Беседа с протоиереем Сергием Барановым, секретарем Орской епархии.
Литургия. Фильм протоиерея Сергия Баранова. г. Орск
«О монастырях и монахах». Прот. Сергий Баранов | Священнику, обвиняемому в развратных действиях по отношению к несовершеннолетнему, запретили служение в церкви на неопределённый срок. |
Сергий Баранов, протоиерей.Секретарь Орской епархии, духовник Иверского женского монастыря г. Орска | ПРОТОИЕРЕЙ СЕРГИЙ БАРАНОВ 00:11:13 Лети высоко. |
Сергий Баранов, протоиерей.Секретарь Орской епархии, духовник Иверского женского монастыря г. Орска | Протоиерей Сергий Баранов – основатель и духовник Орского женского монастыря, секретарь Орской епархии, строитель и первый настоятель кафедрального собора в честь вмч. |
КОНТАКТЫ ПОРТАЛА
Протоиерей написал икону Пресвятой Богородицы «Мирная». Он взял ее с собой, чтобы помочь принести на Украину мир.
Могу сказать, что отчасти у меня получается. Мы ставим благородную, хорошую, здоровую задачу, и Господь нам помогает.
У нас не идеальный монастырь, я не хотел бы иметь идеальный монастырь. Во-вторых, иногда цель приобретения этого идеала становится выше человеческих отношений. Все-таки в первую очередь должны быть человеческие отношения.
В монастыре ведь живут несовершенные люди, разные: каждый со своим характером, способностями, здоровьем, талантами. Старец Паисий говорил: достижение идеального порядка в монастыре является на самом деле большим беспорядком, потому что в стремлении к этому идеалу приносятся в жертву человеческие отношения. К идеалу нужно стремиться в отношениях друг с другом.
Должно быть стремление в неидеальных условиях достигать идеала в отношениях через любовь, терпение друг к другу, смирение, помощь. Вот идеал, а не какие-то внешние вещи. Кстати, по поводу стройки.
В этот год мы построили еще новый большой комплекс, и в этом комплексе построили копию Троицкого собора Троице-Сергиевой лавры, в котором лежат мощи Сергия Радонежского. Это помог нам построить человек из Швейцарии, с которым мы познакомились и подружились на Афоне. Почему я об этом стал говорить?
Какая у него была мотивация? Он приехал к нам в монастырь, пожил несколько дней и проникся духом, атмосферой монастыря. Его не впечатлили стены, роспись, убранство храма, какой-то внешний чин; он увидел семью, и это очень тронуло его сердце.
Он сказал мне: «Занимаясь благотворительностью, иногда я очень неудовлетворен, когда вижу построенные стены, не наполненные духом. А у вас я увидел внутреннее содержание, поэтому хотел бы вам помочь». Теперь у нас сестры живут и в новом корпусе, и в старом.
Приезжает очень много паломников, которых мы тоже сейчас имеем возможность разместить. Наверное, с такой динамикой развития нам придется еще строить. Это еще одна грань Вашего творчества.
Ваша жизнь наполнена творчеством: книги, фильмы, театральные постановки, художественные работы... Это творчество не ради творчества, не ради проявления себя как творческой личности. Кто знаком с моим творчеством, тот обратил внимание, что везде я говорю о Христе.
Так как я отец шестерых детей, я очень неравнодушен к нашей молодежи, переживаю за нее. Поэтому я искал форму общения с молодежью. Прекрасно понимаю, что форма нравоучений, лекций — это все мертвое, они бегут от этого; это имеет обратный результат и отторгает их еще дальше от Церкви.
Я стал искать форму общения и однажды пришел в молодежный театр Орска и принес первую пьесу о любви, в которой позволил себе говорить очень откровенно. И я увидел результат. Через эту пьесу прошли многие школы, институты, техникумы, она жила больше десяти лет.
Помню, после премьеры этой пьесы ко мне за кулисы пришли девчонки-школьницы, которые не имели опыта общения со священником, не знали, как брать благословение, и, запинаясь, говорили: «Спасибо Вам, спасибо Вам! Мы будем думать об этой теме». Я увидел, что это действует.
А если действует, приносит плод, то надо пользоваться этим. Потом началось кино. Однажды я был в Сан-Франциско в гостях у наших эмигрантов, и жена хозяина дома сказала: «Отец Сергий, мне Ваше лицо знакомо».
Я говорю: «Простое русское лицо». И вдруг она говорит: «Мы же смотрим Ваши фильмы! Например, когда мы делаем театральную постановку, это смотрит ограниченное количество людей, она живет недолго...
Тем более если тебе удалось найти язык, который люди слышат и хотят слышать. Хотя у меня есть и сложное кино, которое не для всех. Однажды меня одна женщина спросила: «Для кого Вы сняли этот фильм?..
Он снимал потому, что это переполняло его душу и выливалось наружу; он не мог это удержать. Когда на премьерах его фильмов люди вставали и уходили из зала, для него это была трагедия, боль, но он все равно делал это, и делал так, как понимает. Он не делал развлекательное кино для широких масс, он делал то, чем жил.
Там описывается, что когда он, будучи студентом, дорабатывал какие-то работы, он делал их абсолютно по-своему, вне той концепции, которая разрабатывалась. Не всегда ради широких масс делается искусство. Вообще когда искусство делается на ширпотреб — это, конечно, среднее искусство, оно меня не привлекает, я не хочу делать такое искусство.
Не находится в нашей многомиллионной стране человека, который сделал бы хорошее, качественное кино о православии или подвижниках православной веры... Мы буквально недавно были участниками юбилейного кинофестиваля «Радонеж». Это кино есть; может быть, оно не очень подается в массы.
С другой стороны, не всем оно нужно. Есть хорошее кино. Знаете, мой оператор — это мой сын.
Он со мной поработал в этом формате, и, смотрю, ему интересно интеллектуальное, философское кино. И ему интересна не только сама идея фильма, а теперь еще интересно, как художнику, как это снято, операторская, режиссерская работа.
После совместной молитвы и знакомства гости и насельники собрались в общем зале. Беседа по обыкновению зашла об Иисусовой молитве. Смотреть на странице ВКонтакте Отец Сергий много лет занимается духовно-просветительской деятельностью.
Она и не подозревает, что муж с двух до трех ночи — на встрече с Богом. Выйди на волю — Как же мирянину заниматься Иисусовой молитвой? Это же монашеское делание. Для мирян опасное... Когда я слышу какое-то категоричное высказывание, всегда хочется уточнить: «А почему вы так непререкаемо это утверждаете, что мирскому нельзя заниматься, только монаху?
Тогда — «Аминь! Знаете, если бы вы хотя бы по краешку прошли бы... Вот меня никто не заставит Иисусову молитву бросить. Хотя я ни с кем не буду спорить. Даже постараюсь прислушаться к тому, что до меня пытаются донести.
Но заставить бросить Иисусову молитву того, кто попробовал, что это такое, — невозможно. Ко мне вот приезжал друг-священник: «Отец Сергий, — говорит, — ты постоянно тянешь четки с Иисусовой молитвой, а я то начну, то брошу... То опять возьмусь за правило, то не до него... Но теперь я ее не брошу». И мне всё остальное теперь невкусно».
Как бы я хотел, чтобы эти батюшки, которые отговаривают всех, почувствовали вкус Иисусовой молитвы. Не вкус вот этого вот: «Ты вычитал правило? Иди причащайся! Он настолько светел, настолько деликатен... Я иногда говорю: представьте, если человек родился у каких-то бездомных родителей, в некоем подвале, ему с детства давали только хлеб и воду, и солнце-то он еле различал сквозь маленькое запыленное окошечко...
И вдруг этого человека выводят на свежий воздух, он видит круг солнца, голубое небо, изумрудную, всю в деревьях, даль... Ему дают попробовать, что там за жизнь... И что же? Если раньше он, не зная всего этого, был доволен: главное, что перед ним вовремя поставили стакан воды с получерствой краюхой хлеба, — то теперь ему, познавшему вкус и силу жизни, возвращаться назад невыносимо. Не думайте, когда встаете на молитву, а молитесь Кадр из фильма «Цена моей жизни» — Как научиться нерассеянной молитве?
Уходите от рассудительного, анализирующего всё и вся ума. Пока вы находитесь в этой области, у вас никогда не будет внимания. Уходите от образного мышления — оно обычно выстраивает длинные образные цепочки-ряды. Когда мы практикуем Иисусову молитву, мы стоим в области сердца умом безвидно, бесчувственно. Мы отказываемся от всего этого.
Бог находится в области иррациональной. Рацио тут только мешает. Произносить Иисусову молитву медленно, быстро? Читала, что афонская практика — быстрое произношение, русская — медленное. Ваше мнение?
Получается — и слава Богу! Я так не люблю, когда начинают спорить — кто-то говорит: только медленное, — другой: только быстрое! Сама манера спора уже говорит о том, что человек духовно не очень здоров: ему постоянно хочется спорить-спорить. Те, кто говорят, что только медленно, они это аргументируют тем, что надо вдумываться в слова молитвы. Я сразу скажу, что думать и молиться — это разные вещи.
Когда мы молимся — это мы не думаем, это мы молимся. Это другое состояние ума. А если вы с самого начала практикуете это думание-думание-думание, вы так на нем и застрянете. Будете 10, 20, 30 лет думать о Христе. Но лично Его не встретите.
Нужно только очень сильно захотеть — Мне всё чаще и чаще хочется быть одной, вернее, один на один со Спасителем. Но у меня есть муж, дети, внуки, я работаю в окружении людей... Как к этому моему желанию относиться? Конечно, условия разные. Но в некоторой степени это возможно.
Если человек выбрал правильное направление и идет, то даже среди людей ему с Богом всё возможно... Иногда бывает так, что один человек с другим разговаривает, а другой смотрит на него, а вроде бы и не на него. Знаете такие состояния? Я часто привожу пример Константина — папы святителя Григория Паламы, — который был сенатором при императоре и занимался Иисусовой молитвой. Иногда на заседании Сената кто-то к нему обращался, а Константин почему-то не отвечал.
Тогда император говорил: «Да не трогайте вы его, он молится! Нужно только очень сильно захотеть... Понять, насколько это драгоценная жемчужина, и возжелать ее. Об этом Господь говорит, что человек продает целое состояние, чтобы купить жемчужину ср. Такую малость.
Чтобы продать состояние это очень волокитное занятие и купить жемчужину, нужно знать ее цену. Человек, не знающий ей цены, скажет: «Это безумие! Очень большая цена. Проблема в сердце — Скажите, почему Церковь сегодня молчит о геноциде русского народа, который длится уже 100 лет? Слово может быть и верным, а дух — не мирным, агрессивным.
Это будет постоянно даже самых искренних правдоискателей подводить. У меня как-то на Афоне был такой случай. Я сидел на Каруле, и ко мне подсел один тамошний монах. Особенно в 2000-е годы там такие полуразбойники обретались. У них даже некая такая манера была, чтобы, мол, «не впасть в прелесть», мы будем такими вот бесшабашными.
Не буду называть его имя, сейчас его уже нет на Афоне. И вот он сел напротив меня, мы разговорились, а он, когда узнал, что я не монах, а мирской священник да еще и из России, как стал меня высмеивать, цепляться: мы, мол, афониты, весь мир вымаливаем, а вы там, в миру, попы все такие расслабленные... У нас даже, сострил, поговорка такая есть: «Бей попов, спасай Россию» — и всё в таком роде. Я ему тогда сказал: «Знаешь, отец N, у вас проблема не в попах. Проблема в вашем сердце.
Там живет злоба, агрессия. Если снять вопрос попов перестрелять их, как уже было в России в XX веке , у вас другой вопрос появится на повестке. Потому что вашей злобе нужна почва, и она всегда найдётся». Для революции всегда найдется тема. Избави Бог нас от революции.
Страшное дело. Простите, что я об этом говорю. Но в сердце должен быть мир. Этот мир заставит вас действовать правильно, грамотно. Кто бы перед вами ни находился...
Такое бывает: не хочу о других рассуждать, оценивать их, — чтобы своего не растерять. У меня была пьеса «Дураки» о психических больных. Там постоянно старшая медсестра сердилась на профессора, который с этими дураками возился, любил их, разговаривал с ними. Она его отчитывала: «Ну, что вы с ними всё время болтаете? Они же дураки!
Баранов отец
Духовник Иверского женского монастыря Орска отец Сергий уехал в зону СВО | Лента новостей Оренбурга. Видео. Старинные иконы спасли оренбургские священники — Вадим Татусь и Сергий Баранов из подтопленного Покровского храма. |
Орёл посетит известный режиссёр и иконописец, протоиерей Сергей Баранов | Картина объединяет четыре сюжета о духовных чадах протоиерея Сергия Баранова из г. Орска. |
«О монастырях и монахах». Прот. Сергий Баранов | Протоиерей Сергий Баранов – основатель и духовник Орского женского монастыря, секретарь Орской епархии, строитель и первый настоятель кафедрального собора в честь вмч. |
Фильм орского священника победил на международном кинофестивале | В открытом письме к патриарху Кириллу священник Тамбовской епархии диакон Сергий Баранов попросил снять с него сан. |
Диакона Сергия Баранова лишили сана, но не отлучили от Церкви
все вопросы Баранову за 2020-2022 г. Мы собрали для вас видеоответы на вопросы из воскресных бесед с отцом Сергием за 2020-2021 год. Обвиняемый — священнослужитель одной из религиозных организаций в Омске. Священник Тамбовской епархии Сергий Баранов в интервью «Русской службе новостей» заявил, что в церкви начали информационную войну против него. В открытом письме к патриарху Кириллу священник Тамбовской епархии диакон Сергий Баранов попросил снять с него сан.
Беседы с батюшкой. Беседа с протоиереем Сергием Барановым, секретарем Орской епархии
Posted 13 декабря 2022,, 07:09 Published 13 декабря 2022,, 07:09 Modified 13 декабря 2022,, 07:11 Updated 13 декабря 2022,, 07:11 Священник из Орска Сергий Баранов отправился в зону СВО на Украину 13 декабря 2022, 07:09 К месту духовного окормления военнослужащих священник выехал в составе Оренбургского ОМОНа, сообщает сообщество «Орская епархия». Протоиерей написал икону Пресвятой Богородицы «Мирная».
Без помощи Божией... Думаю, если всё взвесить, время на молитву можно найти. Поставить перед собой вопрос ребром: или я это делаю и живу, или не делаю — и умираю для вечности. В молитве главное — Христос — Как быстро может быть услышана молитва святыми угодниками Божиими, Богородицей, Господом Богом? И Создавый око, не видит ли? Поэтому Господь еще называется Сердцеведцем — Он смотрит на нас так глубоко, как мы сами себя не знаем.
По большому счету, Богу не нужно ничего объяснять. Его не надо уговаривать. Даже просить у Него что-то необязательно. В молитве не просьба главное. В молитве главное — Христос. Когда в вашей молитве произошла встреча со Христом, в этот момент можно словесную сторону вообще отбросить, — не в ней суть. Потому что там обычно находится наше «я» — и мнит еще, что расположено в центре вообще всей Вселенной...
И Христу там места просто нет, — в нашей Вселенной Ему не нашлось уголка. Правила духовной жизни предполагают, что ты должен уступить центральное место в жизни Христу Все правила духовной жизни, собранные в православной аскетике, предполагают, что ты должен уступить это центральное место в жизни Христу. Тогда это будет жизнеспособная Вселенная, созданная Самим Творцом, где Он альфа и омега, начало и конец, и есть и будет. Он в центре мироздания — всё от Него и к Нему. И для тебя это будет счастье. Потому что это краеугольное место займет Достойный. Здесь нельзя дать какой-то один рецепт.
Это весь комплекс духовной жизни. Изучайте не просто нравственную, обрядовую часть Православия — вникайте в законы духовной жизни. Узнавайте, что писали святые отцы о молитве. Как они молились? Надо всю жизнь выстраивать вокруг этого опыта молитвы, потому что в центре этого опыта и есть Христос. Чтобы стяжать то, что не умирает — Как не потерять мотивацию к молитве? Иногда получается выполнять правило с поклонами, а иногда и нет.
Создаешь себе какое-то событие в духовной жизни, от которого уже впоследствии отталкиваешься. Стал охладевать? Едешь в святое место. Укрепился, вдохновился — и опять: не пропускай теперь только правило, молись себе и молись. Кадр из фильма «Цена моей жизни» Но важно понять: легко никогда не будет. В этом «тяжело» — вся суть труда над собою. Господь, когда пришел, что сказал?
Легко на Голгофе? Это протестанты учат: бизнес пойдет, жилищные условия улучшишь... Через скорби нам Господь открывает глаза на нас же самих. Нечто важное нам так показует. Память смертная — это очень высокий дар. Для кого-то, может, это жестковато. Можно смягчить: чувство времени.
Это когда человек постоянно ощущает, что не только он сам умирает, но и всё вокруг него скоротечно, хрупко и тленно. Вот мы сейчас с вами говорим, а минуты уходят... Через полтора часа — конец. И повтора не будет. Это умирание — всегда и везде. Оно точно актуальнее всего, что проходит. Нечто подобное переживал отец Софроний Сахаров , будучи еще молодым, — Бог дал ему это чувство времени...
Чтобы стяжать то, что не умирает, — святость. Самого Бога. Этим нужно заниматься всю жизнь — Как найти наставника в Иисусовой молитве? Ты сойдешь с ума, впадешь в прелесть — не нужно! И как непорядочно распорядился тот первый, который и сам не хочет этим заниматься, и тебе путь попытался закрыть». Во-первых, не переставайте искать учителя, даже если вы его не можете пока найти. Были времена даже на Святой Горе Афон, когда туда приехал, например, Паисий Величковский искать делателя Иисусовой молитвы — и почти никого не нашел.
Я говорю «почти», потому что всегда кто-то да остается. Отец Сергий Баранов. На встрече в Новоспасском. Фото Ольги Орловой Не ищите на молитве никаких состояний — ничего сверхъестественного Во-вторых, чтобы не ошибиться: не ищите на молитве никаких состояний — ничего сверхъестественного. Наставник об этом как раз каждый раз и напоминает. Опытный духовник подсказывает: не спеши, не форсируй события, иначе это будет не то, что ты ищешь, это будет иллюзия достигнутого. Господь говорит: «дай кровь и прими Дух».
Я часто привожу пример: даже в земных науках, в искусстве, чтобы чего-то достичь, надо много работать. Говорят: «грызет гранит науки». Так и есть: если ты чего-то хочешь добиться, тебе придется зубы источить. А в молитве — науке из наук, искусстве из искусств — тем более. Поэтому, если вы решились серьезно заняться Иисусовой молитвой, ищите учителя. Ничего не планируйте: сейчас, мол, я начну заниматься, а через полгода у меня уже должен быть такой-то результат. Вы должны прийти в область молитвы и уже не выходить оттуда до самой смерти.
Это дело жизни. Этим нужно заниматься всю жизнь. Не спешите, не скачите через несколько ступеней, — споткнетесь, скатитесь обратно. Вот это скатывание может вас разочаровать, и вы дальше не пойдете. В Евангелии есть такое точное выражение: «Царствие Божие нудится» Мф. То есть это процесс очень долгий, постоянный, часто неприятный, некрасивый. И он дает надежный результат.
А быстрые эффекты — зачастую миражи. Бог Сам вас найдет Не ищите никаких состояний. Не ищите на молитве Бога — Бог Сам вас найдет. Просто уступите Христу главное место в вашей жизни. Читайте молитву не эмоционально, без интонационных красивостей. Ничего не нужно! Просто постоянство.
Всякое дело, которое совершается стабильно, дает результат. Без пропусков, без выходных. Каждый вечер выделите себе час. Хотя бы полчаса. Закройтесь в комнате. Начните с поклонами произносить Иисусову молитву: «Господи Иисусе Христе, помилуй мя»... Потом, после поклонов, в темноте, остановите свой ум от впечатлений, от размышлений, опростайте от образного мышления.
Храбрый юноша, с детства мечтавший носить на груди медали, награжден медалями и орденом Мужества посмертно за участие в контртеррористической операции на Кавказе. Его гордое имя вечно живет в сердцах односельчан и наставников, давших ему образование и воспитание. На памятном мероприятии каждый почтил память храброго юноши теплыми словами. Спешил на помощь.
Всегда был на передовой», - поделились учителя героя. Секретарь Табар-Черкинского первичного отделения Партии Рифгат Ибатуллин выразил огромную гордость за храброго воина: «Сергея можно вспоминать только с положительной стороны.
Выражаю Вам благодарность за понесенные труды и считаю справедливым удостоить Вас награждения Епархиальной медалью «Священномученика Германа, епископа Вольского», 3 степени. Роскомнадзор Главный редактор — Сапаева Елена Владимировна.
Фильм орского священника победил на международном кинофестивале
Беспилотник ВСУ произвел атаку по священникам, которые доставляли гуманитарную помощь в окрестностях Свято-Успенского Николо-Васильевского монастыря в Волновахском районе ДНР. Ее автор, протоиерей Владислав Цыпин, опирается на обширный корпус исторических текстов и исследования специалистов. процедуру вступления в Греко-католическую церковь, с сохранением. Беседа с протоиереем Сергием Барановым, секретарем Орской епархии. Протоиерей Сергий Баранов — отец шестерых детей, секретарь Орской епархии, строитель и первый настоятель Кафедрального Собора Георгия Победоносца, основатель и духовник Орского женского монастыря.
Тамбовского диакона Сергия Баранова предали анафеме
Священник Сергий Баранов, протоиерей Орского Иверского монастыря, снял документальный фильм «Три дня войны». Картина объединяет четыре сюжета о духовных чадах протоиерея Сергия Баранова из г. Орска. Мы подробно расскажем о Протоиерей Сергий Баранов — отец шестерых детей, секретарь Орской епархии, строитель и первый настоятель Кафедрального Собора Георгия. По решению Епархиального суда Тамбовской епархии диакон Сергий Баранов, написавший открытое письмо патриарху Кириллу и "разорвавший" с Церковью лишен сана, но не отлучен от Церкви.
Святость ближе, чем кажется. Протоиерей Сергий Баранов
Протоиерей Сергий Баранов рассказал о своем опыте общения с современными подвижниками веры, живущими не только в России, но и во многих странах мира. Встреча была организована при поддержке Орловской митрополии, Орловского государственного университета, Орловского отделения Всемирного русского народного собора.
Потратьте время жизни на главное!
Жизнь так коротка! И оно нам отведено не для того, чтобы сидеть у телевизора… Время дано для другого». Съездить куда-то, поглазеть на то на сё — время у нас находится.
Бог и отдых благословляет — это всё так. Но это же не самое существенное в жизни. А понимать это начинаешь знаете когда?
Вот попал человек в онкодиспансер, и ему заявляют: «У вас опухоль». Что тогда с человеком происходит? Времени, говорите, нет?
А тут же его целая тележка — и по врачам ходить, и какие-то альтернативные методы испробовать, и туда съездить, и там счастье еще на продление этой жизни попытать… И средства вдруг находятся на какие-то дорогие лекарства. А на молитву всё так же времени не остается?.. Вот это мы перестали осознавать, что наша жизнь вообще есть не что иное, как медленное умирание.
Мы все медленно умираем. У кого-то этот процесс быстрее может протекать, у другого чуть медленнее; что-то его форсирует, что-то притормаживает. Но не в этом суть.
Мы всё равно все умираем. И это единственное, что мы знаем наверняка: мы все умрем. Так в чем же тогда дело?
Почему мы не задумываемся над смыслом происходящего? Самая чудовищная вещь — духовное умирание. Гибель того, что смерти не подлежит, — души бессмертной.
И вот это самое страшное, когда душа у тебя уже смердит и тебе самому противно, а ты один на один с этой проблемой. Без помощи Божией. Но Господь и не помогает тем, кто не просит этого у Него.
Он уважает свободу человеческую. Всё зависит от самого человека: найдешь ли ты время на то, чтобы к Богу воззвать? Как сделать так, чтобы Христос стал центром моей жизни?
Неужели же Бог не услышит молитвы Своего создания? Создавый ухо, не слышит ли? И Создавый око, не видит ли?
Поэтому Господь и называется Сердцеведцем — что Он простирает Свой взгляд в такие дали нашего существования и глубины, как мы сами себя не знаем. Ему же объяснять ничего не надо. Вот придут на исповедь и — давай: а потому что, было то-то… Да дело ведь не в этом!
Батюшка специально для поездки написал и взял с собой икону Пресвятой Богородицы «Мирная», чтобы принести на Украину мир. Её образ всё время будет с бойцами отряда. Фото: ivermon.
Но самое страшное — это духовное умирание. Смерть того, что не подлежит смерти, — бессмертной души. Вот здесь ужасно осознать, что ты остаешься с этой проблемой один на один... Без помощи Божией...
Думаю, если всё взвесить, время на молитву можно найти. Поставить перед собой вопрос ребром: или я это делаю и живу, или не делаю — и умираю для вечности. В молитве главное — Христос — Как быстро может быть услышана молитва святыми угодниками Божиими, Богородицей, Господом Богом? И Создавый око, не видит ли? Поэтому Господь еще называется Сердцеведцем — Он смотрит на нас так глубоко, как мы сами себя не знаем. По большому счету, Богу не нужно ничего объяснять. Его не надо уговаривать.
Даже просить у Него что-то необязательно. В молитве не просьба главное. В молитве главное — Христос. Когда в вашей молитве произошла встреча со Христом, в этот момент можно словесную сторону вообще отбросить, — не в ней суть. Потому что там обычно находится наше «я» — и мнит еще, что расположено в центре вообще всей Вселенной... И Христу там места просто нет, — в нашей Вселенной Ему не нашлось уголка. Правила духовной жизни предполагают, что ты должен уступить центральное место в жизни Христу Все правила духовной жизни, собранные в православной аскетике, предполагают, что ты должен уступить это центральное место в жизни Христу.
Тогда это будет жизнеспособная Вселенная, созданная Самим Творцом, где Он альфа и омега, начало и конец, и есть и будет. Он в центре мироздания — всё от Него и к Нему. И для тебя это будет счастье. Потому что это краеугольное место займет Достойный. Здесь нельзя дать какой-то один рецепт. Это весь комплекс духовной жизни. Изучайте не просто нравственную, обрядовую часть Православия — вникайте в законы духовной жизни.
Узнавайте, что писали святые отцы о молитве. Как они молились? Надо всю жизнь выстраивать вокруг этого опыта молитвы, потому что в центре этого опыта и есть Христос. Чтобы стяжать то, что не умирает — Как не потерять мотивацию к молитве? Иногда получается выполнять правило с поклонами, а иногда и нет. Создаешь себе какое-то событие в духовной жизни, от которого уже впоследствии отталкиваешься. Стал охладевать?
Едешь в святое место. Укрепился, вдохновился — и опять: не пропускай теперь только правило, молись себе и молись. Кадр из фильма «Цена моей жизни» Но важно понять: легко никогда не будет. В этом «тяжело» — вся суть труда над собою. Господь, когда пришел, что сказал? Легко на Голгофе? Это протестанты учат: бизнес пойдет, жилищные условия улучшишь...
Через скорби нам Господь открывает глаза на нас же самих. Нечто важное нам так показует. Память смертная — это очень высокий дар. Для кого-то, может, это жестковато. Можно смягчить: чувство времени. Это когда человек постоянно ощущает, что не только он сам умирает, но и всё вокруг него скоротечно, хрупко и тленно. Вот мы сейчас с вами говорим, а минуты уходят...
Через полтора часа — конец. И повтора не будет. Это умирание — всегда и везде. Оно точно актуальнее всего, что проходит. Нечто подобное переживал отец Софроний Сахаров , будучи еще молодым, — Бог дал ему это чувство времени... Чтобы стяжать то, что не умирает, — святость. Самого Бога.
Этим нужно заниматься всю жизнь — Как найти наставника в Иисусовой молитве? Ты сойдешь с ума, впадешь в прелесть — не нужно! И как непорядочно распорядился тот первый, который и сам не хочет этим заниматься, и тебе путь попытался закрыть». Во-первых, не переставайте искать учителя, даже если вы его не можете пока найти. Были времена даже на Святой Горе Афон, когда туда приехал, например, Паисий Величковский искать делателя Иисусовой молитвы — и почти никого не нашел. Я говорю «почти», потому что всегда кто-то да остается. Отец Сергий Баранов.
На встрече в Новоспасском. Фото Ольги Орловой Не ищите на молитве никаких состояний — ничего сверхъестественного Во-вторых, чтобы не ошибиться: не ищите на молитве никаких состояний — ничего сверхъестественного. Наставник об этом как раз каждый раз и напоминает. Опытный духовник подсказывает: не спеши, не форсируй события, иначе это будет не то, что ты ищешь, это будет иллюзия достигнутого. Господь говорит: «дай кровь и прими Дух». Я часто привожу пример: даже в земных науках, в искусстве, чтобы чего-то достичь, надо много работать. Говорят: «грызет гранит науки».
Так и есть: если ты чего-то хочешь добиться, тебе придется зубы источить. А в молитве — науке из наук, искусстве из искусств — тем более. Поэтому, если вы решились серьезно заняться Иисусовой молитвой, ищите учителя. Ничего не планируйте: сейчас, мол, я начну заниматься, а через полгода у меня уже должен быть такой-то результат. Вы должны прийти в область молитвы и уже не выходить оттуда до самой смерти. Это дело жизни. Этим нужно заниматься всю жизнь.
Не спешите, не скачите через несколько ступеней, — споткнетесь, скатитесь обратно. Вот это скатывание может вас разочаровать, и вы дальше не пойдете. В Евангелии есть такое точное выражение: «Царствие Божие нудится» Мф. То есть это процесс очень долгий, постоянный, часто неприятный, некрасивый. И он дает надежный результат. А быстрые эффекты — зачастую миражи. Бог Сам вас найдет Не ищите никаких состояний.
Не ищите на молитве Бога — Бог Сам вас найдет. Просто уступите Христу главное место в вашей жизни. Читайте молитву не эмоционально, без интонационных красивостей. Ничего не нужно! Просто постоянство. Всякое дело, которое совершается стабильно, дает результат. Без пропусков, без выходных.
Каждый вечер выделите себе час. Хотя бы полчаса.
Протоиерей Сергий Баранов – лучшие книги
В книге много глубоких и поэтичных размышлений о предвечной, постоянной, ничем не нарушаемой любви Бога ко всем людям. Автор вдохновенно делится своим личным опытом богообщения.
А вот этот — правда директор банка? Управляющий всеми банками области — наверное, бездельник, да? У него-то получается с двух до трех ночи вставать на молитву. Она уснет, а он ночью в два часа — хоп, встал на молитву! Она и не подозревает, что муж с двух до трех ночи — на встрече с Богом.
Выйди на волю — Как же мирянину заниматься Иисусовой молитвой? Это же монашеское делание. Для мирян опасное... Когда я слышу какое-то категоричное высказывание, всегда хочется уточнить: «А почему вы так непререкаемо это утверждаете, что мирскому нельзя заниматься, только монаху? Тогда — «Аминь! Знаете, если бы вы хотя бы по краешку прошли бы...
Вот меня никто не заставит Иисусову молитву бросить. Хотя я ни с кем не буду спорить. Даже постараюсь прислушаться к тому, что до меня пытаются донести. Но заставить бросить Иисусову молитву того, кто попробовал, что это такое, — невозможно. Ко мне вот приезжал друг-священник: «Отец Сергий, — говорит, — ты постоянно тянешь четки с Иисусовой молитвой, а я то начну, то брошу... То опять возьмусь за правило, то не до него...
Но теперь я ее не брошу». И мне всё остальное теперь невкусно». Как бы я хотел, чтобы эти батюшки, которые отговаривают всех, почувствовали вкус Иисусовой молитвы. Не вкус вот этого вот: «Ты вычитал правило? Иди причащайся! Он настолько светел, настолько деликатен...
Я иногда говорю: представьте, если человек родился у каких-то бездомных родителей, в некоем подвале, ему с детства давали только хлеб и воду, и солнце-то он еле различал сквозь маленькое запыленное окошечко... И вдруг этого человека выводят на свежий воздух, он видит круг солнца, голубое небо, изумрудную, всю в деревьях, даль... Ему дают попробовать, что там за жизнь... И что же? Если раньше он, не зная всего этого, был доволен: главное, что перед ним вовремя поставили стакан воды с получерствой краюхой хлеба, — то теперь ему, познавшему вкус и силу жизни, возвращаться назад невыносимо. Не думайте, когда встаете на молитву, а молитесь Кадр из фильма «Цена моей жизни» — Как научиться нерассеянной молитве?
Уходите от рассудительного, анализирующего всё и вся ума. Пока вы находитесь в этой области, у вас никогда не будет внимания. Уходите от образного мышления — оно обычно выстраивает длинные образные цепочки-ряды. Когда мы практикуем Иисусову молитву, мы стоим в области сердца умом безвидно, бесчувственно. Мы отказываемся от всего этого. Бог находится в области иррациональной.
Рацио тут только мешает. Произносить Иисусову молитву медленно, быстро? Читала, что афонская практика — быстрое произношение, русская — медленное. Ваше мнение? Получается — и слава Богу! Я так не люблю, когда начинают спорить — кто-то говорит: только медленное, — другой: только быстрое!
Сама манера спора уже говорит о том, что человек духовно не очень здоров: ему постоянно хочется спорить-спорить. Те, кто говорят, что только медленно, они это аргументируют тем, что надо вдумываться в слова молитвы. Я сразу скажу, что думать и молиться — это разные вещи. Когда мы молимся — это мы не думаем, это мы молимся. Это другое состояние ума. А если вы с самого начала практикуете это думание-думание-думание, вы так на нем и застрянете.
Будете 10, 20, 30 лет думать о Христе. Но лично Его не встретите. Нужно только очень сильно захотеть — Мне всё чаще и чаще хочется быть одной, вернее, один на один со Спасителем. Но у меня есть муж, дети, внуки, я работаю в окружении людей... Как к этому моему желанию относиться? Конечно, условия разные.
Но в некоторой степени это возможно. Если человек выбрал правильное направление и идет, то даже среди людей ему с Богом всё возможно... Иногда бывает так, что один человек с другим разговаривает, а другой смотрит на него, а вроде бы и не на него. Знаете такие состояния? Я часто привожу пример Константина — папы святителя Григория Паламы, — который был сенатором при императоре и занимался Иисусовой молитвой. Иногда на заседании Сената кто-то к нему обращался, а Константин почему-то не отвечал.
Тогда император говорил: «Да не трогайте вы его, он молится! Нужно только очень сильно захотеть... Понять, насколько это драгоценная жемчужина, и возжелать ее. Об этом Господь говорит, что человек продает целое состояние, чтобы купить жемчужину ср. Такую малость. Чтобы продать состояние это очень волокитное занятие и купить жемчужину, нужно знать ее цену.
Человек, не знающий ей цены, скажет: «Это безумие! Очень большая цена. Проблема в сердце — Скажите, почему Церковь сегодня молчит о геноциде русского народа, который длится уже 100 лет? Слово может быть и верным, а дух — не мирным, агрессивным. Это будет постоянно даже самых искренних правдоискателей подводить. У меня как-то на Афоне был такой случай.
Я сидел на Каруле, и ко мне подсел один тамошний монах. Особенно в 2000-е годы там такие полуразбойники обретались. У них даже некая такая манера была, чтобы, мол, «не впасть в прелесть», мы будем такими вот бесшабашными. Не буду называть его имя, сейчас его уже нет на Афоне. И вот он сел напротив меня, мы разговорились, а он, когда узнал, что я не монах, а мирской священник да еще и из России, как стал меня высмеивать, цепляться: мы, мол, афониты, весь мир вымаливаем, а вы там, в миру, попы все такие расслабленные... У нас даже, сострил, поговорка такая есть: «Бей попов, спасай Россию» — и всё в таком роде.
Я ему тогда сказал: «Знаешь, отец N, у вас проблема не в попах. Проблема в вашем сердце. Там живет злоба, агрессия. Если снять вопрос попов перестрелять их, как уже было в России в XX веке , у вас другой вопрос появится на повестке. Потому что вашей злобе нужна почва, и она всегда найдётся». Для революции всегда найдется тема.
Избави Бог нас от революции. Страшное дело. Простите, что я об этом говорю. Но в сердце должен быть мир. Этот мир заставит вас действовать правильно, грамотно. Кто бы перед вами ни находился...
Такое бывает: не хочу о других рассуждать, оценивать их, — чтобы своего не растерять.
Лента новостей 21 мая, 12:45 Новое время рождает свои святыни. Поездка духовного настоятеля Иверского женского монастыря, протоиерея отца Сергия в зону СВО с гуманитарным грузом оказалась судьбоносной. События, свидетелем которых стал орский священник и в которых принял непосредственное участие, стали поводом для создания документального фильма «Три дня войны». Его премьерный показ состоялся на днях в стенах Троицкого храма. Фильм «3 дня войны» - это разговор священника с Богом.
Священника, который не усомнился в могуществе Господа, но который не находит ответа на вопрос, почему такое происходит и как такое вообще Бог мог допустить.. Просто… Мы были в семье двух пожилых людей, под 90 лет. Бабушка и дедушка.
Я обрел смысл жизни, обрел Бога.
Осознал, что наша жизнь — не короткий временной отрезок, не вспышка, это вечность. За 23 года я ни разу не пожалел, что пришел сюда. У меня сейчас все отними — останется Бог. Это та драгоценная жемчужина, которую, как говорит Евангелие, никакому вору украсть неподвластно.
Что вам дает посещение святых мест? В последние годы езжу в монастырь, который находится в таком месте, куда нужно добираться по скалам. На них закреплены цепи, подниматься и спускаться приходится по уступам, держась за цепи. Это далеко от паломнических троп, место совершенно уединенное.
Монах, хозяин кельи, знает мою любовь к уединению, всегда делает мне подарок — находит повод, чтобы уйти куда-нибудь дня на три. Я остаюсь один, наедине с птичками небесными. В молчании создается внутренняя тишина, и в этой тишине слышится Бог. Ум, который желает видеть Бога, должен на какое-то время замолчать, остановиться, найти не внешнюю тишину, а внутреннюю.
Если раньше я бывал на Афоне месяцами, весной и осенью, когда начинал расписывать там первую келью, то сейчас приезжаю максимум на 10 дней, ведь у меня здесь много обязанностей. Кроме Афона, в декабре был в Англии, посещал православный монастырь, он тоже для меня был интересен. В прошлом и позапрошлом годах был в монастыре в Америке. В Англии это Софроний Сахаров, русский эмигрант, который долгое время жил на Афоне.
Константинопольская патриархия рассматривает материалы по его канонизации, это будущий святой. В Америке, в монастыре Антония Великого, основатель еще жив, оттого было еще интереснее не только прикоснуться к традициям, но и быть рядом с ним. Таких людей в мире единицы. Они знают Бога не понаслышке.
Они будто живут в другом измерении. Для меня ценно с их помощью найти правильное направление и в этом правильном направлении обрести свой опыт. Они тоже практикуют исихазм молчание и Иисусову молитву — у нас она входит в устав монастыря. Большая часть даже православных людей имеет не веру, а доверие чужому опыту.
11.06.2023. ПОЧЕМУ СУЩЕСТВУЕТ ЗЛО? ПРОТОИЕРЕЙ СЕРГИЙ БАРАНОВ 📹 Топ-8 видео
Подтверждение тому — события нескольких дней, проведенных орским пастырем в столице в конце ноября. По благословению епископа Орского и Гайского Иринея стали уже традиционными его встречи с прихожанами Новоспасского монастыря и студентами Сретенской духовной академии. В монастыре состоялась двухчасовая беседа с прихожанами, в ней участвовали не менее двухсот человек. Вопросам, казалось, не будет конца. На многие из них люди получили ответы, которых искали и не могли найти годами. Общение завершилось просьбой группы молодых людей организовать такие встречи с молодежью Москвы и на базе Сретенского монастыря. Отец Сергий принял это предложение. А в Сретенской духовной академии состоялся просмотр его фильма «Возвращайтесь».
Православный священник из Оренбургской области уже не в первый раз отправляется в зону СВО с гуманитарным грузом. Протоиерей Иверского монастыря в Орске Сергий Баранов регулярно ездит «за ленточку», возит продукты, теплые вещи, причащает и исповедует бойцов и местных жителей.
Последняя из его поездок длилась всего несколько дней, но из нее отец Сергий привез документальный короткометражный фильм «Три дня войны». В День России фильм посмотрели в Орске, на днях его показали жителям областного центра. На показе побывали бойцы СВО, которые проходят лечение в оренбургском госпитале, жены и матери тех, кто находится в Донбассе, воспитанники молодежных военно-патриотических движений. В самом начале отец Сергий задается вопросами: почему происходит война, какой в ней смысл и почему такую жестокость допускает Бог? И сам же отвечает на них, рассказывая историю беженки из Донбасса, которая работала на заводе в Саратове. У нее на глазах заживо сожгли сына-подростка. Дальше - кадры из морга. Здесь священник отпевает погибших бойцов.
Когда за преступником видишь человека, можно ездить и в «Черный дельфин». Там половина сидящих — психически больные люди. На каждой камере висит табличка, написано, что человек сделал, — здоровый на такое не способен. По статистике, на 600 сидельцев приходится 3 000 трупов. Но и убийцам нужно исповедаться. И там есть те, кто приходит к Богу — не на словах, по-настоящему. Как удалось этого добиться? Самая лучшая проповедь — искренняя жизнь. Не надо тащить кого-то за руку. Когда будешь искренне честно жить, к тебе потянутся, тебе поверят. То, к чему я шел. Я пришел в церковь женатым человеком, поэтому о монашестве речи не было. Во второй половине жизни я стал уходить от внешнего к внутреннему. Я максимально приближен к монашеству. Могу каждую ночь быть на службе, быть в атмосфере молитвы. По миру собираю эту традицию: в Грузии, где у меня много друзей, на Афоне. За 70 лет советской власти в России она была утрачена, сейчас только восстанавливается по крупицам. Был период восстановления храмов и золотых куполов, а теперь надо наполнять их содержанием. Детей пятерых сыновей и дочь мы с супругой воспитываем в православных традициях. Троих сыновей по очереди брал на Афон, пребывание там произвело на них впечатление. Они часто бывают у меня в монастыре, помогают. Вместе мы хотим организовать свой канал в Интернете, чтобы отвечать на вопросы молодежи, вести беседы о духовности, передачу для самых маленьких. Добрый человек из Европы помог приобрести камеру, необходимую аппаратуру. Дети у меня, слава Богу, талантливые, рисуют хорошо, музыку слышат.
В Духе решения приходят естественно, человек не напрягается интеллектуально, не строит логические схемы, он освобождает своё сердце от этого и просто молится. Поэтому если бы мы жили жизнью Духа, то для нас не различались бы кардинально спокойные и смутные времена: будучи в Духе, человек более или менее ровно живёт и в скорби, и в радости. И радости не до эйфории, и скорби не до тяжёлой депрессии. Потому что он во всём видит руку Божию и смысл, и это его укрепляет. Такой человек имеет внутренний стержень. Я не слишком сложно говорю, пригодится вам такая мысль? Хорошо бы, чтобы она стала близка всем христианам… Вот только проблема в том, что христиане, даже духовенство, живут внешней жизнью. И поэтому у нас постоянные ошибки. Вы знаете, меня приглашали в Самару, в семинарию, чтобы я говорил о молитве. Зал полный собрался. И вот я говорю об Иисусовой молитве, о духовной жизни, и вдруг какой-то священник мне: «Батюшка, а может, стоит быть попроще, не лезть в духовные дебри, не усложнять? А то ведь ошибиться можно. Нужно на литургию раз в неделю — и достаточно…» Я ему отвечаю: «Но вы в нашей церковной гимнографии хоть один текст знаете, который прославлял бы таких вот осторожных, которым достаточно один раз в воскресенье на службу сходить, и всё? Ведь там прославляются люди, которые в своём подвиге выходят за рамки… — И что это за «рамки»? Есть даже такая фраза: «Нам оставлено покаяние». Но я задам вопрос: как вы понимаете покаяние? Покаяние — это статика или динамика? Вот ты повторяешь: я грешен, я грешен… Это не покаяние. Покаяние — метанойя, изменение. А изменение предполагает динамику. Некоторые люди, оправдывая свою такую пассивную духовную жизнь, говорят: «Нам оставлено покаяние, мы каемся». Да вы не каетесь, вы просто признаёте свои грехи! А покаяние — это изменение от греха в лучшую сторону. А чтобы изменяться, надо вести духовную жизнь. Сказать: я грешен — это лишь первая ступень, а дальше? Что ты сделал, чтобы измениться? Не будет Духа — человек сломается. Некоторые надеются на свою предприимчивость и рассудительность, что в последние времена надо как-то быт свой устроить, чтобы пусть три года, но их как-то мудро провести. Но и три года не выстоять, если не будет Духа Святого. Бесполезно запасать консервы — найдут твой погреб с консервами, заберут. Не подстрахуешься. Господь говорит, что в последние времена будет большая тягота. Он не говорит о внешней тяготе: голоде, войнах, землетрясениях, болезнях. Он всё это перечисляет, но это не главное, потому что в истории человечества были и пострашнее времена. Взять хотя бы время, когда мы под татарами жили или под коммунистами после революции. Но Господь говорит, что сугубая тягота будет в том, что многие христиане потеряют Духа Святого, и им придётся жилы напрягать и своими резервами пытаться выстоять, а человеку это невозможно. У нас внутри будет всё рваться, внутри будет катастрофа. Даже если найдётся что кушать и где спрятаться от холода, будет очень сильная внутренняя тягота, непонимание со стороны окружающего мира будет очень сильное. Гнать нас будут.
Священник из Орска отправился в зону СВО в составе ОМОНа
Открытое письмо отца Сергия (Сергея Баранова) Патриарху Кириллу вызвало бурю эмоций и в самой РПЦ. Завершая встречу, священник ответил на вопросы присутствующих и поздравил полицейских, вышедших в отставку, пожелав им помощи Божией в дальнейших трудах. Ваш вопрос будет автоматически отправлен на личный E-mail батюшки-настоятеля. предлагаем вашему вниманию подборку лучших и самых известных книг писателя - Книжный сервис Livelib. «Царица Небесная нас не оставит»: священники с чудотворной иконой Богородицы облетели место паводка.
Прот. Сергий Баранов в гостях у вырицкой монашеской общины
Жизнь как молитва» автора протоиерея Сергий Баранов полностью, на сайте или через приложение Литрес: Читай и Слушай. У нас в гостях был духовник Иверского женского монастыря в городе Орске Оренбургской области протоиерей Сергий Баранов. Протоиерей Сергий Баранов.