Новости сколько раз люди летали на луну

Причина, по которой высадка людей на Луну прекратилась, остаются загадками и рождает множество слухов. В пятидесятилетний юбилей высадки первого человека на Луну разбираемся с «лунным заговором»: откуда он взялся, кто и как с ним борется и почему он до сих пор существует. Этапы освоение Луны, история неудачных лунных миссий и наиболее громких неудач в лунной гонке.

Зачем Россия впервые за 50 лет отправила корабль на Луну

Сломанные судьбы «покорителей» Луны: один стал отшельником, другой - алкоголиком | Станция не достигла Луны в связи с ошибкой при разработке программы полета, но позволила отработать технологию полета к спутнику Земли для последующих космических аппаратов.
Зачем человечество снова летит на Луну? - Телеканал "Наука" Впервые человек высадился на Луне.
Сколько людей было на Луне? Впервые человек высадился на Луне.
Сколько раз люди высаживались на Луну? (43 фото) — А с Рогозиным вы спорили как раз о Луне?
Сколько раз люди высаживались на Луну? - В ночь на 11 августа Россия запустила межпланетную космическую станцию «Луна–25».

Зачем все летят на Луну после полувекового перерыва?

Чтобы добыть значимое количество гелитрия на Луне, пусть даже это очень высокоэнергетический продукт с точки зрения энергии, но фактически надо перелопатить столько грунта, сколько эквивалентно примерно количеству угля той же энергетической ценности. В рамках этой программы сегодня на Луну летит спускаемый аппарат, а через год — орбитальный. Последний, шестой раз, американские астронавты посетили Луну 7 декабря 1972 года и провели на Луне трое суток. Впервые человек высадился на Луне.

Сколько раз люди высаживались на Луну? (43 фото)

Кроме разве что самой истины. Как говорил предшественник нацистов на Луне доктор Геббельс, «чем чудовищней ложь, тем легче в нее поверят» и «мы добиваемся не правды, а эффекта». Но нацисты на Луне это тема для отдельного рассказа. Итак, с какого же момента появились сомнения в реальности полета американцев на Луну и в чем заключаются доводы сторонников этой теории и ее противников? Надо сказать, что у многих людей сомнения появились практически сразу после этого события, которое произошло 20 июля 1969 года. Американская космическая миссия Аполлон-11 в составе командира экипажа Нила Армстронга и пилотов Эдвина Олдрина и Майкла Коллинза совершили полет к Луне, в результате которого Армстронг и Олдрин высадились на ее поверхность в спускаемом аппарате, а Коллинз ожидал их возвращения на окололунной орбите. В месте высадки астронавты установили американский флаг, сделали несколько фото и видео снимков, взяли образцы грунта и благополучно вернулись на корабль. Кроме огромного значения для науки и мирового прогресса эта миссия имела еще и важный для Америки политический момент: эта экспедиция позволила Америке быть хоть в чем-то первой в освоении космоса. Как известно во всех предыдущих да и многих последующих космических достижении прочное первенство было за Советским Союзом, а вот космическую гонку мы проиграли. Но проиграли, надо сказать, с честью! Никто из советских ученых или космонавтов не оспаривал первенства США в этом вопросе равно как и самого факта присутствия их на Луне.

Первые сомнения возникли у самих американцев… И виной тому были тоже сами американцы — их подвела тяга к украшательствам существующей действительности, в результате которой появилось много фактов и неувязок, ставящих под сомнение реальность совершенной миссии. Прежде всего главной неувязкой является видимый на фото развевающийся флаг — на Луне отсутствует атмосфера, а, как известно, если нет воздуха то не может быть и ветра.

Но по иронии судьбы, именно 13-й американской лунной миссии Ranger 7 удалось снять это «проклятие», направив Америку по курсу, который спустя несколько лет привел к высадке астронавтов на Луну. Последняя станция Сергея Королева В период с 1963 по 1965 год Советский Союз в общей сложности предпринял 11 попыток осуществить мягкую посадку на Луну.

И если первые аппараты гибли еще на дальних подступах к спутнику, то к середине десятилетия наметился явный прогресс. Его кульминацией стала миссия « Луна-8 » — она практически вплотную подобралась к достижению своей цели. В ночь с 6 на 7 декабря 1965 года «Луна-8» приступила к посадке в западной части Океана Бурь. Но станцию погубил производственный дефект.

Из-за преждевременного разрыва амортизационной оболочки она предназначалась для смягчения удара при прилунении аппарат закрутило. Тормозной двигатель не сумел выправить ситуацию и «Луна-8» разбилась. Конечно, все участники программы понимали, что мягкая посадка на Луну очень близка и будет достигнута буквально в течение одного-двух запусков. И в самом деле, 3 февраля 1966 года «Луна-9» наконец успешно справилась с поставленной задачей.

Однако ключевое лицо советской космической программы уже не стало свидетелем этого успеха. Речь о Сергее Королеве. Главный конструктор умер во время неудачной операции 14 января 1966 года, так и не увидев, как выглядит лунная поверхность. Правда, у него все еще оставалась возможность взять «утешительный приз» в виде первого пилотируемого облета спутника.

Если бы ранний «Протон» оказался надежной ракетой, с большой долей вероятности СССР действительно бы реализовал эту задачу. И вначале советская, а затем и российская пропаганда захлебывалась бы от восторга, подавая это событие как величайшее достижение в истории человечества. Ракета УР-500 на стартовой площадке Байконур, 1966 год. Первые семь беспилотных испытаний 7К-Л1 в целях секретности они проходили под обозначением «Зонд» завершились авариями.

Лишь в сентябре 1968 года конструкторы смогли отметить долгожданный успех. Космический корабль «Зонд-5» благополучно облетел Луну и вернулся на Землю вместе с «пассажирами» — парой черепах и коллекцией насекомых. Теперь все зависело от «Зонда-6». Если бы и его полет оказался удачным, советское руководство дало бы добро на пилотируемый запуск с облетом Луны.

Его запланировали на 8 декабря 1968 года — 13 днями ранее старта Apollo 8. Однако всего за несколько часов до возвращения на Землю космический корабль разгерметизировался. Вдобавок ко всем бедам, при посадке произошел преждевременный отстрел парашюта и спускаемый аппарат разбился. Изображение Земли, сделанное камерой «Зонда-6».

Очевидно, это и к лучшему, ибо при новом беспилотном испытании ракета попросту взорвалась на стартовой площадке. Крупнейший взрыв в истории космонавтики Существует множество причин, почему СССР проиграл лунную гонку. Но главным гвоздем в крышку гроба все же стала сверхтяжелая ракета Н1. Во-первых, ее создание оказалось куда более сложной задачей, чем предполагалось изначально.

Во-вторых, новая ракета была весьма сырой, что и доказал 21 февраля 1969 года испытательный запуск, завершившийся аварией. Второе испытание Н1 , в ходе которого она должна была направить к Луне беспилотный корабль 7К-Л1 c прототипом лунного модуля, состоялось 3 июля 1969 года.

И я был в числе тех специалистов, которые в центре дальней космической связи всё это видели своими глазами. Я был лично знаком с Нилом Армстронгом, я общался с Баззом Олдрином участники первой высадки на Луну.

Я могу назвать вещи, которые непонятны [дилетанту]: ну вот, скажем, нельзя получить такую индикатрису рассеяния угловое распределение интенсивности рассеянной компоненты оптического или электромагнитного излучения. Это уникальная вещь, когда я вижу это на снимках, я понимаю, что это нельзя сделать где-то в Голливуде. Нам больше не нужны там космонавты, хватает луноходов? Конечно, они дошло до какого-то предела, когда надо было менять качество: то, что можно было делать этими краткосрочными посещениями, было уже сделано.

Дальше встал вопрос расходов, капиталовложений, решили отложить до времени, когда технологии вырастут. Есть и другие интересные вещи, это мне рассказывал руководитель лунной группы в Хьюстоне, хороший знакомый, с которым мы много лет дружили.

Но как же так? В конце шестидесятых годов 20 века, значит, можно было отправлять к Луне космонавтов, завернутых едва ли не в фольгу, а в 2024 году — нельзя? Почему для новейшей и широко разрекламированной сверхтяжелой ракеты-носителя SLS вместо оригинальных сверхмощных кислородно-керосиновых двигателей F-1, что ставились на «Сатурн-5», будут использоваться «бэушные» водородно-кислородные двигатели RS-25 от старых «Шаттлов»?

Неудобных вопросов действительно возникает масса, но на них имеется столь же неудобный, но вполне убедительный ответ. Проблема может заключаться в так называемой «амнезии», когда воссоздать кажущиеся древними и примитивными технологии оказывается нетривиальной задачей. Американцы все это уже проходили с программой исследования «красной планеты» под названием «Марс-Пасфайндер». В далеком 1976 году НАСА сумело успешно отправить на Марс две автоматические станции «Викинг», после чего на данном направлении была взята продолжительна пауза. Старые специалисты отправились на пенсию, а кто и в мир иной, всеобщей компьютеризацией и хранением данных «в облаке» тогда и не пахло.

В начале 90-х выяснилось, что часть документации по проекту «Викинг» утеряна, потому пришлось бежать к пенсионерам НАСА и по крупицам собирать недостающие данные. Что касается ракеты-носитель «Сатурн-5», то тут все еще сложнее. В этом масштабном проекте в США была задействована вся страна, более 20 тысяч предприятий, больших, средних и малых. Сколько из них пережило полвека и сохранило в целостности техническую документацию по давно закрытой и ненужной «лунной программе»? Сколько дожило до наших дней старых инженеров, которые помогли бы с консультациями?

«Луна-25»: почему разбилась первая российская лунная станция и что нужно знать о миссии

На смену установке на покорение пространства приходила установка на производство и использование информации, причём в утилитарных, потребительских целях. Это вызвало всплеск развития компьютерных технологий, но одновременно положило конец внешней экспансии человечества. Попутно в те же годы стало меняться общее отношение к научному прогрессу — от восторженного оно сначала сделалось сдержанным, а потом стал преобладать негатив. Эту смену общественных настроений хорошо отразил а может быть, в известной степени, и сформировал голливудский кинематограф, одним из хрестоматийных образов которого стал учёный, чьи опыты и открытия становятся страшной угрозой безопасности людей. Большинству современных людей, воспитанных в категориях линейного прогресса, трудно представить, что ещё 40-50 лет назад наша цивилизации была в некоторых отношениях выше я бы даже сказал — возвышеннее , чем теперь, идеалистичнее. В том числе и в области технологий, связанных с проникновением во внеземное пространство.

Этому немало способствовало соревнование альтернативных общественно-экономических систем. Романтику и героику борьбы и экспансии ещё не убил до конца вирус самодовольного всепоглощающего потребительства. Поэтому все ссылки на невозможность для американцев построить в 1960-е годы лунный КК просто несостоятельны. Так, ещё одним триумфом заокеанской державы стала программа АКА «Вояджер». В 1977 году к дальним планетам Солнечной системы были запущены два аппарата этой серии.

Первый пролетел рядом с Юпитером, Сатурном и Ураном, второй исследовал все четыре планеты-гиганта. На Землю были переданы тысячи потрясающих снимков, обошедших страницы всех научно-популярных изданий. Результатом стали сенсационные научные открытия, в частности, десятков новых спутников внешних планет, колец Юпитера и Нептуна, и др. Это тоже мистификация?! Кстати, связь с обоими АКА, находящимися сейчас на расстоянии 90 астрономических единиц 14,85 млрд.

Так что нет никаких оснований отрицать способность цивилизации второй половины прошлого века, в том числе в США, совершить серию пилотируемых полётов на Луну. Тем более, что и в СССР осуществлялась аналогичная программа. Её наличие и степень её развития служат самым главным доказательством подлинности события, совершившегося 40 лет назад. Почему наши космонавты так и не побывали на Луне? Один из ответов на поставленный вопрос заключается в том, что советское руководство, в отличие от американского, не концентрировало на этом направлении главных усилий.

Казалось, что первые успехи сами по себе создали достаточно прочный и долгий задел лидерства СССР в этой области. Вторая причина — то, что нашим специалистам не удалось решить многих технических проблем, возникших при реализации лунной программы. Так, советские конструкторы не смогли создать действующую достаточно мощную РН — аналог «Сатурна-5». Прототип такой ракеты — РН Н-1 на фото — постиг целый ряд катастроф. После чего работы над ней, в связи с уже состоявшимися полётами американцев на Луну, были свёрнуты.

Третья причина заключалась в том, что, как ни парадоксально, но именно в СССР, в отличие от США, существовала реальная конкуренция вариантов лунных программ между объединёнными конструкторскими бюро ОКБ. Политическое руководство СССР оказывалось перед необходимостью выбирать приоритетный проект, а в силу своей научно-технической некомпетентности оно не всегда могло сделать удачный выбор. Параллельная поддержка двух и более программ приводила к распылению человеческих и финансовых ресурсов. Она состояла из различных, часто многофункциональных проектов, которые так и не слились в один. Программы облёта Луны, высадки на Луну и создания тяжёлой РН реализовывались во многом раздельно.

Наконец, руководство СССР рассматривало высадку человека на Луне исключительно в политическом контексте. Отставание от США в осуществлении пилотируемого полёта на Луну почему-то оценивалось им как худшее признание поражения, нежели «отмазка», будто лунной программы у СССР вовсе не было. В последнее мало кто верил даже тогда, а отсутствие намёков на попытки хотя бы повторить достижение американцев воспринимались и в нашем обществе, и во всём мире, как признак безнадёжного отставания от США в сфере космических технологий. Но в декабре 1965 года Политбюро решает сосредоточить все практические работы по лунной программе в ОКБ-1 Сергея Королёва. Там были представлены два проекта.

Проект Л-1 предусматривал облёт Луны экипажем из двух человек. Другой Л-3 , подписанный Королёвым ещё в декабре 1964 года — полёт к Луне экипажа тоже из двух человек с высадкой на поверхность Луны одного космонавта. Первоначально срок его осуществления был назначен Королёвым на 1967-1968 гг. В 1966 году Главный Конструктор неожиданно умирает во время неудачной операции. История руководства и научно-технического обеспечения советской космонавтики, роль в этом отдельных личностей — особая тема, её разбор увёл бы нас слишком далеко.

Первый удачный запуск комплекса «Протон»—Л-1 был осуществлён с Байконура 10 марта 1967 года. На орбиту ИСЗ был выведен макет модуля, получивший официальное обозначение «Космос-146». К этому времени американцы уже почти год как провели первое испытание «Аполлона» в автоматическом режиме. Последующие две попытки запуска оказались неудачными из-за сбоев в работе двигателей РН. Только 15 сентября 1968 года на траекторию полёта к Луне был выведен Л-1 под названием «Зонд-5».

Однако спуск состоялся в незапланированный район. Системы спуска в атмосфере подвели и «Зонд-6» по его возвращении в ноябре 1968 года. Напомним, что уже в октябре 1968 года американцы перешли от автоматических к пилотируемым полётам по программе «Аполлон». А в декабре того же года первый триумфальный облёт Луны совершил «Аполлон-8». В январе 1969 года РН снова захандрила на старте.

Только в августе 1969 года состоялся успешный беспилотный полёт «Зонда-7» с возвращением на Землю в заданный район. К этому времени американцы уже побывали на Луне… В октябре 1970 года состоялся рейс «Зонда-8». Практически все технические проблемы были решены. Следующие два аппарата этой серии были уже подготовлены к пилотируемым полётам, но… программу было приказано свернуть. Проект Л-3, предназначенный для посадки на Луну, имел существенные отличия от американского.

Принципиальная схема полёта была той же. Однако более мощный двигатель ЛК не требовал разделения кабины на посадочную и взлётную ступени. Другим отличием было то, что переход космонавта между ЛОК и ЛК должен был осуществляться через открытый космос. Это было связано с тем, что к тому моменту отечественная космонавтика ещё не решила технических проблем, связанных с герметичной стыковкой двух КК. Первый успешный опыт такого рода был проделан нашими только в 1971 году при запуске к орбитальной станции «Салют-1» КК «Союз-11».

А американцы уже в марте 1969 года на «Аполлоне-9» выполнили первую в истории герметичную стыковку и расстыковку и переход из одного космического модуля в другой без выхода в открытый космос. Необходимость создания в советском ЛОК шлюзовой камеры и присутствия там пилота в скафандре резко ограничивала полезный объём и полезную нагрузку всего лунного комплекса. Поэтому в экспедицию намечалось только два человека, а не три, как у американцев. Испытания отдельных элементов полёта на Луну проходили первоначально в рамках проектов «Союз» и «Космос». В январе 1969 года Владимир Шаталов на «Союзе-4», Борис Волынов, Алексей Елисеев и Евгений Хрунов на «Союзе-5» совершили первую стыковку пилотируемых аппаратов и переход из одного в другой через открытый космос.

Отработка расстыковки, торможения, ускорения и стыковки ЛК на околоземной орбите продолжалась и после принятия решения об отмене пилотируемого полёта, в начале 1970-х. Главным препятствием на пути лунного проекта стали трудности с созданием РН Н-1. Её аванпроект был подписан Королёвым ещё в 1962 году, причём на эскизе Главный Конструктор сделал пометку: «Мы мечтали об этом ещё в 1956-57 гг. Конструкция РН Н-1 была пятиступенчатой! По проекту первые три ступени должны были выводить на траекторию полёта к Луне груз общим весом 96 тонн, включавший, кроме лунного корабля, две ступени для маневрирования у Луны, спуска на её поверхность, подъёма с неё и отлёта к Земле.

Вес собственно лунного корабля, состоявшего из орбитального отсека и лунной кабины, не превышал 16 тонн. Ракету Н-1, первое испытание которой состоялось в январе 1969 года уже после первого облёта Луны американцами , с начала и до конца преследовали фатальные неудачи, вызванные сбоем работы двигателей. Ни один запуск Н-1 не был успешным. После катастрофы при четвёртом старте в ноябре 1972 года дальнейшие работы над Н-1 были прекращены, хотя причины аварий были выявлены и вполне подлежали устранению. Ещё в 1966 году Челомей предложил альтернативный проект лунной экспедиции, базировавшийся на создании РН УР700 дальнейшее, так и не осуществлённое развитие УР500, то есть «Протона».

Схема полёта по этой программе напоминала первоначальный проект американцев от которого те потом отказались. Она предусматривала одномодульный лунный корабль, без разделения на орбитальный и взлётно-посадочный отсеки, с двумя космонавтами на борту. Однако ОКБ-52 дали «добро» только на теоретическую разработку данного проекта. Если бы не поспешное политическое решение советского руководства, можно утверждать, что, несмотря на все технические проблемы, наши космонавты вполне реально смогли бы осуществить первый облёт Луны в 1970-1971 гг. Но в это время, после успешных полётов американцев, вожди КПСС охладели к лунной программе.

Это указывает на резкое изменение их менталитета. Можно ли представить, что, сумей США опередить нас в разработке первого ИСЗ или запуске первого космонавта, советская космическая программа была бы свёрнута ещё на начальном этапе? Конечно, нет! В конце 50-х — начале 60-х гг.

Лучше перестраховаться.

Частный космос Вторая и неочевидная проблема может заключаться в принципиальном изменении состава участников «лунной гонки». Если в 60-70 годы прошлого века между собой соревновались два сверхдержавы, США и СССР, каждая из которых старалась продемонстрировать все достоинства своего пути, то сейчас все иначе. Россия о Луне только думает, Китай присматривается и готовит технологическую базу. Реальными соперниками в «лунной программе» сегодня являются крупные частные компании миллиардеров Илона Маска и Джефа Бэзоса, а также формирующиеся вокруг них корпоративные альянсы. И это вызывает к себе неоднозначное отношение.

С одной стороны, в рамках либеральной мифологии частные собственники считаются более эффективными, чем государство. С другой стороны, для бизнеса вся эта идеология и прочая политическая мишура не слишком интересна, корпорации заинтересованы только в прибылях, получении долгосрочных контрактов от государства. Где крутятся огромные бюджетные деньги, там всегда найдется место коррупции, и не надо рассказывать сказки, что для США эта проблема неактуальна. Частным подрядчикам, в отличие от государства, объективно выгодно, чтобы проект был дорогим и долгим, а после можно было еще кучу денег освоить на устранении недостатков. К слову, проект «Артемида» уж очень напоминает по принципам своей международной кооперации программу истребителя пятого поколения F-35.

Не исключено, что результат будет примерно таким же. А надо ли?

Радиопомехи Земли мешают зафиксировать эти слабые излучения. А если нейтринная обсерватория будет на обратной стороне Луны, это будет идеальный гигантский детектор нейтрино. В общем, Луна даст массу преимуществ для науки. Что касается полезных ископаемых, пока сказать сложно — ресурсы там почти не разведаны.

Люди не бурили Луну глубже полутора метров. Что такое полтора метра? Представьте, если на Земле геологи не будут иметь возможности бурить земной шар глубже этого расстояния — какие ценные природные ресурсы мы могли бы найти здесь? Кое-что на Луне уже, конечно, разведано. Вроде бы там есть торий — ценный радиоактивный элемент, который может использоваться на атомных станциях. Она нужна будет и для тех людей, что будут жить на Луне, и для техники, и в качестве топлива для ракет, которые, возможно, будут стартовать с Луны в будущем.

Воду легко расщепить на водород и кислород и получить водородное топливо. Электроэнергию для этого добывать там дешево — солнечного света на Луне очень много, там не бывает плохой погоды. В основном вода на Луне сосредоточена в районе южного полюса. Именно поэтому туда уже летит индийский аппарат. В самое ближайшее время — отправится российский. Кстати, не стоит забывать, что вода на Луне разведана, в основном, российскими приборами, хоть и не на наших станциях.

Например, на американской станции Lunar Reconnaissance Orbiter стоит очень хороший, признанный российский прибор. Он же летал и вокруг Марса. Также Луна, действительно, имеет преимущество перед Землей в качестве космодрома. У первой меньше гравитация, там нет атмосферы — оттуда легче стартовать ракете. Сама схема старта может быть совсем иной, не такой, как на Земле. Здесь ракеты стартуют вертикально, чтобы как можно быстрее на минимальной скорости пробить нижние плотные слои атмосферы.

А на Луне можно разгоняться горизонтально, это дешевый метод, а если речь идет об электрическом ускорителе, то вообще в данном случае почти бесплатный. Если человечество еще научится делать там топливо, то это будет идеальная стартовая площадка. Но для всего этого там сначала надо создать индустрию и инфраструктуру. Так что будущее, безусловно, за Луной. Когда оно наступит — другой вопрос, но во многом именно ради него, ради будущего аппараты разных стран все чаще и чаще устремляются к Луне. Михаил Иванов доктор геолого-минералогических наук, заведующий Лабораторией сравнительной планетологии, главный научный сотрудник ГЕОХИ РАН Исследования Луны, по крайней мере в настоящее время, имеет отношение к фундаментальной науке.

Результаты этих исследований, как правило, не дают немедленного практического отклика, но позволяют сделать задел для будущего. Например, исследования геологии Луны создают основу для оценки потенциальных лунных ресурсов и их возможного использования. В настоящее время лунные ресурсы рассматриваются только для обеспечения жизнедеятельности долговременных баз. Это должны быть научные станции, позволяющие проводить систематические исследования на лунной поверхности по разным научным направлениям.

Во время этого полета 47-летний астронавт установил еще один рекорд, став самым пожилым человеком, ступавшим по поверхности Луны. Алан Шепард. В апреле 1970 года пилотируемый аппарат «Аполлон-13» с тремя астронавтами НАСА на борту в результате нескольких незапланированных корректировок траектории удалился от Земли на рекордные 401 056 километров. Экипаж «Аполлона-13».

Геннадий Падалка. На борту этой орбитальной лаборатории стоимостью 100 миллиардов долларов непрерывно находятся люди с 2 ноября 2000 года. Три прогулки по Луне у астронавтов заняли в общей сложности более 22 часов. Отметим, что это был последний раз, когда человек ступал на Луну и вообще выходил за пределы околоземной орбиты. Старт «Аполлона-17». Оба астронавта летали в космос семь раз на борту космических челноков НАСА. В общей сложности он провел за пределами космического корабля 82 часа 21 минуту, что также является рекордом.

Сколько людей было на Луне?

После удачной первой высадки человека на Луну, вскоре последовал и второй полет. Эвакуировали первых людей, побывавших на Луне, с максимальными предосторожностями. Во время этого полета 47-летний астронавт установил еще один рекорд, став самым пожилым человеком, ступавшим по поверхности Луны. Чтобы добыть значимое количество гелитрия на Луне, пусть даже это очень высокоэнергетический продукт с точки зрения энергии, но фактически надо перелопатить столько грунта, сколько эквивалентно примерно количеству угля той же энергетической ценности.

Кто на Луну: обзор полетов

Почему люди отказались летать на Луну и свернули все программы исследования спутника планеты – этот вопрос не дает покоя всем исследователям космоса и ценителям загадок. Следующий полет, уже в рамках миссии Artemis III, планируется в 2025 году, тогда американские астронавты должны будут высадиться на поверхность Луны. В ночь на 11 августа Россия впервые за 50 лет запустила космическую станцию «Луна-25». Всего американцы высаживались на Луну шесть раз, оттуда они доставили на Землю несколько сотен килограммов образцов и провели ряд исследований. Apollo 11 был первым космическим полетом, который приземлил человека на Луну. Сколько раз люди летали на Луну? Всего было совершено 24 пилотируемых полета на Луну, из них шесть успешно высадились на ее поверхность.

Как человечество покорило Луну, все потеряло и сможет ли сделать это снова?

Однако двумя годами ранее, в 1959-м, «Луна-2», принадлежащая Советскому союзу, стала первым рукотворным объектом, оставившим след на поверхности спутника вблизи кратеров Архимед и Аристилл. Затем следовала « Луна-3 », преследовавшая уже практические цели. Так человечество впервые получило представление о тёмной стороне Луны. Фототелевизионная система, разработанная в Ленинграде, осуществила передачу снимков на Землю, а фиксация Луны-3 для съёмки обеспечивалась с помощью гироскопического и световых датчиков и реактивных двигателей небольшого размера. Снимок затенённой стороны Луны, полученный в рамках миссии «Луна-3», 1959 г. Следующий важный шаг — мягкая посадка, совершённая в рамках миссии «Луна-9». А первыми астронавтами стали черепахи, которые облетели Луну на советском «Зонд-5» в 1968 году. Джемини пришёлся на короткий период с 1964 по 1965-й годы, но сыграл важную роль в подготовке полёта людей на Луну. Испытания, отработка манёвров и техники осуществления посадки, стыковки, эксперименты с нахождением астронавтов в капсуле в течение 14 дней — всё это осуществлялось в рамках подготовительного этапа, чтобы три года спустя « Аполлон-8 » доставил экипаж из трёх человек на орбиту Луны с помощью ракеты Сатурн-8.

Далее последовали шесть миссий для её исследования. Космонавтам из Советского Союза не удалось побывать на Луне, поэтому американцы сохранили за собой право единственной нации, физически присутствовавшей на спутнике. Несмотря на это, вклад СССР в изучение Луны был большой: первый в мире планетоход « Луноход-1 » был спущен на поверхность в 1970-м году для проведения исследований в течение 10,5 месяцев вместо ожидаемых трёх. Разрабатывавшийся около пяти лет луноход передал более двух сотен панорамных снимков и 20 тыс. С его помощью также проводился анализ химического состава и физических свойств лунного грунта. Затем Луну исследовал « Луноход-2 », который передал ещё больше изображений, а также данные о напряжённости магнитного поля. Усилиями двух роверов был сделан большой вклад в изучении топографии Луны, позволивший понять процессы трансформации её поверхности, сравнить время образования кратеров. С завершением программ «Луна» и «Аполлон» мир, кажется, потерял интерес к исследованию естественного спутника.

Последний экипаж покинул Луну в декабре 1972 года. Основной причиной, по мнению издания Insider, являлись политические риски — стоимость реализации программ была невероятно высока, а перспективы слишком отдалены. В США на интерес к космосу влияет также фактор постоянной сменяемости власти — новый президент может запросто отказаться от планов и курса предыдущего. И такое уже случалось: в период с 2004 по 2009 годы НАСА занималось проектированием и созданием техники для полёта на Луну, потратив более 9 млрд долларов, а пришедший на пост президент Барак Обама свернул программу «Constellation». Ещё одним фактором «против» является опасность — особенности рельефа спутника, кратеры и валуны, делают посадку крайне опасной. Также проблему составляет и рыхлый лунный грунт, реголит. Солнечная радиация, низкие температуры, вопросы обеспечения освещения — программа освоения Луны требовала решения десятка задач, поэтому романтическая мечта человечества отошла далеко на задний план. До 2010 года.

Взглянуть на небо и возродить тренд к исследованию Луны человеком позволило заявление американских учёных: на северных и южных полярных широтах естественного спутника есть залежи водяного льда. В этих областях, по предположению, температура из-за отсутствия солнечных лучей настолько низкая, что потенциально летучие вещества должны сохраняться в «ловушках». Теорию подтвердили косвенно с помощью российского аппарата LEND, обнаружившего в этих местах водород, ассоциируемый с водой. Окончательно заявить о наличии на Луне льда помог индийский « Чандраян-1 », на котором был установлен прибор инфракрасной спектроскопии. Области, отмеченные на изображении синим цветом «ловушки» , предположительно содержат залежи водяного льда Космическая романтика vs реальные перспективы или почему мы возвращается на Луну? Луна, на которую человечество хочет вернуться сейчас, всё та же, что и 50 лет назад. Но мы собираемся вернуться к ней с новыми знаниями и для новых исследований. Наличие льда на Луне представляет не только научный, но и практический интерес.

Кислород и водород могут потенциально стать компонентами ракетного топлива для их дозаправки. То есть естественный спутник Земли при самых благоприятных обстоятельствах может стать дозаправочной станцией, стоянкой для космических путешественников. Кроме того, сравнительно небольшая гравитация шестая часть от земной обеспечит более лёгкий запуск ракет в пространство Солнечной системы. Чем же ещё может быть полезна Луна для человечества XXI века? Изготовление и сборка крупногабаритных конструкций для снижения затрат и повышения эффективности миссии полёта на Марс, а также производство энергетических установок Развитие Луны может сыграть важнейшую роль в программе освоения Марса. Лунноориентированный космос — концепция, которая позволит экономить на топливе и других ресурсах. Сейчас учёные рассматривают естественный спутник как оптимальное место для промышленного производства материалов, необходимых человеку в космосе, а вакуум и малая гравитация обещают снизить затраты на запуск ракет.

Тем не менее, за шесть десятилетий космической эры на пути к Луне потерпели крушение множество космических аппаратов. В этом материале мы рассмотрим самые резонансные из подобных неудач. Несостоявшаяся первая искусственная планета 11 октября 1958 года с мыса Канаверал была запущена ракета Thor-Able. В ее грузовом отсеке находился небольшой космический аппарат массой лишь 34 кг, получивший название Pioneer 1. Несмотря на весьма скромные размеры, у него было крайне ответственное задание — достигнуть Луны и получить изображение ее обратной стороны. Техника тех лет не отличалась особой надежностью — так, ракета с предыдущей американской лунной станцией взорвалась всего через 16 секунд после запуска. Однако в этот раз казалось, что все идет по плану. Pioneer 1 успешно отделился от носителя и устремился к Луне. Газеты наполнились восторженными заголовками. В конце концов, независимо от успеха операции по фотографированию обратной стороны Луны, Pioneer 1 становился первым в истории аппаратом, поборовшим земную гравитацию и ушедшим в межпланетное пространство. Казалось, США смогли наверстать отставание в космической гонке. Впрочем, примерно спустя сутки выяснилась горькая правда. Вместо траектории, ведущей его к Луне, зонд двигался по гигантской параболе. В итоге Pioneer 1 удалился от Земли на максимальное расстояние в 113 000 км, после чего вновь устремился к нашей планете и сгорел в атмосфере. Вряд ли нужно объяснять, каким огромным потрясением это фиаско было для уже начавших праздновать успех американских ученых и инженеров. Первой же искусственной планетой стала запущенная в начале 1959 года советская «Луна-1». Черная полоса NASA Слово «неудачные» достаточно слабо характеризует первые американские лунные миссии. В них случалось все — от взрывов ракет до отказов космических аппаратов. Не было лишь успехов. Переломить ситуацию должна была новая программа Ranger. На аппараты этой серии возлагалась довольно амбициозная задача по получению детальных фотографий Луны и сбросу на ее поверхность капсулы с сейсмометром сейчас в это сложно поверить, но ее корпус был изготовлен из дерева. Увы, но NASA серьезно недооценило сложность поставленной задачи. Ни одна из станций Ranger первых серий не сумела выполнить свою программу. В результате их конструкция была существенно модифицирована. Многие системы Ranger переделали и продублировали. За это пришлось заплатить свою цену в виде снятия посадочной капсулы и всей научной нагрузки, кроме камеры. По итогу Ranger окончательно превратились в космических камикадзе, которые должны были фотографировать Луну вплоть до момента удара об ее поверхность. Первый обновленный Ranger Ranger 6 был запущен 30 января 1964 года. Все прошло в штатном режиме, аппарат выполнил необходимые коррекции курса, направившие его к цели. В тот день, когда Ranger 6 должен был врезаться в Луну, в пресс-центр лаборатории реактивного движения NASA пригласили множество журналистов. Все они с нетерпением ждали первых в истории детальных снимков поверхности спутника Земли. Однако трансляция не состоялась, ибо Ranger 6 попросту не сумел включить камеру.

Спустя 47 лет Предыдущая станция — «Луна-24» — была запущена с космодрома Байконур 9 августа 1976 года. Она доставила на Землю образцы лунного грунта, в которых советские ученые обнаружили воду. Современные российские инженеры и ученые продолжают то, что начинали их деды и отцы. Станция создана с использованием полностью российской элементной базы и последних достижений в области космического приборостроения. В части посадки «Луна-25» принципиально отличается от своих предшественников: советские лунные станции прилунялись в экваториальной зоне, новая станция должна совершить мягкую посадку в околополярной области со сложным рельефом местности. Южный полюс Луны По плану 21 августа 2023 года станция должна совершить мягкую посадку в околополярной области со сложным рельефом местности. Роскосмос: Выход автоматической станции на окололунную круговую орбиту высотой 100 км намечается на 16 августа, а ее мягкая посадка на поверхность естественного спутника Земли — на 21 августа в районе к северу от кратера Богуславский координаты центра эллипса 69,5450 градуса южной широты и 43,5440 градуса восточной долготы.

Какого масштаба скандал тогда будет? Лучше перестраховаться. Частный космос Вторая и неочевидная проблема может заключаться в принципиальном изменении состава участников «лунной гонки». Если в 60-70 годы прошлого века между собой соревновались два сверхдержавы, США и СССР, каждая из которых старалась продемонстрировать все достоинства своего пути, то сейчас все иначе. Россия о Луне только думает, Китай присматривается и готовит технологическую базу. Реальными соперниками в «лунной программе» сегодня являются крупные частные компании миллиардеров Илона Маска и Джефа Бэзоса, а также формирующиеся вокруг них корпоративные альянсы. И это вызывает к себе неоднозначное отношение. С одной стороны, в рамках либеральной мифологии частные собственники считаются более эффективными, чем государство. С другой стороны, для бизнеса вся эта идеология и прочая политическая мишура не слишком интересна, корпорации заинтересованы только в прибылях, получении долгосрочных контрактов от государства. Где крутятся огромные бюджетные деньги, там всегда найдется место коррупции, и не надо рассказывать сказки, что для США эта проблема неактуальна. Частным подрядчикам, в отличие от государства, объективно выгодно, чтобы проект был дорогим и долгим, а после можно было еще кучу денег освоить на устранении недостатков. К слову, проект «Артемида» уж очень напоминает по принципам своей международной кооперации программу истребителя пятого поколения F-35. Не исключено, что результат будет примерно таким же.

Американцы на луне. Где начинается вымысел?

Что касается ракеты-носитель «Сатурн-5», то тут все еще сложнее. В этом масштабном проекте в США была задействована вся страна, более 20 тысяч предприятий, больших, средних и малых. Сколько из них пережило полвека и сохранило в целостности техническую документацию по давно закрытой и ненужной «лунной программе»? Сколько дожило до наших дней старых инженеров, которые помогли бы с консультациями? Это ж не шуточное дело, такую ракету строить. То же касается и скафандров. Вот представьте, что будет, если США отправят на Луну женщину-космонавта, да еще и афроамериканку, а она получит при этом дозу радиации и лишится здоровья. Какого масштаба скандал тогда будет?

Лучше перестраховаться. Частный космос Вторая и неочевидная проблема может заключаться в принципиальном изменении состава участников «лунной гонки». Если в 60-70 годы прошлого века между собой соревновались два сверхдержавы, США и СССР, каждая из которых старалась продемонстрировать все достоинства своего пути, то сейчас все иначе. Россия о Луне только думает, Китай присматривается и готовит технологическую базу. Реальными соперниками в «лунной программе» сегодня являются крупные частные компании миллиардеров Илона Маска и Джефа Бэзоса, а также формирующиеся вокруг них корпоративные альянсы.

Это уникальная вещь, когда я вижу это на снимках, я понимаю, что это нельзя сделать где-то в Голливуде. Нам больше не нужны там космонавты, хватает луноходов? Конечно, они дошло до какого-то предела, когда надо было менять качество: то, что можно было делать этими краткосрочными посещениями, было уже сделано. Дальше встал вопрос расходов, капиталовложений, решили отложить до времени, когда технологии вырастут. Есть и другие интересные вещи, это мне рассказывал руководитель лунной группы в Хьюстоне, хороший знакомый, с которым мы много лет дружили. Он сказал такую вещь: «Мы много раз писали в правительство, что лунные полеты имеют прикладное значение, потому что мы можем оттуда доставить много полезного. И в правительстве это возвращали и говорили: "А вы знаете, что есть международный договор, согласно которому все космические объекты, включая Луну, это общечеловеческие ценности? Ну хорошо, вот мы потратим еще 25 миллиардов долларов и привезем какие-то ценные ресурсы, сложив их кучкой.

Это первая лунная миссия в истории современной России. По данным пресс-службы ведомства, основной проблемой в реализации нового лунного проекта, повлиявшей на график подготовки к запускам, стало то, что доплеровский измеритель скорости и дальности не соответствовал требованиям технического задания. Впрочем, уже в декабре прошлого года сообщалось, что модуль доставлен в «НПО Лавочкина», уже прошёл входной контроль и установлен на космический аппарат.

В первую очередь, поиск следов органических соединений, воды. На "Луне-25" есть устройство для забора грунта на глубине до 40 сантиметров. Анализ реголита будет проводиться сразу на борту самого космического аппарата. Без возврата на Землю. Благодаря специальным спектрометрам мы узнаем элементный, изотопный состав. Кроме того, будет измеряться радиационный фон нейтронов и гамма-лучей на поверхности, исследоваться плазменные и пылевые компоненты. Место посадки "Луны-25" - это восточный сектор южной полярной области Луны. Основной район расположен к северу от кратера Богуславский Говорят, лунная пыль такая "прилипала", от которой может быть куча неприятностей? Александр Блошенко: Да, это мельчайшие острые частички, которые очень хорошо электризуются. И очень хорошо налипают на любые движущиеся части. Так что потенциально - это одна из приличных проблем для будущих миссий. И автоматических луноходов, и тем более пилотируемых программ. От лунной пыли надо как-то избавляться, когда будем в гермообъемы заходить. Но, повторю, главная задача " Луны-25 " - это поиск воды, летучих соединений в лунном грунте. С одной стороны, вода нас интересует как ресурс для будущих лунных станций. Человеку в принципе вода нужна. А если доставлять ее с Земли, стоимость доставки литра может стартовать с 500 тыс. На данный момент одна из зарубежных компаний по космической робототехнике предлагает правительствам и компаниям доставку 1 килограмма полезного груза на Луну, что сопоставимо весом с 1 литра воды, за 1,2 млн долл. Комментарии, думаю, излишни? Кроме того, вода может быть сырьем для получения ракетного топлива. С другой стороны, вода на Луне - сама по себе объект научных исследований. Она заносится кометами, а кометы - переносчики вещества и органических молекул во Вселенной. Когда узнаем состав воды, вполне вероятно, нам откроется что-то новое и про историю Луны, и про фундаментальные законы Вселенной. Один из уважаемых экспертов утверждал: нам нужно заново учиться садиться на Луну. И ведь запуск переносился как раз из-за проблем с прибором для мягкой посадки. Александр Блошенко: Сам факт запуска говорит о том, что все проблемные вопросы решены. Но мы люди в некоторой степени суеверные. Поэтому скажу так: весь необходимый цикл проверки на заводе-изготовителе, на космодроме аппарат прошел. Техника испытана и отработана, чтобы по максимуму исключить нештатные ситуации. В свое время я брала интервью у ближайшего соратника Сергея Королева - академика Чертока. Отвечая на вопрос, почему оказались неудачными четыре подряд старта лунной ракеты Н-1, Борис Евсеевич был категоричен: главная ошибка - в отказе от наземной отработки первой ступени Н-1. Для этого надо было построить огромный и очень дорогой огневой стенд. Решили не строить. Все такие ошибки учитываются? Результаты можно видеть, в том числе, по рекордной безаварийной серии пусков. Идет многократное резервирование основных систем. Не серийные, которых десятки на орбите. Именно такая станция больше не будет создаваться. И если что, к ней не подлетишь, не поправишь. История космонавтики знает только один прецедент: когда на телескопе "Хаббл" уже на орбите исправляли дефект зеркала манипуляциями с выходом астронавтов в космос с "шаттла". Целая операция была. По стоимости близкая к самому телескопу. Нет задачи долететь до Луны, воткнуть в нее флаг, и сказать: "Все, мы смогли". Есть задача выполнить определенную научную работу Знаю, что рассматривались несколько точек для прилунения. Как выбирали место? Александр Блошенко: Чем хорош Южный полюс? С одной стороны, там есть вечно затемненные кратеры с запасами водяного льда. С другой - эти области постоянно освещаются Солнцем, то есть там можно разместить солнечные батареи. И первые станции будут работать на них. Но в этом регионе очень сложный рельеф. А нам нужно, чтобы при посадке аппарат не накренился, не завалился. Все это учитывалось. Пригодными нашли двенадцать точек, из них выбрали три. А конкретное место можно назвать? Александр Блошенко: Это восточный сектор южной полярной области Луны. Основной район расположен к северу от кратера Богуславский. Резервных района два: первый - к югу от кратера Манцини, второй - к югу от кратера Пентланд-А. Александр Блошенко: "Луна-25", как и аппараты, которые последуют за ней, уникальна. Фото: Александр Корольков Что из себя представляет первая российская лунная автоматическая станция? Александр Блошенко: Масса аппарата - 1800 килограммов, масса комплекса научной аппаратуры - 31 килограмм. Все практически отечественное. Разработчик научной аппаратуры - Институт космических исследований Российской академии наук.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий