С 1991 года граждане России вправе приватизировать жилье, закрепленное за ними по договору социального найма. договор социального найма квартиры (если ваш экземпляр утерян, можно запросить копию в органе власти, с которым договор заключался).
Перечень документов, необходимых для приватизации
договор социального найма на приватизируемую квартиру, включая дополнительное соглашение к нему. Полный перечень документов для приватизации квартиры социального найма: какие нужны и куда их подавать? Договор социального найма, в котором указываются участники приватизации. Каждый россиянин имеет право раз в жизни приватизировать жилплощадь, принадлежащую государству или муниципалитету, которую он занимает по договору социального найма. Квартиру, в которой живут по договору социального найма, можно оформить в собственность — жу, какие есть плюсы и минусы у приватизации жилья, какие нужны документы и как правильно это такое приватизация и для чего она нужна. Некоторые особенности имеет процесс приватизации жилья, предоставленного по договорам социального найма от Министерства обороны (читайте о приватизации квартир военнослужащими).
Приватизация квартиры: пошаговое руководство от экспертов
Чтобы без проблем приватизировать квартиру по договору социального найма, нужно заранее собрать все документы, сделать их копии, проверить правильность оформления. что значит соц найм жилья, можно ли приватизировать квартиру, жилье по договору социального найма, условия и основания, плюсы и минусы приватизации, как приватизировать квартиру по договору социального найма, порядок действий, процедура. Приватизация жилья, занимаемого по договору соцнайма, доступна всем гражданам, которые указаны в договоре социального найма и зарегистрированы в данном жилом помещении. Для того, чтобы полноправно распоряжаться квартирой, полученной по договору социального найма, ее можно приватизировать.
Оформление приватизации жилых помещений муниципального жилищного фонда
договор социального найма на приватизируемое помещение, в том числе дополнительное соглашение к нему (при наличии) — в случае его заключения до 1 августа 2015 года. Рассматривая условия приватизации квартиры по договору социального найма в принципе, нужно внимательно взвесить все плюсы и минусы. Для приватизации квартиры по договору социального найма человек должен собрать все требующиеся документы, это он может сделать самостоятельно или пойти к организации посреднику.
Приватизация квартиры по договору социального найма пошаговая инструкция
Михаил Баландин подытожил, что договор социального найма жилого помещения необходимо заключить всем, кто проживает в квартире, находящейся в муниципальной собственности. ордер и (или) договор социального найма или иной документ, подтверждающий право пользования жилым помещением. документ, подтверждающий неучастие заявителя и совместно проживающих с ним граждан в приватизации жилых помещений. Однако, приватизация жилья по договору социального найма имеет свои условия и требования.
Приватизация жилого помещения по договору социального найма — особенности и процедура
Практически все споры военнослужащим приходится решать в суде. Как правило, судьи становятся на защиту законных прав людей. Преимущество в этом случае получают военнослужащие: подающие заявку на передачу жилья в собственность всех членов семейства; воспитывающие несовершеннолетних детей. Несовершеннолетние жители РФ получили на законодательном уровне возможность участвовать в безвозмездной передаче жилья в собственность дважды: вместе с родителями до 18-летия; самостоятельно после обретения дееспособности.
Внимание: использовать такие привилегии довольно сложно. Ведь собственникам, в число которых попадает ребенок после приватизации квартиры вместе с родителем, соцнайм не полагается. У детей-сирот и детей из числа оставшихся без попечения родителей более широкие возможности.
Дело в том, что по социальным нормам государство берет на себя обязательство предоставить ребенку, оставшемуся без родительской опеки, жилую площадь. Делается это по следующим правилам: если у таких детей нет дома в собственности; после совершеннолетия ему выделяются квадратные метры по договору соцнайма; отвечает за обеспечение таких лиц местная власть. Таким образом, бывший сирота или оставшийся без попечения родителей получает возможность воспользоваться приватизационной привилегией.
Закон ограничивает ее определенным периодом. Правило установлено с целью защиты молодых людей от мошенничества.
Иными словами, если владелец договора социального найма планирует продать, завещать, обменять или выполнить иные операции связанные с недвижимостью вплоть до получения кредита , то без приватизации не обойтись. Рассмотрим, как приватизировать жилье в социальном найме.
Порядок приватизации социальной недвижимости Процедура приватизации состоит из пяти последовательных стадий, которые гражданин может выполнить как самостоятельно, так и через юридические организации, оказывающие подобные услуги. Подача в местный орган, занимающегося вопросами приватизации жилого фонда, специально подготовленного заявления. Оплатить госпошлину и прочие расходы, предусмотренные законодательством подробный перечень необходимо уточнять в местном органе, который осуществляет прием заявлений. Дождаться положительного результата.
Зарегистрировать право собственности на приватизированное жилье по социальному найму в местном подразделении Росреестра. Когда все действия выполнены, социальное жилье будет считаться приватизированным. Учитывая тот факт, что уже в марте 2016 года процесс бесплатной приватизации больше не будет действовать, важно обращать внимание на сроки. Следует отметить, что приватизация комнаты в общежитии происходит в таком же порядке, как и приватизация целой квартиры.
Так же подаются вышеописанные документы в уполномоченные органы, их перечень идентичный. Сколько длится процесс приватизации социальной недвижимости В среднем, такая процедура занимает от двух месяцев до полугода. На скорость влияет последовательность действий владельца договора социального найма и то, насколько правильно он организует работу с государственными органами. Можно ли приватизировать жилье социального найма быстрее?
Конечно, для этого достаточно заказать срочную приватизацию. К сожалению, из-за высокой стоимости позволить себе такую услугу может не каждый. Приватизация социальной недвижимости — это длительное и финансово затратное занятие. К тому же, работа с госструктурами отнимает множество времени и психических сил.
Поэтому, если доверить этот процесс профессиональным организациям, то за относительно умеренную переплату можно в сжатые сроки получить требуемый результат. А с приближением 2016 года, это, пожалуй, будет единственным реальным вариантом приватизировать жилье на бесплатной основе. Имущество, некогда находившееся в государственной собственности, может переходить во владение частным лицам на основании проведенной приватизации. Данный процесс не предполагает никакой оплаты операции, за исключением уп … Приватизировать квартиру с 1991 года может каждый гражданин, причем провести эти мероприятия на бесплатной основе.
Процесс приватизации предполагает передачу недвижимости в собственность частных лиц от государства. Это м … Квартиры представлены объектами жилья и имущества, являющимися наиболее распространенными в крупных городах не сегодняшний день. В связи с необходимостью получить право собственности на эти территории актуальным является … Во времена СССР многие люди и семьи проживали на территории арендованного жилья, а также в квартирах, находившихся исключительно в муниципальной собственности. Но с 1991 года произошла небольшая реформа, предполагающая н … Процедура приватизации предполагает процесс, при котором осуществляется передача недвижимости посредством смены собственника.
До приватизации имущество обычно принадлежит государству и муниципалитету, после приватизации … 15. У меня такой вопрос, могу ли я приватизировать квартиру а в дальнейшем ее продать, если я после её получени а прожил я в ней почти 4 года купилдругое жилье Приватизация квартиры по договору социального найма Как приватизировать квартиру по договору социального найма, кто может претендовать на право собственности и куда обращаться? В вопросе приватизации социального жилья есть свои тонкости, о которых следует знать до начала процедуры регистрации недвижимости. Ответы по правовым жилищным вопросам можно получить у юристов нашей компании или изучив статьи на соответствующие тематики.
Каждый случай уникален и индивидуален. Понимание основ закона полезно, но не гарантирует достижения результата.
Срок окончания бесплатной приватизации в настоящий момент не установлен. Бесплатная передача в собственность бессрочна. Ранее такой срок устанавливался, но ограничение отменено законом в 2017 г. Кто может приватизировать квартиру по договору социального найма Приватизировать квартиру вправе граждане, проживающие в ней на основании договора социального найма. Для этого потребуется согласие всех взрослых и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет, имеющих право на приватизацию этой квартиры. Если на жилплощади живут только дети, то она переходит к ним по заявлению родителей при условии получения разрешения органов опеки. Социальная квартира, в которой живут несовершеннолетние 14-18 лет, оформляется по их заявлению с согласия родителей и органов опеки.
Пользуются этим правом все граждане единожды. Но это не относится к лицам, получившим жилое помещение таким путем в несовершеннолетнем возрасте. Они сохраняют участие на однократную передачу и после достижения совершеннолетия. Основания для приватизации квартиры по договору социального найма Это такие важные условия: вы еще не воспользовались правом в совершеннолетнем возрасте; проживаете в квартире на условиях договора социального найма; помещение не аварийное, служебное, не в общежитии. Порядок приватизации квартиры по договору социального найма Вот пошаговый алгоритм получения в собственность квартиры по договору социального найма: Шаг 1. Проверьте наличие оснований. Шаг 2. Определите участников приватизации. Жилье оформляется в общую собственность всех проживающих или только одного лица, но при выражении согласия всех лиц, кроме детей до 14 лет.
При этом отказ детей по заявлению родителей возможен только с разрешения органов опеки, так защищаются их права, чтобы они не были лишены жилплощади по злому умыслу. Шаг 3. Обратитесь в органы опеки и попечительства, если есть такие участники приватизации. Если в приватизируемом помещении проживают только несовершеннолетние, необходимо обратиться в опеку. Обращаться за предварительным разрешением на приватизацию следует по месту жительства ребенка п. В случае смерти родителей органы опеки, руководители учреждений для детей-сирот, приемные родители или иные законные представители в течение 3 месяцев оформляют договор передачи жилого помещения в собственность таким детям. Шаг 4. Подготовьте пакет документов. Шаг 5.
В ход идут: затягивание процесса; Для сведения: в законе содержится запрет на передачу в собственность гражданам таких строений: располагающихся на территории закрытых объектов военных городков ; имеющих статус общежитий Министерства обороны. Практически все споры военнослужащим приходится решать в суде. Как правило, судьи становятся на защиту законных прав людей. Преимущество в этом случае получают военнослужащие: подающие заявку на передачу жилья в собственность всех членов семейства; воспитывающие несовершеннолетних детей. Несовершеннолетние жители РФ получили на законодательном уровне возможность участвовать в безвозмездной передаче жилья в собственность дважды: вместе с родителями до 18-летия; самостоятельно после обретения дееспособности. Внимание: использовать такие привилегии довольно сложно. Ведь собственникам, в число которых попадает ребенок после приватизации квартиры вместе с родителем, соцнайм не полагается. У детей-сирот и детей из числа оставшихся без попечения родителей более широкие возможности. Дело в том, что по социальным нормам государство берет на себя обязательство предоставить ребенку, оставшемуся без родительской опеки, жилую площадь. Делается это по следующим правилам: если у таких детей нет дома в собственности; после совершеннолетия ему выделяются квадратные метры по договору соцнайма; отвечает за обеспечение таких лиц местная власть.
Таким образом, бывший сирота или оставшийся без попечения родителей получает возможность воспользоваться приватизационной привилегией. Закон ограничивает ее определенным периодом. Правило установлено с целью защиты молодых людей от мошенничества. Важно: получить в собственность жилище сирота или ребенок, оставшийся без попечения родителей, сможет через пять лет с момента заключения договора соцнайма. В остальном процедура не меняется. Передача недвижимости от одного владельца другому — это особая процедура. В данном случае наймодателем могут выступать: государство через министерства, ведомства и иные учреждения; органы местного самоуправления. Внимание: адресатом заявления на приватизацию должен быть собственник строения. Он указан в договоре соцнайма. Процедура оформления недвижимости в собственность представляет собой довольно длительный период взаимодействия с различными госорганами.
Придется проделать такую работы: Написать заявление в Управление по вопросам жилого фонда местной администрации иному собственнику жилого помещения.
Sorry, your request has been denied.
У граждан не возникает права на повторную приватизацию, даже если они вернули жилье городу Больше двадцати лет назад - в 2001 году - городская администрация Ачинска передала местной жительнице квартиру в собственность. Через 13 лет многоквартирный дом, где она жила, признали аварийным и подлежащим сносу. Тогда наша героиня передала недвижимость обратно в муниципальную собственность, но оформила на нее договор социального найма. В 2020 году городская администрация заключила с ней новый договор социального найма на другую, новую квартиру вместо аварийной. Тогда гражданка решила зарегистрировать права на это жилье и обратилась в муниципалитет.
Но ей отказали, ведь по закону приватизировать жилье можно только один раз. Об этом сказано в статье 11 Закона "О приватизации жилищного фонда в РФ". Гражданка с ответом чиновников не согласилась и подала в суд. Слушал дело Ачинский городской суд Красноярского края.
В иске было сказано, что гражданка просит суд, обязать местных чиновников разрешить ей приватизировать новую квартиру, которую занимает по договору социального найма. В суде истица рассказала, что в 2014 году передала в муниципальную собственность принадлежащую ей недвижимость, а другого жилья у нее нет.
Потому что, согласно той же ст. Каждый регион устанавливает свою норму на одного человека, чаще всего она составляет 15-16 квадратных метров.
Минусы тоже есть: очередь на получение жилья, как правило, очень большая, движется медленно, и на получение долгожданной квартиры уходят долгие годы. Естественно, вместе с квартирой человек получает и обязанность её содержать. Бережное отношение к имуществу — прямая обязанность тех, кто живёт в квартире. Наниматель обязан также проводить текущий ремонт.
Он должен своевременно платить за жильё и коммунальные услуги. А вот муниципалитет или государство другими словами, наймодатель обязан эти услуги предоставлять и обеспечивать не только текущий, но и капитальный ремонт самого дома. К тому же к муниципальному жилью есть жёсткие требования: к дому должны быть подведены электричество, отопление и канализация. Конечно, права и обязанности порой становятся поводом для конфликтов.
И нередки случаи судебных разбирательств, особенно по поводу капитального ремонта. К тому же нельзя забывать о том, что договор можно расторгнуть. Если жильцы решили, что в квартире можно не жить, а создать оранжерею для тюльпанов, собственник имеет право их выселить. Как может расторгнуть договор и с теми, кто развёл антисанитарию, запил или устроил притон.
И естественно, риск выселения реален для тех, кто не платит за жильё и коммуналку. Как обменять муниципальное жильё Обменять квартиру, которой семья пользуется по договору социального найма, можно. Но дело это непростое. Вторая квартира, которая будет участвовать в обмене, тоже должна находиться в собственности муниципалитета.
Если меняется муниципальное жильё, на обмен должны быть согласны все члены семьи. Интересы детей должны быть защищены, поэтому разрешение от органов опеки и попечительства обязательно.
На период действия договора социального найма квартира по-прежнему остается в собственности государства, а наниматель ежемесячно оплачивает установленную за проживание стоимость и коммунальные услуги. Налог за такое жилье арендатор не платит, потому что не является собственником имущества. Отсюда же ограничения в распоряжении квартирой, на пользование которой заключен договор социального жилищного найма: ее нельзя продать или передать в наследство до тех пор, пока она не приватизирована. Как приватизировать муниципальное жилье, можно узнать здесь. Кто может заключить договор социального найма Со стороны государства предоставление жилого помещения по договору социального найма курирует уполномоченный орган власти: в муниципальных образованиях это администрация муниципалитета, в субъектах Федерации — региональное правительство. Например, в Москве этими вопросами занимается Департамент городского имущества. В городах областного подчинения это могут быть подразделения администраций муниципалитетов — департаменты, комитеты или отделы по управлению имуществом. Получатели госжилья внаем Категория льготников, имеющих право на заключение договора социального найма, закреплена законодательно.
Все получатели перечислены в пункте 1 статьи 51 ЖК РФ. В ней говорится о том, что претендовать на бесплатное жилье от государства могут граждане, официально признанные малоимущими и нуждающимися в улучшении жилищных условий. Также претендентам на государственное жилье необходимо отвечать ряду других требований, которые фиксирует Жилищный кодекс: У них нет собственного жилья или жилья по договору соцнайма. Важно, чтобы его не было не только у заявителя на льготу, но и у членов его семьи. Если жилье по соцнайму уже есть, но его площадь не соответствует учетной норме. Есть жилье в собственности, но оно меньше учетной нормы, установленной в регионе. В основном региональный норматив укладывается в «вилку» от 10 до 15 метров общей площади на человека. Например, в Челябинске учетная норма составляет 10 кв. Заявителями на льготу могут быть проживающие в жилье, не отвечающем требованиям, установленным для жилых помещений, например в доме под снос или реконструкцию, а также без необходимых коммуникаций. Люди, страдающие тяжелыми формами хронических заболеваний, при которых невозможно проживание в одной квартире с другими.
Полный перечень есть в приказе Минздрава. Если подытожить все вышесказанное, то выходит, что получить жилплощадь по договору социального найма могут малоимущие без жилья или с жильем недостаточной площади, а также имеющие показания по состоянию здоровья. Всего к 2021 году в России насчитывалось около 140 категорий граждан, которые могут претендовать на государственные квадратные метры. Ошибки при заявке на госжилье В муниципальной практике работы с льготным жильем известны случаи, когда некоторые граждане намеренно ухудшают жилищные условия, чтобы создать основания для договора социального найма. Это тупиковый путь, потому что обман так или иначе раскрывается, и шансы на получение жилья могут обнулиться. Повторное рассмотрение заявки возможно не ранее чем через пять лет.
Квартира также должна подходить семье по площади. Например, если вы хотите получить жилплощадь в Санкт-Петербурге, а ваша семья состоит из трех человек — каждому из них положено по 20 квадратных метров. Это значит, что вы вправе просить условия для комфортного проживания. Факт дня Ребро монет называется гурт. Рифленный гурт был придуман, чтобы защитить драгоценные монеты от стачивания и подделок. Другой факт Тонкости жизни в муниципальной квартире Мы уже говорили, что для получения такой жилплощади необходимо оформить договор социального найма жилья. Он заключается на неопределенный срок, а основанием для его расторжения может стать, например, признание помещения аварийным и непригодным для проживания. Власти также могут лишить вас права пользования таким жильем и выселить. Это может случиться, если вы используете квартиру не по назначению: не живете в ней, а, например, сдаете под маникюрный салон. Или если вы вредите имуществу — разводите плесень, тараканов, делаете дыры в полу. Долги за коммуналку тоже могут стать основанием для выдворения жильцов.
Как приватизировать квартиру в 2024 году?
В случае превышения указанных сроков потребуется повторное оформление документов. Личные документы Справка о зарегистрированных в жилом помещении гражданах. Ее выдают в МФЦ, либо можно запросить на портале «Госуслуги». Паспорта РФ заявителей. Свидетельства о рождении зарегистрированных в приватизируемом помещении несовершеннолетних детей. Согласие на приватизацию объекта от всех проживающих в квартире совершеннолетних, которые намерены участвовать в приватизации. Документ должен быть подписан в присутствии сотрудника МФЦ или заверен нотариально. Особые ситуации В случае отказа одним из прописанных от своей доли в приватизируемой квартире — заверенный у нотариуса письменный отказ от положенной ему доли.
В случае отсутствия кого-либо из прописанных в момент сдачи документов — копия доверенности на представителя от временно отсутствующего человека, заверенная нотариусом от его имени. В случае смены паспорта одним из прописанных в период проживания в квартире по договору соцнайма — документ, свидетельствующий о смене данных паспорта. В случае смерти кого-либо из прописанных в период проживания в квартире по договору соцнайма — свидетельство о смерти умершего родственника, прописанного на жилой площади. Для отдельных категорий граждан к примеру, военнослужащих, недееспособных, детей без попечения родителей или из специализированных учреждений потребуются дополнительные документы. Например, нотариальная доверенность, если заявление и документы подает представитель, или решение органа опеки, попечительства и патронажа, если документы подает опекун несовершеннолетнего. Где получить необходимые документы Решения органов опеки и попечительства, решения и приговоры суда, справка об освобождении, документ, подтверждающий отбывание наказания, выписка из личного дела военнослужащего выдаются в соответствующих органах — опеки и попечительства, суде, исправительном учреждении или архиве военной части. Договор социального найма на квартиру, ордер или выписка из распоряжения органа исполнительной власти должны быть на руках у нанимателя.
Если утеряны, их придется восстанавливать. Для этого следует обратиться в МФЦ или в муниципалитет. За документом о гражданстве РФ — в многофункциональный миграционный центр. За документом, подтверждающим неиспользованное право на участие в приватизации по прежнему месту жительства, — в орган местного самоуправления или организацию технической инвентаризации БТИ. За техническим паспортом и поэтажным планом если их требуют в вашем регионе — в БТИ. Как подавать документы Подавать документы нужно всем уполномоченным собственникам жилого помещения или их представителям тогда потребуется нотариальная доверенность. Как правило, документы подаются в МФЦ, в некоторых регионах можно подать онлайн или при личной явке в уполномоченный орган.
После принятия документов нанимателю будет дана расписка с датой принятия заявления к рассмотрению. Сроки для принятия решения Решения о приватизации жилых помещений должны приниматься по заявлениям граждан в двухмесячный срок со дня подачи документов. При положительном решении заключается договор между уполномоченным органом власти и гражданином на передачу жилого помещения в его собственность в порядке приватизации Договор о приватизации. После чего Договор о безвозмездной передаче жилого помещения в собственность граждан Договор о приватизации необходимо подать в Росреестр для регистрации перехода права собственности. При получении Договора о приватизации необходимо присутствие всех членов семьи, участвующих в приватизации. Это происходит в срок не более 14 дней с момента подачи заявления. К заявлению прикладывают следующие документы: — документ, удостоверяющий личность заявителя всех участников приватизации ; — документ, подтверждающий уплату гражданином государственной пошлины в случае освобождения от уплаты представляется документ — основание для льготы ; — Договор о приватизации жилого помещения.
Подать документы в Росреестр быстрее всего через МФЦ. Также есть возможность направить по почте ценным письмом с описью вложений. Или в электронной форме: через личный кабинет портала «Госуслуги» либо на официальном сайте Росреестра. В случае подачи заявления в электронной форме оно должно быть подписано усиленной электронной подписью п. Приняв заявление, Росреестр проводит проверку документов на предмет наличия оснований для отказа в госрегистрации. Срок осуществления проверки и последующей регистрации права зависит от способа подачи документов. Он составит ст.
О ходе оказания услуги Росреестр может уведомлять заявителей по электронной почте или по СМС. Завершенная госрегистрация удостоверяется выпиской из ЕГРН.
Бывает так, что либо кто-то из членов семьи против приватизации, либо в квартире была сделана и не оформлена должным образом перепланировка. После приватизации и получения свидетельства о регистрации необходимо сообщить о смене статуса помещения в управляющую компанию и налоговые органы. Как менялся закон о приватизации Процесс бесплатного перевода государственной собственности в личную регулирует Закон «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» с 4 июля 1991 года. Согласно ему с 1 января 2007 года бесплатная приватизация квартир должна была прекратиться, а неприватизированные квартиры остаться в госсобственности. Но так как государственные органы не успевали обрабатывать поступающие заявления, в июне 2006 года закон о продлении бесплатной приватизации продлили до 1 марта 2010 года.
Впоследствии сроки приватизации продлевались еще четыре раза. Последняя назначенная дата — 1 марта 2017 года — предполагала, что приватизировать жилье смогут только дети-сироты, проживающие в аварийных зданиях, а также жители Крыма. Какое жилье можно приватизировать Список объектов, которые законодательство позволяет перевести в частную собственность, включает жилые помещения госфонда, земельные участки и их части. Приватизируемые площади должны быть переданы человеку по договору социального найма на правах пожизненно наследуемого владения в бессрочное пользование либо предоставлены в аренду от муниципалитета. Что касается участков, то можно переводить в собственность землю: переданную гражданам в аренду под ИЖС и ЛПХ; под строительство гаражей, дачное и садовое хозяйство; под домами, которые находятся в собственности; полученную гражданами на основании пожизненного владения. Что нельзя приватизировать жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии; общежития комнаты в общежитиях ; дома в закрытых военных городках; служебные помещения кроме жилищного фонда совхозов и других сельских предприятий. Не подлежат приватизации земельные участки в составе: земель лесного фонда и водного фонда, особо охраняемых природных территорий и объектов; земель, зараженных опасными веществами и подвергшихся биогенному заражению; земель общего пользования площади, улицы, проезды, автомобильные дороги, набережные, парки, лесопарки, скверы, сады, бульвары, водные объекты, пляжи и другие объекты ; земель, не подлежащих отчуждению в соответствии с законодательством; земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности; участки, зарезервированные для государственных или муниципальных нужд; участки в составе земель транспорта, предназначенные для обеспечения деятельности в морских портах, речных портах, аэропортах или отведенные для их развития; земель, занятых объектами культурного наследия.
Кто может приватизировать квартиру Приватизировать жилое помещение могут только граждане России. При этом необходимо согласие на приватизацию всех совместно проживающих членов семьи, включая несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет, говорит советник адвокатского бюро «БВМП» Сусана Киракосян. Перевести государственную недвижимость в личную собственность можно только один раз в жизни. Исключение — если человек был одним из участников приватизации, получивших долю до 18 лет. Он сможет повторить процедуру с другой жилой или нежилой недвижимостью после совершеннолетия. Категории граждан РФ, которым доступна приватизация: все зарегистрированные на приватизируемой площади. Не важно, проживает человек в квартире или нет, во внимание принимается сам факт регистрации; для совершеннолетних граждан обязательно согласие всех зарегистрированных лиц.
Взрослые жильцы могут написать отказ в приватизации без объяснения причин. В таком случае она невозможна; несовершеннолетних можно исключить из доли только по согласованию с органами опеки. Это распространяется и на детей, проживающих в другом месте, например с бабушкой. Если родители или один из них приватизируют квартиру, обязательная доля полагается и ребенку. Плюсы и минусы приватизации квартиры Главная цель приватизации — получение недвижимости в собственность, что позволяет не только пользоваться ею, но и распоряжаться.
После этой даты — договор соц. В одних регионах, если квартира выдалась по ордеру, перед приватизацией требуют оформить договор социального найма. В других же достаточно наличия ордера или просто лицевого счета. Поэтому перед подачей документов, заранее проконсультируйтесь. В основном данную справку предоставлять необязательно, то есть сотрудники сами запросят ее в паспортном столе Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск, Краснодар. В Самаре и Краснодаре выписку нужно предоставить самостоятельно. Но проблема в том, что управляющая компания даст её только при оплате всех коммунальных долгов по квартире, хоть это незаконно и является самоуправством. Просто это дополнительное давление на уплату долгов по коммуналке. Документы на участников в приватизации Заявление на приватизацию квартиры; Это главный документ. Форму и образец заявления лучше взять в отделе приватизации, потому что оно везде разное. Единого образца нет. Теперь главный вопрос — кто должен быть указан в заявлении, подписать и подать его? Их я перечислю списком: Граждане, которые будут участвовать в приватизации квартиры. Думаю здесь все понятно — если хочешь приватизировать квартиру и стать ее собственником, тогда заполни и подпиши заявление. Граждане, которые отказываются участвовать в приватизации. То есть они, подписав заявление, соглашаются на саму приватизацию квартиры, только не хотят в ней участвовать. Это требование указано в ст. Они могут изъявить свое согласия на приватизацию двумя способами: 1 оформить нотариальный отказ от участия. В этом случае им не нужно приходить в отдел приватизации, нотариальный отказ от них могут принести участники приватизации. Граждане, которые прописаны в муниципальной квартире, но уже участвовали в приватизации другой. Да, в вышеуказанной ст. Ведь в приватизации можно участвовать только один раз в жизни. Когда гражданин приватизировал квартиру, он уже не имеет право на приватизацию другой. Но суды с этим не соглашаются. Есть определение Верховного суда от 27 ноября 2007 г. Они должны прийти в отдел приватизации и подписать заявление. Или оформить у нотариуса согласие на приватизацию без их участия — тогда приходить в отдел приватизации им не придется. Что делать если такой гражданин не даст согласие на приватизацию? Если он давно не проживает в квартире и не платит коммунальные платежи, его можно попытаться выписать из нее. После выписки его согласие не потребуется. Если одному из вышеуказанных граждан нет 14 лет, его присутствие в отделе приватизации не требуется. Подписать заявление за него должен один из родителей — ст. Если от 14 до 18 лет, он тоже должен присутствовать. Если ребенку от 14 до 18 лет, то его паспорт и паспорта обоих родителей опекуна, попечителя. Если гражданин участвовал в приватизации до 18 лет, то он может еще раз в ней участвовать после 18 лет. Данная справка доказывает, потерял ли гражданин свое право на приватизацию или нет. Если человек прописался в квартиру после июня 1991 г. Пример 1: Владу по соц.
Приватизированное жилье законно продают или дарят, сдают в аренду. С социальным жильем такие действия проводить нельзя. Единственным условием для проведения процедуры является наличие у человека договора социального найма. В советские времена такой договор с гражданином заключало государство. Не приватизированный жилой объект передать по наследству нельзя. Если ответственный квартиросъемщик умер, то члены его семьи вправе жить на площади, а ответственным нанимателем назначается кто-то из семьи. Право заключить договор имеется только у тех граждан, которые были прописаны, и проживали вместе с ответственным квартиросъемщиком. Приватизация с возможностью наследования возможна, если человек в процессе сбора бумаг и подачи заявления скончался, жилье перейдет законному наследнику. Права на законную приватизацию квартиры нет у родных, которые не проживали с умершим, и не были с ним прописаны. Приватизация квартиры возможна через Госуслуги или МФЦ, а также при личном посещении муниципального отдела, занимающегося приватизацией недвижимости в регионе Российской Федерации. У кого есть право стать законным владельцем квартиры Право есть у всех проживающих, прописанных в квартирах. Взять в собственность жилплощадь могут и несовершеннолетние. Для этого должно соблюдаться одно условие — ребенок имеет официальную регистрацию на площади и проживает там вместе с родителями.
Приватизировать квартиру по договору социального найма: можно ли и как, особенности
Он напомнил, что за наем жилого помещения находящегося в муниципальной собственности, необходимо ежемесячно вносить оплату. Размер платы зависит от благоустройства той или иной квартиры. Фактическое пользование жилым помещением без оплаты означает, что человек накапливает задолженность и может в любое время при условии задолженности за период свыше шести месяцев быть выселен на основании решения суда. Так же при наличии задолженности по оплате за найм, в приватизации жилого помещения будет отказано», - подчеркнул начальник ДЖКХ.
Было отмечено, что договор социального найма жилого помещения является бессрочным. Для его заключения необходимо обратиться в управляющую компанию или в ДЖКХ администрации города Ялты. Михаил Баландин уточнил, что список необходимых документов для заключения договора индивидуален для каждого случая, однако зачастую он состоит из следующих документов: - заявление в произвольной форме; - документы, удостоверяющие личность; - копии документов с предъявлением оригиналов, удостоверяющих личность всех членов семьи: для граждан старше 14 лет — паспорт, для детей до 14 лет — свидетельство о рождении; - документы о заключении либо расторжении брака, если указанные в них лица подлежат включению в договор; - справки, подтверждающие родственные отношения, если указанные лица подлежат включению в договор; - документы, послужившие основанием для вселения граждан в жилое помещение: а ордер либо копию ордера, заверенную в установленном порядке; б выписку из решения органа исполнительной власти города Ялты о предоставлении жилого помещения либо копию решения исполнительного органа местного самоуправления города Ялты исполком горсовета до 21.
Михаил Баландин подытожил, что договор социального найма жилого помещения необходимо заключить всем, кто проживает в квартире, находящейся в муниципальной собственности. Как в Ялте приватизировать жилье?
Он должен быть меньше суммы прожиточного минимума на каждого. Прожиточный минимум отличается в различных регионах РФ. Для приватизации жилой недвижимости, нужно подтвердить факт проживания в квартире по договору социального найма. Это трудоёмкий процесс, требующий внимательности и определённых знаний. Рекомендуем доверять процесс приватизации юристам. Сложности могут возникнуть, если один из зарегистрированных в квартире уехал, и неизвестно где он находится. После прохождения процесса приватизации, документы о праве собственности направляются в налоговые органы, и в управляющую компанию. Что нужно сделать для приватизации квартиры?
Для получения документов необходимых для приватизации, следует обратиться ближайшее отделение МФЦ или в муниципалитет населённого пункта. Там же будет предоставлена форма заявления. В отделение БТИ выдается справка о том, гражданин ранее не участвовал в приватизации. Здесь же выдаётся технический паспорт квартиры и дома. Военнослужащие получают часть документов в воинской части. Представителям и опекунам несовершеннолетних, для получения документов нужно обратиться в органы опеки. В определенных случаях требуется справка, подтверждающая гражданство. Она предоставляется миграционным центром. Большинство выданных справок обладает сроком действия. Справка об отсутствии долгов по коммунальным платежам действует не более 30 дней.
Техпаспорт квартиры не обладает сроком годности. При заказе документов, рекомендуем записать срок действия каждой справки, ведь возможна ситуация, что некоторые справки изготавливается дольше срока годности других документов. В Москве большинство документов можно заказать через портал Госуслуги. После подачи заявления на приватизацию, с предоставленным пакетом документов, срок рассмотрения не должен превышать 45 дней. По окончанию рассмотрения, заявителю предоставляется согласие или отказ на приватизацию. При получении положительного решения будет выдан договор, который передаётся в Росреестр. Затем владелец получает выписку из Росреестра, подтверждающую право собственности. Чтобы избежать ошибок и не тратить своё время, рекомендуем доверить процесс приватизации юристу. Что такое приватизация квартиры, зачем она нужна? Понятие и основные принципы проведения процедуры передачи в частные руки муниципального и государственного жилья определяет Федеральный Закон от 4 июля 1991 г.
Получение принудительного согласия через суд недопустимо. Когда все лица, проживающее в квартире, согласны на приватизацию, кроме одного человека, то желающие получить недвижимость в собственность, могут потребовать в добровольном или судебном порядке обменять жилье , занимаемое таким гражданином. Обмен заключается в смене нанимателем одного жилого помещения на другое жилье. При этом, обмен разрешен между объектами недвижимости, которые находятся в разных домах, квартирах или в разных населенных пунктах России ст. Те жильцы, которые отказались от приватизации квартиры в пользу другого собственника, имеют право постоянного проживания в жилом помещении. Как лучше приватизировать квартиру: в долях или на одного Правом приватизации жилья лицо обладает единожды. Исключение — это те граждане, которые стали владельцами недвижимости в несовершеннолетнем возрасте, за ними сохраняется такая возможность. Оформить жилье в собственность можно на одного или нескольких человек. При приватизации в долях положительными аспектами являются: Затраты на оплату коммунальных услуг распределяются между всеми лицами. Сумма налога на имущество разделяется в равных долях на каждого из правообладателей.
Каждый из собственников обладает полным объемом прав на имущество: продажа, аренда, обмен, наследование. Минусы приватизации на несколько лиц заключаются в том, что: При реализации своей доли собственник обязан в первую очередь предложить объект продажи владельцам остальных частей квартиры, и получить письменный отказ от каждого, при нежелании приобретения. Не соблюдение порядка преимущественного права покупки дает возможность другим участникам долевой собственности через суд добиться перевода на себя полномочий покупателя ст. Если один из сособственников — несовершеннолетние лицо, то для продажи своей доли, придется получить согласие от органов опеки и попечительства. При единоличном владении положительными аспектами являются: Для продажи жилья потребуется собрать меньший пакет документов от одного владельца-продавца. Не потребуется соблюдать процедуру преимущественного права покупки. Собственник сможет распоряжаться имуществом по своему усмотрению. Можно выделить негативные аспекты приватизации на одного: Если единственным собственником являлся несовершеннолетний, то будущая реализация объекта возможно только после получения разрешения от опеки и попечительства. При продаже квартиры, право постоянного проживания в ней сохраняют все зарегистрированные в помещение лица. Возможна ситуация, при которой даже при смене владельца, лица, зарегистрированные в данном жилье, не захотят менять своего места жительства.
В процессе наследования имущества, лица, которые прописаны в квартире не теряют своих жилищных полномочий, у них остается право проживания в наследуемой недвижимости. Приватизация на скольких людей будет лучше и наиболее выгодна, каждый из собственников может решить только индивидуально, в зависимости от личных желаний и предпочтений. Как приватизировать комнату в муниципальной квартире Для приватизации комнаты в квартире необходимо определить к какому жилищному фонду относится данное имущество. Комната подлежит передаче в собственность гражданам, если жилье относится к коммунальному типу, а также оно должно быть муниципальным. Чтобы приватизировать комнату в муниципальной квартире потребуется следующий перечень документов: Паспорта, свидетельства о рождении всех лиц, которые зарегистрированы в жилом помещении. Техническая документация на комнату. Сведения о том, что жильцы ранее не приватизировали имущество. Договор социального найма. Справка об отсутствии задолженностей по оплате коммунальных услуг. Выписка из домой книги.
Заявление, форма которого устанавливается местным органом власти.
По закону вы должны аккуратно обращаться с имуществом, вовремя оплачивать аренду и ЖКУ. Проживание в такой квартире почти не отличается от жизни в собственном жилье: вы можете делать ремонт и перепланировку , прописывать членов семьи, заводить собаку, сдавать квартиру в аренду или обменять на другую. Муниципалитет будет обязан проводить капитальный ремонт дома и следить за состоянием лестниц, подвалов, чердаков, коридоров и другим общедомовым имуществом.
Поскольку вы не являетесь собственником, вы не должны платить государству налог на недвижимость. Но есть и минус: вы не сможете продать эту квартиру. Зато у вас есть возможность приватизировать ее и стать собственником. Приватизация — это бесплатная передача жилплощади гражданам, которые живут на ней по договору соцнайма, от муниципалитета.
Проще говоря, подарок от государства. Читать далее Приватизация муниципального жилья Итак, вы живете в квартире, у вас на руках есть договор социального найма жилья и вы решили приватизировать жилплощадь. Есть несколько требований к таким желающим: быть гражданами России; иметь прописку в квартире по договору соцнайма; право на приватизацию не было использовано; получить согласие собственника недвижимости муниципалитета ; если кто-то из домочадцев не хочет участвовать в этой процедуре — нужен его отказ иначе жилье будет передано в собственность им тоже. С несовершеннолетними жильцами ситуация особая.
Можно ли приватизировать квартиру социального найма
Ваши дети, прописанные в этой квартире, тоже получат долю собственности. Но когда им исполнится 18 лет — все обнулится, и у них снова появится право на приватизацию. Собирать документы и подавать заявление в МФЦ вы можете сразу после подписания договора соцнайма, только если вы не сирота. Эта категория граждан сначала должна прожить в муниципальной квартире минимум 5 лет. Сколько стоит стать собственником Формально процедура бесплатна, но в реальности потратиться придется. Итоговая сумма будет зависеть от того, какие документы у вас были на руках на момент приватизации. Например, если все бумаги уже собраны, а заявление вы подаете через госуслуги — вы потратите 1400 рублей только за госпошлину. Займитесь заранее вопросами документов, чтобы сэкономить на приватизации В МФЦ запрос рассматривается в течение 46 рабочих дней. Обычно с момента подачи заявления и получения документов о праве собственности проходит около двух месяцев. После того как вы стали хозяином этих квадратных метров, вы можете распоряжаться ими по своему усмотрению.
Например, ваша семья стала больше и вы решили купить квартиру просторней, продав приватизированную.
Заявление о приватизации подается в муниципальные органы власти, которые рассматривают его и выдают соответствующее разрешение на приватизацию. Права и обязанности при приватизации социального жилья При приватизации социального жилья владелец получает полное право собственности на жилое помещение. Владелец несет все обязанности по содержанию и обслуживанию жилого помещения. В случае приватизации социального жилья, имущественное положение семьи улучшается, так как жилье становится обремененным вопросами социального найма. Ограничения при приватизации социального жилья Несмотря на право собственности, приватизация социального жилья имеет некоторые ограничения: Социальное жилье, приватизированное до 2005 года, не может быть продано или передано собственником в собственность другому лицу в течение 5 лет.
Приватизация социального жилья не является источником дохода при продаже или сдаче в аренду. Приватизация не дает права на получение ипотечного кредита на основе имущественного положения. Законодательство по приватизации социального жилья предоставляет гражданам возможность стать полноправными собственниками своего жилья. Однако, следует учесть все условия, права и ограничения, чтобы избежать непредвиденных ситуаций и проблем в будущем. Приватизация квартиры без договора социального найма Приватизация квартиры без договора социального найма представляет собой процесс, по которому житель имеет возможность стать полноценным собственником своего жилого помещения. Данная процедура имеет свои особенности и требует соответствующих действий со стороны граждан.
Ниже приведены ключевые аспекты приватизации квартиры без договора социального найма: Возможность приватизации квартиры без договора социального найма появляется, если жилой дом был построен после 1995 года или передан в собственность граждан после этого периода. Для приватизации квартиры без договора социального найма необходимо быть гражданином Российской Федерации. Владение квартирой должно быть зарегистрировано в установленном порядке на протяжении не менее трех лет. Процедура приватизации включает подачу заявления в уполномоченные органы власти, предоставление необходимых документов и уплату государственной пошлины. После подачи заявления и прохождения всех необходимых процедур, гражданин получает свидетельство о праве собственности на квартиру. Приватизация квартиры без договора социального найма предоставляет ряд преимуществ для граждан: Возможность свободно распоряжаться своей собственностью, включая продажу, сдачу в аренду или передачу по наследству.
Увеличение стоимости жилого помещения, что создает возможности для получения кредитов или привлечения инвестиций. Защита прав собственника по закону, включая возможность обжалования решений в судебном порядке. Возможность участия в различных программах и инициативах, направленных на поддержку собственников жилья.
Медицинские работники Сотрудники медицинских учреждений также вправе приватизировать полученное по договору социального найма жилье.
Важно, чтобы жилплощадь не стояла на учете в реестре как служебное помещение. Требования, предъявляемые для приватизации, следует уточнять в региональном законодательстве. Каждый субъект РФ вправе устанавливать свои правила. Если в приватизации отказывают по незаконным основаниям, можно обратиться в судебный орган.
Пример из практики. Гражданин А. Ему была предоставлена квартира по договору социального найма. Однако администрация отказывала в приватизации, ссылаясь на некомплектность документов и недостаточный стаж.
Его иск был удовлетворен, поскольку на момент обращения истца в судебный орган для приватизации по старому закону требовался стаж от 7 лет, а не 15. В то время как документов предоставлялось достаточно. Как приватизировать служебное жилье Приватизация служебной квартиры сотрудниками различных организаций отличается от обычной процедуры переоформления муниципальной жилплощади. Приватизация ведомственного помещения состоит из следующих шагов: Подача запроса на согласие собственника жилплощади.
Перевод жилья на баланс муниципалитета. Сбор пакета документов. Составление и передача заявления о приватизации в орган местного самоуправления. Регистрация права собственности в государственном реестре.
В том случае, если организация или администрация отказываются передать жилплощадь в собственность нанимателя, он может подать исковое заявление в суд о нарушении его прав. Заявление на приватизацию Вся процедура приватизации жилья начинается с подачи запроса работодателю. В законодательстве не установлена четкая форма заявления, поэтому его можно составить в свободной форме. Например, написать от руки или напечатать на компьютере.
В заявлении нужно указать следующие данные: название компании-работодателя; сведения о заявителе — ФИО, контакты; данные обо всех лицах, зарегистрированных в жилплощади — ФИО; дата предоставления служебной жилплощади; технические данные недвижимости — адрес, площадь жилья, количество помещений; просительная часть заявления о переходе права собственности на предоставленное служебное жилое помещение; перечисление оснований, которые подтвердят право на оформление права собственности — ссылки на НПА или локальные акты организации. После рассмотрения заявления работодатель должен предоставить официальный ответ в письменной форме.
В-четвертых, подписать договор на передачу прав Одобрение запроса является первым успехом на пути к приватизации жилья по соц найму. Наниматель и остальные участники процедуры ставят подписи под договором с администрацией.
В-пятых, обратиться в Росреестр Предпоследний этап — подача заявления в регистрирующий орган: Росреестр Кадастровая Палата либо через фирму-посредника — служба «одного окна» ГБУ «Мои документы» в народе они по-прежнему известны как МФЦ. В-шестых, получить Свидетельство и выписку из ЕГРН Дойдя до последнего этапа, наниматель муниципального жилья становится хозяином недвижимости. Договор социального найма подходит к концу и расторгается. Остальные члены семьи гражданина также получают долю в квартире.
Информация фиксируется в договоре на приватизацию жилья. Процедура является не только бессрочной, но и бесплатной. Неудивительно, что сейчас существует огромный ажиотаж на переоформление прав на недвижимость. Но в то же время, не следует забывать, что процедура не из лёгких.
Важным этапом на пути к обретению своего жилья становится подготовка документации. Какие нужны документы Соискателю придется подготовить два пакета с документами — один пойдет в местный орган власти, а второй регистраторам. Обратите внимание, если вы привлекаете доверенное лицо, потребуется посетить нотариуса и оформить доверенность. От представителя нужна копия паспорта.
Также следует удостовериться, что службы «одного окна» принимают заявки через представителей — позвоните в местное отделение «Мои документы» или узнайте об этом на официальном сайте службы. Сроки Непосредственно на процедуру рассмотрения заявки о приватизации уходит около 2-х недель. Однако сама приватизация, если считать с момента начала действий в данном направлении, в среднем занимает около 2-3 месяцев. При этом, нужно учитывать, что часть документов имеет ограниченный срок годности, так что получать их нужно в самую последнюю очередь, прямо перед подачей заявления.
Техпаспорт БТИ. Срока годности не имеет, однако на его составление уходит около 1-1,5 месяцев. Лицевой счет на жилье, в которому указывается задолженность если она вообще есть. Делается быстро, но имеет срок годности всего 30 дней.
Действует всего 7 дней. В отдельных случаях может продлеваться до 30 дней. Выписка из домовой книги действительна только 14 дней. Таким образом, сначала нужно дождаться техпаспорта, так как именно он делается дольше всего и в то же время, не имеет срока годности.
Потом собрать остальные документы, которые также не имеют срока годности. И только после этого заказывать по порядку лицевой счет, выписку из домовой книги и выписку на помещение из ЕГРП. Стоимость, расходы Несмотря на то, что приватизация формально считается бесплатной то есть, за квартиру платить не нужно , придется уплатить госпошлину, отдать определенную сумму за некоторые справки, заплатить нотариусу за доверенность и отказы от приватизации и так далее. В среднем, одна процедура приватизации обходится жильцам в 4-5 тысяч рублей.
Если требуется ее делать срочно, то сумма может вырасти до 10 тысяч рублей и выше. Необходимые документы, органы обращения, сроки Стоит сразу же отметить, что приватизировать квартиру можно либо на одного человека, либо на несколько лиц, у которых будут равные или отдельные доли в собственности. Нельзя приватизировать определенную часть квартиры или дома, так как это целостное имущество, которое неделимо. Исключением тут можно назвать комнаты в коммунальной квартире.
При сознательном принятии решения о приватизации нужно собрать кипу документов, которые удостоверят право проживающих на реализацию данной процедуры. У каждого заинтересованного лица возникают вопросы: куда обращаться и что делать? Не все так сложно, как кажется на первый взгляд. Согласие — главное условие такой жилищной процедуры, которое должны выразить все проживающие лица.
При отказе одного из них дальнейшие жилищные действия не будут считаться законными. Взрослые наниматели, проживающие в квартире на постоянной основе, могут дать согласие, но в то же время отказаться от участия в процессе приватизации. Их отказ оформляется нотариально. В таком случае они не будут являться собственниками квартиры или дома, а все документы оформляются на заинтересованных нанимателей.
Иными словами, нужно подготовить необходимую документацию для дальнейших действий, к которым согласно юридической практике, относятся: Договор соц. Этот документ выдают в бухгалтерском отделе паспортного стола; Выписка из домовой книги, где подробно указываются все субъекты, зарегистрированные когда-либо по данному месту жительства. Ее выдает БТИ; Отказ одного из нанимателей от участия в данной жилищной процедуре. Бумага оформляется в качестве заявления, удостоверенного у нотариуса; Технический паспорт квартиры, который представляет собой детальный план помещения.
Его выдает БТИ путем персонального заказа; Кадастровый паспорт жилья, где указываются такие сведения, как общая S, этажи, схема, объем жилого помещения. Благодаря этому документу, можно узнать, какое недвижимое имущество числится в собственности у нанимателей и каким образом они ее приобрели. Это оформляется в Росреестре; Выписка из единого гос. К тому же могут понадобится дополнительные документы.
Например, если имеется несовершеннолетний ребенок, то обязательно МФЦ потребует согласие органов опеки на его участие в таких жилищных вопросах. Если некоторые наниматели умерли, то необходимо предоставить и свидетельства о смерти. Для представления интересов других сонанимателей легче всего составить доверенность, на что тоже требуется время. Все эти документы нужно предоставить в территориальный МФЦ многофункциональный центр , БТИ или другие региональные жилищные органы.
Желательно обращаться в МФЦ, так как сейчас там быстрее проходит обслуживание населения. Просто прийти туда с пустыми руками не удастся, так как необходимы документы. При недостатке хотя бы одного из них заявка не будет принята, а в приеме будет отказано. Выписка из домовой книги действительна совсем недолго — 2 недели с момента выдачи.
Желательно сделать ее заказ в самую последнюю очередь, до момента непосредственной подачи документов. Сроки сбора документов у всех индивидуальны, так как необходимо дополнительно ждать определенные справки, выписки, а это может занять немало времени.