Опера́ция «И́скра» — наступательная операция советских войск во время Великой Отечественной войны, проведённая с 12 по 30 января 1943 года силами Ленинградского.
Трёхмерная панорама Ленинградского фронта. Музей Прорыв блокады Ленинграда
18 января – день прорыва блокады Ленинграда | 12 января 1943 года с целью прорыва блокады Ленинграда началась стратегическая наступательная операция «Искра». |
Русский государственный деятель П.А. Столыпин (1862-1911) | Шаблон:Блокада Ленинграда 2 Операция «Искра» — наступательная операция советских войск во время Великой Отечественной войны. |
12 января 1943 началась операция «Искра». Прорыв блокады Ленинграда. | Сообщение о прорыве блокады Ленинграда слушать здесь. |
Освобождение Ленинграда от прорыва до снятия блокады | Операция по прорыву блокады Ленинграда началась 12 января 1943 года. |
Операция «Искра» по прорыву блокады Ленинграда 12–30 января 1943 г. | советская военная операция в январе 1943 года во время Второй мировой войны, направленная на прорыв блокады Ленинграда вермахтом. |
Пятая попытка
Реконструкция прорыва блокады Ленинграда, создана так, что все экспонаты можно трогать, что особенно привлекает сюда детей. А Волховского фронта, прорвав кольцо вражеской блокады г. Ленинграда, создали коридор шириной 8-9 км между Ладожским озером и линией фронта. Прорыв блокады Ленинграда стал переломным моментом в ходе Великой Отечественной войны и предвестником ленинградского Дня Победы, который отмечается 27 января – в день полного освобождения города от фашистской блокады (1944). Прорыв блокады Ленинграда начался по приказу Ставки Верховного главнокомандующего 12 января 1943 года. Карта прорыва блокады Ленинграда:: Музей истории и боевой славыавтомобильных войск.
Прорыв блокады Ленинграда. Операция «Искра»
Операция «Искра» Эту операцию планировали на декабрь 1942 года, но начавшаяся оттепель внесла свои коррективы. Нужно было ждать, когда вновь установится морозная погода. План состоял в том, чтобы со стороны двух фронтов — Ленинградского на западе и Волховского на востоке — нанести одновременные удары по немецким войскам, которые удерживали Шлиссельбургско-Синявинский выступ. Советскими войсками командовали генерал-лейтенант Говорову и генерал армии Мерецкову, а координировали их взаимодействие генерал армии Жуков и маршал Ворошилов. Наступление также поддерживалось кораблями, береговой артиллерией. Ожесточенные бои продолжались до 17 января, а уже 18 января между двумя фронтами оставалось всего несколько километров. Сухопутный путь к Ленинграду был открыт. Снятие блокады Ленинграда К февралю 1942 города снабжение Ленинграда возросло до уровня других советских городов.
Но несмотря на успехи понадобился еще год прежде, чем удалось полностью снять блокаду Ленинграду. Блокада длилась 872 дня. Окончательно город был освобожден 27 января 1944 года.
Советские войска неоднократно пытались прорвать кольцо блокады, но добились этого лишь в январе 1943 года в ходе военной операции под кодовым названием «Искра», к которой привлекались войска Ленинградского и Волховского фронтов, часть сил Балтийского флота и авиация дальнего действия. Утром 12 января 1943 года навстречу друг другу началось наступление войск Волховского и Ленинградского фронтов. Их отделял 15-километровый коридор шлиссельбургско-синявинского выступа между городом Мга и Ладожским озером , замыкавший кольцо блокады Ленинграда с суши. Наступление поддерживали часть сил Балтийского флота, а также авиация дальнего действия. В тот же день был полностью освобожден Шлиссельбург и очищено от врага все южное побережье Ладожского озера. Сухопутная связь Ленинграда со страной была восстановлена. Несмотря на то что в ходе операции «Искра» противник был отброшен от южного побережья Ладожского озера на 10-12 километров, Ленинград по-прежнему оставался прифронтовым городом.
Карл Казимирович Косцюшко-Валюжинич основатель и первый директор музея-заповедника В Крыму буквально все пронизано нашей общей историей и гордостью. Здесь древний Херсонес, где принял крещение святой князь Владимир. Его духовный подвиг — обращение к православию — предопределил общую культурную, ценностную, цивилизационную основу, которая объединяет народы России, Украины и Белоруссии. Владимир Владимирович Путин Президент Российской Федерации На утёсе, омываемом беспокойными волнами Понта, лежат груды камня, зияют глубокие ямы и возвышается полуразрушенная стена, массивностью своей напоминающая постройки мифических циклопов, — вот всё, что осталось от Херсонеса Таврического — города, в который, по словам Страбона, «многие цари посылали детей своих ради воспитания духа и в котором риторы и мудрецы всегда были почётными гостями... Максим Горький Русский писатель Повели, Государь, и древний Херсонес станет русской Помпеей, заинтересует всю благомыслящую Россию, привлечёт к изучению своих древностей не только русских учёных, но и путешественников из Западной Европы. Прасковья Уварова Русский учёный, историк, археолог В своих «Досугах крымского судьи» писатель сравнил вновь отстраиваемый город Севастополь с молодым и дерзким вором, разорившим могилу старца.
Романовский 54-я армия — командующий: генерал-лейтенант А. Сухомлин 8-й армии — командующий: генерал-лейтенант Ф. Стариков 14-я воздушная армия — командующий: генерал-лейтенант авиации И. Жуков и К. Наступление поддерживала артиллерия кораблей Балтийского флота и Ладожской военной флотилии. В отличие от «Дороги жизни», проходившей по Ладожскому озеру, Дорога победы пролегала по левому берегу Невы и по южному побережью Ладоги, проходя на некоторых участках в 3—4 километрах от немецких артиллерийских позиций, за что получила прозвище «коридор смерти». Сыграла важную стратегическую роль в обороне Ленинграда, в том числе и в полном снятии блокады. Появилась возможность связать Ленинград с остальной страной дорогой по суше, заменив ледово-паромную переправу — «Дорогу жизни». Её длина составляла 33 километра, на ней находилось 3 моста через Неву, Назию и Чёрную и 3 разъезда, а также устройства для электро- и водоснабжения. Полное освобождение Ленинграда от вражеской блокады 14 января 1944 года войска Ленинградского, Волховского и 2-го Прибалтийского фронтов начали Ленинградско-Новгородскую стратегическую наступательную операцию. Уже к 20 января советские войска добились значительных успехов: соединения Ленинградского фронта разгромили красносельско-ропшинскую группировку противника, а части Волховского фронта освободили Новгород.
Музей-заповедник «Прорыв блокады Ленинграда»
Прорыв блокады Ленинграда в 1943 году. Музей «Прорыв блокады Ленинграда» по адресу Ленинградская область, Кировское городское поселение, Р-21 Кола, 41-й километр, показать телефоны. Онлайн » Карты» Карта прорыва блокады ленинграда в 1943. карта прорыва блокады Ленинграда в 1943 году, карта южной части блокадного кольца, отвоеванная территория, операция Искра, коридор смерти, железная дорога Победы, карта боевых действий.
Как разбивали «бутылочное горлышко»? Пять важных фактов об операции «Искра»
Прорыв блокады стал переломным моментом в битве за Ленинград. В 2024 году Северная столица и Ленобласть отмечают 81 год со дня прорыва блокады Ленинграда и 80-ю годовщину полного освобождения осажденного Города-Героя от фашистских захватчиков. Поклонный крест на месте прорыва блокады Ленинграда.
Прорыв блокады Ленинграда. 1943 год
Реконструкция прорыва блокады Ленинграда, создана так, что все экспонаты можно трогать, что особенно привлекает сюда детей. Главная» Новости» Как отмечают 80 лет освобождения ленинграда. Блокада Ленинграда — военная блокада города Ленинграда (ныне — Санкт-Петербург) немецкими, финскими войсками с участием военно-морских сил Италии во время Великой Отечественной войны. 70 лет со дня прорыва энергетической блокады Ленинграда | ТГК-1 фотоснимки.
Прорыв блокады Ленинграда показал несокрушимость советского народа
Обходчики шли вдоль полотна по воде. В воде они меняли болты, ставили подкладки под рельсы, проверяли зазоры и т. Работа этих людей была невероятно трудна, требовала огромного физического напряжения», — вспоминал уже упомянутый нами начальник службы пути Октябрьской дороги Алексей Кананин. Ни по каким техническим условиям нельзя, чтобы колес поезда касалась вода. Но у нас другой дороги не было, выбора не было. Война диктовала свои условия.
Поезда шли прямо по воде», — приводил телеканал «Мир» слова хранителя фондов мемориального музея «Дорога Победы» Людмилы Французовой. За год, который проработала Дорога Победы, ей было нанесено врагом более тысячи повреждений, были подбиты и сожжены полторы тысячи единиц подвижного состава. Но каждый раз повреждения устранялись, а машинисты вновь и вновь вели поезда с продовольствием и топливом в Ленинград, вывозя обратным рейсом эвакуируемых и военную продукцию ленинградских заводов. Фёдор Попов. Россия Поезд идёт по Дороге победы О том, как удавалось прорываться сквозь обстрелы, позже вспоминал паровозный машинист, Герой Социалистического Труда Василий Елисеев: «Мы научились маскироваться, обманывать врага, выходить победителями из труднейших положений.
Отправляясь со станции Поляны в сторону Шлиссельбурга, мы знали, что до 30-го километра доедем спокойно: линия здесь тянулась среди высокого леса. Но на 30-м километре спасительный лес кончался и начиналась поросшая мелким кустарником поляна. Мы действовали так: следуя через лес, набирали высокую скорость, а по выходе на открытое место закрывали регулятор. За это время уголь в топке прожигался так, что не было дыма. Без дыма и пара паровоз шел до следующего километра, где начинался уклон, и состав мчался несколько километров по инерции.
Затем приходилось открывать пар. Увидев его, фашисты сразу же открывали огонь. Снова приходилось сильно разгонять поезд, снова закрывать регулятор и какое-то расстояние следовать по инерции. Гитлеровцы, потеряв ориентир, прекращали огонь, пока снова не обнаруживали цель. А машинист без устали повторял свой маневр, играя со смертью».
За годовой период работы Дороги Победы только из числа железнодорожников погибло, по неполным данным, 110 и ранено 175 человек. Сколько погибло военных железнодорожников, солдат и офицеров из подразделений ПВО и охранения, сопровождающих грузы, эвакуируемых мирных жителей — до сих пор точно не известно. В очерке «Непокоренный Ленинград», изданном в 1985 году, приводятся такие факты, дающие некоторое представление о масштабах потерь всего нескольких дней марта 1943 года. Восстановительные работы велись путем укладки обходного пути длиной 750 погонных метров. Они проводились под артобстрелом противника, в результате чего было убито 15 человек.
На протяжении 350 м был разрушен железнодорожный путь. На восстановительных работах в результате артобстрела убито и ранено 18 человек». Всего же было зафиксировано не менее 1200 повреждений железной дороги. И каждый раз на их ликвидацию под огнем врага выходили ремонтные бригады. Специально созданные подразделения ПВО за год в районе железной дороги сбили 102 немецких самолета.
А контрбатарейный огонь советских артиллеристов вынуждал фашистов расстаться с мыслью о том, чтобы полностью остановить железную дорогу в Ленинград.
Подробнее о том, как Красная армия прорвала блокаду и что ознаменовало перелом в ходе Великой Отечественной войны — в материале «Известий». Прорыв блокады Ленинграда 18 января: как проходила операция В течение 872 дней осады сообщение с городом поддерживались только по Ладожскому озеру и по воздуху. Блокадное кольцо было прервано 18 января 1943 года, а сам город освободили 27 января 1944 года. Прорывную операцию назвали «Искра», знаменуя крылатую фразу: «Из искры возгорится пламя... Начало перелома в ходе Великой Отечественной В 1942 году Красная армия предпринимала две попытки деблокировать город, но вермахт удержал свои позиции.
Красноармейцы вновь должны были отступать от Синявинских высот и занимать оборону. Войска Ленинградского фронта и Балтийский флот оставались отрезанными от других частей Красной армии. Генерал-полковник Леонид Говоров разработал методы и принципы применения артиллерии в предстоящей операции. По решению командующего, было образовано несколько артиллерийских групп: дальнего действия, особого назначения и контрминометная. Координацией ударных действий руководили представители Ставки — маршал Климент Ворошилов и генерал армии Георгий Жуков.
Однако были остановлены немцами недалеко от Невы. У южного побережья Ладожского озера образовался узкий коридор шириной примерно 12 км, который так и не смогли преодолеть советские войска. В сентябре 1942 года была сделана новая попытка прорвать коридор, но и она окончилась неудачей. И только 18 - 23 января 1943 года в ходе операции "Искра" нашим удалось пробить коридор и освободить узкую полоску вдоль берега озера, которая позволила за две недели проложить железную дорогу от Шлиссельбурга Петрокрепость до станции Поляны к железной дороге, ведущей на Волхов.
Прорыв блокады Ленинграда стал переломным моментом в ходе Великой Отечественной войны и предвестником ленинградского Дня Победы, который отмечается 27 января — в день полного освобождения города от фашистской блокады 1944. В течение дня проходят торжественные мероприятия, памятные акции, тематические выставки в музеях и на открытых площадках города, программы в библиотеках и концертных залах.
Начало прорыва блокады Ленинграда: изучаем страницы истории вместе с «МЭШ»
Операция по прорыву блокады Ленинграда началась 12 января 1943 года. карта прорыва блокады Ленинграда в 1943 году, карта южной части блокадного кольца, отвоеванная территория, операция Искра, коридор смерти, железная дорога Победы, карта боевых действий. Операцию по прорыву блокадного кольца вокруг Ленинграда назвали «Искра», памятуя крылатое выражение: «Из искры возгорится пламя». Музей «Прорыв блокады Ленинграда» по адресу Ленинградская область, Кировское городское поселение, Р-21 Кола, 41-й километр, показать телефоны. 1943. Прорыв блокады Ленинграда. Советская военная энциклопедия, т. 6 Вернуться к списку карт. советская военная операция в январе 1943 года во время Второй мировой войны, направленная на прорыв блокады Ленинграда вермахтом.