Плакаты 1950-60-х годов рисуют облик образцового советского школьника, выделяя наиболее яркие положительные черты, которыми он должен обладать. Но дело в том, что советский подход к воспитанию сейчас совершенно неактуален. А вот широких контактов советского человека с капиталистической заграницей не предполагалось, поэтому за исключением выпускников довольно немногочисленных спецшкол.
5 советских методов воспитания, которые всё только портят, а у мам они до сих пор в ходу
Советская власть мудро решила, что воспитание можно смело поручить школе, в которой работают профессиональные педагоги. В Госдуме планируют вернуть принципы воспитания советского времени. Воспоминаниями о коллективном воспитании детей в СССР с «Мослентой» поделился журналист и писатель Александр Цыганов. Ни для кого не секрет, что советское воспитание сильно отличается от теперешнего.
10 правил воспитания советских детей, которые актуальны и сегодня
Хотя иногда может возникнуть шанс радоваться, пока и если ваш учитель именно так станет себя вести. Самообслуживающий труд Потребительский характер общества и гиперопека, свойственная многим родителям после их тревожного детства 90-х годов, не могли не привести к избыточным обслуживающим схемам обеспечения быта детей в школе. По мере выхода на школу родителей следующего поколения, которое менее тревожно, возврат к самообслуживанию возможен. Я не вижу здравых доводов против, кроме чванства и психологии «потреблямса». И ручной труд в школах хотят все чаще. Надеюсь, старые проблемы обеспечения кабинетов труда материалами уже не являются препятствием, ибо появились новые, более цивилизованные варианты школьной логистики. Слово учителя — закон Помяните добрым словом и забудьте.
У учителя никогда не было особых прав в нормативном поле. Но у него был авторитет, потому что семья относилась к учителю с пиететом, который воспринимался как безусловный атрибут учителя и учениками. Даже в мою бытность учеником учитель уже не был неприкасаемым. Но тогда это были первые осторожные попытки критически относиться к их «непререкаемости». На учителей еще не смели огрызаться, но за глаза уже критиковали. В «приличных семьях», оберегая уши собственных детей.
Но уже не во всех. Когда я пришел в школу учителем — а это середина 80-х — мы уже начали попадать под огонь публичной критики. Часто заслуженно. Но адекватно воспринимали критику те, кто и так был адекватен. В массе учителя были в шоке от факта низвержения с пьедестала небожителей. Уже широко известна модель «двойного негативного отбора» педагогов: в педвуз идут те, кто никуда больше не смог попасть, а в школу из педвуза, когда никуда больше не взяли.
Модель игнорирует тех, кто целенаправленно идет в педагоги, но не лишена оснований в остальном. А из тех, кто осознанно идет в педагоги, довольно много весьма инфантильных выпускников, которые морально не готовы искать себя в новых сферах, считая, что школьную среду они уже хорошо знают и не хотят ее покидать. Естественно, это не осознанный выбор, а подсознательный, но суть от этого не меняется. Пиетет перед учителем формировался тогда, когда он в массе был на голову более образован, чем все вокруг. Примерно после войны этот разрыв уже не был столь разителен и стремительно сокращался. Сегодня учительство в массе нельзя считать самым образованным слоем граждан.
Жесткое проведение реформ Фурсенко и Ливановым без терпеливого обсуждения смысла и целей привели к жесткому противостоянию в обществе, сняли традиционный барьер уважительности перед школой, учителем. И теперь школа живет в условиях постоянной критики, которая далеко не всегда обоснована и оправдана. Новообразование российской государственности послесоветского разлива — образ люмпенизированной Марьванны. Авторитет по факту статуса «учитель» исчез. Нормативная незащищенность учителя реализовалась в проблемы разрешения конфликтных ситуаций в школе. Все пути для нас открыты, все дороги нам видны Формально это было и осталось.
По факту не было и нет. Преимущественно наши амбиции определяются семьей, опираются на семейные ценности, на семейные возможности. Бывают исключения, но они не являются определяющими. Может ли система образования на это повлиять, должна ли? Правила едины, и поэтому формально все равны. Но образование происходит внутри человека.
Он сам формирует свое образование, свою картину мира, свои ценности, свое место в мире, свои амбиции. Система образования может создать условия, в которых любой желающий может использовать все ресурсы системы. Система должна это сделать. Но система не может вылепить человека, хотя все структуры системы образования пытаются повлиять через воспитание на систему ценностей ученика, на его модели поведения. Но амбиции на место в мире больше зависят от установок семьи, чем от воздействия школы. Важно отдавать себе отчет, что количество и масштаб «дорог» стремительно растет.
Попытка по старой схеме затащить всех на одну вершину, с которой видны всем одинаково все дороги, становится все менее и менее реалистичной.
Но у советских матерей не было времени на раздумья: работа сама себя не сделает, поэтому в декрете не засиживались. Считалось: чем раньше отдашь ребёнка в садик, тем быстрее он научится работать в команде и социализируется. Вот только стричь всех под одну гребёнку скорее минус, чем плюс. Да и в школе всё равно придётся учиться делать всё то же самое, а, отдав в детсад, ребёнка лишают большего внимания родителей. Может, в послевоенное время или в кризисные 90-е, когда с едой и её разнообразием были проблемы, данное выражение имело место, но тоже сомнительно. Такими словами советские родители заставляли наследника испытывать стыд за то, что тот не хотел с желанием сметать всё до последней крошки.
Вообще, такая привычка из детства может запросто лишить вас тонкой талии в будущем, а ещё привести к расстройству пищевого поведения. Потому что вы будете переедать как раз из-за фразы, так часто повторявшейся в детстве. Сегодня такая установка в воспитании неактуальна. Почему-то советские воспитатели считали, что из-за похвалы чадо обязательно вырастет самовлюблённым эгоистом.
Ведь только сердце, а не страх и долг могут сделать человека достойной личностью. Угрозы Вместо того чтобы объяснить, как не надо делать, советские родители придумывали всевозможные угрозы и запугивания. Например, говорили ребенку: «Если принесешь двойку, получишь ремня или другие санкции ».
Несложно предположить, что после таких установок дети старались изо всех сил, однако страх способен парализовать мыслительные процессы и даже физические движения если речь идет о спортивных соревнованиях, в которых непременно ребенку нужно было победить , поэтому часто получалось даже хуже, чем предполагалось. Детей нужно подбадривать, внушать им веру в себя и хороший результат, чтобы у них появилась мотивация выполнить свою задачу качественно. А если не получится, успокоить ребенка и заверить его в том, что следующий раз будет лучше.
Режим поддерживался в яслях, детских садах и школах, а кроме этого дома родителям настоятельно рекомендовали организовывать жизнь ребенка в соответствии с одобренным светилами медицины и педагогики распорядком. В частности, давать детям лакомства в перерывах между приемами пищи, считалось грубым нарушением. Закалка и сон на свежем воздухе Пребывание на свежем воздухе в СССР небезосновательно считалось одним из непременных условий крепкого иммунитета и здоровья ребенка. Поэтому многие мамы даже в трескучие морозы изыскивали способы хоть недолго, но гулять с коляской по улице. Старались организовать на свежем воздухе и дневной сон, причем в любое время года. В детских садах кровати выставляли на улицы и в них укладывали тепло одетых малышей. Кроме этого, организовывались закаливающие процедуры, такие как обливания и обтирания холодной водой на улице.
Это считалось полезным для сердечно-сосудистой системы. Советский лозунг «В здоровом теле — здоровый дух» был одним из основных в воспитании подрастающего поколения. Физкультура и спорт Физкультура и спорт была неотъемлемой частью воспитательного процесса. В детских садах и школах занятия физкультурой проводили в зависимости от погоды и сезона — в залах или на улице. Для уроков физического развития возле учебных заведений устраивали стадионы и спортивные площадки, на которых летом дети выполняли упражнения и играли в спортивные игры, а зимой катались на лыжах и санках. Социализация В Союзе родителей убеждали, что в детский сад малышей нужно отдавать в самом раннем, грудном возрасте. Мамы должны были как можно быстрее выйти на работу из декретного отпуска и продолжить приносить пользу советскому народу. Немаловажным считалась и социализация детей, которая происходила при их воспитании в коллективе. Ребенок должен был с самых ранних лет приучаться жить в обществе и взаимодействовать с его членами.
Современным родителям лучше не воспитывать детей на советский манер
Как менялось воспитание детей за последние 100 лет | PSYCHOLOGIES | Исследование: Чем отличается современное российское воспитание от советского. Социолог Лидия Окольская сравнила воспитательные модели Советского Союза и Российской. |
Как советское воспитание портило психику человека: обратная сторона «счастливого детства» | Омбудсмен по правам ребенка Карелии Геннадий Сараев уверен: в том виде, в каком трудовое воспитание было в Советском Союзе, уже не вернуть. |
Советское воспитание подростков — а каким оно было? | С 1946 года и до развала СССР выходил один из самых популярных советских журналов для родителей и педагогов "Семья и школа". |
Как советское воспитание портило психику человека: обратная сторона «счастливого детства»
Отличия воспитания в советское и нынешнее время | Что такое актуальные методы воспитания? Как правильно воспитать ребенка, чтобы подготовить его к жизни в современном мире? |
Воспитание в СССР | Лена Ека — о военно-патриотическом воспитании почти столетней давности и о том, как относились к нему самоотверженные советские школьники. |
Как менялось воспитание детей за последние 100 лет | Лена Ека — о военно-патриотическом воспитании почти столетней давности и о том, как относились к нему самоотверженные советские школьники. |
Так воспитывали детей в СССР: 5 золотых привычек бабушек – ностальгируем вместе | Воспитание того времени было более жёстким и если его сравнивать с теми трактатами, которые пишут современные психологи, то в корне неправильным. |
Москвич поделился воспоминаниями о коллективном воспитании детей в СССР
Как воспитывали детей в СССР - Дети | Однако советское воспитание не было идеальным – некоторые постулаты оказались откровенно вредны. |
Трудовое воспитание: советские традиции и современность. Часть 3 | Основная база советского метода воспитания детей была создана в 20-х и 30-х годах прошлого века легендарным советским педагогом Антоном Семеновичем Макаренко. |
Два мира – два детства. Как воспитание СССР перевёрнуто с ног на голову
Страна управленцев. Управлять только нечем скоро будет. Рашид ШаоминПрофи 566 2 года назад Чел пойми за всех не надо говорить! Разницы между советским и сейчас воспитанием нет! Каждый Индивидуален в каждой семье свои законы и своя жизнь и обобщать не надо! А я вообще живу в семье из 5 человек я отец мама и 2 брата мне 15 лет и я сам себя воспитывал я вообще все чего достиг все сам знания интересы занятия Я очень умный для своих 15 лет но каждый день я становлюсь ещё умнее читаю в Интернете Книгах и Википедии Историю Этносы Политику Экономику!
Поступки, покупки, планы и мечты оценивались с точки зрения того, что подумают другие. Повзрослев, многие так и не перестают ориентироваться на общественное мнение и не могут позволить себе жить в удовольствие, потому что боятся осуждения.
Я: случайно ставлю на футболке пятнышко. Мама: «Вот сама стирать будешь, или ходи давай в грязной одежде. Что люди скажут?! Стоп, у нее там пятнышко в левом нижнем углу. Как так можно вообще?! Да ничего люди не скажут! Им наплевать на тебя, на меня, на других.
Люди собой заняты. Но возраст сам по себе не является показателем высокого уровня эрудиции, а совершать ошибки свойственно всем. Безусловное подчинение тем, кто родился раньше, не ведет ни к чему хорошему, ведь этим могут воспользоваться нечестные люди, которым ребенок не сможет отказать только потому, что он младше. Если человек старше, это не значит, что он умнее, лучше и достойнее. Повзрослев, я поняла, что возраст не дает никаких привилегий. Увы, это обман из детства — то, что взрослый всегда прав и умнее. Несмотря на все это, старушке место в общественном транспорте я, конечно, уступлю.
Но сейчас мир живет по другим правилам, а привитое с детства правило «надо делиться» еще существует в умах многих. Такая принудительная щедрость формирует у детей неправильное представление о том, что их чувства и желания не важны и они обязаны отдать свою вещь любому чужому ребенку только потому, что та ему приглянулась. Была у меня любимая игрушка — серый заяц по кличке Маша. Приехали к нам на лето дядя с дочкой лет 2—3, а мне было уже 6. Я всегда своими игрушками делилась: мне не жалко, сестренка же не съест — ну поиграет и отдаст. Когда они собрались уезжать, она вцепилась в мою Машу. Бабушка стала меня уговаривать отдать, типа «ты же большая», а дедушка силой уволок в другую комнату.
Я в замочную скважину смотрела, как он выменял у малышки мою игрушку на шоколадку. На бабушку я потом еще долго обижалась, но потом поняла, что это она у меня вот такая добрая, не только за мой счет: свои вещи она тоже так отдавала, если кому понравились. Считать, что сначала надо получить престижное образование, а уже потом заниматься тем, чем хочется Высшее образование в СССР имело безусловную ценность и открывало перед человеком новые горизонты. Поэтому старшее поколение уверено, что необходимо получить диплом вуза, и неважно, что подросток хочет быть не юристом, а художником или визажистом. В современном мире отсутствие заветных корочек не является препятствием для освоения большинства профессий, и это здорово. Мои родители с высшим образованием. Работа престижная.
Я же в 5 лет сказала, что хочу быть парикмахером, на что мне было сказано, что этого не будет. И вот спустя годы учусь на филфаке и понимаю, что не мое. Втихаря бросаю вуз и иду в училище на парикмахера. Когда я отучилась и уже работала, об этом узнала мама. В семье был грандиозный скандал. Спустя 8 месяцев работы я покупаю авто: зарплата хорошая. Уже 6 лет в этой профессии, и не жалею.
И мама поняла, что без копейки в кармане не останусь никогда! Их не пугают сложности, зато необходимость заплатить за труд постороннему человеку кажется надуманной, ведь можно же как-то выкрутиться или обойтись. Зачастую такая экономия выходит боком. Мама моей подруги недавно задумала делать ремонт, и эта беда теперь касается каждого члена ее семьи и всех знакомых. Меня они по старой дружбе пригласили поклеить обои, а потом этой эпичной женщине пришла в голову гениальная мысль — купить новый унитаз. Но грузчики — это дорого, поэтому она предложила нам с подругой вынести «белого друга» из магазина и поднять его на 3-й этаж хрущевки своими силами. Мол, мы в свое время и не такое таскали.
Ага, сейчас, спасибо!
Что поменялось со времен Советского Союза? Можно ли воспитать ребенка "как в СССР"?
Отвечаем всем, кто считает, что "и ничего, нормальными выросли" - это полноценный аргумент в пользу неизменности традиций. Марина Романенко — психолог, создатель "Академии Профессионального Родительства", бизнес-коуч и мама четверых на двоих с мужем детей. Это не только мимими, красивые и смышленные детки - наши влогеры делятся всяческими полезными лайфхаками и материнским опытом!
Поэтому с детьми гуляли всегда, даже во время трескучих морозов. В детских учреждениях практиковали закаливание: обливание холодной водой на улице, сон на улице. Физкультура и спорт Физкультурой с детьми начинали заниматься с дошкольных учреждений, занятия на стадионах, спортплощадках, катание на лыжах и коньках, в зависимости от времени года занятия менялись, но были всегда! Социализация Считалось, что детей надо отдавать в дошкольные учреждения как можно раньше, в грудном возрасте, чтобы дети привыкали жить в обществе, чувствовать себя его частью, а мамы могли спокойно работать на благо своей страны. Коллективная ответственность Коллективная ответственность воспитывает сознательного члена общества, который отвечает не только за себя, но и за товарищей. Пример коллективной ответственности приводит американский академик и детский психолог Ури Бронфенбреннер в 1970-х годах в книге «Два мира детства: Дети в США и СССР», рассказ советской учительницы о борьбе нарушителями дисциплины в классе: «Представим себе, что десятилетний Вова дергает Аню за косу. Я ему делаю замечания — одно, второе, третье — он продолжает свое.
5 советских методов воспитания, которые всё только портят, а у мам они до сих пор в ходу
Владимир Путин не считает советскую систему воспитания подрастающего поколения эффективной, поскольку в конечном счете она не помогла предотвратить распад СССР. Советское воспитание – это действительно особый термин, который характеризует определенные действия родителей по отношению к ребенку. Рассказываем, благодаря каким привычкам советских бабушек и дедушек в СССР росли здоровые дети. © 2024, RUTUBE. Советское воспитание (как нас воспитывали в СССР). 12+.
Как воспитывали детей в СССР
Советское воспитание с яслей предполагало, что понятие о чести, уважении, взаимопомощи – не пустые слова. Самое простое, что закрепилось у нас на подкорке головного мозга благодаря традиционному воспитанию, — это привычка к качественной пище. Одной из важнейших проблем практики нравственного воспитания в советской школе была проблема отставания практики нравственного воспитания от его теории. Основная база советского метода воспитания детей была создана в 20-х и 30-х годах прошлого века легендарным советским педагогом Антоном Семеновичем Макаренко.
Как воспитывали детей в СССР
Также детей заставляли строго соблюдать режим: рано ложиться, рано вставать, есть в определенные часы и т. Кроме того, детей приучали питаться натуральными продуктами. Полуфабрикатов советские бабушки и дедушки в доме не держали. Ранее мы рассказывали , как сделать Новый год по-настоящему волшебным для ребенка.
Водитель троллейбуса подошел к старичку, который с палочкой пытался перейти по пешеходному переходу дорогу. Еле шел, со скорость метр в минуту.
Водитель бережно подхватил его за предплечье, стал переходить с ним дорогу. Дошел до середины, из машины, которая стояла с противоположной стороны перехода вышел парень, как эстафету, подхватил у водителя троллейбуса пожилого человека. Водитель вернулся на свое место, троллейбус тронулся. Успел лишь заметить, как парень благополучно пересек вместе с пенсионером дорогу, оставил его в безопасном месте, а сам вернулся в свой автомобиль. И, знаете, так тепло на душе стало!
Какой же у нас, все-таки, народ! Какие добрые люди!
Москва - Ирина Пономарева, преподаватель рус.
Архангельск - Татьяна Авилова, кандидат физико-математических наук, основатель группы «История рода в истории страны», г. Москва - Анна Антипова, организатор генеалогического клуба "В поисках рода", г. Москва Встреча пройдет по адресу: Москва, Бобров переулок, дом 6, строение 2 Тургеневская гостиная , Библиотека-читальня им.
Но если ежедневно повторять малышу, что он — гадкий утенок, превратиться в лебедя ему не удастся. Мнение других — в приоритете Помните? Абсолютно все оценивалось с точки зрения «людей» и «соседей», включая мечты и планы на отпуск. К сожалению, те, повзрослевшие мальчишки и девчонки, так и не могут позволить себе жить в удовольствие, боясь осуждения, не переставая оглядываться на общественное мнение. Старший всегда прав «Старших надо уважать и слушаться, они лучше знают», «не спорь с учителем» — кто из нас не слышал в детстве этих замечаний. Но возраст не дает привилегий по умолчанию, это не показатель высокой образованности, всем свойственно совершать ошибки. Абсолютное послушание перед взрослым, родившимся раньше, не сулит ничего хорошего. А вдруг этим воспользуется бесчестный человек, которому ребенок не сможет перечить в силу возраста. Современное воспитание Детство сегодня, в отличие от неустроенных детских лет времен СССР, — внушительная инфраструктура: под мамочек и детей «заточены» бренды, медиа, политика. Кстати, дети всех возрастов неплохо осознают свой статус и привилегии.
Годовалых малышек мама наряжает, как маленьких принцесс, а мальчик-карапуз, лежащий на кровати «кабачком», уже облачен в футболку с Суперменом. Зато в подростковом возрасте становится популярен стиль унисекс — детям не интересно подчеркивать то, что и так с ними с рождения. Строгих мам-консерваторов с их вечным «нельзя» становится сильно меньше, в тренде мамы либеральные.
Назад в СССР: как в школах России будут внедрять трудовое воспитание
Что такое актуальные методы воспитания? Как правильно воспитать ребенка, чтобы подготовить его к жизни в современном мире? Почему старые методы уже не работают? Что поменялось со времен Советского Союза? Можно ли воспитать ребенка "как в СССР"?
Ведь каждый день мамы, каждая по-своему, растят своих детей, вкладывая в их жизнь максимум своих сил, времени, труда и фантазии.
И так интересно и полезно узнать, как это делают другие! Здоровье и питание малышей, дизайн, шоппинг, одежда, обустройство детского быта и досуга, праздники и будни, немного психологии и медицины. Наши видеоролики обо всем, с чем сталкивается каждая мама каждый день! Подборка авторских блогов, серия мастер-классов и советов грамотных специалистов, и, конечно же, самые лучшие сериалы и развивающие мультфильмы.
Руководитель фракции Елена Дербилова уверена, что труд играет важную роль в развитии психики и жизненных установок. Правильно организованный труд формирует трудолюбие, коллективизм, взаимодействие, дисциплинированность, инициативность, что является одной из главных функций трудового воспитания», — подчеркнула она. Отметим, что в школах Финляндии труду уделяют много времени. Правда, здесь целью занятий являются сугубо практические навыки, которые позволяют подростку научиться самому обслуживать себя.
Плакат Виктора Говоркова "Уроки рисования, музыки и пения... Не меньшую важность для советских школьников имеют уроки труда. Об этом напоминают плакаты Софьи Низовой "Мастерству учиться - всегда пригодится! Тема обучения мастерству не заканчивается за школьным порогом. Плакат Софьи Низовой "Люби труд! Малыши должны приучаться к труду, глядя на старших братьев и сестер; этой теме посвящен лист Галины Шубиной "Воспитывай в себе любовь к труду! Одновременно эти листы решают вопрос разумной организации досуга школьников, проблема которого поднимается в работе "Берегите глаза" Леонида Аристова 1958 год. Софья Низовая плакатом "Я сама! Но если участие в процессе обучения бабушки, с ее устаревшими методами, признается вредным, помощь старших товарищей, владеющих современными методиками обучения, отвергать не следует. Борис Решетников "Пионер без лишних слов малышу помочь готов! Практически все положительные герои этих листов, обозначающие основные ориентиры правильного поведения, носят пионерские галстуки. Красный галстук становится отличитыльным признаком правильной линии поведения. Пионер имеет активную гражданскую позицию, следит за порядком и останавливает хулиганов.
Рожденные в СССР: советские ошибки в воспитании, сломавшие психику многих поколений
© 2024, RUTUBE. Советское воспитание (как нас воспитывали в СССР). 12+. Советская система воспитания в садиках ориентировалась на принцип: «Все лучшее детям». Советские принципы воспитания сейчас принято ругать: все эти «не можешь — заставим» или «старших надо слушать беспрекословно».