Для усиления позиций ОДКБ Россия предлагает провести реформирование коллективных сил быстрого развертывания Центральноазиатского региона. Организация Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) — военно-политический союз в рамках СНГ, созданный на основе Договора о коллективной безопасности, подписанного в. Аббревиатура ОДКБ расшифровывается как "Организация Договора о коллективной безопасности". это региональная структура безопасности, основа которой была заложена на постсоветском пространстве в 1992 году. Новым генеральным секретарем Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) с 1 января следующего года станет Имангали Тасмагамбетов.
ОДКБ – что это? Как расшифровывается? Какие страны входят?
Организация Договора о коллективной безопасности берет свое начало с заключения Договора о коллективной безопасности, который был подписан в Ташкенте (Узбекистан). ОДКБ – это Организация Договора о коллективной безопасности. Приоритетными задачами Объединенного штаба ОДКБ в этом году будут качественная подготовка и успешное проведение комплекса совместных и специальных учений. Организация Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) была создана в 2002 году. ОДКБ руководит Совет коллективной безопасности, который состоит из президентов стран-участниц договора.
ОДКБ - все новости на сегодня
ОДКБ — это Организация Договора о коллективной безопасности. Организация договора. О коллективной безопасности. В Москве состоится юбилейный саммит Организации Договора о коллективной безопасности. Встреча приурочена к 30-летию подписания договора и 20-летию самого объединения. Расшифровка аббревиатуры ОДКБ и деятельность.
Деятельность ОДКБ в современных условиях
КСОР — это около 20 тыс. В мирное время эти военные решают боевые задачи своего государства. У ОДКБ нет каких-то своих проектов и разработок, организация существует по больше части на бумаге и в виде различных ежегодных встреч-конференций, на которой собираются министры обороны стран-участник для того, чтоб продлить свое участие в организации.
Объединенный штаб ОДКБ. Постоянный действующий орган, осуществляющий подготовку предложений и реализацию решений по военной составляющей. Помимо того, СКБ обладает правом создавать постоянные или временные рабочие и вспомогательные органы Организации Договора о коллективной безопасности. Цели и задачи ОДКБ Деятельность ОДКБ распространяется на несколько ключевых направлений, в числе главных целей и задач были названы укрепление мира, международной и региональной безопасности и стабильности, а также коллективная защита независимости, целостности территорий, суверенитета членов сообщества. В своей деятельности организация руководствуется следующими принципами: Приоритет политических средств перед военными; Неукоснительное уважение независимости; Равенство прав и обязанностей государств-участников; Невмешательство в дела, подпадающие под национальную юрисдикцию. В 2022 году исполнилось 30 лет со дня подписания Договора о коллективной безопасности, что было отмечено на саммите СКБ, проходившем в Ереване. Одной из приоритетных задач совета станет рассмотрение проблемы функционирования биологических лабораторий в ряде стран.
Также генерал-лейтенант сообщил следующее: Наша организация изначально создавалась для отражения исключительно военных угроз для безопасности наших государств. В течение этих 20 лет произошла очень сильная трансформация, мы все больше превращаемся в комплексную площадку для обеспечения безопасности наших государств. Это и угрозы террористического характера, это и наркотрафик, и преступность, в том числе в сфере ИКТ. То есть сращиваются системы взаимодействия наших стран. И это соответствует тому вопросу, готовы ли мы к отражению гибридных атак. Да, мы пока не готовы, но к этому мы идем. Россия в ОДКБ Во внешнеполитической концепции Российской Федерации сказано: В качестве одного из важнейших элементов современной системы обеспечения безопасности на постсоветском пространстве Россия рассматривает Организацию Договора о коллективной безопасности. Россия выступает за качественное развитие ОДКБ, превращение ее в авторитетную многофункциональную международную организацию, способную противостоять современным вызовам и угрозам в условиях усиливающегося воздействия разноплановых глобальных и региональных факторов в зоне ответственности ОДКБ и прилегающих к ней районах.
Союзники отказались признавать независимость Абхазии и Южной Осетии, принадлежность Крыма России, а позже — и статус новых российских регионов.
Во время эскалации 2016 года Белоруссия и Казахстан поддержали Баку, что привело к охлаждению дипотношений с Арменией. Затем последовала череда политических демаршей с бойкотированием некоторыми участниками саммитов в Ереване и Москве, а также конфликтами по поводу назначения официальных лиц Организации. Ситуация осложнялась и тем, что Казахстан и Киргизия симпатизировали именно азербайджанской стороне, союзнику по Организации тюркских государств. Во время Второй Карабахской войны в 2020-м и обострения ситуации в регионе в августе 2022 года ОДКБ отказалась от помощи Армении: формально введение сил альянса возможно только на территорию страны-участницы, а Нагорный Карабах считался предметом территориального спора. Как итог, в мае 2023 года премьер-министр Армении Никол Пашинян допустил выход страны из ОДКБ, а в сентябре демонстративно отозвал постпреда из Организации. Россия, фактический лидер альянса, стремилась к его расширению и взаимной интеграции, но раз за разом наталкивалась на сопротивление союзников, опасавшихся зависимости от Москвы. В критические моменты истории участники Организации не могли выработать общую позицию и перейти к решительным действиям, свидетельством чему стал отказ от помощи Армении в карабахском конфликте, подорвавший авторитет альянса. Тем не менее пример успешного урегулирования кризиса в Казахстане в январе 2022 года говорит, что будущее ОДКБ не так однозначно и Организация может получить второе дыхание — пусть и переродившись в новом формате. Глеб Беляков.
С 2008 года в рамках ОДКБ результативно работает Координационный совет по вопросам борьбы с незаконной миграцией. Начиная с 2008 года, в формате ОДКБ проводятся оперативно-профилактические мероприятия в рамках операции "Нелегал", направленные на выявление и предотвращение нарушений миграционного законодательства, в том числе гражданами третьих стран. В Стратегии коллективной безопасности ОДКБ на период до 2025 года отмечено, что одним из основных факторов, отнесенных к современным вызовам и угрозам коллективной безопасности ОДКБ, является стремление к достижению стратегических целей с использованием силы, в том числе и информационного давления, использование информационных и коммуникационных технологий в целях оказания деструктивного воздействия на общественно-политическую и социально-экономическую обстановку, манипулирования общественным сознанием, применения информационных технологий в так называемых "комплексных" или "гибридных" технологиях. В формате ОДКБ формирование системы информационной безопасности в интересах государств - членов организации началось с 2006 года. За это время на уровне Совета коллективной безопасности ОДКБ принято более десяти нормативных правовых актов, регламентирующих сотрудничество государств - членов организации в этой сфере.
В целях координации совместных действий при Комитете секретарей советов безопасности ОДКБ сформирована Рабочая группа по вопросам информационной политики и информационной безопасности. Вступил в силу Протокол о взаимодействии государств - членов ОДКБ по противодействию преступной деятельности в информационной сфере. На постоянной основе реализуются практические мероприятия по противодействию преступности в сфере информационных технологий в формате операции "ПРОКСИ" от полного названия "противодействие криминалу в сфере информации". Основной целью операции является выявление и пресечение функционирования в национальных сегментах сети Интернет информационных ресурсов, содержание которых наносит или может нанести ущерб национальной и коллективной безопасности государств - членов организации. За эти годы выявлено более 377 тыс.
При этом была приостановлена деятельность 148 тыс.
ОДКБ - что это? История, задача, структура
региональная международная организация, провозглашаемыми целями деятельности которой являются «укрепление мира. Совет коллективной безопасности (СКБ) является высшим органом Организации и состоит из глав государств – членов. Что такое Организация Договора о коллективной безопасности или ОДКБ? Какую пользу она приносит участникам? Основные усилия в деятельности многонационального коллектива Объединенного штаба, возглавляемого генерал-полковником Андреем Сердюковым, сосредоточены на организации. ОДКБ руководит Совет коллективной безопасности, который состоит из президентов стран-участниц договора. Пашинян также добавил, что Армения выйдет из ОДКБ, если посчитает ее «недееспособной организацией».
ОДКБ: расшифровка, кто входит, где базы
На Объединенный штаб возлагаются задачи, связанные с формированием, функционированием и применением Войск Коллективных сил , подготовкой и проведением совместно с оборонными ведомствами государств — членов Организации совместных мероприятий оперативной и боевой подготовки, военно-техническим сотрудничеством, координацией совместной подготовки кадров и специалистов для вооруженных сил государств — членов, а также с организацией функционирования Центра кризисного реагирования ОДКБ. Основные усилия в деятельности многонационального коллектива Объединенного штаба, возглавляемого генерал-полковником Андреем Сердюковым, сосредоточены на организации выполнения решений глав государств — членов ОДКБ, руководителей оборонных ведомств по развитию военной составляющей Организации. Особое внимание уделяется дальнейшему совершенствованию сил и средств системы коллективной безопасности ОДКБ.
Предыстория 28 апреля 2003 года в Душанбе Совет коллективной безопасности принял решение о создании постоянно действующего рабочего органа — Объединённого штаба ОДКБ. Задачи на 2024 год "Продолжается работа по совершенствованию нормативной правовой базы, регламентирующей вопросы подготовки и применения коллективных сил ОДКБ, организации управления, материально-технического и медицинского обеспечения, упрощения процедур перевозок национальных формирований, а также их оснащения современными и перспективными образцами вооружения, военной и специальной техники", — сообщается на сайте организации.
В декларации также содержится поддержка «активной роли России в содействии миру и сотрудничеству в регионе». Как указано в декларации, государства ОДКБ «полны решимости придерживаться тесной координации внешнеполитического взаимодействия, линии на поступательное развитие военного и военно-технического сотрудничества, совершенствование практики совместной работы по всем вопросам». Выступая на пресс-конференции по завершении саммита, российский президент Дмитрий Медведев заявил: «Мы продолжим работу по наращиванию военной составляющей. Среди намеченных направлений деятельности ОДКБ — углубление коалиционного военного строительства. ОДКБ была и останется гарантом суверенитета и территориальной целостности наших стран и невмешательства в их дела… Наша организация молодая, и, чтобы поднять ее авторитет, нам надо развивать военную составляющую.
Также генерал-лейтенант сообщил следующее: Наша организация изначально создавалась для отражения исключительно военных угроз для безопасности наших государств. В течение этих 20 лет произошла очень сильная трансформация, мы все больше превращаемся в комплексную площадку для обеспечения безопасности наших государств. Это и угрозы террористического характера, это и наркотрафик, и преступность, в том числе в сфере ИКТ. То есть сращиваются системы взаимодействия наших стран. И это соответствует тому вопросу, готовы ли мы к отражению гибридных атак. Да, мы пока не готовы, но к этому мы идем. Россия в ОДКБ Во внешнеполитической концепции Российской Федерации сказано: В качестве одного из важнейших элементов современной системы обеспечения безопасности на постсоветском пространстве Россия рассматривает Организацию Договора о коллективной безопасности. Россия выступает за качественное развитие ОДКБ, превращение ее в авторитетную многофункциональную международную организацию, способную противостоять современным вызовам и угрозам в условиях усиливающегося воздействия разноплановых глобальных и региональных факторов в зоне ответственности ОДКБ и прилегающих к ней районах. За время своего членства в организации Российская Федерация инициировала немало серьезных предложений и принятых к действию решений. К примеру: Генассамблея ООН в 2004 году представила ОДКБ статус наблюдателя; с 2005 года в военных заведениях России на безвозмездной основе учились будущие кадры для государств-участниц ОДКБ; в рамках ОДКБ было одобрено создание КСОР Коллективных сил оперативного реагирования для отражений различных угроз, борьбы с международным экстремизмом и терроризмом, ликвидации последствий ЧС и прочее; в 2010 году президентом России Дмитрием Медведевым было предложено президенту Украины Виктору Януковичу рассмотреть вопрос о вступлении в ОДКБ, но киевские власти ответили отказом; также Россия инициировала проведение ежегодных учений по различным направлениям — от антинаркотических до антитеррористических. Не единожды между Россией и другими членами организации возникали конфликтные ситуации, к примеру, так называемая «молочная война» за экспорт с Беларусью. Но в итоге стороны приходили к консенсусу. В 2021 году состоялось очередное заседание ОДКБ в Душанбе, на котором было предложено ввести в устав организации понятие «государства-координатора». Так как именно Российская Федерация основной гарант сохранения ОДКБ и несёт более половины расходов бюджета, ряд военных экспертов видит в этой роли именно ее, но считают, что другие участники организации попадут в еще большую зависимость от внешнеполитической деятельности России. В начале 2022 года правительства Казахстана запросило ОДКБ о помощи связи с массовыми протестами в стране.
21-я годовщина образования Объединенного штаба ОДКБ
Любое государство при голосовании имеет один голос. В таких непростых условиях совмещения интересов шести оборонных ведомств государств — членов ОДКБ формируются предложения и принимаются решения в сфере военного сотрудничества, развития военной составляющей Организации. Сегодня в рамках ОДКБ наработана необходимая нормативная правовая база, регламентирующая деятельность Организации по всем направлениям обеспечения коллективной безопасности, непосредственное участие в разработке которых принял Объединенный штаб. К настоящему моменту заключено и ратифицировано около 60 международных договоров по наиболее принципиальным вопросам межгосударственного взаимодействия в сфере коллективной безопасности, подписано более 300 документов на уровне глав государств, секретарей советов безопасности, а также руководителей ключевых министерств — обороны и иностранных дел наших государств. Объединенным штабом непрерывно осуществляется работа по уточнению действующей нормативной правовой базы, регламентирующей статус, порядок формирования и функционирования сил и средств системы коллективной безопасности, а также порядок принятия решений на их применение.
Большое внимание уделяется развитию всех компонентов Войск Коллективных сил ОДКБ, приведению их структуры, состава и оснащения в соответствие с реально существующими вызовами и угрозами военной безопасности государств — членов ОДКБ, совершенствованию подготовки к выполнению задач по предназначению. Совместно с генеральными штабами вооруженных сил государств — членов ОДКБ, заинтересованными министерствами и ведомствами, а также Секретариатом ОДКБ проводится ежегодное уточнение состава и дислокации компонентов Войск Коллективных сил ОДКБ для внесения необходимых изменений в соответствующие нормативные правовые документы. Принимаются решения по развитию системы управления, порядку формирования и подготовки соответствующих командований. Организована и продолжается работа по созданию объединенных военных систем.
Выделенные первоначально государствами — членами ОДКБ в их состав наиболее боеготовые и мобильные соединения, воинские части, подразделения и формирования сил специального назначения на настоящий момент усилены частями и подразделениями разведки, РХБ защиты, инженерного и материально-технического обеспечения, а также подразделениями авиации. Учитывая опыт урегулирования конфликта в Сирии, для охраны командных пунктов и поддержания правопорядка в районах выполнения задач по предназначению в состав КСОР включены подразделения военной полиции и комендантской службы. При активном задействовании научного потенциала базовых научно-исследовательских и учебно-методических организаций ОДКБ осуществляется работа по созданию объединенных систем военного назначения прежде всего — ПВО, управления и связи, материально-технического обеспечения. При этом большое внимание уделяется разработке подходов к обеспечению межрегионального взаимодействия созданных коалиционных группировок в рамках общей системы коллективной безопасности.
В развитие направления материально-технического обеспечения, исходя из необходимости правового регулирования вопросов организации и осуществления материально-технического и медицинского обеспечения Войск Коллективных сил ОДКБ при совместном решении ими задач по обеспечению коллективной безопасности, а также в ходе совместных мероприятий оперативной и боевой подготовки Объединенным штабом подготовлено и в 2021 году подписано главами государств Соглашение о совместном материально-техническом и медицинском обеспечении Войск Коллективных сил ОДКБ. Он был создан на фондах военного городка, где размещается Объединенный штаб, и стал функционировать с 2018 года. При планировании структуры, оснащения и механизмов взаимодействия ЦКР ОДКБ с оборонными и другими заинтересованными ведомствами государств — членов ОДКБ были учтены лучшие наработки Национального центра управления обороной Российской Федерации, непосредственное оснащение Центра и обеспечение его функционирования осуществляется Министерством обороны и Генеральным штабом Российской Федерации с применением новейших средств коммуникации. Это позволяет ЦКР ОДКБ обеспечивать информационный обмен с Национальным центром управления обороной Российской Федерации, центральными командными пунктами вооруженных сил государств — членов ОДКБ, организационную, информационно-аналитическую и информационно-технологическую поддержки деятельности уставных и рабочих органов ОДКБ в интересах своевременного принятия решений, направленных на обеспечение безопасности, стабильности, территориальной целостности и суверенитета государств — членов ОДКБ в рамках кризисного реагирования, в том числе, в режиме закрытой видеоконференц-связи между членами уставных органов ОДКБ и электронный документооборот.
Данная работа осуществляется также при активном взаимодействии с Антитеррористическим центром СНГ и Координационной службой Совета командующих Пограничными войсками государств — участников СНГ. Анализ вызовов и угроз коллективной безопасности регулярно рассматривается как один из ключевых вопросов в ходе заседаний Военного комитета и СМО ОДКБ. Внедрена система проведения тренировок по регионам коллективной безопасности, а также с привлечением представителей министерств по чрезвычайным ситуациям государств — членов ОДКБ. С 2018 года с использованием возможностей ЦКР ОДКБ ежегодно проводятся стратегические командно-штабные тренировки и деловые игры, в ходе которых в соответствии с алгоритмом работы готовятся предложения органам ОДКБ по урегулированию кризисных ситуаций в зоне ответственности ОДКБ.
В условиях санитарно-эпидемиологических ограничений, в которых находились государства — члены ОДКБ с 2020 года, ЦКР открыл еще одну возможность своего использования: на базе ЦКР в режиме видеоконференции в открытом и закрытом режимах обеспечивается проведение совместных мероприятий различного уровня, предусмотренных в формате ОДКБ. С использованием ресурсов ЦКР проведено и обеспечено свыше 315 международных мероприятий, в том числе с участием глав государств, руководителей оборонных ведомств, генеральных штабов, а также консультации и рабочие встречи представителей заинтересованных министерств и ведомств государств — членов по важнейшим вопросам развития военной составляющей и совместной подготовки коллективных сил ОДКБ. С 2015 года была активизирована работа по созданию совместных объединенных систем Войск Коллективных сил ОДКБ: с 2016 года начали проводиться совместные учения «Поиск» с силами и средствами разведывательных служб и подразделений государств — членов ОДКБ, в 2018 году проведено командно-штабное учение с КАС ОДКБ «Воздушный мост», а с 2019 года проводятся специальные учения с силами и средствами материально-технического обеспечения государств — членов ОДКБ «Эшелон».
КССБ курирует вопросы обеспечения национальной безопасности. В периоды между сессиями СКБ ОДКБ ответственность за координацию деятельности Организации возлагается на Постоянный совет, состоящий из постоянных и полномочных представителей стран-участниц. Объединенный штаб занимается подготовкой предложений и реализацией решений относительно формирования в рамках ОДКБ действенной системы коллективной безопасности, создания военной инфраструктуры и коалиционных группировок войск и органов управления ими, а также обеспечения необходимой техникой и проведения подготовки военных кадров. Также в структуру ОДКБ входят Военный комитет, Координационный совет по чрезвычайным ситуациям, Координационный совет руководителей компетентных органов по вопросам борьбы с незаконной миграцией и противодействию обороту наркотиков и др. Общая характеристика деятельности ОДКБ Согласно принятому Уставу основными целями деятельности ОДКБ выступают: коллективная защита суверенитета, территориальной целостности и независимости стран-участниц; укрепление мира, международной и региональной безопасности и стабильности. Ключевым направлением практической деятельности ОДКБ на сегодняшний день выступает сотрудничество с международными организациями и третьими странами ради объединения усилий по укреплению мира и поддержанию стабильности в нем. В рамках этого сотрудничества сторонами согласуются подходы к решению таких важных и имеющих взаимный интерес тем, как обеспечение пограничной безопасности, противодействие незаконному распространению наркотиков, международному терроризму и экстремизму.
Генеральный секретарь является высшим административным должностным лицом ОДКБ и осуществляет руководство секретариатом, он назначается решением Совета коллективной безопасности. Секретариат ОДКБ выполняет функции постоянного рабочего органа. Редактировать Ввод миротворческих сил ОДКБ в Казахстан в январе 2022 года 2 января 2022 года жители городов Жанаозен и Актау в Мангистауской области массово вышли на улицы с призывом снизить цены на топливо. В последующие дни протесты охватили весь Казахстан. В целях стабилизации ситуации власти объявили о снижении цены на сжиженный газ в Мангистауской области, но должного эффекта это решение не достигло. Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев трижды 5, 6 и 7 января выступил с обращениями к нации в которых призвал население к соблюдению законов и порядка.
Расширяется сотрудничество с третьими странами в интересах объединения усилий ради поддержания стабильности и укрепления мира. В 2016 г. Редакция международных отношений. Первая публикация: Большая российская энциклопедия, 2014. Актуализация: 2020, 2023. Опубликовано 11 сентября 2023 г. Последнее обновление 11 сентября 2023 г.
В Объединенном штабе ОДКБ рассказали о приоритетах в работе
На Объединенный штаб возлагаются задачи, связанные с формированием, функционированием и применением Войск Коллективных сил , подготовкой и проведением совместно с оборонными ведомствами государств — членов Организации совместных мероприятий оперативной и боевой подготовки, военно-техническим сотрудничеством, координацией совместной подготовки кадров и специалистов для вооруженных сил государств — членов, а также с организацией функционирования Центра кризисного реагирования ОДКБ. Основные усилия в деятельности многонационального коллектива Объединенного штаба, возглавляемого генерал-полковником Андреем Сердюковым, сосредоточены на организации выполнения решений глав государств — членов ОДКБ, руководителей оборонных ведомств по развитию военной составляющей Организации. Особое внимание уделяется дальнейшему совершенствованию сил и средств системы коллективной безопасности ОДКБ.
Принятые изменения коснулись выработки и реализации мер по оказанию помощи государствам - участникам в целях нейтрализации угроз их безопасности, территориальной целостности и суверенитету. В случае агрессии или вооруженного нападения, включая нападение незаконных вооруженных формирований и бандгрупп, на одного из членов организации, страны ОДКБ обязуются незамедлительно предоставить всю необходимую помощь, включая военную, миротворческую, а также подразделений спецслужб, внутренних дел, погранведомств, органов чрезвычайного реагирования. При осуществлении этих мер государства - участники обязуются придерживаться соответствующих положений Устава ООН. Механизм кризисного реагирования может быть задействован только в ответ на обращение одного из государств - членов организации. В случае возникновения угрозы безопасности, стабильности, территориальной целостности и суверенитету одного или нескольких государств - участников ОДКБ, либо угрозы международному миру и безопасности, члены организации незамедлительно начинают совместные консультации с целью координации своих позиций и принимают меры по оказанию помощи для устранения возникшей угрозы. Решение об использовании сил и средств системы коллективной безопасности принимается главами государств ОДКБ.
При этом сохранен принцип консенсуса, но предусмотрена возможность принятия решений в ограниченном формате заинтересованных государств - членов. Так, если нет возражений от какого-либо государства - участника организации по ограниченному формату, остальные заинтересованные государства могут объединиться и принять совместное решение, которое будет реализовано от имени всей организации. Стороны, не голосовавшие за принятие данного решения, не будут нести ответственность за его последствия. Возможность блокирования одним из государств ОДКБ решения всей организации исключена. Случаи обращения членов ОДКБ за помощью к организации В 1996 и 1998-2000 годах государства Договора оказали помощь Узбекистану и Киргизии в связи с развитием событий в Афганистане в непосредственной близости к границам центральноазиатских государств. Странам была оказана военно-техническая помощь поставки военной техники, оружия, боеприпасов, обмундирования , политическое содействие по линии министерств иностранных дел. В июне 2010 года президент Киргизии Роза Отумбаева обратилась к ОДКБ из-за обострения внутриполитической ситуации, вызванным межэтническим конфликтом между киргизами и узбеками на юге республики.
С 2020 года этот пост занимает представитель Белоруссии Станислав Зась. Военный ресурс В систему коллективной безопасности ОДКБ входят силы оперативного реагирования около 18 тыс. Все эти структуры включены в состав единых войск организации — Коллективных сил. Регулярно проводятся совместные военные учения. Вместо этого его участники согласовывают свои действия ради коллективной безопасности и при необходимости предоставляют одному из партнеров военную или миротворческую помощь, а также политические консультации и посредничество самого высокого уровня. Об этом в июне 2022 года заявлял глава МИД Сергей Лавров, подчеркнув, что ОДКБ будет развиваться в зависимости от потребностей и должна быть фактором, обеспечивающим баланс в Евроатлантике. Говоря о возможных угрозах со стороны альянса, Зась отметил, что ОДКБ обладает достаточным количеством средств для ответа на вызовы со стороны НАТО, а потому необходимости увеличивать ее силовой блок нет. Уроки практики Четвертая статья Договора гласит: «Если одно из государств-участников подвергнется агрессии, то это будет рассматриваться как нападение на все страны организации».
До 2002 года Договор по своей сути представлял собой региональное соглашение, которое сыграло важную роль в поддержании тесного сотрудничества и взаимопонимания в военно-политической области. В соответствии со статьей 3 Устава целями Организации являются укрепление мира, международной и региональной безопасности и стабильности, защита на коллективной основе независимости, территориальной целостности и суверенитета государств-членов. В документе определены следующие принципы, которыми Организация руководствуется в своей деятельности: приоритет политических средств перед военными, неукоснительное уважение независимости, добровольность участия, равенство прав и обязанностей государств-членов, невмешательство в дела, подпадающие под национальную юрисдикцию государств-членов. Таким образом, 15 лет назад были осуществлены основные организационные процедуры, связанные с юридическим оформлением современного статуса ОДКБ как международной региональной Организации, объединяющей в своих рядах независимые демократические государства, имеющие общие интересы в области обеспечения коллективной безопасности. Координация совместных действий ОДКБ обеспечивается сформированными в соответствии с Уставом ОДКБ уставными, постоянно действующими рабочими и вспомогательными органами. Совет коллективной безопасности СКБ является высшим органом Организации и состоит из глав государств — членов. Он рассматривает принципиальные вопросы деятельности Организации и принимает решения, направленные на реализацию ее целей и задач, а также обеспечивает координацию и совместную деятельность государств — членов для реализации этих целей. Сессии СКБ проводятся поочередно в государствах — членах по мере необходимости, но не реже одного раза в год. Председательство в Совете передается в порядке русского алфавита, если Совет не примет иного решения. Совет состоит из постоянных и полномочных представителей, назначаемых государствами - членами в соответствии с их внутригосударственными процедурами. Секретариат ОДКБ осуществляет организационное, информационное, аналитическое и консультативное обеспечение деятельности уставных органов Организации. Он реализует подготовку проектов решений и других документов органов Организации. Местом нахождения Секретариата является Москва. Объединенный штаб ОДКБ отвечает за подготовку предложений и реализацию решений по формированию в рамках Организации действенной системы коллективной безопасности, созданию коалиционных региональных группировок войск сил и органов управления ими, военной инфраструктуры, подготовке военных кадров и специалистов для вооруженных сил, обеспечению необходимым вооружением и военной техникой. Местом нахождения Объединённого штаба является Москва. Высшим административным должностным лицом Организации является Генеральный секретарь. Для решения задач, стоящих перед ОДКБ, могут создаваться на постоянной или временной основе вспомогательные органы и рабочие группы, функционирующие по отдельным направлениям деятельности. В 2016 году на октябрьской сессии Совета коллективной безопасности в Ереване была принята Стратегия коллективной безопасности Организации Договора о коллективной безопасности на период до 2025 года, раскрывающая концепцию дальнейшего укрепления совокупного потенциала ОДКБ с целью её превращения в один из эффективных инструментов международной политики, обеспечивающих мир и безопасность в обширном евразийском регионе в тесном взаимодействии и диалоге со всеми партнерами, разделяющими цели и принципы нашей Организации. Для парирования существующих и вновь возникающих вызовов и угроз безопасности государств — членов в рамках ОДКБ создана действенная системы коллективной безопасности, основанная на трех дополняющих друг друга областях приложения коллективных усилий: политическое, военное сотрудничество и сотрудничество в сфере противодействия вызовам и угрозам. Политическое сотрудничество В соответствии со статьей 9 Устава ОДКБ в формате Организации функционирует механизм регулярных политических консультаций, в ходе которых обсуждаются оценки обстановки в зоне ответственности ОДКБ, ведется выработка общих позиций и поиск совместных подходов к актуальным проблемам международной повестки дня, согласовываются коллективные заявления. Сформирован механизм внешнеполитической координации. Его нормативной основой является принятое 19 ноября 2003 года Положение о порядке функционирования механизма координации внешнеполитической деятельности государств - членов ОДКБ. С 2011 года в Организации активно действует механизм Коллективных указаний представителям государств — членов ОДКБ при международных организациях, предусматривающих формирование общих подходов по актуальным проблемам международной политики безопасности.
Кто входит в состав ОДКБ
- ОДКБ расшифровка, участники, история создания, цели, страны | Узнай Всё
- Организация Договора о коллективной безопасности - ОДКБ
- Организация Договора о коллективной безопасности. Большая российская энциклопедия
- Смотри также
Кто из стран входит в состав ОДКБ в настоящее время
Главной помехой перерастанию ОДКБ в полномасштабную военно-политическую организацию стало превалирование государственных интересов над коалиционными. Каждый член объединения всегда был озабочен своими проблемами, что можно видеть и сегодня во время различных саммитов и встреч. Так, Москва обеспокоена глобальной деятельностью НАТО во главе с США, Минск — нарастанием напряженности у своих западных границ и внутриполитической обстановкой, Астана, Бишкек и Душанбе видят главную опасность в ситуации в Афганистане, а Ереван — в противостоянии с Азербайджаном. Подобные различия не раз становились препятствием не только для развития организации, но и принятия оперативных решений, необходимых для поддержания безопасности внутри ОДКБ. Можно, например, вспомнить о том, что Киргизия трижды в 1999, 2010 и 2021 годах обращалась за помощью к партнерам и каждый раз получала отказ. Единственным случаем, когда в ОДКБ согласовали миротворческую миссию, стал кризис в Казахстане в начале текущего года. Тогда после обращения Касым-Жомарта Токаева о помощи в борьбе с террористическими бандами решение о направлении миротворческих сил ОДКБ было принято практически моментально, а в Казахстан оперативно прибыла группировка из более чем 2 тыс. Несмотря на то, что в текущем году это была уже пятая встреча лидеров стран организации, она снова показала, что национальные интересы преобладают над общими.
Так, лидер Армении Никол Пашинян говорил о конфликте его страны с Азербайджаном, не только критикуя своих партнеров за нерешительность, но и напоминая, что внутри ОДКБ нет взаимопонимания, о чем свидетельствует недавний конфликт между Таджикистаном и Кыргызстаном. Неудовлетворенность Пашиняна в конечном счете вылилась даже в то, что он отказался подписывать проекты декларации Совета коллективной безопасности и документа о совместных мерах по оказанию помощи Армении, так как в них не была отражена агрессия Азербайджана и не содержалось требование к Баку вывести войска с занятой им части армянской территории. В свою очередь, Владимир Путин старался смягчить звучавшую в Ереване негативную риторику, напоминая всем о глобальных проблемах и необходимости иметь «согласованные позиции по политическим и военно-стратегическим вопросам, актуальным проблемам региональной безопасности и международной повестки». Он снова вспомнил об угрозе терроризма и экстремизма, транснациональной преступности, нелегальной миграции, наркотиков, а также о «чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера». Кроме того, Путин, в отличие от остальных участников, сделал особый упор на идеологическую составляющую ОДКБ, выразив озабоченность «распространением экстремистской идеологии в странах Центральной Азии», а также напомнив о необходимости сохранения «памяти об общей истории наших государств, о том, что наши народы вместе победили в Великой Отечественной войне». Представители же республик Центральной Азии снова говорили о проблеме Афганистана, а лидер Казахстана, как и прежде, был крайне сдержан и обошелся на открытой для прессы части саммита лишь общими фразами. Иллюстрация: БелТА Особое место во время проведения саммита заняло выступление президента Белоруссии Александра Лукашенко, которое в очередной раз продемонстрировало, что Минск все еще возлагает на ОДКБ большие надежды, хотя и крайне неудовлетворен тем, как сейчас обстоят дела в организации.
Стоит напомнить, что белорусский лидер и прежде критиковал своих партнеров за нерасторопность. Еще в 2010 году он недоумевал, задаваясь вопросом о том, «что это за организация, если в одной из наших стран льется кровь, происходит государственный переворот и… тишина?
Продолжается целенаправленная работа по совершенствованию нормативной правовой базы, регламентирующей вопросы подготовки и применения Войск Коллективных сил ОДКБ, организации управления, материально-технического и медицинского обеспечения, упрощения процедур перевозок национальных формирований, а также их оснащения современными и перспективными образцами вооружения, военной и специальной техники. Приоритетными задачами Объединенного штаба ОДКБ также являются качественная подготовка и успешное проведение мероприятий совместной оперативной и боевой подготовки, в том числе комплекса совместных и специальных учений, запланированных на осень этого года на территориях Кыргызской Республики, Республики Казахстан и Республики Таджикистан.
Спустя год к подписанию Договора присоединились Азербайджан, Беларусь и Грузия. ДКБ вступил в силу в 1994 году, но через пять лет Азербайджан, Грузия и Узбекистан отказались от продления договора. Узбекистан в 2006 году восстановил свое членство уже в ОДКБ, а спустя шесть лет снова вышел из состава организации. Тем временем, главами государств, продлевавшими Договор, в 2002 году было принято решение преобразовать ДКБ в полноценное международное сообщество. ОДКБ в современном виде была основана 7 октября 2002 года в Кишинёве, где государства-участники подписали Устав и Соглашение о правовом статусе организации. Главной ее целью было задекларировано сохранение мира, укрепление стабильности и безопасности, как региональной, так и международной, в основном, политическими средствами. Также организация, официальным языком которой был признан русский, служит платформой для политического диалога по вопросам защиты независимости, целостности территорий, суверенитета членов ОДКБ. Помимо Устава организацией за время деятельности было принято еще несколько основополагающих документов, в числе которых: Договор о коллективной безопасности 2012 год ; Совместная декларация о сотрудничестве между секретариатами ООН и ОДКБ 2012 год ; Декларация государств-членов ОДКБ о дальнейшем совершенствовании и повышении эффективности деятельности организации 2012 год ; Резолюция о сотрудничестве ООН с ОДКБ 2019 год ; Заявление постоянных представителей государств-членов ОДКБ при ООН «О нераспространении оружия массового уничтожения» 2019 год. Совет коллективной безопасности — высший орган, который состоит из глав государств-участников. Рассматривает принципиальные вопросы, обеспечивает координацию деятельности для решения главных целей и поставленных задач. Совет министров иностранных дел. Консультативный и исполнительный орган, координирует взаимодействие государств-участников во внешней политике. Совет министров обороны. Консультативный и исполнительный орган, координирует взаимодействие государств-участников в военной политике. Комитет секретарей совета безопасности.
Они активно работают, стремясь обеспечить максимальную безопасность своей территории. Безопасность — приоритетная задача любого государства. Однако намного проще добиться поставленных целей, если найти единомышленников, интересы которых совпадают с вашими. Так, одна из наиболее известных международных организаций, провозглашающих своей целью защиту стран-членов, — это НАТО. Наряду с этим военно-политическим блоком, охватывающим — помимо США и Канады — большинство европейских стран, существуют и крупные региональные объединения. Речь идет прежде всего о своеобразном «союзе взаимодействия», известном как ОДКБ: что это, когда, кем и с какими целями создано, разберемся по порядку. В числе основных провозглашаемых целей в договоре озвучиваются такие задачи, как: взаимодействие по укреплению мира; усиление безопасности как международной, так и региональной ; повышение стабильности как военной и политической, так и социальной ; координация усилий по защите суверенитета, независимости и территориальной целостности на коллективной основе. ОДКБ — это региональная международная организация, провозглашаемыми целями деятельности которой являются «укрепление мира, международной и региональной безопасности и стабильности, защита на коллективной основе независимости, территориальной целостности и суверенитета государств-членов, приоритет в достижении которых государства-члены отдают политическим средствам». Помимо этого, в документе указывается, что приоритет для достижения этих целей отдается политическим и дипломатическим средствам. Итак, вне зависимости от личного отношения исчезновение СССР стало настоящим потрясением для общества конца прошлого столетия. Такое крупное геополитическое образование одним только фактом своего существования уже обеспечивало беспрецедентный уровень взаимодействия республик, не говоря уж о возможности быстрой переброски войск и гуманитарных грузов для разрешения кризисных ситуаций. И это понятно, поскольку в отсутствие объединяющего фактора каждая страна вынуждена справляться с внутренними и внешними угрозами в одиночку. А подобных угроз в международных реалиях однополярного мира и условиях холодной войны всегда предостаточно. И вот, чтобы не допустить разгула преступности, а также роста влияния экстремистских организаций на территориях государств «постсоветского пространства», 15 мая 1992 года был заключен исторически важный «Ташкентский пакт», представлявший собой раннюю версию Договора о коллективной безопасности.