Новости станислав петрович шушкевич

18 октября 1991 года Станислав Шушкевич был избран председателем Верховного Совета.-0. В 1990 году Станислава Шушкевича избрали депутатом Верховного Совета Белоруссии, а затем и первым заместителем председателя Верховного Совета Белоруссии. 18 октября 1991 года Станислав Шушкевич был избран председателем Верховного Совета.-0. Таким образом биография Станислав Шушкевич дополняется новостями, информацией о скандалах и компромате.

Политическая деятельность

  • Научная и преподавательская деятельность
  • В Минске простились со Станиславом Шушкевичем
  • Встреча в Беловежской Пуще: как Шушкевич повлиял на распад СССР — 04.05.2022 — Статьи на РЕН ТВ
  • Из Википедии — свободной энциклопедии

КАК РАЗРУШАЛИ СССР: СТАНИСЛАВ ШУШКЕВИЧ, НЕСОСТОЯВШИЙСЯ ГЕРОСТРАТ БЕЛАРУСИ

В отличие от остальных советских республик, политическая элита Беларуси была монолитной. В ней отсутствовало реформаторское крыло, которое выступало бы за переход к рынку [88]. В 1991—1994 годах экономическая политика Республики Беларусь находилась в сфере ответственности правительства Вячеслава Кебича. Данная политика была рыночной лишь на словах.

Несмотря на то, что с 1992 года в основном действовали свободные цены в сфере оптовой торговли, был установлен жёсткий государственный контроль над розничными ценами. Поскольку Беларусь тогда входила в единую рублевую зону в рамках СНГ , это не нанесло сильного ущерба финансовой системе страны и даже позволило обеспечить ей временные преимущества над теми постсоветскими странами, которые рискнули сохранить полный монетарный суверенитет. Благодаря усилиям парламентской оппозиции БНФ , были приняты некоторые важные рыночные законы, но большая их часть не работала.

Правительство взяло курс на выделение субсидий неэффективным государственным предприятиям; формирующийся частный сектор не мог на равных вести с ними успешную конкурентную борьбу. Летом 1993 года Россия прекратила хождение рубля в странах СНГ, что спровоцировало в Белоруссии гиперинфляцию. Выходом из сложившегося положения правительство Кебича рассматривало тесный экономический союз с Россией [89].

Но отправлять его в отставку слишком рискованно, потому что это будет первым реальным шагом приближения Оппозиции к власти. А в принципе я согласен, что Кебича надо было бы заменить», — признавался один из представителей депутатского большинства Верховного Совета [90]. В проведении экономической политики Кебич и Шушкевич различались идеями и подходами, в том числе в вопросе о кадрах [91].

В апреле 1993 года во время выступления на внеочередной 11-й сессии Верховного Совета глава государства заявил, что в период существования СССР действовало директивно-плановое управление, в соответствии с которым партия разрабатывала директивы, после чего правительство составляло план и осуществляло его на практике. По словам Шушкевича, в процессе перехода к рыночным отношениям старые руководители не способны работать в новых условиях. В этой связи, по его мнению, должна произойти смена сегодняшнего поколения руководителей.

И условия такие есть», — подчеркнул он [92]. Будучи Председателем Верховного Совета, Шушкевич выступал за построение в Белоруссии рыночной социально ориентированной экономики [92]. Вместе с тем он являлся сторонником идеи создания на постсоветском пространстве эффективного экономического союза на рыночной основе и с общей финансовой системой [93].

Спикер парламента поддерживал введение национальной денежной единицы, однако этому, на его взгляд, должно было предшествовать нахождение Белоруссии в единой рублевой зоне вплоть до экономической стабилизации в республике [94]. Глава государства указал четыре основные причины кризиса белорусской экономики. Во-первых, неконкурентоспособность значительной доли отечественной продукции и резкое сокращение импорта ресурсов вследствие технологической отсталости.

Во-вторых, резкое сокращение военных заказов и последовавшая за этим конверсия оборонной промышленности. В-третьих, усугубление ситуации в результате кризиса финансовой системы. В-четвертых, самоустранение правительства от разрешения проблем производственного характера, слабый контроль над государственной собственностью.

В связи с этим спикер парламента предлагал следующие меры по реформированию экономики: ускорение процесса создания частного сектора путем неотложной приватизации; сохранение флагманов белорусской промышленности; формирование стабильной кредитно-финансовой системы; активизация экспортной политики; создание системы социальной защиты. По мнению Шушкевича, одна из приоритетных задач государства должна состоять в том, чтобы сохранить ведущие заводы страны, найти инвестиции для их модернизации и повышения конкурентоспособности в новых условиях. Глава государства подчеркнул, что предприятия в большей степени должны быть замкнуты на национальной экономике [95].

Занимая должность Председателя Верховного Совета, Шушкевич не вмешивался в работу правительства, мотивируя свою позицию тем, что вопросы экономики находятся вне его компетенции. Однако Шушкевич не был своевременно проинформирован о запланированной акции в Москве трёх руководителей правительств, о чём он сообщил прессе: «Я счастлив, что я не знаю, потому что экономикой занимается правительство — пусть за неё и отвечает тогда. Это очень приятное для меня заявление.

Это подтверждение моей линии и того, что, как я объяснял Верховному Совету, с меня за кое-что нельзя спрашивать. Все это объяснено» [96]. Данная позиция спикера парламента вызвала нарекания со стороны правящей элиты и общественности.

В частности, один из читателей парламентского периодического издания « Народная газета » выслал письмо следующего содержания [97] : «В последнее время я внимательно слежу за печатью, теле- и радиопередачами. И, признаться, часто его жаль — зря оппоненты приписывают ему многие грехи. Но ведь и задуматься С.

Шушкевичу, считаю, есть над чем. Извините, Станислав Станиславович, но Вы же руководитель государства и если какие-либо вопросы не решает, скажем, то же правительство, то Вы отвечаете перед республикой и за правительство. Можете заметить, что правительство назначается парламентом, но не Председателем Верховного Совета.

Все это так, но ведь парламентом руководите Вы, уважаемый Станислав Станиславович, хотя, понимаю, его решения обязательные и для Вас. И все же Вы — Председатель Верховного Совета. И как первое лицо государства в ответе за все и за всех».

В интервью, посвящённом отставке спикера парламента в январе 1994 года, Александр Лукашенко отметил [98] : «Будучи первым должностным лицом государства, Станислав Шушкевич ни за что не хотел отвечать.

Шушкевич являлся одним из самых известных критиков политики Лукашенко, который при этом оставался в стране. Последние годы выступал в СМИ экспертом по этому вопросу, а также неоднократно сообщал как правило, к очередной годовщине подписания Беловежских соглашений , что пригласил в 1991 году Бориса Ельцина на тот момент будущего первого президента России обсудить поставки нефти и газа, о распаде СССР речи тогда не шло. По его словам, политик попал во власть случайно, не умел управлять страной и подписывать Беловежские соглашения не имел права. Он пояснял, что в Беларуси после распада коммунистической партии в конце 80-х годов руководителем страны по статусу был председатель правительства Вячеслав Кебич, а не председатель Верховного совета, кем являлся Шушкевич. Именно поэтому тот не имел права подписывать Беловежские соглашения, подчеркивал историк.

Документ подписали высшие должностные лица и главы правительства трёх союзных республик — учредителей Союза ССР. При этом он выразил уважение экс-президенту Союза Михаилу Горбачёву за перестройку, без которой не случилась бы независимость Незалежной. По его словам, Советский Союз был не добровольным объединением, а своего рода продолжением Российской империи "с отсталой, архаичной и неконкурентоспособной экономикой".

Политическая деятельность Председателя Верховного Совета основывалась на поиске компромисса с учетом интересов правящей элиты с некоторыми требованиями демократической оппозиции. Его деятельность соответствовала намерениям номенклатуры, предполагавшей, что вступление на высшую государственную должность представителя либерального крыла партийного истеблишмента не окажет отрицательного влияния на осуществление ее интересов. Парламентское большинство, согласившееся избрать Шушкевича на пост спикера парламента, считало, что взамен оно имеет право требовать от него лояльности и благодарности. На практике Шушкевич как глава государства руководствовался принципом сбалансированности и учета интересов двух важнейших действовавших политических сил, что в итоге в 1993-1994 годах сделало его оппонентом парламентского экс-коммунистического большинства. Вышеупомянутая черта была расценена как политическая слабость. После отставки с поста Председателя Верховного Совета Шушкевич охарактеризовал свое взаимодействие с парламентским большинством следующим образом: «Я не подхожу большинству этого парламента. Оно не желает строить новое общество, в большинстве своем нынешние депутаты хотят вернуться к старому. Я до сих пор не понимаю, как мне вообще удалось стать во главе Верховного Совета. У коммунистического большинства в августе 91-го был фантастический испуг, и мое избрание стало «великой случайностью», а не закономерностью». В период с 29 октября 1992 по 26 января 1994 годы Шушкевич возглавлял Конституционную комиссию Верховного Совета. Сама комиссия была создана в июне 1991 года и возглавлялась первоначально Николаем Дементеем. Целью ее деятельности являлась разработка нового Основного Закона. За период работы комиссии в белорусской печати были опубликованы три проекта новой Конституции: в декабре 1991 года, августе 1992 года и сентябре 1993 года. При кворуме в 231 человек 236 высказались за принятие проекта. Шушкевич стал первым из руководителей государств бывшего СССР, посетившим Вашингтон для официальной встречи с президентом Клинтоном. В ходе проведенной беседы обоих глав государств американский президент отметил, что Беларусь стала первой среди новых стран бывшего Советского Союза, которая полностью выполнила свои обязательства по Лиссабонскому протоколу, ратифицировала Договор СТАРТ-1 и присоединилась к Договору о нераспространении ядерного оружия. В соответствии с текстом декларации, США выразили полную поддержку Республики Беларусь в ее намерении добиваться постоянного нейтрального статуса и проводить внешнюю политику нейтралитета. Кроме того, согласно документу, Республика Беларусь подтвердила свою готовность строить рыночную экономику путем структурных реформ и создавать условия инвесторам для модернизации и перестройки ее экономики. В свою очередь, США обещали Республике Беларусь помощь в экономической стабилизации, приватизации, реорганизации, свободной торговле и иностранных инвестициях. По приглашению Станислава Шушкевича Билл Клинтон посетил 15 января 1994 года Минск с официальным визитом. Во время встречи американский президент выразил высокую оценку США ведущей роли Беларуси в сфере разоружения. Также Клинтон высказался в поддержку ускоренной экономической реформы в Беларуси, что благоприятствовало бы более широкой двухсторонней и международной помощи. Модели нашего государства могут быть разными. Это может быть замкнутое национально-этническое государство, возрождающееся на ценностях только предыдущих поколений. Я - сторонник третьего варианта: нейтральное, политически стабильное государство, не выдвигающая ярко ни восточных, ни западных приоритетов, а в своей экономической и политической стратегии стремится быть контактным государством, источником стабильности в регионе. Сегодня у нас явно выявлен восточный приоритет, и мы это должны воспринимать как реалию. Мы должны его поддерживать, развивать, но он не должен останавливать другие контакты, в том числе контакты с Западом». Курсу Шушкевича на активную внешнюю политику на Востоке и Западе противостояла линия правительства Кебича и парламентского большинства на «восстановление разорванных экономических связей» с Россией и другими странами бывшего СССР и вхождение Республики Беларусь в систему коллективной безопасности СНГ. По мере обострения социально-экономического кризиса среди правящей элиты Беларуси все сильнее звучали голоса о невозможности нормального, полноценного развития страны без России. Большое влияние на политическую ситуацию в Беларуси оказал российский конституционный кризис 21 сентября - 4 октября 1993 года. До этого момента представлялась близкой окончательная победа правительства и поддерживавших его левых сил, поскольку объединение «Беларусь» намеревалось по предварительной договоренности со своими единомышленниками из Верховного Совета Российской Федерации внести одновременно в двух парламентах предложение о денонсации Беловежских соглашений, что стало бы предлогом к отставке подписантов этих соглашений Ельцина и Шушкевича. Белорусские парламентарии, готовые ратифицировать соглашения об экономическом союзе и об объединении денежных систем, подводили экономический фундамент под политическую интеграцию. В этой связи белорусские демократические силы не имели реальной возможности изменить ситуацию - на их публичные акции собирались лишь небольшие группы их сторонников, поддержку правительственной линии оказывали как парламентское большинство, так и организации, отстаивающие интересы влиятельных социальных групп: директоров заводов, председателей колхозов, профсоюзных лидеров. Итоги российского кризиса многое изменили. Шушкевич и демократические партии сразу же решительно поддержали Ельцина, их оппоненты - Народное движение Беларуси и объединение «Беларусь» - так же решительно встали на сторону российского парламента. Кебич, в свою очередь, предпочел уклониться от прямых оценок московских событий. Антикоррупционная комиссия Александра Лукашенко Постоянным и важным элементом политической жизни Беларуси 1991-1994 годов являлись экономические проблемы, регулярно освещавшие конфликт между высшим руководством и оппозицией. Если на первоначальном этапе правящая элита объясняла эти проблемы объективными явлениями, в частности, распадом существовавших связей с бывшими советскими республиками и изменением модели хозяйствования, то со второй половины 1992 года они стали инструментом в борьбе с соперниками, неизменно связывавшими решение трудностей со скорейшим устранением от власти номенклатуры. На должность председателя комиссии депутат Анатолий Лебедько выдвинул кандидатуру Александра Лукашенко. Станислав Шушкевич горячо поддержал эту инициативу: «Мне так хотелось, чтобы Лукашенко был большим начальником». Из 207 депутатов за Лукашенко проголосовали 198 и лишь четыре - против. Выдвижение Лукашенко стало результатом договоренности молодых депутатов, а также их вероятной консультации с Шушкевичем. Возможно, этим объясняется активная поддержка спикером кандидатуры Лукашенко. Кроме того, голосуя за Лукашенко, депутаты, в т. Шушкевич, рассчитывали, что будут держать комиссию под полным контролем и в любой момент смогут распустить ее. В целом, депутаты, поддержавшие Лукашенко, полагали, что его комиссия никогда не станет серьезным политическим игроком, не выдержит конкуренции с парламентом и правительством. Работа временной комиссии развернулась в период между 12-й и 13-й сессиями парламента июль-ноябрь 1993 года. В рассматриваемый промежуток времени депутат Верховного Совета и член оппозиции БНФ Сергей Антончик обвинял Лукашенко в том, что тот «подмял» комиссию под себя, занимается не анализом глубинных причин коррупции, а сбором компромата. Более того, Антончик утверждал, что деятельность комиссии контролируется Кебичем, с которым, по словам депутата, Лукашенко консультировался. Впоследствии первый руководитель независимой Беларуси выражал убежденность, что компрометирующие его материалы передавались Лукашенко окружением Кебича.

Курсы валюты:

  • Супруга Станислава Шушкевича рассказала о последних годах его жизни
  • От чего умер первый президент Белоруссии Станислав Шушкевич | Новости Беларуси
  • Последние новости
  • Умер первый глава независимой Белоруссии Станислав Шушкевич
  • Первый глава независимой Белоруссии Шушкевич попал в реанимацию

Шушкевич раскрыл, кто "нажал на спусковой крючок" распада СССР

В Минске началось прощание с бывшим председателем Верховного совета, первым руководителем независимой Белоруссии Станиславом Шушкевичем, умершим в ночь на 4 РИА Новости, 07.05.2022. Первый глава независимой Белоруссии, экс-председатель Верховного Совета республики Станислав Шушкевич попал в реанимацию. Бывший председатель Верховного совета Белоруссии Станислав Шушкевич скончался на 88-м году жизни вследствие перенесенного ранее коронавируса. Интерфакс: В ночь с 3 на 4 мая в Минске умер первый руководитель независимой Белоруссии Станислав Шушкевич, сообщило "Еврорадио" со ссылкой на жену покойного Ирину. Умер советский и белорусский партийный, государственный и политический деятель, председатель Верховного Совета БССР (1991–1994 гг.) Станислав Шушкевич, сообщает корреспондент агентства «Минск-Новости» со ссылкой на Sputnik Беларусь. В общем, Станислав Станиславович Шушкевич произвел впечатление хорошего человека, оказавшегося не на своем месте».

Скончался Станислав Шушкевич, подписавший соглашение о распаде СССР

«Он не смог ничего создать»: почему Станислав Шушкевич не удержался в большой политике Станислав Шушкевич — о том, как встреча в Беловежской Пуще закончилась распадом СССР.
Умер бывший председатель Верховного совета Беларуси Станислав Шушкевич - Российская газета "военной спецоперации" России в Украине, - есть определенный символизм.

Умер Станислав Шушкевич

В Минске скончался первый глава независимой Белоруссии Станислав Шушкевич. Станислав Шушкевич известен как председатель Верховного Совета Белоруссии, подписавший в 1991 году Беловежские соглашения распаде СССР. Парламентарий отменил, что долгое время после завершения своей карьеры Станислав Шушкевич оставался комментатором происходящих событий. Бывший председатель Верховного совета Белоруссии Станислав Шушкевич скончался на 88-м году жизни вследствие перенесенного ранее коронавируса.

Биография Станислава Шушкевича

Бывший председатель Верховного совета Белоруссии Станислав Шушкевич скончался на 88-м году жизни вследствие перенесенного ранее коронавируса. В том числе и Станислава Шушкевича арестовали уже при деятельности Александра Лукашенко. В ночь на 4 мая умер 87-летний Станислав Шушкевич — первый председатель Верховного Совета Беларуси после получения страной независимости.

В Госдуме рассказали о последних днях первого лидера Белоруссии Станислава Шушкевича

Шушкевич Станислав Станиславович В Минске скончался бывший председатель Верховного совета Белоруссии Станислав Шушкевич, сообщает «Еврорадио» со ссылкой на его жену Ирину.
Умер экс-глава Белоруссии, подписавший с Ельциным ликвидацию СССР Бывший председатель Верховного совета Белоруссии Станислав Шушкевич в последние годы жизни снизил свою активность из-за проблем со здоровьем, у него было много хронических заболеваний и стоял кардиостимулятор.
Первый президент Белоруссии Шушкевич умер с пенсией в 200 долларов - МК Станиславом Станиславовичем Шушкевичем подготовлены 33 кандидата физико-математических наук, он являлся научным руководителем 5 докторских диссертаций [6].

Умер Станислав Шушкевич

Шушкевич открыл двери для всех желающих. Шушкевич добавляет: про взрыв в Чернобыле на кафедре узнали от студентки. Подходит студентка, сдает отчет по лабораторной работе, а в нем показатели радиоактивности невероятно высокие. Преподавательница говорит: переделывайте. Та переделала и снова идет: цифры такие же. Пошли вместе. Снова сумасшедшие уровни. Стало ясно, что ядерный взрыв.

А в мае мне было стыдно за выступление Горбачева по телевидению… До этого я его боготворил, а после он стал для меня отрицательной личностью. Но, встречаясь с ним, я этого не выражал. Дом правительства. Уточняет, что мы делаем перед важным объектом, проверяет документы у фотографа, куда-то звонит. Не Позняк. Потом — как председатель Верховного Совета Республики Беларусь. Шушкевич тростью отсчитывает окно, за которым был его рабочий кабинет.

Да и мы отсюда довольно быстро переселились в здание, где сейчас президентская администрация. Там мне выделили бывший кабинет Машерова, уже со всякими даже излишествами — ванной комнатой, например. Здание Дома правительства Шушкевич не критикует. Но ведь не в зданиях дело, а в том, что у нас нет нормальной структуры управления. Есть правительство, которое всем занимается и за все отвечает. И есть администрация президента — директивный орган, который всех критикует и ни за что не отвечает. Это очень по-советски.

Чиновник должен быть в первую очередь подчинен конституции и закону, а не своему начальнику. Станислав Шушкевич перед Домом правительства, где находился Верховный Совет БССР Станислав Шушкевич несколько раз встречал в городе минчан, которые благодарят за то, что «дал квартиру». А я никому квартир не выделял. Просто когда я был первым лицом в государстве, у меня раз в месяц был прием. Выслушав человека, иногда писал на заявлении председателю Мингорисполкома: «Прошу разобраться и принять решение». А для них это означало: «Кончай базарить — давай квартиру». Воспринимали мои слова как галантное распоряжение выдать жилье.

Таких резолюций у меня было шесть или семь. К работе в Верховном Совете Станислав Шушкевич относится двойственно, но ни о чем не жалеет, потому что «кое-что получилось». Знаменитая карикатура о том, как подписывались Беловежские соглашения, висит на видном месте у Шушкевича дома — Второго человека, который сделал сразу две вещи — разрушил Союз и вывел ядерное оружие, — думаю, не найдете, — улыбается политик. А кое-что еще и сейчас осознаю, потому что политология — достаточно серьезная наука. Корпус БНТУ. Здание, которое понравилось Клинтону Еще одно место — на выезде из города, возле станции метро «Борисовский тракт». Оно связано еще с одним американцем — на этот раз президентом США Биллом Клинтоном, который приезжал в Минск 25 лет назад.

Станислав Шушкевич в кабинете рассматривает архивные фото. Проезжая мимо, Клинтон восхитился этим корпусом. Станислав Шушкевич тогда ехал с американским президентом в одном автомобиле.

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации. Москва, ул.

Даже после отставки Станислав Шушкевич не ушел из политики. До 2018 года он возглавлял социал-демократическую партию Белоруссии. А во время скандальной президентской гонки летом 2020 года стал доверенным лицом главы своей политической силы, отказавшись поддерживать как действующего главу государства Александру Лукашенко, так и лидера оппозиции Светлану Тихановскую. Станислав Шушкевич — фигура противоречивая. Одни его восхваляли за формальную роль в становлении независимой Белоруссии.

По его заявлениям, за развал был в ответе первый зампред Правительства РФ в 1991-1992 годах Геннадий Бурбулис. Шушкевич подписал Беловежские соглашения, в рамках которых была решена судьба Советского Союза. Именно из-за этого документа СССР был официально развален высшими политическими деятелями. Однако он якобы не ожидал, что его встреча с Борисом Ельциным по дополнительным поставкам нефти в Беловежской пуще окажется посвященной распаду СССР.

Умер Станислав Шушкевич

Умер один из могильщиков СССР и куратор убийцы Кеннеди - Станислав Шушкевич Блокнот. В Минске началось прощание с бывшим председателем Верховного совета, первым руководителем независимой Белоруссии Станиславом Шушкевичем, умершим в ночь на 4 РИА Новости, 07.05.2022.
Станислав Шушкевич - последние новости сегодня и главные события по теме - Sputnik Беларусь "военной спецоперации" России в Украине, - есть определенный символизм.
Шушкевич Станислав Станиславович «Станислав Шушкевич как демократ той самой горбачевской эпохи, конечно, так и не стал никаким олигархом, фактически не продолжил свою политическую карьеру, иногда оставаясь комментатором событий.
В Минске простились со Станиславом Шушкевичем Первый руководитель независимой Беларуси Станислав Шушкевич умер в Минске в возрасте 87 лет, пишет РИА «Новости».

В Госдуме рассказали о последних днях первого лидера Белоруссии Станислава Шушкевича

Его отец, Станислав Петрович Шушкевич, работал в газетах и дважды был сослан в трудовые лагеря при режиме Иосифа Сталина. Станислав Шушкевич — о том, как встреча в Беловежской Пуще закончилась распадом СССР. Станислав Шушкевич — о том, как встреча в Беловежской Пуще закончилась распадом СССР. Станислав Шушкевич возглавлял Белоруссию в начале 90-х. В Минске скончался бывший председатель Верховного совета Белоруссии Станислав Шушкевич, сообщило «Еврорадио» со ссылкой на его жену Ирину.

Где они теперь? (Станислав Шушкевич)

Шушкевич, рассчитывали, что будут держать комиссию под полным контролем и в любой момент смогут распустить ее. В целом, депутаты, поддержавшие Лукашенко, полагали, что его комиссия никогда не станет серьезным политическим игроком, не выдержит конкуренции с парламентом и правительством. Работа временной комиссии развернулась в период между 12-й и 13-й сессиями парламента июль-ноябрь 1993 года. В рассматриваемый промежуток времени депутат Верховного Совета и член оппозиции БНФ Сергей Антончик обвинял Лукашенко в том, что тот «подмял» комиссию под себя, занимается не анализом глубинных причин коррупции, а сбором компромата. Более того, Антончик утверждал, что деятельность комиссии контролируется Кебичем, с которым, по словам депутата, Лукашенко консультировался.

Впоследствии первый руководитель независимой Беларуси выражал убежденность, что компрометирующие его материалы передавались Лукашенко окружением Кебича. Шушкевич, очевидно, почувствовал опасность, исходящую для него от комиссии, поэтому предпринял определенные контрмеры для того, чтобы самому константировать в Беларуси наличие экономической преступности. Так, 27 июля 1993 года спикер парламента говорил об опасности союза коррумпированной номенклатуры и мафиозных коммерческих структур. Шушкевич утверждал, что вместо рынка собственников господствует номенклатурный бизнес, а исполнительная власть не заинтересована в приватизации.

В ответ на выступление главы государства Лукашенко в августе 1993 года направил ему записку следующего содержания: «Сообщаю, что комиссия проделала определенный объем работы по организации ее деятельности, выявлению и изучению фактов коррупции и органах власти, на государственных предприятиях, в министерствах и ведомствах. Однозначный вывод: в основе коррупции — несовершенство законодательства, отсутствие контроля над исполнением законов, бездеятельность чиновников и многое другое. Центральным звеном негативных процессов стали различного рода коммерческие структуры. Я в целом поддерживаю Ваше выступление 27 июля и прошу прислать в комиссию информацию с тезисами.

Комиссию интересуют конкретные факты, подтверждающие Ваши выводы, перечень должностных лиц, прежде всего, высшего эшелона власти, причастных к антиморальной и незаконной деятельности». Свой итоговый доклад Лукашенко зачитал 14 декабря 1993 года. Поскольку Шушкевич в тот день находился с визитом в Узбекистане, его сторонники попытались перенести слушание доклада по возвращению спикера. Однако Лукашенко убедил депутатов отказаться от этой идеи.

По требованию самого докладчика и большинства депутатов была включена прямая теле- и радиотрансляция с заседания парламентской сессии. Антикоррупционный доклад вызвал большой ажиотаж в Верховном Совете. Причем ничего сенсационного в выступлении Лукашенко не было. Одного доклада оказалось недостаточно, чтобы отправить Шушкевича в отставку.

Повод для очередной атаки появился 15 января 1994 года, когда представителям литовской прокураторы были выданы скрывавшиеся в Минске лидеры литовской компартии Миколас Бурокявичюс и Юозас Ермолавичюс, причастные к кровавым событиям в Вильнюсе в январе 1991 года. В Верховном Совете было устроено многодневное разбирательство, руководители силовых органов были обвинены в нарушении условий договора о правовой помощи с Литвой. Комиссия по законности, вопросам правопорядка и борьбы с преступностью председатель - Мечислав Гриб предложила уволить за данный инцидент Министра внутренних дел Владимира Егорова и Председателя КГБ Эдуарда Ширковского, ориентировавшихся на Шушкевича. Министров отправили в отставку, после чего вопрос плавно перешел к спикеру, обвинив его в утрате контроля над правоохранительными органами.

Затем слово взял Лукашенко, обвинивший Шушкевича, во-первых, в незаконном выделении 200 гектаров земли под Минском для строительства промышленной зоны: якобы Верховный Совет отказал в выделении, но Президиум под давлением Шушкевича все же предоставил разрешение на землю. Во-вторых, по утверждению Лукашенко, в период с января 1992 по октябрь 1993 годов Шушкевич пользовался услугами ремонтно-строительного управления Главного хозяйственного управления Совета Министров для ремонта собственных квартиры и дачи, оформив для этого 15 договоров. Поскольку Шушкевич оплатил все договоры, Лукашенко вынужден был заявить, что спикер не имел права пользоваться услугами ремонтно-хозяйственного управления, которое обслуживает только административные здания. В-третьих, Лукашенко упрекнул Шушкевича за организацию визита американского президента Билла Клинтона в Минск: якобы этот визит приуменьшил суверенитет Беларуси.

В предложенном Лукашенко проекте постановления основными были два пункта: придать временной комиссии статус постоянной и отправить руководителей парламента и правительства в отставку. Первый пункт не прошел, а второй был одобрен депутатами. В результате тайного голосования Кебич сохранил свой пост, а Шушкевич был отозван с должности Председателя Верховного Совета «в связи с непринятием мер по борьбе с коррупцией, отсутствием контроля над работой правоохранительных органов и проявленную личную нескромность». При полном попустительстве белорусских правоохранительных органов и пограничников оба литовца были беспрепятственно перевезены через контрольно-пропускной пункт «Каменный Лог».

В связи с этим Верховный Совет организовал процедуру именного голосования о доверии к должностным лицам: Генеральному прокурору, Министру внутренних дел, Председателю КГБ. Однако за недоверие к Василию Шолодонову высказалось минимальное количество депутатов. Шушкевич был обвинен в личной нескромности, непринятии эффективных антикоррупционных мер, нецелесообразном выделении земельных участков. При этом Лукашенко указал истинную причину необходимости отставки главы государства: «Станислав Станиславович, неужели вы думаете, что мы ставим вопрос об отзыве на основании двух килограмм гвоздей, которые Вы неправильно оформили?..

Вы не состоялись как высшее должностное лицо, дезорганизовали работу Верховного Совета, не выполняете свои конституционные функции». Вечером 26 января 1994 года стали известны итоги тайного голосования. За отставку Кебича проголосовал 101 народный депутат, против - 175. В свою очередь, за отзыв Шушкевича выступило 209 народных депутатов, против - только 36.

Кандидатом в президенты мог быть гражданин Республики Беларусь не моложе 35 лет, обладавший избирательным правом и проживавший в Республике Беларусь не менее 10 лет. Для выдвижения кандидатом в президенты необходимо было собрать не менее 100 тысяч подписей избирателей либо 70 подписей депутатов Верховного Совета. Не запрещалось собирать подписи избирателей и депутатов одному и тому же кандидату одновременно. Об участии в президентских выборах заявили 19 человек.

Основные положения экономической части программы были следующие: неотложное создание эффективной финансовой системы на базе конвертируемой денежной единицы; максимальное снижение налогового бремени для стимулирования производства; быстрое создание в экономике значительного негосударственного сектора; начало структурной перестройки сельского хозяйства при полной свободе выбора форм хозяйствования и собственности; сохранение и расширение рынков сбыта и источников ресурсов во внешнеэкономической деятельности; решительное обновление и сокращение структуры власти; осуществление политики неотложной материальной помощи населению, в первую очередь, социально незащищенным. Первый тур президентских выборов состоялся 23 июня 1994 года. Во второй тур выборов, который должен был состояться 10 июля 1994 года, вышли Александр Лукашенко и Вячеслав Кебич. Являлся членом парламентской комиссии по экономической политике и реформам.

Входил в состав фракции ОГП «Гражданское действие».

Вышеупомянутая черта была расценена как политическая слабость. После отставки с поста Председателя Верховного Совета Шушкевич охарактеризовал свое взаимодействие с парламентским большинством следующим образом: «Я не подхожу большинству этого парламента. Оно не желает строить новое общество, в большинстве своем нынешние депутаты хотят вернуться к старому. Я до сих пор не понимаю, как мне вообще удалось стать во главе Верховного Совета. У коммунистического большинства в августе 91-го был фантастический испуг, и мое избрание стало «великой случайностью», а не закономерностью». В период с 29 октября 1992 по 26 января 1994 годы Шушкевич возглавлял Конституционную комиссию Верховного Совета. Сама комиссия была создана в июне 1991 года и возглавлялась первоначально Николаем Дементеем. Целью ее деятельности являлась разработка нового Основного Закона.

За период работы комиссии в белорусской печати были опубликованы три проекта новой Конституции: в декабре 1991 года, августе 1992 года и сентябре 1993 года. При кворуме в 231 человек 236 высказались за принятие проекта. Шушкевич стал первым из руководителей государств бывшего СССР, посетившим Вашингтон для официальной встречи с президентом Клинтоном. В ходе проведенной беседы обоих глав государств американский президент отметил, что Беларусь стала первой среди новых стран бывшего Советского Союза, которая полностью выполнила свои обязательства по Лиссабонскому протоколу, ратифицировала Договор СТАРТ-1 и присоединилась к Договору о нераспространении ядерного оружия. В соответствии с текстом декларации, США выразили полную поддержку Республики Беларусь в ее намерении добиваться постоянного нейтрального статуса и проводить внешнюю политику нейтралитета. Кроме того, согласно документу, Республика Беларусь подтвердила свою готовность строить рыночную экономику путем структурных реформ и создавать условия инвесторам для модернизации и перестройки ее экономики. В свою очередь, США обещали Республике Беларусь помощь в экономической стабилизации, приватизации, реорганизации, свободной торговле и иностранных инвестициях. По приглашению Станислава Шушкевича Билл Клинтон посетил 15 января 1994 года Минск с официальным визитом. Во время встречи американский президент выразил высокую оценку США ведущей роли Беларуси в сфере разоружения.

Также Клинтон высказался в поддержку ускоренной экономической реформы в Беларуси, что благоприятствовало бы более широкой двухсторонней и международной помощи. Модели нашего государства могут быть разными. Это может быть замкнутое национально-этническое государство, возрождающееся на ценностях только предыдущих поколений. Я - сторонник третьего варианта: нейтральное, политически стабильное государство, не выдвигающая ярко ни восточных, ни западных приоритетов, а в своей экономической и политической стратегии стремится быть контактным государством, источником стабильности в регионе. Сегодня у нас явно выявлен восточный приоритет, и мы это должны воспринимать как реалию. Мы должны его поддерживать, развивать, но он не должен останавливать другие контакты, в том числе контакты с Западом». Курсу Шушкевича на активную внешнюю политику на Востоке и Западе противостояла линия правительства Кебича и парламентского большинства на «восстановление разорванных экономических связей» с Россией и другими странами бывшего СССР и вхождение Республики Беларусь в систему коллективной безопасности СНГ. По мере обострения социально-экономического кризиса среди правящей элиты Беларуси все сильнее звучали голоса о невозможности нормального, полноценного развития страны без России. Большое влияние на политическую ситуацию в Беларуси оказал российский конституционный кризис 21 сентября - 4 октября 1993 года.

До этого момента представлялась близкой окончательная победа правительства и поддерживавших его левых сил, поскольку объединение «Беларусь» намеревалось по предварительной договоренности со своими единомышленниками из Верховного Совета Российской Федерации внести одновременно в двух парламентах предложение о денонсации Беловежских соглашений, что стало бы предлогом к отставке подписантов этих соглашений Ельцина и Шушкевича. Белорусские парламентарии, готовые ратифицировать соглашения об экономическом союзе и об объединении денежных систем, подводили экономический фундамент под политическую интеграцию. В этой связи белорусские демократические силы не имели реальной возможности изменить ситуацию - на их публичные акции собирались лишь небольшие группы их сторонников, поддержку правительственной линии оказывали как парламентское большинство, так и организации, отстаивающие интересы влиятельных социальных групп: директоров заводов, председателей колхозов, профсоюзных лидеров. Итоги российского кризиса многое изменили. Шушкевич и демократические партии сразу же решительно поддержали Ельцина, их оппоненты - Народное движение Беларуси и объединение «Беларусь» - так же решительно встали на сторону российского парламента. Кебич, в свою очередь, предпочел уклониться от прямых оценок московских событий. Антикоррупционная комиссия Александра Лукашенко Постоянным и важным элементом политической жизни Беларуси 1991-1994 годов являлись экономические проблемы, регулярно освещавшие конфликт между высшим руководством и оппозицией. Если на первоначальном этапе правящая элита объясняла эти проблемы объективными явлениями, в частности, распадом существовавших связей с бывшими советскими республиками и изменением модели хозяйствования, то со второй половины 1992 года они стали инструментом в борьбе с соперниками, неизменно связывавшими решение трудностей со скорейшим устранением от власти номенклатуры. На должность председателя комиссии депутат Анатолий Лебедько выдвинул кандидатуру Александра Лукашенко.

Станислав Шушкевич горячо поддержал эту инициативу: «Мне так хотелось, чтобы Лукашенко был большим начальником». Из 207 депутатов за Лукашенко проголосовали 198 и лишь четыре - против. Выдвижение Лукашенко стало результатом договоренности молодых депутатов, а также их вероятной консультации с Шушкевичем. Возможно, этим объясняется активная поддержка спикером кандидатуры Лукашенко. Кроме того, голосуя за Лукашенко, депутаты, в т. Шушкевич, рассчитывали, что будут держать комиссию под полным контролем и в любой момент смогут распустить ее. В целом, депутаты, поддержавшие Лукашенко, полагали, что его комиссия никогда не станет серьезным политическим игроком, не выдержит конкуренции с парламентом и правительством. Работа временной комиссии развернулась в период между 12-й и 13-й сессиями парламента июль-ноябрь 1993 года. В рассматриваемый промежуток времени депутат Верховного Совета и член оппозиции БНФ Сергей Антончик обвинял Лукашенко в том, что тот «подмял» комиссию под себя, занимается не анализом глубинных причин коррупции, а сбором компромата.

Более того, Антончик утверждал, что деятельность комиссии контролируется Кебичем, с которым, по словам депутата, Лукашенко консультировался. Впоследствии первый руководитель независимой Беларуси выражал убежденность, что компрометирующие его материалы передавались Лукашенко окружением Кебича. Шушкевич, очевидно, почувствовал опасность, исходящую для него от комиссии, поэтому предпринял определенные контрмеры для того, чтобы самому константировать в Беларуси наличие экономической преступности. Так, 27 июля 1993 года спикер парламента говорил об опасности союза коррумпированной номенклатуры и мафиозных коммерческих структур. Шушкевич утверждал, что вместо рынка собственников господствует номенклатурный бизнес, а исполнительная власть не заинтересована в приватизации. В ответ на выступление главы государства Лукашенко в августе 1993 года направил ему записку следующего содержания: «Сообщаю, что комиссия проделала определенный объем работы по организации ее деятельности, выявлению и изучению фактов коррупции и органах власти, на государственных предприятиях, в министерствах и ведомствах.

В докладе проводится анализ исторических примеров падения великих держав, таких как Римская империя, Османская империя и Советский Союз, передает Lenta. Автор доклада отмечает, что все эти империи пали из-за внутренних проблем, таких как политическая нестабильность, экономический спад и социальные волнения.

Игнатиус пишет, что США сейчас также сталкиваются с этими проблемами. Когда великие державы теряли позиции превосходства или лидерства из-за внутренних факторов, они редко обращали эту тенденцию вспять», — указал автор. Игнатиус добавил, что Соединенные Штаты все еще могут поменять тенденцию и удержать свой статус великой державы. Однако он подчеркнул, что для этого «американцам необходимо объединиться» для решения проблем и найти новых политических лидеров, которые могут объединить страну. Ранее журналист Такер Карлсон также предупреждал, что США может грозить судьба Римской империи, поскольку одной из причин ее падения стало присутствие неграждан в легионах. Отмечается, что этот ответ является стандартным за все время расследования инцидента. За последние более чем полтора года официальные ведомства ФРГ не обнародовали никакую информацию о ЧП. Пожар зафиксировали на стоянке «Северная».

Как указал источник, неизвестными лицами был совершен поджог вертолета, в 03:09 мск на месте работали две спасательные машины аэропорта Остафьево, площадь возгорания — примерно 30 кв. Отмечается, что на месте происшествия следователи обнаружили канистры с горючей жидкостью, монтировку, сумку для сменной обуви, пару перчаток и обрывки колючей проволоки. Возбуждено уголовное дело по статье «Терроризм». Ранее депутат Госдумы Александр Хинштейн сообщал о задержании в Самарской области пытавшихся поджечь вертолет Ми-8 на военном аэродроме подростков. Они занимались поджогом релейных шкафов. Кроме того, в Смоленской области трех несовершеннолетних задержали после поджога релейных шкафов, они заявили, что сделали это, выполняя задание, полученное в мессенджере.

Умер первый руководитель независимой Белоруссии Станислав Шушкевич. Шушкевич скончался в возрасте 87 лет ночью 4 мая. Экс-председатель белорусского Верховного совета заболел COVID-19 в конце февраля 2022 года, из-за чего его госпитализировали.

Однако вскоре его выписали, но в апреле его здоровье снова ухудшилось.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий