Новости стамбул софия

А увидеть Айя София это повод для следующей поездки. Ведь сколько в Стамбул не летай, его все равно мало поистине город, в который влюбляешься с первого раза. в 2007 году американские предприниматели и политики создали совет, призванный вернуть Софии статус православного храма. Госсовет Турции отменил постановление правительства от 1934 года о присвоении собору Святой Софии в Стамбуле статуса музея.

Не будите крестоносца. Во что турецкая гиперинфляция превратила Стамбул, а Эрдоган — Святую Софию

Вход в мечеть Айя-София в Стамбуле станет платным для иностранных туристов В храме Святой Софии в Стамбуле впервые с 1934 года прозвучал азан.
Восток и Запад: что стоит за решением Турции превратить Святую Софию в мечеть То, что Собор Святой Софии в Стамбуле снаружи похож на турецкую баню не удивляет.
В Стамбуле отреставрируют мечеть Айя-София Правительство Реджепа Тайипа Эрдогана приняло решение о закрытии Святой Софии для проведения ремонтных работ.

Кто построил Собор Святой Софии в Турции, который объединил две религии

Мечеть «Мечеть Святой Софии» по адресу Стамбул, Фатих, махалле Джанкуртаран, площадь Айя-София, 1, метро Сиркеджи, показать телефоны. Святая София в Стамбуле снова стала мечетью. Рассказываем историю важнейшего памятника культуры, в разные годы побывавшего храмом, музеем и мечетью. Айя-София по хорошему подавляет любой скептицизм, циничность и искушенные попытки причислить её всего лишь к достопримечательностям Стамбула. в 2007 году американские предприниматели и политики создали совет, призванный вернуть Софии статус православного храма. Посещение храма Святой Софии в Стамбуле для иностранцев и молящихся будет раздельным.

Главный храм и мечеть Стамбула — собор Святой Софии

Есть здесь и противопоставление Западу: по словам турецкого лидера, сегодняшний маневр — в том числе ответ на действия США в поддержку Израиля. Критики указывают на то, что противоречивый для международных партнеров шаг — способ главы государства удержать электорат. По результатам соцопроса фирмы Metropoll выяснилось, что 44 процента турецких избирателей считают: решение о смене статуса власти вынесли на повестку дня, чтобы отвлечь их от экономических проблем. После того, как Константинополь в 1453 году взяли войска турецкого султана, он стал мечетью — и одновременно символом гордости турок за завоевания Османской империи. Чтобы проводить в нем богослужения, лица святых на настенных росписях прикрыли — а примерно в XVIII и вовсе замазали. По его личному указанию собор получил музейный статус. После того, как Святая София стала музеем, в ней обнаружили бесценные памятники культуры — византийские фрески и росписи. Комментарии отключены Последние новости.

Этот храм был построен в VI веке и посвящен Христу Спасителю, и для нас он остается храмом, посвященным Спасителю. И потому мы с большим сожалением воспринимаем принятое сегодня решение. Было заявление Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, который напомнил о том, сколь много этот храм значит для Русской Православной Церкви. Именно присутствуя на богослужении в Святой Софии, послы князя Владимира ощутили, что не знают, где находятся — на небе или на земле. Вернувшись в Киев, они рассказали о том, что видели и слышали, князю Владимиру — таким образом, сделанный Владимиром исторический выбор непосредственно связан с посещением его послами храма Святой Софии. Можно сказать, что принятие Русью христианства, предопределившее всю ее историю, имеет связь именно с этим храмом, и он является для нас важным символом. В Святой Софии до сих пор чудом сохранились фрагменты древних мозаик и, конечно, многие задаются вопросом: что произойдет с ними? Как известно, когда этот храм впервые превратили в мечеть, большинство мозаичных изображений было сбито молотками, и лишь небольшая часть из них сохранилась под штукатуркой. Так что же будет с этими мозаиками — их собьют, их замажут штукатуркой либо каким-то иным образом скроют от глаз тех мусульман, которые будут молиться в этом месте? Эти и многие другие вопросы задают сейчас православные христиане по всему миру.

В соседней с Турцией Греции туркам пригрозили серьезным «эмоциональным разрывом» с христианскими странами. Особенно популярно оно у сторонников действующего президента. Смена статуса собора — вопрос, вписывающийся в общую политическую повестку эрдогановской Турции: последние много лет президент держит курс на турецкий национализм и консервативный ислам. Параллельно с исламизацией Эрдоган укрепляет свою личную власть, сдвигая турецкий режим от демократического к авторитарному. Есть здесь и противопоставление Западу: по словам турецкого лидера, сегодняшний маневр — в том числе ответ на действия США в поддержку Израиля. Критики указывают на то, что противоречивый для международных партнеров шаг — способ главы государства удержать электорат. По результатам соцопроса фирмы Metropoll выяснилось, что 44 процента турецких избирателей считают: решение о смене статуса власти вынесли на повестку дня, чтобы отвлечь их от экономических проблем. После того, как Константинополь в 1453 году взяли войска турецкого султана, он стал мечетью — и одновременно символом гордости турок за завоевания Османской империи.

Святую Софию Константинопольскую построили за пять лет и десять месяцев силами 10 тысяч рабочих. Строительство началось весной 532 года, спустя 40 дней после того, как жители города, поднявшие восстание «Ника» крупнейшее в истории города — при подавлении было убито около 35 тысяч человек , сожгли вместе со значительной частью Константинополя предыдущую базилику Святой Софии. Ту построили 117 годами ранее по приказу императора Феодосия II — на месте погибшей в огне пожара предыдущей церкви с тем же посвящением. Примечательно, что первый христианский храм Святой Софии был возведен на этом месте еще в 337 году по приказу императора Константина Великого и простоял до 404-го, пока не погиб — вы легко догадаетесь! Тогда в Константинополе уже правил Феодосий II, на счету которого, таким образом, две Святых Софии — 404-го и 415-го годов. Но ныне существующая, выстроенная императором Юстинианом, намного превзошла их все. Достаточно сказать, что Юстиниан, задумавший новый храм как визитную карточку столицы и памятник своего правления, присоединил к бывшей рыночной площади, на которой стояли три первые Софии, несколько окрестных, выкупленных у владельцев участков и снес все имевшиеся на них постройки. Строительство он поручил Исидору Милетскому и Антемию Тралльскому, построившим несколькими годами ранее рядом с домом, где Юстиниан жил в юности, церковь Сергия и Вакха, в которой очень любил бывать император с семейством. Некоторые специалисты считают, что церковь Сергия и Вакха, одна из старейших сохранившихся в Стамбуле и тоже ставшая мечетью спустя полвека после падения Византии, послужила прообразом для Святой Софии Юстиниана. При этом барабан купола прорезан 40 окнами, в результате чего пространство под ним залито светом, а сам свод с мозаикой как будто висит в воздухе. Этот купол на протяжении девяти веков был крупнейшим на планете — пока его не обогнал флорентийский собор Санта-Мария-дель-Фьоре, где купол имеет диаметр более 42 метров. При этом сама Святая София на протяжении примерно того же срока оставалась крупнейшим зданием и крупнейшим христианским храмом на планете. Штат собора при Юстиниане составлял 525 человек позже он был увеличен , из которых одних только священников было 50 человек — вдвое больше, чем певчих. Благодаря многочисленным оконным проемам в течение всего дня внутрь Святой Софии проникает много света даже сейчас, когда значительная часть окон оказалась заложена в результате многочисленных реконструкций.

В Стамбуле увеличивают сейсмоустойчивость мечети Айя-София

Последние досрочные выборы проходили в 2018 г. Похоже, этот трюк повторится сейчас, чтобы в очередной раз дезорганизовать оппозицию. Вот почему Эрдоган погнал коней, срочно превратил знаменитый музей в христианском храме в громадную мечеть, абсолютно игнорируя критику из-за рубежа, включая заявления Патриарха Кирилла, Госдумы РФ. Мнение других стран не повлияет на превращение храма Святой Софии в Стамбуле в мечеть! В эти дни очень популярными в Сети ожидаемо стали пророчества Паисия Святогорца о скором конце Турции. Мол, превращение Айя-Софии в мечеть знаменует начало этого конца. Мне самому дважды по Ватсапу переслали эти тексты. Паисий — бывший плотник, военный радист. В 1950 году пришел на Святую гору Афон, чтоб навсегда посвятить себя служению Богу. Известен аскетизмом, духовными наставлениями, чудесами, пророчествами. Один из самых уважаемых греческих старцев.

Умер в 1994 году, в возрасте 70 лет. Священный Синод Вселенского Патриархата единогласно причислил Паисия к лику святых. Его могила - одна из святынь православного мира. Пророчества ходят не в виде молвы. Они зафиксированы в его книгах. Издательство «Святая Гора» перевело на русский 6 томов «Слова» Паисия. Есть документальный греческий фильм «Армагеддон - война, которая скоро начнётся. Пророчества старца Паисия Святогорца». Для неё уже начался обратный отсчёт. Мы возьмём свои земли, армяне свои, а курды свои, - заявлял старец.

Точный срок развала Турции старец не назвал. Можно судить лишь по косвенным признакам. Один делал знаки другому, тот — третьему. Но, в конце концов, никто так и не решился спросить старца. Тогда старец сказал им сам: «Ну что, молодцы? О чем вы хотите спросить? О Константинополе? Возьмем мы его, возьмем, да и вы до этого доживете». Выходит, случится это на наших глазах. Казалось бы, радоваться надо, торжество Православия наступит.

Но… Судя по пророчествам Паисия, сами лукавые греки воевать не будут. Из-за того, что опустилось большинство нашей молодежи, мы не способны на такое. Однако Бог устроит так, что другие возьмут Город и отдадут его нам… Греческие войска будут охранять границы. Они не будут участвовать в войне, ибо всякий, кто вступит в эту бойню, погибнет». Вот уж действительно, имеющий уши да услышит! Ведь воевать-то придется нам. Сначала туркам будет казаться, что они побеждают, но это станет для них катастрофой. Русские одержат победу и возьмут Константинополь». Битва будет тяжелой. Понятно, мечта о былом величии Византии, возвращении Константинополя у греков генетическая.

Но надо ли нам ради их интересов проливать свою кровь? Всегда ситуацию в мире спасала русская кровь. Неоправданно обильно пролитая. Покрытая пластом чёрной неблагодарности… Сколько русских солдат погибло в прошлые века в тех же войнах с Турцией ради освобождения братьев-славян. И чем отплатили Москве в 21 веке власти Болгарии, Греции? Лично мне жалко русской крови. Впервые пророчества Паисия, давно популярные в Греции, стали сенсацией в России осенью 2015 года, когда турки сбили в Сирии наш Су-24. Но даже тогда Москва и Анкара смогли договориться, не вступить в конфликт, грозивший войной. Эрдоган принес свои извинения. Хватит нам Армагеддонов.

В гости к Богу и так всегда успеем. И этот мир просто-напросто утерся. Хотя ранее и госсекретарь США Помпео, и ряд политиков Евросоюза принимали гневные заявления, что нельзя Айя-Софию вновь превращать в мечеть. Разве что Афины пообещали в ответ превратить дом в Салониках, где родился Ататюрк, в музей турецкого геноцида греков. Но Греция — последняя страна, которую Турция будет слушать, цинично заявил ранее сам Эрдоган. Почему такая странная реакция?

На этих территориях сейчас есть тысячи мечетей и священных мест для мусульман. Что если власти захотят превратить их в церкви.

У них есть полное право так поступить. Турция задела их чувства, превратив священное для христиан место в мечеть. Отношения с ортодоксальным соседями могут испортиться очень сильно Тунджа Ойретен Кроме того, ситуация с Айя-Софией может негативно сказаться и на отношениях с Евросоюзом, куда так стремится Турция. Если их заденет эта ситуация, то это сильно скажется на экономике, которая и без того находится в кризисе. Решение Эрдогана может ударить по нему самому. Журналист отметил, что сейчас все радуются тому, что Айя-София снова стала мечетью, но через некоторое время настроения сменятся, а экономическая ситуация в стране не улучшится. Эрдоган пытается использовать эту лазейку для решения своих политических вопросов, но надолго этого не хватит, потому что в итоге нужно что-то делать с экономикой. Айя-София в качестве дополнительной мечети, которых и так много в Турции, здесь никак не поможет.

Использование веры Все мечети Турции открыты для туристов. Молитва не помешает войти на территорию Айя-Софии и внимательно ее осмотреть. Однако есть проблема.

Оплатить стоимость входного билета в мечеть можно и турецкими лирами. На объявлении в кассе указано, что текущий курс обмена установлен 0. Таким образом, стоимость билета для посещения мечети Святой Софии примерно равна 850 турецким лирам.

Бесплатно в мечеть пускают детей иностранных посетителей в возрасте 0-8 лет. Билетная касса в мечеть Вход в мечеть для иностр. Заметим, в этой стране часы функционирования множества государственных музеев Стамбула зависят от летнего и зимнего расписания. Касса в Айя София закрывается на один час ранее времени закрытия. Время указано местное. Обеденного перерыва в этом музейном учреждении нет.

Запомните - музей работает в любой из дней недели, другими словами, у музея Айя София нет выходных дней. Однако, он недоступен для посещения в первые дни Рамадана и жертвоприношений правда, только в течение перовой половины рабочего времени.

Как вы догадываетесь, украли из Святой Софии... Но вернёмся к старичку. Видимо почтенный возраст и поход сделали своё дело и дожа похоронили в Святой Софии. Вот только тела в гробнице уже давно нет. Потому что, то ли турецкий султан, то ли сами вернувшиеся византийцы выбросили останки этого человека собакам. Да, да, эта традиция у нас в генах. Только вместо "Здесь был Вася", нацарапанного из-за желания потешить своё эго, там было " Здесь был дьяк Евстафий".

И цель у наших предков была совсем другая.

Айя-София: самый известный музей Турции, ставший мечетью

А увидеть Айя София это повод для следующей поездки. Ведь сколько в Стамбул не летай, его все равно мало поистине город, в который влюбляешься с первого раза. В ближайшее время в Стамбуле планируют начать масштабную комплексную реставрацию одной из главных достопримечательностей Турции – Айя-Софии. На момент моего визита в храм Святой Софии больше всего меня поразили ангелы. Мечеть Айя-София стала жертвой "крестового похода" американцев и англичан, а не решения правительства Турции. Интерьер собора Святой Софии в Стамбуле В Госдуме назвали провокацией ситуацию с собором Святой Софии. Многие туристы недовольны не только высокой стоимостью посещения мечети Айя-София, одной из главных достопримечательностей Стамбула, – 25 евро, но и ограничением доступа.

Главный храм и мечеть Стамбула — собор Святой Софии

Решение президента Турции вернуть статус мечети собору Святой Софии в Стамбуле вызвало бурю протестов в христианском мире. Эрдоган предложил сделать собор Святой Софии мечетью для удобства туристов. Оперативные новости Присоединяйся к Ранее власти Турции пообещали, что в то время, когда Айя-София не будет использоваться для богослужений, мозаики будут раскрывать, а храм будет доступен для посетителей и туристов. Обращаем внимание, что с 15 января 2024 года вносятся изменения в порядок посещения Собора Святой Софии (Айя Софья) в Стамбуле, Турция.

Собор Святой Софии

Это может привести к укреплению экономических связей, расширению туристического потока и обмену культурным опытом. Однако, возможна и обратная реакция со стороны других стран - членов НАТО или Евросоюза, которые могут интерпретировать этот шаг как проявление нежелания Турции продолжать сотрудничество с Западом. Кроме того, возвращение храма может повлиять на сложившийся баланс сил в регионе. Возможно, это будет рассмотрено как проявление более глубокой поддержки России со стороны Турции. Это может вызвать недовольство и возражение у многих стран Запада.

Реакция стран сателлитов будет очевидна, она во многом зависит от сюзерена США. В случае удачных переговоров о возвращении Святой Софии в православное лоно, Россия еще более укрепит лидерство в мире, особенно в большинстве Поместных Православных Церквей христианского общества, тем самым послужит для более глубокого объединения православных разных стран. Какие усилия и действия необходимо предпринимать для возвращения храма Святой Софии На сегодняшний день целесообразно еще более укрепить сотрудничество по политическим, экономическим и военным взаимодействиям между Турцией и Россией. Создать более благоприятные отношения между Турцией и Россией на основе дружеских, экономических и культурных связях.

Совместное сотрудничество по проблемам сохранения традиционных ценностей, как для мусульманских, так и православных христианских общин на международной арене. При успешном достижении соглашения с турецкими властями о передаче Святой Софии православным, взамен открыть сбор пожертвований в России, для строительства не менее значимой и грандиозной мечети в Стамбуле. Возвращение Святой Софии православным будет иметь колоссальное значение, поскольку оно ознаменует собой шаг вперед во взаимном сотрудничестве между Турцией и Россией и другими странами, имеющими тесные связи с православием. Оно также продемонстрирует, что обе стороны готовы работать вместе для достижения мирных решений в отношении религиозных объектов, имеющих важное историческое значение для каждой религиозной группы.

Но в ней, к сожалению, не сохранилось почти ничего из византийского богатого убранства: ни цветного мрамора, ни золотой мозаики. Фото Getty Images «Здесь был Вася». Привычка выцарапывать свое имя на достопримечательностях появилась не вчера.

Кстати, действовал Хальвдан не один. Позже нашли похожую руническую надпись его товарища Аринбарда. В 1203 году собор был варварски разграблен.

И не турками, как можно было бы подумать. Константинополь был взят венецианцами из Четвертого крестового похода.

С 15 января туристы и верующие будут проходить в мечеть через разные входы, чтобы не возникло путаницы, передает РИА Новости.

Туристический поток россиян в Турцию увеличился почти в полтора раза с начала этого года по сравнению с аналогичным периодом 2022-го, сообщил недавно генеральный директор Coral Travel Эрджюмент Юналан. С января по июль 2023 года Турцию посетили более 2,6 миллиона российских туристов, сообщили в пресс-службе Ассоциации туристических операторов России со ссылкой на данные министерства культуры и туризма Турции.

В люнетах боковых стен помещены полуфигуры двенадцати апостолов и четырёх святых константинопольских патриархов периода иконоборчества: Германа , Тарасия , Никифора и Мефодия. Лазарев отмечает низкий уровень данных мозаик и предполагает, что их создали мастера из монашеских кругов, а сам их период создания сразу после окончания периода иконоборчества обуславливает влияние на них народного творчества [77].

Святитель Иоанн Златоуст Около 878 года в южном и северном тимпанах собора были созданы мозаики с изображением шестнадцати ветхозаветных пророков и четырнадцати святителей. Из них полностью сохранились мозаики северного тимпана с изображением Игнатия Богоносца , Иоанна Златоуста и Игнатия, патриарха Константинопольского. Мозаики этих святителей были раскрыты в 1939—1948 годах. В дальнейшем в северном тимпане были раскрыты остатки фигуры святителя Афанасия Александрийского.

Остальные мозаики не сохранились. Уровень мозаичистов, работавших над их созданием, В. Лазарев оценивает как невысокий, но отмечает [77] : Фигуры широкие и приземистые, черты лица крупные, ещё лишённые характерной для позднейших мозаик сухости и заострённости, одеяния ниспадают спокойными складками, в которых нет ничего от каллиграфической измельчённости. Розоватого тона лица обработаны зелёными тенями, палитра строится на светлых, главным образом серых и белых, оттенках, так что в ней отсутствуют плотность и насыщенность цвета, которые отличают мозаики XI века.

Входная мозаика нарфика[ править править код ] Император Лев VI преклоняет колени перед Иисусом Христом В правление императора Льва VI 886—912 люнет нарфика был украшен мозаикой с изображением Иисуса Христа, сидящего на престоле с Евангелием , открытом на словах «Мир вам. Я свет миру», в левой руке и благословляющего правой. По сторонам от него в медальонах изображены полуфигуры Богородицы и архангела Михаила. Слева от Иисуса изображён коленопреклонённый император Лев VI.

Несмотря на то, что композиция несимметрична фигуре Льва не соответствует никакая фигура справа , мозаика обладает строгой уравновешенной композицией: «Она осуществляется за счёт широкой полосы внизу, на фоне которой помещена фигура, не составляющая таким образом, самостоятельного композиционного пятна. Эта полоса способствует утяжелению нижней части изображения, его прочному построению» [76]. Андрей Грабар отмечает, что данная композиция является весьма редкой для императорской иконографии [82]. Вероятно, она отражает некую торжественную религиозную церемонию [75].

Эта версия основана на описанной в сочинении Константина VII Багрянородного « О церемониях » торжественной встрече императора патриархом в нарфике храма Святой Софии. Император выслушивал от патриарха «молитву входа» и затем, прежде чем войти в неф собора, трижды склонялся перед этой дверью. Также находят параллели между сюжетом мозаики и стихотворением Льва VI, в котором он описывает Страшный Суд , припадает к ногам Христа и взывает о заступничестве к Богородице и небесным силам [77]. Академик В.

Лазарев так охарактеризовал мозаику поклонения императора Льва Иисусу Христу [77] : По фактуре выполнения мозаика люнеты занимает промежуточное место между мозаиками апсиды и вимы и мозаикой вестибюля св. В фигурах есть ещё типичная для искусства IX века грузность: большие, довольно массивные головы, приземистые пропорции, крупные конечности. Рисунок, особенно в трактовке тканей, порою сбит, лица лишены тонкой одухотворённости, в белёсой колористической гамме есть нечто вялое и даже безличное. Австрийский искусствовед Отто Демус указывает, что эту мозаику можно рассмотреть только снизу и под очень большим углом зрения.

Это вызвано тем, что кубики мозаики размещены в стене наклонно, чтобы составлять со взглядом зрителя прямой угол [83]. Мозаика императора Александра[ править править код ] Император Александр На северо-западном столбе северной верхней галереи собора находится мозаичный портрет императора Александра. Он был открыт в ходе реставрационных работ 1957—1960 годов и имеет точную датировку 912 годом [84]. Мозаика относится к типу вотивных изображений и является прижизненным портретом императора.

Фигура изображена во фронтальной позе, Александр представлен в драгоценном облачении, перепоясанном лором , украшенным драгоценными камнями, и короне с подвесками. В правую руку помещён предмет цилиндрической формы акакия или анаксикакия , а в левую — держава. Мозаика изображает императора за Пасхальным богослужением. Согласно книге «О церемониях», в этот день император из Большого дворца шёл в собор, неся в руке акакию по сообщению Георгия Кодина , это был свёрток из шёлковой ткани, наполненный землёй [85] , и перепоясывался лором.

По сторонам от изображения помещены медальоны , содержащие имя императора и монограммы , расшифровывающиеся как «Господи, помоги Твоему слуге, православному благоверному императору» [77]. На арках, примыкающих к мозаике с изображением императора Александра, сохранились фрагменты мозаик с орнаментом, выполненных в одно время с портретом [84]. Однако среди них были открыты два фрагмента изображения побегов аканфа , датируемых периодом Юстиниана I. Также в отдельных местах например, большом пальце и на ладони левой руки оставлена непокрытой кубиками подготовительная фресковая живопись.

Мозаика южного вестибюля[ править править код ] Императоры Константин и Юстиниан перед Богородицей Мозаика люнета над дверью из южного вестибюля в нарфик собора датируется последней четвертью X века [86]. На ней изображена Богородица на престоле с Богомладенцем на коленях, а по сторонам — императоры Константин справа , приносящий в дар город Константинополь, и Юстиниан слева , приносящий Богородице собор Святой Софии. Сам сюжет, по мнению В. Лазарева, был заимствован из античного искусства, поскольку известны монеты Смирны, Лесбоса и Филиппополя с изображением римских императоров стоящих с макетом храма перед изображением богини-покровительницы [87].

По мнению искусствоведа В. Лихачёвой , эта мозаика напоминает о ктиторских портретах Юстиниана и Феодоры в базилике Сан-Витале [88]. Помещение на одной мозаике Константина и Юстиниана не находит аналогов в византийском искусстве [89]. Андрей Грабар отмечает, что, возможно, мозаичист скопировал некий древний образец, так как императоры, хотя и изображены в парадных одеждах XI века, но не имеют бород, хотя они были в моде на момент создания мозаики.

Мозаику отличает попытка передать пространство — плоскость земли и перспектива в изображении трона придают ей глубину; также и сами фигуры обладают объёмом. Отмечают попытку создать на этой мозаике исторические портреты императоров [75]. Лазарев пишет, что эта мозаика уступает другим примерам позднемакедонского искусства, а по сравнению с мозаикой вестибюля отличается использованием любимых при императорском дворе фиолетового, золотого и серебряного цветов [77]. Также эту мозаику отличает, то что в отдельных её элементах линейно-узорная трактовка становится довлеющий техникой например, кисти рук Богородицы и императоров расчерчены до запястий изогнутыми, но ничего не изображающими линиями [75].

Мозаика является самым поздним произведением константинопольской монументальной живописи XI века и датируется 1028—1042 годами. На мозаике император Константин и императрица Зоя преподносят дары для Святой Софии. Император Константин преподносит мешочек с золотом, императрица Зоя — свиток, символизирующий пожертвования, которые она сделала церкви [90]. Считается, что после изгнания Зои в апреле 1042 года новый император, Михаил V , приказал уничтожить её портрет.

Зоя, вернувшись в этом же году в Константинополь и выйдя, в третий раз, замуж за Константина Мономаха, восстановила свой портрет, портрет же Михаила IV заменила портретом Константина Мономаха. Однако переделки коснулись лишь голов. Тогда же, около 1042 года, была заново выполнена голова Христа, по непонятным причинам ранее уничтоженная [77]. На мозаике Иисус Христос представлен в тёмно-синей одежде, благословляя правой рукой и держа Евангелие в левой руке.

Императорская чета представлена в одежде, сияющей драгоценными камнями. Лики Константина и Зои идеализированы и имеют условные выражения мужественности и кротости соответственно [91]. Мозаика Богородицы и Комнинов[ править править код ] Мозаика Богородицы с предстоящими императором Иоанном II Комнином и императрицей Ириной Мозаика с изображением Богородицы с предстоящими императором Иоанном II Комнином 1118—1143 и императрицей Ириной находится на восточной стене в верхней южной галерее собора, рядом с мозаикой Иисуса Христа с предстоящими императором Константином IX и императрицей Зоей. Мозаика датируется 1118 годом.

Императорская чета облачена в роскошные, усыпанные драгоценными каменьями одеяния. Младенец Иисус Христос правой рукой благословляет, а в левой держит свиток.

Главный храм и мечеть Стамбула — собор Святой Софии

Мистика собора Айя-София «Плачущая колонна», основание которой покрыто медными пластинами. Её ещё называют колонной Святого Григория. В колонне есть небольшое углубление, с которым связано одно суеверие. Надо просунуть большой палец в углубление и три раза прокрутить ладонь по кругу, касаясь ей медных листов. Если при этом Вы ощутите влагу, то загадайте желание — оно якобы сбудется. Поверье это существует с XIII века: ещё Антоний Новгородец во время своего паломничества в Константинополь писал, что к плачущей колонне приходят люди и «трутся перстами… на исцеление болезням…». Ниша, из которой раздается легкий шум. По описаниям, находится она в южной части собора. Этот феномен связывали с ещё одной легендой. Согласно ей, в то время, когда Константинополь пал под натиском турецких войск и они ворвались в собор, в нём шла служба.

Захватчики уже готовы были убить священника, читающего молитву, но в этот миг стены расступились и спрятали за собой священника. По преданию, священник и сейчас находится там и явится вновь, когда собор опять станет христианским храмом. Холодное окно — ещё одна загадка собора Айя-София в Стамбуле. Из этого окна дует прохладный ветерок, даже когда на улице очень жарко. Это окно расположено на втором этаже южная часть собора и выходит на Голубую мечеть. Этот котлован перед входом в собор Айя-София — результат раскопок более древних построек, которые располагались здесь ещё до строительства храма. Тайны затопленного подземелья собора Айя-Софии Кроме видимой части собора, Айя-София в Стамбуле имеет ещё малоизученную подземную часть. Из летописей известно, что для того, чтобы сделать фундамент, будто бы выкопали 70-метровый котлован. Так же различные источники сообщают, что под Айя-Софией есть огромные цистерны для хранения воды и множество туннелей.

По всей видимости, цистерна должна напоминать огромную Цистерну Базилику , которая находится недалеко от собора. Добраться до затопленного подземелья попытались в 1945 году американцы. Для этого они решили выкачать оттуда воду. Но как бы они ни старались, уровень воды не понижался. В итоге от идеи отказались после того, как перегорели насосы. Более успешные попытки были у турецких исследователей. Но они сразу решили, что не будут откачивать воду, а совершили несколько успешных погружений в затопленную подземную часть собора. Последний спуск произошел в 2013 г. Какие-то легенды подтвердились, а какие-то оказались просто преувеличением.

Исследование подземной части собора Айя-София. Подводники нашли места, предназначенные для захоронения. Хорошо был исследован 12-метровый колодец у главного входа. А в колодце в центральной части храма были найдены обломки очень большого светильника. В стенах были обнаружены плотно закрытые двери, открыть которые они не пытались. Возможно, за этими дверьми находятся большие цистерны для сбора воды, о которых писали путешественники прошлого. Это подтверждает и сканирование пола собора на предмет пустот. Это сканирование показало, что под полом есть огромные пустые пространства! Также был совершен спуск в сухой каменный туннель.

Из коридора идут два хода: один к площади Ипподром, второй — к дворцу Топкапы. Эти коридоры раздваиваются, и некоторые рукава заканчиваются тупиками. Но один из рукавов имеет выход во двор дворца Топкапы. Туристы входят в собор через Императорские ворота. Рекомендации по посещению и осмотру Общие рекомендации Приходить лучше всего либо к открытию музея ранним утром, либо уже ближе к закрытию, вечером, потому что днем посетителей бывает очень много. Ещё лучше посещать музей в будни, так как в выходные, особенно в высокий сезон, просто не протолкнуться. В пик посещения очередь у касс в несколько десятков метров — обычное дело. После покупки билета надо пройти проверку: каждый турист проходит через рамку металлоискателя, а рюкзак проверяют, как в аэропорту, рентгеном. Внутри уже давно идет реставрация: часть собора Айя-София в Стамбуле от пола до потолка закрывают строительные леса.

Это несколько портит впечатление. Небольшая очередь у входа в музей Айя-София. Последовательность осмотра Осмотр начинаем с первого этажа. Сначала входим через большие ворота в первый притвор, а затем — во второй притвор. Притвор — это пристройка к храму. Перед входом в собор обратите внимание на вырытый слева от входа «котлован». Это следы более древнего строения, которое находилось здесь ещё до строительства собора. Первый притвор. Эта пристройка лишена отделки — мраморные плиты уже давно сняты.

В левой части притвора находятся каменная чаша для крещения 5 младенцев и большой экран, на котором идет фильм об истории Айя-Софии на английском. Перед экраном — стулья, можно посидеть и посмотреть фильм. В правой части притвора у стены стоит огромный саркофаг 4 , напротив него колокол 3 , а далее — сувенирный магазин. Купель для крещения в первом притворе. Второй притвор. Эта пристройка сохранила отделку с момента строительства — потолок выложен золотой мозаикой, на стенах — мрамор с зеркальным узором. В левой части второго притвора расположена лестница рампа 2 на второй этаж. Эта лестница не имеет ступеней. Так было сделано специально, для того чтобы проще было вносить императрицу на паланкине специальных носилках на второй этаж в императорское ложе.

В правой части притвора такая лестница тоже есть, но она закрыта. Там же в правой части находятся ворота, через которые можно выйти во двор к фонтану для омовений 6. Над воротами, которые называются Красивые ворота, расположена одна из самых известных мозаик собора, где изображен строитель храма император Юстиниан, Богоматерь на троне и император Константин, основатель города. Мозаика видна по ходу движения из двора в собор, а не из собора во двор. Вторая мозаика находится над императорскими воротами 9. Называется она Иисус Панкратор. Подробное описание всех мозаик и информацию о том, где их найти, смотрите ниже. Императорские ворота 9 , по преданию, переделаны из фрагментов Ноева Ковчега. Раньше в них мог входить только сам император, а теперь и вы можете.

Отныне Айя-София, один из крупнейших в мире архитектурных памятников христианства и символ золотого века Византии, спустя 86 лет снова стала мечетью. А по ним мусульманин не может молиться в христианских храмах, так как там есть изображения людей. А это значит, что под угрозой уникальные мозаичные изображения Христа Спасителя, Богоматери, Иоанна Крестителя и ангелов, а также другие фрески и настенная живопись, украшающая интерьер Святой Софии.

Сколько прикосновений помнит это отверстие — не сосчитать.

Еще один ориентир кроме блистающего круга — очередь, в силу плачущей колонны верят абсолютно все, кто хотя бы раз побывал в Стамбуле и посетил Святую Софию. Ритуал легко запомнить. Вставляете большой палец руки левой или правой — разницы нет и не отрывая ладонь от медного листа пытаетесь повернуть ее на 360 градусов, во время манипуляции шепчите желание. Оторвали ладонь от поверхности?

Тогда повторяйте снова! Говорят, если палец будет мокрым от слез колонны, то на просящего исполнить желание свалится необыкновенно большая удача.

По нынешней официальной позиции Анкары, храм был собственностью Султана Мехмеда Фатиха, который затем передал его в вакф — мусульманский фонд, а имуществом этой организации министры не имели права распоряжаться. Более того, под вопрос ставят подлинность подписи основателя турецкого государства Кемаля Ататюрка на документе о музейном статусе. Как ожидается, глава государства выступит в прямом эфире с обращением по этому вопросу. Репортеры турецкого телевидения, присутствовавшие возле храма с самого утра, сообщают, что возле него собрались жители Стамбула. Они пришли поддержать решение государства: на кадрах с места видно, как группа мужчин выкрикивает мусульманские религиозные лозунги.

Реджеп Тайип Эрдоган 2 Святая София останется доступной для туристов Турецкий президент отдельно подчеркивал, что Айя-София, наряду с другими историческими мечетями столицы, будет доступна для туристов. Представитель Эрдогана ранее заверил, что «иконы» храма останутся нетронутыми — имелись в виду православные мозаики и росписи на стенах. Как это будет сочетаться с исламскими богослужениями, не сообщается — вероятно, их скроют специальными ширмами.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий