Идёт святочная неделя, а значит, самое время посмотреть спектакль по мотивам традиционных сказок.
Святки. Записки этнографа
В материале рассказываем, что такое Святки и когда они начинаются, в чём смысл Святок, что можно и чего нельзя делать в эти дни, а также о самых популярных святочных гаданиях. Главная > Новости > Святочная неделя. Святочная неделя – это дни между рождением Христа и его крещения. Не все знают, с какого числа начинаются Святки и сколько дней длятся. В материале рассказываем, что такое Святки и когда они начинаются, в чём смысл Святок, что можно и чего нельзя делать в эти дни, а также о самых популярных святочных гаданиях.
Святки 2024: гадания, суть, традиции, что можно и нельзя делать
Любовь Горелова: «Вышли на улицу, где валенок тяпнет, там и жених, у меня тяпнул в Макарихе, и жених из Макарихи…» Тане - ей 12 - тоже предлагают попытать счастья. Суть проста- какое бревно, такой и жених. Всем смешно, а Таня покраснела, тем более, что жених у нее уже есть. У Маши Крайновой тоже есть молодой человек, и доставшееся ей полено на него не похоже. Маша Крайнова: «Жених не такой. Намного тоньше…» На самом деле молодежь к подобным штукам относится скептически. Алевтина Ильинична местный культурный просветитель этих детей пытается приобщить к русским традициям.
Стол накрывали на всех присутствующих, добавляя дополнительные приборы для умерших в прошедшем году родственников. Завершением Святок была подготовка к Крещению. Рослые мужчины со всей деревне собирались вместе и отправлялись на водоемы.
Они прорубали прорубь для предстоящего омовения. Обычно этим занимались в последние два дня Святок. Празднование Неизменным атрибутом Святок были гадания, когда собирались молодые девушки и узнавали свое будущее. Ритуалы были различные, в каждой деревеньке существовали свои правила гадания и собственные атрибуты, необходимые для проведения ритуала. Гадали в основном на женихов, желая узнать имя суженного, его возраст или внешность. Иногда гадали на дату замужества и число детей. Взрослые ограничивались приметами, по которым пытались определить достаток в семье в новом году. Обязательным элементом были и колядки, где резвилась молодежь. Парни и девушки наряжались в новую одежду, которую предварительно мастерили перед праздником.
Днем ходили по улицам, горланя песни-колядки или исполняя церковные песнопения.
Люди полагали, что в этот момент души тех, кто умер - возвращаются, нечистая сила начинает потехи, а ведьмы устраивают шабаш. Согласно поверьям, Бог открыл адовы врата для того, чтобы различная нечисть - бесы и черти, получили возможность отпраздновать великое Рождество. Главным отличительным знаком Святок всегда были заклинания на весь год и гадания о будущем, чтобы узнать о предстоящем урожае. Цель обрядов также состояла и в общении с духами, так как искренне считалось, что благополучие в мире мертвых - для народа означало счастье в мире живых. По поверьям, нечисть проникала в мир живых. Для того, чтобы от нее защититься, люди на окнах и дверях рисовали кресты. Традиционно, в самые первые дни праздника, необходимо было посещать родных, знакомых, близких и друзей. Нужно было всем дарить подарки, так как этот ритуал - своего рода память о подношениях, которые когда-то были поднесены волхвами. В Святки обязательно нужно было вспомнить убогих, больных, бедных и любых нуждающихся людей.
Необходимо было навещать разные приюты, детские дома и дома престарелых, а также больницы и тюрьмы. В прошлые времена, в эти праздники тюрьмы посещали тайно переодетые в простых людей цари, для того, чтобы подать милостыню осужденным. Верующие должны были обязательно посещать богослужения для прославления Господа, который отправил Иисуса Христа на Землю. Во время праздников каждый уважающий себя христианин обязан был отслужить в церкви хотя бы одну службу.
И наступили самые весёлые и долгожданные дни — Святки, все живут в ожидании чуда. И особенно его ждут дети. Сегодня ребята младших групп побывали в настоящей святочной сказке «Рождественская звезда».
Сообщение отправлено
- Святочная неделя
- Традиции празднования святочной недели
- Что еще почитать
- Святки. Записки этнографа
- Святки. Записки этнографа
Что нельзя и что можно делать на Святочной неделе в 2023 году
- Что нельзя делать на рождественские святки с 7 по 19 января
- Святочная неделя 2023
- Святки. Записки этнографа
- Читательская акция «Неделя святочных гаданий» - Новости - МБУ "Библиотека" г. Новочебоксарск
- Святочная неделя - ГТРК ОКА
Святочная неделя – время добрых дел
Если кто-то осмеливался шить одежду или плести лапти, то у них от гнева Божьего мог стать скот кривым, а то и вовсе слепым. А тот, кто игнорировал праздники и продолжал изготавливать предметы быта - грозил оставить скотину без приплода. Тем кто нарушал данный запрет - все деревенское сообщество выказывало сильное неодобрение. Следующие семь святочных дней считались временем бесов - разгулом для всякой нечисти. Люди полагали, что в этот момент души тех, кто умер - возвращаются, нечистая сила начинает потехи, а ведьмы устраивают шабаш. Согласно поверьям, Бог открыл адовы врата для того, чтобы различная нечисть - бесы и черти, получили возможность отпраздновать великое Рождество.
Главным отличительным знаком Святок всегда были заклинания на весь год и гадания о будущем, чтобы узнать о предстоящем урожае. Цель обрядов также состояла и в общении с духами, так как искренне считалось, что благополучие в мире мертвых - для народа означало счастье в мире живых. По поверьям, нечисть проникала в мир живых. Для того, чтобы от нее защититься, люди на окнах и дверях рисовали кресты. Традиционно, в самые первые дни праздника, необходимо было посещать родных, знакомых, близких и друзей.
Нужно было всем дарить подарки, так как этот ритуал - своего рода память о подношениях, которые когда-то были поднесены волхвами. В Святки обязательно нужно было вспомнить убогих, больных, бедных и любых нуждающихся людей.
Этот обычай отсылает к преданию о Вифлеемской звезде. Согласно Евангелию от Матфея, она возвестила волхвам о появлении на свет Иисуса Христа. Завершаются Святки в праздник Крещения Господня, который отмечается в ночь с 18 на 19 января. Как и Рождество, Крещение — непереходящий праздник, то есть каждый год Святки приходятся на одни и те же даты. Традиция святых вечеров уходит корнями в глубокую древность и имеет богатую историю. Откуда пошла традиция Святок Первое упоминание о Святках датируется IV веком нашей эры — христианский богослов Ефрем Сирин писал об этом периоде в своих трудах. Так что уже в то время греческие христиане праздновали две недели после Рождества, прославляя появление на свет Мессии. В 567 году церковь официально объявила праздничными 12 дней после Рождества Во время Святок люди радовались и воспевали пришествие Иисуса Христа на Землю.
Было важно, чтобы в это время хорошее настроение было у всех, в том числе у рабов, нищих и даже заключенных. Поэтому на Святки верующие приносили угощения в тюрьмы и больницы, а также помогали бедным. Традиция дарить подарки на Рождество тоже восходит к преданию о волхвах. Ведь они первыми принесли дары — золото, ладан и смирну — новорожденному Иисусу. Считается, что по этой же причине сегодня дарят подарки и на дни рождения близким людям. Как отмечали Святки на Руси На Руси православные обычаи тесно переплелись с языческими обрядами. Историк и поэт Николай Карамзин писал, что до принятия христианства в период Святок славяне чтили Коляду — божество, олицетворяющее Молодое Солнце и Новолетие. В фольклоре древних славян Коляда — сын и один из ликов бога Солнца — Даждьбога По другой версии, слово «коляда» происходит от корня -коло- и связано с кругом, колесом, солнцем. А в словаре «Славянские древности» сказано , что «коляда» — от латинского слова, означающего «первый день месяца». Также было принято «зажигать солнце» — свечу в центре разукрашенного колеса, гасить старый огонь в печах и разводить новый.
Также в это время пекли ритуальные пряники, символизирующие жертвенных животных — коров или ягнят.
Сказы отличались таинственностью, присутствием волшебства, в них всегда были чудесные события. Днем в Святочные дни в народе было принято кататься с горок на санях, устраивать кулачные бои, ходить в гости к родным. А еще после Святок наступал период сватовства.
В последние дни Святочной недели готовились к Крещению.
Мистические ритуалы и магические обряды наполняли северные деревни до самого Крещения. Виолетта Петрова, хормейстер фольклорного театра «Новица»: — Гадали с поленом, гадали валенком, гадали со свечками. В веселом хороводе появляются ряженые — это всегда чудища-страшилища. Нечистую силу встречают смехом и шутками. Колядовщиков обязательно встречали угощением. В двухсотлетней Пуховой избе — мастер-класс по выпеканию святочных пряников. На севере очень любили козули, но был еще и печатный пряник — незаслуженно подзабытый. Такие пряники пекли с помощью деревянных форм из ржаного теста с добавлением ароматных пряностей.
Святочная неделя. На что гадают девушки и стоит ли верить в магические формулы
Обычно гаданием увлекаются девушки, стараясь узнать что-то о предстоящем замужестве. Но если этот вопрос для вас не актуален, можно погадать на удачу, благополучие или что-то волнующее вас. А лучше всего относиться к этому как к игре. Информацию подготовила Гульнар Калакова.
Рождественские Святки, как известно, продолжает самый необычный, и многим в мире непонятный праздник — Старый Новый год.
Много связано с этим чудесным днем, но самой полюбившейся традицией стало для всех россиян приготовление праздничных вареников с сюрпризами. Из года в год повара нашего детского сада готовят ребятам вкусные и ароматные вареники. Детвора всегда ждет это праздничное угощение с нетерпением, рассказывая о том, как вареники готовят в их семьях. Святки — волшебное время, когда мы можем загадать любое желание и ждать его исполнения. Это время, когда мы должны меняться только в лучшую сторону, становиться добрее, проявлять милосердие и помогать нуждающимся.
Донецка «Березка».
Рожественские праздники для инвалидов проводятся Церковью ежегодно. Нынче в нём приняла участие и наша воскресная школа под руководством педагога Елены Владимировны Суворовой. Эти номера ребята репетировали больше месяца и первый раз представили публике на приходской праздничной площадке в «Микс-Максе». Не все жители дома-интерната захотели принять участие в общей трапезе и стать зрителями праздничного концерта.
В Малороссии, в Польше, в Белоруссии многие праздники известны под именем Святок swiatki , как, например, Зелёные святки, то есть Троицкая неделя. Поэтому профессор Снегирев заключает, что можно извлечь, как самое название, так и большая часть народных игрищ перешла на север с юга и запада России. Если мы начали со Святок, то потому именно, что нет ни одного празднования на Руси, которое бы сопровождалось таким богатым выбором обычаев, обрядов, примет и прочего, как так называемые Святки.
На Святках мы встречаем или видим странную смесь обычаев из языческого обряда, смешанных с некоторыми христианскими воспоминаниями о Спасителе мира. Бесспорно, что к обрядам языческим, а не иначе, принадлежат гадание, игры, наряды и прочее, которые выражают свою изобретательную сторону торжества, совершенно не имеющую ничего общего с христианскими целями и настроением духа, и — славление, то есть хождение детей, а иногда и взрослых со звездою, подчас с рацею, вертепом и тому подобными предметами. Между тем как самое слово «святки» представляете понятие о значении святости дней по причине отрадного для христиан события. Но в древности, с незапамятных времен язычества, вошли обычаи и обряды в эти торжественные дни, и мы одолжены тому, что и в настоящее время эти обычаи не искореняются, а существуют, хотя и в разных видах и формах, более или менее изменёнными. Кормчая книга говорит, что святки, праздники приняты от эллинов греков ; то же подтверждение коляд от эллинов видим в 62 правиле «Стоглава» Стоглав, или Стоглавый собор — церковный собор с участием царя Ивана IV и представителей Боярской думы, заседавший в Москве в январе — феврале 1551 г. Впрочем, профессор Снегирев свидетельствует, что святые отцы, говоря об эллинах, имели в виду безразлично языческие народы, в противоположность православным грекам и иудеям. История говорит, что обычай этот существовал в Римской империи, Египте, у греков и у индийцев. Так, например, египетские жрецы, празднуя восстание Осириса или новый год и вместе с тем надев на себя личины и костюмы, соответствующие божествам, ходили по улицам города.
Барельефы и иероглифы в Мемфисе и Фивах указывают, что такие маскарады совершались в новолуние и считались священным обрядом. Точно тому же подобные обряды совершались у персов в день рождения Митры, у индийцев — Перун-Монгол и Угады. У римлян эти праздники назывались «днями Солнца». Напрасно Константин Великий, Тертуллиан, св. Иоанн Златоуст восставали против святочных волхований и безумных игр календ , — обычаи гадать и наряжаться все-таки остались, хотя в форме довольно измененной. Даже сам Император Петр I по возвращении из путешествия в Россию наряжал Зотова папою, а других своих любимцев кардиналами, дьяконами и церемониймейстерами, и в сопровождении хора певчих о святках ходил с ними к боярам по домам славить. Известно, что Моисей, как законодатель, истребитель язычества и его обрядов в избранном народе, воспрещая поклонение идолам, воспретил и переряживание, как то делали жрецы египетские. Валсамон, патриарх XII века, говорит, что, несмотря на запрещение Церкви, на Западе продолжалось наряжение в шутовское платье, в сатиров, комедиантов, скотов, кумиров и чудовища; кроме того, представляли рождение Сына Божия, явление ангелов пастырям, обрезание, звезду, трех царей и тому подобное, что потом перешло и в Россию.
Константин Багрянородный упоминает о Готских играх, которые совершались при дворе в присутствии императора о Рождестве Христове. Это были ряженые в вывороченных тулупах или шубах, или в масках, или с раскрашенными лицами, которые вертелись, бегали или, наконец, аккомпанировали под музыку. Название игр «Готских» они получили потому, что греки наряжались по-готски, когда приходили к императору и получали подарки за пропетое ими государю многолетие и рождественский кондак. Близко будет к истине, если скажем, что во время сношения России с византийским двором святочные обычаи, как и многие прочие, перешли в Россию, так как, по словам профессора Снегирева, много славяноруссов в качестве телохранителей находились при дворе византийских императоров. Ряженые в деревне У скандинавов Святки были известны под именем Иольского и Юльского праздника Iuul, Ioel как важнейшего и продолжительнейшего из всех. Этот праздник отправлялся в честь Тора в Норвегии зимою, а в Дании в честь Одина для благословенной жатвы и скорого возврата солнца. Начало праздника обыкновенно наступало в полночь 4 января, и продолжался целых три недели. Первые три дня были посвящены благотворениям и торжеству, последние затем дни были проводимы в веселье и пиршествах.
Название Iuul происходит от Hjul, по-русски — колесо, потому что тогда год поворачивался колесом. Древность этого скандинавского праздника доказывается тем, что о нем рассказывал еще в VI веке Прокопий, византийский летописец. У древних англосаксов должайшая и мрачнейшая ночь предшествовала дню рождения Фрейера или Солнца, называлась Материнскою ночью, так как эта ночь почиталась матерью солнца или солнечного года. В это время, по верованию северных народов, являлся дух Юлеветтен в образе черноликого юноши с женской повязкой на голове, закутанного в черный длинный плащ. В таком виде является будто бы он ночью в домы, как у русских о Святках суженый-ряженый, и принимает подарки. Это верование ныне на всем севере превратилось в забаву, уже лишенное всякого суеверного смысла. Та же роль представлена на германском севере Филии. На Иольском празднике был в честь Фрейера убиваем вепрь в присутствии короля, как священное животное.
Над этим животным, положив руки, клялись королю в верности. По окончании жертвы все предавались веселью, которое состояло в питие, яствах, плясках и разных играх. Эти Иольские праздники продолжались по нескольку дней. Остатки этого празднества остались еще кое-где на скандинавском севере, к которому присоединились гадания, приметы, суеверия и пр. В это время употребительна свинина и пироги в форме свиней. В Англии за несколько дней до праздника Рождества Христова начинаются в большей части городов ночное пение и музыка по улицам. В Голландии восемь ночей перед праздником и восемь после праздника ночей страж после возвещения утра прибавляет смешную песню, содержание которой — совет во время праздников есть кашу с изюмом и прибавлять в нее сахарного сиропа, чтобы она была слаще. Вообще рождественские праздники, несмотря на холодное зимнее время года, дышат весельем, как и канун Рождества.
Впрочем, сочельник в России менее весел как день постный, как день приготовления и встречи к празднику. У простого народа всегда найдется бездна смешных преданий по случаю этого дня, и ночь перед Рождеством бывает свидетельницей множества суеверных наблюдений. В целой Англии существует поверье, что будто бы если войти в хлев ровно в полночь, то найдешь весь скот на коленях. Многие убеждены, что в сочельник все пчелы поют в ульях, приветствуя день торжества. Это поверье распространено по всей католической и протестантской Европе. Вечером женщины ни за что не оставят кудели на прялках, чтобы черт не вздумал вместо них сесть за работу.
Сайт общественно-политической газеты Славянского района.
13 января на святочной неделе в нашей гимназии состоялся рождественский праздник. Для молодежи любимое развлечение на святки — рядиться и колядовать. О рождественских традициях, которым мы следуем до сих пор, рассказал фольклорный ансамбль Ладанка. Святки или святые дни – это время от Рождества Христова до праздника Крещения Господня. С 9 по 12 января в детском саду проходила праздничная Святочная. неделя, в которой приняли участие воспитанники всех возрастных групп. ДомойГороскоп от Вениамина НикорыКак правильно провести волшебную святочную неделю.
Традиции празднования святочной недели
РИА Новости, 1920, 06.01.2023. Святочная неделя завершалась крещенским вечером, когда по обычаю собирали снег, который обладал целебными свойствами. Вот сколько вопросов возникает у современных детей об этих традиционных в русской культуре днях. Сегодня началась Святочная неделя у нас в школе. Новости из Сегежи: «Святочная неделя!» Социальные педагоги Светлана Владимировна Занкевич и Наталья Петровна Федулова провели для подопечных Сегежского отделения.
Святочная неделя в ДОУ
Оказалось, в Рязани и за ее пределами у девушки нашлись сотни и даже тысячи единомышленников. Это готовы доказать в картинной галерее Виктора Иванова, там организовали мастер-классы для тех, кто может и держал в руках палитру с красками, но до сих пор не создал ни одной живописной картины. Освоить азы мастерства и нарисовать действительно стоящее произведение помогают профессионалы. Заслуги фермеров отметили в профильном Министерстве сельского хозяйства.
С 10 по 20 января в детском саду165 прошла Святочная неделя. Ребята познакомились с традициями и обычаями, обрядами, разучивали щедровки, колядки, стихи и песни. В течение недели с детьми проводились познавательные беседы о традициях на Руси: Рождество, Старый Новый год, Крещение. И вот кульминацией всех мероприятий стал праздник «Пришли свядки- запевай колядки» с народными играми, гадалками, песнями.
О мерах предосторожности накануне праздника напоминали и священнослужители. Другие сюжеты выпуска от 8 января 2021 00:02:32 Молодая девушка любит читать книги, но еще больше помогать тем, кто особенно нуждается в заботе и поддержке — бездомным животным, волею судьбы оставшимся на улице. Оказалось, в Рязани и за ее пределами у девушки нашлись сотни и даже тысячи единомышленников. Это готовы доказать в картинной галерее Виктора Иванова, там организовали мастер-классы для тех, кто может и держал в руках палитру с красками, но до сих пор не создал ни одной живописной картины.
Время, когда нужно хулиганить, а главное - не обижаться. Татьяна Вострякова: «Давай погадаю, я ей руку протянула, а она мне как плюнет, так озорничали…» Собрать народ отметить Святки оказалось непросто. Даже в деревне люди стали слишком взрослые, серьезные и уставшие что ли. Алевтина Маковеева: «Сейчас народу мало, я две недели ходила - собирала народ…» Местные девчонки кидать валенки и лапти в поисках женихов не соглашаются ни в какую, даже в шутку.
Ксения Доринова, корреспондент: «Женихов принято искать в контакте, а я попробую по старинке…» Что за жених живет в этом доме мы так и не узнали, дверь нам никто не открыл. Традиция выглядит, конечно, шуточной, но кто знает, вдруг как у Любови Федоровны - куда валенок тяпнул - там и твоя судьба. Источник: ННТВ видео.
Святки на Руси: история и традиции, как празднуют
Join Святочная неделя в разгаре, а значит — самое время колядок и гаданий! В одном московском ЖК ряженые жители решили устроить праздник соседям и обойти их с песнями и танцами. Пока одни веселятся и гадают, кто прячется под маской, у других гадания посерьезнее.
В народных традициях на Святочной неделе отказываются от азартных игр, не устраивают генеральной уборки и проводят время позитивно. Считается, что в период между церковными праздниками нельзя отказывать в посильной помощи окружающим, и это время считается лучшим для взаимопомощи и выручки. По обычаю на Святочной неделе переодеваются в карнавальные костюмы, ходят по дворам с поздравлениями и пожеланиями счастья, получая взаимен лакомые угощения. Считается удачей, если на порог пожаловала толпа ряженых. И если их угостить, то беды и невзгоды отступят на целый год.
Тем же, кто прогоняет поздравляющих, удача не улыбнется, а проблемы будут с каждым днем расти как снежный ком. Гадания на Святки Традиционным и одним из самых древних гаданий остается гадание на суженого.
Молодые девушки собираются, чтобы задать сокровенный вопрос и узнать о том, ждет ли их судьбоносная встреча.
Гадают разными способами: на имя жениха, написав несколько имен потенциальных ухажеров; бросают обувь, чтобы узнать о том, с какой стороны пожалуют сваты; узнают имя случайного прохожего-мужчины, чтобы знать имя своего суженого. Пользуется популярностью на Святочной неделе и гадание по воску. Свечу плавят над широкой емкостью с водой, рассматривая получившиеся фигуры.
По ним толкуют события, которые произойдут в ближайшее время. Погадать можно и на листе бумаги. Его сминают, а затем немного расправляют и кладут на стол таким образом, чтобы увидеть тень.
По ней определяют события ближайшего будущего.
Ну а пока, чтобы больше узнать об этом светлом празднике ,перед каникулами, для ребят были организованны такие формы деятельности, как; - «Рождественский кинозал» — просмотр мультфильмов и презентаций, - «Рождественские чтения» — чтение произведений художественной литературы тематической направленности, - Посещение местной библиотеки, - «Рождественские мастерские» по организации художественно-продуктивной деятельности. А наши главные партнёры - родители, продолжат знакомить детей с традициями этого праздника на выходных.
Святочная неделя. На что гадают девушки и стоит ли верить в магические формулы
Новости из Сегежи: «Святочная неделя!» Социальные педагоги Светлана Владимировна Занкевич и Наталья Петровна Федулова провели для подопечных Сегежского отделения. Традиционно в первую рабочую неделю января в абаканских детских садах проходят святочные развлечения. 14 декабря в библиотеке №8 прошло мероприятие «Святочная неделя», посвященное такому великому событию в истории человечества, как Рождество Христово.