экзамену по литературе онлайн-справочник 4ЕГЭ «Универсальный справочник по литературе». Он хорош тем, что содержит необходимую теорию и примеры заданий, а также тестовые варианты экзамена. Одним пособием при подготовке не обойтись. А вот изучение всего материала даст нужный результат. Как максимально продуктивно подготовиться к экзамену по литературе самостоятельно? Самостоятельно подготовиться к экзамену по литературе возможно, однако придется потрудиться. Для начала необходимо ознакомиться с кодификатором ФИПИ и прочитать все произведения хотя бы в кратком изложении , указанные в нем, понять прочитанное, выучить литературоведческие термины из кодификатора.
По прочитанному и понятому нужно писать сочинения. Для беспристрастной проверки текстов обратитесь к школьному учителю, он не должен отказать.
Чтобы точно рассчитать, сколько времени вам потребуется на книгу, можно воспользоваться простой формулой: Составьте точный список книг, которые нужно прочитать обязательно. Затем сложите количество страниц во всех этих книгах, посчитав каждую в отдельности. Посчитайте, сколько дней осталось до экзамена. Если вы собираетесь воспользоваться формулой где-то в ноябре-декабре, не жалейте себя и намеренно сократите количество дней. Разделите количество страниц на оставшееся время.
Теперь у вас есть минимальная норма на день, следуя которой вы точно успеете прочитать всё до ЕГЭ. Составьте памятки по произведениям кодификатора Первая часть ЕГЭ по литературе кажется довольно простой. Поэтому здесь будет обидно потерять баллы из-за ошибок, допущенных в простых заданиях. Как правило, они проверяют знания о родах и жанрах произведений, названиях направлений, стихотворных размерах, средствах выразительности, типах рифмовки. Лучше подстраховать себя и заранее сделать подробные памятки с разнообразными ответами на вопросы заданий 1-9. Можно задаться справедливым вопросом: «но ведь всю литературу не законспектируешь? Так и есть, но здесь снова стоит вернуться к первому совету: не нужно штудировать с карандашом весь текст, который потребуется на экзамене.
Важно внимательно прочитать кодификатор и как можно больше тренироваться. На ЕГЭ по литературе довольно часто выпадают вопросы из банка заданий. Учите стихи Большинство экзаменуемых предпочитает концентрироваться на прозаических текстах и игнорировать стихотворные произведения, которые тоже есть в экзамене. Так, среди тем 12-го задания встретиться, по крайней мере, одна тема на сопоставление стихотворений или анализ творчества поэта. Стихотворения можно учить в рамках школьной программы.
7 советов тем, кто сдаёт ЕГЭ по литературе в 2023 году
Экзамен по русской литературе, как и ЕГЭ по любому другому предмету школьной програм-мы, носит формализованный характер. Решайте ЕГЭ по литературе онлайн. На сайте представлены уникальные авторские и демонстрационные варианты. Первый зампред комитета Госдумы по просвещению Яна Лантратова обратилась к вице-премьеру Татьяне Голиковой с просьбой вернуть в ЕГЭ по литературе задания на.
ЕГЭ по литературе в 2024 — 6 советов по подготовке
структура экзамена, демонстрационные варианты, рекомендации к выполнению заданий и тестовые вопросы. Комитет по вопросам семьи, женщин и детей направил запрос министру просвещения Сергею Кравцову с просьбой разъяснить, как формируют список литературы по программе подготовки к ЕГЭ, сообщило РИА «Новости». Варианты ЕГЭ по литературе 2024 доступны онлайн с ответами к письменным заданиям: 8,9,15,16,17. Эта книга пригодится тем, кто готовится к экзамену по литературе: в ней разобрана вся школьная теория и даны практические советы, как готовиться к тем заданиям итогового экзамена, которые требуют развёрнутого ответа. Теория литературы на егэ 2024 будет оцениваться по 100-балльной шкале, а не по 36-балльной, как раньше.
Теория по литературе. Задание 1 ЕГЭ по литературе
Реализм — литературное направление, xyдoжecтвeнный мeтoд oбpaзнoгo oтpaжeния дeйcтвитeльнocти в cooтвeтcтвии c oбъeктивнoй дocтoвepнocтью. Ремарка от фр. Может предшествовать отдельному действию или даваться курсивом в скобках, сообщать о месте действия, жестах, мимике, интонации героев, их чувствах. Речевая характеристика героя: диалог, монолог; внутренняя речь. Речевая характеристика — характеристика персонажа посредством особенностей его речи например, речевые характеристики госпожи Простаковой в комедии Фонвизина «Недоросль», Акакия Акакиевича Башмачкина в повести Гоголя «Шинель». Ритм — систематическое, мерное повторение в стихе определенных, сходных между собой единиц речи слогов. Риторический вопрос, восклицание — этo вoпpoc, нe тpeбyющий oтвeтa либo oтвeт пpинципиaльнo нeвoзмoжeн, либo яceн caм пo ceбe, либo вoпpoc oбpaщeн к ycлoвнoмy coбeceдникy. Pитopичecкий вoпpoc aктивизиpyeт внимaниe читaтeля, ycиливaeт eгo эмoциoнaльнyю peaкцию. Гoгoля; Иль нaм c Eвpoпoй cпopить нoвo? Иль pyccкий oт пoбeд oтвык? Риторическое восклицание — приём передачи кульминации чувств.
Оно передаёт различные эмоции автора: удивление, восторг, огорчение, радость и т. На письме риторическое восклицание обычно представляет собой предложение, оканчивающееся восклицательным знаком. При чтении риторические восклицания выделяются интонационно. Какое лето, что за лето! Да это просто колдовство Какой размах! Какой простор уму! На сцене слитность грации и такта! Роман — большое повествовательное произведение, обычно отличающееся многообразием действующих лиц и разветвленностью сюжета. Романтизм — литepaтypнoe нaпpaвлeниe кoнцa 18 — нaчaлa 19 вeкa, пpoтивoпocтaвлявшee ceбя клaccицизмy кaк пoиcк бoлee cooтвeтcтвoвaвшиx coвpeмeннoй дeйcтвитeльнocти фopм oтpaжeния ee. Роман-эпопея — знaчитeльнoe пo oбъeмy cтиxoтвopнoe или пpoзaичecкoe пpoизвeдeниe, зaтpaгивaющee oбщeнaциoнaльнyю тeмaтикy.
Boзникaли пpoзaичecкиe эпoпeи, к чиcлy кoтopыx в pyccкoй литepaтype oтнocитcя пoэмa H. Гoгoля «Mepтвыe дyши». B дaльнeйшeм, ocмыcливaя нaциoнaльнo-иcтopичecкиe пpoблeмы, литepaтypa пpишлa к coздaнию poмaнoв-эпoпeй. B oдниx poмaнax-эпoпeяx coбытиям нaциoнaльнo-иcтopичecкoгo мacштaбa пoдчиняeтcя фopмиpoвaниe xapaктepoв глaвныx пepcoнaжeй «Boйнa и миp» Л. Toлcтoгo, «Жизнь Kлимa Caмгинa» M. Гopькoгo, «Tиxий Дoн» M. Шoлoxoвa, «Пocлe бypи» C. Toлcтoгo, «Kpacнoe кoлeco» A. Сарказм от греч. Грибоедова «Горе от ума», монолог Чацкого Сатира — горький, обличительный смех, осмеяние человеческих или общественных пороков, несовершенств например, в творчестве Д.
Фонвизина, А. Грибоедова, Н. Гоголя, М. Салтыкова-Щедрина, А. Чехова, В. Маяковского, М. Сатира предполагает отрицательное отношение автора к изображаемому. Сатира как критика общественного устройства характерна для произведений реализма. Сентиментализм — этo литepaтypнoe тeчeниe кoнцa 18 — нaчaлa 19 вeкoв. Boзник кaк пpoтecт пpoтив пpeвpaтившиxcя в дoгмy кaнoнoв клaccицизмa в иcкyccтвe, oтpaжaющиx yжe пpeвpaтившyюcя в тopмoз oбщecтвeннoгo paзвития кaнoнизaцию фeoдaльныx coциaльныx oтнoшeний.
Символ — образ, основанный на переносном значении предметов, явлений. Символ близок к аллегории, но более многозначен, широк по значению например, образ-символ паруса в стихотворении М. Лермонтова «Парус», образ-символ грозы в драме А. Островского «Гроза» Символизм — литературное течение; символисты создавали и использовали систему символов, в которые вкладывался особый мистический смысл. Система образов — совокупность художественных образов литературного произведения. Система образов включает в себя не только образы персонажей, но и образы-детали, образы-символы и т. Не стоит путать систему образов и систему персонажей в романе. Система персонажей — это герои, изображение и раскрытие их характеров, описание взаимоотношений друг с другом, группировка персонажей и определение их ролей относительно главных действующих лиц. А система образов включает в себя и систему персонажей, и другие средства создания образов, способствующие раскрытию авторского замысла, основных тем произведения, создание у читателя нужного писателю настроения. Системы стихосложения — этo пpинцип pитмичecкoй opгaнизaции cтиxoтвopнoй peчи.
Cтиxocлoжeниe мoжeт быть cиллaбичecкoe, тoничecкoe, cиллaбo-тoничecкoe. Сказ — тип повествования от лица рассказчика в своеобразной бытовой, разговорной манере. Отличается самобытной лексикой и фразеологией например, в повести Н. Лескова «Левша», в рассказах М. Содержание и форма — форма — это cпocoб oбнapyжeния coдepжaния литepaтypныx пpoизвeдeний. Coдepжaниe пpoизвeдeния вceгдa кaким-тo oбpaзoм oфopмлeнo, внe фopмы вce элeмeнты coдepжaния нe мoгyт cyщecтвoвaть. Bыдeляют тaкжe литepaтypнo-xyдoжecтвeннyю фopмy пpoизвeдeния. Этo cлoжнoe и мнoгoплaнoвoe явлeниe. Aнaлиз фopмы пpeдпoлaгaeт изyчeниe тpex ocнoвныx cтopoн литepaтypнoгo пpoизвeдeния: пpeдмeтнoй изoбpaзитeльнocти, кoмпoзиции, peчeвoгo cтpoя пpoизвeдeния. Сонет — вид сложной строфы, состоящей из 14 стихов, разбитых на 2 четверостишья и 2 трехстишья.
Сравнение — прямое сопоставление одного предмета, явления с другим: «Ночь хмурая, как зверь…» Тютчев. Стадии развития действия: экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог.
Байрон, В. Вордсворт, П.
Шелли, Д. Китс Англия ; В. Гюго Франция ; В. Жуковский, К.
Рылеев, М. Диккенс, В. Теккерей Англия ; Стендаль, О. Бальзак Франция ; А.
Послание — стихотворное произведение, написанное в форме обращения к какому-то лицу, содержащее призывы, просьбы, пожелания. Элегия — грустное лирическое стихотворение, отражающее личные переживания человека. Песня — напевное произношение какого-либо текста в определенном ритме под определенную мелодию. Дума — размышления поэта на философские, социальные и семейно-бытовые темы в стихотворной форме. Эпиграмма — короткое насмешливое стихотворение над кем-либо. Драматические жанры В зависимости от характера конфликта выделяются: Комедия — разновидность драматического произведения, показывающая частную жизнь людей с целью осмеяния человеческого и общественного несовершенства.
Драма — литературное произведение, описывающее героя в его драматических отношениях с обществом, серьезный конфликт провоцирует напряженную борьбу между действующими лицами. В основе трагедии острые, неразрешимые конфликты и противоречия, в которые вовлечены исключительные личности; непримиримое столкновение враждующих сил. Как правило, главный герой гибнет, но не отступает и одерживает моральную победу. Чем отличается роман от повести Нередко выпускники не разграничивают такие жанры как роман и повесть, перечислим наиболее явные отличия: Размер. Обычно роман — это объемное произведение, повесть в разы меньше; Количество действующих лиц.
Некоторых выпускников пугает один только размер этих книг, не говоря уже о количестве персонажей, сцен и важных деталей. Словом, кто-то может попросту откладывать их чтение до последнего момента, а потом обнаружить, что экзамен уже на носу, а пометки «прочитано» возле названий так и нет. Чтобы хотя бы представлять, о чём идёт речь в книгах, можно прибегнуть к другому виду искусства — кинематографу. Благо, экранизаций русской литературы, причём довольно подробных, достаточно. Так, справиться с «Тихим Доном» поможет фильм 1958 года, где сюжетные расхождения хоть и есть, критическими их назвать сложно. И, конечно, не стоит отказываться от просмотра экранизации «Войны и мира» от Сергея Бондарчука — одной из первых эпических серий советского кино. На просмотр можно позвать и друзей, с которыми здорово будет обсудить сюжеты и фильмов, и книг. Читайте критиков Чтение книг неизменно сопровождается рефлексией — это важный и необходимый этап погружения в текст, знакомства с ним. Они помогут корректно толковать идеи, которые закладывали авторы, и станут хорошим подспорьем для собственного анализа. Нестареющие по крайней мере, для экзаменаторов классики русской литературной критики — Е. Баратынский, В. Белинский, В. Одоевский, П. Пишите планы к сочинениям и тексты Странно было бы обойтись в подборке советов к ЕГЭ по литературе без простого, банального, но главного совета. Обязательно пишите сочинения! Работает примерно та же схема, что с говорением в экзаменах по иностранным языкам — без практики ничего не получится, и в нужный момент на экзамене мозг не сделает над собой чудесное усилие. Без этих тренировок знание теории и текстов не поможет сдать ЕГЭ на 100 баллов. Найдите читателя Писать «в стол», конечно, можно, но лучше, если у вас есть читатель. Необязательно искать репетитора — можно заключить договорённость, например, с родителями, знакомыми студентами хорошо, если педвузов или даже друзьями-одноклассниками. Любая обратная связь будет ценной и поможет вам совершенствовать остроту слога и мысли. Итак, кратко повторим все рекомендации: изучите кодификатор, составьте личное расписание чтения необходимых книг, напишите памятки по произведениям кодификатора, учите стихи, слушая песни современных исполнителей, смотрите экранизации произведений классиков, читайте работы критиков, тренируйтесь писать сочинения и не стесняйтесь показывать их родителям, учителям и друзьям. Как подготовиться к ЕГЭ по литературе за 2-3 месяца самостоятельно Определитесь четко с набором экзаменов. Готовьтесь по тем трём ключевым, которые вам необходимы. Если вы рассматриваете какие-то иные варианты поступления, где нужны другие экзамены, то вам надо сбавить обороты по всем фронтам, кроме ключевого. Если вы рассматриваете литературу как ключевой экзамен, то и уделите ей большую часть своего оставшегося времени. Избавьтесь от всего ненужного, сосредоточьте своё внимание на чем-то одном. Рекомендуем прибегнуть к такой схеме «восстановления» текста: 1. Читаем биографию писателя пытаемся понять, найти причины, которые побудили к написанию произведения. Это нужно для того, чтобы вы могли вжиться в исторический контекст. Понять откуда писатель брал материал для произведения. Настоятельно рекомендую хорошо поработать над этим моментом. Анализ произведения — выискиваем поднятые темы, проблемы, узнаем информацию о героях. Открываем учебники Б. Бугрова, М. Вдумчиво, не торопясь, читаем текст. Краткие содержания — изучив детально исторический контекст, темы, проблемы, художественные образы, только сейчас можно приступить к сюжетной части произведения. Если вы пойдете наоборот, то велика вероятность того, что ранее прочитанный вами сжатый сюжет вовсе не отложится в памяти.
Кодификатор ЕГЭ по литературе в 2022 году — что нужно знать
Скоро вам предстоит сдать единый государственный экзамен (ЕГЭ) по литературе. Пособие предназначено для школьников и абитуриентов, готовящихся к экзамену по литературе: итоговому диктанту, ЕГЭ или творческому экзамену. 29.09.2013 Стилистические фигуры в литературе, теория для ЕГЭ по литературе (9329).